Сколько стояла зоя с иконой. Стояние Зои (Каменная Зоя, Зоино стояние) в Куйбышеве

Вкратце случилось вот что: девушка, дерзнувшая танцевать с иконой Николая Чудотворца, окаменела. Врач, приехавшая по вызову, попыталась сделать Зое укол, но не смогла — игла гнулась. Наутро рядом с домом 84 на Чкаловской улице уже толпился народ.

Свистящее дыхание

В городе и сегодня немало жителей помнят те события. «Мне было в 1956 г. 14 лет , — рассказывает Татьяна Фатеева . — Мы жили в 10 минутах ходьбы от дома на Чкалов-ской. Одноклассники хотели проникнуть в дом с задних дворов. Но оказалось, что и там дежурили милиционеры. И это ещё больше подхлёстывало народ. Ведь если нет никакого чуда, то зачем дом охранять? Милиционеров не хватало, их собирали со всей области. Моя соседка Антонина рассказывала, что из их родного села Августовки (Самарская обл.) милиционера тоже вызвали в Самару (тогда город назывался Куйбышев. — Ред.) на дежурст-во. Когда он вернулся, его замучили расспросами. А он говорить не имел права. Вместо этого снял с себя фуражку, и все увидели, что у молодого парня голова седая ».

В городе из уст в уста пересказывали обстоятельства произошедшего. Молодая работница трубочного завода им. Масленникова Зоя Карнаухова вместе со знакомыми праздновала Новый год. Весь вечер она прождала своего кавалера Николая , который так и не пришёл. Когда пары стали танцевать, Зоя с досады сняла со стены икону святителя Николая со словами: «Возьму этого Николая и пойду с ним танцевать», не слушая подруг, которые советовали не совершать такого кощунства. «Если Бог есть, Он меня накажет», — бросила девушка. Почти сразу же раздался гром, и Зоя с прижатой к груди иконой словно окаменела. Стояла посреди комнаты, как мраморная статуя.

Тот самый дом на Чкаловской улице. Фото: АиФ/ Мария Позднякова

«Той зимней ночью над Самарой действительно грянул гром , — продолжает Татьяна Фатеева. — Моя старшая коллега по работе Валентина Константиновна Сурва рассказывала, что в 1956 г. была на ночном дежурстве на узле связи. И, когда загромыхал гром и небо озарила молния, их начальник удивился: «Что это Илия Пророк лето с зимой перепутал?! »

Сарафанное радио разнесло историю о стоянии Зои по всей стране. Вот что рассказал «АиФ» старец Илий (схиархимандрит Илий (Ноздрин), духовник патриарха Кирилла ): «Летом 1956 г. я плыл из г. Камышина (Волгоградская обл.) в Саратов поступать в духовную семинарию. Об истории Зои к тому времени знал. Много разговоров шло. А на пароходе встретил двух женщин, они были из Куйбышева и под впечатлением тех событий. Рассказали, что их знакомый дал милиционерам, охранявшим дом, денег. И прошёл. И убедился, что Зоя стояла. Свидетелей много было. Это факт неоспоримый ».

«Я общался с женщиной, которая собственными глазами видела окаменевшую девушку , — рассказывает “АиФ” прото-иерей Николай Агафонов, писатель, автор повести “Стояние” . — В оцеплении стоял родной брат её подруги. В одно из ночных дежурств он пропустил их в дом. Они увидели фигуру, накрытую простынёй. И звук был такой свистящий. Видимо, это было дыхание Зои. Девушек сковал ужас, и они выбежали на улицу». Жители Самары вспоминали, что ночами Зоя страшно кричала: «Молитесь! В грехах погибаем! »

Отец Серафим (Звягин), взявший икону из рук Зои. Фото 1955 г. Фото: Фото из книги / «Отец духовный Серафим»

Рассказ отца Серафима

На Рождество в дом пропустили священника. Он отслужил молебен и смог взять из рук Зои икону Николая Чудотворца. Батюшка сказал, что надо ждать знамения на Пасху. Второй визит случился на Благовещение. «Бабушка была на Чкаловской, рассказала: к охране подходил благообразный старец, и, что удивительно, его пропустили в дом ». Позже новость обрастёт подробностями. Дежурные милиционеры слышали, как он ласково спросил Зою: «Ну что, устала стоять? » А когда старца хотели выпустить, в доме его не оказалось... Все в городе были убеждены, что приходил к Зое сам Николай Чудотворец. Стали говорить, что по молитвам святого Господь её помиловал. На Пасху в 1956 г., после 128 дней стояния, Зоя, чьё имя с греческого переводится как «жизнь», действительно ожила. Перед этим она особенно сильно кричала: «Молитесь, люди, во грехах погибаем! Молитесь, кресты надевайте, в крестах ходите, гибнет земля, качается, как колыбель... » В мышцах девушки появилась мягкость. Её положили. Спрашивали: «Как же ты жила, кто тебя кормил? » — «Голуби, голуби меня кормили... » Случай с Зоей сильно подейст-вовал на жителей города. В Страстную неделю кинотеатры и другие развлекательные заведения Самары были пусты. Многие крестились. Обращение было так велико, что в церквах недоставало крестов для просящих.

Считается, что Зоя умерла на третий день Пасхи. Долгое время оставалось тайной, кто был монах, сумевший взять из её рук икону. Батюшкой оказался отец Серафим (Звягин) . Он служил в сельском храме в Костром-ской обл., а в Самару приехал после того, как ему дважды было повеление от Господа. В 2012 г. за полтора месяца до кончины отец Серафим, на тот момент он был схиархимандритом, рассказал: «Нас арестовали, пытали ». Указывая на свой лоб и глаза, продолжил: «Отметины на всю жизнь. Вспоминать и то страшно! » Следователи добивались, чтобы священник объявил, что никакого чуда не было. Говорили: «Ты молодой, зачем тебе всё это надо? » Батюшка отказался врать. Тогда с него взяли расписку о неразглашении на 50 лет.

