Софисты как первые учителя мудрости. Софисты и софистика
Софисты - учителя мудрости (философская школа в Древней Греции, 5-6 вв. до н.э.) - выступали как теоретики и философы-педагоги, обучающие граж-дан философии, ораторскому искусству и другим зна-ниям. Свою правоту в диспутах они доказывали с помощью "софизмов" - логических приемов, уловок. Разделялись по группам - были старшие софисты и младшие. Софистов отличало:
- критическое отношение к окружающей действи-
тельности; стремление к логике и практике в процессе по-
знания; неприятие опыта прошлых цивилизаций; отрицание старых норм, законов и привычек, не
доказанных современным знанием, субъективизм в оценках и суждениях.
I времен античности (427-347 гг. до н.э.), состоялся как, философ под влиянием идей Сократа и Аристотеля. | Он основал в 387 г. собственную философско-религиозную школу, которая просуществовала более 1000 лет. Выпускники Академии Платона существен-но повлияли на развитие идей платонизма и неопла-тонизма и признания их ведущими направлениями европейской философии.
Наибольшее влияние на философские взгляды оказали его теория идей и философия государства. Платон является основоположником идеалистическо-го направления в философии. Он первый, кто оста-вил после себя ряд произведений. Наиболее значи-мые из них: "Апология" (защита Сократа), "Критон" (об уважении к законам), Ч1ахеГ" (о мужестве), "Хар-мид (о благоразумии), "Эвтифрон" (о благочестии) v H0 ,tl "° Р ИТ 0 РИке), "Государство" (о справедливо-сти), Кратил 1 (о языке). Большинство произведений Платона написано в форме диалога. Платон является автором философского учения о триаде - все существующее состоит из трех субстан-ции: "единого, "ума", и "души". Философия Платона включает в себя все основ-ные направления фил. знания того времени. Главным является то, что он впервые ставит вопрос о соотно-шении бытия и мышления, материально-чувственного и идеально-существенного, отдавая приоритет идеям и заложив тем самым основу идеалистической линии в философии. Основные положения учения Платона: все мате-риальное изменчиво и со временем прекращает свое существование, окружающий мир временен и измен-чив и в действительности как самостоятельная суб-станция не существует, реально существующими яв-ляются лишь чистые идеи, они вечны и постоянны, все вещественное является лишь материальным от-ражением первоначальной идеи. Совокупность идей представляет особый мир, су-ществующий независимо от человека и называемый I бытием. * А 2 ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ I Аристотель (384-322 гг. до н.э.) древнегрече- | ский фил. классического периода, основатель науч- 1 ной фил., в которой отдельные науки получили осве-щение с точки зрения философии. Наиболее извест-ные произведения: "Органон", "Физика", "Метафизи-ка", " О душе, "История животных", "Политика" и др. В 335-332 гг. он основал собственную философскую школу - Ликей. Оказал очень сильное влияние на развитие человеческой мысли благодаря созданной им философской системе классификации научных дисциплин, выделив для каждой из них специальные области исследовании. Также он разделил эти науки на: теоретические (математика, физика, психология), практические (этика) и творческие (техника, эстетика). Основу этой системы составляют логика (аналити-ка) и метафизика. Логика - учение об основных логи-ческих законах, понятии, суждении, умозаключении, доказательстве и его методах. Аристотель впервые изложил логику систематично, в виде самостоятельной дисциплины. Логику обычно понимают как науку о законах мышления. Аристотель сумел выделить эти законы в четкой и ясной поста-новке: 1) закон исключенного противоречия; 2) закон исключения третьего; 3) закон тождества. В логике он дал понятие дедуктивного метода - от частного к об-щему, обосновал систему силлогизмов - вывода из двух и более посылок заключения. Учение о категориях (сущность, отношение, время, качество, количество) стоит на границе между логи-кой и метафизикой. В нем философ различает веще-ство (материю) и форму (силу, мышление), которые вначале существовали как не связанные друг с дру-гом возможности в единстве же они являются дейст-вительностью. Высшая действительность, мысль мысли, чистая форма - это Бог. Он является целевой причиной всякой деятельности. Один Бог состоит из формы без материи. Это форма всех форм. Аристотель выступил с критикой философии Пла-тона по проблеме бытия, он считал, что его учитель оторвал "мир идей" от реального мира и рассматри-вал "чистые идеи" вне всякой связи с окружающей действительностью.
