Урок орксэ монастырь с презентацией. Особый мир монастыря

Основы православной культуры

Урок №25

Тема урока: «Монастырь»

Учителя начальных классов

МОУ Рождественской СОШ

Мышкинского района

Батуриной Татьяны Сергеевны

* * *

Ты различишь домов тяжёлый ряд,

И башни, и зубцы бойниц его суровых,

И тёмные сады за камнями оград,

И стены гордые твердынь многовековых…

А. Блок

Тема урока: «Монастырь»

Цель урока: дать представление о монашеском образе жизни.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить с православными традициями монашеской жизни, с монашескими обетами, с монашеским облачением.

Развивающие: развивать интерес к знаниям о монастырях, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

Воспитательные: воспитывать отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Ключевые понятия урока: монах, инок, призвание, послушание, монашеские обеты, постриг, монашеское облачение.

На доске:

Монашеские обеты:

Послушание (отказ от своеволия)

Безбрачие (отказ от семейной жизни)

Нестяжание (отказ от личной собственности)

Х о д у р о к а.

1. Организационный.

Подготовка учащихся к работе на уроке.

2. Проверка выполнения домашнего задания.

3. Просмотр фотоклипа на песню Александра Михайлова «Монастырь».

Слайд 1.

4. Усвоение новых знаний.

Слайд 2.

    Как вы думаете, когда человек свободнее: когда у него много вещей, имущества, домов, или когда все его имущество может уместиться в одном рюкзаке?

    Бездомные люди бывают очень несчастны. Но доводилось ли вам слышать или читать о таких людях, которые добровольно ушли из дома и избрали образ жизни странников?

1). Раскрытие понятия «монах». (Слайд 3.)

Для людей естественно жить вместе, создавать семьи, давать жизнь детям. Поэтому одна из самых странных и удивительных страниц истории человечества – это появление монахов или иноков (монах - от греческого монос - «один»; инок – от древнеславянского слова ин, «один»; сравните слово иной – «другой, особый»).

Монах (монахиня) – это человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить без семьи. Сам он считает, что он не столько отказался, сколько согласился: согласился с некиим «зовом», который указал ему на его призвание.

Свои призвания ощущают ученый и спортсмен, офицер и врач.

Монахом же становится тот, кто ощутил в себе особое призвание быть всегда только с Богом.

2). Первые христианские монахи. (Слайд 4.)

Первые христианские монахи появились в конце третьего века от Рождества Христова. Они определили главное правило монашеской жизни: «трудись и молись». Первый христианский монах - святой Антоний Великий - жил один вдали от поселений и лишь иногда приходил в село или город для того, чтобы поменять сплетенные им корзины на муку.

3). Монастыри. (Слайд 5.)

Кроме монахов-пустынников появились городские монастыри – общины монахов. У монастырей появились большие храмы, колокольни, мастерские.

Киево-Печёрская лавра (Слайд 6.)

Ставропигиальный мужской монастырь

(г. Сергиев Посад) (Слайд 7.)

Оптинский монастырь (Слайд 8.)

Мужской монастырь в г. Санкт- Петербург (Слайд 9.)

Толгский монастырь в г. Ярославле (Слайд 10.)

М о н а с т ы р и г. У г л и ч а

Богоявленский монастырь

(Слайд 11.)

Воскресенский мужской монастырь (Слайд 12.)

Алексеевский женский монастырь (Слайд 13.)

Особый монашеский труд – переписывание книг. В течение многих веков почти все книги писали именно монахи. Кроме того, почти все больницы создавали и обслуживали тоже монахи. И даже школы часто создавались именно при монастырях.

4). Послушание. (Слайд 14.)

Монахом стать трудно. Чтобы отличить призвание от случайного каприза, тому, кто пожелал стать монахом, предлагается несколько лет просто пожить при монастыре «в послушании».

Послушница

Послушание означает, что человек принимает очень серьезное и мужественное решение: я не буду сам решать, что мне сейчас ко благу или нет, а буду спрашивать об этом у более опытных и мудрых людей. Так он сберегает много времени и сил для своего роста. Ведь и в мире науки и техники никакое развитие было бы невозможно, если бы каждый новый ученик решил лично перепроверять все, что было создано и открыто до него.

5). Монашеские обеты и постриг. (Слайд 15.)

Когда же послушник лучше присмотрится и к себе, и к жизни монастыря, он просит принять его в монахи. Он приносит монашеские обеты, то есть обещает жить в послушании, безбрачии и без личных вещей (нестяжение). После этого его «постригают». С него и в самом деле состригают несколько прядей волос. В древнем мире это был знак рабства. Постриг монаха означает, что он сам, свободно, отдает себя в слуги Христу, чтобы никто другой и ничто другое не владели им. Для него начинается совсем другая жизнь и поэтому при постриге он получает новое имя.

Это очень нелегкий путь. Но это самый прямой путь к святости.

Монаху не надо тратить силы на отстаивание своих прав и интересов, на защиту своего имущества. Монаху нечего делить, то есть, у него нет этого повода для ссор. А это значит, что он может быстрее достичь внутреннего мира в душе, что является прямым путем к Богу.

Монашество есть не только у православных христиан. Люди в самых разных странах понимали, что одиночество и сосредоточенность бывают нужны для познания внутреннего мира человека. Монашество – это один из ответов на главный вопрос человеческой культуры: в чем смысл жизни человека.

6). Монашеское облачение. (Слайд 16.)

Мантия

Клобук

Чётки

Пояс

7). Легенда о царевиче Иоасафе. (Слайд 17.)

По всему миру на разных языках люди рассказывали легенду о царевиче Иоасафе.

Царевич Иоасаф

В Греции и на Руси она звучала так:

Жил в Индии царевич Иоасаф. Его отец, царь Авенир, из любви к сыну так обставил жизнь мальчика, чтобы ничего не огорчало его. Он жил в прекрасном дворце. Ему прислуживали только красивые молодые люди. Но однажды Иоасаф смог выйти в город - и на глаза ему попались слепец и калека (прокаженный). «Что это за люди, и почему у них столь неприятный вид» - воскликнул царевич, раньше никогда не видавший больных людей. Свита объяснила ему, что это просто люди, и что заболеть может каждый из нас… На следующей улице царевич увидел старика - сгорбленного, еле говорящего. И снова молодые красавцы из свиты царевича должны были объяснить ему, что таким станет каждый, кто доживет до преклонного возраста и что, в конце концов, за старостью следует смерть. «В каком возрасте бывает это? Есть ли средство миновать ее?» – вопросил царевич. Когда же он узнал, что это неизбежный удел всех людей, он перестал радоваться беззаботной жизни своего дворца. Много дней он провел в горестных раздумьях. В конце концов, он решил, что если тело все равно однажды разрушится, то надо попытаться спасти хотя бы душу. Он покинул дворец и стал монахом.…

(Слайд 18.)

Не всегда монахом становятся в юности. Многие русские князья (в том числе св. Александр Невский) принимали монашество, чувствуя приближение смерти.

Александр Невский

8). Святой Лука. (Слайд 19.)