«Подробности этого чуда можно было бы узнать из папок, которые хранились в КГБ , — рассказал “АиФ” журналист Андрей Караулов . — Знаю людей, которые видели документы по делу “стояния Зои”, и там было указано, что папок в деле три ».

Памятник Николаю Чудотворцу - в память о громком чуде 1956 г. Фото: АиФ/ Мария Позднякова

Дом 84 на Чкаловской сохранился. Последние жильцы съехали оттуда после недавнего пожара, сейчас здание заколочено и пребывает в запустении. Зато рядом установлен и освящён памятник святителю Николаю. И сегодня люди специально приезжают помолиться на место, где святой совершил чудо, которое даже в годы госатеизма многих привело к Богу.

В Новогоднюю ночь 1955/1956 Зоя собрала подруг у себя дома. Девушки веселились, танцевали, а Зоя всё ждала и ждала своего жениха Колю. Парень опаздывал, и Зоя, схватив из угла икону с Николаем Чудотворцем, стала кружиться с нею в танце вместо своего возлюбленного.

Подруги сделали ей замечание, попросив вернуть образ на место, но Зоя вела себя как одержимая и заявила: «Если есть Бог, Он меня накажет!» Тут блеснула молния, на секунду погас свет, и Зоя застыла на месте в обнимку с иконой…

Кадр из х/ф «Чудо»

«Зоино стояние»

Случай этот якобы произошел в городе Куйбышев, на улице Чкалова, 84. Застывшую камнем девушку пытались двигать, будить, тормошить, но Зоя ни на что не реагировала. Икону из её рук вынуть тоже не получалось. Приехавшие врачи констатировали, что девушка жива, но поделать ничего не могли. Она не ела и не пила много дней, смотрела в одну точку, а по ночам что-то выкрикивала и просила молиться за грехи. На Благовещение в дом пришёл местный старец, иеромонах Серафим Тяпочкин. Он посмотрел на Зою, вынул икону из её рук и сказал, что стоять она так будет вплоть до Пасхи. Предсказание старца сбылось: девушка простояла камнем 128 дней, а на Пасху вновь ожила, обмякла и через три дня умерла.

Слухи о «каменной Зое» мигом разлетелись по городу, к дому 84 по улице Чкалова постоянно ходили зеваки. Чтобы успокоить людей, 24 января 1956 года в газете «Волжская коммуна» города Куйбышев (Самара) был выпущен фельетон-опровержение под заголовком «Дикий случай».

Говорилось о том, что не было никакой поражённой божьим гневом девушки Зои Карнауховой, и в доме 84 по улице Чкалова проживает некая Клавдия Болонкина со своим сыном. В Новогоднюю ночь гости пришли к сыну, среди девушек была и Зоя, познакомившаяся накануне с парнем по имени Николай. Он должен был явиться на вечеринку, но так и не пришёл, и Зоя стала танцевать с иконой Николая Чудотворца. Мимо дома в этот момент проходила какая-то монахиня, увидела богохульствующую девицу и крикнула: «За такой грех обернёшься ты соляным столпом!» Девушка не окаменела, однако хозяйка дома для красного словца стала рассказывать историю, что, мол, всё так и произошло, как сказала монашка, окаменела Зоя, как соляной столп.

Позорное чудо

«Зоино стояние» до сих пор относят к разряду церковных преданий. О правдивости истории заявлял и отец Роман Державин, настоятель храма Казанской иконы Божьей Матери в селе Нероновка Самарской области. Священник говорил, что об этом случае ему рассказывал отец, что Зоя Карнаухова работала на трубном заводе, что у неё была глубоко верующая мать, которая не разрешала дочери нарушать весельем Рождественский пост, что именно с иконой, принадлежащей матери, кружилась в танце и застыла на месте Зоя. Верующие горожане поддерживали и передавали этот рассказ, к дому на Чкалова ходили паломники.

Власти в пятидесятых неоднократно пытались прекратить распространение слухов. Первый секретарь Куйбышевского обкома КПСС Михаил Ефремов дал комментарий для газеты: «Да, произошло такое чудо, позорное для нас, коммунистов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница начала танцевать с иконой и… одеревенела. И пошло, начал собираться народ… Хотели послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Но бюро обкома посоветовалось и решило… охранять там нечего. Вышла глупость: никаких танцев… не было, живёт там старуха».

В городских архивах нет упоминаний о девушке по имени Зоя Карнаухова, как нет и сведений о монахе Серафиме. Дом № 84 по улице Чкалова принадлежал советской гражданке Клавдии Болонкиной.

Историю некоторые знающие люди объясняли ещё так: что, мол, проживала в Куйбышеве одна воцерковленная женщина, её и прозвали в какой-то момент «каменной Зоей», но на самом деле никакого превращения в соляной столп не было.

Сюжет для фильмов

Городская легенда легла в основу нескольких фильмов и литературных произведений: в 2000 году был выпущен на экраны 20-минутный документальный фильм «Стояние Зои», а в 2009 году - полнометражный художественный фильм от режиссера Александра Прошкина под названием «Чудо». После этого на Чкалова, 84 снова начали приходить паломники. Рядом с домом на газоне установили памятник Николаю Чудотворцу. А в мае 2014 года дом «каменной Зои» сгорел. По слухам, в результате поджога.

Через год после события вышел телефильм «Зоя», снятый по пьесе Александра Игнашева. А в издательстве Сретенского монастыря в Москве была опубликована повесть протоиерея Николая Агафонова «Стояние».

Самара, улица Чкалова. Женщина на заднем плане поравнялась с воротами дома № 84. В январе 1956 года эта улица была оцеплена нарядами конной милиции.

В данной статье мы покажем подлинные фотографии дома, в котором, якобы, произошло «Стояние Зои» и расскажем реальные факты для тех, кто хочет разобраться в легенде о «каменной девке» — Зое Карнауховой.

В каждом блоге есть статьи, которые пользуются у читателей наибольшей популярностью. У одного моего знакомого на сайте с более чем тысячей статей на самые разные околокультурые темы граждане почему-то в основном читают про то, какие типы бород и усов существуют. В моём блоге наибольшее число просмотров собрала статья о «Стоянии Зои» . И всё бы ничего, да вот только читатели, вероятно, искренне считающие себя православными, в комментариях под статьёй натурально себя не сдерживают. И ведут себя как «комментаторы-чайки»: прилетел – нагадил — скрылся. Не все, конечно, но тенденция хорошо прослеживается.


