Святые отцы об исповеди. Святые угодники божии об исповеди

Покаяние - понимание и признание согрешений перед Богом, а также действия, направленные на изменение своей жизни. В церковном таинстве покаяния грешник получает разрешение прегрешений и помощь в борьбе с грехом.

Притча о блудном сыне

Значение слова

Богослужебные книги, принятые в Русской церкви, переведены с греческого свв. Кириллом и Мефодием. При переводе свв. Кирилл и Мефодий столкнулись с отсутствием у славян слов и понятий, обозначающих христианские ценности. Не нашлось точного эквивалента для слова «метанойя» (μετάνοια). Его перевели как «покаяние», или признание совершенных проступков. Греческое значение «метанойя» существенно глубже: изменение, прозрение. Тем самым, речь идет не просто о признании своей греховности, но об изменении жизни.

Покаяние до начала проповеди Евангелия

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Таковы были первые слова проповеди Иоанна Крестителя, Предтечи Христа. Уже тогда покаяние предполагало начало новой жизни. Приходившие на Иордан к св. Иоанну, признавая грехи и раскаиваясь, одновременно спрашивали, как изменить свою жизнь: «Что нам делать?» Такие вопросы задавали воины, мытари (сборщики налогов). Ответы св. Иоанна также касались образа жизни: «Ничего не требуйте более определенного вам… не клевещите, довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 3:10).

Метанойя древней Церкви

Переменой образа жизни, ценностей было покаяние в раннем христианстве. Один из наиболее ярких примеров – мытарь Закхей. Его метанойя начинается со смирения. Известный богач совершает действия, совершенно ему не приличные: влезает на смоковницу, чтобы увидеть Учителя – Христа. А когда Господь приходит в дом Закхея, преобразование человека завершается: половину имущества он раздает нищим, кратно возмещает ущерб всем, кого обидел. Поэтому Господь говорит: «Ныне спасение дому сему» (Лк. 19:9)

Полезные материалы

Во время Апостольского служения покаяние также предполагало единство слова и дела. «Что нам делать, мужи братия?» — спрашивали уверовавшие после сошествия Св. Духа. Они получали ответ: «Покайтесь, да крестится каждый из вас во Имя Иисуса Христа» (Деян. 2:37).

Молодая христианская община сама являла покаяние делом. Новообращенные продавали свое имение, «полагали цену его к ногам Апостолов» (Деян. 5:1), начинали совершенно новую жизнь, не связанную с прежней.

Таким же был образ покаяния во времена гонений на христианство. Из жития св. Севастиана известен эпизод с крещением епарха Хроматия. Священник спросил его:

«Отрекаешься ли от прежних грехов своих?»

На это Хроматий заметил:

«О сем нужно было в начале спросить меня: я облекусь снова в мои одежды и не приму святого крещения до тех пор, пока не отрекусь от грехов моих; примирюсь с тем, с кем имел вражду и возлюблю тех, на кого гневался; кто же на меня гневается, у тех испрошу прощения. Должникам моим прощу все долги, если же сам я у кого взял что-либо силой, тому возвращу сугубо… устрою по воле Бога все мои служебные и домашние дела и тогда скажу с дерзновением: «отрекаюсь от всех грехов моих и приму святое крещение».

Становление чина покаяния

Покаяние Хроматия – обращение язычника. Но с началом гонений появились христиане, из страха отрекавшиеся от веры. Уже с III в. встал вопрос, как поступать с такими верующими, если они желают обратиться к . Для этого появился особый чин.

Согласно источникам, уже с III в. покаяние было публичным. Оно включало три этапа:

  • принятие согрешившего в число кающихся;
  • епитимия;
  • возвращение в церковное общение.

На всех этапах важнейшую роль играл священник, согласно слову Евангелия:

«…Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф 18:18).

На первом этапе согрешивший приходил к священнику, который выяснял искренность его намерений. Пресвитер возлагал на него руки с . Но это было только началом примирения с Церковью. В первый день Великого Поста кающийся, введенный в храм епископом, повергался на землю «в прахе и пепле». О нем молилась община. Епископ произносил обличение.

Затем начинался второй, самый длинный этап – епитимия. Несущие этот подвиг делились на 4 группы:

  • плачущие (во время службы стояли вне церкви, прося молитв о себе);
  • слушающие (стояли в притворе);
  • припадающие (были на богослужении до литургии верных, обязаны были выйти с оглашенными по ее окончании);
  • купностоящие (присутствовали на литургии до конца, но не допускались до Причастия).

Многие дни, а иногда месяцы, даже годы, грешник переходил из одного разряда к другому, пока не оказывался «купностоящим».

Третий этап покаяния наступал после епитимии. Обычно кающиеся вводились в церковное общение на Страстной Седмице, незадолго до Пасхи. Над кающимся произносились молитвы, он опять просил прощения у верных, при всех исповедовал свое отречение, дав обещание исправить жизнь. По возложении рук епископа, человеку прощались его грехи. Теперь он мог приступать к Св. Тайнам.

Тайная исповедь

С середины IV в., когда прекращаются гонения, отступников становится значительно меньше, на первый план выходят другие грехи, связанные с разного рода страстями. Исповедь остается публичной. Но раздаются голоса о соблазнительности такой исповеди для других верных.

Есть мнение, что основной причиной появления тайной исповеди стало постепенное охлаждение горячего религиозного чувства. Уже не для всех исповедь становится «метанойей», когда сделанный грех абсолютно отвергается и может быть легко назван вслух, как не существующий.

Все чаще верующий стыдится называть свои грехи при всех.

Интересный факт

Считается, что на Востоке исповедь оставалась публичной до V в., на Западе – до VII в. Уже с IV в. публичной исповеди подлежали только тяжкие грехи (убийство, святотатство, блуд, кровосмешение, оскорбление власти).

Постепенно начинает осознаваться необходимость кропотливой работы с верующим, его духовными проблемами. Появляются священники-духовники, имеющие специальное благословение епископа на это делание. С IX в., после иконоборческой ереси, в Византии установилась практика совершения исповеди только иеромонахами. Считалось, что , проявившие особую твердость веры, более надежные духовные руководители, чем мирские священники.

Таинство Исповеди на Руси

Русь, принявшая Крещение от Византии, сделала попытку перенять и эту традицию. Однако слишком небольшим было число монашествующих, немного было даже белого духовенства. Поэтому исповедь на Руси совершалась как монахами, так и мирскими священниками. Но при этом в X-XVII вв. традицией было абсолютное повиновение духовнику, даже мирскому, подобное тому, как монах повинуется своему старцу.

