Основные характеристики развития философии 21 века. Глава VII Части четвертой

Философия заставляет нас задавать вопросы и размышлять обо всем, что мы считаем само собой разумеющимся. Так что сегодня мы сделали для тебя подборку выдающихся мыслителей, как современности, так и прошлого, чтобы ты пошевелил на досуге своими ржавыми извилинами, взяв в руки любой из трудов нижепредставленых мужчин и женщин.

1. Ханна Арендт


Ханна Арендт – одна из самых известных политических философов современного века. После изгнания из Германии в 1933 году, она серьезно задумалась о злободневных вопросах современности и принялась усердно искать ответы на главные вопросы жизни, Вселенной и всего вообще. Полностью погруженная в себя и в свои размышления о политике, гражданском обществе, истоках тоталитаризма, о зле и прощении, Ханна попыталась через свои поиски смириться с ужасными политическими событиями того времени. И хотя довольно трудно классифицировать идеи Арендт по одной общей схеме, Ханна в каждой своей работе (а их более 450-ти) призывает человечество «тщательно думать над тем, что мы делаем».

Самые известные труды:
«Истоки тоталитаризма», 1951
«Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме», 1963

2. Ноам Хомский


Профессор лингвистики в Массачусетском технологическом институте днем и критик американской политики США вечером, Ноам Хомский является активным философом как вне академической сферы, так и в оной. Его политические комментарии лупят не в бровь, а сразу в два глаза. Этот философ задается вопросами, направленными на создание новых выводов для общественности. Хомский изменил лицо лингвистики в середине 20-го века, опубликовав свою классификацию формальных языков, называемую иерархией Хомского. А журнал «Нью-Йорк таймс Бук Ревью» заявил, что «Ноам Хомский – возможно, самый важный из живущих сегодня интеллектуалов».

Самые известные труды:
«Синтаксические структуры», 1957
«Проблема знания и свободы», 1971
«Необходимые иллюзии: контроль над мыслью в демократических обществах», 1992
«Гегемония или борьба за выживание: стремление США к мировому господству», 2003

3. Ален де Боттон


Английский писатель и философ, член Королевского литературного общества и телевизионный ведущий Ален де Боттон уверен, что, как и в Древней Греции, современная философия так же должна иметь некоторую практическую ценность для общества. Его труды, документальные фильмы и дискуссии затрагивают совершенно различные аспекты человеческой жизни, начиная от профессиональной рабочей сферы, заканчивая проблематикой личностного развития и поисков любви и счастья.

Самые известные труды:
«Опыты любви», 1997
«Озабоченность статусом», 2004
«Архитектура счастья», 2006

4. Эпикур


Эпикур – древнегреческий философ, родившийся на греческом острове Самос, и основатель . Великий мыслитель прошлого категорически настаивал на том, что дорога к счастью лежит через поиски удовольствия. Окружи себя друзьями, оставайся самодостаточным и не лезь на рожон – вот его неизменный принцип. Слово «эпикуреец» стало синонимом обжорства и праздности вследствие вырванных из контекста положений. Ну, а тебе мы предлагаем лично прочесть труды прославленного философа и сделать свои выводы.

Самые известные труды:
Сборник афоризмов «Главные мысли»

5. Арне Нэсс


Альпинист, общественный деятель и философ, родом из Норвегии, Арне Наэсс был основным игроком в мировом экологическом движении и автором уникальной точки зрения в дискуссии об уничтожении природного мира. Нэсс считается создателем концепции «глубинная экология» и основателем одноимённого течения.

Самые известные труды:
«Интерпретация и Точность», 1950

6. Марта Нуссбаум


Американка Марта Нуссбаум громким голосом рассуждает о социальной справедливости, основанной на древней философии Аристотеля, где каждый человек является носителем неотъемлемого достоинства. Нуссбаум утверждает, что, независимо от умственных способностей, возраста или пола, каждый представитель рода человеческого должен рассматриваться именно в подобном уважительном ключе. Марта также уверена, что общество функционирует не ради взаимной выгоды, а ради любви друг к другу. В конце-концов, силу позитивного мышления еще никто не отменял.

