Царь и император. Божий помазанник, помазание на царство Кто будет помазывать на царство последнего царя

Помазание царей святым миром (благовонным маслом особого состава) имеет свое основание в прямом повелении Божием. Об этом часто говорит Священное Писание , сообщая о помазании пророками и первосвященниками ветхозаветных царей в знак дарования им особой благодати Божией для богоугодного управления народом и царством. Православный катехизис свидетельствует, что «миропомазание есть таинство, в котором верующему при помазании священным миром частей тела во имя Святаго Духа, подаются дары Святаго Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной ».

Над каждым верующим это таинство совершается лишь единожды - сразу после крещения. Начиная с Грозного, русский царь был единственным человеком на земле, над кем Святая Церковь совершала это таинство дважды - свидетельствуя о благодатном даровании ему способностей, необходимых для нелегкого царского служения. Таинство миропомазания сообщало благодатные дары для несения Царского служения , и благодать сия почитается столь сильной, что, подобно пострижению в монашеский чин, с ним Церковью связывается полное прощение всех до того совершенных грехов .

12-е правило Анкирского поместного собора говорит: «Прежде крещения идоложертвовавших и потом крестившихся рассуждено производити в чин Священный, яко омывших грех». К этому правилу приложено в официальном сборнике правил Православной Церкви руководственное толкование канониста XII века Вальсамона, из которого явствует, какую силу усвояет Церковь таинству миропомазания. Вот что он говорит: «Пользуясь настоящим правилом, Св. Патриарх Полиевит раньше исключил из Священной ограды Святейшей Божьей Церкви Императора Иоанна Цимисхия, как убийцу Императора Никифора Фоки, а потом принял его. Ибо вместе с Св. Синодом в состоявшемся в то время соборном постановлении, которое хранится в архивах хартофилакса, признал, что как помазание при Святом крещении прощает совершенные до того времени грехи, какие бы то ни было, так, само собой разумеется, и помазание на царство прощает совершенное ранее Цимисхием убийство. …Через призвание Святого Духа… и затем на основе правил 19 Никейского Собора, 9 и 11 Неокесарийского и 27 правила Святого Василия Великого …помазание Царей изглаживает все грехи, совершенные до …помазания , какие бы то ни было… »

Следует понимать, что Таинство Миропомазания совершается только в том случае, если оно преподается избраннику Бога, а не человеков. Например, при венчании на царство Бориса Годунова, Шуйского и Лжедмитриев ни Таинства Венчания, ни Таинства Миропомазания не происходило, не смотря на то, что и обряд Венчания был соблюден, и миром их мазали патриархи. Ибо эти самозванцы не являлись законными (природными) Царями. Судьба же их, так же как и тех Архиереев, кто над ними, якобы, совершал Таинства Венчания на царство и Помазания миром, очень и очень печальна и в земной их жизни, и в загробной! Все они были ворами власти у Царя, у природного Богопомазанника Михаила Федоровича Романова. И никакого призвания Святого Духа на головы самозванцев не происходило, а своими незаконными призываниями Святого Духа патриархи хулили Таинства Церкви . А потому стяжали горящие уголья на свои головы (Рим. 12,20) .

Миропомазание, сообщающее особую благодать Святого Духа, и произнесение слов «Свят, Свят, Свят» показывает, что с возведением Государя народа Божьего в Царский сан Церковь связывала принятие его в особый чин, отличный от мирян. Этот чин сообщал особые права, как например, причащение отдельно Тела и Крови Христовых, вхождение в алтарь через Царские врата, права субсидиарного законодательства и участие в делах Церкви. Но и возлагал особые обязанности - быть в мире представителем Церкви и защитником вселенской древнехристианской истины. Этот же церковный чин призван был ограждать Царя от происков всяких врагов. Подобно монашескому чину, Царский чин в Церкви , являя отречение от личной жизни (тяжелый крест Царского служения) , выделяет носителя его из среды мирян; но в то время как там это отречение делается во имя сораспятия Христу, здесь оно совершается во имя подвига для других, ради дарования им безмятежного жития и примера нравственного величия . Царь Грозный прекрасно это понимал, когда, заботился о возведении себя в Царский сан компетентной властью…

С тех пор Великий Князь Московский во всех сношениях своих стал с полным правом именоваться Царем. Вселенский патриарх не сразу смирился с тем, что всемирный центр истинной веры – Православия 16 января 1547 года переместился из Константинополя в Москву . Только в 1561 году, через 14 лет, Константинопольский патриарх Иосаф признал действительным Венчание на Царство Иоанна Васильевича Грозного, совершенное митрополитом Макарием Московским. Грамота о соборном признании Царского достоинства Иоанна Васильевича всеми Восточными патриархами была торжественно доставлена Иоанну в сентябре 1562 года Евгрипским митрополитом. «Он привез от Константинопольского патриарха три отдельные грамоты и с ними вместе книгу Царского Величества, то есть чин Царского Коронования в руководство для всех будущих Коронований . Именно оттуда и стали делаться все дополнения, которые постепенно стали входить в чин Коронования русских Государей до тех пор, пока к концу XVII века этот чин не сложился окончательно и во всех своих подробностях».

Именно тот факт, что была прислана книга Царского Величества, и свидетельствует о том, что Восточные патриархи поняли и приняли волю Всемогущего Бога: теперь Богоизбранным Народом, Иаковом, является Русский Народ ; Великий же Князь этого Народа является Богопомазанником , а потому Он есть Глава земной Церкви («браздодержатель ея»), и это Ему Господь благословил пасти Наследие Свое, Израиль .

После Венчания на Царство Христолюбивого Царя Иоанна Грозного духовный центр Вселенского Православия переместился в Москву, и Москва теперь есть Третий Рим ; теперь Царство Русского Народа обладает наибольшим подобием Царства Небесного, ибо земная икона Царства Небесного строится отныне русским Царем Давидом, и завершена эта земная икона будет русским Царем-победителем .

