Где старец илий. Когда илий общается с президентом

Признаться, схиархимандрит Илий (Ноздрев) всегда вызывал во мне подспудное чувство неприязни и отторжения. В отличие от таких действительно духоносных старце, как о. Кирилл (Павлов), о. Николай Гурьянов (схиепископ Нектарий), о. Паисий Святогорец, о. Иероним Санаксарский, о. Гурий (Чезлов), о. Таврион (Батозский) и многие другие.

В Сети можно найти аудиозапись некоего инока Александра, в которой он рассказывает о видениях, бывших с ним при клинической смерти. Можно по разному относиться к ним -верить или не верить! Но там есть интересный фрагмент, в котором инок рассказывает о том, что дьявол посчитал схиархимандрита Илия СВОИМ сразу после того, как тот «благословил» (дело было, согласно видению, не в Оптиной, а в какой-то официальной, помпезной резиденции) принятие для народа электронного документа в виде пластиковой карточки (он якобы в раздумье прибавил при этом фразу такого смыслового содержания: ну, раз это так удобно…)

Напомним, что практически все старцы (за исключением архимандрита Иоанна (Крестьянкина) КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЛИ брать пластиковые документы в качестве паспорта — говоря об этом как о некоей «точке невозврата»: всякий принявший их, по словам старцев, непременно примет впоследствии и начертание антихриста!

Кроме того, «старец» Илий очень некрасиво выглядит в истории с о. Симеоном (Лариным). Это один старейших по возрасту насельников Оптиной, фронтовик! Так вот, именно из-за притеснений «старца» этот человек был вынужден покинуть монастырь. Как свидетельствует сам о. Симеон, в Оптиной пустыне многие с иронией в голосе обозначают схиархимандрита Илия как «схимник» — вкладывая туда весьма многозначительный смысл!

Алексей Анатольевич Чеверда

К счастью, отец Илий себя таковым не считает. В этом он честен пред Богом.

По сути, в настоящий момент, руководство РПЦ МП – это «духовные чада» одиозного митрополита Никодима (Ротова).

Жившие в Оптиной издавна, после появления игумена Илия в Оптиной, должны помнить скандал с фотопортретом папы римского Иоанна Павла II в келье сего «старца».

И только когда многие из братии возроптали и отказались идти на исповедь к Илию, портрет висевший недалеко от икон был снят.

Это услышано мной от моего духовника, игумена Никона, одного из восстановителей Оптиной, молитвенника и верного воина Христова.

Был знаком с о. Никоном, если речь идет об игумене оптинском Никоне, который последнее время подвизался на подворье Оптиной в Москве и уже почил.

Он был в опале – это точно. Знаю и о. Илия и знаю некоторые подробности из его жизни от схиархимандрита Серафима (Томина), который был благочинным в монастыре на Святой Горе Афон, когда о. Илий (тогда еще иеромонах Илиан) подвизался там библиотекарем. Он и там имел в келье портрет Папы римского, чем смущал братию.

А однажды на Афон прибыл кардинал. Братия игнорировали его приезд, а о.Илиан вышел к кардиналу навстречу с крестом, как к архиерею. После этого братия перестала с ним общаться и через некоторое время о. Илиан вернулся в Россию.

Он говорил, что там было тяжело ему. Потому что на Афоне только игумены в свободном режиме, а иеромонахи должны нести послушания как и простые монахи. И он вернулся в Россию, чтобы получить здесь игуменство. Он постригся в схиму, получил игуменство и хотел вернуться на Афон, но его пригласил о.Евлогий в Оптину не старцем, а духовником братии. Из Оптиной Илий писал письмо архимандриту Софронию (Сахарову), но ответа так и не получил.

Думаю, что о.Илий как человек неплохой. Вот только его вера искаженная. Он считает, что католики не еретики, а наши братья во Христе. Об этом он говорил при мне одному монаху из Оптиной пустыни и говорил с фанатизмом.

Тот показывал о.Илию письмо старца Амвросия, где Старец осуждает ересь латинян, а о.Илий его чихвостил по чем свет стоит, называя «сатаной» и «раскольником».

о.Илий – простец. Он и двух слов связать не может, посмотрите его видео беседы – они все противоречивы и парадоксальны.

Простота – это хорошо, но главный дар истинного старца – рассудительность . Старец никогда не будет хвалить того, кто вредит Отечеству, а о. Илий почитает Горбачева, развалившего наше государство. о.Илий даже благословил своих чад напечатать портреты Горбачева и раздавал их в храме.

Я не осуждаю Церковь и тем более не выступаю против Церкви, рассказывая тут об о. Илие. Не трудитесь меня обвинять в этом.

Я просто хочу предостеречь людей от опасности, которая поджидает их при обращении к о.Илию. Думаю что и опубликованная здесь статья имеет туже цель.

Схиархимандрит Илий привлекает своим «смиренным» видом. Но попробуйте при нем начать разговор про католиков, назовите их еретиками и вы увидите как его «смирение» исчезнет как пар. Почему-то сразу же во всем станут виноваты коммунисты. Так о.Илий реагирует на любой и политический вопрос.

