Системность в философии. Принцип системности в научном познании


Глава 1. Основы системной философии

Естественному отбору, определившему собой всю предбиологическую, а затем и биологическую стадию эволюции, подвергались не те или иные способные к репликации полинуклеотиды и даже не возникавшие под их влиянием белки – ферменты, а целостные фазово-обособленные системы (пробионты), а затем и первичные живые существа.. Не части определили собой организацию целого, а целое в своем развитии создало «целесообразность» строения частей.

(Акад. А.И. Опарин)

1.1. Концепция

Основу системной философии составляют Закон и принцип системности деятельности (Закон и принцип системности), Закон и принципы развития потенциала деятельности (Закон и принципы развития), а также метод системной философии, которые впервые доказательно обоснованы и сформулированы в . Там же описан опыт применения метода системной философии для науки и практики управления, образования, информатики, математики, экологии, социологии, экономики, показаны его возможности для любых сфер деятельности. Имеющийся опыт показал, что применение метода системной философии позволяет создать методики эффективного решения задач деятельности любого уровня, направленности и масштаба. Он необходим каждому. Применение метода системной философии к человеко-машинной деятельности приводит, в частности, к построению и реализации системной технологии деятельности.

Задачи системной философии, как методологической основы деятельности, можно сгруппировать следующим образом.

Первый класс задач системной философии: сформулировать и доказать общий принцип системности (принцип системности деятельности), обосновать существование и сформулировать общий Закон системности (Закон системности деятельности), разработать общую модель целенаправленной деятельности, разработать общую математическую модель системы, классификацию систем, модель жизненного цикла системы. Для системной философии определенного вида деятельности разработать прикладные: принцип и Закон системности, модель целенаправленной деятельности, математическую модель системы, классификацию систем, модель жизненного цикла.

Второй класс задач системной философии: сформулировать и доказать общие принципы развития (принципы развития потенциала деятельности), обосновать существование и сформулировать общий Закон развития (Закон развития потенциала деятельности), разработать модели потенциала, ресурса и результата (продукта, изделия) деятельности. Для системной философии определенного вида деятельности разработать прикладные: принципы развития потенциала деятельности, Закон развития потенциала деятельности, модель потенциала и ресурса деятельности, модель результата деятельности.

Третий класс задач системной философии; разработать общий и прикладные методы системной философии деятельности, позволяющие создавать системную философию определенного вида деятельности и методики осуществления этого вида системной деятельности на практике.

Комплекс результатов решения трех классов задач системной философии позволяет создать методологию преобразования любого вида человеческой деятельности в системную деятельность. В частности, метод системной технологии построен на основе общего метода системной философии для целей проектирования и реализации любой целенаправленной деятельности в виде комплекса системных технологий. Практика показала эффективность применения системной философии на большом числе примеров построения научных теорий и методов решения задач социальной практики.

В данной главе мы ограничимся изложением основных положений системной философии в форме, позволяющей решать задачи настоящей работы. Для более углубленного изучения системной философии необходимо пользоваться работой .

В дальнейшем будем употреблять термины «системная философия устойчивого развития», «системная философия управления», «системная философия проектирования», «системная философия образования», «системная философия программирования» и т.д. При этом будем считать, что системная философия определенного вида человеческой деятельности – это совокупность методологии и методик осуществления этой деятельности, построенная на основе метода системной философии.

1.2. Закон и принцип системности

Общий принцип системности деятельности назовем для краткости принципом системности. Сформулируем принцип системности в виде следующего комплекса утверждений:

а. Для создания и осуществления системной деятельности объект этой деятельности необходимо представлять моделью общей системы.

б. Для реализации деятельности необходим субъект деятельности.

в. Субъект системной деятельности необходимо представлять моделью общей системы.

г. Объект и субъект системной деятельности необходимо представлять одной моделью общей системы.

д. Для достижения цели деятельности необходим результат (продукт, изделие) деятельности.

е. Результат системной деятельности необходимо представлять моделью общей системы.

ж. Объект и результат системной деятельности необходимо представлять одной моделью общей системы.

з. Объект, субъект и результат системной деятельности необходимо представлять одной моделью общей системы.

Последовательность применения компонент принципа системности составляет собой правило реализации принципа системности для определенного класса задач, для достижения определенной цели, для разрешения определенной проблемы. Каждая компонента принципа системности может использоваться самостоятельно и на любом этапе жизненного цикла системы.

Здесь эти утверждения приведены без доказательств, содержащихся в . Там же обосновано существование и разработана формула Закона системности деятельности, использованного для целей построения системной технологии. Общий Закон системности деятельности для удобства назовем кратко Законом системности.

Закон системности сформулируем в следующем виде:

а) правило модели триады. Триада «объект, субъект, результат» любой деятельности всегда реализуется в рамках определенной объективно существующей общей системы. Каждая объективно существующая общая система может иметь некоторое доступное человеку множество моделей. Для триады «объект, субъект, результат» одна из этих моделей выбирается в качестве общей модели системы, как наилучшая для ее деятельности в данной среде;

б) правило модели системы. Каждая система триады реализуется в рамках общей системы, объективно существующей вне триады. Каждая из этих объективно существующих систем может иметь некоторое доступное человеку множество моделей; для соответствующей системы триады (объекта, субъекта или результата) одна из этих моделей выбирается в качестве общей модели системы, как наилучшая для участия в данной триаде;

в) правило взаимодействия внутренней и внешней сред. Каждая система – это совокупность способов и средств осуществления упорядоченного взаимодействия внутренней среды элементов системы с внешней средой системы в соответствии с проблемой (целью, задачей), для разрешения которой эта система формируется; триада систем рассматривается как система, состоящая из трех элементов – субъекта, объекта и результата;

г) правило расширения границ. Внутренняя среда элементов системы (триады систем) и внешняя среда системы (триады систем) оказывают взаимное влияние друг на друга по каналам, находящимся «за пределами границ» системы (триады систем); это обстоятельство вынуждает систему (триаду систем) «расширять границы» для поддержания своей роли в среде;

