Подворье покровского монастыря в марково расписание богослужений. Марково

Церковь Казанской иконы Божией Матери в Марково (Россия, Московская область, Раменский район, Марково)

Казанская церковь в Марково одна из жемчужин Подмосковья. Этот древний памятник не раз становился объектом пристального внимание исследователей (см. работы Н.В. Султанова, А. Барсукова, А. Соколова, М. Красовского, С.Д. Шереметева). Не мог не упомянуть храм в своем знаменитом «Подмосковье» М. Ильин, о нём, хотя и кратко писал в «Памятных местах в истории русской культуры XIV-XIX вв.» С. Веселовский: «… Марково интересно церковью 1680 г., поражающей пышностью своего убора. Кирпичные стены храма художественно украшены деталями из белого камня и зелеными изразцами. Сооружена она мастером Павлом Потехиным, который, как предполагают, построил так же церкви в Никольском-Урюпине и в Останкине». Храм вошел в каталог ПАМО 1975 г.

Долгие годы уникальная культовая постройка ждала реставрации. Приехав в Марково я не ожидала увидеть совершенно красно-кирпичный храм, с аккуратной расшивкой швов… На терракотовой плоскости стен «слишком деликатное» белокаменное узорочье потерялось… Многие детали декора перестали иметь место.
И хотя возвращены ярусы кокошников, храм стал походить на нечто новодельное (можно сравнить современное фото и рисунок из альбома академика В.В. Суслова) — пыль эпох стерта начисто. Простоватая колокольня (XIX в.) в два яруса ещё больше искажает первоначальный художественный замысел.

ВЛАДЕЛЬЦЫ ИМЕНИЯ МАРКОВО: Ф.И. Шереметев, Я.Н. Одоевский, М.Я. Черкасский, А.М. Черкасский, П.Б. Шереметев, Д.Н. Шереметев, С.Д. Шереметев

Однако предоставим слово В.В. Суслову: «Село Марково находится на Егорьевском трактe (из Бронниц в Егорьевск), по левую сторону этого тракта, при реке Москвe, в трех верстах от уездного города Бронницы. О селе Маркове и о церкви существует следующие исторические сведения(1)). В началe XVI ст. в стану Замосковном Раменце «в порозтих землях» находилось «образцовское поместье Ондреева пустошь Марковская».
В 1629 г. эта пустошь была продана из поместного приказа Борису Дворянинову в его вотчину. Последний поставил в ней для себя двор, поселил крестьян и построил новую деревянную церковь во имя Казанской Божией Матери с приделами. В 1642 году село Марково поступило во владение боярина Федора Ивановича Шереметева и в том-же году утверждено за ним отказною книгой, в которой, между прочим, говорится: «в селе церковь Пречистыя Богородицы Казанская древяна вверх, да в пределех Ивана Предтечи, предел Бориса и Глеба, предел Николы Чудотворца, предел Макария Унженского Чудотворца, а церковь, и в церкви образы, и книги, и ризы, и сосуды церковные, и на колокольнице колокола, и всякое церковное строение вотчинниково,...» (2).
В 1672 году селом Марковым владел князь Яков Никитич Одоевский.
О существующей ныше церкви в дозорных книгах патриаршего Казеннаго Приказа 7188 (1680) г. упоминается следующее: «…в вотчинe боярина Якова Никитича Одоевскаго, в селе Маркове, церковь каменная во имя Пресвятые Богородицы Казанския; а по сказке тоя церкови попа Алексея Васильева, та де церковь Вохонской десятины, Лутецкаго стана, строение боярское…»
В 1704 году село Марково принадлежало князю Михаилу Яковлевичу Черкаскому, а владела селом, по договору, его теща вдова князя Якова Никитича Одоевского, боярыня Анна Михайловна. После князя Черкаского владел селом, в 1715 - 1726 г., его сын Алексей Михайлович.




