О трудностях в адаптации новопришедших в древлеправославной поморской церкви. Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ)

«Темы»

Сейм: депутаты согласились обсудить православное Рождество

Поправки
предусматривают, что каждый работник имеет право один раз в год взять
оплаченный выходной в соответствии со своими религиозными убеждениями.
Выбор конкретного дня должен быть заранее согласован с работодателем и
внесен в договор о найме. Если работнику по каким-то причинам придется
работать в свой личный выходной, то размер вознаграждения в этом случае
должен рассчитываться в двойном объеме. Предлагается внести в закон для
выбора следующие даты религиозных праздников: 6 января - День звезды
(Церковь адвентистов седьмого дня), 7 января - Рождество (Латвийская
Православная церковь, Древлеправославная Поморская церковь Латвии), 15
августа - День вознесения Девы Марии (Римско-католическая Церковь в
Латвии), Йом-Кипур или День искупления грехов (Латвийский совет
еврейских общин, дата меняется каждый год), 31 октября - День
Реформации(Евангелическо-

Ходят ли в музей на богослужение?

Председатель Совета
Челябинской Старообрядческой Поморской общины Древлеправославной
Поморской церкви Дмитрий Анфимович Каргаполов в прошлом армейский
подполковник, выпускник бронетанковой академии в октябре 2012 года в
очередной уже раз обратился в Правительство Челябинской области с
просьбой оказать содействие его религиозной организации в сохранении
исторических материалов, хранящихся в затопляемом молитвенном доме
общины.
ссылка: http://chel.mk.ru/article/2012/12/17/788290

Новости церковной жизни Древлеправославной Поморской Церкви

С 13 по 14 июля 2004 года в Санкт-Петербурге прошёл IV международный
слёт молодёжи Древ-леправославной Поморской Церкви. И вновь Невская
Старообрядческая Поморская Община гос-теприимно открыла двери перед
молодыми поморцами из разных регионов России, а также Бело-руссии,
Латвии и Литвы. Слёт предваряла праздничная служба Верховных Апостол
Петра и Пав-ла, которая задала духовный настрой предстоящим церковным
мероприятиям. Отслужив молебен Кресту, мы приступили к открытию слёта. С
приветственными речами высту-пили председатель Российского Совета ДПЦ,
настоятель Невской общины Олег Иванович Розанов и председатель Невской
общины Илларион Михайлович Петров, после чего каждый из нас
пред-ставился и подробно рассказал о жизни в своей общине.
ссылка: http://www.staroobrad.ru/modules.php?

Собор Древлеправославной Поморской Церкви

ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ПОМОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ (ДПЦ), централизованная религиозная организация старообрядцев-беспоповцев Поморского согласия.

Наименование Поморского согласия происходит от Поморья - северного региона у Белого моря (в конце 17 века являлся одним из крупнейших центров распространения беспоповства). Крупнейшим духовным центром поморцев в 18 веке была Выговская старообрядческая пустынь (смотри Выго-Лексинское общежительство).

18 век в истории Поморского согласия отмечен расколом, причиной которого стала полемика о возможности заключения законного брака без участия священника. Однако на протяжении последующих двух столетий практически все поморские общины постепенно признали необходимым благословлять заключение брака. После «Манифеста о веротерпимости» (1905) состоялись два Всероссийских собора христиан-поморцев, приемлющих брак (1909, 1912), положившие начало формальному созданию централизованной структуры, объединяющей местные общины. Этот процесс был прерван в советское время и только в 1944 на территории СССР был образован Высший старообрядческий совет Литовской ССР, который стремился осуществлять функции по координации деятельности поморских общин во всём СССР.

В 1989 году в качестве централизованной религиозной организации был образован Российский совет Древлеправославной поморской церкви, а в 2001 зарегистрирована Древлеправославная поморская церковь, руководящим органом которой является Российской совет. В отличие от религиозных организаций, выстроенных по иерархическому принципу, общероссийский центр поморцев не обладает командно-административными полномочиями по отношению к местным общинам. Им ежегодно издаётся старообрядческий церковный календарь и информационный бюллетень «Извещение Российского совета ДПЦ». Общее количество приверженцев ДПЦ оценивается приблизительно в 300-500 тысяч человек, из которых около половины проживает на территории Российской Федерации.

В России насчитывается около 100 религиозных местных объединений, однако зарегистрировано менее 50. Российский совет курирует объединения в Украине (18 общин), Казахстане (10 общин), Киргизии, Молдавии и некоторых других государствах.

