Вечное преходящее в русской литературе. Вечное и преходящее

Если бы сознание человечества могло сопоставить вечное с преходящим, то явились бы проблески понимания Космоса, ибо все ценности человечества зиждятся на вечном основании. Но человечество настолько прониклось уважением к преходящему, что оно забыло о Вечном. Между тем, как показательно, что форма меняется, исчезает и заменяется новой. Преходимость так очевидна, и каждая преходимость указывает на жизнь вечную. Дух – творец каждой формы, но отвергается человечеством. Когда поймут, что дух вечен, тогда и Беспредельность, и Бессмертие войдут в жизнь. Так нужно направлять дух народов к пониманию Высших Начал. Человечество поглощено следствиями, но корень и начало всего – творчество, но оно забыто. Когда дух будет почитаться, как священный Огонь, то подтвердится великое восхождение.

Грани Агни Йоги

1960 г. Авг. 28. Река жизни. Если бы дух входил в поток и становился его частью, поток уносил бы его с собою. Но поток приносится мимо, уходя в прошлое, и дух остается созерцать потока новые струи, тоже несущиеся мимо. Понять эту отдельность свою от идущего мимо потока будет уже достижением духа. Отождествлять себя с ним – значит с ним слиться и стать частью его. Безмолвно Смотрящий не может стать частью того, на что смотрит. Безмолвный Рекордер, подобно пленке киноаппарата, фиксирует в памяти ленту жизни, не становясь ею. Жизнь – это одно, Смотрящий Безмолвно – нечто совершенно другое. И чувства, и мысли, и все, что течет через сознание человека, не будет Смотрящим на них. Надо себя, Смотрящего в себе на поток, отделить от потока и с ним не сливаться. Я страдаю, я переживаю, я беспокоюсь – это вибрирует только астрал, но не Безмолвный Свидетель. Я думаю, я мыслю, я созидаю мыслеформы – это ментал в действии, но не Свидетель, мимо которого постоянно течет этот мысленный поток. Я двигаюсь, хожу, говорю, ем, пью – это действует тело, но не Он, пребывающий в теле на время. Надо Его отделить, Сущего вечно, от временности трех потоков в себе – физического, астрального и ментального. Надо приучить себя смотреть на все происходящее внутри и снаружи, как на нечто, находящееся вовне, как на временное и преходящее и не являющееся непреходящей сущностью духа. Вот нечто было, прошло и кануло в Лету. Я же стою на берегу вечного и снова смотрю на новые струи потока, которые проносятся мимо и так же пройдут, как прошло все, что было раньше, до них. Эту проходимость настоящего часа нужно в сознании утвердить, как основу, ибо не проходит лишь Смотрящий Безмолвно на жизни поток. Так утверждаются элементы бессмертия духа, которые не от временного, но от вечности. Временное служит лишь путем приближения к Вечному, и без него, без опыта и знания, им приносимого, к Вечному не подойти. Через временное и преходящее – к непреходящему и Вечному, Сущему в Беспредельности. Явления большей длительности ближе к нему, чем малой; цепь воплощений ближе, чем одна отдельная жизнь, или день, или час краткий, вырванный из сферы преходящего. Потому проведение более длинной линии будет решением жизни. И через краткость каждого часа можно вести эту длинную линию жизни, далеко за пределы этого часа, и дней, и годов жизни отдельной, и даже отрезка из нескольких жизней, ибо беспредельность вмещает их все, и даже больше того, что время вмещает в себя и обнимает собою. Ведь само понятие времени заключает в себе временное. Царство же Мое не от мира сего, не от временного и его элементы. Нечто в себе, стоящее посреди между несущимся потоком преходящего и безмолвным Свидетелем, можно приближать к любому полюсу жизни или отдалять от него. Когда сознание приближается к потоку, оно входит в него, сливается с ним и отождествляет себя с преходящим. Когда же оно устремляется в сферу Смотрящего вечно, выходит оно из потока и поднимается над ним, утверждает себя на камне вечного основания жизни. Ничто, происходящее с человеком в сфере трех его оболочек, не может затронуть Безмолвного Рекордера, хотя и кажется порой человеку, что потеряно все и он погибает. Не может погибнуть нерожденный от трех, ибо он есмь от начала времени и прежде начала. К чему устремится сознание – с тем и пребудет. Если к временному – с временным, если к вечному – с вечным. И если со Мною, то со Мною.

