Чем отличаются староверы и старообрядцы от православных? Похоронно-поминальные традиции Как сшить саван для старообрядца.

Даже спустя 300 лет после церковной реформы Никона и царя Алексея Михайловича в России остались люди, исповедующие христианство по старому образцу. В быту их так и именуют – старообрядцы (или староверы). Свято почитая Господа, они крестятся двуперстием, ибо «щепотью вы соль и табак берёте – в раны Христа кладёте». А Святую Троицу у них обозначают сомкнутые воедино большой палец, безымянный и мизинец. И восьмиконечный крест у них не имеет распятия – только надписи во славу Господа.

Похороны у старообрядцев

Также как в быту староверы отличаются от прихожан православной Церкви, так и обряд похорон у них имеет свои особенности. Ниже перечислены похоронные обычаи староверов из разных волостей дореволюционной России. Во многом эти традиции архаичны и не исполняются в наши дни в полной мере. Даже в больших поселениях сейчас предпочитают не выращивать лён на подворье для похоронной одёжи, а покупать уже готовую ткань. Это же касается изготовления гроба (его теперь покупают вместо собственноручного вытёсывания колоды из цельного дерева) и транспортировки к кладбищу (используют автомобиль, а не несут вручную). В общих же чертах старообрядцы стараются придерживаться заветов своих отцов.

Накануне смерти

Исповедь считается одним из важных этапов на пути к Господу. Для неё приглашают наставника или очищают душу перед старшим членом общины. Приглашать православного священника считается верным пропуском в Ад.

Во время покаяния из-под головы убирали подушку, а к губам прикладывали святую воду. Для облегчения души умирающему задавались вопросы:

  • Не желаешь ли поведать что-то важное, выразить свою последнюю волю?
  • Нет ли желания исповедать грех, в котором ранее не было раскаяния?
  • Не хранишь ли обиду на кого из близких?

По окончанию исповеди налагалась епитимья согласно озвученных грехов. Считалось, что без покаяния нельзя представать перед Богов. По нераскаявшимся при жизни усопшим читали только молитву на отход души, без отпевания.

Плач по покойному

Во многих общинах староверов принято громко оплакивать ушедших из жизни. Причитать начинают прямо с момента констатации смерти. Часто для этих целей приглашали плакальщиц. Опытные жалобщицы могли своими причитаниями настолько растрогать присутствующих, что даже у мужчин порой катились слёзы. Считалось, что душа, услышав подобные стенания будет удовлетворена и не станет возвращаться в дом.

В других поселениях плач порицался. Его называли вытьём и другими оскорбительными словами.

Занавешивание зеркал

В обязательном порядке по всему дому занавешивались все зеркальные поверхности. Это касается зеркал, начищенных металлических створок, самоваров, а в последнее время и телевизоров, мониторов.

Омовение

Для обмывания звали уже не знающих греха пожилых староверцев одного пола с почившим. Если община немногочисленна, допускалось приглашать женщин в летах для преставившихся мужчин.

Очищение телесных покровов проводили в первые часы по кончине. В силу трудоёмкости, этим занималось 2-3 человека. Начинали с головы и заканчивали ногами. Правую сторону прежде левой. Часто для этих целей использовали «Иорданскую» воду, набранную 18-19 января.

После омовения воду не выливали в общие места. Вместе с губками, гребешком и прочими использованными принадлежностями её относили за село и прикапывали – «дабы нечистый не воспользовался».

Облачение

Похоронную одежду заготавливали заранее. Она состояла из нательного белья (рубахи), носков (у женщин - чулок) и мягких тапочек из кожи, соломы или грубой ткани. Женская рубашка достигала щиколоток, мужская – колен. Исподнее готовили белого цвета. В отдельных волостях этим и ограничивались. Но чаще поверх мужчинам надевали штаны, не заправляя, а женщинам – сарафан тёмных тонов: синего, коричневого или чёрного цветов. Вышивка или прочие украшения не допускались. Всё одеяние, как и саван, шилось без узлов, швом «иголка вперёд».

Девушке заплеталась одна коса, плетением вверх, а замужней – две и плетением вниз. На голову повязывали косынку или чепчик, а сверху ещё платок.

Саван

Готовился из длинного белого полотна. В одних губерниях он представлял собой 12 метров ткани, в которую одетого почившего крепко пеленали вместе с головой. В других отрез материи складывали пополам по длине и сшивали в верхней части. Таким образом, похоронное покрывало приобретало вид лодки, в которой усопшего отправляли странствовать по загробному миру.

Гроб

Ещё до середины прошлого века сохранился обычай вытёсывать посмертное ложе из поваленного ствола дерева. Такую домовину заготавливали заранее и она хранилась на чердаке жилого дома, ожидая хозяина. Считалось даже, что она приносит благополучие и достаток в дом.

По другим традициям гроб изготавливался только после смерти. Его сбивали из досок, без использования железных гвоздей. Их заменяли деревянные чопики или крепления боковин по типу ласточкиного хвоста. Тканью дерево не оббивали ни изнутри, ни снаружи. Крест на крышку гроба также не крепили – «ибо негоже Божий символ в могилу опускать».

При изготовлении домовины любым из способов щепу не жгли и не выбрасывали. Она служила наполнителем для подстилки и подушки.

Положение во гроб

Ранее одетое в саван тело до самих похорон укладывали на лавке, ногами к иконам. И более его не трогали. В гроб помещали практически перед самым выносом на кладбище. Сейчас этот обычай не соблюдается. Если тело остаётся в доме, то его сразу располагают в домовине.

На дно гроба укладывали оструганную щепу, берёзовые листья, хвойный лапник. В изголовье клали подушку, набитую листьями или собранными в течение всей жизни волосами умершего. Поверх клали тело, облачённое в саван. Руки располагали на груди – правую поверх левой. Пальцы правой складывали двуперстием, а на левую надевали лестовку – своего рода чётки, выполненные из дерева и напоминающие небольшую лесенку. На грудь иногда возлагали крест или икону святого. Для женщин использовали Богородицу, для мужчин – Николая Угодника. Перед самым погребением иконы и крест вынимали из гроба.

После положения тела во гроб, последний, для крепости, могли связывать лыком или бечевой. Это же допускалось и в отношении самого тела, обёрнутого в саван. Перевязывание совершали таким образом, чтобы складывалось 3 креста: в районе грудины, живота и коленей. Данное перекрещивание напоминало восьмиугольный крест, которым осеняют себя староверы.

День захоронения

Старообрядцы хоронят на третий день. Но летом, во избежание быстрого разложения, могут и на следующий после смерти.

Отпевание

По старинным традициям было принято все три дня и три ночи без устали читать Псалтырь. Для этого созывались 3-4 человека из общины и они, сменяя друг друга произносили молитвы. В наше время ограничиваются тремя панихидами:

  • Накануне погребения.
  • Утром в день погребения.
  • Перед самым захоронением, на погосте.

Службы читаются долго. Считается, чем дольше длится отпевание – тем чище душа предстаёт перед Господом. Отпевания удостаиваются только праведно прожившие жизнь на земле. Жившие в гражданском браке, пьяницы, отступники и непокаявшиеся, могут рассчитывать только на отходную молитву.

Прощание с умершим

Прощание с умершим устраивали у порога дома. Для этого гроб выносили во двор, ногами вперёд, и устанавливали на стол или табуреты. Собравшиеся подходили к усопшему с молитвами и поклонами. Хозяева могли тут же накрыть обеденный стол. Таким образом, почивший как бы в последний раз трапезничал в кругу знакомых. В таком случае после кладбища поминки уже не справляли.

Могила

У одних народностей было принято закапывать тела как можно глубже. Другие ограничивались расстоянием «по грудь», чтобы во время всеобщего Воскресения упокоенный мог вылезти из ямы. Часто рыли своими силами, не доверяя это дело служителям некрополя.

Располагалась могила таким образом, чтобы голова покойного была ориентирована на запад, а ноги – на восток.

Похоронная процессия

Домовину с телом несли до кладбища на руках или на волоках. Лошадей для этого дела не использовали – «ибо конь нечистое животное». В качестве носильщиков были 6 человек из общины, ни в коем случае не родственников. Иногда можно встретить требование, чтобы женщин несли женщины, а мужчин – мужчины. Но эта практика давно изжила себя. Сейчас до самых ворот кладбища гроб подвозят на катафалке.

Останавливалась процессия трижды: в середине села, на краю села и перед кладбищем. Ход вели нетореной дорогой, «чтобы покойный обратно не возвратился». Домашних животных после выноса гроба прикармливали зерном и овсом – «чтобы не пошли за хозяином». За скорбящими кидался сосновый или еловый лапник – «чтобы упокоенный ноги исколол, если решит возвратиться».

Похороны

На самих похоронах проводится последняя служба – Лития. Из гроба достаются символы веры, крышка заколачивается. Захоронение происходит обычным способом. В могильную яму также опускают волокуши (при использовании) и полотенца, если те сильно загрязнились при опускании домовины.