Помимо России, централизованные религиозные организации поморцев, объединяющие по нескольку десятков общин, существуют в Латвии (Центральный совет ДПЦ Латвии, 67 общин), в Литве (Высший старообрядческий совет Литвы, 44 общины) и в Белоруссии (Центральный совет ДПЦ Белоруссии, 31 община). Централизованные религиозные организации поморцев имеются также в Эстонии (10 общин) и Польше (4 общины). Отдельные поморские общины имеются в США (4 общины), Германии, Румынии и Болгарии. Для координации своей деятельности в июне 2001 года духовные центры России, Латвии, Литвы и Белоруссии создали Единый совет ДПЦ в качестве совещательного органа.

), то есть священников, переходящих из Русской православной церкви . В условиях отсутствия священства службы стали вестись избранными грамотными мирянами. На основе иноческого соловецкого устава был создан Поморский устав для ведения службы мирянам, в котором были опущены слова, которые произносились священниками. Также в Поморье на реке Выг был организован Выговский монастырь , ставший духовным центром всего согласия с конца XVII до середины XIX века. По ним и всё согласие получило наименование Поморского. Выговский монастырь имел свои представительства в Петербурге и в Москве. В Петербурге представительством монастыря была Моленная на Моховой улице, закрытая властями в 1852 году.

История церкви

Начало крупнейшему духовному центру поморского согласия было положено в 1694 году , когда была основана община на реке Выг - Выговская мужская обитель (Выговское общежительство). В рядом с ней основана женская Лексинская обитель. Выговская обитель прославилась составлением Поморских ответов , которые фактически стали апологетической основой для защиты Древлеправославия . Местные общины поморцев стали в начале XIX века важными экономическими центрами Севера России.

В мае 2006, впервые с 1912 года в Санкт-Петербурге (в Рыбацком) прошёл III Всероссийский Собор Древлеправославной Поморской Церкви, а в мае 2012 года так же в Санкт-Петербурге, в Знаменском Соборном храме на Тверской улице состоялся IV Всероссийский Собор и Единый Собор ДПЦ в работе которого приняли участие все поместные объединения ДПЦ.

По данным Министерства юстиции РФ на 1 мая 2012 года на территории России зарегистрировано 50 религиозных организаций ДПЦ. Кроме того, без регистрации действует ещё более 200 общин и групп. За пределами России также имеется порядка 250 общин.

В настоящее время существует семь поместных объединений ДПЦ. Координационный орган - Единый Совет ДПЦ, созданный в 2001 году в Санкт-Петербурге , объединяющий духовные центры и отдельные общины на территории различных государств. Председатель Единого Совета - Олег Иванович Розанов . Поместные центры - Российский Совет ДПЦ, Центральный Совет ДПЦ Латвии, Высший Совет ДПЦ Литвы, Центральный Совет ДПЦ в Республике Беларусь, Центральный Совет ДПЦ Украины, Союз старообрядческих общин Эстонии, Высший Совет ДПЦ Польши.

В Древлеправославной Поморской Церкви действует несколько общественных организаций, издается периодическая литература (газеты и журналы), проводятся молодёжные и детские летние лагеря, действует два духовных училища (в Риге и Санкт-Петербурге), имеется две монастырские обители. Журнал-Календарь издается тиражом 10000 экз.

В настоящее время имеется следующее количество общин: В России - ок. 250 общин, в Латвии - 72, в Литве - 61, в Белоруссии - 42, на Украине - 35 общин, в Эстонии - 11, в Казахстане - 10, в Польше - 4, в США - 4, в Киргизии - 2, по одной общине в Молдавии , Румынии , Германии , Англии . Есть сведения о группах христиан-поморцев в таких странах как Финляндия , Швеция , Бразилия , Аргентина и Канада .

Руководители Древлеправославной Поморской Церкви

  • Пичугин, Лев Феоктистович (1909-1912)
  • Худошин, Терентий Акимович (1912-1927)
  • Ершов, Павел Васильевич (1927-1930)
  • Розанов, Олег Иванович (с 1989 года)

См. также

Напишите отзыв о статье "Древлеправославная поморская церковь"

Примечания

Литература

  1. В. Барановский , Г. Поташенко. . Aidai (Вильнюс), 2005, стр. 141-153.
  2. Юхименко Е. М. Выговское старообрядческое общежительство: комплексный подход к изучению //Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2002. № 2 (8). С. 84-87.

