Когда у священника опускаются руки. Анекдоты про «священник Мы можем предположить, что если церковная жизнь устроена идеально правильно, абсолютно свято, все равно обязательно будут люди, которые что-то не воспримут или воспримут не так

– Дети в храме – проблема для многих настоятелей?

– Конечно, особенно актуальна она в спальных районах, где на службы приходит много людей с детьми. Подчас литургия там превращается в сплошной детский вопль. Мамочки с младенцами ревностно стараются выстаивать всю литургию, ну на худой конец, высиживают ее с детьми на руках. И мамам тяжело, и ребенок устает, и все вместе мешает службе. Я не раз бывал на таких.

– Есть ли у вас рецепты, в каком возрасте приводить детей на службу, к какому моменту?

– У меня четверо детей, восемь внуков, меня на службе детский крик ничуть не нервирует. Я всегда вспоминаю Христа, который говорил: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него». (Мк 10-15-16).

Помните знаменитую строчку Блока из стихотворения «Девушка пела в церковном хоре»:

…И только высоко, у Царских врат,
Причастный Тайнам, — плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.

Дети плакали и мешали литургии во все времена, но своим плачем они все-таки хвалят Бога, пусть и не осознавая это. Я не считаю, что дети мешают службе, наоборот, они показывают нам насколько мы несовершенны, как не можем приучить их к тому, чтобы церковная жизнь была для них естественной жизнью.

Если ребенка приводят в храм раз в полгода, раз в году, то вполне понятно, что его там все пугает, ему там неинтересно. Если же он ходит чаще, например, два-три раза в месяц, то постепенно привыкает к церковной действительности.

Не нужно настаивать, чтобы ребенок, тем более маленький, выстаивал службу. Задача родителей сделать так, чтобы Церковь стала их чаду родным домом и уголком, где он мог бы почувствовать себя уютно.

Знаю храмы, в которых есть специальные детские комнаты. Перед службой родители приводят туда детей, поручают их волонтерам из прихожан. Те занимаются: читают книги, рассказывают сказки, играют, мультфильмы показывают. А потом, в некоторых храмах так заведено, не дети идут к алтарю, а священники приходят в эти комнатки к детям со Святыми тайнами. Чаще, конечно, родители забирают и приводят детей непосредственно к Причастию.

В моем приходе нет такой практики, и нет такой комнатки. Есть только притвор. Родителям с младенцами часто советую, чтобы они, приложившись к иконам и побыв немного на службе, исповедавшись, шли гулять в галерею, на улицу, не утомляя лишний раз ребенка. Это относится только к самым маленьким детям, лет до пяти. В 6 лет ребенок вполне может постоять на службе 40 минут, если, конечно, его подготовить, постепенно вводя в церковный ритм жизни.

К 6-8 годам дети могут сами и молитву прочесть, и Евангелие послушать. Некоторые мои внуки даже встают в хор, подпевают на Херувимской, Символе веры, Отче наш. Это уже участие в богослужении. Младшие внуки с книжками и игрушками приходят. Внучка однажды спрашивает: «Деда, а с куклой можно?» «Можно», – говорю. Приносит большую куклу и рассказывает: «Взяла ее, чтобы она тоже слушала службу». «Хорошо, – одобряю я, – посади рядом с собой, но только пусть не шалит».

– То есть по достижении определенного возраста, лет 6-8, при должной подготовке, ребенка стоит вести к началу службы?

– Нет, что вы! Богослужение начинается с часов, часто с утрени, а вместе с литургией выйдет аж три часа службы. Ну какой ребенок это может выстоять? Рекомендую духовным чадам приходить к самой литургии. Она же короткая, всего 40 минут, если не задерживаться с чтением записок и с длительными песнопениями.

За 40 минут ребенок вполне может побыть рядом с родителями и не заскучать. Другое дело, если он нервный, гиперактивный, бывают психически нездоровые детки. Конечно, тогда рекомендую родителям погулять в притворе и подойти уже вместе к Святой Чаше.

Понятно, это некоторый ущерб для родителей, но тут нужно соизмерять пользу для себя и вред для ребенка. Не находя себе места, ребенок может начать баловаться, вести себя неадекватно, да даже скандалить.

Ребенок есть ребенок, и в храме он остается ребенком. Это надо понимать.

Народ странный — ногами молится

– Но маме с папой по воскресеньям тоже хочется помолиться. Вокруг все молятся, а я в притворе сижу и опять детей развлекаю.

– Поймите, молитва – она везде молитва. Можно дома молиться, а может и в храме не получиться. Моя покойная мама, когда я был маленький, могла забежать в храм на пять минут. Приложится к иконам, как сама говорила, чтобы почувствовать атмосферу, и идет дальше заниматься делами. Придя хоть на пять минут в храм, она была счастлива.

А уж молиться часами, простите, но такое желание – родительский эгоизм. Став родителями, мы живем не для себя, а для детей. Оптимизируйте все. Определяйте время, чтобы вам было приятно, детям комфортно и всем душеполезно. Родителей обычно двое – папа и мама, если семья нормальная. Ну пусть половину службы мать стоит молится, а отец с ребенком гуляет, другую половину – стоит папа, а мама с малышом.

Это совершенно нормально. Ненормально, если всю службу вы заняты тем, что придумываете очередной способ заткнуть ребёнку рот, или нервно вздрагиваете, оборачиваясь на прихожан и ловя их недовольные взгляды, а то и одергивания. Ну какая это служба? Какая тут может быть молитва?

Не «в многословии своем будут услышаны». Молитва «Отче наш», произнесенная от сердца и глубины души, заменит часовые стояния. Поверьте.

Народ у нас странный, хочет молитву непременно выстоять ногами. Ногами молимся. Такое обрядоверие. А еще обязательно стукнуться лбом об икону, частичку креста чудотворного с собой унести, отковыряв хоть капельку. Это «ковыряние» – наша традиция. Впрочем, к этому, да и к плачу детей в храме, должно относиться снисходительно, стараясь все-таки найти способ, чтобы в храме был порядок. Это важно.

Почему ребенок ушел из церкви

– Православная школа – это особая атмосфера, но почему после православных школ, где дети следят за текстом богослужения, они уходят из церкви.

