Соборование у ранних христиан. Соборование

Что такое Соборование? Для чего оно проводится? Как происходит? На все эти вопросы Вы найдёте ответ в нижепредложенной статье.

Что такое Соборование?

Соборование — одно из семи Таинств Православной Церкви. Соборование совершается для исцеления духовных и телесных недугов, а также дарует оставление тех грехов, о которых человек забыл. Совершается семикратным крестообразным помазыванием лба, ноздрей, щек, губ, груди и рук верующего освященным елеем, сопровождаемым чтением молитв, Апостола и Евангелия.

Соборование совершается при тяжелой болезни в течение всего года, а Великим постом все верующие стараются собороваться.

После соборования верующие стараются исповедаться (если не исповедались до) и причаститься.

Соборование: Таинство исцеления души и тела

Таинство исцеления души и тела - такими словами можно передать суть таинства, которое известно у нас как Соборование, а в церковных книгах чаще называется Елеосвящением. Название «соборование» произошло от практики совершения этого таинства несколькими священниками - «собором».

С уважением, священник Антоний Скрынников.

Можно ли молиться при общем соборовании о человеке, который там не присутствует? Дело в том, что мой сыночек (ему 2 года) никак не может выстоять всё соборование, нам уже приходилось уходить раньше.Спасибо заранее за ответ. С уважением Евгения

Отвечает священник Михаил Самохин:

Здравствуйте, Евгения!

Таинство соборования, как и все таинства Церкви, предполагает только личное участие человека. Таинство соборования не совершается над детьми, младше 7 лет, поэтому участие в таинстве Вашего ребенка лучше отложить до достижения им этого возраста.
Самым лучшим целительным средством для младенца является возможно более частое причащение.

С уважением, священник Михаил Самохин.

Совершение Таинства Соборовани

Елеосвящение совершается над православными людьми старше семи лет. Обычно оно совершается в храме, но тяжело больным может быть преподано на дому. Таинство может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же непрерывно продолжающейся болезни. Елеосвящение не совершается над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными. Священник не может совершить Таинство над самим собой.

В состав последования Таинства входят три части: молебное пение; приготовление вещества для помазания и самое помазание. Первая часть есть сокращение утрени, совершаемой в дни поста и покаяния. После обыкновенных начальных утренних молитв, псалма 142, который представляет сокращение шестопсалмия, и ектеньи, бываемой на утрени, поется «Аллилуиа» вместо «Бог Господь», как в покаянное время. Далее поются тропари покаянные, читается псалом 50-й, который на утрени полагается перед каноном и поется Канон «Моря чермную пучину» После канона в стихирах испрашивается от Господа исцеление больному. Затем освящается вещество для Таинства. Освящение елея совершается посредством ектеньи, в которой прилагаются прошения о благословении елея силою, действом и наитием Святого Духа, и молитвы, читаемой всеми священниками. Во время чтения этой молитвы поются тропари: три Господу Иисусу Христу, два - апостолу Иакову, по одному - святителю Николаю, мироточцу Димитрию, целебнику Пантелеймону, бессребреникам, апостолу Иоанну Богослову и заключительный тропарь Пресвятой Богородице. Далее следует третья часть - совершение самого Таинства. Порядок ее такой: читается Апостол и Евангелие с обычными принадлежностями; произносится сугубая ектения о больном и молитва о нем же и совершается крестообразное помазание больного освященным елеем на челе, ноздрях, ланитах, устах, персях и на руках по обе стороны при чтении молитвы об исцелении к Богу Отцу с призыванием в молитвах Пресвятой Богородицы, избранных и всех святых.

Этот порядок, по числу совершителей Таинства, повторяется семь раз, причем каждый раз меняются апостольское и евангельское чтения и приспособляющаяся к ним молитва после сугубой ектеньи. В апостольских и евангельских чтениях воспомянуты многоразличные обстоятельства, имеющие отношение к Таинству. После седьмого помазания на главу больного возлагается письменами вниз Евангелие, как бы рука Самого Господа. Евангелие поддерживают священники, а первенствующий в то время читает разрешительную молитву. Далее произносится сокращенная сугубая ектения, поются тропари бессребреникам и Богородице и бывает отпуст, на котором вспоминается святой апостол Иаков. В конце священнодействия принявший Таинство испрашивает благословение и прощение у священников. Для совершения Таинства поставляется стол, а на нем полагаются блюдо с пшеницей, крест и Евангелие. Зерна пшеницы символически указывают на новую жизнь - по выздоровлении или же после всеобщего воскресения (см. Ин. 12, 24; 1 Кор. 15, 36 - 38), а крест и Евангелие - на присутствие Самого Иисуса Христа. На пшеницу ставится пустой сосуд (кандило праздное), который наполняется потом освященным елеем в соединении с вином, в подражание врачевству, употребленному упоминаемым в евангельской притче самарянином (см. Лк 10, 34). Вокруг сосуда в пшеницу водружают семь стручцев, обвитых бумагой (хлопчаткой), для помазания и столько же зажженных свечей. Священнодействие открывается каждением окрест стола, всего храма или дома и предстоящих. Когда соборование соединяется с исповедью и причащением больного, то сначала совершается «Последование о исповедании», затем Елеосвящение и наконец Причащение Святых Таин. В случае смертной опасности, дабы не лишить больного последнего Причастия, сразу после исповеди совершают сокращенный чин Причащения (Требник, гл. 14) и затем, если больной еще не потерял сознания, совершается Таинство Елеосвящения, которое можно начать с ектеньи «Миром Господу помолимся…». Таинство считается совершённым, если священник по освящении елея успеет хотя бы один раз прочитать над больным тайносовершительную молитву и помазать указанные в Требнике части тела. Таинство не совершается над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными. Кроме того, священнику запрещается совершать Елеосвящение над самим собой. Обычай возливать освященный елей на тело скончавшегося после Соборования человека не находит подтверждения в практике древней Церкви, ибо он служит для помазания живых, а не мертвых. Поэтому не следует придерживаться этого обычая. При отсутствии смертельной опасности для больного нет оснований для соединения Елеосвящения с Причащением, однако предварительная исповедь и покаяние желательны.

