Преподобный кирилл, игумен белоезерский. Русский святой кирилл белозерский Кирилл белозерский святой


ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО КИРИЛЛА, ИГУМЕНА

БЕЛОЗЕРСКОГО

Преподобный Кирилл, в миру Косма, сын благородных и богатых москвичей, в детствеполучил приличное воспита-ние. Оставшись вюных летах сиротой, он, по поручению родителей, жил у родственника своего, боярина Тимофея Ва-сильевича Вельяминова, окольничего при дворе у князя Димитрия Донского. За тихий нрав и добрую жизнь боярин любил Косму и поручил ему присмотр за хозяйством и за слугами своего дома. Юноше открывалось блистательное поп-рище светской службы, но он стремился к подвижниче-ству. Он не открывал расположения своего благодетельному родственнику, потому что уверен был в несогласии Тимофея с его желаниями, и тайно молился Господу. И вот пришел в дом боярина преподобный Стефан Махрищский (+1406; память 14/27 июля), прибывший в Москву по делам обители. Косма открыл ему душу свою. И препо-добный Стефан, про-видя в юноше будущего подвижника, склонил боярина до того, что тот согласился с желанием его сердца служить единому Господу.

Косма раздал все свое имущество нищим, после чего игумен Стефан привел его в обитель Симоновскую, только что основанную на новом месте архимандритом Феодором (+1395; память 28 ноября/11 декабря), племянником преподобного Сергия. Св. Феодор с радостью принял Косму, облек его в иноческий образ с име-нем Кирилл и поручил его подвижнику Михаилу, впоследствии епископу Смоленскому. Под руководством старца юный инок со всей ревностью вступил в подвиг иночества. Ночью старец читал Псалтирь, а Кирилл, по его приказанию, клал поклоны, а по первому удару колокола шел к утрени и прежде всех яв-лялся в церковь. Он старался при непрестанном послушании во всем под-ражать старцу и просил его позволить вкушать пищу только через два или три дня, но опытный наставник велел ему разделять трапезу вместе с братией, хотя и не до сытости. Кирилл послушался старца, но так мало вкушал, что едва ходил. Архимандрит назначил ему послушание в хлебне, и он сам носил воду, рубил дрова и, разнося теплые хлебы братии, принимал вместо них теплые себе молитвы. По временам преподобный Сергий приходил в обитель Симоновскую для посещения племянника своего Феодора, но прежде всех искал он Кирилла в хлебне и долгое время беседовал с ним о пользе душевной. Изум-лялись все братия: каким образом великий Сергий, оставив настоятеля и всех иноков, занимался одним лишь Кириллом, но не завидовали юноше, зная его добродетель. Из хлебни перешел он, по воле настоятеля, в поварню, топил печи и, смотря на пылающий огонь, говорил сам себе: «Смотри, Кирилл, не попасть бы тебе в вечный огонь». Эти смиренные труды Кирилла продолжа-лись девять лет; и стяжал он такое умиление, что не мог без слез вкушать и хлеба. Общее уважение от братии смущало его и он стал юродствовать, чтобы избе-жать почета. В наказание за нарушение благочиния настоятель назначил ему в пищу только хлеб и воду дней на сорок; Кирилл с радостью выполнил это назначе-ние. Как, однако, не таил свою духовность прп. Кирилл, опытные стар-цы понимали его и против его воли заставили принять сан иеромонаха.
И тут началась новая для него служба: строго исполняя чреды священнослуже-ния, не оставлял он и прежних монастырских работ в хлебне и поварне.

Вскоре архимандрит Феодор был избран епископом в Ростове, а на его место в Симонов возвели преподобного Кирилла, не внимая его слезам и отрица-нию. Это было в 1390 году. Но прп. Кирилл, теперь уже архимандрит, не изменил образа жизни и в свободное время выходил на работу вместе с послушниками. Богатые и знатные люди стали посещать преподобного, чтобы слушать его настав-ления. Это смущало смиренный дух святого, и он, как ни упрашивали братия, не остался настоятелем, а затворился в своей прежней келлии. Но и здесь частые посетители беспокоили преподобного, и он перешел на старое Симоново. Душа преподобного Кирилла устремилась к безмолвию, и он молил Матерь Божию указать ему место, полезное для спасения. Однажды ночью, читая, как всегда, акафист пред иконой Божией Матери Одигитрия, он услышал голос: «Иди на Белоозеро, там тебе место». Вместе с тем заблистал свет, и из оконца Кирилл увидел на дальнем севере озарен-ное место. Услышав от друга своего Ферапонта (память 27 мая/9 июня), какова страна Белозерская, он с той же иконой Богоматери отправился на Белоозеро в сопро-вождении друга.

В Белозерской стороне, тогда глухой и малолюдной, долго ходили странники и взошли на гору Мяуру. Это самая высокая гора в окрестности Белозерской. Подошву ее омывают волны озера Сиверского. Леса, луга, воды соединились здесь на огромном пространстве и образовали одно из прекраснейших мест России. С одной стороны Шексна разливается извилинами по лугам необозримым, с другой — несколько синих озер разбросано среди густых лесов. Здесь прп. Кирилл увидел то место, которое в видении назначено было для его пребывания, и пал благодарной душой пред Пречистой. Сойдя с горы на площадь, окруженную лесом, поставил он крест, а вблизи его пустынники выкопали землянку. Препо-доб-ный Ферапонт вскоре удалился в другое место, и преподобный Кирилл не один год в одиночестве подвизался в подземной келлии. Однажды святой Кирилл, томимый странным сном, лег уснуть под сосной, но едва он закрыл глаза, как услышал голос: «Беги, Кирилл!» Только успел преподобный Кирилл отскочить, как сосна рухнула. Из этой сосны подвижник сделал крест. Прп. Кирилл молился потом, чтобы Господь отнял от него тяжкий сон, и с того времени мог он по несколько суток оставаться без сна. В другой раз преподобный Ки-рилл чуть не погиб от пламени и дыма, когда расчищал лес, но Бог хранил Своего угодника. Один крестьянин пытался поджечь келлию преподобного.
Не раз он подходил к келлии, чтобы выполнить свой умысел; он подложил огонь, но огонь погас. Тогда со слезами раскаяния исповедал он грех свой прп. Кириллу и по его просьбе пострижен был в монашество.

Вскоре из Симоновой обители к преподобному пришли любимые им иноки Зеведей и Дионисий, а затем Нафанаил, впоследствии келарь обители. Многие стали приходить к преподобному и просить удостоить их иночества. Святой старец понял, что время его безмолвия кончилось.

В 1397 г. он построил храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Когда в окрестности распространилась молва, что пришедший из Москвы ар-хи-мандрит Кирилл устраивает в пустыне монастырь, то боярину Феодору пришло на мысль, что верно архимандрит принес с собой много денег, и он послал слуг своих ограбить Кирилла. Но две ночи сряду подходили те к обители и видели вокруг обители ратных людей. Феодор подумал, что верно пришел кто-нибудь из московских вельмож к Кириллу и послал узнать, кто такой пришел. Ему отвечали, что более недели, как никого из посторонних не было в обители. Тогда Феодор пришел в чувство и, посетив обитель, со слезами ис-поведал Кириллу грех свой. Преподоб-ный сказал ему: «Будь уверен, сын мой Феодор, что ничего нет у меня, кроме одежды, которую видишь на мне, и нес-кольких книг». Боярин с того времени стал благоговейно уважать Кирилла и каждый раз, как только приходил у нему, прино-сил рыбу или что-нибудь дру-гое. После того пришел к нему молчальник Игнатий, муж высокой добро-детели; в течение 30 лет жизни в обители Кирилловой он был после Кирилла первым примером подвижничества. Он никогда не ложился для сна и засыпал стоя, прислонясь к стене; нищета и нестяжательность его достигли высшей степени.

Когда в обители Кирилловой умножилось число братий, преподобный дал для нее устав общежития и освящал его примером своей жизни. В церкви никто не смел беседо-вать и никто не должен был выходить из нее прежде окон-чания службы; к святому Евангелию подходили по старшинству. За трапезу садились также каждый на своем месте и в трапезе была тишина; в пищу пред-лагались только три кушанья. Весьма строго заповедал преподобный, чтобы ни при нем, ни после него хмельных напит-ков не только не пили, но и не дер-жали в обители. Из трапезы каждый молча шел в свою келлию, не заходя к другому. Никто не смел получать ни писем, ни подарков, помимо преподобного — к нему приносили нераспечатанные письма; без его благословения и не писали писем. Деньги хранились в монастырской казне, и ни у кого не было никакой собственности, даже пить воду ходили в трапезу. В келлии же ничего не дер-жали, кроме икон и книг, и она никогда не запиралась. Иноки старались один перед другим являться как можно раньше к службе Божией и на монастыр-ские работы, подвизаясь не для людей, а для Господа. Когда случался недостаток в хлебе и братия понуждали настоятеля послать за хлебом к христолюбцам, препо-добный отвечал: «Бог и Пречистая Богоматерь не забудут нас, иначе зачем и жить нам на земле?» И не дозволял докучать мирянам просьбами о подаянии. У него был ученик, по имени Антоний, опытный в делах духовных и житейских; его посылал он однажды в год закупить все нужное для монастыря, в прочее же время никто не выходил из обители, а если присылалась какая-либо милостыня, с любовью ее принимали как дар Божий.

