Хеврон. Новое направление для хейт-туризма

Фотограф и путешественник Павло Морковкин из Киева ездит по необычным местам, посещая . В новом рассказе – город Хеврон.

Павло Морковкин

Город Хеврон на Западном берегу реки Иордан разделен на две части. Одна из них контролируется войсками Израиля, другая – властями . В первой в окружении тысяч арабов живут несколько сотен еврейских поселенцев. От остальной части города их дома отделяет самая настоящая граница: с заборами и пунктами пропуска.

В Хевроне, как и в , есть древняя архитектура и святыня авраамических религий – Пещера Патриархов. Но из-за напряжения между двумя общинами поток приезжих здесь куда меньше. С другой стороны, именно этот конфликт как раз и привлекает сюда некоторых туристов, которые хотят посмотреть на воплощение арабо-израильской вражды.

Желаем успехов. Твой ХАМАС

– Пару недель назад израильтяне похитили несколько человек. Среди них был и один из моих родственников.

Не проходит и получаса с того момента, как автобус из Вифлеема привез меня в Хеврон – арабы называют его Аль-Халиль – и мой палестинский знакомый сразу же начинает знакомить меня с местными реалиями. Не приходится даже спрашивать.

– Они просто приехали на машине и забрали несколько человек из каждой семьи, – продолжал мой товарищ. – Они хотели увидеть, как семьи отреагируют. Потому что именно они контролируют Палестину, а не правительство.

За время своих поездок по не самым мирным местам я наслушался достаточно изумительных историй, которые одна сторона рассказывает о другой, и уже привык проверять все сказанное и иногда делить на три. К тому же, когда задерживают подозреваемых в терроризме, это вряд ли будет выглядеть, как учтивый стук в дверь с ордером и вежливым зачитыванием прав. Но все равно рассказы этого парня звучали жутко.

– Некоторых людей здесь арестовывают просто за пост в фейсбуке.

– Просто за пост? Они никак не были связаны с какой-нибудь радикальной организацией?

– Ну… в той или иной степени все здесь связаны.

В следующие несколько дней таких историй я услышу достаточно. Одни будут трагикомичные. Вроде случая с парнем, которого задержали за ярко-желтую куртку, потому что несколько дней назад его младший брат в этой самой куртке пошел забрасывать камнями израильский блокпост. Будут и совсем чудовищные – солдаты ЦАХАЛа (Армии Обороны Израиля) убили родственников одного араба, и тот решил отомстить, напав на абсолютно случайно выбранного израильского солдата.

«Вот я сейчас готовлюсь к сессии, и сегодня мне приходит смс: “Желаем успехов на завтрашнем экзамене. Твой ХАМАС”»

Живя тут, абстрагироваться от политики не получается. Местная политическая сцена предлагает большой выбор. Тут тебе и светские ФАТХ, и исламисты ХАМАС, и левые радикалы из Народного фронта освобождения Палестины – это лишь неполный список партий, представленных в парламенте Палестины. А есть еще куча более мелких групп. На счету многих из них – убийства, похищения, захваты заложников и атаки смертников. Некоторые из этих организаций до сих пор считаются террористическими не только в Израиле, но и других странах.

– Здесь очень большое внимание уделяется тому, какую партию ты поддерживаешь , – рассказывает мне мой другой палестинский знакомый. – Иногда даже члены семьи ссорятся, если у них разные политические симпатии. Причем это не только на уровне государственного управления. В студенческих советах тоже идет борьба. И, конечно же, дело тут не только в идеологии, но и в деньгах. Потому что если студенческая партийная организация побеждает на выборах в университете, у нее появляется доступ как к государственному, так и к партийному бюджету. Поэтому они ведут активную предвыборную борьбу. Вот я сейчас готовлюсь к сессии, и сегодня мне приходит смс: «Желаем успехов на завтрашнем экзамене. Твой ХАМАС».

Улица-призрак

25 февраля 1994-го года еврейский экстремист Барух Гольдштейн расстрелял толпу мусульман, которые молились в Пещере Патриархов. Двадцать девять человек были убиты, и более сотни – ранены. Самого Гольдштейна оглушили огнетушителем, пока он перезаряжал автомат и тут же забили насмерть. Это убийство вызвало массовые уличные акции со стороны палестинцев. В результате беспорядков погибли еще несколько десятков палестинцев и израильтян. В ответ израильские власти установили в Хевроне комендантский час, который касался только палестинских жителей города. После этого Израиль перекрывает улицу Шухада, ведущую к Пещере. Все палестинские здания на ней закрываются и опечатываются. Для того, чтобы попасть в свои дома, палестинцам приходится лезть через крыши или дыры в стенах. Некогда одна из центральных улиц города с оживленным рынком сейчас выглядит словно город-призрак.

В старых кварталах нет указателей на домах, поэтому на его извилистых улицах несложно заблудиться. Я просто прикинул, в какой стороне находится израильская часть города и пошел в выбранном направлении. На одном из перекрестков арабская детвора замечает меня и, громко крича, начинает оживленно показывать пальцем в сторону одного из поворотов.

– Там чекпоинт?

– Да! Да! Чекпоинт! – кричат маленькие арабы в ответ.

Я поворачиваю направо, слушаясь их указаний, и вижу в конце улицы, на площади перед воротами пункта пропуска, толпу людей. Некоторые из них держат плакаты со слоганами. Периодически толпа что-то скандирует. Сбоку митинг снимают люди в шлемах и бронежилетах с надписью «Пресса». С другой стороны забора флегматично – до поры до времени – на все это смотрят солдаты и израильские поселенцы.

«На узких улочках старого города шумовые гранаты звучат очень громко»

Сзади толпы стоит кучка молодых людей явно не арабской внешности. Они показались мне более англоговорящими, чем остальные, и я решил задать одному из них максимально тупой вопрос:

– А чекпоинт не работает, что ли?

– Ээээ…Нет.

– А против чего митинг?

– Против оккупации, – тут вообще можно было не спрашивать. Надпись «Нет оккупации» была у него на плакате.

