Урок по орксэ монастырь с презентацией. Презентация на тему "монастырь"

Слайд 2

Монахи и иноки

Для людей естественно жить вместе, создавать семьи, давать жизнь детям. Поэтому одна из самых странных и удивительных страниц истории человечества – это появление монахов, или иноков.

Слайд 3

Кто такой монах

  • Монах – от греческого слова «монос», то есть один.
  • Инок – от древнеславянского слова «ин», то есть один.
  • Монах (монахиня)– это человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить один, без семьи.
  • Монахом становится тот, кто ощутил в себе особое призвание быть всегда только с Богом.
  • Слайд 4

    Жизнь первых монахов

    • Первые христианские монахи появились в конце III века от Рождества Христова. Они определили главное правило монашеской жизни: «Трудись и молись». Монахи селились вдали от людей – в пустынях, строили в лесной глуши монашеские скиты.
    • Монахи-пустынники жили уединённо, молились Богу, исполняли заповеди. Они селились вдали от людей не потому, что не любили людей, а для того, чтобы больше угодить Богу, стать ближе к Нему.
  • Слайд 5

    Антоний Великий

    Первый христианский монах святой Антоний Великий жил вдали от людей и лишь изредка приходил в село или город для того, чтобы поменять сплетённые им корзины на муку.

    Слайд 6

    Монахи и народ

    • Люди заметили в глазах монахов особую тишину, радость, свет, мир. И стали спрашивать их о том, как же можно жить без злобы, подозрений, зависти.
    • И горожане, и князья стали зазывать монахов к себе: «Вы вернитесь из ваших пустынь. Мы построим для вас храмы и дома, вокруг них построим стены, чтобы шум и вид городской суеты не касался вас. Но только разрешите приходить к вам для соучастия в вашей молитве и для того, чтобы получать ваши духовные советы».
  • Слайд 7

    Городские монастыри

    Так, кроме монахов-пустынников, появились городские монастыри, в которых жили общины монахов. У монастырей появились большие храмы, колокольни, мастерские.

    Слайд 8

    Чем занимались монахи

    В течение многих веков почти все книги переписывали именно монахи. Почти все больницы создавали и обслуживали тоже монахи. И даже школы создавались именно при монастырях.

    Слайд 9

    Как стать монахом

    • Монахом стать трудно. Чтобы отличить призвание от случайного каприза, тому, кто пожелал стать монахом, предлагается несколько лет просто пожить при монастыре в послушании, то есть стать послушником. Послушание означает, что человек принимает очень серьёзное и мужественное решение.
    • Если послушник не меняет своё решение, он просит принять его в монахи. Он приносит монашеские обеты (то есть обещает жить в послушании, безбрачии, без личных вещей). После произнесения обетов послушника постригают (состригают несколько прядей волос с головы). В древнем мире это был знак рабства.
  • Слайд 10

    Постриг монаха или монахини означает, что он сам, свободно, отдаёт себя в слуги Христу, чтобы никто другой и ничто другое не владели им. Для него начинается совсем другая жизнь и поэтому при постриге он получает новое имя.

    Слайд 11

    Как быть монахом

    Монаху не надо тратить силы на отстаивание своих прав и интересов. На защиту своего имущества. Ему нечего делить, у него нет повода для ссор. Поэтому он может быстрее достичь внутреннего мира, мира в душе. Быть монахом – очень нелёгкий путь, но это самый прямой путь к святости.

    Слайд 12

    Одежда монахов

    • Клобук – головной убор монаха. Сравним с воинским шлемом и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от злых мыслей.
    • Мантия – облачение, окутывающее всё тело, знак жизни под Божьей защитой.
    • Чётки- бусинки-узелки; их перебирание помогает монаху сосредоточиться в молитве.
    • Пояс сделан из кожи мертвого животного, как напоминание о том, что тело смертно и надо прежде заботиться о душе.
    • Монахи своё облачение воспринимают как воинское: чётки называют «меч веры», а клобук – «шлем веры».
  • Слайд 13

    Череповецкий Воскресенский монастырь

  • Слайд 14

    История

    … ехал с товаром московский купец по реке Шексне в Белозерск. Около нынешнего г. Череповца, близ устья реки Ягорбы, днем вдруг сделалась такая тьма, что берега реки, мыс и прочее исчезло из глаз купца. Лодка с товаром села на мель. Пораженный таким необыкновенным явлением купец стал горячо молиться, и вот, во время молитвы его глазам представилось еще более удивительное зрелище: находившаяся вблизи гора, покрытая лесом, была как бы в огне, из-за горы по долине реки Ягорбы исходили лучи света, указывающие направления пути. Купец снялся с мели и поплыл по направлению лучей к чудной, огненной горе - и явление исчезло. Потрясенный до глубины души таким необыкновенным явлением, купец взошел на эту гору. Чудный вид представился ему с этой горы: кругом беспредельные леса, вдали на востоке серебряная лента Шексны, под ногами, в низменности, поросшей густым лесом, причудливыми зигзагами извивалась река Ягорба.