Поминовение

Поминальными считаются 3-й, 9-й, 40-й дни и «година» (годовщина). Редко встречаются общины, где отмечают полусороковины (20-й день) и полугодовщину. Также поминовение осуществляют в родительские субботы, Радуницу, Дмитровскую субботу и накануне Троицы.

На столе не должно быть выпивки (допускается только квас), чая и мяса. Некоторые общины отказываются и от картофеля. Обязательной считается кутья – отваренная пшеница в меду. Также подаются щи, рыбный, гороховый или луковый суп, каша (гречневая или рисовая), компот, кисель, мёд. Поминальный обед скромный, проводится в молчании. Основная часть его – чтение молитв.

Проводы души

По поверьям, душа упокоенного до сорокового дня обитала на полотенце, что расположено в красном углу избы (где иконы). Потому любой сквозняк считался движением усопшего. На 40-й день родственники выносили полотенце за село и трижды встряхивали его в направлении кладбища, освобождая душу. При этом произносились напутственные слова и бились поклоны.

Траур

Общины староверов по своему укладу осуждают праздность и излишние увеселения. Потому траура в общем понимании у них нет. Важно отмечать годовщины смерти своих родственников. По родителям поминовение следует проводить на протяжении 25 лет.

Отношение к самоубийцам и отступникам

Налагающие на себя руки, отступники, пьяницы и ведущие греховную жизнь в миру не достойны погребения по существующему обряду. Чаще всего их хоронили вне кладбища, без надлежащего прочтения молитв. Их даже провожать не разрешалось – «чтобы упокоенный сполна получил за свои грехи»

Умерших без покаяния, в дороге или общественном месте в царской России хоронили в убогих домах, отдельно от остальных верующих.

Отношение к кремации

Крайне негативное.

Надгробие

Восьмиугольный крест с навершием из плотных пород дерева – самый распространённый вид надгробия. Его устанавливают в ногах, чтобы восходящее с востока солнце осеняло могилу крёстным знамением. Табличка с именем и датами крепилась в самом низу, под последней перекладиной. Фотографию не ставили. Посреди креста, в месте пересечения главных перекладин, допускалась вставка иконы.

В иных областях можно встретить колодки – надгробия в виде шалашиков или небольших срубов – «чтобы покойный мог укрыться от гнева Господа». Ещё один вариант надгробия – столб с навершием, под которым располагался небольшой деревянный короб на подобие скворечника с изображением креста. Его второе название – голубец.

Погребение старообрядцев православными священниками

Хотя сами староверы отрицают подобное захоронение, православные священники соглашаются присутствовать на их похоронах. При этом совершается обряд как для прочих иноверцев. В храм гроб не заносят, литию и панихиду не читают, а с песнопением «Святый Боже» облачённый в священные одежды священник провожает умершего к последней обители.

Возможно, вам будет интересно:

Предлагаем вниманию читателей комментарии диакона Георгия Максимова к проекту документа .

Среди подготовленных комиссиями Межсоборного Присутствия документов есть текст «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века». Хотелось бы высказать несколько замечаний о нем.

В пункте 3 говорится: «Напомнить, что, согласно суждению святителя Филарета, митрополита Московского, подкрепленному многолетней практикой единоверческих приходов, старообрядцам, воссоединившимся с Русской Православной Церковью, разрешается поминать в молитвах своих родственников, умерших вне общения с нею».

Неясно, что имеется в виду под теми молитвами, в которых «разрешается поминать своих родственников, умерших вне общения с Церковью». Если речь идет о частных молитвах, то они дозволены всем православным христианам, а не только «старообрядцам, воссоединившимся с Русской Православной Церковью». Речь, по-видимому, идет о церковном поминовении на проскомидии, поскольку дается ссылка на свт. Филарета Московского, который не только за старообрядцев, но и за инославных «дозволял о них молитву, не открытую в Церкви, с которою они открыто не соединялись в жизни, а поминовение на проскомидии и панихиды в доме» . Однако, во-первых, святитель писал это не о всех умерших, а о тех, кто «имел уважение и веру к Православной Церкви» , что вряд ли возможно автоматически отнести ко всем, умершим в старообрядчестве, а во-вторых, мнение свт. Филарета осталось его личным мнением и никогда не было утверждено как общецерковное.

Приведем высказывания об этом вопросе других святых той же эпохи.

Прп. Амвросий Оптинский пишет: «Во все времена при служении в Православной Церкви всегда поминались об упокоении души усопших только православных христиан» и относительно умерших вне ее замечает, что «Церковь уже не может их поминать, так как они не имели общения с ней при своей жизни» .

Преподобный Макарий Оптинский также пишет: «лютеран и католиков, умерших в своей вере, нельзя поминать на проскомидии: раз они не имели в живых сообщения с Церковью нашей, то как же по смерти мы посмеем их присоединять к Церкви?» . Поскольку причиной невозможности поминовения указано отсутствие общения с Православной Церковью, это же следует отнести не только к инославным, но и ко всем, не имевшим общения при жизни с Церковью, включая раскольников, которые, в отличие от большинства инославных, не знавших о Православии, о канонической Церкви знали, и сознательно противопоставляли себя ей.

Говоря о старообрядцах, преп. Паисий Величковский писал: «Об умерших без покаяния и в противлении Святой Церкви никак не следует совершать церковное поминовение. Дерзающий совершать о таковых поминовение воздаст за это страшный ответ пред Христом Богом в день Страшного Суда Его» .

Тот же свт. Филарет Московский в 1860 г. ответил отказом на ходатайство отпеть по-православному девицу, хотя и крещеную в Церкви, но воспитанную и умершую в старообрядчестве: «Девица с выхода из младенчества не принимала таинств Церкви, так умерла, и похоронена по-раскольнически. Поздно вступаться за права Православия».

Митрополит Макарий (Булгаков), приведя выдержку из 5 правила VII Вселенского Собора, замечает: "Умершие в смертных грехах, в нераскаянности и вне общения с Церковью не удостоиваются ея молитв, по этой заповеди апостольской» .

То же учение выражено было и в ХХ веке, как до революции, так и после, как в зарубежном рассеянии, так и в Церкви во отечестве:

«Совершение поминовения по православному чину (особенно совершение отпевания) есть открытое признание и засвидетельствование Церковью своего единения в вере со скончавшимся членом ее и право на это внимание Церкви и ее особенно усиленное ходатайство перед Богом за умершего принадлежит только лицам, умершим в единении с Церковью по вере и жизни. Этим правом не могут и не должны пользоваться люди, нарушавшие это единство веры и умершие вне общения с Церковью, вне ее молитв и благодатных Таинств» .

«Будучи вне Церкви при жизни, еретики и раскольники еще дальше отстоят от нее после смерти, ибо тогда для них закрывается сама возможность покаяния и обращения к свету истины. Вполне естественно поэтому, что Церковь не может приносить за них умилостивительной бескровной жертвы и никакой очистительной молитвы вообще: последняя явно возбраняется Апостольским словом (1Ин 5.16). Следуя Апостольским и отеческим заветам, Церковь молится только об упокоении православных христиан, в вере и покаянии скончавшихся, как живых органических членов Тела Христова. Сюда могут относиться и те, кто прежде были в числе отпавших, но потом раскаялись и снова соединились с нею (Петра Алекс., II). Без этого последнего условия они остаются чужды Церкви и, как отпавшие от Ее Тела члены, лишаются питательных соков последнего, т.е. благодатных таинств и молитв церковных» .

«Вообще, в диптихи, т.е. к поминовению при литургии допускается только тот, кто скончается в недрах Православной Церкви и в мире с Нею» .

Даже священноисповедник Афанасий (Сахаров), который сначала был согласен с мнением свт. Филарета, позднее отказался от него, как видно из письма от 12 декабря 1954 г.: "В отношении поминовения на проскомидии следует так рассуждать. Поминовение на Проскомидии соединяется с изъятием частей из просфоры. Эти части символически изображают поминаемых. Они переносятся на Святой Престол, они опускаются в Божественную Кровь, как бы причащаются ее... Но все же, если бы, скажем, Ваши родители были живы и согласились пойти вместе с Вами помолиться в православном храме, ведь Вы сами, приступая к Святому Причащению, несомненно, и мысли не допустили бы о том, чтобы и родителей подвести ко Святой Чаше. Поэтому я советую Вам для Проскомидии иметь особый помянник, только с именами православных усопших... раньше и я поминал на Проскомидии неправославных, а потом пришел к убеждению, что лучше того не делать" .

Если дозволить церковное поминовение лиц, умерших в расколе, то это не только будет нарушением древней практики и учения Церкви, но и повредит тем целям, которые декларируются составителями документа. Дозволение церковного поминания лица, умершего в расколе будет внушать религиозный индифферентизм среди совершающих такие поминовения, поскольку будет означать, что если за такого умершего Церковь все равно молится как за «верного чада Церкви», вынимает частицы на проскомидии и поет «со святыми упокой» на панихиде, то, следовательно, не важно, находишься ли ты в Православной Церкви, или в отделившемся от нее сообществе. Такой подход станет препятствием к уврачеванию раскола XVII века, лишая старообрядцев стимула к присоединению к Церкви, а единоверцев делая удобопреклонными к отпадению в старообрядчество.

