Символика чисел от 1 до 5. Магическое значение чисел в сказках

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ И ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК

НАИМЕНОВАНИЕ КАФЕДРЫ

Символика числа и цвета

Студент I курса, 12И131 группы, ОДО

Ходаковская А. И.

Проверил -

доктор исторических наук, профессор

Матвеева Н. П.

Тюмень 2013

  • Оглавление
  • Введение
    • Глава 1. Цвет
    • 1.1 Символика цвета
    • Глава 2 . Числа
    • 2.1 Значения чисел
  • Заключение
  • Приложение I
  • Приложение II
  • Предметный указатель

Введение

На сегодняшний день написано множество книг на тему символики числа, цвета и нумерологии. Производиться различные вычисления для получения чисел, которые могут влиять на жизнь человека. Так же поступают и с цветом. Именно так современный человек сейчас смотрит на значения чисел. Для кого то они не имеют особого символизма, а для кого-то представляются символами счастья или несчастья. Например, как знаменитая пятница 13, сейчас уже утратила своего устрашающего влияния на людей. Кто-то в этот день и носа из дома не покажет, а кому-то даже разницы не будет. Хотя с другой стороны людей можно разделить на несколько лагерей. В глаза бросаются только крайние представители - это те, кто верит во все и не требует доказательств и те, кто ни верит ничему и всему пытается найти опровержение.

Это уже относится к сфере рассуждений, а не научных фактов. Если во времени технического прогресса и такого скачке технологий человек близок к состоянию: верю\не верю, то какого же было человеку в древности? Как человек первобытного общества воспринимал окружающий его мир и реальность? Придавал ли он какое-то сакральное значение таким единицам его жизни как число и цвет?

Целью этой работы является при помощи разных научных источников объединить наблюдения различных ученых по этому вопросу и проанализировать их. Создать объединенную картину, что происходило в первобытном обществе по отношению к данному вопросу.

Глава 1. Цвет

Всякий цвет в первобытном обществе имел свое значение. Значение цвета зависло от многочисленных факторов, таких как: к какому ритуалу он относится, кем используется или принадлежит какому-то определенному предмету. Цвет -- это одно из средств коммуникации, основа визуальных сигнальных систем. Цветовые предпочтения складываются под влиянием культуры устоями того или иного племени и местности в которой это племя обитает.

Рис.1 Изображение древней лошади в пищере Туинебу, в Австралии

Процесс образования названий цветов связан с окружающей природной средой, духовной культурой и практической деятельностью. Количество различаемых цветов всегда неравномерно распределялось между основными цветами спектра и зависело от того, оттенки какого цвета человек конкретной эпохи и цивилизации смог различать более тонко.

Например, у малых народов Севера, занимающихся охотой, сбором ягод, свое название имеет каждое особое состояние зрелости клюк-вы; у народов, у которых издавна развито овцеводство, ягненок, овца, баран в разном возрасте имеют разные названия; многообразие названий рыб, их возраста и степени упитанности характерно для народов, живущих рыбной ловлей. В арабском языке существует более 6000 слов для обозначения верблюда, частей его тела и сна-ряжения.

Южноафриканские племена, занимающиеся скотоводством, имеют весьма дифференцированный словарь, касающийся окраса домаш-них животных (96 оттенков мастей у коров). Однако для них было затруднительно обозначить синий и зеленый цвета, поскольку в их языке не было собственных наименований. [Самарина Л.В.,151 с.]

На первом этапе диалектического развития люди использовали только два цвета: белый и черный, символизирующие соответственно Небо и Землю, Свет и Тьму, Мужчину и Женщину, Счастье и Несчастье, Добро и Зло, Жизнь и Смерть. В эпоху сложившихся общественных отношений понадобился и третий цвет, которым стал красный. В поздние времена, когда развитие общества потребовало наличие системного языка, стало применяться большое количество цветовых символов и стало закономерным, что у разных народов цветовая символика превращалась в системы языкового характера. Такие системы были у инков, индейцев-ирокезов и других племен.

Рис. 2 Типичная вязка письма кипу

В инкском узелковом письме „кипу" цвета шнурков символизировали события, растения, животных и другие предметы: белый цвет обозначал Мир и Серебро, пурпурный -- Войну и и Воинов, красный -- Богатство, зеленый -- Маис, желтый -- Золото, синий -- Религию. С помощью этих цветовых знаков-символов передавалась информация в общественной жизни и производственных отношениях.

В индейском знаковом письме грамматическую роль играли раковины и их вязка на шнурке, а цвет обозначал следующие явления: белый -- Мир, Счастье, Благополучие, черный -- несчастье, красный -- Войну, фиолетовый -- Опасность и Враждебность.

У других древних народов цветовая символика развивалась параллельно с основной письменностью и формировалась в отдельные знаковые системы, в которых цвет выражал философско-эстетическое значение.

