Какая вера в киргизии. Краткий обзор истории религии на территории кыргызстана

Было довольно сложно определить то, какой именно была первобытная Киргизия. Религия этой страны претерпела множество изменений: начиная естественным отбором и заканчивая принудительной исламизацией всего киргизского народа. И тем не менее ученые смогли найти достоверные сведения, способные пролить свет на метаморфоз верований этого кочевого народа.

Языческая Киргизия: какая религия была первой?

Главная проблема в исследовании прошлого Киргизии заключается в том, что большинство мифов и преданий передавались здесь преимущественно в устной форме. Из-за этого нельзя сказать наверняка, какая часть полученной информации была преображена под влиянием времени. И все же многие ученые склоняются к тому, что изначально предки этого кочевого народа поклонялись силам природы.

У них не было единого бога. Они верили в то, что все в этом мире имеет свое сознание и волю. Так, ветер мог стать верным другом или заклятым врагом, в зависимости от его настроения. Из-за этого киргизы постоянно общались с окружающим их миром, надеясь на его благосклонность.

Ранний тотемизм

С течением времени менялась и сама Киргизия. Религия тесно переплеталась с новой культурой, и вместо свободного поклонения силам природы на первое место встал тотемизм. Его суть заключалась в том, что у каждого рода или племени был свой тотем-хранитель. Зачастую его имя ставало во главе рода, тем самым прославляя своего покровителя.

Прообразами для тотема становились звери, духи и силы природы. Что правда, именно животные чаще всего избирались в качестве хранителя. Например, племя Бугу верило в то, что их далекий предок имел близкое родство со священным оленем. Именно поэтому оно избрало для себя такое имя, что в переводе обозначает «самец оленя» или «марал».

Новая вера

Религия Киргизии часто подвергалась давлению со стороны соседей. В большинстве случаев это приводило к тому, что местные верования лишь немного преображались, но при этом не меняли своей сути. Однако в конце IX века в эту страну пришел ислам, который навсегда изменил культурное наследие этого народа.

Довольно сложно описать несколькими словами, насколько сильно изменилась Киргизия. Религия превратилась в настоящий бич народа, который то и дело карал неверующих. И если до начала XVII века ислам терпимо относился к обычаям коренного населения, то с приходом Кокандского ханства все кардинально изменилось.

Именно в этот период на территории современной Киргизии начали активно строиться мечети, что впоследствии вылилось в принудительное приобщение к новым обрядам. Столь сильное влияние привело к тому, что сегодня большинство киргизов являются мусульманами-суннитами, искренне верующими в первородство Аллаха.

Духовный мир современной Киргизии

Главный вопрос заключается в том, изменилась ли полностью под влиянием ислама Киргизия? Религия мусульманского мира, безусловно, подобрала под себя культурный мир страны, но древние верования также не исчезли бесследно. Минуя запреты, языческие обряды просочились в духовную жизнь киргизов, видоизменяя привычные таинства и праздники новой религии.

То же касается и глубины веры киргизов. Несмотря на поклонение Аллаху, они редко придерживаются всех (исповедание веры, молитва, пост, подаяние милостыни и паломничество). И все же именно эта религия является основой духовного мира современной Киргизии. А посему ни в коем случае нельзя приуменьшать ее роль в создании культурного наследия этого народа.

Помимо этого, в стране есть христиане и буддисты. Но их число столь невелико, что, даже объединившись, они не смогут стать достойными конкурентами для доминирующих мусульман.

Быт и культура киргизов способны удивить многих европейцев. Это гордый народ, история которого насчитывает не одно столетие. Они отличаются особыми представлениями о жизни и порадуют каждого гурмана непревзойденной кухней. Богатство культуры и необычные традиции некогда кочевого народа - яркое свидетельство уникальности киргизов.

История

Формирование народа происходило в условиях сложной обстановки. Древнейшими предками киргизов сейчас называют саков. Это были воинственные племена скотоводов, занимавшие часть территории Центральной Азии в 1 тысячелетии до н.э. Им и их преемникам усунам (усуни) пришлось воевать с гуннами, которые являлись на тот момент сильными воинами с развитой армией.
С пришествием монгольских войск народу пришлось продолжать борьбу, удерживая территории Тянь-Шаня и Памиро-Алтая. Воинственность племен поражала монголов и армию Чингисхана, однако новые ханства одно за другим продолжают набеги на киргизов, что вынуждает их идти на контакт с Российской империей. Это становится переломным моментом в истории страны. Ее северная часть присоединяется к России, а южная оказывается завоевана. Политика русских царей приводит к массовым выступлениям и протестам. А в 1916 году вспыхивает восстание.
Советский период оказался полезным для страны. Она смогла провести индустриализацию и начать налаживать производство. С распадом СССР началась череда больших проблем, однако в последние годы ситуация стала налаживаться в связи с восстановлением государственности.

