Рождественские вертепы – история, традиции, музеи и выставки. Традиции Рождества

В старину на Руси, накануне Рождества Христова, в Cочельник, повсеместно ходили по домам христославы, по-другому – славильщики. Радостно, с песнями и стихами, они славили рождение Спасителя. Нередко среди участников были и те, кто показывал вертеп. Что же такое вертеп и как он попал в Россию?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно обратиться к церковным зрелищам – мистериям, которые устраивались в средневековой Европе.

Из истории Западной церкви известен тот факт, что 25 декабря 360 года римский епископ Либерий, посвящая в монахини сестру Марцеллу, обратился к ней со словами: «Ты видишь, сколько собралось народа в день праздника Рождения твоего Христа». Отсюда видно, что именно в этот день уже в IV веке празднование Рождества Христова было признано на Западе как церковное установление.

Этот праздник совпадал с языческими празднествами, которые проводились ранее у греков, римлян и варварских народов Западной Европы. Церковь боролась против языческих обрядов, которые в те времена соблюдались наряду с новыми, христианскими. Для обращения народных обрядов в христианское празднество Церковь увеличила и время богослужений в эти дни, и торжественность их проведения.

Накануне праздника храмы, роскошно украшенные и освещенные тысячами свечей, были переполнены молящимися. Вся ночь проходила в совершении разных служб, при участии хора певчих и всех прихожан.

С XI века в становится известен обряд-мистерия «Поклонение пастырей». Нужно сказать, что слово «мистерия» указывает на таинство и, следовательно, на связь с богослужением.

Итак, на мраморном столике, возвышавшемся над главным престолом, устраивались ясли, в которых находилась статуя или изображение Девы Марии. Пять старших священников-каноников в церковном облачении с амиктами (льняными платками) на голове и с жезлами в руках представляли собой вифлеемских пастырей у входа в алтарь. К ним подходил мальчик из хора, изображавший ангела, и возвещал пастырям рождение Спасителя, произнося евангельские строки.

Пастыри проходили в алтарь, а в это время дети-певчие, стоявшие в разных местах храма, представляли небесное ангельское воинство и пели: «Слава в вышних Богу…» Затем пастыри направлялись к яслям с пением гимнов в стихах.

Здесь их ожидали два каноника, условно представлявшие двух женщин, находившихся при Святой Деве. Они спрашивали: «Кого ищете в яслях, пастыри?» – «Мы ищем, – отвечали пастыри, – Спасителя Христа». Женщины (каноники) отдергивали завесу, которая скрывала статую Младенца Иисуса. Указывая на нее, они говорили: «Вот он – этот Младенец со своей Матерью».

Тогда пастыри преклонялись перед Ним и приветствовали Деву Марию гимном: «Будь благословенна, Царица Неба», а потом торжественной процессией возвращались в алтарь. При этом они пели: «Аллилуйя, аллилуйя! Воспойте же Его пришествие!» Затем следовал возглас священника, которым начиналась обедня.

Вот эта древняя мистерия и называлась «Вертепным действом». Как «вертеп» она была известна в Западной Украине, куда перешла из Польши, которая, в свою очередь, получила ее из Германии. В мюнхенской рукописи XIII века есть описание рождественского действа, исполнявшегося монахами.

Автор этой мистерии был, несомненно, лицом церковным – и, может быть, одним из преподавателей в монастырской школе. Воспитанники таких школ обычно принимали участие в представлении мистерий, и не случайно, что эта рукопись была написана в Мюнхене, ведь «монах» по-немецки – «мюнх», и город рос когда-то вокруг монастырских стен…

Интересно, что Византия в этом отношении опередила Запад: здесь мистерии появились уже в V–VI веках, а в X–XI веках в церкви Святой Софии в и других городах торжественно устраивались драматические представления.

Кукольные рождественские мистерии были известны в Европе с XVI века, и на протяжении веков формировались ее многочисленные разновидности: это касалось и архитектуры сцены, и текста представления. В Польше такие представления назывались «шопками», на Украине – «вертепами», в Белоруссии – «батлейками».

Вертеп как представлял собой переносной ящик из тонких досок или картона. Внешне он напоминал домик, который состоял из одного или двух этажей. Чаще всего встречались двухэтажные вертепы.

В верхней части игрались драмы религиозного содержания, в нижней – интермедии, комические бытовые сценки. Это определяло и оформление частей вертепа. Верхняя часть («небо») обычно оклеивалась изнутри голубой бумагой, на задней ее стене были нарисованы сцены Рождества; или же сбоку устраивались макет пещеры либо хлева с яслями и неподвижные фигуры Марии, Иосифа, Богомладенца Христа и домашних животных.

Нижняя часть – «земля» или «дворец» – оклеивалась яркой цветной бумагой или фольгой, посредине на небольшом возвышении устраивался «трон», на котором находилась кукла, изображающая царя Ирода. В дне ящика и в полочке, разделявшей ящик на две части, были прорези, по которым кукловод передвигал стержни с прикрепленными к ним неподвижно куклами – персонажами драм. Передвигать стержни с куклами можно было вдоль ящика, куклы могли поворачиваться во все стороны. Справа и слева каждой части были прорезаны «двери»: из одной куклы появлялись, в другой исчезали.

Кукол обычно вырезали из дерева, изредка лепили из глины, красили и наряжали в матерчатую или бумажную одежду и закрепляли на металлических или деревянных стержнях. Если в «шопках», «вертепах», «батлейках» использовались куклы на палке, то в бельгийских театрах применялись тяжелые марионетки на проволоке длиной до одного метра, а в провансальских вертепах куклы были наполовину механизированными: каждая из них имела собственный механизм, приводящий в движение конечности, а для движения в пространстве была необходима помощь аниматора.

В Центральной и Западной Европе были популярны мистерии стационарные – непереносные. Их показывали на сцене, унаследованной от барочного театра. Такая сцена имела просцениум, в глубине – задник-перспективу, иногда по бокам кулисы. А вот постоянные чешские и итальянские вертепы строились под крышей, но как бы в открытом пространстве, то есть в пространстве, не ограниченном сценической рамой. Сцена такой мистерии поднималась кверху несколькими планами, причем куклы могли действовать на каждом этаже.

Представление состояло из мистериальной драмы «Царь Ирод» и из бытовых сцен. Исследователь народного театра Н.Н. Виноградов в своей работе «Народная драма. История русской литературы» так описывал вертепное представление в России:

«Действие открывается благовестием о рождении Христа. Новорожденному идут поклониться и принести дары пастыри и три царя (волхвы – мудрецы Востока). Затем в нижнем ярусе происходит торжественный выход царя Ирода, который призывает воинов и велит им избить (убить) младенцев “сущих первенцев”. Воины уходят и возвращаются обратно, ведя с собою к Ироду Рахиль, которая не дает на смерть своего ребенка. Она со слезами, на коленях умоляет Ирода пощадить своего младенца, но царь неумолим и приказывает поднять малютку на копье. Рахиль с рыданиями мечется по сцене, проклиная Ирода. Воин выгоняет ее вон. Оставшись один, Ирод начинает помышлять о смерти и, желая избежать ее, окружает себя караулом. Раздается песнь, возвещающая приближение страшной гостьи, слышится страшный треск – и на сцене вырастает зловещий скелет с косою на плече – Смерть. Стража в ужасе бежит, а трепещущий Ирод начинает умолять о пощаде. Смерть вызывает к себе на помощь черта, являющегося с криком “гу-гу-гу!”. Узнав в чем дело, он велит сестре поднять косу и убить Ирода, которого затем и тащат в со словами:
О, проклятый Ироде,
за твоя превеликия злости
Поберу тя в преисподнюю бездну
и с кости.

Этим заканчивается первая серьезная часть вертепной драмы. Вторая часть состоит из неодинакового в различных местах количества сцен и диалогов, представляющих самостоятельную обработку сюжетов из народной жизни. Сцены эти часто совершенно не связаны одна с другою и могут следовать в произвольном порядке. Все действие в этих сценах заключается почти исключительно в том, что типы различных национальностей, полов и профессий дерутся или пляшут».

