Казанский собор коротко. Архитектура казанского собора в северной столице

Один из красивейших православных храмов северной столицы, возведённый в начале XIX века в центральной части Невского проспекта. Кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии, являющийся храмом русской воинской славы и имеющий статус объекта культурного наследия народов России.

Об исключительном значении Рождественского храма для царствующего дома Романовых свидетельствует множество фактов. Именно в его стенах в июне 1762 года Синод и Сенат присягнули на верность пришедшей к власти в результате государственного переворота императрице Екатерине II , а позднее в храме были отслужены благодарственные молебны по случаю окончания русско-турецкой войны (1774 год) и блистательной победы Александра Суворова над турками при Фокшанах (1789 год).

К концу XVIII столетия Рождественская церковь, хотя и содержалась в надлежащем порядке, всё же обветшала, да и на Невском проспекте помимо великолепных пышных дворцов вельмож появились и храмы других конфессий - католический костёл и армянский храм, освящённые во имя Святой Екатерины. Рождественская церковь уступала новым постройкам в нарядности, поэтому до начала XIX века несколько раз поднимался вопрос о её реконструкции и благоукрашении, но дальше разработки проектов нового соборного храма, в которой приняли участие архитекторы Семён Волков, Николай Львов и Джакомо Кваренги, дело не пошло.

О новом храме, должном затмить своим парадным обликом все ближайшие постройки, думал и наследник престола - великий князь Павел Петрович. Отправившийся в 1781 году инкогнито в путешествие по Европе цесаревич с супругой посетил и «вечный город» - Рим, оставивший в его душе неизгладимое впечатление. Особенно поразил наследника престола собор Святого Петра с великолепной колоннадой, поэтому спустя всего три года после восшествия на престол Павел I в 1799 году отдал указание о возведении на месте Рождественского храма нового собора и пожелание об освящении его в честь Казанской иконы Божьей Матери - родовой святыни Романовых.

Конкурс на лучший проект и строительство собора

В объявленном конкурсе на лучший проект нового соборного храма приняли участие известные зодчие тех лет - Чарльз Камерон, Жан-Франсуа Тома де Томон, Пьетро Гонзаго, но ни один из проектов императора, желавшего увидеть в оформлении нового собора колоннаду, подобную римской, не впечатлил, лишь отдалённое сходство с оригиналом в Риме присутствовало в проекте мастера строгого классицизма Чарльза Камерона, и именно на его проекте остановил свой выбор государь.

Но уже в ноябре 1800 года самодержец неожиданно для всех отдал предпочтение проекту практически никому до тех пор не известного русского архитектора и художника Андрея Никифоровича Воронихина. Проект этого зодчего представил государю Павлу I граф Александр Сергеевич Строганов - президент императорской Академии художеств. Талантливый архитектор, незадолго до этого получивший звание академика «перспективной живописи» и преподававший в Академии художеств, ранее был крепостным графа, и именно вельможа рассмотрел в юноше талант и отправил его учиться в Москву, дав ему после обучения вольную. А. Н. Воронихин смог учесть все пожелания самодержца, поэтому включённая в проект храма колоннада органично вписалась в окружающий ландшафт и объединила ансамбль собора с общим архитектурным обликом Невского проспекта.

После утверждения проекта была создана комиссия по надзору за строительством храма, председателем попечительского совета которой стал граф Александр Воронцов , членами - генерал-прокурор Пётр Обольянинов (фаворит государя) и действительный статский советник и вице-президент Академии художеств Пётр Чекалевский, ответственность за возведение храма была возложена на автора проекта Андрея Воронихина, а контроль за соблюдением архитектурных тонкостей - на именитого зодчего Ивана Старова.

Согласно составленной расходной смете на возведение грандиозного собора было выделено из казны без малого три миллиона рублей и принято комиссией обязательство о возведении собора за три года.

Сразу после составления сметы начались работы по подготовке места под фундамент, после чего планировалась торжественная закладка храма. Однако внезапная кончина императора Павла I (в марте 1801 года он был убит заговорщиками), отодвинула возведение собора, казалось, надолго. Но его преемник и сын - государь Александр I полностью поддерживал замыслы отца, поэтому начал своё царствование с торжественной закладки Казанского собора, которая состоялась в августе 1801 года в присутствии вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, великих князей и вельмож.

На строительство Казанского собора впервые в истории русского зодчества не были приглашены зарубежные мастера и не использовались заграничные материалы. Все работы, начиная с закладки фундамента, возведения здания храма и его украшения были выполнены русскими архитекторами, каменщиками, художниками. Камень для стен храма и его облицовки добывался в каменоломнях недалеко от Гатчины - деревне Пудость , из-за чего получил название пудостского камня, мрамор для колонн и отделки интерьеров - в Выборгской и Олонецкой губерниях, гранит для облицовки цоколя здания - около Пютерлакса.

Наряду с возведением самого храма шла кропотливая и трудоёмкая работа по выломке, доставке, обработке и установке на положенные места гранитных колонн для наружной колоннады. Более трёхсот крестьян из Санкт-Петербургской, Вологодской и Ярославской губерний трудились на каменоломнях вблизи Выборга , выламывая нужные куски гранита из скал, и после придания им нужной формы, загружали на корабли, доставлявшие прошедшие первоначальную обработку камни в мастерскую на Конюшенной улице, где им придавали завершённый вид колонн.

Отведённые на возведение собора три года прошли, но слишком обширным был фронт работ, да и внешнеполитическая ситуация в империи (Россия в начале XIX столетия находилась в постоянном состоянии войны) не способствовала быстрому завершению строительства. К тому же в процессе работ выяснилось, что выделенных первоначально денег не хватит, поэтому правительству пришлось выпускать новые ассигнации и выделять для этих целей ещё более 1,3 миллиона рублей. Всего же на строительство и отделку собора было потрачено 4,7 миллиона рублей.

Спустя без малого десять лет после закладки храма работы по его возведению и украшению были завершены, и в сентябре 1811 года чин его освящения в присутствии монаршего семейства и придворных был совершён митрополитом Санкт-Петербургским Амвросием (Подобедовым). Главный престол, как планировал ещё государь Павел I, освятили в честь Казанской иконы Божьей Матери, а боковые приделы - во имя прп. Антония и Феодосия Печерских (северный) и в честь Рождества Пресвятой Богородицы (южный). Для главной святыни собора - Казанской иконы Божьей Матери - ко дню освящения храма была изготовлена из золота и драгоценных камней (алмазов, бриллиантов, рубинов, сапфиров, кораллов, изумрудов) риза.

Для устроенной в колоннаде собора колокольни были отлиты колокола, самый большой из которых носил название праздничного, был украшен изображением Казанской Божьей Матери и весил более 4 тонн, второй назывался полиелейным и весил чуть больше 2 тонн, третий - повседневным, весом без малого 1 тонна, также на колокольню был поднят колокол, отлитый ещё в 1734 году для первой Рождественской церкви по указу государыни Анны Иоанновны.

За воплощение в жизнь грандиозного замысла А. Воронихин был награждён орденом Святой Анны II степени и получил пожизненную пенсию. А после смерти зодчего в 1814 году над его могилой, находящейся на Лазаревском кладбище, установили надгробье с изображением Казанского собора.

Спустя некоторое время была разобрана вошедшая в ансамбль нового собора Рождественская церковь, а сам собор долгое время неофициально именовался кафедральным храмом Санкт-Петербурга, и лишь в 1858 году после освящения собора святого Исаакия Далматского этот статус официально закрепился за новым храмом.

