Можно ли молиться за чужих людей. О молитве за ближних

Сначала небольшой факт помощи молитвы по соглашению. Попросили молиться В "ДОБРОУСТЕ" за девушку, у которой атрофия мозга. По сути, человек превратился в овощ. Как причастить? Как исповедовать? Никак. Попросили молитвы. Мы, конечно, не знаем эту пострадавшую девушку. Мы даже не знаем, крещеная ли она. Но - подали на Евангелие по соглашению по главе за человека и на молитву "Приведи ко спасению".

И что бы вы думали? Человек пришел в себя. С такими заболеваниями обычно так не бывает. Ну это обычно. А необычное всегда рождается в молитве. А теперь, собственно, ответ на вопрос - "не опасно ли"?

Политкорректный бес

Представьте себе бесов, соблюдающих конвенцию ООН по правам человека, уважающих территориальные границы и права на частную собственность. Вот когда вы вымаливаете своего родного пьяницу, то... ну, он же родной, это "ваша территория", бес не нападет. Политкорректный бес вежливо уступит, ведь надо уважать чужие границы. Иное дело - ЧУЖОЙ пьяница. Вот тут извините.

Ну что тут скажешь, такие персонажи бывают только в сказках и добрых иностранных мультиках. Реальный же бес - это ненависть. Холодная, иступленная, не признающая никаких границ и законов. Игры по правилам не будет.

Ответ - опасно ЗА ЛЮБЫХ молиться, за родных, чужих. Не опасно молиться за святых. Вот да, за святых молиться даже приятно. Кстати, в "Доброусте" за упокой подано очень много родни у святых - пап, мам. Например, Евсторгий - папа великомученика и целителя Пантелеимона. Или Филофрон - папа Евфимии Всехвальной.

Так что... если молитва по соглашению "Доброуст" вам знакома и вы уже читаете записки через "Доброуст", тогда вы поминаете и многочисленных родственников у святых. Тем самым, естественно, преклоняя их на милость к вам. Они вас берут "на карандаш".

А за любых не святых молиться опасно. Просто как бы с родным человеком ты живешь. И на тебя его грех как бы влияет, мешает жить. Грубый, пьющий, блудный под одной крышей несколько отравляет существование, согласны? Молитва за него, это как инстинкт самосохранения. Ну и жалко. Родной же.

Молитва же за незнакомых - это подвиг. Искушения будут и так и так. Большие? Да, не маленькие. Просто за вами выбор - учиться жить с искушениями и бороться с ними, или... пусть попробует кто-нибудь другой. Просто тогда и венец Христова наследника получит кто-то другой.

Заботливые братья и сестры

Братья и сестры по вере тоже, как правило, отговаривают. "Да ты что о себе возомнила? Да что на тебя нашло? А ты взял(а) благословение?" Обязательно надо взять. А уже священник, как водится - отговорит. Работает целая "индустрия" по отговаривают человека от молитвы.
Да, молиться за других сложно. Это правда. Вы это почувствуете. Все будет. Но - этот опыт нужен каждому. Почему? Да потому что есть люди, "у которых получается". Они просто (почему-то) мужественно принимают искушения, и достаточно усидчивы, чтобы молиться каждый день. И чтобы узнать правду о себе, необходимо (как минимум) попробовать. Вдруг вы можете это делать? Вдруг у вас достаточно мужества и усидчивости, чтобы выдерживать искушения?

Наверное, молитва за других чем-то похожа на занятие музыкой. Вот музыкант часами тренируется каждый день. У него много испытаний. Но он становится все лучше. Его музыку слушают и радуются. Наверное, молитва за других чем-то похожа на занятие спортом. Есть спортивная поговорка на английском "no pain, no gain" это переводится как "без боли нет побед".

Если человек хочет заниматься ударными видами спорта (боксом, карате, борьбой), его мало кто отговаривает. Это мужественно, это смело, это удел сильного мужчины. У женщин тоже есть довольно жесткие виды соревнования. А ведь и по лицу можно схлопотать. Но... это нормально, это все поддерживают.

Так и с молитвой за других. Это как спорт. Медали в молитве за других тоже есть. Просто после каждого нокаута надо вставать.

Настоятельница нашей обители матушка Домника провела с сестрами беседу о молитве за ближних. Желать спасения каждому человеку на земле, молиться не только о родных и близких, но и о незнакомых нам людях и даже о врагах – Святое Евангелие называет это делом любви и вменяет в обязанность всякому христианину.

По учению святых отцов, молитва за весь мир или, по выражению преподобного Силуана Афонского, «за всего Адама», то есть за все человечество, есть главное дело монашествующих, а потому именно она наполняет смыслом жизнь тех, кто оставил заботы о земном ради этого небесного делания. Матушка Домника еще раз напомнила сестрам эти высокие истины, призвав их с неослабевающим усердием исполнять принятое на себя служение.

Сегодня мне хотелось бы продолжить тему прошлой беседы. Если помните, мы говорили о нашем единстве, о любви друг к другу. Теперь хотелось бы подробно сказать о том, что является наивысшим проявлением любви – о молитве за ближних.

У многих из нас, к сожалению, существует неверное представление о молитве за ближних. Нам представляется, будто молитва за ближних далеко не столь полезна, как молитва за себя, будто она имеет гораздо меньшее значение. Мы воспринимаем молитву за других людей как некую трудную обязанность – и только.

Однако если бы мы знали, насколько важна, насколько необходима молитва за ближних – и для тех, за кого молятся, и для тех, кто молится, – если бы мы это понимали, то охотно, с большой радостью молились бы всякий раз, когда нас об этом попросят. Более того, мы сами просили бы у своего духовника разрешения молиться за любого человека, нуждающегося в молитвенной помощи. Мне хотелось бы призвать вас, сестры, именно так относиться к молитве за ближних.

Удивительный пример того, насколько важно молиться друг за друга, содержится в Церковном Предании. Из апостольских Деяний мы знаем, что у апостола Павла был друг и постоянный спутник – апостол Варнава. Предание говорит, что они были дружны с юных лет. Иосия и Савл (так их тогда звали) познакомились в доме раввина Гамалиила, учениками которого они были, и с тех пор любили друг друга братской любовью. И вот есть такое мнение, что Савл был обращен к истинной вере именно благодаря усердным молитвам своего верного товарища. Апостол Варнава был одним из 70 избранных учеников Спасителя и, конечно, горько плакал о жестокости своего друга, не желавшего признать Христа Господом и гнавшего христиан. Он пламенно молился об обращении Савла и, надо думать, чрезвычайно обрадовался, когда это чудесное обращение произошло. Видите, что может сделать молитва друга – жестокий гонитель веры стал апостолом, величайшим из всех апостолов, одним из столпов Православной веры!

Преподобный Силуан Афонский говорил, что Бог дает нам молитву за других людей для того, чтобы помиловать их. Зачитаю его слова:

«Душа моя испытала и видела великие милости надо мной и над теми, за которых она молилась; и я понял, что когда Господь дает скорбь о ком-нибудь и желание молиться о нем, то это значит, что Господь хочет помиловать того человека. Поэтому если кому придет скорбь о ком-либо, то надо молиться за него, потому что Господь, ради тебя, хочет помиловать его. И ты молись. Господь услышит тебя, и ты прославишь Бога» .

Преподобный Силуан говорил об этом неоднократно, значит, это являлось его глубоким, опытным убеждением. Приведу еще два подобных его высказывания:

«Господь хочет всех спасти и к благости Своей призывает весь мир. Воли от души Господь не отнимает, но благодатью Своею толкает ее к добру и влечет к Своей любви. И когда хочет Господь кого-нибудь помиловать, то внушает другим желание за него молиться, и помогает в этой молитве. Поэтому до лжно знать, что когда приходит желание молиться за кого-либо, то это значит, что Сам Господь хочет помиловать ту душу и милостиво слушает твои молитвы» .

И другое высказывание:

«Знай, что когда случится беда народу, и душа заплачет пред Богом за этот народ, то он будет помилован. Для этого Дух Святой коснулся души и дал ей молитву за людей, чтобы они были помилованы. Так Милостивый Господь любит создание Свое»

Мы видим, что Богу угодно, чтобы мы молились не только за себя, но и за других людей. Поэтому каждый раз, когда мы чувствуем тревогу за какого-то человека – например, за сестру, которая болеет или скорбит, – это знак того, что Господь хочет подать помощь этому человеку через нас, через наши молитвы.

Нужно заметить, что молитва за ближних для нас – это не просто одно из возможных проявлений любви, но наша обязанность. Помните, на прошлой беседе мы говорили о том, что совершать дела любви мы не просто можем , но и должны , поскольку любовь к ближнему – это заповедь Господня. Отсюда следует, что и молиться за ближних мы обязаны . Ведь молитва, как я уже говорила, – это высшее проявление любви, это духовная милостыня. Есть милостыня телесная, но духовная – несравненно выше, настолько, насколько и душа выше тела. Если мы не молимся о ближних, не радеем о такой молитве, то тем самым отвергаем возможность наилучшим образом исполнить заповедь о любви к ближнему.

В Священном Писании есть прямые указания на то, что христиане должны молиться друг за друга.