– А остальные чекпоинты работают?

– Ээээ… я не знаю.

К крикам протестующих добавляются звуки ударов. Кто-то начинает бить по воротам пункта пропуска.

– А надолго митинг-то?

– Ээээ... я не знаю.

– То есть ты пришел на акцию и не знаешь о ней ничего?

– Ээээ...

Договорить ему не удалось, потому что в этот момент раздался взрыв, и сразу за ним – еще один. На узких улочках старого города шумовые гранаты звучат очень громко. Толпа начала разбегаться, и я тоже свалил вдоль по той улице, которая была ближе ко мне. Отбежав метров на двадцать, я оглянулся. Весь пятачок перед воротами был занят солдатами. Позже по новостям скажут, что двенадцать активистов были задержаны во время этого митинга.

Первая акция «Откройте улицу Шухада» прошла в 2010-м году в годовщину убийства в Пещере Патриархов. Организаторы выдвигают несколько требований: начиная от открытия улицы до объединения города и отмены военной оккупации Палестины. Протесты проходят каждый год в течение 7-10 дней. Они заявляются как мирные акции, но регулярно перерастают в столкновения с солдатами ЦАХАЛа.

Самый еврейский город

Евреи жили в Хевроне более трех тысяч лет. И даже когда город пал под исламским вторжением в XV веке, здесь продолжала существовать небольшая община. Когда в конце XIX – начале XX века еврейское население начало сильно увеличиваться за счет мигрантов из Европы, местные арабы встречали их не очень радушно. Итогом возросшего напряжения стала резня в 1929 году, во время которой 67 хевронских евреев были убиты, а еврейские дома и синагоги – разграблены. К слову, далеко не все арабы были настроены негативно по отношению к евреям – были и такие, что помогали людям укрыться от погромщиков.

Для британских властей, которые контролировала эту территорию после Первой мировой, такие конфликты были дополнительной головной болью. Поэтому семь лет спустя они решают вопрос довольно радикально – всех евреев просто эвакуируют из города.

Возможно, вопрос был бы решен, если бы не одно но. Проблема Хеврона лежит в религиозном поле, и потому рациональные подходы тут не очень применимы. Главная историческая достопримечательность города стала и яблоком раздора. Пещера Патриархов, которую евреи называют Пещерой Махпела, а арабы Мечетью Ибрагима находится в самом центре старого города. Считается, что именно здесь похоронены библейские Авраам, Исаак и Иаков, а также их жены Сара, Ребекка и Лея. Потому это место является святым одновременно для иудеев, христиан и мусульман. Что говорить, если даже первый премьер-министра Израиля Давид Бен-Гурион назвал Хеврон местом еще более израильским, чем Иерусалим.

«Главная историческая достопримечательность города стала и яблоком раздора»

Поэтому Хеврон не мог долго оставаться без еврейского присутствия. Уже независимый Израиль занял эту территорию в результате Шестидневной войны в 1967-м году. Первое время израильские власти не позволяли своим гражданам селиться в Хевроне, чтобы не спровоцировать новые столкновения. Но не прошло и года, как несколько израильтян, притворившись швейцарскими туристами, сняли номер в гостинице в центре города, а потом забаррикадировались и отказалась покидать здание. После переговоров власти Израиля доставили их на военную базу на северо-восточной окраине Хеврона, где позже они построят еврейское поселение Кирьят Арба.

По этой же схеме израильские поселенцы засквотировали дома и культовые здания, которые принадлежали евреям до эвакуации в 1936-м. Так они заявили о праве жить около своих святынь.

В 1997-м году Хеврон разделили на две части. Согласно договору, одна подпадает под юрисдикцию палестинской полиции, а во второй безопасность обеспечивает Израиль. Сейчас через город проходит самая настоящая граница – с заборами, сторожевыми вышками и пунктами пропуска. Исторические кварталы полностью находятся на израильской части. Некоторые части израильской зоны палестинцы могут посещать только по специальным пропускам – их выдают тем, кто здесь живет, работает, учится или имеет родственников. При этом определенные районы для палестинцев закрыты вообще. К таким относятся несколько израильских поселений на восточной окраине Хеврона и небольшие участки – иногда всего пара домов с прилегающими улицами – в самом центре города.

Самые обычные бытовые процедуры превращаются в целую проблему. Водовозы не могут подъехать ко многим домам, а проезд скорой помощи бывает осложнен, потому что приходится договариваться с военными о проезде автомобиля. Каждый день по дороге в школу детям приходится проходить через блокпосты. При этом часто палестинцы подвергаются нападениям и оскорблениям со стороны поселенцев. Большую часть заявлений по этим поводам израильская полиция закрывает, так и не предъявив никому обвинение.

Пещеру Патриархов тоже разделили на две половины: мусульманскую и иудейскую. В течение всего года последователи каждой из религий могут находиться только в своей части. Но и для тех, и для других есть десять дней в году, когда весь комплекс принадлежит им.

«Пещеру Патриархов тоже разделили на две половины: мусульманскую и иудейскую. В течение всего года последователи каждой из религий могут находиться только в своей части»

Сейчас картина такова. В городе – больше 200 тысяч арабов, которые крайне негативно настроены по отношению к израильскому государству – оно де-факто контролирует часть их земли. Прибавь сюда то, что жители Хеврона в целом куда более религиознее своих соотечественников из других палестинских городов: тех же Рамаллы или Вифлеема. И в этом далеко не дружелюбном окружении живут 600 поселенцев и 200 студентов иешив – религиозных учебных заведений. Они тоже не срез еврейского общества. Поселенцами становятся люди крайне набожные, считающие, что они имеют все права на этот город. Тут еще играет роль и историческая память: последние семь столетий евреям было запрещено жить около Пещеры, а молиться они могли только снаружи и не поднимаясь выше седьмой ступени на крыльце около южной стены здания. Сейчас безопасность этих восьмисот евреев охраняет примерно столько же израильских солдат, которые тоже оказываются вовлечены в конфликт.

