Иерархия монахинь. Церковные чины в православной церкви

В Православной Церкви существует много традиций и обрядов. Одним из установлений Церкви является иерархия духовных санов: от чтеца до Патриарха. В структуре Церкви все подчиняется порядку, что сопоставимо с армией. Каждый человек в современном обществе, где Церковь имеет влияние и где православная традиция — одна из исторических, интересуется ее устройством. Из нашей статьи вы узнаете, кто есть кто в Православии, какие в Церкви духовные чины и как обращаться к священнослужителям.

Устройство Церкви

Изначальное значение слова «Церковь» — собрание учеников Христа, христиан; в переводе — «собрание». Понятие «Церкви» достаточно широко: это и здание (в этом значении слова церковь и храм — одно и то же!), и собрание всех верующих людей, и региональное собрание православных людей — например, Русская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь.

Также древнерусским словом «собор», в переводе «собрание», называют по сей день съезды епископата и христиан-мирян (например, Вселенский Собор — встреча представителей всех Православных региональных Церквей, Поместный Собор — собрание одной Церкви).

Православная Церковь состоит из трех чинов людей:

  • Миряне — обычные люди, не облеченные священным саном, не работающие в церкви (на приходе). Мирян часто называют «народ Божий».
  • Церковнослужители — это миряне, которые не посвящены в священный сан, но трудящиеся на приходе.
  • Священнослужители, или клирики и архиереи.

В начале необходимо рассказать о церковнослужителях. Они играют важную роль в жизни Церкви, однако их не посвящают, не рукополагают через Таинства Церкви. К этому разряду людей принадлежат профессии разного значения:

  • Сторожа, уборщики при храме;
  • Старосты храмов (приходов — это люди наподобие завхоза);
  • Сотрудники канцелярии, бухгалтерии и других отделов Епархиального управления (это аналог городской администрации, здесь могут работать даже неверующие люди);
  • Чтецы, алтарники, свеченосцы, псаломщики, пономари — мужчины (иногда монахини), которые совершают служение в алтаре по благословению священника (когда-то эти должности различались, сейчас смешиваются);
  • Певчие и регенты (дирижеры церковного хора) — для должности регента нужно получить соответствующее образование в духовном училище или семинарии;
  • Катехизаторы, сотрудники пресс-служб епархии, сотрудники молодежных отделов — люди, которые должны обладать определенными глубокими знаниями о Церкви, они обычно оканчивают специальные богословские курсы.

Некоторые церковнослужители могут иметь отличительную одежду — например, в большинстве храмов, кроме бедных приходов, алтарники, чтецы и свеченосцы-мужчины одеты в парчовые стихари или подрясники (черная одежда немного уже, чем ряса); на праздничных богослужениях певчие и регенты больших хоров одеваются в произвольной формы, пошитую на заказ, благочестивую одежду одного цвета.

Отметим также, что существует такая категория людей, как семинаристы и академисты. Это учащиеся Духовных школ — училищ, семинарий и академий — где готовят будущих священников. Такая градация учебных заведений соответствует мирскому училищу или колледжу, институту или университету и аспирантуре или магистратуре. Учащиеся обычно, кроме учебы, совершают послушания в храме при Духовной школе: алтарничают, читают, поют.

Также есть звание иподиакона. Это человек, помогающий в богослужении архиерею (выносящий посох, приносящий таз для омовения рук, надевающий богослужебную одежду). Иподиаконом может быть и диакон, то есть священнослужитель, но чаще всего это молодой человек, не имеющий священного сана и исполняющий только обязанности иподиакона.


Священники в Церкви

По сути, слово «священник» — краткое название всех священнослужителей.
Также их называют словами: клир, клирики, духовенство (можно уточнять — храма, прихода, епархии).
Духовенство делится на белое и черное:

  • женатое духовенство, священники, не принесшие монашеских обетов;
  • черное – монахи, при этом занимать высшие церковные должности могут только они.

Расскажем вначале о степенях духовных санов. Их три:

  • Диаконы — ими могут быть и женатые люди, и монахи (тогда они называются иеродиаконы).
  • Священники — так же, монашествующих священник именуется иеромонах (соединение слов «иерей» и «монах»).
  • Архиереи — епископы, митрополиты, Экзархи (управляющие Поместными небольшими Церквями, подчиняющимися Патриархату, например, Белорусский Экзархат Русской Православной Церкви Московского Патриархата), Патриархи (это высший сан в Церкви, однако этот человек тоже именуется «архиереем» или «Предстоятелем Церкви»).


Черное духовенство, монахи

По церковной традиции монах должен жить в монастыре, однако монашествующий священник — иеродиакон или иеромонах — может быть направлен правящим архиереем епархии на приход, как обычный белый священник.

В монастыре человек, желающий стать монахом и священником, проходит следующие стадии:

  • Трудник — человек, который на время пришел в монастырь без твердого намерения остаться в нем.
  • Послушник — человек, поступивший в обитель, выполняющий только послушания (отсюда название), живущий по уставу обители (то есть живя послушником, вы не можете уезжать на ночь к друзьям, ходить нас свидания и так далее), но не давший монашеских обетов.
  • Инок (рясофорный послушник) — человек, имеющий право носить монашеские одежды, но не давший всех монашеских обетов. Он получает лишь наречение нового имени, символическое пострижение волос, и возможность носить некоторые символические одежды. В это время человек имеет возможность отказаться от пострига в монахи, это не будет грехом.
  • Монах — человек, принявший мантию (малый ангельский образ), малую схиму схима. Он дает обеты послушания настоятелю обители, отречения от мира и нестяжания — то есть отсутствия своего имущества, все отныне принадлежит монастырю и сам монастырь берет на себя обязанность обеспечивать жизнь человека. Такое пострижение монахов идет с древности и продолжается до настоящего момента.

Все эти ступени есть и в женских, и в мужских монастырях. Монашеские уставы для всех одни, однако в разных обителях есть разные традиции и обычаи, послабления и ужесточения устава.

Отметим, что уйти в монастырь — значит, избрать непростой путь необычных людей, которые всем сердцем любят Бога и не видят себе иного пути, кроме служения Ему, посвящения себя Господу. Это — истинные монахи. Такие люди могут быть даже успешны в миру, но вместе с тем им будет чего-то не хватать — так, как влюбленному не хватает своей любимой рядом. И только в молитве будущий монах обретает успокоение.


Церковная иерархия духовных санов

Священство Церкви имеет основание еще в Ветхом Завете. Они идут по возрастанию и не могут быть пропущены, то есть архиерей должен сначала побыть диаконом, потом священником. Во все степени священства рукополагает (иначе называя, совершает хиротонию) архиерей.

Диакон

К низшей ступени священства относят диаконов. Через рукоположение в диаконы человек обретает благодать, необходимую для участия в Литургии и других богослужениях. Диакон не может в одиночку проводить Таинства и богослужения, он лишь помощник священнику. Люди, которые хорошо служат в сане диакона долгое время, получают звания:

  • белое священство – протодиаконов,
  • черное священство – архидиаконов, которые чаще всего сопровождают архиерея.

Часто на бедных, сельских приходах диакона нет, и его функции исполняет священник. Также при необходимости обязанности диакона может исполнять и архиерей.