Наблюдения за обрядами и ритуалами Ндембу, а также беседы с членами племени, позволили В. Тэрнеру подробно описать символические значения трех "основных" цветов в жизни первобытного человека.

Он заметил, что трехчленная классификация связана с белым, красным и черным цветами. Только эти три цвета имеют у ндембу первичные (непроизводные) обозначения. Все прочие цвета передаются либо производными терминами (как в случае chitokoloka «серый», который происходит от tooka - «белый»), либо описанными иметафирическими выражениями, такими как в случае «зеленого» - meji anatamba, что значит «сок сладких листьев картофетя». [Тэрнер,71-72 с.]

Однако эта триада цветов была первична не только у племени Ндембу, но и это наблюдается, практически, у всех ныне живущих племен Африки с первобытнообщинной организацией. Это Догоны, Маны, Бакту, Семанги, Сакаи и др. Сходная картина отмечается и на Мадагаскаре. У первобытных племен этого острова черный выражает низменное, неприятное, злое; белый - радость, свет, надежду, чистоту; красный - силу, могущество, богатство, успех. Пещерные росписи австралийских аборигенов также, в основном, выполнены этими тремя красками. Белый у них символизирует воду, а красный - кровь. Практически, сходные значения "основных" цветов наблюдаются и в Северной Америке у индейцев племени Чироки: белый - мир, счастье; красный - успех, торжество; черный - смерть. Это подтверждает, тот факт, что развитие мышления в различных племенах схожи по своему образу, но бывают и различия. Например, в Австралии повсеместно употребляются только четыре краски - красная, желтая, черная и белая. Употребление в живописи какого-либо иного цвета - исключительно редкое явление; зато имеется множество оттенков красного и желтого цветов. Только упомянутые четыре цвета и имеют свои особые названия. Так, у аранда Центральной Австралии желтый, зеленый и синий цвета обозначаются одним словом (Спенсер и Гиллен 1927, стр. 551). В этом явлении выражается известная последовательность освоения людьми цветовой гаммы, засвидетельствованная многочисленными исследованиями. Красный и желтый цвета осваиваются детьми и отсталыми народами значительно раньше, чем синий и зеленый. По исследованиям лингвистов, древние евреи и китайцы не знали синего цвета, а Гомер называл море «винноцветным». Туркмены обозначали одним словом синий и зеленый цвета.

С развитием знаний человеку требовались все новые обозначения окружающего мира и он, с начало, приписывая им магические свойства вводил их в обиход, а после постоянно пользовался ими. Так первый цвет, замеченный и воспроизведенный людьми, по-видимому, красный. Ассоциировался в сознании людей с кровью, огнем, солнцем и осенними листьями. Многие мифы прямо отождествляют красную охру с кровью первых богов, титанов, первочеловеков, демиургов и т. п. существ. И когда археологи находят в древних наскальных изображениях красные отпечатки рук, или изображение раны на теле бизона или красную охру на черепе шумерского скелета, то здесь красный цвет воспроизводит действительность и является репродукцией крови и в таком качестве может быть назван только мифом (а не символом как это встречаем в литературе) [Миронова Л.М., 175с.]

1.1 Символика цвета

Белый. Нередко цвета отличные от Ндембу связывают эти цвета с тремя реками (сущностями) одного Бога, который ими представлен. Конкретные символические значения каждого цвета (реки) следующие.

2. источник сил и здоровья;

3. чистота;

4. безбедность;

6. отсутствие неудач, слез, смерти;

7. главенство или власть;

8. встреча с духами предков;

9. жизнь, здоровье;

10. зачатие или рождение ребенка;

11. охотничья доблесть;

12. щедрость;

13. поминание духов предков;

14. дружелюбие;

15. поедание пищи;

16. размножение;

17. явность для глаза (ясность, открытость, доступность);

18. возмужание или созревание;

19. омовение;

20. отсутствие насмешек.[Тэрнер, 80-81 с.]

Черный. Вторым важнейшим цветом в жизни первобытных людей был черный цвет. Если белый означал свет, то черный - мрак, если белый - жизнь, то черный - смерть, белый - чистота и порядок, черный - грязь и хаос. Тем самым, черный - антипод белого. Оптически, контраст белого и черного наиболее сильный; также контрастны и символические значения этих двух цветов. Белый и черный относятся к дуальным символам и, как отмечает Х.Э. Керлот (1994), подобно всем дуальным формулам имеют непосредственную связь с великим мифом о Близнецах. Члены дуальной пары (люди, животные, растения и т.д.) имеют противоположную окраску, что отражает противопоставление двух миров.

