Малая и большая церковные десятины в европе. Десятина, налог на церковь или пожертвование? опрос

[евр. , ; греч. δεκάτη; лат. decima], в древнем мире и в практике христ. Церкви передача 10-й части доходов (обычно натуральных) в качестве единовременного или регулярного пожертвования в пользу властей, клира или религ. общины.

Ветхий Завет

О Д. впервые упоминается в истории о патриархе Аврааме, к-рый передал 10-ю часть военной добычи Мелхиседеку, царю Салима и священнику Бога Всевышнего (Быт 14. 18-20; христологическое толкование см.: Евр 7. 4-9). Патриарх Иаков в Вефиле обещал отдать Богу Д. из всего, что имеет, если Он сохранит его в пути и поможет благополучно вернуться домой (Быт 28. 20-22). Несмотря на то что эти повествования, по-видимому, указывают на древнейшие центры принесения Д. (Иерусалим и Вефиль), они не могут свидетельствовать о том, что эта практика была регулярной или общеобязательной в подразумеваемый исторический период. Наиболее раннее свидетельство о регулярной Д.- слова из Книги пророка Амоса: «Приносите жертвы ваши каждое утро, десятины ваши хотя через каждые три дня» (Ам 4. 4; VIII в. до Р. Х.).

В кн. Исход содержится предписание приносить начатки плодов (Исх 23. 16, 19; 34. 26), но не уточняется, является ли Д. их частью или отдельным приношением (ср.: Втор 26. 1-14; Неем 12. 44). Согласно кн. Числа, левиты, не имеющие земельного надела, получают Д. за служение (Числ 18. 19-21). При этом они сами должны отдавать Д. священникам из всего, что получают, «десятину из десятины» (Числ 18. 26), «из всего лучшего» (Числ 18. 29). Согласно кн. Левит, Д. можно выкупить, приложив «к цене ее пятую долю» (Лев 27. 31). При отделении Д. запрещается подбирать скот по качеству или заменять одно животное другим, в противном случае и то и др. животное объявляются святыней и изымаются (Лев 27. 32-33).

Наиболее подробные указания о Д. содержатся в кн. Второзаконие, согласно к-рой следует ежегодно отделять и вкушать «пред Господом», т. е. в святилище, от хлеба, вина, елея и первенцев крупного и мелкого скота (Втор 12. 17-18; 14. 22-23). В случае удаленности святилища разрешается продать урожай и скот, а на вырученные деньги купить около святилища все необходимое и разделить трапезу со своим семейством (Втор 14. 24-26). Каждый 3-й год Д. передается не в храм, а левитам, пришельцам, сиротам и вдовам (Втор 14. 27-29). При отделении Д. читается особая молитва (Втор 26. 13-15).

Главная цель приношения Д.- научиться бояться Господа (Втор 14. 23). Основной богословской предпосылкой отделения Д. была, по-видимому, убежденность в принадлежности земли и ее плодов Богу (Пс 23. 1), давшему ее Израилю во владение (Втор 26. 10). Поэтому пророки называли неуплату Д. «обкрадыванием Бога» (Мал 3. 8).

В Первой книге Царств говорится о том, что прор. Самуил предупреждал евреев, пожелавших выбрать царя, что тот будет забирать Д. себе (1 Цар 8. 15-17). В то же время при царе Езекии Д. в пользу храма было собрано так много, что пришлось построить специальные хранилища (2 Пар 31. 4-12). В послепленную эпоху сбор Д. для поддержания храма был восстановлен Неемией (Неем 10. 32-39; 12. 44-45; 13. 10-13). При этом сообщается, что левиты вместе со священниками отправлялись по городам Иудеи для сбора Д.

В научной лит-ре существует неск. теорий происхождения и развития института Д. Большинство исследователей XIX-XX вв. стремились согласовать свидетельства ВЗ, выстроив их в том или ином хронологическом порядке. По мнению Ю. Велльгаузена , в истории библейской Д. можно выделить 3 этапа (Wellhausen . 1905). Изначально она приносилась наряду с др. жертвами добровольно и непосредственно Богу (т. е. без посредничества священников и левитов) в племенных святилищах, где потреблялась самими жертвователями во время священной трапезы. На следующем этапе Д. стала приноситься регулярно (ежегодно) в главном святилище в Иерусалиме, а в священных трапезах принимали участие и левиты. Кроме того, часть Д. (каждый 3-й год) оставлялась на местах для поддержания левитов и неимущих. На 3-м этапе Д. стала собираться и потребляться левитами в Иерусалиме. На этой стадии к Д. от продуктов земледелия добавилась Д. от стад. Выплату Д. священникам и царю Велльгаузен считал позднейшим развитием концепции Д. Й. Кауфман и его последователи предложили др. теорию, согласно к-рой Д. изначально приносилась священникам местных святилищ, на начальном этапе - добровольно, как вотивный дар. И только впосл. она стала собираться централизованно и регулярно (Kaufmann . 1960). По мнению Дж. Милгрома, свидетельства Пятикнижия о Д. не противоречат, а дополняют друг друга (Milgrom . 1976). О добровольности приношения Д. на раннем этапе можно лишь предполагать, поскольку все сообщения свидетельствуют о ежегодной и фиксированной Д. Главной целью Д. всегда оставалось содержание левитов и священников, служивших в святилищах. При Неемии система изменилась: левиты собирали Д. в городах по всей Иудее, а затем отделяли 10-ю часть священникам в Иерусалиме. Ряд совр. ученых доказывают, что, несмотря на позднейшие толкования установлений о Д., в Пятикнижии всегда говорится об одном и том же приношении, меняется только способ его распределения (Averbeck . 1997. P. 1047-1050).