    Слайд 15

    Все это случилось в Воскресный день. Ознаменовав это дивное место крестом, купец уехал. На следующий год, привезя с собой большую икону Воскресения Христа (день чудного видения), он устроил на горе часовню и украсил ее привезенною иконою. Данное предание прибавляет, что к построенной купцом часовне пришли два инока Феодосий и Афанасий и устроили здесь Череповецкий Воскресенский монастырь.

    Слайд 16

    Посмотреть все слайды


    Задачи: 1.Опираясь на исторический материал, раскрыть причины появления монастырей, их роль в истории и развитии культуры Руси; 2.Убедить детей в том, что монастырь – это твердыня веры, хранитель культуры, место для земного труда и труда души; 3.На примере Ипатьевского и Богоявленско-Анастасииного монастырей дать понятие о святынях обителей.


    План. 1.Первые монастыри; 2.Монастыри России: - Троице-Сергиева Лавра; - Александро-Невская Лавра; - Оптина Пустынь. 3.Посвящение в монахи; 4.Образ жизни монаха; 5.Отцы-пустынники; 6.Богоявленско-Анастасиин женский монастырь; 7.Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь; 8.Святыни монастырей.




    Первые монастыри Первый «собственный» монастырь с правильной регламентацией внутренней жизни появляется при великом князе Ярославе, который построил обитель на свои деньги и сделал ее родовой усыпальницей киевских великих князей. Он посвящает этот монастырь святому Георгию Победоносцу, своему небесному покровителю.«Летописец говорит о построении в Киеве в княжение Ярославово, с которого, по его словам, началось появление монастырей, всего одного мужского монастыря – это Георгиевского


    Монастыри России: Троице- Сергиева Лавра Основана преп. Сергием Радонежским в 1337 г. как монастырь с общежительным уставом. Монастырь стал духовным сердцем Руси и местом формации нового поколения монашествующих - смиренных учеников преп. Сергия, создававших новые монастыри в разных областях Руси в качестве новых центров ее духовного возрождения.




    Оптина Пустынь Создана в начале XVII в., была закрыта в 1724 г. в связи с реформами Петра I, вскоре была восстановлена, но прозябала, пока на нее не обратил внимание в 1795 г. Митр. Московский и Калужский Платон (Левшин) и затем Митр Киевский Филарет. Духовной основой для ее возрождения послужил подвижнический опыт наследников дела преп. Паисия Величковского - преп. старцев Моисея и Антония. Особенно прославились старцы Амвросий, Лев, Варсонофий, Нектарий, Анатолий и др


    Посвящение в монахи У постригаемого в монахи волосы на темени выстригаются крестообразно в знак посвящения Христу и принятия монашеских обетов. Существуют три степени такого посвящения. Первая пострижение в рясу, когда монах получает новое имя и право носить широкое и длинное монашеское одеяние (рясу) и головной убор камилавку. Прошедших такое посвящение называют рясофорными монахами. Следующие две степени пострижение в малую схиму и в великую схиму.


    Образ жизни монаха В монастыре монахи вели аскетический образ жизни, посвящая свое время труду и переписке книг. Все это проделывалось в полном молчании, так как монахи не должны были предаваться празднословию. Молчание прерывалось лишь звуками колокола и благочестивым пением. Заповеди монаха были такими: любить Бога, любить ближнего своего как самого себя, умерщвлять плоть,утешать несчастных, не платить злом на зло, любить врагов своих, не быть гордым, много не разговаривать, все хорошее в себе приписывать Богу, оплакивать прежние свои грехи и т. д.. День монаха проходил в молитвах, чтении и в ручном труде


    Отцы-пустынники Отцы-пустынники придерживались анахоретного монашества, то есть проживали в уединённых и пустынных местностях, по возможности чуждаясь всякого общения с другими. Такое движение возникло уже во II веке и, первоначально, было вызвано преследованием первых христиан. Затем появилось уже богословское обоснование, что такой аскетизм есть подражание жизни Иоанна Крестителя в пустыне и сорокадневному посту Иисуса Христа во время его искушения в пустыне, на первый план в отшельничестве вышло стремление к духовным подвигам. Прп. Серафим Саровский


    Богоявленско-Анастасиин женский монастырь Богоявленский мужской (с 1863 года – Богоявленско-Анастасиин женский) монастырь был основан в двадцатых годах XV века на тогдашней окраине Костромы преподобным Никитой Костромским, учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского. В настоящее время на территории Богоявленско-Анастасииного женского монастыря располагаются Костромское епархиальное управление и Костромская духовная семинария. При обители действуют богадельня во имя святой равноапостольной Марии Магдалины и детский приют для девочек-сирот во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского.


    Ипатьевский монастырь Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое место. Основанный в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве.


