Что такое шень. Персональный форум Вершинина В.Н

Дух" ("духи", "душа", "одухотворение", "одухотворенность", "духовность", "разум", "разумность", "святость", "непостижимое", "чудесное"). Категория кит. философии и культуры. Смысловое содержание имеет три осн. аспекта: 1) мистико-религ. - "дух", божество, персонификация духовных субстанций (часто в сочетании гуй Ш., "нави и духи"); 2) космология. - духовная субстанция, потенциально содержащаяся в "изначальной" (юань ци) и актуально в мировой "пневме" (ци ), одно из субстантивированных мировых "начал" наряду с "пневмой" и "семенем" (цзин восприятия" (гань) вещей, что особенно отчетливо выражено в неоконфуцианстве. В древнейших памятниках ("Ши цзин", осн. текст "Чжоу и") и первых текстах конф. традиции Ш. подразумевает персонифицированные потусторонние силы. Принципы конф. отношения к ним заложил Конфуций (6 - 5 вв. до н.э.): "Почитаю духов, но держусь от них в отдалении" ("Лунь юй"); в др. пассажах "Лунь юя" и в "Цзо чжуани" по отношению к "Небу и духам" рекомендуется "почтительная осторожность" (цзин ). В "Чжун юне" обладатель "высшей подлинности/искренности" (см. Чэн ), способный предвидеть грядущее, объявляется "подобным духу". Примерно с 4 в. до н.э. религ. и филос. интерпретации понятия Ш. начинают отчетливо различаться. В "Си цы чжуани" Ш. объявляется тем, что "непостижимо в инь ян"; там же предвидению грядущего приписывается "духовно-божеств." характер, но уже начинает оформляться представление о Ш. как потенции разума и психики, "проникнутой разумным долженствованием" (цзин и). В "Дао дэ цзине" дао объявлено "одухотворяющим" (Ш.) началом всего сущего, в т.ч. "навей и духов"; но если Поднебесная гармонизирована (в ней "царит дао"), то "нави в ней не одухотворены" (бу Ш.). В "Чжуан-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.) признается существование "людей-духов" (Ш. жэнь), к-рые в идеальном краю "питаются ветром и пьют росу". Там же содержится аналогичное "Дао дэ цзину" положение об "одухотворении" дао "навей и владык", а Ш. предстает как субстанция, способная "иметь разрывы" и обусловливающая "духовную жизнь" (Ш. шэн), "устойчивости" к-рой угрожает "механич. сердце" (цзи синь, см. Цзи ) - произвольное эгоистич. хитроумие; "целостность духа" обусловлена гармонич. целостностью телесной "формы" (син ). Конфуцианцев 4 - 3 вв. до н.э. интересовали гл. обр. онтологич. и гносеопсихологич. аспекты Ш. В "Мэн-цзы" постулировано единство "телесной пневмы" (ти ци) и "духовной пневмы" (Ш. ци), а в "Сюнь-цзы" Ш. как психоэмоциональное начало объявлялось вторичным и зависимым от "оформленной плоти" (син цзюй). В преимущественно даос, по характеру трактате 2 в. до н.э. "Хуайнань-цзы" впервые представлена завершенная космологич. интерпретация Ш. в связи с его гносеопсихологич. толкованием: "дух" входит в триаду субстантивированных "начал" (юань ) Вселенной, или "трех цветков" (сань хуа), причем м.б. производным от "семени" (цзин (3]), способного "утончаться" до состояния Ш. Основой ("движением") знания в "Хуайнань-цзы" объявлен "отклик духа" как разума и психики на взаимодействие субъекта с объектом. Подобно "Чжуан-цзы", духовные качества ("духовная благодать/добродетель" - Ш. дэ, см. Дэ ) противопоставлены "механич. сердцу" (ци се чжи синь). С эпохи Хань (3 в. до н.э. - 3 в. н.э.) одной из важных филос. тем для конфуциански ориентированных мыслителей стала проблема соотношения "[телесной] формы" (син ) и Ш., идущая от "Чжуан-цзы" и "Сюнь-цзы". Хуань Тань (кон. 1 в. до н.э. - нач. 1 в. н.