Порой и семейные люди становились монахами. Правда, церковные правила запрещают уходить в монастырь тому, на чьем попечении еще остаются дети.

Вот жизнь одного монаха:

Святой Лука

В конце 19 века в Крыму родился Валентин Войно-Ясенецкий. Он стал врачом, хирургом. За научные труды ему была присвоена ученая степень доктора медицинских наук. Вскоре произошла революция. Положение православной Церкви в стране сильно изменилось. Начались преследования священников. Теперь Валентин считает нужным помогать не только телам, но и душам людей. Он становится священником и принимает монашество. Теперь его имя – Лука.

Вскоре Луку арестовали. Судья оскорбительно спросил его:

- Скажите, поп и профессор Войно-Ясенецкий, как это вы ночью молитесь, а днем людей режете?

Лука ответил:

- Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей Вы?

Затем последовали долгие годы ссылок. Но даже в заключении святой Лука лечил людей – как заключенных, так и охранников. В годы Великой Отечественной войны он спас жизнь сотен раненых бойцов, а после победы был удостоен очень высокой награды – он стал лауреатом Государственной премии СССР.

Сегодня хирурги делают операции лучше, чем св. Лука: наука, которой он служил, продолжает развиваться. Но те евангельские заповеди, которые воспитали св. Луку и которые он сам напоминал другим людям, не устарели. Ведь они говорят о том, как сделать свою жизнь свободной от душного эгоизма, как найти себя, свою веру и своего Бога.

5. Закрепление новых знаний.

1). Ответы на вопросы.

2). Работа с терминами. (Слайд 20.)

Задание: Соотнести термин и его определение.

(Работа проводится коллективно на интерактивной доске.)

Настоятель титул настоятеля монастыря;

Братья монахи, живущие в монастыре;

Трапеза жилище, монаха, комната или отдельно срубленный дом;

Устав образец, форма, установление, правило для жизни монахов;

Преподобный глава монастыря;

Игумен вкушение пищи, сопровождаемое чтением жития святых или чтением поучений;

Скит строгие обязательства монаха;

Мантия очень, весьма подобный Богу, святой;

Обет облачение, окутывающие все тело, знак жизни под Божьей защитой;

Келья небольшая обитель

2). Работа в тетради.

Монастырь

Задание 1.

Двигаясь по часовой стрелке от выделенного квадратика, замени числовые значения буквами и расшифруй старинную русскую поговорку.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________

Объясни, как ты ее понимаешь.


Слова – подсказки:

Название одного из монашеских обетов.

Так монахи иногда называют свои четки

Так называется чин посвящения в монахи.

Часть монашеского облачения, закрывающая все тело и символизирующая жизнь под Божией защитой.

Головной убор монаха.

Задание 2.

Подпиши, как называются части монашеского облачения, и что они символизируют.

__________________ _____________________

__________________ _____________________

__________________ _____________________

__________________ ______________________

__________________ _______________________

__________________ _______________________

Задание 3.

Подпиши названия монастырей.





___________________________________ ______________________________

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание.

Подготовить сообщение о любом монастыре.

Л и т е р а т у р а (Слайд 21.)

    Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В.Кураев. – М.: Просвещение, 2010. – 95с.: ил.

    Журналы «Божий мир»

    Монастыри России: паломничество, религиозный туризм: Учебное пособие / Авт.-сост. А. С. Емельянов, 2010. – 232 с.: картосхемы, фото.

Презентация к уроку и фотоклип на песню Александра Михайлова приложены к плану урока на электронном носителе (CD ).

П р и л о ж е н и е

Монастыри Ярославской области

Адрианов Пошехонский монастырь

Ярославская обл., Пошехонский р-н, д. Андрианова слобода

дата основания: 1540

действ.

Алексеевская Пустынь Переславского Феодоровского монастыря

Ярославская обл., Переславский р-н, д. Новоалексеевка

дата основания: конец XIX века

сохр.

Алексеевский Угличский женский монастырь

Алексеевский Угличский мужской монастырь

Ярославская обл., г. Углич, ул. Шаркова, 27

дата основания: 1371

действ.

Афанасьевский мужской монастырь

г. Ярославль, пл. Челюскинцев, 17

дата основания: 1615

сохр.

Белогостицкий Георгиевский мужской монастырь

Ярославская обл., Ростовский р-н, с. Белогостицы

дата основания: не позже XV в. (?)

сохр.

Богоявленский Авраамиев женский монастырь

Богоявленский Авраамиев мужской монастырь

Ярославская обл., г. Ростов, Желябовская ул.

дата основания: кон. XI в.

действ.

Богоявленский Угличский женский монастырь

Ярославская обл., г. Углич, Студенческий городок

дата основания: кон. XVI - нач. XVII вв.

действ.

Борисоглебская пустынь в Воскресенском

Ярославская обл., Переславский р-н, с. Новоселье

дата основания: 1888

сохр.

Борисоглебский мужской монастырь

Ярославская обл., Борисоглебский р-н, пос. Борисоглебский, Советская пл., 10

дата основания: 1363, действ.

Воскресенский Угличский мужской монастырь

Ярославская обл., г. Углич, ул. Академика Опарина, 2А

дата основания: не позже 1482 (2-я пол. XIII в. ?)

действ.

Всехсвятская женская пустынь

Ярославская обл., Переславский р-н, пос. Берендеево

дата основания: 1898

сохр.

Горицкий Успенский мужской монастырь

Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, Музейный пер., 4

дата основания: 1-я пол. XIV в.

сохр.

Исакова Рождество-Богородицкая женская пустынь

Ярославская обл., Первомайский р-н, д. Пустынь (нежил.)

дата основания: 1662

сохр.

Казанский Даниловский женский монастырь

Ярославская обл., Даниловский р-н, пос. Горушка

дата основания: 1901

действ.

Казанский женский монастырь

г. Ярославль, ул. Трефолева, 18-20, ул. Первомайская, 19А

дата основания: 1609

действ.

Никитский монастырь

Ярославская обл., Переславский р-н, с. Никитская слобода, ул. Запрудная, д. 20

дата основания: XII в.

действ.

Николо-Бабаевский мужской монастырь

Ярославская обл., Некрасовский р-н, пос. Некрасовское, ул. Волжская

дата основания: не позже XVI в.

действ.

Николо-Сольбинский женский монастырь

Николаевская Солбинская женская пустынь

Ярославская обл., Переславский р-н, с. Сольба

дата основания:

действ.

Николо-Улейминский женский монастырь

Николо-Улейминский мужской монастырь

Ярославская обл., Угличский р-н, с. Улейма

дата основания: 1460-е., действ.

Никольский Переславский женский монастырь

Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, ул. Гагарина, 43

дата основания: ок. 1350

действ.

Петровский Ростовский мужской монастырь

Ярославская обл., г. Ростов, ул. Ленинградская, 13

дата основания: кон. XIII в.

действ.

Покровский Паисьев Угличский мужской монастырь

Ярославская обл., Угличский р-н, [акватория Угличского водохранилища напротив д. Покровские Горки]

дата основания: не позже сер. XV в.

не сохр.