Священник

Человек в духовном сане священника также называется пресвитером, иереем, в монашестве – иеромонахом. Священники совершают все Таинства Церкви, кроме хиротонии (рукоположения), освящения мира (его совершает Патриарх — миро необходимо для полноты Таинства Крещения каждого человека) и антиминса (платка с зашитой частичкой святых мощей, который кладется на престол каждого храма). Священник, который руководит жизнью прихода называется настоятелем, а его подчиненные, рядовые священники — штатные клирики. В деревне или поселке настоятельствует обычно иерей, а в городе — протоиерей.

Настоятели храмов и монастырей подчиняются непосредственно архиерею.

Звание протоиерея — обычно поощрение за выслугу лет и хорошее служение. Иеромонаха обычно награждают саном игумена. Также сан игумена зачастую получает настоятель монастыря (священноигумен). Настоятель Лавры (большого, древнего монастыря, которых не так много в мире) получает архимандрита. Чаще всего за наградой этим саном следует сан епископа.

Архиереи: епископы, архиепископы, митрополиты, Патриархи.

  • Архиерей, в переводе с греческого — начальник иереев. Они совершают все Таинства без исключения. Архиереи рукополагают людей в диаконов и священников, однако в архиереи может рукоположить только Патриарх в сослужении нескольких епископов.
  • Епископов, которые отличились в служении и служили долго, называют архиепископами. Также за еще большие заслуги возвышают в сан митрополитов. Они имеют более высокий сан за заслуги перед Церковью, также только митрополиты могут управлять митрополиями — большими епархиями, в составе которых есть несколько малых. Можно провести аналогию: епархия — область, митрополия — город с областью (Петербург и Ленинградская область) или целый Федеральный округ.
  • Часто в помощь митрополиту или архиепископу назначают других епископов, которых именуют викарными архиереями или короче — викариями.
  • Высший духовный чин в Православной Церкви — Патриарх. Этот сан является выборным, причем выбирает Архиерейский Собор (собрание епископов всей региональной Церкви). Чаще всего он руководит Церковью вместе со Священным Синодом (Кинодом, в разных транскрипциях, в разных Церквях) руководит Церковью. Сан Предстоятеля (главы) Церкви является пожизненным, однако при совершении тяжких прегрешений Архиерейский суд может отстранить Патриарха от служения. Также по прошению Патриарх может быть отправлен на покой из-за болезни или преклонных лет. До созыва Архиерейского Собора назначается Местоблюститель (временно исполняющий обязанности руководства Церковью).


Обращение к православному священнику, епископу, митрополиту, Патриарху и другим лицам духовного сана

  • К диакону и священнику обращаются — Ваше Преподобие.
  • К протоиерею, игумену, архимандриту — Ваше Высокопреподобие.
  • К епископу — Ваше Преосвященство.
  • К митрополиту, архиепископу — Ваше Высокопреосвященство.
  • К Патриарху — Ваше Святейшество.

В более бытовой ситуации, при разговоре ко всем архиереям обращаются «владыка (имя)», например «владыка Питирим, благословите». К Патриарху обращаются или так же или, чуть официальнее «Святейший владыка».

Да хранит вас Господь Своей благодатью и молитвами Церкви!

Священство - люди, избранные для служения Евхаристии и пастырства - попечения, духовного окормления верующих. избрал сначала 12 апостолов, а потом еще 70, дав им власть отпускать грехи, совершать важнейшие священнодействия (которые стали называться Таинствами). Священник в Таинствах действует не своей силой, но благодатью Святого Духа, дарованной Господом после Его Воскресения (Ин. 20, 22-23) апостолам, переданной от них епископам, а от епископов - священникам в Таинстве рукоположения (от греч. Heirotonia - хиротония).

Сам принцип устроения новозаветной - иерархический: как Христос - глава Церкви, так и священник - глава христианской общины. Священник для паствы - это образ Христа. Христос - пастырь, Он заповедал апостолу Петру: «…паси овец Моих» (Ин. 21, 17). Пасти овец - значит продолжать дело Христа на земле и приводить людей ко спасению. Православная Церковь учит, что вне Церкви нет спасения, а к спасению можно прийти, любя и выполняя заповеди Божии и участвуя в Таинствах Церкви, в которых присутствует Сам Господь, подавая Свою помощь. А помощником и посредником Бога во всех Таинствах Церкви, по заповеди Божьей, является священник. И потому его служение священно.

Священник - символ Христа

Самое главное Таинство Церкви - Евхаристия. Священник, совершающий Евхаристию, символизирует Христа. Поэтому без священника нельзя литургию. Поясняет протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель храма Живоначальной в Троицком-Голенищеве (Москва), магистр богословия : «Священник, стоя перед Престолом, повторяет слова Самого Господа на Тайной Вечери: “Примите, ядите, сие есть Тело Мое…” А в на Херувимской песни он произносит такие слова: “Ты есть Приносящий и Приносимый, и Тот, Который принимает эту Жертву, и Тот, Которого раздают всем верующим, - Христе Боже наш…” Священник совершает своими руками священнодействие, повторяя все то, что совершал Сам Христос. И он не повторяет эти действия и не воспроизводит, т. е. не “подражает”, но, говоря образно, “пронзает время” и совершенно необъяснимо для привычной картины пространственно-временных связей - своими действиями совпадает с действиями Самого Господа, и своими словами - со словами Господа! Поэтому литургия называется Божественной. Она отслужена единожды Самим Господом во времени и пространстве Сионской Горницы, но вне времени и пространства, в пребывающей Божественной Вечности. В этом парадокс учения о Священстве и Евхаристии. На этом настаивают православные богословы, и так верует Церковь.

Священника никак не может заменить мирянин не только “по людскому своему невежеству”, как написано в древних славянских книгах, пусть мирянин будет академиком, - никто не давал ему власть совершать то, на что нельзя дерзнуть, не получив дар благодати Святого Духа через рукоположение, идущее от самих апостолов и мужей апостольских».

Православная Церковь придает исключительное значение священному сану. О высоком достоинстве священства писал преподобный Силуан Афонский: «Священники носят в себе столь великую благодать, что если бы люди могли видеть славу этой благодати, то весь мир удивился бы ей, но Господь скрыл ее, чтобы служители Его не возгордились, но спасались в смирении… Великое лицо - иерей, служитель у Престола Божия. Кто оскорбляет его, тот оскорбляет Духа Святого, живущего в нем…»

Священник - свидетель в Таинстве исповеди

Без священника невозможно Таинство исповеди. Священник наделен от Бога правом объявлять от имени Бога прощение грехов. Господь Иисус Христос сказал апостолам: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на , и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18). Эта власть «вязать и решить» перешла, как верует Церковь, от апостолов к их преемникам - епископам и священникам. Однако сама исповедь приносится не священнику, а Христу, а священник здесь - только «свидетель», как сказано в чинопоследовании Таинства. Зачем нужен свидетель, когда можно исповедоваться Самому Богу? Церковь, устанавливая исповедь перед священником, учитывала субъективный фактор: Бога многие не стыдятся, так как не видят Его, а перед человеком исповедоваться стыдно, но это спасительный стыд, помогающий преодолеть грех. Кроме того, как поясняет , « священник является духовным наставником, помогающим найти верный путь для преодоления греха. Он призван не только стать свидетелем покаяния, но и помочь человеку духовным советом, поддержать его (многие приходят с большими скорбями). Подчинения никто от мирян не требует - это свободное общение, основанное на доверии священнику, взаимный творческий процесс. Наша задача - помочь выбрать правильное решение. Я всегда призываю своих прихожан не стесняться рассказывать мне, что они не смогли выполнить какой-либо мой совет. Возможно, это я ошибся, не оценил силы этого человека».