Постепенно первая часть представления сокращалась, а вторая, наоборот, расширялась. Действующими лицами сценок с бытовым содержанием были мужик, барин, франт, «новомодные барыни», солдат, священник, еврей-шинкарь, цыган и другие персонажи.

Когда вертепная драма разыгрывалась не только куклами, но и живыми любителями, тогда она носила название «живой вертеп».

Со временем вертепщики, то есть кукольники, становились профессиональными бродячими исполнителями. Обычно кукловод был владельцем и вертепа, и кукол. Во время представлений он, стоя за ящиком, приводил в движение кукол, водя их по прорезям в полу ярусов вертепного домика. При этом вертепщик произносил текст драмы, изменяя тембр голоса и интонации речи, чем создавал иллюзию, что представление играется несколькими актерами. Он помнил текст наизусть и мог его изменять в зависимости от условий выступления.

На Руси вертепный ящик часто напоминал не пещерку, а часовенку, олицетворяющую Церковь Христову. При хождении с таким вертепом дети распевали духовные песни или все вместе пели рождественский ирмос. Бывало, что вертепы никто не носил, а ставили их в середине храма, убирали цветами и хвойными ветками, внутрь ставили икону Рождества Христова. Очень радовались прихожане такому праздничному чуду.

И в наши дни эта традиция не забыта в церкви: во все дни , до праздника Богоявления Христова, любой может зайти в храм и поклониться Богомладенцу Христу.

От редакции

Некоторые педагоги сумели по-новому использовать вертепную традицию, чтобы по-старому добро и понятно раскрыть детям историю Боговоплощения, так, чтобы их питомцы сами приняли участие в поисках и поклонении новорожденному Спасителю и запомнили этот свой личный опыт. И никому не заказано дерзать – изобретайте свои вертепы. А пока что мы послушаем педагогов из клуба «Преображение» г. Москвы Ю.А. Харитонову, Е.И. Мещерякову, Н.П. Сергеевскую.

– Мы стали выезжать под Рождество на турбазу «Елочка» под Тарусой с 1998 г. Там перенесли мы вертеп в лес. В первый раз это был маленький вертеп, слепленный из снега по подобию вертепов у храмов. Подрастали наши маленькие детишки, с ними вместе вырастал и наш вертеп – теперь это уже настоящий шалаш из лапника и снега, куда можно войти в рост.

Идея эта родилась неожиданно. Мы приехали готовиться к встрече Рождества. Конечно, со святочными рассказами и церковными разговорами, конечно, с подготовкой к причастию и с сочивом, самими нами приготовленным. Разговор о празднике Рождества Христова естественным образом вывел на тему пещеры, в которой родился наш Господь. Обстановка, в которой мы находились, подсказала идею сооружения «вертепа» в лесу.

«Давайте тоже пойдем, как волхвы, искать вертеп!» – решили мы.

Мы, взрослые и руководители поездки, хотели, чтобы дети всей душой почувствовали величие праздника, его реальность и одновременно его чудесность.

Дома часто не увидишь, а то и не поймешь, что творится с природой: то вдруг выпадет мягкий снег после слякоти и дождей, а то в обложенном тучами сумрачном небе появится звезда, то ветер сорвется, то тишина водворится… Природа вместе с нами идет навстречу Рождественскому чуду.

…Мы решили, что дорога к лесному вертепу будет непростой, детей будут ждать трудности и приключения. То повстречаются им «волхвы» или «пастухи», которые зададут вопросы, а за ответы на них помогут найти верный путь; то вдруг на дороге попадется конверт с головоломкой, которую нужно быстро решить и в ней найти путеводную нить к вертепу, то совсем неожиданно встретится клубок, который катится по темному лесу, а когда-то свеча то загорится, то погаснет в лесной чаще, указывая верный путь, а колокольчик нежным звоном позовет к вертепу…

Сюжет поиска лесного вертепа всегда святочный, но сценарий может быть разным. И конечно, самый красивый, таинственный и чудесный момент – это встреча у вертепа, заранее втайне сделанного взрослыми. Он украшен бусами, свечами и в центре его рождественская икона Божией Матери с Младенцем.

Здесь перед иконой мы не читаем стихи и не поем песни – мы не делаем ничего, что интерпретирует событие по-своему, мы просто и строго читаем главу Евангелия о Рождестве Иисуса Христа. Текст Евангелия исключает актерство, требует внутреннего отношения к происходящему. За этим скромным и непритязательным действием разворачивается история Рождества Христова… После тропаря искатели вертепа вереницей светящихся бумажных фонариков возвращаются из леса домой к самому главному – рождественской литургии для встречи с Христом.

Наверное, ребенку интересно прочесть дома евангельские рассказы о Рождестве, но вместе с друзьями встретиться с историей светлого праздника в необычной обстановке, в лесу, когда каждый старается внести свою лепту в подготовку праздника, принести свой дар новорожденному Спасителю – незабываемое событие в жизни. А дальше их ждет продолжение праздника – тропари, колядки, православные детские песни понесут маленькие христославы всем окружающим. Они будут ходить с Рождественской звездой и славословить родившегося Богомладенца.

Когда-то хорошим подарком на Рождество был пряник, который появился на Руси еще в IX веке. Мы заменили этот обычай печь особые пряники строительством пряничного терема из тех сладостей, которые наколядовали христославы. Процесс приготовления домиков сложный, торжественный и по-настоящему веселый! Производим мы это строительство все вместе, а можно и разделившись на команды, учитывая выдумки, которые любому в голову придут: дело это сложное – непросто построить дом из печенья. Детали дома хрупкие, ломаются, и с первой попытки невозможно соединить стены. И какое счастье съесть сладкий терем за праздничным чаем с друзьями, когда вокруг лес, зима, снег, а завтра всех ждут лыжи, санки и снежная крепость.

Многие люди хотят узнать, что это такое – вертеп и каково значение этого слова. Это театральное представление, которое существует и сегодня, потому что многие люди соблюдают устойчивые традиции. Оно не похоже на другие разновидности кукольных театров.

Изначально это небольшая, но довольно просторная пещера. В евангельских книгах можно найти информацию о том, что это пещера-хлев. Именно сюда пастухи загоняли скот, чтобы защитить животных от плохой погоды. В Библии говорится, что рядом с Вифлеемом также была такая пещера, где появился на свет Сын Божий .

В средние века этим словом называли кукольные переносные театры.Исполнители разыгрывали различные библейские сюжеты, которые относят к Рождеству Христову. Первый театр появился на территории Италии в начале 13 века. В России упоминание датируется 14 веком.

В переводе с древнерусского – это пещера или ущелье. Также оно обозначает народный театр, который создается православными людьми, желающие увековечить традиции и донести библейскую информацию к младшему поколению.

Рождественская миниатюра представляет собой воспроизведение сценок Рождества, с использованием элементов искусства. Слово обозначает скульптуру, театр. Это может быть и пещера, где родился Иисус Христос. В Библии можно часто встретить информацию о действиях разбойников. Слово трактуется по-разному, в зависимости от общего контекста.

Википедия дает две трактовки этого понятия. В первом значении – это пещера, слово относят к устаревшему употреблению. Значение слова вертеп – пещера Рождества.

Христиане считают, что именно в таком месте родился на свет Иисус Христос. В Википедии можно найти и переносные значения:

  • воспроизведение сцены Рождества (дополнительно используются следующие средства искусства – это театральные постановки, вертепная кукла, скульптуры, тематические вещи и изделия);
  • белорусский кукольный театр народного искусства;
  • притон или место разврата, а также помещение, где совершаются преступления;
  • трущобы, бедное, не оформленное помещение.

С названием Вертеп есть деревня, которая расположена в Республике Коми (Ижемский район), а также село в Хустском районе (Закарпатская область, Украина).

Рождественский вертеп


Значение слова вертеп в рождественские праздники подразумевает под собой воспроизведение сцены Рождества Христова.
Для этого используются скульптуры, куклы и другие элементы искусства. Это выглядит красиво и необычно во время театрализованной сценки. Это может быть изображение, которое относится к предмету религиозного поклонения. Чтобы узнать, что такое рождественский вертеп, необходимо познакомиться с несколькими вариантами исполнения.

