Фен-шуй – это наука. Фен шуй

В.Ю. Питанов

В последние время у многих наших сограждан появилось новое увлечение, которое называется фэн-шуй. Литература по фэн-шуй обильно представлена в книжных магазинах. В интернете ему посвящено множество сайтов. В общем, можно сказать, что фэн-шуй нынче в моде. Но насколько глубоко увлекающиеся им понимают природу фэн-шуй? Многие ли способны четко ответить на вопрос: что это такое – наука, религиозное учение или очередное суеверие? Где находятся корни фэн-шуй? На эти и другие вопросы автор попытается ответить в статье. Людям, которым все равно, во что верить, и которые, как флюгер, поворачиваются в сторону модных увлечений, она вряд ли будет интересна. Статья рассчитана на того, кто серьезно относится к своей духовной жизни и считает себя христианином. И, в первую очередь, для христиан, которые размышляют, впустить или нет фэн-шуй в свою жизнь.

Итак, что же такое фэн-шуй? Фэн-шуй переводится с китайского как «ветер-вода» . Появилось это учение в Китае в IX веке . Интересно отметить, что Лиллиан Ту , популярный гуру современного фэн-шуй, датирующий его IX веком, в другой своей работе пишет: «Китайцы практикуют фэн-шуй тысячелетия» . Правда, откуда взялись эти «тысячелетия», она не разъясняет. Впрочем, как заметил автор, в трудах Лиллиан Ту нередко встречаются достаточно противоречивые утверждения, со многими, из которых мы познакомимся ниже поподробнее. Итак, современные последователи фэн-шуй утверждают, что существует множество его школ, при этом «настоящий Фэн-шуй опирается на одни и те же концепции» . Различия в разных школах фэн-шуй лишь в практике . Пытаясь определить фэн-шуй, Лиллиан Ту пишет: «Фэн-шуй – это древнекитайский набор практических методов жизни в гармонии с собственным окружением, то есть со структурой и колебаниями окружающей нас энергии» ; «Фэн-шуй – это искусство правильного использования космического дыхания, или ци, – силы, циркулирующей во всей окружающей нас среде»; «Фэн-шуй – это не только наука об энергии «ветра и воды» (так собственно переводится термин Фэн-шуй), но и искусство использования, привлечения и генерирования этой энергии» . Из всего вышесказанного можно вывести примерно следующее определение фэн-шуй: фэн-шуй – это теория и практика, с помощью которых человек привлекает и генерирует некую энергию ци, и с помощью этой энергии гармонизирует свое окружение. Для чего все это нужно? На это дается следующий ответ: «…цикл удачи и неудачи может быть существенно изменен, если вы познаете секреты земных энергий и способы манипулирования ими» . Под удачей Лиллиан Ту понимает: деньги, здоровье, власть, в общем, процветание. Лиллиан Ту пишет: «…увеличение доходов – это одно из человеческих стремлений, которое проще всего удовлетворяется с помощью Фэн-шуй» ; «Если вам не суждено стать великим воротилой бизнеса, Фэн-шуй поможет вам разбогатеть, но не сделает вас сказочно богатым человеком. Все зависит от вашей небесной удачи».

Учитывая, что в основе фэн-шуй лежит учение об энергии ци, познакомимся с этим учением подробнее. Итак, ци – это некая «вибрирующая» энергия, которая распространена повсюду, она дает человеку «силу и душу» . Лиллиан Ту пишет: «Ци человека – это дух, управляющий его деятельностью. Избыток (или недостаток) ци в теле определяет здоровье и жизнедеятельность человека… у разных людей ци отличается качеством и количеством… ци человеческого тела должна находиться в гармонии с ци его окружения» . В другой книге Лиллиан Ту добавляет: «Именно ци привлекает изобилие, богатство, процветание, здоровье, признание, популярность и счастье» . Откуда взято учение о ци? Из даосизма. А раз так, то будет полезно узнать даоскую концепцию ци.

Необходимо заметить, что даосизм является национальной религией Китая. Его истоки лежат в практике созерцания и медитации, которые использовались для обретения состояния бесстрастия и покоя, а так же для обретения бессмертия. Нет смысла подробно знакомить с даоским учением, так как по данной теме есть очень хорошие работы, к которым автор адресует всех интересующихся даосизмом. Для наших целей будет достаточно познакомиться только с классическим даоским учением о ци.

Даосизм пантеистичен. Ци есть энергия пронизывающая всю Вселенную. Классический пример, объясняющий природу ци, дает древнекитайский-скептик Ван Чун (I век от Р. Х.); он утверждал что материя и дух – это разные состояния ци, как пар и лед -разные состояния воды. Вещество есть «замороженный» дух, дух есть «оттаявшее вещество», т.е. в даосизме материя и дух единосущны, они существовали всегда и не знали Творца. Человек живет в ци. Ци его окружает со всех сторон. Даосы стремились слиться с ци и через это обрести бессмертие. При этом нужно заметить, что даосизм учит не управлению природой, а скорее отдаванию себя ей. Цель не изменить мир, а слиться с ним. Откуда даосы узнали о ци? Через медитации в результате мистических озарений.

Что такое фэн-шуй для его последователей: религия или наука? Лиллиан Ту так отвечает на этот вопрос: «Мы рассматриваем Фэн-шуй как прикладную науку, поскольку законы Фэн-шуй формировались на основе эмпирических данных, собранных в течение веков» . Итак, последователи фэн-шуй относят к науке. Что касается религиозности фэн-шуй, то ответ дается такой: «Фэн-шуй не является религией» ; «…в самой практике нет ничего духовного или мистического. От вас не потребуется компромиссов с религиозными верованиями или идеологическими принципами, поскольку для практики не требуется никаких молитв, жертвоприношений или веры» . Не относит Лиллиан Ту свое увлечение и к магии: …Фэн-шуй – это не магия. А также не духовная практика, требующая огромной веры в могущество Фэн-шуй или убежденности в его эффективности».

К сожалению, автор должен заметить, что утверждение Лиллиан Ту касательно того, что в фэн-шуй не требуется вера , является ложным. Лиллиан Ту пишет: «Пока у вас нет потребности верить в фэн-шуй, пока в вас гнездятся сомнения, вы наполняете пространство вокруг себя негативными энергиями» ; «Если вы хотите использовать фэн-шуй для улучшения своей жизни, старайтесь не давать много воли недоверию. После того, как необходимые знания «встанут на свое место», вам даже покажется странным, как вы могли не обращать внимания на все эти вещи, о которых говорилось в теории фэн-шуй» ; «Методика фэн-шуй сработает лучше, если вы будете поддерживать в себе безмятежное отношение к ней» . Приведенные цитаты скорее опровергают, нежели подтверждают заявление Лиллиан Ту, что вера в фэн-шуй не требуется.

Посмотрим теперь, насколько научен фэн-шуй. Лиллиан Ту пишет: «Я должна сознаться, что я не в состоянии точно объяснить, как работает фэн-шуй» . Раскрывая вопрос отношения современной науки к фэн-шуй, она продолжает: «Теория, стоящая за рекомендациями фэн-шуй, может казаться странной представителям западной научной школы. Например, многочисленные упоминания об иньских и яньских аспектах энергии. Предполагается также принятие фундаментальной предпосылки о том, что вся вселенная и все в ней сотворено из Пяти Элементов – Земли, Воды, Дерева, Металла и Огня, – состоящих в отношениях взаимного разрушения и порождения» . Если фэн-шуй соответствует стандартам академической науки, почему же ученые его отвергают, как признает это сама Лиллиан Ту? А если они отвергают его, то зачем же Лиллиан Ту вводить в заблуждение своих читателей, заявляя о научности фэн-шуй? Что же это за наука, которую отрицают ученые? Нужно заметить, что наука построена на парадигме , из которой выводится научная картина мира . Фэн-шуй основан на религиозном учении даосизма, который, насколько известно автору, пока не стал основой научной картины мира. Интересно отметить, что в предисловии к одной из книг Лиллиан Ту, ее почитатель пишет: «Фэн-шуй – сложный предмет, требующий глубокого знания китайских метафизических наук . Но китайские метафизические науки к академической науке не имеют никакого отношения. В завершении предисловия говорится: «Фэн-шуй тоже занимается проявлением динамических сил и энергий, которые науке еще только предстоит открыть – в масштабе от земного до вселенского» . Если науке еще только «предстоит» эти силы открыть, может тогда не стоит объявлять это свершимся фактом и классифицировать фэн-шуй как научную дисциплину? Может, будет честнее сказать, что теоретическая база фэн-шуй построена на китайском мистицизме, каковым является даосизм?