э.) и Ван Чун (1 в.) уподобляли Ш. огню, а "[телесную] форму" - зажженной им свече; по Ван Чуну, "человек порождается духовной пневмой (Ш. ци) и со смертью вновь в нее возвращается". Синь Юэ (2 в.) сформулировал развитый впоследствии в неоконфуцианстве тезис о Ш. как одной из составляющих человеч. "природы" (син ) наряду с "[телесной] формой". В рамках соотношения син и Ш. в 4 - 6 вв. первые представители антибуд. пропаганды рассматривали буд. учение о сансаре (см. Луньхуэй), истолковывая его как утверждение о "бессмертии души" (см. Шэнь бу ме). В различных течениях средневек. даосизма натурфилос. истолкование субстанции Ш. пересекалось с объяснением природы и функций духов. Напр., представитель течения сюань сюэ, разрабатывавшего и даос., и конф. проблематику, Хэ Янь (2 в.) объяснял Ш. как "дела навей и духов". В "учении о бессмертии" (сянь сюэ) на первый план вышла идея "одухотворения" (Ш.) "тела/личности" (шэнь ) адепта как условие приобщения к всеединству и всемогуществу бессмертного дао и превращения в "святого-бессмертного" (Ш. сянь). С развитием в рамках "учения о бессмертии" "внутреннеалхимич." (нэй дань) традиции задача литургич. общения с духами отошла на задний план по отношению к претворению "пневменных" (ци ) субстанций человеч. тела в "дух", воплощенный в "пневме ян" (ян ци), что выдвинуло в разряд первоочередных проблему локализации этих субстанций в организме. Идея сосредоточения Ш. в сердце, восходящая к "Гуань-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.) и закрепленная в древнейшем медиц. трактате "Хуан-ди нэй цзин" ("Канон Желтого императора о внутреннем", 2 - 1 вв. до н.э.), начиная с Гэ Хуна (3 в.), уступила место восходящим к Дун Чжуншу (2 в.) представлениям о локализации Ш. в голове, где, по учению "внутр. алхимии", располагается "верхнее киноварное поле" (дань тянь); в среднем (грудь) и нижнем (живот) "киноварных полях", в к-рых "бессмертный зародыш" проходит различные этапы развития, помещались соответственно "пневма" и "семя". Эти представления оказали значительное влияние на теорию кит. медицины, в к-рой впоследствии за основу была принята компромиссная схема, предусматривающая пять "киноварных полей" и учитывающая представления о локализации Ш. в голове и сердце, а также его присутствие во всех внутр. органах. На представления о Ш. в неоконфуцианстве определяющее влияние оказали идеи Чжоу Дуньи и Чжан Цзая (11 в.). Первый акцентировал гносео-психологич. сущность "духовности" (Ш.), объявив ее "следующим за восприятием проникновением [в суть вещи]"; второй дал развернутое обоснование тезиса о Ш. как проявлении дао, обусловливающем способность вещей к "[взаимо]восприятию" (гань) и тем самым "превращению" (хуа) единой мировой "пневмы", интерпретировав бином гуй Ш. в онтологич. смысле как потенции дуальных космич. сил инь ян соответственно к "сгибанию/сжатию" (цюэ) и "выпрямлению/расширению" (шэнь ) "пневмы". Взгляды Чжан Цзая на содержание понятия Ш. были восприняты представителями осн. направлений неоконфуцианства: Чэн [братьев] - Чжу [Си] школы и Лу Щзююаня] - Ван [ Янмйна] школы. Так, Чжу Си (12 в.) заимствовал определение Чжан Ц заем функций гуй Ш. в русле его же концепции неуничтожимой "пневмы", а Ван Янмин (кон. 15 - нач. 16 в.) интерпретировал Ш. как "утонченное применение" ("проявление" - юн , см. Ти - юн) единой "пневмы". В средневек. кит. эстетике (напр., у Чжан Пу, 17 в.) "одухотворение" (Ш.) рассматривалось как форма претворения духовного начала в произв. искусства посредством внезапного озарения. Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 2. М., 1964 (по Указателю - "Дух"); ** Буров В. Г. Мировоззрение кит. мыслителя XVII века Ван Чуань-шаня. М., 1976. С. 45 - 6; Лисевич И.О. Лит. мысль Китая на р-же древности и ср. веков. М., 1979 (см. по Указателю); Померанцева Л.Е. Поздние даосы о природе, об-ве и искусстве ("Хуайнаньцзы" - II в. до н.э.). М., 1979. С. 54 - 69; Кобзев А.И. Учение Ван Янмйна и классич. кит. философия. М., 1983 (см. по Указателю); Гэ Жунцзинь. Чжунго чжэсюэ фаньчоу ши (История категорий кит. философии). Харбин, 1987. С. 202 - 15; Chang С. Reason and Intuition in Chinese Philosophy // PEW. 1954. Vol. 4. N 2; ffuang Siu-chi. Chang Tsais Concept of Chi // PEW. 1968. Vol. 18. N 4. cm. также лит-ру к ст. Ци , Цзин , С янь сюэ, Фань Чжэнь. А.Г. Юркевич