Планета несется в пространстве. Куда? В будущее. Оно неотвратимо, как судьба. Значит, в будущее и можно устремить дух. В настоящем недостижимо слияние сознания с Безмолвно Смотрящим. Но в будущем возможно оно. Если же считать настоящее ступенью приближения к будущему, то, зная, что хочет дух, можно начать утверждать в этот час настоящий в себе то, что в будущем, в котором возможно все, станет желаемой ступенью достижения. Утверждаются ныне, сейчас, возможности будущих достижений, невозможные в окружении ночи настоящей. Принцип семени универсален: не может быть всходов без семени. Посев в настоящем зерен будущих всходов необходим. И сеятель, который есть человек, и поле посева – сознание его, и зерна посева – мысли – являются теми условиями, которые, будучи применены мудро и со знанием закона, могут дать в будущем ряд сияющих достижений. Основа и двигатель – мысль. На ней и упор. И все достижимо. И пусть невозможное ныне не смущает дерзающий дух, ибо в будущем все достижимо, если семена возможностей, сейчас еще недостижимых, невозможных и достижимых в будущем, закладываются в сознании ныне, в час настоящий. Вот почему утверждается Мной дерзновение. Дерзающий смело, яро устремленный в будущее спело пожнет. Ручательство победе Даю. Не Магия, но действие непреложного закона. Как объяснить еще лучше, что утверждение и отрицание, принятое сознанием в настоящем, есть зерна посева гигантских всходов в будущем. Ибо все есть причина и следствие. Посеянное пожнем. Не лучше ли сеять сознательно, выбирая семена лучших возможностей и со знанием непреложности действия закона. Так Утверждаю идущих за Мной по победной тропе достижений и путь Указую к победе. Я Говорю, Я вам сказал, утверждайте.

Разделы: Литература

Владимир Семенович Высоцкий. С его творчеством традиционная программа предлагает познакомиться только в старших классах. В учебном комплексе «Школа-2100» с именем поэта мы встречаемся уже в 7 классе: для чтения и обсуждения даны статья отца поэта С.В.Высоцкого «Жил и пел для нас» и стихотворение В.С.Высоцкого «Я не люблю».

Учащимся была предложена следующая тема урока: «Владимир Высоцкий: «вечное» и «преходящее».
В начале урока я обратила внимание учащихся на значения слов «вечное» и «преходящее», данные в словаре С.И.Ожегова: «вечное – не перестающий существовать, сохраняющийся на многие века», «преходящий – временный, недолговечный». Прошу ребят высказать свое мнение: что является преходящим, а что по-настоящему вечным. Тринадцатилетние подростки, используя свой небольшой жизненный опыт, к вечным ценностям относят дружбу, любовь родителей, любовь к родному дому, родине, понимание между людьми, природу, человеческую жизнь. «Временным, недолговечным» они называют то, что делает человека счастливым на одно мгновение: купить какую-либо вещь, гордиться превосходством над другим человеком, доказать свою правоту во что бы то ни стало. Я как учитель рада слышать эти слова, потому что они еще раз подтверждают, что наши уроки литературы не проходят даром, наши беседы, порой откровения, помогают образовать единое душевное пространство. Задаю следующий вопрос: «Можно ли искусство, литературу отнести к вечным ценностям?». Ребята отвечают положительно, называя имена великих людей: А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Васнецов, П.И.Чайковский, Рафаэль и Микеланджело, чьи произведения известны людям многих поколений.

Говоря об имени Высоцкого, я рассказываю о том, что первоначальное мое впечатление о поэте и его творчестве было далеко не правильным, так как общепринятое мнение было подчас навязанным и соответственно искаженным. Уже взрослым человеком, в другом времени, читая его стихотворения, книги о нем, я открыла для себя великого поэта, настоящего гражданина.
Среди прочитанного особое место занимает статья отца Владимира Высоцкого, которую авторы учебника литературы включили в программу, - это «Жил и пел для нас». Читая статью, мы рисуем образ поэта, его характер, прослеживаем то, что оказало влияние на становление будущего поэта, на формирование его взглядов. Наша беседа проходит оживленно: семиклассники, может быть, впервые столкнулись с такой ситуацией – отец рассказывает о своем сыне, человеке, известном многим людям. Рассказывает по-доброму, искренне, доверительно, поэтому чтение статьи я беру на себя: необходимо передать ученикам трогательность и искренность интонации, они должны почувствовать ее, ощутить образ поэта, приблизиться к нему.
Обращаем внимание на помещенную рядом со статьей фотографию: Высоцкий исполняет песню. Мы размышляем, о чем он мог петь, какие чувства наполняли его в ту минуту. Может быть, речь идет о песне «Я не люблю» (со стихотворением учащиеся познакомились дома)? Предлагаю ребятам посмотреть фрагмент из кинофильма о Высоцком – исполнение именно этой песни.

