Я есть первый и последний. Альфа и омега

Когда первые люди ослушались Бога, сатана стал врагом рода человеческого. За грехопадение проклят был только змей, за Адама была проклята земля, а Ева не услышала проклятия вовсе. Но, проклиная змея, Бог сказал: "и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту"(Быт. 3:15). Вот и стали дьявол и человечество врагами... Но в этой войне мы победим, когда снова явится Спаситель. Победим сатану навечно. Вот только предшествовать этому будут страшные кары Господни.
Когда Иисус явился Иоанну Богослову, чтобы дать Откровение,Он сказал: "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель"(Отк. 1:8). Иисус изначально был Словом - Логосом, что следует из Евангелия от Иоанна: "И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца"(Ин. 1:14). Вот Она- Единосущная и Нераздельная Пресвятая Троица-Создатель: Отец, Дух (который носился над водою (Быт. 1:2) и Слово, которое позднее воплотилось как Сын. Появление Слова имеет большое значение, ведь первые произнесённые Богом слова: "да будет свет"(Быт. 1:3), который воссиял во "тьме над бездной" (Быт. 1:2). Так и возник Иисус - свет в кромешной тьме, о чём так же писал Иоанн: "Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли."(Ин. 1:9-11). В греческом (самом раннем) переводе Евангелие от Иоанна начинается со слов: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог был Слово (в современном переводе "и слово было Бог"). Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его"(Ин. 1:1-5).
Иисус так и сказал Иоанну - Я есть Слово (буква), Я есть Начало и Конец (всего сущего).
Начало и конец Библии взаимосвязаны. Когда Бог создал запретное дерево, "И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла"(Быт. 2:9). Эти деревья противоположны: дерево жизни дарует бессмертие и растёт посреди Рая, а дерево познания стало причиной смертности и изгнания из Рая. У первых людей был выбор, от какого из этих деревьев вкушать. Они выбрали смерть. Но Бог не оставит человечество на погибель и порабощение дьяволу - древо жизни будет снова доступно нам в конце времён, о чём дважды упоминается в последней главе Откровения: "И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему"(Отк. 22:1-3); а так же Иисус сказал: "Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду"(Отк. 22:12-15). Несмотря на то, что Адам и Ева предпочли древу жизни дерево познания, мы будем вкушать плоды священного древа.
Так же начало и конец Писания взаимосвязаны рекой Евфрат: "Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.(...)Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат"(Быт. 2:10,14). Между Тигром и Евфратом был построен Вавилон, который стал началом разных языков (проявление Логоса индивидуально для каждого народа). Русский язык священный, потому что в нашем алфавите первая и последняя буквы (альфа и омега) поменялись местами - аз стало Я. Но тайны значения слов и букв сокрыты в каждом языке. Через язык мы познаём Бога-Логоса, то есть Сына. Вавилон стал точкой отсчёта появления различных языков, дабы все племена земные так или иначе познавали Логос. Но в целом, роль Вавилона отрицательна. Два обращения к сатане в Ветхом Завете были обращениями к вавилонским царям - об этом писали Исайя 14:9-17 и Иезекииль 28:11-19. Из этого можно сделать вывод, что в Ветхом Завете в Вавилоне был престол сатаны, который в Новом Завете перешёл в Пергам (современная Бергама в Турции): " И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч (исходящий из уст, возможно, слово): знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа"(Отк. 2:12,13). Вавилон упоминается в Откровении после прихода Антихриста (Отк. 13). Иоанн Богослов увидел сто сорок четыре тысячи избранных - по 12 тысяч из 12 колен Израиля. 12 Месяцев символизируют время, а 12 Апостолов - веру и преданность, ведь если исключить Иуду Искариота, верных Иисусу апостолов всё равно 12, если посчитать Павла, который не включён в число двенадцати. 12 часов являют собой биполярность мироздания: Инь (тьма и грех) и Ян (свет и праведность). Посему и колен Израиля двенадцать. И когда Иоанн увидел сии сто сорок четыре тысячи избранных, "И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод. И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы"(14:6-8).
Вавилон так же упоминается в связи с великой блудницей, с которой будут блудодействовать многие жители земли: "И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш (гнева Божьего), и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами (Антихрист). И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим. И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов". Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится"(Отк. 17:1-8).
Река Евфрат также упоминается в Откровении, когда Господь будет посылать на землю Свои кары: "Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом, говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате.
И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей"(Отк. 9:13-15).
Но почему Вавилон был построен между двумя устьями райской реки? Ведь это обитель дьявола... Просто добро и зло тесно переплетены, о чём сказал М. Ю. Лермонтов: "Что есть величайшее добро и зло? Звенья одной цепи, которые сходятся, удаляясь друг от друга". Самодостаточное или абсолютное добро, которое сможет существовать отдельно без зла, воцарится лишь когда исполнится каждое слово Писания. Сначала Бог обрушит на нас Свой гнев и кары, как Он делал в Ветхом Завете. Затем Господь навеки победит дьявола и бросит к нему в бездну ключи ада и смерти. Все воскреснут и будут судимы. Не будет времени, смерти и зла. Настанет вечный Рай на земле. Это не конец света, а его начало - изначально созданный Богом мир: бессмертные люди в Раю, подобные Адаму и Еве. И ради этого стоит потерпеть любые кары Господни. Он есть Начало, и Он есть Конец...

Рецензии

Аня, что за каша у Вас в головушке?
"Вавилон так же упоминается в связи с великой блудницей, с которой будут блудодействовать многие жители земли (скорее всего, она будет порноактриссой)"
Давно так не смеялся. Спасибо.

Вавилон - символ гордости человеческой, о разрушительной силе которой, Вы же и пишете в другом своём произведении...
Ну ладно. Разгребайте свои завалы.

"Гордость – в ней заключены все виды зла: тщеславие, славолюбие, властолюбие, холодность, жестокость, безразличие к страданиям ближнего; мечтательность ума, усиленное действие воображения, демоническое выражение глаз, демонический характер всего облика; мрачность, тоска, отчаяние, ненависть; зависть, приниженность, у многих срыв в плотскую похоть; томительное внутреннее беспокойство, непослушание, боязнь смерти или наоборот – искание покончить жизнь, и, наконец, что нередко, полное сумасшествие. Вот признаки демонической духовности. Но доколе они не проявятся ярко, для многих остаются незамеченными.
Не все указанные признаки могут характеризовать того, кто «прельстился» демоническими помыслами, или видениями, или «откровениями». У иных преобладает мегаломания, славолюбие и властолюбие; у иных – тоска, отчаяние, скрытое беспокойство; у иных – зависть или мрачность и ненависть; у многих – плотская похоть. Но у всех непременно будут воображение и гордость, могущая скрываться под видом даже последней приниженности." -архимандрит Софроний.

Благословений нам.

