Церковь рождественский бульвар. Прогулка по рождественскому и сретенскому бульварам (бульварное кольцо)

Продолжаем прогулки по Бульварному кольцу. Сегодня хочу рассказать о Монастырской стороне, как я её назвала, в районе Рождественского бульвара. Интересный уголок города с разнообразной, правда мрачноватой, историей.

Рождественский бульвар.


Окрестности Трубной площади известны с конца XIV века, когда были заложены Рождественский женский и Сретенский мужской монастырь . Пашни по внешнюю сторону начали застраиваться только в XVI веке. Возле монастырей селились их работные люди, а в XVII за стеной Белого города обосновалась слобода Печатного двора (Печатников переулок). После сноса стен Белого города в 1760 году, несмотря на приказ Екатерины II обустроить бульвары (1775), место нынешнего бульвара было стихийно застроено лавками. В пожар 1812 года внутренняя сторона бульвара уцелела, а внешняя была уничтожена вместе с лавками у бывших крепостных стен. Только тогда, в 1820-е, был устроен зелёный бульвар, круто спускающийся к Трубной площади.

Ранее, между Улицей Большая Лубянка, Большим Кисельным переулком и Варсоньевским переулком располагался женский Варсоно́фьевский монастырь Белого города . Основан он был в конце XV — начале XVI века. При монастыре имелось огромное "позорное кладбище", куда свозили для погребения нищих и погибших насильственной смертью. Быть погребённым здесь считалось у москвичей большим позором, поэтому в Смутное время Лжедмитрий I приказал захоронить здесь тела Бориса Годунова и его семьи. В 1765 году монастырь был упразднён, монастырский Вознесенский собор стал обычной приходской церковью Вознесения. А позже, большевики снесли вообще все строения и памятники монастыря, в том числе и церковь Вознесения. С тех пор тот район, практически весь, занимают многочисленные корпуса ФСБ РФ - Федеральная Служба Безопасности Российской Федерации (да и СССР тоже).


Новый корпус Управления ФСБ России по Москве и Московской области в Большом Кисельном переулке


Старые корпуса находятся левее, ближе к Лубянской площади.

Наверно поэтому, благодаря исторически сложившейся нелицеприятной "славе" этой местности, историю она имеет - мрачную. Очень! Большевики продолжили страшные "монастырские" традиции - здесь, в тайных внутренних дворах своих зданий,они производили массовые расстрелы с последующим "захоронением" на территории всё того позорного кладбища, которого уже не было официально. И до сих пор, там, среди этих улиц, веет каким-то страхом. Архитектура района - тяжёлая, как-будто давящая со всех сторон. В общем, было мне там совсем не уютно. Даже страшно было, находясь там, представлять, что же происходило за стенами этих зданий...

И вот, среди столь мрачного окружения, буквально как Свет в окошке, на улице Большая Лубянка встречается первая древняя святыня старинной Москвы района Рождественского бульвара -

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь.


На мой взгляд, очень символично, что монастырь именно - мужской. Недалеко было "соседям", работавшим в квартале от обители, ходить грехи свои замаливать.

Монастырь был основан в 1397 году князем Василием I на Кучковом поле (название известно с XIV в. и связано с именем боярина С.И. Кучки, владевшего в середине XII в. землями на территории будущей Москвы) в память чудесного события, о котором сообщают летописные источники. Согласно летописям 26 августа 1395 года крестный ход, возглавляемый святителем Киприаном, встретил чудотворный образ Владимирской иконы Божией Матери, принесёный из Владимира-на-Клязьме. Через день Тимур-Тамерлан повернул на юг. Лежащая перед ним беззащитная Москва была спасена. И вот, в память избавления от нашествия на месте сретения чудотворного образа Богородицы был основан Сретенский монастырь. Ежегодно 26 августа сюда переносили Владимирскую икону крестным ходом из Успенского собора. Праздник Сретения Владимирской иконы был главным местным праздником Москвы.

Правда, первоначальные постройки монастыря не уцелели. Тот пятиглавый Собор, что сейчас находится в монастыре, был построен в 1679 году на средства царя Феодора Алексеевича. И Собор - единственное, что осталось от древней истории.

Собор Сретения Иконы Владимирской Божией Матери. Вернее, его звонница...

Другие постройки монастыря, в том числе и древнейший Храм Преподобной Марии Египетской, тоже были снесены большевиками в 1927 -1930-х годах, как говорилось в газетах и официальных документах - "для расширения уличного движения". В уцелевших монастырских постройках разместилось общежитие офицеров НКВД. На территории, ранее принадлежавшей монастырю, в годы террора, так же расстреляли сотни людей. До революции на территории монастыря тоже находилось кладбище, на котором были захоронены участники Отечественной войны 1812 года. В советские времена на месте монастырского погоста было построено здание средней школы.

Здание бывшей школы № 1216, ныне - Сретенская Духовная Семинария.


Я так понимаю, кладбище 1812 года было именно на этом месте.

С осени 1999 года здесь, в Сретенском высшем пра­вославном монастырском училище, начались занятия. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2001 года училищу был присвоен статус Духовной семинарии, а 26 декабря 2002 года Священный Синод переименовал училище в Сретенскую Духовную семинарию.