Цзин, ци, шень связаны между собой, друг друга питают и друг за другом следуют. Практика цзингун укрепляет, сохраняет и очищает изначальную цзин, цзин питает ци, а ци питает шень.

Шень – это дух, как настроение. Шень часто называют главным командным центром.

Цзин – это все жидкости организма (слюна, кровь, мужское и женское семя). Жидкости нужны для любого живого организма, цзин как река, есть река – всегда есть жизнь и здоровье.

Изначальная цзин пребывает в почках, имея достаточное количество цзин можно обеспечивать все системы нужным количеством ци. Именно поэтому цигун и тайцзицюань содержат множество техник для укрепления почек.

Ци – это жизнь, есть ци – есть жизнь, нет жизни – нет ци. Что же такое ци? По китайским представлениям есть природная сила, наполняющая Вселенную, и эту силу называют ци. Небо обладает небесной (тянь) ци, Земля обладает земной ци, испытывающей влияние небесной ци. Частью земной ци является человеческая (жень) ци.

Ци движется в человеке по двенадцати каналам и накапливается в восьми «органах». Наиболее важные каналы это Ду-май и Жень-май, так как они контролируют работу всех остальных каналов.

Ци и кровь тесно связаны между собой, куда идет ци, туда идет кровь. Шень (дух) управляет потоками ци. Шень находится в верхнем даньтяне (во лбу над переносицей). В ходе занятий цигун практикующие стараются, чтобы ци достигла шень и укрепила его, тогда уровень шень повышается, что в свою очередь способствует циркуляции ци. Это можно понять на примере: сильные духом люди легче справляются с заболеваниями.

Нижний даньтянь (три пальца ниже пупка) является источником изначальной (юань, преднебесной) ци. Посленебесная ци, получаемая из воздуха и пищи, располагается в груди (средний даньтянь) и тесно связана с дыханием и кровообращением, сердцем и легкими. Процесс усвоения посленебесной ци можно усовершенствовать с помощью системы дыхательных упражнений.

Изначальная ци дается каждому человеку еще задолго до его рождения. По пуповине дети чувствуют вдохи и выдохи мамы. Находясь в материнской утробе, сам ребенок дышит идеально животом через нижний даньтянь и дальше дыхание идет по Малому небесному кругу, что соответствует движению ци по каналам Ду-май и Жень-май. Малый небесный круг у ребенка до рождения работает без сбоев, так как каналы Ду-май и Жень-май сомкнуты и образуют круг. Вдох длинный от даньтянь по задней поверхности тела (канал Ду-май) до точки Тяньсы на верхнем небе за деснами, выдох короткий от точки на нижнем нёбе до нижнего даньтянь.

Когда пуповину перерезают, такое дыхание заканчивается и точка даньтять закрывается. Начинается обычное дыхание через нос и рот до легких. Дыхание становится поверхностным, а со временем мы начинаем задействовать только верхнюю часть легких, в старости дыхание часто становится только горловым. Посленебесная ци тоже не опускается ниже до даньтянь и не смешивается с изначальной ци, таким образом, запасы ци не пополняются должным образом. А нет ци, нет и жизни. Получается застой ци в области головы и груди, лицо становится красным, а давление повышенным.

Практически все люди дышат следующим образом: вдох короткий, а выдох длинный, дыхание не глубокое. Вдох – это сбор новой ци из воздуха, выдох это избавление от старой ци. Изначальная ци растрачивается с течением жизни. Например, если ночью мы не спим и работаем, то растрачиваем ци. Здоровье становится все хуже и хуже, ци не собирается и не накапливается.