Самые известные труды:
«Не ради прибыли. Зачем демократии нужны гуманитарные науки», 2014

7. Жан-Поль Сартр


Его имя практически стало синонимом экзистенциализма. Французский философ, драматург и романист, создавший свои основные произведения в промежутке между 1930 и 1940 годами, завещал своим потомкам великую идею о том, что человек обречен на свободу. Впрочем, мы уже писали об этом, и если ты по роковому стечению обстоятельств пропустил эту статью, то можешь восполнить пробел

Самые известные труды:
«Тошнота», 1938
«За закрытыми дверями», 1943

8. Питер Сингер


После публикации своей известной книги «Освобождение животных» в 1975 году австралийский философ Питер Сингер стал культовой персоной для всех активистов по защите прав братьев наших меньших. Будь готов к тому, что этот чувак заставит тебя по-новому взглянуть на свою еду в тарелке, а также вдохновит на небольшие жертвы ради тех, кому повезло меньше.

Самые известные труды:
«Освобождение животных», 1975

9. Барух Спиноза


Хотя голландский философ Барух Спиноза жил в 17 веке, его философия во многом актуальна и на сегодняшний день. В своей главной работе под названием «Этика» Спиноза описывает свой предмет изучения, словно математическое уравнение, и протестует против идеи абсолютной свободы человеческой личности, утверждая, что даже наш разум работает в соответствии с принципами физических законов природы.

Самые известные труды:
«Этика», 1674

10. Славой Жижек


Словенский философ, культурный критик и основатель Люблянской философской школы Славой Жижек стал значимой фигурой в современной поп-культуре. Славой называет себя «воинствующим атеистом», а его книги моментально расходятся огромными тиражами и становятся бестселлерами.

Самые известные труды:
«Год невозможного. Искусство мечтать опасно», 2012
«Добро пожаловать в пустыню реальности», 2002
«Кукла и карлик. Христианство между ересью и бунтом», 2009

Философией можно назвать наши вечерние дебаты на кухне собственного дома, но есть и та философия, познать которую не так-то просто. Это не просто споры о смысле, об истине, жизни и любви, это наука, ею занимаются ученые философы. Так вот, давайте посмотрим, на кого из ярких представителей современной философии стоит обратить свой взор, с кем надо поближе познакомиться и какой смысл вы для себя можете открыть.

Начнём мы с женщины, которая в 1933 году была изгнана из Германии, ее имя Ханна Арендт. Эта хрупкая дама стала политическим философом, она стала задаваться сложными вопросами современности и искала ответы самостоятельно.

Итак, Ханна размышляла о политике, гражданском обществе, тоталитаризме, зле и прощении, тем у нее было много. В своих работах Ханна призывает "тщательно думать над тем, что мы делаем". Если вы хотите поближе пообщаться с этой удивительной женщиной, то стоит для начала обратить внимание на такие ее труды, как "Истоки тоталитаризма", 1951 и "Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме", 1963.

Второй гений в нашем списке - Ноам Хомский, этот человек является профессором лингвистики в Массачусетском технологическом институте. По совместительству Хомский является еще и критиком американской политики. Этого человека смело можно назвать философом 21 века, ведь он задается такими вопросами, которые очень важны прежде всего для общества.

Кстати, даже журнал "Нью-Йорк таймс Бук Ревью" написал о деятельности этого ученого, а именно - что он самый важный из современных интеллектуалов. Так вот, стоит обратить внимание на человека с таким весом, его самые популярные труды: "Синтаксические структуры", 1957, "Проблема знания и свободы", 1971, "Необходимые иллюзии: контроль над мыслью в демократических обществах", 1992, "Гегемония или борьба за выживание: стремление США к мировому господству", 2003.

Еще один не менее существенный персонаж в мире философии 21 века - Ален де Боттон. Этот англичанин является членом Королевского литературного общества, также он является писателем и ведущим на ТВ.

В его работах есть все, о чем только можно задуматься в жизни: тут вам и дорога к счастью и любви, здесь же и друзья, отношения с людьми и все прочее. Если вы хотите знать, почему на работе все не ладится, почему вы так и не смогли найти себе путь в жизни, что вы делаете не так на дороге к личностному росту, вам стоит почитать размышления этого гениального философа. Вот его самые значимые работы: "Опыты любви", 1997, "Озабоченность статусом", 2004, "Архитектура счастья", 2006.

