Приметы и традиции, связанные с «Евдокимом».

Сегодняшний день принес с собой очень светлый православный праздник – день памяти святого Евдокима Каппадокиянина. В народе он известен как «Евдокимов день» или просто «Евдоким». К этому святому на Руси всегда относились с особым трепетом, потому что он считался покровителем домашнего очага, любви, семьи и верности.

История праздника

13 августа православные христиане чтят память святого Евдокима Каппадокиянина. В народе он известен как хранитель брака и дарователь семейного благополучия. Согласно священным преданиям, Евдоким появился на свет в городе Каппадокии в благородной семье знатного рода. Всю свою жизнь он посвятил одной единственной цели – служить Господу и помогать ближним.

Единственной близкой женщиной для Евдокима всегда была его мать. Давший еще в юные годы обет безбрачия, святой до конца своих дней оставался девственным и целомудренным. С другими женщинами он не общался и не сближался вообще, избегая соблазна и греха.

Каждый день святой Евдоким стремился провести с любовью к ближним. Его земным подвигом стала непрестанная забота о нуждающихся, помощь несчастным и оскорбленным. Но он был очень благонравным человеком, и потому никогда никому не рассказывал своих добрых делах, совершая их очень тихо и скромно. Святой совершенно не стремился к похвалам, славе и благодарности.

В возрасте 33 лет Евдоким Каппадокиянин скончался. Он заповедал схоронить свое тело в той одежде, в которой ему и случится встретить смерть. Так и сделали. Сразу после того, как душа святого вознеслась на небеса, от его тела чудесным образом стали происходить невероятные исцеления больных и немощных.

Несмотря на волю сына, мать Евдокима через некоторое время после его кончины решила достать тело своего чада и облачить его в новые одежды. Когда открыли гроб, от удивления у всех присутствующих пропал дар речи. Казалось, что Евдоким все еще жив – таким чистым и светлым оставалось лицо святого, а его мощи издавали сильнейшее благоухание.

Приметы и традиции, связанные с «Евдокимом»

Праздник 13 августа также назывался в народе «Евдокимовым заговеньем», так как это последний день перед началом Успенского поста. Верующие доедали запасы скоромной пищи и готовились к двухнедельному периоду воздержания.

Самая известная народная примета этого праздника связана с орудиями труда, которые использовались при полевых работах. Считалось, что с самого утра нужно обязательно вслух произнести слова благодарности бороне, серпу, косе и плугу, чтобы они долго и надежно служили своему хозяину. Ведь именно от них во многом будет зависеть, какой потом соберут урожай.

Также славяне верили, что если в этот день хорошо потрудится в поле, то и другие дела будут идти как по маслу.

На столе в Евдокимов день обязательно появлялись блюда из репы. Из нее готовили кашу, пироги и даже квас, в который добавляли сок различных ягод: черники, смородины, малины.

Сегодня, во вторник, 13 августа 2019 года, Святая Православная Церковь вспоминает святого Евдокима Каппадокиянина – покровителя дома и семьи. Также этот день известен как заговенье перед наступающим Успенским постом. А вот в народном календаре этот день празднует Евдокимов день.

По преданию, Евдоким из города Каппадокии родился в семье христиан знатного рода и всю свою жизнь посвятил служению Богу. Дав обет безбрачия и целомудрия, из женщин он общался только с матерью. Заботясь о несчастных и обиженных, никому не хвастался, не рассказывал об этом. В 33 года Бог призвал Евдокима к себе. Перед кончиной он приказал схоронить себя в той одежде, что будет на нем во время смерти. Как только душа его отлетела, от тела стали исцеляться больные. Через полтора года его мать решила достать тело сына, чтобы переодеть в новую одежду. Открыв гроб, все увидели чистое светлое лицо, как живое, и от святого распространилось благоухание.

Этот день в народном календаре

Для начала стоит сказать о том, что 13 августа отмечают именины Антон, Арсений, Василий, Владимир, Георгий, Денис, Егор, Иван, Иосиф, Константин, Максим, Николай, Сергей, Степан, Анна и Елизавета.

13 августа по народному календарю: Евдоким, день Евдокима, Евдокимов день, Евдокимово заговенье. Следовало в этот августовский день обязательно заборонить борону на Евдокима, для чего проводили специальный обряд, который, в соответствии с приметами, делался, чтобы в поле на работе зубья бороны не ломались. Крестьяне продолжали работать в огородах. На Евдокимов день как раз поспевали огурцы, баклажаны, кабачки.