- г
А О ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ФИЛОСОФИИ10 ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ С 15 века начинается эпоха Возрождения в Запад-ной Европе. На фоне распада феодальных отноше-нии создается блестящая культура, развиваются бо-гатейшие города-республики Италии, следуют откры-тия в науке и географии, печатаются новые книги, возникают совершенно новые научные дисциплины: география, картография, анатомия и физиология. Огромные успехи достигнуты в астрономии. Повыша-ется уровень образованности и демократии в Европе. Возникают первые парламенты. Но одним из главных факторов расцвета культуры и науки в эпоху Возрождения является победа над диктатурой церкви, идет переосмысление христиан-ских традиции, начинаются протесты против извра-щения учения Христа, роскоши папства. Таковыми были предпосылки возникновения философии и куль-туры эпохи Возрождения. Возрождени - это рождение интереса к античной философии и культуре, именно в ней люди начинают -видеть-образец современности, В обществе начина-ется стремление не к религиозному, а к светскому знанию. Великолепные работы мастеров эпохи Воз-рождения (Петрарка, Боккаччо, Гуттен, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти) воспевают идеи гуманизма и неприемлемость старой средневековой идеологии. Гуманизм эпохи Возрождения выступал как светское свободомыслие, противостоящее сред-невековой схоластике и духовному господству церк-ви. Гуманизм - есть воззрение, основывающееся на ценности человека как личности, его праве на свобо-ду, счастье, благополучие. Гуманизм имел длитель-ную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение, имеющее важ-нейшее политическое, социальное и нравственное значение, он складывается впервые именно в эпоху Возрождения. Спор шел о новом мировоззренческом, нравственном и политическом идеале. Критике и ос-мыслению подвергалась схоластика. В стремлении достигнуть справедливого общественно-государст-венного устройства в Италии вводилось парламент-ское правление.
Сократ не оставил в наследие философских про- изведений , но вошел в историю как непревзойденный полемист , оратор , философ и мудрец . Значителен его вклад в просветительскую деятельность : ведя свои диспуты среди простого народа , он затрагивали и пытался дать ответы на злободневные темы того времен , не потерявшие актуальности и по сей день : добро и зло , любовь , счастье , честь , и т . д .
Сократ выработал и применял метод майевтики ", благодаря которому с помощью логических приемов и наводящих вопросов он подводил собеседника к са- мостоятельному нахождению истины . Метод широко применяется в современном образовании . Его философия основана на нравственности . Нравственное можно познать и усвоить , а отсюда - и жить в соответствии с этими знаниями . Он пытается внушить людям понятия об истинно нравственном . Сократ разрабатывает диалектику , которая поможет приобрести людям знания . Диалектика состоит из иронии (спор , диалог ) и майевтики (рождение мысли ). Сократ совершил коренной переворот в филосо-фии , поняв , что натурфилософия во многом безраз- лична человеку , он по - другому подходит к решению вопроса о природе и содержании человека . Вместо физики он на первое место выводит этику . Именно философия человека должна стать ключом к фило-софии природы , а не наоборот . В этой связи Сократ придает первостепенное значение тому , что человек есть существо познающее и разумное . Человека от других живых существ отличает нали- чие души . Душа - это способность человека осозна-вать , проявлять мыслительную активность , быть со- вестливым и моральным . Тело человека не довлеет над душой , наоборот , оно является инструментом души . Сократ занимался телесными упражнениями , а еще больше душевными . Без последних нельзя вос- питать в себе добродетели , среди которых главные - мудрость , справедливость , умеренность . Развивая свои добродетели , человек достигает гармонии души , даже физическое насилие не может ее разрушить . Это означает , что человек становится свободным , и именно в этом состоит его счастье . Философская школа стоиков стала ответом на распространение идей киников . Стоя - широко рас- пространенное в древней Греции философское тече- ние , основано за 300 лёт до Р . Х . Зеноном из Китона . Он собирал своих учеников в одном из портиков в Афинах . Стоя - назв . портика (отсюда - «стоики» ). Основная идея стоиков идентична идее фил . шко-лы киников - это освобождение от влияний внешнего мира . Но для достижения своей цели они избрали не путь отрицания ценностей традиционной культуры , а пошли дорогой постоянного усовершенствования , мудрости , восприятия и приумножения лучших дос-тижений культуры . Идеалом стоиков становится про- свещенный человек - мудрец , который , познав исти- ну , освободился от влияния внешнего мира и ушел от мирской суеты . Стоическая философия развивалась поэтапно : Ранняя стоя (3-2 вв . до н . э .) - Зенон , Клеанф и др . Средняя (2-1 вв . до н . э .) - Панеттий , Посидонии . Поздняя (1 в . до н . э .