Для примера, приведем наиболее важные символические значения черного цвета для Ндембу. цвет число первобытный

1. Зло, дурные вещи;

2. отсутствие удачи, чистоты;

3. страдание;

4. болезни;

5. ведовство и колдовство;

6. смерть (в том числе и ритуальную);

7. половое влечение;

8. ночь, тьму.[Тэрнер,83-84 с.]

Красный. В отличие от белого и черного он относится к хроматическим цветам и из всех трех является наиболее амбивалентным символом.

По данным этнографии красный выражает т.н. "красные вещи", которые сделаны из крови или красной глины. Символические значения красного определяются «видом» крови:

1. кровь животных;

2. кровь последа (роженицы);

3. кровь всех женщин (менструальная кровь);

4. кровь процедуры обрезания крайней плоти;

5. кровь убийства;

6. кровь колдовства и ведовства (связанная с некрофагией).

Зеленый. Это цвет растительности; отсюда все его позитивные значения: произрастание, весеннее возрождение природы, надежда (на урожай), молодость. Цвет возрождения души и мудрости.

Желтый, синий. В палитре первобытных людей присутствуют и другие цвета. В частности, синий и желтый. Но эти цвета не являются "самостоятельными". Желтый "тяготеет" (в символическом плане) к белому, а синий - к черному.

В древнем Китае обитель мертвых называли «Желтыми ключами», но желтый журавль был аллегорией бессмертия. (Е. В. Завадская, 1975). В Индии новобрачная покрывает свои руки желтым для того, чтобы обеспечить себе счастье и единодушие в браке.

Негативная символика синего приближает его значения к черному, то есть цвету смерти и зла. Кроме того, синий -- антипод красного и желтого, символов жизни, радости и цветения. Трансцендентность демонических сил и самой смерти также порождает негативную символику синего.

Глава 2. Числа

Сегодня весь мир пользуется изобретением, сделанным в одном месте - в Индии. Индийцы изобрели современные цифры, изобрели ноль, позволивший экономно и точно записывать любые числа. От индийцев эти цифры распространились через Иран к арабам, и затем уже арабы занесли их в Европу. Мы называем их арабскими цифрами, тогда как в действительности эти цифры индийские. Люди же первобытного общества не имели письменности, но при этом счет им был необходим.

Что появилось первым понятия числа или счет? Очевидно, что понятие числа крислаллизиролись на основе и в процессе развития счета.

Можно выделить четыре этапа этой эволюции:

1. Установление соответствий предметов;

2. Выработка естественных эталонов счета;

3. Выработка эталонамножества симвализирующего некое число (где, впервые возникает понятие числа);

4. Выработка наиболее удобных счетных систем

Считать предметы человек умел ещё в глубокой древности, тогда и возникло понятие натурального числа. В те времена человек мог оценивать количества однородных предметов, называемых одним словом, например "три человека", "три топора". При этом использовались разные слова "один" "два", "три" для понятий "один человек", "два человека", "три человека" и "один топор", "два топора", "три топора". Это показывает анализ языков первобытных народностей. Такие именованные числовые ряды были очень короткими и завершались неиндивидуализированным понятием "много". Разные слова для большого количества предметов разного рода существуют и сейчас, такие, как "толпа", "стадо", "куча". Примитивный счёт предметов заключался «в сопоставлении предметов данной конкретной совокупности с предметами некоторой определённой совокупности, играющей как бы роль эталона», которым у большинства народов являлись пальцы ("счёт на пальцах"). Это подтверждается лингвистическим анализом названий первых чисел. На этой ступени понятие числа становится не зависящим от качества считаемых объектов.

Древние люди, используя количественную оценку всего того, что их окружало, заметили необъяснимую силу воздействия некоторых чисел на различные события их жизни. Всё непонятное приписывалось ими волшебству. Слово «магия» произошло от греческого «mageia» (волшебство, колдовство) и очень часто применялось древним человеком для определения сверхъестественных явлений и возможностей отдельных людей (магов). Древний человек, заметив странное воздействие отдельных чисел на события, стал называть их магическими. Так и начали люди приписывать числам сверхъестественные свойства: одни приносили удачу, успех, другие - неприятности, удары судьбы. Магия чисел играла важную роль в предфилософском сознании древнего человека, создававшем мифы о богах, и он отображал её в своих произведениях.

Отголоски древних учений о числах можно встретить в культурном наследии практически любого народа. Например, известный исследователь первобытной наскальной живописи Сахары Анри Лот в своей книге «К другим Тассили» упоминает: «У африканского пастушьего племени фульбе число 7 символизирует единство целого, соединяя в себе мужское начало - 3 с женским - 4». [Лот.А.,64с.]

2.1 Значения чисел

Один. Число, символизирующее первичную цельность, божественную сущность (или создателя), свет или солнце, источник жизни.

В западной традиции сама форма этой арабской цифры имела фаллическую, осевую, агрессивную, активную символику. Единица была символом Бога во всех больших монотеистических религиях.