Если честно, не хотел снова касаться темы, связанной с самой известной городской легендой Самары, но достали. Да, понимаю, для вышеозначенной категории читателей всё будет без толку, тем не менее.

Для начала напомню саму легенду. За годы она обросла всяческими подробностями и интерпретациями, но канонический сюжет найти легко в фельетоне «Дикий случай», напечатанном в газете «Волжская коммуна» 24 января 1956 года. Заметим по ходу, что в этом фельетоне упоминается только одно реальное имя участницы событий – хозяйки дома Клавдии Петровны Болонкиной. Каноническая история представлена и в Википедии , правда, уже с подробностями и дополнительными именами:

В доме № 84 по улице Чкалова жили Клавдия Болонкина с сыном. В новогоднюю ночь сын пригласил в гости друзей. Среди приглашённых была Зоя Карнаухова, которая накануне познакомилась с молодым практикантом по имени Николай, обещавшим прийти к ним на праздник. Все подруги были с парнями, Зоя сидела одна, Николай задерживался. Когда начались танцы, она заявила: «Если нет моего Николая, буду с Николой Угодником танцевать!» И направилась к углу, где стояли иконы. Друзья ужаснулись: «Зоя, это грех», но она сказала: «Если есть Бог, пусть он меня накажет!» Взяла икону, прижала к груди. Вошла в круг танцующих и вдруг застыла, словно вросла в пол…

Там же можно найти и вариации описания событий, например, такую:

По рассказам одной женщины, танцы с иконой действительно имели место, и проходившая монахиня бросила: «За такой грех обернёшься ты соляным столбом!», а Клавдия начала распускать слух, что так и произошло…

Произошло ли? Чтобы сейчас в этом разобраться, нужно основываться на неопровержимых фактах и логике. А из неопровержимых фактов у нас есть, в первую очередь — сам дом, домовые книги, уголовное дело, список личного состава завода им. Масленникова (бывшего трубочного завода). Начнём плясать от печки, то есть – от дома.

«Стояние Зои». Факт № 1 «Дом».

Так или иначе, во всех версиях легенды о Зое фигурирует дом по улице Чкаловской № 84. Возьмите любой источник везде написано – «дом по улице Чкаловской № 84», «в доме Болонкиной». Я специально выделяю эти фразы, чтобы вы поняли: каждый раз речь идёт про один, конкретный дом .


Квартира — дом Клавдии Болонкиной. Согласно легенде «Стояние Зои» произошло именно здесь.

Но вот в чём проблема: по указанному адресу на улице Чкалова находятся несколько жилых построек под одним номером. Это такая усадьба, состоящая из домов-квартир, обнесённых общим забором. И бывшая квартира Клавдии Болонкиной находится примерно в середине «усадьбы».


Общий вид на «дом» на улице Чкалова, 84

С улицы «дом Зои» увидеть просто невозможно. Ну, вот никак! Даже если вы подойдёте к забору и подпрыгните, всё равно вы ничего не разглядите. Так выглядит комплекс домов по улице Чкалова сейчас, так же он выглядел в 1956 году.

Следовательно, никакая старушка или совокупность старушек-богомолок рассмотреть зимой богомерзкие танцы с иконой не могла/не могли. Всё, что они могли бы увидеть с улицы Чкаловской – это фасад двухэтажного дома и забор.


Ворота во двор «усадьбы» на улице Чкалова, 84

Первым, кто в Самаре начал досконально расследовать историю «Стояния Зои», был краевед Валерий Ерофеев. В то время ещё можно было найти очевидцев событий на Чкаловской. С их слов он и записал — в январе 1956 года по улице Чкаловской действительно бродили две старухи. Жильцы домов перенаправляли дам по разным адресам. Пока, наконец, один из соседей, в шутку, не указал на дом Болонкиной.


Во дворе усадьбы висит белый мешок. Кто-то ждёт Санту.

Клавдии Болонкиной старухи объяснили, что ищут зелёный дом, в котором стоит каменная девушка. Якобы, на этот счет на какую-то блаженную Аграфену снизошла Божья благодать и она пророчествовала. Болонкина, разумеется, ни о какой «каменной девушке» не слышала. Старухи ушли, а уже на следующий день начались всем известные события.

Зафиксируем. Никто из «очевидцев» не мог с улицы узреть «чудо», так как дом-квартира Болонкиной находилась в глубине огороженного забором двора.

«Стояние Зои» или размер имеет значение

Почему-то никто из верующих в «чудо» не обращает внимание на совершенно очевидный факт: дом Болонкиной имеет весьма скромные размеры. Это три крохотных комнаты, в которых можно, конечно, напиться индивидуальным образом, но устроить гулянку с танцами решительно невозможно.


Вид на дом Клавдии Болонкиной из глубины двора.

Комната, где якобы состоялись танцы с фатальными для одной из участниц последствиями, размером около 12-ти квадратных метров. Добавьте туда мебель – стол, стулья, некую тумбочку с неким патефоном, под который якобы танцевали гуляющие, или гармониста с инструментом, сидящего, допустим, на кровати – и станет совершенно понятно, что одна пара ещё как-то может повальсировать на таком крохотном пространстве, а вот несколько человек – никак. Если, конечно, они не ламбаду танцуют…


Всё, что осталось от одной из комнат дома Клавдии Болонкиной

В 2007 году в эфире ГТРК «Самара» в рамках телевизионного цикла «Собрание сочинений» вышел документальный фильм «Каменная Зоя». 15-ти минутная программа снималась несколько месяцев, над ней работала журналист Галина Щерба . В это время бывший дом Болонкиной уже давно сдавался, очевидцев не осталось, а жильцы соседних домов настолько устали от бесконечных вопросов, что при одном упоминании имени «Зоя» готовы были захлопнуть дверь перед интересующимися и запереть калитку…


Бытовые условия в этих домах до сих пор остаются на уровне каменного века

Их можно понять – бытовые условия в этих домах до сих пор остаются на уровне каменного века: без канализации, без водопровода, без капитального ремонта. Им бы свои проблемы с помощью журналистов решить, а все, как назло, только про каменную девку спрашивают… Тем не менее, съёмочной группе тогда удалось попасть в дом. Квартиросъёмщик даже любезно отогнул палас и показал половицы. Но то, что развернуться в комнатушке невозможно, было очевидно. Судите сами – мы сделали нарезку из кадров дома и комнаты, вошедших тогда в программу.