Существует несколько распространенных форм:

  1. Композиция. Сцены Рождества воспроизводятся при помощи объемных фигур, кукол, которые изготавливают из различных материалов. В католических странах регулярно устраивают композиции на эту тему. Многие люди используют фигуры, которые приводятся действие при помощи скрытого механизма.
  2. Театр. Рождественское вертепное представление основывается на основании средств кукольного театра. Дополнительно принимают участие подготовленные и профессиональные люди-актеры. Такой театр получил свое распространение в Белоруссии, Польше, Украине, в некоторых регионах Российской Федерации. Чтобы организовать вертепное представление можно использовать специальный ящик, внутри которого показывают сценки с применением кукол.
  3. Живая театрализованная сценка. Персонажи – это живые люди.

Обратите внимание! Все постановки и разновидности вертепов тесно переплетаются и основываются на сюжетах из Библии, например, о Рождестве Христовом, и других событиях.

Скульптуры и декоративные композиции выставляют для всеобщего просмотра. Театральные композиции демонстрируются только в период Рождественских праздников.

Для организации композиции могут использоваться разные материалы и техники исполнения. Чаще применяются отдельные технологии, которые переплетаются с традициями определенной местности. В некоторых регионах России кукол изготавливают из дерева и керамики. Также используется бумага, металл, воск, пластмасса.

В большинстве случаев задействуются сложные методики. В неаполитанском представлении лица фигур изготавливают из терракоты, в качестве глаз применяли стекло, руки вырезали из дерева.

Для создания фигурок могут использоваться природные материалы – земля, пучки соломы, растения, чтобы изобразить окружающую природу, камень для оформления стен в пещере. Композиции украшаются еловыми ветками.

Полезное видео: рождественские вертепы

Бродячий вертеп на ярмарке

Часто представление устраивают на различных ярмарках. В вечернее время люди устраивают театральные представления, с использованием обязательной атрибутики — это куклы и большая звезда с большим количеством лучей. Они поют тематические песни, колядки. Люди могут посмотреть драму, которая не оставит никого равнодушными.

Представление на ярмарке делится на несколько частей – это религиозная часть и комическая. В отдельных регионах Российской Федерации часто проводят рождественские марафоны на территории парка. Организовывают большую ярмарку, чтобы местные жители смогли посетить рождественское мероприятие.

Помимо рождественского представления (инсталляция сцены рождения Христа из Библии) на ярмарке можно купить русские традиционные продовольственные товары, подарки ручной работы. Важно учитывать, что это традиционная схема организации.

В рамках рождественских празднований проводятся народные колядования, выступления фольклорных коллективов, тематические мастер-классы, представления воскресных школ. Бродячий вертеп встречается в рукописях в начале 18 века. Театр организовывали в форме реализации авангардной утопии.

Полезное видео: рождественский вертеп ансамбля «Околица» Детской школы искусств

Вертепная кукла

Неподвижная вертепная кукла нашла свое широкое распространение в католических странах. Там они приобрели религиозные и традиционные особенности. Такие куклы часто встречаются в некоторых протестантских странах. На территории Российской Федерации они приобрели популярность за последние несколько лет.

Их композиции фиксируют не только определенный момент Рождества Христова, но и совокупность других событий. Это может быть поклонение волхвов или пастухов. Представления организовываются с учетом христианских традиций. Также популярностью пользуются многофигурные композиции.

Люди могут использовать кукол для организации отдельных сюжетов евангельской истории. Наиболее популярными и востребованными являются Бегство в Египет, Избиение младенцев и многие другие. В Библии есть информация, что такое вертеп и как правильно организовать представление. В композициях часто фигурируют различные персонажи, которые в большинстве случаев остаются неизменными – это младенец Иисус, Святой Иосиф, Дева Мария.

Чтобы увидеть, что такое вертеп и как правильно организовывать представления, необходимо посмотреть фото с уже готовых постановок. Значение слова вертеп в разных регионах России трактуют по-разному, поэтому куклы украшают с учетом своих традиций.

Также в постановке могут быть задействованы и другие персонажи:

  1. Вол и осел. Существует информация, что эти животные своим дыханием помогали согревать новорожденного младенца. В канонических Евангелиях данные об этом действии отсутствуют. Изображение с животными можно увидеть на христианских картинах.
  2. Пастухи и овцы. Один из них изображен на картинке, как символ Агнца Божия.
  3. Три волхва. Существует католическая традиция, что в день Богоявления необходимо поклоняться волхвам. В представлении часто принимают участие фигурки этих животных именно 6 января.
  4. Ангелы. В Библии есть информация, что весть о рождении Спасителя принесена именно архангелом Гавриилом.

Важно! В православных храмах тоже устраивают представления с участием объемных фигурок.

Полезное видео: пример рождественского вертепа

Вывод

В представление часто включаются и другие персонажи. Все зависит от масштабов праздника, фантазии организатора и региональных традиций. Это могут быть волхвы, верблюды, лошади или слоны. Рождественская композиция привлекает внимание своим колоритом и необычностью. Организаторы могут обыгрывать разные сценки, ситуации, рождение Христа.

Вконтакте

Так романтично выглядит один из современных рождественских вертепов. Работа Анджело Рако, присланная на конкурс сайта www.presepio.it

Когда елки еще не было

Традиция наряжать рождественскую ель появилась на Апеннинском полуострове в 19 веке. До этого каждая семья объединялась на Рождество вокруг маленького домашнего вертепа.

Его называют итальянским словом «presepe» или «presepio» от латинского «praesaepe» — кормушка для животных, ясли.

Поначалу это было миниатюрное изображение рождественских ясель. Четыре другие фигурки изображали Марию и Иосифа, склонившихся над Младенцем Христом, вола и осла, преклонивших колени.

Очевидцы описывали пустые комнаты бедняков, в которых находились только фигурки рождественского вертепа. Их вырезали из дерева и вытачивали из камня. В разных регионах Апеннинского полуострова использовалась терракота, глина, папье-маше. Фигурки расставляли на праздничном столе или на камине. А за неимением камина и стола – на подоконнике или на полу.

Маленький вертеп из кораллов и слоновой кости, созданный Андреа и Альберто Типа в 1700 году

А в богатых домах были модны миниатюрные рождественские вертепы.То были ювелирные шедевры: их мастерили из золота и серебра, из кораллов и жемчуга, из слоновой кости и драгоценных камней.

Эту технику особенно любили на Сицилии: самые маленькие рождественские вертепы умещались в наперстке; те, что побольше – в спичечном коробке. Их можно было носить с собой в кармане или на цепочке, как ладанку.

Современный вертеп работы Луиджи Трамонтано. Участник конкурса сайта www.presepio.it

К 18 веку осмотр домашних рождественских вертепов считался развлечением высшего уровня для иностранных послов и коронованных особ.

В январе 1734 года неаполитанский хронист писал: «Вице-королева, осмотрев вертепы нашей столицы, в среду отправилась лицезреть вертепную картину королевского инженера Дезидерио де Бониса… которая своим великолепием, искусностью миниатюрной архитектуры и изяществом одежд кукол вызвала восхищение сиятельной синьоры…»

За осмотром рождественского вертепа вице-королева наверняка провела не один час: его фигурки хранились в десятках шкафов и занимали несколько больших залов.

Конкурсная работа Джузеппе Порчелуцци с сайта www.presepio.it . Площадь этого городка еще предстоит заполнить фигурками

Ведь в 18 веке к композиции рождественских ясель (собственно «presepe») в Италии прибавились новые персонажи: пастухи с овцами и собаками, волхвы с верблюдами и чернокожими слугами и царь Ирод с его угрюмыми солдатами. Прочие герои нигде, кроме народной фантазии, не числились: среди них — пастух Бенино (который всегда спит), девушка Стефания, которая мечтает поклониться Христу (и ради этого готова бросить камнем в ангела), пьяница Чиччи Бакко, хозяева и посетители таверны, в которую не пустили Святое Семейство

Полдень. Святое Семейство отдыхает. Конкурсная работа Сальваторе Маэнцы Источник: сайт www.presepio.it

Во многих регионах Италии появились рождественские персонажи местной традиции: в Болонье — женская фигурка, жестами изображающая изумление, даже оторопь, которую так и называют Меравилья (Удивление).