Современная история монастыря тоже не менее интересная. В июле 1996 года решением Синода подворье было преобразовано в Сретенский ставропигиальный (статус, присваиваемый православным монастырям, лаврам и братствам, а также соборам и духовным школам, делающий их независимыми от местной епархиальной власти и подчинёнными непосредственно патриарху или синоду. Буквальный перевод - «водружение креста» указывает на то, что в ставропигиальных монастырях крест водружался патриархами собственноручно. Ставропигиальный статус является самым высоким) мужской монастырь , наместником которого был назначен игумен (ныне архимандрит) Тихон (Шевкунов). Последний часто фигурировал в прессе как «духовник Путина».

Заходя с Лубянки за стены монастыря оказываешься - в раю... буквально... Территория ухожена, повсюду разбиты сады и цветники. Сейчас, осенью, это смотрится не так великолепно, как летом: уже отцвели многочисленные розы, и листва с деревьев опала... Но!!! Даже несмотря на непогоду чувствуешь себя как в прекрасном саду.



На территории монастыря планируется возведение ещё одного храма - «храма на крови» в честь новомучеников и исповедников Российских: весной 2011 года Патриарх Кирилл высказался за увековечение на территории монастыря памяти погибших за веру в годы гонений на Церковь. Проект принят! И вопреки многочисленным протестам разнообразных служб по культуре и историческому наследию - строительство началось. Статус "ставропигиальный" - на то и обозначает "независимый и самостоятельный", он позволяет делать что желаешь без особенных специальных разрешений.


Но это - уже совсем другая история... А мы идём дальше...

Название бульвару - Рождественский - собственно, дано было по имени ещё одной старинной обители, расположившейся в этих местах -

Богородице-Рождественский женский монастырь. Трапезная палата.


Одноглавый каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы был возведён в 1501—1505 годах в традициях раннемосковского зодчества. После пожара 1547 года в течение 150 лет был окружён пристройками, исказившими первоначальный облик.



25 ноября 1525 года в Рождественском монастыре была насильно пострижена под именем София жена Василия Третьего - Соломония Сабурова. Она жила в обители до перевода в суздальский Покровский монастырь. Летом 1547 года во время сильного московского пожара сгорели постройки монастыря, пострадал каменный собор. Он был вскоре восстановлен по обету царицы Анастасии Романовны — жены Ивана Грозного. В 1676—1687 годах на средства княгини Фотинии Ивановны Лобановой-Ростовской был возведён каменный храм святого Иоанна Златоуста с трапезной (первое фото) и приделами святого Николая, праведного Филарета Милостивого и святого Димитрия Ростовского. На её же средства в 1671 году выстроена ограда из камня с четырьмя башнями...



В 1835—1836 годах над Святыми вратами была построена колокольня с церковью священномученика Евгения, епископа Херсонского...


При монастыре действовали приют для девочек-сирот и церковно-приходская школа.

История монастыря очень разнообразна. Взор к нему обращали многие великие люди своих эпох. Например известно, что тут имел обширный двор боярин Михаил Васильевич Собакин – далекий родственник Марфы Собакиной, третьей жены Ивана Грозного. Здесь же было владение князя А.И. Лобанова-Ростовского, чей род происходил от самого Рюрика. В 1740 году незадолго до смерти императрица Анна Иоанновна прислала монастырю в подарок парчовые ризы в честь рождения Иоанна Антоновича, которому она отказала престол с регентством его матери и своей племянницы Анна Леопольдовны. В годы Отечественной войны 1812 года в монастыре поселился наполеоновский генерал и трапезную Палату Рождественского собора обратили в конюшню.

В революционные годы монастырь, как и многие другие, тоже был закрыт. Здесь размещались конторские, научные и учебные заведения. В кельях были устроены коммунальные квартиры, они расположились даже в Рождественском соборе. Некоторым из монахинь разрешили остаться в бывшей обители, две инокини жили на территории монастыря до конца 1970-х годов. Монастырское кладбище вместе с могилой основательницы обители — княгини Марии Андреевны было уничтожено, часть стен снесена. Потом здесь и вовсе разместился исправительный трудовой дом, откуда заключенных увозили на работы.

В 1922 году монастырь успели основательно пограбить: изъяли более 17 пудов серебра и 16 фунтов жемчуга. В том же году монастырь закрыли, его колокола сбросили наземь, наиболее чтимые иконы перенесли в соседнюю церковь на улице Рождественка - Церковь Николы в Звонарях...

Это была бывшая домовая церковь в усадьбе XVIII века, которую построил граф И.И. Воронцов. Позднее, в зданиях той усадьбы расположилось Строгановкое училище и известный сейчас МАрхИ (Московский Архитектурный Институт).

Практически все монастыри подверглись гонению в революционные годы. Все церковные строения (и монастыри, и церкви) были разграблены, многие разрушены частично и осквернены, многие - просто стёрты с лица земли. Но уничтожив Храмы не было уничтожено монашество. И некоторое время оно всё ещё существовало тайно... подпольно... У них даже была своя тайная община... А вот где она располагалась расскажу в следующей части рассказа о прогулке...

Местность эта известна с конца XIV века. Когда на крутом берегу реки был выстроен Рождественский девичий монастырь. Основан он был на древней дороге, которая вела от Кремля на Кучково поле. От Рождественского монастыря, окруженного сначала деревянными, а позднее каменными стенами, спускались по склону к речке монастырские огороды. Монастырские работники селились поблизости.

Земли, расположенные за стенами монастыря, стали осваивать уже в XVI веке.
В XVII веке за стенами Белого города, образовалась Печатная слобода, в которой селились типографы Печатного двора, расположенного на территории нынешней Никольской улицы.

