Что делать во время самой медитации? Почему медитация «не работает». Основные ошибки Что можно увидеть во время медитации

В самом начале практики цигун вы учитесь тому, как регулировать свое тело, дыхание и разум. Приступая к практике, особенно к неподвижной медитации, вы получаете возможность погрузиться в глубокое медитативное состояние, в котором ваша ци самостоятельно восстанавливается и уравновешивает себя, проникая в каждую клетку вашего тела. В процессе медитации у вас могут возникнуть разнообразные ощущения или даже видения. Большинство из этих новых впечатлений возможно получить только во время медитации. Такие ощущения китайцы называют цзин ци, что переводится как «видения ци» или «картинки ци» (потому что именно ци вызывает к жизни эти видения). Здесь мы рассмотрим некоторые наиболее распространенные ощущения и впечатления. Не думайте, что вы обязательно столкнетесь с каждым из них или что подобное испытывает каждый человек. Все зависит от индивидуальных качеств, времени суток, в которое вы занимаетесь, даже от окружающей вас обстановки.
1. «Восемь Прикосновений» (физические и сенсорные явления)
Ба чу, или «Восемь Прикосновений», представляют собой ощущения, нередко возникающие в процессе практики цигун: это может быть чувство тепла, ощущение, будто кто-то касается вас, или чувство тяжести. В Китае их называют чу ганъ (прикосновение и ощущение) или дун чу (движущееся прикосновение). Некоторые люди испытывают такие ощущения:
1) движение (дун);
2) зуд (ян);
3) прохлада (лян);
4) тепло (нуанъ);
5) легкость (цин);
6) тяжесть (чжун);
7) першение (сэ);
8) скольжение (хуа).
Другие же называют иной перечень ощущений:
1) потряхивание (дяо);
2) вибрация (и);
3) холод (лин);
4) жар (жэ);
5) парение (фу);
6) погружение (чэнь);
7) твердость (цзянь);
8) мягкость (жуань).
Вы должны понимать, что для практики цигун все эти ощущения являются вполне нормальными; они возникают иногда даже у новичков. Если вы почувствуете нечто подобное, проанализируйте свое ощущение, чтобы определить его источник или причину. Если окажется, что это естественное явление или результат перераспределения ци, не переживайте из-за этого, позвольте всему идти своим чередом. Если же явления вызваны какими-то другими причинами — исправьте положение, избавьтесь от обстоятельств, их породивших.
Не стоит ожидать этих явлений и надеяться на их появление (как, впрочем, и беспокоиться по этому поводу). Просто следуйте природе, не вмешиваясь в ее дела. Воспринимайте происходящее с легким сердцем, продолжая занятия; держите разум в ясности и спокойствии, стараясь ни на что не отвлекаться.
2. Ощущение движения или вибрации
Это ощущение отличается от описанной ранее дрожи. Оно возникает в области Даньтяня во время неподвижной медитации. Позанимавшись неподвижной медитацией некоторое время, вы поначалу можете ощутить теплоту в нижней части живота. Через пару недель вы можете почувствовать, что область Даньтяня начинает самостоятельно вибрировать — это значит, что «нижний котел» наполнен ци и пора использовать свой Я, чтобы направить эту ци по Малому Кругу. Как правило, это ощущение одним из первых приходит к начинающим заниматься неподвижной медитацией. Оно подтвердит вам правильность практики и наличие определенных успехов.
3. Ощущения внутри живота
Как только вы почувствуете теплоту и вибрацию в Даньтяне, мощный поток ци распространится по животу. Движения передней стенки живота во время дыхания стимулируют циркуляцию ци в кишечнике. Иногда это вызывает различные звуки или способствует освобождению от газов. Через некоторое время после того, как это произойдет, вы почувствуете тепло и различные ощущения в животе, почувствуете вашу ци, текущую равномерно и сильно. Иногда это приводит к усиленному потоотделению. После регулярных занятий в течение некоторого времени эти ощущения исчезнут, поскольку все каналы в нижней части живота откроются и ци сможет двигаться беспрепятственно.
4. Ощущение воздушности
По завершении Малого Круга, когда ци внутри вашего тела движется равномерно, вы можете почувствовать, что в состоянии глубокой медитации ваше физическое тело как бы исчезает, становясь легким и воздушным. Это ощущение действительно приятное; однако стоит вам отвлечь свой разум на это ощущение, как воздушность тут же исчезнет. Вы должны просто осознавать происходящее, не обращая на него внимания. Как правило, чтобы достигнуть этого состояния, вы должны вначале привести свое тело в состояние глубокого расслабления, когда ритм дыхания и сердцебиение снижены до минимума, а разум находится в состоянии покоя и умиротворения.
5. «Белый вид» («облака») в пустой комнате
Находясь в состоянии глубокой медитации, вы иногда можете пережить ощущение исчезновения вашего физического тела, после чего ваша ци сольется с ци окружающего пространства. Когда это происходит, кажется, что вся комната внезапно становится пустой, наполняясь белыми облаками или туманом. Если вы попытаетесь сосредоточиться на созерцании, картина тут же исчезнет, поскольку разум не знаком с состоянием абсолютной пустоты и тут же начнет генерировать образы знакомых физических предметов, чтобы заполнить ее.
Столкнувшись с ощущением белой пустоты, просто почувствуйте ее, не концентрируя на ней внимание. Подобные явления возникают лишь при условии идеальной уравновешенности разума, приводящей его в состояние повышенного расслабления и концентрации. Даос У Ицзы говорил: «(Если ты) желаешь наполнить живот (ци), вначале опустоши (отрегулируй) синь. (Если ты) желаешь вызывать Белое, вначале опустоши комнату». Это высказывание взначает, что для наполнения живота энергией ци человек вначале должен опустошить свой эмоциональный разум. Другими словами, вы должны регулировать свой синь до тех пор, пока он не исчезнет, —лишь после этого ваш разум сможет сконцентрировать И на Нижнем Даньтяне, чтобы он «разжег огонь» (начал создавать ци). В данном случае белый цвет символизирует простоту, чистоту, легкость, связанные с исчезновением физического тела. Чтобы заставить собственную ци слиться с окружающей, вам прежде потребуется избавиться от всех объектов в «комнате» вашего разума, включая физическое тело.
6. Шесть других ощущений
Достигнув высших уровней медитации в цигун, вы можете столкнуться с шестью другими часто встречающимися ощущениями. Вот они: а) жар в Даньтяне, словно он объят огнем; б) (внутренние) почки словно опущены в кипяток; в) из глаз бьют лучи света; г) за ушами возникают порывы ветра; д) над головой слышится клекот орла; е) ваше тело наполнено энергией так, что даже нос дрожит. Все эти явления даос Юй Цзу назвал «Шестью Доказательствами», поскольку они подтверждают правильность пути в практике медитации.
7. Шесть перемещений
Когда вы овладеете уровнем, позволяющим регулировать ваш шэнь, вы сможете повысить его, а сверхъестественная сила лин поможет вам достигнуть того, что недоступно обычному человеку. При этом ваш разум сможет общаться с шестью природными силами.
А. Видение настоящего
Ваш разум настолько прояснен, что способен анализировать и понимать события максимально глубоко и точно. Это происходит потому, что вы научились регулировать свой разум и способны видеть предметы или события с беспристрастной точки зрения, не испытывая смущающего влияния синь. Поскольку большинству людей это недоступно, вы сможете видеть лучше их.
Б. Понимание прошлого и видение будущего
Ваш разум способен понимать прошлое и предсказывать будущее. Поскольку ваш разум прояснен, вы сможете анализировать происходящее, понимать причины и видеть результаты. Поскольку ваш опыт объективного анализа будет накапливаться, вы сможете видеть, что произойдет в будущем, ведь человек остается человеком, а история всегда повторяется.
В. Видение всей Вселенной
На высших стадиях медитации ваш дух сможет ощущать всю Вселенную. Вы сможете увидеть (духовно) горы, небеса, реки, моря и т. п. На этой стадии ваша ци объединится с ци Вселенной, так что вы обретете способность свободно обмениваться информацией.
Г. Звуки Вселенной
При помощи своего духа вы сможете слышать и понимать все звуки, возникающие от вариаций природной ци, включая ветер, дождь, волны и т. п. Вы также сможете слышать духов и общаться с ними.
Д. Видение судьбы
Ощутив все изменения в природном поле ци, накопив все прошлые знания, относящиеся к человеку, вы сможете видеть разум человека, его личностные качества, истинную природу. Это позволит вам видеть его судьбу. Вы даже сумеете определить его духовное будущее, т. е. ожидают ли человека в дальнейшем радости (рай) или страдания (ад).
Е. Узнавание мыслей других
Поскольку вы наполнили свой дух и головной мозг энергией, приведя их в состояние повышенной чувствительности, ваш мозг сможет воспринимать значительно более широкий спектр волн. Научившись настраиваться на волны, испускаемые мозгом других людей, вы сможете видеть их мысли.
Даосский мудрец У Чжэньжэнь сказал: «Возвратись в пустоту, чтобы объединиться с Дао после того как ты достигнешь устойчивости и (твой дух) сможет покинуть (твое тело), (твой дух) сможет внезапно проникать (в твое тело) и так же внезапно покидать его». Это и будет тем состоянием буддовости, или просветлением, находясь в котором вы сможете отделиться духом от тела, соединившись с природой.

