Что происходит после смерти человека православие. Что происходит с душой после смерти? Куда уходит душа после смерти

Согласно христианским верованиям, после кончины человек продолжает жить, но в другом качестве. Его дух, покинув физическую оболочку, начинает свой путь к Богу. Что такое мытарство, куда попадает душа после смерти, должна ли она улетать и что происходит с ней после отделения от тела? После смерти дух усопшего проходит проверку испытаниями. В христианской культуре они носят название «мытарство». Всего их двадцать, каждое сложнее предыдущего, зависит от грехов, совершавшихся человеком при жизни. После этого дух умершего попадает на Небеса или низвергается в Преисподнюю.

Есть ли жизнь после смерти

Две темы, которые всегда будут обсуждаться – это жизнь и смерть. С момента сотворения мира философы, литературные деятели, медики, пророки вели спор о том, что происходит с душой, когда она уходит из тела человека. Что будет после смерти и есть ли вообще жизнь после того, когда дух покидает физическую оболочку? Так уж сложилось, что человек всегда будет размышлять на эти животрепещущие темы, чтобы познать истину – обращаться к христианской религии или другим учениям.

Что происходит с человеком, когда он умирает

Пройдя свой жизненный путь, человек умирает. С физиологической стороны – это процесс остановки всех систем и процессов организма: активности мозга, дыхания, пищеварения. Происходит разложение белков и остальных субстратов жизни. Приближение к смерти также влияет на эмоциональное состояние человека. Наблюдается изменение эмоционального фона: утрата интереса ко всему, замкнутость, отгораживание от контактов с внешним миром, разговоры о скорой кончине, галлюцинации (смешивается прошлое и настоящее).

Что происходит с душой после смерти

Вопрос, куда девается душа после смерти, трактуется всегда по-разному. Однако священнослужители едины в одном: после полной остановки сердца человек продолжает жить в новом статусе. Христиане считают, что дух усопших, живших праведной жизнью, ангелы переносят в Рай, грешнику суждено попасть в Ад. Покойнику нужны молитвы, которые избавят его от вечных мучений, помогут духу пройти испытания и попасть в Рай. Мольбы близких, а не слезы, способны творить чудеса.

Христианское вероучение говорит о том, что человек будет жить вечно. Куда девается душа после смерти человека? Его дух отправляется к царству небесному на встречу с Отцом. Путь этот очень сложный и зависит от того, как проживал человек свою мирскую жизнь. Очень многие священнослужители воспринимают уход не как трагедию, а как долгожданную встречу с Богом.

Третий день после смерти

Первые два дня духи умерших летают по земле. Это период, когда они находятся рядом со своим телом, с домом, скитаются по дорогим им местам, прощаются с родными, заканчивают со своим земным существованием. Рядом находятся в это время не только ангелы, но и бесы. Они стараются переманить ее на свою сторону. На третий день начинаются мытарства души после смерти. Это время, когда предстоит поклониться Господу. Родные и близкие должны молиться. Молитвы совершаются в честь воскресения Иисуса Христа.

На 9 день

Куда попадает человек после смерти на 9-й день? После 3-го дня Ангел сопровождает дух к вратам Рая, чтобы он мог видеть всю красоту райской обители. Там бессмертные души находятся шесть дней. Они временно забывают печаль выхода из своего тела. Наслаждаясь видом красот, душа, если имеет грехи, должна раскаяться. Если этого не произойдет, то она будет пребывать в аду. На 9-й день Ангелы опять представляют душу Господу.

В это время церковью и близкими совершается молебен за усопшего с просьбой о помиловании. Поминовения проходят в честь 9 ангельских чинов, являющихся защитниками во время Страшного суда и слугами Всевышнего. Для умершего «ноша» уже не такая тяжелая, но очень важная, ведь Господь по ней определяет дальнейший путь духа. Родные вспоминают об умершем только хорошее, ведут себя очень спокойно и тихо.

Существуют определенные традиции, помогающие духу усопших. Они символизируют вечную жизнь. В это время родные:

  1. Совершают в церкви молебен за упокоение духа.
  2. Дома варят кутью из семян пшеницы. Ее смешивают со сладким: медом или сахаром. Семена – это реинкарнация. Мед или сахар – это сладкая жизнь в другом мире, помогающая избежать тяжелой загробной участи.

На 40 день

Число «40» очень часто можно встретить на страницах Священных Писаний. Иисус Христос на сороковой день вознесся к Отцу. Для Православной церкви это стало основанием, чтобы устраивать поминовения умершего на сороковой день после кончины. Католическая церковь делает это на тридцатые сутки. Однако смысл всех мероприятий один: душа умершего взошла на святую гору Синай, достигла блаженства.

После того, как на 9-й день Ангелы повторно представили дух перед Господом, он попадает в Ад, где видит души грешников. В Преисподней дух пребывает до 40-го дня, и третий раз предстает перед Богом. Это период, когда определяется участь человека по его земным делам. В посмертной судьбе важно, чтобы душа раскаялась во всем содеянном и приготовилась к будущей правильной жизни. Поминовения заглаживают грехи умершего. Для последующего воскресения мертвых важно, как дух пройдет по чистилищу.

