Горькая судьба еврейского казачества. Горькая судьба еврейского казачества Еврейские казаки

На первый взгляд, словосочетание «еврей-казак» по своей абсурдности сродни анекдотичной словоформе «еврей-оленевод» - из истории России ведь общеизвестно об особом отношении казаков к представителям этой нации - исключительно уничижительном. Но из песни слова не выкинешь - евреи-казаки были, и служили они верой и правдой. Случалось даже, становились доверенными лицами самих гетманов. Более того, существует легенда, что и самым первым казаком был еврей Шимон (Семен).

Не только вместе жили, но и служили

Первое упоминание о казачестве в русских летописях относится к 1444 году, а его расцвет приходится на начало XVII века. Сформировалось донское казачество, низовья Днепра и территория Запорожья - также места массового расположения казачьих поселений.

Запорожская Сечь, как утверждал польский историк Яков Собесский, всегда была довольно интернациональной - бок о бок с украинцами, поляками, литовцами, белорусами, болгарами, татарами, турками, калмыками, грузинами, немцами, французами, итальянцами, испанцами и англичанами мирно сосуществовали и евреи. Причем, не только и не столько торговали и ремесленничали - вояк среди евреев хватало. Об отваге еврея Берахи, в частности, упоминается в документе, где описывается роль 11 евреев-казаков в войне 1613 года: «…И многие казаки говорили: «О, Боже! Как жалко, что рыцарь еврей Бераха так плачевно скончался, будучи разрублен и расколот бердышами…».

Особы, приближенные к гетману

Гетманщина для многих еврейских родов стала периодом массового перехода в казачество - он начался в конце XVII века и продолжался до правления гетмана Ивана Мазепы . Роды Боруховичей, Магеровских, Герциков, Крыжановских, Марковичей и Перехристов не просто поменяли свой социальный статус, их представители оставили заметный след на службе в казачестве.

К примеру, представителю рода Боруховичей, Михайле Андриевичу Боруховичу, удалось дослужиться до полковника и даже побывать в должности наказного гетмана! А выкреста, ставшего полтавским полковником, Павло Петровича Герцика, гетман Мазепа и вовсе ввел в свое ближайшее окружение.

Влияние еврейской «ассимиляции» в казачестве стало ощутимо заметно на исходе XVIII века - исследователями отмечается интересная тенденция: довольно большое количество казачьих фамилий имело явно еврейское происхождение. У казаков Юдиных, Юдаевых, Халаевых, Нивроченков, Мацуненков, Шабатных, Жидченковых, Шафаревичей и Маривчуков предки были точно иудеями.

Окреститься, чтобы в дружину влиться

Непременными условиями для зачисления в казаки в золотой век казачества были профессионализм и собственно стремление человека, его национальность при этом решающего значения не имела. Правда, казак должен быть именно христианином - до 1635 года в казачестве допускалось как православие, так и католичество, а потом условия ужесточились - настоящим казаком мог стать только православный. Однако из правил были и исключения - метрические книги указывают, что в Майкопском и Лабинском отделах в нескольких станицах жили казаки-евреи, которые исповедовали иудаизм.

Согласно исследованию историка В. Грибовского, в XVIII веке, за время существования Новой Запорожской Сечи (с 1734 по 1775 годы), превращение этнических евреев в казаков было вполне себе привычным явлением. Причем многие из этих выкрестов сделали при переходе в Сечь неплохую карьеру. Как, к примеру, Семен Чернявский, дослужившийся до казацкого старшины и участвовавший в запорожской посольской делегации, посетившей Екатерину ІІ.

И с большевиками они воевали

Казаки евреев в Гражданскую войну не жаловали, поскольку много вождей Красной Армии были иудеями. Тем не менее, это вовсе не означает, что они повсеместно и свято блюли «расовую чистоту» в своих рядах. Известно, к примеру, о сыновьях новочеркасского доктора Сегаля, которых в разгар Гражданской войны за заслуги в сражениях с большевистской властью приняли в казаки и наградили участком земли. А ростовскому еврею-домовладельцу Г. Л. Халиевскому удалось проявить себя в штабе Донской армии, где обер-офицер был порученцем высшего командного состава.

Первый казак - еврей?!

Эта сенсационная версия была выдвинута «инженер-генерал-майором и кавалером» Александром Ригельманом, в конце XVIII века составившим сборник, куда вошли малороссийские и казацкие летописи. Книгу издали в 1847 году. Особое внимание в данной работе привлекает летопись под названием «Сказание козаков о себе».

