Исаакиевский собор время постройки. Исаакиевский собор (начало)

В связи с передачей Исаакиевского собора РПЦ город буквально разделился на два лагеря: одни радуются, другие - подписывают петиции против этого решения. Поэтому выбрали для вас истории об Исаакии, которые помогут сложить собственное мнение о передаче собора, а также выяснить, при чём здесь инопланетяне, строил ли собор Монферран и как символ города на Неве чуть не перевезли в США.

Исаакиевский собор, одно из самых впечатляющих строений Петербурга, был освящён (30 мая) 11 июня 1858 года. Его история, которая ведёт своё начало практически со дня основания Северной столицы, полна неожиданных поворотов и удивительных фактов. Строительство собора задумал ещё Пётр І, который родился в день памяти преподобного Исаакия Далматского и решил особенным образом почтить святого. Но завершилось строительство уже во время правления Александра II. В разные годы собор был укрытием для искусства и площадкой для физических опытов.


Первый Исаакиевский собор был создан в 1707 году по указу Петра I на месте чертёжного амбара рядом с Адмиралтейством. Собор четыре раза перестраивали - четвёртое воплощение мы видим сейчас.

В первой деревянной церкви Исаакия Далматского венчались Пётр I и Екатерина I. Вторую, уже каменную, церковь Исаакия Далматского заложили в 1717 году: первая к тому времени уже обветшала. Храм стоял на берегу Невы, примерно на том месте, где сейчас возвышается Медный всадник. Постройка очень напоминала Петропавловский собор архитектурным решением и высоким шпилем.

Однако береговой грунт под церковью постоянно проседал, а в 1735 году он был сильно повреждён ударом молнии. Нужно было менять место расположения собора и строить его заново. При Екатерине II в строительстве начали использовать мрамор, но достроить успели едва ли до половины. Затем Павел I распорядился докончить стройку кирпичом, а мрамор для облицовки перенаправили в Михайловский замок, поэтому собор выглядел странно: кирпичные стены высились на мраморном основании. Этот «памятник двух царствований» освятили в 1802 году, но вскоре стало ясно, что он портит облик «парадного Петербурга». Александру I выстроенное предками не понравилось вовсе, и он велел здание сломать и построить новое - из гранита.


Архитектором Исаакия в том виде, в котором мы его знаем, был Огюст Монферран. Строительство продолжалось 40 лет. Легенда гласит, что некто нагадал Монферрану смерть после того, как собор будет возведён, поэтому тот и не спешил заканчивать процесс.

И всё же достроил: летом 1858 года митрополит Григорий освятил вновь построенный собор в честь преподобного Исаакия Далматского - покровителя Санкт-Петербурга. Скорее всего, это было случайным совпадением, однако через месяц после окончания строительства Исаакиевского собора Огюст Монферран умер.

Причиной резкого ухудшения здоровья стало будто бы пренебрежительное отношение со стороны нового государя - Александра II. То ли он сделал Монферрану замечание за ношение «военных» усов, то ли самодержцу не по нраву пришёлся своеобразный автограф архитектора: в оформлении собора есть группа святых, смиренным наклоном головы приветствующих Исаакия Далматского, среди них и сам Монферран. Ожидавший заслуженной похвалы творец, почти всю жизнь отдавший собору, впал в уныние, поражённый подобным отношением императора, и через 27 дней умер. По легенде, когда время подходит к полуночи, призрак Монферрана появляется на смотровой площадке и обходит свои владения. Призрак его не злобный, к посетителям, задержавшимся на площадке, относится снисходительно.

Технические новшества и вмешательство инопланетян


На каменоломнях на острове Пютерлакс под Выборгом вырубали гранитные монолиты для колонн весом от 64 до 114 тонн, мрамор для облицовки интерьера и фасадов собора добывали на Рускольских и Тивдийских мраморных ломках.

Доставка огромных блоков к месту строительства, установка 112 монолитных колонн и возведение купола потребовали от строителей многих технических нововведений. Одним из инженеров, которые возводили Исаакиевский собор, был изобретён полезный рельсовый механизм, облегчавший труд строителей. Для создания статуй и барельефов применили новейшую технологию гальванопластики, что позволило впервые в мире разместить многометровые медные статуи на высоте.

Но некоторые утверждают, что возвести подобный собор было не под силу даже сотням человек, а потому без вмешательства инопланетян, как и при строительстве пирамид в Египте, тут не обошлось.


Исаакий - это сокровищница цветного камня. Здесь использованы бадахшанский лазурит, шокшинский порфир, чёрный сланец, разноцветные мраморы: розовый тивдийский, жёлтый сиенский, красный французский, а также 16 тонн малахита. Еле уловимый запах благовоний, который можно уловить в соборе, источают пластинки из малахита, украшающие колонны у главного алтаря. Мастера их скрепляли специальным составом, сделанным на основе миро (особое благовонное масло).

Считается, что на колонны Исаакиевского собора Демидов истратил все свои запасы малахита и этим обвалил рынок, упала стоимость камня и его престиж. Добыча малахита стала экономически невыгодной и почти прекратилась.


Строительство Исаакиевского собора завершилось в 1858 году, однако монументальное сооружение даже после официального открытия постоянно нуждалось в ремонте, доделках, в пристальном внимании мастеров, из-за чего строительные леса стояли неразобранными. За 50 лет петербуржцы к ним так привыкли, что родилась легенда об их связи с царской фамилией: считалось, что пока стоят леса, правит и династия Романовых.

Легенда, надо сказать, небезосновательная: постоянный ремонт требовал огромных затрат (собор был настоящим произведением искусства, и абы какие материалы для его восстановления не годились), а средства выделяла царская казна. Фактически леса с Исаакиевского собора впервые сняли в 1916 году, незадолго до отречения от российского престола императора Николая II в марте 1917 года.

После революции храм подвергся разорению. В мае 1922 года на нужды голодающих Поволжья из него было изъято 48 килограммов золота и более двух тонн серебра.

В связи с политикой государства 12 апреля 1931 года в храме был открыт один из первых в России антирелигиозных музеев. Это и спасло храм от разрушения: сюда стали водить экскурсии, на которых посетителям рассказывали о страданиях крепостных строителей здания и о вреде религии.

В том же году в Исаакиевском соборе установили гигантский маятник Фуко: благодаря своей длине он наглядно демонстрировал вращение Земли. Тогда это называли триумфом науки над религией. В пасхальную ночь 1931 года семь тысяч ленинградцев набились в Исаакиевский собор, где слушали лекцию профессора Каменщикова, посвящённую опыту Фуко. Сейчас маятник демонтирован, в месте его крепления располагается фигурка голубя, символизирующая Святой Дух.


