Существует ли истина? Абсолютная и относительная истина. Отличие относительной истины от абсолютной Что есть истина существует ли абсолютная истина

Многие библейские выражения со временем утрачивают свой изначальный смысл, искажаются. Так, приводя известное выражение из Евангелия: «Не хлебом единым жив человек», всегда опускают вторую его половину – «но всяким словом, исходящим из уст Господа», и вряд ли с умыслом – скорее всего, по незнанию.

Сейчас, слава Богу, не составляет труда познакомиться с Библией, выходят книги, в которых ссылки на неё приводятся без уничижительно-ироничного оттенка. Но незнание современными россиянами Книги книг будет преодолено нескоро: более чем семидесятилетняя политика государственного атеизма дала свои плоды. До сих пор для многих является откровением, что источником значительной части распространённых крылатых выражений является Библия.

Автор этой книги, давний друг нашей редакции Валерий Григорьевич Мельников, собрал около двухсот наиболее известных крылатых выражений библейского происхождения, в надежде, что приведённые разъяснения помогут узнать их истинный смысл.

В поте лица (тяжким трудом). «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3, 19) – сказано Богом Адаму, изгоняемому из рая.

Вавилонское столпотворение (в переносном смысле – суматоха, полный беспорядок). На церковнославянском «столпотворение» – строительство столпа, башни. В книге Бытия рассказано о попытке людей построить в городе Вавилоне башню до небес, чтобы осуществить свои честолюбивые планы и обессмертить себя в глазах потомков. Бог наказал возгордившихся людей и, смешав их языки так, что они перестали понимать друг друга, рассеял их по всей земле (Быт. 11, 1–9).

Валаамова ослица. Ослица прорицателя Валаама заговорила человеческим языком, протестуя против побоев (Чис. 22, 21–33). Выражение применяется в ироническом смысле по отношению к неожиданно заговорившему, обычно молчаливому человеку.

Валтасаров пир (беззаботное времяпрепровождение в преддверии приближающейся беды). В книге Даниила (глава 5) рассказано о том, как во время пира халдейского царя Валтасара таинственной рукой на стене были начертаны пророческие слова о близкой его гибели. В ту же ночь Валтасар был убит.

Вернуться на круги своя (возвращение к началу какого-либо жизненного этапа). «И возвращается ветер на круги свои» (Екк. 1, 6) (по-церковнославянски – «на круги своя»).

Власть предержащие. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога» (Рим. 13, 1). В этом выражении апостол Павел говорит о принципе гражданской жизни христианина. По-церковнославянски высшим властям – властем предержащим. Употребляется в ироническом смысле по отношению к начальству.

Власть тьмы (торжество зла). «Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы» (Лк. 22, 53) – слова Иисуса Христа, обращённые к пришедшим взять Его под стражу.

Внести свою лепту (внести посильный вклад). Лепта – мелкая медная монета. По словам Иисуса, две лепты вдовы, положенные в храмовую жертвенницу, стоили гораздо больше богатых пожертвований, т.к. она отдала всё, что имела (Мк. 12, 41–44; Лк. 21,1–4).

Во главе угла (главное, приоритетное). «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» (Пс. 117, 22). Многократно цитируется в Новом Завете (Мф. 21, 42; Мк. 12, 10; Лк. 20, 17; Деян. 4, 11; 1 Пет. 2, 7).

Возвращение блудного сына. Блудный сын (раскаявшийся отступник). Из притчи о блудном сыне, повествующей о том, как один из сыновей, истребовав свою долю наследства, ушёл из отчего дома и стал вести беспутный образ жизни, пока не расточил всё наследство и не стал терпеть нужду и унижения. Вернувшись с раскаянием к отцу, был им с радостью прощён (Лк. 15, 11–32).

Волк в овечьей шкуре (лицемер, прикрывающий своё злонамерение мнимым благочестием). «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7, 15).

Врачу, исцелися сам. Церковнославянский текст выражения: «Врач! исцели самого себя» (Лк. 4, 23). Здесь Иисус Христос приводит известную в древнем мире пословицу, означающую: прежде чем давать советы другим, обрати внимание на себя.

Время разбрасывать камни, время собирать камни (всему своё время).

«Всему своё время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; ...время разбрасывать камни, и время собирать камни; ...время войне, и время миру» (Екк. 3, 1–8). Вторая часть выражения (время собирать камни) употребляется в значении: время созидания.

Выпить чашу до дна (претерпеть испытание до конца). «Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил» (Ис. 51, 17).

Всякой твари по паре. Из повествования о всемирном потопе – об обитателях Ноевого ковчега (Быт. 6, 19–20; 7, 1–8). Употребляется в ироническом смысле по отношению к пёстрой компании.

Глас вопиющего в пустыне. Выражение из Ветхого Завета (Ис. 40, 3). Цитируется в Новом Завете (Мф. 3, 3; Мк. 1, 3; Ин. 1, 23) по отношению к Иоанну Крестителю. Употребляется в значении: отчаянный призыв.

Гога и Магога (нечто страшное, свирепое). Гог – свирепый царь царства Магог (Иез. 38–39; Откр. 20, 7).

Голгофа – место, где был распят Христос. «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его» (Ин. 19, 17–18). Употребляется как символ страдания. В этом же значении применяется выражение «крестный путь» – путь Христа на Голгофу.

Голубь мира. Из повествования о всемирном потопе. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, принёс ему масличный лист, как свидетельство того, что потоп окончился, появилась суша, гнев Божий сменился милостью (Быт. 8, 11). С тех пор голубь с масличной (оливковой) ветвью стал символом примирения.

Грехи молодости. «Грехи юности моей... не вспоминай... Господи!» (Пс. 24, 7).

Да минует меня чаша сия. «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26, 39). Из молитвы Иисуса Христа в Гефсиманском саду накануне Распятия.

Дом, построенный на песке (нечто зыбкое, непрочное). «А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7, 26–27).

Допотопные времена, а также: допотопная техника, допотопные суждения и т.п. Употребляется в значении: очень древнее, существовавшее чуть ли не до всемирного потопа (Быт. 6–8).

Жнёт, где не сеял (пользуется плодами чужого труда). «Жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал» (Мф. 25, 24). «Берёшь, чего не клал, и жнёшь, чего не сеял» (Лк. 19, 21).

Заблудшая овца (человек, сбившийся с пути истинного). Из Евангельской притчи о радости хозяина, нашедшего и возвратившего в стадо одну заблудившуюся овцу (Мф. 18, 12–13; Лк. 15, 4–7).

Запретный плод. Из повествования о древе познания добра и зла, плоды которого Бог запретил срывать Адаму и Еве (Быт. 2, 16–17).

Зарывать талант в землю (не дать развиться способностям, заложенным в человеке). Из евангельской притчи о рабе, зарывшем в землю талант (мера веса серебра), вместо того чтобы употребить его в дело и получить прибыль (Мф. 25, 14–30). Слово «талант» впоследствии стало синонимом выдающихся способностей.

Земля обетованная (благодатное место). Земля, обещанная Богом иудейскому народу (древняя Палестина) при избавлении от египетского рабства. «И иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей и ввести его в землю хорошую и пространную» (Исх. 3, 8). Обетованной (обещанной) названа эта земля апостолом Павлом (Евр. 11, 9).

Змий-искуситель. Сатана в образе змея соблазнил Еву вкусить плоды с запретного дерева познания добра и зла (Быт. 3,1–13), за что она вместе с Адамом, которого угостила этими плодами, была изгнана из рая.

Золотой телец (богатство, власть денег). Из библейского повествования о поклонении иудеями во время странствия по пустыне вместо Бога тельцу, сделанному из золота (Исх. 32, 1–4).

Злоба дня (актуальная проблема данного времени). «Довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34). По-церковнославянски: «Довлеет дневи злоба его».

Знамение времени (типичное общественное явление для данного времени, проясняющее его тенденции). «Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времён не можете?» (Мф. 16, 3) – упрёк Иисуса Христа фарисеям и саддукеям, просивших Его показать знамение с неба.

Избиение младенцев (расправа над беззащитными). Когда царю Ироду стало известно, что в Вифлееме родился Христос, он велел убить всех младенцев возрастом до двух лет (Мф. 2, 16). Сын Ирода, Ирод Антипа, также был жестоким человеком – по его приказу был обезглавлен Иоанн Креститель. Имя Ирод, как символ жестокости, стало нарицательным, так же как и другие библейские имена: Голиаф – великан, Иуда – предатель, Каин – братоубийца.

Ищите и обрящете. В переводе с церковнославянского языка означает «ищите и найдёте» (Мф. 7, 7; Лк. 11, 9).

Камень преткновения (препятствие на пути). «И будет Он... камнем преткновения, и скалою соблазна» (Ис. 8, 14). Цитата из Ветхого завета. Часто цитируется в Новом Завете (Рим. 9, 32–33; 1 Пет. 2, 7).

Камни возопиют (крайняя степень негодования). «И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19, 39–40).

Камня на камне не оставить (разрушить до основания). «Не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено» (Мф. 24, 2) – пророческие слова Иисуса о предстоящем разрушении Иерусалима, которое произошло через 70 лет после Распятия Христа.