В послании апостола Иакова говорится: «Молитеся дрyг за дрyга, яко да исцелеете» (Иак. 5, 16). И апостол Павел в своих посланиях неоднократно призывает: «Молитесь о нас» (1Фес. 5, 25) . Блаженный Феофилакт Болгарский в толковании на Апостол дает такой комментарий к этим словам:

«Итак, не за себя только должно молиться. Заметь смирение: просит учеников молиться тот, который находился в узах за Христа. Да и Петр находился в узах, и за него усердная молитва была совершена Церковью» .

В другом месте блаженный Феофилакт замечает, что апостол Павел, когда говорит: «Молитесь о нас!» , - не только выражает этим свое смирение, но и показывает силу братской молитвы. Итак, мы видим, что даже апостолы нуждались в том, чтобы за них молились. Что же говорить о нас? Мы тем более должны помогать друг другу молитвой.

Заповедь о молитве за других людей содержится и в Евангелии. Задумаемся: Сам Господь в молитве, которую Он дал Своим ученикам, заповедует, чтоб мы молились не за себя только, но и за других, ведь мы говорим «Отче наш» , а не «мой». В Нагорной проповеди Господь Иисус Христос говорит: «Молитеся за творящих вам напасть и гонящия вы» (Матф. 5, 44) . Спаситель заповедал нам молитву о врагах, но не значит ли это, что мы тем более должны молиться за наших друзей?

Итак, заповедь дана Господом, подтверждена святыми апостолами, и мы обязаны ее исполнять. И эта обязанность не снимается с нас, даже если нам кажется, что она превосходит наши силы. Об этом хорошо говорит преподобный Варсонофий Великий , когда отвечает на вопрос, можно ли страстным людям молиться за ближних. Я зачитаю его слова:

«[Молиться за других] – хорошо, ибо о сем Апостольское есть завещание; но, исполняя сие, (надобно сознавать себя) недостойным и не имеющим на то силы; и о просящем хорошо помолиться. Евангельское и Апостольское слово говорит: всякому просящему у тебе дай (Лк. 6, 30), и: молитеся друг за друга, яко да исцелеете (Иак. 5, 16), и еще: якоже хощете да творят вам человецы, и вы творите им такожде (Лк. 6, 31). И об Апостолах молились некоторые. Кто нерадит о заповеди, тот и сам себя осуждает, а потому могу или не могу, понуждаю себя к исполнению заповеди» .

Хотелось бы подчеркнуть последние слова: «могу или не могу, понуждаю себя к исполнению заповеди».

Ни одна сестра в обители, даже если она пришла к нам совсем недавно, не должна думать: «Я не могу молиться за других людей, это выше моей меры». Когда у сестры появляется такой «смиренный» помысел, она должна отвечать ему: «Могу или не могу, но это заповедь, и я понуждаю себя к ее исполнению». Нам следует помнить, что для нас, монашествующих, молитва за ближних имеет особенное значение. Мы оставили мир ради того, чтобы научиться молитве, и эту науку мы должны обратить на пользу другим людям

Думаю, здесь уместно будет вспомнить одно предание. Киевский подвижник Парфений желал знать, что есть монашеская схима, и на этот вопрос ему ответила Сама Божия Матерь. Она сказала: «Схимник – это молитвенник за весь мир». Какой мы отсюда можем сделать вывод? Высшая степень монашества состоит в том, чтобы молиться за весь мир, за все человечество. Это значит, что и вообще в монашеском подвиге молитва за ближних занимает очень важное место.

Наверно, все вы знаете слова преподобного Силуана Афонского о том, что главное, чем может помочь монах другим людям, – это молитва. Я вновь зачитаю их.

«Некоторые говорят, что монахи должны служить миру, чтобы не ели они народный хлеб даром; но надо понять, в чем это служение и чем монах должен помогать миру.

Монах – молитвенник за весь мир; он плачет за весь мир; и в этом его главное дело.

Кто же понуждает его плакать за весь мир?

Понуждает Господь Иисус Христос, Сын Божий. Он дает монаху любовь Святого Духа, и от этой любви сердце монаха всегда печально о народе, потому что не все спасаются. Сам Господь до того был печален о народе, что предал Себя на крестную смерть. И Божия Матерь ту же печаль о людях носила в сердце Своем. И Она, подобно Своему Возлюбленному Сыну, всем до конца желала спасения.

Того же Духа Святого дал Господь Апостолам и святым отцам нашим и пастырям Церкви. В этом служение наше миру. И потому ни пастыри Церкви, ни монахи – не должны заниматься мирскими делами, но подражать Божией Матери, Которая в храме, во «Святая святых» день и ночь поучалась в законе Господнем и пребывала в молитве за народ.

Не дело монаха служить миру от труда рук своих. Это дело мирских. Мирской человек мало молится, а монах постоянно. Благодаря монахам на земле никогда не прекращается молитва; и в этом – польза всего мира, ибо мир стоит молитвою; а когда ослабеет молитва, тогда мир погибнет.

И что может сделать монах руками? Заработает он за день какой-нибудь рубль; что это для Бога? В то же время одна мысль, угодная Богу, творит чудеса» .

Итак, наше призвание – неослабно молиться и за себя, и за других людей. Приснопамятный старец Паисий Святогорец сравнивает в этом смысле монаха с солдатом, который обучается воинской науке, для того чтобы защищать себя и других людей от врагов. Вот что он пишет:

«Если не будем молиться мы, монахи, то кому мы это оставим? Во время войны солдат находится в состоянии боевой готовности: он уже в сапогах, он только и ждет приказа. В таком же состоянии должен находиться и монах.

Молитвою мы должны помочь всему миру, чтобы диавол не мог творить, что ему вздумается. Диавол добился сейчас неких прав. Бог не то чтобы позволяет ему делать все, что захочется, просто Он не хочет нарушать свободу воли. Поэтому нам нужно помочь миру молитвой. Если кому-то больно за то, что царит сейчас в мире, если кто-то молится об этом, то люди получают помощь, и при этом свобода их воли остается ненарушенной. Мы организуем молитвенную бригаду. Вы будете воевать четками».

Конечно, для большинства из нас невозможно творить непрестанную молитву за весь мир , за знакомых и незнакомых, за верующих и неверующих, подобно тому, как это делал, например, преподобный Силуан Афонский. Было бы даже безрассудно понуждать вас к этому. Но каждая сестра, даже самая неопытная, может и обязана, если есть у нее такое благословение, ежедневно молиться за ближних – за сестер обители, за наших благодетелей, за своих родственников. И эту молитву мы должны совершать именно так, как говорит старец Паисий, - то есть как солдаты, знающие, что от их воинского подвига зависит жизнь и благополучие других людей.

В первую очередь мы имеем непреложную обязанность молиться друг за друга, а особенно за тех, кто руководит нами. Апостол Павел в одном из своих посланий увещевает нас: «Творите молитвы за царя и за всех, иже во власти суть, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте» (1Тим. 2, 2) . Это завещание апостола Церковь считает столь важным, что повторяет его, почти слово в слово, за каждой Вечерней, Утреней и Литургией. Для нас же, тех, кто живет в обители, эти апостольские слова имеют особое значение. Мы можем увидеть в них указание молиться за тех, кто непосредственно руководит нами: за духовника, настоятельницу, старших по послушанию. Ведь если так важно молиться за тех, кому вверено управление нашими материальными делами, то насколько же важнее молиться за тех, кто заботится не только о нашем внешнем благополучии, но и о спасении наших душ!

Вот что говорит святитель Тихон Задонский о молитве за духовных руководителей:

«Взаимная молитва – как крепкая стена против врага, то есть когда пастырь за людей усердно и с любовью молится и люди за пастыря от сердца к Богу вопиют. За себя самого молиться нужда и беда убеждает, но за ближнего молиться убеждает любовь. На видимой войне все воины полководца берегут и защищают от врага, ибо в целости его и их целость состоит; так и на невидимой войне всем христианам начальника своего – пастыря – молитвою должно защищать против врага; ибо от его целости и их целость зависит. Когда пастырь добр и мудр, то и овцы находятся в добром состоянии. Когда таковая взаимная любовь проявляется, тогда Сам Бог хранит и пастыря, и стадо» .

Поэтому в первую очередь нам нужно усердно молиться за наших духовных наставников – как за наших полководцев в невидимой брани.

Особенные обязанности мы имеем и по отношению к нашим благодетелям. Хотелось бы рассказать, как относился отец Андрей (Машков), духовник отца Авраама, к молитве за благодетелей. В их обитель в Александровке часто приносили пожертвования: кто кринку молока, кто коврик. Так вот, отец Андрей говорил, что за каждого дарителя обязательно нужно молиться – и молиться от всей души. Ведь это наш долг перед этим человеком, и на Страшном Суде нам придется отвечать, как мы его исполнили. То же можно сказать и о нас сейчас. Есть люди, которые благотворят нашей обители, и каждой из нас придется когда-то давать ответ, как мы молились за наших благодетелей.

Мы должны помнить, что многие люди уповают на наши молитвы, и мы не можем обмануть их упования. Некоторые из вас, наверно, слышали от своих родных или от других людей о том, что они надеются получить помощь от Господа или даже спастись благодаря нашим за них молитвам. Родственники сестер иногда говорят: «Она нас вымолит». Спросим себя, молимся ли мы так, чтобы вымолить, спасти своими молитвами наших родных или других людей, за которых нам благословили молиться?

