Щит энциклопедия знаки и символы. Эмблема органов Федеральной службы безопасности (ФСБ) России Щит и меч символ правосудия

Новые нарукавные знаки для [уже] полиции утверждены Приказом МВД России от 26 июля 2013 г. №575 "Об утверждении Правил ношения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации форменной одежды, знаков различия и ведомственных знаков отличия" .

2. Нарукавные знаки сотрудников, имеющих специальные звания полиции и размещающиеся на выходной, повседневной форме одежды и форме одежды для несения наружной службы, представляют собой треугольный щит с закругленным верхним краем, на расширяющейся в оконечности красной окантовки которого располагается надпись белыми (серебристыми) фигурными буквами "МВД". Над щитом в красной выгнутой по форме верхнего края щита рамке - белая (серебристая) надпись "ПОЛИЦИЯ".
В центре щита нарукавного знака:
2.1. Принадлежности к МВД России - помещено изображение эмблемы МВД России (двуглавый, коронованный тремя коронами орел желтого (золотистого) цвета, с желтыми (золотистыми) скипетром и державой в лапах, на груди орла на фоне белого (серебристого) лаврового венка и двух скрещенных желтых (золотистых) мечей в ножнах рукоятями вверх - красный круглый щит с белым (серебристым) пешим воином, поражающим копьем черного дракона, сопровождаемое сверху белой (серебристой) выгнутой надписью "РОССИЯ".
2.2. Сотрудников центрального аппарата МВД России - помещено изображение пешего воина белого (серебристого) цвета, поражающего копьем дракона, сопровождаемое развевающейся желтой (золотистой) лентой с темно-синей надписью "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АППАРАТ".
2.3. Начальников территориальных органов МВД России - помещено изображение белого (серебристого) шестопера на фоне скрещенных желтых (золотистых) мечей в ножнах рукоятями вверх.
2.4. Для сотрудников подразделений по оперативной работе и охране общественного порядка МВД России - помещено изображение круглого дважды пересеченного щита бело-сине-красного цвета на фоне белого (серебристого) лаврового венка и двух скрещенных желтых (золотистых) мечей в ножнах рукоятями вверх.
2.5. Для сотрудников подразделений специального назначения МВД России - помещено изображение белого (серебристого) окрыленного обнаженного меча с желтой (золотистой) рукояткой.
2.6. Для сотрудников подразделений ГИБДД - помещено изображение фронтального вида легкового автомобиля белого (серебристого) цвета с включенными специальными сигналами на фоне скрещенных желтых (золотистых) мечей в ножнах рукоятями вверх.
2.7. Для сотрудников подразделений МВД России на транспорте - помещено изображение белого (серебристого) крылатого железнодорожного колеса на фоне белого (серебристого) адмиралтейского якоря и двух скрещенных желтых (золотистых) мечей в ножнах рукоятями вверх.
2.8. Для сотрудников подразделений вневедомственной охраны МВД России - помещено изображение белого (серебристого) ключа на фоне желтой (золотистой) пятибастионной крепости изображенной в плане.
2.9. Для курсантов, а также слушателей и адъюнктов очной формы обучения образовательных учреждений системы МВД России - помещено изображение белой (серебристой) раскрытой книги на фоне двух скрещенных желтых (золотистых) мечей в ножнах рукоятями вверх и лаврового венка, перевязанного в основании белой (серебристой) лентой.
...

4. Нарукавные знаки сотрудников, имеющих специальные звания внутренней службы и юстиции, имеют размер 100x75 мм.
5. Нарукавные знаки сотрудников, имеющих специальные звания внутренней службы, размещающиеся на выходной, повседневной форме одежды и форме одежды для несения наружной службы, представляют собой треугольный щит с закругленным верхним краем, на расширяющейся в оконечности красной окантовке которого надпись белыми (серебристыми) фигурными буквами "МВД". В центре щита нарукавного знака:
5.1. Принадлежности к МВД России - помещено изображение, описанное в подпункте 2.1 настоящего Приложения.
5.2. Сотрудников центрального аппарата МВД России - помещено изображение, описанное в подпункте 2.2 настоящего Приложения.
5.3. Для сотрудников, имеющих специальные звания внутренней службы [комм. "Геральдикума": в тексте приказа именно так, но по факту нашивка используется сотрудниками подразделений обеспечения деятельности органов ВД МВД] - помещено изображение желтого (золотистого) меча в ножнах, поставленного прямо, на фоне скрещенных белых (серебристых) скрученного свитка и ключа.