Еще одно служение священника - проповедь. Проповедовать, нести Благую весть о спасении - это также Христа, прямое продолжение его дела, поэтому и это служение священно.

Священник не может существовать без народа

В ветхозаветной Церкви участие народа в богослужении сводилось к пассивному присутствию. В Христианской Церкви священство неразрывно связано с народом Божьим и одно не может существовать без другого: как община не может быть Церковью без священника, так и священник не может быть таковым без общины. Священник не является единоличным совершителем Таинств: все Таинства совершаются им при участии народа, вместе с народом. Случается, что священник вынужден совершать службу один, без прихожан. И, хотя чин литургии не предусматривает подобных ситуаций и предполагается, что в службе участвует собрание людей, все же и в таком случае священник не одинок, потому что , а также и усопшие вместе с ним приносят бескровную жертву.

Кто может стать священником?

В Древнем Израиле священниками могли становиться только лица, принадлежащие по рождению к колену Левия: для всех остальных священство оказывалось недоступным. Левиты были посвященными, избранными для служения Богу - они одни имели право приносить жертвы, возносить молитвы. Священство времен Нового Завета имеет новый смысл: ветхозаветные жертвы, как говорит апостол Павел, не могли избавить человечество от рабства греху: «Невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи…» (Евр. 10, 4-11). Поэтому Христос принес в жертву Самого Себя, став одновременно и Священником, и Жертвой. Не принадлежа по рождению к колену Левия, Он стал единым истинным «Первосвященником во век по чину Мелхиседека» (Пс. 109, 4). Мелхиседек, некогда встретивший Авраама, принесший хлеб и вино и благословивший его (Евр. 7, 3), был ветхозаветным прообразом Христа. Отдав Свое Тело на смерть и пролив Кровь за людей, преподав в Таинстве Евхаристии это Тело и эту Кровь верным под видом хлеба и вина, создав Свою Церковь, которая стала Новым Израилем, Христос упразднил ветхозаветную Церковь с ее жертвами и левитским священством, снял завесу, отделявшую Святое Святых от людей, разрушил непреодолимую стену между сакральным левитством и профанным народом.

Священником Православной Церкви, поясняет протоиерей Сергий Правдолюбов , «может стать любой благочестивый добродетельный человек, исполняющий все заповеди и правила церковные, имеющий достаточную подготовку, женатый первым и единственным на девице православного вероисповедания, не инвалид с физическим препятствием действовать руками и ногами (иначе он не сможет совершать литургию, выносить Чашу со Святыми Дарами) и психически здравый».

https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Иерархия православного духовенства – вопрос достаточно сложный, но интересный. Среди множества понятий, неизвестных человеку непосвящённому выделяется слово “протоирей”, которое удивляет своим звучанием и смыслом. Его многие слышали, но о его значении, к сожалению, не все знают. О том, кто такой протоирей в Христианской Церкви вы сможете узнать в этой статье.

Значение титула

Данное слово как понятие берёт своё начало ещё со времён Киевской Руси, где часто встречались слова “поп” и “протопоп”, но стояли они всегда отдельно от других церковных понятий и не имели абсолютно никакого негативного смысла. Согласно исторических сведений, происходили они от греческого названия “паппас” – “батюшка”.

В русский язык это слово, вероятнее всего, пришло из древневерхненемецкого: “pfaffo” – “священник”. Кроме этого, во всех древнерусских церковных книгах понятие “поп” часто встречается, как аналог слов “священник”, “иерей” и “пресвитер”. Отсюда вывод: “протопоп” – то же, что “протопресвитер” или “протоиерей”.

Как стать протоиереем

Протоиерей в православии – это первосвященник. Таким титулом награждалось лицо белого священства в награду за верное служение Православной Церкви. В официальных источниках он является старшим иереем. До появления этого термина в обиходе для названия старшего священника использовалось слово “протопоп”.

Условия принятия в первосвященники:

  • такой человек обычно является настоятелем храма;
  • посвящение совершает священнослужитель в чине архиерея через чин хиротесии;
  • в патриархате протоиерейство даётся только через пять (не ранее) лет после обряда награждения наперсным крестом или же через десять после хиротонии, при этом должно быть соблюдено условие – руководящая должность;
  • по согласованию с патриархом, архиерей может рукополагать протодиакона в протоиереи сразу, без дополнительных и промежуточных назначений;
  • в торжественных официальных речах к протоиерею принято обращаться “Ваше Высокопреподобие”; вместе с тем эпитет “преподобный” в различных вариантах является суто католической традицией в обращении к представителю белого духовенства;
  • на богослужениях все протоиереи поверх подрясника и рясы обязательно надевают фелонь (ризу), поручи и епитрахиль;
  • за особые заслуги Церковь может даровать первосвященнику право ношения митры, тогда такой протоиерей называется уже митрофорным.

Протоиерей в Православной Церкви – это очень важный по своему духовному значению человек, который во многом определяет всю христианскую иерархию.

Господь всегда с Вами!

Ю. Рубан

ИЕРАРХИЯ (греч. ἱεραρχία - букв. означает «священноначалие») - термин, употребляемый в христианской богословской терминологии в двояком значении.

1) «Небесная иерархия» - совокупность небесных сил, ангелов, представленных в соответствии с их традиционной градацией в качестве посредников между Богом и людьми.

2) «Церковная иерархия», являющаяся, по Псевдо- (впервые употребившему данный термин), продолжением небесной иерархии: трехстепенной священный строй, представители которого через богослужение сообщают божественную благодать церковному народу. В настоящее время иерархия - разделенное на три степени («чина») «сословие» священнослужителей (духовенства) и в широком смысле соответствует понятию клира.

Структура современной иерархической лестницы Русской Православной Церкви для большей наглядности может быть представлена следующей таблицей:

Иерархические степени

Белое духовенство (женатое или в целибате)

Черное духовенство

(монашествующее)

III

Епископат

(архиерейство)

патриарх

митрополит

архиепископ

епископ

II

Пресвитерство

(иерейство)

протопресвитер

протоиерей

иерей

(пресвитер, священник)

архимандрит

игумен

иеромонах

I

Дьяконат

протодьякон

дьякон

архидьякон

иеродьякон

Низшие клирики (причетники) пребывают вне данной трехстепенной структуры: иподиаконы, чтецы, певцы, алтарники, пономари, церковные сторожа и другие.

Православные, католики, а также представители древних восточных («дохалкидонских») Церквей (Армянская, Коптская, Эфиопская и др.) основывают свою иерархию на понятии «апостольского преемства». Последнее понимается в качестве ретроспективной непрерывной (!) последовательности длинной цепи епископских хиротоний, восходящей к самим апостолам, рукоположившим первых епископов в качестве своих полновластных преемников. Таким образом, «апостольское преемство» - это конкретное («материальное») преемство епископского рукоположения. Поэтому носителями и хранителями внутренней «апостольской благодати» и внешней иерархической власти в Церкви являются епископы (архиереи). Протестантские исповедания и секты, а также наши старообрядцы-беспоповцы, исходя из данного критерия, не имеют иерархии, т. к. представители их «духовенства» (руководители общин и богослужебных собраний) лишь избираются (назначаются) для церковно-административного служения, но не обладают внутренним благодатным даром, сообщаемым в таинстве священства и единственно дающим право на совершение таинств. (Особый вопрос - о законности англиканской иерархии, давно дискутируемый богословами.)