- З в . н . э .) - Сенека , М . Аврелий . Характерными чертами стоической философии яв- ляются следующие : признание добродетели высшим благом , а порока - единственным злом , неучастие в жизни государства , признание законов государства лишь при условии их добродетели , аскетизм , стрем- ление к счастью , призыв к жизни в согласии с приро- дой и Мировым Космическим Разумом , осуждение человеческих пороков . Во времена империи учение Стой превратилось в своего рода религию для народа . Для стоиков , кото- рые соединили в своей фил . самые различные уче- ния , Бог и природа становятся сутью одного и того же , а человек - частью этой богоприроды . Наиболее известными представителями этого пе-риода являются философы Сенека и Марк Аврелий . Сенека (5 г . до н . э . - 65 г . н . э .) - крупный римский философ , влиятельный политик , проповедовал идеи фил . Стоики . Утверждал философию как практиче-ское руководство к управлению государством . Марк Аврелий (121-180 гг . н . э .) - крупнейший рим- ский философ , римский император , автор философ- ских произведений " К самому себе . Размышления ", " Наедине с собой ". Античная философия перестает быть враждебной христианству , происходит переосмысление ее поло- жений . Космоцентризм древнегреческой фил . вытес- нен идеями теоцентризма : все изменяемое сотворено Богом из " ничего " и стремится в конце концов к ни- чтожному . Природное и социальное бытие - это ре- зультат божественного предопределения . Человек признается персоной , личностью обладающей разу-мом , свободой воли и совестью . Носителем челове-ческой личности является душа , созданная Богом . В средневековой философии все интерпретиру- ется исходя из принципа абсолютной личности Бога . Человек понимается как единство веры , надежды и любви . Большинству философов этого времени при- суще догматическое мышление , а основным принци- пом их рассуждений становится формальная логика . Суммарный обзор , комментарии , цитирование - ос-новные методы их мышления . Во времена Средневековья возник ряд учений , ко- торые , подорвав авторитет религиозных идей , поло-жили начало философии Нового времени : Учение об истине веры и истине знания . Учение о свободе воли и ее детерминированности . Учение о соотношении вещей и понятии о них . Учение об опыте как мериле истинности понятий . Несмотря на сильное влияние церкви , период Средневековья нельзя считать периодом застоя фи- лософской мысли . Он стал связующим звеном между античной философией , философией эпохи Возрож-дения и нового времени . Философия средневековья развила ряд идеи античного периода . Основная за- слуга христианской философии - в развитии личност- ного начала . Главное ее достижение - это новый об-раз человека , превосходивший античные представ- ления о человеческой сущности . Впервые выдвинута идея оптимизм , идея победы добра над злом , вера в воскрешение . Представители философской мысли Средневеко- вья внесли вклад в развитие формальной логики , гносеологии , отделили знание от веры , способство-вали разделению идеализма на объективный и субъ- ективный , поставили задачу изучения природы . Платон утверждает , что чувственное восприятие дает только мнение . Действительное знание прихо- дит вместе с понятиями , и только в том случае , если эти понятия неизменны . Понятие должно иметь объ- ект , к которому оно относится . Этот объект не может быть идентичным объекту чувственного восприятия , он должен быть сверхчувственным - идеей . Таким образом , в наших понятиях совершается познание сверхчувственного мира . Понятия являются отраже- нием идей . Причастность духа к миру идей доказыва- ет бессмертие души . Душа имеет в себе самой идеи еще до того , как соединяется с телом . Самая главная идея - это идея блага . Платон понимает эту идею , как идею Бога , который сначала создает мировую душу , как нетелесную , везде проникающую движущую силу . Материя сама по себе не существует , она становится реальной только тогда , когда в ней присутствует идея . Этика Платона исходит из идей , которые руко- водят жизнью . Последняя , в свою очередь , осущест-вляет идею нравственности , т . е . добродетели (поря- док и гармонию ). Платон различает четыре основных добродетели : мудрость , мужество , благоразумие и гл . добродетель - справедливость , которая , в свою очередь , компен-сирует и сочетает в себе другие добродетели . В отличие от своих предшественников особую роль в философии