Полгода

Куда попадает душа после смерти спустя полгода? Всевышний принял решение о дальнейшей судьбе духа умершего человека, изменить что-то уже невозможно. Нельзя рыдать и плакать. Это только навредит душе, доставит сильные мучения. Однако родственники могут помочь и облегчить участь мольбой, поминовениями. Необходимо молиться, успокаивая душу, указывая ей верный путь. Спустя полгода дух предпоследний раз приходит к родным.

Годовщина

Важно помнить о годовщине смерти. Молитвы, совершаемые до этого времени, помогали определиться, куда попадет душа после смерти. Спустя год после смерти родные и близкие совершают молебен в храме. Можно просто сердечно вспомнить умершего, если нет возможности посетить церковь. В этот день души последний раз приходят к родным попрощаться, потом их ждет новое тело. Верующему человеку, праведнику годовщина дает старт для новой, вечной жизни. Годовой круг – это литургический цикл, после которого разрешены все праздники.

Куда уходит душа после смерти

Есть несколько версий, где живут люди после смерти. Астрологи считают, что бессмертная душа попадает в космос, где обосновывается на других планетах. По другой версии, она парит в верхних слоях атмосферы. Эмоции, которые дух испытывает, влияют на то, попадет он на высший уровень (Рай) или низший (Ад). В буддийской религии сказано, что обретя вечный покой, дух человека переселяется в другое тело.

Медиумы и экстрасенсы утверждают, что душа связана с потусторонним миром. Нередко бывает, что после кончины она остается рядом с близкими людьми. Духи, которые не закончили свои дела, появляются в виде призраков, астральных тел, фантомов. Некоторые охраняют родных, другие желают наказать своих обидчиков. Они контактируют с живыми при помощи стуков, звуков, передвижения вещей, кратковременного явления самих себя в видимом обличии.

В ведах, священных писаниях Земли, говорится, что, покинув тело, души проходят по тоннелям. Многие люди, побывавшие в состоянии клинической смерти, описывают их как каналы на собственном теле. Всего их 9: уши, глаза, рот, ноздри (отдельно левая и правая), анус, гениталии, темечко, пупок. Считалось, если дух вышел из левой ноздри, то попадает на луну, из правой – на солнце, через пупок – к другим планетам, через рот – на землю, через гениталии – в низшие слои бытия.

Души умерших людей

Как только души умерших людей покидают физические оболочки, они не сразу понимают, что находятся в тонком теле. Вначале дух покойника парит в воздухе, и только увидев свое тело, понимает, что отделился от него. Качества умершего человека при жизни определяют его эмоции после смерти. Мысли и чувства, особенности характера не меняются, но становятся открытыми для Всевышнего.

Душа ребенка

Считается, что умерший до 14 лет ребенок сразу попадает на Первое Небо. Дитя еще не достигло возраста желаний, не несет ответственности за поступки. Ребенок помнит о своих прошлых воплощениях. Первое Небо – это место ожидания перерождения души. Умершего ребенка ждет ушедший на тот свет родственник или человек, который при жизни очень любил детей. Он встречает дитя сразу после смертного часа и провожает к месту ожидания.

Что такое смерть? «Верь, человек, тебя ожидает вечная смерть», - главный тезис атеизма. Православие говорит: «Тело - прах земной, душа - вечна». По смерти тела душа полностью открывается во всех деяниях и состояниях своей прошедшей земной жизни. Посмертный экзамен души на добро и зло. Мытарства души. Падение души на каком-то мытарстве, захват её демонами-мучителями. Определение Господом места пребывания души. Возможность изменения состояния души, возвращение её в райские обители по молитве Церкви.

Вопрос о смерти волнует каждого человека, по крайней мере уже пришедшего в какой-то возраст, хотя бы даже юношеский. Дети мало об этом думают, но по мере взросления просыпается мысль, которая становится с годами все острее: зачем я живу, если я умру? Так что вопрос о смерти – это вопрос о смысле жизни.

А что такое – смерть? О, как это беспокоит многих! Сколько было в древности рассуждений по этому поводу! Например, древние греки говорили: «Учись всю жизнь умирать». Спустя несколько столетий отцы христианской Церкви сказали: «Помни о смерти и вовек не согрешишь». Так в чем же дело, почему о смерти так много думали, говорили, писали?

Перед этим вопросом, точнее даже не вопросом – хотя для кого-то, может быть, это и вопрос… – перед этим фактом смерти стоит каждый человек, и если у него есть хоть немножечко извилин в голове, он не может не спрашивать себя: а что же дальше будет со мной? Это проблема нынешнего времени, прежде ее не было – прежде все верили, что по смерти тела жизнь продолжается. В разных, конечно, формах, в разных состояниях. В египетской «Книге мертвых», например, есть очень интересные пассажи, говорящие об этом. Не случайно тело мумифицировали, поскольку рассматривали его сохранность как возможность большей полноты жизни для человека даже там, за гробом. А многие считают даже, что мумифицирование было не чем иным, как отражением веры в воскресение человека. Может быть, это так и было. Ведь одно дело – воскреснуть из праха, а другое – из сохранившегося тела.

Может быть, египтяне даже и думали о воскресении.

