Гегард история. Гегард (Гегардаванк, монастырь копья), Армения

Գեղարդավանք , ), дословно - «монастырь копья». Название монастырского комплекса происходит от копья Лонгина , которым пронзили тело Иисуса Христа на Кресте , и, как утверждается, привезённого в Армению апостолом Фаддеем в числе многих других реликвий. Сейчас копьё выставлено в музее Эчмиадзина .

Окружающие монастырь утёсы являются частью ущелья реки Гохт, которое, как и монастырский комплекс, включено в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Часть храмов монастырского комплекса полностью выдолблены внутри скал, в то время как другие являются сложными сооружениями, состоящими как из обнесенных стенами помещений, так и с комнатами, выдолбленными глубоко внутри утёса. На территории монастырского комплекса имеются многочисленные вырезанные на каменных стенах и отдельно стоящие хачкары - традиционные армянские каменные памятные стелы с крестами. Гегард является одним из наиболее часто посещаемых туристами мест в Армении.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Монастырь был основан в IV веке на месте священного источника, берущего начало в пещере. Поэтому изначально он получил название Айрива́нк (арм. Այրիվանք ), что означает «пещерный монастырь». Согласно преданию, основателем монастыря был Св. Григорий Просветитель .

    Первый монастырь в IX веке был разрушен арабами . Из более ранних сооружений Айриванка не уцелело ничего. Согласно сведениям средневековых армянских историков, монастырский комплекс включал в себя помимо религиозных строений, также хорошо оснащённые жилые и служебные строения. В 923 году Айриванк очень серьёзно пострадал после захвата его Насром, вице-регентом арабского халифа в Армении, разграбившим все ценности, включая уникальные рукописи, и сжёгшим величественные монастырские сооружения. К менее значительным разрушениям привели землетрясения.

    Несмотря на то, что имеются надписи, датируемые 1160 годом, главная часовня была построена в 1215 году под покровительством братьев Закаре и Иване Закарянов , военачальников грузинской царицы Тамары , отвоевавшей бо́льшую часть Армении у сельджуков . (притвор), частично свободно стоящий, частично вырезанный в скале, был построен ранее в 1225 году, а церкви, высеченные в скалах, - в середине XIII века. После этого монастырь был приобретён князем Прошем Хахбакяном, являвшемся наместником Закарянов и представителем рода Хахбакянов . За короткий период Хахбакяны (Прошяны) построили пещерные сооружения, принёсшие Гегарду заслуженную славу - вторая пещерная церковь, родовая гробница, жаматун Папак и Рузакан, зал для собраний и обучения (обвалившийся в середине XX века), а также многочисленные кельи. Комната, протянувшаяся из северо-восточной части гавита, в 1283 году стала гробницей князя Проша Хахбакяна. Была также высечена смежная комната с гербом рода Прошянов - орёл, держащий в своих когтях ягнёнка. Ступени на западе гавита ведут к погребальной комнате, высеченной в 1288 году для Папака Прошяна и его жены Рузакан. В 1200-х годах Прошяны оборудовали монастырский комплекс системой водоснабжения. В те времена Гегард был также известен как «Монастырь семи церквей» и «Монастырь сорока алтарей». Со всех сторон монастырь окружают скалы, пещеры и хачкары.

    Некоторое время монастырь не был действующим, а главная церковь зимой использовалась как убежище от карапапахских кочевников до того, как был приведён в прежнее состояние несколькими монахами из Эчмиадзина после присоединения к Российской империи . До наших дней действующие церкви монастыря являются объектом паломничества и одной из главных достопримечательностей Армении.

    Гегард известен также и реликвиями, которые хранились в нём. Самая важная из них - копьё, которым сотник Лонгин пронзил тело Иисуса Христа , распятого на кресте, как считается, привезённое апостолом Фаддеем, отчего и произошло название монастыря, которое используется и по сей день - Гегардаванк, впервые записанное в документальном источнике в 1250 году. Это обстоятельство сделало монастырь популярным местом для паломничества армян в течение многих веков. Реликвии апостолов Андрея и Иоанна были подарены в XII веке. Благочестивые посетители в течение последующих веков одаривали монастырь землёй, деньгами, рукописями и т. д. В одной из пещерных келий в XIII веке жил известный армянский историк Мхитар Айриванеци . Кроме легендарного копья, в Гегарде не уцелело ни одного произведения прикладного искусства. На конце рукоятки копья имеется присоединённая к ней ромбовидная пластина, на которой вырезан греческий крест с расширяющимися концами. В 1687 году для копья, хранящегося сейчас в сокровищнице Эчмиадзина, был изготовлен специальный оклад из серебра, позолоченный снаружи, который является характерным для Армении XVII века изделием ручной работы.