Марковская церковь по своему плану, по конструктивным и художественным формам, а равно по времени построения относится к эпохе полного расцвета самобытного русского зодчества. В нижнем этаже её помещается теплая церковь, а в верхнем холодная. Храм увенчивается пятью главами, - одна над средним помещением R (см. планы на вкладке «Архив»), а остальные четыре над особыми приделами L, М, N, Т. Последние соединяются отдельными папертями О, Р, S (с фасада в виде галерей). Приделы L и N с алтарями Е и I сохранились в первоначальном виде. Приделы же М и Г изменены, и соединяются с папертью Р широкими арками. Между помещениями О и S устроен в толще стен проход К.
Покрытие средней верхней части храма представляет следующую комбинацию сводов и арок: с двух круглых столбов перекинут коробовый свод на восточную стену. Между столбами устроена арка и распалубка. Над последней возвышается барабан с двумя сферическими парусами. В щековую часть коробового свода опираются полуарки, идущие с северной и южной стен церкви. Угловые пространства перекрыты отрезками сомкнутого свода, а три средние между ними полукоробовыми сводами. С северной, с южной и с западной стен перекинуты на колонны полуциркульные арки. Северо-западная часть перекрытия храма показана на перспективном виде. Расположение прочих сводов церкви означено пунктиром на плане.
Ныне существующее внешнее покрытие средней части церкви и приделов, четырехскатными крышами, позднейшее; верх и кокошников, венчающих стены приделов, отломаны, а между кокошниками средней части церкви заметна переделка кладки. В 1886 г., при исследовании этого памятника академиком В. В. Сусловым, была вскрыта крыша юго-западного придела и обнаружены следы второго ряда разломанных кокошников. Сообразовываясь с этими данными и вообще с характером внешнего покрытия церквей (XVII-гo ст.) кокошниками, на листе 1-м представлен проект реставрации упомянутых покрытий церкви и приделов.
Пролеты окон сохранились в первоначальном виде лишь с северной и частью с западной стороны церкви, с алтарной же и с южной расширены. На чертежах они показаны в первоначальных размерах.
Древней лестницы в церковь не сохранилось. Существующая лестница и примыкающая к ней колокольня ничего общего со стилем церкви не имеют и построены в половине настоящего столетия.
Церковь сложена из кирпича. Мелкие части украшений сделаны из лекального кирпича. Гладкие части фасадов окрашены в настоящее время розовой краской, а украшения наличников, карнизов и проч., белой краской.
В квадратиках, украшающих пилястры приделов, а также расположенных под окнами и в других частях церкви, вставлены одноцветные (зеленые) изразцы. В простенках окон главного барабана находятся изразчатыя розетки. Порталы церкви раскрашены голубой, желтой, красной, розовой, серой и белой красками.
Примечание: В северо-западном приделе; уцелели остатки древнего иконостаса: он состоит из сплошных рядов икон поставленных в пазы горизонтальных брусков (тябл), разделенных вертикальными стойками. Некоторые из образов сохраняются до настоящего времени; между ними находится образ, писанный Симоном Ушаковым.»

1. В.И. и Г.И. Холмогоровы. «Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII столетий», выпуск VI-й. (М. 1888 г.) Вохонская десятина (Московскаго уезда) стр. 76-77
2. Отказная кн. 13, л. 1124, по гор. Москвe
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Литература:
В.В. Суслов Памятники древнего русского зодчества в.1, С-Петербург, 1895

Село Марково.

За Клязьмой, в лесах на границе болот, издавна стояли деревня Богдарня, Чаща, Борок, Дубровка, Марково. Последняя по документам известна с 1689 г. Болота, среди которых затерялась деревенька, по ней назывались марковскими.

Ее владелицами были княгиня Анна Александровна Голицына (урожденная Прозоровская, ум. 1852), коллежская асессорша Татьяна Гавриловна Крупенина, княгиня Варвара Михайловна Гагарина (урожденная Пушкина, 1779 - 1854-е).