Ссылки

  • Раскол // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • Поморское согласие // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Выгорецкая или Выговская пустынь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Древлеправославная поморская церковь

– А вот сейчас посмотришь... – загадочно прошептала Стелла.
Перед нами неожиданно появилась заросшая сероватой зеленью пещера. А из неё, щурясь, вышел высокий, статный человек, который никоим образом не вписывался в этот убогий, леденящий душу пейзаж...
– Здравствуй, Печальный! – ласково приветствовала незнакомца Стелла. – Вот я подругу привела! Она не верит, что здесь можно найти хороших людей. А я хотела ей тебя показать... Ты ведь не против?
– Здравствуй милая... – грустно ответил человек, – Да не такой я хороший, чтобы меня кому-то показывать. Напрасно ты это...
Как ни странно, но этот печальный человек мне и в правду сразу чем-то понравился. От него веяло силой и теплом, и было очень приятно рядом с ним находиться. Уж, во всяком случае, он никак не был похож на тех безвольных, убитых горем, сдавшихся на милость судьбы людей, которыми был битком набит этот «этаж».
– Расскажи нам свою историю, печальный человек... – светло улыбнувшись, попросила Стелла.
– Да нечего там рассказывать, и гордиться особо нечем... – покачал головой незнакомец. – И на что вам это?
Мне почему-то стало его очень жаль... Ещё ничего о нём не зная, я уже была почти что уверенна, что этот человек никак не мог сделать что-то по-настоящему плохое. Ну, просто не мог!.. Стела, улыбаясь, следила за моими мыслями, которые ей видимо очень нравились...
– Ну, хорошо, согласна – ты права!.. – видя её довольную мордашку, наконец-то честно признала я.
– Но ты ведь ещё ничего о нём не знаешь, а ведь с ним всё не так просто, – лукаво улыбаясь, довольно произнесла Стелла. – Ну, пожалуйста, расскажи ей, Печальный...
Человек грустно нам улыбнулся, и тихо произнёс:
– Я здесь потому, что убивал... Многих убивал. Но не по желанию, а по нужде это было...
Я тут же жутко расстроилась – убивал!.. А я, глупая, поверила!.. Но почему-то у меня упорно не появлялось ни малейшего чувства отторжения или неприязни. Человек явно мне нравился, и, как бы я не старалась, я ничего с этим поделать не могла...
– А разве это одинаковая вина – убивать по желанию или по необходимости? – спросила я. – Иногда люди не имеют выбора, не так ли? Например: когда им приходится защищаться или защищать других. Я всегда восхищалась героями – воинами, рыцарями. Последних я вообще всегда обожала... Разве можно сравнивать с ними простых убийц?
Он долго и грустно на меня смотрел, а потом также тихо ответил:
– Не знаю, милая... То, что я нахожусь здесь, говорит, что вина одинаковая... Но по тому, как я эту вину чувствую в моём сердце, то – нет... Я никогда не желал убивать, я просто защищал свою землю, я был там героем... А здесь оказалось, что я просто убивал... Разве это правильно? Думаю – нет...
– Значит, вы были воином? – с надеждой спросила я. – Но тогда, это ведь большая разница – вы защищали свой дом, свою семью, своих детей! Да и не похожи вы на убийцу!..
– Ну, мы все не похожи на тех, какими нас видят другие... Потому, что они видят лишь то, что хотят видеть... или лишь то, что мы хотим им показать... А насчёт войны – я тоже сперва так же, как ты думал, гордился даже... А здесь оказалось, что гордиться-то нечем было. Убийство – оно убийство и есть, и совсем не важно, как оно совершилось.
– Но это не правильно!.. – возмутилась я. – Что же тогда получается – маньяк-убийца получается таким же, как герой?!.. Этого просто не может быть, такого быть не должно!
Во мне всё бушевало от возмущения! А человек грустно смотрел на меня своими печальными, серыми глазами, в которых читалось понимание...
– Герой и убийца точно так же отнимают жизнь. Только, наверное, существуют «смягчающие вину обстоятельства», так как защищающий кого-то человек, даже если и отнимает жизнь, то по светлой и праведной причине. Но, так или иначе, им обоим приходится за это платить... И платить очень горько, ты уж поверь мне...
– А можно вас спросить – как давно вы жили? – немного смутившись, спросила я.