Кесарю – кесарево, Богу – Божье (каждому – своё). «Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» – ответ Иисуса Христа фарисеям на вопрос, нужно ли отдавать подать кесарю (Мф. 22, 21).

Книга за семью печатями (нечто недоступное). «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу... запечатанную семью печатями. ...И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землёю, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее» (Откр. 5, 1–3).

Козёл отпущения (существо, несущее ответственность за других). Животное, на которое символически возлагались грехи, совершенные всем израильским народом, после чего козёл изгонялся (отпускался) в пустыню. (Лев. 16, 21–22).

Колосс на глиняных ногах (нечто грандиозное с виду, но имеющее легко уязвимые места). Из библейского рассказа о сне царя Навуходоносора, в котором он увидел огромного металлического истукана (колосса) на глиняных ногах, рухнувшего от удара камня (Дан. 2, 31–35).

Корень зла (источник зла). «Как будто корень зла найден во мне» (Иов. 19, 28). «Ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6, 10).

Кто не со мною, тот против меня. Кто не с нами, тот против нас. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12, 30). Этими словами Иисус Христос подчёркивает, что в духовном мире существует только два царства: добра и зла, Бога и сатаны. Третьего не дано. Народная мудрость гласит на этот счёт: «От Бога отстал – к сатане пристал». К сожалению, частое повторение этого выражения власть предержащими исказило его первоначальный смысл.

Кто с мечом придёт, от меча и погибнет. «Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26, 52).

Краеугольный камень (нечто важное, основополагающее). «Я полагаю в основание на Сионе камень – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утверждённый» (Ис. 28, 16).

Кто не работает, тот не ест. «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3, 10).

Ложь во спасение (ложь во благо обманываемого). Искажённое понятие церковнославянского текста: «Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется» (Пс. 32, 17), что означает: «Ненадёжен конь для спасения, не избавит великою силою своею».

Манна небесная (неожиданная помощь). Пища, посланная Богом с неба израильскому народу во время скитаний в пустыне (Исх. 16, 14–16; Исх. 16, 31).

Мафусаилов век (долголетие). Мафусал (Мафусаил) – один из первых библейских патриархов, который прожил 969 лет (Быт. 5, 27).

Мерзость запустения (крайняя степень разорения, грязь). «И на крыле святилища будет мерзость запустения» (Дан. 9, 27). «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте... тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» (Мф. 24, 15–16).

Метать бисер (понапрасну тратить слова перед людьми, не желающими или не умеющими оценить их смысл). «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими» (Мф. 7, 6). По-церковнославянски жемчуг – бисер.

Не ведают, что творят. «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34) – слова Иисуса Христа при распятии, звучащие по-церковнославянски так: «Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят».

Не от мира сего. «Вы от мира сего, Я не от сего мира» (Ин. 8, 23) – из разговора Иисуса Христа с иудеями, а также «Царство Моё не от мира сего» (Ин. 18, 36) – ответ Христа Понтию Пилату на вопрос, Он ли есть Царь Иудейский. Выражение применяется по отношению к людям, отрешённым от реальностей жизни, чудакам.

Не сотвори себе кумира. Выражение из второй заповеди Божьей, запрещающей поклонятся ложным богам, идолам (Исх. 20, 4; Втор. 5, 8).

Не судите, да не судимы будете. Цитата из Нагорной проповеди Иисуса Христа (Мф. 7, 1).

Не хлебом единым. «Не одним хлебом живёт человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» (Втор. 8, 3). Цитируется Иисусом Христом во время Его сорокадневного поста в пустыне в ответ на искушение сатаны (Мф. 4, 4; Лк. 4, 4). Употребляется по отношению к пище духовной.

Невзирая на лица . «Не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушайте» (Втор. 1, 17). «Имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица» (Иак. 2, 1).

Неопалимая купина (символ вечного, непреходящего). Горящий, но несгорающий куст терновника, в пламени которого Ангел Господень явился Моисею (Исх. 3, 2).

Нести свой крест (покорно переносить тяготы своей судьбы). Иисус Сам нёс крест, на котором Ему предстояло быть распятым (Ин. 19, 17), и лишь когда Он изнемог, римские воины заставили нести крест некоего Симона Киринеянина (Мф. 27, 32; Мк. 15, 21; Лк. 23, 26).

Нет пророка в своём отечестве. «Никакой пророк не принимается в своём отечестве» (Лк. 4, 24). «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём» (Мф. 13, 57; Мк. 6, 4).

Ни на йоту не уступить (не уступить ни на малость). «Ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё» (Мф. 5, 18), т.е. недопустимо даже малейшее отклонение от закона, пока не исполнятся все предначертания. Под йотой здесь подразумевается знак древнееврейского алфавита – йод, по форме похожий на апостроф.

Ничтоже сумняшеся. Ничтоже сумняся. «Но да просит с верою, нимало не сомневаясь» (Ик. 1, 6). По-церковнославянски: «Да просит же верою ничтоже сумняся». Выражение употребляется в ироническом смысле: не слишком сомневаясь.

Нищие духом. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3). Одна из девяти евангельских заповедей блаженства. Нищие духом – смиренные, лишённые гордыни, всецело доверяющие Богу; по выражению Иоанна Златоуста – «смиренномудрые». В настоящее время выражение употребляется в совершенно ином смысле: ограниченные люди, лишённые духовных интересов.

Око за око, зуб за зуб. «Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать» (Лев. 24, 20; Исх. 21, 24; Втор. 19, 21) – ветхозаветный закон, регламентирующий степень ответственности за преступление, смысл которого: человеку, причинившему повреждение другому, не может быть установлено наказание больше содеянного, причём ответственность за это нёс конкретный виновник. Закон этот имел очень важное значение, т.к. ограничивал распространённую в древние времена кровную месть, когда за преступление человека одного рода по отношению к представителю другого рода мстили всему роду, причём местью (как правило, независимо от степени вины) была смерть. Этот закон предназначался судьям, а не отдельному человеку, поэтому совершенно неверно современное толкование «око за око» как призыв к мести.

От лукавого (лишнее, ненужное, сделанное во вред). «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5, 37) – слова Иисуса Христа, запрещающие клясться небом, землёю, головою клянущегося.

Отделять плевелы от пшеницы (отделять истину от лжи, плохое от хорошего). Из евангельской притчи о том, как враг посеял плевелы (злостные сорняки) среди пшеницы. Хозяин поля, опасаясь, что при выборке плевел можно повредить неокрепшую пшеницу, решил дождаться созревания её и тогда выбрать сорняки и сжечь (Мф. 13, 24– 30; 36–43).

Отряхнуть прах от своих ног (навсегда порвать с чем-либо, отречься с негодованием). «А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших» (Мф. 10, 14; Мк. 6, 11; Лк. 9, 5; Деян. 13, 51). В основу данной цитаты положен древний иудейский обычай отрясать с ног дорожную пыль при возвращении в Палестину из путешествий в языческие страны, где даже дорожная пыль считалась нечистой.

Первым бросить камень. «Кто из вас без греха, первый брось на неё камень» (Ин. 8, 7) – слова Иисуса Христа в ответ на искушения книжников и фарисеев, приведших к Нему женщину, уличенную в прелюбодеянии, смысл которых: не имеет морального права человек осуждать другого, если сам грешен.

Перекуём мечи на орала (призыв к разоружению). «И перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2, 4). Орало – плуг.

Питаться мёдом и акридами (строго соблюдать пост, чуть ли не голодать). Иоанн Креститель, живя в пустыне, вёл аскетический образ жизни и питался диким мёдом и акридами (саранчой) (Мк. 1, 6).

Плоть от плоти (родственная близость). «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» – слова о Еве, созданной Богом из ребра Адама (Быт. 2, 23).

По букве и духу. «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3, 6). Употребляется в значении: отнестись к чему-либо не только по внешним формальным признакам (по букве), но и по внутреннему содержанию и смыслу (по духу). Иногда в значении «формальность, противоположная сущности, смыслу» употребляется выражение «мёртвая буква».

Посыпать голову пеплом (знак крайнего отчаяния и скорби). Древний обычай иудеев в знак скорби посыпать голову пеплом или землёю. «И возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу» (Иов. 2, 12); «... разодрал одежды свои и возложил на себя... пепел» (Есф. 4, 1).

Почивать от трудов праведных (отдыхать после трудных и полезных дел). Из библейского повествования о сотворении мира: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2, 3).

Превращение Савла в Павла (резкая смена своих убеждений). Савл был ярым гонителем первых христиан, но, после того как ему однажды явился Иисус Христос, стал одним из главных проповедников и основателей христианства – апостолом Павлом (Деян. 9, 1–22).

Прилип язык к гортани (потерять дар речи от неожиданности, от возмущения). «Язык мой прильпнул к гортани моей» (Пс. 21, 16).

Притча во языцех (у всех на устах, предмет общего разговора). «И будешь... притчею и посмешищем у всех народов» (Втор. 28, 37). По-церковнославянски «у всех народов» – «во всех языцех».

Продать за чечевичную похлёбку (поступиться чем-либо важным ради мелкой выгоды). Исав, старший из сыновей библейского патриарха Исаака, будучи голодным и усталым, продал младшему брату Иакову право своего первородства за чечевичную похлёбку. (Быт. 25, 29–34).