В последние годы преподобного боярин Роман, каждый год присылавший по 50 мер ржи, вздумал обеспечить обитель селом и прислал на него дарст-венную грамоту. Но преподобный, получив грамоту, рассудил так: если станем иметь села, из того выйдут заботы для братии о земном; явятся поселенцы и ряд-ники, безмолвие ино-ческое нарушится. Потому благотворителю послан был такой ответ: «Тебе угодно, человек Божий, дать село в дом Богоматери на пропи-тание братии. Но вместо 50 мер ржи, которые ты давал каждый год, отпус-кай нам 100, если можешь, мы будем довольны тем, а селами владей сам, ибо для братии они не полезны».

Преподобный до того был проникнут любовью к Господу, что при служении литургии и во время чтений церковных не мог удерживаться от благоговейных слез; особенно же лились они у него во время келейного правила.

Кроткий, смиренный, проводя всю жизнь «в слезах и воздыханиях, бдениях же и молитвах» «и в воздержании прилежном», преподобный еще при жизни прос-лавился даром прозорливости и чудес. Некто Феодор поступил в число братии, но спустя несколько времени враг человеческий внушил ему такую нена-висть к святому Кириллу, что тот не только не мог видеть его, но даже слы-шать его голоса. Смущаемый помыслами, пришел он к строгому старцу Иг-натию молчальнику исповедать ему тяжкое состояние своего духа: что по нена-висти к прп. Кириллу хочет оставить обитель. Игнатий несколько его утешил и укрепил молитвой, убедив остаться на испытание еще один год; но год миновал, а ненависть не угасла. Феодор решился открыть свой тайный помысл самому Кириллу, но, взошедши в его келлию, усты-дился его седины и ничего не мог выговорить. Когда уже хотел он выйти из келлии, прозорливый старец сам начал говорить о ненависти, какую питал к нему Феодор. Терзаемый совестью инок припал к его ногам и молил простить ему согрешение, но святой с кротостью отвечал: «Не скорби, брат мой, все обо мне соблазнились; ты один познал истину и все мое недостоинство, я — точно грешный и непот-ребный». Он отпустил его с миром, обещая, что впредь уже не нападет на него такое искушение, и с тех пор Феодор пребывал в совершенной любви у великого аввы.

В обитель принесли человека, одержимого тяжкой болезнью, который только про-сил, чтобы его постригли перед смертью. Преподобный и облек его в иночес-кий образ с именем Далмат. Через несколько дней стал он кончаться и просил приоб-ще-ния Святых Таин, но священник замедлил совершением литургии, и когда принес Святые Дары в келлию, болящий уже скончался. Смущенный иерей поспешил сказать о том преподобному, который весьма огорчился. Тогда святой Кирилл скоро затворил оконце своей келлии и стал на молитву. Немного спустя пришел келей-ник, служивший Далмату, и, постучав в оконце, сказал бла-женному, что Далмат жив еще и просит причаститься. Немедленно послал прп. Кирилл за священником, чтобы приобщить брата. И хотя тот был уверен, что уже умер Далмат, однако, исполняя волю аввы, пошел. Но сколько велико было его удивление, когда увидел Далмата, сидящего на постели. Как только он приобщился Святых Таин, стал прощаться со всей братией и тихо отошел ко Господу.

Не достало однажды вина для церковной службы, а нужно было совершать литур-гию. Священник пришел сказать о том святому Кириллу, и он спросил по-номаря Нифонта: действительно ли нет вина. Услышавши же от него, что нет, как бы сомневаясь, велел принести тот сосуд, в котором всегда было вино. Повиновался Нифонт и с изумлением принес сосуд, до того преисполнен-ный вина, что оно даже изливалось, и долгое время не оскудевало вино в сосуде, как некогда елей у вдови-цы, по слову пророка Илии.

Подобным образом во время голода умножился запас хлеба, так что и самые хлеб-ники уразумели бывшее чудо. «Кирилл, умноживший вино для литур-гии, умножал и хлебы для пропитания гладных, помощию Богоматери», — говорили они, и так продолжалось до нового хлеба.

Ученики преподобного ловили по воле его рыбу на озере. Поднялась страшная буря, волны перебегали через лодку, смерть готова была поглотить всех. Стояв-ший на берегу побежал сказать преподобному об опасности. Он, взяв в руки крест, поспешно пришел на берег и, осенив св. крестом озеро, успокоил волны. Случился пожар в обители, и братия не могли погасить его, но святой стал со крес-том прямо против огня, вознес к Богу молитвы, и огонь, как бы усты-дившись его молитв, внезапно угас.

Приближаясь к блаженной кончине, преподобный призвал к себе всю бра-тию, назначил ученика Иннокентия в игумена и строго заповедал не нарушать устава его. Поручив затем обитель покровительству белозерского князя Андрея, прибавил, что «если кто не захочет жить по моему преданию и не станет слу-шать игумена, вели, государь, выслать тех из монастыря». Тридцати лет был пострижен прп. Кирилл в Симонове монастыре и прожил там тридцать лет, пришедши на место сие уже шестидесятилетним, прожил еще тридцать лет в новой обители сей, доколе не достиг полного числа лет девяноста. От долгих стояний и старости ноги преподоб-ного в последнее время его ослабли, и он в последние дни сидя совершал келейное правило. В день Св.Троицы совершил он последнее богослужение свое. И послед-нее слово его было к плакавшим братиям: «Не скорбите о моем отшествии. Если получу дерзновение и труд мой угоден будет Господу, то не только не оскудеет обитель моя, но еще больше расп-ространиться по отшествии моем, только любовь имейте между собою». Он мирно почил на 90 году своей жизни 9 июня 1427 года.

Незадолго до кончины преподобного был тяжко болен инок Сосипатр. Брат его Христофор поспешил к преподобному Кириллу возвестить, что Сосипатр уже уми-рает, но преподобный, улыбнувшись, отвечал: «Поверь мне, чадо Хрис-тофор, что не один из вас прежде меня не умрет; после же моего отшествия многие из вас пойдут вслед за мною». И действительно, Сосипатр выздоровел; но по смерти преподобного исполнилось предсмертное пророчество его о братии. Не прошло и одного года после его кончины, как из 53 человека братии пе-реселилось из здешней жизни более 30. Оставшимся преподобный часто яв-ляется во сне с поддержкой и наставлением.

Еще при жизни преподобного ученик его Феодосий пересказал ему желание од-ного боярина дать село монастырю и услышал от преподобного ответ: «При жизни моей не желаю сел, по смерти же моей делайте, как хотите». Феодосий подумал, что это сказал огорченный старец, и оскорбился тем; после же стал скор-беть, что навлек на себя неудовольствие святого. Преподобный явился Мар-ти-ниану и сказал: «Ска-жи брату Феодосию, чтобы не скорбел: я против него ничего не имею». Не трога-тельно ли это свидетельство снисходительной любви преподобного даже за пред-елами гроба?..

Святые мощи угодника Божия почивают под спудом в обители его между Успен-ским собором и церковью во имя его. На иконе, писанной в 1424 году пре-подобным Дионисием Глушицким (+1437; память 1/14 июня), преподобный Кирилл изображен в рост, в старческих летах, с открытой головой, с лицом задумчивым, с руками, сложенными на персях, в мантии и аналаве. Кроме того, после него сохранилась подлинная духовная грамота, писанная на столбце обык-новенной бумаги мелким, четким и красивым почерком. Из числа рукопи-сей, писанных самим преподобным, замечательна одна с объяснениями разным явлениям природы, взятыми из древне-го естествоиспытателя Галена. Здесь есть статьи о морях, о облаках, громе, молнии и падающих звездах. Этими све-дениями блаженный пользовался для того, чтобы разгонять предрассудки народные о явлениях природы и показывать истинное значение этих явлений. К объяснениям Галена здесь прибавлены и свои замечания. Например, о па-дающих звездах сказано: «О падающих звездах одни говорят, что это падают звезды, а другие, что это злые мытарства. Но это и не звезды, и не мытарства, а отделение небесного огня; несколько нисходят они вниз, растаплива-ются и опять сливаются в воздухе. Потому никто не видал их на земле, но всегда сли-ваются и рассыпаются они в воздухе; звезды никогда не падают, только в при-шествие Христово. Тогда небеса совьются и падут звезды; равно и духи мы-тарств тогда пойдут в огонь вечный».