– Немало выросло и немало ушло. Это так. Я часто в проповедях говорю, что подросток будет в церкви в том случае, если живет в атмосфере любви, мира и той благодати Божией, которая входит в него через родителей. Если с детства ребенок усвоил, что папа с мамой любят его, то мысль, что Господь любит его еще больше, такому ребенку понятна.

Насильно в храм не приведешь, хотя некоторые умудряются. Знаю истории, когда родители буквально волочили детей на службы. Дети стояли, но чего только они ни делали. Лет с пятнадцати переставали ходить, потому что силой уже не приведешь.

Поначалу реже приходили. В полгода раз. Потом вообще исчезали. Встретишь такого подростка, он объясняет: «Стыдно, появились детские грехи, проблемы, о которых не хочу, чтобы вы знали».

Он же причащался, исповедовался! Но оказывается, что жестокость родителей, когда мать тащила за ухо, стояла рядом и щелкала по голове, или, когда обманным путем заманивала ребенка в храм – выходит боком.

Спрашиваю прихожанку: «Матушка, как так, ребенок не ходит в храм?» — «Дверь закрыл и не пускает. Не ремнём же мне его бить?!» — «Конечно, он сдачи через пять минут даст, выше же тебя на голову. Будешь и ты хороша, и он хорош».

Вопрос бытия детей в церкви только кажется простым. Бабушка моя про детей, расположенных к церковной жизни, говорила «благодатный ребенок». А есть еще «безблагодатные». Не то, что плохие, скорее неправильно воспитанные. Им что-то о церковной жизни неправильно преподнесли. Церковь для таких детей – кривое зеркало, которое отражает не то и не так. Воспринимая все неправильно, у них и в духовной жизни все наперекосяк и криво. Такие дети со временем отпадают.

Но время проходит и заложенное в детстве вспоминается, всплывает, очищается от шелухи и кривизны. Спустя 5 лет появляется наш подросток: «Батюшка, помните? А вы меня крестили». «Помню, конечно. Куда пропал, что теперь привело?» – говорю. «Так вот получилось» – отвечает смущенно.

А получились проблемы во взрослой жизни, когда уже ни папа, ни мама, а часто и врачи помочь не могут. Здесь бывают и заболевания, и наркомания, и алкоголизм, и ранние беременности, и браки, да что угодно.

Были у меня подростки, которых я в 16 лет повенчал. Девушка беременна, никуда не денешься. Но как бы ни было, однажды они к Богу приходят уже по-настоящему.

– Из-за страха?

– Да нет никакого страха. Есть потребность души. Люди вспоминают, что в Церкви, в Евангелии, которое читали, получали то, что в мире получить не могут. Никто другой так, как Христос их не утешит, не даст им спокойствие и мир, который они потеряли. Такие случаи возвращения у меня есть. И в юном возрасте, и в зрелом, и в очень зрелом возрасте возвращаются.

Помню однажды пришла женщина. Она в тридцатых годах родилась, ей под восемьдесят, пришла со словами: «Меня бабушка когда-то крестила, я ходила в храм и ручки складывала вот так: крест на крест, а мне что-то сладенькое давали».

Слушаю такую старушку и понимаю, что семя дало росток, пусть поздно, но дало. Господь не оставил. Поэтому никого нельзя осуждать. И если ребенок ушел из церкви, это не значит, что он покинут Богом. Если ушел, значит было что-то не так в родителях, в священнике, наконец, в том храме и в его обстановке. Не было значит той любви, доступности и радости присутствия, которые в Церкви есть и будут.

Простите, что я без штанов

– Часто от священников приходится слышать об атмосфере любви, но как можно понять, что тебя в этом храме любят?

– Если никто не тыкает в спину, не говорит, что не там встала, не так поставила свечку, не так поцеловала икону, не в том виде пришла, если этого всего не было и нет, значит в этом приходе есть любовь.

«Батюшка, – говорит мне одна женщина, – простите, что я к вам без штанов пришла». «Не понимаю вас, – развожу я руками,– ерунду какую-то говорите». Тут женщина мне начинает подробно объяснять в чем она одета, почему ей сейчас пришлось в лосинах прийти. А я ей отвечаю: «Так вы пришли к Богу, а не ко мне, ну какое мне дело, что вы в лосинах». Вообще, за свечным ящиком у нас всегда лежат парео.

Если человек пришел в Церковь и спокоен, как бы он ни был одет, если видит, что в храме его с любовью приняли, то другой раз он сам не станет эти лосины надевать. К нам парни приходят сплошь в наколках, с гигантскими тоннелями в ушах. Когда спрашиваю: «Радость моя, что ты с собой сделал?» «Типа так надо», – отвечает. А через полгода он же приходит уже с зашитым тоннелем. И в первом, и во втором случае его приняли как есть, никто ему слова поперек не сказал.

И разбойников, и мытарей, и блудниц разве Христос отталкивал? И праведников и грешников – всех Господь к себе допускал, принимал и любил. И мы в своем отношении к людям должны руководствоваться Евангелием, а не нашими представлениями о том, кто кому и что должен. Церковь – дом Божий. Мы в нем такие же гости.

Если вы пришли в Церковь и почувствовали обстановку любви – оставайтесь. Если нет, то что ж, храмов в городе много, ищите другой.

Я сам не раз бывал в храмах (приходил в гражданской одежде, люди не знали, что я священник), где меня одергивали: «Нечего тут креститься. Смотри, вон настоятель еще не перекрестился и ты спокойно стой», или «крестись туда, куда священник крестится, а не куда тебе захотелось», или «стой на правой стороне. Чего налево зашел? Это женская сторона». Ну что остается? Только пожалеть ревностных бабушек, да и ревностных священников тоже стоит пожалеть.

Приходишь порой в такой храм и вспоминаешь Высоцкого: «в церкви смрад и полумрак». Действительно, темнота, чернота, одни лампадочки горят, но и с точки зрения духовной жизни тот же мрак и полумрак. И ничего не поймешь. Но, как говорил один мой знакомый священник: «У Бога всего много».