Дары, посылаемые Таинстве Елеосвящения

Как видно из слов апостола Иакова (5, 14 - 15), в Таинстве Елеосвящения посылается людям свыше два Божественных дара. Первый дар - это исцеление телесное. Во время соборования за больного молится пресвитер Церкви или священник и помазывает его освященным Елеем так же, как апостолы при исцелении больных молились и иногда мазали их маслом. Кроме того, на соборовании собираются родственники и знакомые больного, которые вместе с пресвитером также молятся о здравии его. Молится, наконец, и сам больной, насколько ему позволяют силы. И общая всех молитва веры спасает болящего, и исцеляет его Господь, потому что молится здесь не один человек, а много, да еще и сам пресвитер, которому дана власть ходатайствовать перед Богом за людей. А Господь Сам обещал исполнить прошение, если будут просить Его о чем-нибудь двое или трое. Он сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 19). При этом все молящиеся, разумеется, должны иметь надлежащую веру и надежду на Бога, почему и сказано: «Молитва веры исцелит болящего» (Иак. 5, 15).

Второй дар, который посылается больному в Таинстве Елеосвящения, - это отпущение грехов. Ибо апостолом сказано: «Если он [болящий] соделал грехи, простятся ему» (Иак 5, 15). Конечно, человек в этом случае должен проявить сердечное сокрушение о своих беззакониях. Он должен привести на память всю свою жизнь, все свои неправды, все обиды, какие кому сделал. Припомнив все это, он должен раскаяться в своих неправдах от всего сердца, просить Бога о прощении их. Вместе с тем он должен простить и сам своим ближним, кто из них в чем виновен против него, кто чем-нибудь обидел его. Ибо он твердо должен помнить слова Иисуса Христа, которыми Он научал людей молиться Всевышнему: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф. 6, 12), Все это больной непременно должен исполнить, ибо этого желает от людей Сам Бог.

Кто выздоравливает после Таинства Елеосвящения и почему?

Выздоровление людей от болезни после соборования часто совершается на наших глазах. Человеку постепенно становится все лучше и лучше, и он вскоре совсем выздоравливает. Для нас часто это бывает невидимо: мы думаем, что больной встал сам по себе, сам по себе выздоровел; на самом же деле здесь помогла исцеляющая сила молитвы. Недаром же сказано: «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его. Господь…» (Иак 5, 15). Слово Божие не напрасно, «ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1, 37). И если Господь через апостола Своего сказал, что Он в Елеосвящении исцелит болящего, то, когда после елеосвящения больной выздоравливает, стало быть, он выздоравливает не сам по себе, а от того, что Господь помог ему.

Правда, не все соборованные выздоравливают. Иные из них и умирают. Но от этого нельзя еще говорить и думать, что соборование не помогает больному.

О том, какое облегчение в предсмертных страданиях может последовать за совершением сего Таинства, свидетельствует случай, описанный сельским священником Брояковским. Одну его благочестивую прихожанку Параскеву, шедшую в день святой великомученицы Варвары рано утром на службу, в нескольких шагах от храма укусила бешеная собака, нанесши большую рану на щеке. Искусанная немедленно была доставлена к знахарке в соседнее село. Священник, узнавший о происшедшем только через несколько дней, имел намерение отослать пострадавшую на бактериологическую станцию. Но ее родные воспротивились этому, успокоенные тем, что рана зажила и больная чувствует себя хорошо. И действительно, уже 19 декабря она говела в своей церкви, правда, выглядела слишком угрюмою. А через пять дней к священнику явился сын потерпевшей и заявил, что мать его почувствовала себя плохо и просит немедленно прибыть и «обмасловать» ее. Ранним утром следующего дня священник застал больную лежащей на печке и что-то несвязно бормочущей. В ожидании церковного старосты он узнал, что у больной, несомненно, бешенство или иначе - водобоязнь. Четыре дня, как она отказалась от вкушения пищи, а в особенности воды, и страшно боялась холода, вследствие чего и находилась все время на печке. Во время священнодействия больная сидела на лавке. Взор ее был диким и блуждающим, так что она не могла сосредоточиться на одном предмете и вела себя крайне беспокойно: то произносила какие-то невнятные слова, то вдруг, совершенно сознательно и отчетливо выговаривала « слова молитвы, очень часто совершала крестное знамение в особенном возбуждении, порывисто и истово. По временам она бросала недружелюбные взгляды на своих родных, причем в это время раздавался страшный скрежет зубов. Очевидно, она, была поражена психически и сильно подавлена сознанием своего ужасного положения. После чтения первого Евангелия больная со страшным усилием, скрежеща зубами, еле заставила себя поцеловать священную книгу. Несмотря на то, что муж и сын держали за руки мечущуюся больную, священник с большим трудом совершал елеопомазание ее тела. И свершилось новое чудо милости Божией. По окончании священнодействия больная совершенно успокоилась. Благодать Божия преподанная Им в Таинствe Елеосвящения, исцелила ее немощи душевные. Она встала на ноги, поклонилась священнику в пояс и сказала: Благодарю вас, батюшка, что вы не отказались сделать порядок душе моей. Через некоторое время после соборования маслом Параскева попросила воды, умылась ею и напилась. А вечером, часов в шесть, попросила поесть. Часов в 10 - 11 ночи больная потребовала к себе детей, благословила их и после этого непостыдно и мирно, будучи напутствована Святыми Тайнами, отошла ко Господу.
Дети, несмотря на тяжелую для них утрату, слезно благодарили Господа Бога, что он не попустил развиться болезни до крайней степени и даровал страдалице, бывшей в жизни истинной христианкой, христианскую кончину, но, будучи напутствована Святыми Тайнами, отошла ко Господу.