Варвара Михайловна - кавалерственная дама, с 1812 г. замужем за князем Сергеем Ивановичем Гагариным (1777-1862), обер-гофмаршалом, членом Государственного совета, действительным тайным советником, президентом московского Общества сельского хозяйства. Их сын, князь Иван Сергеевич Гагарин (1814-1882), - дипломат, писатель, перешел в католичество и вступил в орден иезуитов. До 1868 г. деревня относилась к Багаевскому приходу.

Весной, во время разлива Клязьмы, Марково бывало отрезано от храма. Священник Багаевского прихода о. Лев Миловзоров предложил верующим из-за Клязьмы построить свой храм и дал официальный ход делу. Но не смог довести его до конца, так как 24 апреля 1866 г. скончался от чахотки. Хлопоты легли на плечи нового багаевского священника о. Василия Малиновского. Ходатаями по делам построения церкви были крестьяне дер. Чаща Василий Сидоров и дер. Богдарня В.Н. Грыцкин. В Марково был перевезен старый храм из с. Власовского (теперь Власово Шатурского района Московской области). Местный благочинный, священник с. Крутец о. Афанасий Левитов освятил его на новом месте во имя почитаемой в Марково Казанской иконы Божией Матери.

Трогательно было прощание заклязь-минских прихожан со. Василием Малиновским. Жители деревень, отошедших к приходу храма с. Марково, собрались в дер. Богдарня, и о. Василий, переправляясь на Багаевскую сторону, стоя в лодке, благословлял плачущих на берегу своих прежних духовных чад. Деревянная церковь существовала в Марково с 1868 по 1902 г. Первым священником был о. Иоанн Дмитриевич Флоринский.

В 1840 г. он окончил Владимирскую духовную семинарию, и в 1844 г. рукоположен во священника ко храму с. Бунакова Александровского уезда, в 1852 г. переведен в с. Обращиха Владимирского уезда, в 1861 г. - в с. Никольское Красенских Юрьевского уезда, в 1863 г. - в с. Шиморское Меленковскоо уезда, в 1867 г. - в с. Троицы-Берег Суздальского уезда, и в 1868 г. - в Марково, где служил до своей кончины 22 июня 1891 г. Первым дьячком - И. Беляев, пономарем М. Смородин (переведены Из Багаевского храма).

Отец Василий Малиновский в 1871 г. умер от холеры, заразившись при объезде деревень своего прихода.

В 1896 г. на Марковский приход был назначен новый священник, о. Иоанн Димитриевич Невский. В 1891 г. он окончил Владимирскую духовную семинарию, в 1894 г. был рукоположен во священника ко Входоиерусалимской церкви г. Суздаля. Жители с. Марково и окрестностей считали свой деревянный храм временным и не оставляли мысля о построении каменного, но дело упиралось в недостаток средств.

В тот же в 1899 г. о. Иоанн Невский подал прошение архиепископу Владимирскому и Суздальскому Сергию (Спасскому) о построении в Марково каменного храма. Владыка ответил письмом, в котором выразил согласие и одновременно сомнение: «По силам ли будет строителям то дело, которое они взяли на себя, не имея совершенно никаких средств для его исполнения?» 16 августа 1900 г., при участии благочинного, настоятеля храма в Багаеве о. Константина Разумовского, был заложен ныне существующий каменный однопрестольный храм Казанской иконы Божией Матери. Средства прихода быстро кончились, нужно было искать жертвователей. Первым откликнулся крестьянин дер. Костино Евсевий Борисов, имевший родственников в Марково, он пожертвовал 600 рублей. Вскоре дело взял в свои руки внук ходатая по устройств деревянного храма Василия Сидорова, Иван Иовлевич Сидоров, он довел строительство до успешного окончания и был избран церковным старостой.

Храм освящен в 1902 г. Высокопреосвященным Сергием, архиепископе Владимирским и Суздальским, и Преосвященным Иннокентием (Беляевым), епископом Тамбовским. Богослужение сопровождалось пением архиерейского хора под управлением регента А.Е. Ставровского.

