Когда совершается чин освящения воды. Великое освящение воды

К сожалению, благочестивый обычай второго большого освящения воды в праздник Богоявления иногда приводил в недоумение малограмотных христиан. Так, например, преподобный Максим Грек указывал на то, что некоторые невежественные люди считали, что водоосвящение совершается дважды потому, что Христос был дважды крещен. Однако это суеверие не имело большого распространения на Руси.

Патриарх Никон проклинает второе освящение воды

Настоящая путаница началась лишь после церковного раскола. Так, патриарх Никон, пристрастно изучая древние студийские уставы, вовсе запретил водоосвящение в самый день Богоявления:

В нынешнем во 1640 году декабря великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя росии самодержец, советовав со отцем своим и богомолцом с великим государем святейшим Никоном патриархом московским и всея великия и малыя и белыя России и со всем освященным собором соборовав, указали: по древнему святыя восточныя церкви преданию в навечерии Богоявления Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, по совершении божественной литоргии, не отходя в домы своя, исходити ко крестилнице и тамо водосвящение творить по чину.

А в самый день Богоявления ко крестилнице не исходити и к совершению водосвящения не дерзати и, зане едино крещение по апостолу, а не два. Сего ради и, святыя восточныя церкви чин точию в навечерии Богоявления священие творити повелевает. В самый же Богоявления праздник тое совершати не предаде.

Аще же кто сего государева и государева патриарша древняго святыя церкве предания, в сей памяти написанного не послушает, да весть таковый, яко под великую церковную казнь подпадает. На непослушающих бо святых правил вселенский седьмый собор осужение налагает, сице глаголя: аще кто по сем завещании дерзнет инако мудрьствовати, да будет церковной казни повинен, еже есть проклятию и отлучению » ().

Сколько раз освящается Богоявленская вода?

Указы патриарха Никона, касающиеся освящения воды, были отменены Большим Московским собором 1666–1667 годов как несоответствующие современной греческой практике. Собор постановил возобновить двукратное освящение воды, совершая его в навечерие Богоявления и на следующий день. В противовес проклятьям Никона этот собор разработал свои, еще более страшные анафемы: «Если кто не послушает нас или начнет прекословить… предаем проклятию и анафеме как еретика и непокорника и отсекаем, как гнилой уд».

Впрочем, возможность попасть под страшные проклятия собора и стать «гнилыми удами » не напугала последующих издателей церковных книг. В новом обязательном для общецерковного употребления Типиконе 1682 года было вновь запрещено двукратное освящение воды. После смерти патриарха Иоакима новообрядческие богословы уже в четвертый раз вернулись к вопросу об освящении богоявленской воды. Издатели Типикона 1695 года на этот раз опять «разрешили » совершение второго освящения воды. К сожалению, и на этом водосвятная чехарда не закончилась. В синодальном типиконе 1749 года статья о двукратном освящении воды была вычеркнута. В Типиконе 1791 г. появилась снова. В 1794 г. поступил новый указ - не печатать такую статью. Нет указания на двукратное освящение воды и в Типиконе 1814 г. Эта злосчастная статья в богослужебном уставе синодальной церкви появляется опять лишь в 1838 году.

Водосвятная неразбериха конца XVII - начала XIX не только не внесла ясности, но и послужила появлениям разных частных мнений и поверий. Так, например, некоторые высказывают мнение, что «богоявленская » и «крещенская » воды имеют разную силу. По одной версии, богоявленская вода более благодатна потому, что вода, освящаемая в навечерие Богоявления, освящается в специальных сосудах в храме, а на следующий день - в открытом водоеме. В первом случае вода считается как бы более «концентрированной», а во втором - «разбавленной ». Некоторые прихожане даже требуют, чтобы при раздаче воды им черпали из того места, куда опускался крест. По другой версии, богоявленская вода сильнее потому, что ее раздают в храме сразу после освящения, а крещенская хранится в церкви целый год, разбавляется и «теряет » силу.


Сегодня подавляющее большинство новообрядческих историков и литургистов заявляют, что вода, освященная по уставу в навечерие Богоявления, и вода, освященная на следующий день, полностью равны по силе и являются одинаковыми святынями, поскольку читается одно и то же чинопоследование. Правда, академические авторы высказывают мнения значительно более близкие к древнерусским. Так, в авторитетнейшем многотомном издании советского периода «Настольной книге священнослужителя » повторяется мнение, высказанное Максимом Греком и другими древними отцами:

Есть мнение, что собственно богоявленским некогда было водоосвящение под праздник, а в самый праздник происходило освящение воды по чину малого освящения, которое в древности совершалось в начале каждого месяца (ныне осталось только водоосвящение 1 августа) ().

Таким образом ясно, что освящение Великой Агиасмы, святой Богоявленской воды, происходит только один раз в году . Это священнодействие подобно некоторым другим христианским таинствам и имеет единичное время действования. Так, например, человек может креститься только раз в жизни, хотя бы и погружался после этого сотни раз. Также он может только раз в день приобщиться, хоть бы и пытался несколько раз принять Св. Дары. Справедливости ради отметим, что некоторые современные старообрядческие церкви вернулись к раннехристианской традиции и совершают освящение воды единожды - в навечерие Богоявления. Такая практика сегодня существует в Славяно-Грузинской Древлеправославной церкви.

О причащении (приобщении) Богоявленской водой

О том, что в древней христианской церкви Богоявленской воды, Великой Агиасмы, в качестве духовного утешения приобщались христиане, не допущенные к причастию Св. даров, знает каждый. В любой брошюрке, посвященной святой воде, читатель обязательно встретит фразу из старинного типикона: «Точию агиасму да пиет ». То есть вместо причастия на время епитимии кающийся грешник получал возможность потреблять Богоявленскую воду. Это тайнодействие имело высокий духовный, нравственный и церковный смысл. Люди, совершившие грехи, отлученные от причастия Тела и Крови Христовой и находящиеся под епитимией, наложенной духовным отцом, тем не менее не выпадали из церковного общения. В течение месяцев или лет отлучения от причастия они получали в качестве духовного утешения святую Богоявленскую воду. При этом кающиеся грешники регулярно исповедывались духовному отцу, совершенствовали свою жизнь и, осознавая свое неполноценное положение, стремились к полноценному церковному общению во Христе - через причастие святых Таин.

Отцы Церкви, установившие это спасительное священнодействие, понимали, что лишение кающегося грешника любой святыни приведет его к отчаянию, унынию и даже отпадению от Церкви. О необходимости приобщения св. Богоявленской водой говорил один из великих церковных учителей св. . Ему принадлежит одна из редакций Чина причащения святой водой великого Богоявленского освящения . Молитвы Иоанна Златоуста дошли до наших дней. Русская церковь имеет их в соответствующих последованиях, помещенных в дораскольных и старообрядческих изданиях. Приобщение кающихся святой Богоявленской водой имело большое распространение в древней русской церкви. Сведения об этом мы можем найти в древних монастырских рукописях, богослужебных уставах, в дополнительных частях старинных Служебников XII–XVI веков и других письменных источниках. Подробная информация о приобщении св. Богоявленской водой содержится в сборнике преп. Кирилла Белозерского , так называемой «Энциклопедии русского игумена ». Этот документ достаточно ясно и недвусмысленно рассказывает о бытовавших в древней Руси канонических нормах и церковных правилах. В главе, посвященной причащению, говорится:

Якоже прежде проречеся о гресех каковых-либо - да отлучен будет или едино лето, или 2 лета, или 3, или 4, или 5, или 6, или 7, или по осьмих - пращати его противу силы коеждого… А на Рожество Христово, и на Богоявление, и в Великий четверг и в Велия суботу, и на Пасхе - да вкушает агиасму , еже есть святая вода, и на Петров День, и на Успение Пресвятыя Богородицы…»().

Таким образом, христиане, находящиеся под епитимией, могли приобщаться св. Богоявленской водой не только от случая к случаю, но и регулярно - каждый двунадесятый праздник, подобно остальным, удостаивавшимся св. даров. Наличие этой информации в личном сборнике преп. Кирилла Белозерскаго имеет для нас особое значение. Известно, что преподобный игумен духовно окормлял не только иноков, но и многих видных мирян тогдашней Руси. Потому его свидетельства, несомненно, указывают на общую церковную практику. Традиция приобщения Богоявленской водой сохранялась в обители преподобного Кирилла вплоть до церковного раскола. В келарском обиходнике монастыря, датированном 1655 годом, мы находим:

Аще кто по совету духовного отца недостоин причастия тела и крови Христа Бога нашего, и он причащается святые воды богоявленския и на святую Пасху, и на Петров день, и на Успение Богородицы, и на Рожество Христово, и на Богоявление Господне ().