Платон уделил проблеме государ- ства . Он определил его основную задачу - это само- сохранение государства ; посредством воспитания граждан в духе добродетели с определенной полити-ческой целью - воспитание идеального гражданина общества . В античной фил . было разработано учение об идеальном государстве , основанном на труде ра-бов . Платон считал , что наиболее удачным вариан- том госуд . явл . аристократическая республика , в ко- торой правят философы , охраняют воины , а матери-альные блага производят ремесленники , они одни имеют право на владение собственностью , т . к . им необходим стимул к труду . В утопически идеальном госуд . Платона утверждаются идеалы единомыслия , разделения труда , общественного воспитания детей , презрение к богатству и бедности как к порокам , ве- дущим к порче людей и социальным возмущениям . Эпикур (341-270 ггдо н . э .) - древнегреческий фи- лософ - материалист , глава философской школы , ос- нованной им в 306 г . до Р . Х . Стремился дать практи- ческое руководство для жизни (этику ), этому служила физика и логика . Его фил . состоит из трех разделов : учение о природе и космосе (физика ), учение о по- знании (каноника ), учение о человеке и его поведении (эстетика ). Учение Эпикура о космосе по своей сути - демо-кратическое учение : бесконечно число и разнообра- зие развивающихся миров , представляющих собой результат столкновения и разъединения атомов , по- мимо которых не существует ничего , кроме пустого пространства . В пространстве между мирами живут бессмертные боги . Таким же образом возникают , жи- вут и исчезают живые существа , а также душа . Все- ленная вечна и бесконечна , как бесконечны и вечны атомы и пустота , из которых она состоит . Во Вселен-ной существует множество материальных миров . В учении о познании Эпикур говорит о том , что по- знание необходимо для освобождения человека от страха и суеверий , религии и боязни смерти . Это ос- вобождение необходимо для счастья и блаженства человека , сущность которых составляет удовольст- вие (имеется в виду не чувственное , а духовное удо- вольствие , хотя вообще всякого рода удовольствия сами по себе не являются греховными ). Однако ду-ховное удовольствие более устойчиво , т . к . не зависит от внешних помех . Счастье человека состоит в удо- вольствии , под ним понимается здоровье , отсутствие страданий . Эпикур утверждает окружающий мир по- знаваемым , и это познание возможно с помощью чувств . Ощущения возникают благодаря восприятию человеком окружающих предметов . В учении о поведении человека Эпикур утверждает человека свободным от влияния богов - человек яв- ляется результатом биологической эволюции , душа и тело его смертны , он должен стремиться к счастью в пределах земной жизни . Норма - жизнеограничение желаний , мудрость , безмятежность . Фактически он сводил существование троицы к ка-честву одной личности . Систематизировал схоластику Фома Аквинский (1225-1274) - видный философ , автор одного из гос- подствующих направлений философии католической Церкви - томизма . Его учение в 1878 г . было объяв- лено официальной идеологией католицизма , а со второй половины 19 в . оно становится основой не-отомизма , который является одним из мощных тече-ний в современной фил . мысли . В трудах : " Сумма теологии ", " Сумма философии ", " Сумма против язычников " он , опираясь на труды Аристотеля , рассматривает бытие как возможное и как действительное . Бытие - это существование еди-ничных вещей , что и есть субстанция . Аквинский , наряду с категориями возможность и действительность , вводит категории " материя " и " форма ". Материя - это возможность , а форма - дей- ствительность . Используя идеи Аристотеля о форме и материи , он подчиняет им учение о религии . Он утверждает , что материальное без формы не сущест- вует , а форма зависит от высшей формы - Бога . Бог же - существо духовное . Только для телесного мира необходимо соединение формы с материей . Но ма- терия пассивна , активность ей дает форма . Фома Аквинский утверждал , что " бытие Божие " должно быть доказано через доступные нашему по- знанию следствия . Он предложил свои пять доказа- тельств существования бога , которыми пользуется современная католическая церковь :- Все
,
что
движется
,
движимо
кем
-
то
и
есть
пер
-
водвигатель , коим является Бог . Все , что существует , имеет причину - следова-
тельно , есть первопричина всего - Бог . Случайное зависит от необходимого - следова-
тельно , первоначальной необходимостью является
Бог . Все , что существует , имеет различные степени
качества , следовательно , должно быть высшее каче-
ство - Бог . Все в мире имеет цель , или смысл - значит су-
ществует разумное начало , которое направляет все к
цели - Бог .