Но примерно с XVIII века, когда особенно усилилась идея пропаганды атеизма, вопрос о смерти стал отходить в сторону, куда-то в тень. Или же пытались сам факт смерти представить просто как одно из естественных явлений: умрешь – и всё. «Верь, человек: тебя ожидает вечная смерть» – это главный тезис атеизма. И удивляешься и поражаешься: неужели для человека этот тезис может быть удовлетворительным?! Верь, что вечная смерть ожидает тебя! Хотя, может быть, для каких-то преступников ужасных в этом и есть некая радость… Но и у атеистов, думается, шевелится все же надежда на то, что, возможно, что-то будет и потом, по смерти… Но кредо атеизма именно таково: вечная смерть – и в этом вся его суть.

А в чем суть христианства? «Чаю воскресения мертвых» – вот вся его суть. Апостол Павел это выразил таким образом: «Если Христос не воскрес, то напрасна вера наша». Если нет воскресения, напрасна и вся жизнь, она становится бессмыслицей, ибо человек в любой момент может исчезнуть из сферы бытия. И он живет как во сне: он ничего не чувствует, не переживает, не боится обвинений, не восторгается похвалами, потому что там всё будет окончено. Но христианство говорит: нет! Оно говорит: надеюсь – «чаю»… но можно сказать и сильнее: верю в воскресение мертвых – то есть в бессмертие личности. И тогда всё становится на места, тогда становится понятен смысл этой жизни, тогда становится понятной и смерть, что она есть, почему она есть и что она дает человеку.

Итак, что же такое смерть ? Приведу образ, который очень хорош, – элементарный, доступный для понимания кому угодно и говорящий очень многим. Видели вы когда-нибудь лохматую, жирную гусеницу? Вот она ползает… Некоторые хватают ее, другие в ужасе отскакивают: «Ой!» Но помните, что происходит через какое-то время? Нет гусеницы, а есть так называемая куколка, то есть некое совершенно закрытое оболочкой пространство, и в нем – эта гусеница. Ждут-пождут, и вдруг, по прошествии определенного времени, эта куколка разрывается – и оттуда выпархивает необыкновенный махаон – во всей своей красе, сверкая всеми красками, чудо-цветочек! Этот образ, взятый из естественной жизни, великолепно иллюстрирует христианское учение о воскресении мертвых. Вот, оказывается, жизнь человеческая в чем состоит! Есть в этом образе и то, что было, и то, что нам предстоит. Не мы ли сейчас ползаем по земле, как эта гусеница, которая подчас наводит страх? И мы, люди, часто наводим страх. Игиловцы (члены организации, запрещенной в России. – Ред.) не наводят ли страх? Попасться им в плен – да, страшно. Но что говорит христианство? Оно говорит: человека ожидает не уничтожение, а преобразование. Мы сейчас гусеницы. Потом – да, мы умираем: человека (гусеницу) кладут в гроб (куколку).

Но ожидается в конце концов выпархивание из этого гроба. Не будем говорить о деталях, гадать, что и как, потому что многое мы и объяснить не сможем. Но сам факт для нас очень важен: личность человека, его душа бессмертна. Вот во что верит христианство!

Мы здесь, на земле, расстаемся с нашим телом. Каким? Об этом очень хорошо сказано в Священном Писании: «Земля ты, и в землю отойдешь». Всё растворяется, всё превращается в прах земной. Прах – вот что такое наше тело. И если бы человек был только телом, то мы это только бы и видели. Но он не только тело! И по смерти, по разрушении тела, по превращении тела в прах остается сущность человека – его душа, и она переходит в иной мир.

А что там, в этом «ином мире»? Сколько невероятных гаданий об этом, которые доходят до христианской эпохи! Чего только люди не напридумывали! Правда, уже наметилась идея о том, что все-таки человек, ведущий праведную жизнь здесь, там будет иметь радость, и напротив, преступники будут страдать. Эта идея была, она выражалась в самых разных формах, мифах, сказаниях, образах. Но эта идея только в христианстве приобретает достаточно ясные очертания. Что подразумевается, когда мы слышим о том, что праведники идут в небесные обители, а грешники идут в адские узы? Святые отцы прямо говорят: не нужно представлять себе это как что-то реально такое. Да, там будет и радость для одних, и мучения для других, но как, не нужно фантазировать. А известные «Сказания Феодоры», которые описывают 20 мытарств, – это элементарное, образное представление, поскольку нет других средств представить все это, об идее. А какова идея? – По смерти человек из этой тьмы жизни, а сейчас действительно ночь, темень, никто не знает, что будет через минуту – что будет с ним, да и с самим миром… Действительно, ночь: события меняются одно за другим, отношения с людьми необыкновенно меняются, всё меняется, наконец, сама жизнь человека меняется непрерывно – это ночь. И вот христианство говорит: по смерти тела перед человеком открывается свет, причем такой свет, в котором нет никаких темных уголков: душа открывается полностью во всех своих деяниях и состояниях прошедшей земной жизни. И поэтому христианство предупреждает: только представьте себе, как много человек делает такого, о чем бы он хотел, чтобы никто никогда не узнал ни в коем случае! Помните, как у Ф. Достоевского в его романе «Униженные и оскорбленные» князь говорит: «О, если бы только открылось то в душе человеческой, что он никогда не сказал бы никому – ни окружающим людям, ни своим друзьям, ни родным, ни даже самому себе – о, если бы только это открылось, то нужно было бы, наверное, нам всем задохнуться»? Как верно, как великолепно сказано!