Особенными образцами духовного наставничества и руководства, любви, ми-ролю-бия и утешения являются дошедшие до нас три послания преподобного русским князьям. Они отличаются простотою изложения и искренностью благо-честивой души, глубоко назидательны.

В послании к великому князю Василию св. авва пишет: «Чем более святые приб-ли-жаются к Богу любовию, тем более видят себя грешными. Ты, государь, приобре-таешь себе великую пользу душевную смирением своим, тем, что посы-лаешь ко мне грешному, нищему, страстному и недостойному с просьбою о мо-литвах... Я, грешный, с братией своей рад, сколько силы будет, молить Бога о тебе, нашем государе. Но ради Бога будь и сам внимателен к себе и ко всему княжению, на котором Дух Святый поставил тебя пасти людей, искупленных кровию Христовою. Чем большей удостоен ты власти, тем более строгому подлежишь ответу. Воздай Благодетелю долг твой хранением святых заповедей Его и уклонением от путей, ведущие к погибели. Никакая власть, ни царская, ни княжеская, не может избавить нас от нелицемерного суда Божия; а если будешь любить ближнего, как себя, если утешишь души скорбные и огорченные, это много поможет тебе, государь, на Страшном и праведном суде Христовом. Апостол Павел, ученик Христов, пишет: “Аще имам веру горы преставляти и аще имам раздати все имение свое, любве же не имам, ничтоже польза ми есть”. Люби же братию твою и всех христиан, и твоя вера в Бога и милостыня нищим угодны будут Господу».

В послании к князю Андрею Димитриевичу Можайскому, с восторгом вспо-миная о чудесном избавлении России от Тохтамыша, пишет, с какими распо-ложениями надлежит быть после такого благодеяния. «Ты властелин, — пишет преподобный, — в твоей вотчине поставленный Богом удерживать людей от лихого обычая; смотри же, государь, чтобы судили суд праведно, как пред Богом, ни кривя; чтобы не был подлогов и поклонов; судьи не брали бы по-дарков, а довольствовались своим урочным даянием... Наблюдай, государь, чтобы не было в твоей области корчм — от них великая пагуба людям: крестьяне пропиваются, а души их гибнут... Также пусть не будет у тебя таможенных сборов — это деньги неправедные; где есть перевоз, государь, следует давать за труд. Пусть не будет в твоей вотчине ни разбоя, ни воровства. Если не уймутся от злого дела, вели наказать, кто чего стоит. Унимай подчиненных твоих от скверных слов и брани — все это гневит Бога. Если не потщишься управить всем тем, взыщется на тебе, потому что ты властелин над всеми людьми, пос-тавленный Богом. Не ленись сам давать управу крестьянам: это вменится тебе выше пота и молитвы. Удерживайтесь от пьянства. Подавайте по силе милостыню. Вы не можете поститься и молиться — ленитесь. Пусть же милостыня восполнит недостатки ваши. Приказывайте петь молебны по церквам Спасителю и Матери Божией, Заступнице христиан, и сами не ленитесь ходить в церковь. В церкви стойте со страхом и трепетом, представляя себе, что стоите вы как на небе. Церковь — земное небо, в ней совершаются таинства Христовы. Береги себя, государь, стоя в церкви, не твори бесед и не говори праздных слов; если увидишь, что беседует в церкви кто-нибудь из бояр или простых людей, запрещай им то, ибо все это гневит Бога».

Звенигородского князя Юрия Димитриевича преподобный утешал в скорби о бо-левшей супруге. И вместе писал: «Извещаю тебя наперед, что нельзя тебе видеть нас: оставлю монастырь и уйду, куда Бог наставит. Вы думаете, что я тут добрый, святой человек. Нет, истинно я всех грешнее и несчастнее и исполнен смрада. Не удивляйтесь сему, князь Юрий: слышу, что ты сам читаешь и знаешь Св. Писание и понимаешь, какой вред происходит от чело-веческой хвалы, особенно для нас, слабых».

Преподобный Кирилл любил духовное просвещение, сам трудился в списыва-нии книг и привил эту любовь своим ученикам. В XVI веке ни одна из обителей русских не была так богата рукописями, как Кириллова. По описи 1635 года в ней хранилось до 2092 рукописей.

Обитель преподобного Кирилла во многих актах называется лаврою. Наруж-ный вид ее подобен укрепленному городу: высокая трехъярусная ограда с боль-шими башнями, не считая малых, окружает монастырь, разделенный на несколько час-тей; одна их них, заключающая в себе тот холм, в котором была зем-лянка преподоб-ного, называется Ивановским монастырем.

Общерусское почитание преподобного началось не позднее 1447—1448 годов. Жи-тие святого Кирилла было написано по поручению митрополита Феодосия и вели-кого князя Василия Васильевича иеромонахом Пахомием Логофетом, кото-рый прибыл в Кириллов монастырь в 1462 году и застал многих очевидцев преподобного Кирилла, в том числе и преподобного Мартиниана (+1483; память 12/25 января), управлявшего тогда Ферапонтовым монастырем.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Кирилл Белозерский - (Образ доброчинности)

    ✪ Образ доброчинностi

    ✪ «Небо на земле» / Ферапонтов монастырь

    ✪ Кирилло-Белозерский монастырь

    Субтитры

Жизнеописание

Происхождение преподобного Кирилла неизвестно . Известно, что будущий святой был близок знатному боярскому роду Вельяминовых и в молодости служил казначеем у боярина Тимофея Вельяминова. Этот влиятельный московский боярин не сочувствовал желанию Козьмы оставить свою службу и принять иноческий облик, но бывший в Москве друг преподобного Сергия преподобный Стефан Махрищский облёк все-таки его в рясу и убедил хозяина отпустить его в монастырь.

В Симоновом монастыре

Монастырь преподобного Кирилла

Суровость места, однако, смутила спутника преподобного Кирилла, и Ферапонт, удалившись на 15 вёрст от Кириллова, основал свой монастырь, выбрав для новой обители живописный открытый холм. Во всём облике не менее знаменитого Ферапонтова монастыря ощущается это лёгкое и радостное чувство, столь непохожее на суровую красоту Кириллова. Однако нет причин и поводов искать противоречий между двумя белозерскими подвижниками. Эта разница духовного устройства двух преподобных не мешала самым добрым их отношениям.

Оставшегося в одиночестве Кирилла в первое время преследовали искушения. Один раз он едва не погиб, когда на него во время сна стало падать дерево. Услышав во сне голос, побуждавшего его проснуться, Кирилл спасся от верной гибели. В другой раз, когда он очищал место под огород, запаленный им хворост вызвал большой пожар, от которого преподобный едва спасся. Однако в одиночестве Кирилл оставался не долго. Вскоре к нему присоединились двое из местных и три монаха из Симонова. Но начались новые напасти, на этот раз со стороны мира. Некий боярин, полагая, что у бывшего симоновского архимандрита с собой должна быть немалая казна, подослал разбойников, чтобы ограбить его. В другой раз местный крестьянин, из опасения, что его земля будет пожалована монастырю, пытался поджечь келью преподобного. Надо сказать, что его опасения были не безосновательны. Но святой Кирилл, как нам сообщает его житие, избегает принимать вотчины от мирских властителей. «Аще села восхощем держати, больми будет в нас попечение, могущее братиям безмолвие пресецати», - говорит он. Не позволяет он братии даже ходить за милостыней, и лишь принимает небольшие пожертвования.

Тем не менее, известен ряд документов, подписанных преподобным, которые связаны с приобретением земель и сёл. Иными словами, нестяжательский идеал выдерживался только на первых порах существования монастыря. Со временем разросшаяся братия (ко смерти преподобного она достигла 53 человек) требовала значительных средств для её содержания. Г. М. Прохоров называет 25 грамот, связанных с приобретением сёл. Так что земельные владения Кирилло-Белозерского монастыря появляются ещё при его основателе. Однако житие, составленное Пахомием Логофетом , не говорит о сёлах и землях, приобретенных Белозерским игуменом. Впоследствии эту проблему для небольшого скита отчасти удастся решить преподобному Нилу Сорскому , но в то же время вокруг вопроса о монастырских владениях разгорелись серьёзные идеологические баталии, приведшие к расколу (нелюбкам) среди части русского монашества.

