Общество как социокультурная система уровни общества. Общество как социокультурная система

Человеческое общество представляет собой сложный социокультурный и экономический феномен, одной из важнейших составляющих которого является культура. Существует несколько десятков определений культуры, сформулированных философами, культурологами, историками, экономистами.

Социологи придают культуре социальный смысл и определяют ей ведущее значение в общественной жизни. Именно культура как система ценностей, норм и образцов поведения формирует ту социальную среду, взаимодействуя с которой индивиды и социальные группы определяют свое поведение. Культура не является чем-то стационарным и застывшим. Нормы и ценности культуры, как и другие структурные компоненты общества, подвержены постоянным изменениям.

Другими структурными компонентами общества являются социальные группы и общности, которые появляются в процессе дифференциации, присущем всей живой природе. Именно разделение общества на различные группы и их взаимодействие придаст любому социуму необходимую динамику, определяющую его развитие.

Таким образом, элементы природы, индивиды, социальные группы и культурные универсалии в процессе саморазвития и взаимодействия между собой создают сложную, самонастраивающуюся, динамическую систему – человеческое общество.

3.1. Культура как система ценностей, норм, образцов поведения

Термин культура происходит от латинского colere, что означает «возделывать почву» (отсюда – «культивация»). В современном обществе под культурой понимаются все духовные и материальные ценности, созданные человеческим сообществом. Ее обычно подразделяют на материальную (здания, дороги, линии связи, предметы быта и т. д.) и духовную культуру (язык, религия, научные представления, теории, убеждения людей и т. д.).

В социологии под культурой подразумевается то в социальной жизни, что не определяется биологической природой человека – инстинктами; это искусственное образование, созданное совместными действиями многих поколений людей и воссоздаваемое, поддерживаемое каждым поколением и группой.

Каждое поколение и каждая группа не только воссоздают и поддерживают определенные формы социальной жизни, но и вносят свои изменения, преломляют культуру через свой социальный опыт, свое отношение к обществу и другим поколениям и группам. Поэтому можно говорить не только о культуре цивилизации, но и об исторических типах культуры (например, рабовладельческая культура, культура эпохи Возрождения и др.) и о групповых субкультурах (например, субкультура врачей, инженеров, ветеранов, молодежи, военнослужащих).

Культура, понимаемая как предыдущий опыт и современные знания, оказывает большое влияние на общественную жизнь. Учитывая это влияние на все социальные процессы, следует говорить не о социальной, а социокультурной жизни.

> под культурой в социологии понимают созданную людьми искусственную предметную и идеальную среду, определяющую социальную жизнь людей .

Все структурные компоненты культуры состоят из определенных элементов, которые представляют собой, во-первых, ценности, которые могут быть как идеальными представлениями людей, социальных групп, общества, так и материальными предметами, имеющими функциональное значение в данном обществе. Например, для сообщества врачей типичной идеальной ценностью является клятва Гиппократа, заключенные в ней нормы профессиональной деятельности и мировоззренческие постулаты. Для современного российского общества основными материальными ценностями являются: квартира, высокооплачиваемая работа, хорошее образование и т. д.

Итак, под ценностями мы понимаем идеальные представления и материальные объекты определенных людей и социальных групп, имеющие для них важное значение и определяющие их социальное поведение.

Вторым элементом культуры являются социальные нормы, под которыми мы понимаем определенные правила, положения, осуществляющие руководящую функцию по отношению к определенным социальным группам. Социальные нормы являются регулятором индивидуальных и групповых взаимодействий в данной социальной группе или обществе, они требуют от индивидов в каждой ситуации действий определенного типа.

Так как социальные нормы являются составным элементом культуры, их часто называют социокультурными нормами. С развитием культуры видоизменяются и социокультурные нормы; часть из них, неадекватно отражающая реальность, отживает, умирает, появляются новые нормы и ценности, более соответствующие представлениям и потребностям общества.

Нормы и ценности, связанные между собой, образуют социокультурную ценностно-нормативную систему. Такая система представлений и императивов для социального поведения есть у каждого индивида и социальной группы. Отдельные компоненты этой системы выявляются социологами при помощи социологических опросов. Некоторые социологи включают в эту систему так называемый третий элемент культуры – образцы поведения, которые представляют собой готовые алгоритмы действий (на основе социальных ценностей и норм) в той или иной ситуации, действий, приемлемость которых в данном обществе не только не вызывает сомнений, но и является единственно желательной или, как говорят социологи, «соответствует социальным ожиданиям». Образцы поведения каждый индивид усваивает в процессе социализации, т. е. при вхождении, приобщении к определенной социальной группе, обществу в целом.

Итак, культура включает в себя:

вещи, предметный мир (материальная культура). Предметный мир связан с природой, из нее он черпает «строительные материалы»;

символические объекты, в первую очередь ценности и нормы ,т. е. идеальные представления людей о значениях вещей и понятий, о границах дозволенного обществом;

образцы человеческих отношений, социальных связей , т. е. относительно устойчивые способы восприятия, мышления, поведения людей.

Таковы структурные компоненты культуры.

Различия в культуре проявляются не только в манере поведения, но и в одежде, речи, жестах и мимике, нравах, обычаях, обрядах, в отношении к властям, к деньгам, к религии, к спорту и т. д. Такие широко распространенные, устойчивые, часто повторяющиеся формы социальных связей получили название «культурные универсалии».

> Культурные универсалии – это как бы совмещенные, слитые в единое целое ценности, нормы и образцы поведения.

Американский социолог Джордж Мердок выделил более 60 культурных универсалий (спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, гостеприимство, язык, шутки, религиозные обряды и т. д.). Именно на основании этих культурных универсалий каждое общество определенным образом (т. е. как определяет культура) способствует удовлетворению физиологических, психологических и социальных потребностей людей. Культурные универсалии вместе с другими элементами образуют культурную структуру общества.

На основе универсалий можно сравнивать различные общества, лучше понимать обычаи других культур.

> Непонимание других культур, оценка их с позиции превосходства называются в социологии этноцентризмом (в политике – национализмом).

Этноцентризм, национализм связан с ксенофобией – страхом и неприятием чужых взглядов, обычаев.

Любую культуру можно понять только на основе ее исторического, географического, этнокультурного анализа. Только так становятся видны закономерности формирования ценностей и норм, образа жизни. Такая точка зрения противостоит этноцентризму и называется культурным релятивизмом.

Культура как ценностно-нормативная структура определенным образом формирует общество. В этом проявляется одна из функций культурной динамики. Другими функциями культуры являются:

социализация , т. е. воспроизводство социального порядка нынешним поколением и передача его следующему поколению;

социальные контроль , т. е. обусловленность поведения людей определенными нормами и образцами, свойственными данной культуре;

культурный отбор , т. е. отсеивание негодных, отживших социальных форм и культивирование таких, которые удовлетворяют господствующим в данном обществе ценностям.

