Евангелие от марка 1. Разбор евангелия от марка

По мнению богословов, Марк был переводчиком апостола Петра и описывал события своего Евангелия об Иисусе Христе со слов Петра, не будучи их свидетелем. Они также допускают мысль, что Евангелие от Марка - самый ранний рассказ о жизни и деятельности Иисуса Христа, Лука и Матфей пользовались сообщениями Марка при написании своих Евангелий.
Принято также считать, что Марк писал всё это не для евреев: некоторые подробности разъяснения обычаев евреев показывают, что это повествование предназначалось для тех, кто незнаком с обычаями иудаизма.
Итак, Евангелие от Марка, краткое изложение фактов из жизни, деятельности, смерти и воскресения Иисуса Христа, переданные Марком со слов апостола Петра.

1:1,2 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия,
2 как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою .
Для Марка началом явления Христа народу является период деятельности Иоанна-Крестителя, предупреждающего Иудею о появлении Мессии.
Как видим, без исследования Ветхого Завета невозможно понять, что же имеет ввиду Марк, цитируя пророка Малахию.

Заметим также, что слова Марка отличаются от слов Малахии, выделено синим:
Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною , и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф.

Марк разъяснил, о чём предупреждал Малахия народ Бога: он сообщил, что Бог Иегова посетит Свой народ через посланника Своего Мессию, которого иудеи ожидали. Однако перед явлением Мессии в Иудее должен появиться вестник, подготавливающий народ Бога к принятию первого пришествия Божьего посланника. Этим вестником оказался Иоанн-Креститель.

То же будет происходить и перед вторым пришествием Христа: кто-то крикнет уснувшим «девам», ожидающим второго пришествия «жениха»: «жених идёт!» Значит, и перед вторым пришествием Христа должен был быть тот, кто ПОДГОТОВИТ ПУТЬ ХРИСТУ – предупредит Божий народ о том, что он близко, при дверях.

1:3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
Этот вестник, предупреждающий народ Иеговы о первом пришествии Христа - станет гласом, вопиющим в пустыне, о котором предупреждал пророк Ис.40:3:
в буквальном смысле Иоанн-Креститель на самом деле пришёл из пустыни Иудейской, а в духовном смысле - он взывал к народу, а голос его словно в пустоте канул: как ни старался Иоанн подготовить путь в сердцах Израиля к принятию Христа, а слова его отвергли и Христа убили.

Однако слова пророков отчётливо показывают, что приход Иисуса Христа от Бога на землю - был запланирован Богом ещё с древности, у знающих обстоятельства заключения Ветхого Завета в пустыне к горы Синай - должны были, по идее, возникнуть духовные ассоциации о том, что голосящий в пустыне возвещает о завете с Богом, а Мессия - имеет прямое отношение к этому завету с Богом.

1:4 Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.
Итак, Иоанн Предтеча голосит в пустыне о выпрямлении путей для грядущего в мир Господа Иисуса Христа.
Как можно было выпрямить путь, по которому надлежало идти Господу? Иоанн просил подготовить свои сердца к тому, чтобы впустить Христа, чтобы ему нетрудно было в эти сердца проникнуть. Потому и надлежало иудеям раскаяться во грехах своих и омыться водою для очищения: другого способа выпрямить путь Господа к нам и в нас - просто нет.
А Иоанн помог ЭТО понять ожидающим Мессию.

1:5 И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.
Реакция на глас Иоанна - у Божьего народа была в большинстве своём адекватной, к нему выходили целыми семьями (выражение «вся страна» - это лишь гипербола, известно, что далеко не все иудеи принимали решение креститься у Иоанна).
Крещение погружением в воду было известно иудеям: так обращали язычников в иудаизм, это означало, что язычники отныне готовы к тому, чтобы принять Бога Израиля и вести тот образ жизни, которым живут иудеи.

Однако водное крещение для самих иудеев - было явлением необычным: если они уже с рождения посвящены Богу завета, то причём тут покаяние - для народа, который считался праведным?
Иоанн показал иудеям, что на самом деле тот завет, в котором они состояли с Богом до сих пор - не способен прощать им грехи, они по-прежнему грешны пред Богом, если им приходится перед принятием грядущего Господа омываться от грехов своих водами Иордана.

Процесс покаяния, завершающийся символическим омовением, не делал их праведными в истинном смысле, но делал их пригодными для того, чтобы смягчить огрубевшие во грехах сердца свои и узнать во Христе Иисусе - посланника Бога Израиля.
Для истинного прощения грехов пришёл Иисус Христос, которому надлежало искупить грехи всего мира и дать шанс стать праведными пред Господом всем, кто пожелает стать таковым с помощью Христа.

1:6 Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.
Аскетический образ жизни Иоанна -Крестителя должен был бы, по идее, пробудить в Израиле догадку о том, что он - не обыкновенный смертный человек, а наделён какой-то миссией, ибо все пророки Израиля жили, не предаваясь всеобщему пути иудеев, наполненному земными интересами.

1:7 И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его;
Иоанну было вложено свыше знание о том, кого он должен был представить в своей проповеди. Иоанн не о силе физической речь здесь вёл, хотя был старше Иисуса Христа по возрасту на пол года. Он сообщал о духовной силе идущего за ним Иисуса Христа и, разумеется, о его нечеловеческой силе, полученной свыше для исполнения на земле определённых Богом полномочий.