Наверно, у многих сестер возникает такой помысел: «Я готова молиться за ближних, но какая от этого будет польза? Ведь я молиться еще не научилась, разве я могу кому-то помочь молитвой?» В нашем сознании укоренилось ошибочное представление, что молиться за других способны только люди, достигшие высокого духовного преуспеяния. Но это не так. Приведу высказывание преподобного Силуана Афонского:

«Возможно, что кто-нибудь подумает: как же я буду молиться за весь мир, когда сам за себя не могу молиться? Но так говорят те, кто не познал, что Господь слушает наши молитвы и приемлет их.

Молись просто, как дитя, и Господь услышит твою молитву, ибо Господь наш настолько Милостивый Отец, что мы ни понять, ни вообразить этого не можем, и только Дух Святой открывает нам Его великую любовь» .

«Раньше я думал, что Господь творит чудеса только по молитвам святых, но теперь узнал, что и грешному сотворит Господь чудо, как только смирится душа его» .

Итак, главное, чтобы наша молитва совершалась со смирением, с надеждой не на наше личное преуспеяние, а на милость Божию. Так молиться способна каждая из нас, и к такой молитве и нужно себя понуждать.

«Молитва горделивых - неугодна Господу; когда же душа смиренного скорбит, то Господь непременно послушает ее. Один старец-иеросхимонах, живший на Афоне, видел, как молитвы монахов восходили к небесам, и я этому не удивляюсь. Тот же старец, когда был мальчиком, видя скорбь своего отца по случаю сильной засухи, грозившей погубить весь урожай, пошел на огород и стал молиться:

“Господи, Ты Милостивый, Ты нас создал. Ты всех питаешь и одеваешь; Ты видишь, Господи, как скорбит мой отец о дожде, Ты пошли на землю дождь”.

И собрались тучи, и пошел дождь, и смочил землю» .

Думаю, не будет преувеличением сказать, что все мы можем молиться друг о друге, как этот мальчик молился о своем отце. И чтобы вы не сомневались в силе молитвы, расскажу вам один случай из нашей жизни, который был совсем недавно.

В прошлом году мама одной из наших сестер сильно заболела, у нее была гангрена. Врачи говорили, что нужно ампутировать ноги, что она не проживет и двух недель. И мы тогда начали молиться – все сестры. Вы, может быть, помните, как на каждом вечернем правиле делали поклоны за рабу Божию Веру. И вот мы видим чудо – раба Божия Вера исцелилась, и не просто исцелилась, но и чувствует себя гораздо лучше, чем до болезни. Тогда она не могла ходить, а теперь ходит.

Конечно, Господь слышит наши молитвы не только тогда, когда мы молимся об исцелении другого человека или об иной его телесной нужде, но и тогда, когда мы хотим помочь человеку в скорби душевной. Когда мы видим, что какая-либо сестра унывает и сострадаем ей, хотим как-то помочь, то лучшей помощью, какую мы можем ей оказать, будет молитва.

У святителя Игнатия есть такое рассуждение, которым нам нужно руководствоваться:

«На ближних сильнее действует молитва о них, нежели слово к ним: потому что молитва вводит в действие самого всесильного Бога, и Бог творит с созданием Своим все, что Ему благоугодно. Он отверзал сердечный слух для внимания словам Павла; а в тех случаях, когда не действовал перст Божий на слушателей, слова самого великого Павла оставались бесплодными» .

Мне хочется привести пример из жизни преподобного Зосимы Верховского. Из этого примера видно, что старец более уповал на Бога, чем на себя, когда хотел помочь скорбевшим ближним. Он знал, что молитва сильнее самых убедительных рассуждений. В книге «Старец Зосима Верховский» рассказывается, как его племянница была по его молитвам избавлена от душевной скорби. Когда она только что поступила к нему в монастырь, ее одолевала сильная тоска.

«Она так ужасно тосковала, что даже боялись, чтобы она не лишилась ума. Она от всех скрывалась, уходила; иногда находили ее лежащую в слезах, между могил и памятников, находящихся около церкви в монастыре; иногда сидящую задумчиво на пригорке, откуда через ограду была видна река Тура, а за рекою видна была большая дорога и пыль проезжающих; а с другой стороны видны были крыши городских домов, и она, глядя на все сие, говорила себе: “Счастливые люди живут жизнию, а для меня все кончено, я погребена в вечной могиле, в этих стенах”. Иногда как бы в исступлении ума, взглянув на кошку, она говорила: “Я и ей завидую, и эта тварь счастливее меня”. К тоске сей присоединилось еще ужасное чувство: она до того возненавидела отца Зосиму, что когда он с любовью начинал увещевать ее, то она с тяжкой горестью говорила ему: “Лучше не говорите мне ничего; каждое слово ваше мне так неприятно и больно, как нож в сердце. Что мне делать! Я и сама не рада этому, но я не люблю вас и даже не хочу видеть и слышать вас; я не полюбила и монашества, этого мрачного единообразия, этой могильной жизни; простите меня, отче мой, и молитесь о мне”. Хотя отец Зосима весьма огорчался и соболезновал о ней, но такая ее чистосердечная откровенность подавала надежду ему, что Господь, предстательством Царицы Небесной, избавит ее от сего искушения. Он же усилил горячую молитву свою о ней и просил старца своего и некоторых преданных ему сестер о ней молиться.

В это время отцу Зосиме нужно было ехать в Тобольск к преосвященному по некоторым монастырским делам. Во всю дорогу в Тобольск и обратно он возносил крепкую молитву с приложением и поста. В его отсутствие, в праздник Успения Богородицы, Маргарита (так было имя его племянницы) почти полумертвая стояла в церкви перед Распятием. В самое величание на всенощной Матерь Божия сделала чудо Своего милосердия: вдруг слезы ручьями полились по лицу Маргариты, которое мгновенно изменилось, сделалось необыкновенно веселое и спокойное, даже показался румянец на ее мертвенно бледных щеках. По выходе из церкви старшая сестра ее спросила: “Что с тобой сделалось?” – “Ах, Вера, друг мой, я не могу и рассказать: мне вдруг представилась вся слава Матери Божией на небеси, вся радость Ее, и как будто услышала я сии слова: «Что мешает и тебе того же достигать? Матерь Божия и тебя примет в Свою радость!» И в сердце моем сделалась какая-то радость, какое-то приятное спокойствие; гляжу теперь на весь монастырь, и мне кажется, что я в раю, кажется и воздух чище и светлее; все сестры кажутся такими добрыми, и к жизни монашеской прилежит душа моя; а отца Зосиму так возлюбило мое сердце, что не могу дождаться его”. Вот как не постыдила Матерь Божия веры и надежды преданного Ей всею любовью старца Зосимы.

На другой день сего праздника он возвратился; все побежали встречать его у ворот. Маргарита вне себя, предваряя всех, встретила его сими искренними словами: “Отче мой, отче мой, я люблю вас, люблю всей душой, не могла дождаться вас! Я люблю монашескую жизнь; я люблю всех сестер; я покойна, мне весело!” Можно вообразить утешение старца; ибо он знал непритворную откровенность этого юного сердца и видел, что это были не одни лишь слова, но что такое изменение духа ее ясно выражалось даже во всей ее внешности. С того времени до самой блаженной кончины отца Зосимы Маргарита была приверженнейшей ученицей и дочерью духовной, и послушницей его» .

Мне хотелось бы, чтобы все мы подражали старцу Зосиме и его ученицам в том, чтобы молиться за ближних, когда мы видим их в скорби. И я знаю, что некоторые сестры именно так и делают. Когда они видят скорбь другой сестры, то они молятся за эту сестру, и она действительно получает помощь. Иногда изменение в ее настроении бывает очень явным, не остается никаких сомнений в том, что тут действовала благодать Божия.

Конечно, когда мы молимся за ближних, очень важно, чтобы наша молитва шла от сердца, чтобы причиной ее была любовь к другому человеку и боль за него. Такой молитве особенно внимает Господь.

Вот что говорит старец Паисий Святогорец:

«Боль другого человека нужно сделать своей болью, (а после этого совершать и сердечную молитву) и так совершать молитву. Любовь есть божественное свойство, она извещает ближнего. Так и в больницах, если врачи и медсестры действительно страдают за больных, то это является самым действенным лекарством из всех, которые они им дают. Больные ощущают участие к ним и чувствуют уверенность, безопасность, утешение. Тому, кто страдает, не нужны ни наши многие слова, ни наши поучения. Он понимает, что тебе за него больно, и это помогает ему. Боль - это все» .

А преподобный Силуан Афонский рассказывает следующие случаи, говорящие о силе искренней, идущей от сердца молитвы:

«Одно срубленное и очищенное дерево быстро катилось по подкосу на человека. Я видел это, но от великой скорби не мог ему крикнуть: «Уйди скорей!»; у меня заболело и заплакало сердце, и дерево остановилось» .

