Джафар бин абу талиб - истории сподвижников пророка мир ему - каталог статей - ислам - религия мира и созидания. Значение «джафар ибн абу талиб Аллах заменил ему руки крыльями, с помощью которых он летает в Раю везде, где пожелает

На юге Иордании есть город Му‘та. Эта земля была свидетелем решающей битвы между мусульманами и византийцами, состоявшейся в 629 году.

Битва при Муте (араб. غزوة مؤتة ‎‎).

На том месте, где в 8 году по Хиджре в знаменитом сражении «Му‘т» стал шахидом Джафар ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) находится историческая арка, которую называют Машхада Му‘та. Она является частью полуразрушенной древней мечети.

Ставшая достопримечательностью, эта мечеть была построена во времена мамлюков, которые усердно старались сохранить и оживить все, что указывало на отвагу и жертвенность сподвижников.

Именно вокруг этой достопримечательности, впоследствии разрушенной землетрясением, произошла битва. В этом первом столкновении с Римом стали шахидами многие священные сподвижники, в том числе три величайших мусульманских полководца.

Причиной этого сражения явилось следующее происшествие. Пророк (мир ему и благословение) отправил Хариса ибн Умайра аль-Аздия с письмом к правителю Бусры. Шурахбиль ибн Амир аль-Гасаний, правитель Муаба, пребывавшего под властью римского цезаря (Кайсара), вероломно убил доверившегося ему посла.

Убийство послов в то время считалось одним из самых больших преступлений, а отсутствие реакции на него воспринималось, как проявление слабости, и было совершенно неприемлемо.

Примерно в 220 км от столицы Иордании Аммана вблизи Сера, на юге Тафиля находится место, где был убит Харис ибн Умайр аль-Аздий (да будет доволен им Аллах). Оно известно, как место паломничества.

В истории человечества послы практически всегда пользовались свободой передвижения и неприкосновенностью.

А посланец Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) был убит.

Когда весть об убийстве дошла до Посланника Аллаха (мир ему и благословение), он подготовил трехтысячное войско, чтобы наказать совершивших это преступление.

Во главе его он поставил Зайда ибн Хариса и указал, что в случае его гибели полководцем должен стать Джафар ибн Абу Талиб, а если и он будет убит в бою, то его место займет Абдула ибн Раваха.

Сражение произошло на территории Шама, которая впоследствии была завоевана. Римляне планировали нападение на исламские земли, и если бы мусульмане не опередили их, то успели бы это сделать.

Нужно было поскорее направить войско для того, чтобы предупредить вторжение врага на территорию исламского государства и разрушение жилищ мусульман.

Исламская армия продвигалась на север, пока не достигла города Мааан на юге Иордании. Здесь мусульмане получили известие о том, что римский император Ираклий в местности Муаба собрал стотысячную армию, к которой присоединились воины некоторых арабских племен количеством также около ста тысяч.

Обеспокоенные огромной численностью римского воинства, предводители мусульман долго обсуждали ситуацию и, в конце концов, решили напасть на врага, несмотря на неминуемые большие потери.

Армия двинулась вперед согласно воле Аллаха. Достигнув Му’та, оба войска сошлись в жаркой схватке.

Зайд ибн Харис (да будет доволен им Аллах) держал в руках зеленое знамя, пока не стал шахидом. После него руководство армией перешло к Джафару ибн Абу Талибу (да будет доволен им Аллах). Сначала в бою ему отрубили правую руку, и он взял знамя в левую; затем, когда и ее отрубили, держал его предплечьями до тех пор, пока также не стал шахидом. И Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал о нем, что Аллах заменил ему руки крыльями, с помощью которых он летает в Раю, куда пожелает.

После этого его прозвали Джафар Тайар, т.е. летающий Джафар (да будет доволен им Аллах).

Затем знамя получил Абдулах ибн Раваха (да будет доволен им Аллах), который повторил судьбу предшественников.

Джафар – это человек-легенда, который пожертвовал собой, отдав Исламу все.

Широкая равнина в 8 году по Хиджре была местом знаменитой битвы во время которой стали шахидами все три сподвижника-полководца, назначенные Посланником Аллаха (мир ему и благословение) – Джафар ибн Абу Талиб, Зайд ибн Харис, и Абдула ибн Раваха.

Сражение при Муте было первым сражением мусульман против Рима, Оно состоялось согласно пророческому указу о необходимости обязательно очистить эти страны от губительного римского владычества.

В сердцах мусульман всегда будет жива память о легендарном полководце Джафаре (да будет доволен им Аллах). О том, как во время боя он спустился с коня, держа в руках знамя, и сражался, пока ему не отрубили правую руку. Как переложил древко в левую руку, а когда и ее отрубили, все равно не дал упасть зеленому знамени, прижимая его к груди окровавленными обрубками рук.

После смерти на теле этого шахида было обнаружено около 90 ран.

После убийства трех полководцев, согласно общему решению, командование армией перешло к Халиду ибн Валиду, прозванному мечом Аллаха. Он выровнял расстроенные ряды мусульман, прибегнул к военной хитрости и заронил страх в сердцах римлян, что помогло ему успешно вывести свою армию из боя с минимальными потерями.