Не дерзая разгадать тайны Промысла Божия о судьбах человеческих, можно сказать о смерти, произошедшей после Таинства Соборования, следующее.

Во-первых, иногда как сам приступающий к соборованию, так равно и родные его, готовящие его к этому Таинству, не выполняют того, что необходимо для его выздоровления. Для выздоровления требуется вера в помощь Божию и усердное прошение или со стороны самого больного, или со стороны ходатайствовавших за него. Ибо исцеляющий Христос был, есть и будет один и тот же, и одного и того же требовал, требует и будет требовать от всех при их исцелении. А вот того, что Он требует, часто и не бывает ни у самого больного, ни у окружающих его. Больной часто приступает к соборованию потому, что так принято у людей, так заведено. По тому же самому часто и родственники, а также и знакомые присутствуют при соборовании больного: Нехорошо не быть, стыдно от людей!» Стало быть, ни у кого из присутствовавших при соборовании нет ни достаточной веры, ни усердного прошения. А без этого-то не бывает и выздоровления. Ибо сказано, что больного исцеляет молитва веры, то есть вера, соединенная с молитвой.

Во-вторых, иногда Бог не посылает выздоровления человеку и ради пользы самого же, человека. Может быть, если бы человек выздоровел, он сделался бы великим злодеем и грешником, и душа его погибла бы. Бог же, зная наперед, что будет дальше и как будет человек жить в будущем, и берет его к себе. Ведь человеку этого не видно, ему непостижимы пути Промысла Божия. Нужно только твердо верить, что Бог благ и все делает ко благу Своего творения! В-третьих, после соборования иногда человек умирает и потому, что ему нужно, пора умирать. Бог положил неизменный закон каждому человеку когда-нибудь умереть: мы это видим сами. А если бы после соборования человек выздоравливал всегда, то он мог бы никогда не умирать, что противно воле Божией. Велик дар - выздоровление от болезни, ибо всякому человеку хочется пожить подольше. Но еще больше другой дар - отпущение грехов. Этот дар делает человека чистым и отворяет ему дверь в Царство Небесное. Царство же Небесное есть драгоценнейшее сокровище, которого человек должен искать непрестанно в продолжение всей своей земной жизни. Поэтому, православные христиане, не бойтесь прибегать к Таинству Елеосвящения. Когда кто-либо заболеет, пусть пособоруется не откладывая. А при соборовании сам больной и его родные пусть помолятся с верою и надеждой на милосердие Божие. По вере Бог исполнит их общее желание. Если же больной видит, что воля Божия зовет его к Себе, то ему нечего печалиться в последние минуты своей жизни: ему готовится блаженная жизнь в Царстве Небесном. Тем не менее все-таки еще раз нужно сказать, что соборование приносит человеку выздоровление очень часто.

Наверное, ни одно из семи церковных таинств не окружено таким количеством мифов и суеверий как Елеосвящение, или, как его чаще называют, так сказать, в мирском варианте - Соборование.

У многих людей, далеких от Церкви, уже само это название вызывает дрожание в конечностях: как же - иначе как предсмертные приготовления это таинство не воспринимается!

Сам «термин» Елеосвящение имеет греческую основу и состоит их двух слов: elaioa, что означает «масло», и eleos - милость, что можно «перевести» более пространно: когда священнослужитель с молитвой помазывает больного освященным маслом , тот осеняется Божьей благодатью, способной исцелять немощи - как душевные, так и телесные.

Название же «соборование» произошло от слова «собор» - не в значении «храм», а в смысле «собрание», подразумевая под этим, что в идеале данное таинство совершает собор из семи священников. Но далеко не каждый храм располагает таким клиром, посему вполне допустимо проведение соборования и одним батюшкой.

О сути таинства

В таинствах все действия не разделяются на главные и второстепенные. Несведущие люди считают, что в Соборовании основное - «помазаться» маслом. Это в корне неверно. Сам по себе этот продукт, участвующий в ритуале, ни малейшей магической силой не обладает.

Когда у человека в принципе нет веры, когда в ходе совершающегося действа его мысли где-то витают и далеки от молитвенного настроя, то для него Таинство Елеосвящения теряет всякий смысл.

Соборование, как, впрочем, и каждое из иных церковных таинств, требует наличия страха Божия и веры.

Что дает человеку церковное соборование?

На этом моменте стоит остановиться подробнее. Жизнь каждого наполнена огромным количеством грехов, а человек в силу своей общей греховной сущности даже порой не осознает их как таковые, попросту не придает им значения.

Но это совсем даже не мешает им оставаться грехами, постепенно отягощая душу. Вот говорит кто-нибудь: на душе что-то тяжело, но, возможно, совершенно не осознаёт, отчего это происходит… А бывает, совершен грех - и забыт. Заметьте: не утаен сознательно, а забыт и именно поэтому не раскаян на исповеди. Именно от таких вот грехов и очищает Елеосвящение.