Если вы не знаете, как правильно медитировать , то эта статья написана специально для вас.

В различных техниках медитации используются различные приемы и процедуры, благодаря которым человек может из бодрствующего состояния перейти в трофотропное (полусонное). Существует довольного много вариантов, как медитировать правильно, которые отличаются по многим параметрам.

Однако у всех них есть общий нюанс: чтобы начать медитировать, нужно иметь стимул или предмет, на котором можно сконцентрироваться. Такой предмет нужен для сосредоточения. Ну а в зависимости от объекта сосредоточения можно выделить четыре основные техники медитации.

Техники медитации

  1. Мысленное повторение
  2. В данном случае объектом сосредоточения является определенный психический стимул. Это может быть мантра — слово или фраза, отрывок из песни, стихотворения. Главное — максимально сосредоточиться на нем и постоянно повторять. К примеру, доктор Герберт Бекон использовал слово «раз» («one») как мантру для больных гипертонией.

    1. Повторение физического действия

    Такая техника подразумевает концентрацию на определенном действии. Древние йоги Индии сосредотачивали внимание на дыхательных движениях. Можно, к примеру, постоянно повторять вдох-выдох и подсчитывать их количество.

    Это, кстати, лежит в основе Хатха-йоги, которая представляет широкой публике еще один очень известный вид концентрации — разные позы (асаны).

    Статья по теме:

    Восточные народы во время медитации занимаются хороводными танцами с движениями, которые постоянно повторяются.

    Очень много бегунов США, которые часто бегали трусцой, сообщали об интересном медитативном состоянии во время таких занятий — причина может лежать в контроле дыхания и однообразных движениях.

    1. Концентрация на проблеме
    2. В данном случае объектом концентрации является парадоксальная задача. Классический пример — «коаны». Этот вид медитации заставляет задуматься над вопросом или проблемой, которая заведомо не имеет решения. Например: «Как прозвучит хлопок одной ладоши?».

      1. Зрительная концентрация

      Такая техника подразумевает использование определенного образа для концентрации. Отлично подойдет картина, пламя, разрез ствола дерева. В общем, предмет или сцена, которая внушает расслабление. Отличным вариантом могут стать концентрические круги или «мандала» — квадрат в круге.