Интересный факт

До середины XVII в. исповедь в России имела многие черты, сближающие ее с покаянием первых веков христианства.

Например, согласно Требнику 1647 г., кающийся, подобно обычаю III в., вводился в храм иереем. Далее священник «поставит его пред царскими дверьми… в церкви же иерей облечется во священную одежду и возмет Святое Евангелие и Честный Крест и положит на аналой пред Святыми дверми прямо царских врат… Хотяй же каятися входит со страхом и смирением и сердцем сокрушенным, согбены руце к персем имый… и положит руце и главу на аналой, плача со слезами грех своих».

Сама исповедь включала вопросы о всех сторонах жизни. Существовали перечни вопрошаний для мирян-мужчин, женщин, для бояр, царя, монашествующих, священников и пр. Требники до XVII в. не выделяют специально разрешительные молитвы. Ведь все таинство в целом становилось для кающегося «метанойей».

Исповедь и Причастие

В древней Церкви два таинства не были жестко связаны. Так, житие прп. (IV в.) рассказывает о том, что она приступила к Причастию после своего личного покаяния перед иконой Богородицы. Нет свидетельств о том, что какой-либо духовник совершал над Марией таинство покаяния.

Интересный факт

Можно было приступать к Св. Тайнам без исповеди на Руси до начала XVIII в. Запрет на Причастие без исповеди был введен только в Синодальный период истории Церкви.

В настоящее время вопрос о связи Исповеди и Причастия обсуждается в церковной среде, однако традиция не принимать Причастия без исповеди сохраняется повсеместно.

Как сейчас совершается исповедь в храме

Современный чин исповеди сложился с середины XVII в. после литургической реформы патриарха Никона. Он намного короче тех чинопоследований, к которым привыкли наши предки X-XVII вв.

Согласно Требнику, необходимо совершать таинство перед Господа. Требник указывает, что верующий при совершении таинства – один, «а не два или многия». Но это правило почти всегда нарушается, так как желающих приступить к таинству, как правило, больше одного.

Сейчас чин включает:

  • начальный возглас священника «Благословен Бог наш…»;
  • так называемое «обычное начало», по мнению литургистов, один из самых древних элементов любого богослужения восходящий к Апостолам. Это Трисвятое, молитвы «Пресвятая Троице», «Отче наш»;
  • псалом 50 («Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей»);
  • две священнические молитвы;
  • краткое обращение священника;
  • Символ Веры. Его необходимо произнести кающемуся, но на практике часто это делает священник;
  • вопросы к исповеднику;
  • разрешительная молитва. Произнося ее, священник возлагает на кающегося епитрахиль.

в конце таинства поется «Достойно есть» и произносится отпуст. Но так как в большинстве случаев исповедь происходит во время богослужения, чаще всего это не делается.

Как покаяться в своих грехах

Покаяние предполагает изменение образа мыслей и образа жизни. Согласно православному пониманию, словесная исповедь – лишь один из этапов покаяния. Сама «метанойя» — процесс, в котором выделяют:


Как соотносятся понятия «душа», «совесть» и «покаяние»

«Душа живая», дыхание жизни – дар Бога человеку, сотворенному «из праха земного» (Быт.1:7). Голос души – совесть человека. Как писал апостол Иоанн Богослов, «если сердце наше осуждает нас, кольми паче Бог? потому что Бог больше сердца нашего и знает все» (Ин.3:20).

Подобно телу, требующему пищи и одежды, душе также необходимо удовлетворять ее потребности. Основная из них – потребность в общении со своим Творцом, Богом. Если человек удаляется от этого общения, он чувствует обличения совести – образа Божия в душе. Тогда человеку необходимо покаяние. Св. отцы советуют при подготовке к нему руководствоваться именно обличениями совести, но предостерегают, что совесть может умереть у человека, подавленная множеством мирских попечений.

Каждодневное исповедание грехов в домашней молитве

В молитвословах в числе вечерних молитв есть «Исповедание грехов повседневное». Кроме того, опытные духовники советуют проверять свою совесть по 3 молитве вечернего правила, 4 молитве перед Причащением.

Может ли покаяние исправить прошлое

Покаяние, конечно, не изменяет события прошлой жизни человека – «сделанного не воротишь». Но оно меняет отношение к этим событиям и, при помощи Божией, дарует силы на преодоление последствий сделанных грехов.

Евангелие о покаянии

«Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставивши ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями. Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он восклонившись сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди, и впредь не греши» (Евангелие от Иоанна, 8:2-12)

«Проходя, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Евангелие от Матфея 9: 9-13).

«…Но Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет её? А найдя, возьмет её на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашёл мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Евангелие от Луки 15:3-7).

Святые отцы о покаянии

«В отношении деятельной жизни, мы без покаяния не можем сделать ничего достойного; но Господь много милует нас за намерение наше. Понуждающий себя и держащийся покаяния до самой кончины, если в чем и погрешит, спасется за понуждение себя; ибо сие Господь обещал в Евангелии». (Прп. Марк Подвижник)

«…Умершее тело не восстает человеческой силой, а умершая душа восстает через покаяние». (свт. Иоанн Златоуст)

«…Если, услаждаясь грехом, будешь коснеть в нем, то покаяние отвратится от тебя, потому что знал ты, как оно хорошо, и предпочел ему грех». (прп. Ефрем Сирин)

«Покаяние есть возобновление крещения. Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни… Покаяние есть всегдашнее отвержение телесного утешения. Покаяние есть помысл самоосуждения и попечение о себе, свободное от внешних попечений… Кающийся есть непосрамленный осужденник… Покаяние есть очищение совести» (прп. Иоанн Лествичник)

«Когда человек перестаёт молиться, удаляется от Бога и становится, как вол: работает, ест, спит. И чем больше он удаляется от Бога, тем хуже становится. Сердце охлаждается, и потом он уже совсем не может молиться. Чтобы прийти в себя, сердце должно смягчиться, обратиться к покаянию, умилиться» (прп. Паисий Святогорец)

Борьба с грехом

Свт. Феофан Затворник писал, что необходимо, прежде всего, возненавидеть грех. Но этого мало. Необходима Божия помощь для преодоления прегрешения и его последствий. Для этого нужно таинство покаяния.

Вместе с тем, следует понимать, что борьба с греховными страстями занимает целую жизнь. Известен рассказ об авве Сисое, которому духовный сын пожаловался: «Что мне делать, авва? Я пал!» Прп. Сисой ответил брату: «Если ты пал, то встань!» «Но, отец, я встал и снова пал!» — «И снова вставай!» Спросив, сколько же времени будет продолжаться падение и покаяние, брат получил ответ: «Пока не будешь взят отсюда добрым или худым».

