Святые равноапостольные кирилл и мефодий. Кирилл и Мефодий: почему азбука названа именем младшего из братьев? Святые земли русской кирилл и мефодий

24 мая – день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян.
Это единственный церковно-государственный праздник, который объявлен Днем славянской письменности и культуры.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ СВЯТЫМ РАВНОАПОСТОЛЬНЫМ КИРИЛЛУ И МЕФОДИЮ

Византийские монахи святые равноапостольные Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки. Они помогают в учении, им молятся о сохранении славянских народов в истинной вере и благочестии, об ограждении от лжеучений и иноверия.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ЖИТИЕ СВЯТЫХ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий были родными братьями. Мефодий был старшим из детей в семье (родился в 820 г.), а Константин (в монашестве Кирилл)- младший (родился в 827г.). Они родились в Македонии, в городе Солуне (сейчас Салоники) воспитывались в зажиточной семье, их отец был военачальником в греческой армии.

Святой Мефодий, как и его отец, начал военную службу. Он своим усердием в делах добился уважения царя и получил назначение воеводой в Славинию, одно из славянских княжеств, подчиненных Греции. Тут он познакомился со славянским языком и изучил его, что впоследствии помогло ему стать духовным учителем и пастырем славян. После 10 лет успешной карьеры, Мефодий решил отречься от земной суеты, оставил воеводство и стал монахом.

Его брат, Константин, с детства показал свою прилежность к наукам. Он, вместе с цесаревичем Михаилом, учился в Константинополе и получил хорошее образование. Они вместе изучали литературу, философию, риторику, математику, астрономию, музыку. Но наибольшее усердие отрок проявлял к богословию. Одним из его религиозных учителей был будущий патриарх Фотий Константинопольский. Еще в юношеском возрасте святой учил наизусть творения Григория Богослова. Константин умолял святого Григория быть ему наставником.

После окончания учебы святой Константин (Кирилл) получил сан иерея и его назначили библиотекарем в патриаршию библиотеку, которая была при храме святой Софии. Но, невзирая на это назначение, он ушел в один из монастырей, из которого практически насильно его возвратили в Константинополь и определили учителем философии в школе.
Невзирая на свой возраст, Константину удалось победить в прениях зрелого греческого патриарха Анния (Ианнеса), который был иконоборцем и не признавал икон святых. Впоследствии тот был смещен с патриаршего престола.

Потом Кирилл отправился к своему брату Мефодию и в течение нескольких лет был иноком в монастыре на Олимпе. В этой обители было много иноков-славян, здесь он, с их помощью, изучил славянский язык.

Пробыв некоторое время в монастыре, оба святых брата, по приказу императора, отправились проповедовать хазарам Евангелие. Во время этой поездки они остановились в Корсуни, где по убеждению святого Кирилла были найдены и подняты с морского дна мощи святого Климента, папы Римского, который был сослан в Корсун за исповедание Христа и по повелению императора Траяна в 102 г. ввержен в море, где пребывал более 700 лет.

Кроме этого, будучи в Корсуни, святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, которые были написаны «русскими буквами». А у человека, который говорил по-русски, начал учиться этому языку.
Проповедуя Евангельское учение хазарам, святые братья столкнулись с «конкуренцией» со стороны иудеев и мусульман, которые тоже пытались привлечь хазар к своей вере. Но благодаря своим проповедям, одержали победу.
Возвращаясь обратно из Корсуна, Господь помогал им творить чудеса:
— находясь в жаркой пустыне, святой Мефодий набрал из горького озера воду, а она неожиданно стала сладкой и холодной. Братья вместе со своими спутниками утолили жажду и поблагодарили Господа, сотворившего это чудо;
— святой Кирилл с Божией помощью предсказал кончину корсунского архиепископа;
— в городе Филлы рос большой дуб, сросшийся с черешней, который, по утверждению язычников после их просьб подавал дождь. Но святой Кирилл убедил их признать Бога и принять Евангелие. Потом дерево было срублено, и после этого, по воле Божией, ночью начался дождь.

В то время к греческому императору пришли послы из Моравии и попросили помощи и защиты от немецких архиереев. Император решил отправить святого Константина потому, что святой знал славянский язык:

«Тебе необходимо идти туда, ибо это никто лучше тебя не выполнит»

С молитвой и постом, святые Константин, Мефодий и их ученики в 863 году начали это великое дело. Они создали славянскую азбуку, перевели с греческого на славянский язык Евангелие и Псалтирь.

После того, как этот благословенный труд был окончен, святые братья отправились Моравию, где начали обучение Богослужению на славянском языке. Этим обстоятельством сильно обозлились немецкие епископы, они утверждали, что Бога необходимо славить только еврейском, греческом или латинском языках. За это Кирилл и Мефодий начали их называть пилатниками, так на Господнем кресте Пилатом была сделана табличка на трех языках: еврейском, греческом, латинском.
На святых братьев они послали в Рим жалобу, и в 867 году, папой Николаем I «виновники» были вызваны на суд.
Святые Константин и Мефодий, взяв в путь мощи папы Римского святого Климента, отправились в Рим. По прибытии в столицу, они узнали, что Николай I к тому времени скончался, а его преемником стал Адриан II. Папа Римский, узнав о том, что они привезли мощи св. Климента, торжественно принял братьев и утвердил Богослужение на славянском языке. А книги, которые были переведены, освятил и приказал положить в римских церквах и совершать Литургию на славянском языке.