3.2. Социальные группы и общности. Их роль в развитии общества

> Социальная группа– это объединение людей, связанных системой социальных ценностей, норм и образцов поведения, все члены которого участвуют в деятельности.

Для возникновения любой социальной группы необходимы некоторая цель и форма социального контроля за соблюдением ценностей и норм. В процессе формирования группы выделяются лидеры, групповая организация, образуются социальные связи между ее членами, вырабатываются групповые ценности и нормы.

По способу организации социальные группы подразделяются на формальные и неформальные.

Формальными группами называются такие, цель и структура которых заранее определена, например воинские подразделения. В них уставом определены штатная структура, формальный лидер, цель.

Неформальные группы образуются стихийно. Социальные связи и отношения формируются в них под воздействием данной социокультурной среды, в процессе деятельности их членов по достижению поставленной цели. Причем цель в неформальной группе часто четко не осознается всеми ее членами. Например, группы бомжей, наркоманов, других маргиналов, больные в больницах, отдыхающие в санаториях.

По степени частоты социальных контактов социальные группы можно разделить на первичные и вторичные.

Первичная группа, как правило, небольшая, очень тесно сплоченная, все ее члены очень хорошо знают друг друга. Например, семья, группа друзей, школьный класс.

Вторичная группа более многочисленна и может состоять из двух или нескольких первичных. Она менее сплочена по сравнению с первичной, степень влияния на каждого ее члена меньше. Примером вторичной группы может служить школьный коллектив, курс в вузе, производственное подразделение начиная от управления и выше.

Кроме понятие «группа» в социологии существует понятие «квазигруппа».

Квазигруппа – малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру и систему ценностей и норм.

Квазигруппы можно подразделить на следующие виды:

аудитория – объединение людей во главе с коммуникатором (например, концертная или радиоаудитория). 3десь имеет место такой тип социальных связей, как передача-прием информации непосредственно или с помощью технических средств;

фан-группа – объединение людей на основе фанатичной приверженности спортивной команде, рок-группе или религиозному культу;

толпа – временное собрание людей, объединенных каким-либо интересом или идеей.

Основными свойствами квазигруппы являются:

анонимность. «Индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание позволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один». Индивид чувствует себя неузнаваемым и неуязвимым в толпе, не ощущает социального контроля и ответственности;

внушаемость. Члены квазигруппы более внушаемы, чем люди, находящиеся за ее пределами;

социальная заражаемость квазигруппы. Она заключается в быстрой передаче эмоций, настроений, а также быстрой их перемене;

бессознательность квазигруппы. Индивиды как бы «растворяются» в толпе и «пропитываются» коллективными бессознательными инстинктами, их действия в квазигруппе вытекают скорее из подсознания, чем из сознания, и носят иррациональный и непредсказуемый характер.

Умение противодействовать толпе – важное качество любого управленца. Основные правила усмирения толпы можно сформулировать следующим образом:

необходимо структурировать толпу (выделить лидеров, определить отдельные части толпы, их лидеров и структуру);

предложить толпе какую-нибудь значимую цель и программу ближайших действий, чтобы ее поведения стало более осознанным, цели и алгоритмы действий для отдельных частей толпы;

показать наличие социального контроля (назвать несколько фамилий, имен членов толпы);

если не удается рассеять толпу, разделить ее на колонны, шеренги, ряды и развести по частям;

постоянно поддерживать связь и контролировать лидеров частей;

постоянно давать толпе позитивную информацию, отсутствие которой ведет к смене настроения толпы на негативное, к панике.

По принадлежности к социальным группам определенных индивидов социологи подразделяют группы на ингруппы и аутгруппы.

Ингруппы – это те, которые индивид идентифицирует как «мои», «наши», к которым он ощущает свою принадлежность. Например, «моя семья», «наш класс», «мои друзья». Сюда же относятся группы этнических меньшинств, религиозные общины, родственные кланы, преступные группировки и т. д.

Аутгруппы – это такие, к которым члены ингруппы относятся как к чужим, не своим, порой даже как к враждебным. Например, другие семьи, другая религиозная община, клан, другой класс, другой этнос. У каждого индивида ингруппы существует своя система оценок аутгруппы: от нейтральной до агрессивно-враждебной. Социологи измеряют эти отношения по так называемой «шкале социальных дистанций» Богардуса.

Американский социолог Мустафа Шариф ввел понятие «референтная группа», которое означает реальное или абстрактное объединение людей, с которым индивид идентифицирует себя, принимая его ценности и нормы. Например, многие студенты ориентируются на мировоззрение и образ жизни своих родителей, преподавателей, выдающихся деятелей культуры или представителей той профессиональной деятельности, которую выбрали студенты. Иногда референтная группа и ингруппа могут совпадать. Особенно часто это происходит у подростков, молодых людей, которые нередко копируют поведение друг друга и стремятся подражать зрелым людям, выбранным как образец.

Наиболее крупными социальными группами в обществе являются социальные общности. Концепция социальной общности предложена немецким социологом Фердинандом Теннисом (1855–1936).

> Современные социологи под социальными общностями понимают реально существующие большие объединения социальных групп, имеющие относительную целостность и обладающие системными свойствами, не сводимыми к свойствам отдельных групп.

Факторами, объединяющими отдельные социальные группы, служат, например, совместная территория проживания, необходимость ее охраны, развитие общей государственности, вооруженных сил, совместное использование природных ресурсов, решение экологических проблем и т. д.

В качестве примеров социальной общности можно привести аграрное акционерное общество (колхоз), включающее население нескольких деревень, население микрорайона, вооруженные силы.

Социальные общности могут возникать не на основе единой территории, а на основе общей деятельности или демографических характеристик. В этом случае они называются номинальными. Например, общность российских врачей, общность российской молодежи, пенсионеров. Существуют и другие критерии классификации социальных общностей. Сербский социолог Данило Маркович выделяет глобальные и парциальные социальные группы.

Глобальные группы самодостаточны: в них люди удовлетворяют все свои социальные потребности. В истории человеческого общества поступательно существовали такие глобальные группы, как род, племя, народность, нация. Глобальные группы состоят из парциальных. Причем когда человечество переходит от родовой организации к племенной (когда племя состоит из нескольких родов), род становится парциальной группой. В этом случае народность состоит из племен как парциальных групп, а нация – из этносов.

В современном обществе тоже существуют несамодостаточные парциальные группы, в которых люди удовлетворяют только некоторые свои социальные потребности. К ним относятся: семья, производственные или трудовые коллективы, классы, политические партии и общественные объединения, приверженцы конфессий и т. д.