Представители каждой их трех степеней священства различаются между собой «по благодати», дарованной им при возведении (хиротонии) в конкретную степень, или «внеличностной святостью», которая не связана с субъективными качествами священнослужителя. Архиерей, как преемник апостолов, обладает полнотой богослужебных и административных полномочий внутри своей епархии. (Глава поместной Православной Церкви, автономной или автокефальной, - архиепископ, митрополит или патриарх, - только «первый среди равных» внутри епископата своей Церкви). Он имеет право совершать все таинства, в том числе последовательно возводить в священные степени (рукополагать) представителей своего причта и клира. Только хиротония во епископа совершается «собором» или минимум двумя другими епископами по определению главы Церкви и состоящего при нем синода. Представитель второй степени священства (священник) имеет право совершать все таинства, кроме любой хиротонии или хиротесии (даже во чтеца). Его полная зависимость от архиерея, бывшего в Древней Церкви преимущественным совершителем всех таинств, выражается также и в том, что таинство миропомазания он совершает при наличии у него ранее освященного патриархом мира (заменяющего собой возложение рук епископа на главу человека), а евхаристию - только при наличии полученного им от правящего архиерея антиминса. Представитель низшей степени иерархии, дьякон, - только сослужитель и помощник епископа или священника, не имеющий права совершать ни одно таинство и богослужение по «священническому чину». В случае крайней необходимости он может лишь крестить по «мирскому чину»; а свое келейное (домашнее) молитвенное правило и богослужения суточного цикла (Часы) совершает по Часослову или «мирскому» Молитвеннику, без иерейских возгласов и молитв.

Все представители внутри одной иерархической степени равны друг другу «по благодати», дающей им право на строго определенный круг богослужебных полномочий и действий (в этом аспекте только что рукоположенный деревенский священник ничем не отличается от заслуженного протопресвитера - настоятеля главного приходского храма Русской Церкви). Различие - только по административному старшинству и чести. Это подчеркивается церемонией последовательного возведения в чины одной степени священства (дьякона - в протодьякона, иеромонаха - в игумена и т. д.). Она происходит на Литургии во время входа с Евангелием вне алтаря, на середине храма, как при награждении каким-либо элементом облачения (набедренником, палицей, митрой), что символизирует сохранение человеком данного ему при рукоположении уровня «внеличностной святости». В то же время возведение (хиротония) в каждую из трех степеней священства имеет место только внутри алтаря, что означает переход рукополагаемого на качественно новый онтологический уровень богослужебного бытия.

История развития иерархии в древнейший период христианства до конца не выяснена, бесспорно лишь твердое становление современных трех степеней священства к III в. с одновременным исчезновением первохристианских архаических степеней (пророков, дидаскалов - «харизматических учителей», и др.). Гораздо дольше происходило формирование современного порядка «чинов» (рангов, или градаций) внутри каждой из трех степеней иерархии. Смысл их изначальных названий, отражающий конкретную деятельность, при этом существенно менялся. Так, игумен (греч. эгу?менос - букв. правящий ,предводительствующий , - одного корня с «иге?мон» и «гегемон»!), первоначально - руководитель монашеской общины или монастыря, чья власть основывается на личном авторитете, духовно опытный человек, но такой же монах, как остальная «братия», не имеющий никакой священной степени. В настоящее время термин «игумен» указывает только на представителя второго ранга второй степени священства. При этом он может быть настоятелем монастыря, приходского храма (или рядовым священником этого храма), но также просто штатным сотрудником духовного учебного заведения либо хозяйственного (или иного) отдела Московской патриархии, чьи должностные обязанности не имеют прямого отношения к его священному сану. Поэтому в данном случае возведение в очередной сан (ранг) - просто повышение в звании, должностная награда «за выслугу лет», к юбилею или по иному поводу (аналогично присвоению очередной воинской степени не за участие в военных походах или маневрах).

3) В научном и общеречевом употреблении слово «иерархия» означает:
а) расположение частей или элементов целого (какой-либо конструкции или логически законченной структуры) в убывающем порядке - от высшего к низшему (либо наоборот);
б) строгое расположение служебных чинов и званий в порядке их соподчинения, - как гражданских, так и воинских («иерархическая лестница»). Последние представляют собой типологически наиболее близкую священной иерархии также трехстепенную структуру (рядовой состав - офицерство - генералитет).

Лит.: Духовенство древней вселенской Церкви от времен апостольских до IXав. М., 1905; Зом Р. Лебедев А. П. По вопросу происхождения первохристианской иерархии. Сергиев Посад, 1907; МирковичаЛ. Православна Литургика. Први општи део. Друго изданье. Београд, 1965 (наасерб. яз.); Фельми К. Х. Введение в современное православное богословие. М., 1999. С. 254-271; Афанасьев Н., прот. Духа Святого. К., 2005; The Study of Liturgy: Revised edition / Ed. by C . Jones, G. Wainwright, E. Yarnold S. J., P. Bradshaw. - 2-nd ed. London - New York, 1993 (Chap. IV : Ordination. P. 339-398).

АРХИЕРЕЙ

АРХИЕРЕЙ (греч. archiereus ) - в языческих религиях - «верховный жрец» (таково букв. значение этого термина), в Риме - Pontifex maximus; в Септуагинте - высший представитель ветхозаветного священства - первосвященник (). В Новом Завете - именование Иисуса Христа (), не принадлежавшего к Ааронову священству (см. Мелхиседек). В современной православной греко-славянской традиции - родовое название всех представителей высшей степени иерархии, или «епископата» (т. е. собственно епископов, архиепископов, митрополитов и патриархов). См. Епископат, Духовенство, Иерархия, Клир.

ДИАКОН

ДЬЯКОН, ДИАКОН (греч. diakonos - «слуга», «служитель») - в древнехристианских общинах - помощник возглавляющего евхаристическое собрание епископа. Первое упоминание о Д. - в посланиях ап. Павла ( и ). Близость его к представителю высшей степени священства выражалась в том, что административные полномочия Д. (собственно - архидьякона) ставили его зачастую над священником (особенно на Западе). Церковная традиция, генетически возводящая современный дьяконат к «семи мужам» книги Деяний Апостольских (6:2-6, - совсем не названных здесь Д.!), в научном отношении очень уязвима.

В настоящее время Д. - представитель низшей, первой степени церковной иерархии, «служитель слова Божия», богослужебные обязанности которого состоят преимуществено в громком чтении Св. Писания («благовествовании»), возглашении от лица молящихся ектений, каждении храма. Церковный устав предусматривает его помощь совершающему проскомидию священнику. Д. не имеет права совершать ни одно богослужение и даже самостоятельно облачаться в свои богослужебные одежды, но должен каждый раз испрашивать на это «благословение» священнослужителя. Чисто вспомогательная богослужебная функция Д. подчеркивается возведением его в данный сан на Литургии после евхаристического канона (и даже на Литургии Преждеосвященных даров, не содержащей евхаристического канона). (По желанию правящего архиерея это может происходить и в иное время.) Он лишь «служитель (слуга) при священнодействии» или «левит» (). Священник может обходиться совсем без Д. (это имеет место в основном в бедных сельских приходах). Богослужебное облачение Д.: стихарь, орарь и поручи. Внебогослужебная одежда, как и у священника, -подрясник и ряса (но без креста поверх рясы, носимого последним). Официальное обращение к Д., встречающееся в старой литературе, «Ваше благовестие» или «Ваше благогласие» (сейчас не употребляется). Обращение «Ваше преподобие» может считаться правомочным лишь по отношению к монашествующему Д. Бытовое обращение - «отец Д.» или «отец имярек», либо же просто по имени и отчеству.