До этого самарский краевед Валерий Ерофеева тоже отмечал скромные размеры жилища Болонкиной, а по словам соседей, Клавдия никогда не устраивала попоек и вообще жила тихо.


Окна бывшего дома Болонкиной заколочены. Как сказали жильцы, время от времени здесь проходят моления

Ну, а с остальными неопровержимыми фактами мы вас ознакомим позже. Хотя главный, на наш взгляд, «факт» заключается в отношении РПЦ к дому Клавдии Болонкиной. Дом, в котором случилось «чудо», Русской Православной Церкви НЕ НУЖЕН. Сравнительно недавно он горел, а сейчас тихо доживает свой век в ожидании сноса. Хотя мог бы стать центром массового паломничества. Но не станет, так как землю под соответствующие цели желающих купить нет. Почему? Возможно, у вас есть ответ на этот вопрос.

P.S. Кстати, а что же хотят сделать в бывшем доме Клавдии Болонкиной?

Пятьдесят лет назад под Новый год в Самаре произошло так называемое Зоино стояние - явление, которое до сих пор считают великим чудом. Благодаря этому событию теперь в городе точно знают, чего не нужно делать за праздничным столом

Дело было так. Город Куйбышев (ныне Самара), улица Чкалова, январь 1956 года, новогодние праздники. Именно в это время и в этом месте произошло так называемое Зоино стояние - событие, которое до сих пор одни считают великим чудом, другие - обширным приступом массового психоза. Работница трубного завода Зоя Карнаухова, красавица и атеистка, за новогодним столом попыталась совершить богохульство, за что ее тут же постигла страшная кара: девушка окаменела и стояла без признаков жизни 128 дней. Слух об этом поставил на уши весь город - от рядовых граждан до руководителей обкома. До сих пор многие родители в Самаре пугают Каменной Зоей своих детей: «Не балуй, окаменеешь!» Шикарный сюжет для мозгодробительного православного триллера. Корреспондент «РР» отправился на место событий в творческую разведку.

«Если Бог есть, то пусть он меня покарает»

Настоятель храма Святого Георгия отец Игорь Соловьев подходит к одной из икон, висящих на стене недалеко от царских врат. Вроде бы обычный образ Николая Чудотворца, но под ним - вереница необычных изображений, больше похожих на комиксы, чем на иллюстрации жития святого. Вот шумная компания молодых людей сидит за столом. Вот девушка берет образ святого Николая из красного угла. Вот она с ним в обнимку танцует. На следующей картинке Зоя уже белого цвета, с иконой в руках, вокруг нее люди в штатском, у них в глазах мистический ужас. Далее - возле нее стоит старичок, который берет икону из каменных рук, вокруг дома толпа народу. На последней же картинке рядом с Зоей сам Николай Чудотворец, лицо у девушки снова розового цвета.

Это пока единственная в мире икона, на которой запечатлены те события, - комментирует священник. - Написала ее художница Татьяна Ручка, она уже умерла. Изобразить этот сюжет на иконе было нашей идеей. Это вовсе не значит, что мы признали Зою Карнаухову святой. Нет, она была великая грешница, но именно на ней было явлено чудо, которое многих во времена хрущевских гонений на церковь укрепило в вере. Ведь сказано же в Писании, что даже если праведники умолкнут, то камни возопиют. Вот и возопили.

В деталях народная версия «Зоиного стояния» выглядит так. В новогоднюю ночь в доме Болонкиной Клавдии Петровны по адресу улица Чкалова, дом 84, по приглашению ее сына собралась компания молодежи. Сама Клавдия Петровна, работавшая продавцом в ларьке «Пиво - Воды», была человеком набожным, шумного веселья в не одобряла, поэтому ушла к подруге. Проводив старый год, встретив новый и основательно нагрузившись спиртным, молодежь решила потанцевать. Среди прочих за столом находилась Зоя Карнаухова. Всеобщего веселья она не разделяла, и на то у нее были причины. Накануне на трубном заводе она познакомилась с молодым практикантом по имени Николай, и он обещал прийти на праздник. Но время шло, а Николая все не было. Друзья и подруги уже давно танцевали, некоторые из них начали Зою подкалывать: «А ты чего не танцуешь? Да забудь ты про него, не придет он, иди к нам!» - «Не придет?! - вспыхнула Карнаухова. - Ну, раз нет моего Николая, то я буду танцевать с Николаем Чудотворцем!»

Зоя приставила к красному углу стул, встала на него и сняла с полки образ. Даже далеким от церкви и сильно подвыпившим гостям стало не по себе: «Слышь, лучше поставь на место. С этим делом шутить не обязательно!» Но образумить девушку не удалось: «Если Бог есть, то пусть он меня покарает!» - ответила Зоя и пошла с иконой по кругу. Через несколько минут этого страшного танца в доме вдруг раздался какой-то шум, поднялся ветер и сверкнула молния. Когда окружающие пришли в себя, богохульница уже стояла посреди комнаты белая, как мрамор. Ноги ее приросли к полу, руки сжали икону так крепко, что вырвать ее не было никакой возможности. Но сердце билось.

Друзья Зои вызвали «скорую». В составе медицинской бригады, которая приехала на вызов, была Анна Павловна Калашникова.

