Хотите узнать все об анютиных глазках? Подробное описание цветка с фото. Поверье и легенда о цветах анютины глазки Правда ли что анютины глазки могильные цветы

По весне во многих садах расцветает радующий глаз многообразием красок цветок анютины глазки. Легенды и поверья разных народов рассказывают немало интересных историй о происхождении и названии этих растений. Познакомимся с ними и мы.

Описание цветка

Пять нежных, чаще фиолетово-желто-бело-синих, лепестков располагаются на ветвистом стебле высотой около двадцати сантиметров и по форме напоминают сердечки. Крупные, удивительно на растении сменяют друг друга с весны и до середины лета. Такой красочный ковер буквально завораживает.

Легенды и поверья о цветах анютины глазки дают различное толкование их появления. Многие из видов, разводимых сегодня, - это гибриды, полученные путем скрещивания их диких прародичей с А первые результаты подобной селекции появились еще в XVI веке при дворе принца Вильгельма Гессен-Кассельского. Сегодня это один из самых распространенных садовых цветков. Фиалка (виола) трехцветная, анютки, братки, Иван-да-Марья - таковы самые распространенные названия этого прекрасного растения.

Русская легенда про анютины глазки

Жила добрая, доверчивая, чистая сердцем девушка. Как-то она познакомилась с парнем, приехавшим в их деревню. Анюта полюбила молодого человека, верила в его искренность. А он перед отъездом обещал вернуться и забрать ее с собой. Каждый день выходила девушка на дорогу и ждала любимого, но от так и не появился. Закончилось все трагически: девушка зачахла от тоски и умерла. А на ее могиле выросли удивительные растения с трехцветными лепестками. По версии народа, окраска их соотносится с разными периодами жизни Анюты. символизирует надежду героини на взаимность и счастье в самом начале отношений. Желтый - удивление от того, что жених долго не приезжает. Фиолетовый - печаль, крах всех мечтаний и смерть.

Эта легенда про цветок анютины глазки имеет и другие вариации. Первая гласит, что богатого юношу женили против его воли на другой, и девушка умерла от боли и горя. По второй - любимый ушел на войну и там погиб. А Анюта со временем превратилась в цветок, который все еще продолжает ждать милого у дороги.

История о братках

У белорусов, украинцев и поляков есть своя версия происхождения цветка анютины глазки. Легенды и поверья у этих народов тоже несколько отличаются, но суть их - в греховной любви брата и сестры. Самой трогательной является история, относящаяся к временам набегов турок.

Войско завоевателей напало на украинское село и захватило в плен мирных жителей. Рядом с красивой чернобровой девушкой, заливавшейся слезами, ехал молодой янычар. Пленница пришлась ему по душе, и он поддерживал ее всю дорогу. А потом предложил бежать, обещая вернуть ее на родину и жениться. Во время одного из привалов им удалось совершить задуманное. А после того, как они стали близки, янычар рассказал историю своей жизни. Что родился там же, где был дом его подруги. Что еще ребенком попал в плен. Что отец его был кузнецом, а рядом с домом росла груша и бушевал поток. Поняла тут девушка, что янычар - это ее пропавший старший брат, и горько расплакалась. Осознали они, какой грех совершили, и что счастье теперь невозможно. Молодые люди превратились в прекрасные цветы, которые народ стал любовно называть братками.

Мифы об Афродите и Венере

Давным-давно боги играли большую роль в жизни людей. Вера в их сверхспособности, волшебную силу, возможность вмешиваться в земную жизнь породила немало интересных историй. К их числу относится и легенда о цветах анютины глазки, которая объясняет, почему растение имеет такую форму.

Красивая Афродита в жаркий день решила искупаться. И хотя она выбрала укрытый от посторонних взглядов водоем, вскоре заметила, что за ней восхищенно наблюдает целая толпа людей. Возмущенная богиня обратилась к Зевсу с просьбой наказать осмелившихся на подобный поступок. Но громовержец в тот день был в хорошем настроении и потому просто превратил любопытных в цветы.

У древних римлян есть аналогичный миф о том, как за купающейся Венерой подглядывали мужчины. Всех их постигла та же участь.

Кстати, эта легенда о растении анютины глазки перекликается с распространенной историей, в которой обычная земная женщина обратила свой взор на то, что было под запретом. Наказанием для нее стало превращение в цветок, который по окраске на самом деле напоминает человеческое лицо.