Если вернуться к детям, то важен домовый храм – храм семьи. Домашняя молитва должна предварять молитву церковную. И если дома никто не перекрестится перед едой, если не прочтут утренних или вечерних правил, пусть кратко, так что ждать от ребенка в церкви? Конечно, он не выстоит в ней никогда.

– Как в вашей семье было заведено?

– Дома молились всегда. Было краткое правило: Царю Небесный, Трисвятое, Отче наш, молитва Богородице и ангелу хранителю. Одна молитва из утренних или из вечерних правил. И обязательно молитва своими словами: «Господи, спаси и помилуй папу, маму, дедушку, бабушку». Мы даже имена не называли, просто просили здоровья Симочке, болящей тете Кате. Мама иногда подсказывала имена, а мы молились. Молитва своими словами – это не что-то выдуманное, это когда ты сам от себя с Богом разговариваешь. Сам от себя говоришь ему то, что хочешь сказать.

Но если этих молитв нет, если в воскресенье вскочили, поругались и бегом в храм, и в храме тоже праздный стоишь, то понятно, что трудностей не избежать.

Одно время мы жили нашей семьей в монастыре. В соседней комнате за стеной жила тоже многодетная семья священника. Утром мы вставали на молитву. Та семья тоже вставала, но никто не молился дома. Глава семейства, дивный совершенно батюшка, уходил в поля молиться. Мы помолимся, завтракать садимся, а соседей наших ветром сдувало.

«Матушка, а чего бы вам с нами не помолиться?» – спрашивала мама. «Так зачем, я же им всем по копейке дала и в церковь отпустила. Пусть там в соборе молятся, иконы поцелуют, свечки поставят». Вся эта орава неслась в собор. Кому и как они молились, куда и что ставили – никто не проверял. С шумом, гвалтом они возвращались голодные домой, потому что с утра не ели, не пили. Что-то у нас со стола схватят, что-то по дороге перехватят.

Две семьи – два опыта. И в первой, и во второй из детей вышли священники, и там и там есть люди, которые служат Богу. Понимаете, есть разные пути, этих путей, ведущих к Богу, вообще-то много. Главное, Он видит наши сердца и помышления.

Венчание – не гарантия счастья

– А часто ли вы не благословляете на брак? Даете ли советы: вот на этом не женись, эту замуж не бери?

– В мой практике нет, не было и никогда не будет такого. Никогда я никому не сказал: «за этого иди, а тот тебе не подходит». Хотя меня довольно часто спрашивают: «Вот парень (девушка) есть. Как быть? Жениться/выходить ли замуж?»

Мое главное условие, когда приходят и просят повенчать, чтобы «между вами была любовь». Это твое личное дело кого ты полюбил, старше или младше тебя этот человек.

Бывает спрашиваю сколько времени знакомы. Оказывается, кто-то неделю погулял и «все, давайте венчайте», бывает – полгода, год. Обычно месяц-полтора. Тогда спрашиваю, а живут ли интимной жизнью?

«Да, конечно, батюшка, мы же современные люди!» Это самый распространенный ответ. «Дорогие, – приходится отвечать им, – так вы уже переступили тот порог, который ведет к свадьбе. Если позволили себе интимное общение, так что хотите от меня, простого священника? Одно дело, если вы покаяние принесли, другое – совета ждете. Вы же все для себя решили. Хотите, чтобы я вас благословил на это? Нет, не дам такого благословения. Потому что близость до брака является грехом».

«Так мы же любим друг друга!» – парирует собеседник или собеседница.

Жизнь сегодняшней молодежи очень своеобразная. Когда я со своими этими законами и принципами выступаю, замечаю как у людей улыбка проскальзывает. А начинаешь общаться, оказывается, что до вот этого «жениха/ невесты под вопросом» еще был Петя, Ваня, Миша, или Катя, Ира, Маша.

И потому я всегда говорю: “Если вы придете с покаянием к Господу, если помолитесь, если попросите: «Батюшка благословите на брак», – то я не имею права вас не благословить. Но ответить на вопрос будете ли счастливы/ несчастливы, выбрав в супругу этого человека, сказать не могу”. Ну не пророк же я, наконец. И венчание – не гарантия счастья. Человек сам себе выбирает жизненную позицию, сам несет за нее ответственность.

– Для многих гражданский брак, зарегистрированный, но не венчанный, и требования канона – серьезный камень преткновения.

– Знаете, митрополит Антоний (Блум) подсказал мне как здесь поступать. Прожив много лет в Англии, он часто наблюдал людей, которые венчались в 30-40 лет, создав при этом семьи в 20 лет. То есть они по-настоящему до венчания зрели. Их право, согласитесь. Но что делать священнику? Отвергать их от святых тайн?

У владыки Антония я и вычитал, «что до венца нужно созреть». Нельзя это право у человека отнимать. Венец венчает тебя за труды, за подвиг и, как поется, «святые мученицы, молите Бога о нас». Поэтому я обручаю людей, читаю молитву на сожительство, тем более, если у них есть дети. И они живут с этим благословением. А когда созревают, когда готовы сказать «да, Господи, прости нас, мы пришли к тебе, чтобы подтвердить, что любим друг друга и до конца готовы быть вместе», вот тогда венчаю.

Я знаю огромное множество пар, которые живут вместе много лет, имеют детей, но венчаться не готовы.

– Обычно такое бывает в семьях, где один из супругов неверующий?

– Не станешь же насильно добиваться венчания. Я благословляю, прошу молиться друг за друга, ведь «жена верующая да освещает мужа неверующего» говорит апостол Павел.

Таких сожительств были миллионы за всю историю христианской церкви. Лишь Господь вправе их судить, тем более, если они любили друг друга и по-настоящему были верны. И если Он не коснулся еще сердца одного из супругов, можем ли мы отвергать и лишать причастия другого? Нет, не имеем права.

Кто-то протестует, мол, давайте по канону действовать. Давайте, только давайте будем тверды во всем. За один грех – “десять лет да не причастится”, за другой – “три года будет отвержен”. Нарушил пост – “да не причастится весь пост”… Правда боюсь, что мы с этим каноником вдвоём в храме останемся, а может и никого не будет.