Стихотворение «Я не люблю» послужило нам основанием для определения «системы жизненных ценностей» Владимира Семеновича Высоцкого. Просматривая еще раз стихотворение вместе, мы отмечаем, чего не любит лирический герой поэта. Параллельно (очень осторожно) акцентируем внимание на том, что же он тогда любит, принимает. Честь и достоинство, смелость и бесстрашие, искренность и порядочность, тактичность и милосердие. Подростки назвали и умение противостоять жизненным трудностям и, несмотря на ошибки, умение идти дальше. Что дорого для меня, они говорили о человеческом достоинстве, о важности богатства внутреннего мира и о признании другого человеческого пути, о месте творчества в жизни человека. Вот они, вечные ценности, о которых мы говорили в начале урока. Я всматриваюсь в детские глаза: поняли, осознали?..

Продолжаем нашу встречу с поэтом. Класс делю на группы и предлагаю каждой одно из стихотворений Владимира Высоцкого: «Песня о новом времени», «Песня о друге», «Кони привередливые», «Баллада о любви». Задание одно: определить главную мысль стихотворения и образ лирического героя. Семиклассники приходят выводу, что образ главного героя близок герою стихотворения «Я не люблю», что созвучны интонации стихотворений, та же решительность и непоколебимость.
Внимательные ученики отмечают (заметили!), что во всех рассмотренных на уроке стихотворениях встречается частица не. Мы находим слова с данной частицей, думаем об их значении, их роли. Предполагаем, что данная стилистическая фигура (антитеза), может говорить о резком противопоставлении лирического героя В.Высоцкого окружающему миру. «А может быть, мир того времени противопоставил себя поэту?» - этот вопрос задаю я ученикам. Ответа не жду, только предположения.
А пока решаем следующее: при каком условии творчество поэта не стареет со временем, нашли ли мы критерии «вечного» в рассмотренных на уроке стихотворениях.

Я рассказываю семиклассникам, что в 1985 году астрономы Крымской обсерватории назвали новую планету, открытую между орбитами Марса и Юпитера, Влад Высоцкий. Значится она под номером 2374. Марина Влади, жена Высоцкого, как-то сказала: «Я часто смотрю на звезды и улыбаюсь при мысли, что среди всего этого сонма блестящая точка парит в бесконечности… Так хорошо». Что можно добавить? Проникновение, уважение, признание.
В 9 классе мы вновь на уроке литературы встречаемся с именем Владимира Высоцкого: сопоставляем стихотворение А.С.Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» со стихотворением В.С.Высоцкого «Памятник». Мы находим разное: интонация, композиция и т.д.. И открываем общее – жизнь во имя свободы и правды. Уроки 7 класса не забылись.
Вновь и вновь урок русской литературы учит нас общечеловеческим ценностям, пониманию вечного.

Елена Юрьевна Томша

психолог

Музейная Педагогика в школе

вып.4, СПб., 2005

Ценности вечные и преходящие

(по материалам психологического исследования)

В последние годы в Гимназии при ГРМ проводились различные психологические исследования, основной целью которых было выявить влияние предметов музейного цикла на личностное развитие и становление учащихся. Принадлежность Гимназии к Русскому музею - то, что является ценностью для родителей, приводящих сюда детей, реализуемая в ее стенах программа «Здравствуй, музей!» - главное отличие от других гимназий и школ. Определить, на что влияет музейный компонент, как сказывается он на развитии детей, в каких конкретных чертах выражается - вот задача, которую мы ставили перед собой.

Интеллектуальное освоение музейных дисциплин проверить достаточно просто - результаты контрольных работ, опросов, уровень реферативных работ и ответов на экзаменах являются достоверными показателями. Значительно сложнее определить глубину влияния полученных знаний, найти, как отражаются они на уровне общей культуры учащихся и выпускников, как это выражается в особенностях их мировоззрения и системы отношений.