Рождественский Ростовский женский монастырь

Ярославская обл., г. Ростов, Советская пл., 14

дата основания: ок. 1390-1394

действ.

Софийский женский монастырь в Рыбинске

Ярославская обл., г. Рыбинск

дата основания: 1860

сохр.

Спасо-Геннадиев Любимский мужской монастырь

Ярославская обл., Любимский р-н, д. Слобода

дата основания: 1530

действ.

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Ярославский Архиерейский Дом

г. Ярославль, Богоявленская пл., 25

дата основания: 1216

сохр.

Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь

Ярославская обл., г. Ростов, ул. Энгельса

дата основания: кон. XIV в.

действ.

Толгский женский монастырь

г. Ярославль, пос. Толга, Толгский монастырь

дата основания: 1314

действ.

Троице-Сергиев Варницкий монастырь

Ярославская обл., г. Ростов, пос. Варницы

дата основания: 1427

действ.

Троицкий Данилов мужской монастырь

Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, ул. Луговая, 17

дата основания: 1508

действ.

Феодоровский Переславский женский монастырь

Федоровский женский монастырь

Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, ул. Московская, 85

дата основания: 2-я пол. XV в. (?)

действ.

Шестаковская Воскресенская община

Ярославская обл., Некоузский р-н, с. Шелдомеж

дата основания: 1887

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Православные монастыри работа ученика 4 «Г» класса МБОУ гимназии № 36 Юраша Егора руководитель-Павлова Е.В.

Православные монастыри Монастырь в переводе с греческого обозначает «келья отшельника». Монастырь - это место, где живут монахи или монахини. Они подчиняются единому закону, и посвящают себя служению Богу. Монастыри бывают и очень большие, и очень маленькие. Крупнейшие монастыри насчитывают иногда до нескольких тысяч монахов и называются «Лавра». Меньшие по размеру монастыри часто называются "Скиты". Сейчас в Русской Православной Церкви более 800 монастырей

Православные монастыри История христианских монастырей начинается в III веке н.э. Первые поселения отшельников появились в Египте. Отшельники уходили от обычной жизни и посвящали себя молитвам и служению Богу. Основателем христианского монашества считают Антония Великого. К старцу приходили ученики и проводили время в молитве и посте. В IV в. появились монастыри, где собиралось несколько отшельников. Они жили вместе и подчинялись общим правилам. Первая такая община была основана Пахомием Великим. Постепенно монастыри стали появляться в Палестине, Византии, Средиземноморье, а затем и в Европе.

Православные монастыри На Руси возникновение монастырей связано с принятием христианства киевским князем Владимиром в 988 году. Первая обитель, которая упоминается в летописи,– Киево-Печерская лавра (XI в.). Позже монастыри появились и в других княжествах. Они становились центрами просвещения и культуры. Здесь вели летописи, собирали книги, работали ремесленные мастерские. В монастырях работали знаменитые иконописцы Феофан Грек и Андрей Рублев. Неприступные монастырские стены часто выполняли роль крепостей, задерживая неприятеля во время войн.

Православные монастыри Ежегодно монастыри посещает множество паломников, чтобы укрепиться в вере и поклониться христианским святыням. Традиция религиозного паломничества возникла много веков назад. Уже в то время люди стремились увидеть почитаемые святыни и произнести перед ними свои молитвы. Верующие на пути к цели преодолевали огромные расстояния. Вернувшись домой, они получали всеобщее почтение и уважение.

Православные монастыри Жизнь в монастыре трудна и лишена удобств. Иногда монахов называют «бескровными мучениками». День в обители начинается с рассветом и длится до ночи. Несколько часов занимают богослужения и молитвы. В большинстве обителей все работы выполняются монахами. Это возделывание огорода, работа на скотном дворе, приготовление пищи, уборка. Любое дело или должность в монастыре называется послушанием. В монастырях нет газет, радио, телевидения. Монастыри бывают мужскими и женскими. Мужской монастырь возглавляет настоятель, а женский монастырь – настоятельница. Мужчины и женщины дают клятву послушания, отказываются от собственности, им нельзя жениться и выходить замуж.

Православные монастыри Православие широко распространено не только в России, но и в Сербии и Греции. На греческом острове Крит в окружении гор на высоте 622 метра находится женский монастырь Керы Кардиотисса - Богородицы Сердечной. Он был построен в XIII веке. Главная святыня монастыря - чудотворная икона Богородицы Сердечной. Она исцеляет больных и немощных.

Православные монастыри Три раза чудотворную икону воровали турки и увозили в Константинополь, но она чудесным образом возвращалась. Они даже приковывали икону цепью к мраморной колонне, но и это не дало результатов. Икона Богородицы снова вернулась домой. А сейчас в монастырском дворе стоит та самая колонна, а на иконостасе рядом с образом находится цепь. Я был в этом монастыре. Видел чудотворную икону. Это тихое, спокойное и очень красивое место. Там живут всего несколько монашек. На территории монастыря находится музей, в котором представлены предметы церковной утвари и книги.


Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Цель урока: знакомство детей с православными монастырями и особенностями монашеской жизни.

1. Познакомить учащихся с жизнью православных монастырей.

2. Развивать умение самостоятельно добывать знания при работе с разными источниками.

3. Воспитывать уважение к людям, выбравшим монашеский путь, к православным святыням России.

Формирование УУД:

Познавательные: формировать умение отбирать главное, синтезировать. Оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала.

Коммуникативные: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, строить монологическое высказывание.

Личностные: нравственно-эстетическое оценивание нового материала, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Регулятивные: формировать способность принимать учебную цель и задачи, давать оценку услышанному и делать определенные прогнозы на опережающие задания, рефлексия.

Формы и виды деятельности: беседа, выборочное комментированное чтение, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа по развивающим заданиям, участие в диалоге.

Понятийный ряд: монах, монастырь, хитон, мантия, апостольник, четки, клобук, ряса, подрясник.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, листы для групповой работы, слова для составления кластера, презентация , выставка книг.

Ход урока

1. Организация начала урока.

Вот опять звенит звонок,
Начинается урок.
Мы не можем расслабляться,
Пора в работу нам включаться.

2. Проверка домашнего задания.

Ребята, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке? (Таинство Причастия)

Давайте проверим, как вы поняли материал прошлого урока?

Поработаем в группах.

1 группа. Напишите, какие вы знаете таинства? Слайд №4

3 группа. Закончите предложения. Выберете вариант правильного ответа.

1. Таинство – это действие

Бога по молитве человека,

Лекарств,

Телевизионных программ.

2. Таинство называется так, потому что

Земному человеку нельзя до конца понять его воздействие;

К нему хотят привлечь внимание;

О нём нельзя рассказывать.

3. Люди прибегают к таинствам, чтобы

Появился интерес к жизни,

Стать ближе к Богу,

Чтобы развлечься.

2 группа. Работа по слайду №2. Икона Тайная вечеря.

Что изображено на слайде? Тайная вечеря – последний ужин.

Перед Своим уходом на крест Христос собрал апостолов. Это была прощальная трапеза. Взяв в руки чашу с вином, Христос сказал апостолам: “ Пейте всё. Это Кровь Моя Нового Завета, которая за вас и за многих изливается”.