Смысл этого сказания состоит в том, что казачий род берет свое начало в 948 году от «вышедшего из Польши » человека по имени Семен «роду казарского» (то есть, хазарского). Этот Семен обосновался на устье Бог-реки, чтобы заниматься рыбной ловлей и промыслом зверя. Бог-река - современный Южный Буг, расположенный на украинском Подолье (историко-географическая область на западе и юго-западе Украины и отчасти в Приднестровье). Примечательно, что «БУГ» в переводе с польского как раз и означает «БОГ».

К Семену, как пишет летописец, «присовокупились» земляки и поставили его над собою атаманом. Численность «шайки» (так она поименована в сказании) с течением времени росла. Этимология слова «казак» («козак») Ригельманом объясняется просто: Семен со товарищи «носили одежду от ловли своей, поделанную из кож диких коз и сайгаков».

Исследователи «Сказания козаков о себе» подмечают интересные детали: 1) раз Семен (Шимон) хазарин, то он по определению должен быть иудеем - в Х веке хазары исповедовали именно эту религию; 2) год обоснования Семена в окрестностях Бог-реки - 948-й - по мнению историков, как раз время, когда Хазария начала войну против Киевской Руси; тогда же германцами-христианами стали завоевываться земли западных и южных славян - вследствие этих обстоятельств хазарин-иудей на самом деле мог сменить место жительства; 3) в иврите есть слово «хазак», означающее силу, мужество - не от него ли в действительности произошло наименование «казак»?

Когда арабы на евреев наступали, В Биробиджане был большой переворот. Еврейское казачество восстало, Все крикнули: – "За годину! Впиёть!"

В казачий круг сошлись все втихомолку, Блюдя законы всех «Великих смут». Прикрыли все папахами ермолки, И под полы засунули Талмуд.

– «Впиёть дгузья. Впиёть – пога настала! Канун исхода пгазднует нагод». Еврейское казачество восстало, В Биробиджане таки был переворот.

Никто не шёл на должность атамана, Ведь атаман поскачет первым в бой. Потом избрали Лёву Флидермана, Он взял за это денег – божежь мой.

А есаулом выбрали мы Каца, За твёрдость духа и огромный нос. Он в знамя нам не разрешал сморкаться, И отвечать вопросом на вопрос.

Асохэн-вэй... и танки наши быстры, И наши лётчики отважиством полны. Стоят в строю еврейские танкисты, Но перед боем они делают в штаны.

Наш микрофон стоит на станции Геволт. Мы принесём вам интересный информаций. Еврейский полк давно ушёль впихгёд, Его штанишки полны обсерваций.

Ишь раз! Ишь две! Рабинович запевай! Мизирь левий… мизирь пхгавый… Бей багабан, бай багабан! За родной Биробиджан!

Вот грянул бой! А что мы можем сделать? Кругом враги! А вдруг они сильней? Своих войска мы развернули смело, И боевых пришпорили коней.

Мы мчались в тыл, как буря, чёрным вихрем. Решив, что смерть не люба казаку. И развевались пейсы наши лихо, Сплетаясь с гривой конской на скаку.

Наш атаман догнал нас на кобыле: - Я умоляю в бой вернуться вас! А кони были в перхоти и в мыле, И казаки не слушали приказ.

Мы не сдались на уговоры эти. Там пулемёт! А кто у нас герой? Наш Рабинович скрылся в лазарете, Сказал, что ранен прямо в геморрой.

На нас врагов надвинулась лавина. Ряды штыков, огня свинцовый шквал. Мы окружили нашего раввина. Он бойко нам патроны продавал.

Строчит наш пулемёт, не умолкает: - «Так вот вам получайте за всё, поцы!» Отважный Сруль встаёт, берёт свой пулемёт, За ним ползут еврейские матросы.

Геройские еврейские медсёстры, Остались с пузырьками на руках. Еврейские казаки не вынесли атаки, И дружно отступили по кустах.

Еврейская пехота пошла назад - вперёд, Враг сразу испугался стремительной атаки. Страшны были в атаке еврейские рубаки, И Мойша Михельсон кричал: – Впиёд! Впиёд! Впиёд!

Ишь раз! Ишь две! Циперович запевай! Мизирь левий… мизирь правый… Бей барабан, бай барабан! За родной Биробиджан!

Обнаружение врага на там их мест. Верните пушки, и направьте «Бах!» Еврейский полк снарядов не жалел, От грохота их стонет всё в домах.

На бронепоезде Айицен-шмаровоз, Абрашка Штуцер с пушкой разобрался. Он захватил арабов целый полк, С победою домой он возвращался.

Его невеста Циля встречала у ворот. Она ему платочком помахала. И то, что он с арабчиков снимал, Она с его карманов выгребала.