Автор уже приводил выше заверение Лиллиан Ту своих читателей в том, что в фэн-шуй нет никакой религиозности, и что любой человек может его практиковать без всяких компромиссов для своей веры . Нужно заметить, что и это заявление не соответствует действительности. Как выше уже было указано, теоретическая база фэн-шуй основана на религиозной доктрине даосизма. А разве можно одновременно верить в даосизм и при этом быть, например, христианином? Нет . Для этого достаточно сравнить их вероучения. Христианство монотеистично, даосизм пантеистичен. Христианство учит о Личном Боге – Творце, в даосизме Бога вообще нет. Для даоса Космос есть Бог и Бог есть Космос. Идея творения мира из ничего, присущая христианству, также отвергается в даосизме. В даосизме нет идеи бессмертной души, которая присутствует в христианстве. Даос воспринимает мир как непрерывный процесс перетекания одних форм и модусов энергии ци в другие. Этот процесс вечен и безличен. В общем, даосизм и христианство настолько отличны, что лишь человек, не знающий их, может говорить о совместимости этих двух мировоззрений. К тому же, как пишет Лиллиан Ту: «…наилучшим подходом к использованию фэн-шуй является развитие истинного благоговения перед энергиями Земли и перед самой Матерью-Землей» . А разве христианин не должен благоговеть лишь перед Богом , а землю хранить ? Вызывают сомнения и главные цели фэн-шуй, которые, согласно христианского вероучения, можно классифицировать просто – стяжательство! Христианство не против материального благополучия, но не ставит его своей целью. Христианин ищет прежде всего Небесного Царствия (), и уже потом земного благополучия и то, только при условии, если оно не мешает главной цели. Об этом четко сказано в Священном Писании: «…какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (). А уж идея всепоглощающей концентрации на достижении богатства, к которому призывает Лиллиан Ту, христианству полностью чуждо. Например, представить себе, что совет, какой дает Лиллиан Ту своим ученикам, сможет дать кому-либо христианин, сложно : «Для успешного создания изобилия вы должны страстно этого хотеть. Вы должны пропитаться этим желанием, полностью сфокусировавшись на нем… Чем яснее вы представите тип удачи, к которому стремитесь, тем острее и эффективнее будут энергии, которые вы создадите» . А как христианин должен отнестись к следующей рекомендации Лиллиан Ту: «Привыкайте видеть мир вокруг себя глазами Фэн-шуй. Развивайте чувствительность к могущественным, хотя и невидимым энергиям вокруг вас» ; «…вы должны попытаться почувствовать свою персональную ци, принадлежащую только вам. Только после этого вы сможете настроиться на свое силовое поле и космическое дыхание внутри вас» . Это хорошая рекомендация для школы экстрасенсов , но полностью неприемлемая для христианства. Используются в фэн-шуй и медитативные практики, которые также полностью несовместимы с христианством , и хотя Лиллиан Ту их критикует, она признает, что используют их мастера фэн-шуй: «Опытные практики фэн-шуй знают секретные методы, позволяющие им овладеть большим количеством персональной ци, которую они используют для вхождения в медитативное состояние для особых консультаций по фэн-шуй. Эти методы разные у разных мастеров, и, судя по тому, что я лично видела, они ближе к шаманству, чем к техникам фэн-шуй» . Лиллиан Ту вероятно не в курсе того, что шаманство является отцом даосизма , на теоретической базе которого основан сам фэн-шуй, а потому мастера фэн-шуй, практикующие шаманизм, – это не аномалия, а норма. Фэн-шуй магичен, как впрочем, магичен и даосизм , и, несмотря на то, что Лиллиан Ту отказывается его классифицировать как магию , она все же пишет: «Фэн-шуй действительно сродни магии: зачастую кажется, что в действие вступает некая мистическая сила» . А если учесть, что Лиллиан Ту признает, что она не знает, как работает фэн-шуй, то какие у нее есть основания не допускать возможности реального присутствия «мистической силы»? Признает фэн-шуй и учение кармы , полностью несовместимое с христианством . А как читателям понравится идея о «трансцендентном фэн-шуй»? Как пишет о нем Лиллиан Ту: «…трансцендентный фэн-шуй… основан на специальных техниках визуализации и распевании мантр» . Сама Лиллиан Ту использует в своей практике мантры из буддизма, но не возражает, чтобы ее читатели для «очищения» использовали, в том числе, и христианские молитвы . А в чем помогает «трансцендентный фэн-шуй»? Как пишет Лиллиан Ту: «Люди, страдающие от неизлечимых болезней вроде СПИДа, рака и других угрожающих жизни заболеваний, могут представить эти проявления нездоровья как мощные блокировки в своей системе. Нарисуйте их в своем воображении как препятствия, которые нужно удалить… представьте мысленно, что блокировки внутри вас рассасываются» . Итак, вы больны СПИДом, раком? Нет проблем, мысленно представьте, что ваша болезнь лишь «препятствие» внутри вашего тела и спокойно отправляйтесь на кладбище. Куда у вас есть все шансы попасть, если вы доверитесь фэн-шуй и будете игнорировать медицину.

В самом начале статьи приводилось утверждение Лиллиан Ту, что одна из главных целей, стоящей перед практикующими, есть достижение материального благополучия; правда, там добавляется: «Все зависит от вашей небесной удачи» . А если «небесная удача» будет против? Получается интересная логика: если вы достигаете богатства, то вы правильно практикуете фэн-шуй, а если нет? Как пишет Лиллиан Ту: «Мне кажется, наилучшим способом распознания настоящих специалистов в области фэн-шуй является изучение биографии. Когда кто-то предлагает вам свои услуги в качестве мастера фэн-шуй, посмотрите, помог ли фэн-шуй самому этому человеку достичь тех вещей, которые он обещает сделать для вас. Если данный человек сам явно ничего не выиграл от хорошего фэн-шуй, следует поискать другого. При правильном использовании фэн-шуй всегда срабатывает (выделено нами. – В.П.)» . Логика, которую использует Лиллиан Ту – чисто сектантская. Система всегда права. Если система не работает, виноват человек . Значит, если последователь фэн-шуй потратил много денег и времени на приобретение литературы, скрупулезно следовал советам фэн-шуй и не получил никаких результатов, то виноват он сам. Система всегда права! С таким подходом можно доказать истинность любой системы.

Приведем несколько советов, которые можно вычитать в книгах по фэн-шуй. Например, читатели могут узнать что «…могила дедушки Мао Цзэдуна находилась «в ладони небесной лунной богини», то есть расположение могилы было настолько благоприятным, что это принесло огромную удачу внуку, в данном случае – великому кормчему Мао» . Как просто: удачно расположенная могила привела человека на вершину власти. Или вот, другой случай: Лиллиан Ту пишет, что она поступала в школу бизнеса, и ей нужны были деньги на оплату учебы в ней. Чтобы их получить: «Я передвинула свою кровать, чтобы выровнять положение во время сна для получения благоприятной ци и удачи с наилучшего направления. Метод не подвел меня, и я смогла получить стипендию ООН для посещения школы бизнеса» . Интересно, а заявление на получение этой стипендии не было подано? Автор, например, долго сидел без денег, попробовал поработать, при этом переставил кровать и – о «чудо» – деньги появились. Вопрос читателям: в этом «чуде» виновата работа или кровать?

Что можно сказать, завершая статью? Подытожим то, что мы узнали о фэн-шуй. Многие заявления гуру фэн-шуй Лиллиан Ту противоречат сами себе. К науке фэн-шуй не имеет никакого отношения. Основы его лежат в религиозной доктрине даосизма. При этом, если даосы стремятся слиться с ци, современные фэншуевцы явно пытаются им манипулировать. Современный фэн-шуй по сути является пародией на даоское учение. С христианством фэн-шуй не совместимо. А если учитывать, что в фэн-шуй даются советы для лечения СПИДА и рака, то он может быть и смертельно опасным, если поверивший советам мастеров фэн-шуй человек отвратит свое внимание от медицины и будет «лечиться» только методами фэн-шуй. На взгляд автора статьи, современный фэн-шуй – это типичное суеверие. Занимающимся им можно адресовать слова из Священного Писания: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии…» (). Ну а допускать фэн-шуй в свою жизнь или нет, это уж пусть читатели решают сами.