Эллинистический и римский периоды

Различие между разными видами Д. проводится более отчетливо. В Книге Товита рассказывается о том, как Товия ходил в Иерусалим на ежегодные праздники и одну Д. приносил левитам, др. продавал и издерживал в Иерусалиме, а 3-ю «давал, кому следовало» (Тов 1. 6-8, по тексту Ватиканского кодекса). В Книге Юбилеев говорится о Д., к-рая отделяется левитам, и о 2-й Д., к-рую следует вкушать каждый год в Иерусалиме, причем особо предписывается отдавать Д. от скота священникам (Юб 32. 8-15); список продукции, облагаемой Д., расширяется (Д. «от всего», «от человеков до скота, от золота до сосудов и одежд» - Юб 32. 2; ср.: Товит по тексту Синайского кодекса).

Иосиф Флавий утверждает, что Моисей предписал отделять 2 Д. каждый год, а 3-ю - в 3-й и 6-й годы 7-летнего цикла (Ios . Flav . Antiq. IV 8. 22. 240; ср.: Товит 1. 6-8 по тексту Синайского кодекса). Т. о., в течение 7-летнего цикла в общей сложности отделялось 14 десятин. Насколько эта картина отражает реальную практику, определить невозможно, но бремя, ложившееся при такой системе на земледельцев, должно было быть очень тяжелым. В Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, содержится наставление нравственного характера о Д.: «При всяком даре имей лицо веселое и в радости посвящай десятину» (Сир 35. 8). По свидетельству Иосифа Флавия, Д. на местах в период Второго храма собирали непосредственно священники, для многих из них она была единственным источником существования (Ios . Flav . Antiq. XX 8. 8. 181, 9. 2. 206; Idem . Vita. 63, 80). Филон Александрийский отмечает, что священники брали все необходимое из хранилищ при храме уже не как дары народа, а как то, что дано им Богом (Philo . De spec. leg. I 152).

Среди кумран. находок Д. упоминается всего 5 раз в т. н. Храмовом свитке, где говорится о Д. от военной добычи, к-рая отдается царю (11 QT 58. 12-13), и о том, что Д., полагающиеся священникам, должны быть отделены от Д., жертвуемых простому народу (Ibid. 37. 8-10).

Эллинистические правители, а впосл. и рим. власти оставили систему взимания Д. в пользу храма и священства без изменений (1 Макк 10. 31; 11. 35; Ios . Flav . Antiq. XIV 10. 6. 203). Существуют свидетельства о том, что какие-то изменения в практику Д. пытались внести Хасмонеи (mSota 9. 10; mMa"aser Sheni 5. 15). Несмотря на то что содержание реформ точно неизвестно, по-видимому, их главной причиной была необходимость содержать армию, поскольку Хасмонеи вели многочисленные войны, а в Законе Моисеевом это не было предусмотрено. Кроме того, Иудея, в послепленную эпоху практически постоянно находившаяся во внешнеполитической зависимости, подобно мн. государствам этого региона, жила при системе двойного налогообложения - наряду с традиц. выплатами на поддержание храма существовали налоги в пользу правителей (вероятно, некоторые из них взимали и Д.- Sanders . 1992).

Новый Завет

Заповедь об отделении Д. прямо не отменяется, но и не предписывается. Господь обличает книжников и фарисеев, к-рые дают Д. «с мяты, аниса и тмина», за то, что, исполняя мельчайшие предписания Закона Моисеева, они оставили самое главное в нем - «суд, милость и веру» (у евангелиста Луки - «суд и любовь Божию»),- говоря, что «сие надлежало делать и того не оставлять» (Мф 23. 23; Лк 11. 42). Характерно, что отделение Д.- это то, чем гордится фарисей из притчи (Лк 18. 12).

В Посланиях ап. Павла нет прямых упоминаний о церковной Д. Однако ап. Павел неоднократно писал о возможности и необходимости материального обеспечения служащих Церкви (1 Кор 9. 13-14) и об обязанности заботиться о нищих и помогать бедным общинам (1 Кор 16. 1; Гал 2. 10). Не устанавливая никаких норм, ап. Павел призывал христиан жертвовать добровольно, «по расположению сердца» (2 Кор 9. 7), сколько «позволит состояние» (1 Кор 16. 2).

Ранняя Церковь

О регулярных приношениях в пользу нуждающихся и служителей сообщают мн. раннехрист. авторы (Didache. 4. 6-8; 13. 1-7, где упом. не только плоды земли, но и деньги; Iust . Martyr . I Apol. 67; Orig . In Ios. 17. 3). Однако долгое время Д. рассматривалась как иудейский обычай (Iren . Adv. haer. 4. 18. 2), превзойденный христианством и оставшийся в прошлом (Orig . In Num. 11. 2). Поэтому есть основания предполагать, что по крайней мере до нач. III в. регулярной практики отделения Д. в Церкви не было. Но уже в сер. III в. св. отцы высказывали сожаления в связи с тем, что по причине оскудения веры христиане не хотят даже 10-ю часть своего имущества передать Церкви для раздаяния неимущим (Cypr . Carth . De unit. Eccl. 1. 26).