– О, достаточно давно... Это уже второй раз я здесь... Почему-то две мои жизни были похожими – в обоих я за кого-то воевал... Ну, а потом платил... И всегда так же горько... – незнакомец надолго умолк, как будто не желая больше об этом говорить, но потом всё же тихо продолжил. – Есть люди, которые любят воевать. Я же всегда это ненавидел. Но почему-то жизнь второй уже раз возвращает меня на тот же самый круг, как будто меня замкнули на этом, не позволяя освободиться... Когда я жил, все народы у нас воевали между собой... Одни захватывали чужие земли – другие те же земли защищали. Сыновья свергали отцов, братья убивали братьев... Всякое было. Кто-то свершал немыслимые подвиги, кто-то кого-то предавал, а кто-то оказывался просто трусом. Но никто из них даже не подозревал, какой горькой окажется плата за всё содеянное ими в той жизни...
– А у вас там была семья? – чтобы изменить тему, спросила я. – Были дети?
– Конечно! Но это уже было так давно!.. Они когда-то стали прадедами, потом умерли... А некоторые уже опять живут. Давно это было...
– И вы всё ещё здесь?!.. – в ужасе оглядываясь вокруг, прошептала я.
Я даже представить себе не могла, что вот так он существует здесь уже много, много лет, страдая и «выплачивая» свою вину, без какой-либо надежды уйти с этого ужасающего «этажа» ещё до того, как придёт его час возвращения на физическую Землю!.. И там он опять должен будет начать всё сначала, чтобы после, когда закончится его очередная «физическая» жизнь, вернуться (возможно сюда же!) с целым новым «багажом», плохим или хорошим, в зависимости от того, как он проживёт свою «очередную» земную жизнь... И освободиться из этого замкнутого круга (будь он хорошим или плохим) никакой надежды у него быть не могло, так как, начав свою земную жизнь, каждый человек «обрекает» себя на это нескончаемое, вечное круговое «путешествие»... И, в зависимости от его действий, возвращение на «этажи» может быть очень приятным, или же – очень страшным...
– А если вы не будете убивать в своей новой жизни, вы ведь не вернётесь больше на этот «этаж», правда же?– с надеждой спросила я.
– Так я ведь не помню ничего, милая, когда возвращаюсь туда... Это после смерти мы помним свои жизни и свои ошибки. А, как только возвращаемся жить обратно – то память сразу же закрывается. Потому, видно, и повторяются все старые «деяния», что мы не помним своих старых ошибок... Но, говоря по-честному, даже если бы я знал, что буду снова за это «наказан», я всё равно никогда бы не оставался в стороне, если б страдала моя семья... или моя страна. Странно всё это... Если вдуматься, то тот, кто «распределяет» нашу вину и плату, как будто желает, чтобы на земле росли одни трусы и предатели... Иначе, не наказывал бы одинаково мерзавцев и героев. Или всё-таки есть какая-то разница в наказании?.. По справедливости – должна была бы быть. Ведь есть герои, совершившие нечеловеческие подвиги... О них потом столетиями слагают песни, о них живут легенды... Уж их-то точно нельзя «поселять» среди простых убийц!.. Жаль, не у кого спросить...
– Я тоже думаю, не может такого быть! Ведь есть люди, которые совершали чудеса человеческой смелости, и они, даже после смерти, как солнца, столетиями освещают путь всем оставшимся в живых. Я очень люблю про них читать, и стараюсь найти как можно больше книг, в которых рассказывается о человеческих подвигах. Они помогают мне жить, помогают справляться с одиночеством, когда уже становится слишком тяжело... Единственное, что я не могу понять, это: почему на Земле герои всегда должны погибнуть, чтобы люди могли увидеть их правоту?.. И когда того же самого героя уже нельзя воскресить, тут уж все, наконец, возмущаются, поднимается долго спавшая человеческая гордость, и, горящая праведным гневом толпа, сносит «врагов», как пылинки, попавшиеся на их «верном» пути... – во мне бушевало искреннее возмущение, и я говорила наверняка слишком быстро и слишком много, но у меня редко появлялась возможность выговориться о том, что «болит»... и я продолжала.
– Ведь даже своего бедного Бога люди сперва убили, а только потом уже стали ему молиться. Неужели нельзя настоящую правду увидеть ещё до того, когда уже бывает поздно?.. Неужели не лучше сберечь тех же самых героев, равняться на них и учиться у них?.. Неужели людям всегда нужен шоковый пример чужого мужества, чтобы они могли поверить в своё?.. Почему надо обязательно убить, чтобы потом можно было поставить памятник и славить? Честное слово, я бы предпочитала ставить памятники живым, если они этого стоят...
А что вы имеете в виду, говоря, что кто-то «распределяет вину»? Это – Бог что ли?.. Но ведь, не Бог наказывает... Мы сами наказываем себя. И сами за всё отвечаем.