А из всех этих историй вытекает еще одно символическое значение анютиных глазок - любопытство.

Миф о любви Юпитера

Интересна и другая древнеримская легенда про анютины глазки.

Однажды Юпитер спустился на землю и под видом пастуха отправился в храм Юноны. Среди прочих девушек он заметил дочь аргосского царя - Ио, совершавшую жертвоприношение. Гордая и неприступная, она сразу же покорила бога и сама прониклась к нему чувствами. Но вскоре о тайных встречах узнала Юнона, и Юпитер, опасаясь за жизнь любимой, превратил девушку в белую корову. Теперь она целыми днями, никем не узнанная, ходила у дворца в Аргосе. Наконец Ио нашла способ объяснить царю, кем является на самом деле. Наблюдая за страданиями отца и дочери, Юпитер обратился за помощью к богине земли. Та подарила девушке невероятно красивый и лакомый цветок. А окраска его стала символом возникшего любовного треугольника.

Это одна из наиболее распространенных версий о судьбе царевны Ио. Похожий миф, опять же, можно найти у древних греков. Там девушку, которой увлекся Зевс, наказала Гера.

Немецкая легенда о цветах анютины глазки

Это история о злой мачехе. Она связана с необычным Согласно легенде, жила злая мачеха - ее символизирует нижний лепесток. Самый большой и красивый. У женщины было две родные дочери - это средние лепесточки. Ну и, как во всякой народной сказке, все беды падали на несчастных падчериц. Потому верхние лепестки на цветке самые маленькие и блеклые. Но это еще не окончание легенды. Далее она гласит, что изначально большой лепесток находился сверху, а символы падчериц - внизу. Чтобы как-то наказать злую мачеху и облегчить жизнь сироток, Бог перевернул цветок. В результате рядом с мачехой оказались острые шпоры. А ее любимые дочки получили не очень привлекательные усики. Так легенда о цветах анютины глазки стала выражением народного сочувствия горю и страданием сироток.

Сила внушения

Если любая легенда о цветах анютины глазки, приведенная здесь, чаще всего вызывает сомнения в ее достоверности, то сложившиеся на их основе традиции многими воспринимаются как должное. Например, еще недавно в России бытовало мнение, что это растение умерших, потому его место не в саду, а на могиле. По этой же причине французы и в наше время никогда не дарят букет из белых анютиных глазок.

Интересная находка была обнаружена в монастыре траппистов, действовавшем в Средние века. На его стене художник изобразил рядом цветок анютиных глазок и мертвую голову, при этом сделал красноречивую надпись: «Помни о смерти».

Но все же в большинстве случаев это растение имеет оптимистичное значение и символизирует настоящую любовь. Так, в Англии анютины глазки было принято дарить любимому человеку в День Святого Валентина. Во Франции же их до сих пор используют для гадания на суженого. А в Польше сохранился такой способ приворота: брызнуть сок цветка на глаза спящему юноше и предстать перед ним в момент его пробуждения.

Таким образом, во многих странах популярная народная легенда о анютины глазки породила различные предрассудки и убеждения, причем некоторые из них действуют и сегодня.

Это любопытно

Очень интересна и познавательна будет каждая приведенная здесь легенда об анютиных глазках для детей. Кроме того, в народной памяти хранятся и реальные факты о чудесном цветке. Так, во Франции анютиным глазкам дали название pensee, что означает «дума, мысль». Многие связывают это со строением коробочки с семенами, которые, кстати, разлетаются на расстояния, в несколько раз превышающие размер самого растения.

В христианском мире анютины глазки иногда называют цветком Действительно, если присмотреться, у основания лепестков можно увидеть треугольник - символ всевидящего Божьего ока. А отходящие от него лучи - это якобы лики Троицы.

Анютины глазки являлись любимым цветком Жозефины. В истории они известны и как эмблема династии Наполеона.

Засушенные цветки анютиных глазок часто используют при лечении, так как они содержат много салициловой кислоты.