Признаки истинного покаяния и его плоды

Основные признаки совершившегося покаяния, по мнению св. отцов – ненависть к греху, твердая решимость не совершать его, чувство облегчения, свободы.

Плод покаяния – неповторение прежнего греха, то есть полное изменение жизни. Необходимо не останавливаться на этом, но продолжать работу над собой.

Уроки покаяния из Священного Предания

Предание рассказывает о множестве случаев искреннего покаяния и совершенного изменения жизни уже в первом веке существования христианства.

Покаяние Апостолов

Один из самых яркий примеров покаяния – ап. Петр. Великий Апостол, почитаемый одним из «столпов Церкви», многие годы переживал свое отречение от Учителя. Покаянный настрой так глубоко проник в жизнь Петра, что он не мог без слез раскаяния слышать пения петуха.

«Извергом» и «наименьшим из Апостолов» называл себя великий Павел – «Апостол языков». Он всегда помнил, что был гонителем христиан, обращенным Самим Господом.

Покаяние святых

Один из самых поразительных – покаянный подвиг блудницы Марии. Раскаяние и доверие Господу сделало ее великой подвижницей, известной как Мария Египетская.

Святая преподобная Мария Египетская

Но путь изменения себя непрост. На нем встречают кающегося многие искушения, а потому так важно приписывать свое изменение не своим усилиям, а Господу. Житие Иакова отшельника (память 4 марта) дает пример как падения, так и восстания силой Божьей.

Св. Иаков, много лет живя в пустыне, стяжал дар прозорливости и исцелений, даже изгонял бесов. Изгнав однажды нечистого из юной отроковицы, старец возмечтал о собственной святости. Тотчас благодать Господа оставила его. Монах, девственник от чрева матери, сначала пал с девицей, затем, испугавшись огласки, убил ее. Впав в отчаяние, монах, погубивший свой подвиг, вернулся бы в мир. Но убеждения братий подействовали на грешника. Не было и воли Божией ему погибнуть. Затворившись, монах долгие годы молил о прощении. А через 10 лет инок получил извещение о помиловании. Он снова стал чудотворцем, но уже никогда не приписывал чудеса своим подвигам.

Значение покаяния в Таинстве Крещения

Согласно Катехизису, «Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Св. Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую». Считается, что в Крещении прощаются прежние грехи. Но разрешение согрешений Господом должно сопровождаться решимостью крещаемого изменить жизнь.

Как подготовиться к исповеди

При подготовке к таинству нет необходимости в посте. Нет особого молитвенного правила для готовящихся к Исповеди. Необходимо осознание своих согрешений, решимость исправить свою жизнь.

Современному человеку, не привыкшему, по слову свв. отцов, «внимать себе», бывает сложно увидеть свои проблемы. В таком случае хорошо почитать литературу, помогающую в этом делании, например