Жизнь

Традиции


Повседневная жизнь киргизского народа тесно перекликается с традициями. Одна из самых важных - гостеприимство. Киргизы относятся к гостю как к благодати. Издавна считалось, что каждый зашедший в поселение должен посетить хотя бы один дом и разделить трапезу с хозяевами. В сельской местности обычай гостеприимства чтут строго. Среди городских жителей многие о нем тоже не забывают. Поэтому на приглашение киргиза зайти в гости нужно отвечать утвердительно, иное воспринимается как дурной тон.
Женщины должны садиться за отдельными столами, гости приходят с маленькими подарками и сладостями для детей. Начинают трапезу чаепитием. Традиция велит перед закуской съесть выпечку, затем перейти к салатам и только потом к основной пище. Лепешки, заменяющие хлеб, переворачивать нельзя. Есть их лучше аккуратно, ведь ронять кусочки означает навлекать беду.
Все дела киргизы решают в чайхане. Это место служит для проведения деловых переговоров, совместных обедов с деловыми партнерами, отдыха и планирования сделок. Обязательно во время пребывания в чайхане пить чай, соблюдая ряд ритуалов, которые местные держат в секрете и не рассказывают про их особенности туристам. Обычно для заключения важных сделок в чайхану собираются в понедельник - наиболее удачный, по мнению киргизов, день.

Свадьба


К свадьбам готовятся заранее, планируя каждый этап. Обычно первыми женятся сыновья, которые достигли старшего возраста. Последним семьей обзаводится самый младший. Младшие также должны заботиться о родителях и оставаться в отцовском доме.
Прежние традиции велели мужу преподносить выкуп родителям невесты. Самым востребованным оставались лошади. Иногда в качестве выкупа служит скот или деньги. Если же жених был проставленным мастером, он мог преподнести изделие, изготовленное собственными руками.
Жениху надлежало подарить своей невесте свадебный наряд и украшение. Перед получением согласия ее родителей надлежало сесть за общий стол, отобедать и обо всем договориться. Только после получения согласия было возможно провести свадебную церемонию.
Свадебные костюмы до сих пор не утратили актуальность.

Праздники

Абсолютно все праздники в Киргизии сопровождаются яркими состязаниями. Потомки кочевого образа жизни обожают соревноваться в скачках на лошадях, стрельбе из лука, прочих мероприятиях с элементами акробатики. Одним из самых сложных является тыйын-энмей, который требует от человека большой физической силы и сноровки. В ходе состязания участники должны как можно быстрее проскакать на лошади и схватить монету, лежащую в вырытой лунке.

Еда


Рацион киргизов до сих пор приближен к питанию их потомков-кочевников. Во время приготовления блюд постоянно используются специи, мясо готовят на пару или варят, самой востребованной считается конина. Киргизы любят мучные блюда, супы делают густыми, похожими на кашу. Наиболее часто употребляемыми овощами остаются редька, репа, в пищу часто добавляют бобовые. На столе киргиза, помимо конины, может быть и баранина, и говядина. Самыми популярными блюдами являются плов, манты, супы и различные варианты отварного мяса. Если вы когда-нибудь решите посетить Киргизию, непременно отведайте шорпо - это луковый суп с зеленью и свежим молодым картофелем. Мясоедам придется по вкусу куурма-шорпо - все то же самое, но в блюдо добавляют обжаренное мясо и овощи. Самый сытный бульон - бешбармак. В нем сочетаются лапша, баранина, зелень и лук.
Пища у киргизов жирная, поэтому соблюдающим диету лучше много не наедаться. Кочевникам всегда была нужна калорийная еда, поэтому они делали колбасы из баранины или конины, а наиболее сытное блюдо ашлямфу готовится из холодца, омлета и лапши, причем киргиз может заедать его гошаном - небольшим чебуреком с фаршем и разнообразными соусами. Традиционная киргизская кухня отличается некоторыми особенностями:

  • Рис выступает основным гарниром;
  • К жирной пище обязательно подаются зелень и овощи, что способствует лучшему пищеварению;
  • Большинство салатов является основными блюдами;
  • Сыр редко встречается на столе, его делают только горные жители;
  • Из напитков киргизы пьют смесь бозо, которая готовится из забродившего проса;
  • Творог здесь подают соленый, а супы делают на основе ячменя;
  • В большом почете лепешка нан, которую готовят различными способами. Всего насчитывается сотня-другая вариантов - все зависит от района. Например, в одном хлеб пекут в тандыре, где-то пользуются углями, а иногда в ход идет масло (такую лепешку называют боорсок);
  • Из сладостей чаще всего едят щербет, чак-чак, халву и баклаву;
  • Как и у других кочевников, важным напитком здесь считается кумыс.

Культура


Культура Киргизии сформировалась под влиянием русского, турецкого и персидского народов. Самым важным для себя киргизы считают природу, что отчетливо прослеживается в их творчестве. Ей посвящают литературные произведения, пишут музыку, отражают в орнаментах на одежде. Самым грандиозным считается «Манас» - стихотворение, отличающееся невероятно большим количеством строк. В сказаниях киргизского народа нашлось место любви, войне и лошадям - самым значимым для кочевых людей животным. Конь может использоваться для оплаты, его преподносят в дар, а еще он обязательно должен присутствовать на свадебной церемонии. Значимость лошадей настолько велика, что многие мастера изготавливают музыкальные инструменты, которые нужны специально для игры во время путешествия на коне.
В музыкальных произведениях барды прославляют кочевой образ жизни, повествуют о буднях, радостях и ненастьях. Разнообразие музыкальных инструментов в стране велико.