Щит - главное оборонительное оружие древнего и средневекового воина, надежно прикрывавшее его от вражеских стрел, копий, мечей и сабель, символ защиты, победы, славы и воинской чести. Мать спартанского гоплита, провожая сына на войну, напутствовала его лаконичными словами: «Со щитом или на щите», равнозначными более позднему гордому девизу: «Победа или смерть!» Спартанец возвращался домой либо со щитом, т.е. с победой и славой, либо бездыханное тело с честью павшего бойца приносили на щите его товарищи. Третьего выбора не существовало, так как бесстрашные сыны Лаконики не отступали ни при каких обстоятельствах. В связи с этим следует вспомнить о славном подвиге царя Леонида и 300 спартанцев, доблестно сражавшихся в Фермопильском ущелье (480 г. до н.э.) против многотысячной персидской армии Ксеркса. Обреченные на смерть, спартанские герои отпустили своих союзников, а сами остались защищать горный проход, ведущий в Среднюю Грецию, и погибли все до единого человека, покрыв себя бессмертной славой. Справедливости ради необходимо добавить, что на другом конце ущелья смертью храбрых пали 700 феспийцев, также отказавшихся отступать.

Вывешенный щит - знак победы и обладания. Ворвавшись во вражеский город, рыцарь вешал боевой щит на воротах приглянувшегося ему дома, тем самым давая понять соратникам, что дом отныне обрел своего нового хозяина. Так поступил в 907 году и князь Олег, легендарный основатель Древнерусского государства, повелевший вывесить свой щит на воротах покоренного им Царьграда. Правда, Константинополь не стал с тех пор вотчиной победоносного князя, зато устрашенные греки поспешили уплатить русскому войску большую контрибуцию и подписать невыгодный для себя договор, предоставивший всем русским право свободного проживания и беспошлинной торговли на территории империи, а также неслыханную привилегию - бесплатно париться в великолепных византийских термах.
Рыцарский щит, выставленный на ристалище, свидетельствовал о готовности его владельца принять вызов любого противника. Бросая вызов, соперник наносил по щиту удар копьем. Если этот удар наносился тупым концом копья, значит, рыцарь предлагал хозяину щита помериться силами тупым турнирным оружием; если же острием копья - бой предстоял насмерть.

Со щитом может быть связана и негативная символика. Так, брошенный в бою щит символизировал поражение, а опрокинутый или разломанный на куски - являл собой унизительный знак несмываемого бесчестья и позора. В наши дни, когда все эти символические нюансы давно забылись, за старинным оружием сохранилось лишь его основное, наиболее очевидное значение, звучащее в словах: «защита», «защитник», «подзащитный», «щиток» и т.п.

В мифологии щит верой и правдой служил и бессмертным небожителям, и смертным героям. Воинский атрибут каждого из них, подобно рыцарскому гербу, имел свои характерные особенности: на щите Нейт, божественной покровительницы египетского города Саиса, были изображены перекрещенные стрелы; щит Уицилопочтли, верховного бога ацтеков, отличали пять меховых шариков; его соотечественнице, «Соляной женщине» Уиштосиуатль, принадлежал ослепительно-белый кожаный щит, а славянскому Даждьбогу в качестве золотого щита служило само солнце. И все же самым замечательным мифическим щитом, эгидой, владел повелитель олимпийских богов. Щит Зевса был обтянут шкурой козы Амалфеи, некогда вскормившей будущего Громовержца своим молоком. Рогатая кормилица и после смерти трогательно заботилась о воспитаннике - ее шерсть сделала эгиду непробиваемой. Вместо ум-бона Зевс поместил в центре щита голову ужасной змеевласой Медузы горгоны, приводившей в смятение и трепет даже бессмертных. Усмирив всех богов и титанов, властитель Олимпа подарил эгиду своей воинственной дочери Афине. Сим-волика необыкновенного щита Зевса жива и поныне: современное выражение «находиться под эгидой» намекает на высокое покровительство и надежную защиту.