Еще большая беда его вероисповедания – это оригеновская ересь. Он считает что спасутся все – независимо от веры. И думает, что это его проявление любви. «“Бог есть любовь”. Он не может сделать так чтобы кто-то страдал», – говорит о. Илий.

Не знаю что это: прелестное заблуждение или еретическое убеждение?

Время покажет, а Господь рассудит. Простите, если кого-то смутил. Будьте бдительны. А врагам Церкви, хулящим Патриарха и священство, советую обратить внимание на свои грехи, а если вы их не видите, то сходите в храм Божий. Там предостаточно добрых пастырей, искренно ищущих спасения.

«Старец» Илий (Ноздрин) как орудие информационной войны

Как пропагандируют православный антисоветизм?

  1. Берётся человек, имеющий образ «заслуженного авторитета» (в некоторых случаях этот образ раскручивается искусственно).
  2. Его побуждают высказываться на камеру по вопросам, в которых он априори некомпетентен.
  3. После получения необходимого результата идёт накачка информационного поля готовым материалом.
  4. Православные благоговейно впитывают предложенную ушную лапшу, поскольку… «это жестарец идуховник Патриарха ».
  5. PROFIT!

Например, о «могильщике» великой державы (или «империи зла») СССР Б.Н. Ельцине «старец» Илий высказался так: «Была б моя власть, я бы сделал памятник ему. Он, как Георгий Победоносец, при всем синклите этом – ЦК – бросил билет партийный… Он шёл на растерзание… Его заслуга в том, что миллионы, миллиарды людей обратились к Богу, и Церковь стала нормальной».

Во-вторых, я знаю людей, которые дарили очень дорогие подарки Патриарху Алексию II и рассказывали, как проходил сам процесс дарения. Святейший не прикоснулся к подарку, хотя и поблагодарил за подношение — коробочку принял секретарь и куда-то отнес. Обычная церковная практика. Подарки потом уносятся, Патриарх чаще всего даже не знает, что ему подарили. Не интересно ему это.

В-третьих, мне сложно представить, что Кирилл не сумел перебороть такое простое искушение — покрасоваться в каких-то дурацких часах. Перед кем — перед своей паствой?

В-четвертых, я знаю, что у монахов есть очень серьезный духовный опыт: к чаше причастия не пускают не исповедовавшихся. Мне, например, дается это очень тяжело. Потому что осведомлен об одной примечательной особенности важного таинства: неискренняя исповедь не считается. То есть, ты, конечно, можешь соврать священнику, но какой в этом смысл? Можно ведь просто не исповедоваться.

А Святейший Патриарх исповедуется регулярно. И если у него есть какие-то грехи, то уж с ними он как-нибудь разберется без наших подсказок.

Так перед кем же исповедуется Кирилл, «самый главный христианин России»?

На фото: схиархимандрит Илий принимает исповедь у Патриарха Кирилла

Схиархимандрит Илий родился 8 марта 1932 г. в селе Становой Колодезь Орловской области в крестьянской семье. В 1949 г. окончил среднюю школу в родном селе. Служил в армии, где вступил в ряды ВЛКСМ. Закончил машиностроительнй техникум в Серпухове, а после окончания распределен на работу в город Камышин Волгоградской области

Поступил в Саратовскую духовную семинарию, а после ее закрытия был переведен в Ленинградскую духовную семинарию. Позднее окончил Ленинградскую духовную академию. Здесь пострижен в монашество. Был последовательно рукоположен в сан иеродиакона и иеромонаха. Служил в разных храмах Ленинградской епархии.

С 1966 по 1976 гг. провел в Псково-Печерском монастыре.

3 марта 1976 г. направлен нести иноческое послушание на Афоне в Грецию. Проживал в Старом Русике, исполнял обязанности духовника Пантелеимонова монастыря.

В 1989 г. был призван в Россию и направлен в качестве духовника в восстанавливающуюся Оптину пустынь.

После Поместного собора 2009 г. был избран духовником своего сокурсника по Ленинградской духовной академии патриарха Московского Кирилла. 4 апреля 2010 г. возведен в сан схиархимандрита.

Проживает в Переделкине на территории подворья Троице-Сергиевой лавры.

Исповедь

Исповедь в иудаизме, христианстве и исламе — один из обрядов (в православии и католичестве — таинство) покаяния, заключающийся в признании в совершенном грехе. Для совершения исповеди обязательно раскаяние и намерение в дальнейшем не грешить.

Исповедь — неотъемлемая часть жизни христианина. Являет собой признание верующим грехов перед священником, который будучи только свидетелем, от имени Иисуса Христа специальными разрешительными словами отпускает грехи всем искренне раскаявшимся.

Святитель Феофан Затворник различал понятия «духовник» и «духовный отец». Духовник это священник, у которого исповедуются, духовный отец тот пастырь, чьими советами еще и руководствуются в жизни. «Исповедоваться можно у любого священника, но руководствоваться необходимо советами кого-то одного», говорил замечательный подвижник XX века архимандрит Серафим (Тяпочкин). «Духовник»

Кому исповедуются священники?