В обыденном понимании один - эмблема начало, знак человеческого «Я», а так же одиночества.

Американский индеец никогда не скажет «Человек убил кролика». Его фраза разбитая на несколько невербальных компонентов, буде звучать так: «Человек, мужчина, один, живой, в стоячем положении, преднамеренно убил, пустив стрелу, кролика, живого, самца, одного, сидящего»

Два. Число антитезиса с такими крайностями, как день и ночь. Оно стоит за равновесие и контраст и поддерживает равновесие, смешивая позитивные и негативные качества. Это необычное число - свидетельство первого неуверенного шага древнего человека в освоении счета. [Меннингер К.,23 с.]

Три. Синтез, обновление, решение, созидание, творческий потенциал, многосторонность, всеведение, рождение и рост - одно из самых положительных чисел-эмблем не только в символике, но и в религиозной мысли, мифологии, легендах и сказка, где примета «третий раз - удачный» имеет очень древние корни. В народных сказках герои имеют три желания, а исполняются они на третий раз или надо выдержать три испытания или три попытки, чтобы добиться благоприятного результата. Во время ритуалов многие действия исполняются трижды, как, например, три ежедневных омовения в исламе, или три приветствия или три предсказания будущего. Графическое число три выражается треугольником. Возможны и другие формы - трискелион (трехлучевая свастика), трилистник, китайские триграммы, трезубец, три рыбы с общей головой (эмблема христианской троицы) и трехлапые лунные животные (символизирующие фазы луны). [Тресиддер Дж.,375-376]

Четыре. Всеобъемлющий характер, повсеместность, всемогущество, твердость, организация, власть, интеллект, справедливость, земля. Символизм числа четыре происходит от символизма квадрата и четырех конечного креста. Квадрат был эмблемой земли в Индии и Китае. Четырех конечный крест - более распространённая эмблема целостности, это четыре направления космоса. Важность этих четырех координальных точек, которые традиционно считались управляемыми могущественными богами ветра и погоды, привела к господству цифры четыре в религии и ритуалах на большей части доколумбовой Америке: четыре небесных бога из пантеона Майя. Четыре бога творца у ацтеков, четыре мироздания в традиции хоупи в Аризоне. В качестве символа универсальности четыре было, не едва ли менее важно в небесной географии в других местах. Концепция четырех рек, вытекающих из под «Дерева жизни» в раю и несущих дар духовной пищи или бессмертия, является общей вавилонской, иранской, христианской, тевтонской, скандинавской, индуисткой традициях. Боги с четырьмя лицами, такие, как Амон-Ра в Египте и Брахма в Индии, символизировали их господство над всеми элементами. В качестве эмблематического и земного порядка и универсальности четыре было так же числом каст в Индийском обществе. По древне западной традиции существовало четыре элемента: земля, воздух, огонь, вода. Графические символы числа четыре, кроме квадрата и креста, включают свастику и четырехгранник [Тресиддер Дж.,412-414]

Пять. Символ человека; графическое изображается фигурой человека, чья голова, разведенные в стороны руки и широко расставленные ноги образуют пятиконечную звезду. Кроме этой ассоциации с микрокосмосом человека (а так же с рукой), число пять было важным символом мироздания в китайской, японской, кельтской и других традициях (четыре стороны света плюс Центр). Число пять так же связывают с любовью, здоровьем, чувственностью, медитацией анализом, критикой, силой взаимозависимостью, органическим ростом и сердцем (как центром). Ацтекский бог утренней звезды Кецалькоатль ассоциировался с числом пять. Он поднимается из загробного мира (так же связанного с числом пять) на пятый день, как и проростки кукурузы, которые всходят на пятый день после посева. Ацтеки называли время когда они жили «Эрой Пятого Солнца», что еще больше расширяло символическое значение этого числа. В Индии пятиконечная звезда была эмблемой Шивы, который так же иногда изображали с пятью лицами. Пять - японская эмблема совершенства. В Китае число пять считается символом Центра мира, его значение в символической картине мира было очень велико: кроме пяти частей света и пяти чувств, существует пять элементов, пять металлов, пять цветов, пять музыкальных тонов, пять основных вкусов.

Шесть. Число союза и равновесия. Числи слияния мужского и женского.

Семь. Священное космическое число, особенно у народов Западной Азии. Символизирует космический порядок и заверение природного цикла.

Восемь. Число симметричное. В перевернутом виде представляет - знак бесконечности, что символизирует два мира - материальный и духовный. Символизирует все возможности в проявленном виде, символ удачи.

Девять. Как утроенная триада, число девять имеет исключительное значение в большинстве культур. В Китае считается наиболее благоприятным числом и наиболее мощным и действенным в контексте философской системы «инь-ян»; число девять было основой для вычислений как в архитектуре так и землепользовании, и в религиозных даосских ритуалах. Это число было индуским числом правды.