«Кто убедится и поверит, что это учение и слова наши истинны, и обещается, что может жить сообразно с ними, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения прежних грехов, и мы молимся и постимся с ними. Потом мы приводим их туда, где есть вода, они возрождаются… как сами мы возродились, то есть омываются тогда водою во Имя Бога Отца и Владыки всего, и Спасителя нашего Исуса Христа, и Духа Святаго ».

(Святой Иустин Философ (II век), преподаватель христианского учения в школе для оглашенных)

«Итак, имеющий огласиться словом благочестия прежде погружения да будет наставлен в ведении о Нерожденном, в познании о Сыне Единородном, в убеждении о Святом Духе. Пусть изучит он порядок различного творения, пути промысла, суды различного законоположения. Пусть узнает, почему создан мир, и почему человек поставлен господином мира. Пусть изучит природу свою, какова она. Пусть узнает, как Бог наказал злых водою и огнем, а святых во все времена прославил, - разумею Сифа, Еноса, Еноха, Ноя, Авраама и его потомков, Мелхиседека и Иова и Моисея, также Исуса и Халева и Финееса священника и верных всех времен. Пусть узнает также, как промышляющий Бог не отвратился от рода человеческого, но в различные времена призывал его от заблуждения и суетности к познанию истины, приводя его от рабства и нечестия к свободе и благочестию, от неправедности к праведности, от смерти вечной к жизни вечной. Сие и согласное с сим пусть изучает во время оглашения приходящий »

(Текст Апостольских Постановлений (IV в))

С каждым годом в Древлеправославной Поморской Церкви всё больше убывает число так называемых «коренных» староверов, увеличивается количество новопришедших. Из поколения в поколение коренные староверы своей свободной волей ревностно сохраняют истинность Православия, чтобы передать всё это не только своим детям и внукам, но и новым людям, приходящим в Церковь Христову. Вера для коренных староверов является сознательным выбором и жизненной потребностью.

Сложности, возникающие при адаптации новопришедших к вере, их воцерковление, воспитание христианского духа и осознания - проблема всех старообрядческих согласий. Нехватка грамотных наставников, отсутствие должного отношения к новопришедшим со стороны коренных прихожан часто затрудняют полноценное воцерковление человека. Нередко между коренными и неофитами появляется непонимание. Возникает подобное в случае, если статус коренных староверов общины определяется не верой, знаниями, христианской жизнью и делами, а только родством.

В свою очередь коренные староверы небольшой срок с момента крещения новообращенного не считают тем сроком, за который можно избавиться от бездуховного груза прошлой жизни. Для них важна проверка временем новообращенного. Такое отношение определяется историческими событиями и в Древней Церкви, и в послераскольной Руси, и во все последующие времена, когда «пришлые» могли предать свою веру, свою Церковь, отдав в руки мучителей своих же одноверцев. Это ген страха, не только за чистоту и сохранение непоколебимости своей веры, но и за свою собственную жизнь, за жизнь будущих поколений в истинной Церкви Христовой.

Однако трудности возникают и у новых христиан: они попадают в незнакомый им духовный мир, который нужно воспринять не просто как букву, но как дух. Порой, не понимая до конца православную церковную традицию, новообращенные приходят со своими собственными теоретическими представлениями о христианской жизни и вере. Начинаются попытки всеми силами реформировать Церковь, «спасти» и направить в русло, которое, по их пониманию, сделает ее открытой для мира, спасающей и правильной. Кто-то борется таким образом со своей прежней конфессией, например, приходя в старообрядчество как в «антиниконианство», кто-то - с мнимыми нарушениями канонов, а кто-то, считая себя не меньше, чем Аввакумом, обличает «нечестие» прихожан и наставника. И только намного позже приходит понимание, что современные старообрядцы всего лишь живут по святоотеческой традиции и поступают во всем согласно со Святым Писанием и Преданием. Нельзя забывать и о христианском принципе закрытости и таинственности Церкви (Деян. 5, 13), которая помогает сохранить старообрядчество в его непоколебимости и неизменности.

Таинство крещения будет бесплодно для неверующего, пока он не уверует всей душой и не соединится с Церковью. Нельзя принять староверие только умом. Тот, кто принимает староверие только умом, позже найдет близкой другую религию, а принять ее или нет - ­­­­­­станет только вопросом личного выбора. Для коренных староверов вопрос такого выбора невозможен. Разные состояния духа в человеке - именно это отличает коренного старовера от новообращенного.

Проблема встает и перед коренными старообрядцами, которые должны грамотно передавать вновь пришедшим всю сущность старообрядчества. Воцерковление не ограничивается только совершением Таинства - воспитательный надзор общины и наставника за духовным ростом вновь пришедшего в Церковь обязательны.

Процесс воцерковления во многом зависит и от общины, в которую попадает новообращенный. Если в общине мудрый наставник, который помогает вновь пришедшему ощутить старообрядческий дух и уклад не только умом, но и сердцем, то, при помощи Божией, новообращенный в короткий срок принимает истинный дух старообрядчества и становится христианином. В Древлеправославной Поморской Церкви (далее ДПЦ) есть много примеров, когда вновь пришедшие не просто становились последователями Старой Веры, но и уставщиками, наставниками, иноками.

Так, в последней иноческой обители ДПЦ в г. Риддере восточного Казахстана, которая некогда была основана остальцами известного по всей России Покровского Убинского (Алтайского) монастыря, и недавно почившая черница Мария, и чернец Александр не потомственные староверы. И раньше среди иноков таковых было немало.

Первый настоятель Покровского женского монастыря на реке Убе Внифантий Иванович Егоров с женой и детьми

Именующие себя христианами и коренные, и новообращенные староверы не должны забывать, что означает это наименование. Так, Св. Григорий Нисский в своем послании к Армонию рассуждает о том, кто может назвать себя истинным христианином, и приводит в качестве поучительного примера рассказ об обезьяне.