«В одной грамоте …патриарх пишет, что не имеет другого прибежища, кроме русского Самодержца…» Две другие грамоты подписаны полным Собором верховных святителей – кроме патриарха еще тридцатью шестью митрополитами, и датированы 7 индикта лета 1561. В одной из них сообщается, что повелено молиться о здравии Иоанна, как о Царе и Государе всех православных христиан .

«Отныне и впредь записали мы имя Твое как Царя вернейшего и православного в наших церковных Службах и взываем дерзновенно к Богу: подаждь, Господи, многолетнее здравие Благоверному Царю нашему Иоанну, как и прежним древним Царям . Не только в одной Константинопольской Церкви, но и по всем Церквам митрополичьим будем молить Бога о имени Твоем, да будешь и Ты между царями, как Равноапостольный и приснославный Константин , который в начале Своего царствия роздал милостыню по всем Церквам, дабы поминали имя Его во святых диптихах.”

Как видно, полный Собор верховных святителей православной Церкви (христиане различных национальностей и подданные различных царств и государств ) повелел в своих церковных службах уже с середины XVI века молиться за Российских Царей и Императоров, как за своих Царей-Богопомазанников , как это было при святом равноапостольном и приснославном Константине Великом.

Пс.104:15.

«И Я дал тебе царя во гневе Моем и отнял – в негодовании Моем».

Ос.13:11

Понимание природы царской власти занимает умы человечества уже многие тысячи лет. С момента появления первых государств и первых монархий, интеллектуальная элита древнего общества искала источник дарования власти, занималась поиском понимания справедливости власти и ее предназначения. И хотя крайне интересно углубиться в архаичные времена истории и изучить философско-религиозный опыт древних народов в понимании общих принципов власти, а в особенности принципов царской власти – эта тема представляется нам крайне широкой, требующей значительного времени для ее изучения и требует последующего раскрытия в отдельных статьях.

Однако, мы все признаем, что на христианское понимание власти вообще и царской власти в частности, значительное влияние оказала преемственность ветхозаветным традициям, о которых мы и скажем далее.

В Ветхом Завете особое внимание уделяется людям, которые несли на себе особую печать Бога или, если угодно, благословение Господа. Видимым образом оно проявлялось через таинственное священнодействие – помазание освященным елеем (миром).

Следуя христианской догматике таковыми помазанниками могут являться только первосвященники, пророки и цари. Как повествует нам Библия, еврейский народ долгое время существовал без своего земного правителя и управлялся непосредственно Богом. Такая форма правления называется Теократией. Известный толкователь Священного Писания, академик Лопухин Александр Павлович говорит о Теократии еврейского народа следующее: «Будучи равно Богом и небесным Царем всех вообще народов, Господь был в отношении своего избранного народа в то же время и Царем земным. От Него исходили законы, постановления, распоряжения не только чисто религиозного, но и семейного, общественного, государственного характера. Как Царь, Он был, в тоже время и Главным Вождем военных сил своего народа. Скиния, будучи местом особого присутствия Господа Бога, была вместе с тем и резиденцией Государя еврейского народа: здесь открывалась народу Его Воля. Пророки, первосвященники, вожди, судьи были лишь послушными исполнителями и проводниками воли Небесного Владыки народа».

Однако, по мнению Лопухина А.П., так как, народ еврейский, будучи по природе своей жестоковыйным и постоянно отходившим от Господа в язычество и во все другие всевозможные прегрешения, то этот народ был слишком груб для подобного божественного подданства. За неоднократные отступления от Бога они получали всевозможные наказания. Однако, древний Израиль, вместо того чтобы пойти по пути нравственного совершенства, решил пойти путем более прагматическим – избрать себе постоянного военного вождя, т.е. царя, который мог бы их защитить от врагов, следил бы за нравственной чистотой народа и нес за это ответственность перед Богом. Увидев преимущества монархического управления, старейшины еврейского народа обратились к пророку и судье израильского народа Самуилу: «Вот, ты состарелся, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтоб он судил нас, как у прочих народов» .

Подобная формулировка требований со стороны еврейского народа расстроила Самуила, так как народ не испросил сначала слова Божьего и захотел быть, как языческие народы, а не как избранный, которым он являлся по Воле Божьей. Господь же благословляет Самуилу исполнить волю народа. Ряд толкователей, рассматривая этот эпизод, любят указывать на то, что с установлением царской власти в древнем Израиле теократия сменяется монархией, а также подчеркивается очередное отступление еврейского народа от Бога, когда более высокая форма правления (теократия) сменяется на более низкую (монархия).

Почему Давид этого не сделал? Ответ вполне очевиден: Саул, хоть и был оставлен Богом, все равно оставался Его помазанником. А как сказано в Библейском Псалме: «Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла» [Пс.104:15]. Поэтому, когда Саул, был убит амаликитянином (Прим.автора: Саул лично просил себя умертвить ), царь Давид приказывает убить святотатца за то, что тот посмел поднять руку на помазанника Божьего.

В Библии мы встречаем, что царя Давида трижды помазывали на Царство . Но, скорее всего речь идет о том, что два последних события – это указание на некую форму легитимация народом нового царя. Само таинство Помазания на царство, очевидно, должно совершаться лишь единожды .

Более подробно мы узнаем о чине помазания на Царство в 3-ей книге Царств . Там говорится о возведение на Престол сына Давида – Соломона.

Процедура венчания на царство следующая. Будущего Царя Соломона сажают на царского мула и он отправляется к Гиону, где при стечении народа первосвященник Садок и пророк Нафан помазывают царя священным елеем (миром) из Скинии. После завершения этого священнодействия трубят трубы и возглашается «да живет царь Соломон!», что звучит как словесная форма легитимации царя народом.

На этом ветхозаветный обряд помазания на царство заканчивался. Последующие цари восходили на престол схожим образом, возможно добавляя в священнодействия какие-либо пышные обряды, присущие соседним народом. Но центральным моментом всей процедуры венчания на царство являлся обряд миропомазывания, вследствие которого Господь даровал царю особые благодатные Дары на управление народом.