Анютины глазки, как и ромашки - цветы любви.Наверное, нет ни одного человека на Земле, который бы не знал, как выглядят эти цветы, окутанные множеством легенд!В христианском мире анютины глазки - цветок святой Троицы. Христиане средневековья видели в темном пятне по центру цветка треугольник, олицетворяющий всевидящее око Бога Отца, лучики, расходящиеся от треугольника - исходящее от него сияние.В Северной Франции полностью белоснежные анютины глазки являются цветком смерти, поэтому их не дарят и не делают из них букеты (не только белые анютины глазки, но и другие белые цветы, во многих культурах идут рядом с печальными событиями). Но это, еще раз оговариваемся, относится лишь к белым цветам.Для влюбленных, анютины глазки - символ верности.В Беларуси, Польше, Украине анютины глазки называются «братки». Их дарят в знак очень большого расположения к человеку.Молодая девушка дарит эти цветы только своему жениху.С древних времен люди верят в то, что анютины глазки могут приворожить любовь. Но выполнить все условия привораживания крайне затруднительно. Нужно каким-то образом оказаться в спальне предмета своего вожделения в то время когда он спит!!!, брызнуть на его веки сок от анюток, а потом он должен проснуться и первого кого увидеть - это вас!!! и тогда незамедлительно возникнет любовь !Французские девушки крутили цветок за стебелек и приговаривали: «Думай хорошенько: в той стороне, где ты остановишься - будет и мой суженный.» в Англии эти цветы посылают влюбленные в Валентинов день 14 февраля. И тогда чувства, тщательно скрываемые весь год открываются.
Присылали даже просто засушенный цветок с именем, чего было достаточно для изъявления своих романтических намерений.
В Англии этот цветок называют «Hearts ease» - сердечное успокоение, сердечная радость, т.к. достаточно без слов прислать этот цветок и чувства и намерения становятся явными, принося успокоение и радость.
С 16 столетия анютины глазки носят значение pensée (по-французски) - мысль, дума. С этого же времени они стали интересовать селекционеров, появились их садовые разновидности (не селекционеров, а цветов ) и анютка стала достойным украшением клумб.
В 19 столетии анютины глазки стали скрещивать с фиалкой и появилось около 400 (а уж сколько их в наше время...) их разновидностей с очень красивыми, в том числе махровыми соцветиями и различными окрасками.
В Англии были выведены очень эффектные сорта, среди которых есть цветы абсолютно чёрного цвета - «Фауста», а в природе цветы черного цвета встречаются крайне редко.А еще анютины глазки - символ оживающей природы, т.к. весной, на лугах, они зацветают одними из первых после таяния снега.Анютины глазки - лекарственное растение, которое избавляет людей от высыпаний на коже (в т.ч. от золотухи, экземе), очищает кровь.
А вот и легенды.

Одна из легенд рассказывает печальную историю о девочке Анюте. В одной деревеньке жила - была добрая и доверчивая девушка Анюта. Со всеми была приветлива и ласкова. На беду приехал в эту деревню молодой человек, которого и полюбила девушка. А он оказался человеком ненадежным, обещал вернутся за Анютой, но уехал и забыл о ней. Ждала ждала его Анюта и от тоски умерла. На месте ее погребения выросли цветы, лепестки которых были трех цветов, отражающих Анютину жизнь: белый цвет - надежда, желтый - удивление, фиолетовый - печаль.
Немцы называют анютки «мачеха». Самый нижний лепесток, красиво окрашенный и крупный - это разодетая злая мачеха, два лепестка повыше, тоже очень нарядные - это родные дочери, обласканные своей родной матерью, а два верхних лепесточка бело-лиловые, бедно окрашенные - это нелюбимые и постоянно унижаемые мачехой девочки-падчерицы. И по преданию, сперва мачеха находилась сверху, а Господь перевернул цветок и наградил «мачеху» шпорцем, а ее недобрых дочерей усиками, а падчерицы стали сверху цветка, поближе к Господу - в утешение им.
Есть предания о том, что анютины глазки - это лица любопытных людей, которые любили подглядывать за чужой жизнью, толковать ее по-своему, за что и понесли наказание - были превращены в цветы.
Однако, все зависит от самих людей, какие они: добрые или злые, или, может быть, просто обиженные другими людьми? По некоторым преданиям анютины глазки - это личики гномиков, которые ласково и с любопытством оглядывают окружающий мир, радуются всему хорошему и интересуются всем на Свете.
Купалась однажды Венера в красивом земном озере и не знала, что за ней наблюдают простые смертные. Заметила она их, разгневалась и воззвала к Зевсу, чтобы он наказал их. Зевс превратил этих людей в цветы, выражающие своей формой и расцветкой любопытство и удивление.
По греческим преданиям это цветок Юпитера.
Однажды скучавший Юпитер принял вид обычного пастушка и спустился на Землю, на веревочке вел он белую овечку. Масса народа шла в храм Юноны и он пошел вслед за ними. В храме, прекрасная Ио, дочь царя Иноха, совершала жертвоприношение. Громовержец был сражен красотою Ио и открылся ей в своих чувствах, положив у ног ее белую овечку.
Ио - гордая красавица, недоступная для всех царей земных не смогла устоять перед очарованием Юпитера. Они стали встречаться под покровом ночи. Но ревнивая Юнона узнала о вероломстве Юпитера и решила отомстить. Для того, чтобы укрыть любимую от гнева Юноны, Юпитер превратил Ио в белоснежную корову, но сделал её несчастной. Долго горевал отец о пропавшей дочери, а она бродила меж сестер своих и около отца, которые не узнавали ее. Однажды, отец кормил ее и она написала копытцем на песке о том, кто она. Отец был сражен горем, узнав об участи своей дочери, которую считал уже погибшей. И сказал он ей, что страдает теперь в десять раз больше, при виде ее в обличье коровы, которая и слова вымолвить не может. Видя как горюет Ио и отец ее, Юпитер в утешение приказал земле вырастить для нее цветы - анютины глазки - как лакомый корм для белоснежной чудесной коровы...