После разрушения стен Белого города, территория застраивалась лавками купцов и горожан в хаотичном и стихийном порядке, даже, несмотря на указ Екатерины II, предписывающий устройство бульвара на месте снесенной крепостной стены.

Во время Отечественной войны 1812 года из-за пожара, купеческие лавки сгорели. Но внутренняя часть Рождественского бульвара чудом сохранилась. И уже после войны в 1820 году началось обустройство бульвара.
Была высажена зеленая аллея, спускающаяся к Трубной площади. А на месте сгоревших домов построены капитальные каменные здания.

Несмотря на многочисленные перемены, переобустройства и исторические события, место это сейчас является очень живописным уголком Москвы.
В самом начале, в окружении Трубной площади сейчас, увы, сплошной новодел.
На месте дома №1/2 когда-то находился третьеразрядный трактир "Крым". Простые люди называли это заведение Ад. А вот для уголовников тут был рай, где делилось и прогуливалось награбленное. Здание простояло до середины 1980-х годов, и было снесено перед Олимпиадой, а на освободившемся месте тогда воздвигли Дом политического просвещения архитекторов В. С. Андреева и К. Д. Кислова.
Просуществовало здание до начала нынешнего века. На его месте сравнительно недавно выстроили многофункциональный комплекс «Легенды цветного».

Дома по нечетной стороне в начале бульвара, все сплошь комфортабельные жилые "доходки", появившиеся в начале XX века.
Особенно выделяется среди них дом под № 9 . Этот доходный дом княгини Бебутовой был построен в 1909 году архитектором Г. А. Гельрих в стиле позднего, но очень приятного глазу, модерна.

Перед Октябрьской революцией в доме размещалось Генеральное консульство США.
А сейчас находится Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров.

Дом под № 10 , примыкающий к Рождественскому монастырю, доходный дом В.А. Андреева, 1903 года постройки, архитектора В.А. Кокорина.
Примечательно, что интерьеры дома были спроектированы Федором Шехтелем.

На месте этого дома в 1820-х годах была огородная земля иностранца, зубного лекаря Карла Жоли, а в начале 1830-х годов отставной флота, лейтенант, помещик Тамбовской губернии Д. Н. Сатин построил здесь двухэтажный дом с флигелями по бокам. В начале XX века по проекту архитектора Н. И. Кокорина на стены были сделаны надстройки, превратившие старые строения в пятиэтажный дом.

Под номером № 13 ныне расположены два жилых дома начала XIX века, находящиеся в основе усадьбы М.А. Лагофита.

Оба здания одинаковы, на уровне второго этажа фасады имеют четырехколонные тосканские портики. Первые этажи домов были каменными, вторые - деревянными. В 1982 году оба здания разобрали и заменили копиями. В восьмидесятых годах прошлого века дома реконструировались, были воссозданы фасады исторических построек.

Голубой особняк под № 12 , постройки конца XVIII столетия, являющийся историко-культурным памятником федерального значения, имеет долгую и богатую историю.

Первыми хозяевами этой усадьбы на Рождественском бульваре были родственники знаменитого русского писателя Дениса Ивановича Фонвизина - братья Иван Александрович и Михаил Александрович.
В этом доме неоднократно проводились собрания декабристов, а в 1821 году здесь был распущен Союз благоденствия для последующего создания нового тайного общества.
Здесь часто жили декабристы Якушкин Иван Дмитриевич и Граббе Павел Христофорович. В 1826 году здесь были арестованы Фонвизин Иван Александрович и Норов Василий Сергеевич. Из этого же дома в 1828 году выехала в Сибирь к месту ссылки мужа Фонвизина Наталья Дмитриевна.
Следующей владелицей особняка стала супруга крупного предпринимателя Надежда фон Мекк, которая вошла в историю как покровительница композитора Петра Ильича Чайковского, неоднократно гостившего у нее в этом доме. Надежда Филоретовна, купившая здание в 1869, спустя 10 лет перестраивает его по проекту архитектора Петра Петровича Скоморошенко. В результате проведенной переделки, довольно скромный особняк Фонвизиных превратился в роскошный двухэтажный пятидесятикомнатный дворец со стилизованным под античность четырехколонным псевдопортиком.
В 1881 году в особняке фон Мекк проживал известный скрипач и композитор польского происхождения Генрик Винявский, в память о котором на фасаде дома установлена мемориальная доска.

В 1881 году у владения появился новый хозяин – успешный чаеторговец Алексей Семенович Губкин, по наследству передавший его родному внуку А.Г. Кузнецову.
В 1912 году особняк числился уже за Дворянским земельным банком, который владел им вплоть до 1917 года. После революции в особняке размещались Рабоче-крестьянская инспекция, районный исполнительный комитет и райком партии.

Сейчас в этом доме находится Федеральное агентство Российской Федерации по рыболовству, благодаря которому здесь и была проведена последняя реставрация.
Какое-то время тут работал министр рыбного хозяйства СССР, о чем опять же нам "повествует" мемориальная доска, установленная на фасаде здания.

На самом бульваре напротив особняка в 2012 году был установлен поклонный крест в память о святой, Великой княгине Московской Ефросинии, супруге Великого князя Дмитрия Донского, преподобной Ефросинии Московской, по воле которой в 1395 году в Москву была принесена чудотворная Владимирская икона Божией Матери, спасшая Русь от нашествия Тамерлана.