Борьба между парциальными группами является движущей силой развития глобальных групп. В качестве социального фактора развития в этом случае выыступают противоречия отдельных обществ (стран), классов, других парциальных групп.

В современном обществе также важное место занимают такие общности, как социальные движения. Это менее формализованная и централизованная форма общественных организаций, чем политическая партия, но в то же время достаточно интегрированная и сплоченная (хотя и без фиксированного членства). Социальные движения, движение за мир (50-е гг. XX в.), движение за права человека, экологическое движение («зеленые» в 90-е гг. XX в.), национальные движения, движения за независимость в колониальных странах, движения за автономию и самоопределение) оказали и оказывают значительное влияние на мировое развитие и приводят к значимым изменениям и сдвигам.

Конкурентная борьба между социальными группами и общностями наряду с экономическими, политическими, культурными, научно-техническими изменениями является одним из факторов общественного развития.

3.3. Общество как система

Не только культура, но и все человеческое общество состоит из элементов. Первый элемент – природная среда, которой люди пользуются для своего существования, это плодородные почвы, реки, деревья, полезные ископаемые и т. д. Вторым элементом, образующим общество, являются люди, которые составляют самые различные социальные группы. Третий необходимый элемент – культура. Но все эти элементы, взятые в отдельности, еще не есть общество. Необходимы связи межу ними, которые дадут им возможность существовать в неразрывном единстве.

Социальные связи возникают в обществе на основе так называемого социального взаимодействия индивидов и групп. Целью социального взаимодействия является удовлетворение каких-либо потребностей людей.

> Социальное взаимодействие – это такое поведение индивида или группы, которое имеет целью удовлетворение определенной социальной потребности и направлено на другого индивида или группу и имеет для него значение.

Социальные взаимодействия или связи дифференцируются по сферам общества: экономические, политические, культурные, но от этого не теряют своей социальной (общественной) направленности.

Кроме того, социальные связи делятся по уровням взаимодействия. Первичный уровень взаимодействия образуют личные связи, затем следуют групповые, далее – организационные (между организациями), институциональные, социетальные (т. е. связи на уровне отдельного общества, страны) и, наконец, – цивилизационные.

Социальная структура объединяет социальные объекты, соответствующие этим видам связей. Если социологи говорят о социальной структуре общества, то они имеют в виду следующую иерархию: организация, социальный институт и общество. Если говорить о цивилизационной социальной структуре, то к этой иерархии следует добавить еще цивилизацию.

> Под социальной организацией в социологии понимают определенным образом организованные группы людей, объединенные общей целью (производственной, политической, культурной), имеющие определенную иерархию.

> Социальным институтом в социологии называются как определенным образом организованная группа (например, институт образования, религии, власти), так и совокупность ценностей, норм, образцов поведения.

Общество функционирует одновременно как на микроуровне (взаимодействия индивидов, малых групп), так и на макроуровне (большие организации, институты, слои, классы).

Общество – динамическая система. Для развивающегося общества характерны постоянные изменения, усложнение его структуры, дифференциация (разделение, расслоение).

Дифференциация общества определяется следующими процессами:

разделение общественного труда. Развитие производства, его усложнение требуют разделения труда, его специализации. Возникают все новые специальности, дифференцирующие людей по социальным группам;

удовлетворение новых потребностей людей;

расширение представление людей о природе и обществе;

появление новых ценностей и норм. Например, такая новая для России ценность, как плюрализм, привела к новой норме – многопартийности, которая ведет к дальнейшей дифференциации общества.

Итак, в процессе развития общество усложняется качественно и количественно, разрастается социальная структура, появляются новые специальности, новые отрасли, организации, группы, институты. Общество все более дифференцируется.

Но наряду с дифференциацией, которая ведет к появлению новых социальных связей, развитию горизонтальных и социальных структур общества и вместе с тем к ослаблению его единства и сплоченности (солидарности), происходит и обратный процесс – интеграция (лат. integratia – восстановление целого, объединение частей).

> Интеграция – это социальный процесс объединения общества, укрепления социальных связей, солидарности между членами общества, взаимного приспособления различных частей его социальной структуры.

Если дифференциация ослабляет его социальные связи, как бы отталкивает отдельные части общества, то интеграция скрепляет индивидов, группы в единое целое.

Интеграции общества способствуют:

единая культура общества как система материальных и идеальных объектов;

единая система социализации, позволяющая молодому поколению воспроизводить единую культуру;

система социального контроля, определяющая культуру подавляющего большинства членов общества.

При несоблюдении этих условий в обществе развиваются дезин-теграционные процессы.

Общество как единое целое, состоящее в то же время из частей, связанных социальными отношениями, приобретает новые собственные свойства, не сводимые к свойствам составляющих его элементов. Например, общество как совокупность организаций, институтов и групп может перекрывать великие реки, строить гидрорэлектро-станции, запускать космические корабли, создавать сверхмощное оружие, что непосильно даже для большого количества разобщенных индивидов.

Таким образом, мы видим у человеческого общества все признаки системы:

наличие отдельных частей;

наличие связей между частями;

наличие свойств, не сводимых к свойствам частей;

взаимодействие с окружающей средой – природой.

Одним из основоположников современной теории систем, первым применившим формальные законы термодинамики и физической химии к исследованию живых организмов, был австрийско-американский биолог Людвиг фон Берталанфи. Его выводы и подходы использовал в своих исследованиях человеческого общества американский социолог Толкотт Парсонс. Рассматривая общество как открытую динамическую систему, взаимодействующую с окружающей природой (средой), Т. Парсонс определяет его структуру и функции. Его выводы можно представить в виде таблицы (табл. 2).


Т. Парсонс рассуждал следующим образом: если общество – открытая система, то оно должно, чтобы выжить, приспособиться к природе (адаптивная функция). Этой функции в обществе должна соответствовать определенная структура (подсистема экономики), которая поставляет и распределяет необходимые материальные продукты. Приспосабливаясь к природе, общество достигает поставленной цели – целенаправленная функция, которой соответствует подсистема политики, дающая законы и побуждающая людей работать и достигать не личных, а общественных целей.

Первые две функции являются внешними (инструментальными), направленными на преобразование природы, третья и четвертая функции направлены вовнутрь общества. Внутренними (экспрессивными) функциями является интегративная и латентная. Инте-гративной соответствует подсистема контроля, которая поддерживает общую культуру общества (набор ценностей и норм). Латентная, т. е. скрытая, функция обеспечивает сохранение и воспроизводство существующего порядка, поддержание устойчивости путем усвоения новыми поколениями общей культуры общества. Ей соответствует подсистема социализации, которая обеспечивает образование, воспитание, информирование молодого поколения.