Психологией признается, что одной из важнейших составляющих личности являются ценности, позволяющие прослеживать и анализировать все виды деятельности человека, объяснять смену его психологических побуждений. Они служат ориентиром жизни человека, определяют его поведение. По мнению Ф.Знанецкого, ценности являются основой бытия и создают культурный мир.

Ценности объединяются в систему, представляя собой определенную иерархическую структуру, которая может меняться с возрастом и обстоятельствами жизни. А первичное оформление взглядов, установок и ценностей в некоторую систему приходится как раз на период завершения школьного образования. «Перемены в психическом созревании старших школьников влекут за собой и потребность в мировоззренческой рефлексии, обдумывании системы ценностей, - отмечает А.И.Копытин. - Этот период связан с выработкой мировоззрения и самосознания на основе полученных прежде знаний» (4). Безусловно, большое значение здесь имеют знания из общественных и гуманитарных дисциплин школьной программы, освещающих многие социальные вопросы. При этом хочется отметить, что в последнее время в отечественной, как, впрочем, и в зарубежной, литературе по педагогике и психологии подчеркивается роль искусства, его влияние на становление взглядов подростка. М.С.Каган в работе «Философия культуры» пишет: «…Искусство расширяет границы познавательной деятельности школьника, несет ему информацию особого рода, служит своеобразным «учебником жизни»«(2). Используя метафору Кагана, можно сказать, что наши гимназисты имеют уникальную возможность с первого класса и до окончания обучения обращаться к знаниям «учебников жизни» - шедевров Русского Музея.

Все вышеизложенное поясняет, почему именно выявление ценностных ориентаций и построение иерархической структуры ценностей учащихся старших классов Гимназии стало задачей психологического исследования, проведенного в 2002/2003 учебном году. Это была совместная работа с факультетом психологии Санкт-Петербургского Государственного Университета, и автор выражает глубокую благодарность Валентине Михайловне Бызовой, профессору, преподавателю Университета, за руководство и творческое сотрудничество.

В исследовании приняли участие 132 учащихся из 10 и 11 классов, 44 юноши и 88 девушек. Гимназистам было предложено выполнить тест, содержащий 2 списка ценностей, а также написать маленькое эссе на тему «Ценности вечные и преходящие». Результаты теста подлежали математической обработке, давали стандартизацию ответов, а эссе позволили увидеть отношение к теме ценностей в свободном изложении. Выбранная методика исследования основана, подобно широко известной методике Rokeach, на выделении двух категорий духовных ценностей: 1) базовые, терминальные (ценности-цели, например, равенство); 2) инструментальные (ценности-средства - свойства личности, способности, такие как честность, обязательность и т.п., - которые помогают достижению цели). В соответствии с этим подходом, методика содержит 2 списка из 30 ценностей, каждую из них предлагается оценить по 9-бальной шкале в зависимости от ее важности.

В получившейся иерархии базовые ценности выстроились в следующем порядке:

2. интересная жизнь

4. смысл жизни

5. свобода

7. самоуважение

8. удовольствие

9. разнообразие жизни

10. благосостояние (деньги, материальное благополучие).

В этом списке представлены «лидеры» - первые 10 ценностей из 30. Отметим, что такие интересующие нас ценности как духовная жизнь (акцент на духовных, а не на материальных вещах), творчество, мир прекрасного (красота природы и искусства) оказались примерно в середине списка. Здесь же ярко проявились и половые различия - для девушек названные ценности оказались более значимыми, чем для юношей, хотя во многих других вопросах различия практически не заметны. Исключение составляет лишь ценность «власть» (контроль над другими, доминирование, господство), где разность составляет почти 1,5 балла - для девушек эта сторона жизни практически не имеет значения, для юношей она более важна, хотя в целом именно «власть» стоит последней в списке ценностей, т.е. почти игнорируется гимназистами.

Среди ценностей, отражающих принцип жизни, способы поведения в соответствии с ценностями, установилась следующая иерархия:

1. достижение успеха

2. наслаждение жизнью (получать удовольствие от еды, любви, отдыха и т.д.)

3. независимость (уверенность в своих силах, самодостаточность)

4. здоровье

5. выбор собственных целей

6. интеллект

7. верность (преданность друзьям, своим ближним)

8. умелость (компетентность, эффективность, продуктивность)

9. уважение родителей, старших (почтение)

10. честность (подлинность, искренность).