В Риме святому Константину было чудесное видение о приближении кончины. Он принял схиму с именем Кирилл и 14 февраля 869 года, через 50 дней, в возрасте 42 лет, окончилась земная жизнь равноапостольного Кирилла.

Перед смертью он сказал своему брату:

«Мы с тобой как дружная пара волов вели одну борозду; я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору».

Папа повелел мощи святого Кирилла положить в церкви святого Климента, где от них начали совершаться чудесные исцеления людей.

А святого Мефодия Папа Римский рукоположил во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого апостола Антродина, где святитель проповедовал Евангелие среди славян и крестил чешского князя Боривоя с его супругой.

После кончины брата, святой Мефодий не прекращал просветительскую работу. При помощи учеников-священников, он перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).

Святой Мефодий скончался 6 апреля 885 года, ему было около 60 лет. Его отпевали на славянском, греческом и латинском языках. Погребен святитель в соборной церкви Велеграда - столицы Моравии.

К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий были причислены еще в древности. Празднование памяти святителей по указу Св. Синода (1885г.) отнесено к средним церковным праздникам. Этим же указом определено, что по Евангелии на утрени перед каноном, на отпустах и во всех молитвах, в коих поминаются вселенские святители Русской Церкви, поминать после имени святителя Николая архиепископа Мирликийского чудотворца, имена: иже во святых отец наших Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.

Деятельность просветителей повлияла и на развитие древнерусского языка на Руси, поэтому в Москве, на Славянской площади, в 1992 г. открыт памятник славянским первоучителям и апостолам, Кириллу и Мефодию, святым не только православной Церкви, но и католической.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем вас, святии равпоапостольнии Кирилле и Мефодие, вся Словенския страны ученьми своими просветившыя и ко Христу приведшыя.

ВИДЕОФИЛЬМ

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Учителя Словении Презентация по теме: « Почему Кирилла и Мефодия причислили к лику святых»

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

С младших классов меня интересовал вопрос « Почему Кирилла и Мефодия причислили к лику святых?» Я стала разбираться в этом вопросе. Прочла много книг и множество другой литературы. Изучая литературу я узнала, что Святой Мефодий сначала служил, как и отец его, в военном звании. Царь, узнав о нем, как о хорошем воине, поставил его воеводой в одно славянское княжество Славинию, бывшею под греческой державой. Это случилось по особому усмотрению Божию и для того, чтобы Мефодий мог лучше научиться славянскому языку, как будущий впоследствии духовный учитель и пастырь славян. Пробыв в чине воеводы около 10 лет и познав суету житейскую, Мефодий стал располагать свою волю к отречению от всего земного и устремлять свои мысли к небесному. Оставив воеводство и все утехи мира, он ушел в монахи на гору Олимп

5 слайд

Описание слайда:

А брат его святой Константин с юности своей показал блестящие успехи, как в светском, так и в религиозно-нравственном образовании. Так же из книг я узнал, что Константин учился вместе с малолетним императором Михаилом. Учились они у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха Константинопольского. Константин Получил отличное образование и в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, но особенно прилежно изучил он творения святителя Григория Богослова. В дальнейшем он получил прозвание Философа (мудрого). По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии

6 слайд

Описание слайда:

Но, пренебрегая всеми выгодами своего положения, удалился в один из монастырей при Черном море. В дальнейшем он почти насильно был возвращен в Константинополь и определен учителем философии в высшей Константинопольской школе. После того как молодому Константину удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Аниния,он удалился к брату Мефодию и несколько лет разделял с ним иноческие подвиги в монастыре на Олимпе, где впервые стал заниматься изучением славянского языка. Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни, готовясь к проповеди.

7 слайд

Описание слайда:

В Корсуне святой Константин нашёл Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке. После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя Евангельское учение. В дальнейшем Константин с помощью своего брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Псалтирь и избранные службы. По словам некоторых летописцев известно о том, что первые слова, написанные на славянском языке, были слова апостола Евангелиста Иоанна: «Вначале бе (было) Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово». Это было в 863 году. Изучая и дальше литературу,я сделал вывод,что братья Кирилл и Мифодий действительно оставили значительный след в трудах учительских

8 слайд

Описание слайда:

После принятия схимы с именем Кирилл,Константин скончался в возрасте 42 лет, но перед своей кончиной он попросил своего брата Мифодия «Мы с тобой как дружная пара волов вели одну борозду; я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору».Мефодий выполнил волю брата и продолжал Евангельскую проповедь среди славян. В последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).

9 слайд

Описание слайда:

Скончался Мефодий 6 апреля 885 года в возрасте 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках - славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда - столицы Моравии. К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности. В Русской Православной Церкви память равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века. Древнейшие службы святым, дошедшие до нашего времени, относятся к XIII веку. Теперь, узнав об огромном вкладе братьев Кирилла и Мефодия,я могу сказать,что для православной России празднование св. первоучителям имеет особое значение, так как именно они внесли неисчерпаемый вклад в развитие славянской Божественной Литургии и письменности.

Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские, братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл - его монашеское имя) – самым младшим.

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий


Святой Мефодий был сначала в военном звании и был правителем в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, по-видимому, болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку. Пробыв там около 10 лет, святой Мефодий принял затем монашество в одном из монастырей на горе Олимп (Малая Азия). Святой Константин с малых лет отличался большими способностями и учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха Константинопольского. Святой Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова. За свой ум и выдающиеся познания святой Константин получил прозвание Философа (мудрого). По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь. Разысканный там и возвращенный в Константинополь, он был определен учителем философии в высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой победы Константин был послан императором на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами (мусульманами) и также одержал победу. Вернувшись, святой Константин удалился к брату своему святому Мефодию на Олимп, проводя время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов.

Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни, готовясь к проповеди. Там святые братья чудесным образом обрели мощи священномученика Климента, папы Римского (память 25 ноября). Там же в Корсуни святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке. После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя Евангельское учение. На пути домой братья снова посетили Корсунь и, взяв там мощи святого Климента, вернулись в Константинополь. Святой Константин остался в столице, а святой Мефодий получил игуменство в небольшом монастыре Полихрон, недалеко от горы Олимп, где он подвизался прежде. Вскоре пришли к императору послы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Император призвал святого Константина и сказал ему: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит». Святой Константин с постом и молитвой приступил к новому подвигу. С помощью своего брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Это было в 863 году.

После завершения перевода святые братья отправились в Моравию, где были приняты с великой честью, и стали учить Богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах Богослужение на латинском языке, и они восстали против святых братьев, утверждая, что Богослужение может совершаться лишь на одном из трех языков: еврейском, греческом или латинском. Святой Константин отвечал им: «Вы признаете лишь три языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но Давид вопиет: Пойте Господеви вся земля, хвалите Господа вси языци, всякое дыхание да хвалит Господа! И в Святом Евангелии сказано: Шедше научите вся языки..». Немецкие епископы были посрамлены, но озлобились еще больше и подали жалобу в Рим. Святые братья были призваны в Рим для решения этого вопроса. Взяв с собой мощи святого Климента, папы Римского, святые Константин и Мефодий отправились в Рим. Узнав о том, что святые братья несут с собой святые мощи, папа Адриан с клиром вышел им навстречу. Святые братья были встречены с почетом, папа Римский утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.

Находясь в Риме, святой Константин занемог и, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Отходя к Богу, святой Кирилл заповедал брату своему святому Мефодию продолжать их общее дело – просвещение славянских народов светом истинной веры. Святой Мефодий умолял папу Римского разрешить увезти тело брата для погребения его на родной земле, но папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса.

После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого Апостола Андроника. В Паннонии святой Мефодий вместе со своими учениками продолжал распространять Богослужение, письменность и книги на славянском языке. Это снова вызвало ярость немецких епископов. Они добились ареста и суда над святителем Мефодием, который был сослан в заточение в Швабию, где в течение двух с половиной лет претерпел многие страдания. Освобожденный по приказанию папы Римского Иоанна VIII и восстановленный в правах архиепископа, Мефодий продолжал евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и егосупругу Людмилу (память 16 сентября), а также одного из польских князей. В третий раз немецкие епископы воздвигли гонение на святителя, за непринятие римского учения об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына. Святитель Мефодий был вызван в Рим, но оправдался перед папой, сохранив в чистоте Православное учение, и был снова возвращен в столицу Моравии – Велеград.

Предчувствуя приближение кончины, святой Мефодий указал на одного из своих учеников – Горазда как на достойного себе преемника. Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках – славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда.


24 Мая 2014

Святые Кирилл и Мефодий проделали титаническую работу – вывели славян на принципиально новый уровень. Вместо разобщенного и разнородного язычества у славян появилась единая православная вера, из народа, не...

Святые Кирилл и Мефодий проделали титаническую работу – вывели славян на принципиально новый уровень. Вместо разобщенного и разнородного язычества у славян появилась единая православная вера, из народа, не имеющего письменности, славяне стали народом обладателем собственной уникальной письменности, на протяжении столетий она была общей для всех славян.

В IX веке повторилась история века апостольского, как двенадцать учеников Христа смогли изменить мир Средиземноморья, так два самоотверженных миссионера проповедью и учеными трудами смогли привести в семейство христианских народов огромный этнос славян.

Начало служения

Братья Кирилл и Мефодий родились в начале IX веке в Салониках, в городе, в котором помимо коренных жителей греков, проживало много славян. Поэтому славянский язык для них был практически родным. Старший брат, Мефодий, сделал хорошую административную карьеру, некоторое время он занимал должность стратега (военного губернатора) в византийской провинции Славиния.

Младший, Константин (такое имя носил Кирилл до принятия монашества) выбрал путь ученого. Он прошел обучение в Константинопольском университете, существовавшем при императорском дворе – в столице Византии университет был основан задолго до открытия подобных учебных заведений в Западной Европе.