  1. Наиболее популярным остается комуз - трехструнная гитара небольшого размера.
  2. Кыяк - деревянный инструмент, являющийся аналогом скрипки. По форме напоминает ковш, причем его нижняя часть обтягивается кожей верблюда.
  3. Чор - духовой инструмент, изготавливаемый из глины. Рождает глубокие и гнусавые звуки.

Особое место занимает текстильное дело. Ковры и наряды, которые шьют в Киргизии, получили популярность во всем мире. Изделия шьются из войлока и шерсти, на них отражаются природные пейзажи, растительные орнаменты и горы. На коврах (ширдаках) может быть изображено огромное количество элементов. Чем их больше, тем дороже ковер. Традиционно вышивка изображает горных козлов, птиц, собак.

Фольклор

Главным произведением фольклора считается «Манас». Он наглядно демонстрирует особенности жизни народа на протяжении 3 тысяч лет. По жанру относится к героическому эпосу, включает массу героев и событий. «Манас» в подробностях расписывает военные сражения, которые происходили при набегах соседних племен, борьбу за независимость и отвоевывание захваченных территорий.
Эпос представляет героев мужественными и целеустремленными. Все они славные и доблестные воины. «Манас» уделяет внимание женщине, показывая ее не только как хранительницу домашнего очага, но и верного соратника, спасающего воинов от гибели при получении опасных ранений. Женщина часто становится наставником, давая ценные советы герою. «Манас» переведен на множество языков и имеет 35 вариантов, характеризующихся разным изложением. Эпос по-настоящему огромен - в нем более миллиона строк.

Внешность

Физиономисты причисляют лица киргизов к монголоидному виду. Черты лица соответствуют казахским. Также прослеживается китайский облик, что связано с регулярным вторжением китайских войск, которые угоняли людей в Маньчжурию.

Одежда


Киргизы шьют одежду из войлока, кожи и шерсти. Национальные костюмы надевают по праздникам, а в повседневной жизни предпочитают простую европейскую одежду. Однако на улицах можно увидеть много молодых людей в колпаках. Мальчишки, достигшие 6 лет, очень гордятся этим головным убором. Мужчины раньше часто надевали чапан - красиво расшитое пальто со стоячим воротником. Еще одна разновидность пальто - чекпен. Оно характеризуется специфической вышивкой и является довольно длинным по меркам европейской моды.
У женщины распространены юбки с разрезами. Их киргизки надевают поверх халата (платья). Для торжественных случаев платья подбирают особые - с узорами и вышивкой на рукавах. Головным убором служит конусообразный колпак, украшенный перьями. Альтернатива такого колпака - элечек, похожий на чалму. Ее оборачивают вокруг головы много раз - длина ткани может достигать 30 метров. Мужским головным убором является тюбетейка, которая может отличаться в зависимости от района проживания. Особенностью нарядов незамужних девушек является яркость и разнообразие цветов. Замужние одеваются более консервативно.

Жилище


До сих пор по всей стране распространены традиционные жилища кочевников - юрты. Основу каркаса такого жилья составляют жерди и стены решетчатого типа. Отделка выполняется с помощью циновки и войлока, пол застилают кожей, в качестве внутреннего утеплителя используют ковры.
Киргизы хранят вещи и одежду в небольших сундуках. Мужчины и женщины держатся раздельно. Юрту обогревает коломто - маленький очаг, который одновременно является главным источником света. Дополнительно используют светильник чырак. Цвета и узоры у племенных групп и семей всегда разные. Статусные хозяева стараются оформить юрту максимально богато. Самым почетным местом в юрте является тор, поставленный рядом со скамейкой и сундуками, которые накрывают коврами. На торе располагается хозяин юрты или старейшина. Самые богатые киргизы располагают большим количеством юрт. Некоторые используются в качестве кладовок, другие предназначены для гостей, а в третьих проводятся свадьбы. Глинобитные дома, пришедшие на смену юртам при формировании оседлого образа жизни, сейчас не так популярны. Чаще всего люди селятся в многоквартирных домах. Юрта - скорее прихоть и показатель статуса.

Характер

Киргизы чтут семейную иерархию. Отец считается главой семейства, и его слово - для детей закон. Строгость, как в былые времена, родителям уже не свойственна.
Взаимовыручка по-прежнему возводится в культ. Родственники, соседи, знакомые - все обязаны помогать друг другу в трудные минуты. Считается, что киргизские девушки взрослеют в раннем возрасте. Нередки случаи, когда юная девушка, едва достигшая 17 лет, уже выходит замуж. Дети считаются высшим благом, семейные ценности закладываются с самого детства. Детей рано приучают к труду, обязательно знакомят со старейшинами, которые до сих пор не утратили своего авторитета.
Почитание старших в принципе является одной из основных черт характера. Киргизы считают, что пожилой человек учит главному - мудрости. Поэтому его нужно слушать и внимать словам.