Путеводная звезда Вифлеемская звезда, указывающая путь восточным мудрецам (волхвам), которые шли поклониться родившемуся Христу (Мф. 2, 9). Употребляется в значении: то, что направляет чью-либо жизнь, деятельность.

Святая святых (сокровенное, тайное, недоступное для непосвященных) – часть скинии (походного иудейского храма), отгороженная завесой, входить в которую могли только первосвященники один раз в год. «И будет завеса отделять вам святилище от Святая Святых» (Исх. 26, 33).

Скрежет зубовный. «Там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8, 12) – слова Иисуса об ужасах ада. В переносном смысле употребляется как бессильная ярость.

Слуга двух господ (человек, который тщетно пытается угодить одновременно многим). «Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а другому нерадеть» (Лк. 16, 13).

Служить маммоне (чрезмерно заботиться о богатстве, материальных благах). «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6, 24). Маммона – богатство или земные блага.

Смертный грех. Апостол Иоанн говорит о грехе к смерти и грехе не к смерти (1 Ин. 5, 16–17). Грехом к смерти (смертным грехом) считается грех, который нельзя искупить.

Содом и Гоморра (распущенность, а также крайняя неразбериха). Из библейского повествования о городах Содоме и Гоморре, которые Бог покарал за распущенные нравы их жителей (Быт. 19, 24–25).

Соль земли. «Вы – соль земли» (Мф. 5, 13) – слова Иисуса Христа по отношению к верующим, означающие: лучшая, полезная для общества часть людей, в обязанности которых входит хранить свою духовную чистоту. В древности соль считалась символом чистоты.

Суета сует. Имеется в виду малость людских хлопот и дел перед Богом и Вечностью. «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – всё суета!» (Екк. 1, 2).

Тайна сия велика есть. Церковнославянский текст выражения из Послания к Ефесянам (гл. 5, стих 32). Употребляется по отношению к чему-либо недоступному, тщательно скрываемому; часто в ироническом смысле.

Терновый венец (тяжкие испытания). Перед распятием воины надели Христу на голову колючий терновый венец (Мф. 27, 29; Мк. 15, 17; Ин. 19, 2).

Тридцать сребренников (символ предательства). За тридцать сребренников Иуда предал Христа первосвященникам (Мф. 26, 15). Сребренник – древняя иудейская монета, по достоинству равная четырём греческим драхмам.

Труба иерихонская (не в меру громкий голос). Из повествования об осаде иудеями города Иерихона, когда от звука священных труб и от крика осаждающих рухнули стены города (Нав. 6).

Тьма кромешная (символ ада). «А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8, 12). По-церковнославянски «тьма внешняя» – «тьма кромешная».

Умывать руки (устраниться от ответственности). «Пилат, видя, что ничто не помогает... взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего» (Мф. 27, 24). Римский прокуратор Понтий Пилат совершил принятое среди иудеев ритуальное умывание рук в знак непричастности к совершаемому убийству (Втор. 21, 6–9).

Фарисейство (лицемерие). Фарисеи – религиозно-политическая партия в древней Иудее, представители которой были сторонниками показного строгого исполнения обрядовых сторон иудейской религии. Иисус, обличая религиозное ханжество, часто называл их лицемерами: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры» (Мф. 23, 13; 23, 14; 23, 15; Лк. 11, 44).

Фиговый листок (недостаточное, поверхностное оправдание чего-либо, а также лицемерное прикрытие чего-либо постыдного). Адам и Ева, познавшие стыд после грехопадения (вкушения запретного плода с древа познания добра и зла), опоясались листьями смоковницы (фигового дерева) (Быт. 3, 7). Скульпторы часто использовали фиговый листок при изображении нагого тела.

Фома неверующий (сомневающийся человек). Апостол Фома не сразу поверил в воскресение Христа: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). Последующим апостольским служением и смертью ради веры Христовой апостол Фома искупил своё минутное сомнение.

Хлеб насущный (необходимое пропитание). «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» (Мф. 6, 11; Лк. 11, 3) – из молитвы Господней.

Хляби небесные (ныне шуточное выражение о проливном дожде). Из библейского повествования о всемирном потопе: «Разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей» (Быт. 7, 11). По-церковнославянски «окна» – «хляби».

Хранить как зеницу ока (хранить, как самое драгоценное). «Храни меня, как зеницу ока» (Пс. 16, 8). «Хранил его, как зеницу ока Своего» (Втор. 32, 10).

Печатается по оригинальному изданию (г. Новосибирск )

Истина сокрыта в глубине беспредельности.
Демокрит.

Я есмь путь и истина и жизнь.
Иисус Христос (Иоан. 14.6).

Истина есть Бытие.
Книга УФС.

Имеется множество определений Истины, что свидетельствует только об отсутствии истинного представления о ней. Складывается впечатление, что Истина вообще надуманное условное понятие, существующее лишь в формальной логике и малопригодное в реальности. По классической или корреспондентской концепции – это знание, соответствующее действительности (Аристотель, Бэкон, Гольбах, Спиноза и др.); по онтологической – это постижимая идея, находящаяся в основе реальности (Платон); по конвенциональной – это непротиворечивое знание, согласованное с коллективным опытом (Пуанкаре, Дюркгейм); по когерентной – это логическое соответствие новой истины доказанной истине (Лейбниц, Рассел); по интуитивистской – это интуитивно очевидное знание, не нуждающееся в доказательстве (Декарт, Галилей); по априористской – это изначальные присущие всеобщие формы знаний априорно присутствующие в разуме человека (веданта, Кант); по диалектике – это сущность бытия (Гегель); по аксиологической или психологической – это оценочное понятие в иерархии ценностей, принимаемое на веру; по праксиологической или экзистенциальной – это то, что практически значимо для человека и способствует его самореализации; по эмпирической – это соответствие опыта и теории.

Самое современное определение: истина – адекватное отображение объективной реальности познающим субъектом, на самом деле, является полной наукообразной чушью, поскольку современная наука в виде квантовой механики занимается чисто идеальными математическими субъективными конструктами, которые, тем не менее, подтверждаются экспериментально. В ней вся реальность субъективна, непредставима физически и иной, и быть не может.

При рассмотрении категории истины надо исходить из того, что истина есть понятие, выражаемое в языке, есть понятие историческое и есть понятие фундаментальное или онтологическое. Слова истина или суть происходят из бореального или ностратического языка от фонемы и-са или и-су, означающей соединенный свет или остановленный свет, то есть то, что остается после замерзания воды в сосуде ice (англ.) или Eis (нем.) – лед. Это и было первым осмыслением понятия истины как того, что скрыто за внешней формой. Отсюда имя Иса или Иисус – Светоносный, богиня Исис (двойная ис) – Снежная Королева льда и холода, которые произошли из древней Гипербореи.

С другой стороны ис означает связывать соединять с собой или есть – потреблять пищу, сохранившееся в санскрите как исти – жертва божеству в виде пищи. Древние понимали фундаментальность пищи как необходимой основы, чтобы жить или быть-существовать. Отсюда широко употребляемые is (англ.) и ist (нем.) в смысле быть, являться. В этом понятии скрыто, заключены вопросы, что мы есть, в чем смысл нашего появления и поиск ответа, зачем мы есть? Именно в этом и заключается все дальнейшее развитие понятия Истины. Таким образом, уже в глубочайшей древности путем осмысления реальности сформировалось понятие Истины как скрытой жизненно необходимой основы Бытия.
Кроме того на санскрите сущность или истина обозначена словом Саттва состоящем из бореальных существительных сат – свет и ва – вода, поток, путь, что означало сперва путь вдоль воды, а потом Путь Света или Путь Истины. Это подтверждает равнозначность обоих смыслов истины и исходное происхождение понятия. Отсюда же происходит древнейший обычай жертвоприношения или принесение пищи богам (прасад) для поддержания их сущности или бытия.

Следовательно, Бытие есмь Истина, а Истина суть Тайна бысть. Среди философов прошлого к проблеме Истины ближе всего приблизился П. А. Флоренский в известных работах «Столп и утверждение Истины» (1914) и «Мнимости в геометрии» (1922). В первой он выводит слово истина, из глагола есть, и сводит его к глаголу дышать как основному признаку живого существа. При этом он упускает то, что смысл понятия есть много шире чем дышать, поскольку дышать, в том числе поедать воздух. Значит, глагол есть, уже является необходимым и достаточным признаком живого существа и не нуждается в дополнительном обосновании.

Он приходит к тому же выводу что русское понимание истины – это «пребывающее существование» или «живое существо». На основе этимологических сравнений Флоренский выделяет 4 аспекта истины: русский онтологический как суть жизни, греческий гносеологический как вечные вневременные постулаты, римский юридический как данные законы и иудейский исторический как последовательность пророчеств-заповедей. Из этого видно, что истина людей достоверна, но субъективна. Однако ни трансцендентальная рациональность (высшая логика), ни чувственный мистический опыт, ни подсознательно-мистическая интуитивность не дают полной достоверности истины. Ибо вопрос «Что есть истина?» подразумевает «Зачем нужна истина?».