Откуда взялось русское название этого цветка - достоверно не известно. Правда, некоторые красивые сорта его действительно несколько походят как бы на глаз, но это большею частью уже крупные, усовершенствованные культурой сорта, тогда как интересующее нас растение - тот простой, скромный цветочек, который растет на пашнях, а иногда и около домов, на огородной земле в деревне.

В Германии его называют мачехой (Stiefmutterchen), объясняя это название следующим образом.

Нижний, самый крупный, самый красиво испещренный лепесток представляет собой расфранченную мачеху, два находящихся повыше, не менее красиво окрашенные лепестка - ее родных дочерей, а два самых верхних беленьких, как бы полинявших, с лиловатым оттенком лепестка - ее бедно одетых падчериц. Предание говорит, что прежде мачеха находилась наверху, а бедные падчерицы внизу, но Господь сжалился над бедными забитыми и заброшенными девочками и повернул цветок, причем злой мачехе дал шпорцы, а ее дочерям - ненавистные им усики.

По мнению других, анютины глазки изображают лицо, что и действительно, если хотите, верно, сердитой мачехи.

В самом деле, есть цветки, рожицы которых выглядят как-то зло, так что, пожалуй, можно принять их, согласно сказке, за лицо какой-то злой женщины.

Третьи же, видя в них также лицо, не видят в его выражении ничего злого, а просто только любопытство и рассказывают, что оно принадлежит одной женщине, которая, будто, была превращена в этот цветок за то, что из любопытства заглядывала туда, куда ей было запрещено.

Как бы в подтверждение этого рассказывается еще такая легенда об их появлении на земле.

Однажды, говорит легенда, Венера вздумала купаться в одном отдаленном гроте, куда не мог проникнуть ни один глаз человеческий, и купалась долгое время.

Но вдруг слышит шорох и видит, что несколько смертных смотрят на нее...

Тогда, прийдя в неописуемый гнев, она взывает к Зевсу и умоляет наказать дерзновенных.

Зевс внемлет ее мольбе и хочет покарать их смертью, но потом смягчается и превращает их в анютины глазки, роспись которых выражает послужившее им гибелью любопытство и удивление.

Греки называли этот цветок цветком Юпитера, и о происхождении его существовала у них такая легенда.

Однажды Громовержец, соскучившись сидеть на своем троне из облаков, задумал разнообразия ради спуститься на землю. Чтобы не быть узнанным, он принял вид пастушка и взял с собою прелестную белую овечку, которую вел на веревочке. Дойдя до Аргивских полей, он увидел массу стремившегося в храм Юноны народа и машинально последовал за ним. Тут как раз совершала жертвоприношение знаменитая в Греции красавица Ио, дочь царя Иноха. Обвороженный ее необычайной красотой Юпитер забыл о своем божественном происхождении и, положив к ее ногам приведенную им с собой прелестную белую овечку, открылся ей в любви своей.