После церковного раскола XVII века большинство древлеправославных христиан сохранило обычай приобщения святой Богоявленской водой. Как ни странно, но еще большему распространению потребления Богоявленской воды способствовали лютые гонения, воздвигнутые на старообрядцев. Многие церкви и монастыри были разорены и осквернены. Из-за отсутствия освященных престолов и антиминсов древлеправославные священники в некоторых местах не могли в течение многих лет служить святую Литургию. Однако даже в самых тяжелых условиях они каждый год совершали Великое освящение воды .


Благочестивые люди хранили Великую Агиасму в течении всей жизни, и в случае невозможности принять тело и кровь Христову приобщались водой по великим праздникам, в случаях болезни и даже перед смертью. Использование Богоявленской воды было предметом деяний некоторых старообрядческих Соборов. В деяниях Ирюмского Собора 1723 года указано:

Во святое Богоявление великую воду в навечерие, аще будет священник, совершать по уставу церковному. А без священника - старой запасной водой святить новую, согласно Книге Матфея Правильника, где разрешается миро елеом разбавлять, аще скудство будет ().

Важным элементом данного соборного решения является разрешение умножения Богоявленской воды при помощи воды старого освящения. Академик Н. Н. Покровский указывал, что староверы-часовенные впоследствии имели подробное соборное обоснование этой практики. Он, в частности, пишет:

Екатеринбургский собор 1887 г. и последующие соборы в своих постановлениях содержат подробное описание этого второго порядка освящения богоявленской воды, ставшего к тому времени единственным. При этом перечислялись приличествующие случаю древние литургические тексты, отнюдь не предусматривавшие евхаристического значения. Вода освящалась также на праздник Спаса (1.08), эту «малую» воду применяли, в отличие от богоявленской, только «для освящения оскверньшихся сосудов» и т.п. ().

После восстановления трехчинной иерархии в древлеправославной Церкви не произошло никаких особых изменений в использовании Великой агиасмы. Как и раньше, она подавалась исправляющимся христианам в качестве духовного утешения. Так, например, епископ писал в письме к священнику Стефану Лабзину:

Женщина, которая тайно у вас исправляется, а в доме молится вместе с никонианами, не должна быть допущаема до причащения святых таин тела и крови Христовой, но если брака ей почему-либо невозможно расторгнуть и христианской исправы во исповеди лишится не восхощет, то пусть приходит на исповедь, и для освящения ее можно подавать ей богоявленскую воду. Ибо в этом есть часть освящения ().

В новообрядчестве использование Великой воды в качестве духовного утешения давно вышло из употребления. Не последнюю роль в этом сыграло постановление Синода от 28 февраля 1722 года, которое разрешило допускать к причастию всех, независимо от совершенных грехов.

Того ради церковь святая, всегда едину власть имущая издавати правила к исправлению сынов своих, по разсуждению времен и нравов человеческих прощает исповедающимся древний канон… Кающегося же и исповедающего грехи своя, какие ни были, к причастию святых тайн припускает безотложно.

В наши дни обычай употребления Великой Агиасмы в качестве духовного утешения продолжает существовать в старообрядческих согласиях. Однако, к сожалению, он практикуется не так часто, как в дораскольной и дореволюционной старообрядческой Церкви. Некоторые духовники, отлучая своих чад от причастия или даже временно не допуская к нему, попутно отлучают их и от всех остальных церковных святынь. Этот обычай нельзя считать вполне благочестивым по двум причинам.

Во-первых , он не соответствует древней христианской и старообрядческой практике. Во-вторых , отлучение от всех церковных святынь выводит пасомого за рамки церковной ограды. Оставшись на долгие годы без священнодейственного общения с церковью, не ощущая действия благодати Христовой, христианин подвергается суровым испытаниям и тяжелым искушениям, могущим привести к разрыву с церковью. С другой стороны, регулярная исповедь и приобщение Богоявленской водой, несомненно, стали бы важнейшими элементами подлинно христианского покаяния, чаяния прощения, освящения, путем духовного возрождения человека. Приобщение Богоявленской водой могло бы помочь и многим новопришедшим христианам, крещенным в детстве, но не имевшим долгие годы общения с церковью, новокрещенным, присоединенным от еретических церквей. Всем известно, что многие из них не имеют духовного и аскетического опыта, не знают необходимых молитв, не могут содержать должный пост и говение. Временно не допуская таких людей до причастия св. тайн, духовники тем не менее могут сохранять таких христиан в церковном общении, регулярно исповедуя и приобщая Богоявленской водой.

Библиотека Русской веры

Святые Юрьевские мученики

В центре иконы - священномученик Исидор . Юрьевские мученики - особо почитаемые староверами Эстонии дораскольные святые.

В 1472 году в г. Юрьеве (ныне - Тарту, Эстония) в праздник Богоявления по приказу ливонского бискупа во время великого освящения воды на реке Омовже настоятель православной церкви во имя святителя Николы о. Исидор был схвачен и заключен в темницу. Вместе с ним были арестованы все прихожане его церкви, включая женщин и детей, всего 72 человека. Все они были утоплены в освященной иордани.

Как кропить жилище святой водой

Святая вода, освященная в праздник Богоявления в воспоминание Креще­ния Господня, имеет благодатные дары, «благословение Иорданово, источник нетления». Господь дарует святой воде «дар освящения, грехом разрешение и болезнем пременение, бесом погубительну и сопротивным силам неприступну, ангельския крепости исполнену». Все, с верою причащающиеся ее, получают благословение, очищение, освящение души и тела, здравие и исцеление стра­стей». Великую Агиасму должен испить всякий христианин независимо от своих грехов (в том числе, например, куря­щие, поевшие в этот день) в течение 3-х часов после освящения (либо, в виде исключения и за дальностью расстояния, в течение одного часа после прибытия домой). Далее надо освятить все предметы у себя в доме, сарае и других местах. Этой водой кро­пят даже «скаредныя места», т.е. туалеты, скотные дворы и т.п.

После совершения водоосвящения каждый христианин, придя домой, должен стать пред святыми иконами, помолившись:

Бо́же, ми́лостив бу́ди мне́, гре́шному (поклон).
Созда́выи мя́, Го́споди, и поми́луй мя́ (поклон).
Без числа́ согреши́х, Го́споди, поми́луй и прости́ мя́ гре́шнаго (поклон).

За моли́тв святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь (поклон поясной всегда).

Святы́и Бо́же, Святы́и Кре́пкии, Свя­ты́и Безсме́ртныи, поми́луй нас (трижды, с поклонами). Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свя­то́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во́ веки ве­ко́м, ами́нь. Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас. Го­́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, про­сти́ беззако́ния на́ша; Святы́и, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша; и́мене Твоего́ ра­́ди. Го́споди поми́луй (трижды). Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свя­то́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во́ веки ве­ко́м, ами́нь.

Отче наш, Иже еси́ на́ небесех. Да свя­ти́тся и́мя Твое́. Да прии́дет ца́рствие Твое́. Да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на́ небеси и на земли́. Хлеб наш насу́щныи даждь нам днесь. И остави́ нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́­шим. И не введи́ нас во искуше́ние. Но изба́ви нас от лука́ваго.

Го́споди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь. (поклон).

Затем совершают окропление всего дома с пением тропаря:

В о їwрдaнэ крещaющутисz гDи, трbческое kви1сz поклонsніе, роди1телевъ бо глaсъ свидётельствоваше ти, во€лю1бленнаго тS сн7а и3менyz, и3 д¦ъ в8 видёніи голуби1нэ, и3звёствоваше словеси2 ўтвержeніе. kвлeисz хrте б9е, и3 мjръ просвэщeи, слaва тебЁ.

Как принимать и хранить Богоявленскую воду

Святая воду малого освящения, которая освящается в день Богоявления 6/19 января, употребляется в течение года с молитвой натощак или после вку­шения просфоры, в небольших количествах, а также и для освящения посуды и других предметов. Хотя и желательно - из благоговения к святыне - прини­мать Богоявленскую воду натощак, но по особой нужде в помощи Божией - при недугах или нападениях злых сил (воздействие бесовское на мысли чув­ства наши) - пить ее можно и нужно, не колеблясь, в любое время.

Святая вода - это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия и которая требует к себе благоговейного отношения. Хранить ее следу­ет в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом. Нежелательно хранить святую воду длительное время в пластиковой таре. В любом случае на бутылках недопустимы старые этикетки из-под газировки, спиртного или т.п. Благочестиво наклеить специальную пометку о том, что в сосуде хранится свя­тая вода.

При необходимости святую воду всегда можно «разбавить» свежей водой, с пением тропаря «Во Иордане крещающутися, Господи…». При этом следует помнить, что нужно крестообразно вливать освящённую воду в простую, а не наоборот.