Десять. Рассматривалось как «число окончания» и служило символом мирового порядка, ибо у человека по 10 пальцев рук и ног.

Заключение

Рассмотрев взгляды первобытного общества на внешние и внутренние качества цвета и чисел, а так же некоторые основы их формирования. Мы пришли к выводу, что первобытное общество формировало эти символы длительный период времени. При этом оно руководствовалось собственным опытом и опытом передаваемых поколений. Особенно заметным был отрыв от первого ко второму. Это даже заметно на примере чисел когда люди изобретали вид для первого числа а к последующему производилось сложное построение нескольких форм числа.

Принципиальное сходство цветовой символики у первобытных народов различных частей света позволяет нам трактовать цветовую триаду как архетип человека. Для первобытного человека три "основных" цвета - не просто различия в зрительном восприятии различных частей спектра, а сокращенное или концентрированное обозначение больших областей его психобиологического опыта, затрагивающее как разум, так и все органы чувств, и связанное с первичными групповыми отношениями. Поскольку этот опыт имеет своим источником саму природу человека, он является всеобщим для всех людей как представителей человеческого рода. Поэтому символический смысл цветовой триады является принципиально схожим в самых различных культурах. Формирование обозначении и символизма же других цветов имеет столько же важное значение. Так как оно показывает, как происходило формирование первобытного мышления. Ведь человек развивая свои знания о цвете и используя их в быту формировал не только отражение своего зрительного восприятия, но и параллельно этому развивал речь и мышления переходя к более сложным формам описания окружающего его пространства.

По тому же пути шло первобытное общество, формируя знания для создания счета. Ведь для того чтобы перейти к определению понятий необходимо формировать четкую систему самопознания и познания окружающего мира.

Список используемой литературы

1. История математики с древнейших времен до начало XIX столетия. В 3-х тт. Т.1\Под. Ред. А.П. Юшкевича. М: «Наука», 1970

2. Кабо В. Синкретизм первобытного искусства//Владимир Кабо. Аборигены Австралии, первобытное общество, традиционные религии//http://aboriginals.narod.ru/Syncretism.htm

3. Лот А. К другим Тассили. Новые открытия в Сахаре.\Издательство: Искусство, 1984.-216 с.

4. Меннингер К. История цифр. Числа, символы, слова.\Пер. с англ. Е.В. Ломановой. - М.: ЗАО Ценртполиграф, 2011. - 543 с.

5. Самарина Л.В. Традиционная этническая культура и цвет // Этнографическое обозрение. -- 1992. -- № 2, с. 147--156.

6. Тернер В. Символ и ритуал. Сост. В.А. Бейлис и автор предисл. М. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука»,1983,- 277с.

7. Тресиддер Дж. Словарь символов.\Пер. с английского. С. Палько. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 448 с. ил.

8. Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. -М: Вече, 1997. - 512 с.

Приложение I

Значение часто встречающихся чисел.

Священное, счастливое число. Показывает в основном положительные качества: священность совершенного поступка, храбрость и огромную силу, как физическую, так и духовную, важность чего-либо.

Священное, счастливое число. В основном связано с человеком, его переживаниями. Всегда обозначает что-то хорошее, часто волшебное и чудесное.

Число, обозначающее почти всегда положительные моменты жизни людей. Часто ассоциируется с двенадцатью апостолами (применимо для группы людей). Так как сумма цифр числа - три, используется оно примерно с той же целью.

Священное число. Символ гармонии, любовь, совет, расположение. С этим числом обычно связано взросление человека и первая любовь (Карамзин).

Приложение II

Числа, встречаемые в разных станах как сакральные

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие, сущность и история возникновения флага. Предпосылки появления государственного флага России. Общая характеристика петровских флагов. Анализ проблемы соотношения чёрно-жёлто-белого и бело-сине-красного цветов в русской государственной символике.

    реферат , добавлен 26.12.2010

    Историко-культурная концепция строительства Московского метрополитена (ММ). Декоративное оформление и символика в архитектурном ансамбле первых линий. Плюсы и минусы советской символики ММ в сталинской культурной политике в области идейного содержания.

    дипломная работа , добавлен 16.06.2017

    История становления и развития геральдического дела в Российской империи времен правления Петра I. Отличительные черты первых дворянских гербов, гербов корпораций - цехов, рыцарских орденов, а также территориальных гербов - городов, владений и государств.

    реферат , добавлен 18.11.2010

    Необходимость изучения первобытного общества в целях познания вопроса о происхождении государства. Основные этапы первобытного развития общества. Власть в догосударственный период и ее характеристика. Социальные нормы поведения в первобытном обществе.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2014

    Символика Древнего Рима и королевств раннего Средневековья. Крест Святого Георгия как одна из первых известных эмблем Англии. Подтверждение подлинности документов с помощью печати. Гербы со сведениями об имени, титуле или владениях своего носителя.