Структура общества носит сложный характер. Любую подсистему можно представить как систему, состоящую из взаимосвязанных частей. Например, политическая система может состоять из государственных институтов, политических партий, законов, норм и т. д.

Система Т. Парсонса из 4 функций получила в социологии название «Система AGIL» (по первым буквам английского написания функций).

Социальная структура у Парсонса взаимодействует с культурной структурой, образуя динамическую «сверхсистему». Ведущая роль в этой социокультурной системе принадлежит культуре. Именно представления о ценностях, нормах, образцах поведения, изменяясь, вызывая определенные социальные действия людей, преобразуют социальную структуру общества.

Личность всегда стремится играть ту социальную роль, которая наиболее соответствует ее потребностям и представлениям. Если общество способно обеспечить такую возможность большинству членов общества, тогда общественные функции развиваются поступательно и устойчивость системы максимальна. Социальная дифференциация, даже самая интенсивная, уравновешивается интеграционными процессами. Если культурные ценности и нормы разделяются подавляющим большинством членов общества, социальный порядок, социальную сплоченность невозможно разрушить. Очень важно, как именно образуется система культурных ценностей. Если ценности и нормы добровольно принимаются большинством населения, то общество и статически, и динамически устойчиво. Если культура в обществе насаждается с помощью репрессивных средств, то такое общество динамически неустойчиво и любое изменение его равновесия влечет за собой социальные конфликты.

Системный подход к анализу общества, взгляд на него как на социокультурную систему позволили вывести социологические исследования на новый уровень.

Вопросы для самоконтроля

Что понимается под культурой в социологии?

Каковы структурные элементы культуры?

Что такое культурные универсалии?

Каковы функции культуры в обществе?

Что такое социальная группа?

Чем отличаются формальные и неформальные, первичные и вторичные, аут– и ингруппы?

Каковы свойства толпы как квазигруппы?

Как противодействовать толпе?

Что понимается под социальной общностью в социологии?

Какую роль в современном обществе играют социальные движения?

Почему люди, элементы природы и культура являются необходимыми составляющими общества?

Перечислите основные процессы, протекающие в обществе.

Почему общество можно рассматривать как социокультурную систему?

Что представляет собой система AGIL T. Парсонса?

Литература

Гуревич П. С. Культурология: Учебное пособие. М., 1996. Гл. 1.

Исаев Б. А. Курс социологии. СПб., 1998. Лекция 2.

Исаев Б. А. Социокультурный анализ общества. СПб., 1997. Гл. 1.

Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.

Маркович Д. Ж. Общая социология. Ростов-на-Дону, 1993. Гл. 1, 5.

Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: Курс лекций. М., 1995. Лекция 16.

Смелзер Н. Социология. М., 1994. Гл. 2, 3.

Сорокин П. Общедоступный учебник по социологии. М., 1994.

Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

Социология / Сост. И. П. Яковлев. СПб., 1993.

Социология: Учебник для вузов / Отв. ред. Г. В. Осипов. М., 1998.

Социология: Учебное пособие / Под ред. Э. В. Тадевосяна. М., 1995.

Фролов С. С. Социология. М., 1998. Разделы 2, 4.

Человек и общество. Основы современной цивилизации: Хрестоматия. М., 1992.

Российский ученый Осипов дает следующее определение обществу: общество понимается как определяющаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений как больших так малых групп людей, поддерживающаяся силой обычая, традиций, законов, социальных институтов и т.д.

Существует несколько подходов к определению общества:

    представляет общество в его телесности, т.е. исходным материалом становятся живые, действительные люди, совместная деятельность которых формирует ассоциации. Эту точку зрения разделяли ученые от Парсонса до Дюркгейма.

    подход базируется на признании того, что социальные понятия общества как объединение людей должны выводиться не из определения «люди», а из такого понятия как система отношений, отсюда определение Гидденса.

С развитием общества для упорядочения социальных взаимодействий возникли специальные организации: социальные институты, государство, церковь, право, потребности, установки, интересы, ценности, сложившиеся нормы и социальные институты определяют форматы социального пространства, групповые диспозиции, структурные конфликты.

В русле этого подхода можно рассмотреть теорию социокультурной динамики: (Сорокин 1889-1968 гг. – является автором работы «Социальная культурная динамика») проанализировав огромное количество фактического материала из культурной, социальной, политической, экономической и др. сфер жизни общества, Сорокин пришел к выводу, что в многообразии разнородных процессов можно обнаружить определенную целостность, интегрированность, которую он назвал системой культуры или социо-культурной системой. Он обнаружил в истории западной цивилизации 7 социо-культурных систем, из которых базовыми являются 2: чувственная или сенсорная и умозрительная или идеациональная. Он полагал, что как умозрительная так и чувственная имеют свои собственные ментальности, свои системы знаний, философию и мировоззрение, свою религию, культуру, мораль, законы и нормы и наконец свою собственный тип человеческой личности. Каждый момент времени в обществе могут присутствовать различные системы, но большинство составляют носители доминирующей культуры. Для чувственной культуры характерно преобладание материального мировоззрения (атеизма), популярность утилитарных, гедонистических ценностей, развитие науки и динамичный характер социальной жизни.

В обществе второго типа доминируют элементы рационального мышления, этика абсолютных принципов. Социальная жизнь имеет статический характер, невысокий уровень развития науки.

В качестве переходной социо-культурной системы рассматривал идеалистическую систему, в которой смешаны черты двух базовых.

Эволюцию западной цивилизации Сорокин анализировал с помощью модели маятниковых колебаний между этапами доминирования двух основных систем. Почему же меняются доминирующая система культуры? По мнению Сорокина ни одна из форм культуры не беспредельна в своих созидательных возможностях, они всегда ограничены, когда созидательные силы исчерпаны, соответствующая культура и общество становятся мертвыми, и общество переходит к альтернативному виду культуры.

Почему социо-культурная система возвращается к старым состояниям, а не принимают новые формы? По его мнению, существует принцип предела, который констатирует, что хотя непрерывный процесс эволюции социо-культурной системы проходит бесконечное число состояний, когнитивные возможности человека обуславливаю дискретное восприятие процессов, выделение конкретного числа черт, устойчивых состояний, этапов и направлений. Эти когнитивные способности человека ограничивают количество рассматриваемых физических изменений, что вынуждает эти процессы повторять одни и те же состояния.

По мнению Сорокина процесс перехода суперсистемы от одного доминирующего мировоззрения к другому сопровождается радикальной трансформацией социальных институтов, нормативных образцов. Это порождает социально-культурные кризисы, войны, революции, анархии.

    Системный подход Т.Парсонса.