    Гегард – древний монастырь, основанный еще в 4 веке на месте источника, берущего начало в пещере. По преданию основателем монастыря был Григорий Просветитель (да, да, тот самый, что отметился в , о котором было рассказано выше). В 9 веке монастырь был почти полностью разграблен и уничтожен арабами, известными приверженцами религии мира и добра. Свой вклад в разрушение монастыря внесли и многочисленные землетрясения, так что до наших дней он дошел далеко не в своем изначальном виде.

    По некоторым данным в монастыре долгое время хранилось то самое копье, которым было пронзено тело распятого Иисуса. В связи с этим Гегард является очень значимым религиозным объектом и местом паломничества. Само копье и поныне цело, но находится в Эчмиадзине, а в Гегарде оно представлено в символическом виде:

    Гегард – очень примечательный объект, причем, с моей точки зрения, главная его особенность состоит в наличии весьма причудливо расположенных и объемных помещений, уходящих вглубь горы.

    Ведь ничто так не способствует уединению, как нахождение где-нибудь в глубине пещер, среди тишины, прохлады и каменных сводов. С этим связана чрезвычайная любовь монахов к рытью и долблению различных пустот везде, где только это возможно, чем многие поколения жителей Гегарда не преминули воспользоваться.

    И действительно, внутренние пространства монастыря впечатляют. Но давайте по порядку.

    Дорога в Гегард: выход из сумрака

    Итак, Ереван . К воротам подъехал наш экипаж – черная Волга в белую шашечку со знакомым водителем внутри. Я, Юля, Феликс и Марет загрузились в салон, и мы выехали на туманные улицы. Сначала долго пробирались к выезду из Еревана, потом вдоль дороги понеслись размытые туманные кусты и черно-белые домики, и, также как и во время нашей поездки в Цахкадзор, ничто не намекало здесь на наличие где-то за толстым слоем облаков ослепительно яркого теплого солнца.

    Однако по мере удаления от Еревана и подъема в горы туман делался все более желтым и светящимся, где-то наверху обозначилось ослепительно яркое размытое пятно жидкого золота. Еще немного, и мы выныриваем из туманного моря. И опять поражаемся: как? Как это возможно? Ослепительное солнце, иней на ветках, чистое голубое небо и горный серпантин, несущийся под колеса.

    Вообще, Ереван у меня ассоциировался с Гилирадом из книги М. Семеновой. Помните? Был там проклятый город, в котором все время царили тучи и холод.

    Посмотрите следующие два фото, они сделаны из машины с разницей в 20 минут. Ну ведь магия же!



    Оставив Гилирад Ереван далеко позади, мы остановили машину и вышли полюбоваться дивными видами этого неба, солнца, гор и заснеженного ущелья по правую руку. Пока мы смотрели и фотографировали, тетя Марет нашла у дороги какой-то куст с морожеными ягодами и принялась его обирать.


    Гегард был уже рядом. На площадке перед входом тусовались продавцы сувениров и еды, в частности, такой гадости, как ягодный лаваш.

    Поднимаемся в гору по дороге, обходящей внешнюю стену монастыря (а после тех арабов монастырь был отстроен уже в виде крепости).


    Пройдя через арку, оказываемся в длинном монастырском дворе. Здесь стоят свежевыкрашенные лавочки и информационные стенды, в том числе и с текстом Брайля.

    Гегард: план помещений монастыря

    Приведу план помещений, переснятый с упомянутого стенда. На самом стенде имеется также подробное и запутанное описание построек и их истории, в частности, что кем построено, кому перепродано и каким архитектором создано, но я ограничусь лишь краткими выдержками.


    Церковь Катогике (или Катохике)

    Перед нами возвышается церковь Катогике. Проходим через резную дверь и оказываемся в гавите (2).

    Здесь просторно, свод подпирают четыре приземистые колонны.

    По центру помещения возвышается причудливый купол со световым отверстием по центру.


    В углах чадят свечи в корытцах с песком, а через стрельчатые окна в помещение врываются хорошо видимые в дымке солнечные лучи.


    С противоположного от входа конца гавита расположен вход, собственно, в церковь Катогике (1). Здесь присутствуют какие-то элементы оформления помимо каменной резьбы и, вообще, в сравнении с аскетичным убранством остальных помещений, церковь сия роскошна.

    Если здесь посмотреть наверх, то можно увидеть уходящий ввысь купол со световым барабаном и люстрой:

    Гавит и церковь – самостоятельные каменные постройки (на плане обведены черным). А вот влево из гавита идут два прохода, уводящие уже в помещения, целиком выдолбленные в недрах скалы.