1:8 я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.
Иоанн-Креститель разъяснил, что водное крещение через него в эре действия В.З. (Иоанново) - символизирует признание греховности и покаяние , чтобы быть готовыми предстать пред грядущим Христом Божиим, открывающим эру действия Нового Завета.
Крещение Иоанново не свидетельствовало о том, что кто-то принимает Христа в качестве посланника Бога, но свидетельствовало лишь о готовности и "пригодности" его встретить (не раскаявшиеся сердцем не могут увидеть во Христе посланника Бога)

Для того, кто хочет стать христианином сегодня, в эре действия Н.З. - принимать водное крещение следует во имя Иисуса Христа, то есть, для того, чтобы в эре действия Нового Завета во всём идти по следам Христа (см.Деян.2 :39-39).

После принятия водного крещения во имя Иисуса - можно ожидать и крещение же Иисусово: крещение святым духом (обозначение избранника Божьего через помазание святым духом свыше).

Например, случай в Ефесе показал, что некоторые ученики Христа приняли водное крещение Иоанново, но даже не имели понятия о том, что в эре действия Н.З. действительно водное крещение во имя Христа и крещение святым духом.
То есть, сначала те, кто желает стать учеником Христа – принимает водное крещение во имя Иисуса и становится христианами не помазанниками.
А после, если Богу будет угодно, они могут получить и святой дух через крещение Христово. Апостол Павел показал христианам из Ефеса, что означает Христово крещение: когда он возложил руки на этих учеников, как бы представляя, тем самым, их Христу - Христос излил на них святой дух (Деян. 19:1-6)

Иисус, видя раскаянные сердца, сам определяет, кого из раскаивающихся грешников он желает использовать на земле в качестве своего верного помощника, его и обозначает святым духом (о значении крещения святым духом см.Ин.1:33 )
Водное крещение во имя Иисуса - это лишь внешнее проявление внутреннего раскаяния и готовности принять искупление Христово, чтобы всё общество могло отныне наблюдать за жизнью заявившего о себе как о человеке, которого искупил Христос.
Например, Корнилия, раскаявшегося в сердце, Иисус крестил духом святым без водных процедур. Однако после этого Корнилий не миновал также и крещения водою во имя Христа: будучи замеченным Христом изнутри, он и внешним показал своё раскаяние через водное крещение (Деян.10:47,48)

Если говорить о крещении Иоанновом для Иисуса Христа, то ему не в чем было раскаиваться, что означает крещение Иисуса - рассмотрим ниже, в 10 тексте.

1:9,10 И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.
10 И когда выходил из воды, тотчас увидел [Иоанн] разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.
Если говорить об Иисусе, то он принял крещение от Иоанна не во оставление грехов: ему нечего было оставлять, он был безгрешным (1 Пет. 2:22)
Для Христа креститься от Иоанна означало, во-первых, исполнить волю Отца ради того, чтобы Иоанн мог увидеть в нём избранника Бога через внешние проявления схождения на Христа святого духа и явить миру Христа (Иоан1:33).
А во-вторых, он показать путь становления христианином всему миру, чтобы шли по следам его: т.е. - принимали водное крещение по примеру Христа для возрождения к новой жизни в служении Иегове, а после водного крещения - шли по следам Христа (вели образ жизни христианина, 1Пет.2:21). После того, как Иисус погиб - водное крещение стали называть крещением во имя Иисуса Христа (крещение посвящения в христианство).

Без водного крещения во имя Христа, свидетельствующего о заявлении исполнять волю Бога – крещение святым духом может и не состояться (Деян. 2:38)
(Корнилий - это исключение из общего правила: язычникам иудеи запрещали принимать водное крещение, считая их нечестивыми и недостойными христианского пути. Чтобы иудеям было легче принять язычников в качестве учеников Христа - Бог совершил чудо схождения святого духа на язычников: отныне не вызывало сомнений, что, поскольку Бог принял язычников, то и иудеям их принять должно в качестве учеников Христа, Деян. 10:47).

Но и водное крещение - это лишь начало христианского пути: оно не обязывает Иисуса Христа сразу крестить новичка - ещё и духом святым. Крещение святым духом зависит от решения Иисуса, когда он сочтёт нужным - тогда христианин может быть крещён и духом святым (вспомним пример Ефесян: пока не пришло их время - святой дух им дан не был после водного крещения, Деян.19:2-6)

1:11 И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
Подтверждение избрания Иисуса Христа - гласом с небес помогло укрепиться Иоанну в правильном определении Божьего сына.

1:12,13 Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню.
13 И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.
Об искушении дьявола Иисуса Христа в пустыне - см. подробно разбор Мтф. 4:1-11 Существует мнение, что Иисус, находящийся в пустыне, символизирует христианина в мире, находящемся во владении сатаны.

1:14 После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия
Марк повествует о служении в Галилее после ареста Иоанна.
О чём проповедовал Иисус? О себе? Нет, он нёс благую весть о возможности попасть в Царство Божие и о том, что это Царство Божие означает.

1:15 и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.
Иисус разъяснял, что время, отведённое Богом для Израиля в Ветхом Завете - истекло, настал черёд вносить изменения в отношения Бога с людьми ради спасения всех, кого возможно спасти.
Царство Божие приблизилось в том смысле, что с приходом Иисуса Христа каждый человек получил шанс попасть в это Царство Божие, оно стало доступным для всех, кто прилагает сознательные усилия для входа в него (Лука 16:16). К сознательным усилиям относится прежде всего осознание греховности, покаяние и вера в ту благую весть, которую принёс на землю Иисус Христос.