д) правило сужения проницаемости. Любая система (триада систем) является своего рода «проницаемой оболочкой»; через нее осуществляется взаимное влияние внутренней и внешней сред системы «в пределах границ» системы, как предусмотренное так и непредусмотренное при создании системы; это обстоятельство вынуждает систему сужать проницаемость для непредусмотренных взаимовлияний внешней и внутренней сред системы (триады систем), для поддержания своей роли в среде;

е) правило жизненного цикла. Системы, составляющие внешнюю и внутреннюю среды системной деятельности, а также системная триада и каждая из ее систем могут находиться на разных стадиях своих жизненных циклов – от замысла до старения и вывода из сферы использования (эксплуатации), независимо от стадии осуществления системной деятельности;

ж) правило «разумного эгоизма». Каждая система преследует цели собственного выживания, сохранения, развития, которые отличаются от целей, для достижения которых среда формирует систему. Цели системы должны быть «эгоистическими в разумных пределах». Это относится ко всем системам: как к объекту, субъекту и результату, так и к триаде систем, элементу системы, общей системе и т.д.; выход за пределы разумного эгоизма ведет к разрушению системы за счет соответствующей реакции среды;

з) правило трех триад. Любая система – это система-результат, так как она является продуктом деятельности некоторой системы. Любая система – это система-объект, так как она производит продукты своей деятельности. Любая система – это система-субъект, так как она воздействует хотя бы на одну другую систему. В результате каждая система участвует не менее, чем в трех триадах систем, выживание, сохранение и развитие которых ей необходимо.

1.3. Закон и принципы развития.

В системной философии деятельность человека или человеческого сообщества, группы людей рассматривается, как деятельность по выживанию, сохранению и развитию комплексного потенциала человека (человеческого общества). Будем считать для краткости изложения в настоящем разделе, что выживание и сохранение – компоненты развития; в тех случаях, когда это не вызывает недоразумений, будем вместо сочетания «выживание, сохранение, развитие» употреблять термин «развитие». Целенаправленные «ДНИФ-системы» (человек) или целенаправленные «ДНИФ-системы систем» (группы людей) осуществляют деятельность по развитию своего потенциала.

Искусство коллектива людей или одного человека высокоорганизованно осуществлять деятельность на практике описывается, в частности, системной технологией (технология – это наука об искусстве осуществления деятельности, системная технология – это наука об искусстве осуществления системной деятельности). Превращение процессов деятельности в технологии (технологизация) и в системные технологии (системная технологизация) усиливает возможности человека по развитию своего потенциала. Объясняющий этот процесс Закон технологизации является в системной философии компонентом общего Закона развития потенциала деятельности.

Этот закон сформулируем для ДНИФ-систем. Вполне очевидно следует, что для систем, не обладающих хотя бы одним из видов потенциалов ДНИФ-систем, Закон развития потенциала деятельности может быть сформулирован в частном виде. Закон развития потенциала деятельности кратко назовем Законом развития и сформулируем, на основе результатов, полученных в , следующим образом:

а) правило внутреннего потенциала. ДНИФ-система обладает внутренним потенциалом собственного выживания, сохранения и развития. Для выживания необходимо сохранить внутренний потенциал ДНИФ-системы на определенном уровне, для сохранения – развить имеющийся внутренний потенциал ДНИФ-системы до более высокого уровня; для развития – создать качественно новый внутренний потенциал ДНИФ-системы. Развитие ДНИФ-системы будет устойчиво прогрессивным в смысле внутреннего потенциала, если внутренний потенциал каждого последующего поколения ДНИФ-системы будет обновляться по сравнению с предыдущим поколением ДНИФ-системы;

б) правило гармонии развития. Каждое новое поколение ДНИФ-системы должно соответствовать эталону ДНИФ-системы: гармоничное сочетание деятельности духовной, нравственной, интеллектуальной, телесной систем, систем душевного и телесного здоровья на основе приоритета духовности и нравственности. Развитие ДНИФ-системы будет устойчивым в смысле соответствия эталону, если каждое новое поколение ДНИФ-системы будет соответствовать эталону ДНИФ-системы;

в) правило внешнего потенциала. ДНИФ-система обладает «внешним потенциалом» – потенциалом влияния на развитие среды, в которой она функционирует и частью которой она является. В связи с наличием в среде данной ДНИФ-системы сама среда также является ДНИФ-системой. Влияние внешнего потенциала рассматриваемой ДНИФ-системы может быть несущественным для среды, а также может приводить к регрессивному или прогрессивному развитию среды, как ДНИФ-системы. В этом смысле развитие рассматриваемой ДНИФ-системы будет устойчиво прогрессивным, если каждое последующее поколение рассматриваемой ДНИФ-системы наращивает внешний потенциал прогрессивного развития среды, как ДНИФ-системы;

г) Закон технологизации. Для развития потенциала ДНИФ-системы человека и среды его обитания необходима технологизация, т.е. преобразование процессов творчества, доступного единицам, в технологии, доступные всем и обладающие свойствами массовости, определенности, результативности.

д) Закон неубывающего разнообразия. Развитие потенциала ДНИФ-системы, какой-либо другой системы возможно, только если будет возрастать разнообразие внутри одного вида или нескольких видов (или всех видов) частей системы – элементов, процессов, структур, других частей системы; для выживания и сохранения ДНИФ-системы, какой-либо другой системы не должно убывать разнообразие внутри видов частей системы.

Принципы развития потенциала системной деятельности для краткости изложения назовем принципами развития. Приведенный ниже комплекс принципов развития допускает трансформацию и трансфиницию на пути построения системы аксиом, удовлетворяющей требованиям непротиворечивости, независимости, истинности, интерпретируемости, полноты, замкнутости и др. Все принципы развития применимы к системам и к триадам систем.

