Как муравей воду таскал пророку. История о пророке, который сжёг муравейник

В Своей Книге говорит:

وَيَرْزُقْهُ مِنْ حَيْثُ لَا يَحْتَسِبُ وَمَنْ يَتَوَكَّلْ عَلَى اللَّهِ فَهُوَ حَسْبُهُ إِنَّ اللَّهَ بَالِغُ أَمْرِهِ قَدْ جَعَلَ اللَّهُ لِكُلِّ شَيْءٍ قَدْرًا

«И наделит его уделом, откуда он и не ожидает. А кто полностью полагается на Аллаха во всём, тому достаточно Аллаха-Покровителя . Поистине, Аллах завершит Своё дело и осуществит то, что желает. Он предопределил для каждой вещи определённый срок и определённую меру, которые нельзя преступить» (смысл 3 аята суры «ат-Талак», тафсир «аль-Мунтахаб»).

وَتَوَكَّلْ عَلَى الْعَزِيزِ الرَّحِيمِ

«Полагайся только на Аллаха Великого , Всемогущего, который может Своим величием победить твоих врагов и Своей милостью помочь вам и любому искренне верующему человеку одержать победу» (смысл 217 аята суры «аш-Шу"ара"», тафсир «аль-Мунтахаб»).

От Умар бин Хаттаб (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Господа ﷺ изрёк: «Если бы уповали вы на Аллаха должным образом, то Он обязательно наделял бы вас пропитанием также, как Он наделяет им птиц, которые улетают утром с пустыми животами, а возвращаются (в конце дня) с полными» (имамы ат-Тирмизи и аль-Хаким).

В религиозных источниках содержатся многочисленные предания об общении пророка Сулеймана ﻋﻠﻳﻪﺍﻠﺳﻼﻡ с ветром, некоторыми животными, птицами и насекомыми. Среди них особое место занимают темы, связанные с муравьями. В одной из них повествуется следующее.

Однажды Сулейман ﻋﻠﻳﻪﺍﻠﺳﻼﻡ спросил у муравья, сколько тому требуется пищи для месячного существования? ответил: «За месяц я съедаю не более одного крупного пшеничного зёрнышка». Пророк ﻋﻠﻳﻪﺍﻠﺳﻼﻡ не верит в столь бережное и экономичное обхождение насекомого и решает проверить это на деле. Он загоняет муравья в стеклянный сосуд и оставляет ему лишь одно пшеничное зёрнышко. А затем, оставив место для циркуляции воздуха, закрывает сосуд. Проходит месяц. Взяв сосуд, пророк Сулейман ﻋﻠﻳﻪﺍﻠﺳﻼﻡ приходит в изумление. За месяц муравей съел даже менее одного зёрнышка. В сосуде оставалась еще половина зерна. Сулейман ﻋﻠﻳﻪﺍﻠﺳﻼﻡ спрашивает у муравья: «Ты же говорил, что за месяц съедаешь одно зерно. Так почему же ты не съел зерно целиком, оставив половину?» отвечает: «О, посланник Аллаха ! Находясь на свободе, я уповал на Бога и обходился Его дарами. Я был уверен, что Он не забудет меня и не оставит голодным . Я знал, что каждый месяц я буду получать свое зёрнышко. Однако этот последний месяц ношу моего питания на свои плечи взвалил ты. Наряду с упованием на Всевышнего , я ещё вынужден был надеяться на твою память и справедливость. Я подумал, что ты можешь забыть про меня и не откроешь сосуд через месяц. Поэтому, как бы это ни было трудно для меня, я решил употреблять зерно бережливо и экономить».

Посмотрите, как этот муравей учит нас уповать на Всевышнего , нам верующим мусульманам объясняет своё вероубеждение. Порою люди переступают границы дозволенного и начинают зарабатывать любыми путями в страхе обеднения. Здесь не имеется ввиду, что мы должны сидеть сложа руки, бросив своих подопечных на произвол судьбы. Из этого удивительного рассказа мы должны вынести урок, понимая его суть правильно.

От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды некий

Ибрахим — "друг Аллаха". В юности Ибрахим жил вместе со своим отцом среди народа, поклонявшегося идолам. Но вот в его сердце закралось сомнение в божественности истуканов, и он сказал отцу: “Неужели ты идолов превращаешь в богов? Я вижу, что ты и твой народ — в явном заблуждении”.