Читается Откровение Иоанна Богослова.

Сегодня среда второй седмицы Великого поста, и мы с вами, как и договаривались, в будние дни великопостного периода будем читать и размышлять над книгой Апокалипсис, последней согласно оглавлению книгой Нового Завета. Напомню, это связано с тем, что в будние дни Великого поста в основном не читаются отрывки из Нового Завета – Апостола и Евангелия. Исключение составляют праздники, как например, вчерашний день, 22 марта – праздник Сорока мучеников, и 7 апреля – праздник Благовещения, который тоже придется на будний день. Тогда мы с вами вновь будем рассматривать новозаветные чтения и размышлять над ними.

Сегодня мы возвращаемся к книге Апокалипсис святого Иоанна Богослова. Мы посвятили ей уже несколько бесед, но пока продвинулись не очень далеко. Это связано с тем, что книга Апокалипсис чрезвычайно богата богословскими идеями, образами, символами. Ее стиль и многожанровость придают ей особый колорит, но мы не найдем в ней глубоких философских рассуждений, как в посланиях апостола Павла. В этой книге все богословие выражается именно через символы, через аллюзии на Ветхий Завет, изречения ветхозаветных пророков. Чтобы понять глубину богословия этой книги, важно хотя бы в некоторой степени быть знакомым с книгами Ветхого Завета, а также с мифологией того времени, исторической и политической ситуацией. Поэтому мы продвигаемся не очень быстро. Конечно, мы не успеем подробно поговорить обо всей книге, но сколько Господь благословит, столько и будем говорить и размышлять.

Первые шесть стихов открыли нам огромное количество очень важных богословских идей, без которых, на мой взгляд, невозможно понять христианство и Божественное Откровение, Откровение Бога о Самом Себе. Чего стоит хотя бы наш с вами разговор об откровении Бога Моисею и об откровении имени Божия – это чрезвычайно важная тема, и мы посвятили ей одну из предыдущих бесед.

Сейчас мы дошли до 7-го стиха. Напомню, что в одной из прошлых бесед мы говорили, что книга Откровение показывает нам и литургический срез: то, как в ранней Церкви совершалось богослужение, как различные тексты распределялись между предстоятелем, чтецом, хором, пророком. После того, как в половине 5-го стиха и во всем 6-м прозвучала доксология (славословие, которое произносит предстоятель; в нынешнее время так называемые возгласы произносит пресвитер), в 7-м стихе хор воспевает небольшое песнопение:

1:7. Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь.

Мы говорили, что, возможно, это короткое песнопение пелось попеременно двумя хорами, то есть антифонно (у нас и сейчас поются антифоны). Слово се мы прокомментировали в прошлый раз. Напомню: это означает привлечение внимания к чему-то таинственному и необычному – «взгляни-ка». Также есть мнение, что это слово выражает особую радость от соприкосновения с чем-то таинственным и чудесным, поэтому протоиерей Олег Давыденков в своей книге «Догматическое богословие» несколько условно предлагает переводить это слово как «ура», то есть как возглас радости.

Грядет с облаками, и узрит Его всякое око. Весь текст 7-го стиха имеет некую основу в ветхозаветной книге пророка Даниила, в которой есть подобное пророчество. Но здесь есть момент переосмысления Иоанном этого текста. У пророка Даниила речь шла о том, что когда будет идти с облаками Тот, Которого пронзили, то народы будут каяться, видя Его. Здесь мы видим, что возрыдают пред Ним все племена земные, скорее всего, потому, что ужаснутся и устрашатся Суда Божиего.

Нужно понимать, что для Апокалипсиса тема суда чрезвычайно важна. Через весь Апокалипсис проходит главная мысль, связанная с той ситуацией, во время которой он был написан. Римская империя во времена императора Домициана (90-е годы I века) впервые целенаправленно стала притеснять христиан за непочитание культа цезаря. Появились первые мученики, которые были замучены и убиты за непочитание языческих национальных божеств, в том числе (а возможно, что главным образом) за непочитание культа императора. Конечно, терпя мучения, христианам было важно понимать, что эти мучения временные и после них они получат возможность встречи со Христом, райского блаженства пребывания в Царстве Небесном, а все их мучители и гонители предстанут перед судом Божиим.

7-й стих является красивым образным утешением во все времена: в I веке, в начале II -го и в последующие века, когда были мучимы христиане. Христианство в той или иной степени часто притесняемо на разных территориях. Даже в наше время есть христианские мученики в прямом смысле слова, то есть те, которых физически уничтожают. Как есть и христиане, которых в той или иной степени притесняют, насмехаются, уничижают, но они остаются верными Христу. Книга Апокалипсис в этом смысле является очень серьезным и глубоким утешением для всякого верного христианина.

1:8. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.

Здесь, дорогие братья и сестры, мы видим чрезвычайно важное самоименование Бога. Когда мы говорили об имени Божием, то обращали внимание на то, что оно не было открыто Моисею. Бог сказал Моисею, что Он будет Таким, Каким будет. Даже священная тетраграмма, обозначающая имя Божие, в Ветхом Завете была запрещена к произнесению; только один раз в год первосвященник произносил это имя в Святая святых. В остальных случаях использовался заменитель священной тетраграммы – еврейское слово «Адонаи», которое переводится как «Господь, Господин». Апокалипсис, следуя традиции апофатизма (то есть не наименования Бога напрямую, а сохранения тайны за Божественным бытием), дает нам от лица Бога Его символические имена, не описывающие напрямую, Какой есть Господь, а показывающие Его именно через образы, символы.

Я есмь Альфа и Омега, начало и конец. Это наименование Божие символически говорит о том, что Бог держит в Своей власти весь мир, что Им все начинается и Им все заканчивается. Переводя Альфа и Омега на русский язык, можно сказать «Начало и Конец», поскольку это первая и последняя буквы греческого алфавита. Наверняка, братья и сестры, все вы об этом знаете, поскольку именно греческие буквы используются в математике, даже в школьной программе.

Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель. С наименованием Который есть и был и грядет мы уже встречались в 4-м стихе и много говорили об этой формулировке, которая тоже является намеком на имя Божие, открытое Моисею. Есть и новое для нас наименование: Господь Вседержитель, или в полной версии «Господь Бог Вседержитель». Об этом надо поговорить достаточно подробно, особенно о слове Вседержитель, поэтому мы продолжим этот разговор в следующий раз.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Фразу «Бог всё видит, слышит и знает о нас» мы повторяем часто, не утруждая себя задуматься над тем, а каким же образом Ему это удаётся. Как Бог может быть Всевидящим и Всеслышащим одновременно всюду?