После этого он разломил хлебную лепёшку и протянул апостолам: “ Вкусите. Это Тело Моё, ломимое во оставление грехов” Мы знаем, что, Христос хотя и принял смерть на кресте, но затем воскрес.

Чтобы люди стали частичками Христа, Его причастниками, Христос на Тайной вечере дал людям Своё Тело. Но чтобы люди не пугались, Свои Тело и Кровь Христос дал людям в виде хлеба и вина.

Первыми причастниками стали апостолы. Затем ту святыню, которой они стали причастны, они передали другим людям.

Проверка 1 группа

– Какие таинства вы знаете?

(Крещение, Причастие, Брак, Миропомазание, Соборование, Покаяние, Священство)

Проверка 3 группа (по слайду №3)

Проверьте, так ли у вас получилось?

Молодцы. Я вижу, что вы хорошо поняли тему предыдушего урока.

3. Актуализация опорных знаний.

Сейчас мы с вами попробуем определить тему сегодняшнего урока. Послушайте песню. Слайд №5

Прослушивание песни о монастыре.

4. Сообщение темы урока.

  • Формулировка темы урока совместно с учащимися.
  • Ребята, давайте сформулируем тему нашего урока. Предложения учащихся. Запишите тему урока в тетрадь.
  • Что бы вы хотели узнать о монастырях и о монашестве?
  • Целеполагание.
  • Итак, тему мы обозначили. Давайте теперь поставим цель сегодняшнего урока. Ответы учащихся. (Познакомиться с разными монастырями и жизнью в них) Слайд №6
  • Сегодня мы с вами откроем дверь в новый для нас мир, и пусть это будет доброе открытие .

    Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Монастыри бывают мужские и женские. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия.

    Первые христианские монахи появились в конце III века от Рождества Христова. С тех пор главное правило для монахов: “Трудись и молись”. Сначала монахи жили в далёких от людей пустынях, но, встречаясь с монахами, люди стали замечать в их глазах какую – то особую тишину, радость, свет и мир. И люди стали просить монахов поселиться поближе, чтобы они могли приходить к ним для участия в молитве, в церковных службах, чтобы у мирян была возможность получить духовные советы.

    Слово “монах”, происходит от греческого слова “монос” - один. Монахами становятся люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу, для которых главным призванием в жизни является всегда быть с Богом. Монах в своем послушании Богу подобен самим ангелам, бесплотным духам, являющимся посланцами Бога.

    Стать монахом непросто, для этого он проходит определённые этапы жизни в монастыре.

    5. Работа с учебником.

    Откройте страницу 81 учебника.

    Давайте прочитаем о жизни в монастыре.

    А теперь найдите этапы жизни в монастыре и запишите их в тетрадь.

    6. Проверка самостоятельной работы. Слайд №7.

    1. Послушание.

    2. Монашеский обет.

    3. Постриг.

    4. Получение нового имени.

    Составление кластера “Монастырь”.

    В монастыре каждый несёт своё послушание – обязанность. Стать монахом не просто. Сначала человек должен стать просто послушником, чтобы пожить в монастыре, посмотреть на монахов и их образ жизни. После того, как послушник или послушница твёрдо решили связать свою жизнь с монастырём, они просят принять их в монахи. Для этого существует специальный обряд, называемый постриг.

    Сначала будущий монах произносит монашеские обеты, которые включают в себя:

    1. Исполнение заповедей Господних.
    2. Добровольная нищета.
    3. Совершенное отречение от собственной воли и послушание духовному наставнику.

    После приношения обетов, с головы монаха состригают несколько прядок волос, что означает добровольное и самостоятельное решение отдать себя в слуги Христу. Для него начинается совсем другая жизнь, и поэтому при постриге он получает новое имя.

    Послушайте притчу.

    Один из мирян, решив уйти от житейских проблем, поселился в одном из монастырей. В монастыре было такое правило: через 10 лет можно обратиться с любой краткой просьбой к игумену. Прошло 10 лет.

    – Как твои дела? – спросил игумен у монаха.

    – Еда противная!

    Прошло ещё 10 лет.

    – А теперь как твои дела? – интересуется настоятель.

    – Постель жёсткая – слышит в ответ.

    Проходит ещё 10 лет.

    Тот же вопрос задаёт игумен.

    Я ухожу! – ответил несостоявшийся монах.

    В чём смысл этой притчи?

    Если же монах остаётся в монастыре на него торжественно надевают его новую одежду.

    7. Знакомство с одеянием монахов. Слайд №8

    Составление кластера. (на доске)

    апостольник клобук параман

    хитон Монах подрясник

    ряса мантия пояс чётки

    Хитон - длинная рубашка из простой ткани.

    Подрясник - черное платье, своей простотой напоминающий монаху его обет добровольной нищеты.

    Параман – небольшой четырёхугольный плат с изображением креста.

    Пояс - является символом того, что монах постоянно должен быть готов к подвижническому деланию.

    Ряса - символ отложения всех печалей и смущений, которые обыкновенно происходят от постигающих нас скорбей и бед, а также непрестанное духовное радование. А чёрный цвет является символом покаяния, скорби о грехах, плача об утраченном райском блаженстве .

    Мантия – с одной стороны, она означает охраняющую и покрывающую силу Божию, с другой, - неуклонное исполнение монахом правил избранного им образа жизни. Мантия очень просторна и может свободно развеваться, чем напоминает крылатых быстродвижных ангелов и обозначает, что монах, как ангел, должен быть всегда готов ко всякому Божьему делу.

    Клобук - именуется шлемом спасения и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей.

    Чётки - называемые при этом мечом духовным, и теперь монах должен непрестанно молиться, перебирая узелки чёток, что помогает ему сосредоточиться на молитве

    Апостольник – головной платок с вырезом для лица, ниспадающий на плечи, покрывающий грудь и спину

    8. Физкультминутка

    А сейчас мы с вами, дети,
    Отдохнём и разомнёмся.

    Покажите, где носят клобук, пояс, мантию, чётки, (руки к голове, руки на пояс, руки к плечам, хлопок).

    Монастырь (посмотрите по сторонам).

    Учитель называет слова – учащиеся выполняют действия.

    9. Работа со стихотворением.

    Монах Павел Груздев написал шуточное стихотворение о монашеской жизни.

    Послушайте. (уч-ся) Слайд №9

    Главу клобуком покрыли,
    Очи в землю опустили,
    В чёрну мантию облекли
    И монахом нарекли.
    Подавали чётки в руки,
    Чтобы меньше было скуки,
    Вместо сладких всяких вин
    Наливают квас един.
    Подавают кислы щи –
    Ешь, монах, и не ропщи…

    Ответьте на следующие вопросы:

    1. Как вы думаете, почему монах должен опустить “очи в землю” ? Что значит это выражение? (Это значит, что монах должен стараться не отвлекаться от внутренней молитвы, меньше смотреть на внешний мир и больше заботиться о состоянии своей души.)
    2. Что вы можете сказать о монашеской еде, после прочтения данного стихотворения? (Монах должен ограничивать себя в еде, кроме того, монахи не употребляют в пищу мясо.)
    3. Как вы понимаете значение слова ропот? (Роптать, значит осуждать, жаловаться на свой образ жизни).