Принцип однозначного соответствия «цель – процесс – структура»:

в системе для достижения цели получения результата (выпуска каждого продукта, изготовления изделия) должен реализовываться процесс, строго соответствующий цели, а также осуществляемый с помощью однозначно определенной структуры; функционирование системы описывается множеством таких соответствий, как предусмотренных при ее создании, так и возникших в процессе развития. Другими словами, триада «цель – процесс – структура» должна описываться одной моделью общей системы – моделью взаимно однозначного соответствия.

Принцип гибкости:

в соответствии с требованиями внешней и внутренней сред система должна уметь оптимально перестраиваться, т.е. при необходимости переходить с одного соответствия «цель – процесс – структура» на другое с оптимальным (в смысле определенной системы критериев) привлечением внутреннего и внешнего потенциала на перестройку системы.

Принцип неухудшающих коммуникаций:

коммуникации внутри систем и коммуникации между системами во времени (склад) и в пространстве (транспорт) не должны ухудшать потенциал системы и ее изделий или могут ухудшать их в заданных допустимых пределах.

Принцип технологической дисциплины:

во-первых, должен иметь место технологический регламент использования потенциала системы для каждого соответствия «цель – процесс – структура», во-вторых, должен осуществляться контроль над соблюдением технологического регламента и, в-третьих, должна существовать система внесения изменений в технологический регламент.

Принцип обогащения:

каждый элемент системы (как и вся система) должен придавать новые полезные свойства (и/или форму, и/или состояние) преобразуемому ресурсу (предмету труда), увеличивающие потенциал системы и продукта ее деятельности.

Принцип мониторинга качеств:

является обязательным установление критериев, мониторинг (анализ, оценка и прогноз) качеств системы в смысле этих критериев; должен осуществляться мониторинг качеств всех соответствий «цель – процесс – структура» в системе.

Принцип технологичности:

из всех видов изделий (результатов, продуктов) системы, отвечающих цели, поставленной внешней или внутренней средой, должно выбираться наиболее «технологичное», т.е. обеспечивающее наиболее эффективное (в смысле принятого критерия эффективности) использование потенциала данной системы для выпуска выбранного изделия.

Принцип типизации:

каждое из возможных многообразий системных объектов: многообразие соответствий «цель-процесс-структура», многообразие структур, многообразие процессов, многообразие систем, триад систем и многообразие изделий (продуктов, результатов), должно быть сведено к ограниченному числу типовых объектов (соответствий, структур, процессов, систем, триад систем, продуктов, результатов, изделий), обоснованно отличающихся друг от друга.

Принцип стабилизации:

необходимо находить и обеспечивать стабильность таких режимов всех процессов и таких состояний всех структур системы, которые обеспечивают наиболее эффективное (в смысле принятого критерия эффективности) использование потенциала системы для качественного изготовления определенного изделия системы.

Принцип высвобождения человека:

за счет реализации систем машинами, механизмами, роботами, автоматами, организмами необходимо высвобождать человека для духовной, нравственной и интеллектуальной деятельности, для деятельности по развитию своего душевного и физического здоровья.

Принцип преемственности:

продуктивность каждой системы должна соответствовать потребительским возможностям всех компонент внешней среды системы; потребительские возможности системы должны соответствовать возможностям продуктивной деятельности всех компонент внешней среды системы.

Принцип баланса:

суммарное количество любого ресурса (а также и каждого известного компонента любого ресурса), потребляемого системой за определенное время, должно быть равно суммарному количеству этого ресурса (компонента, соответственно), поступающего за такое же время от системы в ее внешнюю среду. Это условие относится к системе в целом, ее частям и элементам.

Принцип экологичности:

воздействие технологических, социальных, природных и других систем друг на друга должно приводить к устойчивому прогрессивному развитию каждого вида этих систем и их совокупности.

Принцип согласованного развития:

развитие системы и ее компонент (элементов, структур, процессов) должно соответствовать эволюции проблем, намерений и целей внешней и внутренней сред, для достижения которых нужны результаты функционирования (продукты, изделия) системы; развитие системы должно основываться на согласованном управлении проектом системы и проектами ее внешней и внутренней сред.

1.4. Метод системной философии

Положим, что существует некоторая универсальная среда М, в которой создаются, функционируют, отмирают системы.

Среда М содержит людей, коллективы из людей, преследующие определенные цели, природные, энергетические, информационные и другие потенциалы и ресурсы, системы и продукты жизнедеятельности систем, элементы систем, внешние и внутренние среды систем и элементов систем. В среде М постоянно возникают, удовлетворяются, отмирают различные проблемы, намерения и цели. Для разрешения проблем, реализации намерений и для достижения целей нужны определенные изделия, продукты. Надо заметить, что проблемы, как правило, существуют вечно и время от времени они актуализируются, если результаты их разрешения перестают удовлетворять среду М; именно это мы имеем ввиду, когда говорим о возникновении проблем.

Эти изделия и продукты – результат деятельности информационных, энергетических, промышленных и других систем. Так, для целей утоления физического голода нужна пища – многочисленные результаты деятельности промышленных, сельскохозяйственных или природных систем; для целей утоления информационного голода нужна информация в виде результатов деятельности систем образования, средств массовой информации; для целей утоления духовных потребностей необходима, напр., религия.

Итак, в общем, случае, если в среде М возникает проблема (духовная, нравственная, образования, жилища, информационная, материальная, финансовая, другие), то в связи с этим формируется система целей, достижение которых позволяет разрешить проблему. Для достижения каждой из этих целей необходимы определенные изделия, продукты, результаты. В соответствии с принятым решением среда М выделяет некоторый объект для изготовления изделия (продукта); при этом считается, что результат деятельности объекта обеспечит достижение определенной цели. Для формирования, управления функционированием и для управления развитием объекта среда М выделяет некоторый субъект деятельности, ответственный за функционирование объекта и за соответствие практического результата деятельности объекта желаемому для среды М результату. Среда М, теперь уже «внешняя среда» по отношению к триаде «объект-субъект-результат», представляет себе эту триаду на основе одной модели общей системы, предназначенной для получения желаемого результата. С другой стороны, у самих трех компонент триады имеется общий системообразующий фактор – некоторая цель получения результата, который нужен среде М; необходимость «совместной» деятельности по достижению этой цели приводит к необходимости действовать на основе одной модели деятельности – на основе некоторой модели общей системы.