В 1812 году с западной стороны от собора появилась чугунная решётка - уникальнейшее произведение чугунного литья. Созданная по эскизу А. Воронихина 153-метровая решётка, выполненная с филигранной чёткостью и тончайшей изысканностью, представляет собой настоящее произведение искусства. Между её покоящимися на массивном основании фигурными столбами с каннелюрами расположены ромбы с кружевными рисунками, а верх решётки оформлен фризом с растительным орнаментом. Уникальная решётка сохранилась до наших дней и является частью ансамбля Казанского собора.

Судьба собора в XIX-XX столетиях

Судьба собора с первых дней тесно переплелась с судьбой империи, а он сам стал не только духовным центром северной столицы, но и памятником побед русского воинства. Во время Отечественной войны 1812 года перед святым образом Казанской Божьей Матери молился о победе над неприятелем фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов , а по мере изгнания французов за пределы России в собор свозили знамёна и штандарты наполеоновских полков, а также ключи от французских крепостей, взятых русским воинством. Всего на стенах собора были развешены 107 знамён и штандартов и 97 ключей. Именно в Казанском соборе впервые был отслужен благодарственный молебен об избавлении Отечества от неприятеля.

Собор стал местом последнего упокоения великого полководца М. И. Кутузова - в июне 1813 года его с почестями погребли в северо-восточной части храма, а над могилой возвели бронзовую ограду, установили Смоленскую икону Божьей Матери и укрепили герб Светлейшего князя Смоленского. Мемориальное значение Казанского собора как памятника побед русского воинства в 1837 году было подчёркнуто установленными у боковых порталов собора скульптурами полководцев - М. И. Кутузова и М. Б. Барклая-де-Толли.

В 1825 году был учреждён приход собора, охвативший территорию между Екатерининским каналом и Ново-Михайловской улицей, а также между Красным, Каменным, Конюшенным и Полицейским мостами города и насчитывающий несколько тысяч прихожан. В конце XIX столетия усердием священнослужителей собора поочерёдно были открыты дневной приют для бедных (1871 год), богадельня для беспомощных и престарелых женщин (1881 год), бесплатная столовая для бедных, увечных и учащихся детского приюта (1892 год), Дом трудолюбия для нуждающихся женщин (1896 год).

Благоукрашение собора продолжалось и при следующих государях, поэтому к началу XX столетия собор не только дважды ремонтировался, но и его ризница пополнилась многими дарами государей и вельмож, особенно ценными из которых были - Евангелие в серебряном окладе (дар императрицы Елизаветы Петровны), золотой потир, украшенный драгоценными камнями (дар государыни Марии Фёдоровны), крест из лазурита (дар государя Александра III), дарохранительница на главный престол, дискос и потир из уральского камня с орнаментом из платины (вклад графа А. С. Строганова).

Не уменьшилось значение храма и для царствующей династии Романовых - в самые ответственные моменты правления самодержцы обязательно молились в Казанском соборе (кстати, только в этом храме Петербурга находилось царское место), там же служились заказанные воспитанниками закрытых учебных заведений молебны и совершались хиротонии, наиболее памятными из которых стали рукоположения в сан епископов Амвросия (Орнатского), Игнатия (Брянчанинова) и Макария (Булгакова).

В разные годы собор посещали выдающиеся люди своего времени - русский поэт Пётр Андреевич Вяземский и русский писатель, философ и мыслитель Фёдор Михайлович Достоевский . В 1825 году в соборе отпевали русского генерала, одного из предводителей русской армии во время Отечественной войны 1812 года, графа Михаила Андреевича Милорадовича (на службе присутствовал сам император Николай I), а в 1893 году - великого русского композитора Петра Ильича Чайковского .

Среди множества торжественных молебнов, совершённых в Казанском соборе с самого дня его освящения, исключительным по пышности и нарядности стал молебен к 300-летию правящего дома Романовых, отслуженный в 1913 году и ознаменовавшийся, помимо великолепия службы и присутствия на торжествах царственных особ, огромным скоплением людей, отчего в соборе произошла трагедия - 34 человека были насмерть задавлены толпой.

В 1917 году сменились многовековые устои империи - на смену абсолютной монархии пришла диктатура пролетариата, и нетерпимость новых руководителей страны к недавнему прошлому России вылилась в узаконенные гонения на церковь и её служителей. Но ещё до того, как Казанский собор был закрыт, в январе 1921 года митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином (Казанским) был освящён во имя патриарха Московского Гермогена «пещерный» придел храма. А уже в 1922 году в рамках кампании по изъятию из православных храмов ценностей, всё имущество собора было реквизировано - с икон были варварски сорваны драгоценные оклады и ризы, изъята серебряная и золотая церковная утварь, богослужебные книги и облачения священников. Часть икон передали Государственному русскому музею, а главную святыню - список чудотворной Казанской иконы - после неоднократных передач поместили в соборе святого благоверного князя Владимира на Петроградской стороне.

В том же 1922 году Казанский собор был передан лояльному к новой власти церковному течению «обновленцев», а после закрытия Исаакиевского собора в 1928 году Казанскому храму присвоили статус кафедрального собора Ленинградской обновленческой епархии. В этом статусе собор существовал до января 1932 года, после чего его всё-таки закрыли, и уже в ноябре того же года в здании храма открылся Музей истории религии и атеизма.

С началом Великой Отечественной войны гонения на церковь несколько приутихли, что положительно сказалось на судьбе Казанского собора. Атеистически настроенному руководству страны пришлось снизить градус напряжённой озлобленности к религии и вернуться к русским национальным традициям, фундаментальным элементом которых всегда была православная вера и Слово Божие. В первый год войны по всей стране снова начали открываться храмы, из Казанского собора вывезли музейные экспонаты и он стал центром патриотического воспитания ленинградцев. И хотя богослужения в соборе не возобновились, перед ним в августе-сентябре 1941 года приносили клятву уходящие на фронт бойцы, а в колоннаде была размещена выставка патриотических плакатов и картин. Памятники легендарным полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли не замаскировали, защищая от артобстрелов, а оставили, как есть, чтобы жители города и бойцы постоянно помнили о великом прошлом своего Отечества. Для поддержания патриотического духа привозили к могиле М. И. Кутузова бойцов Ленинградского фронта, а чуть позднее в подвальных помещениях собора размещались бомбоубежище, штаб одного из воинских подразделений, детский сад и другие организации.

После окончания Великой Отечественной войны в здании собора вновь расположился Музей истории религии, кстати, оставшийся чуть ли не единственным музеем такого рода в стране Советов, поэтому в послевоенные годы он стал местом хранения многих церковных реликвий, перевезенных из закрытого московского центрального музея атеизма. Среди бесценных реликвий были и мощи многих русских святых - св. благоверного князя Александра Невского , прп. Серафима Саровского , Зосимы и Савватия Соловецких, святителя Иоасафа Белгородского.

В 1950-1960-х годах здание Казанского собора было отреставрировано, но оно всё так же принадлежало музею. Только в 1990 году, когда была официально зарегистрирована церковная община, возглавил которую игумен Сергий (Кузьмин), прихожане начали кампанию по возвращению собора верующим. Обратившись за поддержкой к жителям города, они собрали подписи и в 1991 году церковная жизнь в соборе возродилась. В 1992 году был торжественно освящён главный придел собора, в 1994 году на купол водрузили крест, в марте 1998 года митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром (Котляровым) был совершён чин полного освящения собора, а уже в декабре 1999 года Казанский собор полностью был передан в ведение Санкт-Петербургской епархии и в 2000 году ему вновь присвоили статус кафедрального соборного храма епархии.