У каждого из нас душа есть, и вот по смерти, говорит христианство, все тайники души открываются, не останется ни одного темного уголочка. И что же будет? Ведь личность остается, самосознание остается, понимание остается, чувства души остаются – какие же страдания, действительно, будут! Страдания от чего? А вот от этого: всё ясно теперь. И какой ужас открывается для души, все тайники которой становятся очевидными! Вот о чем говорит христианство. И потому оно ублажает праведников – человек жил по совести, ему нечего бояться, он не боится: свет? – пожалуйста: да будет свет! Fiat lux! А представьте себе человека, который натворил всякой всячины, – что с ним будет?

Интересно, что в нашей церковной традиции есть представление о том, что по смерти человека три дня примерно душа пребывает около гроба – около своего тела, лучше сказать. Всё это относительно, но, тем не менее… Душа умершего пытается даже общаться, как говорили пережившие это, с теми, кто около гроба, пытается что-то сказать им, но проходит сквозь них – никто ее не видит, никто ее не слышит. Говорят, сохраняется еще какое-то земное притяжение души: еще не оборвались нити, соединяющие личность, душу человека с теми привязанностями, которые она имела здесь. Затем, по церковной традиции – и я хочу подчеркнуть, что это именно традиция, мы не можем говорить, что это догмат бесспорный, вероучительный, – но традиция, и в ней есть нечто очень здоровое, помогающее понять человеку, что все-таки происходит там… – так вот, по церковной традиции, шесть дней (опять-таки, это образ) душе показывают райские обители. Что это значит: показывают райские обители? Вот как это можно понять: происходит экзамен на добро: человеческая душа оказывается перед лицом милосердия, великодушия, сострадания, любви, чистоты, целомудрия. Оказывается перед лицом этих явлений красоты Божией, которые здесь хламом завалены и только иногда пробиваются их искорки. Вот душа и испытывается таким образом: созвучно ли ей это, хочет ли она этого, радуется ли этому или, напротив, отталкивается от этого: «Не нужно мне этого, я лучше всех! Какое там смирение?! Какая любовь?!» Идет испытание состояния души перед этими высокими, прекрасными качествами. Душа испытывается, осознает, видит и чувствует, нужно ей это или она оттолкнется от этого как от чуждого ей и ненужного.

Церковная традиция говорит, что после девятого дня душа начинает испытываться уже другим образом. Еще раз повторю: это образное выражение, в действительности там картины совсем другие. Душе показываются все грехи, все страсти человеческие – вот это и называют мытарствами. Хотя, на самом-то деле, и прежнее было уже своего рода испытанием, но здесь – мытарства, тут испытывается, что есть в душе человеческой, какие страсти. Святитель Феофан Затворник даже пишет, что, когда душа увидит какую-либо страсть, которая ей сродна, она бросается на нее, видя возможность удовлетворения этой страсти – страсти же голодны. Страсти надеются и тут получить удовлетворение, но, естественно, не находят этого, ибо без тела все страсти не могут быть удовлетворены. Но душе кажется, что она здесь находит то, к чему стремилась, чем жила, и потому бросается к страсти – вот это называется на языке церковном «человек пал на таком-то мытарстве». И, как пишет святитель Феофан, основываясь на словах преподобного Антония Великого, так душа попадает в капкан: вместо удовлетворения страсти она оказывается в лапах бесов страстей: каждый бес, образно скажем, «заведует своей страстью». Душа, действительно, попадает, точно в капкан, в эту страсть. И тогда, по словам преподобного Антония Великого, демоны-мучители хватают эту душу, а далее – все те печальные последствия, которые можно ожидать от их власти над душой. Вот что происходит на мытарствах, или на экзамене, на котором испытываются уже свойства души, ее отношение к грехам и страстям.

Но испытание души этим не заканчивается: как говорит церковная традиция, душа становится перед Богом, и Господь произносит последнее слово, где она будет. Душа, которая не раскаялась в земной жизни, не принесла покаяния, не постаралась оплакать свои преступления, оказывается в руках бесов – долго ли это будет, сказать трудно. Но! Церковь с самого начала своего существования молится за усопших – и оказывается, что возможно изменение состояния души и ее возвращение в райские обители, то есть спасение.

Хотя ежедневный опыт говорит, что смерть – это непреложный удел каждого человека и закон природы, Священное Писание учит, что первоначально смерть не входила в планы Бога о человеке. Смерть не есть Богом установленная норма, а скорее уклонение от нее и величайшая трагедия. Книга Бытия повествует, что смерть вторглась в нашу природу вследствие нарушения первыми людьми Божией заповеди. Согласно Библии, целью пришествия в мир Сына Божия было вернуть человеку утраченную им вечную жизнь. Здесь речь не о бессмертии души, потому что она по своей природе не подлежит уничтожению, а именно о бессмертии человека в целом, состоящего из души и тела. Восстановление единства души с телом должно осуществиться для всех людей одновременно при всеобщем воскресении мертвых.