Снова женщина в нашем философском списке, ее имя Марта Нуссбаум, эта американка ведет монолог о социальной справедливости, она опирается в своих работах на древние столпы, выведенные Аристотелем. По мнению этой сильной женщины, нет разницы, какого пола человек, какой он принадлежности по признаку конфессии или национальности, сколько ему лет и так далее, каждый имеет свое достоинство, о чем и говорил великий древнегреческий философ.

Женщина рассуждает о такой категории, как уважение, она должна присутствовать, но как этого достичь? Общество, по словам философа, не строится на взаимной выгоде, оно строится на добрых и чистых чувствах. В общем и целом, просто читайте Марту, и вы станете ближе к истине, ее самая известная миру работа: "Не ради прибыли. Зачем демократии нужны гуманитарные науки", 2014

Конечно, не стоит принимать все, что написали эти люди, за истину, делать так нельзя ни с чем и никогда. Дело в том, что, читая философов, вы сможете научиться мыслить, задаваться вопросами, делать какие-то выводы, а ведь это очень важно в жизни - открыть глаза и сердце.

1. Курт Воннегут (11.11.1922 – 11.04.2007) – американский писатель-сатирик, создатель вымышленной религии боконизм. Согласно этому учению человечество разбито на группы, выполняющие божью и при этом не ведающие, что творят.

Если ученый не может объяснить восьмилетнему мальчику чем он занимается - он шарлатан.

Наше сознание - это именно то живое, а быть может, и священное, что есть в каждом из нас. Все остальное в нас - мертвая механика.

В этом мире столько любви, что хватит на всех, надо только уметь искать.

Те, кто пренебрег уроками истории, обречены на то, чтобы ее повторять.

Абсолютно все, что надо знать о жизни, есть в книге «Братья Карамазовы » писателя Достоевского .

2. Далай-лама XIV (6.07.1935 – наст. вр .) – духовный лидер буддистов, лауреат Нобелевской премии мира.

Мир несовершенен, поскольку мы несовершенны.

Терпение защищает нас от уныния и отчаяния.

Если вы достигли внутреннего спокойствия, то можете обрести счастье даже в самых тяжелых условиях.

Мы не сможем построить мир на Земле, если сначала не построим его в своей душе, в своем сердце.

Тишина - иногда самый лучший ответ на вопросы.

3. Стив Джобс (24.02.1955 – 5.10.2011) – один из основателей корпорации Apple. Гуру в мире информационных технологий и кумир для целого поколения эры смартфонов.


Мы находимся здесь, чтобы внести свой вклад в этот мир. Иначе зачем мы здесь? - Вы знаете, что мы едим пищу, которую выращивают другие люди. Мы носим одежду, которую сшили другие люди. Мы говорим на языках, которые были придуманы другими людьми. Мы используем математику, но ее тоже развивали другие люди… Я думаю, мы все постоянно это говорим. Это прекрасный повод создать что-нибудь такое, что могло бы стать полезным человечеству.

Нет такого понятия, как успешный человек, который ни разу не оступился и не допустил ошибки. Есть только успешные люди, которые допустили ошибки, но затем изменили свои планы, основываясь на этих самых ошибках.

Память о смерти - лучший способ избежать мыслей о том, что вам есть что терять. Вы уже голый. У вас больше нет причин не идти на зов своего сердца.

Я бы обменял все свои технологии на встречу с Сократом.

4. Бэнкси – (родился в 1974 или 1975 году, точная дата неизвестна) – псевдоним английского уличного художника, мастера граффити и политического активиста. Настоящее имя Бэнкси неизвестно.


Есть четыре основных потребностей человека; еда, сон, секс и месть.

Самые чудовищные преступления на планете совершаются не теми людьми, кто восстает против правил, а теми, кто им следует.

Только когда будет срублено последнее дерево и когда будет отравлена последняя река, - только тогда человек поймет, что вечное цитирование индейских пословиц делает его похожим на куклу.

Баланс Святого Грааля - это когда ты тратишь на изготовление картины меньше времени, чем люди тратят на ее разглядывание.

Нет ничего более распространенного в мире, чем неуспешные, но талантливые люди. Поэтому старайся покинуть дом до того, как ты обнаружишь что-то, что заставит тебя в нем остаться.


Дурак и деньги быстро расстаются. Я бы много заплатил тому, кто объяснил бы мне эту закономерность.

Не вижу смысла выходить из дома. Мы все равно каждый раз возвращаемся обратно.