В 1930-е годы прошёл слух, что американцы, восхитившись красотой Исаакиевского собора, чем-то напоминающего им Капитолий, предложили советскому правительству выкупить его. По легенде, храм должны были разобрать и по частям на судах переправить в США, где собрать снова. В качестве платы за бесценный архитектурный объект американцы якобы предлагали заасфальтировать все булыжные мостовые Ленинграда, коих в то время было немало. Судя по тому, что Исаакиевский собор и поныне стоит на своём месте, сделка сорвалась.

Во время Великой Отечественной войны собор пострадал от бомбёжек и артобстрела, на стенах и колоннах местами сохранены следы от снарядов. В соборе во время блокады хранились экспонаты музеев из пригородов Ленинграда, а также Музея истории города и Летнего дворца Петра I. Собор был заметной мишенью для немецких лётчиков во время Великой Отечественной войны из-за своего огромного золотого купола. Жители на свой страх и риск покрывали его литрами зелёной краски, чтобы сделать менее заметным, что позволило спасти множество произведений искусства накануне наступления фашистской армии.

Исаакий - музей или храм?


С 1948 года функционирует как музей «Исаакиевский собор». В 1963 году завершилась послевоенная реставрация собора. Музей атеизма перенесли в Казанский собор, а маятник Фуко сняли, так что с тех пор Исаакий работает исключительно как музей.

На куполе устроена смотровая площадка, откуда открывается великолепная панорама центральной части города. Здесь и сегодня можно увидеть бюст Огюста Монферрана, выполненный из 43 пород минералов и камней - всех, что использовали при строительстве храма.

В 1990 году впервые с 1922 года в храме совершил Божественную литургию патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2005 году было подписано «Соглашение между Государственным музеем-памятником „Исаакиевский собор“ и Санкт-Петербургской епархией о совместной деятельности на территории объектов музейного комплекса», и сегодня богослужения проводятся регулярно по праздникам и воскресным дням.


Сейчас вопрос о передаче Исаакиевского собора РПЦ и выселении музея считается решённым. Церковь неоднократно высказывала свои притязания на владение собором, но всегда получала отказы ввиду нецелесообразности подобного решения, ведь музей приносит доходы в городскую казну - 700-800 миллионов рублей ежегодно.

Что же изменилось теперь, кто будет являться собственником храма и платить за реставрацию и содержание объекта? Формальным собственником Исаакиевского собора останется Петербург, так как объект ЮНЕСКО должен по закону находиться в собственности государства. РПЦ будет пользоваться храмом на безвозмездной основе: Исаакий передают не в вечное пользование, а в аренду на 49 лет.

Оплачивать содержание и нужды собора будет митрополия. Сколько на это понадобится денег, тоже пока не ясно. Ранее озвучивалась цифра 200 миллионов рублей: столько тратил музей ежегодно и на содержание, и на реставрацию.

Кроме того, между РПЦ и Минкультом будет заключён договор о сохранности музейных ценностей, которые останутся в соборе. Представители патриархии уверяют, что все желающие могут посещать собор, как и прежде, и более того - обещают сделать бесплатный вход против нынешних 200 рублей, платными останутся подъём на колоннаду и экскурсии. Эти средства РПЦ будет тратить на содержание собора, за реконструкцию будет платить петербургская казна.

Как утверждают в РПЦ, для проведения экскурсий будет создано специальное церковное агентство, его работа будет оплачиваться за счёт пожертвований, не облагающихся налогом. Музей Исаакиевского собора переедет на Большую Морскую и Думскую улицы. Но пока не произойдёт передачи, музей будет управлять деятельностью собора. Сейчас в Исаакиевском соборе и Спасе на Крови работают 400 человек, часть сотрудников может ждать сокращение. Также свой пост может покинуть директор музея Николай Буров.

Фото: Visit Petersburg, pravme.ru, panevin.ru

Этот, один из крупнейших православных храмов-музеев С.- Петербурга, который имеет полное название собор преподобного Исаакия Далматского, мы решили посетить во время одной из вечерних прогулок по городу...

В это время суток посетителей совсем мало и можно без лишней толчеи спокойно осмотреть все достопримечательности храма...

Став обладателями входных билетов (по 250 руб. за штуку), мы входим внутрь музея (по особым дням, с разрешения администрации музея в соборе могут проходить церковные службы)....

Внутренне убранство собора сразу же поражает своим великолепием....

Очень часто Исаакиевский собор называют "музеем цветного камня".... И это не случайно, так как внутри его стены и пол выложены мраморными плитами (применялось 14 сортов натурального мрамора), которые были привезены из Италии, Франции, а также и из лучших каменоломней России..

На отделку собора ушло и более 300 кг червонного золота,

а общая сумма, которую выделила царская казна на работы по интерьеру собора составила по тем временам баснословную сумму - 23 миллиона 260 тысяч рублей серебром...

Немного осмотревшись, начинаем знакомиться с историей собора...

Оказывается, прежде чем появился собор, который мы видим сегодня, на этом месте в разное время было построено несколько вариантов церквей...

Вот так выглядела первая Исаакиевская церковь....

Она была построена в 1707 году и представляла собой обычный деревянный сруб размерами 18х9 метров... Ее появление на свет было обусловлено жизненной необходимостью: на расположенных поблизости Адмиралтейских вервях в то время работало более 10 тысяч человек, которые не могли удовлетворить свои духовные потребности... После завершения строительства храм был освящен во имя преподобного Исаакия Далматского, которого очень сильно почитал Петр I (он родился в день его памяти)....

К 1717 году, благодаря суровому климату, церковь начала сильно разрушаться....

Тогда-то и было принято решение: вместо старой, деревянной церкви заложить новую - в камне....

В 1727 году такая церковь уже принимала первых верующих....

Размеры новой церкви уже были 60х30 метров и она имела колокольню высотой 27 метров, которую украшал шпиль высотой 13 метров....

Но и у этого варианта судьба не сложилась.... Во-первых, когда строили церковь, то место ее установки несколько изменили с предыдущим вариантом - перенесли поближе к Неве (туда, где сейчас стоит памятник "Медный всадник"). Храм на самом берегу реки смотрелся великолепно, но архитекторы почему-то забыли, что Неве свойственны широкие разливы, которые и начали постепенно подмывать фундамент церкви.... А, во-вторых, в добавок к этому, в 1735 году во время сильной грозы в собор попал разряд молнии, который привел к большому пожару... В результате чего храм очень сильно пострадал изнутри...