    контрольная работа , добавлен 10.08.2011

    Первобытный человек, его особенности и характеристика. Типологический характеристика первобытного человека и общества. Технические особенности карабомовского варианта развития. Формирование предметно–практических способностей людей эпохи палеолита.

    контрольная работа , добавлен 24.11.2008

    История национально-государственной символики как отражение эволюции Российского государства. История появления герба централизованного Российского государства, Российской империи и СССР. Возрождение исторического флага России. Развитие гимна России.

    дипломная работа , добавлен 28.06.2011

    Основные славянские символы, их значения для местного населения в момент создания, наличие и актуальность в современном мире. Особенности символики аграрного календаря. Синтез и анализ христианских и языческих символов. Специальные и уникальные символы.

    дипломная работа , добавлен 29.04.2017

    Периоды развития первобытного общества, такие как палеолит, мезолит, каменный век. История развития общественных отношений. История возникновения первых государств в Месопотамии, Древнем Египте и Древней Индии в конце 4 - начале 3 тысячелетия до н. э.

    реферат , добавлен 12.01.2011

    Периодизация античности и протоантичности: крито-микенский, полисный, эллинистический периоды. Религиозные верования первобытного человека - культ природы и зверя. Особенности развития первобытного общества в каменном, медном, бронзовом, железном веках.

Пифагор говорил: "Все вещи можно представить в виде чисел". Числа представляли для древних область тайного, сакрального. Они зашифровывались символами, но и сами были символами гармонии Божественного мира. Во всех языках число имело соответствие букве алфавита. Число геометрично, материально: это узелок, зарубка, точка, плоская или пространственная фигура. Число имеет вес, меру длины. Тонна изначально была весом бочонка вина. Водоизмещение кораблей измеряли способностью перевезти определенное количество винных бочек.

Сейчас смысл тонны другой, но практика измерения грузоподъемности кораблей в тоннах осталась. Сорок было мерой числа шкурок пушного зверя, необходимых для пошива однои шубы. Оно равнялось примерно четырем десяткам. Слово сорок как заменитель числа "четыредесят" вошло не сразу. Сорок сороков церквей, которыми похвалялись в летописи, описывая Москву златоглавую, - не точное число, а мера множественности построек..

Число соотносится с другими числами. Эти пропорции таинственно гармоничны: золотое сечение, число "пи" (приблизительно 3,142), число е (приблизительно 2,7), корень числа, - непостижимые, иррациональные, но геометрически выразимые соотношения мира. По дню и времени рождения составляются натальные карты человека. По соответствию звезд и чисел подбираются супружеские пары. В химии каждому элементу соответствует и символ, и число.

"Так узнавал Иосиф от Елиезера о вселенной, вселенной небесной, трехчастной, состоявшей из верхнего неба, небесной земли зодиака и южного небесного моря, по образцу которой, в точном соответствии с ней, делилась на три части --воздушное море, суша и земной океан - и Земная Вселенная. Океан, учил Иосиф, охватывал диск земли обручем, но был и под ней, так что во время великого потопа он мог прорваться сквозь все щели и слить свои воды с водами низвергшегося небесного моря. Суша же была на вид совсем как твердь и небесная земля там, наверху, и походила на, горную страну с двумя вершинами, вершиной Солнца и вершиной Луны, Хоривом и Синаем.

Солнце и Луна составляли вместе с пятью другими блуждающими светилами число семь; семь планет и приказоносцев двигались по семи разновеликим кругам вокруг зодиакального вала, похожего, следовательно, на круглую семиступенную башню, кольцевые уступы которой вели к высшему северному небу и престолу царя. Там находился бог, и его священная гора сверкала словно бы огненными камнями, как сверкал на севере покрытый снегом Гермон...

Он узнавал чудо и тайну числа, число шестьдесят, число двенадцать, число семь, число четыре, число три, божественность меры и до чего все на свете было согласно и сообразно, так что приходилось только удивляться и благоговеть перед этой великой гармонией.

Двенадцать было число знаков зодиака, а они представляли собой стоянки большого круговорота. Это были двенадцать месяцев по тридцати дней. Но большому кругу соответствовал малый, и стойло разделить егр тоже на двенадцать частей, как получался отрезок времени, в шестьдесят раз больший, чем солнечный диск, и это был двойной час. Он был месяцем дня и поддавался такому же остроумному делению. Ибо видимая во время равноденствий орбита Солнца содержала ровно столько поперечников его диска, сколько дней было в году, а именно триста шестьдесят, и как раз в дни равноденствий восход Солнца, от мгновенья, когда над горизонтом появляется верхний его край, до мгновенья, когда показывается весь диск, продолжался одну шестидесятую часть двойного часа. А это была двойная минута; и если из зимы и лета складывался большой круговорот, а из дня и ночи - малый, то из двенадцати двойных часов двенадцать простых приходилось на день и двенадцать на ночь, а на каждый час дня и ночи - по шестидесяти простых минут...