Дальнейшая обработка данных предусматривает объединение ценностей в группы, отражающие черты личности отвечающих. Здесь мы получили следующие результаты: на первом месте у гимназистов «гедонизм» как направленность на получение от жизни всевозможных удовольствий, на втором - «самостоятельность», затем - «стимуляция», т.е. необходимость испытывать сильные впечатления, «встряски», для ощущения полноты жизни. Сравнение с результатами, полученными сотрудниками Санкт-Петербургского Государственного Университета на большой группе российских школьников - ровесников наших гимназистов, - показывает их значительное отличие. Так в конечном итоге у школьников на первое место выходит «безопасность» (национальная, семьи, личная) как стремление к защищенности и стабильности; на втором - «достижения» (у гимназистов они оказались на пятом месте). Схожи результаты тем, что на третьем месте у российских школьников и на четвертом - у гимназистов оказалась «щедрость» (имеются в виду не материальные аспекты, скорее, за этим термином стоит понятие «широты души»).

Сравнения с другими исследованиями ценностных ориентаций также дали много интересного. В статье В.Н.Козиева, опубликованной в сборнике «Художественный музей в образовательном процессе», приводятся данные, полученные в Гимназии примерно 10 лет назад:

«Обследование 232 учеников 8-11 классов гимназии при Государственном Русском Музее в 1993 году показало, что эстетические ценности в списке 18 основных жизненных ценностей у школьников занимают последние места. Наиболее значимыми ценностями оказались "здоровье", "свобода", любовь", "семья", "друзья", "уверенность в себе" (методика "ценностных ориентаций" М.Рокича)»(3). Там же представлен обзор исследований отношения к художественной культуре и ее места в структуре ценностей за последние 30 лет. Выстраивается картина: «музейный бум» 70-х годов, снижение интереса в начале 80-х, усиление этой тенденции в эпоху перестройки и постсоветский период, падение значимости культуры в 90-е. Автор приходит к выводу: «В постсоветский период "художественная культура" в иерархии жизненных ориентаций заняла прочное периферийное положение…». Заметим, что в нашем исследовании духовная жизнь (акцент на духовных, а не на материальных вещах), творчество, мир прекрасного (красота природы и искусства) находятся уже не на последних местах, а примерно в середине выстроенной гимназистами иерархии. Не будем спешить с выводами, но, возможно, это начало обратного процесса возвращения к культуре, первые проявления тенденции обращения к ценностям культуры как к чему-то вечному, незыблемому, прочному, столь необходимому в постоянно меняющемся современном мире.

И еще одно открытие подарили нам наши учащиеся. В исследованиях ценностных ориентаций, проводимых в 90-х годах, ученые отмечают выраженную разницу в ответах мальчиков и девочек. Так, Е.В.Васина называет следующие половые различия: для девочек ценностью является аффилиация, доверительные отношения, для мальчиков - ориентация на самореализацию и самоутверждение (5). Исследование В.В.Барановой и М.Е.Зеленовой показало следующее: «Неожиданно здоровье оказалось наиболее значимым для старшеклассников. На второе место десятиклассники поставили "любовь", на третье мальчики - "интересную работу", девочки - "счастливую семейную жизнь"»(1). В нашем исследовании анализ текстов эссе, в которых учащиеся в свободной форме излагали свои взгляды на ценности, показал обратную картину: во всех работах юношей главной ценностью в жизни называлась любовь и хорошие отношения; такие ответы встречаются и у девушек, но более ярко у них прослеживается тенденция самоутверждения в жизни, построения карьеры, обеспечения независимости. Размышления над текстами эссе приводили к предположению о смене традиционных ролей, о появлении энергичных, уверенных, активных и целеустремленных девушек и более мягких и романтичных юношей.