1:16-20 Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. 17 И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков.
18 И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним.
19 И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети;
20 и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.
Призыв учеников. Заметим, не из слоёв религиозной интеллигенции призываются ученики будущие «ловцы человеков», а из простонародья.
Подробнее см. разбор Мтф. 4:18-20

1:21,22 И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил.
22
И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники.
Чем Иисус, уча других, отличался от официальных учителей в народе Бога – от книжников и фарисеев?
Как учили книжники и фарисеи? Они не были помазанниками Бога, отмеченными через святой дух. Этот класс руководителей народа Бога пришёл к власти почти за 200 лет до прихода Христа. Они не имели дара понимания слова Божьего свыше, поэтому им приходилось скрупулёзно исследовать Писание, разбирать значение слов и выражений в законе Моисеевом, пытаться методом сравнительного анализа, проб и ошибок – прийти к какому-либо логическому выводу, не будучи уверенными на сто процентов в том, к чему они пришли методом дедукции, но и не отвергая свои версии в толковании Писания.

Иисус же был ведОм святым духом, имея понимание смысла Божьего слова - свыше, и всегда точно знал, что раскрывает смысл Божьего замысла - правильно (независимо от того, какие значения могли иметь те или иные выражения в Законе).

Если огородник, например, ТОЧНО ЗНАЕТ, КАК выращивать огурцы из собственной практики – то он точно и без запинки КАК ВЛАСТЬ ИМЕЮЩИЙ сможет научить этому каждого огородника и сможет ответить на любой вопрос, связанный с выращиванием огурцов.

А если он только теоретически и с точки зрения философии знаком с методами выращивания огурцов – он не сможет научить с уверенностью знатока, имеющего власть передавать личный опыт. Теоретик и на практические вопросы - либо не ответит, либо ответами введёт в заблуждение вопрошающих. Вот и вся разница.

1:23,24 23 В синагоге их был человек, [одержимый] духом нечистым, и вскричал:
24 оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.
Духи нечистые знают о своем будущем уничтожении и исполнителе судебного приговора над ними – о святом Христе Божием. Странно во всём этом их знании то, что они, ЗНАЯ, что поступают неправильно и за это погибнут - тем не менее, не перестают делать зло.
Что это? Упорное нежелание жить по Божьим законам? Любовь ко злу? Что мешает им раскаяться и прекратить творить зло?

1:25 Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него.
Иисус запретил духу нечистому распространяться о знакомстве с Иисусом в качестве Божьего святого: иудеи сами должны были бы догадаться, наблюдая за необычными его делами, что он - посланник Бога.

1:26 Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него.
Однако как бы нечистые духи ни упорствовали в своём желании причинять вред людям, их влияние ограничено: когда настанет время, все они будут уничтожены Иисусом Христом. А пока что Иисус показал, какую власть он имеет от Отца своего небесного над всякой нечистью, промышляющей на земле.

1:27 И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?
Изгнание беса иудеи приняли за часть того нового учения, при помощи которого возможно изгонять бесов.
Как видим, о существовании нечистых духов иудеи знали отлично, но им было удивительно, что есть над ними высшие силы, и эти силы продемонстрировал Иисус Христос

1:28 И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее.
Слухи о подобных чудесах распространяются в человеческом обществе с молниеносной быстротой, ничего удивительного нет в том, что популярность Иисуса Христа как нового учителя и кудесника - резко возрастала после продемонстрированных чудес.

1:29-31 Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном.
30 Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней.
31 Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им.
Исцелённая тёща Петра не приступила к своим обычным бытовым обязанностям, она стала служить Иисусу Христу.
Её исцеление - это всего лишь ещё одно чудо исцеления больного, их и в дальнейшем было немало:

1:32-35 При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых.
33 И весь город собрался к дверям.
34 И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос.

35 А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился. Обратили внимание на то, что Иисус исцелил многих, кого успел до утра, но не всех. Почему не стал оставаться там до тех пор, пока не исцелит вообще всех жителей той местности? Разве ему невозможно было это сделать? Возможно. Но цель его прихода на землю сводилась не к тому, чтобы стать народным целителем. А к тому, чтобы проповедовать слово Божье - в первую очередь:

1:36-39 Симон и бывшие с ним пошли за Ним
37 и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя.
38 Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедывать, ибо Я для того пришел.
39 И Он проповедывал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов.
На исцеление всех, кто искал его и нуждался в исцелении, у Христа просто времени бы не хватило. Для этого будет другое время в Тысячелетнем периоде Божьего царства, о чём он и проповедовал в местах, где собирался Божий народ послушать слово Бога своего через учителей.
А пока что случаи исцеления служили подтверждением его проповеди о Царстве Бога - тому, что исцеление в Царстве Бога реально возможно при помощи Иисуса Христа.

1:40-42 Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить.
41 Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись.
42 После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист.
(см. также Мтф.8:1-3 )
По закону Бога для Израиля (по Моисееву закону) - прокажённый вместо того, чтобы приблизиться ко Христу – должен был кричать: «Нечист, нечист!» (Лев. 13:43-46).
А Иисус по закону Бога должен был бы уйти от прокажённого подальше и как минимум пожаловаться в Синедрион на то, что прокажённые нарушают букву закона для них.

Но нет. Иисус, зная, что дух закона Бога нацелен на благо людей – исцелил больного от проказы, избавив его от страданий, а общество – от риска заразиться проказой.

Хотя ревностным исполнителям буквы Моисеева закона со стороны могло показаться, что Иисус, как и прокажённый – преступники закона, однако этот пример показывает, что, во-первых, израильтяне не до конца понимали смысл Моисеева закона. А во-вторых, что Бог любит людей и потому дал Христу силу исцелять больных, чтобы эту любовь показать в действии.

К тому же прокажённый проявил необычайную кротость в своей просьбе:
если хочешь, можешь меня очистить.
Он знал, что Иисус исцеляет людей, но не считал Христа обязанным исцелять его, потому и попросил Христа помощи, если только Христос сам захочет ему помочь. Христос, конечно же, хотел помогать страдающим, для того он и пришёл на землю, чтобы показать, как же сильно Бог и он хотят избавить людей от страданий.