И еще один случай:

«Один старец, который жил при море у пристани, рассказывал мне:

“Была темная ночь. Пристань была полна лодками рыбаков. Началась буря и скоро усилилась. Лодки стали биться одна о другую. Люди старались их привязывать, но это было невозможно в темноте и в бурю. Все смешалось. Рыбаки стали кричать, что есть силы, и стало страшно слушать крики испуганных людей. Я заскорбел о народе и слезно молился:

«Господи, укроти бурю, утиши волны, скорбящих людей Твоих пожалей и спаси». И скоро буря престала, утихло море, и успокоенные люди благодарили Бога”. [Здесь в третьем лице Старец рассказывает о случае, бывшем с ним самим]» .

Итак, для того чтобы молитва была настоящей, нам нужно испытывать боль за людей. Соучастие в чужой скорби и делает нашу молитву действенной.

Здесь опять многие сестры могут спросить: «А что же делать, если я не имею такого сострадания и любви к другим людям?». Ответ на этот вопрос, может быть, покажется несколько неожиданным: для того чтобы появилось сострадание и любовь к ближним, необходимо за них молиться. Молитва постепенно растеплит наше окаменевшее сердце, и мы увидим на себе исполнение духовного закона, заключающегося в том, что молящийся за других людей помогает себе самому.

В «Древнем патерике» содержится важное поучение на эту тему.

«Некий брат пришел к прозорливому старцу и попросил его: “Помолись о мне, отче, ибо я немощен.” Старец в ответ сказал ему то, что некогда изрек один из святых: “Наливающий на свою руку елей, чтобы помазать слабого, сам прежде всего принимает тук (то есть жир) от елея”. Так и молящийся за брата, прежде нежели принесет ему пользу, сам получит пользу по изволению своей любви. Будем же молиться, брат мой, друг за друга, чтобы мы исцелились, ибо и Апостол убеждает, говоря: “Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться”» .

Когда мы понуждаем себя к искренней, усердной молитве друг за друга, это содействует тому, чтобы в нашей душе появилось сострадание ближним, способность чувствовать чужую боль. Мы ставим себя на место другого, и в нас естественным образом появляются любовь, смирение, упование на Бога, благодарность Ему. Итак, если мы хотим стяжать эти добродетели, нам нужно от всей души молиться друг за друга: настоятельнице – за всех сестер, сестрам за настоятельницу, старшим по послушанию – за подчиненных сестер, младшим сестрам – за старших, каждой сестре – за каждую сестру, когда та испытывает какую-либо скорбь. И, наконец, за всех тех, кто нуждается в наших молитвах.

Хочется еще раз повторить: молясь за других, мы помогаем самим себе. У некоторых сестер есть такая неверная установка: им кажется, что когда они молятся за других людей, то они нечто теряют в молитве, им труднее сохранить внимание, и таким образом, они как будто отдаляются от Бога. Поэтому они гораздо охотнее молятся за себя, чем за ближних. Однако это неверно. Искренняя молитва за ближних, наоборот, приближает нас к Богу. Исполнение этого духовного закона мы можем увидеть на примере святого праведного Иоанна Кронштадтского. Как известно, с самого начала своего духовного пути он ревностно молился за ближних. Это выражалось, например, в том, что он с большой охотой совершал требы, читал акафисты. И мы видим, что это делание отнюдь не помешало его высокому молитвенному преуспеянию, а напротив, явилось одной из его причин. Понуждая себя к молитве за ближних, он в конце концов достиг такого высокого состояния, что молитвами своими мог творить чудеса. Пример святого праведного Иоанна показывает, что молитва за ближних – это не только признак духовного величия, но и верный путь к нему.

У архимандрита Софрония (Сахарова) есть интересное рассуждение об этом. В одной из своих духовных бесед он пишет:

«Чтобы молиться за всех людей, с которыми мы имеем общение и которые как будто бы рассеивают наш ум, надо делать так, как говорит наш блаженный старец Силуан. Рассказывая про святого Иоанна Кронштадтского, он пишет: “Когда был он в толпе, то как мог сохранить он память о Боге? – Молитвою за эту толпу: «Господи, излей мир твой на людей твоих. Господи, помяни всякое страдание всякого человека и прииди к нам на помощь»”. И тогда, говоря такую молитву, пребывая в толпе, вы сохраните мысль вашу всецело и в Боге, и в любви к ближнему» .

Конечно, мы не можем буквально следовать этому совету. Молиться за всех людей, с которыми мы общаемся, можно только с благословения. Но, безусловно, всем сестрам подходит такой совет: молитесь за ближних всегда, когда об этом просят и когда есть благословение. Этим вы поможете в первую очередь самим себе. Более того, если вы не будете понуждать себя к молитве за ближних, то очень повредите своей душе.

Вот как говорит об этом старец Паисий:

«Если монахи не будут внимательны, то их сердце может стать очень черствым. Люди мирские видят беды, несчастья своих ближних и переживают за них. Мы этого не видим и можем дойти до того, что станем просить всего лишь для самих себя. И если мы не занимаемся тонким деланием, чтобы прочувствовать несчастье других людей и совершить о них сердечную молитву, то мы станем жестокосерды. Мы дойдем до того, что будем стремиться к собственной выгоде, и наше сердце от безразличия станет каменным. Это противно Евангелию. Монах должен проявлять участие, испытывать боль и молиться о всех людях. Это не отвлекает его, напротив, молитвой он помогает и себе, и другим» .

А архимандрит Софроний говорит еще более категорично – он утверждает, что без молитвы за других мы не сможем спастись.

«Если мы хотим спасения нашего, то, конечно, нужно действительно положить основанием нашей монашеской жизни молитву за всего человека. Но начинается эта молитва с маленького опыта – с маленького общежития в несколько человек» .

Старец Софроний высказывает интересную мысль о том, что молясь за ближних, за тех, кто с нами рядом, мы научаемся борьбе со страстями. Бывает, что если какая-либо сестра поддается ропоту на старших сестер, сделавших ей замечание, или осуждает другую сестру, или гневается, то ей обычно советуют помолиться за тех сестер, которые вызывают у нее эти чувства. И если она усердно, с покаянием помолится, то гнев, ропот, осуждение проходят. А вместо них приходят смирение, послушание, наконец, любовь. Сердце наше должно быть всегда наполнено любовью к Богу и ближним. Но из-за наших страстей, при каждодневных столкновениях с ближними эта любовь постоянно умаляется. Как восполнять этот убыток, чем восстанавливать в своем сердце любовь? Сам Господь дал нам прекрасное средство для этого – Он заповедал нам молиться о ближних. Помните, я уже говорила вам о заповеди Спасителя: «Молитеся за творящих вам напасть» (Мф. 5, 44) . Эту заповедь мы можем исполнять в повседневных наших обстоятельствах. Ведь под творящими нам напасть можно понимать не только тех, кто делает нам зло, но и тех, кто невольно обнаруживает наши страсти. И если мы усердно молимся за этих людей, проявляем особое трезвение в этом смысле, то в результате можем достигнуть большой духовной высоты – победить многие страсти и стяжать любовь в своем сердце.

Еще мне хотелось бы напомнить вам одно очень емкое выражение преподобного старца Силуана . Он говорил, что «брат наш есть наша жизнь». Вот именно с такой мыслью должны мы молиться за каждую сестру. Молиться до того состояния, когда нам действительно станет дорога каждая сестра обители, каждый страждущий человек.

Архимандрит Софроний говорит:

«Заботясь о нашей общей жизни, от малой группы мы перешагиваем внезапно ко всему человечеству, ко всему Адаму. И вдруг пред нами раскрывается великое море любви Христовой» .

Если применить это к нашей жизни, то получается так: мы молимся за своих старших сестер по благословению, и за некоторых других сестер – и в конце концов это, казалось бы, малое делание откроет для нас море любви Христовой! Не будем же пренебрегать этим деланием.

Наконец, мне хотелось бы сказать о том, что молитва за ближних – это не только обязанность, не только полезное духовное делание, но это и еще и особая, возвышенная радость. Тем, кто с болью молится о других людях, Господь подает необыкновенное утешение.

Архимандрит Софроний пишет:

«Когда мне дано бывает от Бога любить ближнего и молиться за него, тогда я реально ощущаю в себе присутствие Духа. И Он любезен мне» .

Зачитаю также слова старца Паисия Святогорца:

«Вначале, слыша, как кто-то страдает, человек испытывает горечь, но потом в качестве воздаяния приходит божественное утешение, и его организм не разрушается. Горечь от мирского расстройства приводит к болезням: желудочным кровотечениям и другим, но горечь от боли за других содержит в себе божественный бальзам и не вредит организму.

Чем большую боль испытываю за других, тем больше молюсь и духовно радуюсь, потому что я говорю обо всем Христу, а Он приводит все в порядок. И я вижу, что чем больше проходит лет, тем более на убыль идет телесная бодрость, но бодрость душевная умножается, потому что любовь, жертвенность, боль за ближнего дают многую душевную силу. Вот, погляди-ка, вчера вечером, когда вы совершали бдение, у меня было не очень-то много бодрости, но я получал силу от чужой боли. Всю ночь до Божественной Литургии я простоял на ногах, принимая народ. Потом в храме я опять стоял на ногах, но, несмотря на это, не чувствовал усталости, потому что мне было больно за людей и эта боль давала мне силу. Так и ты - молись и радуйся. Бог все устроит» .

