Ангел петропавловской крепости. Под крылом ангела

Одним из символов Петербурга стала золотая фигура ангела на шпиле Петропавловской крепости. Казалось бы, многие века люди украшают вершины шпилей своих зданий всевозможными декоративными элементами, выбирая для этого самые диковинные образы, но здесь ангел – это не просто украшение.

История появления памятника

История этого ангела немного необычна. Он задумывался сначала как обычное украшение. Но со временем все изменилось.

Ангел-Хранитель города

Ангела-хранителя город искал для себя с момента застройки. Поскольку город носил имя Петра, то и хранителя ему искали соответствующего. Согласно семейным легендам архитектора Трезини, образ ангела делали похожим на Петра Великого, поскольку именно он стал отцом-основателем города. При этом вся композиция должна была напоминать фигуру этого мудрого правителя.

Высочайшее строение государства

Долгое время здание Петропавловского собора, благодаря шпилю с ангелом, сохраняло позицию самого высокого здания в стране. Лишь после проведения застроек (в 1950 году) появились строения, которые не только могли соперничать с ним в этом статусе, но и побили данный рекорд. Высота шпиля с ангелом составляет 122, 5 метра, что объясняет длительность работ одинокого кровельщика. И все же, ранее шпиль был ниже: при Трезини он был высотой всего лишь 106 метров. Вырос шпиль до нынешней высоты во время проведения реставрационных работ в 19-м веке.

Памятник славы

В Петропавловском соборе долгое время был памятник славы оружию русского народа. В 1926 году здание собора было передано музею, который собрал здесь все, что касалось революции. Шпиль с ангелом стал его символом, поскольку куранты и колокола, которые были уникальными для своего времени, при попытке перенастроить мелодию сломались. В 1930 году ангела хотели заменить на звезду, как это делалось во многих городах. Подготовили проект и все необходимые бумаги, однако приход Великой Отечественной Войны помешал этим планам.

Ремонт и реставрация

Первый ангел, украсивший шпиль, был разработан самим Доменико Трезини, при этом установлен на свое место в 1724 году. Выглядел он немного иначе, потому что двумя руками крепко держался за саму основу, то есть шпиль. Радовал он жителей города недолго, поскольку время сыграло с ним очень интересную шутку, в результате которой он сильно изменился:

  1. Уже в 1756 году его повредил пожар, вызванный ударом молнии во время грозы.
  2. Вторая фигура была абсолютно идентична, однако и ей не удалось долго провисеть на вершине. Уже в 1777 году ему нанесла урон сильнейшая буря.
  3. Восстанавливали ангела по новому эскизу, изготовленному великим итальянским архитектором Антонио Ринальди, который в то время служил при дворе. За задание защитить это творение искусного мастера взялся Леонард Эйлер, который создал для него громоотвод в 1778 году. Теперь ангел стал похож на существующий ныне, поскольку держал в деснице крест.
  4. Злоключения произведения искусства на этом не закончились. Его снова повредила буря в 1829 году. Восстановить шпиль Петропавловского собора сразу же город не мог, поскольку в казне на тот момент денег не хватило на создание лесов. Дело взял на себя простой кровельщик Петр Телушкин, которому было жаль такую красоту. Работал он в одиночку на протяжении шести недель в холодные осенние месяцы 1830 года. Его подвиг был оценен 3000 рублей и правом употребления рюмки водки бесплатно в любом из заведений города.
  5. 1858 год принес с собой ремонтные работы на шпиле Петропавловского собора, в результате которых ангела снова заменили. На вид он оставался таким же, но теперь его сделали подвижным, чтобы украшение могло поворачиваться за ветром по типу флюгера.
  6. Ремонт шпиля Петропавловской крепости проводили также в 1957 году, в первой половине 90-х и в начале 2000-х. В процессе реставрации ангела последний раз, было найдено немало следов от выстрелов, которые могли быть как из оружия времен революции, так и в более поздние годы. Новый ангел имеет каркас из нержавеющей стали, однако внешняя его оболочка полностью изготовлена из золотых листов.

То, что шпиль долгое время был рекордсменом по высоте в стране, – это еще не все, что можно сказать об этом строении.

Как уже было сказано, Петр Телушкин за ремонт ангела на шпиле Петропавловского собора получил уникальную награду. Распорядился он ею достаточно оригинально. Для подтверждения права на получение бесплатной выпивки мужчина предоставлял в каждом кабаке специальный документ. При этом он часто терял его. Со временем чиновникам надоело постоянно восстанавливать грамоту, поэтому один из них нашел оригинальный выход. Он просто поставил печать на подбородок с правой стороны. Теперь ему не было необходимости носить с собой бумагу. Он просто показывал рукой на подбородок. Как гласит предание, это и стало моментом рождения характерного жеста, который сейчас многие используют как предложение выпить.