Святитель Григорий Нисский

В Александрии один искусник выучил обезьяну с ловкостью принимать вид танцовщицы, надевая на нее личину и одежду танцовщицы. Посетители театра хвалили обезьяну, плясавшую под такт музыки. Пока зрители были заняты зрелищем, восклицали и рукоплескали ловкости обезьяны, один из находившихся там людей показал увлеченным зрелищем, что обезьяна есть не более чем обезьяна. Он бросил на сцену миндаль и смоквы, и обезьяна, забыв и пляску, и рукоплескания, и нарядную одежду подбежала к нему и горстями начала собирать то, что находила. А чтобы личина не мешала рту, старалась сбросить ее, разрывая своими когтями обманчиво принятый образ, так что «вместо похвал и удивления внезапно возбудила между зрителями смех, когда из-за обрывков личины показалась ее безобразная и смешная наружность.

«Итак, - пишет Св. Григорий Нисский, - как обезьяне недостаточно было ложно принятого вида, чтобы сочли ее за человека, и жадность к лакомствам изобличила ее природу, так и те, которые неистинно образовали свое естество верой, посредством лакомств, предлагаемых от диавола, легко изобличаются в том, что они нечто иное отличное от того, за что выдают себя. Ибо вместо смокв и миндаля - тщеславие, честолюбие, любостяжание, страсть к удовольствиям и другие такого же рода злые припасы диавольские, будучи вместо лакомства предложены жадности людей, легко изобличают подобные обезьянам души, которые посредством подражания принимают на себя лицемерный вид христианства. А в пору страстей свергают с себя личину целомудрия, кротости или другой какой добродетели».

Поэтому название «христианин» требует от человека и совершенного христианского жития:

Будите совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Мф.5; 48).

Обучение христианской вере, передача основных вероучительных истин желающему принять крещение, оглашение - это Божия заповедь:

Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам, - говорит Господь Исус Христос своим ученикам (Мф. 28, 19).

Миниатюра из Сийского Евангелия. 1340 год. Христос с апостолами

Прежде чем человек примет святое крещение и станет истинным христианином, он становится «оглашенным», еще не принявшим крещение, но уже наставляемым в основах веры. О необходимости оглашения указано в 46 правиле Лаодикийского и 78 правиле Шестого Вселенского соборов.

Оглашение зародилось в первые дни существования Церкви. Так, после проповеди апостола Петра в Иеросалиме на праздник Пятидесятницы около трех тысяч человек приняли христианство (Деян. 2,14-41). Позже он наставлял в вере римского сотника Корнилия с его родными, а затем разрешил им креститься (Деян. 10, 24-48). Также поступали апостолы Павел (Деян. 16, 13-15), Филипп (Деян. 8,35-38) и другие.

Проверялась твердость решения о принятии новой веры. Во время гонений на христиан были случаи их отпадения от Церкви, поэтому в период обучения Церковь обязательно следила за оглашенными: не было ли среди них предателей христианства и ложно принявших святое крещение. Если такие обнаруживались, то сразу изгонялись из собрания оглашенных. Период оглашения был длительным: от трех месяцев до трех лет, и это время делилось на несколько этапов, а оглашенные подразделялись на различные классы. До нас дошли огласительные беседы святителей Иоанна Златоуста, Кирилла Иеросалимского, Григория Нисского, Амвросия Медиоланского, Феодора Мопсуэстийского, Августина Блаженного.


Огласительные поучения Кирила Иеросалимского

Современные наставники до сих пор обращаются к опыту того времени, что свидетельствует о высоком уровне таких проповедей, так как в них оглашенные получают обстоятельные теоретические знания о христианской вере.

С первых дней подготовки оглашенных к крещению они получали и теоретические знания о христианской вере, и участвовали до определенного момента в богослужениях. В храме оглашенные стояли в задней части - в притворе.

Святитель Кирил Иеросалимский

Обучаться молитве оглашенные должны были и вне стен Храма, о чем пишет Кирилл Иеросалимский : «Молись чаще, чтобы Бог удостоил тебя небесных и бессмертных Таин ». Помимо этого оглашенные должны были вести христианскую жизнь: поститься, соблюдать Заповеди, бороться с грехом, каяться в грехах перед Богом и людьми, исправлять свои душевные пороки. «Тем, кто собирается креститься, нужно к этому приготовиться частыми молитвами, постом, коленопреклонениями, бдением и исповеданием всех прошлых своих грехов… », - пишет к оглашеннымТертуллиан .

Однако если оглашенные не оставляли греховную жизнь и не каялись в этом, то таких переводили в предыдущий разряд оглашенных, как бы на ступень назад, и определяли им дополнительный срок покаяния.