Народные приметы на Евдокимов день:

  • Сильный ветер на Евдокима – зима будет снежной
  • Следует обязательно поработать в поле 13 августа – тогда работа будет спориться.
  • Муравьи закрывают вход в муравейник – к дождю.
  • Паутина летает – жарко будет еще долго.
  • Пчелы в поле летят – будет хорошая погода.
  • После Евдокима ласточка гнезда не вьет.

13 августа отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 13 августа

Предпразднство Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня

В некоторых месяцесловах празднование «Происхождения Древа Честного и Животворящего Креста Господня» отождествляется с «Празднеством Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице Марии». Этим самым дается повод думать, что оба празднества не имеют никаких своих особенностей и представляют в сущности одно и то же празднование, известное под двумя различными наименованиями. Но подобная мысль совершенно неправильна. Это для нас станет ясным и несомненным, если мы рассмотрим сущность и повод установления этих двух различных празднеств.

Обратимся к празднику «Происхождения Честных Древ Креста Господня». Мы говорим: «Происхождение Древа Честнаго и Животворящего Креста Господня». Однако слово «происхождение» не совершенно правильно и представляет неточный перевод греческого слова προοδος, которое буквально означает «предъисхождение», «несение впереди» древа или части от подлинного Креста Господня. Уже в самом наименовании этого празднества есть намек на его содержание. О происхождении этого праздника в греческом Часослове 1838 года говорится следующее:

«По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издавна в Константинополе утвердился обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней. Накануне, 31 июля, износя его из царской сокровищницы, полагали на св. трапезе Великой церкви (Софии). С настоящего дня и далее, до Успения Богородицы, совершали литии по всему городу и крест предлагали народу для поклонения. Это и есть предъисхождение (προοδος) Честнаго Креста».

С этим обычаем соединялся другой - освящать в придворной Константинопольской церкви воду первого числа каждого месяца, за исключением января, когда освящение воды совершалось 6-го числа, и сентября, когда оно бывало 14 числа. Эти два обычая и легли в основу празднования 1 августа «Происхождения Честных Древ Креста Господня» и торжественного освящения воды.

Первого августа совершается также празднование Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его, установленное в 1158 году в России при митрополите Киевском Константине, а в Греции - при Царьградском патриархе Луке. Поводом к установлению этого празднования в России послужила победа, одержанная при великом князе Андрее Боголюбском русскими войсками над волжскими болгарами 1 августа, а в Греции - победа в один и тот же день греческого императора Мануила над магометанами-арабами или сарацинами.

Всякий раз, когда только приходилось благочестивому русскому князю Андрею Боголюбскому отправляться в поход на неприятелей, он брал с собой икону Пресвятой Богородицы и Честный Крест Господень. Был у него и другой благочестивый обычай, тесно связанный с только что указанным. Прежде чем вступить в кровавую битву, он выносил св. икону Богоматери с Честным Крестом к своим войскам и вместе с ними, пав на землю, возносил к Богоматери слезную молитву:

О, Владычице, родившая Христа Бога нашего! Всякий уповающий на Тебя не погибнет; и я, раб Твой, имею Тебя по Бозе стену и покров, и Крест Сына Твоего - оружие на врагов обоюду острое. Умоли держимого Тобою на руках Спасителя мира, да будет сила крестная как огнь, попаляющий лица сопротивных, и Твое всесильное предстательство да поможет нам победить врагов наших.

После этой молитвы сам князь Андрей, а за ним и все его воины лобызали святую икону Богоматери и Честный Крест Господень. Потом только с твердой надеждой на помощь Божию и заступничество Пречистой Богоматери они дружно устремлялись на врагов.

Так было и первого августа 1158 года. Войска князя Андрея Боголюбского, одушевленные молитвой своего любимого предводителя и поддерживаемые небесной помощью, отважно бросились на волжских болгap и скоро одержали над ними полную победу. Вид погибших соратников не омрачал их радостных мыслей, вызываемых столь благоприятным исходом кровавого столкновения. Когда русские воины возвратились с поля битвы в свой стан, они были поражены дивным видением: огненные лучи, исходившие от Честного Креста и св. иконы Божией Матери, своим блеском озарили все войско. Тогда русские полки, обрадованные этим чудесным знамением, еще с большим мужеством и отвагой стали преследовать своих врагов: они сожгли и опустошили до пяти их городов, оказавших сопротивление и не пожелавших добровольно сдаться, наложили на жителей дань, обычную в то время, и после этого возвратились с торжеством на родину.