В 1762 году, вступив на престол, Екатерина II издает распоряжение о строительстве нового собора (на месте первого варианта)....

Работа поручается архитектору А. Ринальди, который с большим рвением взялся за дело. Согласно его проекту собор должен был иметь пять куполов и высоченную колокольню.... Но Екатерина II умирает, Ринальди самоустраняется от руководства строительством (за это время здание было построено только до карниза) , и Павел I поручает уже другому зодчему - В. Бренна довести начатое до логического завершения.... Но так как новый император в это время вплотную занимался строительством своей резиденции (Михайловским дворцом), то ему был необходим в больших количествах строительный материал, особенно мрамор.... Чтобы долго не заморачиваться, Павел I решил позаимствовать его со строительства собора.... В результате вновь возведенный храм очень сильно отличался от первоначального проекта: вместо 5-ти куполов - 1, да и колокольня стала ниже вдвое....

30 мая 1802 года третий вариант Исаакиевского собора был освещен в торжественной обстановке....

Все было бы ничего (возможно третий вариант храма просуществовал бы значительное время), но по мнению нового императора - Александра I, архитектурный облик Исаакиевского собора не соответствовал архитектурной концепции присущей в то время центральной части города... По сему, уже в 1809 году, объявляется конкурс на новый проект Исаакиевского собора... В нем принимают участие самые известные архитекторы того времени: Камерон, Кваренги, Воронихин, Захаров... В итоге победителем стал малоизвестный, молодой французский архитектор О. Монферран, который через своего протеже - А.А. Бетанкура попадает на прием к императору и показывает ему свои рисунки с набросками собора.... Императору они понравились и он тут же подписал указ о назначении Монферрана личным императорским архитектором и поручает ему возглавить работы по строительству Исаакиевского собора...

В июне 1819 года состоялась торжественная закладка храма.... Однако и у Монферрана не все шло гладко....Из-за сильной критики проекта со стороны ведущих архитекторов - членов Академии Художеств, которые представили целый список конкретных и существенных замечаний, Монферрану пришлось остановить работы и заняться доработкой проекта... Новый вариант собора, который уже всех устраивал, был окончательно утвержден в 1825 году....

Этот, четвертый вариант Исаакиевского собора мы и имеем возможность видеть сегодня....

В память о главном строителе - в соборе установлен бюст Огюста Монферрана, который выполнен из того же материала, который использовался при строительстве храма..

Учитывая специфику местности, на которой возводился собор внушительных размеров, впервые в отечественной практике для строительства фундамента применялись сваи.... Всего их было забито свыше 10 тысяч штук...

Не менее сложной задачей была и установка 48-ми 17-ти метровых гранитных колонн, каждая из которых весила более 114 тонн...

Для этих целей была разработана специальная конструкция лесов, благодаря которой на подъем одной колонны уходило всего 45 минут...

Модель конструкции этих лесов занимает сегодня почетное место среди экспонатов музея, демонстрируя прогресс технической мысли во времена грандиозного строительства....

По ходу возведения храма архитекторам, инженерам и рабочим приходилось решать многие проблемы: начиная от доставки гранитных монолитов из каменоломней и заканчивая сооружением куполов и их золочением....

Тем не менее, 30 мая 1858 года (если вы помните - это как раз день памяти Исаака Далматского) новый, и последний на сегодняшний день, вариант Исаакиевского собора был торжественно освящен в присутствии императора Александра II....

По своей геометрии собор представляет крест врезанный в квадрат.... За счет этого образовалось четыре портика: южный, северный, западный и восточный....

Высота собора 101,5 метра, ширина - 100 метров....Диаметр купола - 25,8 м... В соборе установлены 112 монолитных колонн разного размера (48 колонн нижнего яруса диаметром 1,85 м и высотой 17 м являются одними из самых гигантских в мире, уступая только Александровским и Помпейским колоннам)...

По периметру купола, который по своим размерам стоит на шестом месте в мире, расположены фигурки ангелов и архангелов, отлитые из бронзы....

На углах и вершинах фронтонов собора установлены статуи апостолов....

Мы как-то с вами немного увлеклись - и оказались снаружи собора....

В спешном порядке снова возвращаемся внутрь храма...

В восточном портике храма находится главный иконостас, представляющий собой грандиозное триумфальное сооружение....

Он вырезан из белого мрамора....

Архитектурным украшением иконостаса являются восемь колонн и две пилястры высотой 9,7 м и шириной 0,62 м, сделанные из малахита и украшенные золочеными капителями....

Главный алтарь храма.... Посвящен Исааку Далматскому...

Пока народ рассосался - можно подойти поближе и внимательно осмотреть его....

Фрагмент Царских ворот....

За Царскими вратами расположен витраж с изображением Воскресшего Спасителя, выполненный на Королевской фарфоровой мануфактуре в Мюнхене....

Площадь витража почти 30 кв.м.... На его установку в храме потребовалось специальное разрешение Священного Синода: все дело в том, что, как правило, витражи присуще католическим церквям.... Именно после этого случая витражи нашли применение и в православных обителях....

Удается заглянуть и внутрь алтаря...

Здесь можно увидеть золотые изделия от фирмы "Никольс и Плинке"....

Верх Царских ворот украшает бронзовая группа работы Клодта с изображение Христа-Вседержителя во славе...

Над Царскими вратами расположена икона "Тайная вечеря"....

Вообще-то Исаакиевский собор - это еще и музей живописи: здесь находится около 150 панно и картин, к созданию которых привлекались Брюллов, Завьялов, Бруни, Марков, Басин и др.... Специфика расположения собора привела к тому, что внутри храма постоянно существует повышенная влажность, что губительно сказывается на художественных полотнах выполненных по стандартной технологии. Чтобы избежать негативных последствий этого природного фактора было принято решение для оформления интерьера использовать мозаику...

Одно из первых полотен, выполненных по этой технологии - мозаика "Христос Спаситель" , которая находится с правой стороны Царских ворот....

Помимо главного алтаря в Исаакиевском соборе имеются еще два:

Левый алтарь - посвящен Великомученице Екатерине....

Скульптурная группа "Воскресение" (скульптор Н.С. Пименов)....

Рядом с алтарем находится мозаичная икона "Святая Великомученица Екатерина" и бюст Монферрана работы И. Витали 1850 г. ...

Правый алтарь - посвящен благоверному Александру Невскому....

Некоторые мозаичные иконы этого алтаря

И часть его интерьера можно рассмотреть более детально....

Бронзовая композиция "Преображение" (скульптор Н.С. Пименов) над входом алтаря.....