Если верить греческим мифам, люди изобрели щит в крито-микенский период, точнее говоря, во время войны братьев-близнецов Акрисия и Прета за власть в Арголиде. Во всяком случае, гомеровские герои, осаждавшие «крепкостенную» Трою, были уже поголовно вооружены щитами. И какими! Силач Аякс Теламо-нид прикрывался в бою громадным семи-кожным щитом, обшитым медью. Троянцы, едва завидев гигантский щит Аякса, вздымавшийся над равниной, словно башня, в панике разбегались с поля боя. Другой великолепный щит принадлежал славнейшему герою ахейцев, быстроногому Ахиллу. Этот щит из пяти прочнейших металлических листов выковал для бесстрашного сына Пелея сам бог Гефест. Никому из смертных не под силу было пробить его. Но ценность ахиллесова щита заключалась не только в этом: божественный кузнец покрыл его поверхность дивными картинами, превратив оружие в величайшее произведение искусства. Гефест изобразил на щите землю, море и небо. На небе блистали солнце, месяц, созвездия Ориона, Плеяд и Большой Медведицы. На земле были во всех деталях выписаны два города: в одном проходит народное собрание и свадебная процессия, а во втором, осажденном врагами, кипит кровопролитная битва.

Великий мастер, уважавший простых тружеников, представил на щите и многочисленные сцены крестьянского труда: пахарей, идущих за плугом, уборку хлебов и сбор урожая винограда, а также веселые танцы поселян после трудового дня. Вокруг всего щита Гефест изобразил величественный Океан, обтекающий, по представлениям греков, всю землю.

В мифах и сказаниях многих народов фигурируют самые разнообразные и удивительные щиты. Персей, избегая смертоносного взгляда Медузы горгоны, следил за ее отражением в зеркальном щите. Афина соорудила щит из кожи сраженного ею титана Палланта. Древнерусский сказочный витязь Еруслан Лазаревич вступил в единоборство с Зеленым царем, обладателем огненного щита. Китайский первопредок Чжуань-сюй был избавлен от необходимости добывать себе воинское.снаряжение - он родился хотя и не в рубашке, зато со щитом и копьем на голове.

Любопытное применение нашли щиты в римской мифологии. Во время осады Рима сабинянами Тарпея, недостойная дочь римского центуриона Спу-рия, оборонявшего Капитолий, явилась во вражеский лагерь и предложила свои услуги царю Титу Тацию. Соблазненная блеском золота, она пообещала царю открыть ворота крепости, если получит в награду «то, что его воины носят на руке» (золотые браслеты). Обрадованный царь поклялся всеми богами выполнить ее условие, и Тарпея ночью тайно провела сабинян в крепость, а затем потребовала обещанную плату. Тит Таций, презиравший продажную римлянку, тем не менее сдержал свое слово. По его знаку сабинские воины тотчас же отдали Тарпее то, что они носили на руке - с удовольствием забросали предательницу своими щитами.