На Сицилии — Дзу Иннару (дядюшка Январь), в виде старика, который греется у зажженного костра.

В Тоскане – Джойозо, мальчик, выражающий радость при виде родившегося Младенца.

Современный вертеп работы Николы Николаццо. Источник www.presepio.it

Вертеп, созданный современным африканским мастером

Оказавшись рядом с рождественскими яслями (далеко не всегда – по заслугам), эти персонажи стали участниками великой общности под названием «presepe». Отблески славы Святого Семейства легли и на них. А слово «вертеп» стало применяться ко всем событиям мистерии Рождества, которые разыгрывались во времени и пространстве и будут разыгрываться до скончания века.

На дне озера

Соляной вертеп Агостино Финки

Нет вещества, из которого нельзя было бы сделать рождественский вертеп.

Фигурки Рождества делаются из пряников, из сахара, из фруктов, из кристаллов соли (в местах соляных промыслов). Один из таких вертепов работы Агостино Финки даже выставлен в музее.

В декабре-январе океанариумы устраивают выставки подводных вертепов. Подводные скульптуры Рождества создаются из экологически чистого песчаника и крепятся на железных платформах.

Их устанавливают на мелководье, в самой прозрачной морской или озерной воде, чтобы сцену Рождества можно было разглядывать с моста или с высокой скалы.

Мария и Иосиф преклоняют колени перед раскрытой морской раковиной, в которой лежит младенец Христос. К раковине устремили носы два добрых любопытных дельфина.

На севере, на озере Гарда, в декабре-январе с моста Сан Джованни возле крепости Пескьера можно увидеть персонажей рождественской мистерии, сияющих под ночной водой. Не забыты верблюды, овцы, качающиеся пальмы и сияющая рождественская звезда.

По поверью некоторых регионов Италии в день Рождества вода становится целебной. Присутствие сцен Рождества на воде или под водой символически очищает водоемы.

Рождественское утро в городе Римини (Италия) источник: www.patatofriendly.com

В одной из полукруглых арок древнего моста города Римини, источенных от древности, плавает ярко-красный плот с изображением Святого Семейства. В тишине рождественского утра в синей воде отражаются только обнаженные кроны деревьев и белые перья облаков.

Это случилось в Греччо

Джотто. Легенда о Святом Франциске Чудо в Греччо

А еще в рождественский период на полуострове устраивают живые вертепы. На церковной паперти или на сельской площади возводится маленький грот. На сене уютно устраиваются черные и белые овечки, петухи, куры, пастушеские собаки. Рядом в загоне трубит осел, требуя внимания к своей персоне. В гроте Мария укачивает куклу, изображающую младенца Иисуса, разговаривает с Иосифом и с ангелами.

Целые семьи участвуют в живых вертепах, одеваясь волхвами или пастухами, солдатами Ирода или скорбящими матерями Вифлеема. Там, где поддерживается эта традиция (например, в Национальном парке Гаргано в провинции Фоджа), представления Рождества растягиваются более чем на полкилометра под открытым небом.

Когда в 2013 году участники живого вертепа в Кальтанисетте (Сицилия) решили сфотографироваться на длинной паперти своего собора, им, чтобы попасть в кадр, пришлось встать в четыре ряда.

Традиция живых рождественских вертепов восходит ко временам святого Франциска Ассизского. «Легенда о святом Франциске» рассказывает, что он, прозванный «поверелло» («беднячок»), привел на рождественскую службу вола и ослика и поставил их в храме рядом с настоящими яслями. Когда «беднячок» начал молиться о рождении Царя бедных, сердца прихожан дрогнули. Некоторые увидели, как святой Франциск во время молитвы взял на руки из пустых ясель Младенца Христа и прижал его к сердцу.

Это случилось рождественской ночью 1223 года в Греччо (провинция Риети). Чудо на богослужении в Греччо было запечатлено на знаменитой фреске Джотто Она стала тринадцатой фреской среди двадцати восьми сцен из жизни святого Франциска, написанных в верхней церкви храма в Ассизи (1295-1299). Эта фреска заложила традицию рождественского вертепа, связанную с именем св. Франциска.

Собственными руками

Вертеп из песка и пенопласта от телевизора

В конце года многих итальянцев начинает волновать вопрос: как сделать рождественский вертеп, если в доме нет средств, зато имеются умелые руки? Сайты, которые публикуют советы «сделай сам», собирают в декабре рекордное число посещений.

Например, найдите пенопластовую коробку от телевизора, возьмите фотообои, изображающие пустыню, гирлянду лампочек и коробку с песком. Поставьте все это перед собой, смотрите видео и делайте, как мы.

А если в доме нет места? Возьмите хрустальный бокал, положите в него несколько стеклянных шариков, на них — немного мха, укрепите на мхе миниатюрные фигурки Младенца в яслях и Святого Семейства. Поставьте бокал между двумя свечами. Счастливого Рождества!

Современный вертеп работы Пино Боццарелли, присланный на конкурс сайта www.presepio.it

Вполне допустимо наполнять рождественский вертеп любимыми детскими игрушками. Поэтому у ясель Рождества оказываются игрушечные машины, маленькие Санта Клаусы, и самые разные игрушки, которые тоже приходят поклониться Младенцу Христу. А если у ребенка есть игрушечная машина, почему бы волхвам не поехать через пустыню на белом игрушечном трейлере?

Изготовление своими руками рождественского вертепа – одно из самых уважаемых искусств на Апеннинском полуострове.

Лучшие рождественские вертепы хранятся в собраниях художественных музеев, музеях народного искусства и частных коллекциях. Для них даже созданы особые музеи.

Святое Семейство на отдыхе. Деталь другого вертепа работы Пино Боццарелли

С 1953 года Итальянская ассоциация друзей рождественского вертепа издает журнал «Рождественский вертеп» (Il Presepio). Ее члены выкладывают на сайте свои работы. Авторы, каждый год участвующие в конкурсе на лучший рождественский вертеп, подчеркивают, что сделали все фигурки собственными руками. «Мой вертеп полностью сделан вручную, — рассказывает одна из участниц конкурса. Лилиана Кампо. – Его можно развернуть на 360%. Его размеры — 30 на 40 на 35 см. На его изготовление ушло 90 дней».

Чудо Рождества

Конкурсный вертеп работы Джозефа Шорры, в котором объединились американские и итальянские традиции. Источник www.presepio.it

Маленький домашний вертеп обычно устанавливается посреди гостиной. Нередко его водружают на круглую подставку, чтобы дети и взрослые рассматривали его со всех сторон. Иногда он выглядит как каменистая горка, закручивающаяся спиралью. Пастухи с овечками и собаками, волхвы со своими дарами, крестьяне, ремесленники, разбойники, спускаются или поднимаются по спирали. За ними наблюдают сверху золотая звезда и босоногий ангел с огромными белыми крыльями.

Иногда спираль закручивается по лестницам полуразрушенных дворцов. Именно их развалины в 17-18 веках были прибежищем для путникам, которым не нашлось место в гостинице. Один за другим волхвы поднимаются на второй этаж, влача по выщербленным ступеням свои драгоценные одеяния. А через входную дверь за гостями уже спешит бодрый разносчик с лотком, который тоже торопится поднести свои подарки Святому Семейству. Сейчас за ним в дверь просочатся другие. Одни принесут дары, другие будут любопытствовать.

Еще один вертеп Джозефа Шорры, в котором современность входит в сердцевину традиции

Скоро в этой толпе вы не сможете отыскать Святое Семейство. Но в этом и заключается урок: мы не умеем распознавать небесное в земном.