Он приказал небольшой группе своих воинов тайком уйти ночью на юг, а в предзакатное время вернуться с поднятыми головами, громко выкрикивая такбир (т.е. Аллаху Акбар) и поднимая вокруг себя пыль, чтобы римляне подумали, будто к мусульманам пришло огромное подкрепление. А также поменял местами воинские части, сражавшиеся на флангах и в центре, чтобы вражеские солдаты увидели наутро новые лица, приняли их за свежие силы и устрашились.

В результате многодневного сражения Халиду ибн Валиду (да будет доволен им Аллах) с помощью своей тактики удалось предотвратить чрезмерные потери среди мусульман, сберечь армию и вернуть ее в священную Медину.

Джафар является сыном дяди, т.е. двоюродным братом Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и родным старшим братом Али ибн Абу Талиба (каррамаллаху ваджхаху).

Джафар (да будет доволен им Аллах) родился в священной Мекке за 34 года до Хиджры и принял Ислам на раннем этапе, вскоре после Али (да будет доволен им Аллах).

Он обрел истинную веру, благодаря Абу Бакру Сиддыку (да будет доволен им Аллах).

Это случилось еще до события, известного в истории ислама как «Даруль аркам».

Джафар ибн Абу Талиб был поставлен во главе мусульманских мухаджиров, отправившихся в Эфиопию после того, как мучения и пытки со стороны курайшитов по отношению к последователям Посланника Аллаха (мир ему и благословение) стали чрезмерными. Это переселение (хиджра) было совершено через море, по дороге Мина, называемой дорогой Шуайба.

Во времена сподвижников (да будет доволен ими Аллах) Мина была известным местом, именно отсюда они совершили как первую, так и вторую хиджры в Эфиопию.

Главой группы мусульман во время первой хиджры был Джафар ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах), который стал главой мусульман в этой стране.

И когда курайшиты отправили к королю Наджаши делегацию с требованием вернуть мухаджиров обратно, именно Джафар обратился к королю с опровержением их доводов. Это явилось значительным событием в истории Ислама.

В Эфиопии мудрость Джафара проявилась особенно ярко во время переговоров, которые от имени курайшитов вёл Амр ибн Ас.

Целью Амра было убедить короля Эфиопии Наджаши в том, что он должен отказаться принять мусульманских мухаджиров.

На мой взгляд, мы должны досконально изучить обращение Джафара, преподавать его в школах и разъяснять подрастающему поколению. Ведь из-за распространения в обществе невежества многие люди не придают значения историческим событиям.

Особенно это касается традиций времен джахилийи, от которых Ислам избавил человечество. Ведь Джафар в числе прочего рассказал и о том, как они раньше ели харам, в том числе мертвечину, портили родственные отношения и прочее.

Речь Джафара ибн Абу Талиба не просто произвела впечатление на короля Наджаши. Согласно достоверным риваятам, он принял Ислам, а Посланник Аллаха (мир ему и благословение), узнав о его смерти, совершил за ним джаназа намаз.

Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) увидел, что издевательства над мусульманами со стороны курайшитов усиливаются, особенно после мученической смерти от их рук Сумайи Ясира и некоторых других сподвижников, он решил создать еще один центр исламского призыва.

Чтобы в случае, если в Мекке с дааватом будет покончено, на земле осталось место, откуда до людей можно будет доводить свет Ислама. И этим местом была выбрана Эфиопия.

За те 14 лет, которые Джафар ибн Абу Талиб провел в Эфиопии, многие местные жители благодаря ему приняли Ислам.

Джафар (да будет доволен им Аллах) прожил в Эфиопии довольно долго. Когда же он вернулся во время завоевания Хайбара, Пророк (мир ему и благословение) очень обрадовался ему, ведь Джафар был похож на него как внешне, так и чертами характера, к тому же он был одним из тех, чья любовь к Пророку (мир ему и благословение) была особенно сильной.

Обратите внимание на эти два события. Казалось бы, по сравнению с взятием важнейшей стратегической крепости возвращение одного человека из хиджры выглядит не слишком значимым.

Но при этом Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит: «Я не знаю, чему мне радоваться больше – взятию Хайбара или же приезду Джафара?»

Не прошло и нескольких месяцев после возвращения Джафара в Медину, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) отправляет его в качестве одного из полководцев битвы при Му‘та, явившейся великим испытанием для мусульман.

Это было первое сражение, в котором участвовал Джафар.

Воодушевленный, он проявил в бою усердие, страстно желая умереть и стать шахидом на пути Аллаха.

Джафар ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) похоронен вместе с остальными шахидами Му‘та в пяти километрах к востоку от поля боя.

Район, где похоронены шахиды этой битвы, благодаря их могилам называется «Мазар».

Там находятся зияраты великих сподвижников, полководцев битвы – Зайда ибн Хариса, Джафара ибн Абу Талиба и Абдулы ибн Равахи (да будет доволен им Аллах).