Но если прежние боги ложны, чему поклоняться? И взоры Ибрахима обратились к красотам небесного свода. Когда покрыла его ночь, увидел он звезду и сказал: “Это — Господь мой!” Но звезда закатилась, и Ибрахим погрустнел: “Не люблю я закатывающихся”. Потом он увидел месяц восходящим и обрадовался, но и месяц зашел, оставив юношу в недоумении и тяжких раздумьях. Но вот на небе появилось солнце, и снова возрадовался Ибрахим: “Это — Господь мой, он — больший!” Но и солнце вечером закатилось.

Тогда Ибрахим понял, что поклоняться следует тому, кто сотворил небеса и землю, луну и солнце, и звезды, единственному и единому Богу, милостивому господину небес и земли. Об этом он объявил своим соплеменникам, но те не приняли его проповедь, Даже отец не поддержал Ибрахима, а, наоборот, угрожал изгнать его или побить камнями.

Тогда Ибрахим пошел на хитрость. Как-то он объявил себя больным и остался дома. Когда все ушли, он прокрался в храм и там разбил все идолов, кроме главного. Когда это дело было обнаружено, люди стали думать: “Кто сделал это с нашими богами? Он, поистине, неправедный!” Тут кто-то вспомнил, что Ибрахим призывал не поклоняться идолам, и, конечно, подозрение пало на него.

Разгневанные соплеменники хотели сжечь Ибрахима в огненной печи. Ее построили и бросили туда пророка, но Аллах спас его, повелев: “О огонь, будь прохладой и миром для Ибрахима!” Однако оставаться в родной земле было небезопасно, и Ибрахим вместе со своим родичем Лутом, который также уверовал в Аллаха, бежал оттуда в землю, которую Бог “благословил для миров”.

Ибрахим, его жены и сын Исмаил. Жена Ибрахима, Сарра, была бездетна, и это очень угнетало его. Выход из этого положения он нашел в том, что, посоветовавшись с женой и получив ее согласие, он взял второй женой свою рабыню Хаджар, чтобы она родила ему наследника. Все было бы хорошо, но женщины поссорились между собой, и пришлось Ибрахиму изгнать Хаджар, как раз ожидавшую рождения ребенка, в пустыню. Там и родился старший сын Ибрахима — Исмаил.

В пустыне он и его мать неминуемо должны были погибнуть от жажды. Хаджар в отчаянии бегала между холмами Сафа и Марва, в надежде увидеть где-нибудь оазис с колодцем, но ее надежды были напрасны. Отчаявшись, она воззвала к Аллаху, и ее мольбы были услышаны. Исмаил, оставленный матерью, заплакал и стал бить ножкой по земле, и из того места, куда он ударил, забил источник прохладной воды. Хаджар возблагодарила Аллаха за спасение, а источник оградила землей и камнями из боязни потерять воду. Так появилась одна из главных святынь Мекки — источник Зам-зам.

Ибрахим и Исмаил строят Каабу. Ибрахим и Исмаил по повелению Аллаха возвели святилище Каабы. Оно было построено недалеко от источника Зам-зам, на том самом месте, где некогда Адам построил первый храм на земле. Место это указал им ангел Джибраил, передав повеление Аллаха построить точную копию того храма, в котором молился Адам. Чтобы Каабу было легче строить, Джибраил принес Ибрахиму плоский камень, который мог висеть в воздухе и заменять строительные леса. Когда строительство было закончено, он был оставлен в Мекке и находится там до сих с отпечатками ног Ибрахима.

Но вот осталось последнее дело: нужно было обозначить место в стене, откуда молящиеся должны были начинать семикратное обхождение храма (столько же раз обходил Адам в раю вокруг небесной Каабы). Тогда Джибраил принес Ибрахиму Черный камень — тот самый, который когда-то Аллах послал Адаму, и камень этот был помещен в Каабу. Так было воздвигнуто святилище, а потом Ибрахим, встав на свой камень, поднявшийся вдруг высоко в воздух, провозгласил, обращаясь к каждой из четырех сторон света: “О люди! Вам предписано ходить на поклонение в древний храм! Слушайтесь Господа вашего!” Немедленно со всех сторон откликнулись голоса: “Пред Тобой, мой Боже, пред Тобой!” В дальнейшем забота о Каабе перешла к детям Исмаила.