    Святыни Богоявленско- Анастасииного монастыря - чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы; - чудотворная Смоленская- Костромская икона-фреска Божией Матери; - святые мощи преподобного Никиты Костромского; - святые мощи преподобного Тимона, старца Надеевского; - крест-мощевик с частицами мощей 278 святых (из бывшего Богородицкого Игрицкого мужского монастыря); - складень-мощевик с частицами Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы (из Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря). Феодоровская икона Пресвятой Богородицы Смоленская-Костромская икона- фреска Божией Матери



    Разделы: Начальная школа

    Класс: 4

    Цель урока: знакомство детей с православными монастырями и особенностями монашеской жизни.

    1. Познакомить учащихся с жизнью православных монастырей.

    2. Развивать умение самостоятельно добывать знания при работе с разными источниками.

    3. Воспитывать уважение к людям, выбравшим монашеский путь, к православным святыням России.

    Формирование УУД:

    Познавательные: формировать умение отбирать главное, синтезировать. Оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала.

    Коммуникативные: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, строить монологическое высказывание.

    Личностные: нравственно-эстетическое оценивание нового материала, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

    Регулятивные: формировать способность принимать учебную цель и задачи, давать оценку услышанному и делать определенные прогнозы на опережающие задания, рефлексия.

    Формы и виды деятельности: беседа, выборочное комментированное чтение, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа по развивающим заданиям, участие в диалоге.

    Понятийный ряд: монах, монастырь, хитон, мантия, апостольник, четки, клобук, ряса, подрясник.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, листы для групповой работы, слова для составления кластера, презентация , выставка книг.

    Ход урока

    1. Организация начала урока.

    Вот опять звенит звонок,
    Начинается урок.
    Мы не можем расслабляться,
    Пора в работу нам включаться.

    2. Проверка домашнего задания.

    Ребята, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке? (Таинство Причастия)

    Давайте проверим, как вы поняли материал прошлого урока?

    Поработаем в группах.

    1 группа. Напишите, какие вы знаете таинства? Слайд №4

    3 группа. Закончите предложения. Выберете вариант правильного ответа.

    1. Таинство – это действие

    Бога по молитве человека,

    Лекарств,

    Телевизионных программ.

    2. Таинство называется так, потому что

    Земному человеку нельзя до конца понять его воздействие;

    К нему хотят привлечь внимание;

    О нём нельзя рассказывать.

    3. Люди прибегают к таинствам, чтобы

    Появился интерес к жизни,

    Стать ближе к Богу,

    Чтобы развлечься.

    2 группа. Работа по слайду №2. Икона Тайная вечеря.

    Что изображено на слайде? Тайная вечеря – последний ужин.

    Перед Своим уходом на крест Христос собрал апостолов. Это была прощальная трапеза. Взяв в руки чашу с вином, Христос сказал апостолам: “ Пейте всё. Это Кровь Моя Нового Завета, которая за вас и за многих изливается”.

    После этого он разломил хлебную лепёшку и протянул апостолам: “ Вкусите. Это Тело Моё, ломимое во оставление грехов” Мы знаем, что, Христос хотя и принял смерть на кресте, но затем воскрес.

    Чтобы люди стали частичками Христа, Его причастниками, Христос на Тайной вечере дал людям Своё Тело. Но чтобы люди не пугались, Свои Тело и Кровь Христос дал людям в виде хлеба и вина.

    Первыми причастниками стали апостолы. Затем ту святыню, которой они стали причастны, они передали другим людям.

    Проверка 1 группа

    – Какие таинства вы знаете?

    (Крещение, Причастие, Брак, Миропомазание, Соборование, Покаяние, Священство)

    Проверка 3 группа (по слайду №3)

    Проверьте, так ли у вас получилось?

    Молодцы. Я вижу, что вы хорошо поняли тему предыдушего урока.

    3. Актуализация опорных знаний.

    Сейчас мы с вами попробуем определить тему сегодняшнего урока. Послушайте песню. Слайд №5

    Прослушивание песни о монастыре.

    4. Сообщение темы урока.

  • Формулировка темы урока совместно с учащимися.
  • Ребята, давайте сформулируем тему нашего урока. Предложения учащихся. Запишите тему урока в тетрадь.
  • Что бы вы хотели узнать о монастырях и о монашестве?
  • Целеполагание.
  • Итак, тему мы обозначили. Давайте теперь поставим цель сегодняшнего урока. Ответы учащихся. (Познакомиться с разными монастырями и жизнью в них) Слайд №6
  • Сегодня мы с вами откроем дверь в новый для нас мир, и пусть это будет доброе открытие .

    Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Монастыри бывают мужские и женские. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия.

    Первые христианские монахи появились в конце III века от Рождества Христова. С тех пор главное правило для монахов: “Трудись и молись”. Сначала монахи жили в далёких от людей пустынях, но, встречаясь с монахами, люди стали замечать в их глазах какую – то особую тишину, радость, свет и мир. И люди стали просить монахов поселиться поближе, чтобы они могли приходить к ним для участия в молитве, в церковных службах, чтобы у мирян была возможность получить духовные советы.