Сейчас много людей занимаются «умственным» трудом, а это работа тяжелая для головы, многие люди плохо спят, тревожны и раздражительны. Это происходит потому, что меридиан почек работает плохо, изначальная ци не восстанавливается, а только растрачивается.

Для занятий кунг-фу тоже важно, чтобы посленебесная ци опускалась вниз до даньтянь. Иначе получается, что дыхание затруднено и сильное сердцебиение. Если не заниматься цигун специально, то только в молодом возрасте можно сильно заниматься кунг-фу. Для того, чтобы сильно заниматься кунг-фу до старости нужно заниматься цзингун, чтобы каналы были открыты и ци свободно циркулировала и опускалась в даньтянь.

Цзингун помогает нам вернуться в состояние ребенка в материнской утробе, восстановить изначальное дыхание. Ци как фундамент. Для того, чтобы гармонизировать цзинь, ци, шень, нужно с помощью упражнений цзингун заниматься, здоровьем тела, спокойствием сердца и укреплением духа.

Одно из субстантивированных мировых “начал” наряду с ци) и проявляющиеся в виде “воли” (чжи) и “мысли/идеи” (и).

Согласно традиционным религиозным представлениям, шэнь персонифицируют прежде всего духов предков; дух человека, должным образом не похороненного и лишенного заботы потомков (жертвоприношений), превращается во вредоносного навя (гуй). В памятниках сер. 1-го тысячелетия до н. э. упоминаются “горние души” (хунь) и “дольние души” (по; см. Хунь по). Представления о них стали общепринятыми для всех исконно китайских религий. Считается, что душ-хунь определяет и мышление человека, тогда как душипо обусловливают жизнедеятельность. По смерти человека души-хунь становятся духом-шэнь и впоследствии растворяются в небесной субстанции (ци-“пневме”), а души-по могут превращаться в навя, пребывают в подземном царстве “желтого источника” и растворяются в “земной пневме”. Принципы конфуцианского отношения к духам как потусторонним силам заложил Конфуций: “Почитаю духов, но держусь от них в отдалении” (“Лунь юш”, VI, 20); по отношению к “Небу и духам” он рекомендовал “почтительную осторожность” (цзин). Такая Учителя обусловила полное отсутствие собственно религиозно-мистического пласта в конфуцианстве.

Примерно с 4 в. до н. э. религиозные и философские интерпретации шэнь начинают отчетливо различаться. В “Си цы чжуани” (см. “Чжоу и”) шэнь объявляется тем, что “непостижимо в янь як” (1,5); там же начинает оформля" ".ся о шэнь как потенции разума и психики. В “Дао цяте” объявлено “одухотворяющим” (шэнь) началом всего сущего, в т. ч. “навей и духов”, но если Поднебесная гармонизирована (в ней “царит дао”), то “нави в ней не одухотворены” (1,10, II, 5 и т. д.); бином гуй шэнь предстает обозначением динамических сил космоса, воплощенных в “осемененной пневме” ( ци). В “Чзкуан-цзы” содержится аналогичное “Дао дэ цзину” положение об “одухотворении” дао “навей и владык/предков”, а шэнъ предстает как субстанция, способная “иметь разрывы” и обусловливающая “духовную жизнь”, или “духовное порождение” (шэнь ); “целостность духа” обусловлена гармонической целостностью “[телесной! формы” (сик). В конфуцианских трактатах 4-3 вв. до н. э. рассматриваются гл. о. гносео-психологические аспекты шэнь. Так, в “Сюнь-цзы” шэнь как психоэмоциональное начало объявлялось вторичным и зависимым от “оформленной плоти” (cwr цэюп).

Завершенная космологическая шэнь, связанная с его гносео-психологическим толкованием, представлена в *Хуайнань-цзы”: “дух” входит в триаду субстантивированных “начал” (юань) Вселенной, или “трех цветков” (сань ), и может быть производным от “семени” (цзин), способного “утончаться” до состояния шэнь (VII, 129). Шэнь выступает там условием “разумности” человека (VII, 29).