Чудо оживления. Аллах не раз доказывал свою благосклонность к Ибрахиму: по Его воле Сарра, жена Ибрахима, уже будучи старухой, родила сына Исхака, ставшего прародителем евреев, и Он же, в знак особой милости, показал Ибрахиму чудо оживления. Произошло это так. Как-то Ибрахим стал просить Аллаха о том, чтобы тот показал ему оживление — не потому, что он не верил в могущество Аллаха, а желая успокоить свое сердце. Тогда Аллах повелел ему убить четырех птиц, рассечь их на части, а части разбросать на четырех горах. После этого Ибрахим призвал птиц к себе — и по его зову они прилетели, воскрешенные волей Аллаха.

Ибрахим был первым, кто полностью предал себя воле Божьей, первым, принявшим ислам еще до того, как Мухаммад возвестил людям это учение. Арабы считали, что Пророк Мухаммад лишь восстановил древнюю веру Ибрахима.

Аллах не любит, когда люди преступают границы. Наша религия запрещает необоснованную агрессию даже в отношении деревьев и животных. Поэтому Аллах запретил сеять на земле порчу, сеять неразбериху в том, что имеет порядок, уничтожать посевы и потомство. Каждый божий раб будет спрошен в День Суда даже за воробья, которого он убил без соответствующей причины.

В достоверном хадисе говорится о том, как Аллах упрекнул одного из своих пророков. Несмотря на то, что у пророков особое возвышенное положение перед Аллахом, это не мешает Ему (Велик Он и Славен) делать им замечания и поправлять их, если в их поступках просматривается некоторая оплошность, даже если она небольшая. Пример тому – история о том, как Аллах упрекнул одного из своих пророков за то, что тот сжёг муравейник из-за одного муравья, который его укусил.

Текст хадиса

В сборнике «Ас-Сахих» имама аль-Бухари, со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) собщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Однажды один из пророков остановился на привал под деревом, и его укусил муравей, тогда он повелел убрать своё снаряжение, и когда его убрали из-под дерева, он повелел спалить жилище этого муравья в огне. И внушил ему Аллах в Откровении: „Разве это не был, всего лишь один муравей?!”»

В другой версии хадиса, которая приводится в сборнике Муслима, также сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах): «Однажды муравей укусил одного из пророков, тогда он велел сжечь муравейник, и внушил ему Аллах в Откровении: „Неужели из-за того, что тебя укусил один муравей, ты погубил целую общину, которая прославляла Аллаха?!”»

Источники хадиса

Хадис привёл аль-Бухари в своём сборнике «Ас-Сахих», в разделе «Книга начала творения», в главе «О том, если муха упадёт в ваш сосуд» (6/356), номер хадиса 3219.

Также хадис привёл Муслим в разделе «Книга приветствия», в главе «Запрет на убийство муравьёв» (4/1759), номер хадиса 2241.

Толкование хадиса

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) рассказал нам об одном из прежних пророков, который устроился на привал под деревом. Вероятно, тот пророк собирался отдохнуть в тени дерева от тягот пути, набраться сил и укрыться от палящих лучей солнца. Он расположился рядом с муравейником. Судя по всему, муравьям не понравилось соседство с пророком и его сподвижниками. Как правило, в подобных случаях муравьи нападают на того, в ком видят угрозу, чтобы вынудить врага удалиться. Так и произошло: один из муравьёв напал на пророка Аллаха и укусил его.

Пророк – это такой же человек, как и другие люди. Он, как и все, может гневаться и порой совершать что-то автоматически, о чём потом может сожалеть или даже получить упрёк от самого Аллаха (Велик Он и Славен). Так произошло с этим пророком. Он разозлился на укусившего его муравья и на всё его семейство и решил покарать весь муравейник. Пророк повелел сподвижникам убрать снаряжение в сторону от дерева, затем развёл на муравейнике костёр и уничтожил огнём всех муравьёв, живших в нём.

Справедливость гласит, что невинный не должен страдать за виновного. На этого пророка напал лишь один муравей, и если уж была необходимость в наказании, то правильнее было бы наказать только его одного, не трогая остальных. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) научил нас, что обороняться от нападающих на нас людей и животных – наше законное право. И если напал этот агрессивный муравей, то следовало наказать именно его, тогда к пророку не было бы никаких претензий. Но уничтожение всех муравьёв огнём в данном случае не имеет никакого отношения к справедливости.

Муравьи являются одной из общин, созданных Всевышним Аллахом. Они прославляют Аллаха, святословят Его имена так же, как и другие животные. Поэтому не разрешается убивать их, если они не приносят вреда.

Аллах упрекнул своего пророка за такой поступок, потому что кара, которую тот обрушил на муравьёв, перешла границы необходимого. Он наказал многих невинных за преступление одного виновного и погубил общину, которая поминала Аллаха. Всевышний сказал своему пророку: «Разве это не был всего лишь один муравей?! Неужели из-за того, что тебя укусил один муравей, ты погубил целую общину, которая прославляла Аллаха?!»