Хочется согласиться с мнением В.В.Барановой и М.Е.Зеленовой: «За последние 10 лет очень изменилась социально-экономическая ситуация в стране, стал иным тот мир, в который должен войти подросток. Изменились нормы и ценности (не только социально-экономические, но и психологические), модели поведения, которые должен освоить ребенок. Вопрос о социализации старшеклассников в современной социально-экономической ситуации, условиях и факторах, способствующих ее успешности, стал, таким образом, особенно актуальным» (1). Размышления над материалами нашего исследования, попытки рассмотреть полученные результаты с различных точек зрения привели к следующему предположению: в предъявленной картине ценностных ориентаций отражаются столкновения ценностей, происходящие в нашем обществе в последние 15 лет. Они выражаются в противоборстве традиционных, установившихся в советском обществе ценностей и ценностей «западного образа жизни», весьма энергично насаждаемых с помощью СМИ. Ориентация на вечные ценности, такие как культура, красота, знания, любовь, добро, традиционно почитаемая и годами формировавшаяся в нашем обществе, подвергается ежедневной проверке на прочность. Многочисленные слоганы, такие как «Бери от жизни все», «Не дай себе засохнуть!», «Ведь ты этого достойна», «И пусть мир подождет!» и т.п., формируют эгоистические установки, направленность на получение всевозможных удовольствий, желание жить одним днем, жажду обладания материальными благами. Об агрессивности рекламы, о ее негативном воздействии, особенно на неокрепшие сознания детей и молодежи, все чаще и все с большей тревогой говорят психологи. Уже известно, что реклама пропагандирует не товар, но определенный образ жизни, образ поведения, образ мысли. И в этой борьбе вечные ценности оказываются в сложном положении: к ним нужно восходить, это требует труда, преодоления себя, самосовершенствования, в то время как идеалы и нормы, пропагандируемые СМИ - в ток-шоу, рекламах, сериалах, - примитивны, а следовательно, очень легки для усвоения и подражания. Так культура сталкивается с культом посредственности, а вечные ценности - с блестящей мишурой псевдоценностей. И подростки, еще не определившиеся во взглядах, должны сделать свой выбор в этой непростой ситуации. В качестве иллюстрации хочется привести небольшие отрывки из эссе - размышлений гимназистов на тему «Ценности вечные и преходящие». Эссе подписаны псевдонимами, избранными авторами.

«Я считаю, что рассуждения о вечных ценностях по большей части бессмысленны. На самом деле большинство людей интересуются своим материальным благополучием, успехом, мнением о них окружающих, а так называемые "вечные ценности" уходят на второй план. Преходящие ценности для людей стали гораздо важнее вечных, потому что именно они могут обеспечить приятную и интересную жизнь…» (Звездочка, 16 лет)

«Для меня важна цель в жизни. Достижение своих желаний и целей. Комфорт и спокойствие. Хорошая семья. Работа. Независимость, уверенность в будущем…» (ПВА, 16 лет)

«В моем понимании вечные ценности - это то, что передается из поколения в поколение, из века в век. Такие как музыка, природа, семейный очаг, искусство, родные и близкие. Эти ценности никогда не должны исчезать, а ценности преходящие, как, например, стремление к славе, удовлетворение своих желаний и т.д., могут пропасть и не иметь никакого значения для человека. Возможно, многие люди считают их важными, но когда они оглянутся и подумают, то поймут, что важнее вечных ценностей ничего нет. Людям без них жить нельзя, иначе они никогда не обретут душевного счастья и радости в жизни.» (Мозг, 16 лет)

«Для меня самыми важными являются любовь, дружба и внутренняя гармония. Стремление к гармонии и красоте, к духовной жизни, к осуществлению своей жизни, к счастью и познанию. Жить для того, чтобы что-то очень важное донести людям, "жить для других", обогащать нашу жизнь светом и красотой, - это здорово.» (Герда, 16 лет)

Литература

1. Баранова В.В., Зеленова М.Е. Представления старшеклассников о будущем как аспект социализации. / Журнал «Психологическая наука и образование» №1 - 1998

2. Каган М.С. Философия культуры, СПб, 1996 , с.302

3. Козиев В.Н. Школьники, учителя, студенты в Государственном Русском Музее / Сборник «Художественный музей в образовательном процессе», СПб, 1998, с.100-104

4. Копытин А.И. Основы Арт-терапии, СПб, 1999, с.143

5. Психология /под редакцией А.А.Крылова, М, 2000, с.257-259

Важным определением экзистенции является выход за пределы существования, возможность стремление к чему-то наиболее значимого, абсолютного, трансцендентного. В жизненном мире, который возникает как результат поступка екзисте. Энке, человек существует в психологическом времени, уходящего. Проходит детство, юность, зрелость, проходит время страданий и испытаний, проходит радостное мгновение вдохновения и взаимности. Но есть еще. Истина,. Справедливость,. Доб ро,. Бог,. Красота,. Любовь. Эти главные, высшие ценности, независимо от того, как каждый человек их называет, не могут не влиять на развитие личности, символизируя вечную, непреходящуюнуще.