Обозначением “духа”, “духовной силы” и “духовности” является также “лин”, зафиксированное в трактатах 4-2 вв. до н. э. Оно обычно ассоциировалось со сферой “небесного”. Иногда применялось как коррелят шэнь, напр. в “Дао дэ цзине” означало шэнь - “чуткость”, “одухотворенность”. Понятие “лин” менее терминологизировано и обычно меняется в сочетаниях: лин ци (“одухотворенная пневма”). проникающая в “сердце” и исходящая из него (“Гуань-цзы”), лин тай (“престол духа”) - “сердце” как вместилище всего сущего, лин шу (“столп духовности”) - раздела древнейшего медицинского трактата “Хуан-ди нэй цзин” (“Канон Желтого императора о внутреннем”, 2-1 вв. до н. э.), лин бао (“одухотворенная драгоценность”, или “дух и драгоценность”) - обозначение душ-хунь и душ-по в даосизме и т. п.

В первые века н. э. одной из заметных философских тем стала соотношения (“[телесной] формы”) и шэнь. Хуань Тань ( . 1 в. до н. э. - нач. 1 в. н. э.) и Ван Чун уподобляли шэнь огню, а “[телесную] форму” -зажженной им свече; по Ван Чуну, “человек порождается духовной пневмой (шэнь ци) и со смертью вновь в нее возвращается”. Сюнь Юэ (2 в.) сформулировал развитый впоследствии в неоконфуии анстве о шэнь как одной из составляющих “[индивидуальной] природы” (син) наряду с “[телесной] формой”. В 4-6 вв. противники буддизма из числа конфуцианцев через призму проблемы соотношения “формы” и “духа” рассматривали буддийское учение о сансаре, истолковывая его как апологию “бессмертия человеческого духа”. Ревнитель конфуцианских ценностей Хань Юй рассматривал “навей и духов” (гуй шэнь) как “оформленные” структуры, имеющие “вещное” , но чувственно не воспринимаемые (“беззвучные”). Совершение недолжного поступка, идущего вразрез с устоями миропорядка, вызывает воздействие “навей” на “формы” явленного мира, что ведет к несчастьям. В “учении о бессмертии” (сянь сюэ) средневекового даосизма на первый план вышла “одухотворения” (шэнь) “тела/ личности”, которое считалось условием приобщения к всеединству и всемогуществу вечного дао и превращения в “святого-бессмертного” (шэнь сянь). Основным средством такой трансформации считалась - сначала инструментальная (“внешняя”), а затем медитативная (“внутренняя”), нацеленная на создание “бессмертного зародыша” из субстанций организма. “Внутреннеалхимическая” отодвинула задачу литургического общения с духами на задний план по отношению к претворению “пневменных” субстанций в “дух”. Технический этой задачи требовал локализации соответствующих субстанций в организме. До новой эры, видимо, преобладало , зафиксированное в “Гуань-цзы” и закрепленное в “Хуан-ди нэй цзин”, о сосредоточении шэнь в сердце. У β Хуна в “Баопу-цзы” представлена восходящая кДун Чжуншу о локализации шэнь в голове. Там, по учению “внутренней алхимии”, располагается “верхнее киноварное поле”; в среднем (грудь) и в нижнем (живот) “киноварных полях”, в которых “бессмертный зародыш” проходит различные этапы развития, помещались соответственно ци“пневма” и цзин-“семя”. Эти представления оказали значительное влияние на теорию китайской медицины и психопрактики, в которой впоследствии возобладала компромиссная схема: она предусматривала пять “киноварных полей” и учитывала представления о локализации шэнь в голове и сердце, а также его присутствие во всех внутренних органах.

Неоконфуцианская шэнь сформировалась под определяющим влиянием идей ЧжоуДуньи и Чжан Цзая. Первый акцентировал гносео-психологическую “духовности” как “проникновение [в суть вещей]”. У второго шэнь предстает как дао, обусловливающее вещей к “[взаимо]восприятию” (гань). Оно является условием “превращения” (хуа) единой мировой “пневмы”, а “нави и духи” - космическими сущностями, потенциями дуальных космических сил ян соответственно к “сгибанию/сжатию” и “выпрямлению/расширению” “пневмы”.

Лит.: Лисевич И. С. Литературная Китая на рубеже древности и средних веков. М., 1979; КобзевА. И. Учение Ван Янмина и классическая . М., 1983; ГэЖунцзчнь. Чжунго чжэсюэ фаньчоу ши (История категорий китайской философии). Харбин, 1987, с. 202-15.