    Просмотр слайдов о жизни монахов. Слайд №10

    Какие черты характера воспитываются в монастыре?

    (Ответы учащихся: терпимость, смирение, милосердие).

    Вывод: Вот такие люди – монахи, особенные, прощают и любят. Но для нас, мирских людей, такое качество как терпимость тоже нужно и ценно.

    Чтобы усмирить свою гордыню и страсти, монахи иногда сами по своей воле накладывают обеты – обет молчания, обет столпничества (не садиться в течение длительного времени). Некоторые монахи даже заковывают себя в кандалы и вериги. Вериги – это тяжелые металлические оковы. Слайд №11

    10. Знакомство с монастырями.

    В России существует много монастырей. Они есть и в нашей Нижегородской области.

    Посмотрите на слайды №12, 13, 14, 15,16,17.

    Одним из известных монастырей – Серафимо-Дивеевский.

    Рассказ о Серафимо-Дивеевском монастыре. (Учащиеся)

    Один из наиболее почитаемых монастырей России, Серафимо-Дивеевским женским монастырём, который называют четвёртом Уделом Пресвятой Богородицы. История Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря начинается с 1760 года. Сама Царица Небесная, Пресвятая Богородица Мария, Матерь Божия возвестила матушке Александре (Мельгуновой), будущей первоначальнице Дивеевской обители, что на этом месте будет великая обитель, равной которой не было, нет и не будет никогда во всём свете.

    Чтобы незабвенна была тропа, по которой “стопочки Царицы Небесной прошли”, батюшка Серафим благословил в 1829 году дивеевским сёстрам копать Святую Канавку. Он говорил: “Кто Канавку с молитвой пройдёт, да полтораста “Богородиц” прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!”

    В 2003 году Православной Церковью и Российским государством широко отмечалось 100-летие прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых, а в 2004 году – 250-летие со дня его рождения. В связи с этими торжествами большая часть храмов и зданий монастыря была поновлена, а старинная Казанская церковь восстановлена в прежнем виде. Святая Канавка ныне устроена так, как велела Сама Царица Небесная преподобному Серафиму.

    Не устарели слова, написанные в начале XX века православным писателем С. Нилусом: “Святыня – это весь Дивеев и вся его святая любовь, которая прорывается, бьёт ключом из каждого уголка этого удивительного места”. Слайд №18, 19, 20, 21

    Кроме Серафима Саровского были и другие святые старцы.

    Давайте прочитаем в учебнике о Святом Луке. С. 83. Слайд № 22

    11. Закрепление изученного на уроке.

    Первая загадка:

    В чёрном, с чётками в руках,
    О душе своей в слезах
    Богу молится… (Монах)

    Вторая загадка:
    Ряса, клобук, параман
    Говорят о многом нам:
    Так одет монах, друзья,
    Жить, как все, ему нельзя!
    Инок, мантией одетый,
    Давший Господу… (Обеты)

    Давайте составим правила поведения в монастыре.

    Проверка.

    Назовите правила. Те, которые называли, не повторяйте.

    В монастыре запрещается:

    Громко разговаривать, кричать, включать громкую музыку;

    Говорить по мобильному телефону на территории монастыря;

    Носить шорты на территории монастыря;

    Лицам женского пола находиться без головного убора.

    Составить синквейн со словом “Монастырь”.

    12. Итог урока.

    Какова тема нашего урока?

    Узнали мы то, что хотели?

    Что такое монастырь?

    Монах – кто это?

    13. Рефлексия.

    Как вы считаете, ответили ли мы на все интересующие вас вопросы?

    А если вы что-то не поняли, то прочитайте ещё раз об этом в учебнике.

    Слайд №23, 24

    МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Кафедра поликультурного образования

    Тема конспекта урока:

    МОНАСТЫРЬ

    Слушатель курсов повышения квалификации (шифр курса 00967)

    по предмету ОРКСЭ (ОПК)

    Гродская Александра Михайловна

    Место работы: САО Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    города Москвы

    "Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1794"

    Москва 2017

    Методический комментарий.

    Данный урок входит в систему уроков по курсу ОРКСЭ (ОПК). Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения.

    Класс: 4

    Предмет: Основы православной культуры

    Тема урока: Монастырь.

    Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)

    Место урока в системе уроков по данной теме: Урок 25, Блок 3 "Православие в России. Православный храм и другие святыни"

    Цель урока:

      мотивировать учащихся на ознакомление с православными монастырями и особенностями монастырской жизни;

      формировать у учащихся навыки работы с текстом;

      мотивировать учащихся на правильное осознание понятия "Свобода выбора";

      мотивировать учащихся на развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

    Задачи:

    обучающие:

      формировать у учащихся первоначальные представления о православном монастыре и его жителях;

      сформировать у учащихся навыки поведения в монастыре;

    воспитательные:

      воспитывать у учащихся чувства доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;

    развивающие:

      развивать у учащихся нравственные качества личности, развивать коммуникативные, информационные компетенции.

    Планируемые результаты урока:

    Личностные:

      формирование положительной мотивации к изучению православной культуры;

      нравственно – этическое оценивание нового материала;

      развитие способности к эмпатии – пониманию чувств других людей и сопереживанию им.

    Предметные:

      знание, понимание и принятие людей, выбравших монашеский путь.

    Метапредметные:

    Познавательные УУД: формировать умение видеть, отбирать и синтезировать главное; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; оценивать увиденное и услышанное на уроке с целью подготовки к последующему изложению материала в виде творческой работы.

    Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; давать оценку услышанному и делать определенные прогнозы на опережающие задания; делать выводы в результате совместной работы всего класса; рефлексия.

    Коммуникативные УУД: формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно –речевой ситуацией, владеть монологической и диалогической формами речи.

    КЭС:

    3.4 Человек в системе ценностей мировых религий.

    3.5 Культовые сооружения и их особенности в различных религиях.

    Основные термины и понятия: монастырь, монашество, монах, послушание, монашеское облачение.

    Информационно-образовательная среда информационный материал, в том числе используемая литература, электронные источники информации, демонстрационный, диагностический):

    1. Оптина пустынь. Видеоматериал: https://www.youtube.com/watch?v=dwoa25JmYJM

    2. Учебник "Основы Православной Культуры" (Кураев А.В.)

    3. Презентация

    4. Рабочие листы.

    Межпредметные связи (указать предметы и темы): русский язык ("Синонимы", "Части речи"), литературное чтение (составление синквейна).

    Этапы урока (план с указанием времени на каждый этап):

    1. Орг.момент (2 мин.)

    2. Поисково-исследовательский этап (3 мин.)

    3. Актуализация знаний (4 мин.)

    4. Работа по усвоению и осмыслению учебного материала (18 мин.)

    5. Закрепление. Работа по применению знаний на практике. (13 мин.)

    6. Рефлексия. Д/з (5 мин.)