Среди учителей Константина были замечательные представители «Македонского ренессанса» Лев Математик и Фотий, будущий патриарх Константинополя. Константину сулили перспективную светскую карьеру, но он предпочел занятия наукой и служение Церкви. Священником он никогда не был, но был посвящен в чтеца – это одна из степеней церковнослужителей. За свою любовь к философии Константин получил наименование Философ.

Как лучший выпускник он был оставлен при университете преподавателем, а в 24 года ему поручили дело государственной важности – в составе дипломатического посольства он отправился в Багдад, ко двору халифа Аль-Мутаваккиля. В те времена теологические диспуты с иноверцами были обычным явлением, поэтому богослов непременно входил в состав дипломатической миссии.

Это сегодня на религиозных саммитах представители разных вер говорят о чем угодно, только не о религии, а тогда вопросы веры в обществе были приоритетными, и Константин Философ, прибыв ко двору халифа, свидетельствовал багдадским мусульманам об истинах христианства.

Хазарская миссия: на территории современной России

Следующая миссия была не менее сложной, т.к. направлялась в Хазарский каганат, правители которого исповедали иудаизм. Она началась вскоре после осады Константинополя и разграбления его предместий «русскими» дружинами Аскольда и Дира в 860 году.

Вероятно, император Михаил III хотел вступить в союзные отношения с хазарами и привлечь их к защите северных рубежей Византийской империи от воинственных россов. Другой причиной посольства могло стать положение христиан на подконтрольных хазарам территориях – на Тамани и в Крыму. Иудейская верхушка притесняла христиан, и посольство должно было решить этот вопрос.

Посольство из Азовского моря поднялось по Дону до переволоки на Волгу и по ней спустилось к столице Хазарии – Итилю. Здесь кагана не было, поэтому пришлось по Каспийскому морю добираться до Семендера (район современной Махачкалы).

Обретение мощей Климента Римского близ Херсонеса. Миниатюра из Менология императора Василия II. XI в.

Константину Философу удалось решить вопрос – христианам Хазарии была возвращена свобода вероисповедания, их церковная организация в Тамани и Крыму (Фулльская архиепископия) была восстановлена. Кроме важных административных вопросов по защите хазарских христиан, священники посольства крестили 200 хазар.

Русские побеждали хазаров мечом, а Константин Философ словом!

Во время этого путешествия святой Кирилл на одном маленьком островке в бухте у Херсонеса (сейчас она называется Казачьей) чудесным образом обрел мощи святителя Климента, папы Римского, скончавшегося в крымской ссылке в 101 году.

Моравская миссия

Святой Кирилл, наделенный большими способностями к изучению языков, от обычных полиглотов отличался тем, что сумел сконструировать алфавит. Эту сложнейшую работу по созданию славянской азбуки он проводил в течение длительного времени, в те месяцы, когда ему удавалось побыть в монастырской тиши на Малом Олимпе.

Плодом молитвенной и интеллектуальной напряженной работы стала – кириллица, славянский алфавит, который лежит в основе русской азбуки и других славянских алфавитов и письменности (надо сказать, что в XIX веке появилось мнение, что святой Кирилл создал глаголицу, но этот вопрос до сих пор остается дискуссионным).

Работу, проделанную Кириллом, нельзя назвать просто профессиональной, создание гениального по своей простоте алфавита и письменности было делом высочайшего и даже божественного уровня! Это подтверждает и такой беспристрастный эксперт русской словесности, как Лев Толстой:

«Русский язык и кириллица имеют перед всеми европейскими языками и азбуками огромное преимущество и отличие… Преимущество русской азбуки состоит в том, что всякий звук в ней произносится, – и произносится, как он есть, чего нет ни в одном языке».

Практически с готовой азбукой Кирилл и Мефодий в 863 году отправились в миссию в Моравию, по приглашению князя Ростислава. Князя одолевали западные миссионеры, но латынь, на которой проводили службы немецкие священники, была не понятна славянам, поэтому моравский князь обратился к византийскому императору Михаилу III с просьбой прислать к ним «епископа и учителя», который бы истины веры доносил бы на родном для славян языке.

Василевс направил в Великую Моравию Константина Философа и брата его Мефодия, который к тому времени оставил светскую службу и принял монашество.

Во время пребывания в Моравии Кирилл и Мефодий перевели те богослужебные книги, которые используются за богослужением, в том числе Евангелие и Апостол. В моравской миссии, которая продолжалась три года и четыре месяца, святые братья заложили основы славянской письменной традиции, славяне смогли не только участвовать на богослужении, совершающемся на родном языке, но и лучше понять основы христианской веры.


Кирилл и Мефодий передают славянам азбуку

Одним из пунктов программы моравской миссии было создание церковной структуры, т.е. епархии, независимой от Рима и его духовенства. А притязания баварского духовенства на Великую Моравию были серьезными, у Кирилла и Мефодия произошел конфликт с духовными персонами из Восточно-Франкского королевства, которые считали допустимым ведение церковной службы только на латыни, и утверждали, что Святое Писание на славянский язык переводить не следует. Конечно, при такой позиции об успехе христианской проповеди не могло быть и речи.