С этим довольно крупным событием в жизни Руси совпало другое не менее важное событие в Греции. В том же 1158 году греческий император Мануил принужден был выступить со своими войсками против сарацин, намеревавшихся покорить под свою власть Грецию. Осуществление этого их намерения повело бы за собой многочисленные бедствия для греков: помимо того, что они потеряли бы свою политическую самостоятельность, они понесли бы еще и большую утрату - лишились бы своей святой христианской веры, вместо которой должны были бы исповедовать магометанскую веру своих победителей. 1 августа император Мануил видел от Честного Креста и иконы Богоматери, которые он брал с собой в поход, чудо, подобное вышеописанному - огненные лучи, озарявшие своим блеском все войско. И когда после этого была одержана победа над неприятелем, греческий император Мануил всецело приписал ее чудесной помощи Божией.

Между греческим царем и русским князем в то время не прекращались письменные отношения. Поэтому князь Андрей Боголюбский скоро узнал о чудесном событии в Греции, а греческий император Мануил - о подобном же чуде в России. Оба они прославили Бога за одновременно явленное над ними обоими чудодейственное промышление Его, а потом после совета со своими архиереями и сановниками решили установить 1-го августа празднество Господу и Пречистой Его Матери.

Евдокимов день

Народный праздник «Евдокимов день» отмечается 13 августа (по старому стилю – 31 июля). В этот день в народе почитается память святого Евдокима Каппадокиянина – покровителя дома и семьи. Другие названия праздника: «Евдоким», «Евдокимово заговенье», «Заговор бороны». 13 августа надо было обязательно заговорить борону, чтобы при полевых работах не сломались зубья, не встала она намертво посреди поля.

Евдоким родился в Каппадокии в семье христиан знатного рода и всю свою жизнь посвятил служению Богу. Дав обет безбрачия и целомудрия, из женщин он общался только с матерью. Заботясь о несчастных и обиженных, никому не хвастался, не рассказывал об этом. В 33 года Бог призвал Евдокима к себе. Перед кончиной он приказал схоронить себя в той одежде, что будет на нем во время смерти. Как только душа его отлетела, от тела стали исцеляться больные.

На Руси у этого дня было особенное значение - православные отмечали Евдокимово заговенье перед Успенским постом. Впрочем, сам пост не считался голодным, поскольку приходился на лето, и выбор блюд, которые можно было вкушать, радовал разнообразием. Люди ели новый хлеб, свежие овощи, многочисленные плоды и ягоды.

Особой популярностью пользовалась репа. Ее ели сырой (нарезав мелкими кусочками и приправив постным маслом), вяленой, пареной. Из репы на Евдокима обязательно варили кашу, пекли пироги с репной начинкой. Кроме этого, во многих деревнях специально к Евдокимову заговенью ставили репной квас. Готовый квас чаще всего разводили соком ягод — черники, клюквы, малины, смородины — и только после этого пили.

13 августа наши предки заговаривали борону, чтобы зубья при работе в поле не гнулись и не ломались, ведь данное орудие для хлебороба – один из самых важных сельскохозяйственных инструментов. Обряд заключался в благодарности, произнесенной над бороной вслух. Человек должен был наклониться над ней, поклониться, затем почистить от земли и мусора. Люди сложили несколько присказок на эту тему: «Коли не заговоришь борону - не угодишь коню»; «Конь с места не тронется, пока мужик над бороной не наклонится».

Вообще, к орудиям труда в народе относились с особым уважением. Косу, серп, лемех плуга, борону никогда не бросали под дождем, после завершения работ их полагалось тщательно вытереть мягкой ветошью и убрать в сухое прохладное место. Урожай часто зависел от того, в каком состоянии находятся орудия труда.

Священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского, и с ним преподобномученика Сергия

Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский (в миру Василий), родился в 1873 году на Нименском погосте Андреевской волости Каргопольского уезда, ныне Архангельской области, в семье священника Павла и Марии Казанских. Родители воспитывали сына в благочестии и христианских добродетелях. Полюбив чтение жития святых, отрок восхищался их духовными подвигами, сожалея о том, что в современном ему мире он лишен возможности пострадать за веру православную.

Интерес Василия Казанского к душеполезным книгам и усердие в изучении церковной грамоты предопределили выбор жизненного пути: после окончания Петрозаводской Духовной Семинарии юноша поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Студентом активно участвовал в деятельности «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви», организуя беседы среди рабочих. В 1895 году он принял монашеский постриг с именем Вениамин и был рукоположен во иеродиакона, а в следующем году – во иеромонаха. По окончании Академии в 1897 году со степенью кандидата богословия иеромонах Вениамин был назначен преподавателем Священного Писания в Рижскую Духовную Семинарию. С 1898 года – он инспектор Холмской, спустя год – Санкт-Петербургской Семинарии. В 1902 году после возведения в сан архимандрита назначен ректором Самарской, а через три года – Санкт-Петербургской Семинарии.