    Скальная церковь Авазан

    На плане – помещение №3. Название образовано от слова «бассейн» (вспоминаем фамилию великого русско-армянского художника-мариниста, галерея которого есть в , и проводим аналогии). Как и все прочие помещения – темное и гулкое, увенчанное куполом со световым окном. Здесь есть небольшой бассейн, наполняемый из источника, вода из которого течет по канавке к выходу, а затем исчезает где-то под полом.

    Усыпальница Прошьянов

    На плане — помещение №4.

    Прошьяны – одна из армянских аристократических династий, выкупившая у правящей верхушки Гегард в 13-м веке. Усыпальница представляет собой небольшую церковь, где останки самих Прошьянов скромно захоронены в нише под их родовым гербом. Герб являет собой хороший пример геральдической шизы: на нем изображены два льва, скованные железным кольцом, которое зубами держит бык, и орел с овцой в когтях (все персонажи композиции, кроме быка, попавшего в тень, видны на фото).


    Из усыпальницы можно попасть в церковь Сурб Аствацацин (как мы уже знаем, это означает «Св. Богородицы»). Здесь, как и во всех остальных помещениях, царит тишина и полумрак.


    Свет сюда попадает через отверстие в куполе со своеобразной резьбой.


    Возможно, у некоторых граждан возник вопрос: а каким именно образом выдалбливались эти весьма впечатляющих размеров помещения?

    Если верить написанному, то их выдалбливали сверху вниз (в полном соответствии со спелеопостулатом «не вскрывай систему вверх»). Т.е., сначала намечалось место, где будет световое отверстие в куполе, затем делалось это отверстие, и далее – вниз, вниз и вниз. Дело небыстрое. Создание помещений 3 и 4 заняло более 40 лет.

    Обойдя все помещения и вдоволь насладившись местом, выходим на улицу, поднимаемся по лестнице и ныряем в еще одну темную нору, которая приводит нас в еще одну пещерную церковь (на плане не отображена).

    Гегард, пещерная церковь на 2 ярусе, аскетичные интерьеры

    Причем, ее пол расположен где-то на уровне потолка помещений первого яруса. В частности, в углу находится отверстие полметра в диаметре, через которое можно разглядеть какое-то смутно знакомое место. Так это, оказывается, помещение №4, в котором мы были несколькими минутами ранее, только теперь мы взираем на него через дырку в потолке.


    Если вы повнимательнее посмотрите на приведенное выше фото герба Прошьянов, то увидите светлое пятнышко слева сверху — эту же самую дырку, вид снизу.


    Подивились сей поразительной кривизне пространства, послушали эхо, полюбовались куполом, на чем сочли культурную программу выполненной.

    Ну, вот мы снова на улице. Ах, сколько еще, наверное, тайн скрывает этот монастырь! Сколько здесь потайных проходов, колодцев и гротов. Но все это остается за кадром.


    Мы же проводим фотосессию типа «в рядочек перед камерой» и выходим из монастыря.

    Такое дело, как посещение Гегарда, конечно, надо отметить, поэтому мы немного отъезжаем от святой обители и выходим из машины, чтобы еще раз полюбоваться заснеженными склонами и распить по стопке самогона дяди Феликса.


    Пока мы распиваем самогон, тетя Марет обирает очередной куст

    Пока мы бродили здесь, под голубым небом и зимним солнцем, мы, конечно, уже начали забывать, что пару часов назад выбрались из непроглядного молочного тумана.


    Но мы спускаемся все ниже и ниже, солнце сначала заволакивает дымкой, потом оно растекается в бесформенное пятно, а муть вокруг из золотистой постепенно превращается в белесую.

    Ну, что ж, снова здравствуй, сумрачный Ереван!

    Привет, друзья! Если вдруг вам интересно, как у меня дела в настоящее время, то все просто замечательно. Вторую половину августа провела в Одессе и ее окрестностях. На носу моем очков не было, но осень в душе стояла беспросветная, несмотря на +30 и круглосуточное наличие моря. Но вот уже в течение нескольких часов ситуация прямо противоположная. На улице +18 и желтые листья, а в душе нескончаемое лето, птички и бабочки. За последние сутки пережила два обыска, была принята за цыганку, мерзла, скандалила, смеялась и ела драники с рыбой, а теперь дышу воздухом родного города. Я дома, господа. Наконец-то я снова дома. Скоро будут рассказы про приключения в Украине, а пока снова про Армению.

    Как я уже писала в предыдущем посте, одним солнечным утром мы c Катюшкой отправились в , откуда открывается потрясающий вид на гору Арарат, после чего неожиданно вернулись автостопом в Ереван и уже в 2 часа дня были на столичном вокзале в районе Килики, готовые к новым приключениям. Решаем ехать в город Гарни и смотреть на монастырский комплекс Гегард, высеченный в скале.