В религии языческих народов особый культовый щит почитался как священный знак божественного покровительства. Римляне, например, хранили в царском святилище сразу 12 таких щитов. Один из них, согласно древнему преданию, упал с неба, сделавшись наглядным залогом непобедимости Рима, а остальные 11 представляли собой его точную копию. Эти копии были выполнены искуснейшим кузнецом Мамуррием по заказу мудрого царя Нумы Помпилия, опасавшегося того, что враги могут выкрасть бесценную реликвию. После смерти царя и кузнеца, знавших секрет божественного щита, уже никто не мог отыскать подлинник среди дубликатов, поэтому все 12 щитов признавались равно священными. За их сохранность отвечала специальная коллегия из 12 жрецов-салиев. В марте и октябре, в дни всенародных празднеств, салии торжественно выносили из храма священные щиты, исполняли с ними особые ритуальные танцы и распевали гимны в честь богов-охранителей Вечного города. Римские полководцы перед походом обязательно посещали святилище и, коснувшись рукой драгоценных щитов, взывали к богу войны Марсу о ниспослании победы над врагами.

Свои священные щиты имелись и у других народов. Урарты посвятили главный храм, так называемый «Дом Щита», верховному богу неба Халди. Обитатели минойского Крита, судя по многочисленным изображениям в Кносском дворце, почитали особый двойной щит - с перехватом, в форме восьмерки. Балтийские славяне хранили на стене святилища в Вольгасте щит с золотыми бляхами, принадлежавший некогда воинственному богуЯровиту. В дни миракщитуЯровита было запрещено прикасаться, а в случае войны жрецы несли его впереди войска. Располагали подобной реликвией и христиане, поклонявшиеся белоснежному щиту Иосифа Аримафейского, на котором святой собственной кровью начертал крест - эмблему Воскресения.

В аллегорической живописи Ренессанса щит на том или ином основании принадлежит целому ряду персонификаций. Аллегорический Воин прикрывается щитом от разящих вражеских стрел, а Целомудрие стыдливо прячется за щитом от оперенных любовью стрел Купидона. На щите Храбрости вздыбился лев - эмблема бесстрашия и отваги, между тем как фигура Железного Века подняла на щит змею с человеческой головой - порочный символ лживости. Многоопытная Риторика вооружилась щитом и мечом: первым она парирует любые аргументы оппонента, а вторым - наносит блистательные и неотразимые ответные удары.
В военном деле периода античности та или иная разновидность щита давала наименование целому боевому подразделению. Так, греческие легковооруженные пехотинцы именовались пелтастами, поскольку они носили круглый кожаный щит (греч. «реке»). В македонской армии пехотные отряды тоже назывались и различались по типу щитов: левкаспиды, воины знаменитой македонской фаланги, были вооружены щитами из белой дубленой кожи; халкиспиды прикрывались в бою бронзовыми щитами; аргирас-пиды, отряды тяжеловооруженной пехотной гвардии Александра Македонского, последовавшие за ним в далекий Восточный поход, отличались красивыми посеребренными щитами.

В истории рыцарской символики щит, являвшийся полем для герба, сыграл самую главную роль. Щит был чем-то вроде послужного списка, открытого для всех и каждого, так как на нем отражались все заслуги и проступки его владельца. За совершенный подвиг и значительные заслуги перед родиной и королем к гербу на щите добавляли какие-либо почетные знаки, а за определенные проступки и преступления следовали соответствующие наказания. Если рыцарь бахвалился и разглагольствовал о своих мнимых подвигах, то на щите хвастуна укорачивали правую сторону главы герба. Если жестокосердый рыцарь убивал пленного, на его щите также укорачивали главу герба, округляя ее снизу. Если недисциплинированный рыцарь без команды очертя голову бросался в схватку и тем самым наносил вред своему войску, внизу его щита изображали толчею. За ложь и лжесвидетельство главу герба на щите недостойного рыцаря покрывали красным цветом, стирая бывшие там знаки. Рыцарю, не державшему своего слова, в центре герба рисовали четырехугольник. Рыцарю, уличенному в трусости и бегстве с поля боя, замарывали герб с левой стороны щита.