Священник по призванию, архимандрит Вениамин вскоре был возведен на более высокую ступень пастырского служения: 24 января 1910 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры он был рукоположен во епископа Гдовского, Петербургского викария. Среди совершавших чин наречения были митрополиты Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский; +1912) и Московский Владимир (Богоявленский, + 1918; прославлен в лике святых в 1992 году), архиепископ Ярославский (впоследствии Святейший Патриарх) Тихон (Белавин, + 1925; прославлен в лике святых в 1989 году) и другие иерархи.

Святительский сан Владыка Вениамин воспринял как обязанность пастырского подвига и апостольской проповеди. Его часто видели в самых отдаленных и бедных кварталах столицы, куда он спешил по первому зову, словно приходской священник, в простой рясе, без внешних отличий епископского сана, и где крестил ребенка или напутствовал умирающего. Немало труда приложил он к спасению падших женщин, выступая с проповедями в «Обществе Пресвятой Богородицы». Воздействие его наставлений было велико, при этом многие заблудшие раскаялись в греховной жизни.

Он всегда находил путь к сердцам простых людей, за что был искренне любим паствой, называвшей его «наш батюшка Вениамин». Евангельская простота святителя, отзывчивость, сердечность, доступность в сочетании с открытым лицом, тихим, проникновенным голосом и всё освещавшей улыбкой, располагали к нему даже иноверцев.

События 1917 года вызвали перемены и в жизни Церкви: после Февральской революции правящие архиереи стали избираться на епархиальных съездах клира и мирян. Если в некоторых епархиях это вызвало распри и нестроения, то выборы в Петрограде прошли на редкость спокойно – подавляющее большинство голосов было отдано викарному епископу Вениамину. С 6 марта он – архиепископ Петроградский и Ладожский, а 13 августа, накануне открытия Священного Собора Российской Церкви, назначен митрополитом Петроградским и Гдовским.

Сразу же после избрания на Петроградскую кафедру святитель заявил:

«Я стою за свободную Церковь. Она должна быть чужда политики, ибо в прошлом она много от нее пострадала. И теперь накладывать новые путы на Церковь было бы большой ошибкой. Самая главная задача сейчас – это устроить и наладить нашу приходскую жизнь».

В то смутное время трудно было найти человека столь далекого от политики, как митрополит Вениамин. Приступив к осуществлению своей программы, он все силы направил на защиту православного народа России от жесточайших гонений, воздвигнутых на него врагами истины Христовой. По сути, они начались в январе 1918 года после издания декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», который на деле воспринимался властью на местах как сигнал к повсеместному уничтожению главным образом Русской Православной Церкви и ее служителей, к грабежу церковного имущества. По всей стране прокатилась волна закрытия и разрушения храмов и монастырей, осквернения и уничтожения святых икон и мощей, массовых арестов, пыток, ссылок и казней епископов, священников, монахов и монахинь, мирян, лишения Церкви и ее служителей материальных средств к существованию.

Насилие над Церковью не прекратилось и после окончания гражданской войны. Небывалая разруха и голод, охватившие страну в 1921 году, послужили поводом для новых гонений на Церковь, которые проводились под лозунгом «похода пролетариата на церковные ценности». Их изъятие в Петрограде началось в марте 1922 года. Митрополит Вениамин ни минуты не колебался в решении этого вопроса. Являя пример высокой христианской любви, он благословил передачу церковных ценностей, не имеющих богослужебного употребления, на нужды бедствующих, рассматривая это решение как исполнение своего пастырского долга. «Мы все отдадим сами», — говорил святитель.

Однако к голосу Владыки Вениамина власти не посчитали нужным прислушаться. Они объявили, что ценности будут изъяты в формальном порядке как «принадлежащее государству» имущество. В городе в некоторых церквах уже началась их конфискация. Изъятие ценностей сопровождалось волнениями народа, но серьезных беспорядков, острых столкновений и арестов пока еще не было. Чувствовалось приближение расправы. Ее ускорило опубликованное 24 марта 1922 года в «Петроградской правде» письмо двенадцати лиц – организаторов обновленческого раскола: они обвиняли все верное Святейшему Патриарху Тихону духовенство в сопротивлении изъятию церковных ценностей и в участии в контрреволюционном заговоре против советской власти. 29 мая 1922 года последовал арест митрополита Вениамина, а 10 июня того же года началось слушание дела, к которому было привлечено еще 86 человек.