Нельзя грешить даже в мыслях. Бог и это узнает о нас, - говорят священники. Объяснений по этому поводу много, но все они философские по своей сути, а человек - материалист, поэтому ему необходимо достоверно уяснить: каким же образом его грешные замыслы, рожденные наедине, не произнесённые вслух даже, где-то, скажем, в наглухо задраенном помещении, среди мыслей миллионов таких же, как он, станут известны Богу-Вседержителю? Как может быть Он одновременно везде, чтобы буквально «всё держать»?

Так, может, мы сами каким-то образом «отчитываемся» о своих мыслях в «небесную канцелярию»? Мысли человек рождает ежесекундно. Они могут возникать обособленно от того, чем человек занимается в настоящий момент. Единственное, что он ещё делает в это же время, постоянно и независимо от других занятий - это ДЫШИТ. А воздух, атмосфера - как раз то, что есть везде, где организм жизнеспособен. Ну, так что? Возможно, что Бог - это наша атмосфера? Сделал человек вдох - родилась мысль; сделал выдох - отчитался за неё. Человек просто не замечает, что его размышления на вдохе прерываются паузами на выдохе, поскольку следующий за ним вдох продолжает течение его мыслей своим чередом. Но понять можно это на примере произносимой вслух речи. Ведь говорим мы только на выдохе («отчитываемся»?), прерывая речь вдохом, во время которого, можно предположить, и строим следующую «мыслеформу», излагаемую способом речи на выдохе. Наоборот можно выполнить это лишь принудительно. Не слишком ли просто и крамольно?

АЗОТ

«A3 ЕСМЬ АЛЬФА И ОМЕГА, НАЧАТОК И КОНЕЦ, ГЛАГОЛЕТ ГОСПОДЬ, СЫЙ, И ИЖЕ БЫ, И ГРЯДЫЙ, ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ» (Я семь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, который есть, и был, и грядет, Вседержитель). Это известная всему христианскому миру фраза Иисуса Христа, записанная Святым Андреем, Архиепископом Кесарийским в «Апокалипсисе» (1.8). Но странно, что все толкователи одинаково прочитывают слова «Я есмь Альфа и Омега». Ведь если греческие буквы «Альфа» и «Омега» в кириллической азбуке читаются (и называются) «Аз» и «От», то прочитывается фраза вполне определенно «Я есмь АзОт».

Традиционно считалось, что азот в атмосфере служит как бы «растворителем» кислорода и через лёгкие проходит просто ненужным балластом. Но не удивительно ли то, что Природа, такая мудрая и рачительная во всём, здесь вдруг так оплошала? Зачем наш воздух содержит свыше 78% никому ненужного, инертного газа азота и лишь 21% "с хвостиком" - жизненно-необходимого кислорода?

ОШИБКА ЛАВУАЗЬЕ

Два столетия подряд физиологам, биохимикам и биологам застилала глаза и лишала возможности творческого поиска концепция дыхания, сформулированная А. Лавуазье, который поставил опыт, ставший с того времени «хрестоматийным». Он подержал мышь под колпаком в чистом азоте. Мышь сдохла. С тех пор - и до недавнего времени - к этим опытам никто не возвращался, считая вопрос об азоте исчерпанным. Однако, за это время наука продвинулась на уровень атома, молекулы, клетки, микроорганизмов. И можно было предположить, что процесс усвоения организмами азота, возможно, происходит, но он более сложен, чем представлял себе А. Лавуазье.

Лишь в 50-х годах ХХ столетия этой проблемой занялся нижегородский профессор М.И. Волский. Его исследования привели к сенсационному выводу. Человеческий организм, весом, допустим, 80 кг. содержит до 13 кг. белка (что составляет 2,08 кг. азота). Учитывая круговорот белка, выводимого из организма в процессе обмена веществ, для поддержания такого баланса азота организм ежесуточно должен усваивать его до 1 г. Принимаемой же пищи явно недостаточно, чтобы обеспечить организм азотом в таком количестве. Следовательно, организм берёт азот для белковых процессов не только из пищи, но, вероятно, ещё и из воздуха.

Многолетние исследования учёного увенчались разработкой новой концепции дыхания, на основе которой М.И. Волский доказал: молекулярный азот действительно усваивается из воздуха животными и растительными организмами, и, более того, атмосферный азот просто необходим для жизни.

Один из опытов заключался в следующем. Одинаковые яйца одинаковых же кур были разделены на две группы и заложены в инкубаторы, где одна партия яиц вентилировалась природным воздухом, другая - аналогичной смесью, где азот заменили таким же количеством нейтрального аргона. В первом случае цыплята благополучно вылупились на свет. Во втором - на 4-й день эмбрионы внутри яйца погибли. Но ещё более интересным результатом было то, что у развившихся эмбрионов, не принимавших ниоткуда пищи, в период их инкубации внутри яйца произошёл прирост белка за счёт азота из воздуха и увеличение самой массы азота (это установил с помощью сложных биохимических методов уже сын учёного, Е.М. Волский).

«СВЯТОЙ ДУХ»

Что таит в себе фраза «Святым Духом питаться»? Мы её произносим довольно часто, но смысл её вряд ли понятен. А ведь так говорят обычно о подвижниках, иноках, пустынниках, - тех, кто удалился от мирской жизни. Если эта фраза подразумевает - питаться не через желудок, то тогда - воздухом? Тогда, возможно, это не простое совпадение, что говорим мы о нём, как о Святом Духе? Потому что, видимо, речь здесь идёт не о воздухе вообще, а конкретно об АзОте? Согласитесь: понятия Бог и небеса нераздельны.

Так что же такое Азот? Существует мнение, что название «удушливому» (как ранее считалось) газу, входящему в состав воздуха, дал тот же А. Лавуазье ещё в 1787 году, а мог бы дать любое другое. Но, к сожалению, мы теперь не можем у него спросить - выдумал ли он это название или «узнал» этот газ.

Азот упоминается в текстах Священных Писаний, в Библии. Как можно объяснить такой текст: «Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь. А Филипп оказался в Азоте (Деяния Святых Апостолов. Деян. 8.39.40)?

« АЛФА-ВИТ» - НАЧАЛО ЖИЗНИ

В семидесятых годах в Киеве на стенах собора Святой Софии обнаружена древняя азбука, состоящая из 28 букв. Написана она в XI веке. Азбука отличается от глаголицы и кириллицы. Но, по единодушному мнению её исследователей, она выглядит системой, имеющей строй. Этот строй представляет единую последовательность буквенных знаков, нераздельных с их числовыми мерами, за которые должны быть приняты порядковые номера букв. Иначе говоря, буквы в ней не поставлены случайно. Первая и последняя буквы этой азбуки (начало и конец) - «Аз» и «От». Впрочем, как и в греческой, где они только называются по-другому. Не о том ли говорил людям Сын Божий?

Что такое алфавит? Толкователи объясняют, что слово это состоит из названия двух первых букв «альфа» и «бета». Но хорошо бы вспомнить, что на многих языках «вита» значит «жизнь». То есть слово «алфа-вит» можно прочесть как «начало жизни».