    Ход урока:

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Способы организации деятельности

    Средства обучения

    Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

    Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку.

    Дежурный:

    Быть должны у нас в порядке

    Ручки, книжки и тетрадки.

    А девиз у нас какой?

    Всё, что нужно под рукой.

    Посмотрели, все ли готовы к уроку ОПК?

    Фронтальная

    Просмотр видеофрагмента про Оптину пустынь.

    Где происходило действие?

    Что такое Оптина пустынь? Подберите синоним.

    Верно. Определите тему нашего урока.

    Ученики анализируют и объясняют свой выбор.

    Примерный ответы:

    В Оптиной пустыне

    Монастырь

    Монастырь

    Фронтальная

    ТСО (просмотр видеофрагмента)

    Составьте синквейн к слову "монастырь"

    по плану:

    1. Одно имя существительное.

    2. Два имени прилагательного.

    3. Три глагола.

    4. Фраза (выражение), отражающая (выражающая) главную мысль.

    5. Вывод (одно существительное).

    Проверка работ.

    Самостоятельная работа. Составление синквейна.

    Дети по очереди высказывают свои предположения.

    Примерный ответ:

    1. Монастырь

    2. Священный, открытый

    3. Принимает, очищает, направляет

    4. Монастырь - это дом монахов и монахинь.

    Фронтальная и групповая

    ТСО, синквейн

    Кто живёт в монастыре?

    Верно. Кто такие монахи? Найдите определение в учебнике и запишите его в тетрадь.

    Монашество - это особый исповеднический подвиг. В мире существует большое количество пословиц на эту тему.

    Прочитайте несколько пословиц. Объясните их смысл.

    1. Монах - это тот, кто хранит ум, а не вещи.

    2. Монах - это тот, кто днём хранит себя, а ночью хранит весь мир.

    Для чего люди идут в монахи?

    Как вы думаете, трудно ли стать монахом? Какими качествами должен обладать монах? Что должен делать монах? Найдите и прочитайте.

    Что нужно сделать, чтобы стать монахом?

    Какое прекрасное слово - призвание... Чистое и высокое. Когда мы говорим: "он нашел свое призвание", то имеем в виду, что человек обрел себя самого в любимом занятии, отдается ему полностью, без остатка, трудится и служит не за деньги, не как ремесленник, а из любви к творчеству и созиданию.

    Издавна считается, что среди разнообразных и благородных служений самых высоких на земле три. Учительство, врачевание и священство. Почему, как вам кажется?

    Христиане воспринимают призвание, как Богом дарованную способность к определенным занятиям. Христиане считают, что религиозное призвание свойственно каждому человеку. Религиозное призвание проявляется там, где человек чувствует потребность к общению с Богом. Религиозное призвание может проявляться на разных уровнях: например, человек в трудных случаях своей жизни обращается к Богу, или чувствует потребность каждый вечер помолиться перед сном, или, как монахи, не может жить без постоянного общения с Богом. Так что Монашество - это тоже призвание.

    Как выглядят монахи? Что они носят? Найдите и прочитайте.

    Монахи и монахини.

    Ученики записывают ответ в тетрадь: "Монах (монахиня) - это человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить без семьи."

    Учащиеся объясняют смысл пословиц.

    Примерный ответ:

    1. Для монаха в монастыре вещи не имеют ценности. В стенах монастыря ценны знания.

    2. Монах - это служитель Бога. Он заботиться об окружающих, молясь за них.

    Люди идут в монахи, чтобы быть ближе к Богу.

    Ответы детей.

    Ученики зачитывают материал учебника (с.81 - 82) от слов "Монахом стать трудно" до слов " Но это самый прямой путь к святости".

    1. Стать послушником.

    2. Принести монашеские обеты.

    Я думаю потому, что в основе всех трех служений лежит любовь.

    Ученики зачитывают материал учебника (с.81) из рубрики "Это интересно".

    Парная и групповая

    ТСО (Интернет), толковые словари

    Выполните задание на Рабочем листе 1.

    Проверка

    Прослушайте притчу "Два весла".

    О каком главном монашеском правиле говорил рыбак?

    Выполните задание на Рабочем листе 2.

    Проверка

    Выполнение заданий детьми.

    Дети читают притчу.

    Рыбак перевозил на лодке одного человека. Пассажир торопил рыбака: - Быстрее, опаздываю на работу!

    И тут он увидел, что на одном весле написано «молись», а на другом - «трудись».

    - Зачем это? - спросил он.

    - Для памяти - ответил рыбак. - Чтобы не забыть, что надо молиться и трудиться.

    - Ну, трудиться, понятно, всем надо, а молиться, - человек махнул рукой, - это не обязательно. Никому это не нужно, зачем терять время на молитву.

    - Не нужно? - переспросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью «молись», а сам стал грести одним веслом. Лодка закружилась на месте.

    Вот видишь, какой труд без молитвы. На одном месте кружимся и никакого движения вперед. Отсюда понятно: чтобы успешно плыть по бурному житейскому морю, надо крепко держать в руках два весла: молиться и трудиться.

    Молись и трудись.

    Дети отгадывают кроссворд

    Индивидуальная и групповая

    Раздаточный материал (кроссворд), ТСО

    Итак, где живут монахи?

    По каким правилам живут монахи?

    Как выглядело монашеское облачение?

    Заполните лист "Рефлексии" (приложение)

    В монастыре

    Молиться и трудиться

    Клобук, мантия, чётки, пояс.

    Заполнение листов "Рефлексии"

    Фронтальная

    Раздаточный материал ("Рефлексия")

    Методы и приёмы обучения

    1 этап урока - Орг.момент. Мотивация (2 мин.)

    Дидактическая задача этапа: организовать самоопределение деятельности.

    Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе.

    2 этап урока - Поисково-исследовательный. Открытие темы урока учащимися (3 мин.)

    Дидактическая задача этапа: открытие темы урока

    Признаки решения дидактической задачи: анализ, рациональное использование информации.

    Анализ и обсуждение

    3 этап урока - Актуализация знаний (4 мин.)

    Дидактическая задача этапа: систематизировать имеющиеся знания у учащихся

    Признаки решения дидактической задачи: беседа по уточнению и конкретизации знаний из личного жизненного опыта.

    Синквейн, беседа, метод критического мышления

    4 этап урока - Работа по усвоению и осмыслению учебного материала (18 мин.)

    Дидактическая задача этапа: уметь анализировать информацию и применять на практике; уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, в группе/детском коллективе.

    Признаки решения дидактической задачи: организация работы, последовательность выполнения операций, контроль и коррекция действий учеников.

    5 этап урока - Закрепление. Работа по применению знаний на практике. (13 мин.)

    Дидактическая задача этапа: уметь анализировать информацию и применять полученные на практике; уметь сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе.

    Признаки решения дидактической задачи: выполнение индивидуальных работ, умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).

    Метод сравнения версий (приём французских технологий), анализ, синтез, контроль, коррекция, беседа.

    6 этап урока - Рефлексия. Д/з (5 мин.)

    Дидактическая задача этапа: умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе.