История Рождества предстает перед нами историей общности людей, которые стали свидетелями удивительнейших событий, но продолжают жить в повседневности: стирают белье, готовят еду, принимают гостей. Чудо Рождества вошло в сердцевину их существования, как в раковину. Ее створки закрылись, и жемчужина зреет в тишине.

Спаситель родился ради этих людей. Следовательно, главные здесь – они. Вертеп в его итальянской традиции – это взгляд с высоты Рождественской звезды.

Наши соседи по пещере

Первое изображение Рождества в катакомбах Присциллы, Рим

Часто спрашивают: а где здесь рождественская пещера?
Для большинства южноитальянских городов пещеры – подобные той, в которой укрылось Святое Семейство – были такой же прозой жизни, как бельевая веревка через улицу из окна в окно или базилик в горшке на подоконнике.

В Неаполе для того, чтобы спуститься в катакомбы, достаточно завернуть за угол, и взять у привратницы ключи от калитки. В итальянской Базиликате пещеры – это обычные деревенские жилища.

Ах, Мария и Джузеппе? Конечно, знаем! Они заняли соседнюю пещеру. Это – наши соседи через стену!

Об этом соседстве рассказывает современный рождественский вертеп, сделанный Пино Боццарелли. В нем — две части, заключенные в деревянную раму с надписью «Per loro non c’era posto…» («Для них не было места в гостинице»).

Слева – гостиница, которая не смогла принять Святое Семейство в ночь Рождества. На первом этаже хозяйка кормит кур, а ее дочка обнимает теленка, который только что отошел от ясель. За кирпичной стеной – хлев, в котором нашло приют Святое Семейство. В хлеву все выглядит так же, только уютнее: на галерее сушится сено, усталый осел счастливо разлегся на соломе, горит подвешенный к балке фонарь… А белые голуби сидят в нишах окон и там, и здесь.

День или ночь?

Неаполитанский вертеп

В 1707 году побывавший в Неаполе вице-король Австрии восхищался вертепом с необычной системой освещения: она позволяла чередоваться дню и ночи. Космическая сущность рождественского вертепа такова, что после ночи обязательно должно прийти утро. А после тревожного заката землю обнимает ночь умиротворения,

Вертеп в кафедральном соборе Успения Девы Марии в Кастелламаре

Неаполитанский рождественский вертеп должен быть погружен во мрак. Его освещает только длинный хвост рождественской звезды, рассекающий небо, как изогнутый клинок.

В вертепе болонской школы может царить холодное зимнее утро: бледный тревожный рассвет, улица бедного итальянского городка, овцы, ищущие корм между уличных камней, коленопреклоенные цари-волхвы в золотых коронах и – матери с малышами, пришедшие поклониться новорожденному Богу.

В рождественских вертепах из провинции Марке мистерия Рождества разыгрывается ярким днем, на морском причале. Пастухи спускаются по крутому обрыву к лазурной пристани, где в сарае для лодок укрылось Святое Семейство. Лодка под развернутым парусом готова к спуску на воду. На сиденье – плетеная корзинка с яблоками.

Сладкий вкус деталей

Болонья. Поклонение волхвов

В 1825 году, при короле Неаполя Франциске 1 Бурбоне, был составлен поразительный документ, который назывался «Инвентарная ведомость всех пастухов, волхвов, животных, даров и провизии Королевского вертепа».

Рождественский вертеп – это не только волхвы и пастухи. Это еще подарки и еда!

Мир, в котором обитает Святое Семейство, наполняют разнообразные тележки с фруктами и цветами, груды арбузов и дынь. Потолочные балки домов ломятся от свисающих с них сыров, колбас, луковиц, помидоров в сетках, сушеных овощей и фруктов, снежно-белой бахромы вывешенных для просушки спагетти.

Вертеп 19 века в Риме на площади Испании

Рождественское чудо, воплощенное в вертепе, рождается из любви к каждой пяди окружающего мира. Ящики с цветами на маленьком деревянном балконе, котелок на очаге, посуда на полке, даже лопаты, прислоненные к стене – каждый предмет должен почувствовать, что вы в него влюблены!

Сегодня в интернет-магазинах рождественских фигурок можно приобрести миниатюрные тарелочки с традиционными блюдами и стойки со всевозможной снедью. Для тех, кто создает домашний вертеп собственными руками, объявляются мастер-классы: какие блюда следует «положить» в тарелочки, чтобы соблюсти традицию?

Генуя. Фрагмент вертепа. Продавщицы статуэток для рождественских вертепов

Художники так бережно воспроизводили детали исторических застолий, были так внимательны к деталям костюмов или к обстановке крестьянских домов 18-20 веков, что по рождественским вертепам теперь возможно изучать историю быта в том или ином регионе.

Классический вертеп 19 века, который на рождественские праздники выставляется в Риме (на лестнице, ведущей к церкви Троицы на Холмах), кажется «машиной времени»: приглядевшись, можно увидеть римские наряды времен Джузеппе Джоакино Белли и его друга Николая Гоголя: здесь и щеголь в цилиндре и романтическом плаще, и девушки в платьях, которые могла бы носить красавица Аннунциата из повести Гоголя «Рим».

Павлины, гепарды, обезьяны, слоны…

Арнольфо ди Камбио. Вертеп в базилике Санта Мария Маджоре, Рим

Одним из первых рождественских вертепов, в котором скульптор сделал попытку изобразить животных, стал «грот Рождества» работы Арнольфо ди Камбио (1289) в римской базилике Санта Мария Маджоре. Попытка оказалась не самой удачной: от вола и осла остались только головы. В 1478 году придворный аптекарь герцога Калабрийского не разделял недоверия к изображению животных. Может быть, у аптекаря были дети или внуки. Но он заказал для своего домашнего вертепа сорок одну фигурку, среди которых — одиннадцать овец и две собаки!

В том же XV веке в Европе среди свидетелей Рождества впервые появляются павлины и гепарды. Темно-синий павлин, слетевший на плетеную крышу над яслями, изгибает шею, оглядывая свой великолепный хвост, сложенный в знак смирения, — на знаменитой круглой картине «Поклонение волхвов» (1440-1460), выполненной фра Филиппо Липпи и фра Беато Анджелико.

В первые годы 15 века братья Лимбурги изобразили на странице знаменитого «Роскошного часослова» герцога Беррийского пару гепардов в красных ошейниках, доверчиво сидящих у ног Богоматери. Гепарды, которых тогда называли охотничьими леопардами, считались единственными большими кошками, которых можно было приручить. В Европе с гепардами (пардусами) охотились короли и герцоги; на Руси – князья. Гепардов, как символ смирения непокорной природы, приводили с собой к рождественским яслям цари-волхвы.

Одним из последних изображений гепардов как символического животного Рождества остаются миниатюры «Часослова Фарнезе», выполненные в 1546 году хорватским художником Джулио Кловио.

Позднее, в 17 веке, гостями рождественского вертепа стали обезьянки. Затем важной поступью к яслям прошествовали львы и слоны, которых слуги царей-волхвов приводили на поводках из Африки. В Неаполе свою роль в мистериях Рождества сыграли буйволицы, из молока которых уже тогда приготовляли сыр «моццарелла».

Вертеп болонской школы

В 18 веке среди мастеров, изготовлявших скульптуры для неаполитанских рождественских вертепов, славились братья Никола и Саверио Вассалло: Саверио нравилось делать фигурки коз и овец. Никола вырезал из дерева верблюдов, собак, мулов, быков и даже поросят.

Кстати, современные создатели вертепов время от времени запускают в рождественский мир розового поросенка, который доверчиво поводит пятачком, в надежде, что из него не наделают к празднику колбас.

Все вместе

Так выглядит подводный вертеп в воображении детей. Коллаж

Несколько столетий фигурки рождественского вертепа олицетворяли для всех детей Апеннинского полуострова праздник Рождества — с верой, чудом, подарками, звездной ночью. Потом в Италию пришла традиция украшать елку. Но одна традиция не перечеркнула другую.