Если же говорить о, так сказать, физическом выздоровлении, то можно сослаться на фразу апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. Молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему».

Совсем нередко после совершения Соборования случаются поистине чудеса исцелений. Но это не значит, что данное таинство следует расценивать как процедуру с магическим «акцентом», дающую стопроцентное и немедленное исцеление от всяческих недугов. А ведь некоторыми пришедшими собороваться духовный аспект даже не берется во внимание.

Другая крайность - это когда люди имеют весьма странные соображения относительно описываемого таинства, в частности, что производится оно лишь над тяжелобольными, буквально умирающими людьми. Это неправославное понимание, точнее непонимание, действа, воспринимаемого как «последнее помазание». Вспомним опять евангельские свидетельства: ведь апостолы Христовы помазывали елеем именно ради исцеления.

И уж совершенно нечего бояться Соборования и самим больным людям - оно никоим образом не ускорит кончину, а, не исключено, что поможет выздороветь или хотя бы продлит жизнь, чтобы мирно и по-христиански перейти в мир иной - с непременными исповедью и причащением.

Символика Елеосвящения

Можно принести оливковое или подсолнечное масло.

Растительное масло, на церковном языке называемое елеем, в богослужениях применяется с библейских времен, символизируя Святой Дух. Это может быть оливковое или, за неимением оного, подсолнечное.

Свет, милосердие Божие и врачевание символизирует елей и в современной христианской Церкви. Из Евангелия известно о множестве чудесных исцелений, совершенных Иисусом Христом.

Знаем мы и о том, что даром врачевания Он наделил своих апостолов, которые, проповедуя Христово учение, «многих больных мазали маслом и исцеляли», что свидетельствует об установлении данного таинства СамимСпасителем мира.

Многие совершаемые в процессе действия уходят корнями в те древние евангельские времена и потому наполнены особым символизмом.

Так, перед началом Соборования елей соединяют с красным вином, как в Христовой притче о добром самаритянине. Тот, наткнувшись по дороге на израненного лиходеями путника, обработал раны страдальца, возливая на них вино и елей.

Около сосуда, наполненного маслом, зажигают семь свеч, что знаменует благотворные действия, производимые над нами дарами Святого Духа, - а их тоже семь.

Поставленный в пшеницу елей - тоже глубокий символ, говорящий больному о такой истине: после кончины его ждет неизбежное воскрешение в обновленной и нетленной телесной оболочке, как в природе из посеянного пшеничного зернышка прорастает новый стебель.

Когда священник освящает масло крестным знамением, это показывает, что все действо совершается силой Иисуса Христа, распятого на Животворящем Древе.

Помазание совершается елеем – освящённым в церкви маслом.

Пришедших на таинство священнослужители помазывают елеем, также изображая крестик на лбу, с обеих сторон носа, на губах, щеках, груди, ладонях и их тыльном «обороте», как бы передавая им благодать Духа Святого.

Сие действие - символ очищения мыслей, а также пяти человеческих органов чувств, сердец и творений наших рук, т.е. всех тех «источников», способных помочь нам совершить грех.

Завершающий ритуал - возложение Святого Евангелия на головы молящихся - тоже очень важный символ. Читается особая заключительная молитва. А символизирует это действие то, что болящих посетил Сам Спаситель - посредством Его Святого Евангелия, которое повествует о том, как Иисус Христос исцелял всех приходящих к Нему.

Как проходит и как себя вести

В назначенный день посередине храма устанавливают стол, где помещают крест, Святое Евангелие и блюдо с зернами злаков, куда ставят сосуд, где будет освящаться елей с вином. Рядом водружают семь кисточек, которыми будет проводиться помазание, и размещают зажженные свечи в количестве семи. Их будут гасить по очереди по мере прочтения очередного Евангельского отрывка об исцелениях, совершенных Спасителем, а также фрагментов посланий Христовых апостолов.

Те, кто желает пособороваться, должны на свечном ящике/церковной лавке записать в список для священнической молитвы свои имена, купить свечи. Это тоже символ, свидетельствующий, что Сын Божий является светом наших жизней. Держа их в руках, соборующиеся становятся по периметру храма.

Молитвословие начинает возглас «Благословен Бог наш ныне, и присно, и во веки веков», при этом перечисляются имена соборующихся. В елей священник добавляет вино с молитвой о его освящении ради «исцеления и очищения плоти и духа» помазывающихся прихожан.

В ходе всего действа звучат молитвенные обращения ко Творцу и святым, отмеченным даром целительства. После каждого евангельского отрывка с перечислением имен присутствующих молитвенно призываются Пречистая Матерь Божия, Крест Животворящий, Иоанн Предтеча, апостолы и все святые, и священники обходят всех присутствующих, помазывая их освященным маслом, с молитвой «Помазывается раб Божий (раба Божия) во имя Отца и Сына и Святаго Духа во исцеление души и тела».

Елеосвящение длится более часа.

При этом помазываемый произносит «Аминь!», в переводе означающее «Истинно!», выражая этим свою веру в действенность совершаемого таинства. Во время священнического обхода люди поют общую молитву: «Услыши нас, Боже, услыши нас, Владыко, услыши нас, Святый».

Соборование длится довольно долго, может, даже пару часов. Это зависит от количества пришедших прихожан и числа занятых священнослужителей.

Когда иерей (или иереи) возвращается на свое место, вновь звучат молитвы, специальные песнопения и следующие евангельско-апостольские отрывки. Все это повторяется семикратно.