    Признаки решения дидактической задачи:

    Анализ, самоанализ и обсуждение

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

    УЧЕБНИК "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ" (КУРАЕВ А.В.)

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

    Рабочий лист 2

    "КРОССВОРД"

      Что означает это слово.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

    Рабочий лист 2

    "КРОССВОРД" (Правильный ответ)

    Решите кроссворд и отгадайте ключевое слово.

      От какого греческого слова произошло слово «монах».

      Что означает это слово.

      Работы по монастырскому хозяйству, помощь при богослужении.

      Облачение, окутывающее все тело, знак под Божией защитой.

      Быть монахом – очень нелегкий путь, но это самый прямой путь к … .

      Бусинки-узелки, их перебирание помогает монаху сосредоточиться на молитве.

      При принятии послушника в монахи он приносит … .

      Церковный обряд, совершаемый при посвящении в монашество.

      Одно слово из главного правила монашеской жизни.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

    Рабочий лист 1

    "МОНАШЕСКОЕ ОБЛАЧЕНИЕ"

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

    Рабочий лист 1

    "МОНАШЕСКОЕ ОБЛАЧЕНИЕ"(Правильный ответ)

    Подпишите названия монашеского облачения.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

    Лист "Рефлексия"

    1. На уроке я работал активно / пассивно

    2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен

    3.Урок для меня показался коротким / длинным

    4.За урок я не устал / устал

    5.Мое настроение стало лучше / хуже

    6.Материал урока мне был понятен / не понятен

    полезен / бесполезен

    интересен / скучен

    Урок 25, ОРКСЭ - модуль Основы православной культуры. учебник А.В. Кураева "Основы православной культуры"

    Просмотр содержимого документа
    «Конспект урока Монастырь»

    ПЛАН КОНСПЕКТА УРОКА

    «Монастырь»

    Ф.И.О.: Григорьева Алена Викторовна

    Место работы: МБОУ Междуреченская СОШ

    Должность: учитель начальных классов

    Предмет: ОРКСЭ

    Класс: 4

    Тема и номер урока в теме: «Монастырь», урок 25

    Учебник: А.В. Кураев «Основы православной культуры»

    Цель урока: знакомство учащихся с православными монастырями, их значением в духовной культуре русского народа; особенностями монастырской жизни.

    Задачи:

    Дать учащимся первоначальные представления о православном монастыре и его обитателях;

    Развивать нравственные качества личности;

    Сформировать навыки поведения в монастыре;

    Развивать коммуникативные, информационные компетенции.

    Задачи:

    Личностные

    Прививать интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; формулировать общие для всех людей правила поведения в монастыре.

    Метапредметные

    Познавательные

    Формировать умение отбирать главное, синтезировать; оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы;

    Регулятивные

    Работать по плану, сверять свои действия с целью;

    Коммуникативные

    Формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы. Формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое высказывание.

    Предметные

    Воспитание у учащихся любви к своему Отечеству, уважению к историческому прошлому и настоящему нашей Родины; формирование устойчивого интереса к предмету, желания больше узнавать о православной культуре России; формирование интереса к использованию информационных технологий при изучении предмета.

    Тип урока: урок формирования новых знаний.

    Формы работы учащихся: беседа, театрализация, выборочное комментированное чтение, работа в парах, группах, работа с иллюстративным материалом (презентация, картинки учебника).

    Необходимое техническое оборудование:

      Мультимедийный проектор.

      Экран для просмотра слайдов.

      Компьютер для воспроизведения диска с материалами урока.

      Диск с материалами урока. (Презентация).

      Индивидуальный раздаточный материал

    СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Время

    (в мин.)

    Самоопределение к деятельности.

    Организационный момент.

    Включение в деловой ритм урока.

    Добрый день! Наш урок мы начинаем с пожеланий друг – другу любви, здоровья и добра. Я надеюсь, что сегодня на уроке все будут активными участниками. Думаю, что настроение у вас хорошее. (Слайд 2)

    «Я слышу - я забываю,

    Я вижу - я запоминаю,

    Я делаю - я понимаю»

    Гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать.

    Садитесь, пожалуйста.

    (Звуки колокольного звона, иллюстрация с изображением монастыря)

    Учащиеся настраиваются на урок

    Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

    1.Беседа с учащимися по вопросам (элемент повторения): (Слайд 3)

    Где могут зазвонить колокола? (В храме, на колокольне, в Кремле, в монастыре).

    2. Ресурсный круг

    - Давайте вспомним, что можно увидеть, услышать, почувствовать в храме?

    Учащиеся отвечают на вопросы учителя

    Постановка учебной задачи.

    Учитель: Но речь сегодня на уроке пойдет не о храме. А вот о чем…

    3. Чтение стихотворения учителем под музыку.

    Крестом высоким осененный,

    Вдали от сел и городов

    Один стоишь ты, окруженный

    Густыми купами дерев.

    Вокруг глубокое молчанье

    И только с шелестом листов

    Однообразное журчанье

    Живых сливается ручьев,

    И ветерок прохладный веет,

    И тень бросают дерева,

    И живописно зеленеет

    Полян высокая трава.

    О, как сыны твои счастливы!

    В твоем безмолвии святом

    Они страстей своих порывы

    Смирили бденьем и постом.

    Их сердце отжило для мира,

    Ум с суетою незнаком,

    Как будто светлый ангел мира

    Их осенил своим крестом.

    И внемлет вечное Бог-Слово

    Их тяжкий труд благословив

    Святых молитв живое слово

    И гимнов сладостный призыв.

    О чем стихотворение? (О монастыре)

    Кто из вас может определить тему и цель урока?

    Как вы думаете, когда человек свободнее: когда у него много вещей, имущества, домов, или когда все его имущество может уместиться в одном рюкзаке?

    Бездомные люди бывают очень несчастны. Но доводилось ли вам слышать или читать о таких людях, которые добровольно ушли из дома и избрали образ жизни странников?

    (Входит Странник). Слайд 5

    Странник: Здравствуйте, милые дети! Сколько путей я прошел, сколько дорог – сколько святых мест посетил! Я – Странник, паломник, хожу по русским монастырям, чтобы обрести Божью благодать. И к вам зашел, чтобы загадки загадать и показать те места, где побывал.

    Первая загадка:

    В черном, с четками в руках,
    О душе своей в слезах
    Богу молится …

    Вторая загадка:

    Ряса, клобук, параман
    Говорят о многом нам:
    Так одет монах, друзья,
    Жить, как все, ему нельзя!
    Инок, мантией одетый,
    Давший Господу …

    Молодцы, детишки, а теперь с мотрите и запоминайте. (Слайд 5-10)

    Странник называет монастыри

    1. Крым. Чеглтер-Мармара – древний пещерный монастырь VIII – XV в (Слад 6)

    2. Киево - Печорская лавра – православный мужской монастырь. Основан в 1051 г. (Слад 7)

    3. Троице – Сергиева лавра в Московской области. Основана 1337 г. (Слад 8)

    4. Женский монастырь в честь иконы божьей матери «Умиление» в Сургуте (Слад 9)

    Запомнили, ребята, куда путь держать? В каких городах поблизости расположены монастыри? Может, запомнили названия? Какой вам больше понравился?