    Слово “монах”, происходит от греческого слова “монос” - один. Монахами становятся люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу, для которых главным призванием в жизни является всегда быть с Богом. Монах в своем послушании Богу подобен самим ангелам, бесплотным духам, являющимся посланцами Бога.

    Стать монахом непросто, для этого он проходит определённые этапы жизни в монастыре.

    5. Работа с учебником.

    Откройте страницу 81 учебника.

    Давайте прочитаем о жизни в монастыре.

    А теперь найдите этапы жизни в монастыре и запишите их в тетрадь.

    6. Проверка самостоятельной работы. Слайд №7.

    1. Послушание.

    2. Монашеский обет.

    3. Постриг.

    4. Получение нового имени.

    Составление кластера “Монастырь”.

    В монастыре каждый несёт своё послушание – обязанность. Стать монахом не просто. Сначала человек должен стать просто послушником, чтобы пожить в монастыре, посмотреть на монахов и их образ жизни. После того, как послушник или послушница твёрдо решили связать свою жизнь с монастырём, они просят принять их в монахи. Для этого существует специальный обряд, называемый постриг.

    Сначала будущий монах произносит монашеские обеты, которые включают в себя:

    1. Исполнение заповедей Господних.
    2. Добровольная нищета.
    3. Совершенное отречение от собственной воли и послушание духовному наставнику.

    После приношения обетов, с головы монаха состригают несколько прядок волос, что означает добровольное и самостоятельное решение отдать себя в слуги Христу. Для него начинается совсем другая жизнь, и поэтому при постриге он получает новое имя.

    Послушайте притчу.

    Один из мирян, решив уйти от житейских проблем, поселился в одном из монастырей. В монастыре было такое правило: через 10 лет можно обратиться с любой краткой просьбой к игумену. Прошло 10 лет.

    – Как твои дела? – спросил игумен у монаха.

    – Еда противная!

    Прошло ещё 10 лет.

    – А теперь как твои дела? – интересуется настоятель.

    – Постель жёсткая – слышит в ответ.

    Проходит ещё 10 лет.

    Тот же вопрос задаёт игумен.

    Я ухожу! – ответил несостоявшийся монах.

    В чём смысл этой притчи?

    Если же монах остаётся в монастыре на него торжественно надевают его новую одежду.

    7. Знакомство с одеянием монахов. Слайд №8

    Составление кластера. (на доске)

    апостольник клобук параман

    хитон Монах подрясник

    ряса мантия пояс чётки

    Хитон - длинная рубашка из простой ткани.

    Подрясник - черное платье, своей простотой напоминающий монаху его обет добровольной нищеты.

    Параман – небольшой четырёхугольный плат с изображением креста.

    Пояс - является символом того, что монах постоянно должен быть готов к подвижническому деланию.

    Ряса - символ отложения всех печалей и смущений, которые обыкновенно происходят от постигающих нас скорбей и бед, а также непрестанное духовное радование. А чёрный цвет является символом покаяния, скорби о грехах, плача об утраченном райском блаженстве .

    Мантия – с одной стороны, она означает охраняющую и покрывающую силу Божию, с другой, - неуклонное исполнение монахом правил избранного им образа жизни. Мантия очень просторна и может свободно развеваться, чем напоминает крылатых быстродвижных ангелов и обозначает, что монах, как ангел, должен быть всегда готов ко всякому Божьему делу.

    Клобук - именуется шлемом спасения и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей.

    Чётки - называемые при этом мечом духовным, и теперь монах должен непрестанно молиться, перебирая узелки чёток, что помогает ему сосредоточиться на молитве

    Апостольник – головной платок с вырезом для лица, ниспадающий на плечи, покрывающий грудь и спину

    8. Физкультминутка

    А сейчас мы с вами, дети,
    Отдохнём и разомнёмся.

    Покажите, где носят клобук, пояс, мантию, чётки, (руки к голове, руки на пояс, руки к плечам, хлопок).

    Монастырь (посмотрите по сторонам).

    Учитель называет слова – учащиеся выполняют действия.

    9. Работа со стихотворением.

    Монах Павел Груздев написал шуточное стихотворение о монашеской жизни.

    Послушайте. (уч-ся) Слайд №9

    Главу клобуком покрыли,
    Очи в землю опустили,
    В чёрну мантию облекли
    И монахом нарекли.
    Подавали чётки в руки,
    Чтобы меньше было скуки,
    Вместо сладких всяких вин
    Наливают квас един.
    Подавают кислы щи –
    Ешь, монах, и не ропщи…

    Ответьте на следующие вопросы:

    1. Как вы думаете, почему монах должен опустить “очи в землю” ? Что значит это выражение? (Это значит, что монах должен стараться не отвлекаться от внутренней молитвы, меньше смотреть на внешний мир и больше заботиться о состоянии своей души.)
    2. Что вы можете сказать о монашеской еде, после прочтения данного стихотворения? (Монах должен ограничивать себя в еде, кроме того, монахи не употребляют в пищу мясо.)
    3. Как вы понимаете значение слова ропот? (Роптать, значит осуждать, жаловаться на свой образ жизни).