Общество как систему рассматривает одна из макросоциологических парадигм – функциональная. Ее представители: Конт, Дюркгейм, Пуко – рассматривали общество как систему взаимосвязанных составляющих, которые вместе образуют единое целое. Общество они рассматривали как целостную саморазвивающуюся структурную систему, состоящую из четырех основных компонентов:

    ценности – обобщение представления о желаемом типе социальной системы, которая способствует сохранению культурных образцов.

    нормы – представляют собой ориентации относительно поведения в конкретных ситуациях и обеспечивают интеграцию социальных систем.

    коллективы – общности, имеющие статичную дифференциацию, ориентированные на использование целедостиженческой функции.

    роли – ожидание относительно поведения личности, выполняющей в социальной системе функцию адаптации.

Важнейшим компонентом социальной системы выступает институализация: процесс образования устойчивых моделей взаимодействия между социальными деятелями. Следствием этого процесса является образование социальной структуры, т.е. совокупности стандартных отношений носителей ролей, поэтому социальную систему можно определить как инситуализированный набор ролей. Подсистемами социальной системы выступает экономическая, политическая система, система социальных общностей и система социализации.

Парсонс говорит, что любая социальная система должна отвечать четырем функциональным требованиям:

    адаптация - рассматривает отношение между системой и средой. Система должна обладать свойством приспосабливаться к вечно меняющимся условиям, уметь рационально организовывать и распределять внутренние ресурсы.

    целедостижение – выражает потребность каждого общества устанавливать цели, на которые направлена социальная активность, и поддерживать процесс их достижения.

    интеграция – подразумевает координацию всех частей государственной системы. Главным институтом, посредством которого реализуется эта функция, является право.

    удержание образца – создает базу для устойчивости общества на основе общественных норм и ценностей.

Определив основные функции системы, Парсонс ищет реальных исполнителей этих функций в обществе. Он выделяет 4 подсистемы; экономическая, политическая, культурная и социальная. Каждая из этих подсистем занимает определенное место в соцоитальной системе и выполняет строго очерченные функции:

    экономика – адаптация (роли)

    политика – целедостижение (коллективы)

    родство (социальная подсистема) – интеграция (нормы)

    культура – удержание образца (ценности).

Чем последовательнее осуществляется функциональное разделение деятельности на уровне институтов и социальных ролей, тем стабильнее сама социальная система, и напротив, выполнение каким-либо институтом не свойственных ему функций порождает хаос и усиливает социальную напряженность. Консенсус и нестабильность системы не означает, что она не способна к изменению, напротив, Парсонс считал, что на практике ни одна социальная система не находится в состоянии идеального равновесия, поэтому процесс социального изменения можно представить как «подвижное равновесие». По мнению Парсонса есть два пути достижения социального равновесия:

    социализация, с помощью которой общественные ценности передаются от одного поколения другому.

    создание разнообразных механизмов социального контроля.

Под обществом понимают совокупность индивидов, занятых совместным трудом. Есть два взгляда в понимании феномена общества:

1. Общество есть способ существования человека, людей. Вне общества и без общества нет человека;

2. Общество не состоит из индивидов, а есть сумма их связей и отношений друг к другу.

Чтобы понять общество, его функционирование как способ существования людей, нужно знать их общественные отношения и связи, в которых осуществляется жизнедеятельность этих людей.

Человек входит в общество через коллектив. В то же время он является членом нескольких коллективов (трудовой, партийный, профсоюзный, танцевальный и т.д.). Он входит и в более крупные общности людей. Он при­надлежит к определенной социальной группе, классу, нации и т.д. Каждый человек взаимодействует с обществом, государством, с членами своей семьи.

Эта деятельность людей протекает в рамках общественных отношений: моральных, правовых, политических и т.д. Как член определенного общества, класса, социальной группы, нации и т.д. он вступает в определенные отношения с другими людьми.

Люди участвуют в производстве материальных и духовных благ, распределяют и потребляют продукты, рожают и воспитывают детей и складывается закономерная цепь событий, независимая от их воли и их сознания.

Различные связи индивида и деятельность групп, слоев, классов, наций и т.д. и складывающиеся на этой основе экономические, политические, социальные, духовные отношения называются общественными . Чтобы понять общество нужно знать эти отношения и связи, в которых они осуществляются. Возникнув, эти общественные отношения обладают большой активностью, устойчивостью, придают обществу качественную определенность. Поэтому изменения, преобразования общества связаны с ликвидацией сложившегося типа общественных отношений и заменой их новыми. Примером являются осуществляемые в Республике Казахстан политические, экономические, социальные и правовые преобразования.

Общественные отношения характеризуются следующими осо­бенностями:

1) это необходимые для общества отношения;

2) субъект имеет групповой характер;

3) оно имеет объективный характер, т.е. существует независимо от того, хотят ли люди вступать в эти отношения или не хотят;

4) в процессе общественной жизни, осуществляется функционирование общества, обеспечивается тот или иной способ существования человека.

Эти отношения складываются в сфере материального производства и в сфере духовной жизни общества.

Материальное производство обеспечивает обществу материальные возможности его существования и развития, а духовная сфера является результатом взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно-культурных ценностей. Вместе с тем материальные и духовные отношения находятся во взаимосвязи и обеспечивают развитие общества. Общество - целостный организм, в центре которого находится человек - существо, обладающее сознанием и волей.

3. Мировоззрение и человек.

Зачем человекприходит в этот мир? Каково его предназначение? В чём смысл жизни? Всё это так называемые вечные вопросы. Мир и человек постоянно меняются. Следовательно, меняются и представления людей о мире, человеке.

Мировоззре́ние - совокупность взглядов, определяющих понимание мира, места в немчеловека, а также - жизненные позиции, программы поведения, действий людей.

Мировоззрение - сложное явление духовного мира человека, и сознание является его фундаментом. Различают самосознание индивида и самосознание человеческой общности, например конкретного народа.

В мировоззрении человека отражаются не отдельные свойства мира, а то главное в нём, что остаётся постоянным и неизменным, в течение всей его жизни, проявляясь в его мыслях и действиях.

Мировоззрение формируется в сознании конкретных людей. Оно используется личностямиисоциальными группами в качестве общих воззрений на жизнь. В состав мировоззрения входят обобщённые знания, определённые системы ценностей, принципы, убеждения, идеи.

Мировоззрение, как и вся жизнь людей в обществе, имеет исторический характер. Мировоззрение выделило человека из мира животных.

Основные типы мировоззрения : мифологическое, религиозное, философское, научное, обыденное, гуманистическое.

Мифологическое мировоззрение (от греч.сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. Мифология вырастает изстрахачеловека перед неизвестным и непонятным - явлениями природы, болезнью, смертью. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов (одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений). Мифологическое мировоззрение основано на вере.