В некоторых религиях и философских системах (например, в индуизме и стоицизме) приводится мысль, что главное в человеке – это душа, а тело – лишь временная оболочка, в которой душа развивается. Когда душа достигает известного духовного уровня, тело перестает быть нужным и должно быть сброшено, как сносившаяся одежда. Освободившись от тела, душа восходит на более высокую ступень бытия. Христианская вера не разделяет такое понимание человеческой природы. Давая предпочтение духовному началу в человеке, она все же видит в нем принципиально двухсоставное существо, состоящее из друг друга дополняющих сторон: духовной и материальной. Существуют и простые бестелесные существа, как ангелы и бесы. Однако у человека – другое устройство и назначение. Благодаря телу его природа не только сложнее, но и богаче. Богом определенный союз души и тела – это вечный союз.

Когда после смерти душа покидает свое тело, она попадает в чуждые для себя условия. Действительно, она не призвана существовать как призрак, и ей трудно приспосабливаться к новым и неестественным для нее условиям. Вот почему для полного упразднения всех разрушительных следствий греха Богу угодно было воскресить созданных им людей. Это произойдет при втором пришествии Спасителя, когда по Его всемогущему слову душа каждого человека вернется в свое восстановленное и обновленное тело. Надо повторить, что она войдет не в новую оболочку, а соединится именно с телом, которое принадлежало ей раньше, но обновленным и нетленным, приспособленным для новых условий бытия.

Что касается временного состояния души со времени ее разлучения с телом и до дня всеобщего воскресения, то Священное Писание учит, что душа продолжает жить, чувствовать и мыслить. «Бог не есть Бог мертвых, но живых» , ибо у Него все живы, – сказал Христос (; ср.: ). Смерть, будучи временным разлучением с телом, в Священном Писании именуется то отшествием, то разлучением, то успением (см.: ; ; ; ). Ясно, что слово «успение» (сон) относится не к душе, а к телу, которое после смерти как бы отдыхает от своих трудов. Душа же, разлучившись с телом, продолжает свою сознательную жизнь, как и раньше.

Справедливость этого утверждения видна из притчи Спасителя о богатом и Лазаре (см.: ) и из чуда на Фаворе. В первом случае евангельский богач, находившийся в аду, и Авраам, находившийся в раю, обсуждали возможность послать душу Лазаря на землю к братьям богача, чтобы предостеречь их от ада. Во втором случае жившие задолго до Христа пророки Моисей и Илия беседуют с Господом о Его предстоящих страданиях. Еще Христос сказал иудеям, что Авраам увидел Его пришествие, очевидно, из рая и возрадовался (см.: ). Эта фраза не имела бы смысла, если бы душа Авраама пребывала в бессознательном состоянии, как учат некоторые сектанты о жизни души после смерти. Книга Откровения в образных словах повествует о том, как души праведников на Небе реагируют на события, происходящие на земле (см.: , , , , ). Все эти места Писания учат нас верить, что действительно деятельность души продолжается и после ее разлучения с телом.

При этом Писание учит, что после смерти Бог назначает душе место ее временного пребывания в соответствии с тем, что она заслужила, живя в теле: рай или же ад. Определение в то или иное место или состояние предваряется так называемым «частным» судом. Частный суд надо отличать от «всеобщего» суда, который состоится в конце мира. О частном суде Писание учит: «Легко для Господа – в день смерти воздать человеку по делам его» (). И дальше: человеку надлежит«однажды умереть, а потом суд» (Ев. 9:27), очевидно, индивидуальный. Есть основание предполагать, что в начальной стадии после смерти, когда душа впервые попадает в совершенно новые для нее условия, она нуждается в помощи и руководстве своего Ангела-хранителя. Так, например, в притче о богатом и Лазаре рассказывается, что Ангелы взяли душу Лазаря и отвели ее на Небо. Согласно учению Спасителя, Ангелы заботятся о «малых сих» – о детях (в прямом и переносном смыслах).

О состоянии души до всеобщего воскресения Православная учит так: «Веруем, что души умерших блаженствуют или мучаются по делам своим. Разлучившись с телом, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби. Впрочем, не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения, ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит после всеобщего воскресения, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно» (Послание восточных патриархов о Православной вере, член 18).

Таким образом, Православная Церковь различает два состояния души в загробном мире: одно – для праведников, другое – для грешников, – рай и ад. Она не признает римско-католического учения о среднем состоянии в чистилище, поскольку в Священном Писании нет никакого указания на среднее состояние. При этом Церковь учит, что мучения грешников в аду могут быть облегчены и даже могут быть сняты по молитвам за них и по добрым делам, совершаемым в их память. Отсюда обычай подавать помянники за Литургией с именами живых и умерших.

Все люди смертны. Эта простая истина в каждом возрасте воспринимается по-разному. Маленькие дети ничего не знают о существовании смерти. Подросткам она представляется как нечто далёкое и почти недостижимое. Этим объясняется готовность тинейджеров идти на неоправданный риск, ведь им кажется, что жизнь не закончится никогда, а смерть приходит только к другим.