    Просмотр слайдов о жизни монахов. Слайд №10

    Какие черты характера воспитываются в монастыре?

    (Ответы учащихся: терпимость, смирение, милосердие).

    Вывод: Вот такие люди – монахи, особенные, прощают и любят. Но для нас, мирских людей, такое качество как терпимость тоже нужно и ценно.

    Чтобы усмирить свою гордыню и страсти, монахи иногда сами по своей воле накладывают обеты – обет молчания, обет столпничества (не садиться в течение длительного времени). Некоторые монахи даже заковывают себя в кандалы и вериги. Вериги – это тяжелые металлические оковы. Слайд №11

    10. Знакомство с монастырями.

    В России существует много монастырей. Они есть и в нашей Нижегородской области.

    Посмотрите на слайды №12, 13, 14, 15,16,17.

    Одним из известных монастырей – Серафимо-Дивеевский.

    Рассказ о Серафимо-Дивеевском монастыре. (Учащиеся)

    Один из наиболее почитаемых монастырей России, Серафимо-Дивеевским женским монастырём, который называют четвёртом Уделом Пресвятой Богородицы. История Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря начинается с 1760 года. Сама Царица Небесная, Пресвятая Богородица Мария, Матерь Божия возвестила матушке Александре (Мельгуновой), будущей первоначальнице Дивеевской обители, что на этом месте будет великая обитель, равной которой не было, нет и не будет никогда во всём свете.

    Чтобы незабвенна была тропа, по которой “стопочки Царицы Небесной прошли”, батюшка Серафим благословил в 1829 году дивеевским сёстрам копать Святую Канавку. Он говорил: “Кто Канавку с молитвой пройдёт, да полтораста “Богородиц” прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!”

    В 2003 году Православной Церковью и Российским государством широко отмечалось 100-летие прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых, а в 2004 году – 250-летие со дня его рождения. В связи с этими торжествами большая часть храмов и зданий монастыря была поновлена, а старинная Казанская церковь восстановлена в прежнем виде. Святая Канавка ныне устроена так, как велела Сама Царица Небесная преподобному Серафиму.

    Не устарели слова, написанные в начале XX века православным писателем С. Нилусом: “Святыня – это весь Дивеев и вся его святая любовь, которая прорывается, бьёт ключом из каждого уголка этого удивительного места”. Слайд №18, 19, 20, 21

    Кроме Серафима Саровского были и другие святые старцы.

    Давайте прочитаем в учебнике о Святом Луке. С. 83. Слайд № 22

    11. Закрепление изученного на уроке.

    Первая загадка:

    В чёрном, с чётками в руках,
    О душе своей в слезах
    Богу молится… (Монах)

    Вторая загадка:
    Ряса, клобук, параман
    Говорят о многом нам:
    Так одет монах, друзья,
    Жить, как все, ему нельзя!
    Инок, мантией одетый,
    Давший Господу… (Обеты)

    Давайте составим правила поведения в монастыре.

    Проверка.

    Назовите правила. Те, которые называли, не повторяйте.

    В монастыре запрещается:

    Громко разговаривать, кричать, включать громкую музыку;

    Говорить по мобильному телефону на территории монастыря;

    Носить шорты на территории монастыря;

    Лицам женского пола находиться без головного убора.

    Составить синквейн со словом “Монастырь”.

    12. Итог урока.

    Какова тема нашего урока?

    Узнали мы то, что хотели?

    Что такое монастырь?

    Монах – кто это?

    13. Рефлексия.

    Как вы считаете, ответили ли мы на все интересующие вас вопросы?

    А если вы что-то не поняли, то прочитайте ещё раз об этом в учебнике.

    Слайд №23, 24

    Основы православной культуры

    Урок №25

    Тема урока: «Монастырь»

    Учителя начальных классов

    МОУ Рождественской СОШ

    Мышкинского района

    Батуриной Татьяны Сергеевны

    * * *

    Ты различишь домов тяжёлый ряд,

    И башни, и зубцы бойниц его суровых,

    И тёмные сады за камнями оград,

    И стены гордые твердынь многовековых…

    А. Блок

    Тема урока: «Монастырь»

    Цель урока: дать представление о монашеском образе жизни.

    Задачи урока:

    Образовательные: познакомить с православными традициями монашеской жизни, с монашескими обетами, с монашеским облачением.

    Развивающие: развивать интерес к знаниям о монастырях, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

    Воспитательные: воспитывать отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

    Ключевые понятия урока: монах, инок, призвание, послушание, монашеские обеты, постриг, монашеское облачение.

    На доске:

    Монашеские обеты:

    Послушание (отказ от своеволия)

    Безбрачие (отказ от семейной жизни)

    Нестяжание (отказ от личной собственности)

    Х о д у р о к а.

    1. Организационный.

    Подготовка учащихся к работе на уроке.

    2. Проверка выполнения домашнего задания.

    3. Просмотр фотоклипа на песню Александра Михайлова «Монастырь».

    Слайд 1.

    4. Усвоение новых знаний.