Примечания:

1. Софийское собрание 1432, л. 334-334 об. Цитируется по Келарский обиходник Матфея Никифорова, старца Кирилло-Белозерского монастыря. 1655/1656 год. - М.: Индрик, 2002, с. 30;
2.1656 г. января 1. - Память Ионы, митрополита ростовского и ярославского, в Кирилло-Белозерском монастыре. Цит. по Келарский обиходник, Матфея Никифорова, старца Кирилло-Белозерского монастыря. 1655/1656 год. - М.: Индрик, 2002, с. 174;
3. Настольная книга священнослужителя. Т. 1. Издательский отдел Московского Патриархата. 1992. с. 484;
4. Энциклопедия русского игумена 14-15 веков. Сборник преп. Кирилла Белозерского. - СПБ, издательство Олега Абышко, 2003. С. 85;
5. Келарский обиходник Матфея Никифорова, старца Кирилло-Белозерского монастыря. - М.: Индрик, 2002. с. 102;
6. Духовная литература староверов востока России XVIII-XIX вв. История Сибири. Первоисточники. Новосибирск. Сибирский хронограф. 1999. С. 333;
7. Ир., ст. 5; Ек.1887, ст. 10, 11; Бий., ст. 1; Б.-Бац., ст. 3; Пр., ст. 1; Мин.1975, ст. 4;
8. Епископ Арсений Уральский. Оправдание Старообрядствующей Святой Христовой Церкви. Письма. Москва, - Издательство «Китеж», 1999. С. 260

О богословском смысле и истории возникновения чина освящения воды рассказывает кандидат богословия, преподаватель сравнительной литургики в СПбДА, клирик Николо-Богоявленского морского собора в Санкт-Петербурге протодиакон Константин МАРКОВИЧ.

Рождение традиции

Освящение воды не входит в число семи важнейших церковных таинств, но несомненно обладает таинственным, сакраментальным характером. Иными словами, во время совершения молитвы и литургического действия на воду незримо, но совершенно реально нисходит освящающая и преображающая благодать Святого Духа. В древней молитве на освящение воды (VIII век) говорится: «Господи Вседержитель, Творец воды, создатель всего, который все наполняешь и все преобразуешь, измени, преобразуй и освяти воду и сделай ее силой против всякого нападения вражеского и удостой пользующихся ею для питья, омывания и окропления, во здравие души и тела во удаление всякого страдания и всякой болезни». Грехопадение Адама и Евы повлекло за собой повреждение, искажение природы не только человечества, но и всего тварного мира (Быт. 3: 17). Христос — Новый Адам восстанавливает, исцеляет и оживотворяет человеческую природу, а вместе с ней и все мироздание (см. Рим. 8: 21). Литургический чин воды знаменует преображение мира, прежде всего главной его стихии — воды, «силою, действием и наитием Святого Духа» возвращение ее в первообразное состояние.

В Православной Церкви существует три чина освящения воды: 1) освящение воды в чине таинства святого крещения; 2) Великое освящение воды, совершающееся в праздник Богоявления (Крещения) Господа Иисуса Христа; 3) Малое освящение воды, совершающееся в течение всего года.

Духовная жизнь человека зарождается в воде святого крещения. Христос в беседе с Никодимом сказал: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3: 5). В таинстве святого крещения через троекратное погружение в воду человек очищается от первородного греха, от всех прегрешений, совершенных лично до крещения, вступает в новую жизнь с Триединым Богом в Его Церкви.

В богослужебный чин таинства крещения входит особая молитва на освящение воды, в которой будет совершаться таинство. Подобно водам реки Иордана, освященным Крещением в них Господа Иисуса Христа и явлением Святой Троицы, вода святого крещения приобретает особые свойства, сообщаемые ей Духом Святым в ответ на моление Церкви — способность омывать духовную нечистоту и быть «демонов всегубительством», т. е. отражать действия диавола.

Однако еще на заре истории Церкви возникла традиция освящения воды для целей, не связанных с таинством крещения. Древнейшие молитвословия на освящение воды, дошедшие до нашего времени, содержатся в «Евхологии» святого Серапиона Тмуитского (Египет, IV век), также памятнике сирийского происхождения «Testamentum Domini» (V-VI века) содержатся молитвы освящения воды и елея для больных, которое совершалось за Божественной литургией. Молитва «Велий еси Господи и чудна дела Твоя», которая входит в чин освящения воды на Богоявление, совершаемый в наше время, составлена не позднее VIII века. По преданию, нынешний богослужебный чин Великого освящения воды составил святитель Софроний, патриарх Иерусалимский (около 560-638).

Чин освящения

Великое освящение воды по церковному уставу совершается дважды: в день навечерия (Крещенского сочельника) и в сам день праздника, в соединении с Божественной литургией. Вопреки распространенному заблуждению, нет никакой разницы в «благодатной силе» между водой, освященной в тот или другой день. Во-первых, вода освящается по одному и тому же литургическому чину. Во-вторых, изначально освящение воды совершалось именно накануне праздника, о чем свидетельствует святой Иоанн Златоуст, а также Типикон. Двукратное освящение воды вошло в практику Православной Церкви после XII века.

После заамвонной молитвы духовенство выходит из алтаря к приготовленным сосудам с водой или, если освящение совершается вне храма, с крестным ходом направляется к водоему, где будет совершаться освящение. Хор или народ поет стихиры (особые песнопения) «Глас Господень на водах вопиет…». Совершается каждение, что символизирует всеобщую молитву, которую возносит Церковь к престолу Божию (см. Откр. 8: 3). После окончания пения стихир читается три паремии (отрывка) из книги пророка Исаии, в которых возвещается пришествие Господа на землю и обилие благодатных даров, даруемых человеку. Затем следует прокимен «Господь — Просвещение мое и Спаситель Мой, кого убоюся», чтение из Первого послания святого апостола Павла к Коринфянам (10: 1-4) и чтение Евангелия от Марка (1: 9-11), в котором повествуется о Крещении Спасителя.
Далее диакон читает Великую ектению с особыми прошениями о «еже освятитися водам сим силою и действием и наитием Святого Духа», о даровании воде «благословения Иорданова», о даровании ей благодати «к исцелению душевных и телесных немощей», «в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов», к «освящению домов и на всякую пользу». По окончании ектении священник во всеуслышание читает молитву «Велий еси Господи и чудна дела Твоя». Знаменательно, что как некоторые прощения из ектении, так и текст самой молитвы до слов «Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию», являются идентичными соответствующим прошениям и молитве из чинопоследования крещения. Это свидетельствует о том, что таинство крещения и чин Богоявленского освящения воды имеют генетическую связь, а сама молитва Богоявленского освящения воды является позднейшей переработкой молитвы из чина таинства крещения. Кроме того, между крещальным освящением воды и Богоявленским освящением существует еще одно важное сходство, которое подчеркнул протопресвитер И. Мейендорф: «Византийский обряд Крещения унаследовал от христианской древности сильный исконный акцент на экзорцизме. Сознательное отвержение сатаны, сакраментальное изгнание сил зла из души крещаемого подразумевали переход из рабства под властью “князя мира сего” в свободу во Христе. Литургические экзорцизмы, однако, имели в виду не только демонические силы, управляющие человеческой душой. “Великое освящение воды” на праздник Богоявления очищает от бесов космос, основополагающее начало которого, вода, видится убежищем “затаившихся злых духов”.

После окончания молитвы священник трижды погружает в воду крест с пением тропаря «Во Иордане крещающуся Тебе Господи…» и после этого окропляет святой водой народ. По окончании кропления хор поет стихиру «Воспоим, вернии, еже о нас Божия благодеяния величество… Почерпем убо воду с веселием братие: благодать бо Духа верно почерпающим невидимо подавается от Христа Бога, и Спаса душ наших».

Малое освящение воды по уставу Православной Церкви совершается в праздники Преполовения Пятидесятницы, Происхождения (изнесения) честных древ животворящего Креста Господня (1/14 августа — поэтому иногда этот чин еще называют «августовским освящением»). Малое освящение воды также полагается совершать в дни престольных праздников, перед началом освящения храма, а также в любое время, когда духовенство и церковный народ имеет потребность в святой воде.

Зачем освящают воду?

Текст Чина освящения воды.

Когда не помогает святая вода? Рассказы о благодатной силе крещенской воды.

Водоосвящение

«Какой дар столько необходим для нас, как вода? - спрашивает сщмч. Ипполит Римский. - Водою все омывается, и питается, и очищается, и орошается. Вода поит землю, производит росу, утучняет виноград, приводит в зрелость колосья...