М ы же, зачастую, не научены просить, но умеем требовать так, словно нам все должны.
Если бы прокажённый не просил бы кротко, а потребовал бы от Христа внимание к себе, да ещё и при этом вёл себя вызывающе - прислушался бы к нему Христос? Захотел бы его очистить? Думаем, вряд ли.

1:43 И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его
Иисус был милосердным, но и строгим, когда строгость была необходима для пользы дела. Исцелённый должен был понять, что распространяться на тему исцеления - не стоит:

1:44
и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им.
Заметим, Иисус на момент своего первого пришествия, зная о полной непригодности руководителей народа Бога – тем не менее, требовал исполнения Божьего закона, действующего на тот момент, от исцелённого. Почему? Потому, что сам Иисус признавал ту форму поклонения Отцу, которая была организована в то время, не вмешиваясь прежде времени в ход событий, способствующих отмене Моисеева закона.
Такая же ситуация может происходить и в современных собраниях Божьего народа: руководители в них могут оказаться и неверными, но Божьи требования для христиан - актуальны до скончания века сего и их нужно исполнять независимо от того, насколько верны Богу - начальствующие в народе Его.

1:45 А он, выйдя, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем, так что [Иисус] не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных. И приходили к Нему отовсюду.
Исцелённый, увы, не смог сохранить тайну своего исцеления, он не только не послушал Христа в том, чтобы не распространяться о своём исцелении, но и удвоил и утроил свои усилия в том, чтобы об этом всюду непременно рассказать, ведь по его мнению Иисус заслуживал, чтобы о нём узнала вся Иудея.
Тот случай, когда наши даже благородные желания - с желаниями Христа могут расходиться: этот человек оказал Христу плохую услугу. Теперь Иисус Христос должен был находить способ избегать всех, кто желал исцелиться и препятствовал ему продвигаться по территории Израиля для благовествования. Добро Иисуса оказалось для него злом из-за легкомыслия исцелённого.

. Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия,

. как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.

Иоанна, последнего из пророков, евангелист представляет началом Евангелия Сына Божия, потому что конец Ветхого есть начало Нового Завета. Что касается свидетельства о Предтече, то оно взято из двух пророков – из Малахии: «Вот Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною» () и из Исаии: «Глас вопиющего в пустыне» () и прочее. Это слова Бога Отца к Сыну. Он именует Предтечу Ангелом за его ангельскую и почти бесплотную жизнь и за возвещение и указание грядущего Христа. Иоанн уготовлял путь Господень, приготовляя посредством крещения души иудеев к принятию Христа: «пред лицем Твоим» – значит близок к Тебе Ангел Твой. Этим означается родственная близость Предтечи к Христу, так как и пред царями чествуют преимущественно родственные особы.

«Глас вопиющего в пустыне» , то есть в пустыне Иорданской, а еще более в синагоге иудейской, которая была пуста в отношении к добру. "Путь" означает , "стези" – Ветхий, как неоднократно нарушаемый иудеями. К пути, то есть к Новому Завету, они должны были приготовиться, а стези Ветхого исправить, ибо хотя древле они и приняли их, но впоследствии совратились со стезей своих и заблудились.

. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.

. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.

Иоанново крещение не имело отпущения грехов, а вводило для людей одно покаяние. Но как же Марк говорит здесь: «для прощения грехов» ? На это отвечаем, что Иоанн проповедовал крещение покаяния. А эта проповедь к чему вела? К отпущению грехов, то есть ко крещению Христову, которое заключало уже в себе и отпущение грехов. Когда мы говорим, например, что такой-то пришел пред царем, повелевая приготовить пищу для царя, то разумеем, что исполняющие это повеление бывают облагодетельствованы царем. Так и здесь. Предтеча проповедовал крещение покаяния для того, чтобы люди, покаявшись и приняв Христа, получили оставление грехов.

. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.

Мы уже говорили об этом в Евангелии от Матфея; теперь же скажем только о том, что там опущено, именно: что Иоаннова одежда была знамением сетования, и пророк показывал таким образом, что кающемуся должно плакать, так как вретище обыкновенно служит знаком плача; кожаный же пояс означал омертвелость иудейского народа. А что сия одежда означала плач, об этом говорит сам Господь: «Мы пели вам печальные песни (славянское "плакахом" ), и вы не рыдали» , называя здесь плачем жизнь Предтечи, потому что далее говорит: «Пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес» (). Равно пища Иоаннова, указывая здесь, конечно, на воздержание, была вместе и образом духовной пищи тогдашних иудеев, которые не ели чистых птиц небесных, то есть не помышляли ни о чем высоком, а питались только словом возвышенным и направленным горе, но опять упадающим долу. Ибо саранча («акриды») есть такое насекомое, которое прыгает вверх, а потом опять падает на землю. Равным образом народ ел и мед, производимый пчелами, то есть пророками; но он оставался у него без ухода и не был умножаем углублением и правильным разумением, хотя евреи и думали, что они разумеют и постигают Писание. Они имели Писания, как бы некоторый мед, но не трудились над ними и не исследовали их.

. И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его;

. я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.

Я, – говорит, – недостоин быть даже самым последним рабом Его, который бы развязал ремень, то есть узел на ремне сапог его. Понимают, впрочем, и так: все, приходившие и крестившиеся от Иоанна, разрешались посредством покаяния от уз грехов своих, когда веровали во Христа. Таким образом, Иоанн у всех разрешал ремни и узы греховные, а у Иисуса не мог разрешить такого ремня, потому что у Него и не нашел сего ремня, то есть греха.

. И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.

. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.

. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Не за отпущением грехов Иисус приходит ко крещению, ибо греха Он не сотворил, равно и не для получения Духа Святаго, ибо как могло Иоанново крещение даровать Духа, когда оно не очищало грехов, как я сказал? Но и не для покаяния идет Он креститься, поскольку Он был «больше самого Крестителя» (). Итак, для чего же приходит? Без сомнения, для того, чтобы Иоанн объявил о Нем народу. Поскольку многие стеклись туда, то благоволил прийти, чтобы засвидетельствовану быть пред многими, кто Он, а вместе и для того, чтобы исполнить «всякую правду», то есть все заповеди Закона. Поскольку послушание крестящему пророку, как посланному от Бога, было также заповедь, то Христос исполняет и сию заповедь. Дух сходит не потому, чтобы Христос имел нужду в этом (ибо по существу Он в Нем пребывает), но чтобы ты знал, что и на тебя при крещении сходит Дух Святый. При сошествии Святаго Духа тотчас изречено и свидетельство. Поскольку Отец говорил свыше: «Ты Сын Мой» , то, чтобы слышавшие не подумали, что Он говорит об Иоанне, сходит на Иисуса Дух, показывая, что это сказано о Нем. Небеса же отверзаются для того, чтобы мы знали, что они отверзаются и нам, когда мы крещаемся.

. Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню.

. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.

Научая нас не унывать, когда после крещения впадаем в искушения, Господь уходит в гору на искушение или, лучше, не уходит, а отводится Духом Святым, показывая чрез то, что и мы не должны сами ввергаться в искушения, но принимать их, когда они постигают нас. А в гору уходит для того, чтобы по причине пустынности места диавол возымел дерзость и мог приступить к Нему; ибо он обыкновенно нападает тогда, когда видит, что мы одни. Место искушения было до того дико, что там во множестве водились звери. Ангелы стали служить Ему уже после того, как Он победил искусителя. Все это в Евангелии от Матфея изложено пространнее.

. После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия

. и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.

Услышав, что Иоанн предан в темницу, Иисус удаляется в Галилею, дабы и нам показать, что не должно самим вдаваться в искушения, а избегать их, когда же впадем, – терпеть. Христос проповедует, по-видимому, одно и то же с Иоанном, как-то: «покайтесь» и «приблизилось Царствие Божие». Но на самом деле не одно и то же: Иоанн говорит «покайтесь» с тем, чтобы отклонить от грехов, а Христос говорит «покайтесь» с тем, чтобы отстали от буквы Закона, почему и присовокупил: «веруйте в Евангелие», ибо тот, кто хочет веровать по Евангелию, уже упразднил Закон. Господь сказывает, что «исполнилось время» Закона. Доселе, – говорит, – Закон был в действии, а отныне настает Царствие Божие, жизнь по Евангелию. Эта жизнь справедливо представляется «Царством» Небесным, ибо когда видишь, что живущий по Евангелию ведет себя почти как бесплотный, как не скажешь, что он имеет уже Царство Небесное (где нет ни пищи, ни пития), хотя оно, кажется, еще и далеко.

. Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы.

. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков.

. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним.

. И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети;

. и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.

Петр и Андрей сначала были учениками Предтечи, а когда увидели свидетельствованного Иоанном Иисуса, то присоединились к Нему. Потом, когда Иоанн был предан, они со скорбью перешли опять к своему прежнему занятию. Итак, Христос призывает их теперь во второй раз, ибо настоящее призывание есть уже второе. Заметь, что они питались от своих праведных трудов, а не от неправедных занятий. Такие люди стоили того, чтобы быть первыми учениками Христа. Тотчас бросив бывшее у них в руках, они пошли вслед за Ним; ибо не должно медлить, а должно тотчас же последовать. После сих уловляет Иакова и Иоанна. И эти, хотя сами были бедны, однако, пропитывали престарелого отца своего. Но они оставили отца не потому, что оставлять родителей доброе дело, но потому, что он хотел воспрепятствовать им последовать Господу. Так и ты, когда родители будут препятствовать тебе, оставь их и последуй Благому. Видно, Зеведей не веровал, но мать сих апостолов веровала и, когда умер Зеведей, также последовала Господу. Приметь же и сие, что прежде призывается деяние, а потом созерцание, ибо Петр есть образ деяния, потому что был пламенного характера и всегда предупреждал других, что свойственно деянию, Иоанн, напротив, представляет в себе созерцание, ибо был богослов по превосходству.

. И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил.

. И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники.

Откуда пришли в Капернаум? Из Назарета, и притом в день субботний. Когда обыкновенно собирались для чтения закона, тогда пришел учить и Христос. Ибо и Закон для того повелевал праздновать субботу, чтобы люди занимались чтением, собираясь для сего вместе. Учил же Господь обличительно, а не льстиво, как фарисеи: убеждал делать добро, а непокорным угрожал мучением.

. В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал:

. оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.

. Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него.

. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него.

. И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?

. И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее.

Злые духи называются «нечистыми» потому, что любят всякие нечистые дела. Выйти из человека бес почитает «погибелью» для себя. Злобные бесы и вообще вменяют в злострадание себе, когда не позволяется им делать людям зло. Притом, будучи плотолюбивы и привыкши услаждаться веществом, они как бы терпят большой голод, когда не живут в телах. Поэтому Господь и говорит, что бесовский род изгоняется постом. Нечистый не сказал Христу: Ты свят, поскольку и из пророков многие были святы, но сказал «Святый», то есть Единственный, в существе Своем Святый. Но Христос заставляет его молчать, дабы мы знали, что бесам должно заграждать уста, хотя бы они говорили и правду. Бес мечет и сильно трясет одержимого им, чтобы очевидцы, видя, от какого бедствия избавляется человек, ради чуда уверовали.

. Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея с Иаковом и Иоанном.

. Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней.

. Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им.

К вечеру в субботу, как обычно было, Господь пошел в дом учеников для принятия пищи. Между тем та, которая должна была послужить при сем, одержима была горячкой. Но Господь исцеляет ее, и она начинает служить им. Эти слова дают знать, что и ты, когда исцеляет тебя от болезни, должен употребить здоровье свое на служение святым и на благоугождение Богу[...].

. При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых.

. И весь город собрался к дверям.

. И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос.

Не без причины прибавлено: «когда заходило солнце» . Поскольку думали, что непозволительно исцелять в день субботний, то дождались заката солнца и тогда уже стали приносить больных для исцеления. "Многих" исцелил, сказано вместо «всех», потому что все составляют множество; или: не всех исцелил потому, что некоторые оказались неверующими, которые и не были исцелены за свое неверие, но «многих» из принесенных исцелил, то есть тех, которые имели веру. Бесам не позволял говорить для того, чтобы, как я сказал, научить нас не верить им, хотя бы они говорили и правду. Иначе, если они найдут кого-либо вполне доверяющего им, то чего не сделают, проклятые, примешивая к правде ложь! Так и Павел запретил пытливому духу говорить: «Люди эти – рабы Бога Вышняго»; Святый Муж не хотел слышать отзыва и свидетельства из нечистых уст. . Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедывать, ибо Я для того пришел.

. И Он проповедывал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов.

После того, как исцелил больных, Господь уходит в уединенное место, научая тем нас, чтобы мы не напоказ делали что-либо, но если сделаем какое добро, спешили бы скрыть его. И молится Он также для того, чтобы показать нам что все, что ни делаем доброго, должно приписывать Богу и говорить Ему: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (). Сам по Себе Христос даже не имел нужды в молитве. Далее, когда народ искал и сильно желал Его, не отдается ему, хотя принимает это с благосклонностью, но идет и к другим, нуждающимся в исцелении и наставлении. Ибо не должно ограничивать дела учения одним местом, но надобно всюду рассеивать лучи слова. Но смотри, как Он соединяет с учением деяние: проповедует, а потом изгоняет и бесов. Так и ты учи и вместе твори дела, дабы слово твое не было тщетно. Иначе если бы Христос не показал вместе и чудес, то слову Его не поверили бы.

. Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить.

. Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись.

. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист.

Благоразумен был прокаженный и веровал; поэтому не сказал: если попросишь у Бога; но веруя в Него как в Бога, сказал: «если хочешь». Христос прикасается к нему в знак того, что ничего нет нечистого. Закон запрещал прикасаться к прокаженному как к нечистому; но Спаситель, желая показать, что нет ничего по природе нечистого, что требования Закона должны упраздниться и что они имеют силу только над людьми, прикасается к прокаженному, – тогда как и Елисей столько боялся Закона, что и видеть не хотел Неемана, прокаженного и просившего исцеления.

. И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его

. и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им.

. А он, выйдя, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем, так что Иисус не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных. И приходили к Нему отовсюду.

И из сего научаемся также не выставлять себя напоказ, когда оказываем кому-либо добро, ибо вот и Иисус Сам велит очистившемуся не разглашать о Нем. Хотя Он и знал, что тот не послушается и разгласит, однако, как я сказал, научая нас не любить тщеславия, велит никому не говорить. Но с другой стороны, всякий облагодетельствованный должен быть признательным и благодарным, хотя бы благодетель его и не нуждался в том. Так и прокаженный разглашает о полученном благодеянии, несмотря на то, что Господь не велел ему. Христос посылает его к священнику, потому что по повелению Закона прокаженному не иначе можно было войти в город, как по объявлению священническом об очищении его от проказы, в противном случае он должен был изгоняться из города. В то же время Господь велит ему принести и дар, как по обыкновению приносили очистившиеся: это во свидетельство того, что Он не есть противник Закона, напротив, столько дорожит им, что заповедуемое в законе и Он повелевает исполнять.

1 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия,

2 как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.

Святой Марк. Художник Гортзиус Гелдорп 1605 г.

4 Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.

5 И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.

6 Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.

7 И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его;

8 я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.

Иоанн Креститель. Художник Г. Доре

9 И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.

10 И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.

Крещение Христа. Художник Андреа Верроккьо 1472-1475 гг.

11 И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

12 Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню.

13 И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.

14 После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия

15 и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.

16 Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы.


Призвание Петра и Андрея. Художник Доменико Гирландайо 1481-1482 гг.

17 И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков.

18 И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним.

19 И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети;

20 и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.

Призвание Иакова и Иоанна. Автор неизвестен 15-16 в.

21 И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил.

22 И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники.

23 В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал:

24 оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.

25 Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него.

Исцеление бесноватых. Художник Братья Лимбурги 1413-1416 гг.

26 Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него.

27 И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?

28 И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее.

29 Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном.

30 Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней.

31 Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им.

32 При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых.

33 И весь город собрался к дверям.

34 И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос.

35 А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился.

36 Симон и бывшие с ним пошли за Ним

37 и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя.

38 Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедывать, ибо Я для того пришел.

39 И Он проповедывал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов.

40 Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить.

41 Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись.

42 После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист.

43 И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его

44 и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им.

45 А он, выйдя, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем, так что Иисус не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных. И приходили к Нему отовсюду.

Синодальный перевод. Глава озвучена по ролям студией «Свет на Востоке».

1. Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия,
2. как написано у пророков: «Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою».
3. «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему».
4. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.
5. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне , и крестились от него все в реке Иордане , исповедуя грехи свои.
6. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих и ел акриды и дикий мед.
7. И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его;
8. я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.
9. И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане .
10. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.
11. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
12. Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню.
13. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.
14. После же того как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия
15. и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.
16. Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы.
17. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков.
18. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним.
19. И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети;
20. и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.
21. И приходят в Капернаум ; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил.
22. И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники.
23. В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал:
24. оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин ? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий.
25. Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него.
26. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него.
27. И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?
28. И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее.
29. Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном.
30. Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней.
31. Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им.
32. При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых.
33. И весь город собрался к дверям.
34. И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос.
35. А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился.
36. Симон и бывшие с ним пошли за Ним
37. и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя.
38. Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел.
39. И Он проповедовал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов.
40. Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить.
41. Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись.
42. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист.
43. И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его
44. и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им.
45. А он, выйдя, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем, так что Иисус не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных. И приходили к Нему отовсюду.

1:1 Начало. В отличие от Евангелий от Матфея и Луки, Евангелие от Марка не содержит повествования о рождении Иисуса. "Началом" (ср. Быт. 1,1; Ин. 1,1) здесь выступает служение Иоанна Крестителя (ср. Деян. 1,22) и ветхозаветные пророчества о приходе Иоанна.

Евангелия. В переводе с греч.: "благая весть".

Иисуса Христа. "Иисус" - греческая форма еврейского имени Иешуа, означающего "спаситель" (Мф. 1,21). "Христос" - греческий перевод еврейского слова "машиах" - "помазанный".

Слова "Евангелие Иисуса Христа" можно понимать двояко: как "Евангелие об Иисусе Христе" или как "Евангелие, исходящее от Иисуса Христа" (Рим. 1,9; 1 Кор. 9,12; 2 Кор. 10,14).

Сына Божия. Эти слова можно принимать в качестве мессианского титула (см. Пс. 2,7, где они относятся к Давиду), однако этим их значение не исчерпывается, поскольку с их помощью Марк в начале своего Евангелия представляет Иисуса вечным Божественным Сыном (см. ком. к 13,32; 14,36; Рим. 1,3).

1:2 Как написано. Подчеркивается неизменный характер богодухновенного Писания. Марк показывает, что откровение представляет собой органический процесс, вершителем которого является Господь Бог - Властелин истории. Если Ветхий Завет служит для Евангелий началом и источником, то Евангелия являются окончательным и богодухновенным завершением ветхозаветной вести в свете личности и дела Иисуса Христа.

пророков. У Исаии пророка (цит. по изданию Библейских Обществ). Нижеследующая цитата представляет собой цепочку из текстов (Исх. 23,20; Ис. 40,3; Мал. 3,1), говорящих о вестниках-предтечах, которых посылал Бог.

1:4 Иоанн. Цитаты из ВЗ свидетельствуют, что приход Иоанна был запланирован Богом еще до начала истории.

в пустыне. Символическое напоминание Израилю о том, при каких условиях Бог заключил завет с этим народом (ср. Иер. 2,2).

крещение покаяния. Кумранская община, с которой Иоанн мог в юности иметь какие-то контакты, практиковала обрядовое очищение посредством погружения в воду. Крестили так же и обращавшихся в иудаизм язычников. Новым в действиях Иоанна было то, что он требовал крещения от израильтян, уже принадлежавших к общине завета. Его требование к иудеям совершать этот акт, символизирующий решительное покаяние, свидетельствовало, что он сам уже стоял на пороге нового завета.

для прощения грехов. Крещение Иоанна не давало реального прощения грехов. Греческий предлог, переводимый как "для", означает здесь, скорее, "в приготовление к" или "с целью". Окончательное прощение грехов возможно только в рамках нового завета (Иер. 31,34), который должен был принести Мессия.

1:5 вся страна... крестились все. Гипербола. Автор хочет сказать, что люди завета выходили к Иоанну массово, целыми семьями (4,1; 6,44 и ком.).

1:6 из верблюжьего волоса. Одежда и пища Иоанна типичны для ветхозаветного пророка (4 Цар. 1,8; Зах. 13,4).

1:7 И проповедывал, говоря. О ком именно проповедовал Иоанн, говоря, что о даже "не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви" этого человека, становится ясно из процитированных выше ветхозаветных пророчеств - это Господь, который "придет в храм Свой", "Ангел завета", приходу Которого предшествует появление "Ангела Моего" (Мал. 3,1).

1:8 Духом Святым. Новый завет приносит возрождение народу Божиему (Иез. 37,14; Иер. 31,33.34) через Сына и Духа, присутствующего в Сыне в полной мере (Ис. 42,1; 61,1).

1:9 в те дни. Согласно Ин. 2,20, один из самых ранних актов общественного служения Иисуса имел место в сорок шестом году от начала перестройки храма. Поскольку Ирод начал ее в 19 г. до Р.Х., то крещение Иисуса произошло в 27 г. или годом раньше.

из Назарета. Назарет - маленький городок в Галилее, ни разу не упомянутый в ВЗ. Иисус пришел из презираемой (Ин. 7,41.52) "языческой" (Мф. 4,15) Галилеи.

1:10 тотчас. Слово, характерное именно для этого Евангелия. Если во всех прочих книгах НЗ оно встречается всего двенадцать раз, то Марк употребляет его сорок два раза. Вероятно, указывает не столько на быстроту происходящих событий, сколько на непреложность исполнения Божиего замысла, и напоминает о "прямых путях", приготовленных Божиим промыслом для прихода и служения Иисуса.