А. Г. Юркевич

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "ШЭНЬ" в других словарях:

    - 沈括 Дата рождения … Википедия

    В древнекитайской мифологии и космологии особая категория, в известной мере соответствующая понятиям «дух», «божество», «душа». Под Ш. подразумевались и небесные духи, противопоставляемые злым духам, бесам гуй и некое одухотворяющее начало,… … Энциклопедия мифологии

    ШЭНЬ, в китайской мифологии название божеств духов … Энциклопедический словарь

    В китайской мифологии название божеств духов … Большой Энциклопедический словарь

    Олимпийские награды Фигурное катание Бронза 2002 Пары Бронза 2006 Пары … Википедия

    Или Шенси, по китайски Шэнь си шэн одна из 18 ти китайских провинций Собственного Китая, расположенная между провинциями Гань су на зап., Шань си на вост., Хэ нань и Ху бэй на ю. востоке и Сы чуань на юге. Занимает горную страну, орошаемую… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

13- 1. Введение
Есть одна вещь, которая совершенно незаменима в бою: боевой дух. У вас может быть самый замечательный полководец, хороший стратег, великолепно знающий особенности поля сражения... но, если у его армии не будет высокого боевого духа (морали), он рискует проиграть любое сражение. Запомните: Дух — это центр и корень битвы. Если вы будете поддерживать этот центр, то один ваш солдат будет стоить десятка. Когда дух высок, солдат точно и с желанием выполняет приказы, а полководец способен эффективно управлять своей армией. Чтобы солдат в бою сохранял высокий моральный дух, он должен уметь сражаться, знать, за что он борется и что ожидать в результате сражения. Это знание поднимет дух солдата, укрепит его волю и повысит его терпение и выносливость.
То же происходит и с практикой цигун. Чтобы реализовать конечную цель, вы должны иметь три основные моральные добродетели: волю, терпение и выносливость. Вы также обязаны знать, зачем, как и почему делаете это. Лишь после этого вы сможете быть уверены в том, что ваша цель верна, и знать, что идете к ней правильным путем.
Шэнь (так по-китайски звучит «дух») берет свое начало в Я (разуме мудрости). Когда Я тверд и крепок, шэнь будет устойчив и спокоен. Когда шэнь крепок, крепок и Я. Шэнь — это ум солдата. Когда шэнь высок, ци сильна и легко управляема; когда ци сильна, то силен также и шэнь.
Поклонники цигун говорят: и шэнь ю ци. Перевести эту фразу можно так: используй свой шэнъ, чтобы управлять ци. О шэнь говорят как о штабе, из которого осуществляется управление ци и который способен поднять уровень ци или, наоборот, успокоить энергию, а также направить ее туда, куда вы пожелаете. Возможно, вы заметили, что если ваш дух приподнят, то вы каким-то непостижимым образом находите в себе достаточно энергии для того, чтобы совершить любое дело. Если ваш Я также сосредоточен и способен контролировать шэнь в месте, где тот обычно обитает, ваши суждения будут ясными и спокойными. В цигун считается: если шэнъ надлежащим образом натренирован, он способен повести разум за собой к сверхъестественным состояниям.
Считается также, что если ваш шэнь находится в приподнятом состоянии, он может мягко и плавно увлечь ци к очагу повреждения в организме, тем самым ускорив
выздоровление. Каждый, наверное, слышал о случаях, когда врачи настолько не верят в выздоровление вроде бы безнадежного пациента, что не обещают ему и месяца жизни — однако пациент настроен иначе! Он решительно собирается выздороветь, причем его дух настолько силен и высок, что за счет одной силы воли он оставляет все усилия врачей далеко позади. Действительно, в подобных случаях пациенты иногда переживают «чудесное» выздоровление. Согласно теории цигун, именно дух пациента привел ци к больному месту и преодолел физические повреждения.
Многим случалось переживать и обратный феномен: начальник говорит подчиненному, что если тот сможет в сжатые сроки закончить большой проект, то получит недельный отпуск. И вот человек полностью переключается на этот проект, работая день и ночь практически без сна. Работник с энтузиазмом относится к работе, находя ее волнующим и достойным испытанием сил; он с удивлением замечает, каким здоровым и энергичным он себя чувствует. Наконец проект завершен. Но стоит работнику отправиться в заслуженный недельный отпуск, как вдруг он... заболевает. Это легко объясняется с точки зрения теории цигун. Когда вы глубоко задействованы в каком-то ответственном и важном мероприятии, ваш дух высоко поднят. Этот дух повышает энергетический потенциал ци в вашем организме настолько, что она течет сильно и равномерно; при этом сильная также и Защитная ци. Именно этот фактор и не дает заболеть. Но стоит вам расслабиться, как ваш дух слабеет, и ци более не получает столь активной подпитки. При этом у болезни появляются шансы прорваться через защитное поле Защитной ци. Как правило, такое состояние заканчивается простудой.
Эти два примера должны дать вам представление о том, как шэнь может влиять на ваше здоровье и продолжительность жизни. Именно по причине столь важной его роли тренировка шэнь является одним из завершающих этапов в овладении секретами цигун. Тренировка шэнь, его очищение и перевод в сверхъестественное состояние являются необходимым шагом на пути к достижению даосского просветления и состояния будцовости.
12- 2. Регулирование духа (тяо шэнь)
В процессе регулирования шэнь есть четыре главные задачи: научиться поднимать свой шэнь; знать, как удерживать его в месте обитания и укреплять; знать, каким образом координировать его с дыханием; и наконец, научиться использовать шэнь для эффективного управления ци. Те, кто практикуют даосские стили цигун, называют эти четыре задачи лян шэнь. Лян в переводе значит «очищать, тренировать, дисциплинировать». В религиозном цигун конечная цель в регулировании шэнь несколько отличается: в религиозных стилях необходимо натренировать свой шэнь до такой степени, чтобы он смог отделиться от физического тела. Об этом вы сможете узнать из книг, специально посвященных религиозным стилям цигун.