Покаяние.в цитатах святых отцов и подвижников Церкви Покаяние есть лестница, возводящая нас туда, откуда мы ниспали. (Св. Ефрем Сирин) Покаяние есть возвращение Крещения, обещание Богу нового жития, примирение с Господом, посредством добрых дел, противоположных грехопадениям. (Свв. авва Дорофей и Иоанн Лествичник) Христианская жизнь вся не иное что есть, как всегдашнее до кончины жизни покаяние. (Св. Тихон Задонский) Покаяние дано Богом человеку для того, чтобы он, часто падая в грехи и искажая в себе черты бессмертного образа Божия, постоянно восстановлял их в себе и возвращал утраченную красоту образа Божия и возненавидел нелепый, безобразный, смертоносный грех и воодушевлялся и укреплялся на добрые дела, любя горячо Бога и ближнего и правду Божию. (Св. Иоанн Кронштадский) Святые были такие же люди, как все мы. Многие из них пришли от больших грехов, но покаянием достигли Небесного Царства. И все, кто приходит туда, приходят через покаяние, которое даровал нам милостивый Господь Своими страданиями. (Св. Силуан Афонский) Непрестанная молитва покаяния есть лучшее средство единения духа человеческого с Духом Божиим. В то же время она есть меч духовный, истребляющий всякий грех. (Св. Серафим Вырицкий) Покаяние выражается греческим словом "метания". В буквальном смысле, это значит изменение своего ума, своего мудрования, иными словами, покаяние есть перемена своего настроения, своего образа мысли, перемена человека внутри самого себя. Покаяние есть пересмотр своих взглядов, изменение своей жизни. (Св. Иоанн архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский) Прежде всего нужно приблизиться - посредством Церкви и таинства исповеди и Божественного Причастия - ко благому Отцу нашему. И тогда Он - даже без прошения - подаст людям такой дар, какого они хотят. (Старец Паисий Святогорец) Дело покаяния совершается тремя добродетелями: 1) очищением помыслов; 2) непрестанною молитвою; 3) терпением постигающих нас скорбей. (Св. Макарий Великий) Как благодать на благодать людям по крещении дано покаяние, потому что покаяние есть второе возрождение от Бога. (Св. Исаак Сирин) Покаяние есть дверь милости; сею дверью входим в Божью милость, и кроме этого входа не обретешь милости. (Св. Исаак Сирин) Истинное покаяние в новоначальных есть познание падения и своей греховности; в средних - отделяет истинное добро от естественного и от зла, как открытого, так и прикрытого личиною добра; в совершенных есть духовный разум, воссиявающий от Святаго Духа и видящий образ действия зла в других человеках. (Св. Игнатий Брянчанинов) Неминуема встреча с Господом, и надо к ней готовиться. Наши грехи - это солома, сгорающая при этой встрече. Надо самому заранее произнести суд над собой и самому, готовясь к той встрече, отделиться от соломы, сжечь солому грехов покаянием. (Св. Иоанн архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский) Покаяние порождает соблюдение заповедей, соблюдение же их очищает душу, то есть освобождает её от страстей. (Авва Фалассий) Будучи во грехах, не станем отчаиваться, но и не будем беспечны. Будем носить истинное сокрушение в сердце, а не на языке только. Ибо я знаю многих, которые плачут о своих грехах, но ничего доброго не делают. Они постятся, носят на себе грубую одежду, а между тем, так же жадны к деньгам, как ростовщики; предаются гневу, как свирепые звери и любят о ближнем говорить более зла, нежели другие добра. Это не покаяние, а только призрак его. (Св. Иоанн Златоуст) Помилование и отпущение грехов надо просить у Господа, чтобы неосужденно причаститься пречистых Таин Тела и Крови Христовой для соединения с Господом и избавления от диавола, обольщающего людей и отторгающего их от Спасителя. (Св. Иоанн Дамаскин) Цель покаяния - отстать от греха и больше не впадать в него. (Авва Исаия) Настоящая жизнь есть место борьбы со злом. (Св. Иоанн Златоуст) У Бога всемогущество с правдою, милость с мерою и весом - поэтому не может Бог помиловать того, кто не кается, ни дать тому, кто не просит, не ищет и сам не милует другого. (Св. Симеон Новый Богослов) Признак прилежного покаяния заключается в том, что человек почитает себя достойным всех случающихся ему видимых и невидимых скорбей, и ещё больших. (Свв. авва Дорофей и Иоанн Лествичник). Покаяние в грехе, между прочим, состоит в том, чтобы не делать его опять. (Св. Серафим Саровский) Блажен, кто исправил себя покаянием и жизнью своей умилостивил Господа. (Св. Ефрем Сирин) Покаяние - град убежища, врата которого открыты для грешников. (Св. Ефрем Сирин) Покаяние - друг человечества; оно распростирает крыла свои, чтобы с любовию объять всякого, кто ни придёт к нему. (Св. Ефрем Сирин) Покаяние - образ правосудия и благости Божией; осуждаются те, которые могут, но не хотят покаяться. (Св. Ефрем Сирин) Покаяние - дверь милосердия, отверстая грешникам до кончины мира. (Св. Ефрем Сирин) Покаяние, полагаясь на Божие благословение, растворяет кающегося с благодатию Святого Духа и недавнего беззаконника всецело делает сыном Божиим. (Св. Ефрем Сирин) Господь не отвергает сокрушенного сердца, которое раскаивается в грехах своих и мысленно томит себя подвигом покаяния. (Св. Ефрем Сирин) Блажен, кто сокрушается о грехах своих; ибо когда переселится он в ту страну, то упокоится в Царстве, в пристани святых, избавится от страшных, ужасающих мучений, какие ожидают сатану, которого осуждение бесконечно. (Св. Ефрем Сирин) Покаяние есть возрождение от Бога и рождается от веры и страха наказания, пока не приобретем любви. (Св. Исаак Сирин) Покаяние есть сердце сокрушенное и смиренное. (Св. Исаак Сирин) Иудейские книжники и фарисеи по их душевному состоянию сделались не только чуждыми Богу, но врагами Его, богоубийцами. Подобному бедствию подвергаются и подвижники молитвы, извергшие из своего подвига покаяние, усилившееся возбуждать в сердце любовь к Богу, наслаждение, восторг; они соделывают себя чуждыми Богу, вступают в общение с сатаной и заражаются ненавистью к Святому Духу. (Св. Игнатий Брянчанинов) Что твои грехи против милосердия Божия, каковы бы они ни были, лишь бы только искренно ты каялся в них! (Св. Иоанн Кронштадтский) Покаянию помогает сознание, память, воображение, чувство, воля. Покаяние только на словах, без намерения исправления и без чувства сокрушения, называется лицемерным. (Св. Иоанн Кронштадтский) К чему ведёт пост и покаяние? Из-за чего труд? Ведёт к очищению грехов, покою душевному, к соединению с Богом, к сыновству, к дерзновению пред Господом. Есть из-за чего попоститься и от сердца исповедоваться. Награда будет неоценимая за труд добросовестный. (Св. Иоанн Кронштадтский) Кто привык давать отчёт о своей жизни на исповеди здесь, тому не будет страшно давать ответ на Страшном Суде Христовом. (Св. Иоанн Кронштадтский) Каяться – значит, в сердце чувствовать ложь, безумие, виновность грехов своих, - значит сознавать, что оскорбили ими своего Творца, Господа, Отца и Благодетеля, бесконечно Святого и бесконечно гнушающегося грехом, - значит всею душею желать исправления и заглаждения их. (Св. Иоанн Кронштадтский) Если душа обвинит себя перед Господом, Господь её возлюбит. (Авва Пимен) Конец добродетелей есть любовь, конец же страстей – самооправдание. (Авва Пимен) Грех общий не становится менее виновным пред Богом оттого, что он общий; общие-то грехи и возбуждают всего сильнее гнев Божий. (Быт. 6, 5 – 7). (Кирилл епископ Мелитопольский) Кающийся и надеющийся прославляет бесконечное милосердие Божие, - надеющийся и не кающийся хулит Бога, представляя Его покровителем зла. (Св. Филарет митрополит Московский) Быть грешником – общее несчастье; оставаться и закосневать во грехах – вот вина и беда! (Св. Филарет митрополит Московский) Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного. (Св. Исаак Сирин) Не столько раздражают Бога содеянные нами грехи, сколько наше нежелание перемениться. (Св. Иоанн Златоуст) Все мы имеем нужду в помиловании и исправлении, потому что завтрашний день неверен для нас: многие, замыслив многое, не дожили до завтрашнего дня. (Св. Василий Великий) Тот, Кто обещал прощение во грехах кающемуся, не обещал согрешающему завтрашнего дня. (Св. Григорий Двоеслов) Не откладывай до завтра: этому завтра никогда нет конца. (Св. Иоанн Златоуст) Грех полагает на нас такое пятно, которого нельзя смыть тысячью источников, а только одними слезами и раскаянием. (Св. Иоанн Златоуст) Всякий грех совершается для наслаждения, и всякое прощение грехов получается через злострадание и печаль. (Авва Фалассий) Восплачем, братия; пусть очи наши проливают слёзы, прежде нежели отойдём туда, где наши слёзы будут жечь наши тела. (Св. Макарий Великий) Не только не оплакиваем содеянного, но ещё умножаем то, что должно быть оплакиваемо. (Св. Григорий Двоеслов) Не довольно исповедоваться пред Богом, надобно исповедоваться также и перед теми, которые получили от Бога власть исповедовать. (Блаженный Августин) Самый верный знак, по которому всякий кающийся грешник может узнавать, действительно ли грехи его прощены от Бога, есть тот, когда мы чувствуем такую ненависть и отвращение от всех грехов, что лучше согласимся умереть, нежели произвольно согрешить перед Господом. (Св. Василий Великий) Покаяние есть война с грехом. (Архим. Макарий) Тех мест, которые подают тебе случай к падениям, избегай как бича: ибо, когда мы не видим запрещённого плода, то не так сильно его и желаем. (Св. Иоанн Лествичник) Грехов содеянных прежде не укрепляй в душе твоей размышлением о них, чтобы они не возобновились в тебе. Будь уверен, что они прощены тебе с того времени, как ты предал себя Богу и покаянию. В том не сомневайся. (Св. Антоний Великий) Если и тысячи раз согрешишь, но потом опять прибегнешь к покаянию, то снова очистишься от скверн и от соделанных тобой беззаконий. (Св. Ефрем Сирин)