Если хочешь увидеть, как существует этот клубок из религиозных убеждений, национальных предрассудков и человеческой недальновидности – просто пролистай ленту новостей из города. Сообщения о столкновениях между палестинцами и израильтянами – и гражданскими, и военными – появляются едва ли не каждую неделю. Первые нападают на вторых, и наоборот.

Экскурсии с элементами ненависти

В Хевроне, как и во многих других местах, лишь только в тебе узнают иностранца – сразу же предлагают весь спектр туристических услуг: от сувениров до гостиницы и тура по городу. Экскурсия по арабской части города – это не только краткая историческая справка и осмотр достопримечательностей. Это еще и рассказы об израильской оккупации. Гуляя по старому городу, ты то и дело натыкаешься на группки людей европейской внешности, которые слушают рассказы гида-араба о зверствах израильских солдат и поселенцев.

– Посмотрите наверх. На сетку, которая накрывает рынок, – гид поднимает руку и показывает на рабицу, натянутую над рыночными рядами. На ней лежат куски бетона, упаковки от еды и еще кучки какого-то хлама. – Ее повесили специально, потому что поселенцы бросали на головы арабам камни и мусор.

Евреи тоже устраивают туры в Хеврон. Никто не предлагает их на улицах израильской зоны, но рекламу таких поездок можно без труда найти в интернете. «Экскурсия проходит только по проверенным, безопасным для израильтян и гостей страны районам города», – обещают рекламные объявления, а в своих отзывах еврейские туристы отмечают, что их возят на автобусе с двойными пуленепробиваемыми стеклами. Участники таких туров не выходят за границы территории, охраняемой солдатами ЦАХАЛа, а в программе поездки – рассказы о том, как еврейский народ вернулся на свою землю, борясь не только против враждебного арабского окружения, но и против израильских властей, препятствующих поселенцам.

В программу некоторых туров входит посещение могилы того самого Баруха Гольдштейна. На его надгробном камне написано «Святой Барух Гольдштейн, который отдал свою жизнь за Тору, евреев и народ Израиля». Некоторые евреи считают, что он узнал о готовящихся в городе еврейских погромах и решил спасти своих соотечественников ценой своей жизни и репутации. Для них Голдштейн – не религиозный фанатик, а герой.

Израильские власти не придерживаются этой точки зрения. Премьер-министр Ицхак Рабин после расстрела мусульман позвонил палестинскому лидеру Ясиру Арафату, назвал случившееся отвратительным и преступным убийством и пообещал сделать все возможное, чтобы вернуть мир. В 1999 году армия Израиля уничтожила бульдозерами молельню и место для поклонений у могилы Гольдштейна. Впрочем, это никак не мешает поселенцам регулярно собираться у его могилы и праздновать годовщину массового убийства.

Не лучший день для прогулки

Арабская часть Хеврона мало отличается от других городов на Западном берегу реки Иордан. Такие же улицы, заполненные людьми и автомобилями. Тротуары, по которым невозможно ходить, потому что повсюду стоят прилавки с фастфудом, домашней утварью и одеждой. Стены, покрытые политическими лозунгами, требующими прекратить израильскую оккупацию. Плакаты с лицами людей – далеко не всегда невиновных – убитых солдатами ЦАХАЛа. Хоть старый город и полностью контролируется израильской армией, ее тут не видно – военных начинаешь замечать, только у блокпостов на входе в израильские поселения.

Я прохожу через чекпоинт. Меня спрашивают о целях визита, тщательно проверяют рюкзак и предупреждают, чтобы я не фотографировал военные объекты и солдат. В тот день я еще неоднократно буду пересекать эту границу через разные посты, и в остальных случаях во мне будут узнавать туриста и ограничатся проверкой документов..

За пунктом пропуска – совершенно пустая улица Шухада. Двери домов опечатаны. На стенах висят плакаты с информацией об истории этих мест. Те же события в судьбе города тут описываются совсем другими словами. Вход израильской армии в Хеврон здесь называют освобождением, а не оккупацией. В этой версии делается акцент на то, что евреи занимают всего 3% территории города. Не упоминается тот факт, что для этих трех процентов пришлось создать большую буферную зону – закрыть магазины и перекрыть движение на нескольких улицах. Свои мученики тут тоже есть: на плакатах с израильской стороны – лица людей, которых убили палестинцы.

– Вы ищете палестинцев? – меня окликает молодой парень в кипе, стоящий на автобусной остановке.

– Да нет, просто турист, – отвечаю. – Был в арабской части и сейчас хочу посмотреть еврейскую.

– Вы были в арабской части? Что вы можете сказать об этом?

– Ну… обычный арабский город, обычные арабские люди.

– Правда..? – прозвучало так, будто он ожидал другого ответа. – Вы их поддерживаете?

– Я тут никого не поддерживаю.

Наш разговор прервал подошедший автобус. Мы попрощались, и я отправился в сторону Кирьят Арбы.

Прогулка вдоль поселений – это постоянные беседы с израильскими солдатами. В очередной раз меня останавливают два парня. После проверки документов выясняется, что один из них родился в Кировограде и живет тут уже пять лет.

– Не ходи туда, – он почему-то хочет, чтоб я изменил свой маршрут.

– Почему?

– Просто не ходи. Не надо.

– Потому что там арабы? – чтобы попасть в Кирьят Арбу, мне пришлось бы пересечь еще несколько палестинских кварталов.

– Ну… да. Не ходи.

– Слушай, я только что пришел из арабской части, и ничего со мной не случилось, – логики в таком заявлении, конечно, не было, но если вы не ортодоксальный еврей с характерной внешностью, то там действительно достаточно безопасно.

– Я не советую тебе туда ходить.

Въезд в поселение Кирьят Арба преграждает шлагбаум. За ним – совершенно отличный от Хеврона город. Чистые и ухоженные улицы, крытые автобусные остановки, аккуратные цветочные клумбы. Типичный израильский городок. Здесь тоже немноголюдно, но первые же четыре человека, которых я встречаю, оказываются русскоязычными, поэтому наладить контакт не составляет труда.