Спустя чуть-чуть говорим мы про потери, И про потеров с нашей стороны. Ведь без потеров не может быть сражений, Ведь без потеров не может быть войны.

Ай-вей – скорбит еврейский весь нагход, За ганеных, испуганных, убитых. Погибло всего двенадцать рот, А остальные горем все убиты.

А мы не сеем, таки да, и мы не пашем. А мы сами, так себе торгуем. А кто посмеет нас затронуть. Того мы завоюем…

Ишь раз! Ишь две! Циперович запевай! Мизирь левий, мизирь правой. Бей барабан! Бей барабан! За родной Биробиджан!

Ать раз, ать две! Ишь три! Ишь все! Циперович – эту песню прекратить. Ну, значит так тому и быть!

ЕВРЕЙСКОЕ КАЗАЧЕСТВО

Еврейское казачество восстало
И крикнули «За родину вперед!»

(Слова из песни)

Казалось бы, что общего может быть у бравого казака, например, начала 20 века и скромного еврейского портного или часовщика. По мнению многих обывателей, это были антиподы, поскольку по странным и лживых мнениям тех же обывателей, особенно из среды либеральной интеллигенции, казаки непременно были антисемитами и только лишь мечтали, как огреть бедного еврея нагайкой по спине. А между тем и у бравого казака, и у скромного еврейского портного вполне могли оказаться общие предки!

Казаки испокон веков были рыцарями Православной веры, поэтому основную часть казачьих общин составляли потомки различных славянских племен, а также более поздние переселенцы из великорусских и малороссийских областей. (Тема эта широко освещена в работах различных авторов.) Но казачество никогда не было моноэтническим, в казачью общину брали всех, кто был способен держать оружие и выражал желание придерживаться казачьих обычаев. Среди множества представителей различных национальностей, вошедших в состав казачества, были также и евреи. Причем евреи служили казачеству или как полноправные казаки конкретного казачьего Войска, или помогали казакам в решение различных, прежде всего торговых или финансовых делах. Между этими группами евреев были существенные различия. Если евреи, которые только сотрудничали с казаками по ряду вопросов, могли придерживаться своего традиционного вероисповедания – иудаизма, то для евреев-казаков при вступлении в казачью общину вероисповедание должно быть обязательно христианским, причем с 1635 года – только православным. Собственно говоря, вступив в казачество, приняв православную веру, еврей-казак порывал со своей общиной и становился полноправным членом казачьей общины. Бывший Мойша, крестившись и сменив лапсердак на казачью справу, звался теперь, например, Михаилом Евреиновым и становился основателем нового казацкого рода! Евреи-казаки женились на местных казачках, и их дети (а тем более и внуки) становились потомственными казаками, перенимали новые обычаи и культуру и в конечном итоге только фамилии да отдельные антропологические признаки напоминали о каком-то отношении к еврейской нации. Теперь они были, прежде всего, казаки!
Наиболее ранее евреи-казаки появились среди запорожских казаков. Они принимали христианское вероисповедание, частично изменяли фамилию… и участвовали в опасных казачьих походах (казаки обычно в свою среду принимали тех евреев, чьи воинские качества были совершенны). В работах известного историка Дмитрия Яворницкого на основании сохранившихся документов, приводится в качестве примера рассказ запорожского казака Василия Перехриста о его происхождении: «Родился… в польской области, губернии Чигиринской, в местечке Чигирине, от евреина Айзека, и в 1748 году, будучи там по купечеству Войска Запорожского низового козаком куреня Пластунивского Яковом Коваленком его Перехриста оттоль с Чигирина, с добровольного его в Сичь Запорожскую желания привезено». Многие евреи вступили в казачьи общины запорожских и малороссийских казаков начиная с 80-х годов XVII века и до времен гетмана Ивана Мазепы: казачьи роды Перехристы, Боруховичи, Магеровские, Крыжановские, Марковичи, Нусимовичи, Караимовичи. Среди казачьих родов еврейского происхождения в XIX веке исторические документы донесли до нас фамилии Юдины, Юдаевы, Халаевы, Шафаревичи, Маривчуки, Нивроченки, Жидченковы, Мацуненки.
Среди донских казаков также были казаки еврейского происхождения, хотя конкретных цифр не сохранилось. Однако в работах астраханского историка-краеведа А.А. Горшкова приводятся факты принятия в казаки в начале 1900 годов евреев музыкантов, создателей казачьих полковых оркестров.
В начале XX века во Владивостоке проживал известный общественный деятель Иван Иннокентьевич Циммерман, который, как подтверждают конкретные документы, происходил из казаков Забайкальского войска.
В годы Гражданской войны эти казаки еврейского происхождения также испытали геноцид со стороны большевиков, ужасы «расказачивания» (24 января 1919 года вышло людоедское Циркулярное письмо ВЦИК «О расказачивании», подготовленное Бронштейном (Троцким) и Аптемкманом (Свердловым), с оружием в руках выступили против Советской власти. Например, забайкальские казаки-евреи воевали на стороне атамана Семенова, была сформирована особая еврейская полусотня. А финансовую помощь атаману Семенову оказывали Владивостокские купцы Циммерманы. В тоже время часть евреев (вероятно, не казаков) воевала в рядах партизанских отрядов Лазо и Каландаришвили.
По окончании Гражданской войны эти уцелевшие потомки еврейских казачьих родов отправлялись в эмиграцию. Евреи-выкресты были и в составе Русской армии в Галлиполи, данным военным лагерем, как известно, руководил генерал Кутепов, а комендантом лагеря был генерал Штейфон (потомок евреев-выкрестов).