Что же касается ссылки авторов проекта на «многолетнюю практику единоверческих приходов», то ее вряд ли можно признать источником, достаточно авторитетным для вынесения общецерковных решений. Эту практику никто никогда не утверждал и не регламентировал, и, кроме того, по отзывам многих святых, единоверцы долго имели в своей практике то, чего отнюдь не следовало иметь.

Так, по словам свт. Филарета Московского, «никто из единоверцев не берет от архиерея благословения» , а в другом из своих отзывов за 1848г. святитель писал, что «в саратовской епархии неискренне присоединившиеся к единоверию тайно употребляли над своим священником обряд исправы». Свт. Иннокентий Московский говорил, что единоверцы это «те же раскольники-поповцы, только менее враждебные Православной Церкви. — И то не с целью присоединиться к Ней, но чтобы иметь у себя священников правильно рукоположенных, т. е. по необходимости. Иначе зачем бы им своим священникам, принимаемым от нас, не дозволять подходить под благословение даже рукоположившего их епископа. Зачем бы им делать что-то вроде «исправы» своим священникам! И зачем они сами подходят под благословение к своим священникам, даже минуя архиерея?»

Некоторые элементы сложившейся «практики» единоверческих приходов следует исправить. В частности, неприемлемо почитание расколоучителей как святых.

В пункте 5 предписывается: «Подтвердить, что в соответствии с общим смыслом определения Святейшего Синода от 25 апреля 1729 года, при присоединении к Русской Православной Церкви семейных пар, вступивших в брак в старообрядческих согласиях, совершение над ними последования венчания не является обязательным».

В отсутствие цитаты из определения Святейшего Синода от 25 апреля 1729 г. возникает вопрос о том, насколько корректно авторы проекта истолковали его, если учесть, что и в XIX веке не было единообразия в этом вопросе и в некоторых областях Синод дозволял ставить условием обращения в единоверчество для староверов расторжение прежде заключенных браков . Также и свт. Филарет Московский не признавал такие браки. Даже когда оба супруга возвращались из раскола, они могли отказаться узаконить свой брак, и святитель разрешал обоим заключать новые браки .

В целом довольно странно настоящее положение проекта, согласно которому выходит, что даже беспоповские начетчики имеют благодать совершать таинство брака. Между тем и в отношении так называемой «Белокринницкой иерархии» традиционная позиция Русской Православной Церкви, как известно, всегда подразумевала непризнание ее. Тот же свт. Филарет Московский называл священников этой юрисдикции «лжесвященниками» .

В целом не видно какого-либо серьезного анализа как дореволюционной, так и современной церковной политики в отношении старообрядцев. Как известно, прежде предпринимались целенаправленные миссионерские усилия, велась прямая полемика со старообрядчеством, в новое время от этого отказались в пользу своего рода «солнечной политики», когда полемика прекращена, и с нашей стороны демонстрируется желание избегать в речах всего, что могло бы показаться старообрядцам обидным и всячески подчеркивать дружелюбие. Обсуждаемый проект документа просто продолжает это направление. Однако не видно, чтобы оно за последние десятилетия принесло какой-либо заметный результат по преодолению раскола.

Складывается впечатление, что значительная часть бывших старообрядцев, присоединившихся к Церкви в последнее время, сделали это самостоятельно в результате произошедшего в советское время ослабления общинных связей и разрушения традиционного уклада жизни старообрядческих общин, а не в результате церковных действий, направленных на «преодоление разделения».

Документ предполагает развитие единоверчества. Однако действительно ли эффективно оно в миссионерском смысле? Не секрет, что как до революции, так и в новейшее время единоверцы иногда даже целыми общинами отпадали в раскол. А для некоторых людей из «новообрядческих» семей единоверие становилось промежуточным шагом перед уходом в старообрядчество.

В той теме, которой посвящен обсуждаемый документ, очень много вопросов, которые пока не имеют ответа. Не хватает честного, объективного и всестороннего рассмотрения эффективности тех мер, которые уже были предприняты в прошлом для преодоления старообрядческого раскола. Без этого появление такого документа представляется преждевременным.

ИЗУЧЕНИЕ СТАРООБРЯДЧЕСКОГО КУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА В МОЛДОВЕ

Особенности похоронно-поминального обряда

Помни кончину твою и во веки не согрешишь…
Уготовь к исходу дела свои
(Сир. 7, 39)

Старообрядцы веруют, что в день всеобщего воскресения умершие, оживши, обретут свои тела уже в новом качестве – неподверженными тлению и разрушению. Все предстанут суду Божию имея лишь одну печать своих прижизненных дел. Старообрядческое погребение во всех своих обрядах выражает то, во что они верят и чего ожидают по смерти.
Во время похорон умерший полагается лицом на восток, в знак своей веры в Воскресение Христово и как бы в ожидании всеобщего восстания мертвых. Над могилой, в ногах покойного, поставляется символ спасения – Честный и Животворящий Крест.
Обрядово-ритуальная культура в основном обслуживает три основные переходные моменты в жизни каждого члена старообрядческого прихода: (рождение \свадьба \смерть, погребение и переход в иной мир). Среди родильно-крестильных, свадебных и похоронно-поминальных обрядов, последние – наиболее консервативные ритуалы в любой культуре. Он в своей структуре, в своей последовательности отражает и сохраняет в себе особенности религиозно-мифологических представлений и смерти, о загробной жизни. Его особенности сохраняются на протяжении тысячелетий и в них можно выявить элементы ритуалов, существовавших ещё в дохристианской архаике. Несмотря на воздействие христианских влияний, основная структура погребального обряда в целом не изменилась.
В старообрядческих общинах за строгим соблюдением погребального обряда следят «молящие» и читалки.
Во время похоронно-поминального обряда исполняются: молитвы (заупокойные, поминальные), благословения (на омовение и обряжение; на поминальную трапезу; на чтение молитв после поминальной трапезы); читаются Псалтыри (во утешение живых скорбящих родственников); Трисвятое (или плачи-причитания от имени усопшего, но без упоминания имени покойника)…
Среди погребальных служений особо выделяются Панихиды и заупокойные Литии. Панихида (всеночный) – общая продолжительная молитва (со свечой и окуриванием ладаном) об умерших для поддержки отошедшей души усопшего, который должен предстоять Господу. Она совершается (в доме, в Храме \на могиле). Лития – усиленное народное моление, заключительная часть Панихиды.
Как и любой обряд перехода, похоронно-поминальный обряд содержит как ритуалы (очистительные, охранительные), совершаемые в двух различных мирах, так и ритуалы самого перехода. Общая структура обряда перехода трехчастна и включает: (отчуждение \смерть \ возрождение).
В некоторых старообрядческих согласиях (беспоповцы) в похоронно-поминальной обрядности, которую исполняется под наблюдением наставников, в основном выделяют (обмывание и обряжение, отпевание, погребение, поминовение). Считается, что строгое соблюдение этих ритуалов обеспечивает благополучный переход души умершего к предкам и дальнейшее его покровительство роду. С другой стороны они являлись оберегом для участников ритуала от негативного воздействия смерти.
Во многом общая структура похоронно-поминальных обрядов у старообрядцев всех согласий похожа. Так, исследователи подчеркивают устойчивость на протяжении всего ХХ века похоронно-обрядового голошения (плачи с приговорами как при прощании в доме, так и у могилы) у старообрядцев. Но если раньше первые три дня молились непрерывно, отмечали третины, девятины, полусорочины, сорочины, полугодины, годины, то теперь число поминок сократилось.
В общей структуре обряда выделяются три основные части (приуготовление \похоронная процессия \погребение и поминовение). Эта структура характерная для всех индоевропейских обрядов такого рода, в том числе и для сформировавшегося на смену древним ритуалам православного ритуала похорон. Она включает три основные группы ритуалов: (до смерти, во время смерти, до похорон \похороны \погребение, после погребения, поминания)…
Особенностями похоронного обряда у старообрядцев занимались многие исследователи, в том числе и В.Степанов, Н.И.Сазонова, П.Любич В некоторых сообщениях (С.Батуев, С.Михайлов, Игумен Кирилл (Сахаров), рассказывается об особом институте читалок (молящих), которые строго соблюдают проведение погребальных ритуалов, а также описывается и сама структура похоронно-поминального обряда. В них выделялись 6 основных ритуалов: 1) действия перед и во время исхода; 2) омовение, обряжение покойника и положение его в гроб; 3) сбор общины, вынос из дома и похоронная процессия; 4) отпевание (в церкви); 5) погребение; 6) поминки.
В целом, чин и метафизика (система мифологических и религиозных представлений) обряда должны подготовить душу умершего (очистить душу, обеспечить безопасное перемещение к месту перехода, помочь во время долгого пути в самом иномирье) к путешествию из этого мира (дом, Храм, город) в мир иной.
Умерших девушек одевади невестами: если до брака, то с фатой, а уже замужних – в свадебном платье. Т.о. похоронно-погребальный ритуал во многом сохранял структуру свадебного ритуала.