Ту Л. Основы Фэн-шуй. Подробное руководство по улучшению ваших отношений с людьми, здоровья и благосостояния. Киев. София. 2000. С.14. Ту Л. Формулы Багуа и Ло-шу в Фэн-шуй. Киев. София. 1999.С.17. Статья пишется по книгам Лиллиан Ту. Посетив интернет-форумы последователей фэн-шуй, автор пришел к выводу, что Лиллиан Ту является очень авторитетным адептом фэн-шуй. И ее трудам можно доверять. По крайней мере, сами фэншуевцы относятся к ней с большим пиететом. Ту Л. Основы Фэн-шуй. Подробное руководство по улучшению ваших отношений с людьми, здоровья и благосостояния. Киев. София. 2000. С.87. Там же. С.18. Ту Л. Фэн-шуй и изобилие: здоровье, любовь, карьера, достаток. Киев. София. 2000. С.34. Там же. С.9. Ту Л. Формулы Багуа и Ло-шу в Фэн-шуй. Киев. София. 1999.С.8. Там же. С.16. Ту Л. Фэн-шуй и изобилие: здоровье, любовь, карьера, достаток. Киев. София. 2000. С.15. Ту Л. Основы Фэн-шуй. Подробное руководство по улучшению ваших отношений с людьми, здоровья и благосостояния. Киев. София. 2000. С.11. Там же. С.18. Ту Л. Формулы Багуа и Ло-шу в Фэн-шуй. Киев. София. 1999.С.16.

Фэн Шуй - древняя мощная наука, предлагающая способы превратить ваш дом в эффективный инструмент, который будет лечить, восстанавливать взаимопонимание, приносить удачу и достаток, гармонизировать связь человека с природой. Фэн Шуй опирается на 3-тысячелетний опыт и эти знания подтверждаются современной наукой. Это наука о том, как правильно выбрать или построить дом, расположить комнаты и расставить мебель, и, наконец, самый привлекательный аспект Фэн Шуй - как привлечь удачу в личной жизни, бизнесе, творчестве.

Фэн Шуй можно эффективно использовать каждому - и бизнесмену, и домохозяйке

В основе этой универсальной науки лежат общие закономерности, связывающие энергетическое поле нашей планеты, движение планет, различных структур (ландшафтов естественных и искусственных) и собственно человека. Например, сейчас ученые-экологи бьют тревогу по поводу электромагнитного смога, который образуют всевозможные электрические источники. И это лишь верхушка айсберга, под которой скрываются более тонкие благотворные и не очень благотворные излучения, связанные с формой домов, дорог и самых различных сооружений.

Фэн Шуй и время

Более того, все течет и развивается со временем в соответствии с определенными ритмами (циклами), и Фэн Шуй учитывает и эти изменения во времени. Каждый дом, как и человек, проходит свой жизненный цикл, начиная со дня постройки, проходя через реконструкции и т.п. Все это влияет на энергетическую конфигурацию внутреннего пространства, а соответственно, на жильцов этого дома, на их здоровье и благополучие.

Фэн Шуй и человек

Далее, всех людей можно разделить на 8 типов в зависимости от их даты рождения. Эти восемь типов образуют два "дома" - восточный и западный. Для каждого типа существуют четыре благоприятных географических направления и четыре неблагоприятных. В соответствии с этим ориентируют фасад дома, планируют спальни и гостиные, а также располагают кровать и рабочие места. Иногда достаточно расположить кровать в благоприятном направлении, и к человеку возвращается здоровый, восстанавливающий силы сон, здоровье и хорошее настроение.

Возможно, по этой причине многие люди по-разному высыпаются в разных домах или даже комнатах. Причем, для каждого человека существует направление, называемое "небесный лекарь", которое помогает выздороветь или прийти в форму после болезни. Этому можно найти простое логическое объяснение: в состав крови человека входит железо, на которое влияет магнитное поле земли. И все, что необходимо, это войти в резонанс с этим полем.

Отдельный раздел Фэн Шуй посвящен цветовой гамме интерьера. Помимо общих психологических концепций цветового восприятия существует более тонкая взаимосвязь между человеком и цветом. Она основывается на положении о пяти различных видах или качеств энергии, соответствующих и цвету и каждому человеку. И потому, для одного человека, скажем, хорош красный цвет, а для другого этот цвет небезопасен - он пробуждает в нем излишнюю агрессивность, вспыльчивость и т.д.

В то же время темно-синий или черный цвет оказывает седативное воздействие на психику. Поэтому, например, не рекомендуется иметь дома кухонную мебель красного цвета, это же касается и спальни - ведь в спальне человек отдыхает и необходимо использовать успокаивающие цвета, причем, желательно, чтобы они соответствовали этому человеку. И это касается не только интерьера, но и одежды.

Так же существуют методы, позволяющие определить судьбу человека (удачу в различных аспектах на протяжении всей жизни) исходя из момента рождения (год, месяц, день, час рождения).

Фэн Шуй и пространство

Одним из наиболее интересных аспектов Фэн Шуй является раздел о способах коррекции внутреннего и внешнего пространства с целью привлечь удачу в разных сферах жизнедеятельности - бизнесе, карьере, здоровье. Многим бизнесменам и не только им наверняка знакома такая ситуация, когда один офис или дом "счастливый", а в другом дела идут не слишком хорошо, хотя все вроде бы то же самое. Специалист, владеющий Фэн Шуй, сможет раскрыть эти проблемы и решить их.

Все больше людей хотят вести здоровую жизнь в своих четырех стенах и готовы нести ответственность за это, выбирая экологически чистые строительные материалы, покрытия, мебель и т.д., не дожидаясь запоздавших действий официальных "хранителей здоровья". Строительная биология предоставляет сегодня множество альтернатив, позволяя без труда и недорого строить и оборудовать жилье экологически чистыми материалами. Но экологичный дом сам по себе еще не дает гарантии прочного здоровья. Это становится очевидным, когда некоторые люди, живущие в таких домах, все равно чувствуют себя неблагополучно и жалуются на различные неудобства. Здесь дело обстоит аналогично полноценному биологическому питанию.

(2 голоса : 5.0 из 5 )

Последнее время у многих наших сограждан появилось новое увлечение, которое называется фэн-шуй. Литература по фэн-шуй обильно представлена в книжных магазинах. В интернете ему посвящено множество сайтов. В общем, можно сказать, что фэн-шуй нынче в моде. Но насколько глубоко увлекающиеся им понимают природу фэн-шуй?

Где находятся корни фэн-шуй? На эти и другие вопросы автор попытается ответить в статье. Людям, которым все равно, во что верить, и которые, как флюгер, поворачиваются в сторону модных увлечений, она вряд ли будет интересна. Статья рассчитана на того, кто серьезно относится к своей духовной жизни и считает себя христианином. И, в первую очередь, для христиан, которые размышляют, впустить или нет фэн-шуй в свою жизнь.

Итак, что же такое фэн-шуй? Фэн-шуй переводится с китайского как «ветер-вода». Появилось это учение в Китае в IX веке. Интересно отметить, что Лиллиан Ту, популярный гуру современного фэн-шуй, датирующий его IX веком, в другой своей работе пишет: «Китайцы практикуют фэн-шуй тысячелетия». Правда, откуда взялись эти «тысячелетия», она не разъясняет. Впрочем, как заметил автор, в трудах Лиллиан Ту нередко встречаются достаточно противоречивые утверждения, со многими, из которых мы познакомимся ниже поподробнее.

Итак, современные последователи фэн-шуй утверждают, что существует множество его школ, при этом «настоящий Фэн-шуй опирается на одни и те же концепции».

Различия в разных школах фэн-шуй лишь в практике. Пытаясь определить фэн-шуй, Лиллиан Ту пишет: «Фэн-шуй – это древнекитайский набор практических методов жизни в гармонии с собственным окружением, то есть со структурой и колебаниями окружающей нас энергии»; «Фэн-шуй – это искусство правильного использования космического дыхания, или ци – силы, циркулирующей во всей окружающей нас среде»; «Фэн-шуй – это не только наука об энергии «ветра и воды» (так собственно переводится термин Фэн-шуй), но и искусство использования, привлечения и генерирования этой энергии». Из всего вышесказанного можно вывести примерно следующее определение фэн-шуй: фэн-шуй– это теория и практика, с помощью которых человек привлекает и генерирует некую энергию ци, и с помощью этой энергии гармонизирует свое окружение.

Для чего все это нужно? На это дается следующий ответ: «…цикл удачи и неудачи может быть существенно изменен, если вы познаете секреты земных энергий и способы манипулирования ими». Под удачей Лиллиан Ту понимает: деньги, здоровье, власть, в общем, процветание. Лиллиан Ту пишет: «…увеличение доходов – это одно из человеческих стремлений, которое проще всего удовлетворяется с помощью Фэн-шуй»; «Если вам не суждено стать великим воротилой бизнеса, Фэн-шуй поможет вам разбогатеть, но не сделает вас сказочно богатым человеком. Все зависит от вашей небесной удачи».