Иудейская монархия просуществовала где-то в период между 1029-586 гг. Так или иначе, стоит отметить, что краеугольным камнем этой монархии являлась защита религиозной чистоты израильского народа, в связи с чем нельзя не произвести параллели с христианскими монархиями, где также одним из важнейших принципов существования царской власти являлась забота о чистоте веры.

Эпоха иудейской монархии — это время наивысшего расцвета Израильского государства.

Так называемая Хасмонейская династия (ок.166-37 гг.) возникшая в Иудее в ходе восстания евреев против Селевкидов, не может называться преемницей ветхозаветной монархии, так как она не обладала Божественной легитимностью и не поставлялась на царство, на что, впрочем, они и не претендовали, рассматривая себя как временные вожди иудейского народа, до тех пор, пока не придет истинный пророк или другими словами: Мессия.

И действительно, Мессия пришел. Вместе с Римской империей. Началась новозаветная эра для всего человечества. С приходом Христа и распространением христианства римская монархия преобразилась в удивительный политический институт, семена которого нашли благодатную почву на русской земле. Но это уже другая история.

Подытоживая все вышесказанное, мы можем выделить особенности ветхозаветного понимания монархической власти.

  1. Монархия – есть институт Божественного установления, но устанавливаемый не насильно и не против воли народа, но по его естественному желанию иметь заступника, вождя и защитника национальных интересов.
  2. Монарх приобретает особые благодатные Дары от Господа, видимым образом получаемые через помазание на Царство, на управление народом, тем самым становясь избранником Его Воли.
  3. Целью монархии является защита Божественного Закона и забота о благе своего народа.
  4. Монархия и Теократия не противоречат друг другу и не имеют иерархического различия, так как Богом установленная монархия остается теократическим государством. Примеры царей Давида и Соломона, которые как пророки общались с Богом, подтверждает данный тезис.

Актуальны ли данные тезисы для современной политики – вопрос злободневный и, очевидно, что для сторонников различных политических систем ответы будут разниться. Но бесспорным утверждением будет являться тезис о том, что русскому народу, нужен Божественный избранник, чистый, как царь Давид и мудрый, как царь Соломон.

Лидер, которому мы вручим свои сердца для защиты России.


Препирательства с Феогностом Пушковым о помазании на царство

А каковы объективные критерии того, что именно Бог Сам вручил власть товарищу Х?! Причему я, как понимаю, вы ведете речь о валсти абсолютного монарха - да?
С точки зрения демократа тут все ясно: дали бумажки для голосвания по спискам, поставили крестики, подсчитали и так далее. И все этом может быть заснято, например, на кинопленку. А в вашем случае?

Ответ Феогноста Пушкова abbatus_mozdok (http://abbatus-mozdok.livejournal.com/1184391.html)

апостольское преемство рукоположений, передающих сакральные силы, дары, власть и полномочия вкупе с привилегиями.

Комментарий: То есть, Феогност Пушков сказал: кого мы, попы и епископы, имеющие законную силу совершать таинства, помазали на царство - тот есть избранник Бога. (Даже если попы решат привести к власти новую неизветсно откуда взявшуюся династию при еще имеющейся старой с законными наследниками по мужской линии???)

Комментарий и новый вопрос:

Вы несколько не поняли мой вопрос. Вы свели мой вопрос к вопросу о подаче Богом благодати тому, кто помазуется на царство - то есть, к действительности помазания на царство. Это ожидаемо, конечно, но я не думал что вы опуститесь до таких дешевок.
Для меня помазание на царство - всего лишь обычное благословение (правда, с усложненнным "протоколом"), для которого, как известно, вовсе не нужно кого-то чем-то помазывать. Это вроде благословения купцу на торговлю, в ходе которого он попросил батюшку еще и помазать его лампадным маслицем от иконы. Хотя это помазание и не нужно - но разве трудно исполнить эту просьбу - "по вере купца да будет ему"... И мазать царя миром также глупо, как мазать миром вместо лампадного масла этого купца. Я не отрицаю, что это благословение ("помазание на царство") действительно - то есть, что при его совершения подается благодать. Но вот тут начинается самое интересное. Как известно, такие благословения надо, подобно таинствам, рассматривать не только со стороны действительности, но и действенности: в осуждение себе приемлется благодать или во спасение? Что если Господь отверг официального кандидата в цари за его грехи или неспособность к управлению и благодать, полученная им в "благослвении на царство" будет во осуждение ему?! И что если при этом Бог решил передать царство кому-то другому, вообще неизвестному церкви? И что если этот неизвестный получил благодать для управления царством не в ходе простого благословения ("помазания на царство"), при котором миро играет роль того самого лампадного масла, а в ходе таинства миропомазания, совершенного после крещения, в котором (миропомазании) миро используется "по назначению"? А что если Бог вообще решил упразднить монархию и ввести "правление Судей" или республику, и уже подготовил кандидата на рольк Судьи или Президента, отвергнув царствующую династию? Как вы можете доказать людям, что при "помазании на царство" очередного официального не имеет места чего-то подобного? То есть, может быть Стефан I Тимофевич Разин или Емельян I Иоаннович Пугачев и были "настоящими" царями Руси, "помазанными" (то есть, наделенными благодатными силами к управлению государством Самим Богом) в детстве еще при совершении миропомазания на ними?! А вовсе не "официальный" царь, поддерживаемый церковью?
Как видим, тут в качестве доказательства истинности избрания Богом в цари того или иного лица может служить только чудо или знамение. А желательно несколько чудес или знамений.
Вы не подскажете примеры подобных чудес и знамений - особенно на примере Византии, когда на трон восходили убийцы прежних императоров, нарушившие свои клятвы верности?! Или в России - на примере восхождения на трон фактического убийцы Павла I? Или убийц малолетнего сына Лжедмитрия и Марины Мнишек, наследного русского царя?