      Механизм действия медитации на человека

      Никто толком не может описать то, как действуют различные медитационные техники. Однако проводилось довольно много исследований объектов для концентрации внимания. Отсюда можно сделать вывод, что каждый конкретный стимул для сосредоточения является самой главной характеристикой любого процесса медитации.

      Предмет для сосредоточения, судя по всему, может дать интуитивному типу мышления человека возможность на время занять доминирующее, управляющее место. Он своеобразно действует на нервную систему, изменяет активность левого полушария, делая его доминантным — за счет этого и происходит вход в медитативное состояние.

      Вышеупомянутый стимул для сосредоточения вовлекает левое полушарие в определенную монотонную деятельность, которая спустя время продолжается сама по себе, без сознательного влияния со стороны человека. Повторения мантры, дыхание, определенные позы — все это погружает человека в состояние, вызванное фрустрацией левого полушария мозга.

      Такое же ощущение достигается и в процессе размышления над проблемой, парадоксом, во время монотонных танцев, однообразной и интенсивной физической деятельности, к примеру — во время бега трусцой.

      Если объект для сосредоточения начинает действовать, то мозг совершенно по другому обрабатывает информацию. Аналитические отделы просто отключаются, а интуитивные приводят к необычному познанию. Именно оно является главной целью любой медитации.

      Так называемое «исключительное познание» на Востоке называют «сатори» или «нирвана», что означает «просветление», «истинное познание», «осознание сущего». Раньше на Западе такое состояние называли «космическим сознанием» или просто — «сверхсознанием».

      Очень много современных исследователей пытаются изучить нейрофизиологию человека в состоянии медитации. Но исследования толком не дают желаемой информации. Однако опыты, которые проводились довольно давно, показывают, что во время медитации уменьшается частота, но увеличивается амплитуда мозговых волн.

      Более современные исследования смогли доказать, что во время медитации доминирующая роль действительно переходит от левого полушария мозга к правому.

      Очень важно отметить, что достижение сверхсознания и медитация не всегда являются одним и тем же. Медитация — это процесс, набор техник и методов, которые нужны для достижения конкретной цели — сверхсознания.

      Итак, как правильно медитировать?

      Что нужно для правильной медитации?

      Бенсон в своем труде «Реакция релаксации» указывает четыре основных фактора, которые способствуют успешной медитации.

      1. Для того, чтобы медитировать правильно, нужно спокойное окружение.

      Отсутствие внешнего раздражающего фактора некоторые люди могут посчитать невозможным — мол, нет такого места, где можно определенное время находиться в полной тишине и спокойствии. Однако все почему-то забывают про фон — даже обычная музыка для релаксации поможет «замаскировать» отвлекающие звуки. Этому может послужить даже шум вентилятора. Если ничто не поможет — значит спасет повязка на глаза и беруши.

      1. Второй важный фактор — удобная поза.

      Нужна максимально устранить мышечное напряжение во всем теле, исключением является голова и шея.

      1. Третий фактор был описан выше очень подробно — это объект концентрации.
      2. Ну а четвертого фактора будет добиться довольно сложно. Пассивная установка позволяет создать медитативное состояние — вместо того, чтобы контролировать его.

      Бенсон утверждает, что пациент должен полностью расслабиться и полностью отдать себя «в руки» медитативного состояния. В случае, если пациент не может начать медитировать, он задает следующие вопросы — «Я правильно это делаю?», «А долго еще?», «А как понять, что я вошел в нужное состояние?», «Нужно ли мне запомнить то, что я почувствую?» и так далее.

      Кроме этих четырех факторов Бенсона, хочется отметить еще и пятый: восприимчивость человека к медитации. Проще говоря, пациент перед медитацией должен расслабить самого себя, войти в соответствующее состояние, которое позволит настроиться на медитацию.

      Даже самые положительные факторы окружающей среды не помогут раздраженному человеку войти в состояние медитации, если он сам не захочет взять себя в руки.

      Чтобы расслабиться и начать медитировать, пациент может прибегнуть к методам мышечной релаксации, чтобы убрать избыточное напряжение. Некоторым помогает медитация в горячей ванной.

      Ну а теперь стоит привести настоящую инструкцию по практике медитации.

      Как нужно медитировать. Инструкция

      Сначала закройте глаза и обратите внимание на успокоение, которое должно появиться уже через несколько секунд. Дело в том, что большая часть сенсорной информации поступает к нам именно через глаза. Вот почему простое закрытие глаз позволяет сильно очистить разум.

      Концентрация на дыхании

      Кроме зрительного фактора, есть еще и обоняние. Когда человек расслаблен, он начинает обращать внимание на единственный процесс, который он не может прекратить — дыхание.

      Нужно сосредоточиться на каждом вдохе и выдохе, максимально переключить внимание с окружающего мира на свои легкие. Каждое движение грудной клетки должно сопровождаться мысленной командой: по команде «вдох» вы вдыхаете воздух, по команде «выдох» — выдыхаете.

      Сначала дышите только носом, однако через несколько десятков повторений выдох нужно начать делать через рот. Не напрягайтесь, не делайте никаких усилий — воздух должен сам выходить из ваших легких. Вдох-выдох.

      При каждом вдохе вы должны ощущать влияние холодного воздуха, которые остужает и проветривает все ваше тело. На каждом выдохе вы должны чувствовать теплый и влажный воздух, который выводит остатки напряжения из вашего тела.
      Buttons


      Методика «Раз»

      Эта методика позволит вам сконцентрироваться на своем дыхании иным способом. Нужно будет применить вспомогательное средство, в данном случае слово или фразу. Бенсон в своей книге предлагает мантру — слово «раз».