Судьба собора в наши дни

В настоящее время Казанский собор является действующим храмом, в котором совершаются ежедневные, воскресные и праздничные богослужения, настоятелем служит митрофорный протоиерей Павел Красноцветов, причт собора состоит из 21 священнослужителя - священников, диаконов, псаломщиков и алтарников, а кроме его главной святыни - списка Казанской иконы Божьей Матери почитаются прихожанами иконы Пресвятой Богородицы, святителя Николая Чудотворца кисти афонских изографов, святыни из Иерусалима и мощевик с частичками мощей некоторых святых.

С апреля 2015 года при соборе функционирует культурно-просветительский центр, соединивший в себе все ключевые направления церковной деятельности - миссионерское, просветительское, образовательное, информационное, социальное. В структуре центра действуют взрослая и детская воскресные школы, молодёжный клуб, библиотека, изостудия и студия хорового пения для детей, работает лекторий, а в крипте собора проходят бесплатные тематические концерты и выставки.

Внешний облик собора и его интерьеры

Архитектор А. Воронихин создал поистине величественное сооружение, архитектурный ансамбль которого является ярким образцом стиля зрелого классицизма с элементами ампира и до сих пор впечатляет гостей северной столицы. Здание храма, выполненное русскими мастерами, стало удивительным памятником архитектуры и живописи, сочетающим в себе как формы римской базилики, так и крестово-купольные формы православного храма. Вытянутое вдоль Невского проспекта на 72,5 метра с запада на восток и на 57 метров с севера на юг здание собора, имеющее форму четырёхконечного латинского креста и увенчанное в средней своей части высоким стройным куполом на прорезанном окнами и украшенном пилястрами барабане, с северной стороны, обращённой к Невскому проспекту, украшено монументальной колоннадой из 96 гранитных колонн коринфского ордера, заканчивающейся массивными портиками, являющимися сквозными проездами.

Этот элемент декора зодчий включил в ансамбль по велению императора Павла I, мечтавшего видеть в столице Российской империи храм, не менее величественный, чем собор Святого Петра в Риме, поэтому одна общая деталь - полукруглая колоннада, создаёт обманчивое впечатление полного сходства обоих храмов. Но на этом их подобие заканчивается, более того, между ними есть существенное различие. Если колоннада собора Святого Петра играет роль замыкающего вокруг храма пространства элемента, то колоннада Казанского собора раскрыта навстречу проспекту и гармонично вписана в общий архитектурный облик главной магистрали города. У колоннады есть и другое, более важное значение - поскольку здание храма расположено вдоль проспекта и повёрнуто к нему боком, включение колоннады в ансамбль позволило визуально сделать эту часть собора парадной, а портик в средней её части создаёт впечатление, что именно там находится главный вход в задние.

Фасады здания и колонны облицованы пудостским камнем, а важным элементом декора здания являются скульптуры и барельефы, украшающие боковые проезды, двери и портики. Над скульптурным оформлением фасадов собора и его интерьеров трудились известные скульпторы XIX столетия - Иван Мартос, Иван Прокофьев, Степан Пименов, Фёдор Гордеев, Василий Демут-Малиновский. Монументальные бронзовые двери северного фасада, обращённого к Невскому проспекту, выполнены по образцу «Райских врат» баптистерия во Флоренции, а сам фасад украшают бронзовые скульптуры, изображающие святых - Иоанна Крестителя, Андрея Первозванного, равноапостольного князя Владимира и Александра Невского. В аттиках порталов и над алтарной апсидой помещены барельефные композиции на темы Ветхого и Нового Заветов.

Портики южного и западного фасадов также оформлены колоннами и каждая из них декорирована 20 каннелюрами (вертикальными желобками), создающими впечатление лёгкости, хотя вес каждой из колонн без малого 28 тонн.

Нехарактерная для православных храмов однокупольность не стала недостатком в облике собора, наоборот, установленный на высокий массивный барабан величественный купол только подчеркнул исключительное значение храма как центра духовной жизни Петербурга.

Внутренне убранство разделённого 56 гранитными колоннами на три нефа здания собора не менее торжественно, чем его фасады. В его оформлении использовались мрамор, гранит, полудрагоценные камни. Так, мозаичный пол выложен розовым и серым карельским мрамором, ступени алтаря, амвона и основание царского места - одним из самых красивых в мире природных камней - шокшинским кварцитом малинового цвета. Царские врата и главный иконостас, первоначально выполненные по эскизу А. Воронихина, в 1836 году заменили новыми - из отнятого у французов во время Отечественной войны 1812 года серебра (всего было использовано более 6,5 тонн серебра), а к 1876 году были обновлены иконостасы приделов. Проект главного иконостаса и Царских врат разработал архитектор Константин Тон , а иконы были написаны известными живописцами XIX столетия - Владимиром Боровиковским, Орестом Кипренским, Григорием Угрюмовым, Карлом Брюлловым , Фёдором Бруни.

По обе стороны от иконостаса располагались четыре колонны из яшмы, правда, после 1922 года исчезнувшие из собора вместе с уникальным иконостасом К. Тонна и Царскими вратами. В наши дни иконостас и Царские врата до малейших деталей восстановлены по старым чёрно-белым фотографиям, только за неимением такого количества серебра, какое было использовано при устройстве иконостаса К. Тонном, при воссоздании была использована методика серебряного напыления. Дополняет общую картину пышности интерьеров настенная живопись, которой украшены стены и пилоны храма, а также огромное бронзовое паникадило на 180 свечей.

Полезная информация для туристов

Казанский собор - действующий кафедральный храм епархии, поэтому посетить его и полюбоваться фасадами и интерьерами можно абсолютно свободно каждый день, только в будние дни собор открыт с 8.30 часов, а в выходные дни с 6.30 часов до окончания вечернего богослужения.

Доехать до собора можно на метро, выйдя на станции «Невский проспект» или «Гостиный двор» (с этой станции есть переход на станцию «Невский проспект») к каналу Грибоедова. Здание собора находится как раз напротив выхода из метро.


Казанский собор в Петербурге (Санкт-Петербург, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Казанский собор в Санкт-Петербурге - храм, в котором хранится главная святыня города - Казанская икона Божьей Матери, и памятник русской воинской славы.

Путешествующий по Европе наследник престола Павел Петрович был поражен красотой и гармоничностью собора Святого Петра в Риме и площади перед ним, окруженной колоннадами. В 1799 г. уже будучи императором Павел I возжелал увидеть подобное сооружение у себя в столице и объявил конкурс на лучший проект собора, который бы заменил обветшавшую церковь Рождества Богородицы (в народе известная как Казанская), построенную в 30-х гг. XVIII в. В церкви хранилась одна из главных реликвий России - чудотворная икона Казанской Божьей Матери. Главным условием конкурса стало то, что будущий храм должен был быть похож на пришедшуюся ему по душе святыню Вечного города. Из всех представленных работ утвердили проект молодого талантливого архитектора Андрея Никифоровича Воронихина. Уже после убийства Павла I, 27 августа 1801 г. состоялась торжественная закладка Казанского собора в присутствии императора Александра I.

Перед архитектором стояла непростая задача. Строительство нового храма предполагалось на участке у Невского проспекта, вытянутого с запада на восток. У православных церквей алтарь всегда обращен на восток, а главный фасад с входом - на запад, таким образом к Невскому проспекту оказывался обращен северный (боковой) фасад будущего храма. Воронихин нашел изящное решение - боковой фасад удалось зрительно превратить в главный, пристроив к нему грандиозную полукруглую колоннаду, раскрывающуюся в сторону главной магистрали города. 96 поставленных в четыре ряда колонн стали также напоминаем о колоннах, замыкающих площадь перед собором Святого Петра в Риме.