Утром того дня мама приехала домой и тут же нас всех перебудила, - рассказала «Русскому репортеру» ее ныне здравствующая дочь Нина Михайловна, прихожанка храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, расположенного неподалеку. - «Вот вы все спите, - говорит, - а город уже на ушах весь! На улице Чкалова девушка окаменела! Прямо с иконой в руках стоит - и ни с места, сама видела». И далее мать рассказала, как пыталась сделать ей укол, но только все иголки поломала.

Сегодня воспоминания Калашниковой, по сути, являются единственным живым свидетельством того, что в доме № 84 действительно произошло что-то неординарное, - считает руководитель информационного агентства «Благовест» Антон Жоголев. Именно ему архиепископ Самарский и Сызранский Сергий поручил исследовать феномен «стояния Зои», результатом чего явилась одноименная книжка, уже разошедшаяся тиражом 25 тыс. экземпляров. - В предисловии к этой книге я написал, что мы не ставим себе целью убедить читателя, что это чудо действительно произошло. Лично я считаю, что если и не было никакой Каменной Зои, то это само по себе еще большее чудо. Потому что в 1956 году слух об окаменевшей девушке всполошил весь город - многие обратились к церкви, и вот это уже, как говорится, медицинский факт.

«Да, произошло это чудо - позорное для нас, коммунистов…»

Случай на Чкаловской улице - дикий, позорный случай. Он служит упреком в адрес пропагандистских работников горкома и райкомов КПСС. Пусть же уродливая гримаса старого быта, которую многие из нас видели в те дни, станет для них уроком и предостережением».

Это цитата из городской газеты «Волжская коммуна» от 24 января 1956 года. Фельетон «Дикий случай» был опубликован по решению 13−й Куйбышевской областной партконференции, созванной в срочном порядке в связи с религиозными волнениями в городе. Первый секретарь ОК КПСС (по-те­перешнему - губернатор) товарищ Ефремов устроил делегатам на эту тему мощнейший разнос. Вот цитата из стенограммы его выступления: «Да, произошло это чудо - позорное для нас, коммунистов, руководителей парторганов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. После этого стали говорить: окаменела, одеревенела - и пошло. Начал собираться народ, потому что неумело поступили руководители милицейских органов. Видно, и еще кто-то приложил к этому руку. Тут же поставили милицейский пост, а где милиция, туда и глаза. Мало оказалось милиции, так как народ все прибывал, выставили конную милицию. А народ, раз так, - все туда. Некоторые даже додумались до того, что вносили предложение послать туда попов для ликвидации этого позорного явления…»

На партконференции было решено резко усилить антирелигиозную пропаганду в Куйбышеве и области. За первые восемь месяцев 1956 года было прочитано свыше 2000 науч­но−атеистических лекций - это в 2,5 раза больше, чем за весь предыдущий год. Но эффективность их была невелика. Как свидетельствует «Справка о выполнении постановлений бюро ОК КПСС за 1956 год по отделу пропаганды и агитации», практически из всех районов шли отчеты о том, что слухи об «окаменевшей девице» по-прежнему очень сильны в народе; резко усилились религиозные настроения; во время поста люди редко выходят на улицы с гармошкой; снизилась посещаемость кинотеатров, а в страстную неделю сеансы и вовсе срывались из-за отсутствия зрителей в залах. По улицам города ходили отряды комсомольцев-агитаторов, утверждавших, что были в доме на Чкаловской улице и ничего там не видели. Но, как следует из донесений с мест, эти акции лишь подлили масла в огонь, так что даже те, кто не верили в чудо, начинали сомневаться: а может, и вправду что-то было…

«Голуби меня кормили, голуби…»

Сразу после Пасхи история про «Зою стоящую» стала достоянием народного самиздата. Среди жителей области и даже за ее пределами пошло по рукам составленное неизвестным автором Зоино «житие». Начиналось оно так: «Вся земля да поклонится Тебе, Гос­поди, да поет хвалу Имени Твоему, да возблагодарит Тебя, хотящего отвратить многих от пути нечестия к вере истинной». А заканчивалось словами: «Если же кто прочитает эти чудеса и не поверит, тот согрешит. Составлено и записано рукой очевидца». Содержание самого «документа» местами различается в разных копиях - видимо, переписывая, люди добавляли что-то от себя, - но основная фабула везде примерно одинакова.

Далее - краткий пересказ. Зоя пробыла в полумертвом обличии 128 дней - до самой Пасхи. Время от времени она издавала душераздирающие вопли: «Молитесь, люди, во грехах погибаем! Молитесь, молитесь, кресты надевайте, в крестах ходите, гибнет земля, качается, как колыбель!..» С первых дней дом на улице Чкалова был взят под усиленную охрану, внутрь никого без специального разрешения не пускали. Вызвали из Москвы какого-то «профессора медицины», имя которого в житии не упоминается. А на праздник Рождества Христова в дом допустили некоего «иеромонаха Серафима». Отслужив водосвятный молебен, он извлек икону из рук Зои и вернул ее на место. Возможно, речь идет о тогдашнем настоятеле Петропавловской церкви города Куйбышева Серафиме Полозе, который вскоре после описанных событий был осужден по статье за мужеложство - довольно распространенная в те времена расправа с неугодными священнослужителями.

Но, несмотря на все меры, принятые властями, народ не расходился: люди стояли возле милицейского кордона круглосуточно. В «житии» приводится свидетельство «одной благочестивой женщины» о том, как она, увидев за ограждением молодого офицера милиции, подозвала его и спросила: «Милок, ты был там внутри?» «Был», - ответил офицер. «Ну расскажи, что ты там видел?» - «Мамаша, нам нельзя ничего говорить, мы дали подписку о неразглашении. Но тут и разглашать-то нечего, сейчас сама все увидишь», - сказав это, молодой милиционер снял головной убор и «благочестивая женщина» схватилась за сердце. Парень был абсолютно седой.

«На пятый день “стояния” епископу Иерониму позвонил уполномоченный по делам религий Алексеев, - пишет в своих воспоминаниях Андрей Савин, занимавший в те годы должность секретаря местного епархиального управления. - Попросил выступить с амвона церкви, назвать этот случай нелепой выдумкой. Это дело было поручено настоятелю Покровского собора отцу Александру Надеждину. Но епархия поставила одно непременное условие: отец Александр должен побывать в том доме и своими глазами во всем удостовериться. Такого поворота уполномоченный не ожидал. Ответил, что подумает и перезвонит через два часа. Но позвонил лишь через два дня и сказал, что наше вмешательство уже не требуется».