Икона " Сошествие святого Духа на апостолов "

Авву Исаию спросили: "В чем состоит покаяние?". Он отвечал: "Дух Святой научает нас удаляться от греха и более не впадать в него. В этом состоит покаяние". /Ср. "Утешитель же, Дух Святый... научит вас всему..." (Ин. 14:26). "Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину..." (Ин. 16:13). "Духа не угашайте" (1 Фес. 5:19). "Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал..." (Деян. 13:2). Вот такая живая связь была у апостолов с Богом. Не случайно, они говорили: "Ибо угодно Святому Духу и нам..." (Деян. 15:28), - а не наоборот/.

Св. Антоний Великий учил: "...относительно тех, кто вошли в покаяние всем сердцем... прежде всего Дух призывает их и облегчает... и услаждает для них покаяние, показывая им, как им подобает каяться... Затем Дух-водитель начинает открывать очи его души, чтобы и ей подать покаяние, и тем самым она бы очистилась. Ум начинает... учиться у Духа, как очистить и тело, и душу покаянием. И наученный Духом ум становится нашим проводником в трудах души и тела, указывая, как очистить их... Те, кто стали достойными Бога, были учимы Духом Его Святым...".

Кающийся человек подобен блудному сыну из евангельской притчи (Лк. 15). Святые Отцы говорили: "Покаяние начинается с раскаяния и обращения ("пришед в себя"), которые перерастают в решимость ("встану, пойду") и заканчивается возвращением к Отцу ("встал и пошел"), исповеданием грехов ("я согрешил"), прощением от Бога ("принесите лучшую одежду"), усыновлением ("этот сын мой") и духовным воскресением ("был мертв и ожил, пропадал и нашелся")".

"Покаяние есть : 1. Осознать грех. 2. Оплакать грех. 3. Сожалеть о содеянном. 4. Выпрашивать: "Прости, не помяни". 5. Ненавидеть, презирать грех. 6. Клятвенно: "Не буду больше". 7. Мольба: "Помози".

Старец Сампсон (Сиверс) писал: "...Покаяние. Что это? Осознать грех, оплакивать грех, исповедовать грех, ненавидеть грех, проклясть грех, бояться греха, избегать его и не повторять его больше. И для этого умолять о помощи и ограждении... И тогда грех прощается и тогда больше не помянется... Если же человек не имеет намерения оставить или не хочет оставить, не может оставить (грех) - то не причащаться! Исповедоваться можно, а причащаться не надо, пока грех не оставлен: так требует Златоуст. А мы этого не соблюдаем, вот почему и бываем и больны, и бесноваты, и несчастны, всё только поэтому. У нас с вами разные грехи. Скажем, мы не оставляем, а только сознаем их, что мы виноваты. Раскаиваемся в них, но не хотим от них отстать, не хотим их оставить навсегда. Их ненавидеть, проклинать, да?".

"Покаяние - это религиозное понятие. Каяться надо перед кем-то. Это не значит просто изменить стиль жизни или свое внутреннее чувство или свой опыт, как имеется в виду, скажем, в восточных религиях и культурах. Эти религии говорят о том, что человек должен получить свой собственный опыт, должен познать себя, самоосуществиться, чтобы свет его сознания пробудился. Но для такой перемены, не нужно Бога. А христианское покаяние непременно перед кем-то…

Вот это выражение полного сознания того, что есть покаяние. Здесь вы видите церковное восприятие, древнехристианское и подлинно библейское, что человек никогда не один в мире. Он стоит прежде всего перед Богом, но и перед людьми. Поэтому в Библии согрешение человека перед Богом всегда имеет отношение к ближнему, а это значит: оно имеет социальное, общественное измерение и последствия…

Отсюда - целостное понимание покаяния, как исправного стояния и перед Богом, и перед людьми. Покаяние не может быть измерено только социальными или психологическими масштабами, а всегда есть богооткровенное, библейское, христианское понятие…

Дело только в том, что природа человека - падшая, а поэтому находится сейчас в ненормальном для себя состоянии. Но именно покаяние и есть тот рычаг, которым человек может исправлять свою природу, возвращать ее в нормальное состояние.

Поэтому Спаситель и сказал: "Метаноите" - то есть "перемените свой ум". Дело в том, что наша мысль ушла от Бога, ушла от себя и других. И в этом - больное, патологическое состояние человека, которое по-славянски называется словом "страсть", а по-гречески словом "пафос" (патология). Это просто болезнь, извращение, но еще не уничтожение, как болезнь не есть уничтожение организма, а просто порча. Греховное состояние человека - порча его природы, но человек может восстановиться, принять исправление, и поэтому покаяние приходит как здоровье на больное место, на больную природу человека. И раз Спаситель сказал, что надо каяться, даже если мы не чувствуем в себе потребности покаяния, то мы должны Ему верить, что действительно нам надо каяться. И на самом деле, великие святые чем больше приближались к Богу, тем сильнее чувствовали потребность покаяния, поскольку чувствовали глубину падения человека.

Человек...ищет живого общения с Богом… Человек - существо, созданное из небытия в бытие и приглашенное на общение.

Покаяние невозможно без встречи с Богом. Поэтому Бог и идет навстречу человеку. Если покаяние было бы просто раскаянием, расположением по-иному своих сил, оно было бы перестройкой, но не переменой по существу. "Заболевший, - как говорит св. Кирилл Александрийский, - не может исцелить себя, а ему нужен исцелитель - Бог".

А в чем болезнь? В порче любви. Не должно быть односторонней любви. Любовь должна быть, по крайней мере, двусторонней. А для полноты любви, собственно, нужны трое. Бог, ближний и я…

Покаяние - не просто жалость к себе или депрессия, или комплекс неполноценности, а всегда сознание и - чувство, что потеряно общение, и сразу поиск и даже начало восстановления этого общения...

И Бог, и человек в покаянии вступают в активность любви. Любовь ищет общения. Покаяние и есть сожаление о потерянной любви…

Покаяние же сразу возбуждает человека и на любовь к Богу, и на любовь к ближнему.