Религия

Киргизия признана светским государством, однако в основном распространен ислам. Большинство религиозных жителей - мусульмане-сунниты. Лишь немногие здесь исповедуют буддизм. Среди религиозного населения есть представители иудаизма, лютеранства, католицизма и православия. В стране действует свобода вероисповедания, которую уважает государство и население.
Последние несколько лет интерес к религии возрастает. Отмечается рост строительства мечетей и православных храмов. В стране насчитывается примерно 1340 мечетей. Среди образовательных учреждений наиболее распространены христианские и мусульманские.

Продолжительность жизни


Продолжительность жизни в стране является одной из острых проблем, которые постоянно обсуждаются в народе и на государственном уровне. На 2010 год продолжительность жизни среди мужчин не превышала 60 лет. При этом женщины, по отметкам Минздрава, достигали возраста 72 лет. Одной из причин низкой продолжительности жизни среди мужского населения медики называют частое употребление жирного мяса. Сейчас Минздрав страны находится в поисках решения проблемы.
Правительство ожидает, что средняя продолжительность жизни в стране должна скоро увеличиться до 66 лет среди мужчин и до 74 лет среди женщин.

Численность

На сегодняшний день на территории Киргизии проживают свыше 6 миллионов человек. Специфика населения страны такова, что мужского и женского населения распределено примерно поровну. Последние годы наблюдается тенденция роста. В том числе за счет иммигрантов. Наблюдается и ежегодный отток коренного населения в другие страны. Количество людей, покидающих страну, на данный момент превышает численный приток.
В Киргизии зафиксирована высокая социальная разгрузка: наблюдается большое количество людей, относящихся к нетрудоспособной категории.

Киргизы заслуживают большого уважения - в трудные времена им приходилось сталкиваться с монголами и китайцами, превосходившими их численно и имевшими гораздо более мощные армии. Народу Киргизии удалось не просто выжить, а сохранить культуру, обычаи и национальное самосознание. Многие люди с оптимизмом смотрят в будущее. Сейчас в стране все чаще прослеживается рост интеллигенции, растет уровень грамотности и образования.