    На вокзале в Ереване в районе Килики узнаем, что маршрутки в Гарни ходят только до обеда, поэтому нам нужно на другой конец города к другому вокзалу в районе рынка Массив. Садимся в автобус, едем. И снова никто не хочет брать денег. Наконец-то находим нужную маршрутку до Гарни. Такое ощущение, что все друг друга знают. Пассажиры болтают, смеются, уступают друг другу сидячие места. Около часа петляем по горам, то заезжая на вершины, то снова спускаясь по спиральным серпантинам, и вот наконец-то мы на месте.

    От остановки до монастыря Гегард идти 7 км в гору. Можно взять такси, но даже подумать об этом не успеваем, как подходит парень. Знакомится. Он идет домой в деревню, что в 3 км от остановки. Нет, это не далеко, дорога не сложная. Что ж, раз парень может, значит сможем и мы. Идем вместе. Армэн- двадцатилетний летчик, в тот день он совершил свой первый самостоятельный полет на самолете и ехал домой отмечать это дело с родителями.

    Счастливый мальчик. Люблю счастливых людей, которые нашли дело своей жизни и с удовольствием занимаются им. Он любит летать, он живет этим. Пусть все у него получается! Три километра пути пролетают незаметно в расспросах и рассказах о семье, строгом отце и маме, которая жила в Ереване и пела в филармонии, а потом переехала в деревню и петь перестала — папа не разрешает. Сыну папа не разрешает курить, маме — петь…

    — Армэн, а каким мужем и отцом хочешь стать ты?
    — Таким же строгим и справедливым, как мой папа!

    Мда, суровые армянские обычаи. Нет, не смогла бы я быть женой армянина:) Тут Армэн достает пачку сигарет, подписывает две папиросы и раздает нам по одной. Это обычай такой у летчиков — раздать пачку сигарет разным людям в честь первого полета. Хотела я эти сигареты сохранить на всю жизнь как память, но в Батуми мы их где-то потеряли.

    Что ж, вот и деревня Армэна. До свидания! А нам предстоит путь длиной в 4 км. Мы все мокрые, голодные и очень уставшие. Прошу Вселенную послать нам машину. Подъезжает красный жигуль: два джигита спереди, два — сзади:
    — ДевЧОнки, садись, подвезем!
    — Нет, спасибо, мы любим гулять.

    В который раз убеждаюсь, что нужно четко формировать свои запросы и желания. Тем временем приходит осознание того, что на последнюю маршрутку в Ереван мы уже не успеваем, потому что идем медленно, дорога сложная, а монастыря и близко не видать. Снова спрашиваю Вселенную, а не пора ли послать нам нормальную машину, в которую не страшно садиться, чтобы довезла до монастыря Гегард? Вселенная как будто издевается, потому что дорога с обеих сторон абсолютно пуста. И тут моему взору предстает невероятная картина, равных которой по красоте я не видела давно: высокие горы в лучах послеполуденного солнца, прыгающие по склонам барашки и такое непередаваемое, едва осязаемое ощущение света, счастья и любви, витающее в воздухе!

    Армения фото гор и животных:

    После увиденного чуда природы я отпустила ситуацию, а в душе забила на время и на расписание маршруток, мы замедлили шаг и стали просто наслаждаться видами, дорогой и тем местом, где очутились. Не прошло и трех минут, как подъехала машина. Молодая пара Арман и Нана. 40 дней назад они венчались в церкви Гегард, и теперь едут туда снова: «Садитесь, девчонки! Вы наши гости, мы вас отвезем». Садимся, едем, болтаем. На фото я, Нана и Арман:

    Монастырь Гегард

    Монастырь Гегард является одной из главных достопримечательностей Армении и находится в 40 км от Еревана в 7 км от города Гарни. Маршрутки из Еревана едут только до Гарни, а дальше нужно брать такси до Гегарда (стоит около 1000-1500 драм) либо идти пешком в гору 7 км (прогулка определенно на любителя, не ограниченного во времени).

    Не буду тут соперничать с Википедией, пытаясь пересказать вам историю Гегард, скажу лишь, что это монастырский комплекс, высеченный в скале, который включен в список объектов Мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Он настолько органично вписывается в окружающий ландшафт, что можно на секунду подумать, что сее чудо сотворено природой, а не рукой человека. Часть храмов выдолблены непосредственно в скалах и пещерах, другие же являются отдельными сооружениями.

    Церковь Катогике, построенная в XIII веке

    Хачкары - традиционные армянские каменные памятные стелы с крестами.