Перед нами иконы "Святой Исаакий" и "Святой Петр"....

"Рождество Богородицы", "Воскресение Господне"...

"Сошествие святого духа на Апостолов", "Воскресение Христово"....

"Тайная Вечеря"....

"Святые праведные Иоаким и Анна" (Штейбен, 1849 г.), мозаичная икона "Святой Петр"....

Чудотворная икона "Богоматерь Тихвинская" - список с древней иконы находящейся в Тихвинском монастыре....

"Воскресение Пресвятой Богородицы" (Штейбен, 1853 г.) и другие....

Отдельно хотелось бы остановиться на воротах Исаакиевского собора....

Они сделаны из дуба, поверх которого установлены бронзовые рельефы... Каждая створка ворот весит около 10 тонн....

Барельефы выполнены Иваном Петровичем Витали (Джованни Витали), который в 1841 году получил большой заказ на скульптурное оформление Исаакиевского собора...

В качестве сюжета для своих работ Витали использовал эпизоды из жизни святых...

После осмотра "нижнего яруса" Исаакиевского собора

неплохо было бы и осмотреть его верхнюю часть...

Первое, что сразу же бросается в глаза - это паникадило (люстра) весом более 2,5 тонн,

ну и конечно же главный купол собора...

Объемный купол "поддерживается" 12-тью ангелами....

Украшением купола является роспись "Богоматерь во славе" работы К. Брюллова (завершил ее П. Басин)....

Площадь росписи составляет свыше 800 кв.м.....

Под самым куполом, на высоте около 80-ти метров на стальных тросах подвешен "небольшой" голубь с размахом крыльев всего-то 1,65 м при общей своей длине 2,7 метра... Это работа скульптора Дылева...

Не менее выразительны и плафоны в других местах Исаакиевского собора...

Например, с восточный стороны храма, над алтарем можно увидеть "Страшный суд" Ф.А. Бруни....

С западной стороны мы видим роспись "Видение пророка Иезекииля"....

Чуть ниже - "Солнце, Луна и звезды с ангелами"...

Чтобы осмотреть все великолепные росписи Исаакиевского собора потребуется много времени и физических усилий (голова достаточно часто закидывается вверх), поэтому в продолжении путешествия по храму мы приведем лишь некоторые из работ (всего в храме можно насчитать 103 стенных росписи и 52 картины, выполненные на холсте).....

Помимо росписей и картин неотъемлемой частью внутреннего убранства Исаакиевского собора являются многочисленные скульптуры, выполненные из меди методом гальванопластики....

На этом наше путешествие по Исаакиевскому собору подходит к своей завершающей стадии...

Подходим к информационному стенду, чтобы еще раз освежить в памяти основные вехи в "жизни" собора,

и направляемся к выходу....

Петр I отдал приказ построить церковь во имя Исаакия Далматского для рабочих Адмиралтейских верфей

Император Петр I родился 30 мая по юлианскому календарю, в день памяти канонизированного византийского монаха Исаакия Далматского, поэтому монарх всегда с особым почтением относился к фигуре этого святого. В 1710 году император издал указ о строительстве храма в честь Исаакия неподалеку от здания Адмиралтейства. На этом месте была возведена церковь из дерева, вернее, под нее была переоборудована с небольшими достройками чертежная при морском ведомстве. Уже в 1712 году государь обвенчался здесь с женой Екатериной Алексеевной.

Первая Исаакиевская церковь. Литография с рисунка О. Монферрана. 1845 год

В 1717 году было решено начать обустраивать город каменными храмами, и по плану первой подвергнуться модернизации должна была именно Исаакиевская церковь. В этом же году Петр I лично заложил первый камень нового собора. Если первая постройка отличалась простотой, как и большинство зданий в начале правления императора, то вторая уже задумывалась в стиле петровского барокко. Возведение святыни завершилось через 10 лет, а за все это время работами руководили трое разных архитекторов.

Тогда храм находился на том месте, где сегодня воздвигнут знаменитый «Медный всадник». Это было неудачное место, поскольку фундамент строения постоянно размывался Невой. Постоянные дорогостоящие ремонты вынудили городской сенат искать новое место для собора. Уже в 1761 году был принят соответствующий указ.



Проект купола Исаакиевского собора от О. Монферрана

Но закладка третьей Исаакиевской церкви произошла лишь в 1768 году, после одобрения указа вступившей на престол Екатерины II. Это должен был быть крупный собор с пятью куполами сложной конструкции и высокой колокольней. Однако из-за смерти императрицы и смены архитектора недостроенная часть была доделана наспех, по сильно упрощенному проекту. В итоге получилось роскошное основание до карниза, отделанное мрамором, сверху которого возвышалась простая надстройка из кирпича. Она имела только один купол и гораздо менее высокую колокольню, чем планировалось.

Бюст О. Монферрана был создан из камней, использовавшихся при строительстве

Освящен храм был только в 1802 году. Так как церковь строилась согласно указам трех разных самодержцев, она сильно диссонировала с общим обликом центра Санкт-Петербурга. Именно поэтому уже в 1809 году был объявлен проект на создание нового строения.

Усовершенствованный проект Исаакиевского собора был одобрен только к 1818 году, его автором стал француз Огюст Монферран. Главным условием нового императора было сохранение роскошной алтарной части, а также пилонов под куполом. Собор значительно увеличивался в размерах, приобретая совершенно новые очертания: крупный центральный купол с четырьмя более мелкими, высокая колоннада. Со временем проект претерпел некоторые изменения, но его основная часть осталась такой же. Освящение завершенного храма состоялось в 1858 году.

Вид на Исаакиевский собор с Английской набережной

Богатое украшение фасадов

Северный фасад; барельеф "Воскресение Христа"

Снаружи здание декорировано серыми мраморными колоннами, а каждый из четырех фасадов украшен неповторимыми скульптурными сюжетами. Общий стиль относится к классицизму позднего периода с элементами неоренессанса, эклектики, византийского направления.

Северный фасад демонстрирует сцену воскресения Христа, углы фронтонов украшены статуями апостолов Иоанна, Петра и Павла. Двери и ниши выполнены с участием рельефных изображений святых, а также сцен из Библии.

Западный содержит барельефную сцену встречи императора Феодосия и Исаакия Далматского, что символизирует единение небесной и мирской власти. Также с этой стороны храма присутствуют барельефные изображения чудес Христа, скульптуры апостолов Фомы, Марка, Варфоломея.

На южном фасаде Исаакиевского собора размещен рельеф, сюжетом для которого послужила библейская сцена поклонения волхвов. Ниши и двери украшены известными сценами из Нового Завета, фронтоны венчают скульптуры апостолов Матфея, Андрея, Филиппа.