После войны 1812 года в храм перенесли 27 трофейных знамен разгромленной французской армии. А в последующие годы здесь хранили ключи от крепостей и городов Европы и знамена, добытые русской армией в результате походов 1813-1814 гг. У стены Казанского собора похоронен прославленный фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов. А на парадной площади установлены бронзовые памятники великим полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли.

Адрес: Невский проспект, 25; действующий храм, открывается в будни в 8:30, в воскресенье и праздники в 6:30, закрывается после вечерней службы.

Казанский собор Санкт-Петербурга./ Фото: miroworld.ru
.

Европа способна подарить прогрессивные идеи любому, кто отправился в путешествие по ней. Яркий пример тому поездка российского императора Павла I в Италию, где тот удостоился личной встречи с Папой Римским и так вдохновился красотами Ватикана, что наказал в Петербурге возвести его копию. И его наказ был выполнен.


Свой собственный Ватикан

Казанский собор Санкт-Петербурга./ Фото: travel-ru.ru
.

По возвращению в родные края и оказавшись на престоле, в последний год своего и без того короткого правления, император Павел I успел положить начало для воплощения задуманного. На поиск места для застройки много времени не тратили, тем более что церковь Пресвятой Богородицы, расположенная на Невском проспекте, давно обветшала.

Казанский собор Санкт-Петербурга./ Фото: aeslib.ru
.

Получилось одним строительством «убить двух зайцев» — и старое здание снести, и возвести новый храм, который украсил облик города. То ли в павловский период существовало эмбарго на иностранные товары, то ли на вещи заморские не хватало финансов.

Внутреннее убранство Казанского собора./ Фото: infourok.ru
.

Строганов лично уговорил правителя возвести храм исключительно из материалов отечественного производства, да еще и применить план строительства российского архитектора, проталкивая при этом эскизы в прошлом крепостного — А. Воронихина. Строганов лично занимался обучением последнего, а за прилежную учебу наградил того свободой.

Вторая колоннада

Открытка «Казанский собор Санкт-Петербурга»./ Фото: kolpakovs.ru
.

Протеже быстро оценил возможности представленной под застройку площади и принял решение построить доверенный объект с некоторыми отличиями. Причиной этому послужила необходимость повернуть алтарь на восточную сторону, не нарушив при этом принятых норм и проекций строительства храмов.

Казанский собор на карте Санкт-Петербурга./ Фото: kolpakovs.ru
.

Такая загвоздка препятствовала воплощению точной копии ватиканского собора св. Петра, по этой причине колоннаду было решено повернуть к Невскому проспекту. Такой шаг позволил одновременно создать «парадную» боковую зону и порадовать царскую особу. Мало кто знает, что полностью воплотить задуманный Воронихиным проект так и не удалось.

Первоначальный план Казанского собора./ Фото: infourok.ru
.

Идея подразумевала, что южная часть собора будет являть собой зеркальное отображение северной, и именно там должна была расположиться вторая колоннада. Если бы первозданный проект все же нашел бы свое место в жизни, то сегодня на Невском проспекте находилось бы подобие инопланетного звездолета.

Ожидающие ангелы

Вид на Казанский собор со стороны канала Грибоедова./ Фото: kolpakovs.ru
.

Продолжая тему отличий между задуманным проектом и готовым собором, стоит упомянуть и парочку скульптур. До наших дней пьедесталы остаются пустыми, а ведь на них должны были восседать архангелы. Стоит сказать, что пустыми они были не все время. До 24-го года XIX века на окончаниях крыльев располагались копии архангелов, выполненные из гипса, которые планировалось заменить на оригинальные бронзовые, но этого так и не произошло. Почему?

Вид на Казанский собор со стороны улицы Казанская./ Фото: tvereparhia.ru
.

Причина так и не известна. Однако, народ на этот счет выдвинул свою версию, сказав, что архангелы отказались занимать свое место до тех пор, пока в России не появится честный, достойный и мудрый политик! Колокольня и дома для клира так же должны были стать частью собора, но при утверждении проекта, Павел пожелал убрать их, аргументируя это тем, что в Ватикане ничего этого нет.

Кутузовское сердце

Памятник Кутузову М. И. возле Казанского собора./ Фото: infourok.ru
.

Для большинства ученых основной загадкой являлось месторасположение сердца могучего полководца Михаила Илларионовича. Многие легенды сводятся к тому, что в Петербург доставили только тело Кутузова, а его сердце, по воле самого же военачальника, оставили на дороге в Пруссии.


Памятник фельдмаршалу Кутузову М. И. возле Казанского собора./ Фото: kolpakovs.ru
.

Но дотошных ученых не удовлетворило это и те, решив докопаться до истины, в 1933 году решились вскрыть могилу, расположенную в Казанском соборе. Как думаете, что они там обнаружили? А там была банка с небальзамированным «легендарным» органом полководца. Таким образом красивая легенда разрушилась в пух и прах.
.

Музей истории религии и атеизма

Брошюра «Музей истории религии и атеизма»./ Фото: tvereparhia.ru
.

Публикации раздела Архитектура

Придворный храм семьи Романовых. 10 фактов о Казанском соборе

К азанский собор был построен в Петербурге в 1811 году. Он стал настоящим украшением Невского проспекта и почти полвека был самым крупным храмом Петербурга. Представляем 10 интересных фактов о Казанском соборе .

Внеконкурсный проект Андрея Воронихина

Памятник фельдмаршалу Михаилу Кутузову. Площадь перед Казанским собором, Санкт-Петербург. Фотография: artpoisk.info

Могила полководца Михаила Кутузова. Казанский собор, Санкт-Петербург

Памятник фельдмаршалу Михаилу Барклаю-де-Толли. Площадь перед Казанским собором, Санкт-Петербург. Фотография: petersburg4u.ru

Храм дома Романовых

Церковь Рождества Богородицы была придворным храмом дома Романовых . Здесь хранился список иконы Казанской Божией Матери - она считалась покровительницей династии. Когда возвели Казанский собор, он унаследовал и святыню, и роль придворного храма. Здесь венчались все члены царской семьи, здесь служили благодарственные молебны после неудачных покушений на Александра II , здесь праздновали 300-летие дома Романовых.

В ризнице собора хранились подарки императорской семьи: Евангелие в серебряном позолоченном окладе весом более 33 килограммов, крест из лазурита, золотая церковная чаша, украшенная алмазами, рубинами и мамонтовой костью.

Главная соборная святыня

Храм был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, одной из самых известных православных святынь. В соборе хранится ее список, который также считается чудотворным. Считается, что Петр I лично распорядился доставить святыню в Петербург, и до строительства церкви Рождества Богородицы икона хранилась в часовне на Петроградской стороне.

После Отечественной войны 1812 года Михаил Кутузов вернул в Россию сотни килограммов серебряных изделий, которые отступающие французы забирали из русских храмов. Часть этого серебра передали в Казанский собор. Его использовали, чтобы украсить киот Казанской иконы Божией Матери и иконостас главного придела.Василий Садовников. Вид Казанского собора. 1847

Федор Алексеев. Собор Казанской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге. 1811

Музей истории религии и атеизма

В 1932 году Казанский собор закрыли. На куполе храма вместо креста установили позолоченный шар со шпилем, церковную утварь распределили между городскими музеями. Внутри собора разместился Музей истории религии и атеизма. Его экспозиция рассказывала о возникновении и развитии христианства, ислама, восточных верований. Здесь можно было увидеть коллекцию православных икон XVII–ХХ веков, обереги и амулеты, ритуальные предметы и самое крупное собрание книг по истории религии и религиоведению.