Совсем недавно в коммуне Риводутри (провинция Риети), расположенной в 80 километрах от Рима, в честь Рождества вновь был установлен маленький подводный вертеп, который напоминает о временах Святого Франциска.

Подводный вертеп на озере Гарда (Италия)

В воде источника Санта Сузанна, пронизанного солнцем, угадываются фигуры Святого Семейства, вола и осла. Все тихо; гости спят, никто не нарушит их покой.

Подводный вертеп в Лигурии (Италия)

Вокруг них – рыбы, зеленые водоросли и камни, в которых можно угадать неясные очертания ясель. Вол и осел преклонили колени в своей подводной тишине, словно что-то увидели. и солнце играет на их спинах.

Подводный вертеп в водах источника Санта Сузанна, в коммуне Риводутри (Италия). Фото: Массимо Ренци

В предпраздничные и праздничные дни на приходе, похоже, родилась новая многообещающая традиция. Впервые о фестивале рождественских вертепов заговорили еще в сентябре. В ноябре и декабре встречались преподаватели воскресной школы и руководители мастерских, обсуждали «концепт и детали» мероприятия. Возможность по-настоящему взяться за дело появилась только в конце декабря, после благотворительной акции «Подари радость на Рождество».

Святые ясли (Презепе). Современный итальянский мастер.

Почему бы не синий осел и фиолетовый вол? Фестиваль вертепов. Челябинск. Январь, 2018

И вот на солее одиннадцать «творений рук и сердец». Лаконичные экспромты участников молодежного сбора и многофигурные композиции мастерских. Есть находки и неожиданные решения. Почему бы не синий осел и фиолетовый вол, если рядом желтый посох Иосифа и оранжевый омофор Богородицы? . Богомладенец родился в загоне для скота? Изгородь из реек выглядит убедительно и правдоподобно. А сверху густая звездная россыпь осеняет Младенца и всю экспозицию, и это значит, что приклоняются небеса и вертеп становится небом.

Об этом поется в ирмосе рождественского канона: «Таинство странное вижу и преславное: небо вертеп, престол херувимский Деву, ясли вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог, Егоже воспевающе величаем».

Время покажет, станет ли начинание доброй традицией. Конечно, для этого нужно хорошо поработать. А пока от выставки на солее невозможно оторвать детей. Уж кто-кто, а они-то лучше всех разбираются в чудесах.

Почему именно вертепы?

Святой вертеп — пещера в базилике Рождества. Вифлеем

В переводе со старославянского «вертеп» – это пещера. Под алтарем современной базилики в Вифлееме находится Святой вертеп. Здесь устроен небольшой подземный храм с престолом над местом рождения Спасителя. Серебряная звезда в полу имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду, которая вела волхвов. На ней надпись по-латински: здесь родился Иисус Христос от Девы Марии.

Святой вертеп – первообраз всех пещер в многочисленных изображениях Рождества: на иконах, в монументальной живописи и скульптуре, вертепном театре, рождественских вертепах всех размеров, выполненных в различных техниках.

Звезда над местом рождения Спасителя.

Вифлеемская базилика, где находится Святой вертеп, построена около 326 года, в эпоху равноапостольного Константина (306-337). Это вторая по значению христианская святыня после храма Воскресения (Гроба Господня) в Иерусалиме. В 529 году базилика пострадала от пожара, но была восстановлена и расширена императором Юстинианом (527-565) и в таком виде с небольшими изменениями сохранилась до нашего времени. В ночь Рождества здесь собираются христиане со всего мира, чтобы почувствовать «молочную вечность» – самое начало воплощения Бога, Его младенчество на земле. Попасть в это время в Вифлеем – непростая задача.

Из истории рождественских вертепов

В каждом храме в святую ночь за богослужением тоже вспоминаются и переживаются события, о которых говорят евангелисты Матфей и Лука (Мф. 1, 18-23; 2, 1-12; Лк. 2, 1-20). Посреди храма – икона, где есть и пещера, и ясли со спеленатым Младенцем. Кроме того, существует обычай ставить в домах рождественские вертепы. Появились они, по мнению исследователей, еще в раннехристианскую эпоху. Известный российский ученый-театровед Б.П. Голдовский пишет по этому поводу: «В V в., во времена Папы Сикста III, при праздновании Рождества в церквах устраивались панорамы – «Рождественские ясли»… Вертепная панорама в то время представляла собой Вифлеемскую пещеру, в которой находились ясли с куклой-младенцем. Над яслями склонились вол и осел. Рядом – спящая Богоматерь и задумавшийся Иосиф. Все фигуры были неподвижными» .

Джотто ди Бондоне. Чудо в Греччо. Фрагмент росписи базилики Сан Франческо в Ассизи. 1300 г.

В 1223 г. святой западной церкви Франциск Ассизский устроил у себя на родине панораму «Рождение Христа». Произошло это в Греччо (провинция Риети в Италии). Незадолго до этого он совершил паломничество на Святую землю, где долго молился в пещере Рождества. И вот, чтобы отпраздновать рождение Младенца, «вспомнить тяготы Его первых дней, когда Он положен был в ясли, и плотскими очами увидеть, как это Он лежал на сене, а рядом стояли вол и осел» , св. Франциск устроил наглядную проповедь о Рождественской тайне. Собрал животных и людей и как бы повторил то, что происходило в Вифлееме. Здесь были и нищета, в которой родился Иисус, и атмосфера любви, и все те люди, которые окружали Его и верили, что Он Бог. В пещере, где был устроен вертеп, св. Франциск совершил праздничное богослужение, во время которого произошло «чудо в Греччо» – явление в яслях Богомладенца. Весть о чуде разнеслась далеко за пределы Греччо, люди стали стекаться к пещере, а вертепы обрели популярность в Италии, а затем по всей Европе.

Миниатюрный вертеп Современный итальянский мастер.

Традиция сооружения вертепов там никогда не прерывалась. В различных областях Италии на протяжении столетий проходят ежегодные конкурсы вертепов. Они самые разные: «деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса… Изысканные и незамысловатые, большие и маленькие панорамы, воспроизводящие сцену Рождения Спасителя» . Когда-то они были Библией для неграмотных, а сейчас свидетельствуют о Боге, пришедшем на землю ради спасения человека.

Марина Казанцева-Политанская. Современный мастер вертепов. Москва.

В России вертепы появились в XVIII веке и были особенно популярны в XIX-начале XX вв. Их покупали на ярмарке или мастерили сами. После 1917 года под запрет попали и вертепы, и рождественские елки . В постсоветское время происходит возрождение. Вертепы устанавливают дома, в храмах или возле храмов. Это самая любимая зимняя тема в художественных кружках многих воскресных школ. Дома вертепы готовят всей семьей: персонажей много, и каждому найдется занятие. В Москве и Петербурге есть художники, которым особенно близка рождественская тема. Они специализируются на изготовлении вертепов, это замечательные произведения, которые можно рассматривать часами.

Русский вертепный театр

В XVIII-XIX веках в России были распространены театральные вертепы – кукольные представления с рождественским сюжетом. Вертепами назывались и деревянные «двух- или трехэтажные переносные ящики-домики, где, собственно, и разыгрывался спектакль». Рождественскую мистерию показывали «не только в светских домах, но и в домах священников. А к концу XVIII века в Петербурге сложилась династия вертепщиков – семья Колосовых, на протяжении почти целого столетия хранившая традиции исполнения спектаклей» .

Барочный вертепный театр. Германия, 1704 г .

Чаще всего вертепы были двухэтажными. Верхний этаж – это «небо». Здесь, как и на иконах, располагались привычные рождественские персонажи. Туго спеленатый Младенец в яслях, вол и осел, Богоматерь со св. Иосифом, волхвы, пастухи и ангелы. Все куклы самого простого изготовления, кроме Спасителя и Божией Матери. Их вертепные мастера готовили «с особой тщательностью. Иногда вместо куклы Божьей Матери ставили икону» .