Феофан Затворник в "Пути ко спасению" говорит (но это и опыт всех Отцов), что когда человек пробуждается к покаянию, то сразу чувствует, что любит ближнего. Уже не гордится, не считает себя большим. Всем желает спасения. Это уже знак подлинной христианской жизни. Значит, покаяние открывает нам в ненормальном, в греховном состоянии путь к нормальному состоянию, поворот к Богу и исправление перед Богом. Оно раскрывает полную истину о состоянии человека.

И покаяние сразу переходит в исповедь. Исповедь - раскрытие истинного человека…

При подлинном покаянии все открыто, и грех виден ясно…

Исповедь как продолжение покаяния есть истинное самораскрытие человека. Да, мы грешные, поэтому-то мы раскрываем раны свои, болезни, грехи. Человек видит себя в отчаянном, безвыходном положении. Но подлинно то, что он смотрит не только на себя, а как говорил св. Антоний Великий: "Ставь свой грех перед собой и смотри на Бога по ту сторону грехов". Через грехи смотри на Бога! Но тогда грех не выдержит конкуренцию встречи с Богом…" (Епископ Афанасий (Евтич)).

Покаяние - путь бесконечный!

После исповеди, когда душа очищена, следует быть особенно внимательными. Многие говорят, что в этот момент чувствуют себя "облегченными". Однако исповедь - не наркотик. Именно после того, как мы покаялись, нужно более глубоко осознавать свою греховность, постоянно задумываться об этом, но при этом ясно ощущать беспредельную любовь Бога, Который принимает нас, несмотря на все наше нерадение.

Наша борьба с грехом должна стать непримиримее. Нам следует исправлять свои ошибки, не возвращаться к одним и тем же грехам, старательно исполнять заповеди Божии. Конечно, эта борьба непростая. Она болезненна и горестна. К сожалению, мы все расположены упорствовать и избегать врачевания своих страстей. Мы хотим результатов немедленно, чтобы все произошло моментально. Мы - люди "кнопок", компьютеров и жаждем, чтобы все изменилось сразу. Мы идем к духовнику и полагаем, что у него есть какой-то магический жезл, с помощью которого нас чудесным образом изменят. Но не надо забывать: то греховное, патологическое состояние, которое складывалось в течение десятилетий, не может измениться в один миг. Священник - врач душ, а не маг или шарлатан. Исцеление души не может произойти за несколько минут, в результате какого-нибудь магического или мошеннического действия, оно происходит по благодати Божией, благодаря покаянию, единоборству с грехом и упорству.

Если мы исповедались несколько раз, то это вовсе не означает, что мы пережили полноту покаяния. Покаяние - это бесконечный путь, это такое состояние, которое не прерывается и никогда не заканчивается. Не может быть конечного пункта в покаянии, потому что это означало бы полное богоуподобление, что для человека невозможно. В одном дивном рассказе повествуется, как переживали покаяние.

"Говорили об авве Сисое, что, когда он стал умирать и сидели отцы вокруг него, просияло лицо его, как солнце.

И сказал он им: "Вот авва Антоний пришел". И немного позже: "Вот лик пророков пришел". И опять просияло лицо его еще более, и будто он говорил с кем-то. И спросили его старцы: "С кем разговариваешь, отче?" Он ответил: "Ангелы пришли взять меня, а я прошу, чтобы позволили мне покаяться еще немного". Говорят ему старцы: "Не имеешь ты нужды каяться, отче". Сказал же им старец: "Уверяю вас, не вижу, чтобы я полагал начало покаянию". А все знали, что он совершенен. И опять вдруг сделалось лицо его, как солнце. И все ужаснулись. Он говорит им: "Смотрите, Господь пришел и говорит: "Несите ко Мне сосуд пустыни". И тотчас предал дух. И сделался как молния. И наполнилась вся келлия благоуханием".

На жизненном пути всегда есть вероятность, что мы снова впадем в грех. Но не нужно унывать. Лечебница покаяния всегда открыта. "Впасть в грех свойственно человеку. Оставаться же во грехе свойственно не человеку, но сатане", - говорят отцы Церкви. Вот еще одна история.

"Один брат спросил у Сисоя: "Что мне делать, авва, когда я пал?" Старец говорит: "Снова восстань". Брат ему свое: "Я восстал и опять пал". Старец продолжает: "Восстань снова и снова". Тогда брат спрашивает: "До каких же пор?" Старец отвечает: "Пока не застанет тебя смерть либо в добре, либо в падении. В чем обрящется человек, с тем и отходит".

Бог всегда ждет нас, Он никого не отвергает.

"Один воин спросил авву Миоса, принимает ли Бог покаяние. Тот же, успокоив его со многими словами, спросил: "Скажи мне, возлюбленный, если порвется у тебя плащ, ты его выбрасываешь?" Тот отвечает: "Нет, но я зашиваю его и снова использую". Тогда старец говорит ему: "Если ты так жалеешь одежду, так как же Бог не пожалеет Свое создание?"

Архимандрит Нектарий (Антонопулос)

"...покаяние в глубоком смысле этого слова не есть простое сокрушение о грехах или отвращение к своему греховному прошлому, еще менее означает оно формальную исповедь: смысл слова гораздо глубже. Это решительный перевод жизни на новые рельсы, полная перестановка всех ценностей в душе и сердце, где при обычных условиях на первом месте стоят мирские заботы и цели временной, преимущественно материальной жизни, а все высокое и святое, все, что связано с верой в Бога и служением Ему, оттеснено на задний план... Покаяние предполагает коренную перестановку: на первом плане всегда, везде, во всем - Бог; позади, после всего - мир и его требования, если только их нельзя совершенно выбросить вон из сердца. Говоря иначе, покаяние требует создания нового, единого центра в человеке, и этим центром, куда сходятся все нити жизни, должен быть Бог" (Святитель Василий, епископ Кинешемский).

"Очень помогает тому, кто пребывает в состоянии постоянного и истинного покаяния, глубокое размышление О НАШЕМ ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ. Кем мы были от начала нашего творения, когда лукавство и ему подобные страсти еще не пленили душу, куда мы ниспали и куда должны благодатью Христовой стремиться?