Устав Кириллова очень строг. Братьям не позволено даже иметь свою воду для питья в своих кельях. Однако сам игумен с братией кроток, о налагаемых им наказаниях мы не знаем ничего. За трапезой всегда три блюда. Преподобный сам заботится, чтобы к трапезе было утешение, но мёд и вино недопустимы. В отношениях с мирскими властями Кирилл проявляет независимость, однако сочетает её с кротостью, не обличает, а увещевает князей.

Послания Кирилла Белозерского сыновьям Дмитрия Донского

Сохранились послания преподобного сыновьям Дмитрия Донского : великому князю Василию , Андрею Дмитриевичу Можайскому , в вотчине которого находится монастырь, и Георгию Звенигородскому. Великого князя просит примириться с суздальскими князьями: «Посмотри, в чём будет их правда перед тобой». Между прочим, пишет о «кровопролитии великом» крестьянам, чинимой из-за этой борьбы. Андрею Дмитриевичу Можайскому, в вотчине которого находится монастырь, пишет о необходимости справедливого суда, против взяток, поклёпов и анонимных доносов. Пишет о недопустимости ростовщичества, необходимости закрыть таможни и корчмы («крестьяне ся пропивают, а души их гибнут»), против разбоя, сквернословия, о благочестивом поведении на богослужении. Георгию Дмитриевичу пишет о необходимости присматриваться к своим грехам и просит не ехать в его монастырь.

Кроме посланий великокняжеским сыновьям перу преподобного принадлежит «Духовная грамота» . Предположительно им же написан ряд поучений, в том числе «Поучение старца Кирила в неделю сырную по трапезе».

22 июня (9 июня ст. ст.) Церковь отмечает день преставления преподобного отца нашего Кирилла, игумена Белозерскаго, чудотворца, основавшего в 1397 году в вологодской земле Белозерский монастырь, который впоследствии стал крупнейшим духовным центром Руси. Преподобный Кирилл Белозерский считается одним из основных столпов древнерусского иночества. Благодаря его подвижническим трудам христианское просвещение и православные монастыри распространились по всему северу Руси. Подвиги преподобного Кирилла являют собой важный пример подлинного ревнительства, когда человек, всячески избегая славы человеческой, совершает дела во имя Господа и Церкви Христовой.

Житие преподобного Кирилла Белозерского

Преподобный Кирилл Белозерский родился в 1337 году в благочестивой семье. При крещении его нарекли Козмой. Отрок часто проводил время за молитвой и чтением богодухновенных книг. Перед смертью родители поручили заботу о сыне боярину Тимофею Васильевичу Вельяминову. Вельяминов являлся влиятельным боярином в Москве, окольничим при дворе великого князя Димитрия Донского. Когда Козма достиг совершеннолетия, Вельяминов назначил его казначеем своего имения. Но Козму тяготила светская жизнь, и он искал молитвенного уединения. Тимофей не разделял желания юноши оставить у него службу и принять иночество. Однако боярина посетил игумен Стефан Махрищский (ум. 1406 г.) и просил отпустить Козму. Сперва Вельяминов гневался и не хотел уступать, но вскоре раскаялся и принял решение Козмы стать монахом.

Козма отправился в Успенский Симонов монастырь, где принял иноческий постриг с именем Кирилл. Чин пострижения в иноки совершил архимандрит Феодор (ок. 1340-1394 гг.), будущий архиепископ Ростовский.


Иноческие труды Кирилл совершал под наставничеством монаха Михаила (ум. 1402 г.), который впоследствии стал Смоленским епископом. Кирилл подражал во всех делах своему учителю. Как-то раз он стал просить Михаила, чтобы тот разрешил ему принимать пищу через два-три дня, но старец не одобрил это, а разрешил вкушать пищу, как и вся братия, ежедневно, но не до полной сытости. Ночью старец Михаил молился Псалтырь, а Кириллу велел творить поклоны, и часто это продолжалось до тех пор, пока не начинали бить в било. В храм же Кирилл старался прийти раньше всех. Инок Кирилл работал в монастырской хлебопекарне: носил воду, колол дрова и раздавал хлеб. Он уклонялся от любой человеческой славы и даже пытался принять на себя подвиг юродства. Однако игумен наказал его за нарушение общепринятого в монастыре поведения, назначив ему сорок или более дней вкушать только хлеб и воду. Но это только обрадовало инока Кирилла, и по выполнении епитимии он снова принимался юродствовать, чтобы принять от старца еще большую епитимию.

Впоследствии по воле игумена Кирилл принял священнический сан. Кроме богослужений, он выполнял самую тяжелую работу в монастыре. В 1390 году Кирилл становится архимандритом Симонова монастыря, поскольку Феодора избирают архиепископом Ростовским. Архимандрит Кирилл трудился на благо монастыря, который процветал благодаря его усердию. Он никогда не возносился, несмотря на свой высокий сан. Являлся образцом смирения, помогал всем нуждающимся.

Спустя некоторое время архимандрит Кирилл принял решение сложить сан и затвориться в келье, приняв на себя подвиг безмолвия. Ввиду того, что обитель не могла оставаться без архимандрита, им избирают Сергия Азакова (ум. до 1433 г.), впоследствии ставшего рязанским епископом. Как не избегал человеческой славы Кирилл, но Бог только больше прославлял Своего угодника. Так, к нему шли за помощью, утешением и духовной пользой люди со всех русских земель. Видя это, новый архимандрит Сергий, чувствуя, что им самим пренебрегают, затаил гнев на Кирилла. Когда же Кирилл узнал о Сергиевой зависти, он не оскорбился и не рассердился, ничего не сказал ему на это, а лишь продолжал пребывать в уединении и безмолвии.

Белозерская обитель

Как сообщает Житие преподобного Кирилла, однажды ночью во время молитвы он услышал голос Богородицы:

Кирилле, изыде отсюду и иди на Белоезеро, тамо бо уготовах ти место, в немже можеши спастися .

И тут в его келье возник яркий свет. В указанное Божией Матерью место священноинок Кирилл отправился вместе с иноком Ферапонтом. На берегу Сиверского озера Кирилл выкопал пещеру, где пребывал в молитвенных подвигах. Шел 1397 год. Таким образом, было положено начало монастырю в честь Успения Пресвятыя Богородицы, который позднее стал именоваться Кирилло-Белозерским. Спутник священноинока Кирилла, монах Ферапонт, неподалеку основал Богородице-Рождественскую обитель, известную сейчас как Ферапонтова.


Некоторое время священноинок Кирилл претерпевал различные искушения. Однажды он чуть не погиб, когда на него во время сна стало падать дерево. Он услышал во сне голос, который призывал его проснуться, и таким образом он спасся от гибели. Как-то раз, когда он вырубил лес и очистил место, он собрал воедино хворост и зажег его, что спровоцировало пожар, но опять же священноиноку удалось спастись. Уединенная жизнь Кирилла недолго оставалась таковой. Совсем скоро к нему пришли иноки Зеведей и Дионисий из Симонова монастыря. Постепенно стали приходить те, кто желал стать монахом. Но тут возникли новые беды. Местный боярин Феодор полагал, что священноинок Кирилл принес с собой из Симонова монастыря большую казну, и он подослал к нему грабителей, но когда они приблизились к обители, то увидели множество людей: кто-то из них стрелял из лука, кто-то делал что-то другое. Они решили подождать, когда все уйдут. Долго ждали, но так и не дождались и ушли прочь. И это повторялось не раз. Но когда боярин узнал, что последние две недели в монастырь никто не приезжал, он понял, что Кирилла Богородица уберегает от всех зол. Тогда Феодор раскаялся, пришел к Кириллу и рассказал ему о своих злодеяниях. Человек по имени Андрей возненавидел Кирилла, потому что тот поселился на этой земле, поблизости от его владений. Он неоднократно пытался поджечь келью Кирилла, но ему не удавалось этого сделать. Тогда он раскаялся в своих недобрых стремлениях и спустя время уже сам принял постриг от рук преподобного.

Когда постепенно увеличилось число иноков, Кирилл написал устав общежительного монастыря весьма высокой строгости. Так, например, в храме никто не мог разговаривать, никто не должен был выходить из церкви до окончания службы, к святому Евангелию подходили по старшинству. Во время трапезы у каждого было свое место, и пищу вкушали без каких-либо бесед. Кирилл сам заботился о трапезе для братии, а иногда даже принимал участие в приготовлении. Однако мед и вино, и другие хмельные напитки были не позволены в монастыре. После трапезы каждый молча шел в свою келью. Если кто из иноков получал письма или подарки, он должен был прежде показать их игумену Кириллу. Также без благословения Кирилла не писали никаких писем. Деньги хранились в монастырской казне, никто не имел никакой собственности. Инокам не разрешалось даже иметь свою воду в кельях. Кельи не запирались, кроме икон и книг в них ничего не хранили. Как-то раз проживавший неподалеку боярин Роман решил отдать в дар обители село и прислал дарственную грамоту. Кирилл же посчитал, что с появлением в собственности монастыря сел у братии возникнут заботы о земле, появятся жители, будет нарушено иноческое безмолвие, и отказался от дара. Стоит отметить, что в отношениях с мирской властью Кирилл был независим, но в то же время кроток и миролюбив.