Термин «Д.», без уточнения («просто» Д.), указывает на его принадлежность к белому духовенству. Представитель того же низшего ранга в черном духовенстве (монашествующий Д.) именуется «иеродьякон» (букв. «священнодьякон»). Он имеет те же облачения, что и Д. из белого духовенства; но вне богослужения носит общую всем монахам одежду. Представитель второго (и последнего) ранга дьяконата среди белого духовенства - «протодьякон» («первый Д.»), исторически - старший (в богослужебном аспекте) среди нескольких Д., служащих вместе в большом храме (соборе). Его отличает «двойной орарь» и камилавка фиолетового цвета (дается в качестве награды). Наградой в настоящее время является и сам чин протодьякона, поэтому в одном соборе может быть более одного протодьякона. Первый среди нескольких иеродьяконов (в монастыре) называется «архидьякон» («старший Д.»). Постоянно служащий с архиереем иеродьякон, также обычно возводится в сан архидьякона. Как и протодьякон, он имеет двойной орарь и камилавку (последняя - черного цвета); внебогослужебные одежды - те же, что и у иеродьякона.

В древности существовал институт дьяконисс («служительниц»), чьи обязанности состояли главным образом в уходе за больными женщинами, в подготовке женщин к крещению и в служении священникам при их крещении «для благоприличия». Св. (+403) подробно объясняет особенное положение диаконисс в связи с их участием в этом таинстве, решительно исключая их при этом из участия в Евхаристии. Но, согласно византийской традиции, дьякониссы получали особое рукоположение (аналогичное дьяконскому) и участвовали в причащении женщин; при этом они имели право входить в алтарь и брать св. чашу непосредственно с престола (!). Возрождение института дьяконисс в западном христианстве наблюдается с 19 в. В 1911 предполагалась к открытию первая община дьяконисс в Москве. Вопрос о возрождении этого института обсуждался на Поместном Соборе РПЦ 1917-18 гг., но, по обстоятельствам времени, никакого решения принято не было.

Лит.: Зом Р. Церковный строй в первые века христианства. М.,1906, с. 196-207; Кирилл (Гундяев), архим. К вопросу происхождения диаконата // Богословские труды. М., 1975. Сб. 13, с. 201-207; В . Диакониссы в Православной Церкви. СПб., 1912.

ДИАКОНАТ

ДЬЯКОНАТ (ДИАКОНАТ) - низшая степень церковной православной иерархии, включающая в себя 1) дьякона и протодьякона (представителей «белого духовенства») и 2) иеродьякона и архидьякона (представителей «черного духовенства». См. Дьякон, Иерархия.

ЕПИСКОПАТ

ЕПИСКОПАТ - собирательное название высшей (третьей) степени священства православной церковной иерархии. Представители Е., именуемые также обобщенно архиереями или иерархами, в настоящее время распределены, в порядке административного старшинства, по следующим рангам.

Епископ (греч. episkopos - букв. надзиратель, блюститель) - самостоятельный и полномочный представитель «местной церкви» - возглавляемой им епархии, именуемой поэтому «епископией». Его отличительная внебогослужебная одежда - ряса. черный клобук и посох. Обращение - Ваше преосвященство. Особая разновидность - т. н. «викарный епископ» (лат. vicarius - заместитель, наместник), являющийся лишь помощником правящего архиерея большой епархии (митрополии). Он состоит в его непосредственном ведении, исполняя поручения по делам епархии, и носит титул по одному из городов на ее территории. Викарный епископ в епархии может быть один (в С.-Петербургской митрополии, с титулом «Тихвинский») или несколько (в Московской митрополии).

Архиепископ («старший епископ») - представитель второго ранга Е. Правящий епископ обычно возводится в этот сан за какие-либо заслуги либо по истечении определенного времени (в качестве награды). От епископа он отличается только наличием жемчужного крестика, нашитого на черном же клобуке (над лбом). Обращение - Ваше Высокопреосвященство.

Митрополит (от греч. meter - «мать» и polis - «город»), в христианской Римской империи - епископ митрополии («матери городов»), главного города области или провинции (диоцеза). Митрополит может быть и главой Церкви, не имеющей статуса патриархата (Русской Церковью до 1589 г. управлял митрополит с титулом сначала Киевский, а затем Московский). Сан митрополита в настоящее время даруется архиерею либо в качестве награды (после сана архиепископа), либо в случае перевода на кафедру, обладающую статусом митрополии (С.-Петербургская, Крутицкая). Отличительная особенность - белый клобук с жемчужным крестиком. Обращение - Ваше Высокопреосвященство.

Экзарх (греч. начальник, руководитель) - название церковно-иерархической степени, встречающееся с 4 в. Первоначально этот титул носили представители только самых видных митрополий (некоторые превратились позднее в патриархаты), а также чрезвычайные уполномоченные константинопольских патриархов, посылавшиеся ими в епархии с особыми поручениями. В России этот титул впервые был усвоен в 1700 г., после смерти патр. Адриана, местоблюстителю патриаршего престола . Экзархом именовался и глава Грузинской церкви (с 1811 г.) в период вхождения ее в состав Русской Православной Церкви. В 60-е - 80-е гг. 20 в. некоторые заграничные приходы Русской Церкви были объединены по территориальному признаку в экзархаты «Западноевропейский», «Среднеевропейский», «Центрально- и Южноамериканский». Управлявшие иерархи могли быть в сане ниже митрополита. Особое положение занимал митрополит Киевский, носивший титул «Патриарший Экзарх Украины». В настоящее время титул экзарха носит только митрополит Минский («Патриарший Экзарх всея Беларуси»).

Патриарх (букв. «родоначальник») - представитель высшего административного ранга Е., - глава, иначе предстоятель («стоящий впереди»), Автокефальной Церкви. Характерная отличительная особенность - белый головной убор с укрепленным над ним жемчужным крестиком. Официальный титул главы Русской Православной Церкви - «Святейший Патриарх Московский и всея Руси». Обращение - Ваше Святейшество.

Лит.: Устав об управлении Русской Православной Церкви. М., 1989; см. статью Иерархия.

ИЕРЕЙ

ИЕРЕЙ (греч. hiereus ) - в широком смысле - «приносящий жертвы» («жрец»), «священнослужитель» (от hiereuo - «приносить в жертву»). В греч. языке употребляется как для обозначения служителей языческих (мифологических) богов, так и истинного Единого Бога, - т. е. ветхозаветных и христианских священников. (В русской традиции языческие священники именуются «жрецами».) В узком смысле, в православной богослужебной терминологии, И. - это представитель низшего ранга второй степени православного священства (см. таблицу). Синонимы: священник, пресвитер, поп (устар.).

ИПОДИАКОН

ИПОДЬЯКОН, ИПОДИАКОН (от греч. hupo - «под» и diakonos - «дьякон», «служитель») - православный церковнослужитель, занимающей в иерархии низшего клира положение ниже дьякона, его помощника (что фиксирует именование), но выше чтеца. При посвящении во И. посвящаемого (чтеца) облачают поверх стихаря в крестообразно повязанный орарь, и архиерей читает молитву с возложением руки на его голову. В древности И. причислялся к клиру и уже не имел права жениться (если до возведения в этот сан был холост).