Итак, в рыцарском щите, словно в зеркале, отражались все прегрешения его хозяина. Со щита стирали какие-либо части герба или весь герб целиком; на него наносили перечисленные выше символы бесчестья; привязывали опрокинутым к позорному столбу; а за наиболее тяжкие преступления рыцаря палачи принародно разламывали его щит на куски.
В геральдике щит служит основой для герба. Геральдические щиты, ведущие происхождение от настоящих, исторических щитов, различаются по форме. К классическим геральдическим щитам относятся следующие:
амазонский - полукруглый щите двумя выемками сверху;
восточный - круглый щит;
варяжский - треугольный, суживающийся книзу;
раннеготский - треугольный, со скругленными верхними краями, вытянутый книзу;
итальянский - овальный щит;
испанский - квадратный, с выгнутым и закругленным нижним краем;
французский - квадратный, с сердцевидной скобкой снизу;
польский- квадратный, отличается от французского лишь скошенными верхними углами и плавными выемками по бокам щита;
немецкий - красивый фигурный щит с глубокими выемками и завитками;
русский - миндалевидный щит, в настоящее время используется в личных гербах и в корпоративной геральдике.

В современной геральдике фигурируют и другие, неканонические формы щита: ромбический (в гербах некоторых африканских государств), треугольный (Никарагуа и Сальвадор), прямоугольный (Гаити), пятиугольный (Чехословакия) и др.

В классической геральдике употребляется также сердцевой щиток - маленький щит, повторяющий форму основного щита и наложенный на его центральную часть. В этом щитке находится самый главный и почетный элемент герба- его сердце.

Еще одним немаловажным элементом герба являются щитодержатели - парные фигуры, расположенные по сторонам герба. В качестве щитодержателей выступают люди (мавры, монахи, женщины, дикари с палицами и т.д.), всевозможные геральдические животные, птицы, рыбы и фантастические существа (ангелы, драконы, грифоны, единороги, фениксы и т.п.).

В европейской городской геральдике в поле щита нередко встречается и эмблема щита. Ее символическая трактовка может быть различной. В гербе Олонецка (Карелия) голубой щит находится в Божьей деснице, выходящей из облака, что символизирует божье покровительство краю, а в гербе г. Тетюши (Татарстан) два круглых серебряных щита лежат среди скрещенных серебряных копий в знак воинской доблести местных жителей.

Защита перенос его защитных функций в духовный план

В мифологии щит и меч символизируют солнечный диск и лучи, Бога-отца и Бога-судью, границу разума и его части, воплощая меридиан, рассекающий экваториальный круг на две равные половины - западную и восточную. Это символическое пересечение - отправная точка, с которой Солнце, согласно древней концепции, начинало дневное движение вокруг Земли.

Щит накрывал ритуальные чаши, охранял часовни, священные деревья и животных. Нума разместил Рим под защитой двенадцати освященных щитов, следуя небесной модели, то есть имитируя солнечный диск. Жрецы использовали щиты в ритуальных танцах, посвященных началу каждого нового года. единственный непременный элемент герба Внешняя сторона щита иногда декорировалась таким образом, чтобы в сражении можно было идентифицировать его носителя (например, геральдическими знаками в конце среднерековья). Щит с изображением головы Медузы является атрибутом Минервы; с изображением льва или быка - персонифицированной Храбрости. Персонифицированный образ Железного века держит щит с изображенным на нем человекоголовым змеем. Щит является атрибутом персонифицированного Целомудрия, оно защищает себя от стрел Купидона, и потому он атрибут богини-девы Дианы; также Риторики (семь свободных искусств). Щит Персея отшлифован до зеркального блеска. Щит, висящий на дереве, пронзенный стрелой, - см. Стрела.

Символ укрывающей и защищающей женской силы. Неиконическое изображение божества или героя. В Египте щит в форме восьмерки был атрибутом Нейт. Подобные щиты встречается и в минойской культуре. В Древней Греции щит вместе с эгидой, которую надевали на грудь как элемент доспехов, был эмблемой Ареса и Афины. Щит и копье символизировали инициацию юношей-эфебов. Украшение их гербоми и близкими им эмблемами может предположительно рассматриваться как защита, через демонстрацию знак удостоверяющего личность в минуту опасности. [КХСС]

ЭМБЛЕМАТИКА Щит Паллады с изображением головы Медузы Горгоны. Ее взгляд был смертоносным и превращал в камень всякого, на ком останавливался. Не останавливай на нем взгляда. Моральное значение символа заключается в том, что нам не следует задерживать своего взгляда на пороке, а лучше отворачиваться, чтобы не закостенеть в нем, так как грех* коварен, и через него мы как бы превращаемся в камень.