Софиты – (в переводе с греческого «софисты» - мудрецы, учителя мудрости) философская школа в древней Греции, существовавшая в V – первой половине IV вв. до н.э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний.
Среди софистов выделятся группы:
ü старших софистов (V в. до н.э.) – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий;
ü младших софистов – Ликофро, Алкидамант, Трассимах.
Протагор (ок. 480 - 410 до н.э.). Ему принадлежит выссказывание: “Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Он говорил об относительности всякого знания, доказывая, что каждому утверждению найдется противоречащее ему утверждение
Горгий (ок. 483-375 до н. э) в своем труде “О природе» доказывает три положения: что ничего не существует, а если что-нибудь и существует, то оно невыразимо и неизъяснимо. В результате он пришел к выводу, что ни о чем нельзя сказать достоверно.
Продик (род. 470 до н.э.) проявлял исключительный интерес к языку с точки зрения идентификации совпадающих по смыслу слов, правильному употреблению слов. Он составлял этимологические гроздья родственных по значению слов. Большое внимание уделял правилам спора, приближаясь к анализу проблемы приемов опровержения.
Характерные черты философии софистов:
· критическое отношение к окружающей действительности;
· стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;
· неприятие основ старой, традиционной цивилизации;
· отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;
· стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;
· восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;
· субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека;
· разработка софизма - как основного логического приема софистов.
Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-13Заказать написание уникльной работы
6.Философия софистов и Сократа .
Софисты("софисты" мудрецы, учителя мудрости) .
Представители: Протагор, Горгий, Гиппий, Ликофрон,Алкидам . Софисты платные учителя красноречия и спора. Они ловко и умело манипулируя словами и аргументами, могли ложное доказать,а истинное опровергнуть. Их интересовала не истина, а способыдоказательства и опровержения. Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях. Примером данного умозаключения является "рогатый" софизм:"То, что ты не потерял, ты имеешь;
ты не потерял рога; значит, ты их имеешь".
Цель-достижение победы в споре любой ценой.
Видным представителем старших софистов являлся Протагор (V в. до н. э.). Свое философское кредо Протагор выразил в высказывании: "Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют". ;font-family:"TimesNewRoman""> Нравственность то, что выгодно обществу и выдумано им. Благо-вообще то, что кому-то выгодно. Нет ничего абсолютного, все
относительно и знание (можно одно и тоже утверждение доказать и опровергнуть) и мораль.
В качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека:
Вне человеческого сознания ничего не существует;
нет ничего раз и навсегда данного;
Что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности;
Если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим, то, значит, оно является вредным и плохим в действительности;
Вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека ("То, что здоровому человеку покажется сладким, больному покажется горьким");
Окружающий мир относителен;
Объективное (истинное) познание недостижимо;
Существует только мир мнения.
Сократ (469399 гг. до н. э.) ничего не писал, являлся близким народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры: известен нам как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров; развивал принципы рационализма(в качестве познания выступает разум,мышление) в вопросах этики, утверждая, что добродетель происходит из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно.
Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название "майевтика". Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.
Сократ впервые в центр философии поставил проблему человека ">. ;font-family:"TimesNewRoman""> Философия в понимании Сократа не изучение природы, а учение
о том, как следует жить. Цель философии Сократа самопознание как путь к постижению блага; добродетель есть знание, или мудрость.
Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н. э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом цикутой.