  • July 19th, 2016 , 03:53 pm

Оригинал взят у danuvius в О происхождении помазания на царство: прав ли Кураев? (Вопрос литургистам)

Цитата:
+Есть такая традиция помазать царей на царство, миропомазание. Родилось это с того, что император Иоанн Цимисхий Византийский на редкость подлым образом стал царем, лично принимая участие в убиении своего предшественника, государя вполне законного. И поскольку это происходило вполне публично, во время Рождественского богослужения, если я не ошибаюсь, и в храме, здесь нельзя сказать, что он тайно яд где-то подсыпал или на охоте стрела не туда полетела, на глазах у всего города. И поэтому была проблема, что дальше делать. И тогда патриарх, судя по всему, это патриарх, который крестил русскую княгиню Ольгу чуть позже, он как раз и предложил: а давайте его помажем святым маслом в знак отпущения его грехов. И вот это стало прецедентом. Оказывается, царей византийских решили помазать миром для оставления тех грехов, которые те совершили, восходя к этой вершине власти+ (отсюда).
Вопрос отнюдь не праздный. Помню свои дискуссии с одним из самых образованных священников РПЦ по поводу помазания на царство. Дает ли это отпущение всех грехов, как новое крещение, и означает ли "вечное" помазание, которое не снимает отстранение от власти (по подобию священства) или даже отречение от нее (что и вовсе сомнительно)?


  • July 19th, 2016 , 03:39 pm

Оригинал взят у diak_kuraev в Византийское Рождество

За несколько лет до этого умер император Феодор Ласкарис.
Наследнику было 7 лет. Регент - Михаил Палеолог - дал клятву хранить династию Ласкарисов. В присутствии патриарха Арсения Михаил Палеолог и мальчик Иоанн дали другу другу клятвы верности. На народ при этом было возложено обязательство восстать с оружием в руках на любого из со-правителей, который попытается низложить другого.

Но планы основателя последней византийский династии были совсем иные.

Итак, 25 декабря 1262 юному императору Иоанну было 11 лет.
Слуги Палеолога с раскаленным прутом вошли в спальню к мальчику и выжгли ему глаза. Остаток своих дней он провел в тюрьме.

Но самое удивительное то, что это преступление вызвало нравственный протест... в сердце патриарха.

Не раз я говорил о том, что патриархи и митрополиты не конфликтовали с царями и князьями по этическим вопросам. Людоедство не повод для отлучения от христианской церкви. Такими поводами могли быть только вопросы веры или царской постели. Даже Иван Грозный был отлучен не за опричнину, а за четвертый брак.

Единственное известное мне исключение - конфликт патриарха Арсения с царем Михаилом.

Референдарий Патриарха пошел во дворец и объявили императору о его отлучении от церкви.

Дешевым инсценировкам раскаяния со стороны царя патриарх не верил.

В конце концов царь созвал собор. Среди обвинений - позволение мусульманам мыться в церковной бане, где были мозаики с крестом и изображением святых.

Из двух патриархов, бывших на соборе, один (антиохийский) поддержал приговор, однако второй (александрийский) - защищал Арсения. Впрочем, это был единственный голос. Заодно от церкви отлучили и его.

Когда патриарху Арсению сообщили о его низложении, он приготовил монашескую мантию, книжку и три монеты - которые заработал еще до патриаршества переписыванием Псалтыря.
С этими пожитками он и отправился в ссылку.

А вот порожденный этим судилищем раскол жил еще полстолетия.
см. Троицкий. Арсений и арсениты.

Удивительно, что этот, уникальный и благородный пример поведения патриарха, не рассказывается в наших семинариях. Он почти забыт церковной гомилетикой.

Что же касается императора Михаила, то стоит отметить его военно-политический союз с Золотой Ордой, заключенный против православных болгар. Это стоит помнить при анализе лояльной по отношению к Орде позиции не-автокефальной тогда Русской Церкви: все-таки ее патриарх находился с Константинополе.

"Было тогда у святого клира в обычае собираться у Слоновых ворот, чтобы воздать утренние славословия господу Богу нашему. С ними-то и смешались заговорщики, держа под мышками кинжалы, которые им в потемках удалось скрыть под священническими одеждами.
Они спокойно прошли вместе с клиром и затаились в ожидании сигнала в одном темном месте. Закончился гимн, царь стоял вблизи певчих, ибо часто сам начинал свое любимое "Отрешили страстью всевышнего" (был он по природе сладкоголос и в исполнении псалмов искусней всех современников), вот тогда-то сообща и бросились заговорщики, однако с первого раза ошиблись, напав на главу клира, обманутые то ли телесным сходством, то ли похожими уборами головы.
Император Лев Пятый (Армянин), скрывшись в алтаре, спастись не смог, но сопротивляться все-таки попытался. Он схватил цепь от кадильницы (другие утверждают- божий крест) и решил защищаться от нападающих. Однако тех было много, они бросились на него скопом и ранили, ведь царь оборонялся и материей креста отражал их удары.
Но, словно зверь, постепенно слабел он под сыпавшимися отовсюду ударами, отчаялся, а увидев, как замахнулся на него человек огромного, гигантского роста, без обиняков запросил пощады и взмолился, заклиная милостью, обитающей в храме. Этот человек сказал: "Ныне время не заклинаний, а убийств",и, поклявшись Божьей милостью, ударил царя по руке с такой силой и мощью, что не только выскочила из ключицы сама рука, но и далеко отлетела отсеченная верхушка креста. Кто-то отрубил ему голову, оставив тело валяться, словно булыжник".
Прдолжатель Феофана. 1,25

Четырех сыновей Льва оскопили (один из них от этого умер).

Кстати, руководитель заговорщиков и будущий император Михаил Травл был арестован за несколько дней до этого. Но жена императора Льва уговорила мужа не сжигать преступника (в печи царской бани), дабы не портить Рождество...

А что патриарх? Патриарх Феодот I Милиссин-Касситера был «муж, безгласнее рыбы и зловреднее жабы» (Георгий Амартол).