Подвижных светил и передатчиков приказов насчитывалось семь, и у каждого из них имелся свой день. Но семь было в особенности числом Луны, прокладывающей дорогу своим братьям богам: числом семидневных ее четвертей. Солнце и Луна давали число два, как все в мире и жизни, как «да» и «нет». Поэтому планеты можно было распределить на две и пять - на что и у пяти было большое право! Ведь пять прекрасно соотносилось с двенадцатью, поскольку пятью двенадцать -- это шестьдесят, число, священное значение которого было уже доказано, а всего лучше - со священной семеркой, ибо в сложении пять и семь давали двенадцать. И это все? О нет, при таком распределении и обособлении получалась пятидневная планетная неделя, и таких недель в году оказывалось семьдесят две, и именно на пять нужно было умножить семьдесят два, чтобы получить великолепные триста шестьдесят -- число не только дней в году, но и поперечников Солнца, помещающихся на его орбите.

Однако планеты можно было распределить и на три и четыре, на что у обоих чисел имелись самые почтенные полномочия, ибо три было числом правителей зодиака - Солнца, Луны и Иштар. Кроме того, это было число вселенной, оно определяло членение мира вверху и внизу. С другой стороны, четыре было числом стран света, которым соответствовали части суток; оно являлось также числом делений орбиты Солнца, каждым из которых управляла своя планета, а кроме того - числом Луны и звезды Иштар, показывавшихся в четырех положениях. А что получалось, если перемножить три и четыре? Получалось двенадцать!..

Он понимал, что человек, которому бор дал разум, чтобы улучшать священное, но не вполне точное, должен уравнять триста шестьдесят дней с солнечным годом, добавив в конце пять дней. Это были злые, несчастные дни, дни проклятья и змея, похожие на зимние ночи; только когда они проходили, наступала весна и начиналась благословенная пора. Пятерка представала тут в неприглядном свете. Но очень скверным числом было и тринадцать. А почему? Потому что в двенадцати лунных месяцах было только триста пятьдесят четыре дня и время от времени приходилось вставлять добавочные месяцы, соответствовавшие тринадцатому знаку зодиака, Ворону. Излишнесть их делала тринадцать несчастливым числом, да и ворон был птицей недоброй". (Т. Манн. "Иосиф и его братья")

Философ Сергей Волконский в книге "Быт и бытие" писал: "Чет - быт, нечет - бытие". Принято дарить на праздник букет из нечетного количества цветов, а на кладбище приносить четное. Нечетность символизирует незавершенность, непрекращающийся процесс, постоянное продолжение. Это было положительной оценкой незавершенности всего того, что не имеет конца, что относится к области вечного. Потому в орнаментах, в украшениях архитектурных или скульптурных сооружений используется обычно нечетное число черт или элементов.

Известно ли вам магическое значение чисел в сказках? В устном народном творчестве и авторских произведениях часто встречаются цифры 1, 3, 7, но несут ли эти они какую-то смысловую нагрузку или не наполнены никаким символическим смыслом?

В статье:

Значение чисел в сказках - число 1

Цифры окружают каждого человека ежедневно. Мы их видим в номерах телефонов, автобусов, банковских карт и так далее. С давних пор люди наделяли цифры особым магическим значением.

Кузьма Скоробогатый

Но что думали об определенных числах наши предки и каким сакральным значением их наполняли? Если мы вернемся к устному народному творчеству, то увидим, что все сказки, былины и предания были пронизаны числовой символикой. Число 1 встречается в сказках очень часто. Например, один-одинешенек Кузьма скоробогатый, одна сиротинушка маленькая Крошечка-Хаврошечка.

Зачастую цифра 1 символизирует одного человека, главного героя, которому придется бороться с обстоятельствами, своими страхами, вымышленными, либо реальными злодеями. Подобная фигура весьма целостная, самодостаточная. Это становится понятно, если мы обратимся к нумерологическому значению числа 1 и увидим, что оно отождествляется с единством, сосредоточением силы в одном источнике.

Символическое значение числа 2

Гуси-лебеди

Как часто в сказках встречается цифра 2? Например, в сказке «Гуси-лебеди» были дочка да сынок (двое детей), в «Морозко» падчерица и родная дочка, в сказке «Про ленивую и радивую» главные героини - две дочери. Практически всегда эта цифра является символом парности, показывает читателю двух абсолютно противоположных персонажей.