Но для чего говорить много? Без воды ничто из видимого нами не может существовать: вода столь необходима, что когда прочие стихии имеют жилище под сводами небес, она получила для себя вместилище и над небесами. Об этом свидетельствует сам Пророк, взывая: «Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес» (Пс. 148:4).

Так замёрзла освященная вода. Мистически красиво...

Почему именно в этом веществе - воде - христианское и общечеловеческое сознание находит очищающую, животворящую силу? Святой Кирилл Иерусалимский так говорит об этой первичной стихии: «Начало міра - вода, и начало Евангелия - Иордан. От воды воссиял свет чувственный, ибо Дух Божий носился верху воды и повелел из тьмы воссиять свету. От Иордана воссиял свет Святого Евангелия, ибо, как пишет святой евангелист, «с того времени», то есть со времени Крещения, Иисус начал проповедовать и говорить: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф 4:17). Крещением Своим Иисус Христос «потопил в водах Иордана грехи всего міра», освятил водное естество.

Условия нашей жизни - питьё, омовение, необходимая часть многих видов пищи, средств передвижения, средство прохлаждения и освежения - создают ценность и значение для нас воды уже в естественном её состоянии - как дара Божия.

Вода, как Богом сотворённая, священна как таковая, по причастности её вместе со всем, что «Тем быша», то есть Христом, тайне строительства Божия, направляющейся на спасение міра. В христианском быту эта её «естественная», то есть без порочных действий с нашей стороны, освящённость повышается крестными знамениями, над нею совершаемыми - над питьевой водой, над водой для кушания, питьём её из освящённой посуды и так далее.

В колодце христианском - не простая вода: уже «копание кладезя» освящается особым чинопоследованием. «Даруй нам воду на сем месте, сладкую же и вкусну, довольну убо к потребе, невредительную же ко приятию...», - молится священник и первый начинает рыть колодец. Над ископанным же кладезем новым опять совершается особое моление: «Зиждителю вод и Содетелю всех... Ты Сам освяти воду сию: посли на ню святую Твою силу на всякую сопротивную детель, и даждь всем приемлющим от нея, пития ради, или умовения ради, здравие души и тела, на изменение всякия страсти и всякаго недуга: яко да будет исцеление воды и покоя всем прикасающимся к ней и приемлющим ю...»

Даже такая, по видимому обыкновенная вещь, как колодезная вода, - предмет чудотворный - «вода исцеления и покоя».

Из Ветхого Завета мы узнаём о том, как святой пророк и Боговидец Моисей извёл, по указанию Божию, воду из скалы ударом жезла (Исх. 17:2-7). И заструившийся из камня источник утолил жажду народа израильского - не только естественную, но и духовную: ибо роптали люди на Бога и на Моисея, а явлённое чудо укрепило веру сомневающихся и заставило ободриться малодушных. Изведённый Моисеем из скалы источник струил, конечно, не простую воду, но воду особую.

Непростой стала и вода в Колодце Самарянки, ископанном праотцем Иаковом и ещё освящённом беседой при нём Спасителя, и даже сделавшаяся навеки образом, в котором воплотились высочайшие духовные истины. Здесь в беседе с Самарянкой Господь произнёс непонятые ею вначале, исполненные глубочайшего таинственного смысла слова: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин 4:14).

И не простая вода, по верованию христиан с древнейших времён и доныне, в реке Иордане, освящённой Крещением Спасителя.

Кроме того, в Житиях многих святых мы находим повествования об изведении из земли источников воды, целящей недуги и отгоняющей нечистую силу. «Радуйся, на сусе месте поток водный тещ у Бога испросивый; радуйся, яко таяжде вода, молитвою твоею исцеляющи недуги, чудодействует», - поётся в 4 икосе акафиста преподобному Сергию Радонежскому.

Далее следует поставить воду, освящаемую в точном смысле этого слова к совершению над нею особых обрядов: такова, например, установленная церковью в Требнике вода, спускаемая с проскомидийного копия священником при произнесении особой, положенной к тому молитвы.

Далее - вода малого водосвятия, или малая агиасма - по-гречески «то микрон агиасма» (агиасма по-греч. - «святыня»), то есть вода, освящаемая погружением честного Креста при совершении водосвятного молебна. «Причастием воды сия и окроплением Твое благословение нам низпосли, скверну страстей омывающее...» - молится священник, и далее просит: «Ей, молимся, посети нашу, Блаже, немощь, и исцели наша недуги душевныя же и телесныя милостию Твоею...», т.е. просит об исцелении - наряду с освящением воды, а далее: «И сподоби нас исполнитися освящения Твоего, воды сия причащением: и да будет нам, Господи, во здравие души и тела».

Малое водоосвящение подобно великому, т. е. совершаемому в и в самый день . Великая агиасма - «то макрон агиасма» - освящается, кроме троекратного погружения в неё честного Креста, ещё крестным знамением, благословением - в ней, внутри неё совершаемым - и особыми молитвами и песнопениями.

Благодать Божия здесь проявляется настолько явно, что даже в плане физическом богоявленская вода получает свойство не зацветать плесенью, не загнивать. Об этом её свойстве говорит святитель Иоанн Златоуст. В примечании к службе Богоявления, содержащейся в Минее, приводятся его слова о том, что святая богоявленская вода в продолжение многих лет остаётся нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника. Это чудо благодати Божией и сейчас видит каждый.

Чин Великого Водоосвящения

Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно, а великое - только в праздник Крещения Господня. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, которое было не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды, через погружение в неё Бога во плоти.

Великое водоосвящение совершается по Уставу в конце литургии, после заамвонной молитвы. Оно совершается в самый день Богоявления (6/19 января), а также и в навечерие Богоявления (5/18 января). В самый день Богоявления водоосвящение совершается с торжественным крестным ходом, известным под названием «хода на Иордан».

После заамвонной молитвы священнослужители выходят для водоосвящения через Царские врата. Начинается великое водоосвящение пением тропарей: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа», «Днесь вод освящается естество...», «Яко человек на реку пришел еси, Христе Царю...», «Слава, и ныне», «Ко гласу вопиющаго в пустыни...». Затем читаются паримии из книги пророка Исаии. Великий ветхозаветный пророк трижды предсказывает Крещение Господне. Он выражает радость и надежду Церкви о почерпании воды от источника спасения: «Жаждущие! идите все к водам... Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив» (Ис. 55:1; 6-7).

Затем читают послание апостола Павла (1 Кор. 10:1-4) о таинственном прообразе крещения иудеев, во имя Моисея среди облака и моря, и о духовной их пище в пустыне и питии от духовного камня, который был образом грядущего Христа. Наконец, читается Евангелие от Марка (1:9-11), где апостол повествует о самом Крещении Господа. Затем следует ектения: «Миром Господу помолимся...», в которой возносятся торжественные прошения об освящении воды:

«О еже освятитися водам сим силою, и действием, и наитием Святаго Духа Господу помолимся.

О еже снизходити на воды сия очистительному Пресущныя Троицы действу...

О еже дароватися им благодати избавления, благословению Иорданову силою, и действом, и наитием Святаго Духа...

О еже низпослати Господу Богу благословение Иорданово, и освятити воды сия...

О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела, и на всякую пользу изрядную...

О еже быти воде сей скачущей в жизнь вечную...

О еже явитися сей отгнанию всякаго навета видимых и невидимых враг...

О черплющих и емлющих во освящение домов...

О еже быти сей во очищение душ и телес всем, с верою черплющим же и причащающимся от нея...

О еже сподобитися нам исполнитися освящения вод сих причащением, невидимым явлением Святаго Духа Господу помолимся».

Потом священник читает сначала молитву тайную, а потом велегласную, в которой просит Господа наитием Святого Духа освятить воду.

«Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих! (Трижды).

Ты бо хотением от не сущих во еже быти приведый всяческая, и Твоею державою содержиши тварь и Твоим промыслом строиши мір... Тебе трепещут умныя вся Силы, Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды, Тебе слушает свет, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы. Ты простерл еси небо яко кожу, Ты утвердил еси землю на водах, Ты оградил еси море песком, Ты ко отдыханием воздух пролиял еси. Ангельския силы Тебе служат, Архангельстии лицы Тебе кланяются... Ты бо Бог Сый Неописанный, Безначальный же и Неизглаголанный... Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию».

Освящение воды при чтении молитвы сопровождается троекратным благословением её рукою пастыря при произнесении слов: «Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию. И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово, сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступную, Ангельския крепости исполненную, да вси почерпающий и причащающиися имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов, и ко всякой пользе изрядну... Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым. Даждь же всем прикасающимся ей, и причащающимся, и мажущимся ею, освящение, здравие, очищение и благословение».

По окончании чтения всех молитв священник трижды погружает честный Крест в воду, держа его обеими руками прямо, при пении тропаря праздника Богоявления: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельство- ваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мір просвещей, слава Тебе».