Мощи на чердаке

На чердаке Казанского собора почти 20 лет были спрятаны мощи святых, которые хранились в храме. Сотрудники Музея истории религии и атеизма перенесли туда мощи святого благоверного князя Александра Невского, святых Зосимы, Саватия и Германа Соловецких, святого Серафима Саровского , святого Иоасафа Белгородского. Лишь в 1991 году святыни вернули в храм, а мощи святого Иоасафа отправили сначала в Москву, а потом в Белгород.

Там, где сейчас расположен Казанский собор, в начале XVIII века была переведенская слобода. Рядом с пересечением Невской першпективы и речки Кривуши находились деревянные строения госпиталя и дома его служащих. При этом госпитале в 1710 году была построена часовня, а спустя два года на её месте появилась деревянная церковь Рождества Богородицы.

24 августа 1733 года вышел именной указ императрицы Анны Иоанновны о возведении здесь нового каменного храма. Автором проекта каменной церкви Рождества Богородицы часто называют М. Г. Земцова . Но более поздние исследования доказывают, что им был архитектор И. Я. Бланк . Заложен храм был 6 сентября того же года. Кирпичные стены храма были возведены уже к сентябрю 1734-го, после чего плотник Иоганн Геринг подписался, что:

"зделает он плотничною работою на колоколне шпиц, стропила, лантернин, кровлю покроет гонтом, купол и лантернин и шпиц обошьёт досками по чертежу; да столярною работою зделает с лица и внутри окна и двери, капители и базы, цимазы, базаменты, архитравы, триглифы, карнизы, лестницы и крыльца деревянные и часовые круги и с резною работою и с точною боляс, кроме статуй резных, совсем зделает самою чистою работою по чертежу" [Цит. по: 5, с. 265, 266].

Карниз Рождественской церкви украшали скульптуры апостолов и других святых. Все элементы архитектурного оформления были выполнены в дорическом ордере.

Строительство храма было завершено в сентябре 1736 года, когда купол обили жестью. Торжественное освящение церкви состоялось 23 июня 1737 года в присутствии императрицы.

Многоярусная колокольня (высотой 58 метров) новой Рождественской церкви стала заметным украшением Невского проспекта. Её шпиль перекликался со шпилем построенной в это же время башни Адмиралтейства . Вокруг храма был организован сад, окружённый оградой из кирпичных столбов и деревянной решётки.

2 июля 1737 года сюда перенесли Казанскую икону Божией Матери. В Санкт-Петербург эта реликвия, принадлежавшая царице Прасковье Фёдоровне, была привезена ещё при Петре I в 1708 году. До переноса в новый храм она хранилась в деревянной часовне на посадской улице, затем в Троицком соборе на Троицкой площади . Освящение церкви состоялось 13 июня (по мнению историка П. Я. Канна) или 3 июля 1737 года. Второй вариант кажется более логичным, если учитывать дату переноса сюда Казанской иконы. На церемонии присутствовала Анна Иоанновна. По хранимой здесь иконе церковь в народе стали именовать "Казанской".

Во время правления Елизаветы Петровны церковь получила статус собора, храм официально стал называться Казанским. Во второй половине XVIII - начале XIX веков он был главным в Санкт-Петербурге. В 1739 году здесь венчались принцесса Анна Леопольдовна и принц Антон Ульрих. В 1745 году - будущие императоры Пётр III и Екатерина II. С тех пор здесь венчались члены царской семьи. В 1762 году после дворцового переворота в Казанском соборе принимала присягу гвардии Екатерина II. В 1773 году Казанская церковь стала местом венчания будущего императора Павла I и принцессы Гессен-Дармштадская.

Строительство Казанского собора

К концу XVIII века здание Казанского собора обветшало, перестало соответствовать сложившемуся к тому времени облику парадного Невского проспекта.

Конкурс на проект нового храма был проведён в 1797-1800 годах. Задача перед участвовавшими в нём архитекторами была чрезвычайно сложна. По требованию Павла I он должен был походить на собор Святого Петра в Риме, построенный Микеланджело Буонарроти и другими выдающимися зодчими эпохи возрождения. Новый Казанский собор обязательно должен был получить колоннаду, подобную той, которую пристроил к собору святого Петра Джованни Лоренцо Бернини. Среди поставленных задач перед архитекторами также стояла необходимость вписать новое монументальное здание в уже сформировавшееся архитектурное пространство. По православным традициям алтарь должен был обращён на восток, а главный фасад - на запад, то есть не на Невский проспект, а на Мещанскую (ныне Казанскую) улицу.

В конкурсе с самого начала приняли участие Ч. Камерон , П. Гонзага и А. Н. Воронихин . В 1800 году в Петербург прибыл Ж. Ф. Тома де Томон , тоже успевший предоставить свой проект.

Первоначально Павлом I был принят проект Чарльза Камерона. Но при поддержке графа А. С. Строганова, ответственного за строительство, работы были поручены Андрею Никифоровичу Воронихину. Его проект был утверждён Павлом I 14 ноября 1800 года. Данное решение широко обсуждалось в обществе. Особенно указывалось на то, что Воронихин был бывшим крепостным Строгановых (получил вольную в 1786 году).

В 1800 году была создана "Комиссия о построении Казанской церкви" во главе с графом А. С. Строгановым. Она получила широчайшие полномочия. Комиссия распоряжалась всеми ассигнованиями на постройку собора, ей были переданы государственные кирпичные заводы, Олонецкие мраморные каменоломни и материалы с мызы Пелла.

В 1801 году она доложила императору о необходимости построить колокольню и дома для клира. На эту просьбу Павел I ответил отказом: "В Риме у Петра нет колокольни, а нам и подавно ни к чему! Что касается церковнослужителей, эти без жилья не останутся". Позже священнослужителям достался жилой дом на углу Невского проспекта и Казанской улицы (Невский пр., 25). Колокольню так и не построили, колокола разместили в проёмах на колоннаде собора.

На церемонии закладки Казанского собора Павел I уже не присутствовал в виду того что был убит в марте 1801 года. 27 августа в закладке участвовал его сын, новый император - Александр I. Газета "Северная Почта или Новая Санктпетербургская газета" описала торжество следующим образом:

"Минувшего Августа в 27 день положено основание святому храму во имя Пресвятые Богородицы чудотворная ея иконы Казанския, при Высочайшем присутствии ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЕЛИЧЕСТВ, ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА, Супруги ЕГО Государыни Императрицы ЕЛИСАВЕТЫ АЛЕКСЕЕВНЫ и Матери ЕГО вдовствующей ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ ФЁДОРОВНЫ, Их Императорского Высочеств, Государя Цесаревича и Великого Князя КОНСТАНТИНА ПАВЛОВИЧА, Государыни Великой Княгини ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ и Супруга Ея Светлейшего Наследного Принца Баден-Баденского Карла Людвиха, Супруги Его Принцессы Амалии Фридерики и Фамилии Его, следующим образом: По прибытии ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЕЛИЧЕСТВ в 1 часу по полудни в соборную Казанския Богоматери церковь, встречены были ИХ ВЕЛИЧЕСТВА при входе в оную Высокопреосвященным Амвросием, Митрополитом Новгородским, Санктпетербургским, Эстляндским и Выборгским, Преосвященным Иринеем Архиепископом Псковским и Рижским и всем знатнейшим Духовенством в облачении. также Членами Высочайше учреждённой о построении оной церкви Комиссии, в предшествии которых изволили ИХ ИМПЕРАТОРСКИЕ ВЕЛИЧЕСТВА и Их Императорские Высочества следовать к назначенному для созидания вышеупомятуного храма месту, где приготовлен был мраморный камень с сделанными внутри оного впадинами для положения во первых медалей с грудным изображением ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА и с надписью на обороте означаюшею день основания храма 27 Августа 1801 года и монет золотых и серебряных разного достоинства, во вторых кирпичей яшмовых и агатовых с вензловым ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЕЛИЧЕСТВ Именами, и наконец позлаченной бронзовой доски и надписью следующего содержания:

«Лета Господня 1801 года Августа 27го дня положено основание святому храму сему во имя пресвятыя Богородицы чудотворная ея иконы казанския, повелением блаженныя памяти Государя Императора Павла Петровича, в царствование же и при Высочайшем присутствии Благочестивейшаго Самодержавшейшаго Великаго ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА всея России, Супруги ЕГО Благочестивейшия ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ АЛЕКСЕЕВНЫ и Матери ЕГО Благочестивейшия ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ ФЁДОРОВНЫ, в первое лето по Взошествии на ПРЕСТОЛ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА. - Строил Архитектор Воронихин.»

По совершении водоосвящения и молебна, когда ИХ ИМПЕРАТОРСКИЕ ВЕЛИЧЕСТВА и Их Императорские Высочества изволили приступить к вышеупомянутому приуготовленному для закладки месту, то Члены Комииссии имели щастие подносить ИХ ВЕЛИЧЕСТВАМ и Высочествам, также и Светлейшим Принцам и Принцессам Баден-Баденским и Мекленбургским на позлащенных блюдах следующие принадлежности, кои разставлены были на богато убранных столах, а именно: Господин Обер-Камергер, Сенатор, Императорской Академии Художеств Президент и Кавалер Граф Строганов - медали и монеты. Господин Тайный Советник, Интендант и Кавалер Ходнев - лопатки, Господин Действительный Статский Советник и Кавалер Старов - яшмовые и агатовые с вензеловыми ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЕЛИЧЕСТВ Именами кирпичи. Господин Статский Советник Пушкин - молоток, а в заключение позлащенную бронзовую с надписью доску Господин Архитектор коллежский Ассесор Воронихин. При положении ЕГО ИМПЕРАТОРСКИМ ВЕЛИЧЕСТВОМ перваго камня выпалено было как с Санктпетербургской крепости, так и с Адмиралтейства из пушек сто один выстрел. Наконец все сие торжество заключено было провозглашением многолетия за Высочайшее здравие и при сих возклицаниях ИХ ИМПЕРАТОРСКИЕ ВЕЛИЧЕСТВА и Их Императорские Высочества, с прочими Высокими Особами изволили возвратиться с таким же порядком." [Цит. по: 7, с. 5-7]

Изначально Казанский собор планировали возвести к 1804 году, однако в действительности работы затянулись более чем на 10 лет. Строился собор южнее Рождественской церкви, всё это время она продолжала свою работу. Имеющиеся к тому времени строения на углу Невского проспекта и Мещанской улицы и близ Зимина переулка были снесены (11 частных домов). За каждый из них владельцам было заплачено по 500 рублей .

Подготовка к строительству проходила на фоне патриотического подъёма. Это стало причиной того, граф Строганов предложил возводить Казанский собор только силами русских мастеров, только из отечественных строительных материалов.

На время строительства Воронихин переселился в дом № по Невскому проспекту.

Первое время, рабочие занятые на стройке жили за городом в землянках. Некоторых из них разместили в бараках на Конюшенной площади . Подавляющее число строителей являлось крепостными крестьянами и вынуждены были все заработки отдавать своим хозяевам. Ярославская и Вологодская губернии поставляли на стройку каменщиков, Костромская - плотников, Олонецкая - гранильщиков, белорусские области - землекопов.

Рабочий день строителей Казанского собора летом устанавливался с 4 часов утра до 9 часов вечера. Зимой - с 5 часов утра до 8 часов вечера. Обеденный перерыв летом составлял 2 часа, зимой - 1 час. Для сезонных рабочих сезон начинался весной, а заканчивался в октябре. Многие из них подписывали новый контракт и обещали вернуться в следующем году. При этом у работника отбирался паспорт, выдавался "аванс". Заработная плата при строительстве Казанского собора была примерно равна средней по городу. Каменщикам платили до одного рубля за рабочий день, но не серебром, а ассигнациями. Одна ассигнация тогда стоила примерно 80 копеек. Очевидец вспоминал:

"Приходящие на летние заработки рабочие - строители, плотники, каменщики, штукатуры, начинают работу в 5 часов утра и продолжают её до 9 часов вечера, с двухчасовым обеденным перерывом... Они ночуют за городом, во дворах или конюшнях, на земле. Их пища состоит из воды, кваса, хлеба, муки или огурцов; они чрезмерно напрягают свои силы, чтобы собрать немного денег и, по возвращении домой, зарывают их тотчас в землю, чтобы их господа или управляющие не смогли бы их отнять, и случайное происшествие или смерть погребают навсегда в земле серебро." [Цит. по: 3, с. 32]

На стройке работали не только оброчные крестьяне. Например, для украшения храма в 1810 году у помещика Теплова за 1 000 рублей был куплен крепостной художник Тарас Иванов.

Строители Казанского собора часто страдали от своего бесправия. Сохранился документ - жалоба строителей Мохнаткина и Чобыкина, которых подрядчик не только обсчитал и лишил паспортов, но и приказал заковать их в рогатки. Обер-полицмейстер оставил эту жалобу без внимания.

Иностранцы так описывали русских рабочих:

"Им, этим простым мужикам в рваных полушубках, не нужно было прибегать к различным измерительным инструментам; пытливо взглянув на указанный им план или модель, они точно и изящно их копировали. Глазомер этих людей чрезвычайно точен. С окончанием постройки собора торопились; несмотря на зимнее время и 13-15 градусов мороза, работы продолжались даже ночью. Крепко зажав кольцо фонаря зубами, эти изумительные работники, забравшись на верх лесов, старательно исполняли своё дело. Способность даже простых русских в технике изящных искусств поразительна." [Там же]

Большую помощь при строительстве храма оказал военный губернатор Петербурга Михаил Илларионович Кутузов. Он по первому требованию Воронихина предоставлял территории для мастерских и складов, выделял солдат для неотложных и трудоёмких работ.

Из-за того, что главный вход в Казанский собор по правилам православной церкви должен был быть устроен не со стороны Невского проспекта (с севера), а со стороны Казанской улицы (с запада), Воронихин сделал входы с обеих сторон здания. Северная колоннада собора архитектурно объединила здание с Невским проспектом. Боковые порталы колоннады служили проездами в сторону набережной Екатерининского канала и Казанской улицы.

Проект собора полностью осуществлён не был. Когда его сооружение подходило к концу, архитектор предложил построить колоннаду и с южной стороны здания, которая бы повторила северную, состоящую из 96 колонн. Эта идея замечена даже в записной книжке Александра I за 1819 год, где он планирует наиболее значимые постройки в центре Петербурга. Но построена южная колоннада так и не была.