Кириллу и Мефодию дважды приходилось отстаивать правильность своих убеждений перед западным духовенством, второй раз – перед самим папой Римским Адрианом II.

Земцова Т.В. – МБОУ Щёлковская гимназия

Тема урока: «Святые земли Русской. Равноапостольные Кирилл и Мефодий – просветители славянские»

(V класс 3 четверть «Музыка в изобразительном искусстве»;

IV класс 4 четверть «О России петь, что стремиться в храм»;

III класс 4 четверть «Святые земли русской»)

Задачи:

1. Восстановление и сохранение исторической памяти о заступниках России, причисленных Русской Православной Церковью к лику святых.

2. Познакомить с жизнью и духовным подвигом Св. равноап. Кирилла и Мефодия.

3. Выявить многосторонние связи музыки, истории, литературы, живописи и скульптуры;

4. Патриотическое воспитание на основе духовно-нравственных традиций.

5. Развить слушательскую и исполнительскую культуру учащихся.

Тип урока: закрепление, осмысление понятий (икона, святой, величание, гимн, стихира, апостол, равноапостольный) в новом содержании.

Вид урока: интегрированный урок.

Используемые на уроке технологии:

1. Метатехнологии:

Развивающая, проблемная технология;

Культуросообразное обучение.

2. Макротехнологии:

Технологии восприятия художественного образа;

Технологии интеграции искусств.

3. Мезотехнологии:

Технологии коллективного музицирования.

4. Микротехнологии:

Технологии развития тембрового слуха;

Технологии развития ансамбля в хоре.

5. Информационно-коммуникационные.

6. Арт-терапии и здоровьесбережения.

Виды деятельности: формирование универсальных учебных действий (УУД), анализ, оценка и обобщение духовно-нравственных явлений.

Формы работы: методическая разработка урока с презентацией.

Основные понятия:

икона - ср.-греч. εἰκόνα от др.-греч. εἰκών «образ», «изображение»;

святой - освящен­ной Божией благодатью;

величание – краткое хвалебное песнопение, характерное для русской церковной музыки;

гимн - торжественная хвалебная песня;

апостол – ученик Христа, несущий людям его учение;

равноапостольный – равный апостолу;

стихира - (позднегреч. στιχηρόν, от греч. στίχος - стихотворная строка, стих), в Православном богослужении – гимн на тему дня или воспоминаемого события.

Материалы к уроку

Икона «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий», икона «Собор всех святых в земле Российской просиявших»; величание и гимн Кириллу и Мефодию, стихирав исполнении хора Свято-Троицкой Лавры русским святым, хор «Вставайте, люди русские» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»; картины – М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», В. Васнецова «Три богатыря», триптих Ю. Пантюхина «За Землю Русскую»; памятники Кириллу и Мефодию, презентация.

Оборудование, технические средства:

1. Фортепиано.

2. Музыкальный центр, проектор.

3. Презентация.

4. СД-диски

Планируемые результаты:

Личностные УУД : Воспитывать желание служить на благо и во славу своему Отечеству на примере жизни святых.

Формировать музыкальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры, уважения к истории, духовно-нравственным традициям.

Познавательные УУД : узнать про летопись монаха Нестора о Древней Руси – "Повесть временных лет» и древнейшую книгу на Руси, написанную кириллицей – Остромирово Евангелие 1057 года.

Разучить и исполнить гимн и величальную Кириллу и Мефодию.

Вспомнить отрока Варфоломея (будущего Сергия Радонежского), который узнал силу молитвы, когда просил научиться читать, а также Илью Муромца, Александра Невского, князя Владимира, княгиню Ольгу.

Информационные УУД : Рассмотреть материалы презентации и подготовить вопросы к ней. Рассмотреть икону «Всех Святых земли русской».

Коммуникативные УУД : коллективное обсуждение полученных впечатлений, умение слушать и слышать друг друга, корректировать собственные действия, исправлять качество звучания голосов, сравнить величальную и гимн Кириллу и Мефодию.

Регулятивные УУД: Подумать и вспомнить, что означает гимн и чем он отличается от величания? Спеть по нотной записи гимн и величальную Кириллу и Мефодию.

Методы: поисковый, наглядный, словесный, творческий, анализ.

Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор, фортепиано, СD диски.

Домашнее задание:

Заняться проектно-исследовательской деятельностью по этой теме, создать свою импровизацию для величания.

Подготовить сообщение о болгарском композиторе Понайоте Пипкове, сочинившем более 100 лет тому назад гимн в честь просветителей славян Кирилле и Мефодии. Прочитать, как в русской летописи «Повесть временных лет» подробно рассказывается о них.

Ход урока

Вступление

Россия подарила миру огромное количество Святых.