Видео

Киргизы и их религия . Под именем киргизов у нас известны 2 племени, из которых одно называется киргиз-кайса-ками или, – правильнее, – казак-кирги-зами , а другое кара-киргизами или бурутами (а не бурятами, как сказано на стр. 893 «Энциклопедическая Словаря» Ф. Павленкова, Спб. 1899); второе племя называется еще и дикокаменными киргизами , так как занимает горные хребты Тянь-Шаня и смежные с ними хребты семиреченской и сырдарьинской областей. Оба киргизские племени в подданстве и у России и у Китая. Кара-киргизов насчитывается всего до 850000, а казак-киргизов до 2 миллионов. Последнее племя занимает степи в астраханской губернии и в областях: уральской, тургайской, акмолинской, сырдарьинской, семиреченской, семипалатинской, самаркандской и закаспийской. (Киргизы-казаки, или киргиз-кайсаки разделяются на несколько родов – «рыу» таковы по роду: адаевцы, табынцы и прочие – Г. К.). Оба племени по языку – чистые тюрки, по – мусульмане суннитского исповедания и ханефитского законоположения, то есть, другими словами, у них дела религиозного характера и мелкие решаются по преимуществу по законоведение Абу-Ханифы Нума́на бен Са́бит, жившего с 699 по 767 год от рождества Христова и действовавшего в Месопотамии; дела же уголовного характера решаются двояко: или по обычному праву, если виновное и пострадавшее или убитое лица – киргизы, или по закону государственному, если одно из таких лиц – из другого племени. Ислам пустил более глубокие корни у киргизов, живущих смежно или вместе с сартами и татарами, которые издавна проповедуют и навязывают им . Местами общественного моления служат в селениях и городах татарские и сартские мечети (в киргизских степях также встречаются теперь мечети с минаретами и молитвенные дома. – Г. К .). Не смотря на номинальное исповедание , у киргизов, отдаленных от влияния сартов и татар, сохраняются до сих пор остатки прежней их религии, шаманства. Наиболее крупным остатком надобно считать: знахарей, называемых баксами и играющих ту же роль, как и шаманы у восточносибирских племен; далее, зажигание светильников вокруг кибиточного огня; потом, гадание на жженной бараньей лопатке и, наконец, встречу первого грома постукиванием углов кибитки ковшом по течению солнца. Все это у киргизов держится еще потому, что слова и фразы, сопровождающая то или другое действие, приправляются именами Мухаммеда (Магомета), Хасана и Хусейна и других лиц мусульманской религии. Обряды при наречении имени, обрезании, женитьбе и погребении все справляются по мусульманскому положению, но дела, касающиеся владения, отчуждения, раздала имущества и развода – по адату, то есть по обычаю . Таким образом, выходит, что и русские, и китайцы предоставляют киргизам судиться и рядиться, если только нет уголовщины по отношению к не киргизам, и справлять свои обряды, как им угодно. (В виду этого у них дела решаются иногда самосудом, проявляющимся в форме «баранты», то есть грабежа скота и родовой мести; при чем бывает и так, что, например, за убийство одного человека целый род восстает на другой род и мстит до тех пор, пока не нанесет тяжких бедствий противнику – Г. К .). Вместе с ом к киргизам проникли и те заговоры и молитвы, поверия и легенды, которые у строгих мусульман, в роде турок, считаются «отреченными» и противными древнему, наиболее чистому, исламу; так, например, киргизы верят в духов гор, вод, степей, жилищ и огня и спасаются от них разными нашептываниями . Таблиц с разными душеспасительными заговорами и молитвами особенно много печатается в казанских литографиях (смотреть «Деятель» за 1903 год, страницы 235–240 и 360–365). Здесь же, в Казани, киргизы получают и большую часть своих религиозных книг и книг литературных, писанных по-арабски и по-татарски ; например, биографии ветхозаветных патриархов, пророков, судей и царей, начиная с и кончая Иисусом Христом (Иса и Айса); биографии Мухаммеда, его родни и сподвижников и прочее. Киргизам известно также сказание о 7 ефесских отроках (асха́-буль-кахф). По влиянию Корана и его комментариев киргизы признают, подобно другим мусульманам, в числе святых и Александра Великого (Искандер Зу-лькарне́йн, Александр Двурогий), который, по ним, вместе с пророком Илией (Кыдыр) ходил искать источник «живой воды», то есть воды бессмертия. Имя «Кыдыра» спасает человека от опасности, Соломона (Сулейман) – от злых духов, семь ефесских отроков – от врагов, кредиторов, огня и воды (а хлеб – от саранчи), Ноя (Нух) – от потопления, Иисуса Христа – от злых людей, а Иосифа (Юсуф) – от результата дурных снов. Подобно сартам и татарам, киргизы прибегают к заступничеству скрытых от чужого взора амулетов, которые носят то в кушаках, то за пазухами, то в волосах (женщины), то подмышками, то держат в щелях и углах жилищ и прочее. Первою по качеству поучительною книгою у киргизов, понятно, считается Коран (а затем шариат – мусульманский катехизис, в котором изложены главные обязанности мусульман в отношении религии. – Г. К. ). Коран употребляется и для гадания как и у сартов. Из других способов гадания, оставшихся у киргизов от прежних времен, известны, – кроме гадания на бараньей лопатке, существующая ныне; также у монголов, урянхайцев и инородцев – тюрков томской, енисейской и иркутской губерниях, – также гадания: по цвету пламени, в которое бросается сало, по звездам, по экскрементам овец и по камешкам. При решении дел религиозных и мелких житейских киргизы пользуются, – кроме «Большого Законоведения» (фикх а́кбар) вышеупомянутого Абу-Ханифы, называемого обыкновенно «Имам Азам», то есть великий имам, – сочинениями: «Гида́я» (руководительство) Алия-бен-Абибекр из Ферганы, умершего 1197 году по рождеству Христову, «Джа́миур-руму́з» (собрание намеков) Мухаммеда Кахистани, умершего 1557 году, и некоторыми другими, писанными на арабском языке, почему обыкновенно выигрывает та сторона, где удачнее и яснее истолкуют соответствующее делу место. Молитвы, омовения и посты соблюдаются по правилам ислама, при чем, как и другим мусульманам, даются льготы; например 5 положенных в сутки молитв можно читать и порознь и вместе, когда порознь не удается; если воды для омовения под руками нет, или если она дорога, например в пустыне, то вместо воды можно употребить песок; пост соблюдается лишь днем и так далее. От молитв, омовений и постов можно откупиться также пшеницей или другим хлебом: например, 1 стоить 4¼ фунта пшеницы по толкованию в книге „Джа́миур-руму́з». В школах учат по Корану хефтье́ку то есть 1/7 Корана, шариату и другим книгам, печатающимся в Казани и касающимся исключительно религии. Кроме собственно мусульманских школ – медресе и мектеде – у киргизов имеются русские, например, в астраханской губернии, уральской и тургайской областях. (Школы эти открываются с разрешения русского правительства, и в них преподают те же предметы, что и в начальных школах русских – одноклассных и двухклассных; в некоторые школы допущены и муллы для преподавания мусульманского вероучения.

Татары и сарты, проникающие в самые отдаленные и глухие уголки киргизских степей в качестве весьма невыгодных для киргизов сначала мелочников-торгашей, а потом и скоро зажиточных торговцев, по своей привычке сбывать среди киргизов гнилую или ничтожную вещь втридорога, зорко следят за обрусением киргизов в русских школах, стараются всеми мерами враждебно настроить киргизов как против русских школ, так и вообще против русских, и убедительно внушают киргизам поступать в русские школы лишь при том условии, если допущен будет в школу мусульманский мулла; а этот последний старается поставить в школе дело так, что киргизские мальчики, обыкновенно, показно и механически изучают в школах русский язык и другие предметы, большую же часть времени и все внимание свое уделяют изучению мусульманского вероучения; так, за уроком русского языка или арифметики часто можно найти у ученика киргиза за партой мусульманскую книгу: хефтьек, шариат-имани и др. – Г. К. ). Киргизы, живущие около русских городов и селений, охотнее отдают своих детей в русские школы, чем живущие внутри степей или около татар и сартов. (Но вообще киргизы – большие охотники учиться в русских школах даже в миссионерских – церковно-приходских школах; почему крайне жаль, что на открытие русских школ среди киргизов, отпускается мало казенных средств. – Г. К. ). Еще медленнее того идет обращение киргизов в православие. (В настоящее время имеется несколько киргизских миссий, главным образом, в епархиях астраханской, омской и оренбургской. Все эти миссии подчинены местным епархиальным комитетам, а последние в свою очередь подчинены московскому православно-миссионерскому обществу.