Традиционно в обязанности И. входила забота о священных сосудах и алтарных покровах, охрана алтаря, выведение из храма оглашенных во время Литургии и др. Появление иподьяконата как особого института относят к 1-й половине 3 в. и связывают с обычаем Римской церкви не превышать в одном городе число дьяконов выше семи (см. ). В настоящее время иподьяконское служение можно видеть только во время архиерейского богослужения. Иподьяконы не состоят в клире одного храма, но зачисляются в штат к определенному архиерею. Они сопровождают его во время обязательных поездок по храмам епархии, прислуживают во время богослужения - облачают его перед началом службы, подают воду для омовения рук, участвуют в специфических церемониях и действах, отсутствующих при обычном богослужении, - а также выполняют различные внехрамовые поручения. Чаще всего И. бывают студенты духовных учебных заведений, для которых это служение становится необходимой ступенью к дальнейшему восхождению по иерархической лестнице. Архиерей сам постригает своих И. в монашество, рукополагает в священный сан, подготавливая к дальнейшему самостоятельному служению. В этом прослеживается важное преемство: многие современные иерархи прошли через «иподьяконские школы» видных архиереев старшего поколения (иногда еще дореволюционной хиротонии), унаследовав их богатую литургическую культуру, систему церковно-богословских взглядов и манеру общения. См. Дьякон, Иерархия, Хиротония.

Лит.: Зом Р. Церковный строй в первые века христианства. М., 1906;Вениамин (Румовский-Краснопевков В. Ф.), архиеп. Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви, Литургии и о всех службах и утварях церковных. М., 1992. Т. 2. С. 266-269; Сочинения блаж. Симеона, архиеп. Фессалоникийского. М., 1994. С. 213-218.

КЛИР

КЛИР (греч. - «жребий», «доля, доставшаяся по жребию») - в широком значении - совокупность священнослужителей (духовенства) и церковнослужителей (иподьяконы, чтецы, певцы, пономари, алтарники). «Клирики так называются потому, что они избираются в церковные степени так же, как избран был по жребию Матфий , поставленный апостолами» (Бл. Августин). По отношению к храмовому (церковному) служению люди делятся на следующие категории.

I . В Ветхом Завете: 1) «клир» (первосвященники, священники и «левиты» (низшие служители) и 2) народ. Принцип иерархии здесь - «родоплеменной», поэтому «клириками» являются только представители «колена» (племени) Ле»вия: первосвященники - прямые представители рода Аарона; священники - представители того же рода, но не обязательно прямые; левиты - представители других родов того же колена. «Народ» - представители всех остальных колен Израилевых (а также принявшие религию Моисея не израильтяне).

II . В Новом Завете: 1) «клир» (священно- и церковнослужители) и 2) народ. Национальный критерий упраздняется. Священно- и церковнослужителями могут стать все мужчины христиане, соответствующие определенным каноническим нормам. Допускается участие женщин (вспомогательные должности: «диакониссы» в Древней Церкви, певицы, прислужницы в храме и др.), при этом к «клирикам» они не причисляются (см. Дьякон). «Народ» (миряне) - все остальные христиане. В Древней Церкви «народ», в свою очередь, подразделялся на 1) мирян и 2) монахов (при возникновении этого института). Последние отличались от «мирян» только образом жизни, занимая по отношению к клиру такое же положение (принятие священного сана считалось несовместимым с монашеским идеалом). Однако этот критерий не являлся абсолютным, и вскоре монахи стали занимать высшие церковные должности. Содержание понятия К. изменялось на протяжении веков, приобретая достаточно противоречивые значения. Так, в самом широком значении в понятие К. включается, наряду со священниками и дьяконами, и высшее духовенство (епископат, или архиерейство), - так у : клир (ordo) и миряне (plebs). Напротив, в узком значении, также зафиксированном в первые века христианства, К. - одни лишь церковнослужители ниже дьякона (наши причетники). В Древнерусской Церкви клир - совокупность алтарных и внеалтарных служителей, за исключением архиерея. Современный К. в широком смысле включает в себя как священнослужителей (рукоположенное духовенство), так и церковнослужителей, или причетников (см. Причт).

Лит.: О ветхозаветном священстве // Христ. Чтение. 1879. Ч. 2; , свящ. Полемика по вопросу о ветхозаветном священстве и сущности священнического служения вообще. СПб., 1882; и при статье Иерархия.

МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ

МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ - человек, временно исполняющий обязанности государственного или церковного деятеля высокого ранга (синонимы: наместник, экзарх, викарий). В русской церковной традиции так именуется только «М. патриаршего престола», - архиерей, управляющего Церковью после смерти одного патриарха до избрания другого. Наиболее известны в этом качестве митр. , митp. Петp (Полянский) и митр. Сеpгий (Стpагоpодский), ставший патриархом Московским и всея Руси в 1943 г.

ПАТРИАРХ

ПАТРИАРХ (ПАТРИАРХИ) (греч. patriarches - «родоначальник», «праотец») - важный термин библейско-христианской религиозной традиции, употребляющийся преимущественно в следующих значениях.

1. Библия называет П.-ми, во-первых, родоначальников всего человечества («допотопные П.-и»), во-вторых, - родоначальников народа израильского («праотцы народа Божия»). Все они жили до Моисеева закона (см. Ветхий Завет) и потому являлись исключительными хранителями истинной религии. Первые десять П., от Адама до Ноя, символическая генеалогия которых представлена книгой Бытия (5 гл.), были наделены необычайным долголетием, необходимым для сохранения вверенных им обетований на этом первом земной истории после грехопадения. Из них выделяются Енох, живший «всего» 365 лет, «потому что Бог взял его» (), и его сын Мафусал, напротив, живший долее других, 969 лет, и умерший, согласно иудейскому преданию, в год потопа (отсюда выражение «мафусалов, или мафусаилов, возраст»). Вторая категория библейских П. начинается с Авраама, родоначальника нового поколения верующих.

2. П. - представитель высшего ранга христианской церковной иерархии. Титул П. в строгом каноническом значении установлен Четвертым Вселенским (Халкидонским) собором 451 г., который присвоил его епископам пяти главных христианских центров, определив их порядок в диптихах по «старшинству чести». Первое место принадлежало римскому епископу, за ним следовали епископы константинопольский, александрийский, антиохийский и иерусалимский. Позднее титул П. получали и главы других Церквей, причем, константинопольский П., после разрыва с Римом (1054г.), получил первенство в православном мире.

На Руси патриаршество (как форма правления Церковью) было установлено в 1589г. (до этого Церковью управляли митрополиты с титулом сначала «киевский», а затем «московский и всея Руси»). Позднее русский патриарх был утвержден восточными патриархами пятым по старшинству (после иерусалимского). Первый период патриаршества продолжался 111 лет и фактически закончился со смертью десятого по счету патриарха Адриана (1700 г.), а юридически - в 1721 г., с упразднением самого института патриаршества и заменой его коллективным органом церковного правления - Святейшим Правительствующим Синодом. (С 1700 по 1721г. Церковью управлял митрополит рязанский Стефан Яворский с титулом «местоблюститель патриаршего престола».) Второй патриарший период, начавшийся с восстановления патриаршества в 1917 г., продолжается по настоящее время.

В настоящее время существуют следующие православные патриархаты: константинопольский (Турция), александрийский (Египет), антиохийский (Сирия), иерусалимский, московский, грузинский, сербский, румынский и болгарский.

Кроме того, титул П. имеют главы некоторых других христианских (восточных) Церквей - Армянской (П.-католикос), Маронитской, Несторианской, Эфиопской, и др. Со времени Крестовых походов на христианском востоке существуют т. н. «латинские патриархи», находящиеся в каноническом подчинении Римской Церкви. Этот же титул, виде почетного отличия, имеют и некоторые западные католические епископы (венецианский, лиссабонский).