Гордая, неприступная, отказавшая домогательствам всех земных царей Ио не могла противостоять чарам Громовержца и увлеклась им. Влюбленные видались обыкновенно только в ночной тиши и под строжайшим секретом, но ревнивая Юнона разузнала скоро об этой связи, и Юпитер, чтобы спасти бедную Ио от гнева своей супруги, принужден был превратить ее в чудную белоснежную корову.

Но это укрывшее от гнева и злобы Юноны превращение Ио сделалось для нее величайшим несчастьем. Узнав о таком ужасном превращении, она начала горько рыдать, и жалобные вопли ее раздавались, как коровий рев. Она хотела поднять руки к небу, чтобы упросить бессмертных возвратить ей прежний образ, но превратившиеся в ноги руки не слушались ее. Печально бродила она среди своих сестер, и никто не узнавал ее. Правда, отец ласкал ее по временам как прекрасное животное и давал ей сочных листьев, которые срывал с ближайшего куста, но напрасно лизала она ему с благодарностью руки, напрасно проливала слезы - он также не узнавал ее.




Тогда ей пришла на ум счастливая мысль: она задумала о своем несчастье написать. И вот однажды, когда отец кормил ее, она начала ногами вычерчивать на песке буквы. Эти странные движения обратили на себя его внимание, он начал всматриваться в написанное на песке и, к ужасу своему, узнал несчастную участь своей дорогой красавицы-дочери, которую он считал давно погибшей.

"О, я несчастный! - воскликнул он, обнимая ее за шею. - Вот в каком ужасном виде я нахожу тебя, дорогое, бесценное дитя мое, тебя, которую я так долго и тщетно везде искал. Ища тебя напрасно всюду, я тяжело страдал, но найдя, - в десять раз больше. Бедное, бедное дитятко, ты даже не можешь промолвить мне хоть одно слово в утешение, вместо слов у тебя вырываются из наболевшей души только дикие звуки!"

Несчастные дочь и отец были неутешны. И вот тогда-то, чтобы хотя несколько смягчить ужасную участь Ио, земля по приказанию Юпитера вырастила как приятный, лакомый для нее корм наш цветок, который вследствие этого и получил у греков название цветка Юпитера и символически изображал краснеющую и бледнеющую девичью стыдливость.

У римлян об анютиных глазках мы никаких сведений не встречаем, но в средние века они начинают играть роль в христианском мире и получают название цветка св. Троицы.

По словам Клузиуса, средневековые христиане видели в темном, находящемся посредине цветка пятне треугольник и сравнивали его со всевидящим оком, а в окружающих его разводах - идущее от него сияние. Треугольник изображал, по их мнению, три лица св. Троицы, берущие свое начало из всевидящего ока - Бога Отца.

Вообще цветок этот в средние века был окружен таинственностью, и в одном из монастырей траппистов можно было видеть на стене громадное изображение его с мертвой головой в центре и надписью: "memento mori" (помни о смерти). Быть может, белые анютины глазки потому и считают в Северной Франции символом смерти, никогда никому не дарят и не делают из них букетов.

С другой стороны, они служили влюбленным символом верности, и было в обычае дарить друг другу свои портреты, помещенные в увеличенном изображении этого цветка.

Таким же значением пользуется он и в наше время в Польше, где его зовут "братки" и дают на память лишь в знак очень большого расположения. Как говорят, такой цветок молодая девушка дает там на память только своему жениху.

Анютиным глазкам с древних времен приписывается еще свойство привораживать любовь.

Для этого лицу, которое хотели приворожить, надо было только во время сна брызнуть на веки сока этих цветков и затем придти встать перед ним как раз в то время, как он проснется.

Современные же французские крестьянские девушки, чтобы привлечь к себе чью-либо любовь и узнать, где живет их суженый, вертят цветок за цветоножку, приговаривая: "Думай хорошенько: в той стороне, где ты остановишься - будет и мой суженый".

С XVI столетия анютины глазки получают всеобщее название pensee - мысль, дума, но откуда оно взялось и по какому поводу было дано - неизвестно. Известно только, что впервые оно появилось в Брабанте. Есть предположение, что оно персидского происхождения, так как будто нигде на свете этот цветок не пользовался такой любовью, как в Персии, где для него существует даже гораздо более ласкательных имен, чем для обожаемой там всеми розы.