Понятно, что прихожане исповедуются перед священником. Но ведь и сами священники должны кому-то каяться в грехах.

Схиархимандрит Илий (Ноздрин): человек, живущий в двух мирах ЕСТЬ У НАС ЧУДНЫЙ - ОТ СЛОВА «ЧУДО» - СТАРЕЦ, СХИАРХИМАНДРИТ ИЛИЙ (НОЗДРИН). Неисповедимыми путями Господними довелось мне побыть в его окружении, далеко не близком, целых четыре дня подряд. Они в некоторой степени потрясли меня. Конечно же, о схимнике батюшке Илии писали много, немало есть в Интернете, то есть он очень известен в церковной среде. Но мне хотелось бы написать не только о нём, но и о тех, кто рядом с ним, а главное - о ходоках к нему. Ведь это очень показательно!

У седого старца глаза чистые, / Как небо в лесном ключе. / У седого старца руки чистые, / Как вода в вековой реке. / У седого старца душа омытая / Покаяния кристальной слезой. / У седого старца незабытая / Келья с народной тропой. / Старец родненький, помоги! / Старец родненький, вразуми! / Ты беду мою руками разведи! / Тучу чёрную молитвой отведи! / Детки милые, не ко мне ходите. / Детки милые, ко Господу идите. / Под надёжный Богородичен покров, / Под колокола охранный громкий зов. / А я за вас, родные сестры, помолюсь. / А я за вас, родные братья, попощусь. / И тогда, Бог даст, уйдёт горькая беда. / И тогда, Бог даст, печаль будет светла. / Я за мир грешный прошу у Неба - / Будет вместе с Ним у нас победа. Начал молиться с трёх лет Схиархимандрит Илий телом своим старческим очень худ, говорит тихо, мало. Да и не мудрено, как может подумать обычный несведущий человек, ведь он мало ест, мало спит, много молится. Но при этом наш знаменитый старец много ездит по России и миру и многими годами принимает огромное число людей! Он нужен всем и везде. Я, будучи немолодой, но в своих летах его значительно моложе, такой работоспособности не имею, к сожалению. А уж поститься и молиться столько, сколько этот старец-схимник, на вид тщедушный телом и больной на самом деле, мы - мирские, не можем. Слабоваты. Духом или телом? А прожил старец уже аж 85 лет - самые страшные годы в русской истории, вместе с всё меняющейся и страдающей страной. Будущий отец Илий, а тогда младенец по имени Алексей, родился в 1932-м году в селе Становой Колодезь Орловского района. Его крестьянская семья была очень верующий - помнилось время царское, а время богоборческое ещё не растеклось отравой по русским душам. Молиться будущий схимник начал с трёх лет. Тоже рано он начал трудиться. Не только потому, что так воспитывались крестьянские дети, но и потому, что отец его погиб на войне, когда мальчику было всего-то 10 лет. На руках работящей матери в голодное время остались ещё четверо детей мал мала меньше. Верной опорой вечно трудящейся родимой матушке стал тихий и отзывчивый отрок Алёша. Как и все женщины в селе, его любимая матушка вкалывала забесплатно - за «палочки», только лишь обозначивавшие обязательные для всех трудодни, а иначе - в тюрьму, на каторгу. Есть же очень хочется, тельца голодных деток растут... Один раз мальчик Алёша в отчаянии ушёл из дома буквально куда глаза глядят - добывать еду. Дорога на заработки была только в город. Неожиданно на рельсовой дороге он нашёл тёплый хлеб и радостно вернулся к семье - спасены. Так он вплотную встретился с миром невидимым ещё в детстве. Десять лет на Афоне

Молодой Алексей, будущий наш батюшка Илий, в хрущёвское время жестоких гонений на РПЦ не убежал от храма в страхе за свою бытовую жизнь, а в 1961-м году смело пришёл в семинарию, из которой потом перешёл в духовную академию и закончил её. Кстати, именно там он познакомился с будущим Патриархом Кириллом, который на эту пору был ещё только лишь в начале своего богословского образования. Далее Алексей тоже в тяжёлое для Церкви время провёл 10 подвижнических лет (1966-1976) в единственной на эту богоборческую пору Псково-Печерской обители - незатоптанной вражеским сапогом клумбе ещё остававшегося цвета русского монашества. А следующей ступенькой духовного восхождения были заветные 10 лет жизни (1976-1986) на святой горе Афон уже черноризца Ильи. В России же возрождалась церковная жизнь в крутую перестройку. Для невиданного в мире огромного призыва в воинство Христово нужен был духовный наставник. Враз понадобились православные батюшки-подвижники в загаженные врагом многочисленные храмы, открывшие свои давно проржавелые двери. По всей России у православных было желание наконец-то зажить полноценной жизнью, в том числе и духовной, а опыта-то не было уже и ещё... В Оптиной пустыни появился наш батюшка схимник Илий - духовный отец священникам и мирянам. И здесь Божий избранник встал на передовую фронта духовной войны. Так вот и стоит могуче по сию пору. Известен же случай, когда отец Илий своей молитвой вернул к жизни привезённого из Чечни тяжелораненого и уже умиравшего солдата. Говорят, этот случай широко обсуждался во врачебных кругах, но объяснения именно научного не нашёл. Рассказывают и об иных случаях чудесных исцелений по молитвам старца Илия. Приёмная старца