Предположение, что дошедшие до нас древние алфавиты составлялись не «на глазок» - не ново. Об этом уже писали. Другое дело, что мы не всегда правильно можем произносить буквы этих алфавитов и нельзя утверждать, что общепринятое среди исследователей мнение относительно произношений исключительно верно. Кроме того, буквы могли иметь несколько значений. Например, буква «Д» - значение «Добро» и «Дом»; буква «К» - значение «Како» и «Коло». Другой пример: в киевской азбуке нет букв «Ч» и «Ц», но, как предположили исследователи, они произносились избирательно в зависимости от конкретного употребления в определённых случаях буквы «С» (согласно, видимо, существовавшим тогда грамматическим правилам-традициям).

О том, что язык изначально был един (как един был народ), нам уже известно из священных текстов. Произошло разделение народов и языков - каждый народ получил свой «кусочек пирога» - свою часть единого ранее языка, единой грамоты. Записанный в определённой последовательности в виде алфавита, он вполне может представлять какой-то код, послание той общности людей, для которой он предназначен. Быть своего рода программой. Это кажется невероятным, но вот один пример. Преподаватель МИФИ, кандидат физико-математических наук Хлестков Ю.А., написав часть кириллицы по порядку, но не буквами, а их значениями (названиями букв, некоторые изменив, на основании собственных исследований) получил текст: «Аз буковы веды глаголь добро есть жизнь земля ибо коло люди мысль новь отец помни Ра слово...». Только не имея вовсе воображения, можно не уловить в этой фразе определённого смысла. Но каждая буква может иметь более глубинный, пока непостижимый для нас смысл, с помощью которого, возможно, мы смогли бы прочесть от «Аз» до «От» правильно, узнав: что есть «начало и конец».

НЕ УЧИ УЧЁНОГО…

В качестве аргумента обратимся к апокрифическим текстам раннего христианства. Автор «Евангелия детства» Фома рассказал, как Иосиф привёл маленького (6-летнего) Иисуса к учителю Закхею и тот сказал, что будет учить его писать буквы. На это Иисус ответил учителю: «О чём говорите? Я уже был здесь и знал о вас до рождения вашего. И если желаешь стать совершенным, то внемли, и научу тебя премудрости, которой никто не знает, кроме Меня, да ещё Пославшего Меня к вам, чтобы учить вас. Я тебе Учитель, ты же станешь учеником, ибо знаю Я, сколько лет прожил ты и сколько осталось тебе жить»...

И посмотрел Иисус на учителя и спросил его: «Как ты, который не знаешь, что такое альфа, можешь учить других, что такое бета? Лицемер! Сначала, если ты знаешь, научи, что такое альфа, и тогда мы поверим тебе о бете». И Он начал спрашивать о первой букве, и тот не смог ответить Ему. И тогда в присутствии многих, слышащих, Ребёнок сказал Закхею: «Слушай, учитель, об устройстве первой буквы и обрати внимание, какие она имеет линии и в середине черту, проходящую через пару линий, которые, как ты видишь, сходятся и расходятся, поднимаются, поворачиваются, три знака того же самого свойства, зависимые и поддерживающие друг друга, одного размера. Вот таковы линии альфы».

… Когда учитель Закхей услышал, сколь много символов выражено в написании первой буквы, он пришёл в замешательство таким ответом и тем, что Мальчик обучен столь великому, и сказал тем, кто был при этом: «Горе мне, я в недоумении, я, несчастный, навлек позор на себя, привезя к себе этого Ребёнка… И когда все будут говорить, как маленький Ребёнок превзошёл меня, что я скажу? И что могу я сказать о линиях первой буквы, о чем Он говорил мне? Я не знаю, о друзья, ибо НЕ ВЕДАЮ НИ НАЧАЛА НИ КОНЦА».

«Аз» и «От»… Что скрывается за этими знаками? После открытия, сделанного отцом и сыном Волскими, их опыты с куриными эмбрионами повторяли во многих лабораториях у нас и за рубежом. Положительный результат получен не везде, а лишь в тех случаях, когда в эксперименте применили ПРИРОДНЫЙ азот (живой, несущий информацию куриным генам); при употреблении искусственного азота (пустого, чистого, как лист бумаги) у эмбрионов не только не увеличивалась масса азота, но они и вовсе погибали.

Напомню, что азот - один из основных биогенных элементов в составе белков. Продуктами их распада в организме являются аминокислоты, которые входят в состав хромосом каждой клетки живого организма (будь то хотя бы волос или перышко). Имя этим аминокислотам - ДНК и РНК. ДНК можно сравнить с магнитофонной лентой, куда скрупулёзно записывается всё, что происходит с нами, всё, что было с нашими предками до нас и… видимо, просчитывается по мере пополнения этих записей то, что может ожидать нас (или наших потомков) в будущем. Иначе говоря, составляется «завещание о наследовании» нашим детям. Эту «летопись жизни» теперь уже читают учёные. Но ведь человек ни в чём не может превзойти Бога-Творца!

Видимо, ежесекундно отчитываясь Ему о себе (на выдохе), мы одновременно получаем клетками организма «инструкции» от Него (на вдохе). Человек живет до тех пор, пока дышит. Пока не нарушена «двухсторонняя связь». Кстати, слово «религия» и означает дословно «ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ». Возникает сбой - человек погибает. Уместно вспомнить слова Декарта «Пока я мыслю - я существую».

«УПРЯМЫЕ» ФАКТЫ

Многие философские школы Востока были основаны на науке о правильном дыхании. Йоги говорят, например: «Жизнь есть серия дыханий», «От правильного дыхания увеличивается духовная сила». По их убеждению, воздух наполнен всепроникающей Праной. Она соединяется через лёгкие с кровью и даёт ей очищение, наполняя жизненной силой.*) (Примерно то же происходит в организме с азотом при дыхании).

Философ, естествоиспытатель и врач Теофраст Парацельс носил на боку тяжёлый меч. В круглой головке его эфеса, по преданиям, он «прятал дух», который помогал ему добывать средство для омоложения и даже возвращать к жизни мёртвых. Так вот, на набалдашнике эфеса того меча был начертан круг с «магическим» словом в центре «AZOTH». Считалось, что составлено оно было… из первой и последней букв алфавита альфа и омега, и слово это открывало ему возможность познания «тайны мира во всей его совокупности».**) В исламе дыхание называют «Божественным выдохом».

ГЕНЕТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ

Итак, господа, видимо, все мы дышим и пишем, дышим и пишем...

Но каким же образом пишется «Книга Жизни» на спираль ДНК и как эта ёмкая «летопись» воспроизводится для того, чтобы регулярно диктовать каждой клеточке организма «манеру поведения» и отдавать ей на исполнение строгие приказы? Учёные читают генетические тексты с помощью генетического языка, состоящего всего из четырёх знаков-букв А, Г, Т и Ц, первых букв четырёх основных компонентов (Аденин, Гуанин, Тимин, Цитозин), азотистых оснований, которые соединены природой в цепочки и чередуются в ДНК в самых разных комбинациях, создавая таким образом «генетические послания».