Рядом, под номером № 14 не менее интересное строение, особняк Ростопчиной – Павлова.

Построен он был еще в начале XIX столетия. А нынешний вид приобрел уже в 1870 году, когда была проведена его реконструкция архитектором Андреем Николаевичем Стратилатовым. Двухэтажное строение, выкрашенное в яркий оранжево-апельсиновый цвет, довольно сильно выделяется на фоне соседних построек.

Декор богато украшен, оконные проемы обрамлены шикарной лепниной, гирляндами и венками.

Первой известной хозяйкой этого особняка была графиня Ростопчина, но какая именно, не известно. Дело в том, что представительниц этого рода с инициалами «Е.П.» было две – Екатерина Петровна и Евдокия Петровна, приходившиеся друг другу свекровью и невесткой. И, что самое интересное, документально этот московский адрес не встречается ни у одной, ни у другой.

В конце 20-х годов XIX века домом владел Карл Иванович Яниш, медик по образованию, впоследствии ставший профессором.
Его дочь, Каролина Карловна была также очень образована, владела языками, писала стихи, рисовала, и делала переводы для иностранных читателей произведений Пушкина, Лермонтова, Баратынского… Кроме того, Каролина была еще и красавица, в которую влюбился польский поэт Адам Мицкевич и попросил у нее руки. Но, родители высказались против этого брака и выдали ее замуж за беллетриста Николая Филипповича Павлова.
На знаменитые "павловские четверги" собиралась вся литературная Москва.
Бывали здесь и Гоголь, и Герцен, и Огарев… захаживал и, Петр Яковлевич Чаадаев, и Константин Сергеевич Аксаков, и Афанасий Афанасьевич Фет/
В 1840 году особняк Павловых-Яниш стал местом прощания с литературным обществом Москвы Михаила Юрьевича Лермонтова, уезжавшего тогда в ссылку на Кавказ…

Доходный дом напротив, под номером № 15 , был построен на месте бывшей городской усадьбы Фонвизиных в 1890-х годах по проекту архитектора Константина Францевича Буссе.

Отделка фасада довольно строгая, выделяют его лишь изящные чугунные балкончики.
Еще один декоративный элемент, небольшой псевдопортик в центральной части здания.

Соседнее здание, под номером № 17 смотрится гораздо наряднее.

Это доходный дом Н. И. Силуанова, был построен в 1904 году архитектором П.А. Заруцким. Украшают здание декорированные элементы модерна. Тут и плитка зеленовато-коричневатых тонов, и лепнина над окнами в виде раковин и картушей.

Под номером № 19 находится доходный дом К. А. Колесова в стиле зрелой неоклассики, построенный в 1914 году по проекту архитектора Д. Челищева.

Шестиэтажное здание, выкрашенное в серый цвет, облицовано модным в те времена материалом, под названием, портландцемент. Фасад украшают редкие лепные вставки, да скругленный эркер в центральной части. В этом доме жила семья Мовшовичей, с которой был знаком В. И. Ленин, неоднократно посещавший это семейство.
Небольшой двухэтажный особнячок под номером №21 , доходный дом банкира И. И. Джамгарова, был построен в качестве городского особняка в стиле XIX века.

Еще одно интересное строение по четной стороне. Дом под номером № 16 .
Городская усадьба А.П. Карамышевой - доходное владение К.Е. Ценкер.
Эту классическую постройку конца XVIII века, созданную архитектором И. С. Каминским, отличают так сказать закругленные формы, привлекающие внимание. А также кованый чугунный балкончик, служащий украшением фасада. Здание, правда, до неузнаваемости искажено перестройками 1852 и 1869 годов, предпринятыми его новым владельцем немецким купцом Ценкером: с главным корпусом соединены боковые флигеля, по- новому пробиты окна, крыша украсилась высокой балюстрадой.

В этом доме в период с 1933 по 1943 годы жил писатель Демьян Бедный.

Замыкает бульвар бывший «гостиничный дом» - один из тех, что во исполнение указа Павла I строили около упраздненных ворот Белого города. Этот торцевой дом у Сретенских Ворот ничего не сохранил от своего первоначального облика, он был глобально перестроен в 1892 году по проекту архитектора П.А. Ушакова.

На углу с улицей Большая Лубянка, необычный, "дырявчатый" домик под номером №23 .

Доходка Е. З. Мелас - С. И. Малютина, построенная в 1896 году, архитектором М. А. Арсеньевым.

Данное угловое владение сложилось из двух территорий, объединенных в 1820-х годах, после покупки на торгах гречанкой Екатериной Мелас. В 1870-х годах владелец участка - почетный гражданин, купец Иван Малютин возводит каменное здание по проекту архитектора П. С. Кампиони, а в 1890-х годах - угловую часть по проекту архитектора М. А. Арсеньева. В доме находились меблированные комнаты “Родина”, “Самарканд”, “Сретенское подворье”, трактир "Орлова", букинистический магазин Петра Куприянова.

По нечетной стороне после 21-го дома находятся владения Сретенского монастыря, заслуживающие отдельного рассказа.
А в самом конце бульвара стоит красавица –церковь Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках. Этот каменный храм был построен в 1695 году в стиле московского барокко. Дату постройки определи, опираясь на надпись, обнаруженную на одном из образов храма.