С началом революции начались испытания для Марковского храма, его прихожан и причта.

С 1926 по 1928 г. в Марковском храме служил священник Николай Зеленое, будущий священномученик. Николай родился в 1887 г. в с. Бочевино Бронницкого уезда Московской губернии в семье крестьянина Поликарпа Зеленова. С 1897 г. он был певчим церковного хора. Окончив в 1907 г. Владимирскую духовную семинарию, Николай Поликарпович стал учителем церковно-приходской школы с. Яковцево Муромского уезда. В 1911 г. он служил диаконом в с. Загарино того же уезда, а в 1912 г. был рукоположен во священника к приходу в с. Голенищево Муромского уезда, где прослужил до июня 1917 г., когда был назначен священником в с. Загарино. В 1926 г. о. Николай был переведен в с. Марково Покровской волости, а с 1928 г. до первого ареста о. Николай служил в с. Сеньго-Озеро Петушинского района Орехово-Зуевского округа.

Жители села любили священника и сообща приобрели ему корову, что в то не сытное время было большим подспорьем. Детей у них с матушкой не было, жили они весьма скромно, не владея практически никаким имуществом. Поводом к аресту послужила статья в местной газете «Колотушка» под заголовком «Поп агитирует против колхоза», опубликованная 24 октября 1929 г, Приехавший в колхоз лектор-антирелигиозник недоумевал, почему в с. Сеньго-Озеро, где числится 150 дворов, в колхозе состоит меньше 10 процентов. «Установлено, что немаловажную роль в борьбе с колхозами играет местный поп... в противовес культурной работе избы-читальни, организовал церковный хор, молодежь, под звуки поповской скрипки, изучала духовные песнопения», - писала газета.

Вырезка из газеты подшита к делу с резолюцией, датированной 26 октября: «Завести дело и взять под стражу». Уже на следующий день началось дознание и были допрошены свидетели: председатель Сеньго-Озеровского колхоза и ряд колхозников, которые выступили против священника, утверждая, что он мешает развитию колхозной деятельности, ведет религиозную пропаганду среди молодежи. 3 ноября 1929 г. о. Николая арестовали и заключили под стражу в арестный дом г. Орехово-Зуева. На следующий день состоялся допрос. Священник сказал, что в колхозе «Заря будущего» все жители села видели пример полной бесхозяйственности: собранный урожай вовремя не убирался в хранилище, члены колхоза работают с неохотой и вяло, не так, как в своем хозяйстве. Об этих недостатках знали все. Что же касается молодежного хора, то он организован был не им, а еще раньше женой бывшего до него священника.

Виновным себя в провокации против колхозного строительства не признаю, - закончил свой ответ на допросе о. Николай.

Другим обвинением против о. Николая был отказ с его стороны свершить крещение младенца, крестной матерью которого была колхозница. Якобы после этого случая отношение к колхозу, особенно среди тех, кто в него еще не вступил, стало настороженным: будешь членом колхоза - священник детей крестить не будет.

Сама крестная мать в своих показаниях опровергла этот факт. Отец ребенка сказал о том, что священник сначала отказался крестить ребенка, потому что крестная мать, тоже недавно родившая, еще не брала молитву сорокового дня. Но, узнав, что молитва ей была дана в другой церкви, ребенка окрестил. Многие допрошенные по делу указывали, что дом священника часто посещается молодежью, особенно в дни, когда в колхозе проводится собрание или какое-нибудь общественное мероприятие, направленное на привлечение в колхоз новых членов.

Отец Николай подтвердил, что спевки в его доме проводились в предпраздничные дни, приходило 6-8 певчих, не считая слушателей Отец Николай сказал: «Я понимаю, что, если бы я не устраивал у себя дома религиозных спевок, молодежь пошла бы на посиделки, так как в то время ни клуба, ни народного дома и избы-читальни в деревне Л было... Виновным себя в агитации против колхозов я не признаю».