***
Ср. со словами патр. Вальсамона:

"патриарх Полиевкт прежде извергнул из церкви императора Иоанна Цимисхия как убийцу императора господина Никифора Фоки; а напоследок принял. Ибо вместе с синодом сказал, что как помазание святого крещения изглаждает соделанные прежде того грехи, каковы бы и сколько бы их ни было, так, конечно, и помазание на царство изгладило совершенное прежде его Цимисхием убийство.
Итак, помазанием архиерейства изглаждаются соделанные до него прегрешения, и архиереи не подлежат наказанию за душевные скверны, соделанные до архиерейства. Это об архиереях.
А рукоположение священников и других посвященных лиц изглаждает малые грехи, например поползновение ко греху и ложь и другие подобные, не подвергающие извержению; но не изглаждает блудодеяния. Почему священники и не могут отпускать грехов".
http://diak-kuraev.livejournal.com/396493.html?thread=94490061

Собственно, "помазание на царство" и было воссоздано в Византии для успешных убийц.

***
о византийских придворных нравах см.
http://diak-kuraev.livejournal.com/461796.html

Все это меркнет по сравнению с тем, как в 474 году регент Зенон отравил своего сына десятилетнего императора Льва Второго.


  • July 19th, 2016 , 03:38 pm

Оригинал взят у diak_kuraev в Такие странные святые

Вышел 30-й том Православной Энциклопедии.
В нем огромная и интереснейшая статья Канонизация.

Некоторые ее фрагменты с моими расширениями:

1. «В Церквах греческой традиции некоторым аналогом понятия «страстотерпец» может служить термин «этномартир» - мученик нации (Косма Этолийский, патриарх Григорий V, Хризостом Смирнский). Этномартиром некоторые считают последнего императора Византии Константина XI Палеолога. Хотя он является противоречивой фигурой (его обвиняют в симпатии к унии и допущении униатского богослужения в св. Софии), а в народной среде раздаются голоса, призывающие к его канонизации; его памятник стоит перед кафедральным собором в Афинах. 12 ноября 1992 года архиеп. Афинский Серафим благословил употребление службы преподобной Ипомоне, в которую включены 2 тропаря и 2 стихиры имп. Константину XI» (Православная энциклопедия. Т. 30 . Статья «Канонизация», стр. 356)
Елена Драгаш, мать последних Палеологов сербка, единственная славянка, ставшей константинопольской императрицей. После смерти супруга она приняла монашество с именем Ипомони Ее память 29 мая, в день падения Константинополя. Она была последней императрицей, поскольку пережила своих невесток-императриц.

Однако имп. Константин не то что симпатизировал унии, а был ее движителем. В день падении Кпля он причастился в св. Софии из рук униатского священника (строго православные там уже давно не служили) (см. Гиббон. Закат и падение Римской империи т.7. с. 366).
Множество народа собралось на молитву в Святую Софию. В одном храме молилось духовенство, до последнего момента разделенное вероисповедной борьбой. "Это был момент, когда в Константинополе произошло действительно объединение восточной и западной христианских Церквей" (Рансимен С. Падение Константинополя в 1453 г. М., 1983. C. 119).
Иоанн Евгеник (брат св. Марка Эфесского), имевший возможность наблюдать его в Мистре, в 1449 г., сразу после того, как Константин стал императором, отказался молиться за него во время богослужения. В своем послании к царю Иоанн упрекает того - непонятно, какой ты веры.
Но его смерть была действительно красива: он не убежал из осажденного города, хотя его об этом умоляли. 29 мая 1453 года в город ворвались войска султана; последние сохранившиеся в истории слова императора были: «Город пал, а я ещё жив», после чего, сорвав с себя знаки императорского достоинства, Константин бросился в бой как простой воин и был убит.
И вот несмотря на униональную политику «в сознании греков Константин Палеолог был и остается олицетворением доблести, веры и верности. В изданных "старокалендарниками", то есть, по определению, самыми крайними антикатоликами, Житиях святых есть изображение Константина, правда, без нимба. В руке он держит свиток: Течение скончах, веру соблюдох. А Спаситель опускает на него венец и свиток со словами: Прочее убо соблюдается тебе венец правды. А в 1992 году Священный Синод Элладской Церкви благословил службу святой Ипомони "как ни в чем не отступающую от догматов и преданий нашей Святейшей Церкви". В состав службы включены тропарь и другие песнопения Константину Палеологу, славному царю-мученику. Тропарь 8, глас 5: Подвига почесть от Создателя приял еси, мучениче доблественне, Палеологов светоче, Константине, Византия царю крайний, темже, Господу ныне спребывая, моли Его, мир даровати всем и враги покорити под нозе людей православных» (Асмус В., прот. 550 лет падения Константинополя // Журнал Московской Патриархии. 2003, №6. С. 46–57 http://www.srcc.msu.ru/bib_roc/jmp/03/06-03/10.htm)
Сообщество православные литургистов полагает, что 29 мая (11 июня) - память муч. Константина XI (Палеолога), Царя Греческого (†1453), http://ustavschik.livejournal.com/85233.html#comments