Впервые о необходимости отделения Д. в пользу Церкви и клира говорится в Дидаскалии апостолов . Объяснением этой практики служат рассуждения о том, что «декада» означает имя Божие, поскольку имя Иисус начинается с евр. буквы «йод» (или греч. «йота»), имеющей числовое значение «10» (Didasc. Apost. IX; ср.: «десятина спасения, начало имени Иисусова» в Const. Ap. II 26. 2). Дополнительным аргументом служит символическое отождествление христ. священнослужителей с ветхозаветным храмовым священством. Апостольские постановления предписывают отделять Д. епископу и др. клирикам (Const. Ap. II 26. 1, 34. 5, 35. 3), а также сиротам, вдовам, нищим и странникам (Ibid. VII 29; ср. добровольные приношения в: Ibid. II 25. 2, 27. 6; III 4. 2). В этом же памятнике имеется указание о том, что епископам, священникам и диаконам полагаются начатки, тогда как Д. должна идти на пропитание низших клириков, дев, вдов и нищих (Ibid. VIII 30). О необходимости отделения Д. в пользу священников говорит блж. Иероним (Hieron . In Malach. 3. 7). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин упоминает о благочестивом обычае егип. крестьян ежегодно приносить Д. в мон-ри (Ioan . Cassian . Collat. 21. 1-8). В то же время свт. Иоанн Златоуст отмечает, что для его современников обычай отделения Д. в пользу Церкви был удивителен (Ioan . Chrysost . In Eph. 4. 4). По мнению блж. Августина, Д.- это тот минимум, к-рый должен отделять каждый христианин, чтобы превзойти книжников и фарисеев (Aug . Serm. 9. 12. 19; 85. 4. 5).

А. А. Ткаченко

Средние века

Институционализация Д. начинается не ранее IV-V вв. К кон. IV в. в зап. части Римской империи внесение 10-й части доходов на церковные и благотворительные нужды воспринималось как моральное обязательство каждого христианина (Viard . 1909. P. 42-44). Однако, несмотря на это, юридическое оформление Д. происходит не ранее VI в. В V в. еще не разработаны юридические нормы, регулирующие внесение Д., не установлено, на какие именно нужды должны быть переданы собираемые средства, не определено, следует ли употреблять Д. на содержание священнослужителей, или же она должна быть использована исключительно на нужды благотворительности. В Галлии на Турском Соборе 567 г. и Маконском 585 г. Д. получает оформление как налог в пользу Церкви, регулируемый церковным правом и употребляемый на строго определенные нужды. В Британии Д. была введена в VII в.

На Востоке Д. не получила такого распространения, как на Западе. Известна, в частности, конституция императоров Льва и Антемия, в которой священнослужителям запрещалось принуждать верующих к выплатам в пользу Церкви под угрозой различных прещений. Хотя в конституции не употребляется термин decima, речь идет о начатках и, по всей видимости, о выплатах, аналогичных Д., к-рые, по мнению императоров, верующие должны совершать добровольно, без всякого принуждения (CJ. I 3. 38(39). 2-6).

Е. В. Сильвестрова

Русская Церковь

На Руси церковная Д. не взималась регулярно. Первое упоминание о ней содержится в древнейшем из известных русских юридических актов - Уставе кн. Владимира. Устав содержит перечень лиц и дел, подлежащих суду митрополита. Перечень предваряется сообщением о пожаловании Д. от всех княжеских доходов на содержание каменного собора, получившего в связи с этим название «Десятинной церкви», и всей митрополии (Российское законодательство X-XX веков: В 9 т. М., 1984. Т. 1: Законодательство Древней Руси. С. 40).

В удельную эпоху Д. вводилась в отдельных княжествах. Принципиальное отличие Д., существовавшей на Руси, от западной заключалось в том, что она взималась не со всего населения, а только с княжеских доходов на основании пожалования и поэтому была многократно меньшей, чем на Западе. Для сбора Д. при епископских кафедрах учреждалась должность десятильников.

Впоследствии десятинами на Руси стали называть округа, на которые делилась епархия. В соответствии с этим десятильниками, или десятинниками, стали называть чиновников (дворян и детей боярских), назначавшихся архиереями для начальствования в таких округах. Облеченные административными и судебными полномочиями, они ведали в т. ч. и сборами даней с монастырей и приходов в пользу архиерейского дома - своего рода Д., размер которых однако не обязательно составлял 10-ю часть доходов.

После Стоглавого Собора 1551 г. помимо десятильников стали поставляться поповские старосты и в качестве их помощников десятские священники. Поповские старосты и десятские священники стали по преимуществу выполнять судейские функции по отношению к клирикам. В XVII - 1-й пол. XVIII в. священники, к-рых назначали для управления округами внутри епархии, назывались также протопопами и заказчиками. Впоследствии общеупотребительным наименованием подобной должности становится «благочинный». Впервые это слово употреблено по отношению к поповским старостам в «Наказе поповским старостам» 1698 г. патриарха Адриана.

После упразднения должности поповских старост в 1764 г. священники, управляющие частями епархии, стали именоваться исключительно благочинными. Соответственно сами эти части епархии называются с этих пор благочинническими округами или благочиниями.