Учитывая, что в основе фэн-шуй лежит учение об энергии ци , познакомимся с этим учением подробнее. Итак, ци – это некая «вибрирующая» энергия, которая распространена повсюду, она дает человеку «силу и душу». Лиллиан Ту пишет: «Ци человека – это дух, управляющий его деятельностью. Избыток (или недостаток) ци в теле определяет здоровье и жизнедеятельность человека… у разных людей ци отличается качеством и количеством… ци человеческого тела должна находиться в гармонии с ци его окружения». В другой книге Лиллиан Ту добавляет: «Именно ци привлекает изобилие, богатство, процветание, здоровье, признание, популярность и счастье». Откуда взято учение о ци? Из даосизма. А раз так, то будет полезно узнать даоскую концепцию ци.

Необходимо заметить, что даосизм является национальной религией Китая. Его истоки лежат в практике созерцания и медитации, которые использовались для обретения состояния бесстрастия и покоя, а так же для обретения бессмертия. Нет смысла подробно знакомить с даоским учением, так как по данной теме есть очень хорошие работы, к которым автор адресует всех интересующихся даосизмом. Для наших целей будет достаточно познакомиться только с классическим даоским учением о ци .

Даосизм пантеистичен. Ци есть энергия пронизывающая всю Вселенную. Классический пример, объясняющий природу ци, дает древнекитайский-скептик Ван Чун (I век от Р.Х.); он утверждал что материя и дух – это разные состояния ци, как пар и лед – разные состояния воды. Вещество есть «замороженный» дух, дух есть «оттаявшее вещество», т.е. в даосизме материя и дух единосущны, они существовали всегда и не знали Творца. Человек живет в ци. Ци его окружает со всех сторон. Даосы стремились слиться с ци и через это обрести бессмертие. При этом нужно заметить, что даосизм учит не управлению природой, а скорее отдаванию себя ей. Цель не изменить мир, а слиться с ним. Откуда даосы узнали о ци? Через медитации в результате мистических озарений.

Что такое фэн-шуй для его последователей: религия или наука? Лиллиан Ту так отвечает на этот вопрос: «Мы рассматриваем Фэн-шуй как прикладную науку, поскольку законы Фэн-шуй формировались на основе эмпирических данных, собранных в течение веков». Итак, последователи фэн-шуй относят к науке. Что касается религиозности фэн-шуй, то ответ дается такой: «Фэн-шуй не является религией» ; «…в самой практике нет ничего духовного или мистического. От вас не потребуется компромиссов с религиозными верованиями или идеологическими принципами, поскольку для практики не требуется никаких молитв, жертвоприношений или веры». Не относит Лиллиан Ту свое увлечение и к магии: «…Фэн-шуй – это не магия. А также не духовная практика, требующая огромной веры в могущество Фэн-шуй или убежденности в его эффективности».

К сожалению, автор должен заметить, что утверждение Лиллиан Ту касательно того, что в фэн-шуй не требуется вера, является ложным . Лиллиан Ту пишет: «Пока у вас нет потребности верить в фэн-шуй, пока в вас гнездятся сомнения, вы наполняете пространство вокруг себя негативными энергиями»; «Если вы хотите использовать фэн-шуй для улучшения своей жизни, старайтесь не давать много воли недоверию. После того, как необходимые знания «встанут на свое место», вам даже покажется странным, как вы могли не обращать внимания на все эти вещи, о которых говорилось в теории фэн-шуй»; «Методика фэн-шуй сработает лучше, если вы будете поддерживать в себе безмятежное отношение к ней».

Приведенные цитаты скорее опровергают, нежели подтверждают заявление Лиллиан Ту, что вера в фэн-шуй не требуется.

Посмотрим теперь, насколько научен фэн-шуй . Лиллиан Ту пишет: «Я должна сознаться, что я не в состоянии точно объяснить, как работает фэн-шуй». Раскрывая вопрос отношения современной науки к фэн-шуй, она продолжает: «Теория, стоящая за рекомендациями фэн-шуй, может казаться странной представителям западной научной школы. Например, многочисленные упоминания об иньских и яньских аспектах энергии. Предполагается также принятие фундаментальной предпосылки о том, что вся вселенная и все в ней сотворено из Пяти Элементов – Земли, Воды, Дерева, Металла и Огня,– состоящих в отношениях взаимного разрушения и порождения».

Если фэн-шуй соответствует стандартам академической науки, почему же ученые его отвергают, как признает это сама Лиллиан Ту? А если они отвергают его, то зачем же Лиллиан Ту вводить в заблуждение своих читателей, заявляя о научности фэн-шуй? Что же это за наука, которую отрицают ученые? Нужно заметить, что наука построена на парадигме, из которой выводится научная картина мира. Фэн-шуй основан на религиозном учении даосизма, который, насколько известно автору, пока не стал основой научной картины мира. Интересно отметить, что в предисловии к одной из книг Лиллиан Ту, ее почитатель пишет: «Фэн-шуй – сложный предмет, требующий глубокого знания китайских метафизических наук». Но китайские метафизические науки к академической науке не имеют никакого отношения. В завершении предисловия говорится: «Фэн-шуй тоже занимается проявлением динамических сил и энергий, которые науке еще только предстоит открыть – в масштабе от земного до вселенского». Если науке еще только «предстоит» эти силы открыть, может тогда не стоит объявлять это свершимся фактом и классифицировать фэн-шуй как научную дисциплину? Может, будет честнее сказать, что теоретическая база фэн-шуй построена на китайском мистицизме , каковым является даосизм?

Автор уже приводил выше заверение Лиллиан Ту своих читателей в том, что в фэн-шуй нет никакой религиозности, и что любой человек может его практиковать без всяких компромиссов для своей веры. Нужно заметить, что и это заявление не соответствует действительности. Как выше уже было указано, теоретическая база фэн-шуй основана на религиозной доктрине даосизма. А разве можно одновременно верить в даосизм и при этом быть, например, христианином? Нет. Для этого достаточно сравнить их вероучения. Христианство монотеистично, даосизм пантеистичен. Христианство учит о Личном Боге – Творце, в даосизме Бога вообще нет. Для даоса Космос есть Бог и Бог есть Космос. Идея творения мира из ничего, присущая христианству, также отвергается в даосизме. В даосизме нет идеи бессмертной души, которая присутствует в христианстве. Даос воспринимает мир как непрерывный процесс перетекания одних форм и модусов энергии ци в другие. Этот процесс вечен и безличен. В общем, даосизм и христианство настолько отличны , что лишь человек, не знающий их, может говорить о совместимости этих двух мировоззрений. К тому же, как пишет Лиллиан Ту: «…наилучшим подходом к использованию фэн-шуй является развитие истинного благоговения перед энергиями Земли и перед самой Матерью-Землей». А разве христианин не должен благоговеть лишь перед Богом, а землю хранить? Вызывают сомнения и главные цели фэн-шуй, которые, согласно христианского вероучения, можно классифицировать просто – стяжательство !

Христианство не против материального благополучия, но не ставит его своей целью. Христианин ищет прежде всего Небесного Царствия (Мф.6:33 ), и уже потом земного благополучия и то, только при условии, если оно не мешает главной цели. Об этом четко сказано в Священном Писании: «…какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф.16:26 ). А уж идея всепоглощающей концентрации на достижении богатства, к которому призывает Лиллиан Ту, христианству полностью чуждо. Например, представить себе, что совет, какой дает Лиллиан Ту своим ученикам, сможет дать кому-либо христианин, сложно: «Для успешного создания изобилия вы должны страстно этого хотеть. Вы должны пропитаться этим желанием, полностью сфокусировавшись на нем. … Чем яснее вы представите тип удачи, к которому стремитесь, тем острее и эффективнее будут энергии, которые вы создадите».

А как христианин должен отнестись к следующей рекомендации Лиллиан Ту: «Привыкайте видеть мир вокруг себя глазами Фэн-шуй. Развивайте чувствительность к могущественным, хотя и невидимым энергиям вокруг вас»; «…вы должны попытаться почувствовать свою персональную ци, принадлежащую только вам. Только после этого вы сможете настроиться на свое силовое поле и космическое дыхание внутри вас». Это хорошая рекомендация для школы экстрасенсов, но полностью неприемлемая для христианства.

Используются в фэн-шуй и медитативные практики , которые также полностью несовместимы с христианством, и хотя Лиллиан Ту их критикует, она признает, что используют их мастера фэн-шуй: «Опытные практики фэн-шуй знают секретные методы, позволяющие им овладеть большим количеством персональной ци, которую они используют для вхождения в медитативное состояние для особых консультаций по фэн-шуй. Эти методы разные у разных мастеров, и, судя по тому, что я лично видела, они ближе к шаманству, чем к техникам фэн-шуй». Лиллиан Ту вероятно не в курсе того, что шаманство является отцом даосизма , на теоретической базе которого основан сам фэн-шуй, а потому мастера фэн-шуй, практикующие шаманизм,– это не аномалия, а норма.