***
2. «Кплский патриарх Фотий был прославлен в лике святых лишь в 1847 году в период острого противодействия прозелитизму католиков на территории Османской империи. Эта канонизация не была воспринята в синодальной россиийской Церкви. К 1000-летию преставления патриарха Фотия 6 февраля 1891 года в Славянском благотворительном обществе по нем была отслужена панихида» (ПЭ с. 271).
Нежелание российского Синода принять канонизацию вызвало возмущение государственного деятеля и публициста Тертия Филиппова «Гражданинъ». 1891, 7 февраля, № 38 (анонимно).
Реакция Филиппова побудила близкого к Победоносцеву церковного историка-византиниста Ивана Троицкого выступить в защиту позиции «уклоения нашей церкви от чествования памяти п. Фотия церковным образом» (Сопроводительное письмо Троицкого к его статье в: «Московскія Вѣдомости». 1891, № 59; цит. по: Л. А. Герд. И. Е. Троицкий: по страницам архива учёного. // «Мир русской византинистики: материалы архивов Санкт-Петербурга» / под ред. И. П. Медведева. - СПб., 2004, стр. 39).
В анонимно опубликованной статье под заголовком «Нѣчто по поводу статьи „Гражданина“ (№ 38), по случаю чествованія памяти патріарха Фотія въ Славянскомъ благотворительномъ обществѣ 6 февраля 1891 года» Троицкий, с негодованием приведя слова своего оппонента о том, что в вопросе о чествовании Фотия Русская Церковь не составила «единого тела и единого духа с Константинопольскою Церковию», обвинил автора в «совершенно папистических воззрениях на Константинопольскую Церковь и на отношение к ней других православных церквей»; далее Троицкий утверждал: «Ему повидимому, и в голову не приходит, что принижая таким образом Русскую Церковь пред Константинополем, он вместе с нею принижает и Русскую Империю. Да будет же ему известно, что международное положение той или другой частной церкви определяется международным положением государства, в котором она находится, а не наоборот. <…> тезис о полной солидарности интересов церкви и государства в сфере международных отношений, в истории Православного Востока стоит твердо. Наглядный пример этому представляет история борьбы патриарха Фотия с папой Николаем I. Папа в этой борьбе поддерживал принцип противоположности интересов церкви и государства и на этом принципе хотел основать коалицию Восточной и Западной церкви против Византийской империи, а Фотий поддерживал принцип солидарности интересов Византийской Церкви и Империи, и на нём основал коалицию против папского Рима. В этом и состоит величие его заслуги пред Византийскою империей и Церковью.» «Московскія Вѣдомости». 1891, № 59 (28 февраля), стр. 2.
В марте того же года Троицкий с удовлетворением отмечал: «Теперь уже окончательно выяснилось, что имя Фотия не внесено в святцы и Новогреческой Церкви» Отвѣтъ на отвѣтъ «Гражданина» въ № 65 // «Московскія Вѣдомости». 1891, № 77 (19 марта), стр. 3). Имя Патриарха Фотия постоянно присутствует в месяцеслове официальных календарей издания Московской Патриархии, начиная с 1971 года; ранее, оно было внесено в синодальный календарь на 1916 год.

***
3. «Почитались как святые (а в некоторых случаях продолжают поминаться)… император Никифор II Фока (+969, память визант. 11 дек, 30 янв.; местночтимый святой Великой Лавры на Афоне; памяти в синаксарях нет, имеется служба)» (ПЭ т. 30 с. 277) – вероятно, за то, что он был жестоко убит узурпатором:()

Дух Господень подсказывает и учит того, на ком пребывает. Он указывает, что есть праведность, как ее сохранить и приумножить: «Вы не нуждаетесь в том, чтобы кто-то учил вас. Но само это помазание учит вас…» Слово «помазанник» очень часто можно встретить в Библии. На протяжении истории человечества у различных народов было много Божьих помазанников. Это были наставники, руководители, вожди, цари. Так кто же такой Божий помазанник ? Это глубокий философский вопрос, с которым нам придется сегодня разобраться.

Кто такой помазанник Господень?

Господень помазанник представляет собой Божьего избранника, который лучше всего подходит для управления православной страной из множества других людей по Божественному предвидению. Он является избранным служителем Богу, ему Господь сообщает свою благодать и дает дары в помощь по управлению страной посредством миропомазания на царство. Таким образом, Божий помазанник имеет пред Господом задачу, что заключается в таком управлении страной, что помогает всему народу быстрее и легче спасти свои души от погибели, стать ближе к Царствию небесному путем верной и жертвенной службы царю, то есть помазаннику Бога.

Благодать государя

Помазанник божий (царь ) имеет благодать постигать цели, способы решения современных жизненных вопросов, а также тех, что осветляют далекое будущее станы. Не всегда жизненные вопросы народа совпадают с требованиями православного государства, целью которого выступает спасение душ как в настоящее время, так и в будущем. Иногда потребности настоящего и далекого будущего являются противоположными, в этом случае только монарх, помазанник Божий, может разрешить данную проблему самым наилучшим способом. И всем во благо. Это и есть благодать государя и преподношения Господа Божьему помазаннику.

Доказательство этой истины

Если Бог является Добродетельным, он заботится о благополучии народа; если Бог Всеведущ, он предсказывает, кто из людей может самым лучшим образом править страной; если Господь Всемогущ, он делает так, чтобы человек, которого он выбрал, и его потомки были самыми подходящими для правления во все времена и в любом жизненном случае. Утверждая династию царей, Бог предоставляет ей помощь и попечительство, направляя в трудные времена монарха на правильные решения. Таким образом, Господь знает, что верная служба Его помазанника даст положительные результаты, улучшит качество жизни народа, создаст хорошие условия для спасения душ каждого из православных людей. Православная церковь же учит нас, что Господь есть Добродетель, он всеведущ и всемогущ. Поэтому именно он выбирает помазанника, который будет править государством.

Помазание в Библии

Помазание на царство выступает обрядом, при котором монарх, что вступает на трон, помазывается елеем (оливковым маслом) и миром (ароматическим маслом из нескольких трав) с целью подношения ему даров Господа для правильного управления государством. Первым примером из Библии является история Аарона, когда он возводился в сан первосвященника. Многократно в этой книге встречаются указания на помазание монархов, поэтому позже, при восшествии царя на престол, всегда проводился обряд помазания на царство, когда монарх получал благословение небес .

Помазание в православии

В православии этот обряд проводился патриархом, старшим епископом. Когда помазывали русских монархов, применяли сосуд, который принадлежал, по легенде, императору Октавину Августу и был потерян в 1917 году. Помазание на царство в православии не является одним из семи таинств церкви.

Характеристики помазания

Помазание - благословение небес . Оно дается не для собственных нужд, а для служения Всевышнему. Это сила, что дана для изменения в лучшую сторону, для способности принести духовные плоды. Плод, то есть конечный результат, имеет большое значение. Помазание дается для «созревания плода». Награда свыше будет предоставлена только за плоды, а не за само помазание. Независимо от размера помазания, награда воздастся за процент принесенного плода, поэтому кому было предоставлено много помазания, с того будет много спрашиваться. И Божий помазанник должен принести все 100% положительного результата.