Когда же я наконец пойму, что ответы на жизненные вопросы находятся не на дне бутылки? Они в телевизоре!

Нобелевская премия мира… я бы за нее убил!

Поймите, в каждом из нас есть немного Гомера Симпсона .

Современные направления и темпы развития общества представляют собой довольно широкие перспективы для развития философских концепций и философии в принципе. Возможно, именно, поэтому одна из тенденций современной философии состоит в единстве трех ее компонентов: онтологии, гносеологии, аксиологии. С другой, именно сейчас, больше не происходит того, что называется метатеоретизированием. Отказ от так называемых «больших теорий» - это одна из тенденций постмодернистской мысли вообще, с которой, как мне кажется, уже никто не спорит. Современная философия уже давно перестала быть некоторым способом «осмысления всего сущего»: она больше не ставит вопрос о том, как возможно бытие в принципе и каковы всеобщие законы его развития. Сегодня принято говорить о тенденциях и закономерностях. Мы идем дальше и обнаруживаем, что мы более не занимаемся и проблемой субъекта, более того, мыслительная обстановка (если так можно выразиться) с конца XIX века, вплоть до сегодняшнего момента весьма хладнокровно «расправлялась» со своим же наследием. Эпоха Просвещения с ее антропоцентрическим пафосом уступила место «Некрофилии». Этот термин мы можем обнаружить в работах Э. Фромма, таких как: «Бегство от Свободы», «Анатомия человеческой деструктивности». Предположительно, наиболее отчетливо это началось со знаменитого тезиса Ф. Ницше «Бог мертв», затем буквально в одно и то же время, М. Фуко «откажет в жизни» субъекту, Р. Барт «умертвит» автора, а Ж. Бодрийяр напишет нам о «конце социального». Таким образом, уже к концу XX века многие центральные философские (и не только) категории превратятся в «свалку устаревших понятий». Философия будет лишена «Творца», но при этом продолжит свое существование, человек более не являющийся субъектом, также остается на «арене истории», которая правда будет уже историчностью и темпоральностью. Идея прогресса также была поставлена под сомнение еще в XIX веке. В качестве примера вновь можно вспомнить Ф. Ницше, который напишет, что «Прогресс есть фальшивая идея», по сути, уже он в «прогрессе» видел ressentiment, признак упадка современной культуры. События ХХ века окончательно отправят идею прогрессивного развития, во имя «всеобщего блага» в «небытие». З. Фрейд в книге «Недовольство культурой» иронично заметит, что « в задачи сотворения мира не входило сделать человека счастливым». Вывод прост: философия ХХ века есть философия кризиса, после которого должно быть что-то с приставкой «пост». Исходя, из вышеуказанных рамок, центральный тезис нашей работы состоит в том, что философия в XXI веке станет философией посттрансгрессии.
Доказать этот тезис можно несколькими путями. Первый путь мы назовем путем исторической ретроспективы. В этом случае, мы лишь хотели бы указать, что даже при самом беглом рассмотрении периодизации философии можно обнаружить, что «ядром» философской мысли в то или иное время являлся вполне ощутимый «социальный заказ», в том смысле, что философия занималась осмыслением вопросов, которые являлись центральными для развития человеческой цивилизации вообще. Во времена античной философии предпринимались попытки объяснить происхождение мира (Фалес и др.), Платон и Аристотель «заложили» основы возможных систем государственного управления, необходимость которых, диктовалась изменениями жизни общества. Философия средних веков, так или иначе, обслуживала главенство религии (схоластика, патристика). Технологический прогресс, дифференциация и усложнение политической и социальной жизни неизбежно привело «к закату темного Средневековья», «природу человека», самого человека необходимо было поставить в центр, сделать его «мерой всех вещей», что собственно и было проделано Эпохой Просвещения. Однако это так и не решило многих проблем, таких как неравенство или так называемая «Гоббсова проблема», которая сегодня окончательно перекочевала в социологию в виде вопроса о том, «как же возможно общество»? Сегодня у нас есть ответы на вопрос в результате чего «общество невозможно», что, по сути, является попыткой трансгрессии, как выхода за пределы этого "осевого" вопроса. Конечно, можно возразить, что современные тенденции философии, да и науки вообще, такие как: единство онтологии, знания и этики, единство теоретических построений и прикладных исследований, междисциплинарность работают, что называется, в «обратную сторону», то есть для обозначения пределов, за которые развитие социума не должно заходить, дабы остаться в «безопасности». Проблема состоит только в том, что «построение новых систем безопасности» провоцирует опасности, которые, по мнению У.