      Легкое слово, без всякого смысла и подтекста, представляет собой самое простое исчисляемое. Его нужно произносить довольно громко, таким образом отдавая приказы своему телу и разуму.

      Мантра «ОМ» в медитации

      Многим людям больше нравятся более древние мантры. К таким относится звук «ОМ». Он не несет с собой вообще никакого смысла, издает приятное звучание, которое как и фоновый шум помогает заглушить некоторые внешние факторы, которые могут отвлекать от медитации.

      При каждом выдохе также произносите «ом». Старайтесь при этом дышать спокойно, попытайтесь не концентрироваться на своем дыхании. Спустя несколько повторений начинайте произносить мантру мысленно, губами при этом не двигайте.

      Попытайтесь просто думать о ней, возможно даже представить какую-нибудь картинку, с которой у вас ассоциируется такая мантра.

      Спустя время можно будет заметить, как понемногу исчезает из ума, очищает рассудок, полностью стирается. Разум становится расслабленным, приходит необычное чувство умиротворение.

      Счет в медитации

      Для последней мантры придется сконцентрироваться. Нужно будет вести обратный счет от 10 до 1 на выдохе. При этом считая каждое число, нужно делать один выдох.

      Дойдя до 1, начинайте отсчет снова, но уже от 1 до 10, при этом каждое число произносите мысленно на вдохе.

      С одной стороны, такой метод заставит сконцентрироваться, чтобы не допустить ошибок, с другой стороны — поможет отвлечься от окружающих факторов.

      Чтобы перейти к бодрствованию, вам нужно считать до 10, и вы почувствуете, как ваше сознание пробуждается, тело наливается силой и свежестью.

      1, 2 — вы начинаете чувствовать бодрость

      3, 4, 5 — пробуждение усиливается

      6, 7 — пошевелите кистями и ступнями

      8 — пошевелите ногами и руками

      9, 10 — вы открываете глаза! Вы чувствуете бодрость и прилив сил! Ваше тело освежилось, а ум стал более ясным!

      Друзья, теперь вы знаете, как медитировать правильно. Сделайте эту практику своей полезно привычкой – ваш мир начнет изменяться в лучшую сторону!

      Приятной вам медитации!

Цель медитации заключается в концентрации и успокоении вашего сознания, а в дальнейшем - в достижении высшей степени осознанности и внутреннего спокойствия. Это древняя практика, однако ученые до сих пор не исследовали всех ее положительных свойств. Так, неврологи обнаружили, что регулярная медитация действительно изменяет разум, помогая контролировать эмоции, усиливать концентрацию, снижать стресс и даже стать ближе к окружающим. Возможно, вы удивитесь этому, но медитацией можно заниматься в любом месте, в любое время, позволив себе погрузиться в состояние спокойствия и умиротворенности вне зависимости от того, что происходит вокруг. Есть много способов медитировать, так что если какая-либо практика вам не подойдет, вы всегда можете попробовать другую.

Шаги

Часть 1

Подготовка к медитации

    Выберите тихое место. Медитация требует успокаивающего и умиротворяющего окружения. Это позволит вам сконцентрироваться непосредственно на медитации и оградит ваш разум от внешних раздражителей. Постарайтесь найти место, в котором вас не будут отвлекать в течение вашего занятия, неважно, сколько оно потребует времени - пять минут или полчаса. Вам не понадобится много пространства - медитировать можно даже в самой маленькой комнате, в кладовой или на скамейке в саду, если вы сможете оставаться там в уединении.

    Наденьте удобную одежду. Одна из главнейших целей медитации - успокоить разум и заблокировать внешние раздражители. Это может быть сложно, если вы испытываете физический дискомфорт из-за узкой или ограничивающей движения одежды. Постарайтесь надевать для медитации свободную одежду и не забывайте снимать обувь.

    • Наденьте свитер или кардиган, если вы планируете медитировать в прохладном месте, либо накиньте на плечи плед или шаль. Если вы этого не сделаете, то все ваше внимание сконцентрируется на ощущении холода, и вам захочется поскорее закончить сеанс.
    • Если вы находитесь там, где нет возможности быстро переодеться, то сделайте все, чтобы вам было максимально комфортно. По крайней мере, снимите обувь.
  1. Решите, как долго вы будете медитировать. Перед началом вам следует решить, сколько времени вы сможете уделить медитации. Многие практики советуют уделять этому занятию 20 минут дважды в день, но новички могут начинать с занятий длительностью в 5 минут один раз в день.

    • Как только вы выбрали время для медитации, постарайтесь придерживаться его каждый день. Не бросайте это занятие, если вам кажется, что у вас ничего не получается. Чтобы научиться правильно медитировать, потребуется время и практика. Самое важное для начала - просто не бросать.
    • Найдите способ следить за временем медитации, не отвлекаясь. Установите будильник на низкую громкость или привяжите время медитации к какому-либо естественному явлению - например, пока солнце не осветит определенное место на стене.
  2. Сядьте в удобную позу. Очень важно чувствовать себя комфортно во время медитации, поэтому постарайтесь найти максимально удобную позицию. Традиционно медитацию практикуют, сидя на полу на подушке в позе лотоса или полулотоса, однако если ваши ноги, бедра и поясница недостаточно гибкие, вам может быть неудобно. Выберите позу, в которой вам легко сохранять равновесие и вы способны сидеть ровно и прямо.

    • Можете просто сесть на подушку, стул или скамейку для медитации, скрестив ноги или не скрещивая их.
    • Когда вы сидите, ваш таз должен быть сдвинут вперед настолько, чтобы позвоночник находился в центральной позиции относительно двух тазовых костей - точек, на которые вы переносите свой вес при сидении. Чтобы выдвинуть бедра в правильную позицию, сядьте на переднюю часть толстой подушки или поместите что-нибудь толщиной в 7–10 cм под задние ножки стула.
    • Можете использовать скамейку для медитации: они обычно уже сделаны с наклоненным сиденьем. Если у вашей скамейки сиденье обычное, подложите что-нибудь под нее, чтобы наклонить его на 1–2,5 см.