1. Поднимание шэнь (ян шэнь)
В переводе с китайского ян — «поднимать, растить, вскармливать». Поднимание, или вскармливание, шэнь (ян шэнь) было основной задачей ученых и буддистов в их практиках регулирования шэнь. Шэнь требует подпитки энергией ци. Обычно ци Огня, образующаяся из пищи и воздуха, способна легко поднять шэнь но при этом ци Огня также усиливает эмоциональную нестабильность и, следовательно, уводит шэнь из места обычного обитания. Сложнее поднимать шэнь при помощи Я, который подпитывается ци Воды. Зато если вам удастся сделать это, такой шэнь окажется более крепким и сосредоточенным, чем шэнь, образующийся при помощи ци Огня. В практике цигун вы учитесь настраивать ваш синь и Я таким образом, чтобы затем с их помощью можно было поднимать шэнь. Когда вы научитесь правильно использовать свои синь и Я, ваш шэнь поднимется, но не будет возбужденным, оставаясь в месте своего обитания.
Учиться правильно поднимать шэнь — все равно что воспитывать ребенка: вам потребуется много терпения и настойчивости. Один из способов воспитания состоит в том, чтобы помочь ребенку избежать ненужных соблазнов семи эмоций и шести желаний. Это будет долгий процесс, который потребует большого терпения и понимания. В цигун задача поднятия шэнь не сводится только к увеличению уровня эмоционального возбуждения, так как это ввергнет ваш Яв состояние растерянности и приведет шэнь в смущение, в результате чего он утратит свой центр. Тренинг ян шэнь создаст устойчивый центр для вашего духа и поможет ему эффективно контролировать большую часть вашей жизни.
2. Удержание шэнь в «резиденции» и его тренировка
После того как вы смогли поднять свой шэнь, вы должны научиться удерживать его в его «резиденции», а также тренировать его. Это опять-таки напоминает воспитание ребенка, когда вы должны суметь удержать его разум в лоне семьи, вместо того чтобы позволить ему бродить где попало. Только в этом случае вы сможете дать ребенку правильное воспитание. В цигун искусство удерживания и тренировки шэнь включает в себя четыре главных этапа.
А. Шоу шэнь
Глагол шоу переводится как «удерживать, защищать». Само начало процесса тренировки уже включает в себя изучение методов удержания шэнь в месте его обитания. Если поднять дух сравнительно несложно, то удержать его гораздо сложнее. Чтобы удержать шэнь в месте его обитания, система шоу шэнь предлагает использовать отрегулированный разум: с его помощью нужно направлять, питать, удерживать шэнь и присматривать за ним. Как и при воспитании ребенка, вам потребуется все ваше терпение, умение сдерживать себя (регулировать свой разум), чтобы не позволить ему пуститься во все тяжкие.
Вот почему первые ступени в регулировании шэнъ предусматривают регулирование синь и И. Стоит вам потерять терпение и сорваться, как ребенок тут же захочет уйти из дому. Только регулирование синь и И ласт вам возможность эффективно присматривать за шэнь и удерживать его.
Б. Гу шэнь