Рассматривая истину с позиции закона тождества или данности А=А он приходит к невыводимости истины как логической догмы из самой себя. С другой стороны он приходит к выводам что: 1) абсолютная Истина есть, т.е. – она безусловная реальность; 2) она познаваема, т.е. – она безусловная разумность; 3) она дана, как факт, т.е. является конечною интуицией и имеет строение бесконечной цепочки смысловых утверждений (дискурсии). Отсюда вывод – Истина есть интуиция-дискурсия, содержащая в себе синтезированный бесконечный ряд оснований, который при интегрировании сводится в единицу или Единство.

В подтверждение многозначности Истины можно привести следующий ряд истин: философская – в понятии, математическая – в формуле, геометрическая – в фигуре, логическая – в безупречности рассуждения, физическая – в вещи (материи), человеческая – в общении, божественная – в откровении, духовная – в Боге, искусства – в совершенстве, историческая – в преображении человека, истина жизни – в смене поколений и т. д.

«Итак, если Истина есть, то она - реальная разумность и разумная реальность; она есть конечная бесконечность и бесконечная конечность, или, - выражусь математически, - актуальная бесконечность, - бесконечное, мыслимое как целокупное Единство, как единый, в себе законченный Субъект. Но законченная в себе, она несет с собою всю полноту бесконечного ряда своих оснований, глубину своей перспективы. Она - солнце, и себя и всю вселенную озаряющее своими лучами, бездна её есть бездна мощи, а не ничтожества. Истина - движение неподвижное и неподвижность движущаяся». Таким образом по Флоренскому Истина есть абсолют Веры или Бог и это явилось естественным пределом философских суждений того времени. В своей логике он в конечном итоге вернулся к Единому Платона, предположившему, что множество произошло из единого, обосновываемое исходящим из самого себя.

В рассуждении о бесконечном, Флоренский оперирует понятием актуальной бесконечности, которая есть множество представлений (суждений, теорем, символов), и которое не ограничено количеством, но определено формулировкой. Примеры: замкнутая поверхность любой формы, число точек которой бесконечно, иррациональные числа, в том числе мировые константы (постоянная Планка, Больцмана, гравитационная, скорость света и др.), основные философские категории – Истина, Бытие, Бог, Смысл и т.д. Здесь Флоренский вплотную приблизился к представлениям квантовой теории (КТ) и в частности к пониманию когерентного состояния квантовой системы, которое в этом случае является суперпозицией (наложением) бесконечного числа всех возможных ее состояний (значений), и которая, в тоже время, определенна как целое.

КТ рассматривает окружающую реальность, начиная с Универсума, как замкнутую систему обладающую «запутанностью» своих состояний или нелокальностью и описывается заданием вектора состояния (волновой функцией). Запутанное состояние – особая форма квантовой корреляции, которая возникает в системах или подсистемах одной системы, бывших во взаимодействии, но разделенных (чаще всего условно). В этом состоянии, представляющим собой суперпозицию альтернативных состояний любые флуктуации в одной части подсистемы мгновенно сообщаются другой подсистеме, без передачи энергии. Это означает, что во Вселенной как целом, все связано со всем и все имеет смысл. Поэтому в ней ничего не напрасно, и каждый может ощутить ее всеединство в зависимости от степени своей концентрации.

На основе этого, сравнивая Единое Платона и Флоренского с чистым запутанным состоянием Универсума, можно сопоставить ему, вектор состояния, квадрат плотности амплитуды вероятности которого равен единице, что означает вероятность существования Вселенной (Универсума) есть единица. Отсюда, все множественное получается разбиением единицы на части, а в своей совокупности при интегрировании они снова дают единицу. Можно сказать, что любые числа, кроме нуля, есть масштабированные версии единицы. Именно это пытался обосновать П. Флоренский. В свою очередь в нуле заключается смысл абсолютного Ничто скрывающего Все и находящегося за проявленной Единицей.

Реальность Вселенной вполне очевидна, поскольку мы наблюдаем ее «изнутри» как вовне, так и в себе. Так, в свете современных научных представлений, философские озарения прошлого получают математическое обоснование. В свете КТ получает достаточное обоснование введенная Флоренским высшая форма закона тождества когда А становится А, посредством не-А, и которые являются запутанными состояниями подсистем находящимися в когерентном (нелокальном) состоянии одновременно А и не-А взаимообуславливая друг друга, а при декогеренции проявляется только одно состояние А или не-А.

Аналогично, на основе КТ, следующему уровню состояния подсистемы Вселенной сопоставляется вектор состояния с квадратом амплитуды 2 и вероятностью 0,5. Это Уровень Двойственности или единства противоположностей, ярко проявленный в микромире. Уровню двойственности в сфере сознания-разума, соответствует логика альтернативности и двуликие божества, сочетающие одновременные противоположности.

Далее Триадности мира отвечает уровень с квадратом амплитуды вероятности 3 и вероятностью около 0, 33. Это наш триадный трехкоординатный мир, который основан на приближенных динамичных константах, самые известные из которых, e равная 2, 72 и пи равное 3, 14. Уровню сознания-разума здесь должна соответствовать триадная логика с включенным третьим и трехликие божества. Поэтому сразу становятся понятными Святая Троица, интуитивно утвердившаяся в христианстве и Тримурти в индуизме. Все это отражения Единого в суперпозиции трех квантовых состояний. В свете КТ, становится вполне понятным обоснование трех ипостасей, приведенное Флоренским на основе творческой интуиции или божественного озарения и только сейчас получившим научное подтверждение. Действительно, в нашей реальности «число три имманентно истине» и ипостасей не может быть меньше трех, причем триадность внутренне необходима нашему миру, поскольку придает ему непоколебимую устойчивость и динамику развития. Триадность создала разум человека и направила его разум между крайностями альтернатив к совершенству. Именно на этом уровне становится понятным, в какой степени принцип триадности еще неосознан человеком и к каким страданиям ведет эта неосознанность.

Всеобщее свойство триадности проявленного мира нашло свое обобщение в виде закона максимумов случайных рядов или «закона троек» Е. Слуцкого (1927г). Он гласит: в случайном периодическом процессе каждый третий максимум выше предшествующих, а каждый шестой выше третьего и т.д. Закон не зависит от характера самого ряда и отражает структурные свойства реальности. На этом явлении образованы многочисленные последовательности, давно замеченные людьми. Например: «Девятый вал» Айвазовского, классификация форм рельефа от песчинки до Гималаев кратная 3,14 (В. В. Пиотровский), периодичность солнечной активности, цикличность тектонических и климатических процессов, периодичность исторического процесса кратного трем поколениям людей (72 года) и многое другое. В этом находит отражение всеобщность квантования и фрактальности нашего макромира, которые основаны на периодичности приближенно равной трем в степени N. Таким образом, на нашем уровне восприятия, Вселенная есть организм, находящийся в режиме квазислучайного автоколебательного процесса с ритмом кратным трем. Более точно – это пульсирующий спирально циклический процесс, заключающийся в чередовании ускорения и замедления, расширения и сжатия, интенсивной и экстенсивной динамики (скачкообразности развития).

Таким образом, подтверждается утверждение Флоренского о том, что истина существует и имеет три ипостаси, но познание ее выходит за рамки классической логики, которая, в этом случае, является поверхностной и есть лишь частный случай более общей квантовой энтропийной логики, основанной на представлениях КТ. По Флоренскому познание «не есть захват мертвого объекта хищным гносеологическим субъектом, а живое нравственное общение личностей, из которых каждая для каждой служит и объектом и субъектом. В собственном смысле познаваема только личность и только личностью». Явленная Истина есть любовь, складывающаяся из метафизической триады Истина, Добро, Красота. «Истина есть «Я» личное взаимное с «Я» Вселичным, Добро есть действие или обмен между ними в форме Любви, Красота есть созерцание вовне и внутри. При этом «Я», есть Бог-Отец, действующий вовне и во мне как Бог-Сын, одновременно радостно созерцающий гармонию этой любви, как подобие малого и великого в Духе Святом».

Именно в этом раскрывается подлинный скрытый смысл Триединства ипостасей, когда Бог-Отец – Слово переходит в Бога-Сына – Дело (действие любви), направляемое божественной Мыслью или Духом Святым. И глубоко прав Флоренский в том, что любовь субстанциональный акт, переходящий с субъекта на объект и имеющий в нем опору, в отличие от знания и психических эмоций. Именно так божественная любовь или творческое озарение нисходит на человека и в этом ее онтологизм. Просто любить невидимого Бога – значит пассивно открывать перед Ним свое сердце и ждать нисхождения божественной любви и это лишь начало. Напротив, надо активно любить Бога в человеке и любом живом существе, и только тогда неожиданно, но осознанно, придет чувство человечности Бога и его любви.

Истина есть живое беспредельное субъективное всечеловеческое понятие и поэтому она сама себя делает Истиной в ходе своего развития. Она Едина и Триедина одновременно, складываясь из трех аспектов: праксиологического, заключающегося в познавательно – практической деятельности; аксиологического, заключающегося в высшей ценности жизни и разума; бытийного, заключающегося в духовной направленности к Богу всей жизни человека. Упрощенно, Истина заключается в физике, в человеке и в Боге, как высшей инстанции.