Если подобные размышления будут сопровождать нас и присутствовать нераздельно с нами, мы никогда не поддадимся гневу и вызову, который бросает нам неразумное начало и закон испорченности". (Старец Иосиф Ватопедский "Афонские беседы", стр. 116)

"Каждая исповедь должна быть пересмотром всей своей духовной жизни. Однако, в расхожем понимании "генеральная" - это первая исповедь за всю свою жизнь, и она включает в себя и то, что человек помнит, и то, что Господь открыл ему в молитве, подготовляющей к исповеди. Но это не значит, что человек сразу освободился от всех своих грехов за всю свою жизнь. Исповедь - это очень долгий путь: надо вскопать поле, посадить там семена и сделать так, чтобы они взошли и дали свои плоды. Выходя на это поле, пахарь вдруг понимает, что поле засыпано камнями. Они большие - ни лошадь, ни трактор не пройдут, и человек начинает их выносить. Точно так же и грехи: большие грехи видны сразу. Человек, первый раз приходящий на исповедь, видит только какие-то знаковые события своей жизни - аборт, развод, тяжелые ссоры с родителями или детьми или еще что-то очевидное и ужасное... Он выносит с поля эти камни, возвращается, хватается за плуг, чтобы начать пахать, смотрит, а там - камни поменьше. Он опять оставляет плуг, но камней, которые поменьше, уже больше.

"Генеральная исповедь" обычно растягивается на несколько лет. Человек то и дело возвращается к своему прошлому. Не сам возвращается - Бог его возвращает, Господь дает ему возможность увидеть то, что он натворил, что он сделал, но не осознал как грех. И это, на самом деле, благо для человека!..

Покаяние - это такое состояние человека, когда он осознает свою греховность, сожалеет о ней и начинает ненавидеть совершаемый им грех и деятельно бороться с ним, утверждаясь в добре. Ненависть ко греху и борьба с ним привлекают милосердие Божие. Вот это сочетание милосердия Божия с ненавистью человека ко греху и борьбой с ним совершает покаяние, то есть - избавление человека от греха. Ведь грех - это всегда что-то, что мешает любить Бога и ближнего. Это всегда преодолимое и часто ставшее уже нормой жизни и не воспринимаемое нами именно как препятствие. Поэтому победить его можно только как собственными сверхусилиями, так и с помощью Божией!..

…нужно помнить, что любое событие в духовной жизни человека никогда не бывает односторонним. Любое наше благое начинание нам помогает исполнить Сам Господь. При любой исповеди отношение человека ко греху все равно меняется. Нужно исповедовать этот грех, даже если мы: не имеем в себе настоящей ненависти к нему и решимости с ним бороться. В конце концов, мы все равно придем к настоящему покаянию. Господь, видя наше стремление исповедоваться в этом грехе, обязательно даст нам подлинное покаяние, со всей глубиной осознания и отвержения греха…

Эмоции - это результат психологического состояния человека. А пытаться вызвать в себе покаянное чувство, эмоционально "накручивая" свою психику, может быть даже опасно. Можно довести себя до истерики и нервного расстройства.

Ничего общего с настоящим покаянием такие упражнения не имеют. Степень покаяния определяется совсем другим: как ты себя ведешь после осознания своей греховности? Изменил ли ты что-то в своей жизни, или не изменил?

Слезы покаяния - великий дар Божий, которого удостаивались лишь немногие великие подвижники благочестия. Пытаться вызвать их искусственно - дерзость и неразумие. Для нас покаянный плач заключается в осознании своих грехов и сокрушении о них, о том, что мы не можем своими силами избавиться от этих грехов. Но это сокрушение не является самоцелью. Цель - это внутреннее перерождение, которое Господь дает тебе, видя искреннее желание жить иначе.

Если мы начинаем сокрушаться о своих грехах и не идем дальше, то это приводит к отчаянию. Очень показательный пример здесь - Иуда. Ведь он же раскаялся! Мало того, он после раскаяния сделал определенные шаги: бросил сребреники, искренне отказался от них - они стали жечь ему руки. Но он не пошел дальше. Не смог увидеть, ощутить милость Божию, не смог поверить, что Господь его простит.

Увидеть свой грех без Господа практически невозможно. Лишь Господь может помочь человеку взглянуть на себя самого со стороны. Сам человек на это не способен, это - милость Божия. Сам импульс, двигающий нас к покаянию - это уже прикосновение Господа к нашей душе. Потом мы сокрушаемся о своем грехе. А потом Бог, видя наше стремление очиститься, избавляет нас от греха. Так происходит покаяние. То есть, все начинается с (милости Божией, и все милостью Божией заканчивается. Важно лишь воспользоваться этой милостью, не пройти мимо нее.

Масса людей живут греховной жизнью и не ощущают своей греховности. И если человек почувствовал, что так жить больше нельзя, что нужно покаяться, это уже - милость Божия, это значит, что Господь его посетил. И само стремление к покаянию очень важно рассматривать не просто как человеческое движение души, но как сотворчество человека с Богом, где Господь показывает человеку его грехи, а человек стремится избавиться от них. По-гречески покаяние означает буквально "перемена ума"…

Перемена ума - это осознание противности твоего нынешнего состояния и желание переродиться, желание измениться к лучшему. Причем, когда покаяние настоящее, то это желание на самом деле - неодолимое, решительное…

Часто человек кается, но прекратить грешить не может. Но ведь Господь смотрит не на слова, а на сердце! И если мы пришли на исповедь, а сердце наше в это время кричит: "Только не сейчас, Господи!" - то, конечно, Господь не станет избавлять нас от этого греха насильно. Он попустит нам впасть в этот грех еще раз, и еще, и еще... Господь даст нам возможность увидеть грех во всем безобразии, рассмотреть себя в этом грехе и возненавидеть его. Только тогда становится возможным подлинное покаяние".

(Священник Игорь Фомин, клирик Казанского собора на Красной площади в Москве. "Приходской вестник", № 13(46), 2006 г.).

Общеславянское слово «каяться» имеет несколько значений: наказывать себя, сознавать вину, сожалеть о содеянном. На греческом языке это слово имеет следующее значение: перемена мыслей, раскаяние, возрождение, полное изменение существа. Само это слово на греческом – metanoia (читается как метаноия) состоит из двух греческих слов. Первое – meta, что в данном слове имеет значение перехода из одного состояния в другое. Второе – noia, которое образовалось от слова nooz – (ум, разум, мысль, образ мыслей) + суффикс – ia, который имеет значение качества. Соответственно получившееся слово означает переход на качественно иной образ мыслей.

По учению святых отцов добродетель покаяния является краеугольным камнем в деле спасения.

Священное Писание о добродетели

Первым о покаянии в Новом Завете возвещает Иоанн Креститель: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф.3:2).

Ему вторит Сам Спаситель теми же словами после того, как выходит на проповедь: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф.4:17).

Когда Господь посылает на проповедь своих учеников, они также говорят о покаянии: «Они пошли и проповедывали покаяние» (Мар.6:12).

После Пятидесятницы проповедует покаяние святой апостол Петр: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святаго Духа» (Деян.2:38).