Прот. Владислав Цыпин

Лит.: Любимов Г . М ., свящ . Историческое обозрение способов содержания христ. духовенства со времен апостольских до XVII-XVIII вв. СПб., 1851; Uhlhorn G . Die christliche Liebesthätigkeit in der alten Kirche. Stuttg., 18822; Wellhausen J . Prolegomena zur Geschichte Israels. B., 19056; Landsell H . The Sacred Tenth, or Studies in the Tithe-Giving, Ancient and Modern. L.; N. Y., 1906. Grand Rapids, 19552. 2 vol.; Viard P . Histoire de la dîme ecclésiastique, principalement en France, jusqu"au décret de Gratien. Dijon, 1909; Lesne E . Histoire de la propriété ecclésiastique en France. Lille; P., 1910-1943. 6 vol.; Babbs A . The Law of the Tithe As Set Forth in the Old Testament. N. Y., 1912; Leclercq H . Dîme // DACL. 1920. T. 4. Col. 995-1003; Boyd C . E . The Beginnings of the Ecclesiastical Tithe in Italy // Speculum. 1946. Vol. 21. N 2. P. 158-172; eadem . Tithes and Parishes in Medieval Italy. Ithaca, 1952; Kaufmann Y . The Religion of Israel. Chicago, 1960; Дандамаев М . А . Храмовая десятина в поздней Вавилонии // ВДИ. 1965. № 2. С. 14-34; он же . Подати и повинности в Передней Азии в VII-IV вв. до н. э. (626-330) // Подати и повинности на Древнем Востоке: Сб. ст. / Отв. ред.: М. А. Дандамаев. СПб., 1999. С. 64-81; Vischer L . Tithing in the Early Church / Transl. R. C. Shulz. Phil., 1966; Weinfeld M . Tithe // EJud. 1972. Vol. 15. P. 1156-1162; Salonen E . Über den Zehnten im alten Mesopotamien: Ein Beitr. z. Geschichte d. Besteuerung. Helsinki, 1972. (Studia Orientalia; 43/4); Heltzer M . The Rural Community in Ancient Ugarit. Wiesbaden, 1976; Milgrom J . Cult and Conscience: the Asham and the Priestly Doctrine of Repentance. Leiden, 1976; Hawthorne G . F . Tithe // NIDNTT. 1978. Vol. 3. P. 851-855; Jagersma H . The Tithes in the Old Testament // Remembering All the Way / Ed. B. Albrektson. Leiden, 1981. P. 116-128. (Oudtestamentische Studien; 21); Jaffee M . The Mishnah"s Theology of Tithing: A Study of Tractate Maaserot. Chico, 1981; Baumgarten J . M . On the Non-literal Use of /δεκάτη // JBL. 1984. Vol. 103. P. 245-251; Sanders E . P . Jewish Law from Jesus to the Mishnah: Five Studies. L.; Phil., 1990; idem . Judaism: Practice and Belief (63 BCE-66 CE). L.; Phil., 1992; Herman M . Tithe as Gift: The Institution in the Pentateuch and in Light of Mauss"s Prestation Theory: Diss. San Francisco, 1991; Averbeck R . E . // NIDOTTE. 1997. Vol. 2. P. 1035-1055; Лебедев А . П . Духовенство древней Вселенской Церкви от времен апостольских до X в. СПб., 2006.

И других религиозных традициях. Десятина уходит корнями во времена Авраама и позднее оформлена религиозным каноном в Торе (Втор. , ;  , ).

Десятина в иудаизме

-Ма‘асер ришон , то есть первая десятина, принадлежат, согласно Чис. 18:21-24, левитам, которые в свою очередь должны отделить от полученного десятую часть, называемую трумат ма‘асер , в пользу кохенов (потомки Аарона).

-Ма‘асер шени - вторая десятина (Втор. 14:22) - отчислялась от урожая, оставшегося после отделения первой десятины. В дни паломнических праздников её следовало привезти в Иерусалим для употребления самим владельцем, его семейством и его гостями, а также нищими и неимущими паломниками

-Ма‘асер шлиши (третья десятина) называется так, по-видимому, потому, что она взималась в третий год семилетнего цикла. Другое её название ма‘асар ани («десятина для бедного»), так как она предназначалась для неимущих (сирот, вдов, левитов и прозелитов; Втор. 14:27-29) и была важным требованием социального законодательства о дарах беднякам

-Ма‘асар бехема - десятина, отделявшаяся от приплода скота. Об обязанности отделения этой десятины, а также о способе её отделения говорится в книге Левит (27:30-33) и у пророка Иехезкеля (34:12-20, 37). Согласно Мишне (Бр. 9), закон, обязывающий скотовода отделять ма‘асар бехема , имел силу как в Эрец-Исраэль, так и в диаспоре, при существовании Храма и при отсутствии его. После разрушения Второго храма эта практика была прекращена.

-Ма‘асар ксафим - денежная десятина. В Талмуде (ТИ., Пеа 1:1; ТБ., Кт. 50а) рассказывается о том, как Санхедрин (см. Синедрион) в городе Уша постановил жертвовать 1/5 дохода на благотворительные нужды. Эта история послужила в более поздних поколениях основанием для создания халахи, согласно которой состоятельный человек должен отделять десятину от своих доходов на благотворительные нужды (Ш. Ар. ИД. 249:1). (источник еврейская энциклопедия)

Десятина в Западной Европе

История

На западе Европы десятина первоначально была простым добровольным приношением в церковь десятой части доходов; но мало-помалу церковь сделала десятину обязательной: Турский собор 567 года приглашал верных вносить десятину, Маконский собор 585 года уже предписывал платить десятину под угрозой отлучения.