Приуготовление:

У старообрядцев наиболее благоприятным моментом (благодатью небесной) для «исхода» считается смерть на Пасху.
Приуготовление включает: подготовка тела к похоронам, омовение, одевание, положение во гроб, ночные бдения у гроба.
Приуготовление начинается задолго до исхода приготовлением свежего белья и погребальной изготовленной вручную одежды (льняной или холщовый сряд): рубаха-вошивку (сарафан), штаны (чулки), саван с капюшоном, пояска, суконных тапочек без каблуков, кепки-самшуры (два платка). Холсты, из которых шили одежду, тщательно прополаскивали в проточной речной воде. Иногда эту одежду (ворот, рукава, подол) украшали простым красным орнаментом. Во время шитья одежды концы ниток не завязывались.
Далее, приуготовляют венчик с тремя крестами (символ Св. Троицы), Писание, подручник, свечи, восьмичастный крест (из можжевельника) и лестовки, гроб (колода, домовина, гроб без использования железных гвоздей), ленточки для повивания тела, кичку, половик, подстилка и покрышка (или пелена в 3-4 метра), гайтаны (холщовые косички с крестиками на уши).
Затем идет очищение через соборование и пост, исповедь и «Разрешительная молитва», которая заканчивалась наложением епитимии. Это ритуал во здравие тела и прощения грехов. После исповеди умирающий прощался с родственниками, отписывал имущество наследникам, раздавал долги и извинялся перед теми, кого обидел: «Тебя Бог простит, а ты меня прости», а в ответ «Ты перед Богом предстанешь, помолись за меня грешного»… В идеале, завершалось всё соборованием 3 священниками (у новообрядцев ещё и причащением) и беседами с духовником...
Основная структура приуготовления к исходу содержит: (покаяние, исповедание грехов, причастие).
В момент исхода умирающего помещают в «красный угол» (место соединения, связи этого и «иного» миров) дома. Сам исход предваряется молитвой – «Каноном молебный на исход души» (отходной молитвой). Этот Канон покаяния, мольбы о милости, надежды читается священником или мирянами. Возжиганием огня (4 свечи на гробе, свеча на столе в стакане, лампада перед иконой), каждением ладаном и пением псалмов отгоняют нечистую силу, облегчают приход Ангела и исход души. По исходу души читается «Последование по исходе души», занавешиваются зеркала в доме усопшего, окна по обе стороны от божницы, останавливают часы, тушат печь.
Очищение. Сразу после смерти, возжигаются новые свечи, звонят колокола. Через 2 часа после смерти тело обмывается (начиная с головы и завершая обмыванием ног) святой водой (освященной на Крещение) в специальном тазе, троекратно, с пением охранительной молитвы «Святыи Боже, Святыи Крепкий, Святыи Безсмертныи, помилуй нас.», обтирается (сначала лицо, голову, груди и пр.), затем облачается в новые одежды и укладывается на лавке (или в гроб) ногами к иконам (чтобы душа усопшего видела огонь лампады перед иконой). Огонь, зажжённый в месте исхода, должен гореть 40 дней.
Обмывальщиками (не родственники) обычно назначают 3-х самых старых вдовца (вдовиц) из благочестивых (уже не «ведающих греха») прихожан (один обмывает, другой держит посуду с водой, третий держит тело): это связано с тем, что они олицетворяют «мир предков», с которыми вскоре (с 10 по 40 день) встретится умерший. Во время обмывания читалась охранительная (от нечистой силы) молитва «Святый Боже, …». Обмывались по три раза основные части тела и суставы движениями сверху вниз.
Для обмывания использовались специальные: глиняный сосуд со святой водой (или с мылом), ложечка, тряпки (губка), гребень. После обмывания тела вода называлась «мертвой» и от неё избавлялись… Сосуд разбивался в тайном месте. Волосы расчесывали специальным гребешком, который затем клали в гроб при погребении.
Места, где прятались (или сжигались) предметы очищения мертвеца, мокрая простынь, его старая одежда, назывались «страшными» (чёртовыми, запретными», а сами предметы (если их не успевали спрятать) использовались «колдунами» при наведении порчи на родственников, в магических ритуалах…
Гроб также приуготовляется: совершается троекратное каждение, устилается березовыми листьями и чабрецом «богородской травой» (или соломой), сверху них белая простыня и подушка набитая листьями и чабрецом (соломой).
Одни участники погребального ритуала собирают воду, старую одежду, свечи и уносятся из дома в тазе и зарываются в тайном для всех месте. Обмывальщикам дарят мыло, полотенце и новую нижнюю рубашку.
Перед положением во гроб читается Лития. Затем участники ритуала укладывают (полагают) с пением Ангельской песни переодетое тело и обернутое белым саваном (покров Христа, символ того, что усопший находится под покровительством Христа и Церкви) с капюшоном (открытое лицо и грудь) в гроб (или на лавку), устланный полотенцем, рядом с покойником укладываются гребешок, рушник, иконка, крестик с гайданом, венчик (символ победы на жизненном поле брани) на лоб и кепка для мужчины рядом с головой.
Надевая поясок, его не завязывали. Саван также иногда перевязывали в трех местах: грудь, живот, колени.
Отметим, что омовение теплой водой тела покойника тремя обмывальщиками, облачение в белые одежды, чтение Псалмов, поминальной молитвы – это отголосок ветхозаветной старины.
На грудь поверх савана кладут (ставят) икону Божьей матери (или св. Николы Чудотворца). В левую руку покойника вкладывают лестовку (четки). На неё кладут правую руку с двуперстием. Иногда кладут и «рукописание» (отпускную молитву). Одевают в две одежды: бельё (у женщин это бельё и сарафан, у мужчин – рубаха, портки) и саван, который трижды крестообразно связывали лентой. Устарообрядцев саван изготовляли сразу после смерти, сшивая лёгким швом. На ногах – белые носки и кожаные (тряпичные) тапочки. На голову женщин надевается повойник и сверху платок. Третьим защитным слоем выступает подстилка (снизу, на дне гроба) и покрышка (поверх савана). Таким образом, и в одевании покойника чётко прослеживается трехслойная структура.
Под сам гроб также кладут половик, а возле ног ставиться принесенный из Храма крест, домашний крест, подсвечник из церкви, поднос для приношений, тарелка с зерном (мукой). Из Храма приносили также хоругви, подсвечник. Священник служил молебен, всю ночь поддерживая огонь в свечах.
Всё время распевной погласицей читается Псалтырь (и духовные стихи). Раньше Псалтырь читался поочередно несколькими чтецами все три дня (от исхода до утра дня похорон). Теперь зачастую ограничиваются трехразовым чтением Псалтыря. Как писал св. Иоанн Златоуст, непрерывное чтение Псалтыри заменяет архаические причитания и душераздирающие голошения над покойником.
Третья группа помощников изготовляла 80 калачей для подарков, готовили угощения для трапезы…
Приходящие родственники прощаются с покойником и просят у него прощение следующим образом: положив три простых поклона и крестное знамение перед иконой, обходили гроб «посолонь», доходили справа до лица покойного со словами: «Прости меня Христа ради и благослови. Тебя Бог простит и благословит» и, повернувшись к иконам, делали ещё два крестных знамения и поясных поклонов. Потом, поцеловав крест на груди покойного и венец на лбу (родственники), отходили на свою сторону в помещении (мужчины на правую половину, женщины – на левую). Иногда троекратными взмахами платка над головой покойника «утирали слёзы» ему.
Отпеванием усопшего, чином самих похорон занимается старший помощник священника.
Вечером, перед первой панихидой, родственники трапезничают возле гроба с покойником – последняя совместная с покойником трапеза – и первая поминальная…
Если тело переносится в храм, то это совершается как раз после этого, что бы на ночь тело было в храме (или в звоннице). Зачастую в церковь для отпевания несут во время самой процессии.
Непременными элементами этой части обряда считаются: ночное бдение возле покойника, зажигание свечи в месте смерти, приглашение родственников проститься с покойником. С другой стороны, поскольку старообрядцы должны были ложиться спать с крестом и пояском, то и во время приуготовления покойного, его тоже должны были препоясывать и надевать на него крест.

Похоронная процессия

Похоронная процессия включает: сбор общины и родственников, вынос тела, отпевание в церкви, процессия на кладбище, прощание с умершим у могилы, погребение гроба в могилу, возвращение в дом умершего.