Макамы шахидов Му‘та были построены еще во времена рабовладения, а в последующие века – достроены и обновлены.

Наиболее значительное обновление было проведено в наше время благодаря озабоченности иорданского государства сохранностью этих зияратов, где покоятся тела священных сподвижников. Говоря о Джафаре ибн Абу Талибе, мы должны в первую очередь помнить, что о нем говорил Пророк (мир ему и благословение): «Ты похож на меня характером и внешностью».

Даже если бы его отличали только эти черты, этого было бы достаточно для достижения довольства Аллаха, но ведь он обладал и другими качествами…

Он был образцовым примером для подражания и в политических, и в военных, и во всех остальных делах. И нам следует изучать его жизнь и призывать нашу молодежь брать с него пример…

Посланника Аллаха (мир ему и благословение) дал ему прозвище «Абу мискин» (т.е. «отец бедных»).

Велика была печаль Пророка (мир ему и благословение), когда он получил известие о гибели Джафара и его товарищей в сражении Му‘та.

Он даже сказал: «Если плачете, плачьте по Джафару!»

С той же любовью и благосклонностью, что к самому Джафару, Пророк (мир ему и благословение) относился затем и к его детям.

Материал переведен с арабского и подготовлен телекомпанией «Махачкала-ТВ»

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я видел, как Джафар летал по раю с ангелами». Хадис передал Тирмизи в «Суннан», и шейх Албани назвал его достоверным в «Сахих Тирмизи».
Речь идет о Джафаре ибн Абу Талибе (да будет доволен им Аллах), родном брате повелителя правоверных Али (да будет доволен им Аллах). Джафар пал смертью мученика на поле боя при Муте на земле Сирии, будучи во главе войска Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Мубаракфури, да помилует его Аллах, в своей книге писал: «Ранее мы уже упоминали о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил свои послания целому ряду царей и правителей и что Шурахбил ибн Амр аль-Гассани убил аль-Хариса ибн Умайра (да будет доволен им Аллах), которому было поручено доставить послание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, правителю Бусры.
Это было равносильно объявлению войны, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который был очень огорчён и разгневан известием об убийстве аль-Хариса, велел готовить к выступлению войско в составе трёх тысяч бойцов, поручив командование им Зайду ибн Харрисе, и, сказав: «Если Зайда убьют, командование примет Джа‘фар ибн Абу Талиб, а если погибнет и Джа‘фар, пусть командует Абдулла ибн Раваха», после чего Зайду ибн Харисе было вручено белое знамя.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел участникам похода добраться до того места, где погиб аль-Харис ибн Умайр (да будет доволен им Аллах), призвать его убийц к Исламу и сразиться с ними, если они откажутся, и сказал воинам: «Выступайте с именем Аллаха и на пути Аллаха и сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха, но не поступайте вероломно и не преступайте границ, не убивайте детей, женщин, стариков и уединяющихся в своих кельях, не вырубайте ни пальм, ни иных деревьев и не разрушайте никаких строений!» После этого армия двинулась в путь. Пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, проводил воинов да Санийат аль-Вида, попрощался с ними и вернулся в Медину.
Когда мусульмане подошли к Ма‘ану, что находится в Южной Иордании, до них дошли сведения о том, что Ираклий (византийский император) во главе стотысячного войска находится в Ма‘ане, а, кроме того, к нему на помощь подоспело стотысячное войско сирийских арабов. Узнав об этом, мусульмане в течение двух дней держали совет, решая вопрос о том, следует ли им отправить гонца к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с просьбой о подмоге или же вступить в бой своими силами. Абдулла ибн Раваха (да будет доволен им Аллах) стал побуждать своих товарищей к сражению, говоря, что смерть на поле брани, которой они боятся сейчас, с самого начала была их целью, поскольку все они были готовы отдать жизнь за веру. Он сказал: «Сражаемся мы не благодаря силе или численности, а только благодаря той религии, которой Всевышний Аллах почтил нас, и есть у нас в подобных обстоятельствах лишь две прекрасные возможности: либо победить, либо пасть за эту религию!» Выслушав его, люди сказали: «Клянёмся Аллахом, Ибн Раваха говорит правду!», после чего они двинулись вперед, дошли до Муты и стали готовиться к бою.
Через некоторое время началась жестокая и страшная битва, подобных которой в истории человечества было крайне мало, ибо в этот день трехтысячный отряд не только не побоялся вступить в бой с огромной армией, насчитывавшей в своих рядах двести тысяч человек, но и сумел выстоять под её ударами. Полчища вооруженных до зубов людей нападали на мусульман в течение целого дня, потеряв многих своих лучших бойцов, но так и не смогли нанести им поражение.
Зайд ибн Хариса (да будет доволен им Аллах) взял в руки знамя мусульман и долго сражался, пока не погиб на пути своего Господа. Из его рук знамя принял Джа‘фар ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах), бросившийся верхом на своем коне в самую гущу боя. В ходе сражения ему отрубили обе руки, но он продолжал прижимать знамя к своей груди обрубками рук, пока не погиб, получив более девяноста ранений. После его гибели знамя подхватил Абдулла ибн Раваха (да будет доволен им Аллах), который через некоторое время также пал на поле брани.
После этого знамя мусульман взял в свои руки Сабит ибн Аркам (да будет доволен им Аллах), обратившийся к мусульманам с такими словами: «Выберите себе командира!», и они выбрали командиром Халида ибн аль-Валида (да будет доволен им Аллах). Благодаря этому знамя мусульман попало в руки одного из лучших воинов Аллаха, и Халид ибн аль-Валид (да будет доволен им Аллах) ринулся в бой, который был столь жарким, что в руках его сломалось целых девять мечей. Что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то в тот же день, когда произошло это сражение, он сообщил своим сподвижникам о гибели троих командующих и о том, что командование принял Халид ибн аль-Валид, которого он назвал «мечом Аллаха».
К исходу дня противники вернулись на исходные позиции, а на следующий день Халид перегруппировал свои силы, поменяв местами авангард с арьегардом, а правый фланг - с левым. В результате этой перегруппировки противники решили, что к мусульманам подоспело подкрепление, что внушило им страх. После ряда непродолжительных столкновений Халид начал отводить своих воинов, противник же не решился на преследование, опасаясь ловушки. Мусульмане отошли к Муте и в течение семи дней сдерживали натиск врага, после чего войска были разведены окончательно, и сражение на этом закончилось, поскольку византийцы были уверены в том, что к мусульманам постоянно прибывают свежие силы, и что те стараются заманить их в пустыню, откуда они уже не вернутся. Благодаря этому мусульманам и удалось, в конце концов, склонить чашу весов на свою сторону.» (Конец цитаты от Мубаракфури).
Таким был Джафар (да будет доволен им Аллах)! Такими были сподвижники! Клянусь Аллахом! Сердца мусульман должны переполняться чувствами гордости, воодушевления после прочтения истории битвы у Муты.