Монарх и церковь

Служитель церкви, патриарх, не может править народами государства. Если он провозгласит себя царем, то осквернит чистоту веры, так как признает право тех, кто ложно верит в Господа, на спасение душ. Поэтому государь является выше патриарха, православные каноны дают ему власть назначать и снимать патриарха и епископов. Божий помазанник несет ответственность перед Богом, людскому суду он не подсуден.

Русский православный царь

После обряда помазания, когда преподносит дары Господа государю, русский православный царь становится так называемым мужем своего народа, а народ образно становится его женой. По этой причине коронация имеет название "венчание на царство". Таким образом, между царем и его подданными возникают "супружеские отношения", которые в православии должны протекать строго по заповедям. Это значит, что в Боге должны быть и монарх, и народ. Ни царь не может существовать без народа, ни народ без царя в Господе. Так, мы видим построение линии власти от Всевышнего к народу через помазанника - монарха. Царь может спасти свой народ от греха, направив его вектор на себя, если на то будет воля Божья, согласие самого государя и отсутствие подобного греха на самом монархе.

Люди и Господь

Бог не отрицает наличие иного источника власти, отличного от себя, власти от народа как результат свободного их выбора. Господь не будет противиться, если человек выбирает жизнь и власть без Всевышнего. Именно поэтому не всякая власть дается от Бога. Единство Господа и человека всегда идет через помазанника, отсутствие которого делает невозможным получение благодати. Если не коснулся помазанника, Всевышний оставляет народ на произвол судьбы, без своей поддержки.

Истина царской власти помазанника Божьего

Помазанник Божий является олицетворением Иисуса на земле, данным Богом спасителем-мессией. Его руками Всевышний спасает избранный народ и земную Церковь от истребления сатаной, как духовного, так и физического. Он олицетворяет живое орудие в руках Господних. Именно руками царя Бог защищает свое наследие от врагов, что убивают тело и душу, и удерживает от грехов, применяя как силу слова, так и силу меча. Церковь говорит, что нужно молиться о царе-помазаннике, так как это христианский долг всех людей. Если отвергать законного помазанника Божьего, то не будет возможности совершить поступок веры по отклонению сатаны. Отсутствие молитвы об избраннике Господнем - путь к антихристу. Тот, кто отвергает помазанника Божьего, попадает в лапы сатаны, который своими руками создаст пародию на Вселенскую Православную Империю, то есть царство антихриста. Тому государству и его народу, что уверовали и приняли своего царя, уготовано воскресение и победа над всеми врагами.

Таким образом, помазанник Божий является царем избранного Всевышним народа. Он возводится на престол государства, чей народ выбрал Господь, и представляет собой Главу воинствующей Христовой Церкви. Православный царь - отец народа, его начальник, доброжелатель и защитник. Где есть глава государства, там есть и порядок, а из-за его потери часто бывают беды. И как в семье не может быть более одного отца, так и в государстве не может быть больше одного правителя.

Когда Творец показал Адаму все грядущие поколения, тот увидел, что душе Давида вообще не отпущено жизни. Неизвестные подробности рождения будущего царя.

В царствование Давида еврейское государство приблизилось по своим размерам к границам, обозначенным в Пятикнижии: «от моря Суф (т.е. Красного моря) до моря филистимлян (Средиземного) и от пустыни (Негев) до реки (Евфрат)» (Шмот 23:31, Раши; см. I Мелахим 5:1).

Сын Давида, мудрый царь Шломо, возвел в Иерусалиме Храм — Дом Творца. В Танахе рассказывается, что «из всех народов приходили внимать мудрости Шломо, от всех земных царей, которые слышали о его мудрости» (I Мелахим 5:14). Наступило время покоя и изобилия: «серебро в Иерусалиме стало равноценно обычным камням» (там же 10:27). Сыны Израиля «многочисленные, как песок у моря, ели, пили и веселились» (там же 4:20). Они «жили в безопасности — каждый под своей виноградной лозой и под своей смоковницей» (там же 5:5).

Казалось, наступила эра Геулы — Конечного избавления, и народ Израиля уже стал «светочем для народов»…

Давид бен Ишай (דוד המלך; 2854—2924 гг. /906—836 гг. до н.э./) — величайший из царей Израиля, создатель духовных песнопений, прославляющих Творца мира.

По линии отца происходил от верховного судьи Ивцана-Боаза (см.), который был прямым потомком вождя колена Йеуды — Нахшона, сына Аминадава. А прабабушкой Давида была жена Ивцана-Боаза моавитянка Рут(Рут 4:20-21, Таргум ; I Диврей аямим 2:10-11).

Его мать Ницевет бат Адаэль (Бава батра 91а) происходила от Бецалеля (см.), создателя Шатра Откровения, а, следовательно, ее род восходил к пророчице Мирьям, сестре Моше (см.) (Танхума, Ваяк»эль 4; Шмот раба 40:4, 48:4; Седер адорот ).