Надо заметить, что цели функционирования самой триады систем отличаются от цели, которая изначально возникает в среде М и приводит к созданию этой триады. Цели каждой из систем триады также качественно отличаются от целей триады и от цели внешней среды. Взаимодействие этих целей осуществляется в рамках правила «разумного эгоизма» внешней среды, триады систем, каждой системы триады, элементов систем. Известное в этике правило разумного эгоизма интерпретировано в системной философии применительно к общим системам.

Можно заключить, что в среде М посредством этой триады осуществляется системная деятельность, которая должна быть построена в соответствии с системной философией деятельности.

Метод системной философии деятельности рассматривает любую деятельность, как системную деятельность, которая должна осуществляться триадой систем в соответствии с принципом и Законом системности, а также в соответствии с принципами и Законом развития.

Метод системной философии рассматривает систему деятельности, как объединение процесса и структуры. Процесс деятельности (процесс системы) – это реализация замысла системы во времени; структура деятельности (структура системы) – это реализация замысла системы в пространстве.

Система (полная система) содержит в себе основную систему создаваемую для достижения цели полной системы и дополнительную систему создаваемую для обеспечения коммуникаций в полной системе; любая система содержит основной и дополнительный процессы, основную и дополнительную структуры..

Элементы систем представляют собой «элементарные системы», содержащие основную и дополнительную элементарные системы. Элементарная система объединяет элементарный процесс и элементарную структуру; элементарная система содержит основной и дополнительный элементарные процессы, основную и дополнительную элементарные структуры.

Любая деятельность, с позиций метода системной философии рассматривается, как системная совокупность следующих компонент деятельности: анализ, исследование, проектирование, производство, управление, экспертиза, разрешение (лицензирование), контроль, архив.

Для моделирования любой деятельности в виде системы метод системной философии содержит обобщенную модель деятельности.

Метод системной философии содержит механизм системного исследования потенциалов и ресурсов деятельности: человеческого, природного, материального, энергетического, финансового, коммуникационного, недвижимости, машин и оборудования, информационного.

Так, человеческий потенциал рассматривается, как комплексный, состоящий из четырех видов потенциалов – духовного, нравственного, интеллектуального, телесного. Одна из важнейших подсистем человека, как сложной и большой ДНИФ-системы – подсистема душевного и физического здоровья, содержащая духовный, нравственный, интеллектуальный и телесный потенциалы в минимально допустимых объемах.

Информационный потенциал рассматривается, в частности, как содержащий два вида потенциалов: информация-сведение и информация-знание.

Кроме этого, метод системной философии содержит математические и другие модели общих систем и элементов общих систем, классификацию систем, модель жизненного цикла системы, модель взаимодействия с внешней и внутренней средами системы, механизм декомпозиции моделей систем на основе результатов об изоморфизме систем.

Метод системной философии позволяет построить научные теории систем и практические проекты систем, которые в нашем представлении имеют совершенно разные сложность и размеры – от космических до элементарных. Для каждой системы системная философия строит свой масштаб представления, «свою карту» и все они становятся обозримыми для человека с помощью аппарата системной философии. Образно говоря, с помощью системной философии они приводятся к «формату воображения человека».

Все компоненты метода системной философии обоснованы и описаны в . Здесь изложены сведения о методе, необходимые для целей настоящей работы.

С переходом к изучению больших и сложно организованных объектов прежние методы классической науки оказались неэффективными. Для изучения таких объектов в середине ХХ века стал активно разрабатываться системный анализ, или системный подход в исследованиях. Возникло целое «системное движение», включающее различные направления: общая теория систем (ОТС), системный подход, системно-структурный анализ, философская концепция системности мира и познания.

В его основе лежит исследование материальных и идеальных объектов как систем, имеющих определенную структуру и содержащих определенное количество взаимосвязанных элементов. Методологическая специфика системного анализа определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и механизмов, обеспечивающих эту целостность, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

Предпосылки системного подхода в науке формировались, начиная со второй половины ХIХ и в начале ХХ века – в экономической науке (К.Маркс, А.Богданов), в психологии (гештальтпсихология), в физиологии (Н.А.Бернштейн). В середине ХХ века системные исследования развивались почти параллельно в биологии, технике, кибернетике, экономике, оказывая сильные взаимные влияния.

Одной из первых наук, где объекты исследования стали рассматриваться как системы, была биология. Эволюционная теория Ч.Дарвина формировалась на базе статистического описания объектов исследования. Осознание недостатков этой теории заставило ученых подойти к разработке более широкого понимания процессов жизнедеятельности, и этот процесс шел в двух направлениях. Во-первых, произошло расширение сферы исследования за пределы организма и вида, которыми ограничивался Дарвин.

В результате в первой половине ХХ века сформировалось и получило развитие учение о биоценозах и биогеоценозах. Во-вторых, в изучении организмов внимание исследователей переключилось с отдельных процессов на их взаимодействие. Было обнаружено, что важнейшие проявления жизни, не получившие объяснения в теории Дарвина, обусловлены внутренними взаимодействиями, а не внешней средой. Таковы, например, явления саморегуляции, регенерации, генетического и физиологического гомеостаза. Отметим, что все эти понятия возникли в кибернетике, а их проникновение в биологию способствовало становлению системного исследования в биологии. В результате было осознано, что эволюция не может быть понята без изучения организации таких надорганизменных объединений живых организмов, как популяция, биоценоз, биогеоценоз. Такие объекты являются системными образованиями, поэтому и изучаться они должны с позиций системного подхода. Иначе говоря, предмет исследования определяет метод исследования.