В зрелом возрасте скоротечность жизни ощущается очень остро. Начинают мучить вопросы о смысле жизни. К чему все эти стремления, переживания, волнения, если впереди ждёт только забвение и тлен? Пожилые люди со временем примиряются с мыслью о собственной смерти , но с особым трепетом начинают относиться к жизни и здоровью своих близких. В старости человек один на один остаётся с мыслями о скором окончании своего земного существования. Кто-то панически боится смерти, другие ждут её как избавления. В любом случае финал неизбежен.

А что будет потом? Что ждёт душу человека? Основные мировые религии сходятся в том, что смерть - это не конец, а только начало.





Буддизм: душа не может умереть

С точки зрения буддизма, смерть - это не только естественный, но и желанный процесс. Она лишь необходимый этап для достижения Идеала . Но Идеала (Абсолюта) достигнут не все.

За гранью жизни

Душа не умирает вместе с телом. Судьба её после смерти зависит от того, как человек прошёл свой земной путь. Возможны три варианта:

  1. Перерождение (переселение).
  2. Достижение нирваны.
  3. Помещение в ад.

Среди наказаний, уготованных грешникам, встречаются следующие:

  • пытки раскалённым железом;
  • наказание замораживанием;
  • истязание поджариванием.

Пройдя все испытания, которые всё-таки следует воспринимать символически , душа перерождается. По мнению буддистов, рождение и жизнь - это не благо, а новые мучения.

Перерождение или нирвана

Грешников ждёт нескончаемая череда переселений. При этом возродиться возможно не только человеком, но и животным, и растением, а также небожителем . Нужно отметить, что перерождается не сама душа в привычном понимании этого слова, а карма - некая ментальность, одной из характеристик которой является способность к многочисленным изменениям или трансформациям.

Праведников после физической смерти ожидает нирвана. Дословно «нирвана» переводится как «угасание». Но пламя жизни не угасает с прекращением существования телесной оболочки человека, а продолжается иным способом. Один из буддийских монахов Нагасен описывает нирвану не только как отсутствие страха, опасности и страданий, но и как блаженство, спокойствие, чистоту и совершенство. Точнее охарактеризовать состояние нирваны весьма проблематично, поскольку оно находится за гранью человеческого мышления.

Ислам: беседа с ангелами

Тело - это всего лишь инструмент, который полностью подчиняется духу. Смерть рассматривается как прекращение функций организма, его отдельных органов и систем. Жизнь прекращается по воле Господа, но забирать душу человека и сопровождать её в иной мир поручается ангелам.

Азраил - посланник смерти

В определённое Всевышним время, когда земной путь человека подошёл к концу, к нему спускаются ангелы. Прежняя жизнь умершего влияет на то, как будет уходить его душа после смерти, насколько легко она покинет тело и что ждёт её в загробном мире. Если умирает праведник , ему сначала являются светящиеся и улыбающиеся ангелы милости, а потом приходит и сам Азраил - ангел смерти.

Чистые души покидают тело плавно и мягко. Мученики, принявшие смерть во славу Господа, и вовсе не сразу осознают, что умерли, так как совсем не ощущают агонии смерти. Они просто перемещаются в иной мир и наслаждаются вечным блаженством . Ангелы всюду приветствуют дух праведника, восторгаясь им и восхваляя все добрые дела, совершённые человеком при жизни.

Грешники умирают мучительно. Они ожидают смерть с испугом и озлобленностью, а души их без всякой жалости буквально вырываются из тел. Ангелы не говорят им красивых слов, не сопровождают к Всевышнему. Наоборот, с ними обращаются пренебрежительно, сталкивая обратно в могилу.

Мункар и Накир - вопрошающие из могилы

После того как душа предстанет перед Аллахом, Он велит ангелам отнести её обратно в могилу, которая является не только последним пристанищем тела, но и начальным этапом перехода к вечной жизни. Именно в могиле душу ждёт разговор с двумя ангелами . Накир и Мункар спрашивают у каждого, какую религию он исповедовал при жизни, верил ли в Бога, совершал ли добрые поступки. Праведники без труда отвечают на все эти вопросы.

Если человек вёл греховный образ жизни, то он может подвергнуться наказанию уже в могиле, выступающей в роли своеобразного чистилища. Ф. Гюлен в статье «Убеждения», размещённой на исламском информационном портале, сравнивает могилу с горьким лекарством, за приёмом которого следует выздоровление и избавление от адских мук.

В загробном мире дух праведника ощущает блаженство рая. Совершённые при жизни добрые дела, прочитанные молитвы предстанут перед ним в виде хороших друзей и помощников. Плохие деяния будут преследовать грешников в виде недоброжелателей, а также змей и скорпионов. Душа, у которой имеются неотпущенные грехи, понесёт наказание, чтобы очиститься и, воскреснув в положенный час, попасть в рай.

После перехода в иной мир учёт добрых и злых поступков человека прекращается, но во внимание принимается всё то, что он оставил на земле после себя. Это могут быть написанные книги, созданные вещи, правильно воспитанные дети, вклад в развитие общества. Всё будет зачтено. Если же какой-либо поступок человека, совершённый при жизни, послужил причиной зла и продолжает приносить вред людям и после его кончины, то грехи будут накапливаться. За них тоже нужно будет ответить и понести наказание.