Вначале действие разворачивается в верхнем ярусе, на «небесах». Звучит церковное пение. Ангел зажигает свечи и сообщает о рождении Бога. Пастухи и три Волхва поклоняются Младенцу. Пастухи радуются и пляшут, приносят в дар Новорожденному ягнят. Волхвы говорят о встрече с Иродом, о том, что рассказали ему про рождение великого Царя. Ангел просит их идти другим путем и не возвращаться к Ироду.

Затем события переносятся на «землю» – в нижний ярус. Действие происходит во дворце царя Ирода. Он в гневе и приказывает Воину избить вифлеемских младенцев. Рахиль тщетно умоляет пощадить ее чадо: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Иер. 31, 15, Мф. 2, 18). Ангел утешает Рахиль. А к Ироду приходит Смерть и ни за что не хочет дать отсрочки. Отсекает голову, зовет Черта, и тот утаскивает его в преисподнюю. Так заканчивается первая часть представления, точнее сказать, – первая пьеса.

Современный вертепный театр. Идет представление .

Спектакль сопровождается инструментальной музыкой, пением кантов. Звучат народные песни и веселые танцевальные мелодии. Вторая часть представления (вторая пьеса) идет на нижнем ярусе. Разыгрываются бытовые комические сценки с участием Солдата, Цыганки, Крестьянина, Барыни, Генерала. Затем герои прощаются со зрителями.

Как и в жизни, земное и небесное в вертепном театре незримо соединялось. Рождественскую мистерию, «являющуюся по своей пространственно-временной, стилевой организации продуктом средневекового театра… отличала обобщенность характеров, свобода места действия. Вторая же пьеса – импровизационная народная кукольная комедия – гротесково подчеркивала и национальные особенности, и характеры персонажей-типажей, и конкретность образов… Тем не менее, несмотря на принципиальные различия этих двух пьес, они сливались в некую двуединую модель, дополняя друг друга» .

В XVIII в. кукольный вертеп становится популярным не только в Новгороде, Смоленске, Москве и Киеве, но и в городах Сибири – Иркутске, Тобольске, Енисейске. Центром распространения школьной вертепной драмы была Киевская духовная академия. Еще одним центром стала Тобольская славяно-греческая семинария, где уже в первой четверти XVIII в. «с успехом игрались школьные драмы Феофана Прокоповича, Дмитрия Ростовского, Симеона Полоцкого… Тобольские семинаристы, подобно киевским семинаристам и школярам, также устраивали вертепные кукольные представления. Позже их стали показывать мещане, солдаты, разночинцы, дети» .

Вертеп был и остается одной из любимых традиций празднования Рождества Христова. Он может быть статичным, механическим, даже живым, с участием актеров. Для зрителя это прежде всего – «чудесный знак, указывающий на ту самую, Вифлеемскую, пещеру» . Как и иконы, он свидетельствует о воплощении «нашего ради спасения» Сына Божия.

Для путешествующих

С 5 января в Патриаршем музее церковного искусства в храме Христа Спасителя в Москве проходит выставка рождественских вертепов, созданных скульпторами-ремесленниками Трентино – Альто-Адидже (автономной области на севере Италии). Представлены 23 вертепа работы итальянских мастеров. Выставка продлится до 28 февраля. Вход в Патриарший музей свободный. Кто будет в Москве, особенно с детьми, – зайдите, не пожалеете.
_____________________________________________

1. Фиолетовый и желтый, синий и оранжевый – т.н. «дополнительные», то есть взаимодополняющие цвета.
2. Голдовский, Б. Школьная вертепная драма // История драматургии театра кукол. – М., 2007.
3. Франциск из Ассизи (Италия, 1182-1226) – основатель нищенствующего монашеского ордена, названного по его имени францисканским.
4. Фома Челанский. Первое житие св. Франциска (1228/1229).
5. Рождественский вертеп по-итальянски – «presepe» (презепе) или «presepio», т.е. «ясли».
6. Митрофанова, А. Традиции и история рождественского вертепа // Журнал «Фома». – №1(153) – январь 2016. – С.70
7. С 1935 г. в СССР вновь стали устраивать для детей общественные новогодние елки.
8. Митрофанова, А. Указ. соч. – С.70
9. Там же.
10. Голдовский, Б. Указ. соч.
11. Там же.
12. Митрофанова, А. Указ. соч. – С.71
13. Успенский, Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. – М.: Дар, 2008. – С. 9. Автор пишет: «Икона (Сына Божия) является свидетельством истинного, а не призрачного Его воплощения».

Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.

2 0

Рождественский Вертеп

У этого термина существуют и другие значения, см. Вертеп (значения).

Рождественский вертеп - воспроизведение сцены Рождества Христова средствами различных искусств (скульптура , театр и др.). Словом «вертеп», однако, не принято называть изображения, являющиеся предметом религиозного поклонения (например, икону , изображающую Рождество).

Формы вертепа:

  • Вертепная композиция - воспроизведение сцены Рождества с использованием объемных фигур или фигурок, выполненных из различного материала. В католических странах именно такой вертеп получил наибольшее распространение.
    • Механический вертеп - развитие формы вертепной композиции, в котором отдельные фигуры анимированы при помощи скрытого механизма.
  • Вертепный театр - рождественское представление средствами кукольного театра , иногда также с участием людей-актеров. Был распространен, преимущественно, на территории Польши , Украины , Белоруссии , в некоторых регионах России . Вертепом в этом случае называют также особый ящик, в котором показывается кукольное представление.
  • Живой вертеп - вертеп, в котором роль всех или некоторых персонажей исполняют живые люди.

Все виды вертепов связаны с праздником Рождества. Как правило, скульптурно-декоративные композиции выставляются для просмотра, а театральные представления разыгрываются только в период рождественских праздников.

Вертепная композиция

Неподвижные вертепы распространены повсеместно в странах католицизма, где они успели приобрести традиционные региональные особенности, и некоторых протестантских странах. В России популярность этого вида вертепов заметно возрастает в последние годы.

Персонажи и атрибуты

Вогезский вертеп начала XIX века, содержащий лишь базовые фигуры

Говоря о персонажах вертепа, необходимо упомянуть, что его композиция фиксирует, как правило, не какой-либо один момент Рождества Христова, но совокупность событий, чаще всего поклонение пастухов и поклонение волхвов , которые, согласно христианской традиции, произошли в разное время. В обширных многофигурных композициях в качестве отдельных сюжетов могут присутствовать и другие сюжеты Евангельской истории: Бегство в Египет , Избиение младенцев и др.

Неизменными персонажами вертепа являются Дева Мария , Младенец Иисус и (почти всегда) Святой Иосиф . В православных храмах вместо этих персонажей иногда используется икона Рождества, в то время как другие участники сцены представлены объемными фигурками. Младенец Иисус изображается лежащим в яслях, явно упомянутых у Апостола Луки : И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях . (). Если основным сюжетом вертепа является поклонение волхвов, то Иисус Христос изображается, в согласии с иконографической традицией, на руках у сидящей Матери.

Неаполитанский вертеп со множеством персонажей

Кроме того, в вертепе могут присутствовать следующие персонажи:

  • Вол и осел, которые, по преданию, согревали Младенца своим теплым дыханием. Несмотря на то, что в канонических Евангелиях данный элемент сюжета отсутствует, этих животных можно увидеть уже на ранних христианских изображениях, что связывают со словами Пророка Исаии : Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего ().
  • Пастухи с овцами; один из пастухов часто изображен несущим на плечах или в руках ягненка как символ Агнца Божия .
  • Три волхва . Согласно католической традиции, поклонение волхвов произошло в день Богоявления (6 января), и фигурки волхвов иногда прибавляются к композиции лишь в этот день.
  • Ангел или ангелы. В православной традиции весть о рождении Спасителя пастухам принес архангел Гавриил .

В зависимости от масштабов вертепа, региональных традиций и фантазий автора, в композицию вертепа могут быть включены и другие персонажи, например, слуги волхвов (иногда десятки фигур), их верблюды, лошади и даже слоны, многочисленные жители Иудеи, разные животные и птицы, вплоть до персонажей местного быта и фольклора. Так, в традиционном провансальском вертепе присутствуют так называемые «сантоны» - изображения представителей различных общественных слоев и профессий Прованса.