Таким образом, история возникновения и развития оглашения показывает, насколько серьезное было отношение Церкви к будущим христианам. Это был целый институт оглашенных, с четко проработанной программой, отлаженной дисциплиной. Всё это давало качественные знания о христианской вере, предупреждало об опасностях на пути христиан, учило жить по-христиански еще до крещения.

Древлеправославная Поморская Церковь до сих пор придерживается подобной программы для оглашенных, что позволяет оглашенным не только испытывать своё желание принять новую веру и привыкать к христианской жизни, но и отсеивает еще неготовых для христианства людей.

Исус Христос требовал от тех, кто берется кого-то крестить, обязательно его научить (Мф. 28, 19), и Поморская Церковь ответственно подходит к принятию в свое лоно новых членов, благоговейно относится к самому таинству крещения.

Как и в прежние века, Церковь проводит огласительные беседы со всеми желающими принять святое крещение.


Древлеправославная поморская церковь знамения Пресвятой Богородицы в г.Санкт-Петербурге

Оглашение необходимо для испытания своей верности Христу, покаяния, перемены приоритетов, ценностей, всего мировоззрения и поведения человека. Именно с этого каждый христианин должен начинать свою церковную жизнь.

Впервые приходящие в поморскую церковь и желающие креститься проходят собеседование с духовным наставником, рассказывают о себе и причинах своего намерения. Наставник произносит им проповедь о христианской вере, о том, что такое христианская жизнь, чем христианство отличается от других религий, как должен жить христианин.

В 2008 г. съезд духовных наставников Древлеправославной Поморской Церкви, рассмотрев канонические основы и практический порядок совершения таинств, служб и требоисправлений в общинах ДПЦ, установил время подготовки к святому крещению (оглашение) согласно христианскому обычаю - 40 дней. При этом конкретный срок может быть уменьшен или увеличен и выбирается духовным наставником в зависимости от готовности крещаемого и иных обстоятельств. Порядок подготовки к крещению (пост, молитва, выполнение заповеди) определяются духовным наставником.


Съезд духовных наставников ДПЦ в Невской обители (декабрь 2008 г.)

Новообращенный христианин начинает всё с нуля, стараясь поглотить как можно больше знаний о вере, а для этого с ним нужно пошагово заниматься, по словам апостола Павла, который учит нас о том, что подвизающийся самочинно не получает плода:

Если кто подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться (2 Тим. 2,5).

Крещений в поморской Церкви немного, всех подряд и не крестят. Человек проходит оглашение, молится, постится, выполняет заповедь, и он считается вступившим на христианский путь. Однако если оглашенный так и не освободился от тяжких грехов и всей своей жизнью не показал добрых плодов делания духовного, то в оглашенных он может быть годами. А кто уже и делами своими показывает, что встал на путь, тот постится 40 дней, молится, выполняет заповедь, исповедуется, и только после этого принимает святое крещение.

В поморской общине есть человек, который встречает в Храме новых людей, желающих узнать больше о поморстве. Им рассказывают о христианской вере, об истории согласия, отвечают на интересующие вопросы. Если идет служба, то объясняют, как в данный момент им вести себя в Храме, что можно делать, а что нельзя, а на все вопросы ответят после окончания моления. В общинах также налажена полноценная христианская жизнь, с ее духовным воспитанием, преемством и ответственностью, предостерегающей от зазнайства и кичливости коренных староверов и от неправильного христианского самосознания и поведения новопришедших. Определенное недоверие к новым людям некоторое время всегда есть, однако это касается и коренных староверов, находившихся в разрыве с Церковью. Проходит некоторое время, и недоверие пропадает.

Как в Церкви преодолеть или предупредить возможные сложности в адаптации новопришедших в Церковь? Прежде всего, христианской любовью и терпением. Любовь есть высшая заповедь христианства, которая была дана Самим Господом Исусом Христом. Человек, не имеющий любви, не может быть истинным христианином. Иуда, не имеющий любви, предал Господа иудеям.

А ненавидяи брата своего, во тьме ходит, и не весть, камо идет, яко тьма ослепи очи ему (Иоан. 2.11).

Адаптация новопришедших в Церковь - это всегда трудная задача, однако, если христианская жизнь в общине будет основываться на терпении и любви, по словам Апостола: «Вся вам любовью да бывают » (Коринф., зач. 166), то все эти трудности можно легко преодолеть. И практика такой деятельности в поморской Церкви, как и активная христианская жизнь с ее духовными плодами, показывает правильность выбранного пути.