    Ущелье реки Гохт

    На территории комплекса можно найти многочисленные источники с питьевой водой. Впрочем, как и повсюду в Армении. Так пьют воду армяне. Научились и мы.

    После того, как монастырь осмотрен, святая вода набрана, сделаны десятки фото Гегард, ребята говорят, что отвезут нас в Ереван!!! Вот это счастье, ведь на маршрутку мы почти опоздали. Прежде чем сесть в машину, Арман идет к торговкам, стоящим возле монастыря. Что же у него в руках? «Берите, девочки, это вам подарок!» – улыбается Арман, вручая мне огромный сладкий пирог.

    Мы едем в машине. По телу бегают мурашки, а на глаза наворачиваются слезы. Такое ощущение, что моя душа за время путешествия по Армении увеличилась как минимум вдвое, а то и втрое. Это такое окрыляющее чувство, когда ты как будто бы открываешь сердце, и мир начинает дарить удивительные подарки, о которых только можно мечтать. В каждой церкви со слезами на глазах я шептала «спасибо». За возможность жить, путешествовать, заниматься любимым делом, встречать таких невероятных людей!

    В тот вечер мы с Катюшкой вернулись в Ереван нереально уставшие, но наполненные внутренним светом и заряженные энергией. Не было никаких сил идти на встречу с мальчиками, поэтому поели пирожок с пивом, купили магниты на ночных улицах Еревана и отправились спать. Тогда мы еще не знали, что следующий день будет наполнен страхом, очень сильным разочарованием и невероятнейшим везением.

    Чтобы узнать продолжение истории, не забудьте добавиться в группы в facebook www.facebook.

    Уехать на общественном транспорте можно только до храма Гарни. Сделать это можно со станции, что напротив автоцентра «Mersedes» (еще один ориентир — памятник со всадником). Вам нужна либо маршрутка №266, либо автобус №284. Чтобы попасть вк храму Гарни, можете сообщить об этом водителю, он остановится у поворота, далее до храма метров 500 пешком.

    • Расстояние: 30 км до Гарни
    • Время в пути: около 40 минут
    • Стоимость проезда: 250 драм
    • Интервал: каждый час

    До монастыря Гегард, как вы уже поняли общественный транспорт не ходит, потому что это отдельная тупиковая ветка, уходящая к скалам. От Гарни до Гегарда около 10 км. Прямо на дороге от Гарни ездят таксисты, которые будут останавливаться и предлагать отвезти до Гегарда примерно за 1000 драм в одну сторону (можно договориться за 2000 драм в обе стороны с ожиданием в 1 час). Или же проехать 10 км на попутках.

    Такси из Еревана

    Опять же в столице можно найти машину на 3-4 человек примерно за 15 000 драм, в эту стоимость входит поездка до обоих храмов Гарни и Гегард и обратно, включая ожидание.

    Экскурсии

    Индивидуальные экскурсии:

    Личный опыт

    Мы добрались до вышеуказанной автостанции, где ждал автобус ПАЗ. До его отъезда мы тщетно пытались найти хоть какую-нибудь «харчевню», где бы было что-либо кроме хачапури, фруктов или мяса (на тот момент я еще была вегетарианцем). Зато наткнулись на армянский сыр. Нам отрезали кусочек с зеленью тархуна. Оказался довольно соленым, но вкусным. Взяли полкило, а ели его с лавашом уже на заднем сидении автобуса.

    По пути познакомились с водителем автобуса, который пропитался к русским туристам дружелюбием, пригласив к себе на угощение, а если понадобиться, то и предоставить крышу над головой на ночь. Снова можно было только пожалеть о краткосрочности пребывания в этой стране.

    После выхода на нужном повороте мы решили сначала доехать до дальней точки (храма Гегард), а уж на обратном пути заскочить в Гарни, ибо не известно сколько времени нам потребуется на два храма.

    После Гарни была территория таксистов, буквально за 1000 драм они могли доставить нас до места. Мы же как «зажравшиеся коты» только носы воротили. Показалось странным, что на шоссе почти не было «гражданских», в основном только такси. Раз «колеса» нам не светят, пошли пешком, зато пополнили запасы воды, в одном из дворов, и даже удалось попробовать ежевику с куста и алычу. Для эксперимента решили таки остановить таксиста, узнать расценки. Оказалось, что 1000 драм — это только доехать до места, а если мы хотим вернуться обратно, то надо заплатить 2000 драм. Мы отказались, так как все еще надеялись на попутку. Встретившиеся китайцы, которым, судя по всему, тоже не везло с попутками, пояснили на английском, что нужно повернуть налево, а то утопали бы не туда.