Святитель Вениамин на процессе был, как и всегда, простым, спокойным, благостным, убеждающим в невиновности других людей. Перед лицом ожидавшей его смерти он, обращаясь к трибуналу, произнес:

«Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре, жизнь или смерть, но что бы вы в нем ни провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя крестное знамение (святитель при этом широко перекрестился) и скажу: «Слава Тебе, Господи Боже, за всё».

5 июля 1922 года трибунал объявил приговор, а в ночь с 12 на 13 августа того же года митрополит Вениамин и вместе с ним архимандрит Сергий (Шеин), миряне Юрий Новицкий и Иван Ковшаров были расстреляны на окраине Петрограда.

На братском кладбище Александро-Невской Лавры воздвигнут крест над символической могилой новомучеников Российских.

Священномученик архимандрит Сергий (в миру Василий Павлович Шеин) родился в 1866 году в деревне Колпна Новосельского уезда Тульской губернии. В 1893 году окончил училище правоведения. Был членом IV Государственной Думы, входил в состав секретариата Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. Был заместителем председателя правления Общества объединенных петроградских православных приходов.

13 августа отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых.

Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

В некоторых месяцесловах празднование «Происхождения Древа Честного и Животворящего Креста Господня» отождествляется с «Празднеством Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице Марии». Этим самым дается повод думать, что оба празднества не имеют никаких своих особенностей и представляют в сущности одно и то же празднование, известное под двумя различными наименованиями. Но подобная мысль совершенно неправильна. Это для нас станет ясным и несомненным, если мы рассмотрим сущность и повод установления этих двух различных празднеств.

Обратимся к празднику «Происхождения Честных Древ Креста Господня». Мы говорим: «Происхождение Древа Честнаго и Животворящего Креста Господня». Однако слово «происхождение» не совершенно правильно и представляет неточный перевод греческого слова προοδος, которое буквально означает «предъисхождение», «несение впереди» древа или части от подлинного Креста Господня. Уже в самом наименовании этого празднества есть намек на его содержание. О происхождении этого праздника в греческом Часослове 1838 года говорится следующее:

«По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издавна в Константинополе утвердился обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней. Накануне, 31 июля, износя его из царской сокровищницы, полагали на св. трапезе Великой церкви (Софии). С настоящего дня и далее, до Успения Богородицы, совершали литии по всему городу и крест предлагали народу для поклонения. Это и есть предъисхождение (προοδος) Честнаго Креста».

С этим обычаем соединялся другой - освящать в придворной Константинопольской церкви воду первого числа каждого месяца, за исключением января, когда освящение воды совершалось 6-го числа, и сентября, когда оно бывало 14 числа. Эти два обычая и легли в основу празднования 1 августа «Происхождения Честных Древ Креста Господня» и торжественного освящения воды.

Первого августа совершается также празднование Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его, установленное в 1158 году в России при митрополите Киевском Константине, а в Греции - при Царьградском патриархе Луке. Поводом к установлению этого празднования в России послужила победа, одержанная при великом князе Андрее Боголюбском русскими войсками над волжскими болгарами 1 августа, а в Греции - победа в один и тот же день греческого императора Мануила над магометанами-арабами или сарацинами.

Всякий раз, когда только приходилось благочестивому русскому князю Андрею Боголюбскому отправляться в поход на неприятелей, он брал с собой икону Пресвятой Богородицы и Честный Крест Господень. Был у него и другой благочестивый обычай, тесно связанный с только что указанным. Прежде чем вступить в кровавую битву, он выносил св. икону Богоматери с Честным Крестом к своим войскам и вместе с ними, пав на землю, возносил к Богоматери слезную молитву:

О, Владычице, родившая Христа Бога нашего! Всякий уповающий на Тебя не погибнет; и я, раб Твой, имею Тебя по Бозе стену и покров, и Крест Сына Твоего - оружие на врагов обоюду острое. Умоли держимого Тобою на руках Спасителя мира, да будет сила крестная как огнь, попаляющий лица сопротивных, и Твое всесильное предстательство да поможет нам победить врагов наших.

После этой молитвы сам князь Андрей, а за ним и все его воины лобызали святую икону Богоматери и Честный Крест Господень. Потом только с твердой надеждой на помощь Божию и заступничество Пречистой Богоматери они дружно устремлялись на врагов.