Во время следствия прихожане обратились к властям с прошением освободить священника «...на поруки до решения суда, так как у нас другого священника нет, приходы другие от нас очень далеко... церковь остается без службы, кроме того, бывают новорожденные, умершие и больные, требующие христианского обряда». Прошение подписали около ста человек. Но оно осталось без последствий.

6 февраля 1930 г. о. Николая перевели в арестный дом г. Покрова. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 23 февраля 1930 г. приговорило священника Николая Зеленова к заключению в концлагерь сроком на три года. Отбыв наказание, о. Николай был назначен служить в Покровскую церков с. Пустоша Шатурского района Московской области. 18 апреля 1933 г. священник Николай Зеленое подал прошение епископу Коломенскому о переводе его на имеющуюся в Коломенском викариатстве вакансию.

Владыка определил о. Николая священником к Богородицерождественской церкви с. Старынино Зарайского района Московской области, т этом приходе священник Николай Зеленое прослужил до своего ареста. 22 ноября 1937 г. о. Николай был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и в тот же день допрошен в Зарайском районном отделении НКВД.

Отец Николай виновным себя в контреволюционной деятельности не признал. Он содержался под стражей в Коломенской тюрьме. Следствие было недолгим, 27 ноября 1937 г. "тройка" НКВД приговорила о. Николая Зеленова к расстрелу. 3 декабря он был расстрелян на Бутовском полигоне.

С начала 1920-х гг. по 1933 г. диаконом в с. Марково служил Василий Горбачёв. Из-за огромных налогов и обнищания населения у церковной общины не было денег. Чтобы содержать семью, о. Василий брался за любое дело: клал печи, чинил часы, крыл крыши, перетягивал матрасы. С 1933 по 1936 г. он служил в храме с. Ильинский Погост (теперь Орехово-Зуевского района Московской области), с 1936 по 1937 г. - в Никольском храме с. Парфентьево Коломенского района, где был рукоположен во иерея, затем, в связи с закрытием храма, переведен к церкви с. Большие Вязёмы (ныне Одинцовского района Московской области).

Там он был арестован 15 февраля 1937 г. по обвинению в агитации против советской власти, совершенной на месте прежнего служения. "Агитация" состояла в том, что при угрозе закрытия храма прихожане обратились к о. Василию за советом, как храм сохранить, он посоветовал направить прошение с подписями верующих в местную администрацию.

За этот совет о. Василий был расстрелян 26 февраля 1938 г. В том же году храм с. Марково закрыли, иконостас уничтожили, разрушили завершение колокольни и храма. Священник, долгое время здесь служивший (сначала диаконом), о. Константин Охотин, арестован. В 1996 г. образована община верующих (инициатором была учительница Е. Федосейкина), и началось возрождение разоренного храма.

У настоятеля много забот: в церкви совершаются богослужения и ведутся восстановительные работы, у общины нет средств для приобретения сразу всего того, что требуется для богослужений. Настоятель, о. Андрей рассказал, как Великим постом он думал, где взять Святое Евангелие небольшого формата для того, чтобы по обычаю Православной Церкви положить на Святую Плащаницу, и вдруг одна из прихожанок принесла требуемую книгу с надписью на внутренней стороне обложки: "Сие св. Евангелие при закрытии церкви в с. Сеньго-Озеро (этого села больше нет, при устройстве полигона на марковских болотах в 1940-м г. оно полностью разрушено. - О.П.) было ободрано и брошено, но одним верующим взято и передано мне, и я, украсивши его, приведя в приличный вид, приготовил себе на смерть, с собой во гроб, аще изволит Бог. 9. XI. 1934 г. св. Константин Иоаннович Охотин". Так погибший за веру настоятель храма о. Константин Промыслом Божиим и в наше время не прекращает заботиться о марковском храме.

Дер. Богдарня, стоящая на берегу озера, по документальным свидетельствам известна с 1689 г.