Лит.: Ветхозаветное вероучение во времена патриархов. Спб., 1886; Роберсон Р. Восточные Христианские Церкви. СПб., 1999.

ПОНОМАРЬ

ПОНОМАРЬ (или « парамонарь «, - греч. paramonarios, - от paramone, лат. mansio - «пребывание», «нахождение «) - церковный причетник, низший служитель («дьячок»), первоначально выполнявший функцию сторожа священных мест и монастырей (вне и внутри ограды). О П. упоминается во 2-м правиле IV Вселенского собора (451 г.). В латинском переводе церковных правил - «мансионарий» (mansionarius), привратник в храме. считает его обязанностью возжжение светильников при богослужении и называет «хранителем церкви». Возможно, в древности византийский П. соответствовал западному villicus («управляющий», «распорядитель») - лицу, распоряжавшемуся при богослужении выбором и употреблением церковных вещей (наш позднейший ризничий или сакелларий). Согласно «Учительному известию» славянского Служебника (называющего П. «служителем алтаря»), его обязанности состоят в том, чтобы «…вносить в алтарь просфоры, вино, воду, фимиам и огонь, возжигать и гасить свечи, приготовлять и подавать иерею кадильницу и теплоту, часто и с благоговением убирать и очищать весь алтарь, а также полы от всякой грязи и стены и потолок от пыли и паутины» (Служебник. Часть II . М., 1977. С. 544-545). В Типиконе П. называется «параекклисиархом» или «кандиловозжигателем» (от kandela, lampas - «лампада», «светильник»). Cеверные (левые) двери иконостаса, ведущие в ту часть алтаря, где находятся указанные пономарские принадлежности и которыми преимущественно пользуются П., называются поэтому «пономарскими». В настоящее время в Православной Церкви особой должности П. не существует: в монастырях обязанности П. в основном лежат на послушниках и простых монахах (не имеющих рукоположения), а в приходской практике распределяются между чтецами, алтарниками, сторожами и уборщицами. Отсюда выражение «читать как пономарь» и именование помещения сторожа при храме - «пономарка».

ПРЕСВИТЕР

ПРЕСВИТЕР (греч. presbuteros - «старейшина», «старец») - в литургич. терминологии - представитель низшего ранга второй степени православной иерархии (см. таблицу). Синонимы: священник, иерей, поп (устар.).

ПРЕСВИТЕРСТВО

ПРЕСВИТЕРСТВО (иерейство, священство) - общее (родовое) наименование представителей второй степени православной иерархии (см. таблицу)

ПРИЧТ

ПРИЧТ, или ПРИЧЕТ ЦЕРКОВНЫЙ (слав. причьтъ - «состав», «собрание», от гл. причитати - «причислять», «присоединять») - в узком смысле - совокупность низших церковнослужителей, вне трехстепенной иерархии. В широком смысле - совокупность как священнослужителей, или клириков (см. клир), так и собственно причетников, вместе составляющих штат одного правосл. храма (церкви). К последним относятся псаломщик (чтец), пономарь, или дьячок, свещеносец, певцы. В дорев. России состав П. определялся по штатам, утверждаемым консисторией и архиереем, и зависел от размера прихода. Приходу с населением до 700 душ муж. пола полагался П. из священника и псаломщика, приходу с большим населением - П. из священника, дьякона и псаломщика. П. многолюдных и богатых приходов могли состоять из неск. священников, дьяконов и причетников. На учреждение нового П. или изменение штатов архиерей запрашивал разрешение Синода. Доходы П. складывались гл. обр. из платы за совершение треб. П. сельской церкви обеспечивались землей (не менее 33 десятины на П.), некоторые из них жили в церк. домах, значит. часть с сер. 19 в. получила казенное жалованье. По церк. уставу 1988 П. определяется в составе священника, дьякона и псаломщика. Число членов П. изменяется по просьбе прихода и в соответствии с его нуждами, но не может быть менее 2 чел. - священника и псаломщика. Глава П. - настоятель храма: священник или протоиерей.

СВЯЩЕННИК - см. Иерей, Пресвитер, Иерархия, Клир, Хиротония

ХИРОТЕСИЯ - см. Хиротония

ХИРОТОНИЯ

ХИРОТОНИЯ - внешняя форма таинства священства, собственно его кульминационный момент - действие возложения рук на возводимого в священный сан правильно избранного ставленника.

В древнегреч. языке слово cheirotonia означает подачу голосов в народном собрании через поднятие рук, т. е. выборы. В новогреч. языке (и церковном словоупотреблении) находим два близких термина: cheirotonia, хиротония - «рукоположение» и cheirothesia, хиротесия - «руковозложение». Греческий Евхологий каждое поставление (возведение в сан) - от чтеца до епископа (см. Иерархия) - называет Х. В русском Чиновнике и литургических руководствах употребляются как оставленные без перевода греч. термины, так и их слав. эквиваленты, которые при этом искусственно различаются, хотя и не до конца строго.

Поставление 1) епископа: рукоположение и Х.; 2) пресвитера (священника) и дьякона: рукоположение и Х.; 3) иподьякона: Х., посвящение и хиротесия; 4) чтеца и певца: посвящение и хиротесия. На практике говорится обычно о «хиротонии» епископа и «рукоположении» священника и дьякона, хотя оба слова имеют идентичное значение, восходя к одному греч. термину.

Т. обр., Х. сообщает благодать священства и является возведением («рукоположением») в одну из трех степеней священства; совершается она в алтаре и при этом читается молитва «Божественная благодать…». Хиротесия же не является «рукоположением» в собственном смысле, но лишь служит знаком допущения человека (причетника, - см.) к исполнению какого-либо низшего церковного служения. Поэтому она совершается на середине храма и без чтения молитвы «Божественная благодать…» Исключение из этой терминологической дифференциации допускается лишь в отношении иподьякона, что для настоящего времени является анахронизмом, напоминанием о его месте в древнецерковной иерархии.

В древних византийских рукописных Евхологиях сохранился некогда широко распространенный в православном мире чин Х. дьякониссы, аналогичный Х. дьякона (также перед св. престолом и с чтением молитвы «Божественная благодать…»). Печатные книги его уже не содержат. Евхологий Я. Гоара дает этот чин не в основном тексте, но среди вариантов рукописей, т. н. variae lectiones (Goar J. Eucologion sive Rituale Graecorum. Ed. secunda. Venetiis, 1730. P. 218-222).

Кроме этих терминов для обозначения рукоположения в принципиально различные иерархические степени - собственно священнические и низшие «причетнические», имеются также другие, указывающие на возведение в различные «чины церковные» (ранги, «должности») внутри одной степени священства. «Произведение во архидиакона, …игумена, …архимандрита»; «Последование во еже сотворити протопресвитера»; «Возведение архидиакона или протодиакона, протопресвитера или протоиерея, игумена или архимандрита».

Лит.: Ставленник. Киев, 1904; Неселовский А. Чины хиротесий и хиротоний. Каменец-Подольск, 1906; Пособие к изучению устава Богослужения Православной Церкви. М., 1995. С. 701-721; Vagaggini C . L » ordinazione delle diaconesse nella tradizione greca e bizantina // Orientalia Christiana Periodica. Roma, 1974. N 41; и лит. при статьях Архиерей, Иерархия, Дьякон, Священник, Священство.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ИНОК

ИНОК - древнерус. название монаха, иначе - чернеца. В ж. р. - инока, соврем. - инокиня (монахиня, черница).