Критерий Истины заключается в Триединстве Единого Бога, проявляющегося в нас как Святая Троица: Бог-Отец – Слово божие, данное человеку как речь, Бог-Сын, как деяние человека по слову божию, возникшему от Духа Святого, данного человеку как Мысль божия, имя которой Любовь к Богу в человеке и Мире Живом. Все что не соответствует этому, есть искажение Истины или Ложь. Лжецы не пройдут в Царствие Небесное к Жизни Вечной, а будут всегда пребывать в кругах поиска и обретения Истины. Критерий Истины в единстве мысли, слова и дела, основанных на любви к миру жизни, к человеку и на вере в вечность жизни, стремящейся к божественному состоянию. Отсюда видно как далеко отклонились люди от Истины и поэтому кризис человека есть кризис Истины, утраченной в погоне за материальностью.

В ответе на вопрос, в чем же заключается конкретная Истина, Флоренский, опережая свое время, обращается к переднему краю научных представлений своей эпохи. Именно поэтому его научные представления о нашем и ином мире, изложенные в книге «Мнимости в геометрии», только сейчас становятся в полной мере, доступны пониманию. Его подход к мироустройству основывается на свойствах комплексных чисел, в их представлении на двухсторонних и односторонних поверхностях (плоскостях) различной толщины. На примере плоской (двухмерной) односторонней поверхности (ленты Мёбиуса) он обосновал, что переход действительность-мнимость всего лишь смена системы координат, когда «тело (объект) выворачивается через самого себя», то есть приобретает мнимые (отрицательные или противоположные) для нас характеристики. При этом оно остается реальным для себя и своего существования уже в другой действительности.

По Флоренскому: «Все пространство мы можем представить себе двойным, составленных из действительных и совпадающих с ними мнимых гауссовых координатных поверхностей, но переход от поверхности действительной к поверхности мнимой возможен только через разлом пространства и выворачивание тела через самого себя». Сложность понимания здесь в том, что очень трудно представить одностороннюю трехмерную поверхность, подобную ленте Мёбиуса, но в трех измерениях.

Для объяснения этого он обращается к понятиям теории относительности, когда, при достижении скорости света, размеры материального тела и относительное время обращаются в нуль, а масса в бесконечность. Упрощенно это означает, что тело исчезает, то есть «приравнивается» ко всей Вселенной, а остается тонкая структура или «душа», переходящая в другую систему координат. При этом Флоренский предположил, что подобного состояния можно достичь не только на сверхсветовых скоростях, но и другими способами. Одним из них является разделение души и тела в момент смерти, другим способом является выход в состояние нирваны или самати, путем максимального снижения телесной и мыслительной деятельности и третьим способом является творческое озарение или прозрение в сфере искусства.

К настоящему времени все эти способы получили практическое подтверждение. Эффект скорости подтвержден опытом космонавтов при тренировках на центрифуге с большим ускорением, когда можно увидеть себя со спины из-за механического выдавливания тонкой структуры из физического тела. Второй способ подтверждается многочисленными описанными опытами клинической смерти и йогических практик. Пример третьего способа приведен Флоренским на основе описания путешествия Данте по потусторонним мирам, когда при спуске в Ад и достижении его центра ощущаемые верх и низ меняются местами (Божественная комедия в пер. М. Лозинского, песнь 34, строфы 73 – 79), что подтверждает достоверность этого творческого опыта. Кроме этого существует много других фантастических описаний творческого проникновения в иной мир, самые известные из которых описания Я. Беме, Э. Сведенборга, Д. Андреева, Ю. Петухова. Сам расцвет жанров фантастики и фэнтэзи в наши дни является показателем роста возможностей творческого проникновения в иномир.

Теперь рассмотрим рассуждения Флоренского с позиции современной КТ на основе ее главных направлений: теории запутанных состояний, теории декогеренции и квантовой теории информации. Современная КТ – это не только и не столько теория поведения микрочастиц, а наиболее полное описание любых объектов реальности. По сути это новая фундаментальная мировоззренческая концепция, объясняющая материю и сознание как одно целое в понятиях квантовых состояний, которые являются одновременно локальными и нелокальными, связывающими всю Вселенную в целостность.

В понятиях КТ весь Универсум (вселенная) на самом глубинном или наивысшем энергоинформационном (ЭИ) уровне есть замкнутая квантовая система, находящаяся в чистом запутанном состоянии, означающим «все в одном, одно во всем». Это полная когерентность системы или суперпозиция (наложение) всех возможных ее состояний (всеобщая потенциальность). Со стороны (как объект) оно не наблюдаемо, поскольку система полностью уравновешена и находится в несепарабельном (неразделимом) состоянии, которое можно только ощутить, и оно называется Абсолют, Брахман, Дао и т.п. Ощутимость показывает, что мы тоже принадлежим к этой системе и нелокальны (спутаны) с ней.

Система описывается комплексным вектором состояния, имеющим действительную и мнимую части наподобие комплексного числа. Действительной части системы соответствует Свет (видимость), а мнимой Тьма (невидимость). Это видимая и невидимая части единой Вселенной. При этом обе части системы инвариантны по отношению к системе координат, то есть, то, что является светом в нашей части, есть тьма в иной части и наоборот. Физический барьер между этими частями системы называется скоростью света. Наша видимая часть Вселенной устроена по принципу вложенных фрактальных структур или подсистем (квазизамкнутых структур), которые различаются по степени сепарабельности или уровню плотности ЭИ (амплитуде) параметра. Чем выше сепарабельность, тем больше система расщепляется на большее число объектов с большей плотностью, которые мы, в нашем мире, ощущаем как вещество, хотя на самом деле это лишь степень ЭИ плотности единой субстанции. Каждая из подобных квазизамкнутых подсистем может, в определенном смысле, считаться актуальной бесконечностью по Флоренскому.

В свете КТ человек является плотной (материальной) суперпозицией (наложением) или системой квантовых состояний (волновых функций). Эволюция этой системы, называемая жизнью, заключается в накоплении и передаче информации. Именно этот процесс формирует множественные тонкоматериальные квантовые состояния, спутанные между собой и окружающим миром, называемые душой и духом. По УФС эти состояния называются эмоционально ментально интуитивным комплексом, а в обыденном понимании известны как мир чувств, рассудка и интуиции.

В обыденной жизни фрактальность выражается в принципе аналогии (изоморфизма), означающем «как вверху, так и внизу», и который, по УФС, является одним из составляющих принципа эволюционности. Это означает, что эволюция любых систем в ключевых моментах повторяет предшествующую эволюцию и известна, как онтогенез повторяющий филогенез. Это является отражением закона сохранения энергии – информации и называется принципом кратчайшего пути или минимизации энергии за счет роста информации. Отсюда видно, что представления П. Флоренского нашли полное подтверждение в современной науке.

На основе изложенного, в качестве рабочей гипотезы можно предложить новое понимание истинной Реальности или предельной современной Истины. Вселенная, представляет собой единую квантовую систему, состоящую из видимой и невидимой частей. Ее видимая часть, составляющая около 5% от всей, есть целесообразно устроенный разумный организм или система, образованная из вложенных друг в друга фрактальных (самоподобных) подсистем (принцип матрешки), в основе которых информация. Другая большая часть этой системы скрыта от наблюдения и представляет собой идеальный тонкоматериальный мир.

Высшим известным выражением информационной сути видимой Реальности является человеческий разум (любой живой разум), возникший на основе изначально заданного антропного принципа. Основываясь на принципе аналогии, можно предположить, что высшим выражением невидимой части Вселенной тоже является разум, но уже космический, поскольку это тонкоматериальный мир, имеющий противоположные качества относительно нашего мира. Это противоположности мира земного и мира небесного. Основываясь на этом, а также на том, что невидимая часть Вселенной составляет ее большую часть, следует предположить, что тонкоматериальная форма жизни и разума является основной формой жизни в ней, в виде вечного космического существа.

Из этого следует, что Вселенная предназначена для удобного существования разума, соразмерно с масштабами и скоростями вселенских процессов. В свою очередь, это значит, что разум должен иметь самосознание (личностность) наивысшего качества, вечное (очень длительное) существование путем прямого усвоения энергии, способность мгновенного обмена информацией и сверхвысоких скоростей перемещения. Однако за вечность и неизменность существования космических существ, возможно, им приходится платить невозможностью изменять качество своего разума, и невозможностью прямого размножения. Возможно, это и является главной проблемой тонкоматериального мира.

Телесная форма жизни в виде человека крайне неудобна для Космоса, поскольку создает трудности с питанием, дыханием и восприятием из-за узкого диапазона воспринимаемых частот, опасности из-за ионизирующих излучений и гравитации, требует скафандра и звездолета. Поэтому она, по-видимому, является всего лишь начальной эмбриональной ступенью его эволюции, которая, видимо, возможна только в материальном мире, на что указывает вся известная мифология о «жизни богов». Поэтому логично предположить, что Земля и другие планеты земного типа являются инкубаторами или питомниками по сотворению и начальному воспитанию космических существ. Это предположение соответствует основному принципу эволюции жизни, заключающемуся в смерти и последующем возрождении в новом качестве, что и утверждают все известные религии.

При этом, становится легко объяснима популярная проблема «молчания космоса» – здесь просто некому и незачем общаться, ибо какой смысл в общении «младенцев» на огромных космических расстояниях. Тоже и с проблемой НЛО, когда нас просто посещают наблюдатели из иного мира, с целью изучения особенностей и тенденций нашего развития.