Заканчиваются Зоины мучения, согласно народному преданию, после явления ей самого Николая Чудотворца. Незадолго до Пасхи к дому подошел благообразный старец и попросил дежурных милиционеров пустить его в дом. Ему сказали: «Отойди, дедушка». На другой день старец снова приходит и снова получает отказ. На третий день, в праздник Благовещения, «промыслом Божиим» стража пропустила старца к Зое. И слышали милиционеры, как он ласково спросил девицу: «Ну что, устала стоять?» Сколько он там пробыл, неизвестно, а только когда хватились его искать, то найти не смогли. Позже, когда Зоя ожила, то на вопрос, что стало с таинственным посетителем, она указала на икону: «В передний угол ушел». Вскоре после этого явления, накануне Пасхи, в мускулах Зои Карнауховой стала появляться жизнь, и она смогла сойти с места. По другой версии, ее еще задолго до праздника увезли в психиатрическую больницу вместе с половыми досками, к которым она приросла, причем когда рубили пол, то из дерева брызнула кровь. «Как же ты жила? Кто тебя кормил?» - спрашивали Зою, когда она пришла в себя. «Голуби! - был ответ. - Голуби меня кормили!»

О дальнейшей судьбе Зои Карнауховой рассказывают по-разному. Одни считают, что спустя три дня она умерла, другие уверены, что сгинула в психушке, а третьи свято верят в то, что Зоя долгое время жила в монастыре и тайно похоронена в Троице-Сергиевой лавре.

Можно верить в эти события, можно не верить, но очевидно одно: у этой истории есть актуальный духовный смысл, - говорит мне на прощание Антон Жоголев, но в сочетании с горящими глазами неофита фраза «Можно не верить» в его устах звучит как-то неубедительно. - И касается он новогодних праздников. Ведь в России сейчас Новый год приходится на последнюю неделю рождественского поста. Миллионы людей, даже тех, что называют себя верующими, идут в эти дни на сделку с совестью в угоду окружающим.

Я, кажется, понял твою мысль. Надо, чтобы какой-нибудь серьезный режиссер снял про Зою очень страшный и благочестивый триллер, чтобы показывать его в новогоднюю ночь. Вместо «Иронии судьбы».

А что? Хорошая идея. Правильная.

«Люди приходят интересные. Каждый третий Божью Матерь видел»

На улице Чкалова за полвека мало что изменилось. В центре Самары сегодня царит даже не ХХ, а XIX век: вода в колонке, отопление печное, удобства на улице, почти все постройки в аварийном состоянии. О событиях 1956 года напоминает лишь сам дом № 84, а также отсутствие поблизости автобусной остановки. «Как ликвидировали во времена “Зоиной смуты”, так и не восстановили», - вспоминает жительница соседнего дома Любовь Борисовна Кабаева.

Сейчас хоть пореже стали приезжать, а года два назад все как с цепи сорвались. На дню раз по десять паломники приходили. И все спрашивают одно и то же, а я одно и то же отвечаю - язык отсох.

А что отвечаете-то?

А что тут ответишь? Ерунда все это! Я сама в те годы еще девчонкой была, а мать покойная все хорошо помнила и мне рассказала. В доме этом когда-то жил не то монах, не то священник. А когда в 30−е годы начались гонения, он не выдержал и отрекся от веры. Куда делся, неизвестно, а только дом продал и уехал. Но по старой памяти сюда часто заходили религиозные люди, спрашивали, где он, куда делся. А в тот самый день, когда Зоя якобы окаменела, в доме у Болонкиных действительно гуляла молодежь. И как на грех в тот же вечер какая-то очередная монахиня приехала. Она заглянула в окно и увидела, как одна девица танцует с иконой. И пошла по улицам причитать: «Ах ты, охальница! Ах, богохульница! Ах, сердце твое каменное! Да Бог тебя покарает. Да ты вся окаменеешь. Да ты уже окаменела!» Кто-то услышал, подхватил, потом еще кто-то, еще, и пошло-поехало. На следующий день к Болонкиным попер народ - где, мол, баба каменная, давай показывай. Когда люди ее вконец достали, она вызвала милицию. Те выставили оцепление. Ну, а народ у нас как обычно думает? Раз не пускают, значит, точно что-то скрывают. Вот и все «Зоино стояние».

Ну и как - верят вам паломники?

Нет, конечно. Говорят: «А откуда ж тогда имя Зои всплыло? Да еще вместе с фамилией?»

А действительно, откуда?

Я и сама не знаю. Забыла у матери поинтересоваться, а теперь уже не спросишь: умерла она.

Сам дом № 84 стоит глубоко во дворе. На вид ему никак не меньше ста лет - врос в землю по самые окна. Живет здесь теперь молодая пара с детьми: она продавец на рынке, он торговый представитель.

Москва, Краснодар, Новосибирск, Киев, Мюнхен… - Наталья Курдюкова перечисляет города, из которых к ним в гости приезжали паломники. - Одесса, Минск, Рига, Хельсинки, Владивосток… Прежний жилец этого дома наркоманом был и никого не пускал, а мы люди доброй воли - пожалуйста, не жалко.

Избушка как избушка. Тесная комнатка, печь, сени, кухня. Владелец живет где-то в области, а дом сдает лишь для того, чтобы кто-нибудь вносил квартплату и присматривал за имуществом.

Люди бывают интересные, - продолжает Николай Трандин, муж Натальи. - Каждый третий Божью Матерь видел. Многие шутят: «Это хорошо, что хотя бы 50 лет спустя в этом доме Николай появился». А тот, которого в ту ночь Зоя ждала, говорят, стал законченным уголовником. Всю жизнь по тюрьмам провел.

А вы тут ничего необычного не замечали?