Другой историк, Ибн Хишам писал: «Рассказал мне Абдаллах ибн Абу Бакр со слов Умм Иссы из племени Хузаа, со слов Умм Джафара, дочери Мухаммада ибн Джафара, со слов своей бабушки Асмы бинт Умайса. Асма рассказывала: «Когда погибли Джафар и его спутники, я пришла к Посланнику Аллаха. Перед этим я выделала сорок кож, замесила тесто, тщательно вымыла детей, смазала их маслом, почистила. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Приведи мне детей Джафара». Я их привела к нему. Он их понюхал и прослезился. Я спросила: «О Посланник Аллаха! Ты мне дорог, как отец и мать! Почему ты плачешь? Может, что-то случилось с Джафаром и его спутниками?» Ответил: «Они погибли сегодня». Я начала громко плакать. Ко мне прибежали люди. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не забудьте приготовить пищу для семьи Джафара — они переживают потерю своего хозяина!» (Конец цитаты ибн Хишама).
В этом отрывке есть одно важное указание современным мусульманам. Мусульманам, которые привыкли открывать стол, готовить еду, и собирать людей по четвергам, когда скончается кто-то из близких. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелел: «Не забудьте приготовить пищу для семьи Джафара — они переживают потерю своего хозяина!». Пищу следует приготавливать не семье, которая понесла утрату, а для семьи, которая понесла утрату. Ведь их так и так постигло горе, и оно лишь увеличится и ляжет еще более тяжким бременем, если они вынуждены будут кормить сборище людей, третьего, седьмого числа, каждый четверг, потом еще на сороковой день.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я видел, как Джафар летал по раю с ангелами». Хадис передал Тирмизи в «Суннан», и шейх Албани назвал его достоверным в «Сахих Тирмизи».
Речь идет о Джафаре ибн Абу Талибе (да будет доволен им Аллах), родном брате повелителя правоверных Али (да будет доволен им Аллах). Джафар пал смертью мученика на поле боя при Муте на земле Сирии, будучи во главе войска Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Мубаракфури, да помилует его Аллах, в своей книге писал: «Ранее мы уже упоминали о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил свои послания целому ряду царей и правителей и что Шурахбил ибн Амр аль-Гассани убил аль-Хариса ибн Умайра (да будет доволен им Аллах), которому было поручено доставить послание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, правителю Бусры.
Это было равносильно объявлению войны, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который был очень огорчён и разгневан известием об убийстве аль-Хариса, велел готовить к выступлению войско в составе трёх тысяч бойцов, поручив командование им Зайду ибн Харрисе, и, сказав: «Если Зайда убьют, командование примет Джа‘фар ибн Абу Талиб, а если погибнет и Джа‘фар, пусть командует Абдулла ибн Раваха», после чего Зайду ибн Харисе было вручено белое знамя.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел участникам похода добраться до того места, где погиб аль-Харис ибн Умайр (да будет доволен им Аллах), призвать его убийц к Исламу и сразиться с ними, если они откажутся, и сказал воинам: «Выступайте с именем Аллаха и на пути Аллаха и сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха, но не поступайте вероломно и не преступайте границ, не убивайте детей, женщин, стариков и уединяющихся в своих кельях, не вырубайте ни пальм, ни иных деревьев и не разрушайте никаких строений!» После этого армия двинулась в путь. Пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, проводил воинов да Санийат аль-Вида, попрощался с ними и вернулся в Медину.
Когда мусульмане подошли к Ма‘ану, что находится в Южной Иордании, до них дошли сведения о том, что Ираклий (византийский император) во главе стотысячного войска находится в Ма‘ане, а, кроме того, к нему на помощь подоспело стотысячное войско сирийских арабов. Узнав об этом, мусульмане в течение двух дней держали совет, решая вопрос о том, следует ли им отправить гонца к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с просьбой о подмоге или же вступить в бой своими силами. Абдулла ибн Раваха (да будет доволен им Аллах) стал побуждать своих товарищей к сражению, говоря, что смерть на поле брани, которой они боятся сейчас, с самого начала была их целью, поскольку все они были готовы отдать жизнь за веру. Он сказал: «Сражаемся мы не благодаря силе или численности, а только благодаря той религии, которой Всевышний Аллах почтил нас, и есть у нас в подобных обстоятельствах лишь две прекрасные возможности: либо победить, либо пасть за эту религию!» Выслушав его, люди сказали: «Клянёмся Аллахом, Ибн Раваха говорит правду!», после чего они двинулись вперед, дошли до Муты и стали готовиться к бою.
Через некоторое время началась жестокая и страшная битва, подобных которой в истории человечества было крайне мало, ибо в этот день трехтысячный отряд не только не побоялся вступить в бой с огромной армией, насчитывавшей в своих рядах двести тысяч человек, но и сумел выстоять под её ударами. Полчища вооруженных до зубов людей нападали на мусульман в течение целого дня, потеряв многих своих лучших бойцов, но так и не смогли нанести им поражение.
Зайд ибн Хариса (да будет доволен им Аллах) взял в руки знамя мусульман и долго сражался, пока не погиб на пути своего Господа. Из его рук знамя принял Джа‘фар ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах), бросившийся верхом на своем коне в самую гущу боя. В ходе сражения ему отрубили обе руки, но он продолжал прижимать знамя к своей груди обрубками рук, пока не погиб, получив более девяноста ранений. После его гибели знамя подхватил Абдулла ибн Раваха (да будет доволен им Аллах), который через некоторое время также пал на поле брани.
После этого знамя мусульман взял в свои руки Сабит ибн Аркам (да будет доволен им Аллах), обратившийся к мусульманам с такими словами: «Выберите себе командира!», и они выбрали командиром Халида ибн аль-Валида (да будет доволен им Аллах). Благодаря этому знамя мусульман попало в руки одного из лучших воинов Аллаха, и Халид ибн аль-Валид (да будет доволен им Аллах) ринулся в бой, который был столь жарким, что в руках его сломалось целых девять мечей. Что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то в тот же день, когда произошло это сражение, он сообщил своим сподвижникам о гибели троих командующих и о том, что командование принял Халид ибн аль-Валид, которого он назвал «мечом Аллаха».
К исходу дня противники вернулись на исходные позиции, а на следующий день Халид перегруппировал свои силы, поменяв местами авангард с арьегардом, а правый фланг – с левым. В результате этой перегруппировки противники решили, что к мусульманам подоспело подкрепление, что внушило им страх. После ряда непродолжительных столкновений Халид начал отводить своих воинов, противник же не решился на преследование, опасаясь ловушки. Мусульмане отошли к Муте и в течение семи дней сдерживали натиск врага, после чего войска были разведены окончательно, и сражение на этом закончилось, поскольку византийцы были уверены в том, что к мусульманам постоянно прибывают свежие силы, и что те стараются заманить их в пустыню, откуда они уже не вернутся. Благодаря этому мусульманам и удалось, в конце концов, склонить чашу весов на свою сторону.» (Конец цитаты от Мубаракфури).
Таким был Джафар (да будет доволен им Аллах)! Такими были сподвижники! Клянусь Аллахом! Сердца мусульман должны переполняться чувствами гордости, воодушевления после прочтения истории битвы у Муты.