Если нашу двойную спираль ДНК гипотетически «растянуть» и уложить на плоскость, то эта молекула примет вид верёвочной лестницы. Несущие смысловую и информационную нагрузку АЗОТистые основания А, Г, Т и Ц, разбившись на пары, будут служить ступеньками этой воображаемой лестницы. Эту цепь ДНК можно разбить на отрезки, каждая из которых будет представлять элементарную частицу наследственности - ГЕН. Построенная всего лишь из 4-х элементов-звеньев, ДНК, тем не менее, способна разнообразием своих структур закодировать астрономическое количество генетических сведений примерно так же, как азбукой Морзе любую информацию можно записать и передать с помощью всего лишь двух знаков: точки и тире.

Внутри клеток происходит «генетическое чтение» - сложнейший биохимический процесс. Записанные на ДНК «инструкции» сначала копируются «информационной» РНК, затем «транспортные» РНК переносят этот «слепок» в «цеха» - особые внутриядерные частицы-рибосомы, где генетические послания, списанные с ДНК, обрабатываются.

Хромосомные структуры, включающие в себя ДНК как главный управляющий элемент, являются в нашем организме и «кодексом законов» и «исполнительной властью».

Из генетических букв строятся генетические слова-сигналы и слова-приказы, побуждающие работать биохимическую машину клеток и заставляющие их производить строго заданную продукцию - те или иные химические вещества. Чтобы белки-ферменты, считывающие информацию с ДНК, не сбились, на спирали ДНК есть нечто подобное… красной строке, абзацу, точке.

Однажды на молекуле ДНК учёные обнаружили боковые перпендикулярные слова-ответвления, располагающиеся парами с противоположных от спирали ДНК сторон. Они придавали спирали ДНК вид КРЕСТОВ! Эти кресты выполняли роль знаков препинания в текстах. Интересно то, что эти слова-ответвления всегда оказывались генетическими словами-перевертышами, т.е. читались одинаково слева направо и справа налево.

ПЕРЕВЁРТЫШИ

Сразу приходят на память «шалости» некоторых писателей и поэтов, которые почему-то любят составлять слова и фразы-палиндромы. Палиндромы и есть перевёртыши. Перу А. Фета принадлежит фраза-палиндром «а роза упала на лапу Азора»; палиндром «Аргентина манит негра» составил Н. Булгаков, а В. Софроницкий придумал такой: «но невидим архангел мороз узором лег на храм и дивен он».

Вряд ли они смогли бы объяснить, почему будто бы забавы ради занимались тем же, чем вполне серьёзно занимается сама Природа. Учёным смысл перевёртышей в генетических текстах до сих пор не ясен. Наши рассуждения их не убедят. Однако, по их мнению, нуклеиновые перевёртыши слишком часто встречаются, чтобы это могло быть простой случайностью и бессмыслицей.

ОТКУДА ЕСТЬ-ПОШЛА ПИСЬМЕННОСТЬ

Всё это может казаться невероятным: внутри клеток - буквы, знаки препинания, слова-перевертыши… Но почему это нас должно удивлять? «Вначале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог». Эту библейскую фразу можно считать ключом к многим тайнам Бытия. Попробуем разобраться в одной из них.

Итак, на спирали ДНК обнаружены ответвления - кресты, выполняющие роль знаков препинания. Иначе говоря, КРЕСТЫ расставлены в ОСновании фраз или отдельных текстов (скажем ещё и так: КРЕСТЫ АЗОТистых ОСнований, которые пишут тексты на ДНК). Теперь соберёмся с духом и дерзнём слова «КРЕСТ в ОСновании» или «КРЕСТ ОСнований» записать сокращённо одним словом «КРЕСТОС». Почему бы и нет? В нашем языке множество двукорневых слов, например "айс(лёд)берг(гора)", "бер(медведь)лога(логово)" и др. Когда-то их также впервые произнесли слитно. Разве не становится после нашего эксперимента понятнее сакральное «Слово было Бог»? Ведь Бог внутри нас, уверяют священники.

Мы привыкли считать письменность изобретением человека и забываем, что всё творим промыслом Божьим. Поэтому мы не должны говорить о текстах ДНК: «Оказывается, Он делает как мы». Нет, это мы всё делаем, как Он, сотворивший нас по Своему Образу и Подобию. И письменность наша, и наши алфавиты сложились по законам Его письменности, о чём и говорил Сын Божий людям: «Я есть Альфа и Омега (первая и последняя буквы алфа-вита, т.е.жизне-начала: АЗ-ОТ), начало и конец...». Ведь кресты в основаниях генетических текстов стоят в начале и конце каждого текста, а конец одного служит началом другому. Несомненно, что смысл этих слов Иисуса более глубок, причем он не один, а многомерен, и не может стать для нас постижим до конца, но ведь с другой стороны - «только ищущий обрящет». Поэтому мы можем искать и верить, что на верном пути. Пусть ищут другие, а найдя, докажут, что мы не правы...

"ПАРАГРАФ"

Почему принято разделять сборники законов, приказы, уставы, инструкции или просто содержание учебников (которые по сути своей также являются законами и инструкциями) знаком «параграф»?- Можно же просто разделять тексты интервалами или пронумеровывать цифрами. Да опять же потому, что мы - как послушные ученики, тоже стараемся это делать, как Он, Достаточно хотя бы раз не зашоренно взглянуть на знак «§» и станет ясно: перед нами - точный рисунок отрезка двойной спирали ДНК, модель которой впервые была выполнена и продемонстрирована научной общественности сравнительно недавно учёным Л. Поллингом. А вот параграфами мы разделяем тексты уже давно, чтобы обозначить: «отрезок № 1» («§» 1), «отрезок № 2» («§» 2) и т.д. А что же это за слово такое - «пара-граф»? Пара, или скажем иначе: два ряда граф и две нити спирали ДНК разве не суть одно и то же?

Русский философ А.Ф. Лосев писал, что ИМЯ явлению или предмету есть ещё до того, как мы принимаем решение о том, как их назвать, потому мы их и называем именно тем именем, которое они должны носить. Хотя полагаем при этом, что придумали его сами. Может быть, мы просто «списываем» его с текстов своей ДНК, где оно уже есть, т.к. там есть начало и «просчитан» конец. Ведь назвал же почему-то Л. Поллинг спираль ДНК «a»-спиралью (альфа-спиралью). Наверняка у учёных найдётся подходящее объяснение. Однако, думается, он просто не мог назвать её по-другому, ведь «a» - это и есть рисунок одного витка спирали. По той же причине, кстати, А. Лавуазье и назвал «открытый» им газ Азот - «Азотом».