    Неожиданно рядом остановилась нива. Двум армянам хоть и нужно было в другую сторону, но они согласились подбросить нас до Гегарда. Только когда мы уже стояли перед монастырем, мы поняли, почему никто не останавливался. Дорога, ведущая сюда, была тупиковой. То есть сюда либо ехали конкретно в крепость, либо не ехали вообще.

    Монастырь Гегард (Гехард)

    Уже издалека монастырь впечатляюще красовался перед посетителями, будучи окруженный со всех сторон живописными горами, и возвышаясь над дорогой, действительно, как скала.

    Где находится

    Монастырь расположен в 40 км от Еревана в скалах, что выше по ущелью реки Азат. Этот архитектурный памятник притягивает своей исключительностью. Гегард в переводе означает «копьё». Название происходит от копья Лонгина, которым пронзили тело Иисуса Христа на Кресте. Сейчас копьё находится в сокровищнице Эчмиадзина . Здесь же и кроме копья было на что посмотреть.

    Что посмотреть

    1. Не доходя до главного входа, можно подняться по сыпучей тропинке к остаткам части монастыря, которые выглядывают прямо из скалы.

    Отсюда открывается великолепный вид как на сам Гегард, так и на потрясающие зеленые горы в противоположной стороне.

    Армяне, которые нас сюда привезли, рассказывали, что всю эту зеленую красоту (деревья, кусты) от основания до пика, собственноручно посадил один из великих правителей Армении (к сожалению, сейчас не вспомню его имени). Нам же скорее хотелось попасть в сам монастырь.

    2. Территория монастыря и стены Гегарда поражают своим размахом. Да, часть его все же была сделана из каменных блоков, но очень искусно и ровно подогнанных друг к другу.

    3. Отсутствие электрического освещения внутри. Все, что было в распоряжении наших глаз – это свечи, зажженные верующими, которые придавали монастырю мистический вид. Единственный, кто «страдал» в таких условиях — фотоаппарат. Многие фотографии получались не очень удачными.

    Просторные залы, высокие потолки, колонны, резной церковный и не очень орнамент. Некоторые рисунки были качественно сделаны, чем заставили меня сомневаться в их ручном изготовлении.

    Особенно впечатлили куполообразные своды залов. «Готичного» вида орнамент как бы нависал над головой, при этом не вызывая никакого чувства угнетения, скорее восхищение.

    4. В одном из залов находится источник. Мы решили поменять наш запас воды на ту, которая бежала прямо из скалы. Здесь постоянно толпится много людей, в результате приходится выстоять очередь. Один рассеянный армянин оставил на камне свои темные очки, которые я не заметила и безжалостно наступила, когда выходила от источника. Было очень неловко, но, слава богу, дело закончилось миром, армянин понял, что он сам виноват, положив очки в неподходящее для этого место.

    5. За стенами монастыря бежит небольшая горная речка Гохт, вдоль которой можно прогуляться, или по мосту через нее перебраться на противоположный берег, заглянуть в нишу одной из скал.

    Сколько стоит

    Как всегда вход в армянский монастырь бесплатный.

    Время работы

    Гегард монастырь действующий, поэтому попасть туда можно в течение светового дня. Оно и логично, ибо если будет темно на улице, то в монастыре вообще хоть глаз выколи. Естественно в разное время года — световое время дня разное.

    Что купить

    У основания скалы храма стоят несколько лавочек с местными «вкусностями». Наше внимание, конечно же, не могло пройти мимо. Особенно заинтересовал медовый пирог, картинками которого мы налюбовались в интернете. Странное дело, но больше нигде мы его не встречали в Армении. Мой друг был большим любителем выпечки, поэтому поинтересовался о стоимости пирога: 3000 драм за пирог с размером со среднюю пиццу (возможно, для России это и не так дорого). Одна бабуля, увидев расстроенное лицо русского туриста, сначала долго препиралась на армянском со своей «конкуренткой» по торговле, а потом протянула оставшийся у нее отломанный кусок пирога (где то четверть от целого) ему со словами, что это подарок. Вот это да!

    На обратном пути, жуя вкусный пирог, мы долго гадали, почему она так поступила. Возможно, потому что был конец дня, и кусок этот некуда было бы деть, все равно зачерствеет, а может, потому что выглядели мы как бедные студенты (нас часто спрашивали, не учимся ли мы), да еще и худые, как велосипеды. Все-таки армяне – щедрый народ. Я с каждой новой встречей убеждаюсь в этом все больше и больше.