Религиозное мировоззрение (от лат.- благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы.Религии, в отличие от мифа, свойственны догматизм и разработанная система моральных заповедей. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей однойконфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Философское мировоззрение . Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия- прежде всего на логику и доказательность.Философия(от греч. любовь к мудрости - одна из форм мировоззрения и особый способпознания,теорияинаука. От религии философия отличается свободомыслием, в то время как в религии это невозможно.

Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта.

Научное мировоззрение основано на наиболее объективной научной картине мира. Результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.

Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности человеческой личности Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант: «Человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах, необходимо, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя.

Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. С понятием «мировоззрение» сходно понятие «менталитет». По сути это духовный мир человека, пропущенный через призму его личного опыта. Для нации это духовный мир, пропущенный через исторический опыт народа.

Литература:

Основная литература :

1. Человек и общество. Учебник для 11 кл. Естест. Мат. Напр., общеобразоват. шк. А. Нысанбаев, К. Жукешев, М. Изотов и др.- Алматы: издательство «Мектеп», 2007 г. (основная)

2. Человек и общество Н. Р. Кунхожаев- Алматы 2003 г.

Дополнительная литература :

1. К. М. Жукешев, Г. С. Асанбекова- учебник для 9 кл. общеобразоват. шк.- Алматы: издательство «Мектеп», 2005 г.

2. Закон РК «О браке и семье» от 17.12.1998. г.

3. Н. А. Назарбаев «Казахстан-2030»

4. Конституция РК от 30.08.09. г.

Контрольные вопросы .

1. В чем заключается существенное отличие действий животных от деятельности человека?

2. Что такое общество?

3. В чем состоит суть отношений между отдельными людьми, между обществом и человеком, между обществом и природой?

4. Какие факторы позволяют характеризовать общество, как единое целое?

Задания на СРС.

1. Назовите типы и виды деятельности.

2. Согласны ли вы с утверждением: "Я имею право на счастье и стремлюсь к достойной жизни. Поэтому выбираю любое средство для достижения цели, даже если оно принесет другому страдание"?

3. Какие побудительные силы заставляют вас учиться в колледже?

Задания на СРСП.

    Является ли Человек центральной фигурой любой социальной, правовой, духовной проблемы?

    Становятся ли вопросы касающиеся человека, его жизни и деятельности, основными?

    Влияют ли на становление человека как личности традиции и правила в общественной жизни и семье?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования Российской Федерации

Алтайский государственный технический университет им И.И. Ползунова

кафедра: ТиПС

Контрольная работа

по дисциплине социология

на тему: «Общество как социокультурная система»

выполнил

студент В(з)-м-71 группы Фрис В. Д.

проверил

Цветков Л.Н.

Барнаул 2009 г.

Введение

Заключение

Введение

Представленная работа посвящена теме "Общество как социокультурная система".

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Тема "Общество как социокультурная система" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Общество как социокультурная система".

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Общество как социокультурная система". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Общество как социокультурная система" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Общество как социокультурная система" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа "Общество как социокультурная система".

Теоретическое значение изучения проблемы "Общество как социокультурная система" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Объектом данного исследования является анализ условий "Общество как социокультурная система".

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Общество как социокультурная система" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решения следующие задачи:

1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Общество как социокультурная система";

2. Сказать об актуальности проблемы "Общество как социокультурная система" в современных условиях;

3. Изложить возможности решения тематики "Общество как социокультурная система";

4. Обозначить тенденции развития тематики "Общество как социокультурная система";

По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса.

Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "Общество как социокультурная система", круг вопросов и логическую схему ее построения.

1. Понятие "социокультурной системы"

Учёные по-разному трактуют понятие “общество“. Это во многом зависит от той школы или направления в социологии, которые они представляют. Так, Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. По М. Веберу, общество - это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий. Крупный американский социолог Толкотт Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Во всех этих определениях выражен подход к обществу как к целостной системе элементов, находящихся между собой в тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным.

Система - это определённым образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.

Таким образом, социальная система - это целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Общественные взаимодействия и отношения носят надиндивидуальный, надличностный характер, т.е. общество - это некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, застаёт определённую структуру связей и отношений и постепенно включается в неё.

Таким образом, общество - это определённая совокупность (объединение) людей. Но каковы границы этой совокупности? При каких условиях это объединение людей становится обществом?

Признаки общества как социальной системы таковы:

Объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества).

Браки заключаются (преимущественно) между представителями данного объединения.

Оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями.

Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.

У него есть собственное название и своя история.

Оно обладает собственной системой управления (суверенитетом).

Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.

Его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Чтобы представить себе общество с точки зрения предмета социологии, необходимо различать три исходных понятия - страна, государство, общество.

Страна - это часть света или территории, которая имеет определённые границы и пользуется государственным суверенитетом.

Государство - политическая организация данной страны, включающая определённый тип режима политической власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент).

Общество - социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура

2. Социальные взаимодействия, отношения и институты

Социальные институты (от лат. Institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Это - государство, политические партии, армия, суд, семья, право, мораль, религия, образование и др. Их возникновение обусловлено объективной потребностью общества в специальном регулировании в сферах социальных отношений и социальной деятельности.

Каждый более или менее оформленный институт имеет свою цель, т.е. круг групповых или общественных потребностей, на которые направлена деятельность института.

Многообразие социальных институтов определяется дифференциацией социальной деятельности на различные виды: экономическую, политическую, идеологическую, культурную и др. Отсюда в зависимости от их социально-функциональной роли социальные институты разделяют на типы:

регулирующие репродуктивное поведение (семья, семейно-родственные связи и др.);

воспитания, образования, обучения, производства;

обеспечивающие сохранение организации общества (власть, политика);

регулирующие деятельность в сфере культуры.

По характеру организации различают формальные и неформальные институты.

Деятельность формальных институтов основана на строго установленных предписаниях (право, устав, должностные инструкции). Формальные институты играют огромную и возрастающую роль в современном обществе.

Не менее важную роль, особенно в сфере межличностного общения в малых группах, играют неформальные институты (дворовая компания, компания друзей). Однако цели, методы, средства решения задач в такой группе строго не установлены и не зафиксированы в виде устава.

Из каких элементов состоит социальный институт?

Каждый институт включает в себя:

определённую сферу деятельности;

группу лиц, уполномоченных для выполнения тех или иных общественных, организационных или управленческих функций на основе установленных прав и обязанностей;

организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (руководитель-подчинённый, преподаватель-студент);

материальные средства (общественные здания, оборудование и т.п.), необходимые для решения поставленных задач.

Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:

Экономико-социальные институты - собственность, обмен, деньги, банки, различные хозяйственные объединения - обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя вместе с тем экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

Политические институты - государство, партии, профсоюзы и другие общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определённой формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.

Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определённую субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определённых ценностей и норм.

Нормативно-ориентирующие - механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель - придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу.

Нормативно-санкционирующие - осуществляют социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закреплённых в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.

Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты внутригруппового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., ход собраний, деятельность каких-то объединений.

Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которого выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Особенно остро эта проблема возникает во времена революций или быстрых социальных изменений, когда многие традиционные общественные институты либо прекращают свою деятельность, либо адаптируются к решению новых социальных задач. Но формирование общественных институтов требует времени. В итоге люди сталкиваются с серьёзными трудностями неурегулированности возникающих новых социальных отношений и поддержания общественного порядка в традиционных областях жизни. Такие переходные периоды, когда общество сталкивается с дезорганизацией традиционных институтов, Э. Дюркгейм назвал аномией.

Социологи всегда придавали большое значение изучению этой проблемы. Польский социолог Ян Щепаньский указывает на следующие основные условия эффективного функционирования социальных институтов:

Чёткое определение цели и круга выполняемых действий или же объёма функций. Если функции института определены нечётко, он не может без конфликтов включиться в глобальную систему институтов данного общества и наталкивается на различные противодействия.

Рациональное разделение труда и рациональная его организация.

Деперсонализация действий. Предполагается, что официальные лица будут выполнять свои функции в строгом соответствии с предписаниями, а не в зависимости от индивидуальных интересов и представлений своих прав и обязанностей. В противном случае институт утрачивает общественный характер, престиж и доверие со стороны общества, превращается в учреждение, зависимое от частных интересов. Конечно, ни один институт не может избавиться от влияния личных интересов и вообще от индивидуальных особенностей чиновников, но такое влияние должно контролироваться обществом и сводиться к минимуму. Использование ресурсов общественных институтов в эгоистических интересах работающих в них людей - очень распространённое явление, которое социологи называют “бюрократизацией”.

Признание и престиж, какими институт должен обладать в глазах всей группы или её преобладающей части.

Бесконфликтное включение в общую систему институтов. Невозможен, например, механический перенос политических институтов западной демократии в общество с сохраняющимися сильными родовыми или клановыми социальными связями.

Институты любого общества представляют собой сложную интегрированную систему, обладающую собственной социальной инерцией. Именно поэтому глубокие институциональные реформы, как правило, сталкиваются с серьёзными трудностями и часто терпят неудачу. История знает не так уж много примеров эффективного и безболезненного реформирования общественных институтов. Чаще такие реформы завершались бурными революционными событиями. Таким образом, внутренняя согласованность в деятельности институтов является необходимым условием нормального функционирования всего общества.

3. Функции культуры в социальной системе

Роль культуры в обществе раскрывается через ее социальные функции.

В современной культурологической литературе в качестве основной называется воспитательная или человекотворческая. Она состоит в формировании определенного типа личности, с одной стороны, заказанного обществом, а, с другой, обеспечивающего ее развитие. Остальные функции конкретизируют основную, вытекают из нее, подчинены ей.

Выделяются следующие функции:

Познавательная, направленная на обеспечение познания человеком окружающего мира (природного, общественного и своего собственного). Потребность в этой функции вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. Познание выступает необходимым элементом и трудовой, и коммуникативной деятельности. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.;

Информативная, заключающая в себе передачу, трансляцию накопленного социально-культурного опыта от прошлых поколений к будущим, от одних народов к другим, от одних индивидов к другим. Эта функция обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Она проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. В современную эпоху каждые пятнадцать лет происходит удвоение информации. Объем неизученных проблем увеличивается прямо пропорционально объему накопленных знаний. Ситуация «информационного взрыва» потребовала создания качественно новых способов обработки, сохранения и передачи информации, более совершенных информационных технологий;

Коммуникативная, обеспечивающая многосторонность и многогранность общения людей. Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Человек как существо социальное для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Именно с помощью коммуникации происходит координация сложных действий. Основными каналами коммуникации являются: зрительный, речевой, осязательный. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации, адекватные условиям жизнедеятельности людей;

Регулятивная, посредством которой осуществляется адаптация людей в обществе, формируются взаимоотношения между человеком и обществом, общностью, обеспечиваются межличностные отношения. Эта функция культуры обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Функция общезначимых норм, признанных в той или иной культуре, направлена на обеспечение определенности, понятности, предсказуемости поведения. Можно назвать юридические нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, социальными институтами, отдельными людьми и социальными институтами; технические нормы, вызванные производственной практикой; этические нормы регламентации повседневной жизни; экологические нормы и др. Многие нормы тесно связаны с культурной традицией и укладом жизни народа;

Аккумулятивная, обеспечивающая сохранение накопленных обществом культурных ценностей.

Социальные функции культуры во многом определяют не только темпы общественного развития, но его содержание и направленность.

Культура есть явление социально-историческое, т.к. она связана с развитием человека. В чем же состоит развитие и чем оно измеряется?

Во все времена от доклассовых родоплеменных общностей до современной эпохи человечество в процессах культуры раскрывает три главных области: отношения человека с природой; отношения человека с человеком (общественные отношения); отношения человека с самим собой. Каждая из этих областей может быть рассмотрена с позиций Знания, Добра и Красоты, т.е. с позиций науки, законов этики и эстетики. Чем более развиты эти отношения, тем более развит человек, тем более на высокой ступени культуры он находится. В культуре, следовательно, находит отражение уровень развития потребностей и способностей человека. Развитие же в целом человеческого общества предполагает развитие культуры, в свою очередь культура во многом обуславливает развитие общества и даже является его своеобразным критерием.

Во-первых, на пути сближения с социологией. Понимание культуры как системы социальных технологий по выработке ценностных ориентаций общества, создание комплекса духовных принципов человеческой жизнедеятельности, инструмента самопознания и самоидентификации человеческих коллективов, системы информационно-коммуникативных полей обмена информацией и наследования социального опыта - все это формирует проблемное поле для культурологических и социологических исследований.

Во-вторых, в сближении культурологии с информатикой, при необходимости понимания культуры как специфического языка социально-информационных связей, а информационного поля человеческой цивилизации - как поля ее культуры.

Заключение

В заключении хотелось отметить, что часто культурную и социальную составляющую функционирования социальных объектов понимают как параллельные, практически не пересекающиеся пласты, нередко вступающие в противоречие. Действительно, социальное и культурное обладают самостоятельными плоскостями существования. Но именно постоянно возникающее противоречие и взаимодействие, неизбежное вступление их в тесный контакт может стимулировать дальнейшее развитие общественных систем. А социальный самоорганизующийся менеджмент, использующий для мониторинга показатели структурной и культурной энтропии, с одной стороны, будет в полной мере ориентирован на учет жизненных реалий социокультурной системы, а с другой - на устойчивое ее развитие.