– Не ходи в старый город пешком, – пугает меня эмигрант из Умани. – Это опасно. Им все равно еврей ты, русский или кто-то еще. Они фанатики! У них промыты мозги! Вон там у шлагбаума на въезде неделю назад зарезали парня. Тоже киевлянина, кстати. Так что подожди автобуса. Или стань у выезда, и тебя кто-то подбросит на машине – здесь все так ездят.

– Я не думаю, что это настолько опасно. Я уже был в арабской части.

– Погоди… А как ты вообще сюда попал?!

– На автобусе из Вифлеема, – транспорт из палестинских городов приезжает в арабскую часть Хеврона, тогда как израильтяне пользуются другими автобусами, соединяющими Кирьят Арбу с Израилем и еврейскими поселениями на Западном берегу.

– Из Вифлеема?! С этими?! – за всю нашу беседу он ни разу не сказал «арабы» или «палестинцы».

– Да, с арабами.

– И не страшно?

– Нет. Все нормально было. А если тут так опасно, то почему вы не переедете в более спокойное место?

– Когда я приехал в Израиль, у меня была возможность поселиться здесь. Поэтому и живу. А моей дочке не понравилось, и она вернулась назад в Умань.

– Я слышал взрывы с той стороны. Там какие-то беспорядки? – спрашиваю я израильского солдата на одном из внутренних блокпостов.

– Да. Я не знаю, сможешь ли ты там пройти. Может, они будут кидать в тебя камни, – солдат улыбнулся. – Сегодня точно не лучший день для прогулки.

Метров через сто я прохожу через большой турникет безо всякой проверки – никого не волнует, что ты проносишь из израильской части в палестинскую – и оказываюсь на небольшой площади, от которой лучами расходятся в разные стороны три улицы. На каждой из них стоят группки парней лет от 15 до 25, и, очевидно, стоят тут не просто так. На одной из улиц взрывается петарда. Я думаю о том, что мало похож на поселенца, а потому шансы получить камень в голову все-таки близки к нулю. Но на всякий случай выбираю ту улицу, на которой подростки выглядят менее агрессивно.

Через пару часов я встречаюсь со своим арабским знакомым, и мы снова оказываемся рядом с этим местом. Толпа молодых палестинцев пробегает метрах в двадцати от нас и обрушивает град камней на здание КПП.

– Зачем они это делают? – спрашиваю я. – Ведь максимум, чего они смогут добиться, это поцарапать краску на стенах чекпоинта. Они ведь должны понимать.

– Они выражают свою позицию. Сейчас это все, что они могут сделать. Но когда-нибудь они вырастут...

На высоте 927 метров над уровнем моря, считается вторым по значимости для религиозный евреев городом, после Иерусалима. Один из старейших городов страны с непрерывной историей, свято почитаемый евреями всего мира, и постоянно балансирующий на острие ножа, готовый в любую секунду взорваться пороховой бочкой неимоверной мощности из за сложной ситуации в городе и острой диспропорции населения: в городе проживают 160 тысяч арабского населения и около одной тысячи ультраортодаксальных евреев. Не в пример древним городам, таким как , взрастившим Телль Авив и ставшим теперь мегаполисовм , Акко – пример мирного сосуществования арабского и еврейского населения, Хайфа – пример плодотворного сотрудничества людей разных национальностей и вероисповедании – в Хевроне постоянно чувствуется накаленная атмосфера из за невозможности примирения двух сторон.

С десятого века до нашей эры по первый век нашей эры город Хеврон был центром еврейской диаспоры, славящийся высоким экономическим уровнем, торговыми умениями и будучи всегда религиозным центром. Именно здесь были поставлены шатры Авраамом, здесь, у (древнее дерево, сохранившееся до наших дней, под которым, согласно Писанию, Авраам говорил с Господом), он общался с тремя странниками (позднее этот эпизод получил несколько иную интерпретацию у христиан, и стал основой при написании Андреем Рублевым иконы «Троица»), здесь ему было обещано, что жена его Сара сделает его отцом сына Исаака. Здесь, после кончины своей жены Сары, Авраам купил землю со стоявшей на ней (ныне известна еще и как Пещера Патриархов), в которой и похоронил ее. В некоторых источниках захоронения в Пещере начинаются с Сары, в соответствии с иными – здесь похоронены самые первые люди: Адам и Ева, после Сара и Авраам, Исаак и Реббека, и после Иаков и Лия. В переводе с иврита Пещера Махпела означает «парная, двойная». До сих пор бытуют два варианта интерпретации названия: Махпела – парная в виду наличия нескольких этажей в гробнице или террасовидного строения, или парная, как место захоронения четырех пар прародителей человечества (рядом находящееся селение Кирьят Арба, что переводится, как «поселок четырех»).

До восьмого века, евреи относительно спокойно жили в городе, отмеченном на карте, как Хеврон и молились в Пещере Махпела, чему не препятствовала ни одна из постоянно сменяющихся властей: арабы, на чью смену пришли крестоносцы, турки. В восьмом веке нашей эры вышел запрет для евреев входить в здание Пещеры – теперь они не могли подниматься выше, чем седьмая ступень, что соблюдалось вплоть до 1967 года. В девятом веке в город переехали испанские евреи после изгнания из Испании, и, выкупив часть земли, выстроили квартал еврейской общины с четырех – пятиэтажными строениями, и несмотря та то, что отношения с арабами не были простыми, община вела закрытый образ жизни и мало кому мешала.