Первая панихида читается вечером перед погребением.
Утром, в день погребения, перед собором общины читается вторая панихида,
Тогда же (или накануне вечером) отправляют команду (друзья умершего) для рытья могилы (глубиной до плеч: чтобы душа усопшего и воскресшее тело по второму пришествию могла выбраться из могилы). Копальщикам (копачам) за рытьё давали рубашку, материал, полотенце.
В старину тело лежало на лавке, а в гроб тело клали только перед выносом из дома.
За два часа до выноса гроба возжигаются от одного огня посолонь 4 свечи: (у темени, у сердца, у ног, у правой груди) и поют Трисвятое (Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!).
Перед выносом тела на столе, где лежал покойник и стоял гроб, обязательно оставляли на 40 дней (калачи, колево, воду и свечи)… За полчаса до выноса тела в комнате остаются только родные – для последнего разговора и прощания с покойным…
Формирование процессии начинается после второй панихиды и с выноса гроба из дома. Погребение должно было осуществиться до полудня, до макушки дня.
Перед выносом покойника (если он лежал на лавке) его кладут в гроб. Гроб окуривают с четырех сторон, читая при этом молитву Трисвятое. Читается третья Панихида. После этого окуривают четыре угла дома и двери, выносят крест, делают с крышкой гроба в помещении предварительный круг по ходу солнца и выносят его. Потом, то же самое совершают с гробом (также совершив круг по ходу солнца) ногами вперёд.
В средние века во время выноса гроба полагалось громко причитать…
Сразу после выноса тела (гроба) дом окуривается дымом ладана и в нем моется пол.
Гроб во дворе ставят на табуретки (в редких случаях просто ставят на шесты (носилки) на земле, предварительно подстелив листья берёзы (солому), накрыв их половиком). Здесь совершается первая заупокойная Лития. Это момент прощания покойника с домом. Совершается отпевание (читается из Псалтыря Канон «За единоумершего»). Затем все близкие и родственники поочередно троекратным поклоном, перекрестием и целованием (образок Спаса \образок Богородицы с младенцем \венчик на лбу покойника) прощаются с покойным.
В некоторых согласиях именно после этого последнего прощания священник вкладывает в правую руку покойника прощальную грамоту с именами покойника и священника.
Под погребальный звон (перебор) гроб в сопровождении процессии направляется к кладбищу. Процессия, сопровождающая гроб к месту погребения, при всех локальных особенностях, в целом также подчинена определенному закону.
Перед гробом впереди процессии шли дети и разбрасывали еловые ветки (цветы). Затем выносятся храмовый и домашний кресты, затем кутья и хоругви. За ними шёл человек, несший икону, обрамленную рушником (иногда рядом с ней несли освященную кутью). Следом идут певчие (иногда певчие идут сразу за гробом). Затем следует священники (свеча в левой, крест в правой руке) и дьякон с кадилом. Затем двое несут крышку гроба (со Св. Крестом на ней), а шесть мужчин (не родственники!) на полотенцах (или на трёх шестах, или на носилках) несут гроб с покойником ногами вперёд. За ними следуют близкие родственники со свечами (или факелами: донести присмертный огонь до места погребения) и по старшинству, затем дальние родственники, псаломщики, друзья, соседи и гости.
У старообрядцев-поповцев во время процессии к храму торжественно поется заупокойная молитва «Святый Боже,…», которая заменяет причитания и голошения архаических времен. В отдельных местностях идут молча и певчие поют только во время остановок процессии на перекрёстках улиц. У старообрядцев (в отличие от новообрядцев) перед иконой (крестом) несут ещё и зажженную от посмертного огня свечу. Если путь длинный, то делается три остановки (последняя у храма), на каждой из которых делают каждение гроба (охранительно-очистительный ритуал) и поётся ектения. В некоторых согласиях приглашаются плакальщицы, которые идут по бокам процессии и впереди неё (их главная задачи – охранительная, отогнать плачем, голошением и возгласами нечистых от процессии). С другой стороны, в своих причитаниях\плачах они создавали положительный образ усопшего и положительную легенду о его жизни.
Во время шествия, процессия несколько раз останавливается (особенно возле мест, где покойный часто бывал) и во время остановок пелись псалмы и одаривали (калачами, кружками с водой или вином, полотенцами) участников церемонии и встреченные гости. Обычно останавливаются 3 раза: на середине села (или у Храма), на выходе из села (здесь совершается вторая заупокойная Лития), у могилы на кладбище (вход в город мертвых). Во время процессии поётся Трисвятое и помощники одаривают первых встречных калачами и платками. Во время остановок священник с кадилом возглашает сугубую ектинию, призывая помолиться о покое и оставлении грехов умершего. После его возгласа Яко ты еси воскресение… поют Аминь, гроб поднимают и несут дальше с пением Трисвятого.
Если гроб сначала приносят в храм (обычно до Божественной Литургии – для соучастия умершего в общей молитве, в соединении живых и почивших), то его ставят посреди церкви и сразу возжигается 4 светильника.
Погребение

Наиболее архаичный элемент погребального обряда – похороны царя (вождя) на сороковой день после смерти. Все сорок дней по всей стране в церквах служили панихиды и угощались кутьей.
Похоронная процессия возглавлялась патриархом (и высшим духовенством), затем шли царские сановники, затем бояре и военные, затем царская семья и завершали процессию боярыни. Затем несли гроб, за которым шло войско, посадские и народ. Родственники одевались в синее или чёрное.
День погребения царя (сорочины, очистительный день, день снятия траура) был и днем поминовения. Панихида по усопшему и трапеза совершались как в доме усопшего, так и на могиле. На могиле ставили голубец, прикрытый рогожей (отсюда и Рогожское кладбище в Москве?), в него помещали образок, возле которого монах читал псалтырь.
Погребение обычного старообрядца как в давние времена, так и теперь сопровождается пением псалмов, молитвами, троекратным каждением могилы и гроба. Яма окропляется опаусом. Гроб ставится на табуретки (на шесты) параллельно яме. Гроб окуривают дымом ладана с четырех сторон. Читается Трисвятое. Родственники снова троекратно прощаются с покойником под причитания плакальщиц.
Затем гроб ставится на шесты прямо над ямой.
Из правой руки усопшего забирается крест (святой крест нельзя хоронить) и вместо него вкладывается отпустительная грамота. В могилу стелется половик.
В это время с груди покойного снимают литой образ, развязывают ноги и руки, убирают носовой платок от лица умершего, крапиву, яйца и все это бросают на дно могильной ямы. Лицо покойного прикрывают саваном и покрывалом. Священник, встав с правой стороны гроба, читает псалом 23 «Кто взыдет на гору Господню, или кто станет на месте святем Его?..» и окропляет покойника елеем (остатком от соборования или из семисвечника) в виде восьмиконечного креста и сверху гроба кладут крышку гроба. У некоторых старообрядцев крышку гроба перевязывают лыковыми верёвками (а не забивают гвоздями)…
Гроб ставится ногами и лицом к востоку (полуденное солнце справа от покойника: символизирует уход усопшего от запада жизни к востоку вечности)…
Читают разрешительную молитву. Гроб опускают в могильную яму на полотенцах. Один из отрезов привязывают на крест или на стоящее рядом дерево. На гроб в яме бросают мелкие медные монеты. Затем Священник со словами «Вся от земли и вся в землю посылаеши, Господи…» и родственники крестообразно сыплют по щепотке земли на гроб.
В некоторых местностях этот элемент ритуала погребения на третий день идёт по иному чину: священник (сын) читает поминальную молитву (или Литию). Священник (или наставник) лопатой бросает землю на изголовье гроба, к ногам и по обеим сторонам, читая при этом молитву «Вся от земля…».
После этого могильная яма засыпается, в ногах ставится домашний восьмиконечный деревянный крест с крышей (голубец), делается насыпь. На могильный холм обязательно кладут камень (под который иногда прячут денежку для детей) – место отдыха для ангелов и души усопшего… С другой стороны, что бы душа не выбралась сразу же из могилы и не пошла за родственниками…
После погребения трижды целуют образа и обращаются к умершему: «Помяни меня во царствии небесном, когда встанешь пред престолом Божьим!» При этом всех также троекратно угощают (тризна, поминальное угощение) кутьёй, вином, сладостями… Кутью кладут в левую руку. Перед этим провожающие читают Тропарь «Покой, Господи, душу усопшаго раба Своего…» и каждый делает несколько (от 3 до 15) поклонов (или приговаривая «Поклон, Господи…). После поедания кутьи также делаются поклоны (7 поклонов). Отдельно одаривают и угощают кутьей могильщиков. Всем участвующим в похоронной процессии раздавали также калачи (или специально выпеченный хлеб), лепешки, пряники, детям - конфеты. Остатки пищи разбрасывают на могиле для птичек (для душ усопших).
Иногда могильный холм укрывают еловыми ветками (на еловых ветках отдыхают души умерших предков). Поэтому и у новообрядцев венки чаще всего изготовляют из еловых веток…
На деревянном кресте делаются надписи, аналогичные надписям на лицевой стороне нательного креста: «Царь Славы, Иисус Христос, Сын Божий». По традиции, восьмиконечные кресты, которые устанавливались над могилами старообрядцев, скреплялись не железными гвоздями, а деревянными шпонками. На могильном кресте до 40-го дня устанавливались медные иконки.
В давние времена с кладбища возвращались в том же порядке, как и во время процессии, неся впереди икону и под пение догматиков. В отдельных местностях, возвращаясь домой, разбрасывали еловые веточки (чтобы скрыть дорогу домой для души покойника и для нечистых, ель – Древо Предков).
Теперь просто уходят с кладбища, не оглядываясь (чтобы нечистые или покойник не увязались следом). По возвращении в доме умершего накрывают поминальный стол.
Перед первой поминальной трапезой часто принимают баню (истопленную соседями) и переодеваются.
Когда приходят к столу, вначале молятся, иногда даже литию. На стол ставят кутью – раз¬ведённый тёплой водой мёд, в который добавлена слегка сваренная пшеница, затем подают щи, в зависимости от того, постный день или нет, они могут быть с мясом или без него. После щей встают на молитву. Все блюда едят обязательно деревянными ложками из общих мисок, по одной миске на несколько человек. Далее подают по очереди две каши: гречневую и рисовую (или гороховую). Затем подают компот, также в обшей миске, который также берут ложками. За компотом следует кисель, густой, как желе, на меду. В него макают хлеб. Мед должен обязательно присутствовать на поминальном обеде. Завершается поминальный обед общей молитвой и все выходят из-за стола…
В других местах подают три раза кутью, пироги, кисель…
Перед сном родственники обходили усадьбу, помолясь и, получив благословение, закрывали все ставни и двери, чтобы покойник не мог вернуться домой с кладбища.
В древние времена до 9 дня над могилами устанавливались домовины (срубики, клодки), куда приносили угли и кашицу (для души) на (9 день, 40-ой и ежегодно).
Могилы у старообрядцев ориентированы по оси запад- восток («головой на запад, ногами на восток»), чтобы утром душа покойника видела крест (Христа) на фоне поднимающегося солнца (Отца).