Чиновники, назначавшиеся архиереями для начальствования в таких округах, назывались десятильниками . В их обязанности входил, в том числе, сбор средств с приходов и монастырей в пользу архиерейского дома. Кроме десятильника, после Стоглавого собора появились десятские священники, исполнявшие часть обязанностей десятильника; в Москве их выбирали ещё в XVIII веке. Они назывались также протопопами и заказчиками, а позднее общеупотребительным названием для них стало «благочинный».

Десятина в Османской империи

После турецкого завоевания Болгарского царства , на территории Болгарии турецкими властями была введена феодальная рента в пользу турецких феодалов («

Церковная десятина

У этого термина существуют и другие значения, см. Десятина (значения).

Десяти́на (ивр. маасер ; греч. δεκάτη; лат. decima) - десятипроцентное пожертвование в пользу религиозной общины в иудаизме , христианстве и других религиозных традициях. Десятина уходит корнями во времена Авраама и позднее оформлена религиозным каноном в Торе (Втор 12. 17-18; 14. 22-23).

Десятина в иудаизме

Согласно Танаху , десятина была известна евреям ещё задолго до времён Моисея и восходит к Аврааму , который дал первосвященнику Мелхиседеку десятую часть всей добычи, полученной им от четырёх побеждённых царей . Десятина состояла из десятой части произведений земли, стад и т. п. и шла в пользу левитов , не имевших собственной земли, и служила для них средством существования. Десятую часть от десятины левиты, в свою очередь, отчисляли на содержание первосвященника. Десятину натурой дозволялось заменять и деньгами.

Десятина в Западной Европе

История

На западе Европы десятина первоначально была простым добровольным приношением в церковь десятой части доходов; но мало-помалу церковь сделала десятину обязательной: Турский собор 567 года приглашал верных вносить десятину, Маконский собор 585 года уже предписывал платить десятину под угрозой отлучения. Карл Великий в 779 году превратил её в повинность, которая налагалась на всех в силу государственного закона под страхом уголовных кар (у саксов - прямо смертной казни).

Вместе с этим Карл Великий предписал делить десятину на три части:

  1. на построение и украшение церквей;
  2. на бедных, странников и богомольцев и
  3. на содержание духовенства.

Духовенство всё более и более увеличивало тяжесть этого налога, падавшего первоначально лишь на доход с земледелия: десятину стали требовать со всех прибыльных занятий, хотя бы даже и безнравственных (особенно с XII века, при папе Александре III). Вместе с тем церковь всё более и более уклонялась от того, чтобы давать десятине надлежащее назначение. Нуждаясь в защите и ища её в феодальном сословии, епископы и аббаты нередко отдавали десятину в лен (инфеодировали, откуда dîme inféodée) соседним сеньорам , что составляет одну из любопытных сторон феодализма в церкви. С усилением власти королей духовенству пришлось делиться десятиной и с последними. Наконец и папы стали также требовать часть десятины в свою пользу. Благодаря тому что десятина представляла собой весьма крупный доход церкви, ложившийся тяжёлым бременем на светское общество, и что на часть этого дохода клира заявляли притязание папство, королевская власть и феодальные сеньоры, десятина служила нередко предметом очень резких столкновений между отдельными элементами средневекового общества (такова, например, вековая борьба из-за десятины в Польше между шляхтой и духовенством, о чём, между прочим, см. в книге Любовича «История реформации в Польше»).

В эпоху реформации католическая церковь лишилась в большей части протестантских стран всех своих мирских владений и доходов, сделавшихся достоянием светской власти и дворянства (см. Секуляризация), что нанесло удар церковной десятине В Англии десятина, однако, сохранилась, и попытка её отменить, сделанная в эпоху первой революции XVII века , не увенчалась успехом, ибо в английской церкви десятина шла на содержание духовенства, и, отменяя её, приходилось найти вместо неё другой источник дохода. В католических государствах десятина продолжала существовать по-прежнему, и, например, во Франции нередко перед революцией духовенство получало около 125 млн ливров десятины, которая большей частью оставалась в руках высшего духовенства. С 1789 года началась эпоха отмены десятины, пример чему был подан Францией, где революция безвозмездно уничтожила десятину, приняв на счёт государства содержание духовенства, вследствие чего ценность всей поземельной собственности во Франции, освободившейся от этого церковного налога, поднялась на одну десятую. В Швейцарии и некоторых государствах Германии десятина, как и во Франции, была отменена без всякого вознаграждения тех учреждений, в пользу которых она взималась, но большинство германских государств (Нассау , Бавария , оба Гессена , Баден , Вюртемберг , Ганновер , Саксония , Австрия , Пруссия и др.) прибегло к системе выкупа.

В XIX веке десятина удержалась в Англии, где в 1836 году по Tithe Commutation Act в распределении и способах взимания этого налога были внесены существенные изменения. В сельских десятинах (prediales) уплата натурой была заменена определённой суммой, называвшейся tithe rent-charge . Количество хлеба, ячменя и овса было установлено раз и навсегда (нормой принято среднее 7 лет), и стоимость его, ежегодно официально определяемая по рыночным ценам, выплачивается деньгами. Кроме того, отменена десятина с рыбного промысла, с горного промысла и др.