    Слайд 2.

      Как вы думаете, когда человек свободнее: когда у него много вещей, имущества, домов, или когда все его имущество может уместиться в одном рюкзаке?

      Бездомные люди бывают очень несчастны. Но доводилось ли вам слышать или читать о таких людях, которые добровольно ушли из дома и избрали образ жизни странников?

    1). Раскрытие понятия «монах». (Слайд 3.)

    Для людей естественно жить вместе, создавать семьи, давать жизнь детям. Поэтому одна из самых странных и удивительных страниц истории человечества – это появление монахов или иноков (монах - от греческого монос - «один»; инок – от древнеславянского слова ин, «один»; сравните слово иной – «другой, особый»).

    Монах (монахиня) – это человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить без семьи. Сам он считает, что он не столько отказался, сколько согласился: согласился с некиим «зовом», который указал ему на его призвание.

    Свои призвания ощущают ученый и спортсмен, офицер и врач.

    Монахом же становится тот, кто ощутил в себе особое призвание быть всегда только с Богом.

    2). Первые христианские монахи. (Слайд 4.)

    Первые христианские монахи появились в конце третьего века от Рождества Христова. Они определили главное правило монашеской жизни: «трудись и молись». Первый христианский монах - святой Антоний Великий - жил один вдали от поселений и лишь иногда приходил в село или город для того, чтобы поменять сплетенные им корзины на муку.

    3). Монастыри. (Слайд 5.)

    Кроме монахов-пустынников появились городские монастыри – общины монахов. У монастырей появились большие храмы, колокольни, мастерские.

    Киево-Печёрская лавра (Слайд 6.)

    Ставропигиальный мужской монастырь

    (г. Сергиев Посад) (Слайд 7.)

    Оптинский монастырь (Слайд 8.)

    Мужской монастырь в г. Санкт- Петербург (Слайд 9.)

    Толгский монастырь в г. Ярославле (Слайд 10.)

    М о н а с т ы р и г. У г л и ч а

    Богоявленский монастырь

    (Слайд 11.)

    Воскресенский мужской монастырь (Слайд 12.)

    Алексеевский женский монастырь (Слайд 13.)

    Особый монашеский труд – переписывание книг. В течение многих веков почти все книги писали именно монахи. Кроме того, почти все больницы создавали и обслуживали тоже монахи. И даже школы часто создавались именно при монастырях.

    4). Послушание. (Слайд 14.)

    Монахом стать трудно. Чтобы отличить призвание от случайного каприза, тому, кто пожелал стать монахом, предлагается несколько лет просто пожить при монастыре «в послушании».

    Послушница

    Послушание означает, что человек принимает очень серьезное и мужественное решение: я не буду сам решать, что мне сейчас ко благу или нет, а буду спрашивать об этом у более опытных и мудрых людей. Так он сберегает много времени и сил для своего роста. Ведь и в мире науки и техники никакое развитие было бы невозможно, если бы каждый новый ученик решил лично перепроверять все, что было создано и открыто до него.

    5). Монашеские обеты и постриг. (Слайд 15.)

    Когда же послушник лучше присмотрится и к себе, и к жизни монастыря, он просит принять его в монахи. Он приносит монашеские обеты, то есть обещает жить в послушании, безбрачии и без личных вещей (нестяжение). После этого его «постригают». С него и в самом деле состригают несколько прядей волос. В древнем мире это был знак рабства. Постриг монаха означает, что он сам, свободно, отдает себя в слуги Христу, чтобы никто другой и ничто другое не владели им. Для него начинается совсем другая жизнь и поэтому при постриге он получает новое имя.

    Это очень нелегкий путь. Но это самый прямой путь к святости.

    Монаху не надо тратить силы на отстаивание своих прав и интересов, на защиту своего имущества. Монаху нечего делить, то есть, у него нет этого повода для ссор. А это значит, что он может быстрее достичь внутреннего мира в душе, что является прямым путем к Богу.

    Монашество есть не только у православных христиан. Люди в самых разных странах понимали, что одиночество и сосредоточенность бывают нужны для познания внутреннего мира человека. Монашество – это один из ответов на главный вопрос человеческой культуры: в чем смысл жизни человека.

    6). Монашеское облачение. (Слайд 16.)

    Мантия

    Клобук

    Чётки

    Пояс

    7). Легенда о царевиче Иоасафе. (Слайд 17.)

    По всему миру на разных языках люди рассказывали легенду о царевиче Иоасафе.