Так было и первого августа 1158 года. Войска князя Андрея Боголюбского, одушевленные молитвой своего любимого предводителя и поддерживаемые небесной помощью, отважно бросились на волжских болгap и скоро одержали над ними полную победу. Вид погибших соратников не омрачал их радостных мыслей, вызываемых столь благоприятным исходом кровавого столкновения. Когда русские воины возвратились с поля битвы в свой стан, они были поражены дивным видением: огненные лучи, исходившие от Честного Креста и св. иконы Божией Матери, своим блеском озарили все войско. Тогда русские полки, обрадованные этим чудесным знамением, еще с большим мужеством и отвагой стали преследовать своих врагов: они сожгли и опустошили до пяти их городов, оказавших сопротивление и не пожелавших добровольно сдаться, наложили на жителей дань, обычную в то время, и после этого возвратились с торжеством на родину.

С этим довольно крупным событием в жизни Руси совпало другое не менее важное событие в Греции. В том же 1158 году греческий император Мануил принужден был выступить со своими войсками против сарацин, намеревавшихся покорить под свою власть Грецию. Осуществление этого их намерения повело бы за собой многочисленные бедствия для греков: помимо того, что они потеряли бы свою политическую самостоятельность, они понесли бы еще и большую утрату - лишились бы своей святой христианской веры, вместо которой должны были бы исповедовать магометанскую веру своих победителей. 1 августа император Мануил видел от Честного Креста и иконы Богоматери, которые он брал с собой в поход, чудо, подобное вышеописанному - огненные лучи, озарявшие своим блеском все войско. И когда после этого была одержана победа над неприятелем, греческий император Мануил всецело приписал ее чудесной помощи Божией.

Между греческим царем и русским князем в то время не прекращались письменные отношения. Поэтому князь Андрей Боголюбский скоро узнал о чудесном событии в Греции, а греческий император Мануил - о подобном же чуде в России. Оба они прославили Бога за одновременно явленное над ними обоими чудодейственное промышление Его, а потом после совета со своими архиереями и сановниками решили установить 1-го августа празднество Господу и Пречистой Его Матери.

Народный праздник «Евдокимов день» отмечается 13 августа (по старому стилю – 31 июля). В этот день в народе почитается память святого Евдокима Каппадокиянина – покровителя дома и семьи. Другие названия праздника: «Евдоким», «Евдокимово заговенье», «Заговор бороны». 13 августа надо было обязательно заговорить борону, чтобы при полевых работах не сломались зубья, не встала она намертво посреди поля.

Евдоким родился в Каппадокии в семье христиан знатного рода и всю свою жизнь посвятил служению Богу. Дав обет безбрачия и целомудрия, из женщин он общался только с матерью. Заботясь о несчастных и обиженных, никому не хвастался, не рассказывал об этом. В 33 года Бог призвал Евдокима к себе. Перед кончиной он приказал схоронить себя в той одежде, что будет на нем во время смерти. Как только душа его отлетела, от тела стали исцеляться больные.

На Руси у этого дня было особенное значение - православные отмечали Евдокимово заговенье перед Успенским постом. Впрочем, сам пост не считался голодным, поскольку приходился на лето, и выбор блюд, которые можно было вкушать, радовал разнообразием. Люди ели новый хлеб, свежие овощи, многочисленные плоды и ягоды.

Особой популярностью пользовалась репа. Ее ели сырой (нарезав мелкими кусочками и приправив постным маслом), вяленой, пареной. Из репы на Евдокима обязательно варили кашу, пекли пироги с репной начинкой. Кроме этого, во многих деревнях специально к Евдокимову заговенью ставили репной квас. Готовый квас чаще всего разводили соком ягод - черники, клюквы, малины, смородины - и только после этого пили.

13 августа наши предки заговаривали борону, чтобы зубья при работе в поле не гнулись и не ломались, ведь данное орудие для хлебороба – один из самых важных сельскохозяйственных инструментов. Обряд заключался в благодарности, произнесенной над бороной вслух. Человек должен был наклониться над ней, поклониться, затем почистить от земли и мусора. Люди сложили несколько присказок на эту тему: «Коли не заговоришь борону - не угодишь коню»; «Конь с места не тронется, пока мужик над бороной не наклонится».

Вообще, к орудиям труда в народе относились с особым уважением. Косу, серп, лемех плуга, борону никогда не бросали под дождем, после завершения работ их полагалось тщательно вытереть мягкой ветошью и убрать в сухое прохладное место. Урожай часто зависел от того, в каком состоянии находятся орудия труда.