В завершение беседы мне хотелось бы вспомнить слова апостола Павла, обращенные к Тимофею:

«Молю убо прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, за царя, и за всех, иже во власти суть, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Сие бо добро и приятно пред Спасителем нашим Богом, Иже всем человеком хощет спастися и в разум истины приити» (1Тим. 2, 1 – 4). Вот что говорит святитель Иоанн Златоуст в толковании на эти слова Апостола:

«Подражай Богу. Если Он хочет, чтобы все люди спаслись, то очевидно, что обо всех нужно и молиться; если Он пожелал, чтобы все спаслись, то и ты пожелай того же, а если желаешь этого, то молись» .

Молитва за ближних – это дело любви в отношении к членам великой семьи человечества, от которой никто из нас не должен быть отчужденным. Молиться за ближних – это значит участвовать в намерениях Самого Бога относительно нашего общего спасения.

Итак, сестры, будем молиться друг за друга и за всех, кто испрашивает наших молитв, зная, что «сие бо добро и приятно пред Спасителем нашим Богом» (1 Тим. 2, 3).

Старец Силуан. М.: Международный издательский центр православной литературы, 1994. С.461

Там же. С.460

Там же. С.460

Феофилакт Болгарский. Благовестник. М.: издательство Сретенского монастыря, 2004. Т.3, с. 493-494.

Преподобных отцев Варсонуфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни. М.: Московское подворье Свято-Успенского Псково-Печеского монастыря, «Правило веры», 1995. С 90

Старец Силуан. М.: Международный издательский центр православной литературы, 1994. С.385-386.

Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова: духовное пробуждение. Суроти, Салоники, Монастырь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. М.: «Святая гора», 2004. Т.2, с. 327-328

Святитель Тихон Задонский. Сокровище духовное, от мира собираемое. М.: Издательство им. Святителя Игнатия Ставропольского, 2003. Т.2, с.832

Старец Силуан. М.: Международный издательский центр православной литературы, 1994. С.460

Архимандрит Софроний. Духовные беседы. Эссекс: Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь; М.: «Паломник», 2007. Т.2. С. 189

Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова: духовное пробуждение, Суроти, Салоники, Монастырь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. М.: «Святая гора», 2004. Т.2, с. 325

Архимандрит Софроний. Духовные беседы. Эссекс: Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь; М.: «Паломник», 2007. Т.2, С. 208

Там же. С. 180

Там же. С. 180

Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова: духовное пробуждение, Суроти, Салоники, Монастырь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. М.: «Святая гора», 2004. Т.2, с. 324, 323

Полное собрание творений Св.Иоанна Златоуста. М.: православное братство «Радонеж», 2004. Т.11, Кн.2, с.659


16.11.2007

Часто люди впервые приходят в храм, когда начинаются проблемы у их родных или близких. И тогда неизбежно звучит вопрос: что делать? В этом вопросе и боль, и надежда, и любовь, и отчаяние в собственных силах. Конечно, священник отзовется и поговорит и утешит, как сможет, но и самим приходящим надо понимать некоторые очевидные для православного человека вещи, но, увы, не всегда очевидные для большинства современных людей, не живущих церковной жизнью и до поры до времени не стремящихся к ней.

Во-первых, надо понять, что если человек в какой-то крайней нужде бросается к Богу, то Бог его не оставит. Но это не значит, что помощь будет именно такой, какой мы ждем. Например, у кого-то родственник оказался в реанимации, состояние критическое… Его родные приходят в храм и спрашивают: что делать?! Конечно, надо молиться, и Церковь в лице священника в этом добром деле первый помощник и участник. Но мы не знаем, что именно полезно человеку для спасения его души – болезнь или здоровье, жизнь или кончина. Поэтому, когда мы молимся о нашем близком и просим молиться других, мы должны знать, что мы всецело предаем человека в руки Бога, который Один знает, что по-настоящему нужно человеку с точки зрения вечности, в чем он нуждается. Конечно, мы молимся именно о здоровье, о благополучии, но непременно добавляем в конце: «да будет воля Твоя».

Я это потому говорю, что часто люди, приходящие в храм в каких-то отчаянных обстоятельствах, просят и ожидают от Бога, чтобы все разрешилось именно и только так, как кажется хорошо самим приходящим. При этом мы забываем, что наше понимание добра очень относительно и обычно связано только с понятиями житейского, земного благополучия. Мы мало заботимся о жизни души, о ее вечной участи и спасении. Словом, приходя в храм и прося у Бога благ для своих близких, мы должны и веру иметь, что Бог, знающий, что есть действительное благо, управит именно так, как полезно с точки зрения духовной, а не только с житейской и бытовой. Приходя в храм и прося Бога войти в нашу жизнь, в жизнь наших близких, нужно быть готовым это посещение Божие принять, а для этого нужна и решимость, и вера.

Кроме того, вот что нужно понять. Мы просим Бога с болью и крайним рвением о благополучии своего близкого. Но много раз в Писании и Сам Господь, и Его ученики говорят нам о том, что наша молитва, ее действенность напрямую зависит от образа нашей жизни – условно говоря, от того, насколько мы сами слышим и слушаемся Господа. Это очень важно понять! Потому что в беспечности своей мы иногда годами, день за днем, час за часом последовательно и сознательно отвергаем правду христианской жизни, не хотим ее знать, и когда случается беда или наступает проблема в нашей жизни или в жизни наших близких – это бывает следствием такого постепенного и методического удаления человека от Бога. И когда человек кричит Богу: «Помоги мне!» – он, конечно, должен твердо осознавать свое действительное положение – положение человека, отвергавшего Бога на протяжении многих лет, может быть не с явной и сознательной дерзостью, но своими поступками, своей беспечностью, своим нехристианским поведением в самых разных обстоятельствах, своим небрежением к призыву Божиему. Это как если бы мы отступали шаг за шагом от Бога спиной к обрыву, слышали увещевания об опасности, уговоры остановиться, но не верили им и продолжали свое движение. И вот однажды неизбежно наступает момент «последнего шага», когда события развиваются с катастрофической стремительностью. Но и здесь есть место для покаяния, для сердечной молитвы и прошения о помиловании. И мы из Библии знаем много примеров такого покаяния уже после падения и знаем, что и такое покаяние принимается Господом и милосердие Его, если можно так сказать, «смягчает» даже совершившееся уже падение и сглаживает его последствия.

Об этом обязательно надо вспомнить и, конечно, из глубины сердечной попросить прощения с обещанием положить начало исправлению. Без этого всякая молитва будет всего лишь дерзостью человека, который привык только требовать, не желая ничем жертвовать взамен. Итак, приходя в храм и прося Бога о милости к своему ближнему, находящемуся в трудных обстоятельствах, нужно начать менять и свою жизнь – и начать менять незамедлительно.

В первую очередь, конечно, нужно как можно более ответственно и серьезно подготовиться к исповеди и причастию. Это займет несколько дней, а затем надо потихоньку начать выстраивать образ жизни, сообразный с православной верой. Именно потихоньку, без рвения, несмотря на желание моментальной и кардинальной перемены, которое возникает иногда от воспламенения в душе благочестивой ревности. Но все нужно делать понемногу, с рассуждением. В первую очередь надо осмыслить и рассмотреть свою жизнь на предмет наличия в ней тяжких, смертных грехов, и если таковые присутствуют – приложить все усилия, чтобы от них избавиться. Смертными грехами мы называем крайнее проявление любой страсти. Блуд, гордость, лихоимство, гнев… любая страсть в своем свободном и полном развитии разрушает человека и становится действительно опасной, смертной.

Кто-то из опытных духовников сказал, что тот, кто хочет помочь своему близкому, должен стать подвижником. Это суровая правда. Обычно просят помолиться, заказывают сорокоусты «в трех церквях», просят какую-то «специальную молитву», спрашивают, какому святому молиться, не понимая, что не в самой молитве, не в тех или иных словах заключается главная сила, а в готовности для спасения близкого человека жертвовать собой, своим покоем, своими греховными привычками, образом жизни. И только тогда боль о родном человеке, молитва о нем может быть действенной, если эта боль и молитва подкреплена личным подвигом или, по крайней мере, коренным изменением безбожной и далекой от христианской нормы жизни (а именно об этом приходится говорить в большинстве случаев).

В духовной жизни действует простой закон: «Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов» (Гал. 6: 2). Вот это ношение тягот и есть какой-то духовный труд, подъятый ради спасения своего близкого. И кто еще может этот труд подъять, как не близкий, родной человек. Да, и молитвы священника, а наипаче молитвы, приносимые в храме, на Божественной литургии, важны, но есть какая-то та инственная связь между родными людьми и в плане спасения, так что иногда именно близкий, а не кто-то другой должен принять на себя какой-то сугубый духовный труд. К слову, тот труд, который надо предпринять человеку (зачастую далекому от веры), на поверку оказывается не каким-то сугубым подвигом, а всего лишь возвращением к нормальной христианской жизни, к тому, какой эта жизнь должна быть в повседневности, и только наша многолетняя беспечность удаляет нас от этой нормы настолько, что она начинает нам казаться какой-то непосильной ношей.