Духа... сходящего. Видимый знак помазания Духом как символ мессианства Иисуса (см. ком. к 1,8). В крещении Иисуса, как позднее в христианском крещении (Мф. 28,19), участвуют все три Лица Троицы: от Отца исходит инициатива, Сын принимает на Себя заместительный труд, а Дух проявляет прославляющую, созидательную силу.

1:11 Ты Сын Мой. В этом заявлении Бога находит свое выражение тайна личности Иисуса. Он - Второе Лицо Троицы - в то же время является представителем всех верующих, а также истинным и верным Сыном Израиля (Исх. 4,23), Который угождает Отцу и Которого Отец признает Своим Сыном (Пс. 2,7; Ис. 42,1; см. ком. к ст. 1).

в Котором Мое благоволение. Эти слова характеризуют особые отношения, существующие между Отцом и Сыном, что еще сильнее подчеркивается в греческом оригинале повторением определенного артикля.

1:12 Немедленно. См. ком. к 1,10.

Дух ведет Его. Идея божественной и духовной необходимости. Дух ведет Иисуса прямо в пустыню, т.е. тем же путем, каким Бог вел Израиль, который также назван был Божиим сыном (Исх. 4,23), крещен "в Моисея... в море" (1 Кор. 10,2; ср. Исх. 14,13-31) и был ведом Духом, принимавшим форму столпа облачного и огненного (Исх. 14,19.20), в пустыне по пути испытаний.

1:13 сорок дней. Вышеотмеченные сопоставления здесь, несомненно, обнаруживают параллель с сорока годами, проведенными в пустыне израильтянами (Втор. 1,3).

искушаемый. Перевод греческого слова, означающего, с одной стороны, "испытание", полезный опыт, которым Бог обогащает Свой народ, а с другой - "искушение", злонамеренность дьявола. Бог Своей силой превращает "искушение" в "испытание".

Ангелы служили Ему. Ангелы сопровождали также Израиль во время исхода из Египта (Исх. 14,19; 23,20; 32,34; 33,2). Иисус в пустыне символизирует Собой христианина в мире, находящемся во владении сатаны (Еф. 6,12).

1:14 После того, как предан был Иоанн... в Галилею. Говоря, что служение в Галилее началось после ареста Иоанна, Марк не отрицает факта более раннего служения в Иудее, он просто не включает его в свое повествование, т.е. здесь не возникает противоречия с хронологией Евангелия от Иоанна.

1:15 исполнилось время. Пришло время, когда спасение достигается через Иисуса Христа.

приблизилось Царствие Божие. Царство Божие - то конечное положение вещей, когда Бог будет Верховным Правителем в сердцах Его искупленного и прославленого народа.

1:16 моря Галилейского. Внутреннее озеро, имеющее 19 км в длину и 10 км в ширину и называемое в НЗ также озером Геннисаретским и морем Тивериадским.

1:19 Иакова... и Иоанна. Иисус набирал будущих апостолов и "ловцов человеков" не из среды религиозной интеллигенции, а из числа простых людей.

1:21 в субботу. Еврейское слово "шаббат" означает "семь"; седьмой день - это день покоя, посвящаемый Богу (Быт. 2,2.3). Божий замысел относительно прихода Его Царства не противоречит предыдущему откровению, которое требовало, в частности, соблюдения субботы и регулярных собраний Его народа (Лев. 16,24-31; Втор. 5,12-15; Ис. 56,1-7). Таким образом, Иисус сочетает обычай синагогального субботнего богослужения со Своей миссионерской деятельностью (Мф. 4,23).

учил. Учителями в синагогах были уважаемые раввины.

1:22 как власть имеющий. Хотя Марк не излагает подробностей этого учения, о характеризует его общий стиль. Учение Иисуса не похоже на учение книжников, потому что: 1) прямо связано с личностью Иисуса (2,10) и с Его истолкованием Писания (12,35-40); 2) было новым, поскольку возвещало о приходе Царства Божия (1,15) и о победе над сатаной (1,27).

1:24 что Тебе до нас. Идиоматический оборот, свойственный языку НЗ.

Назарянин. Т.е. "человек из Назарета", родного города Иисуса, расположенного на западном берегу моря Галилейского.

Святый Божий. Это единственный случай во всем НЗ, когда к Иисусу обращаются подобным образом (Лк. 4,34).

1:25 замолчи. Букв: "надень намордник". Выражение категорического запрещения.

1:29 с Иаковом и Иоанном. См. ст. 19.

1:32 когда заходило солнце. Т.е. когда заканчивалась суббота. Не решаясь нарушать предписания о субботнем дне, люди дожидались захода солнца и лишь после этого приводили к Иисусу больных.

не позволял бесам говорить. Иисус имеет власть и над бесами, которые подчиняются Его приказу (см. 7,29; Мф. 8,32; 17,18; Лк. 4,41; 9,1).

1:35 пустынное место. Символ духовного хождения древнего Израиля и современных христиан (1 Кор. 10,1-11; Евр. 13,12.13).

1:40 прокаженный. В Ветхом Завете проказа делала человека не только физически, но и обрядово нечистым, исключая его из жизни общины (Лев. 13,46).

1:43 посмотрев... строго. Букв.: "разгневался". Гнев Иисуса объясняется тем, что прокаженный, подойдя к Иисусу, Которого "окружали люди", тем самым нарушил закон Моисея, запрещавший "нечистым" входить в стан Израильский (см. Лев. 13,46).

1:44 что повелел Моисей. Иисус указывает прокаженному на необходимость соблюдения закона Моисея. Сам же Иисус стоит над законом и поэтому Его прикосновение к прокаженному исцелило последнего и не сделало Самого Иисуса нечистым.

1:45 провозглашать и рассказывать. Букв.: "много проповедовать". Время открытой евангельской проповеди еще не настало.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.