Рассказываем о крылатых покровителях города на Неве.

Ангел на вершине Александровской колонны


Адрес: Дворцовая площадь

Александровская колонна - один из первых российских монументов, символизирующих победу над наполеоновскими войсками. Статуя ангела на ее вершине левой рукой держит четырехконечный крест, попирая им змея, а правую - возносит к небу. Автор этого ангела - скульптор Борис Орловский. Существует легенда, что он придал лицу бронзовой фигуры черты царя Александра I.

Ангел на крыше Генерального консульства Литвы в Петербурге


Адрес: Рылеева ул., 37

Уникальный ангел появился на здании Литовского консульства в 2007 году. Скульптуру создали в городе Вильнюсе специально для Северной столицы, учитывая ее ветреную и дождливую погоду. Белый ангел с черными пятками и лицом ребенка сидит на крыше, свесив ноги. Ходят слухи, что если долго смотреть на него, то можно заметить, как он подмигивает. И если подмигнет – ждите хороших новостей.

Петропавловский собор - одно из самых «открыточных» мест Петербурга, узнать его можно по одному лишь силуэту. Это центр сердца города - одноименной крепости, от которой Северная столица отсчитывает свою историю. Одновременно с этим собор - самая высокая постройка в центре города.

В истории его постройки вообще много всего «самого»..

Самый первый собор Петербурга

Собор Святых первоверховных апостолов Петра и Павла в том виде, в каком мы его сегодня знаем, заложили 30 мая 1712 года. Сооружение собора по проекту и под руководством архитектора Доменико Трезини заняло 20 лет и продлилось до 1732 года.

Каменный собор построили через несколько лет над деревянным. Фото: Commons.wikimedia.org

Однако свою историю храм ведет от момента основания города - деревянный собор появился в крепости на Заячьем острове еще в 1703 году. Грандиозный размах Петра требовал монументальных масштабов - собор должен был превзойти по размерам Меншикову башню и колокольню Ивана Великого в Москве.

Деревянный храм простоял в крепости меньше десяти лет, после чего вокруг него была сооружена основательная каменная постройка (деревянных храм оставался какое-то время внутри каменного). С учетом этой преемственности Петропавловский собор можно считать самым старым храмом Петербурга.

Самая высокая постройка в центре

Как известно, петербуржцы очень дорожат «небесной линией города» - горизонтальной перспективой, которая позволяет окинуть взором половину Северной столицы из любой точки в центре города. При этом в панораму не вмешивается ни один небоскреб или слишком высокий бизнес-центр. Для сохранения этой линии был внедрен так называемый высотный регламент, который действует по принципу «чем ближе к центру - тем ниже здания».

На окраине можно встретить и трехсотметровые постройки, но в радиусе нескольких километров от Невского проспекта регламент действует строго, поэтому шпиль Петропавловского собора так хорошо виден издалека.

Высота каменного здания в 1720 году составляла 112 метров и оказалась на 32 метра выше колокольни Ивана Великого в Москве. Однако знаменитый шпиль увенчал храм только через 13 лет, уже после смерти Петра I. Сегодня высота здания вместе со шпилем составляет 122,5 метра.

Самая большая царская усыпальница

Все, кто хотя бы раз заходил внутрь собора, несомненно, помнят ряды величественных надгробий членов императорской семьи.

Уже при Петре I Петропавловский собор становится царской усыпальницей. В 1715 году здесь похоронена жена царевича Алексея Софья-Шарлотта-Кристина, в 1717 году - сестра Петра I Мария Алексеевна, в 1718 году - царевич Алексей.

Здесь же покоится и сам основатель собора Петр I. В 1908 году, когда внутри собора для надгробий не осталось места, рядом с храмом построили новую усыпальницу и связали с ним коридором. Здесь было решено хоронить только членов императорской семьи, не самих коронованных особ. До начала Первой мировой войны успели перенести восемь захоронений из правого нефа собора и похоронить пятерых преставившихся великих князей. Всего в усыпальнице было предусмотрено 30 склепов. После революции 1917 года собор надолго прекратил выполнять свои ритуальные функции. В 1992 году здесь похоронили члена дома Романовых Владимира Кирилловича. Последней здесь похоронили супругу императора Александра III Марию Федоровну - в 2006 году ее останки были перевезены в Петропавловский собор из Дании.

В соборе сегодня покоятся 48 членов царской семьи. Еще 17 захоронений расположены в Великокняжеской усыпальнице.