Восточный, выходящий на Невский проспект, декорирован барельефом, изображающим императора Валента и Исаакия Далматского. Святой преграждает путь византийскому государю, пророча ему скорую гибель. За это Исаакия связывают цепями и отправляют в тюрьму. Также на фронтонах находятся скульптуры апостолов Луки, Иакова и Симона.



Южный фасад; барельеф "Поклонение волхвов"

Интерьеры собора


Роскошное внутреннее убранство храма и его масштабы поражают воображение. Здесь устроено сразу три алтаря. Главный из них посвящен Исаакию Далматскому, правый – Александру Невскому, левый – Мученице Екатерине. Интерьерные плоскости отделаны ценными породами камня: малахитом, мрамором, лазуритом, алевролитовым сланцем, шунгитом и так далее. Отдельные сюжеты выполнены с использованием позолоченной бронзы, стеклянной и каменной мозаики.

Над картинами здесь работали многие знаменитые русские художники XIX века: К. Брюллов, Ф. Рисс, Ф. Бруни, И. Бурухин и другие. Среди скульпторов трудились П. Клод, И. Витали, Н. Пименов. В окне главного алтаря присутствует такой необычный для православного храма элемент как витраж. Он изображает сцену воскрешения Спасителя. Эскизы и непосредственное воплощение такой большой стеклянной картины (более 28 метров квадратных) – творчество немецких мастеров.


Интерьер Исаакиевского собора

В целом, внутри храма разместилось больше 150 шедевров от мастеров русской живописи. Роспись Исаакиевского собора проходила не без трудностей: классические фрески были признаны методом, непригодным из-за климатических особенностей местности. Художники приняли решение расписывать интерьер масляными красками, но и эта идея оказалась не самой удачной: грунт плохо сох, отставал от основы. Из-за этого художникам приходилось иногда переписывать заново целые картины.

Только в 1855 году был изобретен пригодный к росписям состав. Кроме того, стены начали украшать мозаиками, которые было значительно проще воплотить в здешних климатических условиях. Эти наборные панно получили очень высокую оценку на Всемирной выставке в Лондоне, проходившей в 1862 году. Эффектное сочетание позолоты, цветного стекла и камня создает возвышенную атмосферу внутри храма.


Во время Революции 1917 года и установления советской власти убранство и украшения собора довольно сильно пострадали, оттуда была изъята серебряная и золотая утварь, сняты все доступные золотые детали. Сама церковь стала помещением для антирелигиозного музея.

При воздушных налетах на город во время Второй Мировой войны, немецкие летчики никогда не целились непосредственно в собор. Его фасады пострадали только от осколков, взрывающихся снарядов.

Архитектор Монферран строил Исаакиевский собор целых 40 лет, в связи с этим родились слухи, будто мастер должен был умереть после окончания работ. В реальности автор и руководитель проекта действительно прожил лишь месяц после освящения церкви.

Панорама Исаакиевского собора

Режим работы, порядок посещения и стоимость

Двери собора открыты с 10.30 до 18.00 каждый день, кроме среды. Купить билет можно на месте, но касса закрывается в 17.30. В теплое время года, с начала мая по конец сентября, в 18.00-22.30 проводятся дополнительные вечерние экскурсии. С начала июня по конец августа, в период белых ночей, организуются посещения святыни в ночное время с 22.30 до 4.30.


И саакиевский собор возводили 40 лет, а когда наконец сняли с него строительные леса, надобность в сооружении как в храме отпала почти сразу. О том, кто строил знаменитый храм, сколько реконструкций он пережил и какие легенды его окружают - в материале портала «Культура.РФ» .

Три предшественника Исаакиевского собора

Исаакиевский собор. Фотография: rossija.info

Исаакиевский собор Огюста Монферрана стал четвертым собором, построенным на этой площади. Первую церковь в честь святого Исаакия Далматского возвели для рабочих Адмиралтейских верфей практически сразу после основания Санкт-Петербурга . Вернее, ее перестроили из здания чертежного амбара под руководством Хармана ван Болеса. Петр I, родившийся в день памяти святого Исаакия, в 1712 году обвенчался здесь с Екатериной I. Уже в 1717 году, когда старая церковь стала ветшать, было заложено новое каменное здание. Строительство шло под руководством Георга Маттарнови и Николая Гербеля. Через полвека, когда уже вторая петровская церковь пришла в негодность, было заложено третье здание - уже на другом месте, немного дальше от берега Невы. Его архитектором стал Антонио Ринальди.

Победа рисовальщика над архитекторами

Семен Щукин. Портрет Александра I. 1800-ые. Государственный Русский музей

Евгений Плюшар. Портрет Огюста Монферрана. 1834. Государственный русский музей

Конкурс на строительство нынешнего Исаакиевского собора объявил в 1809 году Александр I. Среди его участников были лучшие зодчие своего времени - Андриан Захаров, Андрей Воронихин, Василий Стасов, Джакомо Кваренги, Чарльз Камерон. Однако ни один из их проектов не удовлетворил императора. В 1816 году по совету главы Комитета по делам строений и гидравлических работ Августина Бетанкура работу над собором поручили молодому архитектору Огюсту Монферрану. Решение это было удивительным: большого опыта в строительстве у Монферрана не было - он зарекомендовал себя не постройками, а рисунками.

Неудачное начало строительства

Неопытность архитектора сыграла свою роль. В 1819 году началось возведение собора по проекту Монферрана, однако всего через год его проект основательно раскритиковал член Комитета по делам строений и гидравлических работ Антон Модюи. Тот считал, что при планировании фундаментов и пилонов (опорных столбов) Монферран допустил грубейшие ошибки. Связано это было с тем, что архитектор хотел максимально использовать те фрагменты, что остались от собора Ринальди. Хотя первое время Монферран всеми силами отбивался от критики Модюи, позже он все же согласился с критикой - и строительство приостановили.

Архитектурные и инженерные достижения

Иссакиевский собор. Фотография: fedpress.ru

Иссакиевский собор. Фотография: boomsbeat.com

В 1825 год Монферран спроектировал новое грандиозное здание в стиле классицизм . Его высота составляла 101,5 метра, а диаметр купола - почти 26 метров. Строительство шло крайне медленно: только на создание фундамента ушло 5 лет. Для основы пришлось вырыть глубокие траншеи, куда вбили просмоленные сваи - более 12 тысяч штук. После этого все траншеи соединили между собой и залили водой. С наступлением холодов вода замерзла, и сваи спилили под уровень льда. Еще два года ушло на установку колонн четырех крытых галерей - портиков , гранитные монолиты для которых поставляли из выборгских каменоломен.