    Царевич Иоасаф

    В Греции и на Руси она звучала так:

    Жил в Индии царевич Иоасаф. Его отец, царь Авенир, из любви к сыну так обставил жизнь мальчика, чтобы ничего не огорчало его. Он жил в прекрасном дворце. Ему прислуживали только красивые молодые люди. Но однажды Иоасаф смог выйти в город - и на глаза ему попались слепец и калека (прокаженный). «Что это за люди, и почему у них столь неприятный вид» - воскликнул царевич, раньше никогда не видавший больных людей. Свита объяснила ему, что это просто люди, и что заболеть может каждый из нас… На следующей улице царевич увидел старика - сгорбленного, еле говорящего. И снова молодые красавцы из свиты царевича должны были объяснить ему, что таким станет каждый, кто доживет до преклонного возраста и что, в конце концов, за старостью следует смерть. «В каком возрасте бывает это? Есть ли средство миновать ее?» – вопросил царевич. Когда же он узнал, что это неизбежный удел всех людей, он перестал радоваться беззаботной жизни своего дворца. Много дней он провел в горестных раздумьях. В конце концов, он решил, что если тело все равно однажды разрушится, то надо попытаться спасти хотя бы душу. Он покинул дворец и стал монахом.…

    (Слайд 18.)

    Не всегда монахом становятся в юности. Многие русские князья (в том числе св. Александр Невский) принимали монашество, чувствуя приближение смерти.

    Александр Невский

    8). Святой Лука. (Слайд 19.)

    Порой и семейные люди становились монахами. Правда, церковные правила запрещают уходить в монастырь тому, на чьем попечении еще остаются дети.

    Вот жизнь одного монаха:

    Святой Лука

    В конце 19 века в Крыму родился Валентин Войно-Ясенецкий. Он стал врачом, хирургом. За научные труды ему была присвоена ученая степень доктора медицинских наук. Вскоре произошла революция. Положение православной Церкви в стране сильно изменилось. Начались преследования священников. Теперь Валентин считает нужным помогать не только телам, но и душам людей. Он становится священником и принимает монашество. Теперь его имя – Лука.

    Вскоре Луку арестовали. Судья оскорбительно спросил его:

    - Скажите, поп и профессор Войно-Ясенецкий, как это вы ночью молитесь, а днем людей режете?

    Лука ответил:

    - Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей Вы?

    Затем последовали долгие годы ссылок. Но даже в заключении святой Лука лечил людей – как заключенных, так и охранников. В годы Великой Отечественной войны он спас жизнь сотен раненых бойцов, а после победы был удостоен очень высокой награды – он стал лауреатом Государственной премии СССР.

    Сегодня хирурги делают операции лучше, чем св. Лука: наука, которой он служил, продолжает развиваться. Но те евангельские заповеди, которые воспитали св. Луку и которые он сам напоминал другим людям, не устарели. Ведь они говорят о том, как сделать свою жизнь свободной от душного эгоизма, как найти себя, свою веру и своего Бога.

    5. Закрепление новых знаний.

    1). Ответы на вопросы.

    2). Работа с терминами. (Слайд 20.)

    Задание: Соотнести термин и его определение.

    (Работа проводится коллективно на интерактивной доске.)

    Настоятель титул настоятеля монастыря;

    Братья монахи, живущие в монастыре;

    Трапеза жилище, монаха, комната или отдельно срубленный дом;

    Устав образец, форма, установление, правило для жизни монахов;

    Преподобный глава монастыря;

    Игумен вкушение пищи, сопровождаемое чтением жития святых или чтением поучений;

    Скит строгие обязательства монаха;

    Мантия очень, весьма подобный Богу, святой;

    Обет облачение, окутывающие все тело, знак жизни под Божьей защитой;

    Келья небольшая обитель

    2). Работа в тетради.

    Монастырь

    Задание 1.

    Двигаясь по часовой стрелке от выделенного квадратика, замени числовые значения буквами и расшифруй старинную русскую поговорку.

    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    __________________________________

    Объясни, как ты ее понимаешь.


    Слова – подсказки:

    Название одного из монашеских обетов.

    Так монахи иногда называют свои четки

    Так называется чин посвящения в монахи.

    Часть монашеского облачения, закрывающая все тело и символизирующая жизнь под Божией защитой.

    Головной убор монаха.

    Задание 2.

    Подпиши, как называются части монашеского облачения, и что они символизируют.

    __________________ _____________________

    __________________ _____________________

    __________________ _____________________

    __________________ ______________________

    __________________ _______________________

    __________________ _______________________

    Задание 3.

    Подпиши названия монастырей.





    ___________________________________ ______________________________

    6. Подведение итогов урока.

    7. Домашнее задание.

    Подготовить сообщение о любом монастыре.

    Л и т е р а т у р а (Слайд 21.)

      Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В.Кураев. – М.: Просвещение, 2010. – 95с.: ил.

      Журналы «Божий мир»

      Монастыри России: паломничество, религиозный туризм: Учебное пособие / Авт.-сост. А. С. Емельянов, 2010. – 232 с.: картосхемы, фото.

    Презентация к уроку и фотоклип на песню Александра Михайлова приложены к плану урока на электронном носителе (CD ).

    П р и л о ж е н и е

    Монастыри Ярославской области

    Адрианов Пошехонский монастырь

    Ярославская обл., Пошехонский р-н, д. Андрианова слобода

    дата основания: 1540

    действ.

    Алексеевская Пустынь Переславского Феодоровского монастыря

    Ярославская обл., Переславский р-н, д. Новоалексеевка

    дата основания: конец XIX века

    сохр.