В войну 1812 года храм был разграблен французами, а все надворные постройки были сожжены. Сгорели дома служащих храма и все церковные лавки. В 1813 году в храме был сделан и освящен иконостас. А В 1897-1902 годах трапезная и часовня были полностью перестроены по проекту архитектора М. А. Аладьина.
После революции церковь закрыли. Здание было отдано тресту Арктикпроект, с 1950 года в здании храма размещался музей «Советская Арктика», затем - музей «Морской флот СССР».
В 1994 году он был освящен заново.
По преданию, в этой церкви произошло венчание дряхлого старца с юной девушкой, послужившее художнику В. В. Пукиреву темой для его знаменитой картины «Неравный брак». В церковной ризнице хранится еврейская монета серебряник, один из тех, которые были вручены Иуде за предательство Иисуса Христа.

Мы пройдем по Рождественскому и Сретенскому бульварам, заглянем на близлежащие улицы, ознакомимся с их достопримечательностями и историей.
Мы увидим скульптуру Георгия Победоносца, зайдем в Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь и в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, познакомимся с памятником «Нефтяная установка" и зданием Сандуновских бань, а также узнаем откуда пошло название Звонарского переулка.

Перейдя через Трубную площадь, мы оказываемся у Торгового Центра «Неглинная плаза» .

Отсюда и начинается Рождественский бульвар. На противоположной стороне - еще одно строящееся современное здание.

Сразу за «Неглинной плазой» свернем направо, на улицу Рождественка . Здесь, по левой стороне, мы сразу же видим стену Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря с надвратной Церковью Евгения Херсонского .

Нетрудно догадаться, что именно в честь монастыря получили свои названия Рождественский бульвар и улица Рождественка.

Монастырь мы обязательно посетим, но сейчас пройдем чуть дальше по правой стороне улицы. На пересечении Рождественки и Звонарского переулка располагается Церковь Святителя Николая Чудотворца в Звонарях .

Древнее название района «Звонари», а позднее и Звонарский переулок получили свое название в честь того, что здесь проживали звонари главной московской колокольни Ивана Великого (Иоанна Лествиничника) в Кремле .

Спустившись немного вниз по крутому склону переулка, мы оказываемся у зданий Сандуновских бань . Знаменитые на всю Москву «Сандуны» это не только современный банно-развлекательный комплекс, но и памятник архитектуры XIX века.

Интересный факт: именно в «Сандуны» отправились 31 декабря герои фильма «Ирония судьбы или С легким паром!» Разумеется, съемки происходили не в самих банях, но декорации, созданные на Мосфильме, в точности повторяют интерьер Сандуновских бань тех лет.

Возвращаемся обратно на Рождественку. Через монастырские ворота, расположенные под Церковью Евгения Херсонского, заходим на территорию монастыря.

Перед нами предстает главный Храм обители - Церковь Рождества Пресвятой Богородицы .

Храм, находящийся справа от нее, это Церковь Иоанна Златоуста .

Слева от Церкви Рождества мы видим административные монастырские здания с Церковью Казанской Божьей Матери . Однако проход туда закрыт.

Здесь стоит отметить, что порядки на территории монастыря довольно строгие. Фотографировать, конечно же, разрешается, а вот гулять простым посетителям можно только по основной площадке, между стеной и двумя основными церквями. Проходы же вглубь монастыря закрыты.

Поэтому, осмотрев то, что доступно мирянам, мы покидаем монастырь.

Возвращаемся на бульвар.

Повернув направо, мы можем лицезреть Церковь Казанской Божьей Матери с более удобного ракурса.

Следующие за монастырем здания, особняк Г.К. Ушкова (дом №10)

представляют собой памятники архитектуры XIX вв. На 12-м доме мы можем наблюдать две памятные доски. Первая посвящена польскому скрипачу и композитору Генриху Венявскому.

Другая - Герою Советского Союза Ишкову Александру Акимовичу.

Следующее здание (дом №14) - особняк графини Е.П. Ростопчиной . В 1840-е годы домом владел Н. Павлов, устраивавший здесь знаменитые на всю Москву литературно-философские «павловские четверги», на которых бывали Гоголь, Баратынский, Полонский, Фет.

Перейдем на другую сторону бульвара.

Название происходит от Печатной слободы, располагавшейся здесь с XVI века. Здесь селились мастера печатного дела, служившие при Печатном дворе на Никольской улице . (Примерно по этому же принципу, только гораздо позже, в XIIX веке, получил свое название район Печатники на юго-востоке города).

Следуя далее, мы выходим на площадь Сретенские ворота . На противоположной стороне улицы, в начале Сретенского бульвара, установлен памятник Н.К. Крупской .

Супругу и соратницу В.И. Ленина обычно было принято изображать зрелой, умудренной годами женщиной с суровым взглядом; здесь же мы видим совсем юную девушку, делающую первые шаги на пути революционной борьбы. Сзади за скульптурой установлены два гранитных пилона, на которых выбиты цитаты из трудов Крупской.

Прежде чем пройти к Сретенскому бульвару, повернем направо, на улицу Большая Лубянка . Пройдя буквально несколько шагов, мы увидим небольшую (чуть больше человеческого роста) стену, украшенную таким же небольшим куполом над железными воротами.

Зато иконы здесь располагаются прямо на стенах, и каждый, проходящий мимо, может перекреститься и произнести молитву, даже не заходя в Храм.