Рецензии

Я думаю, что и внимательное созерцание типажей на картине Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" может вызвать массу вопросов у наблюдательного человека. Репин и не скрывал...Так что Ваша публикация лишь утвердила меня в том, что я вижу на картине то, что вижу.

Казачество - не ростовщичество! Бои, походы, риск голову сложить. Кстати, еврейские общины крайне неохотно соглашались с переходом евреев в казачьи общины,(кстати это сопровождалось с обязательным принятием христианства), посылали жалобы властям и т.д.

Сперва немного окунёмся в историю. После подавления польского национально-освободительного восстания реакционный царский режим выслал в Сибирь множество польских революционеров и простых поляков. Однако действия бойцов за свободу серьёзно напугали царское правительство и в недрах министерства внутренних дел родился план, призванный обезопасить Западную Россию от "нежелательных элементов". Одним из пунктов этого плана стала борьба с еврейскими активистами.

Согласно плану на Дальнем Востоке, в районе слияния рек Бира и Биджан, создавалась очередная черта оседлости. Сотни тысяч людей были выселены со своих родных мест, а их имущество было продано царскими чиновниками ради собственной выгоды. Начался новый Исход. Только теперь евреям предстояло пересечь тысячи километров продираясь, порой, через леса и тайгу. Многие не дошли до своего нового дома. По оценка советских учёных в пути погибло около двадцати тысяч человек. Все эти ужасные события недаром были названы вторым Исходом, только это было уже не бегство из египетского рабства, а горький переход из одного рабства в другое.

Как бы то ни было к концу 19 века Биробиджан стал процветающим городом с населением в 200 тысяч человек. Именно тогда Еврейская Ассоциация обратилась к царскому правительству с предложением о создании Еврейского Казачества. События тридцатилетней давности уже порядком стёрлись из памяти, кроме того на Дальнем Востоке собирались грозовые тучи. Ещё не прозвучали первые залпы колониально-освободительного Боксёрского Восстания, ещё два империалистических хищника - Российская Империя и Япония не сцепились насмерть за право владения Кореей, но уже было понятно, что Дальний Восток ждут чудовищные потрясения. В этих условиях кровавому царскому режиму было нужно столько пушечного мяса, сколько он мог достать. Еврейской Казачество было создано 1 сентября 1892 года.

С тех пор прошло 27 лет. Отгремело Боксёрское Восстание, русско-японская война, над Европой пронёсся кровавый вихрь Империалистической Войны, и наконец грянул очистительный гром революции. Разумеется реакционные силы выступили против народной воли - началась Гражданская Война.

В Сибири власть взял кровавый палач Колчак, объявивший себя "верховным правителем" России. Но и его террору подходил конец, Красная Армия наступала по всему фронту, и был уже недалёк тот день, когда сибирский душитель ответил за свои преступления.

После захвата власти беляками еврейской казачество долго пыталось сохранять нейтралитет, но в конце концов было вынужденно признать "верховного правителя". Сразу после этого в Биробиджане начались репрессии против простого народа. На бытовой антисемитизм, распространённый в те годы среди реакционной части народа, особенно среди казачества, накладывалась ненависть к "недоказакам". Однако, терпение еврейского народа было небезгранично и расплата не заставила себя ждать.

Теперь перейдём к непосредственно анализу песни.

Вперёд, друзья! Вперёд - пора настала!

Канун исхода празднует народ.

Еврейское казачество восстало -

В Биробиджане был переворот.