СТАРЕЦ ИЛИЙ с автором очерка С. Ф. Нелюбиной Как духовник Патриарха отец Илий живёт рядом с патриаршим домом. Как черноризец он принимает прихожан в храмовой усадьбе. Тем самым, где именно принять, удобное место у старца есть. А как? По-православному, по-русскому. В приёмную к батюшке может прийти любой желающий. Приёмная эта находится в пристройке к одному из домиков храмовой усадьбы. Пристройка одноэтажная и вытянутая в длину. Она разделена на две части: широкая и узкая. В широкой стоит большой длинный стол, занимающий всю комнату. За ним поместиться может человек двадцать. Около него на одном конце, у входа, есть ещё маленький стол, поперечный, на котором разложены святые образа, раздариваемые книги. Да и на противоположном конце стола большого, у входа, есть ещё один маленький стол, поставленный тоже поперёк. На нём разложены пачками книги в подарок. Около дальнего поперечного столика, сбоку, стоят два простеньких, стареньких потёртых высоких стула - для старца и для прихожанина. Но чаще всего прихожане встают на колени перед склонившимся к ним несколько согбенным седым старцем с ясными и умными глазами, и тогда можно разговаривать с ним лицом к лицу. Да и почитание старца среди православных такое, что встать перед ним на колени хочется непременно, это как-то естественно само по себе. На стене уже описанной правой светлой комнаты три больших окна, а за стеной левой - две комнаты. Первая от входа - большая светлая кухня - очень скромная и очень чистая. Вторая - маленькая квадратная комнатка с присущим этому старому строению большим окном. В ней по стенам большие святые образа и полки с книгами на раздачу, и там же нераспечатанные упаковки, которые сложены везде, в т. ч. и на полу. Так у батюшки Илия везде - рука дающего не скудеет. Естественно, что везде в комнатах расположены святые образа в большом количестве. Всех пришедших, кого возможно уместить в большой общей комнате, усаживают за большой стол заботливые помощницы отца Илия. Хлебосольный стол накрыт всегда и для всех всем тем, что нужно для чая. Подойдя, перечисляют болезни

СЮДА не зарастёт народная тропа К отцу Илию едут издалека, нередко на общественном транспорте, а ждут его с раннего утра часами на улице, и потому уже в доме для них есть горячие чай и кофе как для гостей, ждущих, опять же, порой часами. Помощницы у схиархимандрита Илия - духовные чада. Они милые и доброжелательные, услужливые и терпеливые. А те, кто ещё не дождался своей очереди войти в большую гостеприимную комнату, стоят и сидят в очереди в узком маленьком коридорчике. При этом и там, и там по распоряжению батюшки Илия кто-либо вслух громко читает какое-либо душеполезное чтение. Мол, нечего не только время зря терять, но и ум нужно хранить в чистоте и молитве - хорошая была духовная привычка у наших предков. Все эти люди с улицы очень разные, и причины для посещения у них разные тоже, но всё-таки для образного описания картины обобщить немного, хоть и очень-очень условно, можно. Например, есть те, кто пришёл как в поликлинику - пожаловаться, и авось да будет исцеление. Подойдя к батюшке, они громко перечисляют ему свои болезни. Он терпеливо и молча слушает, сочувственно кивает. Надеющиеся на чудо исцеления не всегда понимают, что исцеляет-то не человек, а Господь по чистой и крепкой молитве особенного человека. Правда, есть те гости старца, кто приходит с больными детками. Их батюшка принимает непременно. Например, я видела, как молодой, очень деловой и «крутой» предприниматель, тот, что строит храм в селе, после решения вопроса храмового ещё долго-долго ждал отлучившегося отца Илия, чтобы потом встать перед ним на колени и попросить помощи для своей сильно болящей дочери. Этот напористый русский парень понимает всё правильно и смирен перед волей Бога и старца. Кроме того, среди посетителей бывают люди и больные духовно - явно, то есть когда это уже видимо. Хотя православные знают, что без нас самих нас никто не может ни погубить, ни спасти. А есть и те, кто просто любопытен, а приходит с вопросами надуманными. Помощники и гости