Ещё в 1805 году была освобождена часть земли с запада от собора, до того момента принадлежавшая саду Воспитательного дома. Здесь был снесён один из его флигелей. С лета 1811 года по ноябрь 1812-го на этом участке возводили художественную ограду. На пьедесталах по краям решётки должны были стоять фигуры апостолов Петра и Павла. Для них под Выборгом были изготовлены две гранитные глыбы весом около 1 500 пудов. Одна из них утонула при погрузке на баржу, а вторая упала с платформы при её транспортировке к храму по улицам Петербурга. Несколько десятилетий кусок скалы перегораживал Аптекарский переулок . В конце концов этот камень пригодился для строительства фундамента Спаса-на-крови . Утонувшая глыба в 1911 году пошла на изготовление пьедестала памятника адмиралу С. О. Макарову в Кронштадте.

Строительные работы были завершены в 1811 году. В старой Рождественской церкви провели последнюю службу 26 августа. Сразу после неё казанскую икону переместили в установленную рядом палатку, после чего приступили к разборке старого храма . 15 сентября состоялось освящение Казанского собора. Петербургская пресса так это описала:

"Вчерашний праздник священнейшего коронования Государя Императора и Государыни Императрицы ознаменован был здесь особенным торжеством, по случаю освящение в оный день новопостроенной Казанской Соборной Церкви. Торжество сие происходило самым блистательным образом в присутствии Его Императорского Величества и всей Августейшей Фамилии. Начиная от Зимнего Дворца, до самого нового Собора, стояли в параде войска здешнего гарнизона. Все места со всех сторон усеяны были народом, к стечению коего благоприятствовала также прекраснейшая погода. Нельзя представить себе ничего величественнее, при виде бывшего по сему случаю крестного хода, когда Преосвященный Митрополит, вознеся на главу свою Святые Мощи для новой церкви, а два другие Архиерея, подняв Святую Икону Божией Матери, обходили вокруг сего великолепнейшего Храма, при сооружении коего, кажется, все искусства спорили между собою в совершенстве." [Цит. по: 7, с. 11]

Графом Строгановым Александру I были вручены ключи от нового храма. Его архитектора А. Н. Воронихина наградили орденом Анны второй степени и пожизненной пенсией.

С момента завершения строительства Казанского собора и до 1826 года перед колоннадой располагался деревянный обелиск. Воронихин предполагал наличие здесь каменного памятника, но из-за недостатка средств это осуществлено не было.

Фасады и интерьеры

В отделке Казанского собора использовались: олонецкий мрамор, выборгский и сердобольский гранит, рижский известняк. В наружной облицовке стен - пудостский известняк (из карьера близ деревни Пудость, в восьми километрах от Гатчины). Всего понадобилось 12 000 кубометров этого камня. Бригадой каменщиков руководил Самсон Суханов.

Длина здания с запада на восток - 72,5 метра, с севера на юг - 56,7 метра. Казанский собор стал самым высоким храмом начала XIX века. Его высота с куполом в разных источниках указывается разной. Так, в книге "Невский проспект" утверждается, что она составляет - 62 метра . Историк П. Я. Канн в статье "Казанская площадь" , а также А. А. Игнатенко в книге "Казанский собор. Страницы истории" приводят другое число - 71,6 метра. Диаметр купола превышает 17 метров. Для него впервые в мировой строительной практике Воронихиным была применена металлическая конструкция. Снаружи купол изначально был покрыт тёмно-серым лужёным железом.

В нишах северного портика расположили четыре бронзовые скульптуры: князь Владимир (скульптор С. Пименов), Андрей Первозванный (В. И. Демут-Малиновский), Иоанн Креститель (И. П. Мартос) и Александр Невский (С. Пименов). У ног последнего размещены меч со львом, символом Швеции. На льва опирается русский щит.

Бронзовые двери входа с северной стороны здания являются копией дверей баптистерия (крестильного дома) во Флоренции, работы Лоренцо Гиберти (XV век). Их отливку и чеканку осуществил Василий Екимов уже после окончания строительства Казанского собора. Для этого ему понадобилось 182 пуда и 39 фунтов меди. Но Екимову не дали консультанта, который подсказал бы ему как правильно расположить на дверях десять библейских сюжетов. В итоге он сделал это произвольно. "Флорентийские врата" были установлены на своё место в 1811 году.

Северные аттики над боковыми проездами украшены панно, в центре которых изображён Моисей. Панно над восточные проездом, названное "Источение Моисеем воды в пустыне", создал И. П. Мартос. Над западным проездом находится барельеф "Медный змий в пустыне". Его создал И. И. Прокофьев. Автором барельефов северного портика ("Благовещение", "Поклонение пастырей", "Поклонение волхвов", "Бегство в Египет") стал Ф. Г. Гордеев.

Из барельефов внутри храма сохранились два: "Шествие на Голгофу" Ф. Ф. Щедрина и "Взятие Христа воинами в Гефсиманском саду" Д. Рашетта.

Казанской иконе Божией Матери был посвящён главный алтарь. Придел с правой стороны освящён во имя Рождества Пресвятой Богородицы, куда был перенесён иконостас из старой Рождественской церкви. С левой стороны находился придел во имя Святых Антония и Феодосия.

Зал Казанского собора действительно выглядит как зал дворца. Иконы для Казанского собора были написаны В. Боровиковским, О. Кипренским, А. Ивановым, Ф. Брюлло, К. Брюлловым. Интерьер здания украшают 56 монолитных колонн из красного гранита, добытого на острове Сорвали близ Выборга. Бронзовые капители колонн созданы на заводе Ч. Берда литейщиком Тарасом Котовым. Пол в зале покрыт несколькими тысячами пластин из шокшинского камня и олонецкого мрамора. Один из первых посетителей описал внутреннее убранство Казанского собора:

"Новые живописные и все скульптурные работы в оном Храме суть произведения Гг. Академиков и сочленов оной же Академии, а именно: Г. Шебуевым писан в куполе свод с изображением Господа Вседержителя во Славе, и два под оным куполом образа Святых Василия Великого и Григория Богослова; Г. Егоровым, местные образа Рождества Пресвятой Богородицы и Сошествия Святого Духа; Г. Бессоновым, образ Тайной Вечери; Царские же Двери большого иконостаса писаны Г. Боровиковским." [Цит. по: 7, с. 29]

Каменные пьедесталы, до сих пор стоящие по обе стороны колоннады, предназначались для скульптур архангелов Михаила и Гавриила. Эскиз фигур был заказан академику А. И. Иванову ещё в 1803 году. Но Комиссия по строительству собора работу Иванова забраковала. Новый проект создал скульптор И. П. Мартос. Ко времени открытия храма он изготовил фигуры из гипса, покрыл бронзовой краской в расчёте на будущую отливку фигур из бронзы. Но заменить их бронзовыми так и не удалось. Гипсовые архангелы настолько обветшали, что в 1824 году их пришлось убрать.

Судьбу собора изменила Отечественная война 1812 года. Построенный изначально для иконы, он превратился в хранилище реликвий войны. Перед принятием командования русской армией в соборе молился фельдмаршал М. И. Кутузов. Сюда свозили военные трофеи, в том числе 107 армейских знамён и полковых штандартов наполеоновских войск, 94 ключа от завоёванных восьми крепостей и 17 городов, жезл маршала Даву. К настоящему времени здесь осталось шесть трофейных знамён и 26 ключей в шести связках.

В декабре 1812 года генерал Платов через Кутузова передал церкви серебро, которая русская армия отняла у отступающих французов. Фельдмаршал предлагал, согласно желанию воинов, изготовить из драгоценного металла четыре фигуры евангелистов для внутреннего убранства Казанского собора. Модели фигур изготовил И. А. Мартос, но этот проект не понравился обер-прокурору Синода А. Н. Голицыну. Через несколько лет серебро решили использовать для изготовления нового иконостаса. Но в связи со строительством Исаакиевского собора на эту работу не было денег. Первоначальный иконостас был заменён на серебряный только в 1836 году. Его создал архитектор К. А. Тон .