Поминовение у старообрядцев совершались: на третий, девятый, (двадцатый), сороковой дни, годовщину после смерти, когда заказывали поминальные требы в церкви, организовывали трапезы и домашние моления по умершим. На сороковины, после обеденной поминальной трапезы, устанавливали на могиле деревянный крест.
Согласно византийским источникам, день смерти, день ухода из этого мира – это и день рождения усопшего в новую, вечную жизнь, уход в новый мир. Отсюда и многоуровневая символика самого ритуала поминовения. В нём отражается как элемент прощания (панихида) в этом мире, так и приветствия ангелов и предков (Лития) и обретение защитными свойствами в мире ином. А также переходной, временный элемент – совместный собор (во время трапезы) как живых и умерших, так и ангелов…
В целом, согласно устойчивым представлениям, сложившимся у старообрядцев, душа умершего за 40 дней после исхода встречается с Господом три раза.
Третины – отмечаются в честь Св. Троицы, перехода в вечную жизнь к Триипостасному Божеству и в честь 3-х дневного воскресения Исуса Христа… Это первая встреча с Господом. После неё душа в сопровождении ангела возвращается на землю и ангелы указывают ей на её добрые и злые дела. Создается событийный Образ усопшего для представления его на Суд.
Девятины – связаны с общением усопшего с девятью ангельскими чинами и присоединением к душам всех святых… Вторая встреча с Господом. После чего Образ души знакомится с Раем и Адом, где находящиеся там умершие прежде предки, определяя степень добра или греха в каждом событии его жизни, выносят его Образу свой вердикт…
Сороковины – на сороковой день по воскресении было вознесение Господа на небеса. Так и души христиан на 40 день возносятся к Господу на окончательный суд…
В древние времена был особый поминальный (навий) день в конце октября, который совпадает сейчас с Дмитровой субботой. В этот день организовывали баню и угощение для умерших предков.
Поминовение должно обеспечить благополучное путешествие души покойника в страну предков, для суда и предварительного решения её судьбы. Главным здесь остается представление, что сама душа ещё частично материальна и требуется некоторая подпитка для неё. Это обеспечивается системой (3\9\40)-дневных поминовений (Панихид) и вечерий, а также ежегодными поминками (и Панихидами) в день смерти и в день святого-покровителя, чьё имя он получил при крещении. У старообрядцев помимо чтения обычного сорокоуста в течение 40 дней (ежедневное поминание умершего за Литургией), в один из этих дней «духовные» или родственник читают ещё и особый Сорокоуст (40-кратное чтение Псалтыри за душу умершего). В эти дни на могилу обязательно ставятся остатки общей трапезы, освящённые в храме, куда входят: (калач, кутья \квас, вода, вино \свечи).
Ежедневно читается Псалтырь.
Вечером (с 7 до 9 часов), накануне поминальных дней зажигают поминальную лампадку (огонь горит до конца поминального дня), устраивают домашнюю вечерю с молитвами, духовными стихами, а в сами поминальные дни также читают Псалтырь, устраивают поминальный обед (из двух частей: утром для родственников; в полдень – совместная трапеза с умершим на могиле; вечером, до заката солнца, поминальная трапеза для соборных, во время которой читается Панихида и Лития). На закате после вечери все выходили прощаться с солнышком (с душой предка). Иногда, утром, перед посещением могил сначала идут в храм на службу и раздают в память об усопшем печеньки и деньги. Затем, навещая могилу, также раздают милостыню. Остатки разбрасывают птицам. Запрещается приносить домой с кладбища что-нибудь (чтобы по следу вещи покойники не могли найти обратную дорогу).
Во время трапезы запрещено употреблять спиртное (кроме сороковин, которые отмечали по чину свадебной трапезы – «свадьба» умершего с Господом!), мясо, картофель, чай… Запрещено также петь духовные стихи на поминках.
Раньше в отдельных местах на сороковой день проводился обряд проводов души: полотенце, которое вешали на икону в доме умершего снимали с иконы и выносили за околицу села, где его с поклонами трижды встряхивали в сторону кладбища.
В течение 40 дней родственники-мужчины не брились, а женщины носили чёрные платки.
Считалось, что троекратное поминовение определяется тем, что в третий день изменяется образ и Ангел приводит душу на поклон Господу. В девятый день распадается тело и душа, после путешествия с Ангелами по аду и раю, возвращается в дом и к могиле для последней встречи с родными. В 40-й день истлевает сердце и душу Ангелы снова приводят к Господу для окончательного суда.
Согласно архаичным представлениям, в это время душа одновременно может пребывать как в доме (где горит присмертная свеча), в Храме (где стоят погребальные хоругви и Храмовый крест), так и в месте погребения тела. Именно к этим трём сакральным точкам приносят поминальные предметы, возле них свершаются поминальные службы и произносятся молитвы.
Среди старообрядцев поминовение усопших проводятся в Радоницу, а также в дни «вселенских родительских суббот»: суббота мясопустная (за восемь дней до Великого поста), Троицкая суббота (день перед Троицей) и Дмитриевская суббота (суббота перед днем памяти св. вмч. Димитрия Солунского).
За общий стол усаживаются так же, как шли в процессии: рядом с иконой и лампадой святые отцы, родственники (родители усопшего, старшие родственники\родственницы, семья), миряне, дети... В этом же порядке подаются и блюда.
В старину поминальные трапезы поставлялись прежде всего для родственников, друзей, бедных и сирот. Поминальная пища готовится в специальной посуде, предназначенной только для этого обряда. Благоухающая кутья была главным угощением на поминках. Считалось, что души и Ангелы питаются не кашицей, а запахом и благоуханием: «святи бо не едят, не пьют, но вонею и благоуханием тем сыти суть»...
Согласно старообрядческому «Потребнику» общая 3-х частная структура такой старообрядческой поминальной трапезы включает (благословение \трапезу \благодарение). Или в усеченной версии (Панихида \трапеза \Лития).

Структура
старообрядческой
«Поминальной трапезы»

Благословение на трапезу включает: возжигание огня, Панихиду за усопшего (либо Канон), затем предобеденную молитву. Далее после крестного знамения начинается собственно трапеза: трижды едят освященную кутью (пшеница, мёд\изюм\мак, св. вода), предваряя это молитвой (Покой, Господи, душу усопшего раба твоего…), потом пьют медово-ягодный взвар (кисель на св. воде). Трапеза сопровождается громким чтением (одним из присутствующих) поучений из святых книг. Завершается поминальная трапеза благодарением: молитвой за пищу и о здравии хозяев (и стихирой), заупокойной Литией, 15 поклонами в память усопшего.
В чине трапезы отражается и общая двойственная символика поминок. Так, если подается сладкое (сыта на св. воде) перед началом трапезы – символ сладкой жизни в мире сем, а в конце трапезы – как символ сладкой жизни в ином мире. В целом, этим устроители ритуала могут указывать на своё отношение к судьбе поминаемых.
В кутье также заложена глубокая символика перехода. Зёрна пшеницы\гречки (риса) – символика возрождения в новой жизни, изюм\мак\(кунжут) – символы грядущего бессмертия (отголосок древнеегипетской традиции)… Если добавляли зёрна кунжута (сим-сим), то указывали на возможный высокий статус отошедшего среди умерших предков, на особую благодатную силу, присущую ему…
В новообрядчестве перед трапезой после возжигания огня на свечах и в лампаде перед иконой, или служится Лития или читается Псалтырь (17 кафизма из 20), а затем читается Господня молитва.
Во время трапезы вспоминаются благие деяния усопшего.
После крестного знамения приступают к трапезе. Перед каждой переменой блюд читается краткая молитва. Сначала подается подслащенная сыта (святая вода с медом), потом кутья с изюмом, блины, каши и завершается трапеза киселем.
После трапезы все читают благодарственную молитву… Уходя, каждый выражает сочувствие родным…