Когда происходит

В некоторых церквях запись на Елеосвящение ведется за несколько дней до него, но ничего страшного, если вы решились собороваться именно в этот день. Поэтому в церковь к совершению таинства лучше не только не опаздывать, а прийти пораньше - внести себя в список, купить свечу, поклониться иконам, настроить себя на молитвенный лад.

В храме недопустимы громкие разговоры, смех, хождения без особой надобности.

Какую одежду надеть?

Следует выбрать одежду так. чтобы был открыт лоб и шея.

Учитывая места, которые помазываются елеем, надо выбрать соответствующую одежду. Она должна быть максимально удобной. Будут явно неуместны свитер или водолазка, закрывающие верхнюю часть груди. Но так же неуместно и глубокое декольте в женском платье - вы идете в храм.

Лучше всего, если это будет блузка или кофточка, которую несложно расстегнуть на груди. Поскольку помазывается и тыльная сторона ладоней, не надо, чтобы этому мешала, скажем, свисающая с рукавов бахрома или другие висюльки.

Платок, косынку или шарф надо завязать так, чтобы они тоже не мешали проведению ритуала, максимально открыв лоб.

Украшения в виде колец, браслетов и цепочек рекомендуется не надевать: мало того, что они будут просто мешать, так еще и обильно смажутся маслом.

Во избежание появления на одежде пятен от масла его можно втирать в кожу или промокать бумажными салфетками.

В храме и дома

Можно вызвать батюшку на дом к больному или в больницу.

Елеосвящение можно совершать над одним человеком, который болен, у него на квартире или, если он там находится, - в больнице, а можно, как уже понятно из изложенного выше, в церкви - над всеми, кто пожелает и сможет дойти сюда.

Соборование в православной церкви обычно совершается со второй недели Великого поста до Страстной седмицы. Во время же поста Рождественского это практикуется реже.

У каждого храма свои расписания и обычаи, это может быть проведено и один раз за великопостный период, и два - в начале и ближе к концу. В многолюдных приходах есть необходимость проводить таинство буквально каждую неделю. Иных «великопостных особенностей» относительно таинства не наблюдается.

Перед совершением Соборования специальный пост не установлен. Но поскольку его обычно проводят в Великий пост, то, естественно, соблюдать его обязан любой православный.

Что касается Елеосвящения на дому или в больнице, то если уж священник приглашен для этого, соборовать можно всех желающих и присутствующих. Как-то особо готовиться для этого не нужно. Главное, чтобы при этом люди понимали свои грехи и покаялись в них.

Однако опять же, у каждого храма свои правила. Поэтому не будет лишним уточнить у конкретного священника, на что следует настраиваться, оговорить все детали при первичном обращении.

Готовясь к совершению данного таинства на дому, в комнате больного перед иконами надо поставить покрытый скатертью стол, стул, вскипятить чайник воды, подготовить растительное масло. На столе помещают блюдо с пшеничным зерном. Если пшеницы нет, вполне подойдут другие злаковые: просо, рис, рожь и т.д.

Священник начинает обряд каждением вокруг стола, помещения, всех присутствующих. А дальше все идет по уставу.

Может случиться, что Соборование в силу состояния больного необходимо соединить с его исповедью и причащением. В этом случае порядок изменится:

  • сначала исповедь,
  • за ней - Елеосвящение,
  • и все завершается причастием.

Жизнь полна различных ситуаций, и если существует угроза скорой смерти, то чтобы человек не мог лишиться последнего причастия, сразу же за исповедью совершают его сокращенный чин, а уже после, если болящий находится в сознании, проводят Елеосвящение.

Стоит знать о том, что таинство считается уже совершённым, если иерей, освятив елей, успеет прочитать над больным необходимую молитву с помазанием указанных частей тела хотя бы один раз.

Кому можно, кому нет

Дети до 7 лет в Таинстве участвовать не могут.

С какого возраста можно приходить на Елеосвящение? В церкви такое возрастное определение: младенец - это человечек от настоящего младенчества и до семи лет.

Над младенцами Соборование не совершается, ведь врачевание напрямую связано с очищением души соборуемого от грехов, как уже говорилось, забытых или неосознанных. А какие подобные грехи у детей такого возраста?

Для младенца самым целительнейшим средством будет являться причащение - как можно более частое.

Елеосвящение не производится над больными, если они находятся без сознания, а также над психическими больными с проявлениями буйства.

Не проводится и заочный обряд - присутствовать и участвовать необходимо лично.

В период одной и той же длительной болезни недугующего соборуют лишь однажды.

Не могут приступать к Соборованию приговоренные к смертной казни, иноверцы, нераскаявшиеся грешники, оскорбители веры.

По правилам, совершать данное таинство нельзя над уже умершими.

Соборование не является обрядом, это церковное таинство, и Церковь посредством елеосвящения и усиленной молитвы взывает ко Всевышнему о даровании болящим выздоровления. При этом необходимо понимать, что данное действо - вовсе не напутствие с предсмертным контекстом. С другой же стороны, совершенно здоровый человек в таком таинстве не нуждается. Ему следует очищаться от грехов через исповедь, раскаяние и причастие.

Соборование в 2020 году будет традиционно совершаться в дни Великого Поста. В некоторых храмах оно проходит также и во время Рождественского поста, но большинство верующих стараются ежегодно пособороваться именно в период Великой Четыредесятницы. Кроме того, при необходимости соборования совершаются в индивидуальном порядке в любое время года.