И еще вот о чем хочется сказать. Действительно, бывают, и даже нередко, внезапные и чудесные избавления наших близких от тех или иных болезней, опасностей и напастей. И случается тогда видеть сияющие благодарные глаза родственников… Но так бывает далеко не всегда. Гораздо чаще человек, приходящий в храм и просящий молитв о своем близком, желающий ему помочь, должен запастись терпением и понимать, что некоторые запутанные обстоятельства, запущенные болезни и страсти не разрешаются моментально, а исправление той или иной тягостной ситуации требует многого терпения, смирения и постоянного приложения сил для изменения в лучшую сторону. Да и то еще есть такие трудные обстоятельства, что даже при изменении личной жизни, при постоянстве в молитве и благочестии плоды нашей веры и упования бывают не видны годами, а иногда не видны и вовсе в этой земной жизни. Но то, что они не видны, не значит, что их нет.

Есть такой хороший американский фильм «Эта замечательная жизнь». Так вот, главный герой этого фильма – действительно добрый человек – впал однажды в горькое уныние, потому что ему показалось, что все его добро напрасно и бесполезно. И тогда ему было показано, каким был бы мир, если бы он не совершал это свое повседневное и «неприметное» добро.

Да, бывает и так, что плоды наших трудов не видны, и к этому тоже нужно быть готовым, потому что разрешение всей нашей жизни и результаты наших трудов мы можем узнать только по исходе из этого мира, в свете Божиего суда и Его правды. Так что никогда ни при каких обстоятельствах нельзя говорить, что наша вера и труды и молитвы напрасны, только потому, что они не дают видимых результатов. Напротив – ни одно доброе дело, ни одно сердечное воздыхание не останется забвенным у Господа, только не всегда нам полезно видеть плоды Божиего милосердия здесь, на земле, – и это серьезный вопрос веры. Будем помнить, что многие праведники здесь, на земле, были гонимы и презираемы даже до последнего своего издыхания и так и не увидели триумфа, каких-то явных, с точки зрения житейской правды, плодов своего благочестия. Но ни один из них не остался забытым у Господа, и ни один из них не лишился радости пребывания с Ним. Так же и все, о ком они молились при жизни или по успении, не лишатся плодов этих молитв, если только сами хоть что-нибудь приложили доброго к молитвам святых ходатаев.

Ну, и нельзя никак обойти стороной «практическую сторону», потому что чаще всего приходящие в храм с болью о своих близких спрашивают, что именно нужно читать, какую молитву.

Хорошо читать Псалтирь по своему близкому человеку, добавляя на каждой «Славе» прошения о здравии (или об упокоении, если человек преставился). Чтение Псалтыри удивительным образом успокаивает человека, занимает его болезненно напряженный ум молитвой, позволяет отвлечься от тревожных, панических, тягостных дум и соединяет с Господом, который Один знает, как разрешить наши проблемы и трудности.

К счастью, в наше время широко распространены так называемые «полные молитвословы», где напечатаны молитвы на разные случаи жизни. Думаю, человек сам может выбрать любую молитву, подходящую по смыслу к его прошению, и читать ее терпеливо, ежедневно, добавляя в утренние и вечерние молитвы, и если эта молитва будет произноситься от всего сердца, с болью и любовью, если она будет подкреплена благими изменениями собственной жизни – то нет никакого сомнения, что Господь внемлет такой молитве и подаст именно то, что полезно нам и нашим близким для спасения души во времени и в вечной жизни.

На днях отпевал пожилую женщину. После отпевания обратился к родственникам с напутственным словом. Говорил, как обычно в таких случаях, о том, что у Бога все живы, что наша цель – это достижение благословенного единства с Ним и единственное, что мешает нам в достижении этой цели, – это наши грехи. И что не всегда, к сожалению, человек успевает принести достойные плоды покаяния, так что нам надо крепко молиться о прощении грехов наших усопших сродников… А чтобы мы могли благотворно влиять на их загробную участь, чтобы молитвы наши были услышаны, надо стараться жить по правде Божией, потому что между нашим духовным, нравственным состоянием и действенностью нашей молитвы существует прямая связь.

Вот я все это сказал, попрощался с родственниками, иду к машине, и тут ко мне подходит женщина и говорит: «Батюшка! Вы вот сейчас там рассказывали… Но ведь мы не можем влиять на загробную участь человека. Как в Библии говорится, помните: “Брат брата не вымолит”?» Я таких слов не помню и честно в этом признался, но притом напомнил еще, что Библия – это целостная книга и неправильно выхватывать из нее какие-то куски вне контекста, вне понимания, по какому поводу, когда, кем и кому это было сказано. Впрочем, женщина продолжала говорить о своем. О том, что человек получает после смерти только то, что он заслужил, и никакие молитвы близких ни помочь, ни облегчить его участь уже не могут. И она настаивала именно на том, что в Библии о таком отношении к умершим ничего не говорится – то есть о том, что есть смысл за них молиться, что им можно как-то помочь.

Я люблю такие неожиданные встречи, но, к сожалению, меня уже ждали другие люди, и не было возможности нам поговорить подробнее. Я только пригласил женщину на беседу в храм. Есть, правда, сомнение, придет ли она, хотя… и надежда, конечно, есть. Чего не бывает в жизни! Насторожило меня только то, что что-то нарочитое, упрямое было в ее словах; жаль, я не успел у нее спросить, не принадлежит ли она к иной конфессии. Ну да ладно.

Итак, есть ли в Библии упоминание о том, что молитвы за усопших имеют какой-то смысл? И могут ли молитвы влиять на загробную участь наших близких? Вопросы интересные и важные. И мне захотелось поговорить об этом более основательно. Может быть, добрая женщина, которую я встретил, прочтет мою писанину, и наша беседа, таким образом, продолжится, а может быть, она и придет когда-нибудь в храм, если не в мой, так в другой. Во всяком случае, я бы этого очень хотел.

Начнем вот с чего. Что меня заставило подумать об инославном происхождении рассуждений этой женщины? Это слова: «В Библии этого нет». Это типично протестантская постановка вопроса. Но дело вот в чем. Несмотря на всю исключительную важность Библии, этой святой книгой не исчерпывается вся полнота жизни, все ее разнообразие, в том числе и жизни духовной всего человечества, различных народов и каждого человека в отдельности. Можно сказать, что Библия – это выражение, существенное воплощение этой жизни. Но также Библия и часть этой жизни. А все, что остается неописанным, все, что остается за пределами начертанных слов, – это что, уже не жизнь, не завет, не продолжение непосредственных и живых отношений Бога и человека?

Важно еще помнить вот о чем. Господь создал Церковь, в которой непостижимыми путями происходит наше спасение, и именно Церковь есть, по слову апостола Павла, «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3: 15). Церковь – это тело Христово. То есть это и есть Сам Христос, живущий здесь и сейчас, говорящий с нами, открывающий нам Свою волю, милующий и спасающий… Вот это очень важно понять. Церковь и есть та самая жизнь, которой мы можем и должны приобщиться, к голосу которой должны прислушиваться, потому что голос ее и есть голос Бога, Его глагол, вечно рождающийся и вечно обращенный к нам. Вырывать Библию из контекста Церкви и пытаться что-то в ней понять – это занятие, как ни жестко это звучит, совершенно бесперспективное. Единственный положительный исход такого чтения или изучения Библии может заключаться в том, что человек придет в Церковь и станет действительным участником жизни Христа. Тогда все встанет на свои места, тогда слова Писания обретут для человека великую преображающую силу, станут тем самым «мечом обоюдоострым», который проникает даже до разделения души и духа (Евр. 4: 12).

Кроме Священного Писания в Православной Церкви есть еще понятие Священного Предания, то есть понятие об истине, которая продолжает нас просвещать, поучать не только со страниц Библии, но и примером жизни святых людей, их «словом, житием, любовью, духом, верою, чистотой» (1 Тим. 4: 12). Поучает нас посредством святых тот самый Дух Святой, Которым создана и Которым живет Церковь во всей своей соборной полноте.

«Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» (Лк. 10: 16), – говорит Господь Своим ученикам, и то, что говорили апостолы, чему они учили, не все, конечно, было записано. Многое с исключительным благоговением и трепетом сохранялось и хранится до сих пор как Церковное Предание. Со временем, кстати, это Предание, передаваемое из уст в уста, было записано и в иных книгах, кроме новозаветных. Это и послания ближайших учеников апостолов, а затем учеников их учеников и так далее… Но не следует думать, что истина, передаваемая из уст в уста, неизбежно искажалась, как в «испорченном телефоне». Такое искажение (неизбежное в делах житейских) немыслимо в делах церковных, и именно в той части, которая относится к нашему спасению, потому что Церковь – это и есть истина, Церковь и есть Сам Христос, Его Духом Церковь содержится и управляется. Это важно понять: наши человеческие, греховные оценки и критерии неприменимы к Церкви. Все те беззакония и заблуждения и нестроения, которые мы видим, и даже часто, в церковной ограде, к Церкви, к ее сущностному содержанию не имеют никакого отношения. И потому важно понимать, что в Церкви принадлежит ее естеству, естеству Божественной и непререкаемой истины, а что относится к человеческой, греховной немощи и относится, если можно так сказать, к пограничной, «околоцерковной» области. Но чтобы во всем этом разобраться, нужно, вне всякого сомнения, самому быть внутри Церкви, быть причастником того Духа Христова, Которым Церковь и живет, и движется, и существует.