В свете этой гипотезы получают непротиворечивое объяснение почти все фундаментальные проблемы человеческой жизни. Прежде всего, это необходимость воспитания наивысших позитивных качеств или духа, на что указывают все древние религии. Это позволяет создать устойчивую тонкоматериальную систему, в основе которой привязанность к жизни, сцепленность со всеми ее сторонами. Именно так ощущается в реальности квантовая спутанность в сознании человека, которая становится основой внетелесной формы. Кроме того иная жизнь – это тоже деятельность, о которой мы практически ничего не знаем, но можно подозревать, что она подобна нашей, но оперирует в космических масштабах с огромными энергиями, значительными массивами сложнейшей информации и высочайшими сверхсветовыми скоростями. Это требует мгновенной реакции, высшей самодисциплины и ответственности при высокой духовности. Наши же представления об ином мире подобны впечатлениям дикаря времен палеолита, заглянувшего в современный мир сквозь щель в заборе и, по сути, являются сказками.

По-видимому, формирование космического сознания на основе человеческого разума, очень сложный процесс, требующий нескольких циклов жизни и специального отбора по личностным качествам. Подобный отбор известен в форме Чистилища, Рая и Ада, которые являются ступенями испытания Души. Выдержавшие испытания продолжают эволюцию, а не выдержавшие, сохраняя центр души и освобожденные от груза прошлого, возвращаются на повторное рождение в телесной форме. Основным в этом процессе является развитие творческих способностей, самостоятельности мышления, прочной веры и широты души. С этой позиции значительный рост населения Земли означает, что большая часть новых душ не проходит Испытания и возвращается снова в телесную форму. Это отражение кризиса человека, суть которого в кризисе представлений об Истине Жизни и неспособности наработки духовных качеств из-за чрезмерной приверженности к материальности.

Следовательно, вся жизнь должна быть подготовкой к смерти, а подготовка к смерти заключается в полноте жизни. В этом заключается парадокс и новая мотивация развития сознания. По праведной и полноценной жизни накоплено множество знаний, но каждый должен творчески осознать их и пройти свой неповторимый путь. Это и есть предельная Истина настоящего времени, получающая теперь, не только интуитивное, но и математическое обоснование на основе КТ.

Истина: 1) человек есть эмбриональная форма космического существа или смешанная квантовая система, состоящая из материальных и тонких энергоинформационных структур, возникающая и начинающая свою эволюцию в физической или телесной форме.
2) Формирование устойчивой тонкоматериальной системы (духа) возможно только в физическом мире, и только на основе личного опыта путем познания, любви и творчества.
3) Переход от физического к космическому существованию называется смертью физической формы (рекогеренцией) и является решающим испытанием готовности к жизни в ином мире.

Истина – это всегда незавершенность и неполнота, а завершенная истина превращается в пустую догму. У каждого времени своя истина, а у каждого человека свое представление о ней. Однако в расширяющемся мире всякое новое понятие является расширением прежних представлений, означающим перевод и прочтение их на современном языке. Сейчас пришло время познания квантовой реальности, которое тоже не окончательно, но именно так идет постепенное сближение земного и небесного миров, которые когда-нибудь за горизонтом времени сойдутся в Царствие Божие на Земле. Это явится моментом реализации представлений о космическом существе К. Циолковского, воскрешении всех умерших Н. Федорова, ноосфере В. Вернадского, точке Омега Т. де Шардена и многих других, сейчас утопических мечтаний о высших смыслах будущего.

Список литературы

1.Доронин С. И. Квантовая магия. www.quantum.ppole.ru
2.Доронин С. И. Роль и значение квантовой теории в свете ее последних достижений. www.chronos.msu.ru
3.Заречный М. Квантово – мистическая картина мира. www.fanread.ru
4.Мельников Г. А. О Святой Троице и триадности мироустройства. сайт/2016/03/31/965
5.«Мнимости в геометрии» – за что убили отца Павла… www.nikolay-saharov.livejornal.com
6.Розенберг Г. Тройка, семерка, туз… www.integro.ru
7.Флоренский П. А. Мнимости в геометрии. www.opentextnn.ru
8.Флоренский П. А. Столп и утверждение Истины. www.predanie.ru

Вопрос о том, существует ли истина, выступал в исто­рии философии как проблема. Уже Аристотель приводит сложившиеся в его время различные позиции в решении этого важ­ного вопроса.

Одни философы утверждали, что истины не существу­ет вообще и в этом смысле ничто не истинно. Обоснова­ние: истина есть то, чему присуще прочное бытие, в дей­ствительности же ничто не существует как нечто прочное, неизменное. Следовательно, все ложно, все существую­щее лишено реальности.

Другие полагали, что все, что существует, существует как истинное, поскольку истина есть то, чему присуще бытие. Следовательно, все существующее истинно.

Здесь следует иметь в виду, что истина не тождествен­на самому бытию вещей. Она есть свойство знания. Само же знание - результат размышления. Совпадение (тож­дество) содержания мысли (идеи, понятия, суждения) и содержания предмета есть истина. Таким образом, в са­мом общем и простом понимании истина - это соответ­ствие (адекватность, тождество) знания о предмете само­му предмету.

В вопросе о том, что такое истина, разграничивают две стороны.

1. Существует ли объективная истина, т.е. может ли в человеческих представлениях быть такое содержание, соответствие которого объекту не зависит от субъекта? Последовательный ма­териализм на этот вопрос отвечает положительно.

2. Могут ли человеческие представления, выражаю­щие объективную истину, выражать ее сразу, целиком, безусловно, абсолютно или же только приблизительно, условно, относительно? Этот вопрос есть вопрос о соот­ношении истины абсолютной и относительной. Совре­менный материализм признает существование абсолют­ной и относительной истины.

С точки зрения современного (диалектического) материализма истина существует , она единосущна , т.е. – объективна, абсолютна и относительна.

Критерии истины

В истории развития философской мысли вопрос о критерии истины решался по-разному. Выдвигались различные критерии истины:

    чувственное восприятие;

    ясность и отчетливость представления;

    внутренняя согласованность и непротиворечивость знания;

    простота (экономность);

    ценность;

    полезность;

    общезначимость и общепризнанность;

    практика (материальная чувственно-предметная деятельность, эксперимент в науке) .

Современный материализм (диалектический мате­риализм) рассматривает практику как основу позна­ния и объективный критерий истинности знания, поскольку она обладает не только достоинством всеоб­щности, но и непосредственной действительности. В естественных науках аналогичным практике крите­рием считается эксперимент (или экспериментальная деятельность).

Абсолютность практики как критерия истины заклю­чается в том, что помимо практики не существует ника­кого другого окончательного критерия истинности.

Относительность практики как критерия истинности состоит в том, что: 1) посредством отдельного единичного акта практического испытания и проверки нельзя дока­зать полностью, раз и навсегда (окончательно) истинность или неистинность какой-либо теории, научного положе­ния, представления, идеи; 2) всякий данный единичный результат практической проверки, доказательства и оп­ровержения может быть понят и истолкован по-разно­му, исходя из предпосылок той или иной теории, причем каждая из этих теорий хотя бы частично подтверждается или опровергается практикой, данным конкретным экс­периментом и поэтому является относительно истинной.

Объективность истины

Объективная истина - это такое содержание знаний, соответствие которого объективной действительности (предмету) не зависит от субъекта. Однако объективность истины несколько иного рода, чем объективность материального мира. Материя нахо­дится вне сознания, тогда как истина существует в созна­нии, но по своему содержанию не зависит от человека. Например: не зависит от нас то, что некоторое содержа­ние наших представлений о предмете соответствует это­му предмету. Земля, говорим мы, вращается вокруг солн­ца, вода состоит из атомов водорода и кислорода и т.п. Эти утверждения объективно истинны, так как их содер­жание обнаруживает свое тождество с действительнос­тью, независимо от того, как мы сами оцениваем это содержание, т.е. считаем ли мы сами его определенно истинным или определенно ложным. Независимо от этой нашей оценки оно либо соответствует , либо не соответ­ствует действительности. Например, наше познание от­ношения Земли и Солнца выразилось в формулировке двух противоположных утверждений: «Земля вращается вокруг Солнца» и «Солнце вращается вокруг Земли». Ясно, что только первое из данных утверждений (даже если мы ошибочно отстаиваем нечто противоположное) оказывается объективно (т.е. независимо от нас) соответ­ствующим действительности, т.е. объективно истинным.

Абсолютность и относительность истины

Абсолютность и относительность истины характери­зует степень точности и полноты знаний.

Абсолютная истина представляет собой полное тожде­ство (совпадение) содержания наших представлений о предмете и содержания самого предмета. Например: Земля вращается вокруг Солнца, я существую, Наполеон умер и т.п. Она есть исчерпывающее, точное и верное отраже­ние самого предмета иди отдельных его качеств, свойств, связей и отношений в сознании человека.

Относительная истина характеризует неполное тож­дество (совпадение) содержания наших представлений о предмете и самого предмета (действительности). Отно­сительная истина - это относительно точное для данных условий, для данного субъекта познания, относительно полное и относительно верное отражение действительно­сти. Например: сейчас день, материя есть вещество, со­стоящее из атомов и т. п.