Как мы видим автор в первой же строке описывает огромное возбуждение охватившее простой народ и еврейских казаков. "Вперёд, друзья, вперёд" прочь из векового рабства, разрушим цепи, сковывающие нас и после падения царской власти. Канун исхода, упомянутый во второй строке не что иное как начало выселения евреев из Европы. Эта кровавая страница истории затмила собой даже библейские страдания. Но хватит! Еврейский народ устал от порабощения. Казачество восстало, в Биробиджане переворот. Белое правительство свергнуто и Еврейский Революционный Комитет в радиообращении к Красной Армии призывает своих революционных товарищей прийти на помощь восставшим.

В казачий круг сошлись мы втихомолку,

Блюдя законы всех великих смут.

Как мы видим, восстание сопровождалось серьёзной подготовкой и истинно народной демократией.

Никто не шёл на должность атамана -

Ведь атаман поскачет первым в бой!

Потом избрали Лёву Пейзермана,

Он взял за это денег Б-же ж мой!

Но ничто не бывает идеально. Во имя исторической справедливости нужно остановиться и на причинах поражения еврейского казачества. Первая и главная в издевательской форме изложена в данном куплете. После восстания и ликвидации казацкой верхушки, запятнавшей себя сотрудничество с белыми началась грызьня за власть. "Никто не шёл на должность атамана" - пожалуй более ироничного описания ситуации и придумать сложно. В то время, когда на подавление восстания спешно выдвинулись каппелевские и унгерновские каратели, казаки не могла выбрать главу из десятка претендентов. В конечном итоге атаманом стал печально известный Лев Пейзерман. Запомнился он не своими боевыми подвигами, а повальным воровством. "Он взял за это денег Б-же ж мой!" Именно так. Только деньги и интересовали этого человека.

А есаулом выбрали мы Каца

За твердость духа и огромный нос.

Здесь же неизвестный автор рассказывает про другого командира восставшего еврейского казачества. Многие уже догадались, что речь идёт о будущем Маршале Советского Союза Самуиле Моисеевиче Каце. Уже тогда двадцатилетний Кац прославился своим железным характером и огромным носом. В последствии последняя черта стала объектом множества карикатур, как дружелюбных, так и враждебных.

Вот грянул бой - а что мы можем сделать?!

Кругом враги - а вдруг они сильней?!

И вот наконец бой. Беляки бросили против евреев все свои свободные силы и даже сняли фронта несколько дивизий. Это в результате серьёзно облегчило задачу Красной Армии, но погубило еврейское казачество.

Наш атаман догнал нас на кобыле:

“Я умоляю в бой вернуться вас!”,

А кони были в перхоти и в мыле,

И казаки не слухали приказ.

А это уже переломный момент в битве за Бирбиджан. Пейзерман пытается уговорить казаков вернуться в бой, но его авторитет уже не значит ничего. И тут вперёд выходит молодой Кац:

Тут вышел Кац: “Шалом, браты казаки!

Кто в бой пойдёть - представлю к орденам!

А тот, кто откупился от атаки,

Тот подвозить снаряды будет нам!”

Непререкаемый авторитет, который Самуил Моисеевич успел получить среди казаков на какое-то время сделал своё дело и Кацу удалось превратить беспорядочное отступление в организованный отход. Надо дать ещё одно пояснение - "откупившимися от атаки" называли легкораненых.

На нас врагов надвинулась лавина:

Ряды штыков, огня свинцовый шквал!

А вот и конец героической обороны Биробиджана. Беляки задавили еврейских казаков массой, закидали трупами и в конце концов взяли город.

Но враг силён – и были мы разбиты,

Едва успевши распродать обоз.

Здесь автор в очередной раз упоминает свою самую большую боль - воровство в тыловых частях было неописуемо, и даже во время последнего наступления в центре Биробиджана вполне открыто действовал черный рынок, где продавали и покупали военное имущество.

Мы записались все в антисемиты -

Так был решён еврейский наш вопрос.

И поминальный звон. Антисемитами называли популярный способ казни, придуманный белыми палачами. По аналогии с "антиподами", пойманных евреев связывали по рукам и ногам и подвешивали вниз головой и оставляли на улицах Биробиджана. Еврейский "вопрос" был "решён" тщательно. Когда Красная Армия освободила Биробиджан из 200 тысяч человек там оставалась в лучшем случае пятая часть жителей. И тысячи трупов, подвешенных вверх ногами. Хотя не все умерли. Среди выживших был и Кац. Его подвесили на главной площади всего за день до прихода Красной Армии. После реабилитации Самуил Моисеевич получил Орден Красной Звезды и записался в Красную Армию. Но это уже совсем другая история.

ps "А людей без чувства юмора мы будем карать во всех подвластных провинциях"

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.