Издание книг на инородческих языках для миссионерских учреждений главным образом ведают переводческая комиссия православного миссионерского общества и братство святого Гурия в Казани. – Г. К. ). Ныне имеются евангелия, учебники, буквари, словари, священная история обоих заветов, жития некоторых святых и даже служебник. Все эти издания вышли в количестве от 300 до 3000 экземпляров.

Развитие Киргизии многие годы и даже века шло так, что здесь вполне мирно уживались представители самых разных национальностей и даже разных религиозных конфессий. Но, как сейчас говорят, приоритетными всегда оставались лишь две из них - ислам и православное христианство. Новое время, коренным образом изменившее всю политическую и социальную обстановку, принесло в Центральную Азию новые верования, новые религиозные организации. И членами их все чаще становятся даже киргизы, которые всегда считались от рождения правоверными мусульманами.

Недавно один молодой житель Бишкека, киргиз по национальности, одновременно с получением диплома о высшем образовании принял христианство. Что только не предпринимали его родители и близкие: умоляли, запугивали, месяцами не выпускали из дома - все безрезультатно. В конце концов, они были вынуждены оставить молодого человека в покое. Теперь никто не интересуется, где он и чем занимается. Близкие смирились, резонно рассудив, что, мол, «был бы жив и здоров».

Случаи смены веры представителями титульной нации или принятия вовсе до этого неверующими киргизами чужой веры пока здесь не очень многочисленны, и, к счастью, пока не ведут к усилению напряженности и противостояния внутри народа. Но в повседневной жизни каждый такой случай вызывает определенные сложности.

В городе Кант, например, родственники одного умершего киргиза, долгое время не могли решить, по каким обычаям проводить ритуал погребения, на каком кладбище хоронить соплеменника. Дело в том, что незадолго до смерти он принял христианство. Известны также факты, когда киргизы-мусульмане пытались наказать своих сородичей, которые, заинтересовались новыми религиозными конфессиями и становились их приверженцами. Но не всегда останавливает неофитов.

Пастор протестантской церкви Иисуса Исламбек Каратаев, например, рассказывает: «Все больше молодых киргизов отдают предпочтение нашей церкви. Мы считаем, что в республике сейчас есть уже не менее пяти тысяч христиан-протестантов из числа киргизов. Сам я уже десять лет придерживаюсь этой веры. Прежде был атеистом. Грехов у меня было более чем достаточно: употреблял наркотики, без разбору отдавался плотским удовольствиям. Однако в душе я всегда искал того, кто помог бы мне избавиться от этих пагубных пороков, и вскоре нашел своего Спасителя. Многие алкоголики и наркоманы, проститутки и просто заблудшие очищают сейчас свои души и тела как раз в нашей церкви».

По словам Исламбека Каратаева, родители и близкие сначала сильно ругали его за переход в другую веру, но потом, когда убедились, что их сын и брат отвратился от греховных пороков и вступил на истинный путь, сами пошли за ним, стали членами новой церкви.

По мнению еще одного пастора-протестанта Кубанычбека Шаршенбиева, смена веры киргизами - нормальное для демократического общества явление:

Согласно нашей Конституции, - говорит пастор, - Киргизстан - светское государство, превыше всего ставящее принципы демократии. Следовательно, все конфессии здесь равны. И граждане страны должны иметь право свободно выбирать любую веру. Хотя мы, представители других конфессий, хорошо понимаем, что традиционные ислам и православие все равно занимают в стране доминирующее положение. Однако, и государство, и общественность сегодня должны прислушиваться уже и к представителям других конфессий.

В последнее время стало очевидным, что некоторая часть киргизов отдает предпочтение именно протестантизму. В связи с этим встает вопрос: почему не традиционные ислам или православие, а именно эта конфессия привлекает молодежь? Тем более, что явление это характерно не только для Киргизии. Протестантские церкви открываются сейчас в Казахстане и даже Узбекистане.

Эксперты считают, что укоренению в Центральной Азии чужих, казалось бы, религиозных конфессий в значительной степени способствовали процессы гласности и становления открытого общества. Люди постсоветских стран впервые получили возможность выбора, сравнения. Тяга же киргизов, в частности, к протестантизму объясняется еще и тем, что в условиях резкой смены общественных и экономических отношений особенно острой стала нужда в какой-то духовной опоре. Именно протестантизм как религия, в которой много элементов рационализма и прагматизма, говорят специалисты, оказался наиболее отвечающим духу и устремлениям нынешней молодежи.