Десятина в России

Десятина в смысле налога существовала и в России. Первоначально десятина вводилась в отдельных княжествах, где представляла собою налог только с княжеских доходов (а не всего населения, как на Западе, и поэтому была многократно меньшей). Позднее десятинами стали называть округа, на которые делилась епархия (ныне они называются благочиниями). Чиновники, назначавшиеся архиереями для начальствования в таких округах назывались десятильниками. В его обязанности входил в т.ч. сбор дани с приходов и монастырей в пользу архиерейского дома. Кроме десятильника, после Стоглавого собора появляются десятские священники, исполнявшие часть обязанностей десятильника; в Москве их выбирали ещё в XVIII веке. Они назывались также протопопами и заказчиками, а позднее общеупотребительным названием для них стало «благочинный».

Литература

  • Albright, W. F. and Mann, C. S. Matthew, The Anchor Bible, Vol. 26. Garden City, New York, 1971. (англ.)
  • The Assyrian Dictionary of the Oriental Institute of the University of Chicago , Vol. 4 «E.» Chicago, 1958. (англ.)
  • Fitzmyer, Joseph A. The Gospel According to Luke, X-XXIV, The Anchor Bible, Vol. 28A. New York, 1985. (англ.)

Литература

  • Десятина // Православная энциклопедия . Т. 14, С. 450-452.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • священник Константин Пархоменко. Десятина (15.12.2010)
  • Theologian Russell Kelly on tithing (англ.)
  • Tithing в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz). (англ.)
  • Tithe A biblical study why Christians need not tithe. (англ.)

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Церковь (строение)
  • Церковь Иоанна Предтечи (Cтамбул)
Словарь бизнес-терминов

Десятина (церковная) - (tithe, от староангл. tenth), обязательное отчисление десятой части доходов верующих в пользу церкви. Введена впервые у древн. евреев, в Европе распространилась после Турского (567) и Макон ского (585) синодов, в Англии получила силу закона в 10… … Всемирная история

ДЕСЯТИНА - церковная десятая часть урожая и прочих доходов, взимавшаяся церковью в период раннего феодализма Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

ДЕСЯТИНА - 1) церковная Д. десятая часть дохода, взимавшаяся церковью с населения. На Руси была установлена кн. Владимиром Святым вскоре после Крещения Руси и предназначалась первоначально для киевской Десятинной церкви, а потом приобрела характер… … Юридическая энциклопедия

ДЕСЯТИНА - [евр. , ; греч. δεκάτη; лат. decima], в древнем мире и в практике христ. Церкви передача 10 й части доходов (обычно натуральных) в качестве единовременного или регулярного пожертвования в пользу властей, клира или религ. общины. Ветхий Завет О Д … Православная энциклопедия

Церковная иерархия - Клир (греч. κλήρος жребий) в христианстве духовенство как особое сословие Церкви, отличное от мирян. В синодальную эпоху в России под «клириками» часто разумели причетников, то есть церковнослужителей данного прихода. Содержание … Википедия

ДЕСЯТИНА - (лат. décima, франц. décime, dîme, нем. Zehnt, англ. tithe) 1) Д. церковная десятая часть дохода, взимавшаяся церковью с населения в ср. века в Зап. Европе. В древности существовала у ряда семитич. народов, в частности у евреев, от к рых перешла… … Советская историческая энциклопедия

десятина церковная - отчисления в пользу служителей церкви десятой части доходов верующих. Существовала в древние времена у многих народов. Упоминается в Библии. Сохранялась в феодальной Европе, а также в России. В настоящее время существует у адвентистов … Энциклопедический словарь

Церковная десятина

У этого термина существуют и другие значения, см. Десятина (значения).

Десяти́на (ивр. маасер ; греч. δεκάτη; лат. decima) - десятипроцентное пожертвование в пользу религиозной общины в иудаизме , христианстве и других религиозных традициях. Десятина уходит корнями во времена Авраама и позднее оформлена религиозным каноном в Торе (Втор 12. 17-18; 14. 22-23).

Десятина в иудаизме

Согласно Танаху , десятина была известна евреям ещё задолго до времён Моисея и восходит к Аврааму , который дал первосвященнику Мелхиседеку десятую часть всей добычи, полученной им от четырёх побеждённых царей . Десятина состояла из десятой части произведений земли, стад и т. п. и шла в пользу левитов , не имевших собственной земли, и служила для них средством существования. Десятую часть от десятины левиты, в свою очередь, отчисляли на содержание первосвященника. Десятину натурой дозволялось заменять и деньгами.

Десятина в Западной Европе

История

На западе Европы десятина первоначально была простым добровольным приношением в церковь десятой части доходов; но мало-помалу церковь сделала десятину обязательной: Турский собор 567 года приглашал верных вносить десятину, Маконский собор 585 года уже предписывал платить десятину под угрозой отлучения. Карл Великий в 779 году превратил её в повинность, которая налагалась на всех в силу государственного закона под страхом уголовных кар (у саксов - прямо смертной казни).

Вместе с этим Карл Великий предписал делить десятину на три части:

  1. на построение и украшение церквей;
  2. на бедных, странников и богомольцев и
  3. на содержание духовенства.