Бека «качественно отличаются от опасностей прошлых эпох». Наука и философия, сталкиваясь и осмысляя эти опасности, вновь и вновь обозначает пределы невозможного развития, тем самым, выходя за пределы его самого, не без помощи научно – технического прогресса, "провоцируя" рождение "новых систем безопасности" оборотной стороной которых является "новая" опасность. Остановившись на этих размышлениях, мы отметим, что само философское и научное знание развивалось трансгрессивно. Являясь критикой или апологетикой порядка, оно неизбежно выходило за пределы себя самой, низвергая собственные основы. Набирающая обороты проблема трансгуманизма, как проблема выхода человека за собственные физические пределы, путем «внедрения в себя» различных технологий, при которой тезис Ф. Ницше: «Человек – это то, что должно быть преодолено» понимается слишком буквально, не снимет общественных противоречий, однако, быстрые темпы становления «трансчеловека» поставят перед нами вопрос не только его апологетики, но и критики. Так возникнет программа философии посттрансгрессии, чья задача будет состоять «в сворачивании» процессов трансгрессии вообще.
Вторую линию аргументации мы назовем эпистемологической, и рассмотрим ее очень кратко, так как с нашей точки зрения, вопрос о «сущности трансгрессии» является дополнением к вышеописанному. Сегодня признается, что философия осуществила отход от Гегелевской диалектики, которая в постмодернистском дискурсе представляется, условно говоря, как искаженная бинарность. Один из адептов трансгрессии М. Фуко писал, что трансгрессия не ставит вопроса о пределе бытия, но ставит вопрос о пределе и преодолении предела. Если в диалектике в результате разрешения противоречий рождается нечто качественно новое и в этом состоит принцип развития, то трансгрессия есть выход за грани предела, но за этим выходом ничего нет. «Речь не идет о каком-то всеобщем отрицании, речь идет об утверждении, которое ничего не утверждает». (М. Фуко) Знаменателен тот факт, что термин «трансгрессия» изначально появился в гегелевской «Феноменологии духа»: и обозначал способ достижения позиции внешнего наблюдателя по отношению к рассматриваемым феноменам. Из всего этого следует, что если диалектика может быть позитивной или негативной, то трансгрессия «свободна» от подобных оценок, что не противоречит Гегелевской трактовке этого термина. Другой вопрос состоит в том, что если «за пределом» ничего нет, то и сам предел, возможно, есть лишь фикция. На практике это умозаключение является лишь следствием диалектики: выхода за пределы себя, когда каждый преодоленный предел рождает новый. При этом сам принцип преодоления предела остается сугубо диалектическим: прошлый предел отрицается. В сумме все вышесказанное лишь указывает на то, что развитие общества вообще, лишенное заведомой направленности не снимет социальных противоречий, как (нео)марксизм не снял проблему объективного неравенства, а лишь перевел его в символическую плоскость. Структурная бедность, согласно Ж. Бодрийяру не нивелируется из социума. Процессы капиталистического производства и потребления, возможно, будут стимулировать запрос на «трансчеловека», но дальше, если хотите, произойдет переход «количества» в «качество», философия должна же будет стать: либо этикой, которая пытается остановить процессы вторжения техносферы в социальную жизнь, либо стать программой «нового предела», которая будет построена на отвержении трансгрессии, и в этом смысле философия трансгрессии обернется философией посттрансгрессии.
В заключение работы, отметим, что ответ на вопрос «Какова будет философия XXI века, состоял в том, что философия кризиса характерная для ХХ века, сегодня является философией трансгрессии. Быстрые темпы развития техно, нано и прочих сфер к концу столетия поставят вопрос о пределе этого развития, поскольку, общество уже сейчас сталкивается с проблемой собственной безопасности в самом широком контексте. Уже сегодня современные тенденции философии и науки свидетельствуют о том, что "развитие" не разрешает проблемы, но делает необходимым их комплексное рассмотрение. Вероятно, что миру сегодня не нужны теории «идеального общества», но нужны исследования конкретных проблем. Философия ответила на это выходом за пределы собственного теоретизирования. Но «мир все еще разгоняется» и в этом смысле от философии в скором времени потребуется новая «программа эпохи», диктуемая с одной стороны, общественным запросом на безопасность, с другой – логикой ее собственного развития. Какой будет данная философия: апологетической или только критической сказать сейчас сложно. Все же нам кажется, что с некоторой уверенностью можно сказать лишь то, что трансгрессия сменится пост-трансгрессией. Также как и философия.(с) Соломин М.С.