Гу в переводе значит «укреплять, скреплять». После того как вы научитесь удерживать свой шэнь в месте обитания, наступит время учиться укреплять его (гу шэнь). Искусство гу шэнь подразумевает такую тренировку шэнь, при которой он может добровольно оставаться в своем постоянном хранилище. Если вы способны управлять жизнью своего ребенка в доме, вы обязательно захотите, чтобы он искренне, от всего сердца хотел бывать дома. Только в этом случае его разум будет спокоен и устойчив. Естественно, для этого вам нужно будет много любви и терпения, чтобы воспитать в ребенке понимание того, насколько важно ему жить под родным кровом в нормальных и здоровых условиях. Те же принципы действуют и в цигун. Вторая ступень заключается в том, чтобы научить шэнь добровольно оставаться в точке обитания. Для этого ваш разум должен уметь регулировать проявление любых чувств. Только после этого ваш шэнь будет спокойно оставаться там, где он обычно находится.
В. Дин шэнь
Дин шэнь означает «стабилизировать и успокаивать свой шэнь». Если вы добьетесь, чтобы ваш ребенок жил дома, оставаясь в умиротворении, то его перестанут смущать всякие эмоциональные соблазны. Вы должны научиться успокаивать шэнъ, чтобы он оставался в состоянии повышенной энергетики, но при этом не был возбужден — тогда разум ваш будет спокоен и уравновешен.
Г. Нин шэнь
Нин переводится как «концентрировать, очищать, фокусировать, укреплять». Из сказанного выше вы уже, наверное, поняли, что фундамент в культивировании шэнь включает в себя сохранение, укрепление и стабилизацию духа. Ваш шэнъ словно ребенок, который по собственному желанию остается дома, сохраняя при этом спокойный и уравновешенный разум. Освоив первые три ступени в культивировании шэнъ, вы должны перейти к его уплотнению и фокусировке, стараясь довести его до размеров крохотной точки. На стадии уплотнения шэнь вы учитесь переводить его в состояние повышенной духовности. Когда шэнь будет сфокусирован в маленькую точку, он будет напоминать собой солнечный луч, пропущенный через линзу, причем чем меньше будет точка, тем сильнее луч.
3. Сочетание шэнь с дыханием
После того как в процессе тренировок вы довели шэнь до повышенного энергетического уровня, можно приступать к практическому использованию своего духа. Первая задача — координация шэнъ с процессом дыхания. Запомните: в цигун ваше дыхание
воплощает в себе стратегию совершенствования. Если эта стратегия будет направляться вашим шэнь, то и результат будет максимальным. Китайцы называют это шэнь си сян и, что значит «шэнь и дыхание зависят друг от друга». Такая координация в цигун именуется шэнь си — «дыхание шэнь». На этой стадии шэнь и дыхание сливаются в единое целое.
Такое слияние способствует наиболее эффективному управлению ци. Конечно, задача эта не из легких, для ее выполнения вам понадобится вначале научиться регулированию тела, разума и дыхания.
4. Сочетание шэнь и ци
Последняя стадия регулирования шэнь, выполняемого для сохранения здоровья. Вы должны научиться использовать свой шэнь для наиболее эффективного управления движением и распределением ци. В цигун эта ступень называется шэнь ци сян хэ, что значит «шэнь и ци объединяются вместе».
Очевидно, что культивирование шэнь —это длинный и сложный процесс, которому нет предела. Чем больше вы будете очищать шэнь, тем выше он поднимется. В религиозном цигун конечный этап культивирования шэнь состоит в том, чтобы научить дух покидать физическое тело. Чтобы достигнуть этой цели, вам придется вначале закончить четыре подготовительные стадии. Только после того, как шэнь и ци объединятся, ци сможет подпитывать ваш дух, способствуя его росту и созреванию. Подробнее мы рассмотрим этот вопрос в дальнейших изданиях.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.