Чем определяется неизбежная неполнота, ограничен­ность и неточность наших знаний?

Во-первых, самим объектом, природа которого может быть бес­конечно сложна и многообразна;

Во-вторых, изменением (развитием) объекта, соответственно должны изменяться (развиваться) и уточняться наши знания;

В-третьих, условиями и средствами познания: сегодня мы пользу­емся одними, менее совершенными приборами, средствами познания, а завтра - другими более совершенными (на­пример, лист, его строение при рассмотрении невооружен­ным глазом и под микроскопом);

В-четвертых, субъектом познания (человек развивается соответ­ственно тому, как он научается воздействовать на природу, изменяя ее, он изменяется сам, а именно - растут его знания, совершенствуются познавательные способности, например, слово «любовь» в устах ребенка и взрослого чело­века - разные понятия).

Согласно диалектике, абсолютная истина складыва­ется из суммы относительных истин, подобно тому, как, например, разбитый на части предмет можно аккуратно сложить, соединив похожие и совместимые его части, тем самым дать полную, точную, верную картину целого предмета. При этом, разумеется, каждая отдельная часть целого (относительная истина) отображает, но не полно, частично, фрагментарно и т.д. целый предмет (абсолют­ная истина).

Следовательно, можно заключить, что исторически условна (конечна, изменчива и преходяща) форма , в которой выражено зна­ние, а не сам факт соответствия знания объекту , его объек­тивное содержание.

Истина и заблуждение. Критика догматизма и релятивизма в познании

Истине, как конкретному выражению имеющегося тождества знания и действительности, противоположно заблуждение.

Заблуждение - это неправомерное превращение от­дельных моментов развивающейся истины во все целое, во всю истину или произвольное завершение процесса развития знания его отдельным результатом, т.е. это либо неправомерное превращение относительной исти­ны в истину абсолютную, либо абсолютизация отдель­ных моментов истинного знания или его результатов.

Например: что такое слива? Если взять отдельные моменты того, что может характеризовать «дерево сливы» и затем рассматривать каждый отдельный момент как все целое, то это будет заблуж­дение. Дерево сливы - это и корни, и ствол, и ветви, и почка, и цветок, и плод не в отдельности, а как развивающееся целое.

Догматизм метафизически противопоставляет истину и заблуждение. Для догматика истина и заблуждение абсолют­но несовместимы и исключают друг друга. Согласно это­му взгляду, в истине не может быть ни грамма заблужде­ния. С другой стороны, и в заблуждении не может быть ничего от истины, т.е. истина понимается здесь как абсолютное соответствие знания объекту, а заблужде­ние - это абсолютное их несоответствие. Таким образом, догматик признает абсолютность истины, но отрицает ее относительность.

Для релятивизма, напротив, характерна абсолютизация моментов относительности истины. Поэтому релятивист отрицает абсолютную истину, а вместе с ней объективность истины. Всякая истина для релятивиста относительна и в этой своей относительности субъективна.

Конкретность истины

Конкретность в познании реализуется как движение восхождения исследующей мысли от неполного, неточно­го, несовершенного выражения какого-либо результата познания к более полному, более точному и многосторон­нему его выражению. Именно поэтому истинное знание, выраженное в отдельных результатах познания и обще­ственной практики, не только всегда исторически обус­ловлено и ограничено, но и исторически конкретно.

Согласно диалектическим представлениям, каждый данный момент, сторона предмета как целого еще не есть все целое. Точно так же и вся совокупность отдельных моментов и сторон целого не представляет еще самого целого. Но она становится таковой, если мы не рассмат­риваем совокупную связь этих отдельных сторон и час­тей целого в процессе развития. Только в этом случае каждая отдельная сторона выступает как относительный и преходящий через один из своих оттенков момент цело­стности и обусловливаемого ею развития данного конк­ретного содержания предмета.

Отсюда общее методологическое положение конкрет­ности можно сформулировать следующим образом: каж­дое отдельное положение истинной системы знания, точно так же как и соответствующий момент его практической реализации, истинен на своем месте, в свое время, в данных условиях, и должен рассматриваться лишь как момент в поступательном развитии предмета. И наоборот - каж­дое положение той или иной системы знания неистинно, если его изымать из того поступательного движения (раз­вития), необходимым моментом которого он является. Имен­но в этом смысле действительно положение: абстрактной истины нет - истина всегда конкретна. Или абстрактная истина, как нечто оторванное от своей реальной почвы, от жизни - это уже не истина, а истина, включающая в себя момент заблуждения.

Едва ли не самое сложное - оценить конкретное в его конкретности, то есть в многообразии всех действитель­ных связей и отношений предмета в данных условиях его существования, применительно к индивидуальным особен­ностям того или иного исторического события, явления. Конкретно - значит исходя из своеобразия самого пред­мета, из того, что отличает данное явление, историческое событие от других, ему аналогичных.

Принцип конкретности исключает любое произволь­ное принятие или выбор предпосылок познания. Дей­ствительные предпосылки познания, если они истинны, должны заключать в себе возможность своего осуще­ствления, т.е. они всегда должны быть адекватным вы­ражением конкретной связи определенного содержания теории со столь же определенной действительностью. Это и есть момент конкретности истины. Мы, напри­мер, знаем, что плоды бывают только после посева. Потому сначала сеятель приходит, чтобы сделать свою работу. Но приходит он в определенное время, и делает именно то и так, что и как нужно делать в это время. Когда посеянное зерно принесет плоды, и плоды созре­ют, приходит жнец. Но и он тоже приходит в определен­ное время и делает то, что можно сделать в это самой природой определенное время. Если плодов нет - нет надобности и в работе жнеца. Истинно знающий знает предмет во всех его существенных отношениях, знает сроки каждого отношения, поэтому он знает конкретно: а имен­но - что, где, когда и как нужно делать.

Таким образом, с точки зрения диалектики не в отдель­ном моменте (пусть даже существенном) истина. Каждый отдельный момент истинен не сам по себе, а лишь в своей конкретной связи с другими моментами, на своем месте, в свое время. Именно эта связь отдельных моментов пред­метной сущности в ее развитии может дать нам истину конкретного целого.

В течение всего своего существования люди пытаются ответить на множество вопросов об устройстве и организации нашего мира. Ученые постоянно совершают новые открытия и с каждым днем приближаются к истине, разгадывая тайны устройства Вселенной. Что же такое абсолютная и относительная истина? Чем они различаются? Удастся ли людям когда-либо достичь абсолютной истины в теории познания?

Понятие и критерии истины

В различных областях науки учеными дается множество определений истины. Так, в философии это понятие трактуется как соответствие образа предмета, формируемого человеческим сознанием, реальному его существованию вне зависимости от нашего мышления.

В логике под истиной понимаются суждения и умозаключения, являющиеся достаточно полными и правильными. В них должны отсутствовать противоречия и несоответствия.

В точных науках суть истины трактуется как цель научного познания, а также как совпадение имеемых знаний с реальными. Она представляет огромную ценность, позволяет решать практические и теоретические задачи, обосновывать и подтверждать полученные выводы.

Проблема того, что же считать истинным, а что нет, возникла так же давно, как и само это понятие. Основным критериями истины считаются возможность подтвердить теорию практическим путем. Это может быть логическое доказательство, опыт или эксперимент. Этот критерий, разумеется, не может быть стопроцентной гарантией истинности теории, так как практика привязана к конкретному историческому периоду и со временем совершенствуется и преобразовывается.

Абсолютная истина. Примеры и признаки

В философии под абсолютной истиной понимается некое знание о нашем мире, которое не может быть опровергнуто или оспорено. Оно является исчерпывающим и единственно верным. Абсолютная истина может быть установлена только опытным путем или с помощью теоретических обоснований и доказательств. Она должна в обязательном порядке соответствовать окружающему нас миру.

Очень часто понятие абсолютная истина путают с вечными истинами. Примеры последних: собака - животное, небо голубое, птицы умеют летать. Вечные истины применимы лишь в отношении какого-либо конкретного факта. Для сложных же систем, а также для познания всего мира в целом они не подходят.

Существует ли абсолютная истина?

Споры ученых о природе истины ведутся с момента зарождения философии. В науке имеется несколько мнений по поводу того, существуют ли абсолютная и относительная истина.

Согласно одной из них, все в нашем мире относительно и зависит от восприятия реальности каждым конкретным человеком. Абсолютная истина при этом не достижима никогда, ведь узнать точно все секреты мироздания человечеству не под силу. Прежде всего это обусловлено ограниченными возможностями нашего сознания, а также недостаточным развитием уровня науки и техники.

С позиции других философов, напротив, все является абсолютным. Однако такое относится не к познанию устройства мира в целом, а к конкретным фактам. К примеру, доказанные учеными теоремы и аксиомы считаются абсолютной истиной, но они не дают ответов на все вопросы человечества.

Большинство же философов придерживаются такой точки зрения, что из множества относительных складывается абсолютная истина. Пример подобной ситуации - когда с течением времени некий научный факт постепенно усовершенствуется и дополняется новыми знаниями. В настоящее время достичь абсолютной истины в вопросе изучения нашего мира невозможно. Однако, вероятно, когда-нибудь наступит момент, когда прогресс человечества достигнет такого уровня, что все относительные знания суммируются и образуют целостную картину, раскрывающую все тайны нашей Вселенной.