Понимаете, каноны — они правильные, их нельзя вычеркивать из жизни, но строго применять их в нашей жизни, к каждой семье, ну признаемся, не получается. Мы просто останемся без паствы, которую распугаем. Ладно без паствы, куда страшнее, что люди останутся без помощи, начнут гибнуть без духовной поддержки. У нас был случай в приходе, когда человек, не получив поддержки по определенным вопросам своей жизни, ушел в секту. И вся недолга.

– Часто ли разводятся верующие люди по вашим наблюдениям?

– Сейчас в церкви масса таких проблем. Даже на меж соборном присутствии обсуждают это. Я не могу говорить о статистике московских храмов. Сужу по своему приходу и тем, кого сам венчал за эти 25 лет. Разводятся мало. В те редкие разы причинами становятся пьянство, когда невозможно с мужчиной уже жить. Бывает, заводят кого-то на стороне. Иногда приносят покаяние.

Поэтому Господь сам решит как с человеком поступить. Не нам это делать, согласитесь.

Исповедь должна быть и консультацией

– Наверняка вы сталкивались с тем, что люди на исповедь приходят из раза в раз с одним и тем же грехом. Что здесь можно делать, можно ли через исповедь помочь?

– Исповедь – Таинство. Как всякое Таинство, исповедь меняет человека. Это как второе крещение. Если мы искреннее подходим к Таинству, называем свой грех, а не просто «постояли, подождали, когда батюшка епитрахилью накроет». Если вступаем в беседу, рассказываем почему нет терпения к мужу, почему напился, почему срываюсь на детей, почему появился любовник и сказать ли об этом мужу, да как быть вообще. Это проблемы и они требуют от священника помощи для решения.

Иногда для прихожан я устраиваю беседы. Иногда в проповедях говорю о таких «болезнях» и о том, чем они лечатся, как сделать себя человеком, который вторую свою половину сумеет воспринимать как самого себя.

Ведь если ты гадость сделал, то не кому-то ее сделал, а себе самому, предал собственную любовь, совершив прелюбодеяние. Проходит время и уже на исповедь приходит человек со словами: «Вот вы на проповеди про меня говорили. Вам кто-то из наших сказал? Откуда вы знаете? Я давно боюсь вам рассказать об этом».

А мне же никто ничего не рассказывал. Просто хрестоматийный пример напомнишь, а человек себя в нем узнал.

– То есть исповедь порой превращается в психологическую консультацию?

– Должна.

– Разве? Так не у всякого священника есть психологическое образование. Разве в своем рвении особенно горячие батюшки не могут наломать дров?

– Да, не у всех такое образование есть. Больше скажу, не всякий священники умеет вступить в беседу, немало тех, которые вообще беседы не воспринимают. Но я все-таки разделяю Таинство исповеди и духовные беседы.

Прихожанам заранее сообщаю когда можно прийти поговорить. У меня установлены дни исповеди и часы: с 6 до 8 после службы. Пока музей не закрыт, я могу спокойно и не торопясь принимать исповедь, беседовать на темы, которые тревожат человека. Но если вижу, что людей много, и я физически не справлюсь, то прошу: «Даша, Игорь, Николай, а приходите-ка ко мне в другой раз».

«А причастие?» — бывало спросит кто-то. «Если считаете себя достойными, приходите и причащаетесь, если что-то осталось и мучит, так вам же завтра не на фронт, приходите на неделе».

В сегодняшней религиозной практике действительно смешивается все в кучу. Люди считают — раз пришел в храм, нужно сразу исповедоваться, причаститься, у всех икон свечи поставить, панихиду отслужить. Иначе, будто зря приходил. Понимаю, многим трудно выбраться в храм раз в неделю. У каждого свои причины найдутся. Не могу осуждать людей за это, но все в кучу – это не очень хорошо, прямо скажем, плохо.

Вот в Греции, например, исповедь – совершенно отдельная история. Это Таинство совершается всего несколько раз в году по специальной договоренности со священником. Причем не каждый священник имеет право исповедовать. Как правило, это человек, назначенный на должность духовника. Греки исповедуются раз в полгода, раз в году, а причащаются за каждой литургии или в зависимости от своего духовного состояния.

А у нас есть хорошие, доблестные, ревностные батюшки, но по ревности своей они часто бесцеремонно вклиниваются в судьбу человека. И в определенном плане делают своих прихожан и духовных чад совсем не теми добрыми христианами, какими надо бы.

Нельзя священнику в молодые годы что-то кому-то советовать, тем более решать за человека. Максимум, который он может себе позволить – выслушать и помолиться, чтобы Господь управил.

Выгорание любого человека, тем более священника, в том числе зависит от того, чем и как будешь себя наполнять. Будешь ли душу свою пополнять молитвой, а жизнь добрыми делами и желанием послужить ближнему. Священник же живет не для себя. В момент, когда он стал священником, его личная жизнь заканчивается, а личное время становится условностью. Это самое важное, что священник должен помнить.

Школьные скамейки ставили между гробов

– Бывает послужил священник, паства у него сложилась, но спустя какое-то время его внезапно переводят на новый приход. Нужно начинать все с чистого листа.

– В конце восьмидесятых годов я, молодой священник, был назначен в первый открытый после перестройки в Москве храм в честь апостола Андрея Первозванного на Ваганьково. До 1989 года в его помещении находился магазин похоронных принадлежностей. Здание передали церкви, мы его восстановили. Это был мой первый храм. В нем мы открыли одну из первых в Москве воскресных школ.

За два-три года, что я там служил, школа выросла до 500 учеников. Занимались по субботам–воскресеньям с часу дня. Не имея подсобных помещений, вели занятия прямо в храме. Скамейки ставили между гробов, под которыми дети прятались, играя в прятки во время перерывов в занятиях. Храм оставался кладбищенским, поэтому в выходные всегда стояли гробы с покойничками, которых нужно было отпеть на другой день. Жизнь детьми воспринималась иначе, чем взрослыми.

Когда внезапно меня перевели в новый храм, невозможно было не скорбеть. Почему вдруг, когда я только развил деятельность, когда начал складываться приход, когда появилась воскресная школа, мне дали совершенно разрушенный храм в центре Москвы?! Вы представить себе не можете эти руины, которыми был храм святителя Николая в Толмачах.