Волк и семеро козлят

Если мы обратимся к нумерологии то обнаружим, что подобное число в сказках могло символизировать святость, разум, крепкое здоровье. Данная цифра означала победу мудрости над злом.

Цифра 12

Цифра 12 весьма важна в нумерологии. Упоминается эта цифра в античной мифологии, в ветхом и новом завете, в различных религиях. Среди наиболее распространенных сказок, в которых упоминается это число, «Двенадцать месяцев».

СИМВОЛИКА ЦИФР.

Единица - символ абсолютной законченности. Такое состояние вещей редко возникает, но когда это случается, оно напоминает райское состояние, которое предшествует разделению на добро и зло, т. е. предшествует дуализму. Единичная система исчисления выражает простоту и ясность мироустройства. Единица - это символ Адама, первого человека на Земле, и также символ Христа. Числу один соответствуют люди, родившиеся1, 10, 19 и 28 числа любого месяца. Самыми удачливыми днями для них являются воскресенье и понедельник. Их счастливые камни - топаз, янтарь, желтый бриллиант.

Два символизирует Луну и означает противоположность или переживание человеком уединенного существования с сопутствующими проблемами, неизбежным анализом, раздвоенностью, внутренней расщепленностью и борьбой. Печать двойки носят на себе все люди, родившиеся 2, 22, 20 и 29 числа. Их счастливые камни - жемчуг и все камни зеленоватых оттенков: нефрит, изумруд и прочие.

Три символизирует планету Юпитер и означает завершение эволюции, как бы обретение полной меры желаемого. И прежде всего биологический синтез, рождение ребенка и разрешение конфликта. Три, впрочем, как и четыре, произошла от всех возможных вариантов суммирования единицы и двойки. Три имеет очень сильное влияние на историю Древнего мира. Первые три патриарха, от которых произошли все остальные народы, - Сим, Хам и Иафет. Люди с числом три достигают очень высоких положений в любом деле. Их даты рождения - все месяцы с числами 3, 12, 21 или 30. Счастливый камень - аметист.



Четыре - символ порядка, означающий, однако некую избыточность по отношению к тройке. Не случайно четвертая жена великого царя - это символ прелюбодейки, свободной женщины, которая не связана узами священного брачного договора. Четыре - устойчивое число, образованное двойным делением, именно поэтому и устройство души, и устройство тела разделялось на четыре стихии. В душе - сангвиники, холерики, меланхолики, флегматики: в анатомическом строении - желчь, кровь,вода, лимфа. В топографии мира - зарад, восток, юг, север. Древнегреческий поэт Симонид писал: «Высшее существо - это четырехконечное существо, с четырьмя концами в руках, ногах и духе. От брака трех царей и четырех жен возникло семь детей. Затем, от семерых царей родилось пять детей. Значит, всех потомков трех первых земных царей - двенадцать». Людьми с числом четыре являются все, кто родился 4, 13, 22 и 31 числа. Счастливый камень - сапфир.

Пять - символика Меркурия, число огня, которое часто используют в алхимии. Оно означает органическую полноту жизни, как противоположность жесткости смерти. В нем присутствует также эротический смысл. Людьми с числом пять являются все, кто родился 5, 14, 23 числа.

Шесть - символ Винеры, знак слабости, является числом весьма двусмысленным. Оно выражает дуализм (2х2 или 3х2). Однако, подобно четырем, в нем имеется некая нормативная ценность в отличие от освобождающей тенденции числа пять и мистического (или конфликтующего) свойства числа семь. Люди этого числа те, кто родился 6, 15 или 24 числа.



Семь символизирует Нептун. Еще один символ семи - вода. В силу этого многие склонны приравнивать значение семь к бесконечности, поэтому вода также является символом ноля. Подобно всем простым числам, эта цифра обладает свойством несводимости и выражает конфликт или сложное единство (наивысшее простое число, наибольшая сложность). Иногда оно ассоциируется с Луной (так как 7х4=28 дням месяца).Цифра семь имеет редукцию в сторону пятерки. Например, у семи библейских братьев было всего пять детей. Семь царей - это семь планет, известных в глубокой древности. Их дети - спутники.

Восемь символ Сатурна. Печать восьмерки носят на себе все люди, родившиеся 8, 17, 26 числа.

Цифра девять обладает любопытными свойствами. Это единственное число, которое при умножении на любое число воспроизводит самого себя. Например, девять при умножении на два дает 18, что в сумме чисел, его образующих, опять приводит к девяти (1+8=9). Девятка является самым сильным числом. С ней связано наибольшее число символических обрядов. На девятом часу Христос умер на кресте. На девятый день язычники хоронят своих покойников.

Десять иногда используется для символизирования супружества.

Ноль, как десятичный множитель, увеличивает количественную силу числового символа. В чисто психологическом аспекте число повторяющихся нулей указывает на страсть к большим вещам.



Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.