Если человек воспитан так, что жалеет муравья и не может его убить, то он никогда не поднимет руку на невинного человека и не прольёт его кровь не по праву. Мусульманин должен быть примером того, как следует оберегать человеческую жизнь, сохранять благодать и порядок на земле Аллаха, устраивая на ней пашни и оставляя потомство.

Польза хадиса и уроки, извлекаемые из него

Исключение составляют пять вредителей, которых можно уничтожать при любых обстоятельствах, даже на заповедной земле Мекки: это мыши, скорпионы, вороны, коршуны и чёрные собаки .

Эти пять видов животных разрешается убивать без причины. Помимо них есть животное, которое Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел убивать, и сказал, что за его убийство будет награда от Аллаха: это геккон , особая порода ящерицы.

Также Пророк велел убивать змей, но кроме змей, которые заползли в дом. Змеям, которые заползли в помещение, следует делать три предупреждения , и если после этого они не покинут жилище или будут замечены вновь, то их следует убить. Исключение только в отношении двух видов змей: абтар и зу-туфьятайн , которых надо уничтожать без промедления, даже если они обнаружены внутри дома, потому что они способны повредить зрение человека и вызвать выкидыш у беременных женщин .

Подробные современные исследования полностью подтверждают истинность этого.

Из книги «Достоверные пророческие рассказы»
Перевод: Абу Ясин Руслан Маликов
Корректор текста: Р.Г. Тамкин
Каноническая редакция: М. Каримов
Для сайта «Почему Ислам» -

История о пророке, который сжег муравейник.

В достоверном хадисе говорится о том, как Аллах упрекнул одного из своих пророков. Несмотря на то, что у пророков особое возвышенное положение перед Аллахом, это не мешает Ему (Велик Он и Славен) делать им замечания и поправлять их, если в их поступках просматривается некоторая оплошность, даже если она небольшая.

Пример тому - история о том, как Аллах упрекнул одного из своих пророков за то, что тот сжег муравейник из-за одного муравья, который его укусил. В сборнике "Ас -Сахих" имама аль-Бухари, со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

"Однажды один из пророков остановился на привал под деревом, и его укусил муравей, тогда он повелел убрать свое снаряжение, и когда его убрали из-под дерева, он повелел спалить жилище этого муравья в огне. И внушил ему Аллах в Откровении: "Разве это не был, всего лишь один муравей?!".

В другой версии хадиса, которая приводится в сборнике Муслима, также сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах):

"Однажды муравей укусил одного из пророков, тогда он велел сжечь муравейник, и внушил ему Аллах в откровении: "Неужели из-за того, что тебя укусил один муравей, ты погубил целую общину, которая прославляла Аллаха?!".

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) рассказал нам об одном из прежних пророков, который устроился на привал под деревом. Вероятно, тот пророк собирался отдохнуть в тени дерева от тягот пути, набраться сил и укрыться от палящих лучей солнца. Он расположился рядом с муравейником. Судя по всему, муравьям не понравилось соседство с пророком и его сподвижниками. Как правило, в подобных случаях муравьи нападают на того, в ком видят угрозу, чтобы вынудить врага удалиться. Так и произошло: один из муравьев напал на пророка Аллаха и укусил его. Пророк - это такой же, человек, как и другие люди. Он, как и все, может гневаться и порой совершать что-то автоматически, о чем потом может сожалеть или даже получить упрек от самого Аллаха (Велик Он и Славен). Так произошло с этим пророком. Он разозлился на укусившего его муравья и на все его семейство и решил покарать весь муравейник. Пророк повелел сподвижникам убрать снаряжение в сторону от дерева, затем развел на муравейнике костер и уничтожил огнем всех муравьев, живших в нем.

Муравьи являются одной из общин, созданных Всевышним Аллахом. Они прославляют Аллаха, святословят Его имена так же, как и другие животные. Поэтому не разрешается убивать их, если они не приносят вреда. Аллах упрекнул своего пророка за такой поступок, потому что кара, которую тот обрушил на муравьев, перешла границы необходимого.

Сообщается, что Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал:

"Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил убивать четырех животных: муравьев, пчел, удодов и сорокопутов". Хадис привел Ахмад и Абу Дауд, с иснадом, соответствующим критериям аль-Бухари и Муслима.