На Руси стремление к «святой» (то есть - освящен­ной Божией благодатью) жизни было характерной чертой жизни, быта, уклада, традиции. Евангельским идеалам старался следовать каждый благочестивый христианин. Однако в христиан­ском понимании святой - это не просто «хороший и добрый» чело­век. Приняв в свое сердце Слово Божие о спасении, святые всю жизнь строили на исполнении заповедей Божиих. Жить по заповедям Хри­стовым было непросто. Для этого они обращались к Богу с молитвой о помощи в нелёгкой работе борьбы с дурными наклонностями (стра­стями) и воспитании добрых качеств (добродетелей). Земная жизнь святых проходила в разные времена, среди разных народов. Были они царями и бедняками, воинами и простыми рыбаками, старыми и со­всем еще юными... Но общее, что их объединяло, - это любовь к Богу и к людям. За эту любовь многие из святых перенесли ужасные муче­ния и смерть, став мучениками за веру во Христа. За свою верность, они стали Божьими людьми, святыми. Люди, совершавшие во имя Христа духовный подвиг, становились примерами для подражания другими христианами.

Почитание христианами святых означало почитание в них благо­дати Святого Духа, Божиего присутствия в этом человеке. И сегодня каждый день года христианская Церковь посвящает прославлению кого-то из святых. Истории их жизни (жития) поучительны для всех людей, так как рассказывают о мужественных, добрых, смелых, вер­ных людях. К этим качествам человеческой личности всегда уважительно относились люди.

В честь всех русских святых исполняют песнь-гимн стихиру. Давайте послушаем стихиру в исполнении хора Свято-Троицкой Лавры русским святым и посмотрим икону « Собор всех святых в земле Российской просиявших» (слайд 3 ).

Кто исполняет стихиру? В каком ладу она звучит? Можно ли её петь в быстром темпе?

О многих из Святых земли русской мы уже говорили на наших уроках. Давайте вспомним их имена.

1. Кто крестил языческую Русь (князь Владимир - Красное солнышко) слайд 4 .

2. Как звали его бабушку (княгиня Ольга) слайд 5 .

3.Былинный богатырь, причисленный к лику Святых слайд 6,7.

4. Святой, который узнал силу молитвы в детстве, прося Бога научить его читать слайд 8 .

5. Великий князь, прославившийся дипломатическим талантом в переговорах с ханами Золотой орды слайд 9-11 . (звучит хор «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский» - слайд 9

звучит Величальная – слайд 10 )

Основная часть урока

Слайд 12.

Кирилл и Мефодий, славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык. Кирилл (до принятия монашества в 869 - Константин) (827 - 14.02.869) и его старший брат Мефодий (815 - 06.04.885) родились в г. Солуни в семье военачальника.

Мать мальчиков была гречанкой, а отец – болгарином, поэтому с детства у них было два родных языка – греческий и славянский. Характеры братьев были очень схожи. Оба много читали, любили учиться.

Слайд 13.

Когда Константину было 7 лет, он увидел вещий сон: «Отец собрал всех красивых девушек Солуни и приказал избрать одну из них в жёны. Осмотрев всех, Константин выбрал прекраснейшую; её звали София (по-гречески мудрость)». Так ещё в детстве он обручился с мудростью: для него знания, книги стали смыслом всей жизни. Константин получил блестящее образование при императорском дворе в столице Византиии – Константинополе. Быстро изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22 языка. Интерес к наукам, упорство в учении, трудолюбие – всё это сделало его одним из самых образованных людей Византии. Не случайно его за великую мудрость прозвали Философом.

Слайд 14.

Мефодий рано поступил на военную службу. 10 лет был управителем одной из населённых славянами областей. Около 852 года он принял монашеский постриг, отказавшись от сана архиепископа, стал игуменом монастыря. Полихрон на азиатском берегу Мраморного моря.

В Моравии его на два с половиной года заточили в темницу, в лютый мороз возили волоком по снегу. Просветитель не отрекся от служения славянам, а в 874 году был освобожден Иоанном VIII и восстановлен в правах епископства. Папа Иоанн VIII запретил Мефодию совершать Литургию на славянском языке, но Мефодий, посетив в 880 Рим, добился отмены запрета. В 882-884 жил в Византии. В середине 884 Мефодий вернулся в Моравию и занимался переводом Библии на славянский язык.

Слайд 15.

Братья вместе посещали многие земли и многие народы. Их целью было – донести до других народов истинные ценности христианства.

Слайд 16.

Карта путешествий святых Кирилла и Мефодия.

Слайд 17.

Работаем над исполнением Величания по голосам отдельно и в хоре.

Говорим об особенностях (распевание одного слога на нескольких звуков; повторение на одном звуке целой строки, предложения; плавное голосоведение; торжественное звучание; мажорный лад).

Слайд 18.

Вставай, народ, вздохни всей грудью,

Заре навстречу поспеши.

И Азбукой, тебе подаренной,

Судьбу грядущую пиши.

Надежда. Вера греет души.

Наш путь тернистый – путь вперёд!

Лишь тот народ не погибает,

Где дух Отечества живёт.

Пройдя под солнцем просвещенья

Из давней славной старины,

Мы и сейчас, славяне-братья,

Первоучителям верны!

К апостолам высокославным

Любовь святая глубока.

Дела Мефодия – Кирилла

В славянстве будут жить века!

Слайд 19.

Говорим об особенностях (широкие интервалы; распевное голосоведение; сложные длительности; торжественное звучание; мажорный лад).

Слайд 20.