Основные принципы системного подхода к исследованию объектов любой природы сформулированы в междисциплинарной общей теории систем, первый развернутый вариант которой был разработан австрийским биологом-теоретиком Л.Берталанфи в 40-50-е годы ХХ века. Основная задача общей теории систем – найти совокупность законов, объясняющих поведение, функционирование и развитие всего класса объектов как целого. Системный подход направлен против редукционизма, который пытается любое сложное явление объяснить при помощи законов, управляющих поведением его составных частей, то есть сводит сложное к простому.

Системное исследование объектов является одной из самых сложных форм научного познания. Оно может быть связано с функциональным описанием и описанием поведения объекта, но не сводится к ним. Специфика системного исследования выражается не в усложнении метода анализа объекта (хотя это и имеет место), а в выдвижении нового принципа или подхода при рассмотрении объектов, в новой ориентации всего исследовательского процесса по сравнению с классическим естествознанием. В современной науке системный подход выступает важнейшей методологической парадигмой. Эта ориентация выражается стремлением к построению целостной теоретической модели класса объектов и рядом других особенностей, а именно:

При исследовании объекта как системы описание его компонентов не имеет самодовлеющего значения, поскольку они рассматриваются не сами по себе (как это было в классическом естествознании), а с учетом их места в структуре целого; Хотя компоненты системы могут состоять из одного материала, но при системном анализе они рассматриваются как наделенные разными свойствами, параметрами, функциями, и вместе с тем, они объединяются общей программой управления; Исследование систем предполагает учет внешних условий их существования (что не предусматривается в элементно-структурном анализе); Специфичной для системного подхода является проблема порождения свойств целого из свойств компонентов и, наоборот, зависимости свойств компонентов от системы целого; Для высокоорганизованных систем, именуемых органическими, оказывается недостаточным обычное причинное описание их поведения, поскольку оно характеризуется целесообразностью (подчинено необходимости достижения конкретной цели); Системный анализ в основном применим для сложных, больших систем (биологические, психологические, социальные, большие технические системы и т.д.).

Следовательно, система – это такое целое, которое образовано множеством взаимосвязанных элементов, где в качестве элементов выступают сложные, иерархически организованные подсистемы, связанные со средой. Система всегда представляет собой упорядоченное множество, взаимосвязанных между собой элементов, внутренние связи которых прочнее внешних. Система – это всегда определенная отграниченная целостность (упорядоченное множество), состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит вклад в функционирование единого целого. Главное, что определяет систему, – это взаимосвязь и взаимодействие частей в рамках целого. Любая система представляет собой множество разнообразных элементов, обладающих структурой и организацией.

Таким образом, важнейшие характеристики любой систе-

Мы – это целостность, организация (упорядоченность), структурность, иерархичность строения, множественность элементов и уровней. Все эти свойства отличают систему от таких предметов и явлений, которые системами не являются и именуются агрегатами. (Например, куча камней, мешок гороха и т.п.).

Структура (от лат. structura – строение, порядок, связь) – общенаучное понятие, выражающее совокупность устойчивых внутренних связей объекта (системы), которые обеспечивают его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Структурой системы называют совокупность тех специфических взаимосвязей и взаимодействий, благодаря которым возникают целостные свойства, присущие только всей системе и отсутствующие у составляющих ее компонентов. Эти целостные свойства называются эмерджентными.

В современной науке понятие структура обычно соотносится с понятиями системы, организации, функции и служит основой для развертывания структурно-фукционального анализа.

Организация (от лат.organizmo – сообщаю стройный вид, устраиваю) – одно из ключевых понятий системного подхода, характеризующее внутреннюю упорядоченность элементов целого, а также совокупность процессов, обеспечивающих взаимосвязи между отдельными частями системы.

Системный подход предполагает следующие общенаучные методологические принципы – требования научного исследования объектов как систем:

Выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов; анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры; исследование механизма взаимозависимости, взаимодействия системы и среды; изучение характера иерархичности, присущего данной системе; использование множественности описаний с целью многоаспектного охвата системы; рассмотрение динамизма системы, анализ ее как развивающейся целостности.

Таким образом, для системного подхода характерно именно целостное рассмотрение объектов, определение характера взаимодействия составных частей или элементов и несводимость свойств целого к свойствам его частей.

Существенным аспектом раскрытия содержания понятия системы является выделение различных типов систем (типология или классификация). В наиболее общем плане системы можно разделить на материальные и идеальные (или абстрактные).

Материальные системы по своему содержанию и свойствам существуют независимо от познающего субъекта (как целостные совокупности материальных объектов). Они делятся на системы неорганической природы (физические, геологические, химические и др.) и живые (или органические) системы, куда входят как простейшие биологические системы, так и очень сложные биологические объекты, типа организма, вида, экосистемы. Особый класс материальных систем образуют социальные системы, чрезвычайно многообразные по своим типам и формам (начиная от простейших социальных объединений и вплоть до социально-экономических и политических структур общества). Идеальные (абстрактные или концептуальные) системы являются продуктом человеческого мышления и познания; они также делятся на множество различных типов: понятия, гипотезы, теории, концепции и т.д. В науке ХХ века большое внимание уделялось исследованию языка как системы (лингвистическая система); в результате обобщения этих исследований возникла общая теория знаковых систем – семиотика.

В зависимости от состояния и взаимодействия с окружением выделяют статические и динамические системы. Такое деление достаточно условно, так как все в мире находится в постоянном изменении и движении. Однако, в науке принято различать статику и динамику исследуемых объектов.

Среди динамических систем обычно выделяют детерминистские и стохастические (вероятностные) системы. Такая классификация основывается на характере предсказания динамики поведения систем. Предсказания поведения детерминистских систем имеют вполне однозначный и достоверный характер. Именно такими являются динамические системы, исследуемые в механике и астрономии. В отличие от них стохастические системы, которые чаще называют вероятностно-статистическими, имеют дело с массовыми или повторяющимися случайными событиями и явлениями. Поэтому предсказания в них имеют не однозначно достоверный, а лишь вероятностный характер. Далее разъясним сказанное более подробно, для любознательных.