Самый большой ангел

Ангел на шпиле Петропавловского собора по праву может конкурировать с корабликом на шпиле Адмиралтейства по своей туристической популярности.

Шпиль появился на крыше собора только в 1733 году, а украсить колокольню фигурой ангела Доменико Трезини предлагал еще за 11 лет до этого. Архитектор создал чертеж, а фигуру создавали обычный крестьянин и серебряных дел мастер. Правда, их работа Трезини не устроила, и ангела переделали приглашенные европейские мастера. Они совместили его с флюгером: фигура ангела держалась двумя руками за ось и была снабжена поворотными механизмами. Флюгер был действующим и по размеру был гораздо меньше нынешнего ангела.

Глядя с земли, сложно поверить, что рост ангела - более трех метров. Фото: Commons.wikimedia.org

В ночь с 29 на 30 апреля 1756 года в шпиль ударила молния, горящим он упал на крышу собора. Колокольня была тогда полностью утрачена, повреждена крыша, разбит портик при входе, в пожаре расплавились колокола курантов. При Петре III ангела восстановили по первоначальным чертежам.

Второй ангел шпиля Петропавловского собора погиб во время урагана 1778 года. Сильный ветер сломал фигуру, был повреждён поворотный механизм. Проект третьего ангела выполнил Антонио Ринальди. Тогда он поменял положение и перестал быть флюгером, хотя при порывах ветра до сих пор может немного вращаться. В последний раз ангела уже вместе со шпилем заменили в 1858 году.

В 1930-х годах по инициативе рабочих рассматривался вопрос о замене ангела шпиля колокольни на рубиновую звезду. На этот проект успели составить документы, но из-за начала войны эту работу выполнить так и не успели. Во время блокады Ленинграда шпиль Петропавловского собора был закрашен, ангела закрыли мешковиной. Высота фигуры — 3,2 метра, размах крыльев — 3,8.

Самый сложный в восстановлении иконостас

Иконостас Петропавловского собора, своеобразный памятник победе России в Северной войне, выполнен в виде триумфальных ворот. По сложности композиции он не уступает наиболее известным мировым памятникам резьбы по дереву.

Иконостас Петропавловского собора реставрировали более 25 лет. Фото: Санкт-Петербургская Митрополия РПЦ

Иконостас был создан по указу императора Петра I. Он выполнен из дуба, липы и хвойных пород дерева. Слева и справа от Царских врат расположены позолоченные фигуры архангелов Гавриила и Михаила. Высота позолоченного иконостаса - почти 20 метров. Изготовили его в 1722-1726 годах в Москве по чертежу Доменико Трезини. В его состав вошли 43 иконы и объемная скульптура.

За почти 300-летнюю историю иконостас трижды ремонтировался. Большая реставрация планировалась на 1987 год. Были восстановлены иконы, но на скульптуры и орнаменты не хватило денег. В 2011 году реставрация возобновилась благодаря помощи благотворителей и средствам из федерального бюджета. В общей сложности работа над реставрацией иконостаса велась 25 лет и была закончена только несколько лет назад.

Первый ангел (в виде флюгера) был выполнен по проекту самого Доменико Трезини в 1724 году (тот первый ангел держался обеими руками за флюгер) и украшал шпиль колокольни до 1756 году, пока не погиб при пожаре от удара молнией. Воссозданная фигура повторяла размеры и пропорции первоначальной. Ураган 1777 года нанес фигуре второго ангела серьезные повреждения. Третий ангел был изготовлен по эскизу Антонио Ринальди (великий итальянский архитектор, в 1756–1790 гг. бывший на придворной службе в России), а для защиты его от молний в 1778 году великий Леонард Эйлер предложил и выполнил устройство громоотвода. Этот ангел уже имел тот вид, который знаком нам сейчас, и держал крест в правой руке.

В 1829 году буря вновь повредила фигуру ангела. Средств на возведение лесов вокруг шпиля в казне города не оказалось. Кровельщик Петр Телушкин вызвался забраться на яблоко шпиля и отремонтировать фигуру. Он сделал это за шесть недель в октябре-ноябре 1830 года и за свой подвиг получил 3000 рублей (примерно десятилетняя его зарплата), а также право на бесплатную чарку водки во всех казенных кабаках пожизненно. Это право он подтверждал соответствующим документом с печатью. Согласно легенде, он часто терял этот документ; в конце концов, чиновникам надоело выдавать его вновь и вновь, и печать в виде клейма поставили Телушкину на правую сторону подбородка. Теперь ему было достаточно щелкнуть пальцем по клейму. Тогда и возник, по преданию, характерный жест, приглашающий выпить.