Священник, взяв сосуд с освящённой водой и кропило, кропит крестовидно на все стороны. Потом при пении стихиры «Воспоим, вернии, еже о нас Божия благодеяния величество...» иерей окропляет храм. Затем поётся: «Буди Имя Господне благословено от ныне и до века», и бывает совершенный отпуст: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна...».

Освящение Церковью водного естества

В день Крещения Господня освящается не какая-то часть, а всё естество воды, разлитой по земле. Почему? Потому что великое освящение воды в сущности своей есть воспоминание Крещения Господня, которым освятилось водное естество.

Зачем же Церковь снова и снова освящает воду, когда она освящена уже Крещением Самого Сына Божия?

Мы, падшие, хотя и обновляемые благодатью Божиею, люди, всегда можем грешить, и тем самым снова и снова вносить в окружающий мір нечистоту и тление. Поэтому Господь Иисус Христос, вознёсшись на небо, даровал верующим право силой веры и молитвы низводить на землю благословение Отца Небесного, ниспослал Утешителя Духа истины, Который всегда пребывает в Церкви Христовой, чтобы Церковь, вопреки неоскудеваемому в сердце человеческом семени греха и нечистоты, всегда имела неоскудеваемый источник освящения и жизни.

Храня эту заповедь Господню, Святая Церковь своими таинствами и молитвами освящает всегда не только самого человека, но и всё, чем он пользуется в міре.

На этом основании Церковь освящает землю, испрашивая ей у Бога благословения плодородия, освящает хлеб, служащий нам пищей, и воду, утоляющую нашу жажду. Освящением воды Церковь возвращает водной стихии первобытную чистоту и святость, низводит на воду, силой молитвы и Слова Божия, благословение Господне и благодать Пресвятого и Животворящего Духа.

О употреблении святой воды

«Освящённая вода, - писал святитель Димитрий Херсонский, - имеет силы к освящению душ и телес всех пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов - вот почему окропляют святой водой жилище и всякую вещь, которую освящают.

Преподобный Серафим после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой крещенской воды.

Преподобный Амвросий смертельно больному послал бутылку со святой водой - и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла.

Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама всё освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освящённой воды через каждый час.

Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освящённое масло, нет.

А известный подвижник XX столетия преподобный Кукша Одесский, как повествует его житие, советовал все новые вещи и продукты освящать святой водой, перед сном окроплять келию (комнату). Утром, выходя из келии, он всегда окроплял себя святой водой.

Об использовании святой воды говорят и преподобные старцы Варсонуфий Великий и Иоанн. Когда один из поселян жаловался им на то, что саранча портила его нивы, то они дали такой ответ: «Возьми святую воду и покропи ею нивы свои» (Отв. 691).

В чудодейственности святой воды убеждает нас и наш личный опыт верующих. Нисходящая на воду по молитвам священника Божия благодать дарует силу исцелять болезни - будь то головная боль или бессонница, раздражение или просто то, что принято ныне называть «стрессом», угашать страсти и ослаблять возникающие греховные влечения. Посредством святой воды освящается любая вещь в обиходе православного христианина - будь то средство передвижения, одежда, жилище или что бы то ни было иное. Поэтому многие верующие имеют весьма полезное обыкновение часто окроплять ею свои дома. Подают её для питья страждущим, помазуют ею поражённые участки тела.

Святую воду, как и просфору, принято употреблять натощак, после утреннего молитвенного правила, с особым благоговением как святыню. Есть особая молитва, читаемая при вкушении просфоры и святой воды:

МОЛИТВА НА ПРИНЯТИЕ ПРОСФОРЫ и святой воды

«Господи Боже мой, да будет дар Твой святы´й и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души´ и тела моего, в покорение страстей и нéмощей моих по безпредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея´ Матери и всех святых Твоих. Аминь».

Хотя и желательно - из благоговения к святыне - принимать Богоявленскую воду натощак, но по особой нужде в помощи Божией - при недугах или нападениях злых сил - пить её можно и нужно, не колеблясь, в любое время дня и ночи.

Как говорилось выше, крещенская вода имеет свойство не зацветать плесенью и не загнивать на долгие годы. (И тем более удивительно, что подобные же свойства имеет «обычная» вода, взятая в полночь на Богоявление из любого источника.)

При благоговейном отношении святая вода остаётся свежей и приятной на вкус долгое время. Хранить её следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом (но никак не в холодильнике!).

Некоторые христиане ошибочно считают, что вода, освящённая в Крещенский сочельник, и вода, освящённая в самый день Богоявления, - различны: говорят, что вода, которую освящают в сочельник, 18 января, - это вода богоявленская, а та, что освящена 19 числа,- крещенская. При этом стараются набрать святой воды два дня подряд и хранят её потом в разных сосудах, боясь перепутать. Это бессмысленное суеверие. На самом деле, и в праздник, и в сочельник вода освящается одним и тем же чином великого водоосвящения - в память сошествия Господа Иисуса Христа в воды реки Иордан.

Маленькая капля святой воды, попав в какой угодно большой сосуд, освящает всю воду, находящуюся в нём. Причём можно в этот сосуд сколько угодно раз доливать чистую воду - она вся освятится. Поэтому нелепо выглядят те, кто в праздник привозит целые бочки, канистры, фляги для того, чтобы набрать как можно больше воды - «друзьям, родственникам, соседям».

Когда святая вода нам не помогает

Можно утверждать, что в міре нет ни одной струи воды, ни одной капли, которая не была бы освящена, облагодатствована молитвой и, следовательно, которая не была бы животворна и спасительна для людей, животных, самой земли. Капля святой воды, как говорят, освящает море.

Если бы мы всегда поступали так, как учит нас Церковь и Слово Божие, тогда благодатные дары Святаго Духа постоянно изливались бы на нас, тогда каждый источник был бы для нас источником исцеления от недугов телесных и душевных, каждая чаша воды служила бы очищением и просвещением, «водой исцеления и покоя».

Но так не происходит. Не только простая, но подчас и святая вода не может нам помочь!

«Вся благодать, идущая от Бога через св. Крест, св. иконы, св. воду, мощи, освящённый хлеб (артос, антидор, просфоры) и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, - пишет святитель Феофан Затворник, - имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасёт, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».

Чудеса, исцеления происходят и в наши дни. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет её с живой верой в обетования Божии и силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими к своему спасению. «Род лукавый и прелюбодейный, - говорил Спаситель о своих неверующих современниках, - ищет зн‚мения; и зн‚мение не дастся ему».

Чтобы святая вода принесла пользу, будем заботиться о чистоте души, о высоком достоинстве наших помыслов и поступков.

Рассказы о благодатной силе крещенской воды

Я родилась в 1918 году, и хотя моя мать была верующая, религия была мне чужда.

Я была уже замужем, когда захворала тяжёлой формой плеврита и была при смерти. Слышала, как врач говорил моей матери: «Оставьте её, она безнадёжна».

В состоянии смертельной агонии, в полузабытьи, у меня промелькнула мысль: «Господи, что мне сделать, чтобы выздороветь?» И тогда я ясно услышала голос, отвечающий мне: «Выпей святой воды, съешь артоса и веруй в Меня».

До тех пор я не знала слова «артос», но, очнувшись, хорошо запомнила его. Я позвала маму и попросила дать мне святой воды и артоса. Мать, удивлённая моей просьбой, сказала: «Видно, ты умираешь, если просишь святой воды и артоса».

Она исполнила тотчас же мою просьбу, и я с большим усилием проглотила глоток воды и кусочек артоса. После этого я тотчас заснула и долго спала, а проснулась совсем здоровой. С тех пор моя жизнь изменилась. Я живу верою и в вере в Господа воспитываю своих детей.

Помощь в исцелении от беснования

В одной медицинской книге по психиатрии, вышедшей в начале XX столетия, её автор, профессор, пишет, что он различает душевнобольных из «одержимых» и больных с физическим повреждением органов нервной системы. Первых он определял очень простым способом: давал им выпить святой воды. Но никто не мог заставить одержимого выпить святую воду.

Одна мать о своей больной дочери, страдавшей беснованием, рассказывала следующее. Чтобы помочь ей духовно, она в приготовленную для дочери пищу непременно вливала несколько капель святой Богоявленской воды. Мать делала это тайно от дочери. Но всякий раз, как только она подносила приготовленную пищу со святою богоявленскою водой к столу, больная дочь обычно кричала: «Мать, что ты нестерпимо мучаешь меня? Я не могу есть эту пищу и даже смотреть на неё без ужаса не могу!» С этими словами она выскакивала из-за стола и старалась уйти из дома. Так невыносима благодатная сила святой богоявленской воды для диавола.