Состояние материальной системы – это конкретная определенность системы, однозначно детерминирующая ее эволюцию во времени. Для задания состояния системы необходимо: 1) определить совокупность физических величин, описывающих данное явление и характеризующих состояние системы, – параметры состояния системы; 2) выделить начальные условия рассматриваемой системы (зафиксировать значения параметров состояния в начальный момент времени); 3) применить законы движения, описывающие эволюцию системы.

В классической механике параметром, характеризующим состояние механистической системы, является совокупность всех координат и импульсов материальных точек, составляющих эту систему. Задать состояние механической системы – значит, указать все координаты и импульсы всех материальных точек. Основная задача динамики состоит в том, чтобы, зная начальное состояние системы и законы движения (законы Ньютона), однозначно определить состояние системы во все последующие моменты времени, то есть однозначно определить траектории движения частиц. Траектории движения получаются путем интегрирования дифференциальных уравнений движения. Траектории движения дают полное описание поведения частиц в прошлом, настоящем и будущем, то есть характеризуются свойствами детерминированности и обратимости. Здесь полностью исключается элемент случайности, все заранее жестко причинно-следственно обусловлено. Можно сказать, что в динамических теориях необходимость, отраженная в форме закона, выступает как абсолютная противоположность случайному. Причем, понятие причинности связывается здесь со строгим детерминизмом в лапласовском духе. (Далее поясним, что это значит).

В механистической картине мира любые события жестко предопределялись законами механики. Случайность в принципе исключалась из этой картины мира. «Наука – враг случайностей», восклицал французский мыслитель А.Гольбах (1723–1789). Жизнь и разум в механистической картине мира не обладали никакой качественной спецификой. Сам человек рассматривался как особый механизм. «Человек-машина» назывался знаменитый трактат французского философа Анри Ламетри. Поэтому присутствие человека в мире не меняло ничего. Если бы человек однажды исчез с лица земли, мир продолжал бы существовать, как ни в чем не бывало. Иначе говоря, во взглядах ученых тогда господствовал механистический детерминизм – учение о всеобщей предопределенности и однозначной обусловленности явлений природы. Все механические процессы в классических представлениях подчинены принципу строгого «железного детерминизма», т.е. возможно точное предсказание поведения механической системы, если известно ее предыдущее состояние.

В науке утвердилась точка зрения о том, что только динамические законы полностью отражают причинность в природе. Причем, понятие причинности связывается со строгим детерминизмом в лапласовском духе. Здесь уместно привести фундаментальный принцип, провозглашенный французским ученым

ХVIII века Пьером Лапласом, и отметить вошедший в науку в связи с этим принципом образ, именуемый «демоном Лапласа»: «Мы должны рассматривать существующее состояние Вселенной как следствие предыдущего состояния и как причину последующего. Ум, который в данный момент знал бы все силы, действующие в природе, и относительное положение всех составляющих ее сущностей, если бы он еще был столь обширен, чтобы ввести в расчет все эти данные, охватил бы одной и той же формулой движения крупнейших тел Вселенной и легчайших атомов. Ничто не было бы для него недостоверным, и будущее, как и прошедшее, стояло бы перед его глазами».

Эволюция динамических детерминистских систем определяется знанием начальных условий и дифференциальных уравнений движения, на основе чего можно однозначно охарактеризовать состояние системы в прошлом, настоящем и будущем в любой заданный момент времени. То есть, при описании таких систем предполагается заданной вся совокупность состояний, соответствующих любому моменту времени.

В статистической физике при рассмотрении систем, состоящих из огромного числа частиц (например, в молекулярно-кинетической теории), состояние системы характеризуют не полным набором значений координат и импульсов всех частиц, а вероятностью того, что эти значения лежат внутри определенных интервалов. Тогда состояние системы задается с помощью функции распределения, зависящей от координат, импульсов всех частиц системы и от времени. Функция распределения интерпретируется как плотность вероятности обнаружения той или иной физической величины. По известной функции распределения можно найти средние значения любой физической величины, зависящей от координат и импульсов, и вероятность того, что эта величина принимает определенное значение в заданных интервалах.

Существует важное различие между описанием состояния в статистической физике и в квантовой механике. Оно состоит в том, что состояние в квантовой механике описывается не плотностью вероятности, а амплитудой вероятности. Плотность вероятности пропорциональна квадрату амплитуды вероятности. Это и приводит к сугубо квантовому эффекту интерференции вероятностей.

Идеалом классического описания физической реальности считалась динамическая детерминированная форма законов физики. Поэтому первоначально физики негативно относились к введению вероятности в статистические законы. Многие считали, что вероятность в законах свидетельствует о мере нашего незнания. Однако, это не так. Статистические законы также выражают необходимые связи в природе. Действительно, во всех фундаментальных статистических теориях состояние представляет собой вероятностную характеристику системы, но уравнения движения по-прежнему однозначно определяют состояние (статистическое распределение) в любой последующий момент времени по заданному распределению в начальный момент. Главное отличие статистических законов от динамических состоит в учете случайного (флуктуации). Статистические законы – это законы больших чисел, они отражают степень необходимого в массе случайных процессов и явлений, т.е. их вероятность, возможность. В философии давно выработано представление о диалектическом тождестве и различии противоположных сторон любого явления. В диалектике необходимое и случайное – это две противоположности единого явления, две стороны одной медали, которые взаимообусловливают друг друга, взаимопревращаются, не существуют друг без друга. Главное различие между динамическими и статистическими законами с философско-методологической точки зрения состоит в том, что в статистических законах необходимость выступает в диалектической связи со случайностью, а в динамических – как абсолютная противоположность случайного. А отсюда вывод: «Динамические законы представляют собой первый низший этап в процессе познания окружающего нас мира; статистические законы обеспечивают более современное отображение объективных связей в природе: они выражают следующий, более высокий этап познания».