Другой историк, Ибн Хишам писал: «Рассказал мне Абдаллах ибн Абу Бакр со слов Умм Иссы из племени Хузаа, со слов Умм Джафара, дочери Мухаммада ибн Джафара, со слов своей бабушки Асмы бинт Умайса. Асма рассказывала: «Когда погибли Джафар и его спутники, я пришла к Посланнику Аллаха. Перед этим я выделала сорок кож, замесила тесто, тщательно вымыла детей, смазала их маслом, почистила. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Приведи мне детей Джафара». Я их привела к нему. Он их понюхал и прослезился. Я спросила: «О Посланник Аллаха! Ты мне дорог, как отец и мать! Почему ты плачешь? Может, что-то случилось с Джафаром и его спутниками?» Ответил: «Они погибли сегодня». Я начала громко плакать. Ко мне прибежали люди. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не забудьте приготовить пищу для семьи Джафара - они переживают потерю своего хозяина!» (Конец цитаты ибн Хишама).
В этом отрывке есть одно важное указание современным мусульманам. Мусульманам, которые привыкли открывать стол, готовить еду, и собирать людей по четвергам, когда скончается кто-то из близких. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелел: «Не забудьте приготовить пищу для семьи Джафара - они переживают потерю своего хозяина!». Пищу следует приготавливать не семье, которая понесла утрату, а для семьи, которая понесла утрату. Ведь их так и так постигло горе, и оно лишь увеличится и ляжет еще более тяжким бременем, если они вынуждены будут кормить сборище людей, третьего, седьмого числа, каждый четверг, потом еще на сороковой день.