Заказать написание уникльной работы
Совершенно новую сторону познания душевных явлений открыла деятельность философов-софистов (от греч. "софия" мудрость). Их интересовала не природа, с ее не зависящими от человека законами, носам человек, который, как гласил афоризм первого софиста Протагора, "есть мера всех вещей". Впоследствии прозвище "софист" стало применяться к лжемудрецам, вы дающим с помощью различных уловок мнимые доказательства за истинные. Но в истории психологического познания деятельность софистов открыла новый объект: отношения между людьми, изучаемые с использованием средств, которые призваны доказать и внушить любое положение независимо от его достоверности.
В связи с этим детальному обсуждению были подвергнуты приемы логических рассуждений, строение речи, характер отношений между словом, мыслью и воспринимаемыми предметами. Как можно что-либо передать посредством языка, спрашивал софист Горгий, если его звуки ничего общего не имеют с обозначаемыми ими вещами. И это не было лишь логическим ухищрением, но поднимало реальную проблему. Она, как и другие вопросы, обсуждавшиеся софистами, подготавливала развитие нового направления в понимании души.
Были оставлены поиски природной "материи" души. На передний план выступило изучение речевой и мыслительной деятельности с точки зрения ее использования для манипулирования людьми. Их поведение ставилось в зависимость не от материальных причин, как то представлялось прежним философам, вовлекшим душу в космический круговорот. Теперь она попадала в сеть произвольных логико-лингвистических хитросплетений. Из представлений о душе исчезали признаки ее подчиненности строгим законами неотвратимым причинам, действующим в физической природе. Язык и мысль лишены подобной неотвратимости; они полны условностей и зависят от человеческих интересов и пристрастий. Тем самым действия души приобретали зыбкость и неопределенность.
Вернуть действиям души прочность и надежность, но коренящиеся не в вечных законах макрокосма, а во внутреннем строе самой души, стремился один из самых замечательных мыслителей древнего мира Сократ (469-399 гг. до н.э.).
Как философское течение софисты не представляют вполне однородного явления. Наиболее характер- ной чертой, общей всей софистике, является утверждение относительности всех человеческих понятий, этических норм и оценок; оно выражено Протагором в его знаменитом положении: «Человек есть мера всех вещей: существующих -- в том, что они существуют, -- и несуществующих -- в том, что они не существуют».
Софисты как первые учителя мудрости в античности
В 5 в. до н. э. во многих городах Греции на смену политической власти старинной аристократии и тирании пришла власть рабовладельческой демократии. Развитие созданных ее господством новых выборных учреждений -- народного собрания и суда, игравшего большую роль в борьбе классов и партий свободного населения, -- породило потребность в подготовке людей, владеющих искусством судебного и политического красноречия, умеющих убеждать силой слова и доказывать, способных свободно ориентироваться в различных вопросах и задачах права, политической жизни и дипломатической практики. Некоторые из наиболее выдвинувшихся в этой области людей -- мастера красноречия, юристы, дипломаты -- становились учителями политических знаний и риторики. Однако нерасчлененность тогдашнего знания на философскую и специально научные области, а также значение, которое в глазах образованных людей греческого Запада успела в 5 в. до н. э. получить философия с ее вопросами о началах вещей, о мире и его возникновении, привели к тому, что эти новые преподаватели обычно учили не только технике политической и юридической деятельности, а связывали эту технику с общими вопросами философии и мировоззрения.
Так, Гиппий обучал, по свидетельству Ксенофонта и Платона, астрономии, метеорологии, геометрии и музыке; Пол был сведущ в учениях физики; Критий разделял, по свидетельству Аристотеля, психологические взгляды Эмпедокла; Антифонт занимался задачей квадратуры круга и пытался объяснить метеорологические явления -- то по Гераклиту, то по Диогену, то по Анаксагору. Новые учителя получили наименование «софистов». Первоначально словом «софист» называли искусных в каком-либо деле людей -- поэтов, музыкантов, законодателей, мудрецов. Впоследствии писатели консервативного и реакционного образа мыслей, отрицавшие демократический строй, его учреждения и практику его деятелей, перенесли свою вражду и на новых учителей, подготовлявших молодых людей к политической и судебной карьере. «Софистами» они стали называть тех, кто в речах, обращенных к слушателям, стремились не к выяснению истины, а к тому, чтобы ложь выдавать за правду, мнение -- за достоверную истину, верхоглядство -- за знание.