Замечательно, что больная везде и всюду чувствовала присутствие святой воды и всячески избегала её. Мать же, призывая в помощь Бога, никогда не теряла надежды на уврачевание дочери святою водою. По некотором времени больная стала много тише и к причащению Святых Христовых Тайн подходила уже покойнее и даже со слезами. Через год после этого она тихо, как истинная христианка, скончалась.

Наговорённая вода

В день праздника Богоявления один священник стоял в храме и наливал в сосуды богомольцев только что освящённую воду. Подходит женщина и протягивает ему бутылку. Лишь только начал священник наливать в неё воду, как бутылка в его руках лопнула и разлетелась вдребезги на мелкие осколки.

Изумлённый священник спрашивает женщину: «Что это за бутылка? Не было ли в ней чего-либо?»

Смущённая женщина отвечает: «Батюшка, я хотела, чтобы один парень женился на моей дочери. Чтобы приворожить его, я достала у одной старушки наговорённой воды. Но боялась дать её дочери. Для верности я хотела, чтобы к этой воде вы добавили Крещенской».

Не могла смешаться в одном сосуде бесовская наговорённая вода и священная Богоявленская.

Из рассказа профессора N

При освящении воды произносится дивная молитва, в которой испрашивается исцеление от болезней для пользующихся этой водой. Вообще в освящённых предметах есть духовные свойства, не присущие обычному веществу.

К многочисленным проявлениям особых целебных свойств святой воды можно добавить ещё один вполне достоверный случай, имевший место в конце зимы 1961 года.

Престарелая учительница-пенсионерка А. И., больная глазами (тёмная вода) и лечащаяся в глазном диспансере, совершенно ослепла. Однако будучи верующим человеком, она несколько дней подряд с молитвой прикладывала к глазам ватку, смоченную святой крещенской водой. Вдруг, к удивлению врачей, в одно (действительно прекрасное) утро учительница стала хорошо видеть.

Известно, что у больных глаукомой такие резкие улучшения при обычном течении невозможны, и избавление А.И. от слепоты можно рассматривать как одно из проявлений целебных свойств святой воды, как одно из чудес, происходивших и происходящих в настоящее время.

К сожалению, далеко не все чудеса фиксируются и оглашаются, и о многом каждый из нас просто не знает. Даже и это чудо, о котором я рассказал, очевидно, будет известно лишь узкому кругу людей, но и мы, сподобившиеся, по милости Божией, быть в числе их, воздадим благодарение и славу Богу.

Когда Спаситель вошел во Иордан и принял крещение от Иоанна, произошло соприкосновение Богочеловека с материей . И поныне в день Крещения именно по церковному, старому стилю, когда в храмах освящается вода, она делается нетленной, то есть не портится много лет, даже если ее держать в закрытом сосуде. Это происходит каждый год и только на праздник Крещения по православному, Юлианскому календарю.

Вслушайтесь в слова молитв и песнопений, всмотритесь в обряды, и вы почувствуете, что здесь не один только древний чин, а нечто, говорящее и теперь, как тысячи лет назад, о нашей жизни, о нашей вечной и неизбывной тоске по очищению, возрождению, обновлению. Ибо не умерла и не может умереть в человеке жажда неба, добра, совершенства, красоты, жажда, которая одна по-настоящему и делает его человеком .

Праздник Крещения Господня это вовсе не день массового набора святой воды. Этот праздник дарит нам ощущение того, что как бы ни была изломана наша жизнь, каким бы мраком нравственной грязи, неправды и вражды мы не наполняли ее, все можно очистить, обновить, возродить с помощью Божией. Были бы только желание и вера. И брызги освященной воды, обжигающие наши лица своей пронзительной благодатной чистотой, будят и оживляют наши чувства, отзываются ощущением радости и новизны жизни, соприкоснувшейся со святыней.

Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только первообраз таинственного омовения грехов, но и действительное освящение самого естества воды, через погружение в нее Бога во плоти. Великое водоосвящение совершается на литургии в самый день Богоявления, а также и в навечерие Богоявления.

В самый день Богоявления (19 января по новому стилю) водоосвящение совершается с торжественным крестным ходом, известным под названием «хода на Иордан».

Чин Великого Водоосвящения состоит из трех частей : пения особых торжественных песнопений – тропарей, чтения библейских текстов и особых молитв.

Как в навечерие Богоявления, так и в самый праздник священнослужители выходят для водоосвящения через Царские врата . Прежде выноса Креста настоятель или архиерей в полном облачении трижды кадит честный Крест только спереди. Настоятель или архиерей выносит Крест, держа его высоко над головой. впереди несут хоругви, иконы и зажженные свечи. Один из священнослужителей несет Святое Евангелие. В таком порядке они идут к большим сосудам, заранее наполненными водой и на которых уже зажжены три свечи.

Начинается великое водоосвящение пением тропарей: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите все Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явившегося Христа», «Днесь вод освящается естество » и других.

Тропари поются многократно, медленно и торжественно, на простую легко запоминающуюся мелодию, так что все молящиеся могут без труда понять смысл их текстов, запомнить и петь вместе с хором. В них богословски точно раскрывается глубинный смысл события Крещения Господня. Если Рождество Христово иногда называют «второй Пасхой», то праздник Крещения Господня можно по праву назвать «второй Троицей».

Во-первых, впервые в библейской истории мы встречаемся со всеми тремя Лицами Святой Троицы одновременно – слышим глас Бога Отца, который открывает людям Богочеловечество Своего Сына, принимающего Крещение в реке Иордан, а Дух Святой, низходящий на Христа, зримо является нам в виде голубя. Во-вторых, этот день прообразует принятие Духа Святаго всеми нами через Христа, что более ясно является нам в день Святой Троицы. Об этом нам и рассказывает первый тропарь Водосвятия «Глас Господень на водах », зовущий нас ВСЕХ принять в явлении Христа «Духа Премудрости, Духа Разума, Духа Страха Божия ».

Второй тропарь «Днесь вод освящается естество » повествует нам о том, что сама природа воды изменилась в результате Крещения Христа в Иордане. Эта мысль дополняется окончанием четвертого и последнего тропаря «Ко гласу вопиющаго в пустыни », восклицающего от имени Иоанна Предтечи и, в то же время, каждого христианина: «…Освяти мене и воды, Спасе, вземляй мира грех! » С этого дня вещество воды стало способным очищать грехи людей в церковном Таинстве Крещения. Знамением такого преображения свойств воды является агиасма – богоявленская святая вода, обладающая многими известными чудесными свойствами, которую мы и «почерпаем» в конце крещенского богослужения.

В третьем тропаре «Яко человек на реку » Церковь напоминает нам о величайшем смирении Божественного снизхождения, Бог не только принял человеческий образ, но идет принять крещение – как раб, как один из грешников. А ведь даже для благочестивых иудеев обряд Иоаннова крещения казался унизительным и позорным, ведь в те времена такой ритуал омовения совершался для принятия в иудаизм язычников, которые считались средоточием всякой грязи, греха и пороков.

Заключительный тропарь возвращает нас к евангельским событиям и, словами Предтечи, выражает наш трепет и недоумение при встрече с одной из величайших Божественных тайн: «Како просветит светильник света? Како руку положит раб на Владыку? » Но не только людей охватывает этот трепет, даже материальная вселенная, представленная водами реки Иордан «убояшася».

После пения тропарей совершается пять чтений : три три паримии из книги пророка Исаии (35, 1-10; 55, 1-13; 12, 3-6), отрывки из Послания к Коринфянам и из Евангелия от Марка.

В паремиях приводятся пророчества о возрождающей силе благодати Божией, которая пророками уподобляется воде: «Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет, как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать. … Тогда (во времена Мессии) откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне и в степи потоки. Тогда превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля — в источники вод… «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите… В радости будете почерпать воду из источников спасения, и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его «.

Великий ветхозаветный пророк трижды предсказывает Крещение Господне от Иоанна, совершившееся на грани двух Заветов. Он выражает радость и надежду Церкви о почерпании воды от источника спасения: «Жаждущие! идите все к водам… Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив» (Ис. 55, 1; 6-7).

Затем читают Послание апостола Павла (1 Кор. 10, 1-4), в котором Христос сравнивается с камнем, из которого истекает живая вода Спасения, поившая еще ветхозаветных иудеев, а теперь напояющая христиан. А в предваряющих новозаветные чтения отрывках из Исаии речь идет о будущей Церкви Христовой, как об источнике Спасения всех народов, исцеляющем все недуги и утоляющем любую жажду. Лейтмотивом их являются слова: «Почерпите воду с веселием, от источник Спасения».