Вполне возможно, что и другие знаки, например «!, ?, ;» и др. (почему-то одинаковые во многих языках) мы тоже пишем, «как Он», тогда учёным есть над чем подумать.

СПИРАЛЬ

Вернёмся к апокрифическому тексту «Евангелия детства» Фомы. Из объяснений маленького Иисуса о том, сколько значений имеет первая буква «a» (альфа), как меняются её «свойства» в зависимости от того, как она наклонена или повёрнута, напрашивается вывод, что эта буква (также, видимо, как «b» (бета) и другие буквы) представляет многомерный, объёмный объект, лишь «зарисованный» для нас, «несовершенных», на плоскость.

В христианских текстах (Пруденция, Тертуллиана, в «Апокалипсисе» Иоанна) аз и от - символы вечности. Изображения этих букв встречаются на гробах в церквях первых христиан, на древних перстнях, мозаиках.

Иногда на надгробиях изображали спираль в виде сложного лабиринта, выход из которого находился там же, где вход, то есть «начало» было и «концом». Не потому ли мы играем в игрушки-лабиринты, которые так и устроены: выйти из лабиринта нужно в том же месте, гге мы вошли...

Часто спираль изображалась в виде змеи. Ведь змея у многих народов символизировала обновление и возрождение, возвращение молодости, поскольку она «владела секретом вечной жизни» (периодически меняла кожу). Возможно поэтому она ещё считалась воплощением мудрости. Змея, обвивающая посох - символ греческого бога-врачевателя Асклепия (Эскулапа), «воскресающего мёртвых».

Исследователь Джилл Перс, изучающий свойства многообразных форм спиралей вообще, сказал о двойной спирали: «Она имеет своё начало и конец в противоположных полюсах центральной оси - центральной бесконечности или ОСИ СОЗНАНИЯ. Продолжая виться далее, спираль действительно возвращается к своему источнику.***)

Но ведь и слова-перевертыши, названные «палиндромами» - также обратимы, они же читаются в обе стороны одинаково, не теряя при этом смысла (конец слова служит началом слову «наоборот» и т.д.).

На мраморной купели византийского храма Софии в Константинополе написано древнее палиндромическое изречение «nisponanomimatamimonanopsin»,. В переводе оно звучит так: «Омывайте не только лицо, но и ваши грехи». Почему это наставление написано «обратимым» способом? На развлечение это не похоже. Может, ключ к разгадке генетических слов-палиндромов нужно искать в самом изречении, как и наоборот: ключ к разгадке изречения - в палиндроме, то есть построением фразы-перевёртыша древние намекали нам о высшей и конечной цели странствующих душ - бессмертии, достигаемом единственным путём - смыванием (искуплением) грехов?

«ПОЗНАЙ СЕБЯ»

В известной книге Эдуарда Шюре «Великие посвященные» говорится, что египетские жрецы владели каким-то «таинственным языком, содержащим сразу несколько смыслов» в зависимости от того, как их читали. Именно на этом языке была написана самая загадочная, до сих пор хранящая свои тайны книга Библии - Бытие.

Любопытное исследование сделал петербуржец В. Фриев, знакомый с осетинском языком, корни которого уходят в древний арамейский - язык Иисуса Христа и Евангелий. Он утверждает, что если слова «Ламма савахфани» (для чего ты меня оставил?), с которыми умирающий на кресте Иисус обратился к Богу-отцу, поменять местами и прочитать наоборот, то на осетинском языке они прозвучат так: «Тут умереть не дай Мне». После этих слов Иисусу принесли уксус, выпив который, он, якобы, «испустил дух», но на самом деле Отец, услышав просьбу Сына, дал Ему возможность уснуть. Эти рассуждения противоречат христианскому канону, но от этого не умаляется значение исследования.

Отношение к словам «наоборот» не может быть однозначным. Известно, что сатанисты читают наоборот православные молитвы, переворачивают «вверх ногами» кресты, чтобы лишить их животворной силы. В народных сказках «наоборот» ездят черти на кобылах, держась за их хвост. В ряде стран закон предусматривает наказание в виде лишения свободы тому, кто осквернит государственный флаг, водрузив его на флагшток «вверх ногами». Так неужели законодательство зиждется на пустом суеверии?

Более 15 лет австралиец Дэвид Оутс занимался прослушиванием магнитофонных записей песен, речей известных политиков и других выступлений «назад». Его открытия многих ошеломили. Например, в песне «Лестница на небеса», исполняемой сатанинским ансамблем «Лед Зеппелин» (не скрывающим своей ориентации), поётся «назад»: «Поиграй назад и ты услышишь...». А в словах президента США Билла Клинтона на первом допросе по поводу отношений с Моникой Левински: «Нет ни крупицы доказательств того, что я в своей жизни совершал нечестные поступки», - он услышал такую фразу: «Плюнув на обычаи, я сказал - чёрт побери!». Доказывая свою невиновность далее, он (в обратном прослушивании) заявляет: «Ты дрянь, я заставлю тебя это проглотить». Столь же любопытные находки он обнаружил и в записях допроса оскандалившегося боксёра-тяжеловеса Майка Тайсона.****)

Но вот слова-палиндромы (образующие КРЕСТ-ОС, т.е. кресты в основаниях ДНК) в этом плане просто идеальны, в чём, видимо, и кроется их сила и неуязвимость (замечу, что христиане, давая клятвенное слово, подобно Богу-отцу, также осеняют себя крестом, "закрепляя" это слово).


Магический древний квадрат SATOR – совершенный палиндром, он читается в любом порядке.

А в записанном на ДНК нашем «Житии», возможно, они, эти слова-палиндромы, словно замки с кодовым устройством, назначены навечно скреплять записи, которые никогда не должны быть утрачены, стёрты, сведены на нет, перевёрнуты… Для чего это нужно? Видимо, «Житие» каждого из нас - это наш пропуск, который необходимо будет предъявить у «вертушки» с названием «Бессмертие». Не случайно же Иисус говорил: «Мы не умрём, но все изменимся».

С оппонентом, который может заявить, что Азот - это «распад» (а такие были), я соглашусь. Разве сам процесс жизни не есть химический и физический процесс распада, конец, обусловленный временем? Но конец есть опять начало...

«Познай себя» - написано на храме Аполлона в Дельфах (Древняя Греция). Познавая себя - люди познают Бога, ведь «Бог внутри нас».

Примечания:

*) Йог Рамачарака, Наука о дыхании индийских Йогов, С.-Петербург, 1914 г. **) Вольфганг Бауэт и др., Энциклопедия символов, М„ «Крона-Пресс», 1995 г. ***) Джилл Перс, Мистическая спираль, Культурно-производственный центр «Марта», М„ 1994 г. ****) Газета «Отражение» г. Казань, № 9, 1999 г.
Описание химического строения ДНК взято из книги КТН Ю. Чиркова «Ожившие химеры», М., «Детская литература», 1991 г.