Щит с бриллиантом. Камден в своих «Воспоминаниях» говорит, что покойный граф Эссекский вставил бриллиант в середину своего щита, приказав выгравировать вокруг него на латыни девиз: Ограненным ослабнет. Смысл девиза в том, что качества храброго, прямого и порядочного человека, подобно этому бриллианту, будут ослаблены и потускнеют, если он будет отшлифовывать свои манеры при дворе.

В Писании Бога часто называют щитом народа своего. «Я щит твой», - говорит Господь Аврааму, а автор Псалмов говорит: «Благосклонностью своею ты окружишь его, как щитом. Любовью своею и благодатным твоим Провидением сохранишь его во всяком деле.» Очень часто щитом народа Называют принцев и великих людей, поскольку в своих действиях эти люди поступают, или, по крайней мере, должны поступать как защитники общего блага, как отцы своего отечества, и защищать от всяческих притеснений и несправедливостей. Кроме того, в Писании вера также названа щитом, потому что она черпает свои силы у Христа, когда верующий человек пытается преодолеть искушения Сатаны.

ЕГИПЕТ Щит является древним знаком для слова «защита»; как символ и главное украшение он относится к божеству защиты и судьбы Хемсут, которая также выступает как женское подобие ка. На щите расположены две стрелы. Все это представляет герб нома Саис и культовый символ богини войны Нейт. Возможен и другой символ Нейт - прямой угол с двумя предметами, похожими на крюки - не что иное, как стилизованный щит с двумя стрелами; другое толкование объясняет изображенное как две вложенные в колчан стрелы. Этот знак является часто и головным украшением богини, например, на банкетке Тутанхамона. Щит вместе с секирой является атрибутом бога войны и защиты, перенятым во время Нового царства ханаанскими и финикийскими народами. Упомянем здесь еще, что щит (из крокодильей кожи) служил идеограммой для слова «черный».