Краткая история Церкви

Практически сразу после разделения старообрядчества на поповщину и беспоповщину (произошедшее из-за вопроса о положении новых священников) беспоповщинские организации стали автономными общинами, мало связанными одна с другой, в каждой из них складывались свои обычаи и своя идеология. Из-за этого беспоповство столь склонно к раздробленности и регионализму. Самым старым и на сегодня самым крупным толком беспоповского старообрядчества считается Поморский толк, более умеренное течение в беспоповщине. Начало ему было положе в 1694 году, когда была основана община на реке Выг - Выговская обитель, ставшая идеологическим центром и резервуаром наставников для поморского согласия. В 1699 году из поморского согласия выделается согласие федосеевское . В 1706 рядом с ним было основано женская Леснинская обитель. Выговская обитель прославилась составлением "Поморских ответов", на поставленные православными вопросы, которые фактически стали основой религиозного учения. В 1738 поморцы принимают молитву за царя, что провоцирует с их среде раскол (не признавшие образуют филипповское согласие). Местные общины поморцев становятся в начале XIX века важными экономическими центрами, и разгром Выговской обители (проходивший с 1836 по 1855 года). Новым источником наставников стал монастырь в Данилове (Ярославская губерния). В начале 30-ых годов произошел раскол на старопоморское и новопоморское согласия. Особенностью новопоморцев было введение формальной брачной книги. Благодаря этому нововведению, позволившему официально передавать имущество по наследству, с середины XIX века новопоморские общины начали активно распространяться, поглощая старопоморцев и федосеевцев (в свою очередь, немногочисленные старопоморцы, не принявшие брака, окончательно растворяются в среде федосеевцев). В частности в Прибалтике, к середине XX века практически все общины, бывшие до этого федосеевскими , стали поморскими, а поморский толк стал самым централизованным, многочисленным и влиятельным среди беспоповцев. Манифест 17 апреля 1905 г. о свободе вероисповедания придал толчок поморческой организации. 1-10 мая 1909 года в Москве проходил I Всероссийский Собор старообрядцев-поморцев под председательством Льва Феоктистовича Печугина, на II Всероссийском соборе в 1912 председательствовал Терентий Акимович Худошин. По разным оценкам, до Первой мировой войны численность поморцев в Российской империи составляла от 1,5 до 2 миллионов человек. После революции 1917 года в Советском Союзе поповцы, как и другие религиозные общины, терпели немалые лишения и притеснения. Однако оказавшиеся за границей - в Прибалтике (Литве , Латвии и Эстонии) и Польше - организовали национальные церкви и успешно развивались. После присоединения этих земель к СССР почти все духовные и административные центры поморцев были упразднены, единственным действующим, и практически распространяющим свою духовную опеку не только на СССР но и поморцев всего мира, остался Высший Старообрядческий Совет в Вильнюсе . Только с 1988 года возобновилась более-менее свободная деятельность, и вскоре восстановлены национальные центры. В 1992 году был создан "Международный Совет ДПЦ", в 2001 преобразованный в "Единый Совет ДПЦ", который объединил независимые национальные поморские организации из разных стран. Сейчас в России действует около 250 поморских общин, также Российский Совет ДПЦ окормляет и не имеющие централизованной органицации общины - в Казахстане 18 общин, в Киргизии - 3 общины, в Молдавии 1 (имеется одна община в Румынии), до 2010 года окормлялись украинские общины . все они находятся под опекой Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви. После распада СССР в ставших самостоятельыми Латвии и Эстонии были восстановлены органы церковонго управления (В Литве и Польше они действовали и ранее). Чуть позже самоорганизовались приходы в Белоруссии . Конференция поморских общин в США объединяет четыре прихода. Есть небольшие поморские общины в Германии, Великобритании, Франции, Бразилии, Канаде, Аргентине, Австрии.

Киновиархи Выговской обители (1694-1855)

Данила Выгулин (1694-1702)
Андрей Денисович Мышецкий (1702 - 1730)
Симеон Денисович Мышецкий (1730 - 25 сентября 1741)
Иван Филиппов (1741-1744)
Мануил Петров (1744-1759)
Никифор Семенов (1759-1774)
Алексей Тимофеевич Кисилев (1774-1780)
Андрей Борисов (1780 - 19 февраля 1791)
Архип Дементьев (1791 -1809)
Кирилл Михайлов (1809-1825)
Петр Иванов (1825-1830) Федор Петрович Бабушкин (1830-1842)
Стефан Иванович (1842?-1855)

Совет Всероссийских соборов и съездов поморцев (-1923) Высший Духовный Совет Старообрядческой Поморской Церкви (1923- 1927), Высший духовный совет центральной области в Москве (1927- (СССР)

Лев Феоктистович Пичугин (18 мая 1909 - сентябрь 1912)
Терентий Акимович Худошин (сентябрь 1912 - 1927)

Олег Иванович Розанов (1992 - 2001)
Иван Миролюбов (1992-2001)

Олег Иванович Розанов (2001 -

Олег Иванович Розанов (1989 - 6 декабря 2017)
Владимир Викторович Шамарин (23 января 2018 -

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.