***
Похоронный обряд у старообрядцев отличается многими существенными деталями: изготовление гроба (в прошлом) без гвоздей, перенос гроба на шесте, движение «по солонь» во время похорон, сооружение домовины над могилой.
Во время исповеди перед исходом старообрядцы не причащаются, как новообрядцы; если без покаяния, то не отпевали, а просто читается молитва на отход души …
Обязательно читаются три Панихиды (вечером, с первыми поминками, накануне дня погребения \утром в день погребения \перед выносом тела)… Три Литии поются возле дома (после выноса тела), перед кладбищем (храмом или могилой) и после погребения.
У старообрядцев впереди похоронной процессии несут свечу (светильник), затем икону (крест) и пр. В некоторых согласиях крышку гроба или иконы несут за гробом.
При погребении старообрядцы крышку гроба не заколачивают гвоздями… После последнего прощания в гроб кладётся прощальная грамота… После погребения на могиле оставляют камень…
До сороковин читается особый Сорокоуст (40-кратное чтение Псалтыри) по умершему,

***
Потребности реформы древнерусского языка, его опрощения, которая возникла в начале 17 века, в период смешения среднерусского населения с юго-западным (присоединение Малоросии) и тюркским (Казань, Астрахань) оказала роковое влияние на единство православия в Московской Руси. При Никоне чин Исповеди, Елеосвящения, Соборования, Крещения и самого погребения были существенно сокращены. Как писала Н.И. Сазонова (2008 г.), эти сокращения были связаны, в основном, с заменой древней аористной формы глагола только что завершенного действия (которая стала выходить из употребления) на перфектную форму прошедшего времени, давно завершенного действия. Т.е. евангелические события, которые раньше включали события, только что совершённые и тем самым делающие Воскресение Христово только что произошедшим событием (во время литургии), вдруг, с введением реформы, становились событиями давно совершёнными, символичными, снимая тем самым внутреннюю напряженность во время богослужения, ослабляя чувство непосредственного присутствия на Воскресении Господнем. В дониконовской редакции Бог был как бы рядом с человеком, воспринимался более остро, более предметно. В литургии человек как бы присутствовал при Воскресении, при нисхождении Св.Духа… Поэтому Священная история для старообрядцев не была символическим описанием когда-то произошедшего…
В то же время в новой, никоновской редакции, предлагается воспринимать чудо Рождения, Воскресения Христа умом, мысленно, как давно произошедшие, некими символами, а не реально происходящими «здесь и сейчас».…
Это коснулось не только Священной истории, но и ежедневной практики, например, чина погребения в Требнике, где тексты стали более обобщенными, отвлеченными, лишенными конкретного, личностного начала... Умирает или кается не данный человек, а вообще «христианин». Священник уже не обладает своей конкретностью и греховностью, но выступает как священник вообще, лишенный таковых, просто обладающий благодатью, представитель священства… С реформой произошла десакрализация пространства-времени человеческой ойкумены, их секурялизация от событий, которые ежеминутно свершаются согласно Священного Писания.
Так было удалено около 30 тропарей и стихир, детализирующих описание смерти; стихир и тропарей, поющихся от лица умершего;

О структуре поминальных богослужений

Выше мы уже писали, что основными литургическими службами во время похорон и поминовений у старообрядцев являются Панихиды, Литии и Отпевание. Остановимся на более детальном анализе этих служб и на сравнении их с аналогичными службами у новообрядцев.
Панихида содержит 2 ектиньи (Великую и малую), две молитвы (Гоподню и иерейскую), два тропаря (большой и малый), псалом (90) и Канон (об усопших), 3 Трисвятых,
Чин Панихиды включает: (Начало, псалом 90 (Живый в помощи Вышняго…), Великая ектенья (Миром Господу помолимся…\ прошения \Аллилуйя…), тропарь (глас 8 \глас 5 \молитва: Боже духов и всякия плоти…) и Канон (об усопших, глас 8), Господня молитва и 3 Трисвятых, тропарь (глас 4), Малая ектенья (Помилуй нас, Боже…), Иерейская молитва (Во блаженном успении…), Отпуст.)
В целом, текст Панихиды имеет явно выраженный 3-х частный вид: ((Начало \\ (псалом \Вел. Ектинья \Бол. тропарь) (Канон \Господня молитва \ 3 Трисвятых) (тропарь \Мал. ектинья \Иерейская молитва) \\Отпуст)). В центре этой текстовой структуры стоит Господня молитва, относительно которой достаточно симметрично расположены остальные части текста.
Общая 3-х частная структура Литии достаточно проста. Она включает: начало, три обращения (к Исусу Христу, к Божьей Матери, к Отцу Небесному – Господня молитва), три Трисвятых, поклоны и отпуст.
Лития начинается молитвой (Господи, Исусе Христе…. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины…). Далее шли три Трисвятых с поклонами и крестным знамением. (Слава…), просительная молитва (Пресвятая Троице, помилуй…), три раза (Господи, помилуй!)… (Слава…), Господня молитва, 12 раз (Господи, помилуй!). Лития завершается тремя поклонами, сопровождаемые словами (Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу (посланник), Цареви (царь земной) и Богу нашему)…
Как и в тексте Панихиды, в центре Литии стоит Господня молитва, которая и формирует всю структуру текста Литии. Вся содержательная часть текста в её первой половине, а после Господней молитвы идут, в основном, поклоны и просьбы о помиловании. По сути, эта усечённый, опрощённый вариант самой Панихиды.
Если большинство поминальных текстов и ритуалов повторяются многократно, то Отпевание совершается только один раз (на дому или в Храме). Причем до закрытия гроба крышкой. Оно символизирует радость грядущей встречи с Господом, присоединению к сонму святых душ предков, в нём содержится вера, надежда и любовь – поэтому оно свершается священником в светлой одежде. Отпевание включает в себя чтение текстов из (Псалтыри \Апостола \Евангелия). Отпускная молитва, записанная на бумаге (отпускная грамота, отпуст), по завершении отпевания вкладывается в правую руку усопшего и, после последнего прощания всех с усопшим, гроб закрывается.
Согласно Потребнику (раздел «Последование мертвенное мирских тел»), отпевание совершается после Литургии в храме. Перед выносом из дома над усопшим совершается заупокойная Лития. Во время переноса гроба в храм поётся Трисвятое.
Структура отпевания также 3-х частна. В чин отпевания мирян, монахов и диаконов входят:
I. ((Трисвятое и 90 псалом (картина радостного перехода в иной мир), 3 статии исполнения 118 псалома «Непорочны» (о блаженстве в ином мире); тропари за упокой (Помяни, Господи, как Благой… о судьбе человека, который был созданный по образу Божьему, но преступил заповеди, был низведен на землю ради искупления. И теперь он молит Господа о возвращении обратно),
У старообрядцев несколько иной чин первой части: (Трисвятое и 90 псалом (картина радостного перехода в иной мир); Великая ектинья; Аллилуйа со стихирами) (тропарь (Глубиною мудрости…); 2 статии 17 кафизмы (о блаженстве в ином мире): после первой шла Малая ектиния, после второй тропари за упокой (Помяни, Господи, как Благой… и Благослови, Господи… о судьбе человека, который был созданный по образу Божьему, но преступил заповеди, был низведен на землю ради искупления. И теперь он молит Господа о возвращении обратно);…)
II. 50 псалом (Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего…), (Канон, обращение Церкви к мученикам о ходатайстве за усопшего, икос, кондак); малая ектинья; тушатся свечи, 8 стихир Иоанна Дамаскина (песнь о мирской суете), «Слава» и стихира о Троице, Апостол (послание св. Павла к фессалийцам о грядущем преображении), Евангелие (заповеди о воскресении и о вечном блаженстве); ектения (об упокоении), поминальная молитва (Помилуй, нас Боже…) и молитва (Боже, духов…). После завершающего возгласа (Яко Ты еси Воскресение и живот…) идёт прощание с покойником под пение 3-х стихир (Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему...). В этой части обряда во время прощания в стихирах оглашается моление усопшего к живым (… Что есть наша жизнь? Цвет, дым и утренняя роса…Где юность? Всё увяло, как трава… Нет разлуки, нет страданий… Уйдем от греха мирского… Молитесь обо мне Гсподу, чтобы я вновь влился в жизненный свет…),
У старообрядцев во второй части: нет Канона (он появился в начале 17 века), после тропарей следовала ектиния седален (Покой, Спасе наш…), 50 псалом, стихиры самогласны (Как житейская мудрость… их больше, чем у никониан), стихиры на блаженных, прокимен, Апостол, Евангелие, прощание с покойным и стихиры «на целование» (у старообрядцев их больше на 3 стихиры)…