Такая ситуация продолжилась до 1929 года, когда при молчаливом попустительстве со стороны английских властей, контролирующих в то время Палестину, арабами был разгромлен еврейский квартал, в результате чего множество людей получили ранения и 67 не пережили этих событий. Прикрывшись благовидным предлогом, соблюдения безопасности еврейского населения, англичане принимают решение вывезти за пределы города почти тысячу иудеев, создавая прецедент в истории нахождения еврейского сообщества в городе Хеврон. По результатам Войны за Независимость, Хеврон переходит в ведение Иордании, где в 1853 году квартал еврейской общины стерт с лица земли и вместо него оборудован рынок оптовой торговли. Таким образом, ход событий в корне не устраивал мировую еврейскую общественность, и в ходе Шестидневной войны 1967 года Хеврон был взят Израильской армией всего за одни сутки. С этого года Хеврон гордо значиться на карте Израиля, и вряд ли что-то может произойти, что бы евреи поступились этим городом, пусть и населенным преимущественно арабским населением.

С 1970 года в городе началось активное восстановление еврейских кварталов, и, не смотря на некоторое сопротивление части израильской общественности, боявшейся, что заселение Хеврона может оказать резко негативное влияние на ведение мирных переговоров, город стал пополняться еврейским населением, особенно район Кирьят Арба (близ самого Хеврона), где сегодня насчитывается около восьми тысяч еврейского населения. Стоит отметить, что здесь поселяются наиболее ультраортодоксальные евреи, непримиримо относящиеся к арабам, а о лояльности самих арабов, к сожалению, тоже говорить сложно. Поэтому Хеврон – взрывоопасная, пороховая бочка страны.

Первое время стороны смогли договориться о мирном сосуществовании и о совместном пользовании Пещерой Махпела: закончился перерыв в более чем в семьсот лет и евреи опять получили возможность молиться в Пещере Патриархов. Израильским правительством было установлено расписание молитв в разное время для иудеев и мусульман, таким способом, пусть и очень не прочный статус-кво, был достигнут. До тех пор, пока во время Пурима (еврейский праздник) в 1994 году, еврей Барух Гольдштейн устроил самовольный расстрел двадцати девяти арабом во время того, как они молились, после чего был убит негодующей толпой. Этот эпизод сделал надежду на мирное урегулирование тщетной. Пещеру разделили на две части: еврейскую и мусульманскую – часть могил праотцев осталась на иудейской стороне, часть оказалась на стороне арабов. Европейцу не составляет проблем побывать как на одной стороне, так и на другой, однако арабу на еврейскую часть вход настрого запрещен, равно как и еврею на арабскую.

Несмотря на атмосферу в городе, словно на границе воюющих государств, где вход в город охраняется израильскими КПП с зараженными, отнюдь не холостыми патронами автоматами, а для проникновения в Пещеру, так же надо пройти блок посты израильской армии, количество паломников в город не уменьшается, что дает дополнительное ощущение важности миссии небольшому количеству еврейских семей здесь живущих. Огромное количество достопримечательностей Хевнона имеют большую ценность, как для иудеев и мусульман, так и для христианского мира. ежегодно принимают тысячи паломников со всего света. Православное присутствие в Хевроне обуславливается купленным в конце девятнадцатого века участка, тремя километрами севернее Пещеры, на территории которого и растет древний дуб, под которым Аврааму явился Бог. Дерево обнесено ограждением, что бы паломники, обуреваемые рвением к святости, не разобрали дуб на сувениры.

:  /  (G) (O) 31.535 , 35.098611 31°32′06″ с. ш. 35°05′55″ в. д.  /  31.535° с. ш. 35.098611° в. д. (G) (O)

Географические данные

Хеврон находится в Иудейских горах (930 м над уровнем моря) в 36 км к юго-западу от Иерусалима , на границе между Иудейскими горами и Иудейской пустыней. Горный климат благоприятен для выращивания плодовых деревьев и виноградников.

Население - около 170 тысяч человек, в основном - арабы-мусульмане. В еврейских кварталах Хеврона проживает около 800 евреев (начало 2014 г.).

История

В древние времена

Хеврон - один из древнейших непрерывно населенных городов мира. Городские стены Хеврона существовали уже около 1700 г. до нашей эры.

Впервые Мамре упоминается в самом начале Библии (Быт. 13:18) как место, где поселился Авраам и где он сделал жертвенник Богу. Названию Мамре постоянно сопутствует упоминание дубравы или одного дуба, около которого Авраам встретился с тремя ангелами (Быт. 18). Дуб, согласно традиции, растущий здесь с момента сотворения мира (см. Быт. 23:2, 23:19; ИбН. 15:13 и др.), - так называемый мамрийский дуб.

В средние века

В римский период Хеврон назывался Аврамиус и был небольшим городом. В византийский период начался его подъем, поскольку город был важным пунктом на пересечении дорог из Иерусалима в Египет и через Петру в Иорданию .

В 7 в. при арабском вторжении в Эрец-Исраэль Хеврон стал называться Халил ал-Рахман (по-арабски `друг Бога` - принятое в исламе обозначение Авраама); кроме того, по имени Авраама (по-арабски - Ибрахим), в Коране - Меджид Ибрахим (по-арабски - `молельня Авраама`) или Хабрун (по-арабски - `цветущий город`).

Ранний арабский период (638–1110) связан с возобновлением присутствия в Хевроне еврейской общины и ее активной деятельности, о чем свидетельствуют многочисленные работы историков, а также документы и иллюстрации, обнаруженные в генизах . Халиф Омар Ибн Ал-Хаттаб разрешил евреям построить синагогу возле пещеры Махпела .

В этот период Хеврон развивался, его население торговало с бедуинами Негева и народами, жившими к востоку от Мертвого моря . Арабский географ и путешественник Мукаддаси, посетивший Хеврон в 10 в., отмечает оживленную торговлю свежими фруктами. Есть свидетельства существования в Хевроне в 1001 г. общины караимов .

В 1540 г. рабби Малкиэль Ашкенази фактически создал заново еврейскую общину в Хевроне, найдя компромисс между духовной и практической сторонами жизни местных евреев. Прежде всего он купил обширный участок земли (сейчас там расположен оптовый рынок), и это положило начало кварталу города, в котором обосновались евреи Хеврона и селились новоприбывшие. Разговорным языком евреев Хеврона был в то время еврейско-испанский . Дома еврейского квартала были построены в виде замкнутого круга с тремя радиально расположенными арками, а в центре его находилась сефардская синагога «Аврахам Авину».