Здание принадлежало музею, в нем находились различные службы Третьяковской галереи. Когда построили новый депозитарий, то отсюда выехали все. Три года храм стоял бесхозным. Не надо объяснять, что в девяностые годы значило «открыты окна и двери». Все, что можно: кирпичи, мрамор, пол, – все было снято и вынесено.

Увидев это запустение, а мне тогда было 42 года, не пасть духом было невозможно. Тогда и помыслить не мог, что в этом разрушенном, оскверненном, опозоренном храме однажды будет храниться величайшая святыня всей России – Владимирская икона Божией матери из запасников галереи, а само здание общими усилиями мы восстановим до состояния, в котором он был при Павле Михайловиче Третьякове. Может даже и еще великолепнее.

У Бога свои промыслы о нас. И когда ревностный батюшка только достроил новый храм, а его вдруг раз и перевели – ну значит на то воля Божия. Главное, не скорбеть. У христианина не должно быть скорби за исключением скорби о своих грехах. Нужно все принимать с благодарностью и говорить: «Слава Богу за все!»

– А почему вы не заунывали?

– Меня поддержала любимая матушка: «Ну руины — и что? Может наши внуки увидят как прекрасен этот храм!». Внуки увидели. Она была права. Ее поддержка и энтузиазм сделали свое дело.

Воскресная школа и детский хор, который сложился на Ваганькове, перешли вместе со мной. Мы занимались в рекреационном зале и даже смогли служить в том помещении, которое на тот момент имели.

Сложился приходской совет. Мы получили статус домового храма при Третьяковской галерее. А все клирики и по сей день являются научными сотрудниками галереи, получают зарплату от государства. Вообще, мы полностью слиты с музеем и всем, что в нем происходит. Вернисажи, концерты, открытие выставок с участием наших хоров – все делаем вместе. Самостоятельно, вне музея, мы не смогли бы содержать такой храм.

За 25 лет моего настоятельства паства сменилась почти на 70%. Из тех, кто ходил в храм в первые годы служения, часть разъехалась по другим городам, кто-то ушел в другие храмы, кто-то просто умер, что тоже естественно. Благодаря тому, что остался костяк, который пришел со мной, мы сохранили духовную семью.

То, что было в начале 90-ых и теперь – совсем непохожая история. Родившиеся в 90-ые не помнят ни эпохи советской власти, ни перестройки, ни страшных гонений 30-40 годов, ну разве по рассказам дедов. А нам посчастливилось быть знакомыми с теми, кто прошел лагеря, ссылки, кто был свидетелем того, как рубили иконы и оскверняли наш храм, и наконец, увидели его вновь открытым.

Эти люди, в том числе дети покойного настоятеля священномученика Ильи Четверухина, составили основу нашего приходского совета. Они передали нам эстафету духовной радости, поделились оптимизмом восприятия жизни. Вот это умение с благодарностью Богу все принимать – это дар, которому нужно учиться всем, кто сегодня открывает или получает новые храмы.

И то убийство - не криминал ©

Молодой священник, только закончивший обучение, приходит в церковь. Ему поп говорит:
- Иди читай проповедь!
Тот идет, боится, в первый раз все-таки. Другой поп его пожалел и говорит:
- Сын мой, сходи за алтарь, остаканься, и смело иди читать, все получится.
Ну тот сходил, остаканился. С утра просыпается - башка квадратная, весь перекошенный, перегаром несет. Подходит к попу:
- Святой отец, ну, как я вчера отчитал?
- Ну, вобщем-то ничего, но были некоторые неточности...
- Вы хоть скажите какие, чтобы я не повторялся...
- Ну, ладно... Только я тебе сказал остаканиться, а не ографиниться, к алтарю выходят на двух ногах, а не на четырех, рясу в трусы не заправляют, кадилом махают вперед-назад, а не над головой, распятием по столу стучать не надо, прихожане, а не чуваки, Христа распяли евреи, а не менты, в священном писании кроме Божьей Матери никакой другой не упоминается, нужно говорить не "пиZдец тебе, грешник", а "господь вам все простит", было 12 Аппостолов, а не 12 опеZдылов, по окончании службы надо отпускать с миром, а не посылать на хYй, заканчивается молитва "Аминь", а не "пиZдец", требник - это книга, а не подстаканник, мантия образа Иисуса Христа - это не скатерть, не нужно называть Нашего Спасителя Иисуса Христа и его апостолов "Иисусом со своей шайкой-лейкой", Давид убил Голиафа из пращи, а не "замочил", не нужно называть Иуду "сраным ублюдком", не нужно говорить про Папу: "Наш римский шеф", иуда продал Иисуса в Синедрионе, а не "в одном злачном местечке", продал он его за тридцать монет, а не за "тридцатник", Отец, Сын и Святой Дух - это не "Папаня, Сынок и Призрак". И последнее - самое главное - меня не нужно называть "трансвеститом в красной юбке".

Письмо:
Здравствуй, дорогая доченька!
Если ты получишь это письмо, значит, оно до тебя дошло.Если же нет, то дай мне знать, и я напишу тебе еще раз. Я пишу медленно, потому что я знаю, что ты не очень быстро читаешь. Погода у нас хорошая. На прошлой неделе дождь шел всего два раза: в начале недели, 3 дня, и ближе к концу, в течение 4 дней. Кстати, насчет пальтишка, которое ты хотела, дядя Вася сказал, что если пересылать его с этими литыми пуговицами, то это выйдет слишком дорого по весу, поэтому я их отрезала. Пришей их обратно, я положила их в правый кармашек.Твой папа нашел новую работу. Под ним 500 человек! Он косит траву на кладбище. Твоя сестра Настя недавно вышла замуж, и ждет малыша. Мы не знаем, какого он пола, поэтому пока что не могу тебе сказать, будешь ли ты дядей или тетей.Если это девочка, то она хочет ее назвать, как меня. Немного странное решение, назвать свою дочку Мама. С твоим братом Толей недавно случился казус: он закрыл свою машину, а ключи оставил внутри. Ему пришлось вернуться домой пешком (10 километров!), чтобы взять второй комплект ключей, и выпустить нас из машины. Если ты вдруг встретишь свою кузину Лилю, то передай ей от меня привет. Если ты ее не встретишь, то ничего ей не говори.
Твоя мама.