    Форельный бизнес Армении

    Из «тупика» Гегарда нам все равно пришлось топать пешком до шоссе. Однако, пирог, который достался в подарок от местных торговок, еще не успел закончиться, как возле нас остановилась иномарка. Из окна второго сидения нас с любопытством рассматривала девочка лет 10. Долго уговаривать мы себя не заставили. За рулем сидел бизнесмен, а девочка была его дочкой. Удивительно, но нам, оказалось, по пути.

    По дороге Армянин рассказал нам, что у него ресторанный бизнес рядом с Гарни, местом, которое было следующим в списке нашего маршрута. Он неплохо говорил по-русски, и даже использовал сленговые слова. А по манерам полностью соответствовал своему «блатному» статусу. Ему необходимо было заехать купить рыбы (форель – царская рыба, армяне вообще гордятся тем, что она тут в изобилии водится) до того, как мы доберемся до места. Мы были только «за». За рыбой заехали в частный дом, где на территории было несколько бассейнов для ее разведения. Нас даже пригласили пройти туда.

    У самого входа был небольшой дворик с «виноградным потолком» над головой, а чуть левее сидел мужчина с кучей банок на столе. Судя по уже заполненным банкам, здесь варили варенье. Мне в глаза бросился фаллообразный камень темного цвета, который выполнял роль фонтанчика с питьевой водой. Хм, вполне логично его здесь увидеть, так как подобная вещь несет в себе смысл плодородия, что для бизнеса только в плюс.

    Мы спустились ниже, и увидели несколько небольших водохранилищ, в которых выращивали форель. Для нашего «друга» выловили парочку взрослых рыбешек, и прямо при нас оглушили палками по голове. Не очень приятное зрелище, но любопытное. Оказывается до таких размеров, форель вырастает за два года.

    Пока армянин расплачивался, наметанный глаз моего друга заметил сад справа, где росли сливы. Плоды деревьев были настолько крупными, что он просто не мог их не заметить, о чем заявил восхищенно вслух. Наш попутчик радушно предложил нам угоститься, собрав специально для нас большую горсть. Здесь же в фонтанчике мы помыли фрукты и счастливые поехали дальше.

    Языческий храм Гарни

    Ресторан и, правда, находился почти у самых ворот Гарни. Армянин пожелал нам удачи, сказав, что если мы тут пробудем до 23:00, то он и до Еревана нас подвезет. Я уже устал удивляться широте души армян. Мы поблагодарили, но, естественно, при всем раскладе, так долго здесь совершенно нечего было делать.

    Сколько стоит

    На входе в храм есть кассы, стоимость билета в Гарни — 1200 драм. В последнюю субботу месяца вход бесплатный для всех.

    Время работы

    • ВТ-СБ: с 09:00 до 22:00 (в не сезон меньше)
    • ВС: с 09:00 до 15:00
    • ПН: выходной

    Что посмотреть

    1. Храм Гарни как современная пародия на древне-греческие постройки, но в лучах закатного солнца на фоне гор он выглядит довольно приятно.

    Про Гарни нам еще рассказывал. Это единственный сохранившийся на территории Армении памятник, относящийся к эпохе язычества и эллинизма. Как полагают, он был посвящён языческому богу Солнца Митре. В результате сильного землетрясения в 1679 г. храм был почти полностью разрушен, его восстановили в 1970-е годы, именно тогда он и утратил свою «историческую изюминку».

    2. Остатки древней крепости и царского дворца, а также здание бани, сооружённое в III веке рабами-греками, оставившими на мозаичном полу надпись - жалобу на то, что им не заплатили за работу.

    3. Отсюда очень хороший вид на холмы, расщелину снизу и на дачи «буржуев». Если бы не вечер, то спустились бы вниз, там говорят очень красиво, можно прогуляться по ущелью.

    Смеркалось.., а нам пора в возвращаться. На шоссе повезло «поймать» еще одну «крутую машину». Водитель попался с болью на душе, которую поспешил вылить на усталых и без того путников. Больше не повезло моему другу, так как он сел на переднее сидение, а я расслаблялась сзади после долгого дня. Только день на этом не закончился, впереди нас ждали очередные приключения в Ереване, но о них вы узнаете в следующий раз.

    Храм Гарни - языческий храм, построенный в первом веке в Котайкской области, рядом с селом Гарни. Считается, что он был посвящен богу солнца Митре. Храм построен из базальтовых блоков, которые скреплены между собой штырями и скобами. Величественность и торжественность зданию, выстроенному в эллинистических архитектурных формах, придают 9 больших ступеней высотой 30 сантиметров. Это единственный сохранившийся на территории Армении памятник, относящийся к эпохе язычества и эллинизма. В 1679 году храм пострадал от сильного землетресения, а при советской власти, в 70ых годах был восстановлен.
    Все Армянские монастрыти уникальные - по всей стране вы не найдете идентичных. Так и Гегард - монастырь, ветасанный наполовину в толщие скалы. Монастырь был основан примерно в 4 веке. Находится в 6 км от храма Гарни и как правило во всех экскурсионных маршрутах посещается одновременно с языческим храмом. Полное название монастыря - Гегардаванк, по-армянски это переводится как "монастырь копья". Гегард и Гарни является одним из наиболее часто посещаемых туристами мест в Армении.