Духовенство всё более и более увеличивало тяжесть этого налога, падавшего первоначально лишь на доход с земледелия: десятину стали требовать со всех прибыльных занятий, хотя бы даже и безнравственных (особенно с XII века, при папе Александре III). Вместе с тем церковь всё более и более уклонялась от того, чтобы давать десятине надлежащее назначение. Нуждаясь в защите и ища её в феодальном сословии, епископы и аббаты нередко отдавали десятину в лен (инфеодировали, откуда dîme inféodée) соседним сеньорам , что составляет одну из любопытных сторон феодализма в церкви. С усилением власти королей духовенству пришлось делиться десятиной и с последними. Наконец и папы стали также требовать часть десятины в свою пользу. Благодаря тому что десятина представляла собой весьма крупный доход церкви, ложившийся тяжёлым бременем на светское общество, и что на часть этого дохода клира заявляли притязание папство, королевская власть и феодальные сеньоры, десятина служила нередко предметом очень резких столкновений между отдельными элементами средневекового общества (такова, например, вековая борьба из-за десятины в Польше между шляхтой и духовенством, о чём, между прочим, см. в книге Любовича «История реформации в Польше»).

В эпоху реформации католическая церковь лишилась в большей части протестантских стран всех своих мирских владений и доходов, сделавшихся достоянием светской власти и дворянства (см. Секуляризация), что нанесло удар церковной десятине В Англии десятина, однако, сохранилась, и попытка её отменить, сделанная в эпоху первой революции XVII века , не увенчалась успехом, ибо в английской церкви десятина шла на содержание духовенства, и, отменяя её, приходилось найти вместо неё другой источник дохода. В католических государствах десятина продолжала существовать по-прежнему, и, например, во Франции нередко перед революцией духовенство получало около 125 млн ливров десятины, которая большей частью оставалась в руках высшего духовенства. С 1789 года началась эпоха отмены десятины, пример чему был подан Францией, где революция безвозмездно уничтожила десятину, приняв на счёт государства содержание духовенства, вследствие чего ценность всей поземельной собственности во Франции, освободившейся от этого церковного налога, поднялась на одну десятую. В Швейцарии и некоторых государствах Германии десятина, как и во Франции, была отменена без всякого вознаграждения тех учреждений, в пользу которых она взималась, но большинство германских государств (Нассау , Бавария , оба Гессена , Баден , Вюртемберг , Ганновер , Саксония , Австрия , Пруссия и др.) прибегло к системе выкупа.

В XIX веке десятина удержалась в Англии, где в 1836 году по Tithe Commutation Act в распределении и способах взимания этого налога были внесены существенные изменения. В сельских десятинах (prediales) уплата натурой была заменена определённой суммой, называвшейся tithe rent-charge . Количество хлеба, ячменя и овса было установлено раз и навсегда (нормой принято среднее 7 лет), и стоимость его, ежегодно официально определяемая по рыночным ценам, выплачивается деньгами. Кроме того, отменена десятина с рыбного промысла, с горного промысла и др.

Десятина в России

Десятина в смысле налога существовала и в России. Первоначально десятина вводилась в отдельных княжествах, где представляла собою налог только с княжеских доходов (а не всего населения, как на Западе, и поэтому была многократно меньшей). Позднее десятинами стали называть округа, на которые делилась епархия (ныне они называются благочиниями). Чиновники, назначавшиеся архиереями для начальствования в таких округах назывались десятильниками. В его обязанности входил в т.ч. сбор дани с приходов и монастырей в пользу архиерейского дома. Кроме десятильника, после Стоглавого собора появляются десятские священники, исполнявшие часть обязанностей десятильника; в Москве их выбирали ещё в XVIII веке. Они назывались также протопопами и заказчиками, а позднее общеупотребительным названием для них стало «благочинный».

Литература

  • Albright, W. F. and Mann, C. S. Matthew, The Anchor Bible, Vol. 26. Garden City, New York, 1971. (англ.)
  • The Assyrian Dictionary of the Oriental Institute of the University of Chicago , Vol. 4 «E.» Chicago, 1958. (англ.)
  • Fitzmyer, Joseph A. The Gospel According to Luke, X-XXIV, The Anchor Bible, Vol. 28A. New York, 1985. (англ.)

Литература

  • Десятина // Православная энциклопедия . Т. 14, С. 450-452.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • священник Константин Пархоменко. Десятина (15.12.2010)
  • Theologian Russell Kelly on tithing (англ.)
  • Tithing в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz). (англ.)
  • Tithe A biblical study why Christians need not tithe. (англ.)

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Словарь бизнес-терминов

- (tithe, от староангл. tenth), обязательное отчисление десятой части доходов верующих в пользу церкви. Введена впервые у древн. евреев, в Европе распространилась после Турского (567) и Макон ского (585) синодов, в Англии получила силу закона в 10… … Всемирная история

Церковная десятая часть урожая и прочих доходов, взимавшаяся церковью в период раннего феодализма Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

1) церковная Д. десятая часть дохода, взимавшаяся церковью с населения. На Руси была установлена кн. Владимиром Святым вскоре после Крещения Руси и предназначалась первоначально для киевской Десятинной церкви, а потом приобрела характер… … Юридическая энциклопедия

- [евр. , ; греч. δεκάτη; лат. decima], в древнем мире и в практике христ. Церкви передача 10 й части доходов (обычно натуральных) в качестве единовременного или регулярного пожертвования в пользу властей, клира или религ. общины. Ветхий Завет О Д … Православная энциклопедия