КУХНЕЙ КОМАНДУЕТ матушка Марина Вообще надо сказать, что духовные чада батюшки, помощники и люди, приведённые кем-то из них, все деловитые, как правило, очень приятные и занимательные. Пока мы все ждали батюшку, я увидела много примечательных лиц. Кто-то строит храм в селе с благословения и по рисунку самого батюшки, кто-то работает чиновником средней руки с людьми, и у него есть большая ответственность за его дело, кто-то прилепился к батюшке уже давно, чем и спасается. Например, за небольшим круглым столом я видела 32-летнюю обаятельнейшую хрупкую красавицу, не поверите, подполковника полиции. Батюшка зовёт её «моя генеральша». Я подумала: не оставляет нас Господь Своей милостью, если есть такие женщины: уже вторая Наталья Поклонская на подходе. Не полюбить эту Алёнушку просто невозможно: столь много в ней чистоты и искренности, доброжелательности и ума. Она проста и радостна в общении настолько, что с ней перефотографировались все, кто хотел, из сидящих и приходящих. Постоянные помощники батюшки, они же и его надёжные охранники, заходили в комнатку и радостно узнавали духовную дочь отца Илия. Простые с виду, они сами далеко не простые. Это и основательный русый Иван крупного телосложения; и скромный, худощавый, с цепким смекалистым взглядом Дмитрий; и грузный смуглый серб Горан с детскими чистыми глазами. Его отец когда-то работал в СССР, сам Горан после войны приехал из Сербии со своей семьёй. Царственной красоты жена и милейшая дочь уже вернулись на Родину, а он остался в России по благословению отца Илия - духовный провидец знает, что говорит. Горан любит своё Отечество, но, как он воевал, рассказывать не любит - больно душе. Всех помощников отца Илия отличает удивительное спокойствие и доброжелательность. Да и не мудрено. Тих и кроток сам батюшка Илий. Все его тишайшие распоряжения выполняются не только мгновенно, но и беспрекословно всеми. Например, его вездесущая и неутомимая помощница матушка Марина, распоряжаясь быстро и умело хозяйством, обслуживающим не столько одного батюшку, сколько бесчисленных приходящих, может и поворчать на кого-нибудь из гостей. При этом удивительным образом везде порядок, и все гости и помощники накормлены и напоены. А особенно нужно заботливо накормить любимого батюшку, но при этом главное, чтобы ему дали поесть спокойно. Но стоит только батюшке взглянуть на неё или сделать какое-нибудь редкое мелкое замечание, то монашка, уже немолодая, но живая в словах и движениях, смиряется мгновенно. И так со всеми. Любовь батюшки к людям - не сю-сю и не бездумное всепрощение, могущее быть глупым, а чувство разумное, и если надо, то строгое. Он живёт в двух мирах Строгим лучащийся всепонимающей добротой батюшка может быть с каждым. На нужное время. Батюшку любят все, без исключения. Не любить его невозможно потому, что отец Илий сам любит всех. А для чего я так долго и подробно всё рассказываю? Во-первых, чтобы все знали, какое живое и редкое сокровище есть у нас в стране, в РПЦ. Какой он - старец? Вот такой простой в общении и в быту. Через его руки проходят огромные деньги - через него дают непременную для православного человека десятину Богу, а у него в руках ничего не остаётся, судя по всему. Вот тебе и «попы в мерседесах»! Общеизвестно, что отец Илий строит храмы, помогает обителям, полезным делам и простым людям, раздаривает душеполезные книги и прочее, и прочее, и прочее. Я уже не говорю, сколько на угощение уходит простым и непростым прихожанам. Примечательно, так же делал и св. Иоанн Кронштадтский. При этом его обвиняли за роскошь - ходил в шёлковой рясе, жил в большой квартире со многими своими помощниками и ездил на лошадях всюду, куда позовут. Но по сути своей отец Илий далеко не простой, то есть он - не простенький, как может подумать несведущий. Именно поэтому к нему и идут за советом люди умные. Ныне схимник отец Илий, в отличие от нас - простых смертных, живёт, образно говоря, как бы в двух мирах - видимом и невидимом. Человек неправославный или маловерующий может сказать, что так бывает у духовно больных людей, страдающих раздвоением сознания (шизофренией). Да, это состояние - крайность, которая есть о двух концах всегда, как палка. Тот конец, что внизу - духовная болезнь, а тот, что наверху - духовное восхождение. И когда на какой-то личный вопрос прихожанина провидец-батюшка медлит ответить, то это значит, что он молится и ждёт ответа, чтобы сказать его простому, мирскому человеку. С государевыми людьми разговор особый