Всегда Церковь жила верой в то, что загробная участь людей до Страшного суда не решена окончательно и что живущие здесь, на земле, могут своими молитвами благотворно влиять на загробную участь своих родных и близких. Повторю: это учение существовало всегда, но действенную силу оно приобрело с пришествием в мир Спасителя, благодаря Его искупительной жертве за наши грехи. И мы попытаемся, пусть очень коротко, проследить историю отношения к молитве за усопших в Ветхозаветной и Новозаветной Церкви.

Хоть мы и знаем, что до прихода в мир Спасителя загробная участь всех людей была пусть в разной степени, но все-таки печальна и безотрадна в силу полного господства над человеком греха, но и в Ветхом Завете мы находим примеры молитв людей, живущих на земле, об умерших.

Самый яркий такой пример – это молитва иудеев за своих собратьев, погибших на поле брани.

После битвы с идумеями под хитонами падших в сражении иудейских воинов были обнаружены посвященные иамнийским идолам вещи, захваченные в качестве трофеев. Поскольку подобное приобретение было явно греховным, то «сделалось всем явно, по какой причине они (воины) пали». И тогда все иудеи обратились с молитвой к Богу, «прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех». Больше того, сделав сбор со всех присутствующих, Иуда Маккавей послал приношение в Иерусалим, чтобы в храме «принесли жертву за грех» погибших, и, по слову Писания, он «поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении…» – то есть заботясь о прощении своих собратьев в день Страшного суда. «Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» (см.: 2 Мак. 12: 39–45). Отрывок совершенно исчерпывающий для того, чтобы понять, что и в ветхозаветные времена существовала традиция молитвы и принесения жертв за умерших.

Можно сказать, что эта традиция носила профетический, пророческий характер, потому что реальное духовное положение людей того времени не оставляло им надежды на избавление от уз греха. Эта надежда простиралась в будущее, связана была с мессианскими ожиданиями и предчувствиями.

Теперь насчет «брат брата не вымолит». Сразу скажу, что таких слов в Библии нет, но можно предположить, что женщина имела в виду следующие слова из Псалтири: «Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него» (Пс. 48: 8). Предположим, что это и есть те самые слова, тогда попытаемся понять, каков же их смысл.

В этом псалме звучат слова предупреждения, обращенные к живущим здесь, на земле, чтобы они помнили о страшном дне суда Божиего и не надеялись на свое богатство, силу и власть, а старались проводить время земной жизни в покаянии и чистоте. Главное содержание стиха – это обличение нераскаянных. Ибо в день Страшного суда никто не избавит нас от праведного суда Божиего – не только посторонний человек, но даже и самый близкий, как, например, любящий брат.

Но заметим, что здесь идет речь именно о Страшном суде, о последнем, решающем слове, в то время как до этого момента, по учению святых отцов, есть еще время для покаяния живущих здесь, на земле, и есть еще время для умилостивления Господа и принесения Ему за усопших жертв духовных и вещественных.

Святитель Василий Великий толкует этот отрывок в том смысле, что все ветхозаветные люди и даже пророки были связаны грехом и как связанные не имели власть освобождать кого бы то ни было от уз смертных, но когда явился Господь Иисус Христос – совершенный Человек и совершенный Бог, – Он Своей властью искупил нас от вечной смерти и в Его лице мы имеем упование и надежду на спасение.

То есть отношение к загробной участи усопших во времена ветхозаветные и отношение к их участи после пришествия в мир Спасителя разнятся именно тем, что Господь Своей искупительной жертвой приобрел власть и в загробной жизни переменять участь людей с худшей на лучшую. Это мы знаем и из события сошествия Христа во ад, где Он освободил от мучительных уз не только праведников, но и кающихся грешников.

Несомненно, что только Господь может определить загробную участь человека, и несомненно, что участь эта напрямую зависит от образа веры и жизни человека здесь, на земле. Но несомненно также и то, что возможно и даже необходимо молиться за наших родных и близких, прося Господа о прощении их грехов, и несомненно, что молитвы эти не бывают напрасны, если мы только стараемся сами слушать Господа и жить по Его заповедям.

Подводя итог, можно сказать так. Молитва за усопших, тем паче горячая молитва, исполненная любви и самоотвержения, приятна Богу и, если можно так сказать, склоняет Его на милость по отношению к тому, кто молится, и к исполнению Его просьбы. Множество подтверждений тому мы находим в Новом Завете. Так, Сам Господь говорит: «Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21: 22). Апостол Иаков заповедует «молиться друг за друга», нигде не уточняя, что это относится только к живущим здесь, на земле. Апостол Петр призывает «постоянно любить друг друга от чистого сердца» (1 Пет. 1: 22), также не ограничивая эту любовь только отношениями земной жизни. Больше того, именно «от избытка сердца глаголют уста», и первым изъявлением этой полноты для верующего человека является молитва, в том числе и молитва о близких.

Главное здесь в том, что сострадание, милосердие и любовь, проявляемые человеком в молитве за усопших, угодны Богу, привлекают Его благодать, потому что эти качества – любовь, милосердие и сострадание – и есть качества Самого Бога.

Беседа о молитве

Можно ли (и как) молиться за всех, о ком просят?

Можно ли (и как) молиться за всех, о ком просят?

- Ходят большие разногласия по поводу: молиться или не молиться о людях, которые просят молитвенной помощи за себя и за своих близких? Некоторые отговаривают друг друга от такой молитвы на том основании, что якобы «мы слишком немощны, а нападения слишком сильны», и рассказывают, какие искушения им после этого были. Ведь обычно просят молиться за кого? Один отступил от Церкви, другой - наркоман, третий - алкоголик… И у всех такая скорбь! Люди рассказывают, и скорбишь вместе с ними, а вот помолиться… Иногда начнешь, но боишься, потому что у тебя свои какие-то страсти, свои немощи, свое несовершенство. И не знаешь, как правильно поступить…

Вся беда в том, что мы забыли, что во всех случаях жизни мы должны руководиться Христовыми заповедями, должны уподобляться Христу. Потому и возникают у нас такие недоумения, смущения, запинания.

Господь сказал: «Просящему у тебе - дай» (Мф. 5:42). Поэтому если даже мы и сознаем себя крайне ничтожными, крайне падшими, крайне немощными, но если уж, действительно, нас кто-то просит: «Помолись за меня!», - нужно сказать: «Господь Бог да помилует нас обоих». Это значит, что мы не ставим себя выше его (что мы вроде бы лучше его). А «помяни, Господи…» можно и вслух, можно и молча (про себя) сказать. Можно помолиться так: «Господи, помоги рабу Твоему… (или рабе Твоей…) и святыми его молитвами и меня окаянного помилуй!» Вот и все - в этом нет ничего из ряда вон выходящего. Хотя бы даже так сказать - мысленно или вслух, но нельзя вовсе отринуть этого прошения, потому что мы не знаем скорби и веры просящего.

В данном случае мы должны поступить по заповеди: «Просящему у тебя - дай» (Мф. 5:42). Ведь, по слову Священного Писания, какой мерой будем мерить мы сами, такой возмерят и нам. Если мы не ответим сердечным состраданием на скорбь нашего ближнего, не возопием ко Господу хотя бы краткой молитвой, то когда у нас случится скорбь, и мы будем кого-то о чем-то просить, нас тоже не послушают.

Так что это нужно запомнить раз и навсегда. А уже браться кого-то «тянуть», вымаливать - это совсем другое дело. Чтобы начать вымаливать конкретного человека с конкретной страстью (например, со страстью неверия или пьянства) - для этого нужно взять благословение у духовника, который нас знает и может дать совет, как нам подобает поступить в данном случае и как мы должны молиться. Тогда уже будет покрывать благодать благословения на это дело.

Нужно еще сказать, что очень большая проблема в этом отношении возникает у нас от неправильного образа мыслей. Мы обычно думаем, что мы кого-то вымаливаем. А ведь не мы вымаливаем этого человека, но Господь его спасает , как и нас. Распявшись за всех, Господь взял на Себя грехи всего мира - начиная от Адама и кончая последним человеком, который будет жить на Земле. Грехи всего мира уже искуплены Кровию Христовой. И потому не мы вымаливаем, не мы вытаскиваем, не мы этому человеку помогаем, а Христос помогает, извлекает его изо рва страстей и спасает. Мы же только - как соучастники Христовы в деле извлечения этой души. И если мы испытываем какое-то бесовское наваждение, то это по причине, что Господь дает нам немножко ощутить это соучастие. И в этом - проявление нашей любви ко Христу и к человеку.