Местная журналистка Бермет Маликова, много внимания уделяющая изучению духовной жизни киргизской молодежи, уверена, что протестантизм не несет никакого вреда киргизам. Она согласна с тем, кто считает, что религия эта учит одновременно и практичности, и духовному очищению. Поэтому она помогает воспитанию активных и жизнеспособных людей, которые должны преодолеть бедность страны и построить сильное государство. Она даже допускает, что сентябрьская трагедия в США может еще более отдалить от ислама часть молодежи, которая пребывала в раздумьях и сомнениях, какую же веру ей принять.

Тот факт, что террористические акты были совершены мусульманскими фанатиками, ударил, прежде всего, по исламу, - так считают многие в Киргизии. И особенно полумусульмане-полуатеисты, которыми как раз и являются в основной своей массе киргизы, родившиеся еще в советское время.

Несколько иной взгляд на это явление у представителей официального ислама. Они, напротив, утверждают, что отход населения от традиционной веры, в конечном счете, может привести лишь к пагубным последствиям. А многие из них вообще категорически отвергают даже само такое понятие, как «смена веры».

Те киргизы, которые ушли в другую веру, - говорит заместитель муфтия Киргизии Ильязбек ажи Назарбеков, - никогда и не были мусульманами. Что же касается молодых людей, то многие из них вообще просто безбожники. Именно таких людей представители других течений и сект всяческими посулами, в том числе и деньгами, привлекают в лоно своей веры. Кроме того, не так уж много киргизов обращаются в христианство. Сколько наших ребят уходят в другие религии, примерно столько же представителей других национальностей и религий принимают ислам. Так что в этом смысле мы ощутимых потерь пока вовсе не несем.

Тем не менее, по словам имама, то, что в одной семье люди придерживаются разной веры, - очень опасно. Участились, например, случаи, говорит он, когда между родителями и детьми возникают конфликты на религиозной почве. И это грозит серьезными последствиями, которые уже не один раз в мировой истории приносили религиозные противостояния.

Согласен с ним и главный редактор газеты «Ислам маданияты» («Культура ислама») Узбек ажы Чотонов. По его мнению, очень многие киргизы до сих пор очень далеки от истинной сущности ислама:

Большинство наших сограждан исполняют лишь внешние атрибуты ислама, - считает религиозный журналист. - А глубинные ценности религии далеко не всегда доходят до сознания людей.

Причину этого печального явления он видит в том, что, во-первых, на местах нет грамотных мулл, которые, могли бы, благодаря своим нравственным и духовным качествам, служить образцом для окружающих. Во-вторых, исламу явно не хватает наступательности. Многие священнослужители считают, что сам факт рождения человека в киргизской семье автоматически делает его мусульманином. И не готовят его к встрече с другими религиями. Протестанты же, наоборот, ищут неофитов везде, завлекают их, создают условия для освоения новых учений.

Итак, небольшая центральноазиатская страна оказалась на пороге новой религиозной ситуации. В советские времена Киргизстан по праву считался атеистической республикой, а с обретением независимости он объявил себя светским государством. По существующей в республике Конституции, религия отделена от государства. На практике же на официальных и общественных мероприятиях представителям мусульманского и христианского духовенства отводятся, как правило, самые почетные места. Нередки случаи, когда руководителей этих двух конфессий власти привлекают к участию и в политических мероприятиях. Это всегда объясняется какими-нибудь важными интересами государства.

Самое интересное состоит в том, что Киргизия, принявшая множество законов, направленных на ускорение демократических реформ, до сих пор не имеет настоящего закона о религиях. Только с недавних пор здесь стали настойчиво продвигать для разного рода обсуждений проект закона «О свободе вероисповедания и религиозных организациях», подготовленный по инициативе депутата Жогорку Кенеша Алишера Сабирова.

Кыргызстан погряз в религиозном хаосе, - утверждает автор законопроекта. - Если уже в ближайшее время не принять меры для цивилизованного регулирования взаимоотношений всех конфессий, государство и общество неизбежно столкнутся с очень серьезными и даже опасными проблемами.

В доказательство своего тезиса он приводит хотя бы такой пример. По довольно популярному в Киргизии телеканалу постоянно транслируются проповеди одной религиозной конфессии. Редакция получает за немалые деньги. У муфтията же таких денег нет. И представители традиционного ислама на телевидении крайне редкие гости. У многих верующих такое неравенство вызывает законное недовольство. Значит, государство должно им помогать. Однако ни в коем случае, считает Алишер Сабиров, нельзя поддаваться соблазну запрета конкурирующих религий.

Согласна с ним и Атыркуль Алтишева, заместитель директора Института региональных исследований:

Надо спокойно смотреть на появление в Кыргызстане новых конфессий, относиться к этому как к закономерному явлению. И главное, ни в коем случае не пытаться их запрещать. Сейчас нам больше всего нужна толерантность. Только в этом случае ислам сумеет доказать свою истинную значимость.

Юрий Разгуляев

ПРАВДА.Ру

Омбудсмен Киргизии Турсунбай Бакир уулу заявил о том, что, по его мнению, в стране назревает крупный межконфессиональный кризис, вызванный принятием многими киргизами христианской веры.

Ряд политологов страны называют это высказывание известного общественного деятеля вполне закономерным для созданного им особого имиджа "борца за истинную веру", который весьма импонирует многим людям мусульманского вероисповедания.