Митрополит Вениамин (в миру Василий Казанский), прошел обычный для сына священника XIX века путь: духовная семинария, духовная академия, монашеский постриг, преподавание. Необычным было то, что, став епископом, он зачастую вел себя как приходской священник – в простой рясе ходил по домам, крестил детей, соборовал умирающих.

Когда в 1917 году после Февральской революции архиереев стали избирать на епархиальных съездах клира и мирян, его в Петрограде выбрали подавляющим большинством голосов. После избрания он сказал: «Я стою за свободную церковь. Она должна быть чужда политики, ибо в прошлом она много от нее пострадала. И теперь накладывать новые путы на церковь было бы большой ошибкой. Самая главная задача сейчас - это устроить и наладить нашу приходскую жизнь».

В 1918 году, когда по всей стране начали грабить церкви и монастыри, осквернять и уничтожать иконы и мощи, арестовывать, пытать и убивать священников и монахов, владыка Вениамин, ставший в августе 1917 года, накануне Поместного собора Российской церкви, митрополитом, 10 января обратился к Совету народных комиссаров с заявлением, предупреждавшим, что принятие Декрета об отделении церкви от государства в предложенной большевиками редакции «угрожает большим горем и страданиями православному русскому народу».

А уже 13 января вооруженный отряд матросов и красногвардейцев попытался захватить Александро-Невскую лавру. 19 января попытка захвата повторилась: от митрополита потребовали «очистить помещение» и сдать все имущество, а услышав отказ, арестовали все лаврское духовенство. И тогда с лаврской колокольни раздался набат. Толпы народа стали стекаться в Лавру с криками: «Православные, спасайте церкви!» Отряд разоружили, арестованных освободили. Монахи с трудом успокоили толпу, а командира красноармейцев буквально спасли от самосуда, уведя подальше от народа через Тихвинское кладбище.

Но тут прибыл новый вооруженный отряд - разгонять толпу. Раздались выстрелы. Был смертельно ранен протоиерей Петр Скипетров, пишет портал Ros-Registr. Духовенству потребовалось немало усилий, чтобы удержать людей от сопротивления. После этого верующие дежурили в Лавре круглосуточно.

Летом 1918 года были арестованы и расстреляны протоиерей Философ Орнатский - знаменитый проповедник, много занимавшийся благотворительностью, устроитель детских приютов для бедноты; протоиерей Алексий Ставровский, настоятель Адмиралтейского собора, а осенью - кронштадтский протоиерей Григорий Поспелов.

В 1919 году началась кампания «полной ликвидации мощей», в 1920-м духовенство было лишено гражданских прав, в 1921-м началось насильственное изъятие церковных ценностей, хотя церковь, чтобы помочь голодающим, предлагала добровольно сдать государству все, кроме священных сосудов и реликвий.

В те годы, когда люди в рясах ежеминутно рисковали своей жизнью, все более активными становились православные миряне. В Петрограде возникло Общество объединенных петроградских православных приходов. Председателем его правления стал профессор Петроградского университета по кафедре уголовного права Юрий Новицкий.

Изъятие церковных ценностей началось в Петрограде в марте 1922 года, вызвав массовые протесты верующих. Народ охранял церкви, при появлении комиссий по изъятию били в набат. На Путиловском заводе пришлось изымать ценности из заводской церкви ночью - днем не давали рабочие. Естественно, церковь обвинили в контрреволюции, сопротивлении власти и нежелании помочь голодающим.

Одновременно власти, пока патриарх Тихон был под арестом, инициировали попытку захвата строптивой Петроградской митрополии с помощью раскольников-«обновленцев». Но митрополит Вениамин отлучил их от церкви, «пока не принесут покаяния», и даже вмешательство Петроградской ЧК не заставило его изменить решения. Вскоре его арестовали, обвинив в сопротивлении изъятию церковных ценностей.

Кроме митрополита под стражу взяли руководство Общества православных приходов, настоятелей некоторых церквей, клириков, профессоров Духовной академии, Богословского института и университета, студентов и просто мирян, участвовавших в уличных беспорядках при изъятии ценностей, - всего 86 человек.

В своей речи на суде обвинитель так и сказал: «Вы спрашиваете, где мы усматриваем преступную организацию? Да ведь она перед вами! Эта организация - сама православная церковь».

Митрополит Вениамин и на скамье подсудимых оставался таким, каким был всегда: простым, спокойным, благостным, словно ушедшим от мира и полностью погруженным в созерцание и молитву. Он был центром всего процесса.