Кирилло-Белозерский монастырь являлся одним из главных книжных центров Руси. При земной жизни Кирилл уделял немало времени духовному просвещению, к чему и наставлял других. Согласно описи 1653 года в Белозерской обители числилось более 2000 книг. Библиотека Кирилла частично сохранилась до наших дней. Среди книг 2 Евангелия, 3 канонника, «Лествица» Иоанна Синайского со святым Аввой Дорофеем, святцы и другое. Кроме того, сохранились послания Кирилла Белозерского сыновьям Дмитрия Донского: великому князю Василию, Андрею Дмитриевичу Можайскому и Георгию Звенигородскому, которые являются образцом миролюбия, доброты и мудрости.

Чудеса преподобного Кирилла Белозерского

Однажды не хватило вина для Божественной литургии, и об этом сообщили игумену Кириллу. Кирилл велел принести ему пустой сосуд, который оказался полным вина. Во время голода Кирилл раздавал хлеб всем, кто нуждался, и он не заканчивался, несмотря на то, что обычно его запасов хватало только инокам. Известен случай, когда Кирилл укротил бурю, угрожающую рыбакам. Вот как этот случай описан в Житии:

Ниже се да умолчано будеть, бывшее блаженым отцемъ Кирилломъ. Некогда пославшу святому на езеро рыбы ловити, и темъ ловцемъ отплувшем, посреди езера бывшим, бысть буря велиа въ езере, и волны паче превъсхождаху и възвышахуся, и смертию претяще. Темьже, злостражуще от волнъ, не можаху къ брегу приити, и уже живота отчаявшимся, смерть предочима имуще. Некый же человекъ, Флоръ именемъ, стоя тогда на брегу езера, зря беду и погыбелъ ловцемъ, скоро притече къ святому и сказуеть ему беду, яко: «Ловци, - рече, - въ езере утопают!» Святый же слыша, скоро въста и, крестъ в руце вземъ, течаше и на брезе езера бывъ. И знамение крестное сътвори крестом, егоже ношааше, и абие в той час преста езеро от волнениа своего и в тишину велию преложися. И ловци от истоплениа избывше и на сухо приставше, глаголаху къ святому, яко: «В велице беде быхом, аще не бы ты предварилъ молитвою своею къ Богу ». И того дни ловци тии яшя множество рыбъ паче прьвых дний.

Также он сказал братии, что никто из них не умрет до его кончины, несмотря на мор, но после его смерти в мир иной уйдут многие монахи.

Последнюю Литургию в своей жизни Кирилл совершил в Троицын день. 9 (с.ст.) июня 1427 года, в день памяти святителя Кирилла (376-444 гг.), архиепископа Александрийского, священноинок Кирилл преставился. В первый год после его смерти один за другим умерли более 30 иноков.

Судьба Кирилловой обители после кончины ее основателя

После преставления игумена Кирилла устав основанной им обители претерпел некоторые изменения, в частности, это касается монастырской пищи. Согласно келарскому Обиходнику 1655 г. старца Матфея Никифорова и Описи монастыря 1601 г., одним из главных разделов келарского Обиходника является книга Праздничная, то есть устав братской трапезы в праздничные дни. В ней подробно расписано меню на каждый скоромный и постный день. Например, согласно Обиходнику, были четыре сорта праздничных квасов: медвяной; ячменный, смешанный пополам с медвяным; ячменный и ячменный, смешанный с овсяным или ржаным. Примечательно, что медвяной квас подавался на три праздника: Пасху, Успение и память чудотворца Кирилла. На двунадесятые праздники участников богослужения в качестве награды за труды посылали пить квас.

Можно сказать, что квасу уделялось особое внимание в Кирилловой обители. Даже в Великую субботу, как только заходило солнце, братии давали квас и булочку, «посиления ради телеснаго». Однако, как сказано было ранее, преподобный Кирилл в своей обители запретил употреблять медовые напитки. В праздничные дни вместо ржаного хлеба подавался белый. Стоит сказать о меню в Великий пост. В пять суббот поста употреблялась заупокойная пища с рыбой: 1 и 2 субботы - по царю Ивану IV, 3 и 5 - по царевичу Ивану Ивановичу, 4 - по игумену Христофору (был учеником преп. Кирилла). Также в первое воскресенье Великого поста была заздравная трапеза с рыбой - за царя.

Послабление в братской трапезе с практикой заупокойных и заздравных трапез, а также с постановлением Стоглавого Собора:

Да в великих же и честных монастырех стригутся князи и бояре и приказные люди великие и немощи или при старости, и дают вкупы великие и села вотчинные по своих душах и по своих родителех в вечной поминок, и тем за немощь и за старость законов не полагати о трапезном хождении и о келейном ядении; покоити их по разсуждению ествою и питием, про таких держати квасы сладкие, и черствые, и выкислые - кто какова потребует, и ества тако же, или у них лучится свой покой, или от родителей присылка и о том их не истязати же.

В 1497 году был возведена первая каменная постройка Кирилло-Белозерской обители - собор Успения Пресвятыя Богородицы.


В 1519 году была построена трапезная церковь Введения во храм Богородицы.


В середине XVII в. в монастыре было 19 престолов. По описи на 1621 год в обители было 186 монахов. Обитель росла, богатела и постепенно стала крупнейшим церковным землевладельцем. За монастырем числилось более шестисот деревень, что, кстати, также противоречило первоначальным заветам преподобного Кирилла, который отказывался от принятия в дар земельных владений.


Как и другие обители русского севера, Кириллова являлась местом заточения церковных и светских деятелей разных периодов. Здесь находились в заключении Вассиан Патрикеев, бояре М. И. Воротынский, И. П. Шуйский, И. Ф. И. Мстиславский, Б. И. Морозов, князь Симеон Бекбулатович, московский митрополит Иоасаф (Скрипицын).

После своего извержения из сана в 1667 году в Кириллов монастырь был заключен бывший патриарх Никон. Однако жизнь Никона в монастыре нельзя назвать стесненной, он имел полную свободу в передвижении по территории обители и в пределах земель принадлежащих монастырю, царь регулярно присылал ему самые разные дары: шубы, вино, дорогостоящие продукты питания. Какого-то серьезного надсмотра над изверженным патриархом не было. У него нередко бывали гости, а в окрестностях монастыря Никон воздвиг несколько крестов, посвященных самому себе и своим «подвигам». Ныне в музее монастыря хранится трон, который был сделан по заказу Никона. На его ручке имеется надпись, вырезанная самим мятежным патриархом: «Сей трон Никона пострадавшего за святую Церковь».

В 1600 году вокруг монастырских сооружений была построена первая крепостная каменная стена с 8 башнями. На территории обители находилось 9 каменных храмов. Кельи и хозяйственные постройки были деревянными. Смутное время Кириллов монастырь пережил относительно благополучно. В 1654-1680 годах были построены новые каменные стены монастыря, сохранившиеся до наших дней. В Петровское время экономическое значение монастыря стало падать. В 1764 указом Екатерины II Кириллова обитель была лишена крестьян и угодий. В 1776 году из монастырской слободы был образован город Кириллов. С приходом к власти большевиков игумен обители был расстрелян, а сам монастырь был упразднен. Наиболее ценные иконы были вывезены из монастыря в музеи Москвы и Ленинграда. Была вывезена и уникальная монастырская библиотека. Среди вывезенных книжных трудов - наиболее древние списки «Задонщины» и хождения Даниила Паломника в Святую Землю.


В 1924 году в разоренном монастыре был открыт Кирилло-Белозерский музей-заповедник. Это событие в какой-то мере позволило избежать сноса монастырских сооружений, который в то время в стране проходил повсеместно. В музее была развернута реставрационная деятельность, были привезены памятники деревянного зодчества из окрестных деревень. С 1997 года Кирилло-Белозерский музей-заповедник был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. В 1997 году часть территории монастыря была передана Вологодскому епархиальному управлению. В 1998 году зарегистрирован Кирилло-Белозерский мужской епархиальный монастырь г. Кириллов Вологодской области РПЦ МП. Сейчас музей и монастырь РПЦ делят территории обители между собой на две части. В церкви преподобного Кирилла под спудом находятся мощи преподобного Кирилла Белозерского.