Немецкий же ботаник Штерне предполагает, что оно происходит оттого, что семенная коробочка этого цветка походит несколько на череп - место помещения мозга и мысли.

Цветы эти посылаются в Англии влюбленными в Валентинов день (14-го февраля), когда все чувства, скрываемые целый год, получают право вылиться на бумаге, и рассылаются по адресу тех лиц, которым предназначаются.

В этот день, как говорят, пишется здесь более писем с объяснениями в любви, чем на всем земном шаре.

Теперь, прикрываясь анонимом как маской, даже девушки решаются открыть свое сердце, свои помышления тому, кого любили до сих пор только втайне, а молодые люди ждут этого дня, чтобы предложить руку и сердце своим избранницам.

Иногда посылается просто засушенный цветок с именем. Этого уже достаточно - все понятно.

Вот почему кроме названия pansy, соответствующего французскому слову pensee, его называют в Англии еще "Hearts ease" - "сердечным успокоением", "сердечной радостью", так как действительно, выражая без слов желание и мысль того, кто его посылает, он служит успокоителем его чувств.

Французское название этого цветка дало также повод Людовику XV при возведении в дворянское достоинство столь прославленного в его время экономиста и врача Кене поместить ему в герб три pensee с надписью: "глубокому мыслителю".

Однако все, что мы до сих пор говорили, касается не тех бархатистых чудных Анютиных глазок, которые мы встречаем в наших садах, а скромных желтеньких и лиловых диких их предков.

Первая попытка сделать их садовыми цветами относится ко времени знаменитого сотоварища Меланхтона - Камерария, жившего в начале XVI столетия. В это время стал разводить их из семян в своих садах принц Вильгельм Гессен-Кассельский. Он первый дал полное описание этого цветка. В XVII же веке стал заниматься им Вандергрен, садовник принца Оранского, и вывел пять сортов.

Но первым существенным своим усовершенствованием цветок этот обязан леди Мери Бенет, дочери графа Танкервилля, в Вальтоне, в Англии, которая, сделав его своим любимцем, засадила им весь сад и всю террасу своего замка. Вследствие этого ее садовник Рихард, желая доставить ей удовольствие, начал собирать семена наиболее крупных и красивых экземпляров и высевать их, а насекомые, перелетая с одного цветка на другой и опыляя их, способствовали образованию новых разновидностей. Таким образом получились вскоре те чудные сорта, которые обратили на себя всеобщее внимание и сделали анютины глазки одним из самых любимых цветов.

Это было в 1819 году, а в 30-е годы XIX столетия, то есть лет через пятнадцать, стали обыкновенные анютины глазки скрещивать частью с европейской крупноцветной желтой фиалкой (Viola lutea), a частью с алтайской и получили таким образом массу (Дарвин в 1830 году насчитывал их уже более 400) разновидностей, среди них уже и те бархатистые, атласистые цветы, которые составляют украшение наших садов.


За последнее время особенно красивые цветы были выведены в Англии: совершенно черные, носящие название Фауста, светло-голубые - Маргариты и винно-красные - Мефистофеля. Теперь все внимание садоводов обращено на получение махровых и сильнопахучих цветов, так как единственно, чего не достает этому прелестному цветку - это запаха.

В Америке же, в городе Портленде штата Орегон, садоводы стараются увеличить размер цветка и выводят уже, как говорят, цветы в 4-5 дюймов в диаметре.

Но этот размер садоводам кажется еще недостаточным: они хотят придать им величину подсолнуха.

Такому исполинскому росту, по-видимому, способствует во многом и климат, и самая почва Орегона, где вообще эти цветы растут так успешно, как нигде.

Почти все крупные цветы - красного колера, тогда как желтые и белые никогда не достигают большой величины.

На предполагавшейся некоторое время тому назад выставке садоводства в Портленде местные садоводы думали на одной клумбе выставить 25.000 таких исполинских глазков: удалось ли им это - не знаю.

В заключение расскажем один забавный случай, происшедший в 1815 году в небольшом провинциальном городке Франции, поводом к которому послужил наш скромный цветочек.