Аллах заменил ему руки крыльями, с помощью которых он летает в Раю везде, где пожелает.

История пророков не знает таких сподвижников, как сподвижники Посланника Аллаха - Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям).

История каждого из них, мухаджира или ансара – единственная и неповторимая. Они были самыми чистыми и лучшими, ведь их воспитывал великий Пророк (салляллаху аляйхи васаллям).

Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) ниспосылались откровения от Господа, согласно которым он действовал. Сподвижники выучили, сохранили для нас и сохранят до Судного дня тот Коран, который мы сегодня читаем. Они довели до нас суннаты Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), и распространили в народе послание Пророка (салляллаху аляйхи васаллям).

Ради религии Аллаха они жертвовали самым дорогим, что есть у человека – своей жизнью, став тем самым светильниками на пути истины, образцами и примерами для подражания.

Все они прекрасны, и каждый из них по-своему. Они получали нур из окна пророчества и пили из родника Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) (получили от него знания и файз).

Эти мужи оказались верны завету, заключённому ими с Аллахом. Они добились довольства Всевышнего и сами остались довольными Господом. Поистине, они лучшие сподвижники лучшего Пророка (салляллаху аляйхи васаллям).

Одним из таких сподвижников является и Джафар ибн Абу Талиб.

Джа‘фар является сыном дяди, т.е. двоюродным братом Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) и родным старшим братом Али ибн Абу Талиба (каррамаллаху ваджгьаху).

Джа‘фар (да будет доволен им Аллах) родился в священной Мекке за 34 года до Хиджры и принял Ислам на раннем этапе, вскоре после (да будет доволен им Аллах).

Он обрёл истинную веру благодаря (да будет доволен им Аллах).

Это случилось до события, известного в истории Ислама как «Даруль аркам».

Говоря о Джа‘фаре ибн Абу Талибе, мы должны в первую очередь вспомнить, что о нём говорил Пророк (салляллаху аляйхи васаллям): «Ты похож на меня характером и внешностью». Посланник Аллаха (с.а.с.) дал прозвище своему двоюродному брату Джа‘фару ибн Абу Талибу «Абу мискин» («отец бедных»).

Даже если бы его отличало только это, то и этого было бы достаточно для достижения довольства Аллаха, но ведь он обладал и другими качествами …

Он был примером для подражания и в политических, и военных, и во всех остальных делах. И нам следует изучать его жизнь и призывать нашу молодёжь брать с него пример…

Переселение в Эфиопию.

Когда Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) увидел, что издевательства над мусульманами со стороны курайшитов усиливаются, особенно после мученической смерти от их рук Сумайи, Ясира и некоторых других сподвижников, он решил создать ещё один центр исламского призыва.

Чтобы, в случае, если в Мекке с да‘ватом будет покончено, на земле осталось место, откуда до людей можно будет доводить свет Ислама. И этим местом была выбрана Эфиопия. В разное время состоялись две волны хиджры в Эфиопию.

Джа‘фар ибн Абу Талиб был во главе мусульманских мухаджиров, отправившихся в Эфиопию. Это переселение (хиджра) было совершено через море, по дороге Мина, называемой «дорога Шу‘айба».

Джаг‘фар прибыл в Эфиопию и стал главой мусульман в этой стране.

В Эфиопии мудрость Джа‘фара проявилась особенно ярко.

По велению Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) сподвижники совершили переселение из Мекки в Эфиопию, чтобы получить там возможность свободно поклоняться Всевышнему, ибо неверные всячески притесняли их в Мекке и запрещали поклоняться Аллаху. Следом за ними мекканские неверные отправили своих послов к царю Эфиопии с просьбой отправить сподвижников Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) обратно на родину. Они сказали правителю Эфиопии: «Здесь есть юноши, которые переселились из нашей страны к вам, они сумасшедшие, ибо оставили веру своих отцов и не признают твою религию».