Относительная истина

В связи с тем, что человек ограничен в способах и формах познания, он не всегда может получить полную информацию об интересующих его вещах. Смысл истины относительной состоит в том, что это неполные, приблизительные, требующие уточнения знания людей о том или ином объекте. В процессе эволюции человеку становятся доступны новые методы исследования, а также более современные приборы для измерений и вычислений. Именно в точности знаний состоит главное отличие относительной истины от абсолютной.

Истина относительная существует в конкретный временной промежуток. Она зависит от места и периода, в которые получено знание, исторических условий и прочих факторов, которые могут оказать влияние на точность результата. Также относительная истина определяется восприятием реальности конкретным человеком, проводящим исследования.

Примеры относительной истины

В качестве примера относительной истины, зависящей от местоположения субъекта, можно привести такой факт: человек утверждает, что на улице холодно. Для него это - истина, казалось бы, абсолютная. Но у людей в другой части планеты в это время жарко. Следовательно, говоря о том, что за окном холодно, подразумевается лишь конкретное место, а значит, эта истина относительная.

С точки зрения восприятия человеком реальности можно также привести пример погоды. Одинаковая температура воздуха разными людьми может переноситься и ощущаться по-своему. Кто-то скажет, что +10 градусов - это холодно, а для кого-то это вполне теплая погода.

С течением времени относительная истина постепенно преобразуется и дополняется. К примеру, еще несколько столетий назад туберкулез считался неизлечимой болезнью, и люди, заразившиеся им, были обречены. На тот момент смертельность этой болезни не подвергалась сомнению. Сейчас же человечество научились бороться с туберкулезом и полностью излечивать заболевших. Таким образом, с развитием науки и сменой исторических эпох поменялись представления об абсолютности и относительности истины в этом вопросе.

Понятие объективной истины

Для любой науки важно получить такие данные, которые бы достоверно отражали действительность. Под объективной истиной понимаются знания, не зависящие от желания, воли и других личных особенностей человека. Они констатируются и фиксируются без влияния мнения субъекта исследования на полученный результат.

Объективная и абсолютная истина - это не одно и то же. Эти понятия совершенно не связаны друг с другом. Объективной может быть и абсолютная, и относительная истина. Даже неполные, до конца не доказанные знания, могут быть объективными в том случае, если они получены с соблюдением всех необходимых условий.

Субъективная истина

Очень многие люди верят в различные приметы и знамения. Однако поддержка со стороны большинства вовсе не означает объективности знания. Людские суеверия не имеют научного доказательства, а значит, являются субъективной истиной. Не могут выступать в качестве критерия объективности полезность и значимость информации, практическая применимость и прочие интересы людей.

Субъективной истиной считается личное мнение человека по поводу той или иной ситуации, не имеющее весомых доказательств. Все мы слышали выражение «У каждого своя правда». Именно оно относится в полной мере к субъективной истине.

Ложь и заблуждение как противоположность истины

Все, что не является правдой, считается ложным. Абсолютная и относительная истина являются противоположными понятиями для лжи и заблуждения, означающими несоответствие действительности неких знаний или убеждений человека.

Различие между заблуждением и ложью состоит в преднамеренности и осознанности их применения. Если человек, заведомо зная, что он не прав, доказывает всем свою точку зрения, он говорит ложь. Если же кто-то искренне считает свое мнение верным, но на самом деле оно таковым не является, то он просто заблуждается.

Таким образом, лишь в борьбе с ложью и заблуждением может быть достигнута абсолютная истина. Примеры подобных ситуаций в истории встречаются повсеместно. Так, приближаясь к разгадке тайны устройства нашей Вселенной, учеными отметались различные версии, считавшиеся в древности абсолютно верными, но на деле оказавшимися заблуждением.

Философская истина. Ее развитие в динамике

Современными учеными под истиной подразумевается непрерывный динамический процесс на пути к абсолютному знанию. При этом на данный момент в широком понимании истина должна быть объективной и относительной. Основной проблемой становится возможность отличить ее от заблуждения.

Несмотря на резкий скачок человечества в развитии за последнее столетие, наши методы познания до сих пор остаются достаточно примитивными, не позволяющими людям приблизиться к абсолютной истине. Однако последовательно двигаясь к цели, вовремя и полностью отсеивая заблуждения, возможно, когда-нибудь мы сможем узнать все секреты нашей Вселенной.

Когда-то, несколько лет назад, 28 января 2013 года, на этом сайте появился первый пост. Он там есть и сейчас. «Правда – всего лишь одна из разновидностей лжи…» Это был первый пост, проба пера, который провисел в гордом одиночестве годика два, пока жизнь не пришла в это унылое обиталище духа😊

Ряд событий последних дней заставил меня снова подумать о том, что такое истина, собрать мысли в кучку и сопоставить идеи многих философов и религий. И, пока не расплескал, спешу записать для вас краткую информацию с выводами. Конечно, я мог бы прицепить к этой статье список литературы на полсотни источников, начиная со времён Аристотеля, или развернуть доказательства каждого утверждения страниц на 500 в общей сложности. Но у меня нет времени это всё писать, а у вас – читать. Поэтому исхитрюсь изложить всё на одной страничке.

Итак, есть две противоположные точки зрения:

«Истина существует, и целью науки является ее поиск»

«Истины не существует, существует лишь множество суждений»

Что правильно? Ни то, ни другое.

А вот и правильный ответ:

Истина существует, как наше суждение, полно отражающее весь существующий мир. Слово «полно» здесь означает, что мы учли все факты и отразили их в своём представлении о мире.

Можно ли представить такое – что мы учли все факты при выработке своего суждения?

Не очевидно, но такого не бывает. По многим причинам. Знания и факты, которыми мы оперируем, всегда ограничены и искажены. Мы видим, что за окном пробежал заяц. Казалось бы, истина. Но давайте сначала удостоверимся, что он вам не померещился – что это не белочка с вчерашнего корпоративчика в гости пришла😊 А даже если не она, и не померещилась, то многие ли из нас отличат зайца от кролика? Вот и получается, что зайчик наш или белочка – всего лишь наше суждение, а не истина. А истина может быть, в том, что это кошка с соседней улицы, к примеру. Но мы сослепу и в сумерках об этом не знаем.

Или мы уверены, что 1+1=2. Ну в крайнем случае, три. Ну очень редко, бывает 4😊 Но если вы знаете двоичную систему счисления, то уравнение 1+1=10 вас совсем не удивит. Но вы её не знаете, и 1+1=2 для вас – истина, а 1+1=10 – ложь.

Это пример того, как объём доступных знаний влияет на точку зрения. По мере получение нами новых знаний, мы начинаем понимать, что вчерашняя истина есть всего лишь точка зрения, которая была истиной только в условиях ограниченной и искажённой информации.

Мы никогда не владеем полным объёмом информации. Многовековая практика человечества и истории науки показывает, что всегда остается огромное количество информации, которую мы не имеем или имеем, но не учитываем, а она может в корне изменить нашу точку зрения, суждение, теорию. И неизбежно наступает момент, когда меняет, и появляются новые теории, и опять люди вешают себе медальки и уверены, что нашли истину. Пока не получат новую информацию. А условная «истина» возникает как ересь и умирает, как предрассудок. Процесс, подозреваю бесконечный.

«Я учился всю жизнь и в результате понял только одно — что ничего не знаю» — примерно в этом духе выразился Сократ (да и эта информация тоже не является истиной, эту фразу приписывают многим). Чем больше знаний мы имеем, тем больше становится граница соприкосновения с неизведанным.

Да, чисто теоретически, если мы получим всю, абсолютно всё информацию, мы со временем придем абсолютной истине. Однако абсолютно вся информация получена быть не может, и следовательно, истина недостижима, непознаваема. А если она существует, но непознаваема, не равносильно ли это тому, что её нет?

Вот и получается, что «любая правда – всего лишь один из вариантов лжи».

А истина – да, мы двигаемся к ней, с каждым новым открытием. И становимся от неё всё дальше, потому что расширяются горизонты неизведанного.

Интересно, как эта проблема решается в юриспруденции, ведь суду надо решить — является ли человек виновным в преступлении, то есть установить истину. И здесь человечество придумало такой приём, как разделение доказательств преступления на прямые и косвенные.

Прямые доказательства не требуют додумывания и предположений, это «объекивная реальность, данная нам в ощущении» (см. исторический материализм), то есть это то, что мы воспринимаем нашими органами чувств — глазами, ушами. Видел сам, слышал сам — считается прямом доказательством (если свидетель не врёт). Прямые доказательства суд считает истиной.

А косвенными называются доказательства, которые требуют строить какие-то предположения. А значит, не исключена ошибка этих предположений, и особо верить им не надо. Поэтому исключительно на косвенных доказательствах установить «истину» сложнее. На практике, косвенных доказательств должно быть столько, чтобы, по мнению суда, они в совокупности исключали любое другое толкование, кроме как вину подсудимого. Вот, оказывается, на такие ухищрения идёт человеческий разум в имитации понятия «истины».

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.