Священник этого городка, и в то же время школьный учитель, вздумал однажды задать ученикам своим сочинение на тему "Viola tricolor" (трехцветная фиалка), так зовут на научном языке анютины глазки, и в пояснение прибавил в виде эпиграфа строку из латинского стихотворения средневекового французского поэта: "Flosque lovis varius foliis tricoloris et ipse par violae" ("Разновидность цветка Юпитера с трехцветными лепестками и сам равный фиалке").

По легенде о фиалке (об анютиных глазках): в трехцветных лепестках анютиных глазок отразились три периода жизни девушки Анюты с добрым сердцем и доверчивыми глазами. Жила она в деревне, каждому слову верила, любому поступку находила оправдание. Повстречала на свою беду коварного обольстителя и всем сердцем полюбила его. А юноша испугался ее любви и поспешил в дорогу, уверяя, что скоро вернется. Долго смотрела Анюта на дорогу, тихо угасая от тоски. А когда погибла, на месте ее погребения появились цветы, в трехцветных лепестках которых отразилась надежда, удивление и печаль. Это русское предание о цветке.

nbsp; Греки называли этот цветок цветком Юпитера, и о происхождении его существовала у них такая легенда.

Однажды Громовержец, соскучившись сидеть на своем троне из облаков, задумал разнообразия ради спуститься на землю. Чтобы не быть узнанным, он принял вид пастушка и взял с собою прелестную белую овечку, которую вел на веревочке. Дойдя до Аргивских полей, он увидел массу стремившегося в храм Юноны народа и машинально последовал за ним. Тут как раз совершала жертвоприношение знаменитая в Греции красавица Ио, дочь царя Иноха. Обвороженный ее необычайной красотой Юпитер забыл о своем божественном происхождении и, положив к ее ногам приведенную им с собой прелестную белую овечку, открылся ей в любви своей.

nbsp; Гордая, неприступная, отказавшая домогательствам всех земных царей Ио не могла противостоять чарам Громовержца и увлеклась им. Влюбленные видались обыкновенно только в ночной тиши и под строжайшим секретом, но ревнивая Юнона разузнала скоро об этой связи, и Юпитер, чтобы спасти бедную Ио от гнева своей супруги, принужден был превратить ее в чудную белоснежную корову. Но это укрывшее от гнева и злобы Юноны превращение Ио сделалось для нее величайшим несчастьем. Узнав о таком ужасном превращении, она начала горько рыдать, и жалобные вопли ее раздавались, как коровий рев. Она хотела поднять руки к небу, чтобы упросить бессмертных возвратить ей прежний образ, но превратившиеся в ноги руки не слушались ее. Печально бродила она среди своих сестер, и никто не узнавал ее. Правда, отец ласкал ее по временам как прекрасное животное и давал ей сочных листьев, которые срывал с ближайшего куста, но напрасно лизала она ему с благодарностью руки, напрасно проливала слезы — он также не узнавал ее.

nbsp; Тогда ей пришла на ум счастливая мысль: она задумала о своем несчастье написать. И вот однажды, когда отец кормил ее, она начала ногами вычерчивать на песке буквы. Эти странные движения обратили на себя его внимание, он начал всматриваться в написанное на песке и, к ужасу своему, узнал несчастную участь своей дорогой красавицы-дочери, которую он считал давно погибшей.
- О, я несчастный! — воскликнул он, цепляясь за ее шею и обнимая ее морду. — Вот в каком ужасном виде я нахожу тебя, дорогое, бесценное дитя мое, тебя, которую я так долго и тщетно везде искал. Ища тебя напрасно всюду, я тяжело страдал, но найдя, — в десять раз больше. Бедное, бедное дитятко, ты даже не можешь промолвить мне хоть одно слово в утешение, вместо слов у тебя вырываются из наболевшей души только дикие звуки!

Несчастные дочь и отец были неутешны. И вот тогда-то, чтобы хотя несколько смягчить ужасную участь Ио, Зевс по приказанию Юпитера вырастил приятный, лакомый для нее корм наш цветок, который вследствие этого и получил у греков название цветка Юпитера или анютины глазки, которые символизировали любовный треугольник.