Следующие шесть лет возводились стены и подкупольные столбы, еще четыре года - своды , купол и колокольни . Главный купол был выполнен не из камня, как это делалось традиционно, а из металла, что значительно облегчило его вес. При проектировании этой конструкции Монферран ориентировался на купол лондонского собора Святого Павла Кристофера Рена. На золочение купола ушло более 100 килограммов золота.

Вклад скульпторов в оформление собора

Скульптурное убранство собора создавалось под руководством Ивана Витали. По аналогии с Золотыми вратами флорентийского баптистерия он изготовил впечатляющие бронзовые двери с изображениями святых. Витали также стал автором статуй 12 апостолов и ангелов на углах здания и над пилястрами (плоскими колоннами). Над фронтонами разместили бронзовые рельефы с изображениями библейских сцен в исполнении самого Витали и Филиппа Оноре Лемера. Также в скульптурном оформлении храма участвовали Петр Клодт и Александр Логановский.

Витраж, каменная отделка и другие детали интерьера

Иссакиевский собор. Фотография: gopiter.ru

Иссакиевский собор. Фотография: ok-inform.ru

Работа над интерьерами собора шла 17 лет и закончилась лишь в 1858 году. Внутри храм был отделан ценными породами камней - лазуритом, малахитом, порфиром, разными видами мрамора. Над росписью собора работали главные художники своего времени: Федор Бруни написал «Страшный суд», Карл Брюллов - «Богородицу во Славе» в плафоне, площадь этой росписи более 800 квадратных метров.

Иконостас собора выстроили в виде триумфальной арки и украсили монолитными малахитовыми колоннами. Иконы, выполненные в технике мозаики, были созданы по живописным оригиналам Тимофея Неффа. Мозаикой декорировали не только иконостас, но и значительную часть стен храма. В окне главного алтаря находился витраж с изображением «Воскресения Христа», выполненный Генрихом Марией фон Хессом.

Дорогое удовольствие

Иссакиевский собор. Фотография: rpconline.ru

Иссакиевский собор. Фотография: orangesmile.com

На момент строительства Исаакиевский собор стал самым дорогим храмом в Европе. Только на закладку фундамента ушло 2,5 миллиона рублей. Всего же Исаакий обошелся казне в 23 миллиона рублей. Для сравнения: все строительство соразмерного Исаакиевскому Троицкого собора стоило два миллиона. Связано это было как с грандиозными размерами (храм высотой в 102 метра до сих пор остается одним из самых крупных соборов в мире), так и с роскошной внутренней и внешней отделкой здания. Николай I , опешивший от таких расходов, приказал сэкономить хотя бы на утвари.

Освящение храма

Освящение собора прошло как государственный праздник: на нем присутствовал Александр II , а длилось мероприятие около семи часов. Вокруг собора располагались зрительские места, билеты на которые стоили немалых денег: от 25 до 100 рублей. Предприимчивые горожане даже сдавали квартиры с видом на Исаакиевский собор, откуда можно было наблюдать за церемонией. Несмотря на то что желающих посетить мероприятие было немало, многие из них не оценили Исаакиевский собор, и первое время из-за своих пропорций храм носил прозвище «Чернильница».

Мифы и легенды

Иссакиевский собор. Фотография: rosfoto.ru

Поговаривали, что такое длительное строительство собора было вызвано отнюдь не сложностью работ, а тем, что ясновидец предсказал Монферрану смерть сразу после завершения храма. И действительно, архитектор умер через месяц после освящения Исаакия. Завещание зодчего - похоронить его в храме - так и не выполнили. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг храма, а потом передали вдове, которая увезла останки мужа в Париж. После смерти Монферрана прохожие якобы видели его призрак, бродивший по ступенькам собора, - входить в храм он не решался. Согласно еще одной легенде, дом Романовых должен был пасть после снятия строительных лесов, которые окружали собор еще долгое время после освящения. Совпадение или нет, но окончательно леса сняли в 1916 году, а в марте 1917 года Николай II эвакуировать . Так как купол собора немецкие летчики использовали в качестве ориентира, напрямую в собор они не стреляли - и хранилище осталось невредимым. Однако собор все же пострадал в годы войны: взрывавшиеся рядом с храмом осколки повредили колонны, а холода (в годы блокады Исаакий не отапливался) - настенные росписи.

Святого, так как император родился в день его памяти - 30 мая по юлианскому календарю .

Торжественное освящение 30 мая (11 июня) года нового кафедрального собора совершил митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Григорий (Постников) .

Творение Монферрана - четвёртый по счёту храм в честь Исаакия Далматского, построенный в Санкт-Петербурге.

Высота - 101,5 м, внутренняя площадь - более 4 000 м².

История

Первая Исаакиевская церковь

Первая Исаакиевская церковь. Литография с рисунка О. Монферрана. 1710 год.

Церковь была построена на берегу Невы, там, где сейчас стоит Медный всадник . Место было выбрано явно неудачно, вода, размывая берег воздействовала на фундамент, разрушая кладку. К тому же в мае 1735 года удар молнии вызвал пожар в церкви и она серьёзно пострадала . Так, например, описывает положение дел в церкви кабинет-министр граф А. И. Остерман , просящий 28 мая (8 июня) 1735 года позволение у синода устроить у него в доме церковь для своей больной жены и определить туда священника:

Церковь Исаакия Далмацкого, у которого дом мой в приходе обретается, в недавнем времени погорела и службы в ней не токмо литургии, но и вечерень, и утрень, и часов, ныне нет .

Уже в июне того же года была составлена смета на исправление церкви. На эти цели было выделено две тысячи рублей, а руководить работами был назначен майор Любим Пустошкин. В соответствующем указе было говорилось:

Церковь Исаакия Далмацкого, как скоро возможно начать ныне, хотя только над алтарём в скорости покрыть досками, а потом и над всею тою церковию подрядить делать стропила и крыши, дабы нынче в ней могла быть служба .

В результате ремонта отстроили заново стены и галереи, вместо железа купол был покрыт медью, а своды заменены каменными. В церкви вновь стали проходить богослужения. Но при призводстве работ стало ясно, что из-за осадки грунта храму требуется бо́льшие исправления или даже совершенная перестройка .

Для обследования состояния церкви Сенат направил архитектора С. И. Чевакинского , который констатировал невозможность сохранения здания. Церковь решили разобрать и построить новую дальше от берега .