Два года живем - абсолютно ничего. Не сказать, чтобы мы сильно верующие, но вся эта история все равно на нас потихоньку воздействует. Мы когда здесь поселились, еще в гражданском браке жили, а теперь вот поженились и даже обвенчались. Сын недавно родился - тоже Николаем назвали, в честь святого. Ну вот и на эту тему все чаще задумываемся, - Николай нагнулся и похлопал ладонью по полу.

В самом центре комнаты в ширину человеческих ног половые доски более свежие и узкие, остальные - ветхие и раза в два толще.

Кошка почему-то здесь очень любит сидеть, - улыбается Наталья. - Пробовали сгонять, все равно возвращается.

На следующий день, проходя мимо «Зоиного дома», мы с фотографом увидели, как Николай зачем-то косит и бросает в огонь траву. Пригляделись, а это конопля…

Прежний жилец, наркоман, насажал, - виновато развел руками Николай. - Ничем теперь не выведешь.

Госнаркоконтроль достает, что ли?

Да нет, просто соседи подкалывают постоянно: «Развели тут опиум для народа!»

Это такой православный триллер: по легенде, 31 декабря 1955 года в доме № 84 по улице Чкалова города Куйбышева (нынешняя Самара) собралась компания молодежи. Всё как положено: выпивали, танцевали, веселились. Одна из приглашенных девушек - работница трубного завода Зоя Карнаухова, ждала в этот вечер своего нового знакомого Николая. С парнем они познакомились совсем недавно, но он успел приглянуться девушке. Но Николай всё не шел и не шел, а Зоя расстраивалась. «А чего ты не танцуешь? Брось ты, не придет твой Коля!» - решили поддержать Зою подружки, на что та разозлилась, вскочила с места и, сняв с полки икону Николая Чудотворца, начала танцевать с ней. Мол, раз мой Коля не пришел, потанцую хоть с этим.

nikola-ygodnik.narod.ru

Остальным гостям якобы в этот момент стало не по себе, и они потребовали вернуть образ на место. «Если Бог есть, то пусть он меня покарает!» - ответила Зоя и пошла с иконой по кругу, продолжая танец отчаявшейся женщины. Через несколько минут в доме вдруг раздался шум, поднялся ветер и сверкнула молния. Когда окружающие пришли в себя, богохульница уже стояла посреди комнаты белая как снег, прижав икону к груди. Ноги ее приросли к полу, глаза не моргали, дыхания тоже не было слышно. Но сердце билось.

Nikola-ygodnik.narod.ru

Друзья Зои сначала попытались снять икону у девушки из рук, но это не получилось. Испугавшись, те позвонили в «скорую». В медицинской бригаде, приехавшей на вызов, была Анна Калашникова, чей родственник - а по стечению обстоятельств еще и священник Виталий Калашников - теперь рассказывает подробности самарской мистерии, свидетелем которой он косвенно стал:

Анна Павловна Калашникова - тетка моей матери - в 1956 году работала в Куйбышеве врачом скорой помощи. В тот день утром она приехала к нам домой и сообщила: «Вы тут спите, а город уже давно на ногах!» И рассказала об окаменевшей девушке. А еще она призналась (хотя и давала подписку), что сейчас была в том доме по вызову. Видела застывшую Зою. Видела икону святителя Николая у нее в руках. Пыталась сделать несчастной укол, но иглы гнулись, ломались, и потому сделать укол не удалось. Все были потрясены ее рассказом. Анна Павловна Калашникова проработала на «скорой» врачом потом еще много лет. Умерла в 1996 году.

Руководитель информационного агентства «Благовест» Антон Жоголев говорит, что воспоминания Калашниковой считаются, по сути, единственным живым свидетельством того, что в доме № 84 действительно произошло что-то странное. Все те «свидетельства», которые стали известны позднее, больше напоминают народный фольклор. Например, рассказ некой бабушки, которая пыталась выведать у молодого милиционера, действительно ли в таинственном доме стоит каменная девушка. Тот якобы прямо отвечать отказался, но потом просто молча снял головной убор и показал бабуле абсолютно седую голову. За одну ночь дежурства, мол, так поседел.

Именно мне архиепископ Самарский и Сызранский Сергий поручил исследовать феномен стояния Зои, результатом чего явилась одноименная книжка, уже разошедшаяся тиражом 25 тысяч экземпляров. В предисловии к этой книге я написал, что мы не ставим себе целью убедить читателя, что это чудо действительно произошло. Лично я считаю, что если и не было никакой каменной Зои, то это само по себе еще большее чудо. Потому что в 1956 году слух об окаменевшей девушке всполошил весь город - многие обратились к церкви, и вот это уже, как говорится, медицинский факт.

Действительно, слух об окаменевшей девушке быстро распространился по Куйбышеву. Рядом с домом по улице Чкалова стал дежурить народ. Хозяйка дома - владелица пивного ларька Клавдия Болонкина - заколотила окна здания досками, а рядом с домом милиция установила круглосуточное оцепление. Соседи Болонкиной рассказывали, что та была женщиной зажиточной и сдавала часть своего дома. В этой-то его части и произошло загадочное событие.

Rusсайт

Правда, скептики и тут сомневаются. Есть версия, что Болонкина просто устала от огромного количества народа у себя перед окнами и заявила в милицию, попросив избавить ее от зевак. А может, предприимчивая женщина решила заработать на людской молве и, нагнав таинственности, заколотила окна дома специально. Ведь очевидцы поговаривали, что Болонкина якобы тайком водила экскурсии в дом - за 10 рублей с человека, что было в те годы суммой приличной. Зеваки, цепенея от ужаса, глядели на женскую фигуру с иконой в руках, стоящую в полумраке. Говорят, на роль Зои Болонкина пригласила свою знакомую и делила с ней заработок. Душераздирающие вопли из дома по ночам: «Молитесь, люди, во грехах погибаем! Молитесь, молитесь, кресты надевайте, в крестах ходите, гибнет земля, качается, как колыбель!..» - это якобы тоже дело рук Болонкиной и ее сообщников. А милицию на место «паломничества» пришлось отправить городским властям, чтобы без беспорядков и членовредительства обошлось. Картину происходившего в те годы могло бы объяснить дело о стоянии Зои, которое под грифом «Секретно» все эти годы хранилось в областном ГУВД. Но в 1999 году здание управления сильно горело, и архив документов практически полностью был уничтожен.