В АЛТАРЕ со Святейшим Патриархом Находиться около батюшки - то же самое, что в раю - покойно и радостно. После крайне короткого общения потом благодати хватает не на один день. Вот потому-то схимник - высшая степень пострига - ангельского чина, известен всем и вся в православном мире. Уважение к нему высоко не столько потому, что он - духовник Патриарха, сколько потому, что он духовник всех нас - всех желающих. Но дело в том, что есть ещё и третья часть приходящих к нему гостей - самая малая и редкая. Эти не столько избранные, сколько особенные, то есть отличные от тех, кто с улицы. Эти гости батюшки тоже ждут его часами, но только за другим столом - маленьким и круглым, за которым могут поместиться человек восемь. На нём стоят уже привычные одни из многочисленных упаковочных коробок и чайные приборы. Когда примет батюшка и ту, и другую часть посетителей, не знает никто - через полчаса или к концу дня - непредсказуемо. Потому как есть ещё одна часть посетителей - принимаемых непременно. Вот ради них-то я и пишу эту статью. Это люди очень крупные для всех нас: государственные деятели, политики, предприниматели, люди творческие и известные. Порой именно из-за них батюшка Илий уходит в свой дом, где их и принимает, отдельно от всех, как и должно быть. Почему такое, казалось бы, несправедливое разделение? Ведь в Церкви все равны! Да, перед Богом. Но нельзя этих сравнивать с нами - простыми смертными. На этих государевых людях огромная ответственность перед Богом и людьми за свою душу в нашей сложнейшей и труднейшей обстановке. Их время нужно беречь, т. к. оно принадлежит даже и не им, а государственным делам, то есть, в конечном итоге, нам же, только всем. В его доме всё просто Дом, в котором батюшка Илий живёт и принимает, небольшой, каменный, одноэтажный. Внутри него всё настолько скромно, насколько бывает на дачах у простых людей, у обычных пенсионеров. Всё обито деревянной вагонкой, вкусно пахнущей свежим деревом. От мирского отличие в том, что везде есть многочисленные святые образа. Всё чистенько и уютненько. Нет не только роскоши, но и помпезности, чрезмерности, вычурного украшательства. Главная в доме - большая зала, а в ней - большой прямоугольный стол и стулья. И всё. Он накрыт для чая всегда. Слева небольшая кухня и подсобные помещения. Из залы вход в небольшую комнатку слева. В ней шкафы с книгами на раздачу и полки. Но в середине, на полу, опять же островком нераспечатанные упаковки с книгами, что тоже на раздачу прихожанам. От схиархимандрита Илия никто «тощ не отыдет» - каждому даст 1-2 книги. Также из залы справа вход в батюшкину келью, в которой есть мироточивый образ Богоматери. Когда-то отец Илий подарил этот простой Тихвинский образ своему духовному чаду - сироте Алексею, а потом она у него замироточила, впрочем, как ещё и другие. Нет ничего удивительного в том, что «сильные мира сего» приходят за советом к духовным старцам - так было на Руси исстари. Наши древние князья просили совета у духоносных старцев, о чём свидетельствуют дошедшие до нас письменные памятники. Да и сами старцы вежливенько и смирененько, но давали наставления правителям, поучали «власть предержавших». Митрополиты имели право «печаловаться» перед мирскими правителями за пострадавших, просили о помиловании наказанных. Как-то неожиданно я наконец-то поняла то, что давно меня неосознанно мучило: старец Илий похож на старца Сергия, причём не только внешне, что понятно и объяснимо! Если бы в Средневековье, во время Сергия Радонежского князья ездили к нему почаще, до примирения их посредником - святым игуменом земли Русской, то и тяжкое иго русичи сбросили бы быстрее и легче. А ещё, как мне подумалось, у старца Илии есть схожесть с Серафимом Саровским. Если бы так называемые либеральные чиновники правящей условной «другой России» ездили к нему к живому и слушали бы Фёдора Достоевского, а не Льва Толстого и западных «философов», да обращались бы к Иоанну Кронштадтскому не только в случае личной беды, то и царская Российская империя не пала бы так быстро и безнадёжно. Нужно встать на дорогу созидания!

У старца спросили:

Сколько видов друзей существует? - Четыре, - подумав, ответил он.
1. Есть друзья, как еда - каждый день ты нуждаешься в них.
2. Есть друзья, как лекарство - ищешь их, когда тебе плохо.
3. Есть друзья, как болезнь - они сами ищут тебя.
4. Но есть такие друзья, как воздух - их не видно, но они всегда с тобой.

Схиархимандрит Илий (Ноздрин) — один из самых известных священнослужителей Русской церкви, духовник братии Оптиной пустыни, более того, личный духовник Святейшего патриарха Кирилла. Многие называют его сегодняшним оптинским старцем, но сам отец Илий отшучивается:

— Я просто старик...

Многолетний помощник батюшки Георгий Богомолов сопровождает его и в Оптиной, и в Патриаршей резиденции в Переделкине, где отец Илий в последние годы бывает едва ли не чаще, чем в монастыре. Но многотысячные потоки людей, стремящихся к старцу, сильно отличаются.

— В Оптину едут в основном люди воцерковленные, за наставлением и благословением, а в Переделкино — нередко просто за чудом. Пришли, прикоснулись и будто бы автоматически получили то, что хотели. Но ведь так не бывает! Еще Амвросий Оптинский говорил, что важнее всего — труд, молитва и смирение, а попасть в Переделкино — несложно, по дороге можно и к экстрасенсу заехать, а потом — сравнивать, чей совет лучше.

Георгий Богомолов
За чашкой чая батюшка не столько учит жизни, сколько тихо рассуждает о тех проблемах, которые привели нас к отходу от Бога.

— Отче, а о чем должны писать мы, светские журналисты? — спрашиваю я отца Илия.