Клир (греч. κλήρος жребий) в христианстве духовенство как особое сословие Церкви, отличное от мирян. В синодальную эпоху в России под «клириками» часто разумели причетников, то есть церковнослужителей данного прихода. Содержание … Википедия

- (лат. décima, франц. décime, dîme, нем. Zehnt, англ. tithe) 1) Д. церковная десятая часть дохода, взимавшаяся церковью с населения в ср. века в Зап. Европе. В древности существовала у ряда семитич. народов, в частности у евреев, от к рых перешла… … Советская историческая энциклопедия

Отчисления в пользу служителей церкви десятой части доходов верующих. Существовала в древние времена у многих народов. Упоминается в Библии. Сохранялась в феодальной Европе, а также в России. В настоящее время существует у адвентистов … Энциклопедический словарь

История появления церковной десятины уходит своими корнями еще в Ветхий Завет. О ней в Книге Книг рассказывалось еще задолго до появления Моисея.

Вконтакте

История появления десятины в Библии

Десятина, то есть десятая часть от всего дохода обязательно должна была отдаваться священникам и левитам.

Подробно это описано в Ветхом Завете (Лев.27:30-32). Согласно подробному повествованию, десятая часть от семян, плодов, скота и т.д. принадлежит Господу. При этом не следует делить урожай на хороший, или плохой, а скот на худой, или здоровый.

Почему же возникла такая необходимость отдавать десятую часть от всего добра священникам и левитам? Все дело в том, что когда народ Израиля после долгих мучений вошел в землю обетованную, Господь разделил ее между коленами Израиля. Таких колен было всего 12, но землю получили только 11. Одно колено Господь предназначил для служения Господу. Это колено именовалось левитами (сынами Левия). Его потомков не должны были обременять никакие заботы о хлебе насущном и никакие труды, кроме служения Богу.

Этот устав исполнялся еврейским народом беспрекословно. Это был Закон, который никто не смел нарушать в Ветхом завете.

Десятина по Новому Завету

В Новом Завете отсутствуют такие конкретные подробности о десятине. Поэтому многие люди, глубоко верующие христиане в том числе, ставят под сомнение это предписание.

Но, хотя в Святом Писании и отсутствуют подробности этого закона, но есть слова о том, что мы должны благоразумно управлять всеми дарами, которые Господь нам даровал и быть верными Господу.

Ведь мы сами являемся творениями Господа, принадлежим ему. И все что мы имеем также дал нам Господь. Соответственно, каждый православный христианин должен жертвовать часть своего дохода, который они получили благодаря Богу отдавать на нужды церкви.

В Новом Завете Господь также призывает нас возлюбить ближнего, как самих себя и особенно заботится о братьях и сестрах наших, которые находятся в нужде.

И если у одного человека есть все сполна, а у другого недостаток, то тот, кто богаче, должен помогать тому, кто нуждается, чтобы не нарушилась божественная гармония.

Поддерживать храм Божий также просто необходимо, как и священников. Ведь по Божественному уставу священнослужители должны посвящать себя полностью служению Господу, вести миссионерскую деятельность, наставлять прихожан на путь истинный. А как любой живой человек, батюшка также должен как-то существовать и содержать свою семью. И если он будет нуждаться и как-то пытаться зарабатывать деньги, то соответственно, он уже не всего себя будет отдавать на служение Богу и людям.

С другой стороны, в Новом Завете не указана конкретно десятина может быть от того, что уровень жизни у всех совершенно разный. И если кто-то может позволить себе абсолютно спокойно и без ущерба для себя пожертвовать больше, чем десятину. А у другого человека доход слишком скудный и больше, чем десятину ему не осилить. Поэтому вопрос с пожертвованиями должен решаться каждым христианином индивидуально, но он не должен идти в разрез с совестью и Господним уставом. Ведь для Господа важна не сумма, которую мы готовы отдать, а сердечное расположение, с которым мы это делаем. Главное не принуждать себя насильно и жалеть об этом, а жертвовать с чистым сердцем и открытой душой.

Церковная десятина обязательна или по желанию

Таким образом, ссылаясь на трактовку десятины в священном писании, для настоящих православных христиан десятина является обязательным пожертвованием.

Помогать нуждающимся, поддерживать священников и жертвовать на храмы Господни святая обязанность каждого христианина, ведь именно на таком божественном равновесии и держится мир.

Что говорил Иисус о пожертвованиях

Господь наш Иисус Христос неоднократно говорил о том, что нужно жертвовать от своего добра ближнему своему, и на нужды храма.

И хотя конкретно он не упоминает именно десятину, но в Евангелии от Матфея (5:17) он говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить».

Этой фразой Иисус подчеркнул необходимость исполнять Закон, в том числе и в моменте десятины.

Поэтому и сегодня, как и в далекие времена Ветхого Завета христиане должны заботиться о храмах Господних, священниках, которые исполняют службу и своих братьях и сестрах, которые нуждаются в чем — либо.

Как свидетельствует опыт православных, когда человек искренне и от всего сердца жертвует Богу от своего дохода, то милостивый Господь воздает сторицей, ведь рука дающего действительно не оскудеет. А на взаимопомощи и взаимовыручке действительно держится мир вокруг нас.

Видео: протоиерей о церковной десятине

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.