В назначенный день Аллах воскресит не только душу человека. Его тело также будет возрождено из частиц, которые не подверглись разложению после захоронения.

Иудаизм: бессмертие бесплотного духа

Продолжение жизни души человека после физической смерти - основная идея иудаизма. В Торе понятие бессмертия не раскрывается в полном объёме, в ней затрагиваются вопросы земной жизни людей. О мире ином иудеям вещают пророки.

Связь тленного тела и вечного духа

Уникальность человеку, в отличие от представителей животного мира, придаёт наличие души, которая есть не что иное, как сокровенная суть Бога. Каждая человеческая душа до дня своего земного рождения находится на небе. Связь тела и духа начинается с момента зачатия и прерывается с наступлением смерти.

После смерти тела бесплотный дух пребывает в замешательстве: он видит свою физическую оболочку, но не может в неё вернуться. Душа скорбит и печалится о своём теле 7 дней.

В ожидании приговора

В течение года после смерти у души нет места, где она может обрести покой. Наблюдая за разложением тканей тела, которое служило ей при жизни, душа находится в смятении и испытывает страдания. Это является для неё сильным и весьма болезненным испытанием. Легче всего приходится праведникам и тем, кто не придавал большого значения внешним формам, уделяя особое внимание внутреннему содержанию.

Приговор душе выносится через 12 месяцев. Суд может занять меньше времени, но для грешников и нечестивцев он длится ровно год. Потом душа попадает в Гегейном, где её ждёт очищающий духовный огонь. После этого она может претендовать на жизнь вечную.

Христианство: мытарства грешников

Душе в загробном мире необходимо пройти мытарства, каждое из которых представляет собой наказание за определённый грех. Одолев первое испытание, самое лёгкое, душа переходит к следующему, более тяжкому и серьёзному. Пройдя все мытарства, её ждёт либо очищение, либо низвержение в геенну.

20 истязаний

Личный опыт человека, полученный при жизни, его взгляды и убеждения влияют на прохождение мытарств и их восприятие. Всего уготовано двадцать испытаний:

  1. Празднословие или любовь к пустой болтовне.
  2. Лживость.
  3. Клевета и распускание сплетен.
  4. Лень.
  5. Воровство.
  6. Сребролюбие.
  7. Лихоимство.
  8. Неправедные осуждения.
  9. Зависть.
  10. Гордыня.
  11. Гнев.
  12. Злопамятность.
  13. Убийства.
  14. Чародейства.
  15. Блуд.
  16. Прелюбодеяние.
  17. Содомский грех.
  18. Ересь.
  19. Жестокосердие.

Каждое из пагубных пристрастий, к которому человек был склонен при жизни, после его кончины обернётся бесом (мытарем) и будет мучить грешника.

С сорокового дня до Страшного суда

После завершения мытарств душе показывают райские обители и бездны ада, а на сороковой день определяют место, в котором предстоит ожидать Страшного Суда. Теперь одни души существуют в предвкушении вечной радости, а другие - бесконечных мук.

Из этого правила есть исключение. Невинной душе ребёнка после смерти сразу же будет даровано успокоение и блаженство. А детям, страдающим при жизни от всяких хворей и недугов, Господь разрешит выбрать в раю любое место, которое им понравится.

Когда наступит назначенный час, все тела будут воскрешены, соединятся со своими душами и предстанут перед судом Христовым. Говорить о воскрешении самой души не совсем правильно, поскольку она и так бессмертна. Праведников ожидает вечная жизнь, полная радости, а нечестивцев - адское пламя, под которым следует понимать не привычный человеку огонь, а нечто, известное только Богу.

Свидетельства очевидцев

Существуют свидетельства людей, которые, перенеся клиническую смерть, буквально вернулись с того света. Все они примерно одинаково описывают происходящие с ними события.

После того как душа отделяется от тела, она не сразу осознаёт, что произошло. Наблюдая за своим бездыханным телом, она начинает постепенно понимать, что земная жизнь закончена. При этом сознание человека, его мысли и память остаются неизменными. Многие вспоминают, как перед их глазами промелькнули все события их земной жизни. Кто-то уверен, что, оказавшись в ином мире, смог познать все тайны вселенной, но это знание потом было стёрто из памяти.

Осмотревшись, душа замечает яркое свечение, излучающее любовь и блаженство, и начинает двигаться навстречу свету. Некоторые слышат при этом звук, напоминающий шум ветра, другим чудятся голоса умерших родственников или зов ангелов. По другую сторону жизни общение происходит не на вербальном уровне, а с помощью телепатии. Иногда люди слышали голос, повелевающий душе вновь отправиться на землю, поскольку там остались незаконченные дела и миссия человека до конца не исполнена.

Многие испытывали такое умиротворение, спокойствие и радость, что не хотели возвращаться в своё тело. Но есть и те, кто чувствовал страх и страдания. Потом им требовалось немало времени, чтобы прийти в себя и избавиться от болезненных воспоминаний.

Часто люди, перенёсшие клиническую смерть, меняют своё отношение к жизни, религии и начинают совершать поступки, ранее им несвойственные. При этом все утверждают, что полученный опыт оказал сильное влияние на их дальнейшую судьбу.