Тамапа Кайль. "Альфа и Омега", ООО "Приволжское издательство", 2009 г.
=================================================
Для большинства посетителей "Славянской культуры" предпочтительнее дохристианская тематика, но ставлю эту статью, полагая. что найдутся те, кому это покажется интересным...

Символами Бога как начала и конца всего сущего.

Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний.

Я есть Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.

Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию.

И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ ALPHA OMEGA | Hungrygen Worship

Субтитры

Ветхозаветные истоки

Обозначенные выше утверждения, опирающиеся на отдельные стихи книги пророка Исаии, подчёркивают, по мнению ряда христианских богословов, идею уникальности и абсолютной власти Бога и Его Сына Иисуса Христа, напоминают читателю, что под властью Бога находится как создание Вселенной, так и завершение всей человеческой истории.

Послушай Меня, Иаков и Израиль, призванный Мой: Я тот же, Я первый и Я последний.

Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога.

Кто сделал и совершил это? Тот, Кто от начала вызывает роды; Я - Господь первый, и в последних - Я тот же.

Древняя Греция

Использование первой и последней букв алфавита, как и их эквивалентов «первый и последний», «начало и конец», для обозначения чего-либо абсолютного или целого восходит к древней традиции. В греческой философии эта формула передавала вечность высшего начала. Афинянин в «Законах» Платона свидетельствует: «Бог, согласно древнему сказанию, держит начало, конец и середину всего сущего». Её восприняли и эллинизированные иудейские писатели (Иосиф Флавий , Филон Александрийский).

Иудейское происхождение

В раввинистической литературе первая и последняя буквы алфавита указывали на некую полноту между ними. Так, например, об Аврааме утверждалось, что он до дарования Закона уже соблюдал Закон от «алефа » до «тава » (первая и последняя буквы еврейского алфавита), то есть Авраам был послушен всему Закону. Слово истина (евр. אמת - эмет), входящее в самооткровение Бога перед Моисеем (Исх. 34:6), состоит из трёх букв: алеф, мем и тав. Алеф и тав являются первой и последней буквами еврейского алфавита, что эквивалентно Альфа и Омега. Тот факт, что слово "эмет" начинается с первой буквы алфавита, и заканчивается на последнюю заставлял древних иудейских раввинов видеть в этом слове глубокий мистический смысл.

Раввинистический комментарий называет «печатью сущности Бога». Согласно иудейскому преданию, Божие благословение Израилю в Лев. 26:3-10 полно и неизменно потому, что оно начинается буквой «алеф» и кончается «тав».

И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный .

ו וַיַּעֲבֹר יְהוָה עַל-פָּנָיו, וַיִּקְרָא, יְהוָה יְהוָה, אֵל רַחוּם וְחַנּוּן--אֶרֶךְ אַפַּיִם, וְרַב-חֶסֶד וֶאֱמֶת .

Традиция выражения "истинности" (от евр.- эмет) Божьей с помощью первой и последней буквы алфавита, кажется, были переданы из иудейской синагоги в раннюю христианскую церковь через Книгу Откровений, которая, как признается исследователями Библии, была изначально написана автором, чей первый язык был или иврит , или арамейский . При переводе Алеф и Тав были заменены в греческом тексте на Альфу и Омегу, что, в свою очередь, привело к "размыванию" глубинной сакральности смысла и тонкой красоты в обозначении Бога: греческие буквы Альфа и Омега не имеют отношения к еврейскому слову "истина". Хотя Альфа действительно и первая буква греческого слова Алетейя (Αλήθεια - гр. истина), однако Омега не является последней буквой в этом слове, как является тав в слове "эмет".

Употребление в литургии

Выражение «Альфа и Омега» распространено в литургических текстах испано-мосарабского обряда : молитва Post Nomina на мессе воскресенья перед Богоявлением начинается словами: «Christe qui es Α et Ω: initium et finis» (лат.- Христе, Ты - Альфа и Омега, начало и конец) ; оно встречается во многих молитвах мосарабского Бревиария . Распространенность этого выражения в текстах испано-мосарабского обряда может быть связана с тем, что это - один из немногих древних обрядов, где Апокалипсис включен в систему лекционарных чтений. В литургических рукописях кельтского обряда сохранился причастен: «Alpha et Omega ipse,/ Christus Dominus,/ venit venturus/ iudicare homines» (лат.- Альфа и Омега, Христос Господь, грядет Грядущий судить людей) . Употребление выражения «Альфа и Омега» в песнопении, сопровождающем Причащение , возможно, связано с тем, что в рисунок печатей просфор в древности могли вноситься буквы Α и Ω. Ученые полагают, что появление в чине проскомидии византийского обряда Богородичной и девятичинной просфор идёт от более древнего обычая вырезания букв Α и Ω из агничной просфоры.

В послереформенном (Novus Ordo Missae) богослужении римского обряда наблюдается интерес к выражению «Альфа и Омега»: в католических храмах часто встречаются изображения монограммы Α и Ω на предметах церковной утвари; чин благословения пасхальной свечи включает в себя акт начертания на ней букв Α и Ω; в чине открывания дверей Латеранской базилики в юбилейный 2000 год содержится гимн «Christus heri et hodie, finis et principium, Christus Alpha et Omega, Ipsi gloria in saecula!» (лат.- Христос вчера и днесь, конец и начало, Христос Альфа и Омега, Ему слава во веки!) .

Особенная популярность символы получили после Второго Ватиканского Собора , который рекомендовал произвести восстановления Α и Ω в их истинном смысле и значении.

В искусстве

Изображение букв Α и Ω стало одним из самых важных и древних символов христианской иконографии. Изначально встречается в основном в эпиграфике как самостоятельная композиция или в составе молитвенных, благопожелательных и апотропеических текстов. Древнейшим примером является плита надгробия в катакомбах Каллиста в Риме (1-я пол. III в.), где символ повторен дважды: как отдельно стоящий и под ветвями креста с петлеобразной верхней ветвью, изображающей букву R. Существует небольшое количество изображений Α и Ω вне христианского контекста, например, в «магическом квадрате » из Помпеи (до 192 года)). В доконстантиновский период символ известен в основном по памятникам лапидарной эпиграфики в Аттике, Малой Азии и Римской Африке.

В IV-V вв. эти изображения заполняют буквально все разделы эпиграфики и проникают во все географические области, где распространялось христианство: от Англии, Германии и Испании до стран Магриба, Нубии и Ближнего Востока. Среди ранних примеров - монета Флавия Магна Магненция с изображением на реверсе Α и Ω по сторонам креста-хризмона и круговой надписью: «SALVS DD NN AVG ET CAES» (Salus Dominorum Nostrum Augusti et Caesari).