P.S.: Я хотела отослать тебе немного денег, но уже заклеила конверт.

Три часа ночи. Бар. Все закрыто.
Из норки высовывается немецкая мышь, оглядывается - кота нет, несётся к бару, наливает себе пива, выпивает и летит, что есть сил, обратно к норке.
Через минуту показывается французская мышь, оглядывается - нет кота, тоже несётся к бару, наливает себе вина, выпивает и тоже убегает в нору.
Мексиканская мышь высовывается - кота нет - текила - норка.
Выглядывает русская мышь - нет кота, бежит к бару, наливает 100 гр. водки, выпивает, оглядывается - нет кота, наливает вторую, пьёт - нет кота,
наливает третью, потом четвертую и пятую.... После пятой садится, оглядывается, - ну нет кота! Разминает мускулы, закуривает и злобно так бормочет:
- Ну, ничего.... Мы подождём....

Лекция на психологическом факультете. Препод говорит:
- Сейчас я покажу вам три степени раздражительности.
В аудиторию вносят телефон, и ставят на прослушивание, чтобы студенты могли слышать не только препода, но и того, кто говорит с другой стороны. Препод случайным нажатием кнопок набирает номер, пара гудков и голос:
- Алло!

- Молодой человек, Вы наверное ошиблись номером, здесь нет никакой Любы.
Препод кладет трубку и говорит студентам:
- Это первая степень раздражительности. Сейчас покажу вторую.
Набирает тот же номер.
- Алло!
- Извините, а можно Любу к телефону.
- Молодой человек, я же Вам русским языком объяснил, нет здесь никакой Любы. Вы правильно номер набираете?
Кладет трубку и говорит:
- Это вторая степень раздражительности.
Еще раз набирает тот же номер.
- Алло!
- Извините, а можно Любу к телефону.
- Мужик, ты что совсем придурок, совсем идиот!!! Задолбал звонить, козел!!!
Кладет трубку и говорит:
- А вот и третья степень раздражительности.
Вся аудитория в хохоте, вдруг одна девушка поднимает руку:
- А можно, я покажу четвертую степень раздражительности?
Берет трубку и набирает тот же номер, что и препод.
- Алло!
- Здравствуйте! Я - Люба. Меня никто не спрашивал?

Как помочь нашим родителям – тем, кто значительно старше нас: мамам, отцам, бабушкам и дедушкам – прийти в Церковь? Ведь старшее поколение росло и формировалось при советской власти, когда атеизм был господствующей идеологией. Они уже укоренились в своем мировоззрении, в своих привычках. Им сложно прийти в храм, особенно в первый раз. Очень многие из них до сих пор относятся к Церкви с недоверием.

Но, с другой стороны, хорошо ли это, когда младшие пытаются учить старших, особенно в таких серьезных вопросах? Чем мы можем помочь, и как тут вообще быть? Стоит ли вести разъясняющие беседы, спорить и убеждать, или есть другой путь?

«Любая вера, навязанная силой, есть вера неверная»

:

– Самое главное – не указывать верить, молиться, поститься и не советовать постоянно: «Делай, как я!» Аксиома: «Любая вера, навязанная силой, есть вера неверная» – не только для младших, она и для старших аксиомой остается.

Спорить – чревато: слишком много получим в ответ аргументов о более нравственном уровне общества того времени, когда росли и жили наши родители и бабушки с дедушками. Понятия об уважении к старшим, забота о младших, помощь больным и престарелым воспитывалась и поощрялась, как и образование со всеми его идеологическими отклонениями было тогда на высоком уровне.

Любовь «к отеческим гробам», к традициям и истории – аргумент, к которому старшее поколение прислушается

Но есть аргумент, к которому старшее поколение прислушивается: знаменитый моральный кодекс тех времен, если убрать из него идеологические построения, по сути своей хоть и наивная, но в общем-то верная калька основных библейских постулатов. Сумеем это объяснить – появится интерес; сумеем своим поведением и нелукавой искренностью стремиться к исполнению заповедей Божиих – заинтересованность перерастет в желание узнать, что это за вера такая.

Еще один аргумент, к которому старшее поколение всегда прислушается, – любовь «к отеческим гробам», к традициям и нашей истории.

У меня есть знакомый молодой священник, который привлек в храм бабушку вкупе с дедушкой составлением генеалогического древа своего семейства. На вопрос деда, зачем он это делает, родственников расспрашивает, письма в архивы пишет, батюшка ответил: хочу за них молиться. Этого было достаточно, чтобы старики пришли в храм.

Именно личный пример веры, на традиции, культуре и истории наших предков основанной, как мне кажется, главный аргумент в апологетике со старшим поколением.

Если коротко, то: не будь навязчивым, а будь примером.

«Если ты недавно вступил в лоно Церкви, научись сперва сам»

:

– Лично для меня этот вопрос долгое время был весьма болезненным. Дело в том, что я рос в обычной атеистической семье. Никто, ни родители, ни мы с сестрой не верили в Бога. В 1989 году, когда мне было 13 лет, мы с сестрой и еще двоюродной сестрой решили креститься. Нас, детей, никто не учил вере, да и креститься мы, дети, решили непонятно даже зачем, просто чтобы приобщиться какому-то таинственному действу, которое защитит, поможет. Но удивительным образом таинство Крещения изменило меня, открыло сердцу Бога, и я вышел из храма новым человеком, чувствуя внутри удивительный свет, радость и еще свободу. С тех пор моя жизнь резко поменялась, я ходил в храм и радовался, что обрел смысл жизни, уже не видел для себя никакого другого пути кроме служения Богу. И вот тут оказалось, что мои родители меня не понимают.

«Зачем тебе это надо?» – говорили они мне, когда я собирался в храм в субботу и воскресенье. Они не видели никаких перспектив на этом пути. Церковная жизнь их пугала и вызывала недоумение, казалась пережитком прошлого. Впрочем, мне не мешали и не запрещали. А когда я поступил в духовную семинарию – это был 1993 год, – то оказалось, что преобладающее большинство семинаристов, насколько я помню, вышли из невоцерковленных семей. Наблюдался парадокс: дети обращались к Богу раньше родителей. Мне кажется, что сейчас эта разница несколько сгладилась.