Другое название Соборования – Елеосвящение. Это Таинство, во время которого через помазание освященным маслом (елеем) Богом даруется человеку помощь в исцелении душевных и телесных недугов. Свое название богослужение получило потому, что совершать его положено собору (нескольким) священникам. Обычно – семерым, но если нет такой возможности, то соборовать может и один батюшка, и это не делает Таинство «менее действенным».

В каждом храме свое расписание соборований: в каких-то храмах соборование совершается один раз за Великий пост, в других – раз в неделю или две, где-то, как, например, в Донском монастыре в Москве, даже дважды в неделю.

Когда проходит соборование в Великий пост 2020?

Соборования в Великий пост 2020 года проходят в каждом храме по своему расписанию. В больших приходских храмах обычно 3-4 раза за пост, в крупных монастырях – еженедельно. Соборования могут совершаться как в первой половине дня – чаще всего в 11 или 12 часов утра, так и вечером – в 17 или 18 часов. Но день и время в каждом храме назначают исходя из своих условий: расписания служб, количества и занятости священников, возможностей пригласить священников из другого храма (в идеале соборование должны совершать семь священинков).

В большинстве храмов соборования совершаются в будние дни. Но в некоторых храмах можно пособороваться в субботу или даже в воскресенье. Чаще всего соборования проходят в период со второй по шестую неделю Великого поста. Но «опоздавшие» могут найти храмы, где соборование совершается даже на Страстной седмице.

В Москве даже верующий с очень напряженным графиком сможет подобрать для себя подходящий вариант. А вот в не таких крупных населенных пунктах можно остаться и без соборования. В таком случае стоит вспомнить, что массовые соборования в Великий пост – это необязательная практика, которая приобрела популярность не так давно. Участие в Таинстве, безусловно, полезно, но если христианин не имеет серьезных проблем со здоровьем, не пребывает в тяжелом душевном состоянии, регулярно исповедуется и причащается, то у него нет необходимости собороваться, и он может делать это по желанию и по возможности. Для человека же малоцерковного важнее в Великий пост будет не соборование, а Таинство покаяния и Таинство причастия.

Когда нужно соборование?

Собoрование нужно в первую очередь, когда человек тяжело болен, при этом под болезнью подразумеваются не только проблемы с физическим здоровьем, но и духовные недуги (например, уныние и отчаяние). Через Елеосвящение верующие получают благословение Божие. Воспринимать соборование как волшебное лекарство неправильно. Церковное Таинство – это встреча с Богом, и она в любом случае будет поддержкой и помощью, если человек идёт на нее с открытым сердцем и глубокой верой. Но только Господу известно, что будет полезнее – скорейшее выздоровление, облегчение состояния или смирение и принятие своих скорбей.

Особое значение приобретает Соборование, когда христианин находится при смерти. Через него он получает прощение забытых грехов. Соборование может быть совершено, когда состояние верующего таково, что ему сложно полноценно исповедаться, но он пребывает в сознании и желает участия в Таинстве. Неверно воспринимать Соборование как «последнее помазание». Самим Христом было дано указание апостолам помазывать верующих елеем именно для их исцеления.

Пособороваться может и человек вполне здоровый, так как у каждого найдутся раны, если не на теле, то в душе, залечить которые способно только Божье прикосновение. Поэтому в Русской Православной Церкви стало традицией, всем верующим по желанию участвовать в Таинстве раз в год.

Как часто нужно соборование?

Соборование не нужно совершать часто. Если человек не страдает явными телесными или духовными недугами, то ему нужно собороваться не чаще раза в год. Если же человек страдает от тяжелых болезней, то необходимость более частого соборования должна определяться его духовником, исходя из состояния болящего – физического и духовного.

Раньше считалось, что на протяжении одной болезни можно собороваться один раз, а многократное приобщение к этому таинству расценивалось как недоверие к Богу. Сейчас нет запрета на неоднократное соборование в течение одного заболевания, ведь речь идет не о насморке, а о недугах, которыми человек может страдать в течение многих лет или даже всю жизнь.

Но это не значит, что недугующий человек может в Великий пост собороваться каждую неделю. Нельзя часто собороваться в надежде, что если много раз пройти через семикратное помазание освященным маслом, то можно превратиться из больного человека в здорового. Соборование – это Таинство, и часто результат его может быть не так очевиден. Оно не может и не должно заменять лечение, но может стать поддержкой телесных и душевных сил в болезни и невзгодах. Приступать к Соборованию нужно с благоговением, понимая, что это Самим Христом заповеданный людям Дар Божий.

Когда причащаться после соборования?

Строго правила о том, когда причащаться после Соборования, нет. Но лучше сделать это в ближайшее время, и верующие стараются причаститься на следующий день после Елеосвящения. Поэтому часто совершение этого Таинства в дни Великого поста назначают на вторник и четверг, то есть накануне Литургий, которые в дни Четыредесятницы в будние дни бывают только в среду и пятницу.

Причаститься после Соборования можно и через несколько дней, тем более, если человек живет христианской жизнью и подходит к Таинству регулярно. Не стоит пренебрегать рекомендациями Церкви о причастии после Соборования тем, кто причащается нечасто.

Нужно понимать, что в таинстве Соборования милостью Божьей человеку прощаются лишь те грехи, о которых он забыл или которые совершил по незнанию, но нераскаянные и не исповеданные, а тем более, осознанно скрытые грехи продолжают разъедать его изнутри. Соборование не может быть неким отдельным «очищающим» действием для человека, не стремящегося быть с Богом и менять себя на пути к Нему. Поэтому, прежде чем приступить к таинству Соборования, желательно исповедаться. А после – приступить к таинству Причастия, через которое Бог даровал человеку возможность соединяться с Ним Самим.