ic.pics.livejournal.com

Как отреагировали на чудо официальные власти, учитывая, что в Советском Союзе в то время был рассвет атеистических настроений? Была легенда, что в Куйбышев лично приезжал Никита Хрущев, но документальных свидетельств этому нет. В партии отреагировали на весть о чуде злорадно: в КПСС решили, что все эти слухи - провокация, специально подготовленная к областному съезду партии, который должен был скоро случиться. По решению как раз этой партконференции в городской газете «Волжская коммуна» (которая существует, кстати, по сей день) был опубликован фельетон редактора Страхова «Дикий случай», высмеивающий шумиху вокруг якобы случившегося.

vkonline.ru

На самой конференции первый секретарь ОК КПСС Михаил Ефремов устроил делегатам на эту тему мощнейший разнос:

Да, произошло это чудо - позорное для нас, коммунистов, руководителей парторганов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. После этого стали говорить: окаменела, одеревенела - и пошло. Начал собираться народ, потому что неумело поступили руководители милицейских органов. Видно, и еще кто-то приложил к этому руку. Тут же поставили милицейский пост, а где милиция, туда и глаза. Мало оказалось милиции, так как народ все прибывал, выставили конную милицию. А народ, раз так, - все туда. Некоторые даже додумались до того, что вносили предложение послать туда попов для ликвидации этого позорного явления…

В партии было решено резко усилить антирелигиозную пропаганду в Куйбышеве и области. За первые восемь месяцев 1956 года было прочитано свыше 2000 науч­но-атеистических лекций - это в 2,5 раза больше, чем за весь предыдущий год. Но эффективность их была невелика. Сохранились документы, свидетельствующие, что в Страстную неделю город будто вымер, все сидели по домам. А накануне Пасхи ни один житель Куйбышева не явился в клуб «Победа» смотреть кино.

azbyka.ru

Так чем же всё-таки закончилась эта истории? По одной из версий, к Зое, которая на тот момент простояла с иконой в руках уже как 128 дней, под Пасху явился некий «иеромонах Серафим», который освятил комнату и отслужил молебен, а потом снял-таки из рук девицы икону. Зоя же без сил опустилась на стул и долго не могла прийти в себя. Однако и тут все неоднозначно. В то время были широко известны два священнослужителя по имени Серафим. Первый - это Серафим Тяпочкин, архимандрит Русской православной церкви, настоятель Свято-Николаевского храма в посёлке Ракитное Белгородской области.

pravpochta.com

Второй - тогдашний настоятель Петропавловской церкви города Куйбышева Серафим Полоз, который вскоре после описанных событий был осужден за мужеложство - довольно распространенная в те времена статья, с помощью которой расправлялись с неугодными священнослужителями.

blagovest.cofe.ru

Верующих людей также устраивает еще одна версия счастливого исхода этой истории. Согласно народному преданию, Зоя ожила после явления ей самого Николая Чудотворца. Незадолго до Пасхи к дому подошел старец и попросил дежурных милиционеров пустить его в дом. Ему сказали: «Отойди, дедушка». На другой день старец снова пришел и снова получил отказ. На третий день, в праздник Благовещения, «промыслом Божиим» стража пропустила старца к Зое. Милиционеры якобы слышали, как он ласково спросил девицу: «Ну что, устала стоять?» Сколько он там пробыл, неизвестно, но когда его хватились, найти не смогли. Зоя потом ожила и указала на икону: «Он в передний угол ушел».

Что с Зоей Карнауховой было дальше - никто не знает. О дальнейшей ее судьбе рассказывают всякое. Одни считают, что спустя три дня она умерла, другие уверены, что сгинула в психушке, а третьи свято верят в то, что Зоя долгое время жила в монастыре и тайно похоронена в Троице-Сергиевой лавре.

И вроде бы о той таинственной Зое даже немного подзабыли (за исключением туристов со всего мира, которые регулярно приезжали поглазеть на знаменитый дом), как 12 мая 2014 года здание внезапно сгорело. Местные, по традиции, разделились на два лагеря: одни видят в этом роковой знак и ждут других несчастий, другие же уверены, что дом в историческом центре города сгорел неслучайно и, скорее всего, это дело рук какой-то местной строительной фирмы, которая уже спроектировала в этом районе очередную новостройку.

  • Медики объясняют феномен Зоиного стояния просто: у девушки, по всей видимости, были расстройства психики, и во время танца с ней случился очередной припадок. Кататоническая шизофрения отличается двигательными нарушениями - в частности, при данной форме заболевания может развиваться кататонический ступор, то есть человек буквально может застыть на месте. Но чаще это случается в положении лежа.
  • Подобный случай описан в книге Георгия Гурджиева «Встречи с замечательными людьми». Гурджиев рассказывал там историю, как он видел во время путешествия в какой-то стране обряд колдунов-чёрных магов: одного человека помещали в круг, заранее очерченный, и совершали над ним ритуальные, магические действия: после этого человек не мог самостоятельно выбраться из него. Лишь двое-трое физически крепких мужчин могли вынести этого человека за пределы круга, но в таком случае у него открывалась рвота и начинались конвульсии. Так продолжалось до тех пор, пока человека не затаскивали обратно. Гурджиев описывал, что складывалось впечатление, что какая-то исполинская сила, как магнит, удерживала человека.
  • В мировом искусстве также много параллелей с историей Зои: от гомеровской Медузы Горгоны, одним взглядом превращавшей человека в камень, до «Спящей красавицы» Шарля Перро.
  • В 2009 году режиссер Александр Прошкин снял фильм «Чудо» по мотивам предания о Зое. Главную роль - репортера Николая - играет актер Константин Хабенский.
  • В Самаре поговаривают, что тот самый Николай, которого Зоя не дождалась в тот вечер, кончил плохо: стал преступником и всю жизнь провел в тюрьмах.
Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.