Другой заметной личностью на суде был архимандрит Сергий (миру Василий Шеин). Он жаждал пострадать за веру, на процессе произносил вдохновенные речи, по свидетельству очевидцев, напоминая мучеников первых веков христианства, радостно торжествовавших перед лицом изумленных палачей.

Кроме них к смертной казни были приговорены Юрий Новицкий, юрист Иван Ковшаров, епископ Кронштадтский Венедикт (Плотников), настоятель Казанского собора и ректор Богословского института протоиерей Николай Чуков (впоследствии митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий), настоятель Исаакиевского собора протоиерей Леонид Богоявленский, настоятель Троицкого Измайловского собора протоиерей Михаил Чельцов, профессор Военно-юридической академии Дмитрий Огнев и юрист Николай Елачич.

Но расстреляли только четверых, шести остальным после месяца в камере смертников заменили казнь заключением. Но уже на следующий год всех их выпустили «по амнистии» - свою пропагандистскую роль процесс выполнил, а добавлять ему веса уничтожением большого числа «статистов» власти тогда еще не считали нужным.

В 1992 году Архиерейский собор Русской православной церкви причислил к лику святых священномучеников митрополита Вениамина и архимандрита Сергия и мучеников Юрия и Иоанна и установил их память 13 августа - в день их мученической кончины.

Новости СМИ

Новости партнеров

13 августа (31 июля по старому стилю - церковному юлианскому календарю). Неделя 10-я по Пятидесятнице (десятый воскресный день после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы ). Заговенье на Успенский пост. То есть последний день перед этим коротким, но очень строгим православным постом. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается предпразднство происхождения честных древ Животворящего Креста Господня и память 14 святых.

Предпразднство происхождения честных древ Животворящего Креста Господня . Канун великого православного праздника, с которого традиционно начинается Успенский пост. Более подробно о самом этом дне, в народе именуемом "Первым Спасом", его истории, смысле и символике будет рассказано завтра.

Праведный Евдоким Каппадокиянин . Этот византийский святой жил и совершал духовные подвиги в IX веке от Рождества Христова во времена царствования императора Феофила (829-842 годы ). Уроженец знатной семьи, праведный Евдоким с юных лет посвятил себя служению Богу. Он дал обет безбрачия и даже избегал разговоров с женщинами.

За многие добродетели император Феофил назначил Евдокима правителем Харсианской области. Святой смиренно как послушание принял этот высокий пост, правил же не как деспот, но как Божий слуга, заботился о бедных, сиротах и вдовах. Господь призвал праведного Евдокима молодым, в возрасте Христа - в 33 года.

Мученица Иулитта Кесарийская . Святая, пострадавшая в годы антихристианских гонений императора-язычника Диоклетиана, правившего Римской империей в 284-305 годах от Рождества Христова. Один лукавый язычник обманом отнял у христианки Иулитты все имение, а когда будущая мученица обратилась в суд, то подсудимый донес, что она христианка. Иулитте предложили в обмен на имение отречься от Христа, но она решительно отвергла это, и была сожжена на костре в 304 или 305 году от Рождества Христова.

Святитель Герман, епископ Осерский . Один из самых почитаемых во Франции святых V века от Рождества Христова, Небесный покровитель города Осер. Почитается и в Западной, и в Православной Церквах. Прославился как борец с ересями, а также известен как учитель и духовный наставник святителя Патрикия (Патрика), просветителя Британии. Скончался святитель Герман в 448 году в Равенне.

Преподобномученик Дионисий Ватопедский . Афонский святой XIX века , инок знаменитой Ватопедской обители, замученный за христианскую веру турками на острове Крит в 1822 году .

Священномученик Вениамин (Каазнский), митрополит Петроградский и Гдовский, и иже с ним убиенные священномученик архимандрит Сергий (Шеин) и мученики Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров . Святые из числа новомучеников и исповедников Церкви Русской, пострадавшие в 1922 году в ходе богоборческого процесса о церковных ценностях.

Летом того года на скамье подсудимых оказались 86 человек во главе с митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином. На судилище владыка, в итоге приговоренный к смертной казни, держался мужественно, посвятив свое последнее слово доказательствам невиновности других подсудимых, наглядно показав, что даже перед лицом палачей нужно оставаться верным Христу.

Священномученики Владимир Холодковский и Иоанн Румянцев, пресвитеры, священноисповедник Константин Разумов, пресвитер, мученик Максим Румянцев, мученица Анна Серова и исповедница Елисавета Румянцева . Эти святые также пострадали в годы советских богоборческих гонений и за свои святые страдания были прославлены в числе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Поздравляем всех православных христиан с памятью этих святых! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами!

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.