    Совет. Вы не обязаны медитировать сидя, если вам не очень удобно. Медитировать можно стоя, лежа или даже на ходу - главное, чтобы вам было комфортно!

    Когда вы сели в нужную позу, выпрямите спину. Правильная осанка позволит вам чувствовать себя комфортнее во время медитации. Когда вы сядете в удобную позу, сфокусируйтесь на своей спине. Начиная снизу, представляйте, как каждый позвонок балансирует на предыдущем, чтобы поддержать весь вес вашего торса, шеи и головы.

    • Потребуется практика, чтобы научиться находить положение, в котором вы можете расслабить торс и сохранять равновесие с минимальным усилием. Если вы почувствуете напряжение в какой-либо части тела, расслабьте ее. Если вы не можете расслабиться, чтобы не начать заваливаться, проследите, чтобы ваша осанка оставалась прямой и постарайтесь переместить центр тяжести торса, чтобы все части могли расслабиться.
    • Самое важное - вы должны чувствовать себя комфортно и расслабленно, а ваш торс должен быть устойчив и сбалансирован, чтобы позвоночник поддерживал вес тела выше талии.
    • Традиционное положение рук - кисти рук лежат одна на одной перед вами ладонями вверх, правая рука накрывает левую. Однако вы также можете оставить руки на коленях или опустить их по бокам.
  3. Закройте глаза. Медитацию можно практиковать с открытыми и закрытыми глазами. Новичкам чаще советуют закрывать глаза, чтобы не отвлекаться на визуальные раздражители.

    Часть 2

    Базовые приемы медитации
    1. Сконцентрируйтесь на дыхании. Самая основная и универсальная техника медитации из всех - дыхательная медитация - отлично подходит для начала. Выберите точку над вашим пупком и сконцентрируйте свой разум на ней. Обратите внимание на то, как опускается и поднимается ваша грудная клетка во время дыхания. Не предпринимайте осознанных усилий, чтобы изменить темп дыхания, просто дышите свободно.

      Используйте разные визуальные образы, чтобы сфокусироваться на дыхании. Например, представьте монетку, находящуюся над вашим пупком, которая поднимается и опускается по мере вашего дыхания; представьте буй, плавающий в океане, качающийся на волнах, соответственно вашему дыханию; представьте цветок лотоса, находящийся у вас в животе, лепестки которого раскрываются с каждым вашим вдохом.

      • Не волнуйтесь, если ваш разум начинает блуждать: вы новичок, и, как и во всех упражнениях, успех в медитации требует практики. Просто постарайтесь сфокусировать свой разум на дыхании и перестать думать обо всем остальном.
    2. Повторяйте мантру. Медитация с помощью мантры - это другой популярный вид медитации, который включает в себя повторения мантры (звука, слова или фразы) раз за разом, пока вам не удастся успокоить разум и войти в медитативное состояние. Мантрой может быть что угодно на ваш выбор, однако она должна легко запоминаться.

      Знаете ли вы? На санскрите слово «мантра» означает «инструмент разума». Мантра - это инструмент, который создает вибрации в разуме, позволяющие вам отключиться от мыслей и погрузиться в более глубокое состояние осознанности.

      Попробуйте сконцентрироваться на простом визуальном объекте. Подобно мантре, вы можете использовать простой визуальный объект, чтобы заполнить им разум и достичь более глубокой осознанности. Это форма медитации с открытыми глазами, которую многие считают более простой.

      Практикуйте визуализацию, если вы предпочитаете «внутренний» фокус. Визуализация - это еще одна популярная техника медитации. Ее суть в том, чтобы представить спокойное место в своем воображении и исследовать его, пока разум не погрузится в состояние полного спокойствия. Это может быть любое место, какое вам нравится. Тем не менее оно не должно повторять полностью реальное место. Пусть оно будет уникальным и существует только для вас.

      • Место, которое вы визуализируете, может быть теплым песчаным пляжем, цветочной поляной, тихим лесом или даже уютной гостиной с пылающим камином. Что бы вы ни выбрали, пусть это место станет вашим убежищем.
      • Как только вы мысленно вошли в свое убежище, начните исследовать его. Вам не нужно «создавать» обстановку или окружение, они уже там присутствуют. Просто расслабьтесь, и детали сами предстанут перед вашим мысленным взором.
      • Обратите внимание на свет, звуки и запахи вашего окружения. Почувствуйте свежий бриз на вашем лице или тепло огня, согревающее ваше тело. Наслаждайтесь пространством так долго, как вам хочется, позволяя ему органично расширяться и становиться более реальным. Когда будете готовы покинуть ваше место, сделайте несколько глубоких вдохов и затем откройте глаза.
      • В следующий раз, когда будете практиковать визуальную медитацию, вы можете вернуться в то же самое место либо создать новое.
    3. Последовательно сконцентрируйтесь на своем теле. Это означает концентрацию на каждой части тела по очереди и ее осознанное расслабление. Для начала сядьте или лягте в удобной позе. Закройте глаза и начните концентрироваться на дыхании, а потом перемещайте свой фокус с одной части тела на другую. Прислушивайтесь к своим ощущениям.