III. Затем идёт Лития за усопших (Господня молитва, Трисвятое, малая ектинья (Помилуй нас, Боже…), здесь обращение живых к Троице и ангелам за усопшего, поклоны), Отпуст (имя усопшего), 3 «Вечная твоя память,…), Разрешительная молитва (прошение у Господа о прощении прегрешений, о примирении усопшего и Церкви в прощении грехов и грамота в руку усопшего, как свидетельтво Господу о примирении в мире сем), Трисвятое по выносу тела умершего…
У старообрядцев в третьей части: Разрешительная молитва читается тайно.
Если говорить об общей структуре современного чина отпевания мирских, то она имеет следующий вид:
1. «Благословен Бог наш...» \Псалом 90 \Псалом 118 (три статии, первые две заканчиваются ектенией. По третьей статии: тропари по Непорочных) \ Ектения: «Паки и паки...» \Тропари: «Покой, Спасе наш...», «От Девы возсиявый...» \Псалом 50
2. (Канон «Яко по суху...», глас 6-й; Стихиры самогласны преподобного Иоанна Дамаскина: «Кая житейская сладость...»; Стихиры блаженны с тропарями) (Прокимен; Апостол; Евангелие) (Разрешительная молитва; Стихиры при последнем целовании;….)
3. (Лития \Вынос тела из храма и процессия под Трисвятое \Лития и опускание тела в могилу)
При опускании гроба в могилу также читается Трисвятое и краткая Лития за усопших.

***
Примечательно, что большинство структур поминальных молитв также 3-х частны. Например, трижды повторяемая 3-х частная по структуре поминальная молитва: (Помяни, Господи, души усопших рабов твоих (имена их), и всех сродников моих, и прости их все согрешения вольные и невольные, даруй им Царствие и причастие вечных Твоих благ, и сотвори им вечную память.) завершается также 3-х частной молитвой: (Господи, помилуй, Господи помилуй, Господи, помилуй. \\Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, \\и ныне, и присно, и во веки веков), аминь. (Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, \\и ныне, и присно, и во веки веков, аминь \\ Алилуйя, Алилуйя, Алилуйя)... И т.д.

Очень интересное фото Натальи Тыриной. Могилка младенца на староверском кладбище в с. Усть-Цильма. Проживают там старообрядцы поморского безпоповского согласия.
Конечно же, домовины и голбцы, ето отголоски язычества. Чтобы совместить с христианством, в них стали врезать медные иконки или кресты. К сожалению сейчас, почти со всех старых кладбищ, их украли... чтоб у воришек руки отсохли.
По могиле, можно как по компасу, понять расположение по сторонам света. Крест или голбец, ставится на восточную сторону в ноги, а покойника кладут к нему лицом, то есть- головой на запад. Жалко не видно, целиком детской домовинки, есть ли окошко на торце... у "взрослых" почти всегда делают или с торца, или на крышке, чуть вправо от головы (кстати, в глубине на фото видно).
В дохристианской традиции, в окошко приносили и еду покойнику, и вещи клали, например кузнецу- молот и щепцы, мельнику- мешки и т.д. Для младенца, отец измерял себя ниткой, и тоже клали ему через оконце, чтобы он знал, до каких размеров ему надо вырасти, когда он предстанет на Страшный Суд. Вообще то, уход человека из временного нахождения в етом мире, в Мир Вечный, дело не шуточное, сами подумайте- тут вы в среднем 70 лет прибываете, а там- вечность! В разных местностях, традиции немного разнятся, создано множество апокрифов и мифов, но в целом, смысл один- чтоб душа "не застряла" тут и спасение от вечных мук, за грехи наши... и если Вы християнин, то спасет вас, только Спаситель- Исус Христос, а если вы- атеист, то уж думайте сами...куда вам дальше.

Когда человек умирал, то его родственники приходили к мастеру и говорили: "Сделай нашему тятеньке новый домик, в старой хате не хочет больше жить".

классическое поморское кладбище начала 20 века.

Еще сохранилась традиция от первых русских поселенцев на Аляске. Хотя местные аборигены, красят их в соответствии с цветами своего рода. В старой традиции- не принято шибко ухаживать за домовиной... земля- дала, земля и забрала.

Не подумайте, что покойного клали прям в етот домик, гроб делался из целой колоды и чаще всего заранее и ето кстати, считалось хорошей приметой. Так же принято было держать его на чердаке и хранить в нем зерно. Делали его точно под свой размер, так как, если тесно- то покойник часто снился, жаловался на неудобство... если слишком велика, то зазывал к себе близких на свободное место, считали что кто то в скорости умрет.
Да вот, все покойники- увеличиваются в росте, примерно на 10-15 см. Горбатые люди- еще больше распрямляются... от сюда и пословица "Горбатого могила исправит", так что опытный мастер- должен расчитать.

Гроб из дома выносили через дверь (ногами вперед)стараясь не задеть за косяк дверного проёма...чтобы не запомнил дорогу обратно. Проем двери- перекрещивали (колдунов выносили через специальный проем, который потом заделывали). Обычно, даже летом, покойника везли на санях, сани на время оставляли возле кладбища, перевернутыми и оглоблями в сторону погоста... захотел покойник вернуться домой, подошел к саням, ну и делать нечего -вернулся обратно. Так же переворачивают стулья и лавки на которых ставили гроб-домовину, чтоб не вернулся посидеть. Омовение делают, только- одноверцы. По христианской традиции, староверов хоронят в посмертной рубахе (многие шьют сами) и в новой неодеванной одежде (кафтан, сарафан), в конце заворачивают в саван, обязательно с новым нательным крестом и лучше с деревянным (тело истлеет и все вещи) в левую руку вкладывается лестовка (символ восхождения на Небо), в правую- Крест. Не кладут в гроб - иконы, книги, вещи и т.п.
Усопшим девицам плетут одну косу (плетением вверх), женщинам — две косы (плетением вниз). Вначале на голову надевают кичку или подвязывают косынку, а поверх белый однотонный платок, концы которого не завязывают узлом, а просто расправляют и закладывают друг за друга слева направо. Не женатых, одевали в одежду жениха или невесты.

семейские мужики рубят домовину.

Так как в библейской традиции, гроб ето пещера с заваленным камнем входом, то иногда клали на холм- камушек. Хотя в языческой традиции, большим камнем придавливали могилу- колдунов, воров, самоубийц... чтоб не болтались по етому свету.
Как и у любого дома, у домовины- окно. Почему справой стороны? Нуууу, в церкви справа стоят мужики, кафтан застегивается- правой стороной на верх, руки скрещиваются- правая сверху... "Наше дело правое, мы победим!" (с) -)))

В случае если крест приходится сменить другим, то первый необходимо сжечь или закопать тут же. При установке креста нужно ориентировать горизонтальные перекладины по линии «север-юг».
Хоронят на третий день, поминают на 3-ий, 9-ый и 40-ой дни с момента смерти.
Потом принято поминать покойного в его день кончины и день ангела, уход за могилой и посещение ее в дни родительских недель, но ни в коем случае не на праздники (Пасха, Троица, воскресный день и вечер субботы, а также в другие дни, когда совершается служба в Церкви).
И кратенько о поминках. Желательно, чтобы поминальный стол был «рыбным». На поминальном обеде не хорошо излишнее изобилие и по старым традициям он должен состоять из трех блюд. На поминках категорически запрещено пить спиртное! Не в коем случае! и ни каких,накрытых хлебом, стаканов с водкой.
По традиции сначала ставят — хлеб, соль, вода, кутия (разваренная пшеница с медом). Затем рыбные пироги (если можно в етот день по Уставу), или с капустой, блины, куриная лапша или рыбная уха, или простой суп (смотря что можно по Уставу, но всегда без мяса), сладкие пироги, компот. В конце хозяйка обходит посолонь (по солнцу) присутствующих, начиная с попа или наставника, и раздает милостыню (обычно - крупы, фрукты, пироги, полотенца, деньги — все в одном мешке). Затем подают кисель («прибелочный» — на закваске из овса).
Во время поминального обеда за столом запрещается громко говорить, лучше вообще молчать. Хорошо бы, если во время поминок, чтец, благословившись, будет читать «Жертвенник» (поучение из учительных книг).
Пижма.2014

п.с. на всякий случай,напомню- приносить еду для покойника, устраивать трапезу на кладбище...тем более бухать там, приносить вещи- ето языческие обычаи и христианством отвергаются. Лучшая помощь душе усопшего- ето милостыня бедным, поминание и молитва за безсмертную душу человека. У староверов принято читать Заупокойный тропарь:

Покой, Господи, душа усопших раб Твоих (поклон) (называй имена, за кого молишься).
И елика в житии сем яко человецы согрешиша, Ты же, яко Человеколюбец Бог, прости их и помилуй (поклон).
Вечныя муки избави (поклон).
Небесному царствию причастники учини (поклон).
И душам нашим полезная сотвори (поклон).

Читается 3 раза подряд, поклонов всего 15-ть. (поклон имеется ввиду- перекреститься и поклониться в пояс)

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.