Глаго́лица - одна из первых (наряду с кириллицей) славянских азбук. Предполагается, что именно глаголицу создал славянский просветитель св. Константин (Кирилл) Философ для записи церковных текстов на славянском языке.

Слайд 21.

Старославянская азбука была составлена ученым Кириллом и его братом Мефодием по просьбе моравских князей. Она так и называется - кириллица. Это славянская азбука, в ней 43 буквы, (19 гласных). Каждая имеет своё название, похожее на обычные слова: А - аз, Б – буки, В - веди, Г – глаголь, Д – добро, Ж – живете, З - земля и так далее. Азбука – само название образовано от названия двух первых букв. На Руси кириллица получила распространение после принятия христианства (988г.) Славянский алфавит оказался прекрасно приспособленным к точной передаче звуков древнерусского языка. Эта азбука положена в основу нашего алфавита. Первый учебник, который вы взяли в руки, придя в школу, назывался Азбука.

Исполняем песню про Азбуку.

Слайд 21.

Одним из первых русских летописцев был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Он хранил в памяти народные предания, собирал старинные документы, записывал рассказы современников.

Слайд 22.

Самая известная летопись монаха Нестора о Древней Руси – "Повесть временных лет". В своей летописи Нестор рассказал об истории Древней Руси, ее столице Киеве, первых русских князьях

Слайд 23.

Внешний вид "Повести временных лет" (пергамент) .

Древнейшая книга на Руси, написанная кириллицей – Остромирово Евангелие 1057 года. Это Евангелие хранится в Петербурге, в Государственной Российской библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Кириллица просуществовала практически без изменения до времён Петра Великого. При нём были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита.

В 1918 году кириллица потеряла ещё четыре буквы: ять, и (i), ижицу и фиту. Древнейшая книга на Руси, написанная кириллицей – Остромирово Евангелие 1057 года. Это Евангелие хранится в Петербурге, в Государственной Российской библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Исполняем песню «Тридцать три родных сестрицы» (муз. А. Зарубы, сл. Б. Заходера).

Слайд 24.

В XIV веке некоторые южнославянские книги стали писать на бумаге, однако окончательный переход на нее произошел в XV веке. Хотя и в этом столетии еще применялся пергамен, но он использовался все реже и реже.

Слайд 25.

«Апостол» первая печатная книга на Руси 1563, 268 стр., И. Фёдоров

Слайд 26.

«Часослов» вторая печатная книга на Руси 1565, 172 стр., И. Фёдоров

Слайд 27.

В России праздник 24 мая, как день памяти Св. равноап. Кирилла и Мефодия, утвердился при царе Иване Грозном. Это было церковное почитание, поскольку трудились братья прежде всего для распространения веры Христовой.

Но постепенно люди стали понимать, что праздник этот касается не только церкви, но и всех образованных, культурных людей, патриотов своей страны.

1986 г. – возрождение праздника

1991 г. – утвержден как государственный праздник

Каждый год какой-нибудь город России становится хозяином праздника

Во всех городахпроводятся фестивали, концерты

Слайд 28.

В праздник славянской письменности 24 мая 1992 года в Москве на Славянской площади состоялось торжественное открытие памятника Св. равноап. Кириллу и Мефодию работы скульптора Клыкова Вячеслава Михайловича.

Слайд 29.

Самый большой в России памятник Св. равноап. Кириллу и Мефодию был освящен и торжественно открыт 23 мая 2004 года в Самаре. Автор композиции - скульптор, президент Международного фонда славянской письменности и культуры Вячеслав Клыков. Композиция монумента, созданного московским скульптором Вячеславом Клыковым, не повторяет ни один из существующих в мире памятников святым Кириллу и Мефодию.

Слайд 30.

В Севастополе 14 июня 2007 года торжественно открыли памятник Св. равноап. Кириллу и Мефодию - создателям первой славянской азбуки, великим просветителям. Автор памятника - харьковский скульптор Александр Демченко.

Слайд 31.

Владивосток.

Слайд 32.

Памятник Св. равноап. Кириллу и Мефодию на соборной площади в Коломне Московской области. Автор - заслуженный художник России Александр Рожников.

Слайд 33.

Дмитров и Ханты-Мансийск.

Слайд 34.

Киев и Одесса.

Слайд 35.

На территории Киево-Печерской лавры, близ Дальних пещер, установили памятник создателям славянской азбуки Св. равноап. Кириллу и Мефодию.

Слайд 36.

Челябинск и Саратов.

Слайд 37-39.

Кроссворд (Приложение стр.10). На слайде 39 звучит песня-гимн-стихира.

Итог урока:

1. В процессе урока мы с вами вспомнили имена Святых Земли Русской и разгадали кроссворд.

2. Исполнили Величальную Св. равноап. Кириллу и Мефодию и сравнили её с Величальной Александру Невскому.

3. Разучили гимн Св. равноап. Кириллу и Мефодию и познакомились с его создателем болгарским композитором Панайотом Пипковым.

4. Познакомились с жизнью и делами Св. равноап. Кирилла и Мефодия.

5. Познакомились с картинами В.Васнецова, М.Нестерова, Ю.Пантюхина, русскими иконами.

6. Вспомнили песни про азбуку.