Фэн-шуй магичен , как впрочем, магичен и даосизм, и, несмотря на то, что Лиллиан Ту отказывается его классифицировать как магию, она все же пишет: «Фэн-шуй действительно сродни магии: зачастую кажется, что в действие вступает некая мистическая сила». А если учесть, что Лиллиан Ту признает, что она не знает, как работает фэн-шуй, то какие у нее есть основания не допускать возможности реального присутствия «мистической силы»?

Признает фэн-шуй и учение кармы , полностью несовместимое с христианством. А как читателям понравится идея о «трансцендентном фэн-шуй»? Как пишет о нем Лиллиан Ту: «… трансцендентный фэн-шуй… основан на специальных техниках визуализации и распевании мантр». Сама Лиллиан Ту использует в своей практике мантры из буддизма, но не возражает, чтобы ее читатели для «очищения» использовали, в том числе, и христианские молитвы. А в чем помогает «трансцендентный фэн-шуй»? Как пишет Лиллиан Ту: «Люди, страдающие от неизлечимых болезней вроде СПИДа, рака и других угрожающих жизни заболеваний, могут представить эти проявления нездоровья как мощные блокировки в своей системе. Нарисуйте их в своем воображении как препятствия, которые нужно удалить… представьте мысленно, что блокировки внутри вас рассасываются». Итак, вы больны СПИДом, раком? Нет проблем, мысленно представьте, что ваша болезнь лишь «препятствие» внутри вашего тела и спокойно отправляйтесь на кладбище. Куда у вас есть все шансы попасть, если вы доверитесь фэн-шуй и будете игнорировать медицину .

В самом начале статьи приводилось утверждение Лиллиан Ту, что одна из главных целей, стоящей перед практикующими, есть достижение материального благополучия ; правда, там добавляется: «Все зависит от вашей небесной удачи». А если «небесная удача» будет против? Получается интересная логика: если вы достигаете богатства, то вы правильно практикуете фэн-шуй, а если нет? Как пишет Лиллиан Ту: «Мне кажется, наилучшим способом распознания настоящих специалистов в области фэн-шуй является изучение биографии. Когда кто-то предлагает вам свои услуги в качестве мастера фэн-шуй, посмотрите, помог ли фэн-шуй самому этому человеку достичь тех вещей, которые он обещает сделать для вас. Если данный человек сам явно ничего не выиграл от хорошего фэн-шуй, следует поискать другого. При правильном использовании фэн-шуй всегда срабатывает (выделено нами. – В.П.)». Логика, которую использует Лиллиан Ту – чисто сектантская. Система всегда права. Если система не работает, виноват человек. Значит, если последователь фэн-шуй потратил много денег и времени на приобретение литературы, скрупулезно следовал советам фэн-шуй и не получил никаких результатов, то виноват он сам. Система всегда права! С таким подходом можно доказать истинность любой системы.

Приведем несколько советов, которые можно вычитать в книгах по фэн-шуй. Например, читатели могут узнать что «…могила дедушки Мао Цзэдуна находилась «в ладони небесной лунной богини», то есть расположение могилы было настолько благоприятным, что это принесло огромную удачу внуку, в данном случае– великому кормчему Мао» . Как просто: удачно расположенная могила привела человека на вершину власти. Или вот, другой случай: Лиллиан Ту пишет, что она поступала в школу бизнеса, и ей нужны были деньги на оплату учебы в ней. Чтобы их получить: «Я передвинула свою кровать, чтобы выровнять положение во время сна для получения благоприятной ци и удачи с наилучшего направления. Метод не подвел меня, и я смогла получить стипендию ООН для посещения школы бизнеса» . Интересно, а заявление на получение этой стипендии не было подано? Автор, например, долго сидел без денег, попробовал поработать, при этом переставил кровать и– о «чудо»– деньги появились. Вопрос читателям: в этом «чуде» виновата работа или кровать ?

Что можно сказать, завершая статью? Подытожим то, что мы узнали о фэн-шуй. Многие заявления гуру фэн-шуй Лиллиан Ту противоречат сами себе. К науке фэн-шуй не имеет никакого отношения. Основы его лежат в религиозной доктрине даосизма. При этом, если даосы стремятся слиться с ци, современные фэншуевцы явно пытаются им манипулировать. Современный фэн-шуй по сути является пародией на даоское учение. С христианством фэн-шуй не совместимо. А если учитывать, что в фэн-шуй даются советы для лечения СПИДА и рака, то он может быть и смертельно опасным, если поверивший советам мастеров фэн-шуй человек отвратит свое внимание от медицины и будет «лечиться» только методами фэн-шуй. На взгляд автора статьи, современный фэн-шуй– это типичное суеверие. Занимающимся им можно адресовать слова из Священного Писания: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии…» (1Тим.4:7 ). Ну а допускать фэн-шуй в свою жизнь или нет, это уж пусть читатели решают сами.

Многие в наши дни интересуются восточными философскими и религиозными учениями, пытаясь почерпнуть в них что-то, что помогло бы им перестать беспокоиться, наладить свою личную жизнь, разбогатеть и перестать болеть. Среди всевозможных учений не последнюю роль занимает учение фэн-шуй, которое в последнее время становится все более и более популярным в нашей стране.

Фэн-шуй – наука о гармоничной жизни. История возникновения и основные понятия

Рассказывают, что давным-давно служил в Китае инспектором рвов и плотин человек по имени Фу Си. Он был прославлен как компетентный специалист, одаренный и техническими познаниями, и житейской мудростью. Во всей Поднебесной знали и ценили трудолюбивого Фу Си. Едва только какая-то река выходила из берегов, меняла русло или затопляла поля, уничтожая постройки и посевы риса, немедленно звали Фу Си, ибо еще ни разу не ударил он лицом в грязь, успешно решая все поставленные перед ним задачи.

И вот случилось так, что губернатора провинции Шаньси, человека мудрого и уважаемого за его заботу о делах провинции и людей ее населяющих, обеспокоил тот факт, что русло реки Ло проходит в опасной близости от высокой горы. Бурное течение Ло и ее водовороты приносили местным жителям немало неприятностей. К тому же река постоянно грозила выйти из берегов и затопить поля. А затем русло своенравной Ло изменилось и приняло еще более опасное направление. Губернатор тут же послал за Фу Си.

Инспектор прибыл в Шаньси и сразу признал, что со столь трудной задачей еще не сталкивался. Он долго изучал местность, пытаясь найти решение проблемы. Наконец он объявил, что для отвода русла реки Ло необходимо пробить тоннель в горе, у подножия которой она протекает. Затем он произвел все необходимые вычисления, и работы начались.

Сотни мужчин трудились, прорубая тоннель. Многие погибли во время обвалов, жизни других забрала Ло, но никто не сказал и худого слова про Фу Си, который работал наравне со всеми. Наконец 6 месяцев спустя тоннель был прорублен, а река Ло – укрощена.

И вот, предвкушая заслуженный отдых, инспектор Фу Си прогуливался поздним вечером и вдруг наткнулся на вход в пещеру, который на его картах обозначен не был. Фу Си подивился этому обстоятельству и решил исследовать пещеру. Войдя в нее, он зажег светильник и увидел тропинку, которая вела в глубь горы. По ней Фу Си и отправился.

По дороге он повстречал странное животное с желто-коричневой кожей и огромной жемчужиной во рту, а затем свирепую собаку, которая напугала Фу Си лаем, но не укусила, и желтого поросенка. На глазах пораженного инспектора собака и поросенок превратились в людей, одетых в черные одежды, а затем появилось существо с телом человека и головой змеи. Фу Си понял, что удостоился лицезреть божество – Великого императора.

Император вручил Фу Си свиток пергамента, на котором были нарисованы 8 групп черных линий, часть из которых была сплошными, а часть – прерывистыми, нефритовую табличку, разделенную на 12 частей, каждая из которых символизировала период года и дня, а также панцирь черепахи, на котором был изображен магический квадрат ло шу.

«Ты подтвердил умение укрощать реки, мыслить мудро; своим последним достижением ты доказал, что сможешь управлять страной. Гексаграммы свитка помогут тебе определять благоприятные для народа Китая годы, предсказывать те или иные события. Табличка из нефрита даст силы управлять народом мудро, а надписи на панцире даруют способность правильно планировать».

Вскоре Фу Си действительно стал императором Поднебесной и правил 40 лет. Ни разу за время его правления земля Китая не пострадала от засухи или наводнения, а подданные его не ведали голода. Так в Китае появились многие науки, в том числе и наука фэн-шуй.