Эти послы были друзьями царя Эфиопии, и они принесли с собой ценные подарки для него от знатных людей Мекки. Среди них были ‘Амр бин ‘Ас и Абдуллах бин Абу Раби‘ат. Но царь Эфиопии сказал, что сначала он должен выслушать сподвижников Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). Он позвал их к себе и спросил: «Что это за религия, которую вы исповедуете, оставив религию отцов и не вступив в нашу религию?». Джа‘фар бин Абу Талиб сказал: «О царь, мы были из тех, кто погряз в невежестве, поклонялся идолам, ел мертвечину, совершал зло и непристойные поступки, разрывал отношения с родней, не чтил соседей, мы были теми, у кого есть сила, не щадили слабых и были готовы растерзать их словно хищный зверь. Так продолжалось до тех пор, пока Аллах не послал к нам Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), чтобы научить тому, что Аллах – един, и поклоняться нужно лишь только одному Аллаху, и отбросить всех идолов и все изваяния, которым поклонялись наши предки и мы. И Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) призвал нас говорить только истину, укреплять родственные отношения, оставить зло и непристойное и совершать благое. Мы последовали за ним и уверовали во всё, что пришло к нему от Аллаха. И по этой причине нас начали притеснять и мучить, хотели насильно заставить отказаться от истинной религии и поклоняться идолам. Насилие и притеснения не прекращались, и когда нам стало трудно, мы переселились к вам в надежде на то, что вы не будете притеснять нас, а будете защищать».

Тогда выступили послы из Мекки и сказали, что эти сподвижники говорят недопустимые вещи в адрес Иисуса. И царь спросил сподвижников, что они могут сказать об Иисусе. Они прочитали аят из Корана и ответили, что Иисус (Иса) – это Божий раб и Его посланник, матерью которого является Марьям.

Тогда царь Эфиопии поднял с земли палочку, говоря, что они не отошли от того, что говорил Иисус, даже на длину этой палочки. Послов из Мекки он отправил домой ни с чем.

Это стало значительным событием в истории Ислама.

Мы должны досконально изучить обращение Джа‘фара, преподавать его в школах и разъяснять подрастающему поколению. Ведь из-за распространения в обществе невежества многие люди не понимают значение исторических событий.

Речь Джа‘фара ибн Абу Талиба не просто произвела сильное впечатление на короля Наджаши. Согласно достоверным преданиям, король Наджаши принял Ислам, а Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), узнав о его смерти, совершил над ним джаназа-намаз.

За 14 лет, которые Джа‘фар ибн Абу Талиб провел в Эфиопии, многие местные жители, благодаря ему, приняли Ислам.

Когда же он вернулся во время завоевания Хайбара, Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) очень обрадовался, ведь Джа‘фар был похож на него как внешне, так и характером. К тому же он был одним из тех, чья любовь к Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) была особенно сильной.

Возвращение Джа‘фара из хиджры в Эфиопию совпало со временем, когда мусульмане завоевали Хайбар.

Обратите внимание на эти два события. Казалось бы, по сравнению со взятием важнейшей стратегической крепости возвращение одного человека из хиджры выглядит не слишком значимым.

Но при этом Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) говорит: «Я не знаю, чему мне радоваться больше – взятию Хайбара или же приезду Джа‘фара».

Участие в битве Мута.

Не прошло и нескольких месяцев после возвращения Джа‘фара в Медину, как Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) отправляет его в качестве одного из полководцев на битву при Муте, явившуюся великим испытанием для мусульман.

Это было первое сражение, в котором участвовал Джа‘фар.

Воодушевлённый, он проявил в бою усердие, страстно желая умереть и стать шахидом на пути Аллаха.

Город Мута находится на юге Иордании. Эта земля была свидетелем решающей битвы между мусульманами и римлянами, состоявшейся в 7 году по Хиджре.

Причиной для газавата в местности Мута стало убийство Хариса ибн Умайра аль-Аздий, христианскими воинами, возле Дамаска, который был отправлен Пророком (салляллаху аляйхи васаллям) в качестве посла к правителю Бусры. Убить его приказал губернатор Дамаска Шурахбиль бин Амр. Посланник Аллаха, услышав об этом, сильно огорчился и приказал сподвижникам собраться для мести.

Убийство послов в то время считалось одним из самых больших преступлений, а отсутствие реакции на него воспринималось как проявление слабости, и было совершенно неприемлемо.

Место, где был убит Харис ибн Умайр аль-Аздий, находится вблизи Сера, на юге Тафиля, примерно в 220 км от столицы Иордании Аммана. Это место посещают многие люди.

Когда весть об убийстве дошла до Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), он подготовил трёхтысячное войско, чтобы наказать совершивших это преступление.

  • 3896 просмотров
Редактирование Викиданных К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Джафар ибн Абу Та́либ ат-Тайя́р (араб. جعفر ابن أبي طالب الطيار ‎; 589 , Мекка - 629 , Мута) - сын Абу Талиба , двоюродный брат пророка Мухаммеда .

Биография

Джафар ибн Абу Талиб родился в Мекке в семье Абу Талиба ибн Абд аль-Мутталиба . Он был старше своего брат Али на 10 лет. В год засухи, когда Абу Талиб уже не мог достойно обеспечивать свою многодетную семью, его брат аль-Аббас взял к себе Джафара, а Мухаммед - Али. После начала пророческой миссии Мухаммеда Джафар и Али в числе первых, приняли ислам . В списках первых принявших ислам, Джафар занимает 24-е, 31-е, или 32-е место. После гонений на мусульман в Мекке, Джафар вместе со своей женой Асмой эмигрировал в Эфиопию . Его имя возглавляет второй перечень, приведенный Ибн Хишамом .