Как использовать рис и масло после соборования?

Масло, освященное во время Соборования, и рис (или другое зерно), в который ставили свечи во время совершения Елеосвящения, верующие часто по распространившейся традиции уносят домой. Потом этим маслом помазываются или сжигают его в лампадке, а зерно некоторые употребляют в пищу (а если это не рис, а пшеница, то проращивают).

В древности верующие не забирали масло и рис после Соборования, а все это подлежало сожжению при храме. Сейчас же прихожане часто сами просят священнослужителей раздавать им оставшееся после службы, веря, что помазав больные места себе или кому-то из близких освященным на Соборовании маслом, можно также получить помощь Божью. Конечно, такие действия не заменяют того, что происходит во время Таинства, когда священники и христиане вместе молятся об исцелении от болезней, но и ничего предосудительного в этом нет, когда это не воспринимается как магический ритуал.

Но не нужно, если вы не уверены, что будете и сможете использовать их, брать масло и рис после Соборования. Масло, рис, свечи – это лишь атрибуты, которые дают человеку, живущему на земле, возможность своими основными органами чувств ощутить происходящее с ним. Но не имеет никакого значения, принесли ли вы с собой после Таинства домой что-то материальное в руках, если вы не принесли ничего в своей душе.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Мы пребываем внутри периода названого никак иначе как Великий пост, который содержит в себе свои традиции, особенности и обычаи. В особенности можно выделить такое правило, как таинство соборования, а узнать более подробно о том, что такое соборование в церкви и на дому, в чем его суть и многое другое вы сможете из этой статьи.

Обряд соборования: что это такое и в каких случаях проводится

Сам обряд соборования представляет собой одно из имеющихся семи Таинств Христианской Церкви, которое проводят для излечения не только духовных, но и физических недугов, а само соборование больного можно проводить не более чем раз в год.

Следует отметить, что православный человек, находящийся в состоянии отчаяния, уныния или скорби подходит под определение духовной немощи, причинами которой как считает Церковь, является нераскаянность в грехах. Особенно важно то, что в процессе проведения этого таинства верующему отпускаются давно забытые им греховные деяния по причине их не столь значимости.

Еще одной интересной особенностью этой процессии является, то, что детей можно не соборовать, ведь им Всевышний и так прощает их грехи, если таковые имеются, а вот для взрослых прохождение обряда желательно.

Соборование, как готовиться

Перед тем как приступить к проведению этого обряда, верующему необходимо выполнить определенную процедуру, которая заключается в следующем:

  1. Естественно каких-либо особых соблюдений здесь не требуется, однако предварительно рекомендуется прочесть в молитвослове покаянный канон, для исповедания тех грехов, пред которыми человек еще не покаялся;
  2. Также очень важно перед началом проведения обряда придерживаться поста, однако если при этом нет никаких сложных заболеваний;
  3. Соборование в Успенский пост предполагает перед его началом полностью отказаться от совершения каких-либо злодеяний и больше стараться приумножить добрые дела по отношению к другим людям;
  4. После соблюдения всего выше перечисленного человек может приступать к обряду соборования;
  5. В том случае если православный перед проведением таинства не исповедался, то он может сделать это по его завершению, а после на ближайшей Литургии причаститься.

Как проходит соборование

В большинстве случаев выполняется соборование на дому перед кроватью одного больного, а в Великий пост процессию проводят в стенах церквей и храмов, где можно выполнить обряд пред всеми, кто изъявляет желание присоединиться к таинству и кому также позволяет состояние здоровья прийти в церковь.

Сама суть соборования заключается в том, что тот, кто действительно нуждается, получил исцеление от нависших над ним будь-то телесных или душевных недугов, что особенно популярно в день Великого поста, когда прихожане также получают и благословение от священнослужителя.

Для этого обряда используется растительное жидкое масло называемое «елей», но, как правило, в большинстве случаев применяют все же оливковое масло. Елей же согласно Ветхозаветного обычая являет собой символ спасения, исцеления и воссоединения с Сыном Божьим. Он олицетворял братские узы, радость и дружбу, а в Новозаветном обычае елей стал символизировать не то иное, как исцеление духа.

Сам процесс таинства выполняется крестообразным семикратным промазыванием рук, груди, лба, щек, губ и ноздрей православного человека елеем, в процессе чего произносится молебень Евангелия и Апостола, семью священниками, однако если это трудновыполнимо, то обряд может провести и один священнослужитель.

В случае если после совершения таинства осталось это масло, то его вполне можно использовать для промазываний тех мест, где человек испытывает болезненные ощущения, но вместе с тем он также подойдет и для применения его в пище, к примеру, в супе или любом другом блюде.

Елеем можно и благословить себя, начертив им на лбу крест, однако главное при его использовании не забывать с благоговением к нему относиться, читая во время этого молебень.

При этом такое целебное масло вполне поддается хранения нужно всего лишь с таким же особым благоговением к нему относиться, выделить подходящее для хранение место и не в коем случае про него не забывая, что к сожаления иногда может случаться.

Господь всегда с Вами!

Вот вы разобрались со всеми вопросами, касающимися сути и необходимости Соборования; поняли, что все досужие домыслы об этом таинстве не имеют смысла и смертельной опасности для вас оно не представляет, а где-то даже совсем наоборот - поможет выздоровлению: если не телесному, то духовному уж точно.

Потому что и телесный недуг, если правильно подойти к данному действу, будет восприниматься под совершенно иным углом зрения. И вы решили: Великий пост - пора собороваться! А теперь надо выяснить чисто практические вопросы подготовки к Таинству Елеосвящения.