    Крепость Гарни́ находится в 28 км от Еревана в Котайкской области, в долине реки Азат, рядом с селом Гарни. В центре крепости возвышается одноименный храм.

    Языческий храм в Гарни — самый известный памятник эпохи язычества и эллинизма. Cооружен в эллинском стиле в 1 веке армянским царём Трдатом I и посвящен богу Солнца Митре.

    По сторонам лестницы находятся пилоны, украшенные рельефами атлантов. Резьба по базальту говорит о прекрасной работе армянских мастеров. По своей форме храм представляет прямоугольный зал с портиком, окруженный снаружи колоннами.

    Правители Армении разных времен очень любили это место — как за отличное неприступное расположение, так и благодаря потрясающему климату. На протяжении многих лет Гарни был официальной летней резиденцией царей. Позднее храм остался цел даже несмотря на принятие Арменией христианства в 301 году.

    Внутри храма находилось святилище в центре которого стояла статуя бога солнца.

    Рядом с храмом находятся руины фундамента бывшей церкви. Ее пока не восстановили:)

    Крепость Гарни занимает господствующий над прилегающей местностью треугольный мыс, по дну которого проходит глубокое ущелье, а отвесные склоны служат неприступным естественным рубежом.

    Согласно найденной на территории Гарни урартской клинописи крепость была завоевана урартским царем Аргишти в первой половине 8 века до нашей эры, после чего он собрал население Гарни в качестве рабочей силы и направился в сторону современного Еревана, где построил крепость Эребуни , впоследствии ставшей Ереваном.

    И заключительное место зимнего путешествия - монастырь Геград, расположенный в 6 км восточнее от Гарни. На попутном такси едем к цели. По - дороге пришлось буквально протискиваться через поток овец.

    Более полное название монастыря - Гегардава́нк, дословно — «Монастырь копья». Название происходит от копья Лонгина, которым пронзили тело Иисуса Христа на Кресте, и, как утверждается, привезённого в Армению апостолом Фаддеем в числе многих других реликвий. Сейчас копьё выставлено в музее Эчмиадзина.

    Самая уникальная особенность монастыря - он расположен в горном ущелье и практически весь высечен в скалах. Высеченные в скале помещения освещаются с помощью специальных отверстий в вершинах каждого из них.

    Кельи.

    На территории монастырского комплекса имеются многочисленные вырезанные на каменных стенах и отдельно стоящие хачкары — традиционные армянские каменные памятные стелы с крестами , которыми богато украшены внутренние и наружные стены (каменные плиты с растительными или геометрическими орнаментами).


    Во время правления династии Багратуни Айриванк пережил трагический период, когда арабские войска по приказу полководца Насра в 920-х годах разграбили монастырь и разрушили его. Впоследствии монастырь был восстановлен и окружен защитными стенами, которых сохранились и до наших дней, но многочисленные монускрипты монастыря были утеряны навсегда.

    Хотя обнаруженные надписи были сделаны еще в 1160 г., основной монастырский комплекс Айриванк фактически относится к 13 в. Период расцевета монастыря начался только после освобождения Армении от сельджуков Закарянами.

    В конце 13 в. монастырь гордился своим развитием не только благодаря покровительству княжеской семьи, но и как основное место паломничества, так как здесь хранилось легендарное копье Святое копье, которым римский легионер пронзил распятого христа. Вседствии этого монастырь прозвали Гегардаванк ("Монастырь копья"). Другой реликвикй там же является деревянный франмет Ноева ковчега.

    Монастырь был разграблен монголами, а затем и тимуридами. Гегард, как и Гарни, частично пострадал от землятресения в 1679 году, но был восстановлен и служил летней резиденцией армянских католикосов (высший сан армянской апостолькой церкви).



    Часть храмов монастырского комплекса наполовину выдолблены внутри скал, в то время как другие являются сложными сооружениями, состоящими как из обнесенных стенами помещений, так и с комнатами, выдолбленными глубоко внутри утёса.



    Алтарь.

    Окружающие монастырь утёсы являются частью ущелья реки Гохт, которое как и монастырский комплекс включено в список Мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

    На этом заканчиваю цикл обзоров про Армению. Надеюсь вам было интересно:)

    Конец.

    Цикл обзоров про зимнее путешествие по Армении:

    Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.