В летнее время, когда иконы обрамлены листвой, это выглядит особенно живописно.

А за зданием Собора полным ходом ведется строительство.

Здесь будет располагаться школа Сретенского монастыря.

Возвращаемся на бульвар. Собственно, сам бульвар довольно короткий. Пройдя от Большой Лубянки буквально 30 метров, мы уже видим Тургеневскую площадь с ее доминантой - Главным офисом компании "Лукойл" .

Из зданий же, расположенных на бульваре стоит отметить дом №6, состоящий из двух корпусов, принадлежавший до революции Страховому обществу «Россия» .

Здание, построенное в конце XIX-го - начале ХХ-го вв. в стиле позднего итальянского ренессанса, знатоками архитектуры считалось если не самым, то одним из самых красивых зданий Москвы того времени. Кованая ограда, башни, увенчаные куполами и остроконечными шпилями, к сожалению, многие детали декора здания на сегодняшний момент утрачены.

Помимо этого, Дом Страхового общества "Россия" являлся наиболее современным в техническом отношении зданием начала ХХ века. Он имел собственную электростанцию, которая освещала квартиры и приводила в движение лифты, внутри здания была обустроена собственная артезианская скважина, квартиры были оснащены всеми удобствами настолько, что могли бы посоревноваться с некоторыми современными жилыми домами.

Сегодня, наряду с различными учреждениями, часть помещений в здании занимает Театр «АРТО» .

Венчает Сретенский бульвар уже упомянутое нами здание Главного офиса компании "Лукойл".

Построенное уже в новейшей истории страны (2004 год) здание, очевидно, выпадает из общей концепции Бульварного кольца, большинство строений которого редко превышает 4-5 этажей.

В сквере, на пересечении бульвара и Тургеневской площади, установлен памятник В.Г. Шухову , выдающемуся инженеру, внесшему бесценный вклад в развитие отечественной нефтяной промышленности (именно он был руководителем строительства первых российских нефтепроводов).

На противоположной стороне площади мы видим здание Торгово-делового центра «Чистые пруды».

Между зданием офиса «Лукойла» и ТДЦ «Чистые пруды» начинается проспект Академика Сахарова .

Строительство нового пропекта, соединяющего Бульварное кольцо с Садовым , параллельно Мясницкой улице, планировалось еще в конце 30-х годов ХХ века, но помешала война. Власти города вернулись к этому проекту в 1970-х годах. С одной стороны, строительство широкой магистрали было обосновано, так как Мясницкая улица (в советские годы переименованная в Кировскую) уже тогда не справлялась со все возрастающим транспортным потоком, с другой же, проспект в буквальном смысле "прорубался" сквозь исторический центр города, сносились ценные с точки зрения архитектуры и истории здания, менялся сложившийся столетиями облик исторического центра.

Кстати, подобная участь ожидала и район между Тургеневской и Лубянской площадями, проспект (носивший проектное название Новокировский) предполагалось проложить и в южном направлении. Этим планам не суждено было сбыться из-за распада СССР.

Повернем в сторону проспекта Академика Сахарова. У главного входа в офис «Лукойла», мы видим небольшой символический памятник «Нефтяная установка» , муляж агрегата, добывающего нефть.

Проходя мимо этого импровизированного памятника, каждый прохожий думает о разном: одни - о мощи отечественных нефтедобывающих компаний, другие - о нефтяной зависимости экономики нашей страны.

А сразу за небоскребом, в Уланском проезде, мы видим небольшую церковь Святителя Николая в Дербеневе .

Зайти в метро можно как через наземный вестибюль «Чистых прудов», так и через подземный переход на станции «Тургеневская» и "Сретенский бульвар" .

На этом наша прогулка закончена.

Москвичи, впервые побывавшие в этом году на Трубной площади, с очень разными интонациями произносят: «Ого!» - площадь в очередной раз переменилась. В 2017 году застройщики презентуют нам два, казалось бы, непохожих объекта: ТЦ с гордым самоназванием «Центральный рынок» и храм Новомучеников Российских в Сретенском монастыре. Новостройки стоят в начале и в конце поднимающегося в гору бульвара, но при взгляде с Трубной площади ТЦ выглядит как пьедестал храма, сочетаясь с ним не только эстетически, но и родственным обстоятельством своего появления.

Занятно бывает представить, что минувшую четверть века провел в какой-нибудь загадочной криогенной экспедиции, в полной изоляции от новостей с родины. А потом прибываешь в самое сегодня, ничего не зная ни про то, что умер, ни про то, что Лужка поперли, ни про то, что пейджер немоден. Мне кажется, внимательного взгляда на архитектуру хватило бы, чтобы сразу понять очень многое. Она говорит о времени правдивее лукавых текстовых источников. Окрестности Рождественского бульвара изменились довольно фатальным образом, но чтобы оценить эти перемены, надо вспомнить, что было до них.

Вид на Рождественский бульвар с Трубной площади. Версия 2017 года

Я впервые оказался здесь в начале 80-х - тогда еще надо было говорить «на улице Жданова». Свернули с мамой в случайный закоулок Рождественского монастыря - тогда еще надо было добавлять «бывшего». Там были квартиры и удивительный послевоенный московский уют, уже редкий в те годы: все эти лавочки у подъездов, зелень, доминошные столы, десятки подворотных котиков. Мы прошли мимо ворот Архитектурного института, у фонтана какая-то молодежь усердно небо коптила. Мама не знала о богатых алкогольных традициях МАРХИ и сказала: «Будешь хорошо учиться - станешь таким же». Ну я и стал.