      • Возможно, вам будет удобно начать снизу и продвигаться вверх. Например, сконцентрируйтесь на ощущениях в пальцах ног. Сделайте осознанное усилие, чтобы расслабить любые напряженные мышцы и освободиться от напряжения или давления. Когда ваши пальцы ног будут полностью расслаблены, переходите к стопам и повторите процесс расслабления.
      • Продолжайте вдоль всего своего тела, двигаясь вверх от стоп к макушке. Уделяйте каждой части столько времени, сколько хотите.
      • Когда вы закончили расслаблять каждую часть тела в отдельности, сфокусируйтесь на теле в целом и насладитесь ощущением спокойствия и расслабленности, которой вы достигли. Сфокусируйтесь на дыхании на несколько минут, перед тем как закончить медитацию.
    4. Попробуйте медитацию, направленную на сердечную чакру. Сердечная чакра - это одна из семи чакр, или энергетических центров, расположенных в теле. Сердечная чакра находится в центре грудной клетки и ассоциируется с любовью, состраданием, миром и принятием. Медитация, направленная на сердечную чакру, включает в себя погружение в эти чувства и посыл их изнутри в окружающий мир. Для начала сядьте в удобную позу и сконцентрируйтесь на ощущениях от своего дыхания.

      Попробуйте медитацию на ходу , чтобы совместить расслабление и физическую активность. Медитация на ходу - это альтернативная форма медитации, которая включает в себя наблюдение за движениями ног и осознание связи вашего тела с землей. Если вы планируете длительные сеансы сидячей медитации, то хорошей идеей будет прерывать их сеансами пешей медитации.

      • Выберите для медитации тихое место с минимальным количеством отвлекающих факторов. Пространство не должно быть очень большим, но его должно быть достаточно как минимум для семи шагов по прямой, перед тем как вам придется разворачиваться. По возможности снимите обувь.
      • Держите голову высоко поднятой, устремив взгляд прямо перед собой, соедините руки вместе перед собой. Сделайте медленный, осознанный шаг правой ногой. Забудьте об ощущениях в стопе и постарайтесь сконцентрироваться на самом движении. После того как вы сделали первый шаг, остановитесь на мгновение перед вторым. Перемещайте ноги одну за другой по очереди.
      • Когда вы достигнете конца вашего пути, полностью остановитесь, поставив ноги вместе. Затем повернитесь на правой ноге назад. Продолжайте идти в обратном направлении медленными, взвешенными движениями, как и в первый раз.
      • Практикуя медитацию на ходу, постарайтесь сфокусироваться только на движениях ваших стоп, аналогично тому, как вы концентрируетесь на поднятии и опускании груди во время дыхательной медитации. Постарайтесь освободить свой разум и осознать связь ваших ног и земли под ними.

    Часть 3

    Медитация в повседневной жизни
    1. Постарайтесь медитировать каждый день в одно и то же время. Если практиковать медитацию в одно и то же время, она быстрее войдет в повседневную привычку. Медитируя каждый день, вы быстрее увидите положительные результаты.

      Совет. Можете также попробовать различные приложения, посвященные медитации. Они помогут вам начать. В таких приложениях можно не только выбирать время или музыку, но и получать указания по медитации.

      Читайте духовные книги, чтобы больше узнать о медитации. Этот совет подходит не всем, однако некоторым людям чтение духовных книг и священных текстов помогает глубже понять медитацию и вдохновляет их на поиски внутреннего спокойствия и духовного осознания.

      • Хорошими книгами для начала являются «Глубокий разум: культивация мудрости в повседневной жизни» Далай-ламы, «Природа индивидуальной реальности» Джейн Робертс, «Одна минута осознанности» Дональда Олтмана.
      • Если захотите, вы сможете почерпнуть крупицы мудрости из любых духовных или сакральных текстов и применить их во время практики медитации.
      • и хорошо высыпаться .
        • Не проводите много времени перед телевизором, не курите и не употребляйте алкоголь перед медитацией. Эти занятия не принесут пользы здоровью и могут ввести ваш разум в оцепенение и не дать вам достигнуть той степени концентрации, которая необходима для успешной медитации.
    2. Относитесь к медитации как к путешествию, а не цели. Медитация - это не конечная цель, которой можно достичь, подобно продвижению по службе. Воспринимать медитацию как инструмент для достижения некой цели (пусть даже этой целью будет просветление) подобно тому, как если бы вы сказали, что цель прогулки в погожий день - пройти два километра. Фокусируйтесь на самом процессе медитации и не привносите в эту практику желаний и интересов, которые отвлекают вас в повседневной жизни.

    • Не ожидайте мгновенных результатов. Цель медитации не заключается в том, чтобы сделать из вас мастера дзен за один день. Медитация работает наилучшим образом, если концентрироваться на ней самой, а не на ее результатах.
    • Если вам трудно медитировать столько времени, сколько вы запланировали, попробуйте на какое-то время сократить сеансы. Почти все способны медитировать минуту или две, не отвлекаясь на навязчивые мысли. Затем, когда ваш разум успокоится, постепенно удлиняйте сеансы, пока не достигнете желаемого времени.
    • Поначалу концентрироваться трудно. Однако вы привыкнете, если будете медитировать регулярно. Наберитесь терпения: вам просто нужна практика.
    • Медитация не должна быть сложной. Вдыхайте. Выдыхайте. Пусть ваши тревоги растают. Просто расслабьтесь.
    • Что делать с освобожденным сознанием - решать только вам. Некоторые люди считают, что это хорошее время, чтобы ввести намерение или желаемый результат в подсознание. Другие предпочитают отдыхать в эти редкие моменты тишины, которые предоставляет медитация. Для религиозных людей медитация зачастую является способом общения с богом (богами) и каналом получения видений.
    • Медитируйте так, как вам более комфортно. Те техники, которые работают для одних людей, могут не подойти вам. Пробуйте разные виды медитации, чтобы найти подходящий.

Испытывает ли человек разные ощущения во время четвертой стадии ?

Опыт сам по себе является ясновидением. Не существует на самом деле такой вещи как «духовный опыт». Есть только промежуток. Тот, кто проходит через опыт, отсутствует, поэтому вы не можете говорить в терминах опыта. Ваш опыт – это момент отсутствия какого-либо опыта. Возможности языка ограничены, поэтому я только говорю, что это промежуток.