— Все очень просто. О целомудрии и крепкой семье, против наркомании и пьянства. Но самое главное — это остановить машину пессимизма, которая постоянно запугивает наш народ — мором, голодом, революциями, вгоняя его в уныние — один из самых страшных грехов, который отдаляет человека от Бога.

Все очень просто, хотя и неимоверно сложно. Ведь мы уже очень давно разучились жить так, как учил один из первых оптинских старцев — преподобный Амвросий: «не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать». И чтобы вернуться к этому простому умению, нужно остановить ту самую информационную машину пессимизма, машину уныния, шестеренками которой мы сами подчас являемся. Причем остановить, прежде всего, в самом себе. (ц)

На Руси всегда существовали духовно прозорливые люди, которых называли старцами. Причем попадали они в эту категорию вовсе не за преклонные года, а благодаря особой мудрости, появившийся в результате усердных молитв и трудов во славу Божью. Ранее такие старцы проживали в основном в Оптиной пустыни, куда со всей России съезжались паломники за советом и благословением. Сегодня эта традиция возрождается, и немалую роль в этом процессе сыграл старец Илий, о котором сегодня и пойдет речь в нашей статье.

Ради встречи с этим удивительным человеком люди готовы проводить в Оптиной пустыни несколько дней, ожидая его визита и хотя бы одного ободряющего слова. Как говорят паломники, от взгляда старца Илии не укроется ни одна беда. Каждого он ободрит, поддержит и направит. Многое, что он делает, воспринимается как нечто чудесное, хотя сам старец считает, что в этом мире все происходит только по воле Божьей. Кто же он такой, старец Илия из Оптиной пустыни? Давайте знакомиться с ним вместе.

Знакомство со старцем

Схиархимандрита Илию сложно застать на одном месте. Несмотря на то что ему недавно исполнилось восемьдесят пять лет, он все время находится в движении. Да и как иначе, если у старца столько дел и обязанностей, что только диву даешься, где он черпает силы на все это? Хотя сам схиархимандрит только на Бога и уповает. Он уверен, что каждому в этом мире ноша дана по силам и разумению. Ведь милостив Господь, а потому никогда не станет бичевать чад своих возлюбленных.

Старец Илий успевает все. Он часто ездит по России и проводит встречи с простыми людьми, а кроме этого не забывает еженедельно бывать в Оптиной пустыни. Ведь именно он был благословлен на восстановление и возрождение этого древнего монастыря. И, судя по тому, как он выглядит сейчас, старец отлично справился с этой работой.

Не так давно схиархимандрит был назначен духовником самого патриарха Кирилла, с которым они знакомы уже несколько десятилетий. Это назначение стало причиной вынужденного переезда старца Илии в Переделкино.

Как попасть к нему на встречу, задумываются многие паломники. Они планируют визиты именно в Переделкино, однако делать этого не стоит. Ведь застать старца здесь практически невозможно. В свой дом он приезжает для редких минут отдыха и прием посетителей не ведет. О лучшем способе увидеться и пообщаться со старцем мы расскажем читателям немного позже.

Молодые годы схиархимандрита

Будущий старец Илия, а в миру Алексей Ноздрин, является выходцем из простой крестьянской семьи. Родился он на Орловщине и до сих пор очень любит эти места. Сюда он приезжает чаще всего и курирует многие приходы.

Несмотря на то что в тридцатые годы прошлого столетия тотально насаждался атеизм, семья Ноздриных была очень набожной, и с ранних лет мальчик регулярно бывал в церкви. С трех лет он уже не мыслил себя без молитвы и, по собственным словам, обращался к Богу за советом абсолютно в любой ситуации.

В семье было четверо детей, но помогать матери растить их пришлось именно Алексею. Его отец погиб на фронте, и мальчик взял на себя всю заботу о матери и близких. От природы он был щедро наделен добротой, трудолюбием и смирением. Кроме этого, молодой человек отличался умом, сообразительностью и стремлением к знаниям, что помогло ему закончить обучение в средней школе.

Во время службы в армии с Алексеем произошла история, о которой он потом долго сожалел. Сдавшись под натиском уговоров своего командира, он вступил в комсомол и получил комсомольский билет. Однако юноша считал, что верующий в Бога человек не может быть партийным. Он горячо раскаивался, что позволил уговорить себя на этот поступок, и вскоре сжег выданный ему билет.

В пятидесятые годы прошлого века Алексей закончил профессиональное учебное заведение в Серпухове и был отправлен на работу в Камышин.

Выбор пути

Так как молодой человек выучился на строителя, то его и направили на возведение новой фабрики. Однако именно в это время Алексей осознал, что совсем не испытывает никакой тяги к своей профессии, и начал все чаще бывать в единственном в городе действующем храме. Там он часто общался со своим духовном, и тот однажды посоветовал юноше попробовать поступить в духовную семинарию. Это предложение показалось Алексею очень интересным, и после долгих размышлений он переехал в Саратов, где и поступил в семинарию.

Учеба в семинарии

Годы учебы были нелегкими для Алексея. В этот период времени в стране начались массовые гонения на церковь, в результате которых стали закрываться храмы и христианские учебные заведения.