Третий Исаакиевский собор

Проект А. Ринальди третьего Исаакиевского собора. Литография с рисунка О. Монферрана.

По проекту А. Ринальди собор должен был иметь пять сложных по рисунку куполов и высокую стройную колокольню. Стены по всей поверхности облицовывались мрамором . Макет и чертежи проекта хранятся в музее Академии Художеств. Обстоятельства сложились так, что Ринальди не смог завершить начатую работу. Здание было доведено лишь до карниза, когда после смерти Екатерины II строительство прекратилось, и Ринальди уехал за границу .

Третий Исаакиевский собор на гравюре. 1816 год

Это сооружение вызывало насмешки и горькую иронию современников. К примеру, приехавший в Россию после длительного пребывания в Англии флотский офицер Акимов написал эпиграмму:

Се памятник двух царств,
Обоим столь приличный
На мраморном низу
Воздвигнут верх кирпичный .

При попытке прикрепить листок с этим четверостишем к фасаду собора Акимов был арестован. Он дорого поплатился за своё остроумие: ему отрезали язык и сослали в Сибирь .

В различных вариантах петербуржцы пересказывали опасную эпиграмму:

Сей храм покажет нам,
Кто лаской, кто бичом,
Он начат мрамором,
Окончен кирпичом.

В конкурсе приняли участие архитекторы А. Д. Захаров , А. Н. Воронихин , В. П. Стасов , Д. Кваренги , Ч. Камерон и другие. Но все проекты были отвергнуты Александром I , так как авторы предлагали не перестройку собора, а строительство нового. В 1813 году на тех же условиях опять был объявлен конкурс, и вновь ни один из проектов не удовлетворил императора. Тогда в 1816 году Александр I поручает инженеру А. Бетанкуру , председателю только что образованного «Комитета по делам строений и гидравлических работ» , заняться подготовкой проекта перестройки Исаакиевского собора. Бетанкур предложил поручить проект молодому архитектору О. Монферрану , недавно до этого приехавшему из Франции в Россию. Чтобы показать своё мастерство, Монферран сделал 24 рисунка зданий различных архитектурных стилей, которые Бетанкур и представил Александру I. Императору рисунки понравились, и вскоре был подписан указ о назначении Монферрана «императорским архитектором». Одновременно ему поручалась подготовка проекта перестройки Исаакиевского собора с условием сохранить алтарную часть существующего собора .

Проект 1818 года

Сооружение портиков завершилось к осени 1830 года , когда жители Петербурга уже могли видеть четыре 12-тиколонных портика и алтарную часть старой ринальдиевской церкви.

Затем началась постройка опорных пилонов и стен собора . Тут применялась кладка из кирпичей, скреплённых известковым раствором. Для бо́льшей прочности применяли гранитные прокладки и металлические связи различного профиля. Толщина стен составляла от 2.5 до 5 метров. Толщина наружной мраморной облицовки составляла 50-60 см, внутренней - 15-20 см. Она выполнялась одновременно с кирпичной кладкой, с помощью железных крючьев (пиронов), вставленных в специально высверленные для этого отверстия. Для устройства кровли были изготовлены стропила из кованого железа. Внутри южной и северной стен устроили вентиляционные галереи. Для естественного освещения собора над галереями аттика сделали световые галереи.

Конструктивно купол состоит из трёх взаимосвязанных частей, образованных чугунными рёбрами: нижней сферической , средней - конической и наружной - параболической . Диаметр наружного свода составляет 25.8 м, нижнего - 22.15 м. Для создания теплоизолирующего слоя пространство между фермами было заложено пустотелыми гончарными горшками конической формы. Для этого потребовалось около 100 тысяч таких горшков. Помимо теплоизоляции, горшки улучшают акустику храма.

Нижний сферический купол был обшит досками, обит просмолённым войлоком и оштукатурен. Внутренний конический купол покрыт медными листами, окрашенными в голубоватый тон, с большими бронзовыми лучами и звёздами, создавшими эффектную картину ночного неба. Снаружи купол покрыт плотно пригнанными друг к другу медными позолочёнными листами.

Золочение куполов собора в 1838-1841 годах проводилось методом огневого золочения , парами ртути отравились и умерли 60 мастеров. Всего же в строительстве собора приняло участие 400 000 рабочих - государственных и крепостных крестьян. Судя по документам того времени, около четверти из них умерло от болезней или погибло в результате несчастных случаев .

Освящение

Торжественное освящение собора состоялось в 1858 году, 30 мая, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в присутствии императора Александра II и иных членов императорской семьи. Были выстроены войска, которых император приветствовал перед началом чина освящения; на Петровской и Исаакиевской площадях были устроены трибуны для народа; соседние улицы и крыши ближайших домов были переполнены людьми .

Внешний вид

Исаакиевский собор и Сенатская площадь с высоты птичьего полета

Исаакиевский собор - выдающийся образец позднего классицизма , в котором уже проявляются новые направления (неоренессанс , византийский стиль , эклектика), а также уникальное архитектурное сооружение и высотная доминанта центральной части города.

Высота собора 101,5 м, длина и ширина - около 100 метров. Наружный диаметр купола - 25,8 м. Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн разных размеров. Стены облицованы светло-серым рускеальским мрамором . При установке колонн были использованы деревянные конструкции инженера А. Бетанкура . На фризе одного из портиков можно разглядеть скульптурное изображение самого архитектора (Монферран умер практически сразу после освящения собора, но в желании архитектора быть погребённым в собственном творении было отказано).

Северный фасад

Северный фронтон. «Воскресение Христа»

Воскресение Христа. 1841-1843. Витраж главного алтаря

В интерьер православного храма был включён по предложению Л. Кленце витраж - изначально элемент убранства католических церквей. Изображение Воскресшего Спасителя в окне главного алтаря было одобрено Священным Синодом и лично императором Николаем I . Созданием эскиза витража для Исаакиевского собора занимался немецкий художник Генрих Мария фон Хесс, изготовлением в стекле руководил М. Э. Айнмиллер - глава «Заведения живописи на стекле» при Королевской фарфоровой мануфактуре в Мюнхене . Площадь витража составляет 28,5 квадратных метров, детали скреплены свинцовыми пайками. К 1843 году витраж был установлен в окне собора в Петербурге. Он является ключевым памятником в истории витражного искусства в России. Появление в кафедральном храме столицы стеклянной картины с изображением Иисуса Христа произошло в результате взаимодействия западной и восточной христианской традиций, своеобразного синтеза фигуративного католического витража и запрестольной православной иконы. Установка его в главном храме России утвердила витраж в системе оформления православных церквей страны. Витражи получили «законные» права в православных храмах. А изображение Воскресшего Спасителя на алтарном окне Исаакиевского собора стало иконографическим образцом для многих витражей в храмах России, как в XIX веке, так и в наше время .