Словосочетание «фэн-шуй» переводится с китайского языка как «ветер и вода». Именно эти две силы, по представлениям древних китайцев, формировали ландшафт, именно они создавали условия для жизни в той или иной местности. Под ветром и водой тут, кстати, понимались не какие-то конкретные перемещения воздушных или водных масс, а скорее проявления двух основополагающих сил мироздания – инь и ян. Таким образом, фэн-шуй является не только наукой о том, какое влияние оказывают особенности рельефа местности на жизнь и самочувствие людей, но и наукой о воздействии тонких материй, наукой о том, как постичь свой дао и следовать ему, избегая излишних страданий, идти по дороге жизни так, как должно, и закончить свой земной путь, очистившись от отрицательной кармы предыдущих воплощений.

Науке фэн-шуй можно дать следующее определение: это наука о гармонических взаимоотношениях с окружающим миром, объектами живой и неживой природы, его составляющих, преследующая своей целью создание для индивидуума или группы индивидуумов таких условий, когда его (их) физическое и духовное состояние достигает максимально возможных положительных величин.

Однако прежде, чем рассматривать науку фэн-шуй, давайте познакомимся с ее основными понятиями и элементами.

Понятие «великий дао»

Собственно «дао» переводится на русский язык как «путь». Однако подразумевается не банальное перемещение физического объекта из пункта А в пункт Б, а жизненный путь человека, взаимоотношения с окружающей его действительностью. Грубой аналогией дао является судьба (фатум, рок), которая, так же как и дао, определяется при рождении человека раз и навсегда.

Однако понятие «дао» более широко. Здесь имеется в виду не только последовательность жизненных событий, но и место человека в этом мире, смысл его жизни. В самом простом виде дао – это движение от рождения к смерти по пути, предначертанному свыше, изменить который никто самостоятельно не способен. Лишь постижение дао, осознание себя и своего места, следование ему на протяжении жизни, а не бесцельная борьба с дао способны сделать человека счастливым, а его жизнь гармоничной.

Кроме того, надо соизмерять свой дао и дао окружающих, а он есть не только у людей, но и у объектов мира как живой, так и неживой природы. Все во Вселенной имеет свой дао.

Наилучшим способом познать его считалось внимательное изучение окружающего мира. Чем большими познаниями обладает человек, тем лучше он осознает процессы, происходящие вокруг, тем явственнее для него взаимосвязи между ними, тем четче перед ним вырисовывается картина мира и собственный дао.

Исходя из понятия великого дао целью жизни каждого является познание окружающего мира во всех его проявлениях, осознание себя как части этого мира, понимание того факта, что каждое человеческое деяние оказывает влияние на Вселенную, а также познание собственного места в этом мире, что помогает в определении пути следования собственному дао.

Если изобразить путь следования дао схематически, то у абсолютно счастливого человека он будет выглядеть в виде прямой линии, поскольку путь следования дао есть путь счастья. У несчастного же человека, который пытается бороться со своим дао либо просто неправильно определил его, путь будет выглядеть как ломаная линия, отклоняющаяся от дао то в одну, то в другую сторону.


Путь следования дао: а – счастливый человек; б – несчастливый человек


Тут мы можем видеть, что счастье такого человека эпизодично; оно наступает только в те моменты, когда его жизненный путь пересекается с его дао. Однако такие моменты относительно редки, и за ними вновь следует отклонение от дао, что ведет к несчастливому состоянию. Каждый способен осознать свое дао и, даже если он не следовал ему ранее, стать счастливым, пойдя по предначертанному пути.

Инь и ян имеют обыкновение определять как женское (пассивное) и мужское (активное) начала Вселенной, однако такой подход чрезмерно упрощает эти понятия. На самом деле и пассивность и активность являются лишь частными, хотя и неотъемлемыми проявлениями инь и ян.

Инь и ян в китайской философии и космогонии – это две первоосновы мироздания, две непознаваемые космические силы, находящиеся в постоянной борьбе, содержащие в себе частицу друг друга, но не переходящие при этом одна в другую. Обычно противостояние сил инь и ян изображают с помощью символа Тай Цзи («великий предел»).


Символ Тай Цзи


Этот символ представляет собой двулучевую свастику, вписанную в круг таким образом, что делит его на две равные части, каждая из которых имеет форму запятой. Одна половина круга черная, а другая – белая, при этом каждая содержит внутри себя, в так называемой головной части, кружок противоположного цвета. Черная запятая символизирует инь, а белая – соответственно ян.

Атрибутами силы инь традиционно считают север и запад, плоские ландшафты степного типа, темноту, тишину, неподвижность, инертность, плавные линии, сырость, холод и затхлость. Примерами элементов инь-обстановки являются мягкие предметы такие, – как ковры, кресла, оттоманки, подушки, а также встроенные шкафы и полки.

Проявлением же силы ян, наоборот, считались юг и восток, холмистая либо гористая местность, свет, громкие звуки, подвижность, прямые линии, тепло, сухость и приятные ароматы. В качестве примеров ян-обстановки можно упомянуть легкие столы и стулья, камины, а также вертикальные узоры на обоях, драпировках и гардинах.

При строительстве дома, его обустройстве и отделке необходимо учитывать пропорции между инь и ян, стремясь максимально их уравновесить. Равновесие сил является дао для вашего жилья. Если равновесие будет достигнуто, то и жизнь в доме будет здоровой и счастливой, в противном же случае жильцов будут преследовать болезни и неудачи.

Тут важно учитывать и такой фактор, как преобладание инь или ян в характере обитателей дома. Любой человек может быть обладателем как уравновешенного инь-ян характера, так и иметь черты одной из сил – такие, как замкнутость, хладнокровие и педантизм (инь) или же общительность, активность и некоторая неуравновешенность (ян). Учитывая этот фактор, следует при выборе интерьера помещения несколько сместить баланс инь-ян в сторону, противоположную превалирующей в характере силы.

Шэн ци и ша ци

В представлении китайских философов природа представляет собой некий живой организм, который нуждается в дыхании.

Шэн ци и ша ци суть две стороны одной медали, «вдох» и «выдох» природы, конструктивная и деструктивная стороны ци, «дыхания Вселенной».

Шэн ци – это жизнетворный источник силы и энергии для живой и неживой материи, «вдох». Ее правильная и непрерывная циркуляция, концентрация и рассеивание в нужных точках пространства порождает гармонию, приносит здоровье и успех в делах.

Шэн ци имеет свойство скапливаться в низинах, прудах и озерах.

Быстрые реки, ручьи, открытые всем ветрам горные склоны, напротив, имеют свойство рассеивать шэн ци.

Отсутствие либо застой шэн ци, препятствия на пути ее движения приводят к перерождению шен ци в собственную противоположность – ша ци, хаосу, прекращению всякого движения и развития в природе. Классическим примером такого перерождения является превращение озера, в котором шэн ци застоялась, в зловонное болото.

Ша ци появляется там, где для этого сложились благоприятные условия: в местах застоя шэн ци, в пустотах, пронизывающих воздушных потоках.

Этот деструктивный вид энергии способен двигаться исключительно по прямым линиям, его порождают и направляют все острые углы и выступы, любые пересечения прямых линий под углом 45–90°.

Пять стихий

Огонь, Вода, Дерево, Металл и Земля – вот пять стихий, первоэлементов, видов энергии, которые составляют материю любого вида, участвуют во всех ее трансмутациях. Они в различных пропорциях присутствуют в любом предмете, ландшафте или явлении природы, почти никогда не проявляясь в чистом виде.

Взаимодействуя между собой, пять стихий способны как взаимоуничтожать друг друга, так и дополнять, порождая новые, сложносоставные стихии. В первом случае, называемом циклом разрушения, это несет за собой трагические последствия (болезни, неудачи, стихийные бедствия), во втором же, именуемом циклом порождения, приносит счастье, удачу и благоденствие. И порождение и разрушение, согласно китайским космогоническим представлениям, являются замкнутыми циклами.


Цикл порождения стихий


В цикле порождения каждый предыдущий элемент дает жизнь последующему. Так, сгорая, Дерево питает Огонь, который, поддерживаемый им, порождает удобряющий Землю пепел. Земля, в свою очередь, рождает Металл, который способен плавиться до состояния жидкости, чем он перерождается в стихию Воды, что дает жизнь Дереву. Цикл порождения, превращения одной стихии в другую на этом замыкается, создавая жизнь во Вселенной и поддерживая в ней гармонию.

Цикл разрушения выглядит так: Дерево истощает силы Земли, которая препятствует течению Воды и впитывает ее в себя; со своей стороны, Вода гасит Огонь, плавящий и тем разрушающий Металл. Металл же, воплощаясь в виде топора или пилы, уничтожает Дерево.


Цикл разрушения стихий


Оба цикла являются частными случаями борьбы сил инь и ян, без которой невозможны вечное движение, гармония и сама жизнь. И действительно, пока один элемент не разрушит другой, не произойдет рождения третьего. Ведь до тех пор, пока Дерево не истощит Землю, ему просто нечего будет дать Огню, который снова удобрит Землю пеплом и расплавит Металл, дав жизнь Воде, что напитает Дерево. Все пять стихий взаимосвязаны друг с другом, ни одна из них не сможет существовать изолированно, чем, кстати, и объясняется крайняя редкость появления элементов в чистом виде.