Щит символизирует божество, слово Господне, веру, спасение, добродетель, чистоту; рыцарское благородство, оборонительное оружие, охрану, защиту, заслон, силу, битву, стойкость, победу; истину, мудрость, мир, верность, доверие, поддержку. Библия говорит о двух видах щитов: 1) небольшие, круглые, деревянные, обтянутые кожей, защищающие от стрел из лука и 2) большие, металлические, против дротиков и копий, а также «огненных» выплесков, бросков, ведь при осаде крепостей, городских стен, осажденные использовали горящую смолу. Щит - охрана, защита, божественное покровительство. Господь Бог Авраму: «… не бойся, Аврам; Я твой щит» (Бытие 15: 1). Во многих местах позже библейское слово «щит» переводили, как латинское слово: «protektor», то есть «закрывающий», «защищающий». «Боже! Что же в течение столького времени Польшу щитом прикрывает от стольких несчастий?» («Гимн на церемонии провозглашения Польского королевства» А. Фелиньского). Щит - слово Господне. «Бог! - Непорочен путь Его, чисто слово Господа; щит Он для всех, уповающих на Него» (Псалом 17: 31). Щит - спасение. «Ты дашь мне щит спасения твоего» (Вторая книга Царств 22: 36). Щит освященный - помазанный елеем, мирром. «… там повержен щит сильных, щит Саула, как бы не был он помазан елеем» (Вторая книга Царств 1: 21). Щит - защита героя, оружие властелина, силача. «Шея твоя, как столп Давидов, /… / тысяча щитов висит на нем, все щиты сильных» (Песнь песней 4: 4). Щит Давида - шестиугольная звезда. Щит - верность, истина. «Перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его» (Псалом 90: 4). Щит - атрибут греческого бога Ареса (Марса), а также богини отваги (с изображением льва или быка) - Артемиды (Дианы); а также Риторики - одного из семи свободных искусств, персонификация Железного века (змея с человеческой головой). Зеркальный щит Персея, отражавший убийственный взгляд Медузы Горгоны, и позволивший убить ее. Эгида - в греческой мифологии, это щит, выкованный Гефестом для Зевса. Он был покрыт шкурой козы Амальтеи. Афина поместила в середину эгиды голову Медузы Горгоны, которую ей принес в жертву Персей. Щит с неба - лат. ancile, овальный, несколько суженный в половине своей. Согласно легенде, этот щит упал с неба в Рим при царствовании Нумы Помпилия - как символ и залог существования Римского государства. Чтобы утвердить святость этого символа, было сделано одиннадцать копий щита, которые носили в торжественных процессиях. «Со щитом или на щите» - так спартанские женщины, согласно Плутарху, провожали своих мужей, сыновей, братьев и возлюбленных на войну. В переносном смысле: вернись с победой или умри с честью. Щит - своего рода опознавательный знак рыцаря, воина. Сначала это было своеобразным психологическим оружием, которое должно было испугать, устрашить противника. Например, у царя Агамемнона на щите была изображена Медуза Горгона; у Менелая - дельфин, у Одиссея - лев, у Гектора - тоже; морской конь у Ахилла, рак у Амикоса, сына бога Посейдона… В средние же века на рыцарских щитах изображались гербы того или иного дворянского рода, а также тексты девизов. Щит - Вселенная, Космос, представление о Вселенной. Гефест, как высшее достижение своего искусства, выковал изображения Неба, Земли, океана, луны и звездного небосклона, а также изображение двух городов, сражения, пахоту и жнивьё, скот и праздничные сцены («Илиада» Гомера). Ударять мечами или копьями в щиты - для приглушения голоса, или для устрашения неприятеля, или для изгнания злых духов. К этому действию прибегали критские жрецы, чтобы заглушить плач маленького Зевса - лишь бы его не услышал Хронос, жестокий отец будущего верховного бога. Кельтские вожди стучали тупым концом копья в щит приговоренного к смерти воина, - одновременно это было сигналом барду, который должен был тут же сложить печальную песнь. «А ночь такая страшная, словно бы слышится гром щитов в эпоху Спартака» («Маленькая притча о Риме» Б. Залескего). Щит - вера, Церковь. «А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого» (Послание к Ефесянам 6: 16). Речь идет о ереси, тщеславии, телесных желаниях и искушениях. Щит - атрибут не только святого Георгия, но и святой Софии. Щит подношения. Древние германцы поднимал на щите вновь избранного вождя, и показывали его всему племени. Подобный обычай существовал при венчании на царствование короля франков (согласно свидетельству летописца Григория из Тура), а также польских королей. Щит и меч - эмблема отваги. «Щит», до 1928 года, так называемый Щит Собесского - созвездие Южного полушария, которое можно наблюдать в Восточной Европе летом и осенью. Амулеты в виде маленьких щитов, считались оберегами против демонов. В геральдике: герб, щит гербовый; герб рыцаря на щите. «Рыцарь, будь верен своему щиту!» («Щит» Болеслава Лешмяна). «Щит амазонок» - эмблема с польских шапок и военных шлемов в виде полумесяца, на котором изображен маленький орел. Рука щита - левая; правая же - для копья, меча.

Значение символа
Щит - главное оборонительное оружие древнего воина, надежно прикрывавшее его от вражеских стрел, копий, мечей и сабель, символ защиты, победы, славы и воинской чести. Мать спартанца, провожая сына на войну, напутствовала его: «Со щитом или на щите», что означало: «Победа или смерть!» Вывешенный щит - знак победы и обладания. Ворвавшись во вражеский город, рыцарь вешал боевой щит на воротах приглянувшегося ему дома, тем самым давая понять соратникам, что дом отныне обрел своего нового хозяина.