Почитание преподобного Кирилла Белозерского. Тропарь и кондак

Общерусское почитание основателя Белозерского монастыря началось не позднее 1447-1448 годов. Житие преподобного Кирилла было написано по поручению митрополита Феодосия (?-1475 г.) и великого князя Василия Васильевича (1415-1462 гг.) священноиноком Пахомием Логофетом (?-ум. не ранее 1484 г.). Автор Жития в 1462 году побывал в Кирилловой обители, где застал многих учеников преподобного Кирилла, игумен обители Касиан рассказал ему о чудесах преподобного Кирилла. Ученик Кирилла Мартиниан (ок. 1400-1483 гг.) подробно рассказал о жизни преподобного. В 1547 году Кирилл Белозерский был причислен к лику святых.


Тропарь, глас 1.

Яко крин в пустыни давыдски процвел еси отче Кириле, злострастия терние искореняя, и собрал еси в ней ученик множество, страхом Божиим и учением ти наставляемых: их же и до конца яко чадолюбивый отец не остави посещая. да вси вопием ти, слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Дающему тобою всем исцеление.

Кондак, глас 8.

Яко преобидев тленная, и долу влекущая мудрования отче, к Вышнему течению радостно устремился еси, и тамо со святыми Пресвятей Троице предстоя, моли от враг сохранитися стаду твоему: яко да святое твое успение празднующе вопием, радуйся преблаженне Кириле отче наш.

Библиотека Русской веры

Преподобный Кирилл Белозерский. Иконы

Дионисий Глушицкий (1363-1437 гг.) написал прижизненную икону преподобного Кирилла Белозерского, которая находится в ГТГ в Москве.


Надпись на киоте, в котором находилась икона:

Образ чудотворца Кирилла списан преподобным Дионисием Глушицким, еще живу сущу чудотворцу Кириллу, в лето 6932. Сделан сий кивот в дом пречистыя и чудотворца Кирилла в лето 7122 по благословению игумена Матфея в славу Богу, аминь.


Преподобный Кирил Белозерский. Русь. Середина XVI века. С 1920-х в ГВСИАХМЗе. Суздаль

Храмы во имя преподобного Кирилла Белозерского

Во имя преподобного Кирилла Белозерского освящена церковь в Рощенье (г. Вологда). Постройка храма относится, скорее всего, к XVII веку. Известно, что в XVIII веке осуществлялась перестройка храма: к нему была пристроена трапезная с двумя маленькими главками и большой двухэтажный корпус, заслонивший низ колокольни. Эти позднейшие пристройки сильно изменили первоначальный внешний вид церкви. В феврале 1928 года церковь была закрыта. В 1929 году в ее здании помещались переплетная, кулечная и игрушечная мастерские. В настоящее время в церкви преподобного Кирилла Белозерского находится Вологодская обойная фабрика. Колокольня и купол храма утрачены.


Кирилло-Белозерская церковь в Вологде

Во имя преподобного Кирилла Белозерского освящен придел церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (г. Москва). Храм построен в 1509 г. на месте деревянного, который был первоначально возведен в 1370 г. преподобным Сергием Радонежским и его племянником Феодором, епископом Ростовским, как храм небольшого мужского монастыря. В 1380 г. иноком этого монастыря был преподобный Кирилл Белозерский. На предполагаемом месте его келий до 1917 г. существовал памятный камень. В 1927 г. церковь была закрыта. В 1930-х гг. обезглавлена. В 1989 г. возвращена РПЦ.


Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Москве

Во имя преподобного Кирилла Белозерского освящен придел Воскресенской церкви в д. Городня Ступинского района Московской области. В начале XVI века в селе Городня на средства Шереметевых была построена каменная шатровая церковь Воскресения Христова. В документах она впервые упоминается в 1578 г. В начале XVI века к храму пристроили одноэтажную галерею, которая во второй половине XVII века была надстроена вторым ярусом. В 1896 г. была построена небольшая колокольня. В 1936 г. храм был закрыт и разорен. В 1990-х гг. передан общине РПЦ.


Воскресенская церковь в д. Городня Ступинского района Московской области

Житие преподобного Кирилла Белозерского
Память 9 июня с.с.

Преподобный Кирилл, игумен Белоезерский (в миру Косма) родился в Москве у благочестивых родителей. В юные годы он остался сиротой и жил у своего родственника, боярина Тимофея Васильевича Вельяминова, окольничего при дворе великого князя Димитрия Донского (1363-1389). Светская жизнь тяготила юношу.
По просьбе преподобного Стефана Махрищского († 1406; память 14 июля) боярин отпустил Косму в Симонов монастырь, где он и принял постриг от святого Феодора († 1394, память 28 ноября) с именем Кирилл. Иноческие послушания преподобный Кирилл исполнял под руководством старца Михаила, впоследствии епископа Смоленского. Ночью старец читал Псалтирь, а преподобный Кирилл клал поклоны, но по первому удару колокола шел к утрени. Он просил у старца дозволения вкушать пищу через 2-3 дня, но опытный наставник не разрешил этого, а благословил есть каждый день с братией, только не до сытости. Послушание преподобный Кирилл нес в хлебопекарне: он носил воду, колол дрова, раздавал хлеб.

Избегая славы человеческой, преподобный временами стал юродствовать. В наказание за нарушение благочиния настоятель назначил ему в пищу на 40 дней хлеб и воду; преподобный Кирилл с радостью понес это наказание. Но как ни таил святой свою духовность, опытные старцы понимали его и против воли заставили принять сан иеромонаха. В свободное от служения время преподобный Кирилл ставил себя на чреду послушника и занимался тяжелыми работами. Когда святой Феодор был посвящен в архиепископа Ростовского, братия в 1390 году избрала преподобного Кирилла архимандритом обители.

Богатые и знатные люди стали посещать преподобного, чтобы слушать его наставления. Это смущало смиренный дух святого, и он, как ни упрашивала братия, не остался настоятелем, а затворился в своей прежней келлии. Но и здесь частые посетители беспокоили преподобного, и он перешел на старое Симоново. Душа преподобного Кирилла стремилась к безмолвию, и он молил Матерь Божию указать ему место, полезное для спасения. Однажды ночью, читая, как всегда, акафист перед иконой Божией Матери Одигитрии, он услышал голос: "Иди на Белоозеро, там тебе место".

В Белоезерской стороне, тогда глухой и малолюдной, он долго ходил в поисках места, которое в видении было предназначено для его пребывания. В окрестностях горы Мяуры у Сиверского озера он, вместе со своим спутником преподобным Ферапонтом (память 27 мая), поставил крест и выкопал землянку.

Преподобный Ферапонт вскоре удалился в другое место, и преподобный Кирилл не один год в одиночестве подвизался в подземной келлии. Однажды святой Кирилл, томимый странным сном, лег уснуть под сосной, но едва он закрыл глаза, как услышал голос: "Беги, Кирилл!" Только успел преподобный Кирилл отскочить, как сосна рухнула. Из этой сосны подвижник сделал крест. В другой раз преподобный Кирилл чуть не погиб от пламени и дыма, когда расчищал лес, но Бог хранил Своего угодника. Один крестьянин пытался поджечь келлию преподобного, но, сколько ни пытался, это ему не удавалось. Тогда со слезами раскаяния он исповедал свой грех преподобному Кириллу, который постриг его в монашество.

Из Симоновой обители к преподобному пришли любимые им иноки Зеведей и Дионисий, а затем Нафанаил, впоследствии келарь обители. Многие стали приходить к преподобному и просить удостоить их иночества. Святой старец понял, что время его безмолвия кончилось. В 1397 году он построил храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Когда число братии умножилось, преподобный дал для обители устав общежития, который освещал примером своей жизни. В церкви никто не смел беседовать, никто не должен был выходить из нее прежде окончания службы; к святому Евангелию подходили по старшинству. За трапезу садились каждый на своем месте, и в трапезной была тишина. Из трапезной каждый молча шел в свою келлию. Никто не мог получать ни писем, ни подарков, не показав их преподобному Кириллу; без его благословения писем не писали. Деньги хранились в монастырской казне, ни у кого не было никакой собственности. Даже пить воду ходили в трапезную. Келлии не запирались, и в них, кроме икон и книг, ничего не держали. В последние годы жизни преподобного Кирилла боярин Роман решил подарить обители село и прислал дарственную грамоту. Преподобный Кирилл рассудил, что если обитель станет иметь села, то для братии начнутся заботы о земле, появятся поселенцы, иноческое безмолвие нарушится, и отказался от дара.

Господь наградил Своего угодника даром прозорливости и исцелений. Некто Феодор, поступив в обитель из любви к преподобному, потом так возненавидел его, что не мог смотреть на святого и порывался уйти из обители. Он пришел в келлию преподобного Кирилла и, взглянув на его седины, не мог от стыда выговорить ни слова. Преподобный сказал ему: "Не скорби, брат мой, все ошибаются во мне, ты один знаешь правду и все мое недостоинство; я действительно непотребный грешник". Затем преподобный Кирилл благословил Феодора и прибавил, что он более не будет смущаться помыслом; с тех пор Феодор спокойно жил в обители.