Проявления стихий можно усмотреть и в человеческом характере, в котором они обыкновенно смешиваются в приблизительно равных пропорциях. Понятие «пять стихий» является концепцией философской, призванной объяснить суть процессов, происходящих в окружающей нас реальности, а не какими-либо конкретно взятыми категориями материального мира; следовательно, они призваны символизировать как физические, так и психические, духовные процессы. При этом одна из стихий все же является для человека доминантной, определяя основные черты его характера и темперамента. Согласно китайским астрологическим представлениям, принадлежность человека к какой-либо из стихий определяется по двум параметрам: году и часу рождения. Данные, позволяющие определить принадлежность к одному из элементов, вы можете почерпнуть из приведенных ниже таблиц.

Таблица 1

Определение стихии по году рождения


Таблица 2

Определение стихии по часу рождения

Каждая из пяти стихий имеет свою символику, индивидуальный способ проявления в мире и свой цвет. Огонь, Вода, Дерево, Земля и Металл являются не только инструментами и понятиями астрологии, но и способом классификации на пятеричной основе всего сущего во Вселенной. Давайте же рассмотрим подробнее, что они собой представляют.

Планета: Юпитер.

Цвет: зеленый.

Вкус: кислый.

Время года: весна.

Сторона света: восток.

Форма гор, холмов, потоков и строений: прямоугольная, вытянутая вдоль вертикальной оси.

Класс животных: чешуйчатые (рыбы).

Символ: дракон.

Качество: преданность.

Добродетель: щедрость.


Дерево символизирует жизнь, рост, человеколюбие, творческий поиск и здоровье, оно покровительствует творчеству, семье и браку, щедро одаряя теплом и заботой.

Считается, что ствол дерева и его крона, меняя форму по мере роста дерева, идеально вписываются в такие геометрические фигуры, как прямоугольник, параллелограмм и ромб. Поэтому высотные дома, так называемые коробки, принадлежат этой стихии.

Символами Дерева, усиливающими его присутствие в помещении, являются такие предметы обстановки, как сплетенное из морских водорослей ковровое покрытие, деревянная мебель, живые цветы и растения, картины, оригами, предметы зеленого цвета, имеющие прямоугольную и вертикальную формы.

Планета: Марс.

Цвет: красный.

Вкус: горький.

Время года: лето.

Сторона света: юг.

Форма гор, холмов, потоков и строений: треугольная, пирамидальная.

Класс животных: оперенные (птицы).

Символ: феникс.

Качество: логика.

Добродетель: пристойность.


Огонь является символом энергии, который по натуре своей горит и стремится ввысь. Его энергия может быть как положительной, так и отрицательной, ведь Огонь может как обжечь, так и согреть.

Символом этого элемента являются предметы красного цвета, пирамидальной либо треугольной формы, всевозможные осветительные аксессуары (свечи, к примеру) и приборы, благовония и подставки для них, жаровни, открытый для глаз или скрытый огонь. Дома этой стихии имеют скошенную крышу.

Люди Огня тщеславны (в хорошем смысле этого слова), они всегда стремятся занять позицию лидера, прославиться, прослыть удачливыми и преуспевающими. Те из них, чьи огненные психологические качества уравновешены качествами других стихий, сдержанны, внимательны, рассудительны и благородны. Те же, кто содержат слишком много Огня, обычно завистливы, эгоистичны, остры на язык и критически относятся к способностям окружающих.

Планета: Сатурн.

Цвет: желтый.

Вкус: сладкий.

Время года: бабье лето.

Сторона света: центр.

Форма гор, холмов, потоков и строений: квадратная.

Класс животных: голые (люди).

Символ: император.

Качество: честность.

Добродетель: вера.

Соотношение инь/ян: равновесие.


Земля – это твердая опора, основа человеческой жизни. Она символизирует собой здравый смысл, стабильность, веру и честность. В Китае с Землей ассоциировался император, которому по должности полагалось быть самым мудрым, честным и щедрым из людей (в идеале, разумеется).

Символами Земли, которые могут усилить ее присутствие в обстановке или ландшафте, являются предметы желтого или коричневого цвета, изделия из глины, фаянса и мрамора, камни, кирпичи, кристаллы и песок. Дома этой стихии имеют квадратную форму и плоскую крышу.

Люди Земли всегда очень отзывчивы, добры и терпеливы к окружающим. Это надежные люди, на которых можно положиться в любой ситуации.

Им всегда можно доверить самое сокровенное и при этом быть уверенным в том, что они не только попытаются помочь, но и будут немы, как сама Земля.

К отрицательным качествам характера людей Земли можно отнести повышенную требовательность к окружающим, боязнь перемен и некую косность мышления.

Планета: Венера.

Цвет: белый, а также все цвета и оттенки существующих в природе металлов – такие, как серебристый, металлический и т. д.

Вкус: едкий.

Время года: осень.

Сторона света: запад.

Форма гор, холмов, потоков и строений: круглая.

Класс животных: волосатые (млекопитающие).

Символ: тигр.

Качество: ясность мышления.

Добродетель: честность.

Соотношение инь/ян: преобладание ян.


Металл тверд, но имеет свойство изменять форму, подчиняться создавшимся условиям и подстраиваться под них. Эта стихия покровительствует ведению дел и финансовым манипуляциям, дарует ясное и трезвое мышление, а также строгие и недвусмысленные моральные нормы.

С другой стороны, Металл является символом насилия. Ведь и мечи, и наконечники копий и стрел делают именно металлическими. Люди Металла склонны к насилию, эмоциональны, экспрессивны и не внимательны к потребностям других людей.

К предметам, которые символизируют эту стихию, традиционно относят все металлические предметы, в том числе мебель, решетки и лестницы, ювелирные (золотые и серебряные) изделия, а также круглые и окрашенные в цвета этой стихии предметы.

Планета: Меркурий.

Цвет: синий, черный.

Вкус: соленый.

Время года: зима.

Сторона света: север.

Форма гор, холмов, потоков и строений: горизонтальная волнистая.

Класс животных: покрытые раковиной (беспозвоночные).

Символ: черепаха.

Качество: настойчивость.

Добродетель: мудрость.

Соотношение инь/ян: преобладание инь.


Вода, которой свойственно стекать, пропитывать и проникать куда угодно, дарует знания, мудрость, способность к общению и тягу к путешествиям. Она упорна и настойчива, устраняет со своего пути все преграды, причем не суть важно как. Вода может быть бурным потоком, сметающим все на своем пути, а может разрушать препятствие неторопливо, исподволь – недаром говорится, что капля камень точит.

Все это справедливо как для самой стихии, так и для людей Воды.


Соответствие пяти основным стихиям: а – формы гор, холмов и рукотворных строений; б – формы водных потоков


Ее символами являются зеркала, стекло, аквариумы, фонтаны, а также предметы волнистой и изогнутой формы, черного и синего цвета.

Теперь, вкратце рассмотрев, что же собой представляют стихии, давайте подробнее рассмотрим их символы, получившие в фэн-шуй определение «животные-покровители», и значение, которое они имеют.

Квадрат ло шу и животные – покровители дома

Квадрат ло шу, полученный от Великого императора инспектором Фу Си много тысяч лет назад, стал прообразом для строительства домов и городов не только в Древнем Китае, но и в других странах Древнего мира. Четыре четверти символизировали времена года, а центральный квадрат отводился под дворцово-храмовый комплекс.

Первоначально ло шу выглядел достаточно просто, так, как это показано на рисунке, но со временем был усложнен.


Квадрат ло шу


Для расположения четных (женских) инь-чисел предназначались углы внешнего квадрата, в то время как для нечетных ян-чисел отводили углы внутреннего квадрата. При сложении чисел любого горизонтального, вертикального либо диагонального ряда сумма получалась одинаковой.

В более позднем варианте квадрата ло шу его делили на 9 частей, однако он при этом продолжал символизировать времена года.

Расположенные рядом числа символизируют соотношение инь и ян в годичном цикле. Так, зимой ян находится в самой нижней точке квадрата (1), а инь преобладает над ним (8). В летние месяцы обстановка меняется коренным образом: ян (9) занимает господствующее положение, а инь – подчиненное (2).

На основе принципов, заложенных в квадрате ло шу, китайцы создали Книгу перемен (Ицзин), выразившую основные принципы китайской нумерологии.

Дом, символом которого является квадрат ло шу, окружают духи четырех зверей, символов стихий. Их расположение определяют, соотнося со входной дверью помещения.