Семинарию в Саратове закрыли, и продолжить обучение молодому человеку пришлось в Ленинграде. Здесь он закончил не только семинарию, но и академию. В эти годы он познакомился с будущим патриархом Кириллом, общение с которым доставляло ему огромное удовольствие. Как позже вспоминал патриарх, Алексей показался ему живым, разумным и очень добрым человеком, который буквально видел каждого изнутри, и был по натуре очень общительным.

В Ленинграде он получил монашеский постриг и взял новое имя - Илиан. Свою службу он начал сразу в нескольких приходах города и области. В первые годы послушания его рукоположили в монаха, имеющего священнический сан.

Формирование духовного мира старца

Илиан очень вдумчиво относился к своим обязанностям и много читал. Под влиянием жития святых формировалось его духовное мировоззрение и отношение к службе Господу. Особенно сильно он вдохновился возможностью посвятить свою жизнь службе в Афонском монастыре. Ради этого Илиан провел долгие десять лет в Псково-Печерской обители. Здесь его часто можно было застать за душевными разговорами со старцем Иоанном Крестьянкиным.

Наконец его направили на Афон, где он нес послушание монаха и жил в уединенной келье. Годы, проведенные в монастыре святого Пантелеймона, многое дали старцу. В тишине и молитвах он познавал тайны человеческой души, что очень сильно помогло ему в дальнейшей деятельности.

Возрождение Оптиной пустыни

К началу девяностых годов ситуация в стране резко изменилась. Повсеместно стали возрождаться храмы и монастыри, а народ душой потянулся к вере. Подобный массовый порыв раскрыл острую нехватку священников, которые к этому времени были раскиданы по разным концам света. С Афона был призван и Илиан, которому поручили важную миссию восстановления Оптинского монастыря. К этому времени он уже более десяти лет находился в полном запустении и нуждался в человеке, который смог бы взяться за настоящий подвиг возрождения святого места.

В этот же год старец получил высший сан, согласно которому он полностью отрекался от мира и посвящал каждую секунду своей жизни Господу. Так как принятие этого сана можно рассматривать как рождение в Боге, то и имя старец получил новое - Илий. Старец в Оптиной пустыне служит уже около тридцати лет, и своим сегодняшним статусом монастырь обязан неустанным трудам схиархимандрита. Вполне заслуженно это место считается центром православия, куда ежегодно приезжают десятки тысяч паломников.

Почетная миссия

Уже восемь лет схиархимандрит выполняет самую почетную миссию, которую только может представить себе православный священнослужитель. Он является духовником патриарха Кирилла. Удивительно, но сам старец считает, что данный труд представляет собой его священный долг, и даже покинул столь дорогой его сердцу монастырь, чтобы поселиться в Переделкине. Отсюда ему гораздо ближе добираться до Москвы и общаться со своим духовным чадом.

Между патриархом и схиархимандритом уже давно сложились теплые отношения, поэтому с каждым днем они только укрепляются. Не последнюю роль в этом процессе играют и молитвы старца. Им приписывают невероятную силу, ведь там, где старец Илий, всегда есть место чуду.

О том, как попасть к старцу Илию, в той или иной жизненной ситуации задумываются многие православные. А те счастливчики, которым удалось это сделать, рассказывают о схиархимандрите удивительные вещи. У каждого паломника в запасе есть своя история знакомства и общения со старцем, ведь многих он буквально спас от духовной слепоты и других проблем.

Одни рассказывают о том, как, даже не взглянув на паломника, схиархимандрит отвечал на все вопросы, которые мучили душу пришедшего за ответом человека. При этом в зависимости от ситуации старец находил утешительные или обличительные слова.

Многие пишут о том, что Илий способен одним или двумя словами излечить душевные муки или заставить человека задуматься о своей жизни, полностью изменив ее в дальнейшем. И ведь не повышает голоса старец, не обвиняет, а может проникнуть в самую суть стоящего перед ним паломника и понять, что именно ему необходимо.

Старец всегда знает, кому из присутствующих подарить иконку, привезенную им лично с Афона, а кому книжку, прочтение которой поможет паломнику духовно прозреть.

Известно о случаях, когда после молитвы старца люди исцелялись самым чудесным образом. Широко обсуждается история о солдате, находящимся при смерти. Его в надежде на чудо привезли в монастырь родственники. Мужчина уже не приходил в сознание и лишь после молитвы старца открыл глаза, а вскоре встал на ноги. Медики относительно этого случая просто развели руками и не смогли найти ему достойного научного объяснения.

Старец Илий, Оптина пустынь: как попасть

Если вам очень необходимо увидеться со старцем, то смело отправляйтесь в Оптину пустынь. Правда, никто не знает, когда сюда приедет схиархимандрит. Однако бывает он в обители практически каждую неделю и свободно общается с паломниками в трапезной. Поэтому обязательно помолитесь перед поездкой в монастырь и будьте уверены, что Господь даст вам возможность побеседовать со старцем, если это необходимо для блага вашей души.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.