Поступив в институт, я крепко обосновался на Рождественском бульваре, на ближней к пивному ларьку скамейке, так что перемены, начавшиеся в середине 90-х, происходили на моих глазах. Котиков в подворотнях к тому времени поубавилось, но в целом в этой округе Москва была еще та, заповедная. От Петровки до Лубянки простирался старый город, не менявшийся с начала XX века. Были отдельные выбитые куски в улицах, были отдельные некрикливые советские здания, но в целом местность была состоявшаяся, понятная и уютная. Автор не имеет сил в очередной раз вступать в полемику по вопросу о важности преобладания исторической застройки в историческом городе и просто принимает за аксиому: здесь было очень неплохо. Его, как говорится, если помыть - с ним жить можно.

Рынок на Трубной площади, 1890–1910-е годы

1 из 8

Трубная площадь, 1902 год

© М.Шерер/pastvu.com

2 из 8

Особняк, где в 1921–1922 годах находился Городской райком РКСМ

3 из 8

Рождественский бульвар, 1940–1947 годы

4 из 8

Кадр из фильма «Мне двадцать лет», режиссер Марлен Хуциев, 1964

5 из 8

Трубная площадь, 1982–1984 годы

6 из 8

Пивной ларек на Рождественском бульваре, 1993 год

© Р.Цеханский/pastvu.com

7 из 8

«Дом с кариатидами» в Печатниковом переулке. Кадр из художественного фильма «Железный занавес», режиссер Савва Кулиш, 1994–1996

8 из 8

Но особенно неплохо было в начале Рождественского бульвара, у знаменитого ларька, стоявшего под огромными, может быть, самыми роскошными в Москве тополями. Во время учебы в институте большого труда стоило по дороге от метро не проскочить до конца Рождественки и не очнуться, уткнувшись носом в пивную: до того замечательно жилось под этими тополями, у перекрестка четырех бульваров.

Много уютных распивочных точек таили в себе и бывшие монастыри на южной стороне бульвара, Рождественский и Сретенский. На моей памяти никто не плясал брейк-данс на развалинах часовни - это были скорее такие романтические этюды из цикла «С чего начинается Родина». Например, незабываемая видовая площадка на крыше нынешнего Настоятельского корпуса - рядом была брешь в ограде и лестница вниз, прямо к ларьку. А вы, конечно, помните, что в ларьке разливали строго в принесенные стеклянные банки: их все время приходилось где-нибудь добывать, в том числе просить по квартирам. Так дядька, над комнатой которого мы имели обыкновение кутить, всегда давал тару и просил говорить шепотом в те часы, когда у него спят дети. Жили по совести.


15 марта в храме Новомучеников и Исповедников Российских на Лубянке прошла первая служба. Его продолжают докрашивать и декорировать - к Пасхе

Было очевидно, что все это лишь затишье, что грядут перемены, которых мы ждали и на которые надеялись. Но все же предполагалось, что люди, которые примутся менять город, окажутся не настолько тупыми и жадными, а обслуживающие их коллеги-архитекторы не настолько услужливыми и рукожопыми. Новостройки скрыли лучшие панорамные виды: от Петровского бульвара на Рождественский монастырь и от Рождественского бульвара на монастырь Петровский.

Перспективу Рождественки чудовищно захламила «Легенда Цветного», недвижимость имени Наоми Кэмпбелл, - помните, супруг-олигарх однажды подарил ей квартиру в своей новостройке? (в 2013 году пара . - Прим. ред. ) Исчезла половина старых домов, исчезли целые кварталы пыльных, но дико интересных проходных дворов, превратившись в «сплошное пятно» офисной, жилой и торговой недвижимости. Гуляя по улице, сворачивать можно лишь в двери разного рода заведений: они изобильны и прекрасны, но чего-то не хватает.

Главная беда Рождественского - ТЦ «Центральный рынок», успевший прославиться в народе под именем Навозного жука. Его согласовали в 1996 году как кафе-стекляшку на месте старого общественного туалета и начали строить в 2004-м. Вполне себе аллегория времени: объект заведомо не имеет права здесь находиться, так как Бульварное кольцо - памятник садово-паркового искусства, строительство капитальных зданий поперек него юридически невозможно. Однако объект плавно вырос до 3300 кв. м, ради него вырублено сто метров бульвара, включая те самые тополя, а его стройка 10 лет содержит бульвар в состоянии лютой разрухи, запросто перекрывая технической площадкой половину полос на внешнем проезде Бульварного кольца.

2 из 10

3 из 10

4 из 10

5 из 10

6 из 10

7 из 10

8 из 10

9 из 10

10 из 10

О точной дате открытия «рынка» пока не объявлено, но снаружи он наконец закончен. Объект зрительно запер бульвар и замкнул на себя Трубную площадь, явно не имея к этому призвания. Ситуацию спасает словно стоящий на его кровле собор, вознесшийся в прошлом году в трехстах метрах отсюда. Новостройки вполне сочетаются стилистически - этакая псевдотрадиционная, несколько нелепая в своей демонстративной важности архитектура. У ТЦ - щедрое изобилие балясин, у храма - бьющая через край декоративность фасадов. По сути, собор является таким же узаконенным самостроем: капитальное новое строительство в охранной зоне древнего монастыря в принципе недопустимо. Но Сретенский монастырь давно существует по отдельным правилам.