Мы же этого не понимаем и не хотим ничего такого понести, и потому как бы отделяемся от Тела Христова (ибо Церковь есть мистическое Тело Христово: Христос - глава, а мы все - члены). Христос ради любви к роду человеческому взял на Себя грехи всего мира, понес всю их тяжесть, а мы не хотим понести даже и малого. Хотя это - лишь ничтожное обозначение той тяжести… Очень редко Господь попускает нам это… А если и попускает чуть-чуть, то для того, чтобы мы поняли, что и мы должны принять участие в Христовых трудах по избавлению этой души от ада преисподнего. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», - сказал Господь (Ин. 15:13). Потому не до лжно нам ужасаться искушений от бесов или людей - но смиряться, терпеть и молиться, познавая свою немощь и сочувствуя ближним.

Однако, говоря об этом, нужно отметить, что часто такие искушения отнюдь не бывают связаны с молитвой за кого-то . Зачастую мы сами себя искушаем: сами впадаем в какие-то страсти, а думаем, что это произошло потому, что мы за кого-то помолились - вот в чем дело. И это будет 95 % от всех таких случаев.

Но иногда, действительно, такое бывает. Особенно, когда идет однообразная жизнь в обычном порядке, и вдруг видишь, чувствуешь, что появилась какая-то брань особого рода. Тогда уже идешь, исповедуешься и спрашиваешь: «Как мне быть? Продолжать ли мне молиться за этого человека или оставить на время?» Но это не значит, что оставить совсем. Просто Господь показывает в данном случае: по твоей немощи, для твоего смирения, тебе надо знать, что ты еще сам подобострастен этому человеку. Хотя ты и молишься за него для избавления его от какой-то страсти, но, тем не менее, ты сам немощен и должен понять, что и его, и тебя спасает и несет на Своих плечах только Христос . А не то, что «я сам твердо стою, потому могу вытащить и другого». Нет, никто из нас не устоит, если не будет с нами благодати Святого Духа, если не поможет нам Подвигоположник Христос, Который победил диавола и все его козни.

Вот именно с этими чувствами - смирением, любовью и состраданием - мы должны относиться к нашим ближним.

По чувству сострадания мы должны молиться за людей даже тогда, когда нас об этом никто и не просит. Скажем, увидели мы в церкви (в монастыре, на улице): кто-то сказал или сделал что-то нехорошее, неподобающее - мы должны помолиться об этом человеке Христу. Я не говорю, что нужно сразу начинать читать за него Псалтирь. Но хотя бы одну фразу сказать, хотя бы один вздох сердечный вознести: «Господи, помоги ему! Избави его от сетей вражиих, имиже веси судьбами устрой его спасение, и святыми его молитвами и меня окаянного помилуй!» И это уже будет молитва.

Ведь мы должны понять, что мы - сотелесники Христовы: как и Апостол говорит, что все мы - тело Христово (ср.: Рим. 12:5). Потому нам нельзя оставаться безучастными к страданиям ближних, а нужно как-то им помогать - хотя бы молитвой (если нельзя помочь чем-то другим). Это - наш христианский долг.

Но только чтобы не было самонадеяния - чувства, что «я лучше других, я уже чего-то достиг». Потому что именно за это чаще всего мы и страдаем (Господь попускает, чтобы мы осознали, что мы не лучше других ). Только мы этого не осознаем, а думаем, что искушение пришло за что-то другое. А если будем благоразумны, то даже и в этом случае мы просто смиримся, попросим у Господа помощи и избавления - и все. Претерпим это, окажем любовь к ближним, помолимся о них и сами приобретем смирение. И если случится, что сами мы когда-нибудь попадем в какую-то яму, то и за нас кто-то помолится.

А если мы приобретем иное свойство - навыкнем не сострадать нашим ближним, то с нами может получиться так, как было показано в одном видении…

Ангел вытаскивал одну такую самолюбивую душу из ада - ее вымолили родственники. И когда он ее поднимал, за нее начали хвататься другие души. Видя такое дело, самолюбивая душа пришла в негодование, начала кричать и стряхивать с себя тех, кто пытался за нее ухватиться: «А ну отцепитесь! Это меня только вытаскивают, а не вас!» И когда она так отряхивала других, то и сама оборвалась и полетела обратно в адскую пропасть…

Этот случай наглядно показывает нам, что если мы не приобретем сострадания, то мы просто-напросто не сможем попасть в Рай. «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:2). Если мы не будем сострадать ближним, то, следовательно, и сами мы лишимся сострадания - и от людей, и от Бога.

Вот какой это существенный момент в деле нашего спасения. Поэтому каждый человек за время своей земной жизни обязательно должен научиться сострадать подобострастным ему людям. Сострадать с сердечной болью, без уничижения, без осуждения, а именно с той мыслью, с тем внутренним настроем своей души, что «Христос пришел на землю грешников спасти ОТ НИХЖЕ ПЕРВЫЙ ЕСМЬ АЗ» .

Из книги Долгие проводы автора Никеева Людмила

94. Можно ли молиться о младенцах, ставших жертвой аборта? И если можно, то как? Приведем два ответа. Один из них принадлежит проф. А. И. Осипову. «Меня удивляет, что спрашивают о судьбе абортированных младенцев, а не о судьбе матери. Странная постановка вопроса. При чем тут

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

98. Можно ли молиться в церкви о неправославных христианах? Митрополит Вениамин (Федченков) рассказывает, как однажды к нему во сне явилась девочка-протестантка. Эта девочка просила о ней молиться, потому что ее родители молиться о ней не будут. Не потому, что они плохие,

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

Где и когда можно молиться Богу Молиться Богу можно везде, потому что Бог находится везде: и в доме, и в храме, и в пути. Домашняя молитваХристианин обязан молиться ежедневно, утром и вечером, перед вкушением и после вкушения пищи, перед началом и по окончании всякого дела.

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

12. Можно ли молиться за некрещеных? Вопрос:Можно ли молиться за некрещеных родственников, друзей - живых или умерших - и как? Ведь в семьях часто бывает и так: отец у тебя некрещеный, креститься не хочет, но очень хороший человек. Как за него помолиться: в храме, дома? А можно

Из книги О грехе самоубийства и самоубийцах автора Шаховской Иоанн

1. Можно ли молиться о животном? Вопрос: Можно ли молиться о животном?Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:Животные составляют наиболее близкую к человеку часть тварного мира. Бог хранит людей и ведет их к спасению. Но и бессловесную тварь

Из книги Для Чего мы живем автора

2. Можно ли молиться о животном? Вопрос:У меня умерла любимая собака и мне очень хочется помолиться за упокой ее души. Пока она болела, я молился святому Власию Севастийскому, да и теперь, когда она умерла, я молюсь ему за нее. Но правильно ли я делаю? Или я по своему незнанию

Из книги автора

Можно ли молиться за тех людей, которые тебя об этом не просили? Можно ли жить супружеской жизнью и зачинать детей в Святки? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря1. Молиться за других - дело любви. Поэтому можно вписывать их имена (если крещены) в

Из книги автора

Можно ли молиться за совершивших в помешательстве самоубийство? иеромонах Иов (Гумеров)Дорогая Анна! Как убийство бывает преднамеренное и ненамеренным, таковыми бывают и самоубийства. Это различие проводится в 14-м правиле святителя Тимофея Александрийского:«Вопрос. Аще

Из книги автора

Можно ли молиться Богу своими словами? Иеромонах Иов (Гумеров)Молитва является не только беседой с Богом, но и особым трудом, в котором участвуют разум, чувства, воля и тело. Чтобы молитва была благодатной и принесла плоды, нужна чистота сердца, глубина веры, опыт духовной

Из книги автора

Можно ли в святки молиться за усопших? Иеромонах Иов (Гумеров)В этот период поминовение усопших не совершается за богослужением. Однако остается молитва за усопших во время Божественной литургии на проскомидии и дома. Святитель Афанасий (Сахаров) так комментирует устав:

Из книги автора

Христос говорил не просить для себя, молясь. Почему же православные в своих молитвах просят обо всем, о чем только можно? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря1. Обвинение православных людей в идолопоклонстве за почитание святых икон часто звучит

Из книги автора

Можно ли молиться о животном? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряЖивотные составляют наиболее близкую к человеку часть тварного мира. Бог хранит людей и ведет их к спасению. Но и бессловесную тварь не оставляет без попечения. Библия говорит, что

Из книги автора

Можно ли протестанту молиться Блаженной Матроне? архимандрит Тихон (Шевкунов)Конечно, можно! Лучше сами поезжайте с ней к Блаженной Матроне. Объясните своей подруге, что значит для нас храм, что такое крестное знамение, с которым мы подходим к святым мощам - что это особая

Из книги автора

II. Можно ли молиться за самоубийц? «Милость должна сретаться с истиною» (Из писем святителя Феофана Затворника)Можно ли молиться за самоубийц? По какому-то недоразумению вопрос этот некоторыми считается у нас как бы доселе не имеющим определенного решения в нашей Церкви

Из книги автора

Можно ли молиться за души самоубийц? Из дневника архиепископа Никона (Рождественского)Удивительное время мы переживаем! Поднимаются вопросы, тысячу лет назад уже решенные; переоцениваются ценности, веками оцененные; пересматриваются решения, от первых веков

Из книги автора

Можно ли молиться, чтобы кто-нибудь явился во сне? «Нет, любопытства не должно быть, а вообще о снах принято так думать: если старцы и вообще святые люди являются нам во сне, то это знак того, что они помогают нам, это бывает перед каким-либо важным событием в жизни. А если

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.