Уже и не помню точно, что я говорил своим родителям, но однозначно говорил, мне хотелось, чтобы и они восприняли эту радость – общение с Богом. Помню, как делился своими впечатлениями от прочитанного в Библии. А поскольку я стал читать Библию, как и всякую книгу, с первых строк, то есть с Ветхого Завета, то, не будучи еще достаточно воцерковленным, я с воодушевлением говорил о совершенно бесполезных в свете Нового Завета вещах, например о чистой и нечистой пище, чем только вводил своих родителей и бабушку в недоумение.

Сейчас я убежден: если ты сам недавно вступил в лоно Церкви, то не пытайся никого учить. Научись сперва сам. Мои слова на родителей, естественно, не очень действовали: они не ходили в храм.

Скажу честно, что у меня так и не возникло никакой методики по обращению к вере старшего поколения. Мне кажется это в каком-то смысле даже искусственным и неправильным. Если ребенок пытается учить родителей уму-разуму, то выглядит это просто дико. Для меня очевидно, что если дети обратились к Богу помимо родителей, то и тем более родители могут обратиться к Богу без навязчивости со стороны детей.

Повлиять может только добрый пример. Люди всегда тянутся к тому, что приносит им благо, пользу. И когда они видят на конкретном примере и осознают, что Церковь несет душе благо, тогда наступает переосмысление. Мои родители обратились к Богу помимо какой-то пропаганды с моей стороны.

Еще приоткрою секрет: когда я учился в семинарии в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, то регулярно, практически каждый день, ходил к . Каждый раз я нес с собой записку с именами родных людей и молился об их обращении к Богу, о спасении их душ. За то время, что прошло с тех пор, практически все родные действительно обратились к Богу. Но совершалось это как-то незаметно для глаз.

Сначала в храм пошла мама, стала исповедоваться, причащаться. Потом стал изредка ходить папа. Прошли годы, и получилось так, что родные нам люди построили храм , храм тут же занял центральное место в жизни многих родных людей, а мои родители поселились прямо рядом с храмом, папа сам стал исповедоваться и причащаться, без чьих-то просьб и предложений. Также и бабушка, да и почти все – каждый по-своему, но к Богу пришел.

Самое главное – постоянная молитва о родных людях, молитва от сердца

Не думаю, что можно путем споров и дискуссий привести человека к Богу. Обращение к Богу – тайна человеческой души. Старшему нас человеку можно только по-доброму предложить, рассказать про Христа, про то, как жизнь в Церкви укрепляет и питает нас. Но самое главное – постоянная молитва о родных людях, молитва от сердца – она приносит плод.

Различие веры и неверия – это не просто разница мировоззрений, это различие двух внутренних состояний, опыта сердца. Одно сердце чувствует Божие присутствие, а другое – нет. Веру в Бога невозможно насадить в душе рассудочно-рациональным путем. Она обретается как откровение, как личная встреча с Богом, и тогда преображается сердце.

Если дети обратились к Богу раньше родителей, то это уже огромная духовная победа. Это намного лучше, чем когда обратились к Богу родители, а дети – нет. Обычно родители более трепетно вглядываются в то, чему посвятили себя дети, поэтому часто родители воспринимают от детей обращение к Богу.

Хочется вспомнить из истории. Когда на Руси распространялась православная вера, то особенно тяжело шли дела в Ростове Великом. Двух первых епископов выгнали. Третьим епископом был поставлен святой Леонтий Ростовский, но и ему не удавалось склонить местных жителей к вере, его тоже изгнали. Тогда он поселился возле Ростова и стал общаться с детьми местных жителей. Детей привлекала его доброта, а он говорил им о Христе, о спасении, затем крестил их, и после этого к вере стали располагаться и взрослые. Так обращение детей ко Христу стало началом воцерковления всего Ростова. Поэтому обращение к Богу именно детей прежде родителей – отрадное явление в жизни современной России. Через детей вера распространится на всех.

«Воспитание» отцов

:

– Мне кажется, в отношении старших родственников прежде всего нужно позаботиться о точнейшем и полнейшем исполнении заповеди о почитании родителей. Это относится и к дедушкам, бабушкам и прочим старшим родственникам. Потому что основанием проповеди о Христе, конечно, должна служить любовь. Тогда и слово наше, сказанное о вере, будет «приправлено солью», то есть духовно полно и содержательно. Это первое.

Второе: не надо думать, что перемены в наших близких произойдут быстро и именно так, как мы этого ожидаем. Люди все разные, и в ком-то благословенная перемена сердца происходит легко и быстро, а в ком-то с трудом и медленно. В любом случае нужно дорожить свободой близкого человека и не насиловать его волю. Запастись терпением и доброжелательным уважением. А это значит: не морочить голову своими бесконечными нотациями, «не считать себя чем-либо, будучи ничто» (ср.: Гал. 6: 3). Учиться больше слушать и служить, а не умничать и вразумлять.

Можно и нужно рассказывать о вере родным, но делать это надо с тактом, а не нарочито поучая

Конечно, можно и нужно рассказывать о своей вере родным и близким, но делать это нужно с тактом, а не нарочито, с «просветительской» целью, что может вызывать только раздражение в отце и матери, которые сами тебя учили говорить когда-то, а теперь ты пытаешься их чему-то учить. И пусть ты тысячу раз правильные слова говоришь, но если нет простоты и доверительности, если эти слова не исходят от полноты сердечной жизни – то остаются одни буквы.

Сердце человека исцеляет только Господь, надо помнить об этом. А значит, нужно молиться с болью за своих неверующих или невоцерковленных родственников и самому быть живым и истинным христианином. Подтверждать проповедь свою личным примером, помня, что «нет слова, которое было бы мудрее дела» (святой Марк Подвижник).

Священник с разочарованием обнаружил, что его паства - это один-единственный фермер. Размышляя о том, следует ли ему проводить службу в это воскресенье, он решил спросить мнение своего прихожанина.
- Если я несу своим курам ведро пшена, - начал фермер, - и приходит только одна, я не оставляю ее голодной, - логично заключил он.
Тронутый этой простой аналогией, священник взобрался на кафедру и произнес эмоциональную и длинную проповедь.
- Вам понравилась служба? - спросил он по окончании проповеди.
- Когда приходит только одна курица, - раздраженно ответил фермер, - я не скармливаю ей все ведро.