Снова оглядываясь в 1990-е, надо заметить, что в Рождественском и Сретенском монастырях будущее наступало по-разному. Оба они имели у себя на задах типовые школьные здания, выстроенные на месте монастырских садов. Рождественский избавился от лишней недвижимости, чтобы возродить сад, а Сретенский, используя мощный административный ресурс владыки , взял противоположную тактику. Надстроил мансардой и приспособил под семинарию здание изгнанной с территории школы, надстроил тремя этажами старые ампирные кельи, а под новый собор уместил несколько тысяч кв.м подсобной площади и двухъярусный паркинг.

В православии тоже бывает свой поп, свой рок и свой андеграунд. Отец, говорят, Тихон из тех звезд, которые собирают стадионы, - нелепо ему предлагать тур по подмосковным ДК

Глядя на собор издалека, кажется, что золотые купола успели пооблезть. Лишь подойдя ближе, понимаешь, что это орнаменты серебром на позолоте. Новостройка стоит на холме и при этом измельчена в деталях как вещь, рассчитанная на обзор с близкого расстояния. Но рядом нет пространства, чтобы любоваться вычурной отделкой, старые дома на бульваре собору жмут, и возникает опасение, что это еще не финальная стадия формирования ансамбля. дом Клары Кирхгоф . Москвичам известен неповторимый «дом с кариатидами», спасенный от гибели предпринимательницей из Сыктывкара (частный бизнес на Трубе тоже шел в будущее разными стезями). Дом Кирхгоф - сросшийся с ним стеною брат-близнец, увитый плющами двор которого был одной из лучших патриотически-воспитательных точек округи. Мы с ребятами условно называли его сердцем Москвы, и те, кому было велено брать две и подтягиваться в названное место, как правило, сразу понимали, о каком сердце идет речь. Так что характерно: 20 лет спустя разрушение продолжает не загадочное ООО в малиновых костюмах, а межрегиональная общественная организация исторического и культурного наследия «Дворянский союз». Как говорится, я просто оставлю это здесь - на скрижалях столичного краеведения.

Опять-таки с ребятами мы однажды уже собирали прессу, пытаясь привлечь внимание к бедствиям лучшего московского бульвара, и я предложил нарисовать поперек дороги пунктирную линию отрыва: вот здесь, где дворы и домики, будет Москва, а вот там, где пластмассовый офис и глубокоуважаемая Наоми, - не пойми чего. Но одна умная девочка сказала: «Видите ли, Саша, проблема именно в том, что Москва - везде». И когда понимаешь, что нет волшебной черты, за которой можно было бы спрятаться от навозного градостроительства и всего прочего, что каждому из нас не вполне по нраву, становится, как ни странно, легче.

Рождественский монастырь построен в честь доблестной победы русского воинства на Куликовом поле. Храмы Рождественского монастыря, увенчанные луковицами куполов, издалека радуют взгляд, величественно возвышаясь над улицами и зеленью скверов.

Монастырь был посвящен Рождеству Богородицы, его учредительницей являлась княгиня Мария. Она была матерью одного из славных героических участников Куликовского сражения – князя Владимира, получившего прозвище Храбрый. Первыми монахинями и послушницами, поселившимися в монастыре, стали матери, вдовицы и сироты воинов, которые положили свои жизни на ратном поле.

Местом для строительства обители выбрали холм на берегу реки Неглинной, у самого края Кучкова поля, где пролегала древняя дорога, ведущая к кремлевским стенам. Поначалу строения обители были деревянными. И только сооруженный в начале 1500-х годов Рождественский монастырь стал каменным.

В средневековой Москве часто вспыхивали пожары. Огненная стихия не щадила и обитель. В 1547 году, когда в Москве разразился невиданный дотоле по своим масштабам пожар, сгорели постройки монастыря и пострадал главный собор. Обитель была отстроена первой женой Ивана Грозного Анастасией.

В начале XVII века у стен монастыря шли сражения с польскими войсками, и многие погибшие в этих боях воины нашли упокоение на монастырском погосте. В период войны 1812 года были разграблены неприятелем монастырские храмы.

В период 70 – 80 годов XVII столетия на выделенные княгиней Лобановой-Ростовской пожертвования возвели собор в честь святого Иоанна Златоуста. Обнесли территорию обители также каменной оградой с четырьмя башнями, которая позже перестраивалась, над вратами появилась новая надвратная церковь. В начале прошлого века в обители был заложен храм во имя Казанской иконы Божьей матери и трапезная. При монастыре функционировал приют для девочек-сирот, и была открыта церковно-приходская школа.

В 20-е годы Рождественский монастырь постигла та же участь, что и все обители Москвы, его закрыли. С икон сорвали серебряные оклады и ризы, а сами образа переместили в другие храмы. В помещениях расположились различные учреждения и конторы. Монашеские кельи превратились в коммунальные квартиры, монастырский погост уничтожен, снесена часть стен каменной ограды. Рождественский собор был совершенно изуродован различными перестройками, которые проводились, чтобы приспособить помещения под нужное назначение размещенных в нем служб. Только в 70-е годы прошлого столетия московские власти решили организовать в Рождественском монастыре музей-заповедник.

А уже в 90 –е поначалу только храм Рождества, а затем и все сооружения монастыря были возвращены церкви. До наших дней сохранились все три храма и колокольня.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.