Однажды бог солнца Аполлон преследовал своими жгучими лучами одну из прекрасных дочерей Атласа, бедная девушка обратилась к Зевсу с мольбой укрыть и защитить ее. И вот великий громовержец, вняв её мольбам, превратил ее в чудную фиалку и укрыл ее в тени своих кущ, где она с тех пор каждую весну цвела и наполняла своим благоуханием небесные леса.

3десь, может быть, этот прелестный цветок остался бы навсегда и никогда не попал бы к нам на землю, но случилось так, что Прозерпина, дочь Зевса и Цереры, отправившись в лес за цветами, была похищена внезапно появившимся Плутоном, как раз в то время, когда она рвала фиалки. В испуге она выронила из рук нарванные ею цветы на землю, которые и послужили прародительницами тех фиалок, которые растут у нас и поныне.


Вот что рассказывает еще одна легенда. Однажды в жаркий день Венера решила искупаться в самом отдаленном гроте, чтобы никто не смог подсмотреть. Богиня Венера долго и с удовольствием купалась и вдруг услышала шорох. Повернулась и увидела, что несколько смертных смотрят на нее. Разгневалась богиня и решила наказать слишком любопытных. Венера обратилась к Зевсу с просьбой наказать виновных. Зевс, конечно, откликнулся на просьбу прекрасной богини и решил покарать их, но потом смягчился и превратил их в анютины глазки, выражающие любопытство и удивление.

В Германии называют этот цветок мачехой, объясняя название следующим образом. Нижний, самый крупный и красивый лепесток - это разодетая мачеха. Два, находящихся повыше, не менее красиво окрашенных лепестка - это ее, не менее красиво разодетые дочери. А два самых верхних беленьких лепестка, как бы полинявших, с лиловатым оттенком лепестка - это ее бедноодетые падчерицы. Предание гласит, что прежде мачеха находилась наверху, а бедные падчерицы внизу, но Бог сжалился над бедными, забитыми и заброшенными девочками и повернул цветок, при этом злой мачехе достался беспокоящий ее шпорец, а ее родным дочерям - ненавистные им усики.

Некоторые видели в этом цветке женское лицо, выражающее любопытство. Рассказывают, будто это лицо принадлежит одной женщине, которая была превращена в цветок за то, что из любопытства заглянула туда, куда ей было запрещено глядеть.

На Руси считалось, что анютины глазки не пригодны для сада, поскольку это цветы не для живых, а для умерших. В Центральной России их традиционно сажают на могилах. Согласно английскому народному поверью, если в ясный день рвать анютины глазки, то вскоре пойдёт дождь. В римской мифологии фиалку трехцветную называют цветком Юпитера. Фиалка - любимый цветок императрицы Жозефины и эмблема Наполеонидов.

Фиалку трехцветную порой называют Иван-да-Марьей, хотя так называют растения и некоторых других видов - например, Марьянник дубравный, живучку женевскую, шалфей луговой и барвинок. Почему? У них тоже ярко отличающиеся два цвета (у фиалки третий, белый, в расчет не принимается).

Иван-да-Марья чаще всего зовется еще братом-с-сестрой, желтяницей, ивановой травой. Иван-да-Марья - народное название нескольких травянистых растений, цветы которых (или верхние части всего растения) отличаются присутствием двух резко различаемых окрасок, чаще всего жёлтой и синей или фиолетовой.


Много преданий, связанных с Иваном-да-Марьей... Обычно это название объясняется легендарным сюжетом о брате и сестре Иване и Марье, между которыми наличествовал некий неразрешимый конфликт, для разрешения которого они решили стать цветком, окрашенный в разные цвета. По одной версии, брат и сестра не ведали о своем кровном родстве и вступили в брак, за нарушение обычая они были обращены богом в цветок. По другой - превращение состоялось по согласию влюбленных, которые не смогли справиться со своей страстью и не желали расставаться. Самый жесткий вариант предания гласит, что сестра хотела соблазнить братца, а он за это ее убил. В качестве предсмертной воли девушка попросила посадить на могиле этот цветок. Другое значение связано лишь с платонической, родственной любовью тех же персонажей. Оно тоже отражено в старинном сказании, повествующем, как жили брат с сестрою на берегу озера. Раз заманили Марью русалки, и досталась она в жены водяному. Иван горевал, хотел уйти прочь, обнаружив башмаки сестрины на берегу, да в конце концов спас ее, одолев водяного полынь-травой.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.