Нужно ли поститься, причащаться и исповедоваться перед соборованием?

Абсолютно здоровых людей почти не существует. А болезни, как мы знаем, это результат нашей греховной жизни. И перед тем как собраться совершить Соборование, в первую очередь надо озаботиться не столько тем, можно ли перед ним кушать, сколько всерьез задуматься о том, чем нагрешили в жизни, и очиститься от грехов.

А очищение происходит через Таинство Покаяния, в ходе которого вспоминаются и называются совершённые греховные деяния, в которых необходимо с сокрушением сердца покаяться. Поэтому в первую очередь рекомендуется побывать на исповеди.

Не будет большим нарушением, если исповедь совершится после Соборования. Главное, чтобы она состоялась.

Известно, что Елеосвящение способно простить человеку некоторые грехи, но не те, которые он, надеясь именно на это, просто-напросто утаил, скажем, из-за стыда. Прощаются лишь грехи, начисто забытые или совершенные несознательно.

Это же относится и к Таинству Причащения: если есть возможность, хорошо причаститься перед Соборованием. Но чаще всего это происходит после него, на ближайшей Божественной литургии.

Несколько слов о духовной подготовке

Большая часть болезней признается в христианстве последствием греха. Чем более осознанно и серьезно, со вниманием и усердием человек отнесется к предстоящему событию, чем правильнее внутренне настроится, тем лучшего результата достигнет.

Что нужно делать, чтобы совершаемое таинство принесло максимальную пользу?

Кроме раскаяния в грехах, отягчающих душу, надо еще и примириться с людьми - и с теми, которых вы обидели, и с теми, кто обидел вас.

Даже если человек тяжело болен, надо изыскать для него возможность примирения - по словам молитвы, читаемой перед Причащением: «…первее примирися тя опечалившим», которые весьма уместны и в случае Соборования.

В Евангелии от Матфея приводятся такие слова Иисуса Христа: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».

Потому если мы ждем от Елеосвящения отпущения наших грехов, то стоит простить и ближнего в его заблуждениях.

Перед таким важным событием душа просит молитвы. Как готовиться в этом смысле? Специального молитвенного правила перед Соборованием не существует. Но это вовсе не мешает помолиться-подготовиться по своему усмотрению. Существуют такие общие рекомендации:

  • накануне таинства или в день его совершения можно почитать Покаянный канон;
  • вполне уместно выбрать и почитать акафисты Иисусу Сладчайшему, или Пресвятой Богородице, или святым, стяжавшим дар исцеления болящих (например, великомученику и целителю Пантелеимону, Луке Крымскому или любому другому, к кому особо «душа лежит»);
  • создать необходимый покаянный настрой могут и просто искренние молитвы.

Можно ли кушать перед таинством?

Специально поститься перед Таинством не обязательно. Люди, которые часто причащаются Святых Христовых Тайн, знают, что это таинство совершается сугубо натощак.

Касается ли подобное Соборования? Здесь все зависит от самого человека, его самочувствия. Иногда Елеосвящение может быть назначено на вторую половину дня или вечер: сможете вытерпеть и не кушать - никто не запрещает. Как никто и не запрещает подкрепиться.

И «пищевой» пост накануне Соборования тоже не предусмотрен: специально поститься нет необходимости. Достаточно того, что таинство для желающих совершается в храмах в период многодневных постов - Великого или Рождественского. А раз пост, который касается любого христианина, то и пищу нужно есть соответствующую, исключающую мясные, молочные, яичные продукты.

Особенность Соборования в Великий пост заключается в том, что оно проходит в храмах одновременно для большого количества мирян, которые желают получить врачевание души и тела как Божью милость.

К больным же людям, находящимся дома или на излечении в больнице, священник приезжает по мере необходимости в любой оговоренный день года.

Что брать с собой?

Не забудьте взять с собой масло. На Соборование надо прийти вовремя, а еще лучше - немножко раньше.

Если не записались на свечном ящике предварительно, следует внести свое имя в список, по которому священник будет семикратно молиться за каждого из присутствующих. Надо купить свечу - ее вы будете держать в руке в ходе таинства.

Что нужно принести для соборования с собой? Обычно приносят растительное масло - в бутылке или баночке, кому как удобнее. Посуду с маслом, открыв ее, ставят на столик, а в конце таинства священник добавляет в каждую тару с маслом освященный елей, оставшийся после помазания.

Не будут лишними носовые платки или впитывающие салфетки. Во время помазания лица, груди и рук образуются излишки елея, которые время от времени надо втирать в кожу или промокать тканью, чтобы не испачкалась одежда.

Известно, что, идя в православный храм, женщины покрывают головы.

  1. Головной платок или шарф надо повязать таким образом, чтобы был открыт лоб (его будут помазывать) и чтобы из-под платка не выбивались и не замасливались волосы.
  2. Одежда должна быть настолько удобной, чтобы давала возможность помазать шею и грудь.
  3. Не рекомендуется оставлять на шее, пальцах, руках драгоценности или бижутерию: чтобы не мешали, да и не замаслились.

Человеку свойственно ожидать чуда. И это правильно. Однако требовать его у Творца не следует. Нам не дано знать, что «зашифровано» Им в наших телесных немощах: может, они гораздо полезнее для исправления наших душ, чем 100%-ное здоровье. Ведь причиной наших бед является нечто внутри нас. И, собираясь на Соборование, надо ясно понимать, что для нашего исцеления гораздо важнее со смирением просить у Господа врачевания и сохранения бессмертной души, а уж затем - тела.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.