Учёные, придерживающиеся материалистических взглядов, уверены, что видения, описанные людьми в состоянии клинической смерти, - всего лишь галлюцинации, вызванные недостатком кислорода. Доказательств реальности посмертных переживаний нет.

Не преступив грани, отделяющей жизнь от смерти, никому не дано знать, что уготовано ему в ином мире. Но каждый может достойно пройти свой земной путь и не совершать злых поступков. Не из-за боязни кары небесной, а из-за любви к добру, справедливости и своим ближним.

Таинство смерти вызывает огромное количество вопросов на протяжении многих лет. До сих пор об этой естественной составляющей жизненного цикла известно крайне мало фактов. Где находится душа после смерти? Существует ли рай или ад? Возможно ли переселение души после смерти в другое тело? У различных религий и верований на эти вопросы есть разные ответы, и мы рассмотрим самые распространенные.

Жизнь души после смерти: о чем говорит индийская философия

Еще совсем недавно огромное количество ученых отрицало существование духа, как отдельной от тела материи. Но многочисленные исследования доказали, что такая субстанция существует, например, было установлено, что после кончины тело становится легче на 15-35 грамм. Однако, что происходит с душой после смерти остается загадкой.

Известно, что люди, пережившие клиническую смерть, рассказывают идентичную историю про длинный темный тоннель и яркий свет в его конце. Эти истории перекликаются с индийской версией, согласно которой душа после смерти оставляет тело через такие каналы:

  • Рот – в этом случае далее она снова возвратиться на Землю для реинкарнации или мучительных скитаний.
  • Ноздри, а далее освобожденный дух направляется на небеса в сторону Солнца или Луны.
  • Пупок – дальнейшее пристанище духовной субстанции – космос.
  • Гениталии, но в этом случае дух переправляется в темные мрачные миры и измерения.

Именно этот переход и видят все, кто переживает клиническую кончину. Тоннели – это каналы, по которым освобожденный дух покидает усопшее тело, а яркий свет – это будущие миры, в которые отправляется душа человека после смерти.

Как живет душа после смерти: мнение православия

Каждый православный человек знает, что кончина – это не конец жизни, а лишь переход в божественный мир. В православии душа после смерти не исчезает, а направляется на Божий суд, после которого попадает в рай или ад, где ждет Второго Пришествия.

Согласно православным канонам, душа умершего до 40 дней находится в процессе подготовки к Суду:

  • С первого по третий день она в сопровождении ангела-хранителя путешествует по земле, посещает родные места, родственников. На третий день она впервые предстает перед Богом.
  • С третьего по девятый день дух пребывает в райских селениях, где наблюдает всю божественную благодать и забывает печать о земной жизни. На девятый день он снова предстает перед Богом и отправляется лицезреть ужасы ада.
  • С девятого по сороковой день духовная субстанция пребывает в аду, где она проходит двадцать кругов мытарства. Все это время ее сопровождают ангелы, а цель этих испытаний — проверка на страсти и приверженность к неправедным дьявольским помыслам.

После 40 дней душа отправляется на Божий Суд, где ей огласят место дальнейшего пребывания – райские селения или же ад. Повлиять на этот выбор она уже не может, так как решение основывается на пройденном жизненном пути и заупокойных молитвах родных. Если же человек покончил жизнь самоубийством, то душа после смерти не может покинуть землю, так как небесные врата для нее закрыты. Она так и будет бродить по земле в муках до пришествия дня кончины, предусмотренного Творцом.

Где находится душа после смерти: теория о переселении

Еще одной распространенной теорией о пути души после смерти является реинкарнация или же переселение. Согласно этому верованию, после кончины дух просто переселяется в новую оболочку – тело, и начинает новый жизненный цикл. Таким образом, духовной субстанции дается еще один шанс улучшить свою карму и завершить круг реинкарнаций, отправившись в Вечность.

Доктор психиатрических наук Ян Стивенсон провел огромное количество исследований о том, как живет душа после смерти. Большинство из них касалось теории реинкарнации, которую он считал абсолютно реальной. Например, в ходе исследований был найден человек с врожденным странным наростом в области затылка. Во время гипноза он вспомнил, что в прошлой жизни его убили ударом по затылку. Ян начал расследование, и на основе полученных в гипнозе данных, нашел человека, умершего именно таким способом – форма раны была идентична наросту.

По теории Стивенсона о реинкарнации свидетельствуют такие факторы:

  • Появляется способность говорить на иностранном, а нередко, древнем языке. Во врачебной практике многократно встречались случаи, когда маленькие дети могли разговаривать на языках, которые не знали их родители.
  • Наличие родинок, невусов, непонятных новообразований в одинаковых местах у живого и умершего человека.
  • Точные исторические факты, о которых не мог знать живой человек.

Подробности о прошлых переселениях можно выявить с помощью гипноза и транса. Как показала практика, примерно 35-40% людей на подобных сеансах рассказывали о странных событиях, разговаривали на древних или просто других языках. Воспоминания о прошлых жизнях приходят и к людям, переживших клиническую кончину.

Что делает душа после смерти? Возможно, на этот философский вопрос когда-то найдется точный научный ответ. Сегодня же можно довольствоваться только религиозными и околонаучными теориями. Стоит ли их воспринимать за чистую монету каждый человек решает сам.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.