В 1858 году был выполнен еще один ремонт шпиля, и ангел был заменен (но внешний вид остался по чертежам Ринальди). Четвертый ангел свободно вращался на шпиле, повинуясь направлению ветра - именно этот четвертый ангел (весом почти в тонну!) и парит над городом до сих пор. После 1858 года частичные ремонты шпиля и ангела проводились в 1957, 1991–1996 и 2000–2003 гг. В ходе последнего ремонта фигура была снята для капитальной реставрации в специальных мастерских. Между прочим, сообщалось, что в крыльях ангела было обнаружено немало пулевых отверстий - наиболее вероятно, что это следы выстрелов революционной матросни в ноябре 1917 года… Каркас фигуры выполнен теперь из нержавеющей стали, но обшит, как и прежде, золотыми листами. С 11 февраля 2003 года на шпиле Петропавловского собора вновь засияла фигура благословляющего Петербург золотого Ангела.

Как и прежний, этот ангел держит в правой руке четырехконечный, иногда называемый латинским, а не православным, восьмиконечный крест? Почему?

На самом деле ни в Византии (откуда пришло на Русь христианство и восьмиконечный крест), ни в православии в самой России святость и каноничность четырехконечного креста не отрицалась никем, кроме старообрядцев (раскольников). Вот, например, что писал о четвероконечном кресте святой праведный Иоанн Кронштадтский во введении к своей книге «О Кресте Христовом» еще в 1855 году (это была его богословская диссертация в Санкт-Петербургской православной духовной академии РПЦ) :

«Настоящее рассуждение мы посвятим исследованию о кресте Христовом, и именно представим археологическое исследование об его форме, с целью показать раскольникам из самой древности и всеобщности употребления креста четвероконечного, что эта форма его есть форма истинная и что все другие виды креста суть только видоизменения этого истинного вида креста, и в существе дела составляют один и тот же крест Христов. Этим само собою будут опровергнуты как нелепые и не имеющие никакого основания хулы раскольников на четвероконечный крест».

Само собой разумеется, что в 1777 году проект скульптуры ангела (с четырехконечным крестом) был высочайше утвержден (Екатериной II). А Антонио Ринальди при выборе формы креста мог руководствоваться несколькими соображениями: во-первых, сама колокольня собора выполнена Домеником Трезини в европейском стиле; во-вторых, скульптурные изображения вообще редки в православной культуре и традиции - это именно европейская, латинская традиция; в-третьих (возможно, это главное), Петр I ведь и задумал город над Невой как «окно в Европу», и как дань уважения к ее «святым камням» рассматривали и во все последующие годы и внешний вид православного собора во имя первоверховных апостолов Петра и Павла…

Санкт-Петербург - единственная европейская столица, которая ни в один период истории, не была захвачена противником.

Ангел на шпиле Петропавловского Собора

Первая фигура ангела-хранителя Санкт-Петербурга на шпиле Петропавловского собора была выполнена голландским мастером Г. ван Болесом в 1720-х годах. После пожара 1756 года она была восстановлена по рисункам Д. Трезини. В 1830 году ураганный ветер сильно накренил шпиль и повредил фигуру ангела, выполнявшую функцию флюгера. Кровельщик Петр Телушкин, отличавшийся огромной физической силой, без всяких лесов, с помощью веревок, а иногда просто удерживаясь на пальцах, сумел охватить шпиль веревочной петлей и отремонтировать флюгер. Его имя навсегда вошло в историю Петропавловской крепости.

Казенный крестьянин Пётр Телушкин Ярославской губернии. Мастер кровельного цеха, поставивший без применения лесов крест и ангела на шпице Петропавловского собора в Санкт-Петербурге в октябре - ноябре 1830 г. Позировал художнику Г. Г. Чернецову в 1832 г.

Подъём Петра Телушкина на шпиль Петропавловского собора. Рисунок Ф. Г. Солнцева. 1876 год

В 1858 году, во время замены деревянных конструкций шпиля на стальные, фигура ангела была снята. Вместо неё установили третью фигуру, выполненную по рисунку скульптора Р. К. Залемана. Ангел теперь стоял почти вертикально и прочно соединялся с крестом. В начале Великой Отечественной войны шпиль был покрашен маскировочной краской, а ангела накрыли мешковиной, чтобы уберечь от обстрелов. В 1991 году ангел несколько лет провел в реставрационных мастерских, где его отремонтировали и заново позолотили. Лишь в 1995 году фигура ангела с помощью вертолета была поднята к вершине шпиля. Высота фигуры составляет 3,48 м; размах крыльев ангела - 3,56 м. Высота креста - 6,5 м. Вес ангела с крестом 250 кг.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.