В Исаакиевском соборе представлено уникальное собрание монументальной живописи первой половины XIX века - 150 панно и картин. Для работ над росписями были привлечены художники-академисты Брюллов, Басин, Бруни, Шебуев, Марков, Алексеев, Шамшин, Завьялов и другие. Руководство живописными работами было возложено на ректора Петербургской Академии художеств профессора В. К. Шебуева, проект декора и общая концепция росписей были разработаны Монферраном. Работы проводились под контролем императора и Синода. Одной из главных проблем стал выбор техники исполнения живописных панно . По первоначальному предложению Кленце (с ним был согласен Николай I) росписи собора должны были выполняться в технике энкаустики . Однако Бруни, привлечённый к обсуждению способа исполнения будущих росписей, после консультаций с Кленце, прошедших в начале 1842 года в Мюнхене, сделал доклад, в котором указал, что эта техника живописи совершенно непригодна для климатических условий Петербурга. Опираясь на мнение реставратора Валати, Бруни высказался за масляную живопись на холсте, обрамлённую медными рамами с дном. Монферран также склонялся в пользу масляной живописи. Бруни поручили выполнить образец росписи энкаустикой по меди, однако вскоре было решено расписывать стены собора масляными красками по специальному грунту, а образа - маслом на бронзовых досках . Согласно распределению работ Брюллов должен был расписать главный купол (самая большая композиция площадью 800 квадратных метров) и паруса в центральном нефе, Бруни - коробовый свод и аттик главного нефа, Басин - приделы Александра Невского и св. Екатерины . Западная часть собора была отведена под сюжеты на темы из Ветхого завета , восточная - зпизодам из жизни Христа.

Высокая влажность в помещении собора препятствовала созданию грунта, стойкого к неблагоприятным внешним воздействиям. Стену под роспись штукатурили, зачищали пемзой, нагревали жаровнями до 100-120 градусов и наносили на неё несколько слоёв мастики . Невысокое качество основы для живописи стало причиной того, что в некоторых случаях её приходилось удалять, а художникам заново переписывать картины. В отдельных местах грунт отставал от штукатурки. В своём письме от 24 декабря 1849 года Бруни отмечал, что роспись по свежим грунтам невозможна из-за выступающей впоследствии на поверхность живописи из стены «селитряной окиси» . Устойчивый состав был создан только в 1855 году, за три года до завершения живописных работ в соборе .

Так как в соборе из-за перепада температур, высокой влажности и отсутствия вентиляции сложились неблагоприятные условия для сохранения росписей в первозданном виде, при декорировании внутренних помещений с 1851 года было решено для оформления интерьера использовать мозаику . Создание мозаичных панно продолжалось до начала Первой мировой войны . Смальта для Исаакиевского собора производилась в мозаичной мастерской Академии художеств . При создании панно было использовано более 12 тысяч оттенков смальты, фоны набирались из золотой смальты (канторели) . Мозаичные образы выполнялись с оригиналов Т. А. Неффа. Мозаикой заменили картину С. А. Живаго «Тайная вечеря» , росписи парусов главного купола, аттика («Поцелуй Иуды», «Се человек», «Бичевание», «Несение креста» Басина) и пилонов.

Мозаичные картины собора экспонировались на лондонской Всемирной выставке 1862 года, где получили высокую оценку .

Исаакиевский собор в первые годы после Октябрьской революции

После революции храм был разорён. В 1922 году из него было изъято 45 кг золотых изделий, более 2 тонн серебряных украшений. {{Нет АИ 2|Его настоятель протоиерей Леонид Богоявленский был арестован, а храм стал обновленческим . В 1928 году службы прекращены: президиум ВЦИК 18 июня 1928 года постановил «оставить здание собора в исключительном пользовании Главнауки в качестве музейного памятника» . 12 апреля 1931 года в соборе был открыт один из первых в Советской России антирелигиозных музеев .

Исаакиевский собор во время Великой Отечественной войны

Зенитчики на фоне ночного Исаакия

Следы одного из 148478 снарядов, выпущенных немецкими войсками по Ленинграду в 1941- 44 г.г.

Исаакиевский собор после Великой Отечественной войны

См. также

Литература

  1. A. R. Montterrand Eglise cathédrale de Saint Isaac. - СПб. , 1845.
  2. «Исторія и достопримѣчательности Исаакіевскаго собора ». СПб, 1858. - книга, составленная по источникам Императорской Академии Художеств и одобренная главным строителем Собора, архитектором де Монфераном.
  3. В. Серафимов, М. Фомин Описание Исаакиевского собора в С-Петербурге, составленное по официальным документам . - СПб. , 1865.
  4. В. Серафимов, М. Фомин Описание Исаакиевского собора в СПб., составленное по официальным документам. - Л. : Общество по распространению политических и научных знаний, 1962.
  5. А. Л. Ротач Исаакиевский собор - выдающийся памятник русской архитектуры. - СПб. , 1868.
  6. Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974.

Примечания

  1. В. Серафимов, М. Фомин
  2. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 8.
  3. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 10.
  4. В. Серафимов, М. Фомин Описание Исаакиевского собора в С-Петербурге, составленное по официальным документам. - СПб. , 1865. - С. .
  5. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 11.
  6. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 11-12.
  7. В. Серафимов, М. Фомин Описание Исаакиевского собора в С-Петербурге, составленное по официальным документам. - СПб. , 1865. - С. .
  8. Ведение Правительствующаго Сената в Св. Синод от 6 (17) июня 1735 года за № 1962. Также и протокол мемории Св. Пр. Синода за ту же дату.
  9. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 12.
  10. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 12-13.
  11. В. Серафимов, М. Фомин Описание Исаакиевского собора в С-Петербурге, составленное по официальным документам. - СПб. , 1865. - С. 6-7 .
  12. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 13-14.
  13. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 14.
  14. Зощенко М.М. Неудачи, 39 // Голубая книга . - Избранное в 2-х томах. - Художественная литература . - Т. 2. - С. 261.
  15. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 14-15.
  16. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 15-16.
  17. Н. Нагорский Исаакиевский собор. - СПб. : П-2, 2004. - С. 2-3. - ISBN 5-93893-160-6
  18. В. Серафимов, М. Фомин Описание Исаакиевского собора в С-Петербурге, составленное по официальным документам. - СПб. , 1865. - С. .
  19. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 24.
Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.