Однажды недостало вина для Божественной литургии, и пономарь сказал об этому святому. Преподобный Кирилл велел принести к нему пустой сосуд, который оказался полным вина. Во время голода преподобный Кирилл раздавал хлеб всем нуждавшимся, и он не кончался, несмотря на то, что обычно запасов едва хватало для братии.

Преподобный укротил бурю на озере, которая угрожала рыбакам, предсказал, что никто из братии не умрет до его кончины, несмотря на то, что свирепствовал мор, а после многие пойдут вслед за ним.

Свое последнее Богослужение преподобный совершил в день Святой Троицы. Завещав братии хранить любовь между собой, преподобный Кирилл блаженно почил на 90-м году своей жизни 9 июня 1427 года в день памяти тезоименного ему святителя Кирилла, архиепископа Александрийского. В первый же год по смерти преподобного из 53 человек братии скончались 30. Оставшимся преподобный часто являлся во сне с поддержкой и наставлением.

Преподобный Кирилл любил духовное просвещение и привил эту любовь своим ученикам. По описи 1635 года в монастыре числилось более 2 тысяч книг, среди них 16 "чудотворца Кирилла". Замечательными образцами духовного наставничества и руководства, любви, миролюбия и утешения являются дошедшие до нас три послания преподобного русским князьям.

Общерусское почитание преподобного началось не позднее 1447-1448 годов. Житие святого Кирилла было написано по поручению митрополита Феодосия и великого князя Василия Васильевича иеромонахом Пахомием Логофетом, который прибыл в Кириллов монастырь в 1462 году и застал многих очевидцев и учеников преподобного Кирилла, в том числе и преподобного Мартиниана (память 12 января), управлявшего тогда Ферапонтовым монастырем.

За свою святость преподобный Кирилл Белозерский еще при жизни удостоился от Бога дара чудотворений, подобных чудесам Господа Иисуса Христа. Преподобный Кирилл исцелял больных, успокаивал бушующие волны, умножал в сосудах вино и однажды воскресил умершего монаха. По слову жизнеописателя, святой был «всем для всех», чтобы всех спасти и «ответить Богу в день Суда: вот Я и дети, которых Ты мне дал».

Преподобный Кирилл родился в Москве около 1337 года, в незнатной боярской семье, и при крещении получил имя Косьмы. В двадцать лет он лишился родителей и поступил на службу в дом родственника - боярина Тимофея Васильевича Вельяминова, одного из ближайших бояр Димитрия Донского. За добрый нрав, усердную набожность боярин полюбил Косьму и приблизил его к себе, удостоив «и трапезы с собою», а потом сделал его казначеем своего имения.

Но мирские блага не удовлетворяли сердце Косьмы. Несмотря на брачный возраст, он оставался одиноким, много времени посвящал молитве и другим благочестивым занятиям. Он мечтал о монашестве и даже открыл свое намерение Вельяминову, однако тот решительно воспротивился такому желанию своего родственника. Косьма готов был принять пострижение и против воли боярина, однако не находилось монаха, который осмелился бы постричь его.

Исполнить свое намерение Косьме удалось только спустя пятнадцать лет. Как-то пришел к Вельяминову Стефан Махрищский (пам. 14/27 июля), подвижник святой жизни, весьма уважавшийся всеми. Косьма, полагая, что святой Стефан - мужественный человек, припал к нему с слезной просьбой постричь его в монахи. Стефан, видя его искреннее благочестие, согласился, но, знамая, что боярин не согласится на это добровольно, решился на хитрость. Не совершая пострига, преподобный Стефан одел Косьму в монашескую одежду, и представил его Вельяминову как уже готового монаха. Расчет был на то, что если боярин не будет противоречить, останется только действительно постричь, если же потребует расстрижения, одежды можно снять и Косьма по-прежнему будет мирским. Случилось, что боярин разгневался и стал ругать Стефана, который, сославшись на заповедь Спасителя: «В доме, где, послушают ваших слов, оставайтесь, а если где не послушают вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них » (ср. Лк., гл.9), поспешил уйти из дома Вельяминовых. Благочестивая жена боярина Ирина испугалась произнесенных Стефаном слов Спасителя и просила мужа примириться с иноком. Вельяминов согласился, просил прощения у Стефана, а тот у него. Косьме же Тимофей Васильевич все-таки позволил постричься в монахи. Тот поспешил раздать нищим все свое имение, и Стефан отвел его в недалекий от тогдашних окраин Москвы Симонов монастырь к игумену Феодору, который постриг Косьму с именем Кирилла. Произошло это около 1380 года, когда Косьме было уже более сорока лет.

Несмотря на зрелый возраст, как телесный, так уже и духовный, Кирилл как новопостриженный инок, поступил под духовное руководство монаху Михаилу, впоследствии епископу Смоленскому. Михаил проводил подвижническую жизнь, и Кирилл стремился ему во всем подражать. На церковные службы он старался приходить в церковь первым. Желая усилить пост, он просил у Михаила благословения принимать пищу через два и через три дня, но старец не позволил и велел ему есть каждый день вместе с братией, но не до сытости. На первых порах монашеской жизни Кирилл подвергался искушениям от бесов: во время совершения ночных молитв они являлись Кириллу в страшных образах, ударяли в стену кельи, производили у ее дверей как бы некоторый гром. От искушений бесовских Кирилл ограждал себя молитвой Иисусовой и знамением креста.

После того, как старец Михаил стал епископом, Кирилла назначили на послушание в хлебопекарню. Здесь он носил воду для закваски, рубил дрова и приносил хлебы из пекарни в трапезную. Затем его перевели на кухню, где подвижник, находясь среди дыма и жара, говорил себе, глядя на пылающий огонь: «Терпи, Кирилл, этот огонь, чтобы сим огнем мог избежать тамошнего огня». В кухне Кирилл стяжал столь глубокое ощущение будущей жизни и суда Божия, что не мог вкушать хлеба без слез.

Однако сколь ни старался Кирилл быть незаметным, трудясь на самых низких послушаниях, слава о его подвижничестве разнеслась за переделы Симоновой обители. Преподобный Сергий Радонежский так почитал его, что когда приходил в Симонов навестить своего племянника-игумена, то сначала всегда шел в пекарню или на кухню для духовной беседы с Кириллом. Тем не менее, желая всей душой изменить мнение людей о себе, Кирилл начал юродствовать и творить «некая, подобна глумлению и смеху», за что игумен наказал его епитимией поста на хлебе и воде на сорок дней. Но Кирилл с радостью принял епитимью, так как они заключали в себе то, к чему он сам стремился - теперь его добровольные посты казались окружающим невольными. Поэтому он продолжил юродствовать, а игумен - наказывать его все более строгим и продолжительным постом, и так до тех пор, пока игумен не понял, с какой целью Кирилл ищет епитимий.

На кухне Кирилла окружали люди, и он, думая, что в уединении ему удастся стяжать большее умиление и сокрушение сердца, решил уйти в затвор. Свое желание он открыл не игумену, а обратился с молитвой к Божией Матери, на Которую возлагал все свои надежды. И Божия Матерь устроила так, как он желал: игумен захотел написать одну книгу и возложил это дело на Кирилла, а для этого он должен был пойти в келью. Таким образом Кирилл совершенно уединился. Днем он переписывал книгу, а ночи проводил в молитве. Но вопреки ожиданиям, сердечное сокрушения стало его покидать. Тогда он снова начал просить Божию Матерь, чтобы она возвратила его на кухню, что Она и сделала, внушив мысль об этом игумену.

На послушаниях в пекарне и на кухне преподобный провел девять лет. Это было время подвигов и добровольных страданий, так что на Кирилле исполнились слова апостола Павла: «Когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12, 10).

После тринадцатилетнего пребывания в монастыре преподобный Кирилл был рукоположен в священника. В свободные от богослужения дни он по-прежнему трудился на кухне. Через некоторое время он удалился в затвор, но в 1387 году настоятель Симонова монастыря Феодор поставлен был во епископа Ростовского, и братия единодушно избрала на его место Кирилла. Со всем усердием начал исполнять преподобный Кирилл обязанности архимандрита: прилежно вел дела монастырские, ко всем инокам относился с одинаковой любовью, для всех был живым примером христианского подвижничества. На высоком посту Кирилл уже не мог оставаться в безвестности, и к нему за духовным окормлением толпами устремились из близкой к монастырю Москвы князья и вельможи. Излюбленное Кириллом безмолвие стало невозможным, и он решил отказаться от настоятельства и вновь удалиться в затвор.