Спешка при строительстве довольно быстро привела к осыпанию штукатурки внутри здания. В 1814 году её пришлось удалить, а вместе с ней и декорирующие иконостасы барельефы с изображениями евангелистов. Их заменили росписью по штукатурке.

Казанский собор до 1917 года

21 декабря 1812 года, когда русские войска вышли на границы империи, Казанский собор стал местом празднования полного освобождения русской земли от завоевателей. В феврале 1913 года в Казанский собор прибыли ключи города Варшавы, которые доставил в столицу генерал Васильчиков.

Особым событием для Казанского собора стали похороны фельдмаршала М. И. Кутузова 13 июня 1813 года. Его могила расположена напротив Казанской иконы.

Кутузов скончался 16 апреля 1813 года в городе Бунцлау. Там его тело набальзамировали, для чего внутренности вынули и захоронили на местном кладбище. Впоследствии возникла легенда, будто фельдмаршал повелел похоронить его сердце на месте смерти, на Саксонском тракте, дабы солдаты видели, что сердцем он остаётся с ними. Этот миф был развеян в 1933 году, когда произошло вскрытие гроба Кутузова:

АКТ. Ленинград, 1933 год, сентябрь 4-го дня. Комиссия в составе: директора Музея истории религии Академии наук СССР - проф. Богораза-Тана В. Г., учёного секретаря музея Блаканова В. Л., завед. Фондами музея Воронцова К. К., в присутствии представителя от П.П.ОГПУ тов. Бороздина П. Я. составили настоящий акт о нижеследующем.
Вскрыт склеп, в котором захоронен Кутузов М. И. Склеп находился в подвальном помещении музея. По вскрытии склепа обнаружен сосновый гроб (обтянутый красным бархатом с золотыми позументами), в котором оказался цинковый гроб, завинченный болтами, внутри которого обнаружен костяк с остатками сгнившей материи. Слева в головах обнаружена серебряная банка, в которой находится набальзамированное сердце. Весь процесс вскрытия был зафотографирован - было произведено 5 снимков.
Настоящий акт составлен в 2 экземплярах [Цит. по 2, с. 96]...

Над могилой Кутузова повесили Смоленскую икону Божией Матери из Александро-Невской лавры .

Казанский собор являлся тем местом, откуда Император и члены его семьи отправлялись в действующую армию. С его посещения начиналось и возвращение Александра I в столицу. До окончания войны с наполеоновской Францией храм оставался местом празднования наиболее значимых побед российских и союзных войск. 2 сентября 1813 года здесь отмечали взятие Берлина, спустя один год - победу при Бриенне и взятие Данцига. В апреле 1814 и в июле 1815 года здесь праздновалось взятие Парижа.

Казанский собор играл важную роль в жизни царской семьи. В Исаакиевском соборе членов царского дома крестили, в Петропавловском - хоронили, а здесь - венчали. Каждый год в марте здесь праздновалось восшествие на престол Александра I. Ежегодно 30 августа отсюда начинался крестный ход к Александро-Невской лавре. Этот день считался в Петербурге выходным.

В 1840-х годах купол Казанского собора покрыли светло-зелёной краской. Позже его покрытие имитировало бронзу.

26 октября 1893 года в Казанском соборе отпевали Петра Ильича Чайковского. Из-за огромного количества желающих проститься с композитором, было решено впускать посетителей в храм по билетам. Всего их было выдано 8 000. На литургии использовалась только музыка Чайковского, которую исполнял хор Императорской оперы. Из Казанского собора траурная процессия проследовала к Александро-Невской лавре, где композитор был похоронен.

Свечное освещение храма было заменено электрическим в 1903 году.

В 1910 году рассматривалось предложение восстановить фигуры архангелов Михаила и Гавриила на пьедесталах у колоннад. Но ни у правительства, ни у причта Казанского собора, не оказалось на это денег.

Примерно за две недели до февральской революции 1917 года по инициативе Общедоступного и передвижного театра в Казанском соборе была отслужена панихида по В. Ф. Комиссаржевской.

Казанский собор после 1917 года

Некоторое время после октябрьской революции администрация храма ещё продолжала развивать свою религиозную деятельность. В самом начале 1918 года настоятель Казанского собора протоиерей Философ Орнатский планировал устроить здесь пещерный храм имени святого Гермогена, который должен был бы повторить темницу Чудова монастыря в Москве, где погиб святитель Гермоген.

Но весьма скоро политика советской власти по отношению к церкви привела к тому, что о её развитии не могло быть и речи. Наоборот, количество прихожан сокращалось. Как отмечалось в 1924 году, в праздник Казанской иконы в соборе было всего лишь 60 человек, преимущественно старух. Из-за резкого уменьшения численности прихода сокращались и пожертвования. У причта не хватало денег на содержание здания.

Весной 1924 года советское правительство озаботилось состоянием архитектурных памятников, к которым продолжал причисляться и Казанский собор. Тогда выявилось плохое состояние кровли здания, которое 23 сентября дополнилось водой в подвалах из-за разрушительного наводнения. Последующие реставрацию стен и интерьеров собора проводили архитекторы А. П. Аплаксин, А. А. Парланд, художники Н. А. Бруни, Э. К. Липгард.

В апреле 1932 года Казанский собор был закрыт для верующих. По ходатайству Академии наук СССР в Казанском соборе начались работы по устройству к XV годовщине Октября первого музея по истории религии и атеизма . Казанскую икону Божией Матери перенесли в Князь-Владимирский собор , другие ценные иконы, живописные полотна и церковную утварь - в Русский музей. В храме остались только "Тайная вечеря" С. А. Бессонова на своде алтаря, а также работы художников А. И. Иванова, Г. И. Угрюмова, С. С. Щукина и Ф. И. Ясненко, а также картина Ф. Алексеева над могилой Кутузова. Крест купола заменили на шар с пикой. Открытие музея не состоялось вовремя, произошло 15 ноября. К осени 1933 года здание получило художественную подсветку.

Осенью 1941 года у колоннады храма была устроена выставка "Военное прошлое русского народа". Музей атеизма временно закрылся, его место заняла выставка "Отечественная война 1812 года", проработавшая всю войну. В подвале здания разместился один из отделов штаба Ленинградского фронта. Во время блокады в Казанский собор попало три снаряда, купол и крыша насчитывали более 1600 пробоин. В 1951 году начался его капитальный ремонт под руководством Я. А. Казакова. Работы в интерьерах проводились в 1952-1956 годах, фасады ремонтировались в 1964-1968 годах.

6 января 1990 года впервые в практике отечественного телевидения из Казанского собора была проведена прямая трансляция Рождественского всенощного бдения. Подобные Рождественские и Пасхальные телетрансляции теперь проводятся ежегодно.

С 1991 года Казанский собор снова открыт для богослужений, ему возвращена Казанская икона Божией Матери. В 1994 году на куполе собора вновь появился золотой крест. 6 апреля 1998 года Казанскому собору "вернули голос", на его звоннице установили отлитый на Балтийском заводе колокол. В 2000 году Казанский собор стал главным кафедральным храмом Петербурга, сюда вернули Казанскую икону. Музеи истории религии переехал в здание на Почтамтской улице. К 2003 году (300-летию Санкт-Петербурга) мастера Балтийского завода отлили четырёхтонный колокол высотой более двух метров, ставший самым крупным колоколом Казанского собора.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.