Однако правозащитник не ограничился негодованием по поводу потерянных единоверцев. Омбудсмен высказал мысль о том, что даже пресловутые активисты партии "Хизб-ут Тахрир" - официальной запрещенной, напомним, во всех без исключения странах Центрально-Азиатского региона, России и ряде других государств религиозно-политической организации - не столь опасны, как факт наличия в Тогуз-Торокском районе Джалал-Абадской области 100 киргизов, принявших христианскую веру. Бакир уулу отметил, что "христианизация" населения в республике приобретает крупные масштабы, и призвал внести соответствующие изменения в законодательство Киргизии, запрещающие подобную трансформацию вероисповедания. В противном случае омбудсмен предрекает неизбежные социальные потрясения и крупный межконфессиональный конфликт.

Развивая тему, нельзя однако не обратиться к мнению специалистов, проанализировавших межконфессиональные отношения в республике более детально. К примеру, президент международного агентства по развитию и политике Киргизии, доктор политических наук Аликбек Джекшенкулов в эксклюзивном интервью "РГ" подверг сомнению версию омбудсмена о масштабности "христианизации" населения страны.

Основная часть населения республики исповедует светский, либеральный ислам, - пояснил ученый. - В то же время отношение киргизов к представителям других ветвей религии всегда было и остается толерантным. И если в последнее время некоторые представители титульной нации приняли христианство или буддизм, то ведь и многие славяне принимают мусульманство. Нет никаких оснований для беспокойства по поводу того, что некоторые наши сограждане склонны к перемене веры. Такую же картину мы наблюдаем во всем мире, это та самая свобода вероисповедания, узаконенная во многих странах и в конституции Киргизии.

В то же время, по словам Аликбека Джекшенкулова, реальную опасность для устоев государства может представлять собой набирающий силу исламский экстремизм.

Так что эксперты ассоциации политологов Киргизии предполагают, что причиной грядущей социально-политической и межконфессиональной нестабильности в стране могут стать отнюдь не христиане. Особую опасность в этом плане, по мнению аналитиков, представляет собой деятельность так называемого подполья или представителей радикальных исламских группировок фундаменталистского толка. К ним относят военизированное "Исламское движение Узбекистана", "Хизб-ут-Тахрир аль Ислами" (ХТИ - "Исламская партия освобождения") и уйгурское "Исламское движение Восточного Туркестана". Напомним, штаб-квартира партии "Хизб-ут Тахрир" находится в Лондоне, а тайные или явные подразделения этой религиозной организации, несмотря на запреты официальных властей, действуют в десятках стран мира.

Начало создания многочисленных филиалов ХТИ на юге Киргизии, согласно различным источникам, относится к 1996-1997 годам. Центром подпольной деятельности исламистов в республике являются города Ош и Джалал-Абад, а также Сузакский, Базар-Курганский, Кара-Суйский, Араванский и Узгенский районы. Несмотря на предпочтение мирных средств "обработки" населения, отмечают эксперты, данное движение представляет собой явную угрозу для безопасности Киргизии. Это обусловлено тем, что его идеи направлены на свержение светского строя, пропаганду насилия в межэтнической и межконфессиональной сферах. Конечной целью деятельности ХТИ специалисты называют создание на части территорий стран Центральной Азии и России так называемого Исламского халифата, живущего исключительно по канонам шариата.

По данным спецслужб, в настоящее время на юге Киргизии насчитывается от двух до пятнадцати тысяч членов ХТИ. Усилившиеся в последнее время процессы миграции населения с юга на север республики, по мнению аналитиков, приводят к укреплению социальной базы исламистов и расширению их оперативных и пропагандистских возможностей в северных регионах страны и ее столице. В то же время продолжающаяся тенденция нарастания исламского радикализма на юге Киргизии позволяет говорить о том, что здесь действует широко разветвленная подпольная сеть исламистов. В целом в Центрально-Азиатском регионе складываются благоприятные условия для распространения идей ХТИ, делают вывод политологи.

Кроме того, существенно усложняет религиозную ситуацию на юге сепаратизм части узбекского населения приграничных областей Киргизии, ранее ставивших цель создания узбекской культурной автономии в пределах Ферганской долины. Позднее, вследствие влияния радикальных учений исламских религиозных организаций, данная идея получила развитие, и сегодня исламисты ставят перед собой более обширную задачу - создание так называемой Кокандской исламской Джамахирии. Что это может принести постсоветским республикам региона - гадать не надо, достаточно лишь обратиться к опыту "талибизации" соседнего Афганистана.

На состоявшемся в сентябре этого года совете безопасности Киргизии в числе основных рассматривался также и вопрос о религиозной ситуации в стране. Его положительным итогом можно считать решение о необходимости совершенствования законодательства в данной сфере и более тесного сотрудничества власти с Духовным управлением мусульман Киргизии (ДУМ).

Однако последняя инициатива омбудсмена о внесении поправок в законодательство республики, препятствующих, применяя термин Букир уулу, "христианизации" ее населения, противоречит решению совета безопасности и может самым негативным образом сказаться на межконфессиональном и межнациональном согласии, считают эксперты ассоциации политологов Киргизии.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.