Наконец читается Евангелие от Марка (1, 9-12) кратко напоминающее нам о событиях Праздника, где апостол, повествует о самом Крещении Господа. Как поразителен, высок и Божествен голос Церкви, которым она зовет Господа с небес на земные воды наши!:
«Велий ecu Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих! Твоею бо волею от небытия в бытие привел еси всяческая: Твоею державою содержиши тварь, и Твоим промыслом строиши мир - Тебе трепещут умныя Силы вся: Тебе поет солнце: Тебе славит луна: Тебе присутствуют звезды: Тебе слушает свет: Тебе трепещут бездны: Тебе работают источницы. Ты простерл еси небо яко кожу: Ты утвердил еси землю на водах: Ты оградил еси море песком: Ты к дыханием воздух излаял еси. Ангельская силы Тебе служат: Архангельстии лицы Тебе кланяются - Бог сый неописанный, безначальный же и несказанный - Сам убо Человеколюбце Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию ».

Одновременно бывает каждение над водой. Освящение воды при чтении молитвы сопровождается троекратным благословением ее рукой пастыря при произнесении слов: «Сам убо, Человеколюбче, Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию ».

Великая агиасма (греческое - «святыня», так называется вода, освященная по чинопоследованию Великого освящения) освящается, кроме троекратного погружения в нее честного Креста, еще крестным знамением, благословением и более сильными и сложными молитвами и песнопениями, чем при малом освящении воды, совершаемом на молебнах.

«Сам убо, Человеколюбце, Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию. И дождь ей благодать избавления, благословение Иорданово: сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов губительну, сопротивным силам неприступну, ангельския крепости исполнен у», - это говорится о воде, что ей испрашивается исполненность Ангельской крепостью, а если испрашивается, то, значит, с верой, что приобретение водой столь таинственной силы возможно - и будет…

«Ангельская крепости исполнену, да ecu почерпающие и причащающийся имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов, и к всякой пользе изрядну… Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым. Даждь же всем прикасающимся ей и причащающимся, и мажущимся ею, освящение, здравие, очищение и благословение », — такими сильными и ответственно властными словами молится иерей.

А перед этим диакон возносит приблизительно те же прошения:
«О еже освятитися водам сим силою и действием и наитием Святаго Духа, Господу помолимся.
О еже снизходити на воды сия очистительному пресущныя Троицы действу…
О еже дароватися им благодать избавления, благословению Иорданову, силою и действом и наитием Святаго Духа…
О еже низпослати Господу Богу благословение Иорданово и освятити воды сия…
О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела, и на великую пользу изрядную…
О еже быти воде сей приводящей в жизнь вечную…
О еже явитися сей отгнанию всякого навета видимых и невидимых враг…
О черплющих и емлющих ю во освящение домов…
О еже быти сей во очищение душ и телес, всем с верою черплющим же и причащающимся от нея…
О еже сподобитися нам исполнитися освящения, вод сих причащением, невидимым явлением Святаго Духа, Господу помолимся ».

По окончании чтения всех молитв священник трижды погружает честный Крест в воду, держа его обеими руками прямо, при пении тропаря праздника Богоявления:
«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе », который еще раз в сжатой форме выражает мысли четырех начальных тропарей Великого Водоосвящения. После этого священник, взяв сосуд с освященной водой и кропило, кропит крестовидно на все стороны и окропляет святой водой собравшихся, все возвращаются в храм, помещения которого тоже окропляются, и дальше поется благодарственная стихира «Воспоим вернии » и служится заключительная часть праздничной литургии.

Затем к нему подходят для целования Креста, и каждого подходящего священник кропит освященной водой.

По верованию Церкви агиасма - не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное.

Вот почему Великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови, делается обычная канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет».

Многие ошибочно считают, что вода, освященная в Крещенский сочельник и вода, освященная в самый день Богоявления,- различны, но на самом деле и в сочельник и в самый день Богоявления при освящении воды употребляется один и тот же чин великого водосвятия.

Крещенская вода - это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу, возле икон.

Последование великаго освящения воды святых богоявлений

Исходим вси ко крестильнице, предыдущим свещеносцем, по них же диаконом и священником, со Евангелием и кадилом, братии поющим настоящия тропари. Глас 8:

Глас 8:

Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа. [Трижды.]

Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает струи Владыку зря крещаема. [Дважды.]

Яко Человек на реку пришел еси, Христе Царю, и рабское крещения прияти тщишися, Блаже, от Предтечеву руку, грех ради наших, Человеколюбче. [Дважды.]

Слава, и ныне, глас тойже.

Ко гласу вопиющаго в пустыни, уготовайте путь Господень. Пришел еси, Господи, зрак рабий приим, крещения прося, не ведый греха: видеша Тя воды и убояшася. Трепетен бысть Предтеча, и возопи глаголя: како просветит светильник Света? Како руку положит раб на Владыку? Освяти мене и воды, Спасе, вземляй мира грех.

Пророчества Исаиина чтение: [Глава 35.]

Тако глаголет Господь: да возвеселится пустыня жаждущая, да возрадуется пустыня, и процветет яко крин, и да прозябнет, и вся возвеселятся. И возрадуются пустынная Иорданова, и слава Ливанова дана бысть ей, и честь Кармилова, и людие Мои узрят славу Господню, и высоту Божию. Укрепитеся руки ослабленныя, и колена разслабленная утешитеся. И рцыте малодушным мыслию, укрепитеся и не бойтеся: се Бог наш суд воздает, Той приидет и спасет нас. Тогда отверзутся очеса слепых, и ушеса глухих услышат: Тогда скочит хромый яко елень, и ясен будет язык гугнивых: яко проразися в пустыни вода, и дебрь в земли жаждущей. И будет безводная в блата, и в жаждущей земли источник воды будет: тамо будет веселие птиц, водворение сиринов, и тростий, и блата. Тамо будет путь чист, и путь свят наречется: и не мимоидет тамо нечист, ниже будет тамо путь нечистый, разсеяннии же пойдут по нему, и не заблудят. И не будет тамо льва, ниже зверей лютых взыдет нань, ниже обрящется тамо: но пойдут по нему избавленнии и собраннии от Господа. И обратятся, и приидут в Сион с веселием и радостию, и веселие вечное над главою их. Хвала и радование, и веселие постигнет их: отбеже болезнь, печаль и воздыхание.

Пророчества Исаиина чтение: [Глава 55.]

Тако глаголет Господь: жаждущии на воду идите, и елицы не имате сребра, шедше купите, и ядите и пийте, без сребра и цены, вино и тук. Вскую цените сребро не в хлебы, и труд ваш не в сытость? Послушайте Мене, и снесте благая, и насладится во благих душа ваша. Внимайте ушима вашима, и последуйте путем Моим: услышите Мене, и жива будет во благих душа ваша. И завещаю вам завет вечен, преподобная Давидова верная. Се свидетельство во языцех, дах Его князя, и повелителя во языцех. Се языцы, иже не ведяху тя, призовут тя, и людие, иже не познаша тя, к тебе прибегнут, ради Господа твоего, и Святаго Израилева, яко прославих тя. Взыщите Бога, и внегда вам обрести Его, призовите. Егда же аще приближится вам, да оставит нечестивый пути своя, и муж беззаконный советы своя: и обратитеся ко Господу Богу вашему, и помиловани будете, яко помногу оставит грехи ваша. Не суть бо совети Мои, якоже совети ваши: ниже якоже путие ваши, путие Мои, глаголет Господь. Но якоже отстоит небо от земли, тако отстоит путь Мой от путей ваших, и размышления ваша от мысли Моея. Якоже бо аще снидет дождь, или снег с небесе, и не возвратится оттуду, дондеже упоит землю, и родит и прозябнет, и даст семя сеющему, и хлеб в снедь: Тако будет глагол Мой, иже аще изыдет из уст Моих, и не обратится ко Мне тощь, дондеже аще скончает вся, елика восхотех, и поспешу пути Моя, и повеления Моя. Веселием бо изыдите, и радостию научитеся: горы бо и холми скочат ждуще вас в радости, и вся древеса сельная восплещут ветвьми. И вместо драчия взыдет кипарис, вместо же кропивы взыдет мирсина. И будет Господь во имя, и в знамение вечное, и не оскудеет.

Пророчества Исаиина чтение: [Глава 12.]

Тако глаголет Господь: почерпите воду с веселием от источник спасения. И речеши в день он: исповедайтеся Господеви, и призовите имя Его, возвестите во языцех славу Его: помяните, яко вознесеся имя Его. Пойте имя Господне, яко высокая сотвори: возвестите сия по всей земли. Радуйтеся и веселитеся живущии в Сионе, яко вознесеся Святый Израилев посреде его.

Прокимен, глас 3: Господь просвещение мое, и Спаситель мой, кого убоюся? Стих: Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся?

Апостол к Коринфяном , зачало 143 от полу.