Шаг за шагом, преодолевая пресловутую инерцию мышления, приверженность традиционным нормам объяснения и описания природы, ученым приходилось убеждаться, что вероятностный, статистический характер присущ любым эволюционным процессам – биологическим, экономическим, космологическим и космогоническим. Подобно тому, как в свое время Вселенная представлялась наиболее идеальным механизмом (и соответственно, подтверждением механистической концепции), современные «сценарии» эволюции «ветвящейся Вселенной», происходящих в ней процессов самоорганизации стали наиболее ярким выражением теперь уже неклассического и даже постнеклассического научного мышления. Вероятностная закономерность, по словам ученых, становится королевой эволюции на всех ее уровнях. Более того, выясняется, что столь тщательно лелеемые и оберегаемые от посягательств однозначные динамические законы природы, являются лишь сильной идеализацией, предельным случаем более сложных – статистических законов.

По характеру взаимодействия с окружающей средой различают системы открытые и закрытые (изолированные). Что также условно, ибо представление о закрытых системах возникло в классической термодинамике как определенная абстракция, которая оказалась не соответствующей объективной действительности, где практически все системы являются открытыми, т.е. взаимодействующими с окружением путем обмена веществом, энергией и информацией.

В процессе развития системных исследований ХХ века были более четко определены задачи и функции разных форм теоретического анализа всего комплекса системных проблем. Основная задача специализированных теорий систем – построе-

Ние конкретно-научного знания о разных типах и свойствах систем, в то время как главные проблемы общей теории систем концентрируются вокруг логико-методологических принципов анализа систем, построения метатеории системных исследований.

Системный подход, как междисциплинарная научная парадигма, сыграл фундаментальную роль в раскрытии единства мира и научных знаний о нем. Системная парадигма получила дальнейшее развитие в становлении современной эволюционно-синергетической парадигмы. Общую теорию систем (ОТС) рассматривают если не как непосредственную предшественницу синергетики, то как одну из областей знания, подготовивших проблематику самоорганизации. Объекты ОТС и синергетики всегда системны. Системный подход как действующая методология привел к формированию общей теории систем – метатеории, предметом которой является класс специальных теорий систем и различные формы системных построений.

Что касается синергетики, то здесь речь уже идет не о системах как таковых, а о процессе их структурирования. Ядром рассмотрения является самоорганизация. Можно сказать, что произошел переход от статики систем к их динамике.

Диалектика - признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод.

Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через законы диалектики, категории и принципы. Среди способов понимания диалектики развития выделяют законы, категории и принципы. Принцип (от греч. principium основа, первоначало) представляет собой основную идею, фундаментальные положения лежащие в основе всей системы знаний, придающие им определенную системность и целостность. Основными принципами диалектики являются:

Принцип всеобщей связи;

Принцип системности;

Принцип причинности;

Принцип историзма.

Принцип системности. Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Принцип системности и связанный с ним системный подход – важное методологическое направление в современной науке и практике, воплотившее в себя целый комплекс идей теории диалектики. Исходным пунктом всякого системного исследования является представление о целостности изучаемой системы – принцип целостности . При этом свойства целого понимаются с учетом элементов и наоборот. Представление о целостности системы конкретизируется через понятие связи. Среди различных типов связей особое место занимают системообразующие. Разные типы устойчивых связей образуют структуру системы. Характер этой упорядоченности, ее направленность характеризуют организацию системы. Способом регулирования многоуровневой иерархии, обеспечения связи между различными уровнями является управление . Этим термином называют разнообразные по жесткости и формам способы связей уровней, обеспечивающие нормальное функционирование и развитие сложных систем.

Способность диалектики во всестороннем познании мира проявляется через систему категорий – философских понятий, раскрывающих универсальные связи бытия. Группа категорий, которая делает акцент на рассмотрении “организованности”, “упорядоченности”, “системности” бытия: “система – элемент – структура, “единичное – общее, “часть – целое, “форма – содержание”, “конечное – бесконечное” и другие.

Форма – содержание. Категория, которая использовалась в философии с древнейших времен. Под содержанием понимается совокупность различных элементов, определяющих свойства и функции предметов. Содержание – это все, что содержится в системе. Сюда входят не только субстраты – элементы, но и отношения, связи, процессы, тенденции развития, все части системы. Форма – это определенная организация содержания. Каждый предмет относительно устойчив, имеет определенную структуру. Форма характеризует эту внутреннюю структуру, которая находит свое выражение во внешним облике, внешней организации объекта. Как структура предмета форма есть нечто внутреннее , а как отношение содержания данного предмета к содержанию других – внешнее . Соответствие и несоответствие формы содержанию свидетельствуют об ее относительной самостоятельности, о возможности ее воздействия на содержание.

Форма и содержание тесно связаны друг с другом. Так, содержанием экономической теории А.Смита являлись конкретные экономические отношения, существовавшие в Англии того времени. Но определенная организация материала составляет форму этой теории. Подчеркивая единство формы и содержания Гегель писал об “Иллиаде”, что ее содержанием “является Троянская война или, еще более определеннее, гнев Ахилла”, но этого мало, ибо то, что делает поэму саму собой есть ее поэтическая форма. Ведущей стороной является содержание, но форма оказывает влияние, сдерживая или, напротив, содействуя его развитию.

Принцип системного анализа находит применение в современном естествознании, физике, информатике, биологии, технике, экологии, экономике, управлении и т.д. Однако фундаментальная роль системного подхода заключается в междисциплинарных исследованиях, поскольку с его помощью достигается единство научного знания. Это метод позволяет исследовать любую проблему, рассматривая ее как своеобразную систему, во взаимосвязи с другими проблемами, учитывать как внешние, так и внутренние связи и аспекты ее рассмотрения.

Системный анализ в медицинских исследованиях - это совокупность методов, изучающих количественные и качественные характеристики взаимосвязей, различий и сходств между системами, их подсистемами, структурами и элементами при учете воздействия на состояние этой системы факторов окружающей среды, являющейся более сложной системой.

Под внешним управлением в медицинских системах понимается использование различных факторов для воздействия на эти системы с целью получения предсказуемого результата. При этом осуществляется взаимодействие между органом (субъектом) управления и объектом управления через те или иные методы.