Со щитом может быть связана и негативная символика. Так, брошенный в бою щит символизировал поражение, а опрокинутый или разломанный на куски - являл собой унизительный знак несмываемого бесчестья и позора. В аллегорической живописи Ренессанса щит обрел новые для себя «роли». Аллегорический Воин прикрывается щитом от разящих вражеских стрел, а Целомудрие стыдливо прячется за щитом от оперенных любовью стрел Купидона. На щите Храбрости вздыбился лев - эмблема бесстрашия и отваги; фигура Железного Века подняла на щит змею с человеческой головой - порочный символ лживости. Многоопытная Риторика вооружилась и щитом, и мечом: первым она парирует любые аргументы оппонента, а вторым - наносит блистательные и неотразимые ответные удары.

Если в целом знак щита символизирует защиту в жизни, то меч олицетворяет власть, но в то же время является и парным символом защиты.

Меч - символ воинственности, героического начала, силы, правосудия. Подобно оружию других видов, отражает символику власти. Также связывается с разумом, проницательностью, светом, истиной, мудростью. Парным мечу «женским» образом является прялка, воплощающая созидательную деятельность, в то время как меч выступает как оружие защиты последней. Прялка и меч, соответственно, символизируют процветание и безопасность; в то же время, поскольку меч несет гибель, они противопоставлены в рамках оппозиции жизнь - смерть. Меч являлся атрибутом римского бога Марса, выступающего в качестве хранителя мирного труда. Во многих традициях меч наделялся способностью защищать от злых духов, обезвреживать их; например, китайские духи - стражи порога - традиционно изображались с мечами.

Аналогичным образом в христианстве нечестивость и ересь изводятся не только огнем, но и мечом.

В мифологии и фольклоре фигурирует мотив меча-кладенца либо сломанного меча, которые олицетворяют некое сокровище или наследство, которое герой должен обрести (восстановить) в ходе трудных испытаний. В раннем Средневековье кузнец представлялся существом необыкновенным, близким к колдуну, несомненно по причине своего умения изготовлять оружие, ковать мечи.

В христианской культуре меч выступал как символ духа и слова Божия. В средневековой Европе в качестве знаков власти фигурировали меч светский и меч духовный (папе как преемнику святого Петра, наместнику Бога принадлежали оба). В католицизме пламенеющий меч выступает как символ воинственной церкви. В алхимии меч - символ очищающего огня. В японской традиции меч является одним из трех священных императорских сокровищ.

Где можно встретить символ

Когда следует обращаться к символу
Активируйте символ перед принятием решения, в каком банке хранить сбережения.

Приемы активации символа
Настраиваемся на символ
Сядьте на стул с жесткой спинкой, расправьте плечи. Не отрываясь, рассматривайте изображение символа 2,5-3 минуты. Закройте глаза, руки свободно свесьте вдоль тела.
Сделайте глубокий вдох, выдыхайте медленно, считая до 12. Повторите 5 раз.

Фраза-ключ, которая открывает денежную энергию символа
- Успех ведет меня к процветанию! Регулярное обращение к символу

Смотрите на символ утром и вечером по 10-15 с, повторяя про себя аффирмации:
- Я всегда смогу сохранить денежную независимость!
- Мне приятно зарабатывать деньги!

Обряд для усиления действия символа
Сядьте на пятку левой ноги, ступню правой поставьте у левого колена. Выпрямите спину, опустите руки, сделайте выдох. Сгибая руки, медленно поднимите их, чтобы ладони оказались у плеч. Пальцы при этом должны быть напряжены, ладони направлены вниз. Сделайте вдох. Задержите дыхание. Поднимитесь на левое колено, с силой выбросьте руки вперед, помогая движению плечами и сопровождая действия троекратным выдохом без вдоха.

Представьте, что вы отталкиваете навсегда бедность, неудачи и плохие мысли. Повторите 3 раза.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.