Еврейский квартал пользовался широкой внутренней автономией, и со временем он превратился в гетто , его контакты с внешним миром были незначительными, хотя большая часть населения постоянно зависела от помощи, получаемой в виде пожертвований от евреев Эрец-Исраэль или собираемой хевронскими посланцами в других странах. В середине 17 в. община была мала и бедна, полностью зависела от халуки , из которой Хеврону доставалась малая часть (одна восьмая).

Образование благотворительного фонда Ихац (назван по первым буквам названий городов: Иерусалим, Хеврон и Цфат) не улучшило тяжелого экономического положения евреев Хеврона, главной проблемой был огромный долг общины Хеврона, постоянно возраставший в результате различных декретов турецких властей. Несмотря на экономические трудности, эпидемии и стихийные бедствия, духовная жизнь в еврейской общине Хеврона продолжалась.

В конце 16 в. – начале 17 в. в Хеврон переселились из Цфата некоторые крупные каббалисты , среди которых наиболее известен ученик Моше Кордоверо Элияху де Видас (1518–92), автор книги «Решит хохма» («Начало мудрости», 1575). Увлечение каббалой и мистикой оказало большое влияние на духовную жизнь общины Хеврона, придав ей значительный аскетизм.

В 1659 г. филантроп из Амстердама раввин Аврахам Перейра (?–1699) основал в Хевроне иешиву «Хесед ле-Аврахам», ставшую главным фактором в превращении Хеврона в духовный центр.

В 1807 г. и 1811 г. евреи Хеврона купили и арендовали более 80 га земли. Финансовую помощь они получали из диаспоры: филантроп З. Вертхаймер учредил крупный фонд поддержки бедноты Иерусалима, Хеврона и Цфата; в 1814 г. опекуном Хеврона стал Хаим Барух из Остравы, организовавший сеть фондов, регулярно и значительно помогавших Хеврону; М. Монтефиоре , посетивший Хеврон в 1839 г., был поражен красотой города и сделал большие пожертвования. Члены еврейской общины Хеврона занимались виноделием, ремеслами и торговлей.

В 1834 г. армия египетского наместника Ибрагима-паши подавляла восстание местных арабов, захватила Хеврон и три дня его громила. Действия египтян не были специально направлены против евреев, но евреям тоже досталось, тем более, что в отличие от мусульман, евреям бежать было некуда.

С середины 19 в. состоятельные евреи Хеврона стали селиться за пределами еврейского квартала, и население гетто стало сокращаться.

В 1879 г. стамбульский филантроп и поставщик продовольствия для турецкой армии Романо построил в Хевроне большое здание «Бейт-Романо», в котором, наряду с жилой частью для его семьи, находились гостиницы для паломников, а также так называемая «Стамбульская синагога» и иешивы .

В 19 в. важнейшую роль в развитии еврейского поселения в Хевроне внесла община Хабада , возглавлявшаяся рабби Симоном Менахемом Хайкином, переехавшим в Хеврон из Цфата в 1840 г. Внутренняя жизнь еврейского населения была хорошо организована, между группами сефардов и ашкеназов существовало согласие.

В середине 19 в. Элияху бен Сулейман Мани основал в Хевроне несколько общественных учреждений, в том числе две иешивы: «Мидраш Элияху» и «Маасе ниссим», и реорганизовал сефардский колел ; при нем он стал организационно и духовно независимым от иерусалимского колела. Мани внес в устав общины пункт, согласно которому колел субсидировал лишь тех, кто серьезно занимался изучением Торы .

Это вынудило многих жителей Хеврона начать работать, что улучшило экономическое положение еврейской общины. К концу 19 в. она насчитывала 1500 человек.

В 1868 г. Русская духовная миссия в Иерусалиме приобрела участок земли в Хевроне, на котором растет легендарный мамрийский (в русской традиции мамврийский) дуб (см. выше). Рядом с дубом был основан православный монастырь Святого Авраама и церковь Святых Праотцев.

В связи с общей деградацией Османской империи с 19 в. значение Хеврона как крупного регионального центра неуклонно снижалось, европейские путешественники описывали его как «дикое арабское гнездо».

В 1895 г. на пожертвования евреев из Северной Африки была построена больница, в которой перед 1-й мировой войной организация Хадасса стала содержать медицинский персонал, после чего больница стала называться «Хадасса».

В XX веке

Важный вклад в духовную жизнь общины внесли цадик Шолом Дов из Любавичей), разместивший в 1912 г. основанную им иешиву «Торат Эмет» в приобретенном любавичскими хасидами здании «Бет-Романо», и раввин А. Мелини, основавший в 1904 г. иешиву для молодежи.

Из-за возросших экономических трудностей к 1910 г. начался резкий упадок Хеврона, сопровождавшийся массовой миграцией его жителей в Иерусалим . Еврейское население Хеврона снизилось до семисот человек, а в 1914 г., с начала 1-й мировой войны, когда молодые жители Хеврона были призваны в армию, пути финансовой помощи блокированы, евреи, подданные России и других враждебных Османской империи государств, насильственно выселены, к тому же на Хеврон обрушились голод и чума, - община почти перестала существовать.

В конце 1917 г. войска Великобритании заняли Хеврон. После окончания 1-й мировой войны еврейская община Хеврона начала восстанавливаться. С помощью Сионистской организации в Хевроне были открыты мужская и женская школы и детский сад. Численность евреев была значительно ниже предвоенной (в 1922 г. проживало 430 евреев из 16 тыс. общего населения Хеврона).

Духовная жизнь общины была в упадке - в иешивах училось всего 17 человек. Ситуация улучшилась в 1925 г., когда рабби М. Эпштейн из Литвы основал иешиву «Слободка». Еврейское население стало расти, и к 1929 г. насчитывалось 700 человек (из 18 тыс. общего населения Хеврона), все - исключительно представители ультраортодоксальных общин .