    Молодцы, детишки! Однако мне пора собираться в путь – дорогу. До свидания! (Уходит). (Слад 10)

    Мотивация учащихся к изучению темы урока

    Учащиеся ставят цели формулируют тему урока

    Называют тему «Монастырь»

    Учащиеся отгадывают загадки

    Монах

    Обеты

    Учащиеся отвечают на вопросы «странника»

    Построение исследования.

    Учитель : Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия. Кто эти люди? (Слайд 11 - 16)

    Слово «монах», происходит от греческого слова «монос» - один. Монахами становятся люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу, для которых главным призванием в жизни является всегда быть с Богом. Монах в своем послушании Богу подобен самим ангелам, бесплотным духам, являющимся посланцами Бога.

    Стать монахом непросто, для этого он проходит определённые этапы жизни в монастыре.

    Учащиеся внимательно слушают учителя, смотрят презентацию

    Ответы учащихся: монахи, иноки, послушники

    Самостоятельная работа.

    (Слайд 17) Откройте страницу 81 учебника и найдите этапы жизни в монастыре и запишите их в тетрадь. (Предполагаемый ответ:

    1. Послушание; 2. Монашеский обет;

    3. Постриг; 4. Получение нового имени. (Слайд 18 - 23)

    Используют материал учебника, рабочую тетрадь.

    Валеологическая пауза

    Физминутка «4 стихии»

    Усвоение новых знаний.

    Давайте создадим словесный портрет монаха, используя текст учебника и презентацию. (Слайд 25 - 29)

    Клобук - именуется шлемом спасения и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей

    Мантия – с одной стороны, она означает охраняющую и покрывающую силу Божию, с другой, - неуклонное исполнение монахом правил избранного им образа жизни. Мантия очень просторна и может свободно развеваться, чем напоминает крылатых быстродвижных ангелов и обозначает, что монах, как ангел, должен быть всегда готов ко всякому Божьему делу.

    Пояс - является символом того, что монах постоянно должен быть готов к подвижническому деланию.

    Чётки - называемые при этом мечом духовным, и теперь монах должен непрестанно молиться, перебирая узелки чёток, что помогает ему сосредоточиться на молитве

    Издревле на Руси в монастырях жили Святые Старцы. Это – монахи, которые своей молитвой, отречением от всего мирского и подвигами во имя Бога заслужили дар предвидения или исцеления.

    Старец Божий, старец кроткий,
    В лаптях, с палкою простой,
    На руке иссохшей четки,
    Взор, горящий добротой.
    Сколько дивного смиренья
    В страстотерпческих чертах,
    Дивный дар богомоленья
    Лег улыбкой на устах
    Тяжким подвигом согбенный
    Он идет, гонец небес,
    Прозорливый, вдохновенный
    Полный благостных чудес.
    Благодатной силой веет
    На молящих от Него.
    Гордый разум цепенеет
    Перед святостью Его.
    (1933. г. Ницца, А. Ладыгин)

    Каких известных Святых Старцев вы знаете?

    (Ответы учащихся).

    Отвечают на вопросы учителя, пользуясь текстом

    Смотрят презентацию, анализируют ситуацию

    Ученик выходит и читает стихотворение

    Самостоятельная работа.

    Организует деятельность по применению новых знаний. (Слайд 30 – 33)

    На странице рабочей карты урока есть задание №2, которое связано с именем Святого Старца Амвросия Оптинского, его изображение вы видите в центре. Выполните задание в парах.

    (Учащиеся выполняют задание в парах, находят ответ – составляют фразу).

    (Если времени не хватает, то можно это задание оставить на домашнее задание).

    У вас получилась фраза «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено - там ни одного». Дома подумайте над смыслом слов Старца Амвросия и на следующем уроке расскажите, как поняли.

    Давайте вспомним, что такое монастырь и кто такие монахи. Для этого составим кластер «Монастырь».

    Запись в тетради, словарная работа, работа в группах/парах

    Выполнение заданий в рабочих листах

    Строят кластер

    Физминутка

    А сейчас мы с вами, дети,
    Отдохнём и разомнёмся.

    Покажите где носят клобук, пояс, мантию, чётки,

    (руки к голове, руки на пояс, руки к плечам, хлопок) Монастырь (посмотрите по сторонам).

    Учитель называет слова - учащиеся выполняют действия.

    Закрепление изученного материала.

    Выполнение тестов

    (Приложение 1)

    Выполнение заданий

    Домашнее задание.

    Творческое задание – разработать макет путеводителя для юных паломников, используя разработанные на уроке правила поведения, а также информацию о монастыре, фотографии и рисунки приветствуются. (Слайд 34)

    Рефлексия деятельности.

    4). Рефлексия «Комплимент».

    Мы сегодня успешно трудились и можем себя похвалить.

    За что можно похвалить соседа по парте за те успехи, которые он сегодня сделал на уроке?

    За что можно похвалить себя?

    За что можно похвалить учителя? (Слайд 35)

    Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности,соотносят цель и результаты.

    Приложение 1

    Тестовые задания :

    1. Закончите предложение:

    Люди уходят в монастырь, когда

    1) ..у них не ладится в жизни;

    2) им хочется, чтобы ими восхищались;

    3) чувствуют потребность постоянного общения с Богом.

    2. Закончите предложение:

    Основным в монашеской жизни является

    1) труд и молитва;

    2) желание быть лучшим в монастыре;

    3) самоистязание и самолюбование.

    3. Закончите предложение:

    Монашеская жизнь скучна

    1) так как нечем заняться;

    2) не отличается от обычной;

    3) по-своему радостна, так как направлена к Богу.

    4.Закончите предложение:

    Послушание в монастыре нужно для того, чтобы

    1) узнать, что такое унижение;

    2) победить в себе грех гордыни (то есть быть тихим, кротким, смиренным перед Богом и людьми);

    3) просто всех слушаться.

    Приложение 2

    Рабочий лист урока

    ученика (цы) _____ «___» класса

    Тема _________________________________________________

    Задание 1: Подчеркните слово, выпадающее из логического ряда, и объясните свой выбор:

    а). мирянин, послушник, монах, схимомонах;

    б). клобук, мантия, пояс, шляпа, четки;

    в). трапезная, келья, скит, столовая.

    Задание 2: Воспользовавшись подсказкой, замените цифры буквами, и начиная с выделенной клеточки, по часовой стрелке прочитайте фразу.

    8

    11

    3

    1

    2

    6

    4

    5

    6,

    6!

    5

    8

    9

    6

    10

    15

    11

    9

    6

    15

    8

    16

    3

    15

    7

    6

    10

    14

    9

    5

    4

    6

    6,

    15

    4

    3

    5

    2

    6,

    11

    12

    10

    3

    11

    8

    9

    Подсказка:

    а). Главное место в алтаре

    б). Так одним словом называлось на Руси умение читать и писать

    в). Священник, которому постоянно исповедуешься

    Похожие статьи

    © 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.