Однако и в затворе не смог он избавиться от многочисленных посетителей. К тому же назначенный на его место некий Сергий Азаков, видя, что к преподобному Кириллу стекаются отовсюду люди, а он – архимандрит остается как бы в презрении, воспылал против него сильною ненавистью. Чтобы никого не вводить в искушение и не давать умножаться злу, преподобный оставил Симонов монастырь и перешел в другой, находившийся поодаль, который назывался старым или древним Симоновым. Но и здесь он не обрел желанного безмолвия. Тогда Кирилл решил поискать какого-нибудь более удаленного места, где он действительно мог бы уединиться от мира. Помыслы свои он опять открыл Божией Матери, которой всегда и во всем вверял себя, и однажды во время чтения акафиста Ей услышал голос: «Иди на Белоозеро, там Я уготовала тебе место, где можешь спастись». Тогда же время из Белозерья возвратился монах Ферапонт, знакомый Кириллу постриженик Симонова монастыря. На вопрос Кирилла, есть ли в тех краях места, удобные для безмолвия, Ферапонт отвечал, что весьма много. Тогда шестидесятилетний Кирилл решился идти туда, а с ним отправился и Ферапонт. В Белозерье Кирилл с Ферапонтом долго искали место, показанное Кириллу в чудесном видении. Наконец, они узнали его на красивейшем берегу озера Сиверского, «Зде покой мой в век века, зде вселюся, яко Пречистая изволи его», - сказал при этом Кирилл. Место это находилось в 37 километрах на юго-восток от современного города Белозерска, там, где до сих пор стоит Кирилло-Белозерский монастырь. Соорудив палатку, Кирилл и Ферапонт начали копать землянки для жилья. Но Ферапонт вскоре понял, что не готов к столь тесному и жестокому житию, и ушел на пятнадцать километров в менее суровое место, туда, где теперь находится Ферапонтов монастырь, украшенный в XV веке гениальными фресками Дионисия. Жизнь в пустыне является для подвижника необходимым этапом в достижении христианского совершенства. В пустыне, где нет людей, подвижники борются с бесплотными духами. «Не вступив в брань с духами и не выдержав ее как до?лжно, подвижник не может вполне расторгнуть общения с ними, и потому не может достигнуть полной свободы от порабощения им в сем и будущем веке, - пишет святитель Игнатий Брянчанинов, - победитель в этой бра?ни увенчивается особенными духовными дарованиями». Святой Кирилл перенес смертельную борьбу с дьяволом. Однажды он навел на святого такую сонливость, что он не мог стоять на ногах и прилег уснуть под сосной. Во сне он вдруг услышал голос: «Беги, Кирилл!» Пробудившись, он отскочил от места, где лежал, и туда рухнула огромная сосна. Поняв, что это дьявольские козни, преподобный стал просить Богородицу вообще отнять от него сон, и молитва его была услышана, так что он стал в состоянии проводить без сна многие дни и ночи. В другой раз, когда Кирилл расчищал лес вокруг своей землянки и сжигал собранные сучья, дьявол нагнал такой ветер, что святой оказался стоящим прямо посреди большого пламени. Тогда среди огня появился некто в образе опекуна его юности, боярина Тимофея Вельяминова, и со словами: «иди за мной» вывел Кирилла из огня невредимым.

Уединенная жизнь преподобного Кирилла продолжалась недолго. К нему стали приходить желающие монашествовать под его духовным руководством. Кирилл никому не отказывал, и мало-помалу вокруг его землянки собралась небольшая монашеская община.

В то время появление монахов нередко вызывало недовольство местных жителей, так как они боялись, что монастырь получит власть над их землями. Один из них, некто Андрей, решил сжечь Кирилла вместе с его кельей, но сколько ни старался, ничего у него не получалось. Андрей увидел в этом Божественное вмешательство и раскаялся, а после принял монашество в монастыре преподобного Кирилла. Позже, когда братия начали строить церковь, окрестные жители подумали, что в монастыре есть большие деньги, которые Кирилл - он же московский архимандрит! - принес с собой. Местный боярин Феодор решил завладеть «богатством» преподобного, и подослал к нему разбойников, которые, приходя в обитель две ночи подряд, видели вокруг нее множество вооруженных людей. Бандиты подумали, что приехал какой-нибудь князь на богомолье, о чем и доложили Феодору. Тот послал узнать. Ему отвечали, что в монастыре уже давно никого не было Тогда Феодор понял, что разбойники видели у монастыря не обыкновенную стражу. Боясь наказания Божия за свой умысел, Феодор поспешил к преподобному Кириллу с раскаяньем. Кирилл простил его, сказав при этом: «Уверяю тебя, чадо Феодор, что я ничего не имею, кроме этой одежды, которую видишь на мне, и небольшого количества книг». С тех пор Феодор так почитал Кирилла, что считал его как бы и не человеком, но ангелом Божиим.

После постройки церкви, освященной в честь Успения Богородицы, Кириллова община стала полноценным монастырем, со своим уставом, который разработал сам преподобный. Некоторым этот устав казался настолько строгим, что они, пожив немного в обители, уходили, чтобы искать себе других монастырей. Среди прочего инокам не позволялось на богослужениях разговаривать и уходить из церкви до окончания службы. Необходимое для жизни братия получали из монастырской казны. Даже если кто-то захотел попить воды, то шел в общую трапезную и там пил. В кельях иноки могли иметь только немного икон и священные книги. Устав преподобного Кирилла был направлен на то, чтобы иноки освободились от всех материальных забот и имели старание только о достижении христианского совершенства. Когда некий боярин захотел подарить монастырю село, преподобный Кирилл, понимая, каким хлопотами это чревато и губительно для безмолвия, отказался, сказав, что душа одного брата дороже всякого имения. Если случались в монастыре какие-нибудь недостатки, и братия просили Кирилла послать в мир за милостыней, то он не позволял этого, говоря: «Если Бог и Пречистая забудут нас на месте сем, то напрасно мы и живем», - имея в виду недостойный образ жизни, и таким образом успокаивал братию и учил их не просить милостыни у мирских. В обители было совершенно запрещено любое «хмельное питие». Вместе с тем Кирилл лично следил за тем, чтобы пища для братии была хорошо приготовлена и часто он сам помогал на кухне.

Слава о преподобном Кирилле как об учителе духовной жизни и чудотворце распространилась из Болозерья по всей Руси. По словам жизнеописателя, «многие от различных областей и городов приходили к святому, хотели видеть его и поучаться от него». Присылал к преподобному просить его молитв о чудесной помощи даже князь Белевский, живший на другом конце Руси на расстоянии более чем 20-ти дней пути. В отношениях с людьми Кирилл старался прежде всего об исполнении заповедей Христовых и потому благодатью Божией был совершенно лишен лицеприятия и человекоугодия. Сохранились до настоящего времени три его учительные послания к князьям, которые доказывают, что он не взирал на лица. Так, например, великого князя Василия Дмитриевича он дерзновенно увещевал оказать свою любовь и милость к согнанным от него с княжения Суздальским князьям, «поскольку, говорил он, ни княжество ни иная власть не может нас избавить от нелицемерного суда Божия».

Подвиг преподобного Кирилла в Белозерской пустыне продолжался 30 лет. Последним наставлением умиравшего в более чем 90-летнем возрасте святого было, чтобы братия имели любовь между собою, и не было между ними раздоров и чтобы хранили общее житие. Скончался святой 9 июня 1427 года. В это время в окрестностях обители свирепствовал мор, но Кирилл говорил, что никто из братии не умрет до его кончины, а после многие пойдут вслед за ним. В первый же год по смерти преподобного из 53 человек братии скончались 30. Оставшимся преподобный часто являлся во сне с поддержкой и наставлением.

Спустя немногое время началось общецерковное почитание святого Кирилла в лике преподобных. Его житие по поручению митрополита Феодосия и великого князя Василия Васильевича было написано афонским иеромонахом Пахомием Логофетом, который прибыл в Кирилло-Белозерский монастырь в 1462 году и еще застал многих очевидцев и учеников преподобного Кирилла.

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский был пострижен в монашество с наречением имени Кирилл в честь Кирилла Белозерского.

Тропарь

Яко крин в пустыни Давидски процвел еси, отче Кирилле, / злострастия терние искореняя,/ и собрал еси в ней ученик множество, / страхом Божиим и учением твоим наставляемых, / ихже и до конца яко чадолюбивый отец / не оставил еси посещая, да вси вопием: / слава Давшему ти крепость, / слава Венчавшему тя, / слава Действующему тобою всем исцеления.

Преподобный отче Кириллие, моли Бога о нас!

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.