Встречаются два священника. Один говорит:
- Представляешь, на днях веду службу в церкви заходит женщина, мало того с непокрытой головой, еще и курит в божьем храме. Я чуть пиво из рук не выронил.

В храм заходит хамоватого вида молодой человек, подходит к священнику, бьет его по щеке и, ехидно улыбаясь, говорит:
- А что, отче, сказано ведь, ударили в правую щеку, подставь и левую.
Батюшка бывший мастер спорта по боксу хуком слева отправляет наглеца в угол храма и кротко произносит:
- Сказано также, какой мерою меряете, такой и вам будет отмерено!
Испуганные прихожане:
- Что там происходит?
Дьякон важно:
- Евангелие толкуют.

Священник в церкви:
- Кто будет материться в церкви, того я палкой отх*ячу!
- Простите, святой отец, но вы же сами сказали "отх*ячу"?
- Получай п*зды, окаянный!

На исповеди.
- Отец мой, я согрешила - назвала одного молодого человека "сукин сын".
- Что заставило тебя так его назвать, дочь моя?
- Он без моего разрешения дотронулся до моей руки.
- Вот так? (дотрагивается до ее руки)
- Да, отец мой.
- Но после этого он раздел меня.
- Так? - раздевает ее
- Да, отец мой.
- Но это не повод называть его сукин сын.
- Но после этого он засунул сами знаете что сами знаете куда.
- Так?
- Да, отец мой
- Но это не повод называть его сукин сын.
- Но, святой отец, у него сифилис!
- Вот сукин сын!

Батюшка, может, за здоровье молодых по чарочке?
- Извини, милок, нельзя. Я за кадилом.

В автобусе едет много пассажиров, теснота, неудобства… Одну молодую даму прижали к священнику, и она воскликнула:
- Ого!
На что священник ответил:
- Не "ого", а ключ от храма!..

Приходит священник домой весь побитый, жена спрашивает:
- Батюшка, каким образом?
А он ей говорит:
- Это не образом, а канделябром…

В Нью-Йоркском метро сидит в вагоне замызганный мужик с жутко красной рожей, одет в одни лохмотья, от него за километр разит алкоголем, и он читает газету. Рядом с мужиком садится католический священник в облачении. Мужик оторвался от газеты, посмотрел на священника и спросил:
- Скажите, папаша, а от чего у людей бывает ревматизм?
Священник окинул мужика презрительным взглядом и ответил:
- Ревматизм бывает только у тех людей, которые всю жизнь тунеядствуют, ведут распутный образ жизни, поглощают алкоголь в немереных количествах и давно продали свою душу дьяволу!
Мужик воскликнул: - "Ну нифига себе!" и снова уткнулся в газету. Через минуту священнику стало очень стыдно, что он так грубо, не по-христиански обошелся с мужиком. Чтобы как-то сгладить свою вину, священник заботливым голосом спросил мужика:
- Скажите, а вы давно страдаете от ревматизма?
На что мужик хриплым голосом ответил:
- Да что вы, папаша, нет у меня никакого ревматизма. Просто тут в газете написано, что его обнаружили у Папы Римского.

Новый русский приходит в церковь на исповедь.
Священник его спрашивает:
- В чем твой грех, сын мой?
- Батюшка, я слишком жадный.
- Жадность - большой грех. Когда ты выйдешь из церкви, ты должен дать 50$ первому, кто попадется на твоем пути.
- Как? 50$ первому встречному?
- Сын мой, если ты хочешь встать на путь исправления, ты должен начать именно с этого.
Новый русский его послушался. Выходит он из церкви - вокруг никого! Идет дальше и видит одну девушку - туфли на каблуках, короткая юбочка, косметика чуть ли не отваливается.
Он к ней подходит, дает ей купюру в 50$ и говорит:
- Вот, возьмите…
- Нет, это мало, нужно 100$.
- Почему 100$? Батюшка мне сказал, что нужно дать 50$.
- Ну так ведь батюшка - это постоянный клиент…

Отпустите мне грех, святой отец! Был вчера в запое…
- Искренно ли твое покаяние?
- Закодировался, батюшка!

Церковь. Отпущение грехов. Батюшка:
- Грешна, дочь моя?
- Грешна, батюшка.
- Сколько раз согрешила?
- Два.
- Ступай прочти два раза "Отче наш", тебе и отпустится.
Следующая.
- Грешна, дочь моя?
- Грешна, батюшка.
- Сколько раз согрешила?
- Три.
- Ступай прочти три раза "Отче наш", тебе и отпустится.
Следующая.
- Грешна, дочь моя?
- Грешна, батюшка.
- Сколько раз согрешила?
- Десять с половиной.
- Гм… Ступай догреши. Потом придешь. Не силен я в дробях.

Подружились как-то православный священник и раввин. Дома построили по соседству, сад общий, без забора, насадили. И решили купить один на двоих "Запорожец". Сказано - сделано. Пригнали, поставили между домов и разошлись спать.
Но не спится священнику: надо бы освятить машину, да не хочется раввина обидеть. Крутился, вертелся, а посреди ночи решился: спит, небось, друг и знать ничего не будет.
Вышел в сад со святой водицей. Обходит вокруг машины, брызгает. Подходит сзади, глядь, а выхлопная труба-то обрезана!…

Какие, Батюшка, у Вас прихожане! Стоят на службе спокойно и благолепно, а раньше все руками комаров отгоняли.
- А я теперь в кадило фумитокс кладу. Потому и не кусают…

В храме после службы к священнику подходит здоровенный бритый детина и говорит:
- Ну ты, фраер, в натуре, классно лепишь, блин!
- Как вы разговариваете со священником? Выйдите вон из храма!
- Ну, как знаешь… А я-то хотел храму десять штук баксов пожертвовать.
- Десять штук!? Ну ты, братан, в натуре, козырный кореш!

Все анекдоты вымышлены. Совпадения с реальными людьми или событиями случайны.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.