В 1929 г. еврейская община Хеврона пострадала от жестокого погрома со стороны арабского населения. Нападение было запланировано и имело целью положить конец еврейскому заселению Хеврона. В это же время арабы предприняли нападения и на другие еврейские населенные пункты, но их атаки были успешно отражены еврейскими силами самообороны .

Узнав о готовящемся нападении на евреев Хеврона, руководство Ѓаганы предложило направить в город вооруженный отряд. Но ультраортодоксальное руководство еврейских общин Хеврона, настроенное резко антисионистски , отказалось принять помощь нового ишува . Было убито 67 человек, ранено 60, еврейский квартал был разрушен, синагоги разграблены, свитки Торы сожжены. Многие бежавшие и уцелевшие от погрома евреи Хеврона (35 семей) не смирились с уничтожением общины и вернулись в 1931 г. в город для ее возрождения. Во время арабских беспорядков в 1936 г. британские власти эвакуировали еврейское население Хеврона, и до 1947 г. там проживал лишь один еврей.

В ходе Войны за независимость Хеврон был оккупирован Иорданией . Иорданские власти и местные жители предприняли систематическую кампанию по ликвидации каких-либо доказательств еврейского присутствия в городе. В 1953 г. они разрушили еврейский квартал, на его большей части построен оптовый рынок. Они осквернили еврейское кладбище и устроили хлев на развалинах синагоги "Авраам Авину".

После освобождения в 1967 г.

В ходе Шестидневной войны 8 июня 1967 г. израильская армия овладела Хевроном без боя. Среди арабского населения Хеврона началось массовое бегство (из-за страха мести за погром 1929 г.), остановленное израильскими властями.

Главный раввин ЦАЃАЛа Шломо Горен вывесил израильский флаг над Маарат Махпела и внёс туда свиток Торы , но министр обороны Моше Даян приказал вернуть пещеру мусульманам.

После Шестидневной войны евреи стали предпринимать попытки возвращения в Хеврон, что вызвало бурную полемику: одни считали акт возвращения исторически справедливым и общественно и духовно необходимым, другие усматривали в еврейском заселении Хеврона препятствие мирному урегулированию арабо-израильского конфликта. В 1967 г. был отменен существовавший 700 лет запрет на молитвы евреев в пещере Махпела и установлены израильским правительством дни и часы молитв для евреев и мусульман.

В мае 1968 г. группа молодежи - члены сионистского национально-религиозного движения Гуш Эмуним во главе с раввином М. Левингером (родился в 1935 г.) - поселилась в гостинице в Хевроне, но вскоре была переведена израильской военной администрацией в здание военной комендатуры, где к ним присоединились двадцать учащихся иешивы «Ор Эцион». Их действия вызвали общенациональную дискуссию и получили поддержку всего политического спектра.

Поселенцы требовали предоставления им права вселиться в принадлежавшие евреям дома, но муниципалитет Хеврона возражал; в качестве компромисса израильское правительство начало строить новый еврейский жилой массив к северо-востоку от Хеврона (ныне Кирьят-Арба). Первые 105 единиц жилья были готовы осенью 1972 г.

С 1976 г. участники движения Гуш Эмуним во главе с раввином Левингером предпринимали попытки поселиться в пустующем здании «Хадассы», которые пресекались израильскими силами безопасности. В 1979 г. в связи с 50-летием погрома в Хевроне в здание «Хадассы» проникли 15 женщин из Кирьят-Арбы с 45 детьми. Правительство не решилось выдворить их, а Геула Коэн оказала им поддержку.

После террористического нападения в мае 1980, при котором шесть евреев, возвращающихся с молитвы на гробницы патриархов были убиты и 20 ранены, правительство под руководством Менахема Бегина согласилось на ремонт Бейт-Хадасса, а также разрешило евреям переехать в смежные здания Бейт-Хасон и Бейт-Шнеерсон в старом еврейском квартале. Дополнительный этаж был построен на Бейт-Хадасса, и 11 семей переехали в течение 1986 За следующие два десятилетия многие другие принадлежащие евреям здания в Хевроне были отремонтированы и восстановлены.

Позже еврейское присутствие в Хевроне сосредоточилось также близ восстановленной синагоги «Авраhам Авину», в «Бейт-Романо» и в Рамат-Ишай (Тель-Румейда), таким образом в Хевроне образовались три еврейских квартала. Еврейская община Хеврона растет крайне медленно, несмотря на множество желающих поселиться в городе, что связано с причинами политического характера.

Каждая попытка евреев поселиться в пустующем здании (даже законно ими купленном с соблюдением всех правил) превращается в скандал с судебными процессами и силовыми акциями по их выселению. Порой масс-медийное эхо таких событий выходит за всякие разумные рамки как со стороны ультралевой и арабской пропаганды, так и со стороны радикально настроенных поселенческих кругов.

Пещера патриархов (Махпела)

В 1994 г. врач Барух Гольдштейн вошёл в Пещеру Патриархов с заряженным автоматом в то время, когда там молились мусульмане, и начал стрелять в молящихся. В результате погибли 29 человек и десятки были ранены. Барух Гольдштейн был растерзан толпой, а созданная израильскими властями комиссия признала его поступок преднамеренным и необоснованным убийством.

Тем не менее, есть сведения, что молящиеся арабы готовились к вооруженному нападению на еврейский квартал Хеврона, чему Б. Гольдштейн помешал.

Вечером, в канун праздника, главное командование округа созвало на заседание важных должностных лиц для согласования действий. Был там и врач Барух Гольдштейн, чья работа приобретала жизненно важное значение в обстановке чрезвычайного положения. Были и другие люди, занимавшие ответственные посты. От них я и знаю, что обсуждалось на том заседании.