Через некоторое время, после того, как группа мусульман прибыла в Эфиопию , за ними прибыли двое влиятельных курайшитов - Абдуллах ибн Рабиа и Амр ибн аль-Ас , с целью убедить эфиопского негуса Наджаши выдать им мусульманских беженцев . Наджаши склонялся к тому, чтобы выдать их мекканцам и тогда Джафар, чтобы спасти положение, вышел вперед и задал вопросы курайшитам относительно того, являются ли мусульмане, прибывшие в Эфиопию беглыми рабами , и совершили ли они какие-либо преступления, находясь в Мекке? Послы подтвердили, что среди мусульман рабов нет, и никаких преступлений они не совершали. Единственное к чему они могли поставить в вину, это то, что они отреклись от веры своих предков. Тогда негус Наджаши задал Джафару ибн Абу Талибу вопросы относительно мусульманской веры и тот вкратце изложил ему основные положения Ислама, прочитал аяты из коранических сур « Марьям », «аль-Анкабут », «ар-Рум » и «аль-Кахф ». Убедившись в том, что положения исламской религии не противоречат принципам авраамического монотеизма , нагус Наджаши решил не выдавать мусульманских эмигрантов курайшитам. Наджаши взял мусульман под своё покровительство, а некоторые мусульманские источники говорят о том, что он даже принял ислам .

В 628 году Джафар и его друзья приехали из Эфиопии в Медину . В следующем году Джафар ибн Абу Талиб погиб, сражаясь в битве при Муте .

Напишите отзыв о статье "Джафар ибн Абу Талиб"

Примечания

Литература

  • Али-заде, А. А. : [ 1 октября 2011 ] // Исламский энциклопедический словарь. - М . : Ансар , 2007 .
  • / Veccia Vaglieri, L. // Encyclopaedia of Islam . 2 ed . - Leiden: E. J. Brill , 1960-2005. (платн.)

Ссылки

  • Хаджи-Мурат Раджабов. . Islamdag.ru (15 декабря 2010). Проверено 12 июня 2013. .

Отрывок, характеризующий Джафар ибн Абу Талиб

Но графиня не так хотела поставить вопрос: она не хотела жертвы от своего сына, она сама бы хотела жертвовать ему.
– Нет, ты меня не понял, не будем говорить, – сказала она, утирая слезы.
«Да, может быть, я и люблю бедную девушку, говорил сам себе Николай, что ж, мне пожертвовать чувством и честью для состояния? Удивляюсь, как маменька могла мне сказать это. Оттого что Соня бедна, то я и не могу любить ее, думал он, – не могу отвечать на ее верную, преданную любовь. А уж наверное с ней я буду счастливее, чем с какой нибудь куклой Жюли. Пожертвовать своим чувством я всегда могу для блага своих родных, говорил он сам себе, но приказывать своему чувству я не могу. Ежели я люблю Соню, то чувство мое сильнее и выше всего для меня».
Николай не поехал в Москву, графиня не возобновляла с ним разговора о женитьбе и с грустью, а иногда и озлоблением видела признаки всё большего и большего сближения между своим сыном и бесприданной Соней. Она упрекала себя за то, но не могла не ворчать, не придираться к Соне, часто без причины останавливая ее, называя ее «вы», и «моя милая». Более всего добрая графиня за то и сердилась на Соню, что эта бедная, черноглазая племянница была так кротка, так добра, так преданно благодарна своим благодетелям, и так верно, неизменно, с самоотвержением влюблена в Николая, что нельзя было ни в чем упрекнуть ее.
Николай доживал у родных свой срок отпуска. От жениха князя Андрея получено было 4 е письмо, из Рима, в котором он писал, что он уже давно бы был на пути в Россию, ежели бы неожиданно в теплом климате не открылась его рана, что заставляет его отложить свой отъезд до начала будущего года. Наташа была так же влюблена в своего жениха, так же успокоена этой любовью и так же восприимчива ко всем радостям жизни; но в конце четвертого месяца разлуки с ним, на нее начинали находить минуты грусти, против которой она не могла бороться. Ей жалко было самое себя, жалко было, что она так даром, ни для кого, пропадала всё это время, в продолжение которого она чувствовала себя столь способной любить и быть любимой.
В доме Ростовых было невесело.

Пришли святки, и кроме парадной обедни, кроме торжественных и скучных поздравлений соседей и дворовых, кроме на всех надетых новых платьев, не было ничего особенного, ознаменовывающего святки, а в безветренном 20 ти градусном морозе, в ярком ослепляющем солнце днем и в звездном зимнем свете ночью, чувствовалась потребность какого нибудь ознаменования этого времени.
На третий день праздника после обеда все домашние разошлись по своим комнатам. Было самое скучное время дня. Николай, ездивший утром к соседям, заснул в диванной. Старый граф отдыхал в своем кабинете. В гостиной за круглым столом сидела Соня, срисовывая узор. Графиня раскладывала карты. Настасья Ивановна шут с печальным лицом сидел у окна с двумя старушками. Наташа вошла в комнату, подошла к Соне, посмотрела, что она делает, потом подошла к матери и молча остановилась.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.