Проповедует покаяние и апостол Павел: «Возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа» (Деян.20:21).

Таким образом, просматривая Новый Завет, мы видим, как покаяние красной нитью, главным стержнем проходит через весь текст Нового Завета.

Святые Отцы о покаянии

Певцом покаяния является Иоанн Лествичник: «Покаяние есть возобновление крещения. Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни. Покаяние есть купля смирения. Покаяние есть всегдашнее отвержение телесного утешения. Покаяние есть помысел самоосуждения и попечения о себе, свободное от внешних попечений. Покаяние есть дщерь надежды и отвержение отчаяния. Покаяние есть примирение с Господом чрез совершение благих дел, противных прежним грехам. Покаяние есть очищение совести. Покаяние есть добровольное терпение всего скорбного. Кающийся есть изобретатель наказаний для себя самого. Покаяние есть крепкое утеснение чрева, уязвление души в глубоком чувстве» (Леств.5:1).

Один из современных подвижников святитель и исповедник Василий Кинешемский пишет о покаянии следующее: «Мы знаем, что покаяние в глубоком смысле этого слова не есть простое сокрушение о грехах или отвращение к своему греховному прошлому, еще менее означает оно формальную исповедь: смысл слова гораздо глубже. Это решительный перевод жизни на новые рельсы, полная перестановка всех ценностей в душе и сердце, где при обычных условиях на первом месте стоят мирские заботы и цели временной, преимущественно материальной жизни, а все высокое и святое, все, что связано с верой в Бога и служением Ему, оттеснено на задний план. Человек не отказывается совсем от этих высоких идеалов, но вспоминает о них и служит им украдкой, боязливо, в редкие минуты духовного просветления. Покаяние предполагает коренную перестановку: на первом плане всегда, везде, во всем – Бог, позади, после всего – мир и его требования, если только их нельзя совершенно выбросить вон из сердца. Говоря иначе, покаяние требует создания нового, единого центра в человеке, и этим центром, куда сходятся все нити жизни, должен быть Бог. Когда человек сумеет спаять все свои мысли, чувства и решения с этим единым центром, тогда из этого и создастся та цельность, монолитность души, которая дает громадную духовную силу. Кроме того, человек с таким устроением ищет исполнения только воли Божьей и в конце концов может достигнуть полного подчинения или слияния своей слабой человеческой воли с всемогущей волей Творца, и тогда сила его вырастает до божественной силы чудотворений, ибо тогда действует не он, но в нем действует Бог».

Покаяние как добродетель

Таким образом, мы видим, что в покаянии самое главное – вектор, направление жизни. Если у плотского человека вектором жизни является его «Я», то у человека покаявшегося вектор жизни направлен к Господу.

Архимандрит Платон (Игумнов), рассуждая о покаянии, пишет: «Смысл нравственного самоопределения человека заключается в свободном преодолении греха и в обращении к добродетели. Поскольку обычно человек постоянно находится во власти страстей, всякое эпизодическое раскаяние в совершенных грехах еще не является вполне адекватным понятию покаяния. Человек должен стремиться сбросить с себя ненавистный и чуждый его природе грех и непрерывно обращать силы своего ума к Богу, чтобы его покаяние стало новым самоопределением в свободе и увенчалось торжеством благодати в личной жизни».

Отсюда следует, что покаяние не только вектор жизни, но и постоянный процесс, который должен совершаться в человеке непрестанно, как непрестанно действуют в нем страсти.

Необходимость покаяния

Нет такого предела совершенства человеческого, при котором покаяние было бы уже излишним. Новоначальные через покаяние приобретают начатки благочестия, преуспевающие через покаяние укрепляют его, совершенные через покаяние утверждаются в нем.

Авва Сисой, будучи святым и находясь на смертном одре, просил о времени для покаяния: Рассказывали об авве Сисое. Когда он болел, сидели у него старцы и с некоторыми он разговаривал. Старцы спрашивали его: "Что ты видишь, авва?" – "Вижу, – отвечал он, – что идут за мной, и прошу их, чтобы дали мне несколько времени на покаяние." Один из старцев говорит ему: "Если и дадут тебе некоторое время, можешь ли теперь принести спасительное покаяние?" – "Я не могу этого сделать, – отвечал старец, – но хотя бы поплачу о своей душе, и этого довольно для меня".

Всемогущество покаяния

Святитель Игнатий пишет: «Сила покаяния основана на силе Божьей: Врач Всемогущ, – и врачество, подаваемое Им, всемогуще».

Нам достаточно вспомнить равноангельную Марию Египетскую, бывшую блудницу. Можно вспомнить святых мужей Моисея, Давида, Флавиана, которые были разбойниками, а потом взошли на вершины добродетельной жизни.

Свидетельством прощения согрешившего диакона явилось то, что только после его молитвы пошел дождь: Брат спросил одного старца: "Если случится человеку по действию диавола впасть в искушение, бывает ли польза для соблазняющихся через него?". На это старец рассказал ему следующее. В киновии Египетской был один именитый диакон. Некий должностной гражданин, гонимый архонтом, пришел в киновию со всем своим домом. Диакон, по действию диавола, пал с его женой и положил срам на всех. Пошел он к одному любимому им старцу и рассказал ему о случившемся. У старца внутри его келии было одно темное, потаенное место. Диакон начал упрашивать его, говоря: "Погреби меня здесь живого и никому не открывай это." Он вошел во мрак и принес истинное покаяние. Через год наступила засуха. При совершении общей молитвы было открыто одному из святых: "Если не выйдет и не помолится диакон, скрытый таким-то старцем, то не будет дождя." Слышавшие подивились и вывели диакона из места, где он был. Он помолился, и пошел дождь. И соблазнившиеся прежде получили гораздо большую пользу от его покаяния и прославили Бога.

Причины покаяния

Самая главная причина покаяния – действие на сердце человека благодати Божьей: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20).

Вторая причина покаяния – наши личные усилия как отклик на призыв благодати Божьей. Наши усилия в первую очередь должны быть направлены на вражду с грехом, самоукорение, тщательное исполнение заповедей Божьих и отказ от осуждения.

Плоды покаяния

Искреннее исповедание грехов. Человек начинает замечать даже тонкие греховные помыслы. Появляется доверие духовнику, желание служить ближним. Получают развитие добродетели покорности и послушания. Нрав человека становится простым, непритворным, нелицемерным. Появляются умилительные, покаянные слезы, приносящие успокоение и радость душе.

Главное свидетельство того, что грехи нам отпущены – ненависть ко греху.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.