Присутствующим сказали, что ожидается нападение на еврейских жителей Хеврона с целью убийства – в размерах, намного превышающих те, к которым на сегодняшний день " привыкли." Гольдштейну было велено развернуть полевой медпункт чрезвычайного положения и доложить, имеется ли достаточный запас крови, плазмы и прочих медикаментов. Гольдштейн спросил высших офицеров, почему, если так, они не вводят комендантский час. Ответ был прост и ясен:
" У нас сейчас идёт мирный процесс. Это просто невозможно."
Для жителей Кирьят-Арбы чудовищное, вызывающее дрожь выражение Переса – "жертвы мирного процесса" – имело самый реальный и осязаемый смысл, и доктор Барух Гольдштейн изо дня в день сталкивался с этой живой расплатой за авантюру Осло. Можно не сомневаться, что ответ командования звучал для Гольдштейна смертным приговором, вынесенным некоторому количеству евреев, которые завтра будут принесены как жертвы на алтарь "мирного процесса".

Хеврон от А до Я: карта, отели, достопримечательности, рестораны, развлечения. Шоппинг, магазины. Фото, видео и отзывы о Хевроне.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Как добраться

Самый удобный способ добраться до Хеврона - на автобусе из Иерусалима, который отправляется с Центрального автовокзала. Времени в пути на автобусе № 160 - чуть более часа. Транспорт ходит регулярно, с раннего утра до позднего вечера, интервалы между рейсами от 40 минут до 1,5 часа.

Покупая билет, нужно быть внимательным и не отправиться в поездку до северо-западного поселения Кирьят-Арбы, который расположен рядом с Хевроном и фактически является его продолжением.

Из многих других городов, например из Тель-Авива, до Хеврона придется добираться с пересадками.

Автобусная остановка находится рядом с главной местной достопримечательностью - пещерой Махпела, местом захоронения библейских святых, и одним из контрольно-пропускных пунктов.

Поиск авиабилетов в город Тель-Авив (ближайший а/п к Хеврону)

Погода в Хевроне

Cреднемесячная температура, °C днем и ночью

    январь

    февраль

    март

    апрель

  • июнь

    июль

    август

    сентябрь

    октябрь

    ноябрь

    декабрь

Популярные отели Хеврона

Развлечения и достопримечательности Хеврона

Пещера Махпела , или Двойная пещера , также носит название пещера Патриархов - это место захоронения святых Авраама, Исаака, Иакова и их жен Сарры, Ревекки и Лии. Эта религиозная достопримечательность считается святыней сразу в трех мировых религиях - иудаизме, христианстве и мусульманстве. Пещера расположена под построенным сверху зданием, территория которого разделена две части - мусульманскую и иудейскую - и находится под охраной представителей сразу двух армий. Каждая из общин молится строго в пределах своей части, и заходить на чужую территорию запрещено, за исключением больших религиозных праздников, когда посещать другие залы все же разрешается.

Для верующих евреев пещера Махпела - вторая по степени святости религиозная святыня, после Храмовой горы в Иерусалиме.

Монастырь Святой Троицы находится в арабской части города. В 19 веке Русская Духовная Миссия купила участок земли с Мамврийским дубом и построила на территории вокруг него монастырь. Возраст дуба - около 5000 лет, и считается, что именно он свидетель ветхозаветной истории о том, как Аврааму явились три ангела. До 90-х годов 20 века дуб был покрыт листвой, однако сегодня он практически весь высох. Уничтожению дерева поспособствовали многочисленные желающие приобщиться к библейской истории: кора дерева среди верующих считается святыней.

Достопримечательности

Хеврон – столица одноименной провинции и округа Иудея. Является крупнейшим городом южной части Западного берега реки Иордан, крестившей в своих водах Христа. Еще издревле окрестности Хеврона прославили многочисленные виноградники, оставившие доныне этим библейским местам поздние сорта сладких ягод.

Стоящий в иудаизме по критерию святости непосредственно после Иерусалима, Хеврон причислен историками к сонму древнейших городов мира. Является объектом многовекового паломничества представителей основных земных религий, поскольку стал местом упокоения Авраама – основателя таких монотеистических верований, каковыми являются иудаизм, ислам, христианство.

История еврейского анклава Хеврона насчитывает более трех тысячелетий. Бывший в царствование Давида столицей, город пережил восстание престолонаследника, после чего стараниями основателя Иудейского царства, Ровоама, был тщательно укреплен. Далее последовал захват Хеврона вавилонянами, присоединение его к хасмонейскому царству. Властвовал городом и Ирод Великий, поддержанный своими отпрысками. Итожит тернистый путь Хеврона включение его в римскую провинцию Иудею, по прошествии времени переименованную в Палестину.

В 614 году персидская армия ненадолго отбивает город у византийцев, уступившим все же Хеврон мусульманам 24 года спустя. Затем, пробыв почти 90 лет под властью крестоносцев, город отошел мамлюкам. Первая мировая война вывела Хеврон из четырехсотлетнего османского владычества, заменив его британским подмандатным управлением.

Хевронское соглашение, воплощавшееся с 1997 года, стабильного мира Хеврону не принесло – столкновения между арабами и израильскими вооруженными силами весьма часты. Но сообщение между враждующими секторами города отлажено. Для этого создано 16 охраняемых израильтянами контрольно-пропускных пункта.

При упоминании Хеврона в сознании вырисовывается пещера Махпела, являющаяся главной святыней города. Переводимая с иврита как «Двойная пещера» она, согласно преданию, дала вечный приют первым людям, коими, согласно монотеистическим воззрениям, была библейская чета Адам и Ева. Саму же пещеру приобрел Авраам, вознамерившийся похоронить в ней Сарру.

Монастырь Святой Троицы, на территории которого произрастает обнаруженный архимандритом Антоном Мамврийский дуб – другая достопримечательность Хеврона. Духовно окармливавшийся ранее Русской зарубежной церковью, в 1997 году монастырь перешел Московскому патриархату.

Безопасность посещения Хеврона обеспечивается израильской армией и полицейскими подразделениями. Специфику имеет только прокат автомобилей, на которых иностранец может непреднамеренно попасть в арабский сектор. Кроме того, водителю моложе 24 лет иногда предлагают дополнительную страховку.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.