С рождением Давида был связан ряд загадочных обстоятельств. Его отец Ишай из-за своего великого трепета перед Б-гом стал сомневаться: возможно, его дед Боаз, взявший в жены моавитянку Рут, ошибочно истолковал закон Торы, запрещающий моавитянам вступать в общину Израиля (Боаз толковал: запрещено моавитянам, но не моавитянкам). «И тогда получается, — рассуждал Ишай, — что та связь была запрещенной, и все потомки Рут, в том числе и я, — моавитяне, и им запрещено вступать в брак с евреями». И хотя к тому времени у Ишая было шесть сыновей и две дочери, он отделился от своей жены, и его дети об этом знали. Но несколько лет спустя он опечалился, что не выполняет заповедь «Плодитесь и размножайтесь». Он позвал к себе кнаанскую рабыню, которая жила в его доме, и сказал ей: «Я освобожу тебя на условии: если я еврей, и мне можно жениться на еврейках, то, поскольку освобожденная рабыня становится еврейкой, я беру тебя в жены по закону Моше и Израиля. Но если я моавитянин, то это освобождение недействительно, ты остаешься рабыней, и тогда — связь с тобой разрешена и моавитянину». Но рабыня видела, как страдает праведная жена Ишая, и сказала ей: «Давай поступим, как Рахель и ее сестра Лея». Жена Ишая пришла к нему вместо рабыни, а он не обнаружил подмены. Спустя три месяца сыновья заметили, что их мать беременна, и сообщили Ишаю: «Наша мать понесла от блуда». Сыном, родившимся от этой беременности, и был Давид. В зрелые годы он написал в одном из своих псалмов: «Ненавистным я стал для своих братьев» (Теилим 69:9) — ибо они думали, что он мамзер , результат блуда замужней женщины (Сефер аТодаа , 3:110-111; Оцар ишей аТанах, Давид ).

Родился в 2854 году /906 г. до н.э./ в городе Бейт-Лехеме (Седер адорот ). Появился на свет как бы «обрезанным», т.е. без крайней плоти, как и Первый Человек — Адам (см.), а также такие праведники как праотец Яаков (см.) и пророки Моше и Шмуэль (см.) (Шохер тов 9).

Когда в день сотворения Адама Творец показал ему все грядущие поколения, тот увидел, что прекрасной душе Давида вообще не отпущено жизни: этот младенец должен был умереть на третьем часу от рождения. Адам пришел в смятение и передал Давиду семьдесят лет от своей жизни — он написал дарственную расписку, а Творец поставил на ней печать. Поэтому Первый Человек прожил только 930 лет из отпущенной ему тысячи, а 70 — перешли к Давиду (Зоар 1, 91б; Ялкут Шимони, Берешит 41).

1. Годы пастушества и помазание на царство

В детстве Давид часто делился с отцом своими мечтами, которые походили на предсказания: «В будущем я разгромлю филистимлян и завоюю их города. В будущем я убью их богатыря Гольята. В будущем я построю Храм для Творца». Отец, с презрением относившийся к фантазиям подростка, отправил его пасти овец на дальние пастбища (Мидраш аГадоль, Дварим 1:17; Оцар ишей аТанах, Давид ).

В течение многих лет Давид был пастухом, как когда-то праотцы еврейского народа, а также пророк Моше. В кочевой жизни на лоне природы Давид приобрел исключительную ловкость и силу: защищая своих овец, молодой пастух одолевал в схватке львов и медведей (Мидраш Шмуэль 2:20:5; Оцар ишей аТанах, Давид ).

Кочуя со своими стадами, юноша любовался окружающей природой, различая за ее совершенством природы невидимые персты Творца. Даже ночью, когда все спали в своих постелях, он обычно оставался в поле, разглядывая луну и звезды. Там он начал слагать свои первые псалмы, прославляющие Создателя, — и он напевал их под звуки кинара (древней лютни) (Зоар хадаш, Шир аширим 67г). «Вот, я взираю на небеса, сотворенные Твоими перстами, на луну и звезды, созданные Тобой, — пел Давид. — Что такое человек, чтобы Ты о нем помнил?… А Ты лишь немногим умалил его перед ангелами, славой и великолепием увенчал его. Даровал ему власть над творениями Твоих рук, все положил к стопам его — несметные тысячи скота и полевых зверей, небесных птиц и рыб, следующих морскими путями. Б-г, наш Владыка, как величественно Твое Имя по всей Земле» (Теилим 8:4—10).

В 2883 году /877 г. до н.э./ в судьбе двадцатидевятилетнего пастуха произошло неожиданное радикальное изменение. Однажды его спешно позвали домой с дальнего выгона. Дома его ждал пророк Шмуэль, который, не давая никаких объяснений, взял свой рог с елеем и помазал его на царство вместо царя Шауля, — ибо такова была воля Б-га (I Шмуэль 16:11—13; Седер олам раба 13; Седер адорот ).

Когда, следуя повелению Творца, Шмуэль пришел в дом отца Давида — Ишая, чтобы помазать на царство одного из его сыновей, Ишай представил ему семерых старших братьев, но Шмуэль сказал: «Не этих избрал Б-г. Разве нет у тебя больше отроков?» И только тогда Ишай послал на пастбище за Давидом (там же 16:1—11; Седер адорот ). Ишай не позвал Давида сразу лишь потому, что по-прежнему считал его мамзером и хотел скрыть его от пророка (Оцар ишей аТанах, Давид ). Когда пророк Шмуэль увидел, что пришедший с выпаса юноша — рыжий и краснолицый, он забеспокоился и подумал: «По своей природе он склонен к кровопролитию и станет убивать людей, как злодей Эсав!» Но Всевышний сказал ему: «Эсав убивал ради своей прихоти, а этот будет убивать по решению совета мудрецов» — т.е. в войнах против врагов Израиля (Берешит раба 63:8; Мальбим, I Шмуэль 16:12).

Позднее Давид иносказательно написал о своем избрании в одном из псалмов: «Камень, который отвергли строители, стал краеугольным» (Теилим 118:22) — ведь он сам был подобен камню, которым пренебрегали и вообще не хотели закладывать в стену дома (Мецудат Давид ).

В мидраше образно истолковано, за какие именно качества Творец избрал пастуха Давида на царство: «Б-г проверил его на овцах и убедился, что он — хороший пастух. Давид защищал ягнят от взрослых овец. Ягнят он выводил на луг первыми, чтобы пощипали нежную траву, затем приводил старых овец, чтобы ели траву, оставшуюся после молодняка, а потом уже выводил крепкий молодой скот, чтобы подъедал более жесткую траву. “Тот, кто пасет стада, учитывая особенности каждой овцы, — сказал Творец, — пусть пасет Мой народ” (Шмот раба 2:2).

Но пока это помазание было сохранено в тайне от царя Шауля, так как пророк Шмуэль опасался царского гнева (Танхума, Эмор 2).

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.