Символическое изображение Зеленого Дракона


Встав спиной к входной двери, по правую руку мы будем наблюдать Белого Тигра, по левую – Зеленого Дракона, за спиной у нас окажется Черная Черепаха, а спереди – Красная Птица (Феникс). Таким образом, можно видеть, что левая сторона принадлежит Дереву, правая – Металлу, фасад – Огню, а тыл – Воде. Сам же дом, находящийся между ними, является вотчиной Земли.


Символическое изображение Белого Тигра


Дракон и Тигр – стражи дома, их силы должны быть уравновешены, а мощь этих духов нужно поддерживать в гармонии. В противном случае один дух не сможет контролировать другого и тот из них, чья сила преобладает, будет наносить обитателям дома вред.

Фениксу должно быть отведено место ниже Черной Черепахи, дабы последняя могла наблюдать за подступами к дому и при необходимости имела возможность защитить его. Таким образом, фасад здания нужно делать несколько ниже его задней части.

Фэншуй - древняя китайская наука, которая рекомендует способы находиться в состоянии гармонии и баланса с вашим окружением. Это позволяет привлечь больше удачи к себе, своим близким и своему дому. Это техника для создания благоприятного жизненного пространства, метод благоустройства окружения, организации планировки дома и мебели. Суть Фэншуй - указать благоприятные места и направления в окружающем мире. Главной вехой является ци (таинственная метафизическая сила), которая перемещается и распределяется в пространстве и изменяется с течением времени.

В Китае, где начал практиковаться Фэншуй, все стремятся найти благоприятную ци. Китайцы уверенны: если их дом расположен и обустроен так, что в нем скапливается максимальное количество ци - это "небесное дыхание" приносит им удачу. Дом с хорошим ци благотворно воздействует на всех членов семьи, и в особенности на хозяина дома. Если расположение дома удачно и он окружен четырьмя небесными животными - черепахой, драконом, тигром, и фениксом, - то удача переходит от потомка к потомку, не оставляя дом, по крайней мере пять поколений.

Фэншуй в Китае

На протяжении веков Фэншуй восхвалялся правящими классами императорского Китая. Со времен династии Тан и до момента правления последних китайских императоров Фэншуй оставался неотъемлимой частью практики императорского двора, а мастеров Фэншуй или почитали за бесценные познания, либо казнили, чтобы Фэншуй не смог стать оружием кого-либо, кто употребил бы его против Сына Неба. В атмосфере постоянных дворцовых интриг императоры постоянно и заботливо охраняли своих Фэншуй советников. В китайских легендах часто встречается тема прорицаний Фэншуй, которые сопровождали формирование китайских династий. Например, Чжу Юаньчжана, первого императора династии Мин (династия Мин правила с 1368 по 1644 гг.), - нищего, разбойника и бандита - заставили поверить в то, что ему удастся победить последнего монгольского императора и положить начало царствованию династии Мин, лишь из-за крайне благоприятного Фэншуй расположения могилы его отца. Однако, взойдя на престол императора, Чжу Юаньчжан приказал, чтобы все мастера Фэншуй были уничтожены, а по стране начали распространять фальшивые книги по Фэншуй.

Есть миф, что когда Юнле, третий император династии Мин (1403-1425 гг.), начал строительство новой северной столицы - Пекина (той ее части, что сегодня называется Запретным Городом), его строители и архитекторы при благоустройстве Фэншуй для новых дворцов читали те самые специальные фальшивые книги. Вскоре после возведения новых дворцов все они сгорели дотла.

История Запретного Города Пекина изобилует народными поверьями о фальшивом Фэншуй, который навлекает несчастья. Когда в шестнадцатом веке власть взяли маньчжуры, уничтожив династию Мин, они чуть ли не пали жертвой неправильного Фэншуй, до тех пор, пока император Цяньлун (1736-1795 гг.) не сумел возродить правильные основы Фэншуй. Говорят, что благодаря великолепному Фэншуй время правления Цяньлуна стало периодом расцвета и удачи для китайского народа.

Ходили разговоры, что на обоих коммунистических императоров Китая - Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина - благоприятное влияние оказывал хороший Фэншуй могил их предков. Китайцы верили, что могила дедушки Мао Цзэдуна была "в ладони небесной лунной богини", положение могилы было настолько благоприятным, что это принесло нескончаемую удачу внуку, в данном случае - великому Мао. Что касается Дэна, то история о Фэншуй связана с могилой отца Дэна и с присутствием в пределах видимости их семейного дома трех благоприятных вершин гор.

Как ни странно, Фэншуй в маоцзэдуновском Китае не использовался интенсивно. Мало того, в эти годы практика Фэн-шуй была просто запрещена. Всю жизнь Мао боялся, что его свергнут, и не собирался рисковать, позволяя, чтобы кто-либо воспользовался принципами Фэншуй, превысив его собственную удачу.

Эволюция Фэншуй

В начале мастера Фэншуй в Китае занимались только диагностикой окружающей среды, находя благоприятные направления. Строящиеся фасады были сделаны так, чтобы пользоваться защитой холмов, гор и богатством вод гавани. Дороги в Китае строились с учетом символизма дракона-тигра при постоянном соблюдении классических основ. Но по мере роста городов и мегаполисов, когда ноые здания строились пачками, и начал преобладать урбанистический образ жизни, Фэншуй стал проникать в интерьеры зданий и домов. Тем самым появлись новые интерпретации старых принципов. Старые принципы и основы адаптировались к новым, дугим условиям жизни.

Старые мастера продолжали изучать компасы-лопань (лопань - китайский компас, предназначенный для изучения Фэншуй зданий и могил. Кроме сторон света, на его шкалах нарисованы триграммы, календарные циклические знаки, астрологические "звезды" и т.д.), стремясь найти новые интерпретации для древних символов; некоторые мастера анализировали тайные указательные формулаы и начинали употреблять их в своей практике. В то же время они экспериментировали с методами, которые были бы применимы в новой обстановке городской жизни. Многие хранили свои формулы в секрете, ревностно их оберегая. Старые мастера передавали их из уст в уста любимым ученикам или близким родственникам.

Применение Фэншуй

В том, как работает фэншуй, нет ничего сверхестественного. Когда формулы используют правильно, они наполняют жизнь человека счастьем. И всякий раз, когда уплывает удача, можно найти причины и следствия в подвижных звездах, составлявших очередную формулу Фэншуй.

Всего несколько лет назад фэншуй был практически неизвестен на Западе. А сегодня он все больше становится предметом всеобщего интереса и внимания. Этот интерес будет неуклонно возрастать хотя бы потому, что по мере увеличения количества людей, которые, опираясь на знание Фэншуй, учатся жить в гармонии со своим окружением, а также начинают извлекать материальную прибыль, Фэн-шуй будет приобретать все большую популярность. Та же потенциальная мощь, которая обеспечила его выживание в Китае на протяжении последних четырех тысяч лет, ныне разжигает пламя интереса к его практике во всем современном мире.

Учитесь везде применять Фэншуй. Воздержитесь на время от присущего вам скептицизма и познакомьтесь с другим взглядом на энергии, которые омывают окружающую среду. Раскройте глубинный смысл за простотой космологии Инь-Ян. Настройтесь на восприятие тонких различий пяти элементов в окружающей среде, ведь они непрерывно взаимодействуют друг с другом. Ощутите таинственное могущество невидимых и непостижимых сил живой земли, подключаясь к их энергиям, и они наполнят счастьем вашу жизнь.

И в ходе изучения Фэншуй наслаждайтесь лучшей, более здоровой, более счастливой и более богатой жизнью.

Распространение Фэншуй

Фэншуй появился на заморских территориях вместе с китайцами, бежавшими с родины. Многие мастера Фэншуй последовали за гоминьдановским генералом Чан Кайши в Тайвань - принеся с собой драгоценные тексты и бесценные лопани Фэншуй, или компасы Фэншуй, в которых содержались профессиональные секреты Мастеров. По этой причине в ранний период ХХ века правящая элита и предприниматели Тайваня весьма преуспели, обладая отличным знанием принципов Фэншуй. Вовсе не случайно, что Тайвань и партия Гоминьдан в эти годы процветали.

Фэншуй проник в Гонконг, куда стекались эмигранты, желавшие начать жить заново. Они тоже обладали знанием Фэншуй своих праотцов и, как и их братья в Тайване, использовали этот свод знаний, чтобы привлечь к себе удачу в новой окружающей среде.

Сегодня Тайвань и Гонконг - это общепризнанные примеры экономического чуда. Многие люди объясняют такой колоссальный успех почти универсальным приложением принципов Фэн-шуй. Техники и методики Фэншуй, связанные с пространственным расположением объектов, использовались не только в жилых домах, но также в офисах, на рабочих местах менеджеров, фабриках и коммерческих предприятиях.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.