Список используемой литературы

1. Аверьянов Л.Я. Социология: искусство задавать вопросы. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М., 1998 357 с.

2. Андрей Ермолаев Выборочный метод в социологии Методическое пособие Москва 2000. - 25 с.

3. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования.-- Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998. -- 169 с.

4. Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. - М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.- 271 с.

Подобные документы

    Социальная система. Структура и типология общества. Признаки общества как социальной системы. Социальные общности. Идея разделения общества на классы. Социальные институты и их роль в жизни общества. Социальная стратификация, её источники и факторы.

    реферат , добавлен 01.10.2008

    Социальная деятельность и социальные группы: поведение, социальные действия, взаимодействия. Социальная стратификация. Социальное неравенство: причины, значение. Сущность, признаки, функции социальных институтов. Социальная организация и управление.

    лекция , добавлен 03.12.2007

    Человек, как социальное явление. Понятие общества. Общество как социальная система. Социальные действия. Социальная связь. Социальные институты. Социальные ценности и нормы. Социализация - ее свойства. Этапы, агенты и средства социализации.

    реферат , добавлен 14.12.2002

    Социальные действия, взаимодействия, взаимосвязи и отношения. Концепция общества американского социолога Эдварда Шилза. Основные принципы функционального подхода. Основные типы социальных институтов. Социологический анализ социокультурных процессов.

    реферат , добавлен 10.05.2013

    Понятие социальной структуры общества, характеристика индивида как ее основного элемента. Личный и групповой социальный статус. Социальные общности и группы, определяющие социальную структуру общества. Социальные институты и социальные организации.

    реферат , добавлен 13.02.2016

    Становление и этапы развития социологии как науки. Социальная система: понятие, сущность и структура. Культура в новом обществе. Социальная стратификация и мобильность, социальные институты. Причины и сущность девиантного поведения. Функции семьи.

    шпаргалка , добавлен 22.03.2011

    Политическая система, ее содержание, структура, функции в жизни общества, влияние социума на ее конструирование. Социальные институты политической социализации и привлечение людей к участию в политической жизни общества. Легитимность политического режима.

    контрольная работа , добавлен 23.05.2009

    Сущность и основные характеристики социальной группы. Большие, средние и малые группы, их особенности. Понятие про формальные и неформальные социальные группы. Социальные общности и их виды. Социальные институты как формы организации общественной жизни.

    презентация , добавлен 17.03.2012

    Роль социальных институтов в сохранении целостности и воспроизводства современного общества. Корпоративный опыт в области внедрения принципов социальной ответственности. Проблемы формирования и институализации субъектов современного российского общества.

    реферат , добавлен 04.01.2016

    Общество как целостная социокультурная система. Социальная общность. Разновидность социальных кругов. Общие основы социальных группировок и виды социальных групп. Социальная стратификация. Классовая структура общества. Теории возникновения неравенства.

Общество – это общность, которую образуют люди и в которой они живут. Общество – это не любая механическая совокупность людей, а такое их объединение, в рамках которого происходит более или менее постоянное, устойчивое и достаточно тесное взаимодействие людей.

Сложность общего определения понятия “общество” связано с рядом обстоятельств. Во-первых, это – очень широкое по объему и абстрактное по характеру понятие. Во-вторых, общество – чрезвычайно сложное, многослойное и многогранное явление, позволяющее рассматривать его в самых разных ракурсах. В-третьих, общество – понятие историческое, общее определение которого должно охватывать все этапы его развития. В-четвертых, общество – это категория, изучаемая и социальной психологией, и социологией, и историей, и социальной философией, и другими науками, каждая из которых по-своему, в соответствии со своим предметом и методом исследования определяет и изучает общество.

Рассмотрим различные подходы в вопросе, что является основой общества: первый подход состоит в убеждении, что исходной клеточкой общества являются живые действующие люди, совместная деятельность которых, приобретая более или менее устойчивый характер, формирует общество.

Э.Дюркгейм видел первооснову устойчивого единства общества в “коллективном сознании”. По М.Веберу, общество – это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных действий, т.е. действий, ориентированных на других людей. Т.Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются ценности и нормы. С точки зрения К.Маркса, общество – это развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

При всем различии в подходах интерпретации общества со стороны классиков социологии общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Внутреннюю природу всякой целостной системы, материальную основу ее организации определяют состав, набор ее элементов. Социальная система – это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Они носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.



Т.Парсонс сформулировал основные функциональные требования, выполнение которых обеспечивает стабильное существование общества как системы:

1. Способность к адаптации, приспособлению к изменяющимся условиям и возрастающим материальным потребностям людей (экономическая подсистема).

2. Целеориентированность, способность к постановке основных целей и задач и поддержанию процесса их достижения (политическая подсистема).

3. Способность к включению в систему сложившихся общественных отношений новых поколений (обычаи и правовые институты).

4. Способность к воспроизводству социальной структуры и снятию напряженности в системе (верования, мораль, семья, институты образования).

Субъектами общества и общественных отношений являются отдельные люди, коллективы людей и их институты. Коллективы людей делятся на: естественные (семья, род, народ, нация); искусственные, основанные на членстве (объединения по профессиям, интересам). Естественные коллективы характеризуются большей степенью интегрированости и образуют более прочные подсистемы, чем искусственные коллективы.

Системный и структурно-функциональный подходы, обогащенные сегодня выводами и методами кибернетики, синергетики, позволяют выделить наиболее существенныесистемно-интегративные качества (характерные черты) общества:

1. Общество рассматривается в целом, как единая социально целостная система (целостность ).2. Общество функционирует в пространстве и во времени (устойчивость ).3. Целостность общества является органической, т.е. его внутреннее взаимодействие сильнее внешних факторов (социальность ).4. Любое общество стремится к самостоятельности, регулируемости и управляемости (автономность, самодостаточность, саморегуляция ).5. Любое общество стремится обеспечить преемственность поколений.6. Общество отличает единство общей системы ценностей (традиций, норм, законов, правил).

При теснейших взаимосвязях таких понятий как, “общество”, “страна” и “государство”, их необходимо строго разграничивать. “Страна” - это понятие, отражающее преимущественно географическую характеристику части нашей планеты, определенной границами независимого государства. “Государство” - понятие, отражающее главное в политической системе страны. “Общество” - понятие, непосредственно характеризующее социальную организацию страны.

Общество – это совокупность всех форм объединения и взаимодействия людей, которые сложились исторически, имеют совместную территорию, общие культурные ценности и социальные нормы, характеризуются социокультурной идентичностью его членов.

Общество – это социальная реальность особого типа, продукт взаимодействия людей. Это сложная система экономических, социальных, национальных, религиозных и иных отношений.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.