Любое описание будет негативным. Язык предназначен для событий, а не для тишины. Если я попытаюсь выразить то, что происходит в медитации посредством языка, термины, которые я буду использовать, будут зависеть от меня. И один термин будет таким же бесполезным, как и все остальные термины, потому, что опыт невозможно описать словами. Поэтому вы можете назвать его брахманом, можете назвать нирваной или чем вам больше нравится, но это будет просто выбор между разными названиями.

Одно название несет в себе так же мало смысла, как и любое другое. Поэтому все типы религиозного языка – Христианство, Индуизм или Буддизм – будут равны бессмыслице. Единственная общая черта, необходимое единство всех религий заключается в том, что их языки все равны в своей ошибочности. По-другому и быть не может. Это не осуждение, это факт – потому, что промежуток не может быть выражен, он может быть только прочувствован. А у чувства нет языка; оно не имеет слов.



Если эго исчезает во время четвертой стадии , то что же потом происходит когда четвертая стадия заканчивается, и человек возвращается из медитации ?

Эго возвращается, потому что весь механизм остается на месте. Он не умер. Все прошлое осталось. Какое-то время вы не являлись его частью, на пару минут вы вышли за пределы ума, эго. Вы находились за их пределами. Вы оставили дом. Теперь вы снова вернулись. Но вы не можете возвратиться тем же человеком, который покидал дом, потому, что вы узнали нечто запредельное. Вы не сможете снова стать прежними, однако вы все еще возвращаетесь.

Чем легче становится для вас выходить и возвращаться, тем более вероятность того, что началась новая стадия, в которой вы находитесь ни снаружи, ни внутри – вы вышли за пределы того и другого. Это состояние кульминационное, потому что тогда вы можете выходить, когда хотите выйти и возвращаться, когда хотите вернуться. Вы не являетесь ни тем, что снаружи, ни тем, что внутри. Вы возвысились над обоими состояниями. Это и есть самадхи.

Когда я могу придти или уйти, в зависимости от того что я выбираю. Когда я могу быть внутри или снаружи, когда это становится все легче и легче для ума находиться здесь или не находиться здесь в зависимости от того что я предпочитаю, тогда и внутреннее и внешнее может быть отброшено. Только в этом случае достигнута глубочайшая суть. Это самадхи. То, что происходит во время четвертой стадии – это просто проблеск. В Дзен Буддизме этот проблеск называется сатори. Сатори – это не самадхи, сатори – это просто проблеск, потому что вы все еще возвращаетесь из этого состояния. Но вы не можете возвратиться из самадхи: это точка, из которой никто не возвращается.

Медитация - ощущение души

Что происходит с тем, кто достигает самадхи?

Если вы говорите «кто-то достигает», тогда кто-то все еще остается. Только когда кого-то нет, кто-то отсутствует, он действительно достигает. Кто-то движется в медитацию , кто-то возвращается из медитации – это есть ощущение души. Но никто не достигает самадхи, потому, что когда самадхи достигнуто, там никого нет.

Существует много религий, которые останавливались в точке, которая достигается на четвертой стадии Динамической Медитации . Поэтому они говорят, что существует душа, атман, потому что, все, что они знают это возвращение и выход души. Но четвертая стадия является всего лишь проблеском. Вы выходите – вы оставляете тело, ум, эго – и вы снова возвращаетесь. Точка эта не является точкой не-возвращения. Существует тысяча и одна возможность вернуться обратно.

Вы возвращаетесь, потому что весь механизм остается и находится в ожидании вас. Вы возвращаетесь, и снова все включается в работу. Все что у вас осталось – всего лишь воспоминание о промежутке. Но этот промежуток зовет вас к себе снова и снова.

Некоторые религии, например как Дзен, неверно воспринимали это сатори, этот проблеск за предельный опыт, за самадхи. Но проблеск этот не самадхи, потому что в любой момент вы можете вернуться. Эго не умерло, вы просто временно выпрыгнули из него. На мгновение вы освободились из его хватки, но теперь вы снова к нему вернулись. Сатори является просто прыжком. Не цепляйтесь за него.

Вы можете очень легко привязаться к прыжку, потому что он так божественен. Каждый раз, когда вы входите в этот опыт, он дает вам определенную свежесть, он приводит вас в восхищение. Но тогда вы продолжаете повторять опыт вхождения в медитацию , чувствуя его блаженство, и снова возвращаясь. Постепенно процесс превращается в рутину, и когда вы возвращаетесь, вы начинаете думать, что достигли предельного опыта, возможно потому, что опыт быль столь блаженным. Но вы не познали еще того, что находится за пределами блаженства. Поэтому каждый опыт медитации становится частью все той же повторяющейся, механической, рутинной канавы. Теперь даже промежуток, даже медитация , становится частью механического функционирования.

Существуют религии, которые остановились в этой точке. Поэтому они говорят, что существует душа, индивидуальная душа. Они не могут принять брахман. Брахман приходит только после того, как вы вышли за пределы четвертой стадии – когда вы можете самостоятельно выходить и возвращаться, не привязываясь к блаженству промежутка. И начав однажды наблюдать этот выход и возвращение, медитативное состояние ума и не-медитативное состояние ума, вы подойдете к очень деликатной точке. Тогда вы узнаете, что это тоже привычка, которую вы можете продолжать многие жизни. Это не является самадхи, это не предельная осознанность. Это – сатори.

Когда вы начнете наблюдать все эти вещи, тихая осознанность начнет входить в вас. Тихая осознанность, не-выбирающая осознанность возможна только в этой точке, и никак не раньше.

Ты имеешь в виду после сатори?

Да. Только после сатори, никак не раньше. Когда вы становитесь молчаливо осознанными относительно выхода и возвращения в эго, предельный взрыв может произойти. Вы выходите за пределы всяких «вне и внутри». Вы растворяетесь во взрыве.