    Алексеевский Угличский женский монастырь

    Алексеевский Угличский мужской монастырь

    Ярославская обл., г. Углич, ул. Шаркова, 27

    дата основания: 1371

    действ.

    Афанасьевский мужской монастырь

    г. Ярославль, пл. Челюскинцев, 17

    дата основания: 1615

    сохр.

    Белогостицкий Георгиевский мужской монастырь

    Ярославская обл., Ростовский р-н, с. Белогостицы

    дата основания: не позже XV в. (?)

    сохр.

    Богоявленский Авраамиев женский монастырь

    Богоявленский Авраамиев мужской монастырь

    Ярославская обл., г. Ростов, Желябовская ул.

    дата основания: кон. XI в.

    действ.

    Богоявленский Угличский женский монастырь

    Ярославская обл., г. Углич, Студенческий городок

    дата основания: кон. XVI - нач. XVII вв.

    действ.

    Борисоглебская пустынь в Воскресенском

    Ярославская обл., Переславский р-н, с. Новоселье

    дата основания: 1888

    сохр.

    Борисоглебский мужской монастырь

    Ярославская обл., Борисоглебский р-н, пос. Борисоглебский, Советская пл., 10

    дата основания: 1363, действ.

    Воскресенский Угличский мужской монастырь

    Ярославская обл., г. Углич, ул. Академика Опарина, 2А

    дата основания: не позже 1482 (2-я пол. XIII в. ?)

    действ.

    Всехсвятская женская пустынь

    Ярославская обл., Переславский р-н, пос. Берендеево

    дата основания: 1898

    сохр.

    Горицкий Успенский мужской монастырь

    Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, Музейный пер., 4

    дата основания: 1-я пол. XIV в.

    сохр.

    Исакова Рождество-Богородицкая женская пустынь

    Ярославская обл., Первомайский р-н, д. Пустынь (нежил.)

    дата основания: 1662

    сохр.

    Казанский Даниловский женский монастырь

    Ярославская обл., Даниловский р-н, пос. Горушка

    дата основания: 1901

    действ.

    Казанский женский монастырь

    г. Ярославль, ул. Трефолева, 18-20, ул. Первомайская, 19А

    дата основания: 1609

    действ.

    Никитский монастырь

    Ярославская обл., Переславский р-н, с. Никитская слобода, ул. Запрудная, д. 20

    дата основания: XII в.

    действ.

    Николо-Бабаевский мужской монастырь

    Ярославская обл., Некрасовский р-н, пос. Некрасовское, ул. Волжская

    дата основания: не позже XVI в.

    действ.

    Николо-Сольбинский женский монастырь

    Николаевская Солбинская женская пустынь

    Ярославская обл., Переславский р-н, с. Сольба

    дата основания:

    действ.

    Николо-Улейминский женский монастырь

    Николо-Улейминский мужской монастырь

    Ярославская обл., Угличский р-н, с. Улейма

    дата основания: 1460-е., действ.

    Никольский Переславский женский монастырь

    Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, ул. Гагарина, 43

    дата основания: ок. 1350

    действ.

    Петровский Ростовский мужской монастырь

    Ярославская обл., г. Ростов, ул. Ленинградская, 13

    дата основания: кон. XIII в.

    действ.

    Покровский Паисьев Угличский мужской монастырь

    Ярославская обл., Угличский р-н, [акватория Угличского водохранилища напротив д. Покровские Горки]

    дата основания: не позже сер. XV в.

    не сохр.

    Рождественский Ростовский женский монастырь

    Ярославская обл., г. Ростов, Советская пл., 14

    дата основания: ок. 1390-1394

    действ.

    Софийский женский монастырь в Рыбинске

    Ярославская обл., г. Рыбинск

    дата основания: 1860

    сохр.

    Спасо-Геннадиев Любимский мужской монастырь

    Ярославская обл., Любимский р-н, д. Слобода

    дата основания: 1530

    действ.

    Спасо-Преображенский мужской монастырь

    Ярославский Архиерейский Дом

    г. Ярославль, Богоявленская пл., 25

    дата основания: 1216

    сохр.

    Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь

    Ярославская обл., г. Ростов, ул. Энгельса

    дата основания: кон. XIV в.

    действ.

    Толгский женский монастырь

    г. Ярославль, пос. Толга, Толгский монастырь

    дата основания: 1314

    действ.

    Троице-Сергиев Варницкий монастырь

    Ярославская обл., г. Ростов, пос. Варницы

    дата основания: 1427

    действ.

    Троицкий Данилов мужской монастырь

    Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, ул. Луговая, 17

    дата основания: 1508

    действ.

    Феодоровский Переславский женский монастырь

    Федоровский женский монастырь

    Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, ул. Московская, 85

    дата основания: 2-я пол. XV в. (?)

    действ.

    Шестаковская Воскресенская община

    Ярославская обл., Некоузский р-н, с. Шелдомеж

    дата основания: 1887

    Похожие статьи

    © 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.