Братие, не хощу вас не ведети, яко отцы наши вси под облаком быша, и вси сквозе море проидоша: И вси в Моисеа крестишася во облаце и в мори: И вси тожде брашно духовное ядоша: И вси тожде пиво духовное пиша, пияху бо от духовнаго последующаго камене: камень же бе Христос.

Братья, не хочу оставить вас в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; И все крестились в Моисея в облаке и в море; И все ели одну и ту же духовную пищу; И все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос.

Аллилуиа, глас 4: Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих.

Евангелие от Марка , зачало 2 [Мк. 1, 9 – 11.]

Во время oно, прииде Иисус от Назарета Галилейскаго и крестися от Иоанна во Иoрдане. И абие восходя от воды, виде разводящася небеса и Духа яко голубя, сходяща Нань. И глас бысть с небесе: Ты eси Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих.

В те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Диакон же глаголет ектению:

Миром Господу помолимся. О свышнем мире: О мире всего мира: О святем храме сем: О великом господине и отце нашем: О граде сем: О благорастворении воздухов: О плавающих, путешествующих:

О еже освятитися водам сим, силою и действием, и наитием Святаго Духа, Господу помолимся.

О еже снизходити на воды сия, очистительному Пресущныя Троицы действу, Господу помолимся.

О еже дароватися им благодати избавления, благословению Иорданову, силою и действом, и наитием Святаго Духа, Господу помолимся.

О еже сокрушитися сатане под ногами нашими вскоре, и разоритися всякому совету лукавому, движимому на ны, Господу помолимся.

Яко да Господь Бог измет нас от всякаго навета, и искушения сопротивника, и достойны соделает обещанных благ, Господу помолимся.

О еже просветитися нам просвещением разума и благочестия, наитием Святаго Духа, Господу помолимся.

О еже низпослати Господу Богу благословение Иорданово, и освятити воды сия, Господу помолимся.

О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела, и на всякую пользу изрядную, Господу помолимся.

О еже быти воде сей приводящей в жизнь вечную, Господу помолимся.

О еже явитися сей отгнанию всякаго навета, видимых и невидимых враг, Господу помолимся.

О черплющих и емлющих во освящение домов, Господу помолимся.

О еже быти сей во очищение душ и телес, всем верою и черплющим же и причащающимся от нея, Господу помолимся.

О еже сподобитися нам исполнитися освящения вод сих причащением, невидимым явлением Святаго Духа, Господу помолимся.

О еже услышати Господу Богу глас моления нас грешных и помиловати нас, Господу помолимся.

О избавитися нам от всякия скорби: Заступи, спаси, помилуй: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную:

Сим глаголемым, священник тайно молитву сию глаголет:

Господи Иисусе Христе, Единородный Сыне, сый в недре Отчи, истинный Боже, Источниче жизни и безсмертия, Свете от Света, пришедый в мир, еже просветити его, озари нашу мысль Святым Твоим Духом, и приими нас величество и благодарение Тебе приносящих, о яже от века дивных Твоих великодействиих, и еже в последния веки спасительном Твоем смотрении, в немже в наше немощноеи нищее одеявся смешение, и работным мерам снизшедый, Иже всех Царю. Еще и рабскою рукоюво Иордане креститися претерпел еси, да водное естество освятив, Безгрешне, путесотвориши нам, еже водою и Духом паки рождение,и к первому нас устроиши свобождению: егоже Божественнаго таинства воспоминание празднующе, молимся Тебе, Владыко Человеколюбче, воскропи и на ны недостойныя рабы Твоя, по Божественному Твоему обещанию, воду чисту, Твоего благоутробия дар, во еже над водою сею прошению нас грешных, благоприятну быти Твоею благостию, и благословению Твоему ею, нам же и всем верным людем Твоим дароватися, в славу святаго и покланяемаго Твоего Имене. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым и Благим, и Животворящим Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков.

И рек в себе: Аминь.

Диакону же исполнившу ектению, начинает священник велегласно молитву сию:

Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ниединоже слово довольно будет к пению чудес Твоих. [Трижды.]

Ты бо хотением от не сущих во еже быти приведый всяческая, Твоею державою содержиши тварь и Твоим промыслом строиши мир. Ты от четырех стихий тварь сочинивый, четырми времены круг лета венчал еси. Тебе трепещут умныя вся силы: Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды: Тебе слушает свет, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы. Ты простерл еси небо яко кожу: Ты утвердил еси землю на водах: Ты оградил еси море песком: Ты ко отдыханием воздух пролиял еси. Ангельския силы Тебе служат, архангельстии лицы Тебе кланяются: многоочитии херувими, и шестокрилатии серафими, окрест стояще, и облетающе, страхом неприступныя славы Твоея покрываются. Ты бо Бог сый Неописанный, Безначальный же и Неизглаголанный, пришел еси на землю, зрак раба приим, в подобии человечестем быв: не бо терпел еси, Владыко, милосердия ради милости Твоея, зрети от диавола мучима рода человеча, но пришел еси и спасл еси нас. Исповедуем благодать, проповедуем милость, не таим благодеяния: естества нашего роды свободил еси. Девственную освятил еси утробу Рождеством Твоим: вся тварь воспевает Тя явльшагося. Ты бо Бог наш на земли явился еси, и с человеки пожил еси: Ты Иорданския струи освятил еси, с небесе низпославый Святаго Твоего Духа, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев.

И сие убо священник глаголя трижды, и воду рукою благословляет на кийждо стих:

Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию. [Трижды.]

И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово: Сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступную, ангельския крепости исполненную: Да вси почерпающии и причащающиися, имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов, и ко всякой пользе изрядну. Ты бо еси Бог наш, Иже водою и Духом обновивый обетшавшее грехом естество наше: Ты еси Бог наш, водою потопивый при Ное грех. Ты еси Бог наш, Иже морем свободивый от работы фараони Моисеом род Еврейский. Ты бо еси Бог наш, разразивый камень в пустыни, и потекоша воды, и потоцы наводнишася, и жаждущия люди Твоя насытивый. Ты еси Бог наш, Иже водою и огнем пременивый Илиею Израиля от прелести Вааловы.

Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым. [Трижды.]

Даждь же всем прикасающимся ей, и причащающимся, и мажущимся ею, освящение, здравие, очищение и благословение.

Спаси Господи, и помилуй великаго господина и отца нашего, Святейшаго (имярек), и господина нашего, Преосвященнейшаго Епископа [имярек], и сохрани их под кровом Твоим в мире, покори им всякаго врага и супостата. Даруй им вся, яже ко спасению прошения, и жизнь вечную: да и стихиами, и человеки, и ангелы, и видимыми, и невидимыми, славится Твое пресвятое имя, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Священник: Мир всем.

Диакон: Главы ваша Господеви приклоните.

Священник преклонься молится тайно:

Приклони Господи ухо Твое, и услыши ны, Иже во Иордане креститися изволивый, и освятивый воды, благослови всех нас, иже приклонением своея выи, назнаменующих работное воображение: и сподоби нас исполнитися освящения Твоего, причащением воды сея, и да будет нам Господи, во здравие души и тела.

Ты бо еси освящение наше, и Тебе славу и благодарение и поклонение возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

И абие благословляя воду крестовидно честным Крестом, погружает его право, низводя в воду и возводя, держа его обема рукама, поя настоящий тропарь, во глас первый:

Во Иoрдане крещающуся Тебе Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение, явлейся Христе Боже, и мир просвещей слава Тебе.

И в другий такожде Крестом знаменует воду, и в третий такожде, тойже тропарь поя сам настоятель, споющим ему и прочим священником: таже поют и лики тойже тропарь. Настоятель же взем священную воду на блюдо, и обратяся на запад лицем, в левой руце держа честный Крест, а в правой василки, кропит крестообразно на вся страны. И приходят прежде к настоятелю священницы, два два, и целуют честный Крест, и знаменует их василком по лицу со священною водою крестообразно, по томуже чину и вся братия. Поется же тогда тропарь от всех многажды, дондеже освятятся вся братия водным кроплением, и причащением. И абие входим во храм, и поем стихиру.

Слава, и ныне, глас 6:

Воспоим, вернии, еже о нас Божия благодеяния величество: о нашем бо прегрешении быв Человек, нашим очищением очищается во Иордане: Един Чистый и Нетленный, освящаяй мене и воды, и главы змиев сокрушаяй в воде. Почерпем убо воду с веселием братие: благодать бо Духа верно почерпающим невидимо подавается от Христа Бога, и Спаса душ наших.

Таже, Буди имя Господне благословено от ныне и до века. [Трижды.]

И псалом 33: Благословлю Господа на всякое время:

И дается антидор от иереа, и отпуст.

Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна, нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.