Несмотря на то, что рождение Иисуса в Пещере Рождества в настоящее время не подвергается сомнению большинством христианских конфессий, в канонических Евангелиях нет прямого упоминания пещеры. Говорится лишь о яслях, в которых лежал Младенец. Вероятно этим объясняется то, что в традиционных вертепах католических стран вместо пещеры зачастую изображается хижина или иное строение, которое могли использовать пастухи. В большинстве случаев оно несет на себе черты региональной архитектуры. В православной традиции неизменно изображается пещера, что определяется не только традициями иконографии, но и самим названием «вертеп». Следует заметить, что в западноевропейских языках название вертепной композиции производится не от слова, обозначающего пещеру, а от слов «ясли» (лат. praesepe , итал. presepe , фр. créche ) или «Вифлеем» (исп. belén ).

Иногда над всей композицией изображается Вифлеемская звезда .

Материалы и техника

Как материалы, так и техника исполнения могут быть очень различны. Обычно используются технологии, традиционные для данной местности: резьба по дереву, керамика и т. п. В качестве материалов могут использоваться также воск, бумага, пластмасса, металл и др.

Зачастую используются достаточно сложные и разнообразные методы. Так, в неаполитанских вертепах XVIII века лица фигур изготовлены из терракоты, глаза - из стекла, руки вырезаны из дерева, основой для туловища служит металлическая проволока, покрытая сшитой из различных тканей одеждой.

Нередко используются природные материалы: солома для покрытия пола пещеры, земля и растения для изображения окружающей природы, камень для стен пещеры. Иногда композиция украшается еловыми ветвями.

В настоящее время при изготовлении вертепов используется почти весь спектр технологий современных рукоделий.

Размещение и размеры

Фрагмент «Крызовых ясличек»

Размеры вертепной композиции могут быть весьма различны. Величина фигур варьируется от нескольких сантиметров до высоты человеческого роста. Кроме того, размер композиции определяется числом персонажей, которое может достигать нескольких сотен.

Выбор масштаба вертепной композиции зависит от ее предназначения. Вертепы небольшого размера размещаются в домах верующих как элемент праздничного декора. Более крупные вертепы демонстрируются в церквях, а также общественных зданиях. Ростовые фигуры предназначены, как правило, для размещения на улицах, площадях, на территории монастырей.

Стремление к разнообразию выразительных средств привело к появлению вертепов необычных размеров: миниатюрных (например, целиком умещающихся в скорлупе ореха) или наоборот, гигантских, с многометровыми фигурами. Самым крупным по размеру фигур, согласно Книге рекордов Гиннесса , был Рождественский вертеп, сооруженный в Монтеррее (Мексика) в 1999 году. Фигуры Девы Марии и Святого Иосифа достигали в высоту 5,3 метров .

Механические вертепы

Механический вертеп представляет собой, как правило, единую неразборную конструкцию, в которой часть фигур приводится в движение скрытыми механизмами под воздействием ручной силы или электромотора.

Традиция механических вертепов распространена также в Италии .

Вертепный театр

Белорусская батлейка

Вертепное представление - народное рождественское представление, разыгрываемое при помощи кукол в специальном ящике. Этот ящик также называют вертепом.

Кукольные вертепы были распространены на территории Польши, Украины, Белоруссии, России. В России и на территории большинства областей Украины использовалось название «вертеп», в Белоруссии «батлейка» или «бетлейка», в Польше и прилегающих к ней областях Белоруссии - «шопка», в Закарпатье - «бетлегем».

В широком смысле вертепным представлением может быть названо любое святочное действие об избиении младенцев или Рождестве, исполняемое как куклами, так и людьми .

Вертепный ящик

Ящик для вертепных представлений (вертеп) представляет собой переносную конструкцию с несколькими ярусами для демонстрации кукольного представления. Число ярусов могло составлять от одного до четырех . На территории Российской империи наиболее распространен был двухъярусный вертеп. Отмечено также существование стационарных вертепов.

Ярусы вертепа имели разное предназначение. Так, при двухъярусной организации верхний ярус представлял собой Пещеру Рождества, а на нижнем разыгрывались сцены, связанные с историей царя Ирода, а также комедийные сцены.

Оформление ящика могло быть различным. Некоторые вертепы имели форму архитектурных сооружений - церкви , усадебного дома .

Сюжет и персонажи

Представление обычно состояло из двух частей. Первая была посвящена собственно библейским событиям: Ангелы славят Рождество Христово, Младенцу Иисусу поклоняются пастухи, волхвы. Затем на нижнем ярусе разыгрывается история Избиения младенцев , смерти или самоубийства царя Ирода. Иногда сюжет попеременно разыгрывался на разных ярусах: вначале волхвы приходят к Ироду (нижний ярус), затем поклоняются Младенцу (верхний ярус), после чего действие вновь продолжается в нижнем ярусе.

Вторая часть представления представляла собой народную интермедию, обычно мало связанную с библейской историей. В ней могли присутствовать такие персонажи, как Иродиада , но преобладали образы народного фольклора: Дед и Баба, Солдат, Запорожец, Дьячок, Пономарь или Ксендз, Цыган и Цыганка, Жид, Барин и Мужик и др. Со временем сюжеты все более приобретали черты сатирической комедии. В завершении действия один из персонажей (Нищий, Дед, Цыган и т.п.) собирал деньги со зрителей.

В отдельных случаях вторая часть представления показывалась не куклами, а живыми актерами .

Традиция и современность

На территории Российской Империи вертепы были распространены преимущественно в XVIII-XIX веках. После 1917 года вертепные представления подвергались гонениям и запретам, будучи фактически приравнены к религиозной пропаганде. В связи с этим вертепная традиция стала угасать. Последняя на территории СССР фиксация вертепных текстов от очевидцев была сделана в 1980-е годы .

В последние десятилетия интерес к вертепам в странах бывшего СССР вновь возродился. Начиная с середины 1990-х годов, проводятся фестивали вертепных театров.

Живой вертеп

Живой вертеп (англ. Living Nativity Scene , исп. Belén Viviente , итал. Presepe Vivente ) - воспроизведение сцены Рождества с участием людей в роли всех или нескольких персонажей. Обычай живых вертепов получил распространение в некоторых странах католической и протестантской традиции.

Живые вертепы обычно представляют в декорациях, установленных под открытым небом. В качестве декораций могут использоваться также исторические здания или естественные пещеры; нередко в композиции присутствуют живые домашние животные. Иногда организуется целая «Рождественская (Вифлеемская) деревня», в которой многочисленные (до нескольких сотен) исполнители занимаются традиционными ремеслами и бытовыми делами. Зрители имеют возможность свободно перемещаться для осмотра вдоль композиции, а иногда и внутри нее.

Примечания

Литература

  • Давидова М. Г. Вертепный театр в русской традиционной культуре // Традиционная культура : журнал. - 2002. - № 1.
  • Голдовский Б. П. Очерк истории вертепа в России // Традиционная культура : журнал. - 2003. - № 4. - С. 8-16.
  • Юрковский, Хенрик О происхождении рождественской кукольной мистерии // Традиционная культура : журнал. - 2002. - № 1.

См. также

  • Вертеп (значения)

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Живой Ключ
  • Живой труп (фильм-спектакль)

Смотреть что такое "Рождественский Вертеп" в других словарях:

    Рождественский сочельник в католической церкви - День 24 декабря у католиков носит название Рождественский сочельник или Вигилия (от латинского vigilia бдение). Во многих странах в этот день верующие соблюдают строгий пост. Входное песнопение этого дня: Вот уже пришла полнота времен, когда… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Вертеп (театр) - У этого термина существуют и другие значения, см. Вертеп (значения). Белорусский вертеп (батлейка) … Википедия

    Вертеп - (от ст. слав. врътъпъ, др. русск. вьртьпъ пещера, ущелье). Вертеп (батлейка) народный театр. Рождественский Вертеп воспроизведение сцены Рождества средствами искусства (театр, скульптура и т. п.). Святой Вертеп пещера, в… … Википедия

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.