В 1861 г. была во владении княгини А.Я. Голицыной. В середине деревни была часовня, сломанная в советское время.

В 1998 г. у озера, по проекту архитектора "Владреставрации" Александра Толмачева, построена каменная часовня во имя празднования Вознесения Господня, на средства православного англичанина И.М. Максвелла-Капински.

По дороге в Марково в д. Дубровка стоит недавно построенная каменная часовня Спаса Нерукотворного Образа.

История Казанской церкви села Марково начинается в XVII веке, когда Марково и соседнее с ним Малахово приобрел астраханский воевода князь Яков Никитич Одоевский.

Строилась церковь восемь лет - с 1672 по 1680 год. Когда, наконец, работы были завершены, взорам всех предстало изящное здание, украшенное богатым и необычайно разнообразным декором из фигурного кирпича, резного белого камня и зеленых поливных изразцов. Красный кирпич стен удачно оттенял белые карнизы и наличники окон, а также многоярусные кокошники. Главный престол храмоздатель решил освятить в честь Казанской иконы Божией Матери. С западной и восточной сторон храм имел четыре придела: во имя святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских и преподобного Макария Унженского, чудотворца. Каждый из приделов венчала небольшая главка-луковичка. Внутри размещались деревянные иконостасы, украшенные позолоченной ажурной деревянной резьбой. Особенностью архитектуры храма являлось применение зодчим принципа плавающей симметрии, позволяющего церковному зданию выглядеть одинаково гармонично как вблизи, так и издалека.

29 октября 1901 года в Казанском храме села Маркова Бронницкого уезда Московской губернии заново освящен придел во имя Предтечи и Крестителя Иоанна, обновленный заботами настоятеля священника И. Казанцева и церковного старосты жителя деревни Рыбаки Григория Кондратьева, при помощи некоторых прихожан.

В середине XIX века было разобрано западное храмовое крыльцо, на месте которого возвели колокольню. В 60-х годах того же столетия два западных придела были упразднены и соединены с восточными.

В период богоборчества храм был закрыт и разорен. В стенах жемчужины русского церковного строительства разместилось овощехранилище. В 1962 году Казанской церкви села Марково придали статус памятника архитектуры федерального значения, однако на положении православной святыни это никак не сказалось: От некогда богатого церковного убранства не уцелело почти ничего. В семидесятые годы из обветшавших, но еще целых иконостасов «любителями старины» были варварски выдраны все образа. Лишь иконостас XVII века, чудом сохранившийся в одном из приделов, был передан в Центр древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Последний раз храм упоминался в краеведческой литературе в 1975 году, с тех пор о его существовании и плачевном состоянии старались не вспоминать.

В июне 1999 года Казанский храм села Марково был передан Покровскому ставропигиальному женскому монастырю для открытия здесь монастырского скита и устройства подворья.

25 июня 2000 года, после Литургии, совершенной в Троицком соборе города Раменское, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вместе с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, впервые побывал здесь. В этот свой приезд Его Святейшество совершил освящение пяти крестов Казанской церкви, которые затем были установлены на куполах.

13 ноября 2004 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Великое освящение трех приделов храма Казанской иконы Божией Матери на подворье Покровскоко женского монастыря в с. Марково.

Казанский храм в Марково был выстроен в последней трети XVII столетия. В то время село принадлежало князю Якову Одоевскому, который являлся одним из наиболее влиятельных людей в государстве. Немалый вклад в строительство храма внесла царская Оружейная палата: ее мастера создали внутреннее убранство церкви.

Возможно, здание было возведено крепостным зодчим Павлом Потехиным: об этом свидетельствует архитектурный стиль храма, хотя прямых указаний на авторство нет.

Церковь была выстроена из кирпича. Как ее центральная часть, так и все четыре придела были украшены кокошниками. В XIX веке вместо них была установлена обыкновенная четырехскатная кровля, в результате чего здание утратило часть своей оригинальности.