7. Рассмотрели памятники, посвящённые Св. равноап. Кириллу и Мефодию в разных городах.

8. Узнали о летописце Несторе, о древнейшей книге на Руси, написанной кириллицей – Остромировом Евангелие 1057 года и первопечатнике Иване Фёдорове.

Вывод:

Сегодня урок прошёл в окружении имён ярких личностей нашей истории. У каждого из них в жизни был свой подвиг. Мы говорили о подвиге учителей словенских Св. равноап. Кирилле и Мефодии. Хочется верить, что и в ваших сердцах, наверняка, через года откликнутся воспоминания о школьных учителях, которые все силы души отдают для того, чтобы передать вам знания, укрепить в стремлении делать добро, любить людей, верно служить Родине и своему народу. Для этого мы стараемся сохранить историческую память о заступниках России, причисленных Русской Православной Церковью к лику святых.

Учебный материал на этапе объяснения:

Л.Л. Шевченко «Православная культура», 1-й год обучения, ч.1, стр. 65-66, ч.2, стр. 38;

Л.Л. Шевченко «Православная культура», 2-й год обучения, ч.1, стр.12-16. 3(4)-й год обучения, ч.2, стр. 28-29 и стр. 43-63;

Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева «Музыка», 2 класс, стр. 42-45, 3 класс, стр. 52-53, 4 класс, стр. 26-31.

Учебный материал на этапе закрепления:

стихира русским святым,

иконы «Собор всех святых в земле Российской просиявших», Св. кн. Владимиру и Св. кн. Ольге, преп. Илье Муромскому, преп. Сергию Радонежскому, Св. благоверному кн. Александру Невскому,

картины В. Васнецова, Ю. Пантюхина, М. Нестерова,

величание и гимн Св. равноапостольным Кириллу и Мефодию

Учебное задание на этапе опроса (КИМы) – Кроссворд: «Святые земли Русской».

Проблемные вопросы и задания:

подготовить интерактивное мини-путешествие по городам России, где стоят памятники, посвящённые Св. равноапостольным Кириллу и Мефодию;

подготовить сообщение о болгарском композиторе Понайоте Пипкове, сочинившем более 100 лет тому назад гимн в честь просветителей славян Св. равноапостольных Кирилле и Мефодии. Почему их так называют? (трудились братья, прежде всего, для распространения веры Христовой).

К каким качествам человеческой личности всегда уважительно относились люди на Руси и есть ли они у вас? Легко ли бороться с дурными наклонностями (страстями) и воспитывать в себе добрые качеств (добродетели)?

Рефлексия (примерная самооценка урока):

а) критерии факта:

дети усвоили отлично не только имена Святых, но и их деяния, ответив на вопросы и разгадав кроссворд;

хорошо поработали над исполнением Величания по голосам отдельно и в хоре, сравнили её с Величанием Св. благоверному Александру Невскому; разучили гимн Св. равноап. Кириллу и Мефодию и познакомились с его создателем - болгарским композитором Панайотом Пипковым; вспомнили песни про азбуку;

Познакомились с жизнью и делами Св. равноапостольных Кирилла и Мефодия, русскими иконами и картинами В. Васнецова, Ю. Пантюхина, М. Нестерова.

Удовлетворительно запомнили информацию о летописце Несторе и «Повести временных лет», о древнейшей книге на Руси, написанной кириллицей – Остромировом Евангелие 1057 года и первопечатнике Иване Фёдорове. Рассмотрели памятники, посвящённые Св. равноап. Кириллу и Мефодию в разных городах России;

вызвали затруднения вопросы, связанные с датами чествования святых земли Русской, заданные по ходу урока.

б) критерии отношения:

отношения к содержанию учебного материала - положительное;

отношения между детьми в процессе усвоения материала - активная взаимопомощь и поддержка;

отношение к учителю - положительное.

Инновационность: связь традиций православной культуры с музыкой и жизнью современного ребёнка и опорой на наглядно-образный компонент учебного материала, с учётом возрастных особенностей восприятия младших школьников.

Литература

Л.Л. Шевченко. Православная культура. 2-й год обучения, кн.1. 2011. 112 с.

Л.Л. Шевченко. Православная культура. 2-й год обучения, кн.2. 2011. 112 с.

Л.Л. Шевченко. Православная культура. 3(4) годы обучения, кн.1. 2015. 159 с.

Л.Л. Шевченко. Православная культура. 3(4) годы обучения, кн.2. 2015. 175 с.

Л.Л. Шевченко. Просветители. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. 2010. 96 с.

Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева «Музыка». М.: Просвещение. 2012. 159 с.

Приложение

Кроссворд «Святые земли Русской»

По горизонтали:

1. Святой равноапостольный князь, крестивший Русь в православие.

2. Равноапостольная княгиня, бабушка князя крестившего Русь.

3. Святой, которыйузнал силу молитвы в детстве, прося Бога научить его читать.

4. Младший брат Мефодия - создателя Азбуки.

По вертикали:

1. Былинный богатырь, причисленный к лику Святых.

2. Великий князь, прославившийся дипломатическим талантом в переговорах с ханами Золотой орды.

3. Старший брат Кирилла.

4. Первопечатник на Руси.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.