Самагерский ларец из слоновой кости, ок. 430 года (Археологический музей, Венеция) и другие.

Вполне сформировавшиеся изображения Α и Ω включены в рельефы крестов уже самых ранних саркофагов Равенны с христианскими композициями (ок. 420 года) и широко воспроизводятся на них в V-VII вв., иногда повторяясь на одном памятнике несколько раз. Символ встречается также на порталах и стенах церквей, домов, городских воротах, литургической утвари, ларцах для реликвий, светильниках, монетах, измерительных приспособлениях, печатях, кольцах и т. д.

В средние века изображения станут особенно многочисленны в обиходе католической церкви. Широта распространения символа объяснима не только восприятием его семантической глубины, сопричастности ко Христу, но также тесной иконографической связью с изображением креста и верой в способность символа ограждать от зла. Уже в первых композициях обнаруживается тенденция сочетать 2 символа - Α, Ω - и крест как в сложных монограммических версиях, так и в простейших, вплоть до тау-образных. Известны композиции, где трижды повторенный крест перемежается буквами (†Α и †Ω), но чаще Α и Ω фланкируют изображение креста или связаны с его боковыми ветвями (как бы подвешены к ним, иногда с помощью дополнительных маленьких крестиков). Разнообразие этих сочетаний, порождённое фантазией христианских художников, неисчерпаемо: буквы могут быть вынесены за пределы венка, в который заключается хризма, или помещены в его окружность; располагаться справа налево или слева направо (особенно в репродукциях - на монетах, буллах, всевозможных штампах, приводящих к зеркальному отражению композиции, но, возможно, и в связи с восточной традицией чтения справа налево); соединяться с верхней ветвью креста и с другими буквами (например, на монетах франкских королей VII века).

Палеографический состав изображений произволен и соответствует общему развитию написания букв, однако Α стремились изображать как заглавную, в то время как Ω часто бывает строчной, что может быть «палеографическим отражением» греческого текста Апокалипсиса. В областях, позволявших более детальную разработку сюжета, буквам придавалась дополнительная смысловая нагрузка, и они приобретали вид инициалов, пиктограммы, например, в кодексе VII века Α и Ω изображены соответственно в виде двух рыб и якоря, подвешенных на цепях к ветвям креста.

Русское выражение «от альфы до омеги» означает «полностью», т.е. аналогично «от А до Я».

Иконография

В собственно иконных изображениях Α и Ω являются устойчивыми символическими атрибутами Иисуса Христа и помещаются возле его фигуры, непосредственно в нимбе или рядом с ним (погрудное изображение Иисуса Христа с начертаниями Α и Ω по правую и левую стороны нимба в катакомбах св. Коммодиллы в Риме, кон. IV- нач. V в.). Изображение Α и Ω вошло также в сцены земной жизни Иисуса Христа.

Литература

Обозначенная библейская символика часто встречается в литературе с использованием средневековых аллегорий: примером может быть её использование в Божественной комедии Данте (Рай Песня XXVI, 17). Крылатое выражение «альфа и омега» («от первой до последней буквы») означает «от и до, всё полностью, с начала и до конца, всеобъемлюще».

Ветхозаветные истоки

Обозначенные выше утверждения, опирающиеся на отдельные стихи книги пророка Исаии, подчеркивают идею уникальности и абсолютной власти Бога и Его Сына Иисуса Христа, напоминают читателю, что под властью Бога находится как создание Вселенной, так и завершение всей человеческой истории.

Древняя Греция

Использование первой и последней букв алфавита, как и их эквивалентов «первый и последний», «начало и конец», для обозначения чего-либо абсолютного или целого восходит к древней традиции. В греч. философии эта формула передавала вечность высшего начала. Афинянин в «Законах» Платона свидетельствует: «Бог, согласно древнему сказанию, держит начало, конец и середину всего сущего». Ее восприняли и эллинизированные иудейские писатели (Иосиф Флавий , Филон Александрийский).

Иудейское происхождение

В раввинистической литературе первая и последняя буквы алфавита указывали на некую полноту между ними. Так, например, об Аврааме утверждалось, что он до дарования Закона уже соблюдал Закон от «алефа » до «тава » (первая и последняя буквы еврейского алфавита), то есть Авраам был послушен всему Закону. Слово истина (евр. אמת - эмет), входящее в самооткровение Бога перед Моисеем (Исх. 34:6), состоит из трех букв: алеф, мем и Тав. Алеф и тав являются первой и последней буквами еврейского алфавита, что эквивалентно Альфа и Омега. Тот факт, что слово "эмет" начинается с первой буквы алфавита, и заканчивается на последнюю заставлял древних иудейских раввинов видеть в этом слове глубокий мистический смысл.

Раввинистический комментарий называет «печатью сущности Бога». Согласно иудейскому преданию, Божие благословение Израилю в Лев. 26:3-10 полно и неизменно потому, что оно начинается буквой «алеф» и кончается «тав».

Традиция выражения "истинности" (от евр.- эмет) Божьей с помощью первой и последней буквы алфавита, кажется, были переданы из иудейской синагоги в раннюю христианскую церковь через Книгу Откровений, которая, как признается исследователями Библии, была изначально написана автором, чей первый язык был или иврит , или арамейский . При переводе Алеф и Тав были заменены в греческом тексте на Альфу и Омегу, что, в свою очередь, привело к "размыванию" глубинной сакральности смысла и тонкой красоты в обозначении Бога: греческие буквы Альфа и Омега не имеют отношения к еврейскому слову "истина". Хотя Альфа действительно и первая буква греческого слова Алетейя (Αλήθεια - гр. истина), однако Омега не является последней буквой в этом слове, как является тав в слове "эмет".

Употребление в литургии

Выражение «Альфа и Омега» распространено в литургических текстах испано-мосарабского обряда : молитва Post Nomina на мессе воскресенья перед Богоявлением начинается словами: «Christe qui es Α et Ω: initium et finis» (лат.- Христе, Ты - Альфа и Омега, начало и конец) ; оно встречается во многих молитвах мосарабского Бревиария . Распространенность этого выражения в текстах испано-мосарабского обряда может быть связана с тем, что это - один из немногих древних обрядов, где Апокалипсис включен в систему лекционарных чтений. В литургических рукописях кельтского обряда сохранился причастен: «Alpha et Omega ipse,/ Christus Dominus,/ venit venturus/ iudicare homines» (лат.- Альфа и Омега, Христос Господь, грядет Грядущий судить людей) . Употребление выражения «Альфа и Омега» в песнопении, сопровождающем Причащение , возможно, связано с тем, что в рисунок печатей просфор в древности могли вноситься буквы Α и Ω. Ученые полагают, что появление в чине проскомидии византийского обряда Богородичной и девятичинной просфор идёт от более древнего обычая вырезания букв Α и Ω из агничной просфоры.


Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.