Исключение составляют пять вредителей, которых можно уничтожать при любых обстоятельствах, даже на заповедной земле Мекке: это мыши, скорпионы, вороны, коршуны и черные собаки". Эти пять видов животных разрешается убивать без причины.

Помимо них есть животное, которое Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел убивать, и сказал, что за его убийство будет награда от Аллаха: это геккон, особая порода ящерицы. См.хадисы по поводу желательного уничтожения гекконов в сборнике "Ас-Сахих" Муслима (4/1857), номера хадисов 2237-2240.

В нашем Шариате запрещено уничтожать живых существ огнем. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что наказывать огнем может только Господь огня. Исходя из хадиса ясно, что в Шариатах прежних пророков такого запрета не было, поэтому пророк, упомянутый в хадисе, использовал данный способ для уничтожения муравьев.

"Пламя костра поднималось до небес"

Ибрахим (мир ему) оказался в заточении и оставался там то ли сорок дней, то ли семь лет. За этот срок многобожники закончили приготовления, чтобы сжечь его на костре. Они построили башню высотой свыше тридцати метров и сверху огласили народу:

«Слушайте повеление Намруда! Соберите дров и сложите костер, равный по высоте с этой башней. Кто будет отлынивать от этой работы, того бросим в огонь вместе с Ибрахимом».

Сорок дней без остановки таскали дрова. Передают, что ни одно животное не возило дров для костра. Сколько бы ни пытались их заставить, они не трогались с места, как только на них нагружали дрова. Возил только мул. И по этой причине Всевышний не дал ему потомства, сделав его бесплодным. Все мушрики приняли участие в этом деле. Даже одна больная женщина поклялась перед главным идолом, что принесет столько-то дров, если у нее появятся силы.

Женщины продавали свои пряжи и на эти деньги покупали дрова. Чтобы отомстить за своих идолов, неверующие сложили целую гору дров, а затем разожгли костер по велению Намруда. Пламя костра поднималось до небес. Огонь был зажжен недалеко от Куфы, а видно его было даже из Шама. От костра исходила такая жара, что от нее погибали птицы, летящие на расстоянии в день пути. Вокруг костра построили высокое ограждение. Высокую башню, построенную заранее по приказу Намруда, всячески разукрасили. Намруд сидел наверху этой башни с короной на голове и наблюдал за всем происходящим. Пять тысяч человек стояли с обнаженными мечами, выстроившись в ряды, и ждали его приказов. Тут же находились тысячи слуг, готовые в любой миг броситься ему в услужение. А чуть подальше виднелся строй из семидесяти тысяч конников. Весь народ собрался, чтобы увидеть предстоящее зрелище.

Намруд велел привести Халиля Ибрахима. Многочисленная стража привела досточтимого пророка. К его шее была привязана железная цепь, на руках и ногах были кандалы. Пророк Ибрахим (а.с.), который был другом Аллаха, достиг наивысшей степени убежденности и упования на Всевышнего, поэтому в его сердце не было ни капли страха. Он шел, слегка покачиваясь, подобно рассерженному льву. Его поставили перед Намрудом, который сказал:

«Эй, юноша, если ты отречешься от своей веры и покоришься мне, то я помилую тебя, и ты спасешься от мучений».

Ибрахим (а.с.) лишь улыбнулся в ответ, словно говоря тем самым: «Чистое золото в огне не сгорит».

В одном предании приводятся его слова: «Достаточно одной искорки от пожара любви, разгорающейся в моем сердце, чтобы противостоять твоему огню».

Народ в страхе ожидал того момента, когда пророк Ибрахим (а.с.) будет брошен в огонь. Намруд же и сам не знал, как это сделать, ибо костер горел так сильно, что не было никакой возможности приблизиться к нему. Как раз в это время к Намруду подошел Иблис в нарядных одеждах. «Кто ты и откуда явился?» - спросил Намруд. Иблис же ответил: «Вот уже двадцать два года я состою у тебя на службе и постоянно молюсь тебе в пустыне. Теперь я услышал, что появился какой-то колдун и угрожает твоей религии. Я пришел, чтобы показать тебе, каким способом бросить его на костер».

Царь решил оставить шайтана около себя, приняв его за благопристойного человека. Иблис приступил к сооружению катапульты на подобие тех, какие он видел в Аду. По его просьбе доставили длинные балки и другие материалы, и он очень быстро сделал катапульту. Сначала для испытания он вложил в нее большой камень и выстрелил в сторону костра...

продолжение следует...

Из книги "История Пророков"

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.