Рецензии

Замечательно, Максим, только уж слишком мудрено.
О какой безопасности идет речь? Планета перенаселена. Без малого, ДЕСЯТЬ МИЛЛИАРДОВ (только вдуматься в эту цифру!) достаточно крупных, умных, агрессивных млекопитающих. Для сравнения, скажем, особей семейства псовых на Земле насчитывается менее двух миллиардов. Численность людей сопоставима разве что с численностью насекомых, но здесь несопоставим размер. Человеку не хватает жизненного пространства - мест, пригодных для комфортного обитания не так уж и много. Можно, конечно, поместить человека в вечную мерзлоту и он там выживет, но комфортность этого выживания - большой вопрос. Мы жалуемся на развитие ГМО, однако где взять достаточное количество натурального продукта для прокорма такого колоссального количества людей? На нехватку внешнего пространства накладывается ограничение пространства внутреннего. Под ширмой "безопасности" внедряются системы тотального контроля, системы манипуляции сознанием в нужном направлении. Но "нужность" этого направления сиюминутна, поэтому рано или поздно возникает противоречие между вчерашним, позавчерашним и сегодняшним направлением. Сознание "зависает", перегревается и выплескивается в виде агрессии. Помножьте вышеуказанные факторы на постоянный шум, воздействие электромагнитных волн и прочие эффекты цивилизации и получите картину апокалипсиса.

Когда-то агрессию сдерживала религия. И в современном обществе кукловоды пытаются к ней аппелировать для сдерживания цепной реакции. Однако совершенно очевидно, что религия терпит крах. Невозможно назвать ни одного описанного в религиях любых народностей божественного чуда, которое не смог бы повторить человек. Лечить чуму? Пожалуйста! Ходить по воде? Извольте. Накормить тремя хлебами целый народ? Нет ничего проще. Жизнь в пробирках создаем, мертвых оживляем (человек может до 20 минут находиться в состоянии клинической смерти, суть - мертвым, а потом откачивают). Осталось всего ничего - победить смерть. Теоретически, даже я представляю как это сделать - путем клонирования и копирования сознания. Кстати, не факт, что подобные эксперименты уже не проводятся. Разумеется, нас с Вами вряд ли кто-то будет бессмертить - не того полета птицы. А вот, скажем, какого-нибудь шейха - почему нет? В свете данной тенденции любая религия несостоятельна - зачем стремиться в Рай или нирвану, если можно все то же самое создать прямо на земле - были бы деньги.
Таким образом мы неизбежно приходим к новому краеугольному камню бытия - Успеху. Успех обеспечит комфорт, здоровье, покой, даже бессмертие. Успех любой ценой - вот и вся философия. Или ты, или тебя.
Вы очень точно подметили перерождение "количества" в "качество". В общем-то, лично я поддерживаю теорию "золотого миллиарда". Мне часто задают вопрос: "А сам ты планируешь попасть в этот миллиард?" На что я с чистой совестью отвечаю: "Да, безусловно!" Сразу после этого следуют обвинения в гордыне: "А ты что, суперчеловек?!" Вовсе нет. Но для попадания в "миллиард" и не нужно быть сверхвыдающимся - достаточно быть лучше восьми прочих. А я навскидку могу назвать десятка два особей, которых я превосхожу по всем параметрам. Поэтому, думаю, что я в миллиард попаду. И Вы попадете - Вы человек исключительно умный и талантливый. Наш вид называется "человек разумный", поэтому, полагаю, в результате эволюции выживут те, кто руководствуется в своих действиях именно разумом, а не инстинктами. А прочие частично сгинут в бесконечных междоусобицах за корм, частично переродятся в рабочий скот. Прошу прощения за цинизм. А философия современного мира, на мой взгляд, все более будет походить на феодальную - "Выжить".
С глубочайшим уважением

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.