Достаточно необычно устроена центральная часть храма - а точнее, находящееся там перекрытие. Его образуют арки, своды и полусводы. Четыре церковных придела не совсем симметричны друг другу, и эта легкая асимметрия гармонично вписывается в общий архитектурный замысел. Крытая паперть примыкает к храму с трех сторон.

Первоначально церковь отличалась исключительным богатством внешнего декора. Здание было украшено изразцами, резным камнем, лекальным кирпичом. Под кокошниками находился фриз.

В XIX столетии церковь была немного перестроена: возле нее появилась колокольня, исчезло заднее крыльцо. В период советской власти храм был сильно разрушен: сохранились лишь нижние ярусы.

В 90-е годы XX века церковь была передана верующим, позже стала подворьем женского монастыря. Здание полностью восстановлено.

Проезд общественным транспортом: от Москвы со станции Выхино автобусом до Бронниц, из Бронниц - автобусом на Раменское до ост. Бояркино, далее пешком 5 км. Другой вариант проезда: от Москвы с Казанского вокзала электричкой до Раменского, оттуда автобусом на Бронницы до ост. Бояркино, далее пешком 5 км. Либо электричкой с Казанского вокзала до платформы "Фабричная", от неё на 25 автобусе или 25 маршрутке прямо до храма.

Проезд автомобилем: От Москвы по Рязанскому шоссе до Бронниц; далее в Бронницах поворот на пятидесятикилометровое кольцо (А-107) налево; по этой дороге через мост через р.Москву до поворота на Бояркино; через Бояркино до Марково - 6 км.

Казанская церковь в селе Марково была построена в 1672-1680 гг. в вотчине князя Якова Никитича Одоевского, видного и влиятельного боярина, управлявшего Стрелецким приказом и приказом Большого Казанского дворца. Поэтому неудивительно, что внутреннее убранство храма было выполнено мастерами царской Оружейной палаты.

По архитектуре церкви и по историческим данным можно предположить, что автором ее был Павел Потехин , крепостной зодчий семьи Одоевских (а позднее – Черкасских). Среди построенных им храмов есть очень близкие по композиции и архитектурным решениям храмы в Архангельском и Николо-Урюпине .

Храм Казанской Иконы Божией Матери выстроен из кирпича, на подклете, с одной главой на основном объеме и с четырьмя приделами. И центральная часть, и приделы изначально имели «огненные» завершения из ярусов кокошников; в XIX веке кокошники были срезаны и заменены невыразительной четырехскатной кровлей. В 1990-2000-х гг. при реставрации восстановлен исконный облик здания. Любопытно и перекрытие центральной части храма – оно опирается на стены и два круглых столпа и состоит из сложной системы арок, сводов и полусводов. Приделы расположены не совершенно симметрично: два западных примыкают к углам, два восточных – к стенам основного объема. По схеме своей они копируют центральную часть храма. По периметру с трех сторон здание обнесено крытой папертью.

Внешний декор храма был очень богат, в стиле русского узорочья: зодчий использовал изразцы, резной камень и лекальный кирпич. Окна украшены пышными наличниками, углы обрамлены изразцовыми вставками, под рядами кокошников проведет фриз. Световой центральный барабан также украшен изразцами.

В XIX веке было разобрано западное крыльцо и пристроена довольно простая по форме колокольня. Приход отдаленного от основных дорог села был очень бедным, и церковь едва удавалось содержать в приличном виде. В советское время церковь сильно пострадала – от нее оставались только нижние ярусы самого храма и колокольни. В начале 1990-х гг. ее передали общине верующих, а позднее здесь разместилось подворье московского Покровского женского ставропигиального монастыря у Покровской заставы . Там же был устроен и православный приют для девочек. С этого момента церковь начала восстанавливаться гораздо быстрее, и сейчас на берегу Москвы-реки красуется обнесенный новой оградой и полностью обновленный краснокирпичный храм.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.