Происхождение названия объясняется двояко. 1. И. - «одинокий» (как перевод греч. monos - «один», «одинокий»; monachos - «отшельник», «монах»). «Инок наречется, понеже един беседует к Богу день и нощь» («Пандекты» Никона Черногорца, 36). 2. Другое толкование выводит название И. из и н о г о образа жизни принявшего монашество: он «иначе должен вести жизнь свою от мирского поведения» ( , свящ. Полный церковно-славянский словарь. М., 1993, с. 223).

В современном русском православном церковном обиходе «иноком» называют не монаха в собственном смысле, но рясофорного (греч. «носящего рясу») послушника, - до пострижения его в «малую схиму» (обусловленную окончательным принятием монашеских обетов и наречением нового имени). И. - как бы «новоначальный монах»; кроме рясы он получает также камилавку. И. сохраняет мирское имя и волен в любое время прекратить прохождение послушничества и вернуться к прежней жизни, что для монаха, по православным законам, уже невозможно.

Иночество (в старом значении) - монашество, черничество. Иночествовать - вести монашескую жизнь.

МИРЯНИН

МИРЯНИН - тот, кто живет в миру, светский («мирской») человек, не принадлежащий к клиру и к монашеству.

М. - представитель церковного народа, принимающий молитвенное участие в храмовом богослужении. Дома он может совершать все богослужения, приведенные в Часослове, Молитвослове или ином богослужебном сборнике, опуская священнические возгласы и молитвы, а также дьяконские ектеньи (если они содержатся в богослужебном тексте). В случае крайней необходимости (при отсутствии священнослужителя и смертельной опасности), М. может совершить таинство крещения. В первые века христианства права мирян несравнимо превосходили современные, простираясь до избрания не только настоятеля приходского храма, но даже епархиального архиерея. В древней и средневековой Руси М. подлежали общим княжеским судебно-администр. установлениям в отличие от людей церковных, находившихся под юрисдикцией митрополита и епископа.

Лит.: Афанасьев Н . Служение мирян в Церкви. М., 1995; Филатов С. «Анархизм» мирян в русском православии: Традиции и перспективы // Страницы: Журнал Библ.-Богосл. ин-та ап. Андрея. М., 1999. N 4:1; Минней Р. Участие мирян в религиозном образовании в России // Там же; Миряне в Церкви: Материалы междунар. богосл. конфер. М., 1999.

РИЗНИЧИЙ

РИЗНИЧИЙ (греч. сакелларий, sakellarios ):
1) заведующий царскими одеждами, царский телохранитель; 2) в монастырях и соборах - хранитель церковной утвари, ключарь.

Дабы более подробно ориентироваться в том кто ведет службу в церкви или кто выступает по телевидению от Российской Православной Церкви необходимо точно знать какие чины есть в Церкви и Монастыре, а также их иерархию. Рекомендуем ознакомиться,

В православном мире Церковные чины делятся на чины белого духовенства (Чины Церкви) и на чины черного духовенства (Монастырские чины).

ЦЕРКОВНЫЕ ЧИНЫ ИЛИ БЕЛОЕ ДУХОВЕНСТВО

ЦЕРКОВНЫЕ ЧИНЫ – АЛТАРНИК
В мирском понимании в последнее время Церковный чин Алтарник стал исчезать, а вместо него все больше упоминается чин Пономарь или Послушник. В задачи Алтарника входят обязанности выполнять указания настоятеля храма, как правило, к таким обязанностям относится поддержание свечного огня в храме, возжжение лампад и других световых приборов в алтаре и иконостасе, также они помогают священникам облачаться в одежду, приносят в храм просфоры, ладан и выполняют другую черновую работу. Алтарника можно узнать по тому признаку, что стихарь он носит поверх мирской одежды. Рекомендуем ознакомитья,

ЦЕРКОВНЫЕ ЧИНЫ – ЧТЕЦ
Это самый низший чин церкви и чтец не входит в степень священства. В обязанности чтеца входит чтение священных текстов и молитв во время богослужения. В случае продвижения в чине, чтец посвящается в иподиакона. ЦЕРКОВНЫЕ ЧИНЫ – ИПОДИАКОН
Является нечто промежуточным чином между мирянинами и священнослужителям. В отличие от чтецов и алтарников иподиакону разрешается прикасаться к престолу и жертвеннику, а также входить в алтарь через царские ворота, хотя иподиакон не является священнослужителем. В обязанности этого Церковного чина входит помогать в Богослужении Архиерею. Рекомендуем ознакомиться, ЦЕРКОВНЫЕ ЧИНЫ – ДИАКОН
Самая низшая ступень священнослужителей, как правило в обязанности диаконов входит помогать священникам в богослужении, хотя сами они не имеют права совершать общественные богослужения и быть представителями церкви. Поскольку священник имеет возможность совершать обряды и без диакона, то количество диаконов в настоящее время сокращается, так как в них исчезает нужность. ЦЕРКОВНЫЕ ЧИНЫ – ПРОТОДИАКОН ИЛИ ПРОТОДЪЯКОН
Данный чин указывает на главного диакона в кафедральных соборах, как правило, такой чин присваивается диакону после как минимум 15 летнего служения и является особой наградой за службу.

ЦЕРКОВНЫЕ ЧИНЫ – ИЕРЕЙ
В настоящее время данный чин носят священники, и знаменуется как младший титул священника. Иереи, получая власть от епископов, имеют право проводить церковные обряды, учить людей православной вере и совершать иные таинства, но при этом иереям запрещено проводить Рукоположение в священники. ЦЕРКОВНЫЕ ЧИНЫ – ПРОТОИРЕЙ
Практически тоже самое, что и иерей за тем лишь исключением, что протоирей является как бы старшим над иереями и обычно является настоятелем храма. Рекомендуем ознакомиться, ЦЕРКОВНЫЕ ЧИНЫ – ПРОТОПРЕСВИТЕР
Самый высший Церковный чин в белом духовенстве, не является как бы отдельным чином и присваивается лишь как награда за самые заслуженные дела перед православной верой и назначается только Патриархом Московского и Всея Руси.

МОНАШЕСКИЕ ЧИНЫ ИЛИ ЧЕРНОЕ ДУХОВЕНСТВО

ЦЕРКОВНЫЕ ЧИНЫ – ИЕРОДИАКОН: Является монахом в сане дьякона.
ЦЕРКОВНЫЕ ЧИНЫ – АРХИДИАКОН: Является старшим иеродиаконом.
ЦЕРКОВНЫЕ ЧИНЫ – ИЕРОМОНАХ: Является монашеским священником с правом совершать православные таинства.
ЦЕРКОВНЫЕ ЧИНЫ – ИГУМЕН: Является настоятелем православного монастыря.
ЦЕРКОВНЫЕ ЧИНЫ – АРХИМАДРИД: Высшая степень в монашеских чинах, но занимающая ступень ниже, чем епископ.
ЦЕРКОВНЫЕ ЧИНЫ – ЕПИСКОП: Данный чин является надзирающим и имеет третью степень священства и возможен, называться еще архиерей.
ЦЕРКОВНЫЕ ЧИНЫ – МЕТРОПОЛИТ: Самый высший титул епископа в церкви.
ЦЕРКОВНЫЕ ЧИНЫ – ПАТРИАРХ: Самый старший чин православной Церкви.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.