Принцип объективности нацелен на обеспечение правильного понимания характера отношений между субъектом и объектом в процессе познания. Из него вытекает необходимость обеспечения тождества знаний и познаваемого объекта, т.е. действительности, существующей независимо от человеческой воли и сознания.

В соответствии с этим принципом все человеческое знание по­нимается как отражение объекта. Причем в этом знании объект предстает в его субъективной, идеальной форме, как объект в мыш­лении. Конечно, при этом речь идет не о ложном, а об истинном знании.
Принцип объективности настраивает исследователя на осозна­ние необходимости отрешиться от устоявшихся, традиционных, но устаревших взглядов на тот или иной предмет. Кроме того, он тре­бует отказаться в процессе познания от личных пристрастий, сим­патий и антипатий, хотя сделать это бывает порою нелегко. Данный принцип предполагает уяснение в процессе познания противоречи­вого единства объективного и субъективного, понимание того, что невозможно абсолютно отрешиться от моментов субъективного в нашем познании, человеческого в нем, от «присутствия» в той или иной степени субъекта в объекте. Исходя из этого, современная наука признает, что все наши знания носят объект-субъектный ха­рактер, содержат в себе момент относительности.

Принцип системности, утверждающий,что весь мир есть множе­ство соединенных между собой элементов (предметов, явлений, про­цессов, принципов, взглядов, теорий), образующих определенную целостность. Материальные системы разделяются на физические, хи­мические, геологические, другие системы неорганической природы и живые системы в виде отдельных организмов, популяций, экосистем. Особый класс материальных живых систем образуют социальные системы.

Существуют и абстрактные системы - понятия, теории, науч­ные знания в целом. Научные исследования различных систем про­водятся в рамках системного подхода, при котором системы рас­сматриваются во всем своем многообразии и единстве.
Методологические требования, вытекающие из этого принципа, состоят в следующем:

- структурно-функциональный подход к исследованию, предпола­гающий выявление основных элементов объекта исследова­ния, определение роли каждого из элементов, установление субординации, иерархии частей изучаемой системы, а также изучение тех конкретных задач и функций, которые выполня­ет данный элемент в системе;

- системная организация самого процесса исследования, сочетаю­щая в себе гносеологический, аксиологический и деятельностный (праксиологический) подходы к исследованию предме­та или процесса;

- использование в качестве важнейшего инструмента познания приема типологизации, классификации тех элементов, частей, из которых состоит объект исследования. С помощью этого подхода полнее устанавливаются внутренние связи между элементами в системах, а знания о ней приобретают более упорядоченный характер.
Следует, однако, заметить, что в современной философии усили­лась критика «системосозидающего» мышления, когда сначала пы­таются создать систему, а затем в нее втис­нуть действительность, вместо того чтобы объективно познавать ее. Этого опасного соблазна не избежали и такие выдающиеся мыслите­ли, как Платон, Кант, Гегель, Маркс. В этой связи справедливым является замечание, что довольно часто наиболее ценным в учениях великих созидателей систем является то, что не укладывается в их системы.
Принцип противоречия - диалектический принцип, имеющий основой реальные противоречия вещей и сводящийся к следующим основным требованиям:
выяв­ление предметного противоречия;

Всесторонний анализ одной из противоположных сторон данного противоречия;

Исследование другой противополож­ности;

Рассмотрение предмета как единства (синте­за) противоположностей в целом на основе знания каждой из них;

Определение места противоречия в системе других противоречий предмета;

Прослежива­ние этапов развития данного противоречия;

Анализ механизма разрешения противоречия как процесса в ре­зультате его развертывания и обострения. Диалектичес­кие противоречия в мышлении, отражающие реальные противоречия, необходимо отличать от так называемых «логических» противоречий, которые выражают пута­ницу и непоследовательность мысли и запрещены за­конами формальной логики.

Принцип историзма – способ изучения явлений в их возникновении и развитии, в их связи с конкретными условиями. Следование данному принципу означает рассмотрение исторических явлений в саморазвитии, то есть помогает установить причины их зарождения, выявить качественные изменения на различных этапах, понять, во что превратилось данное явление в ходе диалектического развития. Это дает возможность изучить любое явление с момента возникновения и проследить весь процесс его развития в исторической ретроспективе.

Предполагает изучение прошлого с учетом конкретно-исторической обстановки соответствующей эпохи, во взаимосвязи и взаимомообусловленности событий, с точки зрения того, как, в силу каких причин, где и когда возникло то или иное явление, какой путь оно прошло, какие оценки давались ему на том или ином этапе развития.

Принцип развития - один из основных методологических принципов познания. Этот принцип признает непрерывное изменение, преобразование и развитие всех предметов и явлений действительности, их переход от одних форм и уровней к другим. Фундаментальность этого принципа привела к формированию в составе философского знания особого его раздела – диалектики как учение о движении, изменении и развитии бытия и познания. В качестве источника движения и развития диалектика признает становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся объектов, т.е. развитие понимается ею как саморазвитие.

Движение как универсальное свойство природного и социального бытия было отменено уже Гераклитом и другими древними философами. Но наиболее полное и глубокое учение о развитии было создано немецким философом Г. Гегелем.

Принцип развития требует от познающего субъекта при исследовании всех явлений:

Применять так называемый процессуальный подход, который также называют историческим или диалектическим

При процессуальном анализе всех явлений опираться на соответствующий понятийный аппарат в виде таких основных терминов, как «процесс», «функционирование», «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «эволюция», «революция» и др.

Учитывать действие основных законов диалектики, таких, как развитие путем становления и разрешения внутренних противоречий, действие в процессах развития механизмов перехода количественных изменений в качественные, развитие через отрицание и др.

В ходе развития противоречивое единство общего и единичного, сущности и явления, формы и содержания, необходимости и случайности, возможности и действительности и т.д.

Методологический смысл диалектики состоит в том, что она устанавливая подвижность, изменчивость всех предметов и явлений, стремится тем самым сделать таким же и наш процесс познания.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.