Эта точка есть точка нирваны, брахма-апаладхи, мокши или назовите ее как угодно. Она никогда не записывается умом. Она никогда не может быть записана, потому что сам механизм растворился.

Продолжает ли тот, с кем это произошло, после этого жить в теле?

Определенно, потому что работа тела является другим процессом. Оно имеет свой собственный процесс. Достигший может жить в теле, либо покинуть его. Для посторонних кажется, что он продолжает жить в доме, но для самого резидента дом перестал существовать. Вся Вселенная превратилась в тело.

Остается ли индивидуальное тело?

Нет. Так только кажется посторонним наблюдателям. Если я попытаюсь говорить об этом, вербализировать, тогда все станет проблематичным.

Каждый раз, когда разговор заходит о том, что происходит с тем, кто вышел за пределы медитации , мы сталкиваемся с парадоксом. Он никогда не сможет быть объяснен, потому, что любое объяснение породит новые парадоксы, новые противоречия.

Эта пятая стадия является взрывом всего того, что было. Теперь ничего не остается. Она является взрывом тотальности, которой вы были: вашей памяти, вашего интеллекта, вашего эго, вашей личности, вашего существа, вашей души. Все, чем вы являлись, сейчас исчезло. Вы просто вышли за пределы. Вас здесь нет. Вы стали всем. Точка эта есть точка брахмана, космического сознания .

Динамическая Медитация может подвести только к четвертой стадии – к сатори. Пятая находится за пределами метода. Путеводитель существует только до четвертой стадии . Поэтому Кришнамурти говорит об отсутствии метода. Пятая стадия выходит за пределы путеводителя. Тихая осознанность всегда находится за пределами совета. Либо она случается, либо не случается.

Пятая стадия – сама является существованием.

Каждый день Будде задавали один и тот же вопрос: «Что случается с просветленным человеком? Куда он уходит? Он существует или нет?»

Когда эти вопросы стали слишком настойчивы, Будда сказал: «Это не имеет значения. Не спрашивайте. Это тот вопрос, который не должен задаваться».

Он перечислил одиннадцать запрещенных вопросов, и этот вопрос принадлежал к списку. Нельзя полагать, что Будда не знал правильного ответа. Он не отвечал, потому что любое утверждение породило бы новые проблемы.

В чём смысл жизни?

В чем заключается смысл жизни? Почему мы должны практиковать йогу или любую другую медитационную технику или дисциплину? Какова миссия у человека?

Жизнь это тайна, которая не может быть раскрыта. Если бы ее можно было бы раскрыть, тогда тайна перестала бы существовать. Не существует жизненной миссии, потому, что миссии нет места в тайне. В тайне может быть просто игривость, лила.

Вся эта Вселенная есть просто игра энергии. Игра означает отсутствие цели, или ее цель в самой себе. Нечего достигать. Само действие является достижением. У жизни нет миссии, потому, что жить – это достижение. Поэтому вы можете жить разными способами, вы можете заниматься многими вещами.

Все это просто поток энергии вовне, бесцельная космическая игра. А потому она является тайной.

Запад более настойчив в раскрытии нового, чем Восток. Он более любознателен, он любит исследовать, но он никогда не сможет достигнуть религиозного сознания, потому, что он никогда не сможет воспринимать жизнь как бесцельное бытие. Мы всегда могли видеть смысл в бессмыслице, мы всегда могли распознать в бесцельности ее собственную цель, ее собственную значимость. Жизнь есть – и точка. Существование есть – и этого достаточно. Зачем просить о большем? Что может быть большее нежели существование?

Когда вы достигаете сатори, ощущение бесцельности жизни начинает впитываться в вас – жизнь становится игрой. Поэтому монахи Дзен счастливы и несерьезны. Серьезный человек тот, кто никогда не испытывал чуда, мистики, а потому серьезный человек никогда не может быть религиозен. На стадии, когда начинает происходить сатори, вы становитесь игривы. Жизнь становится просто шуткой. Озабоченность жизнью исчезает. Вы можете над ней посмеяться. Дзен монахи могут посмеяться даже над Буддой. И это прекрасно, настолько прекрасно – ничего похожего не достигалось где-либо еще.

Люди боятся придти к этому состоянию, потому что знают, что это потревожит устои общества.

Оно тревожит, так как общество создано людьми, которые страдают от болезни под названием серьезность. Над всем обществом доминирует эта особая болезнь. Она захватила все: все загнано в рамки, расставлено по местам, разграничено.

Игра не может быть разграничена. Когда я люблю кого-то – это игра. Но когда любовь переходит в брак, тогда игра прекращается. Она становится серьезной сделкой. Любовь всегда игрива, поэтому она всегда моментальна. Она приходит и уходит. Но брак есть нечто статичное. Он приходит и никогда не уходит. Он является планом, разграничением, фиксированным шаблоном.

Ты утверждаешь, что брак не может быть духовным?

Он и не может быть. Брак никогда не сможет быть духовным, потому что представляет собой фиксированную вещь. Но я использовал брак только в качестве примера. На самом деле, все общество никогда не может быть духовным, так как оно базируется на правилах. Правила всегда серьезны. Вы не можете относиться к ним игриво.

Когда Бодхидхарма достиг Китая, он положил один ботинок себе на голову, а второй оставил на ноге. Император спросил его: «Что ты делаешь? Что за чепуха!»

Бодхидхарма ответил: «Я шучу».

Император сказал: «Но мы никак не ожидали шуток, смеющийся садху»

Бодхидхарма ответил: «Как может садху оставаться серьезным? Бог несерьезен, он так бесконечно игрив!»

Творчество появляется из игривости. Поэтому так много творчетва рождается из сатори.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.