В жизненном опыте каждого человека есть ситуации, когда он ощущает открытость запредельном, потустороннем, чем-то большем, чем она сама. Это может быть прозрение под влиянием переживания тяжелых испытаний ь или, наоборот, ощущение себя частью космической бездны, мудрой и гармоничной, в результате погружения в состояние счастливой влюбленности. Такие ощущения знакомы матери сразу после рождения ребенка. Они возник ають и у художника, которому кажется, что он - только послушное орудие в руках. Высшей. Силы. К ним приводит также состояние религиозного экстаза, особенно после изнурительного поста. Иногда просто пребывание где-то н а природе, в горах, на берегу моря, в лесу помогает почувствовать свою глубокую родство со всем, что тебя окружает, с прекрасным и вечным, что останется здесь и тогда, когда тебя уже давно в этом мире не было бы уд буде.

Вспомним. Сковороду, который ценил бытия именно как преходящее. Все, что существует во времени, он называл тенью, не истин ним, однако признавал, что преходящее есть для человека единственной реальностью, которую нужно положить на фунт вичног го, чтобы она засияла всеми цветами жизни"Тысячу теней бросает яблоня, так и единственная. Божий человек - в тысячи наших жизней, ведь это тысячи образов преходящего скорби преходящего, мимо-текучей тени. Сковорода пр отиставляе веру в бессмертие лучшего в человеке. Преходящее касается мира теней и лишь способствует возвращению человека к самому себе проходящих указывает своей минущисть, что в его основе является постоянное, вечно существующее. Все наше исчезает, а место тени занимает вечность"(ВАРоменецьоменець).

Преходящее, если его рассматривать вне вечным, становится абсурдным, случайным, поверхностным, неинтересным. Вечное, которое никак не воплощается в повседневной жизни, не сопоставляется с преходящим, становится абстрактным, нереальным им, искусственным и потому тоже неинтересным. Преходящее всегда начинается в вечном, представляет собой некую долю вечного, воплощает вечное, развивает его. Вечное незаметно, неявно присутствует в найско-роминущому, в обыденной, с вычайно. Человек, в водовороте жизни помнит об уникальности каждой его мгновения, которая постоянно стремится к вечным ценностям, до внесения их в сферу временного, с корью и на что го, шаг за шагом наближует ься к самому себе, становится свободноьною.

Со времен позднего средневековья бытует христианская легенда о. Агасфера,"Вечного жида"Когда обессиленный тяжестью креста. Иисус шел на. Голгофу и нуждался отдохнуть,. Агасфер, стоявший в толпе сказал:"Иди, иди", за что и был наказан - ему навсегда было отказано в вечном - в покое могилы. Возраст в век обречен. Агасфер путешествовать по миру, дожидаясь второго пришествия. Христа, который один может лишить его надоевшего бессмертия. Как отмечает. ССАверинцев,. Агасфер -"это враг. Христа, но одновременно свидетель о. Христе, грешник, который поражает таинственным проклятием и пугает одним своим видом как приви д и зло знамение, однако через самое проклятие соотнесен с. Христом, с которым непременно должен встретиться в"этом мире", а в раскаянии и наверненни способен превратиться в хорошо знамение для этих лого мира. Структурный принцип легенды - двойной парадокс, когда темное и светлое дважды меняются местами: бессмертие, желанная цель человеческих усилий, в данном случае оборачивается проклятием, а проклятие - а совершает (шансом искупления)кути)".

Эта легенда имеет множество литературных воплощений. Новые и новые толкования, которые возраст в век сменяют друг друга, свидетельствуют о извечность проблемы, об отсутствии окончательного, абсолютного решения, о необходимых ость внутри каждого индивидуальной жизни начинать свой, отдельный поиск. Нужно жизни, которым нечего дорожить, поскольку оно все равно не будет ни конца ни края? исходя из сегодняшнего понимания конечности собственного существованияя?

Многозначная вариация на тему подана нашим современником - аргентинским писателем. Хорхе. Луисом. Борхесом. Герой его рассказа, военный трибун римского легиона, отправляется на. Запад в поисках города. Б. Бессмертных и после тяжелых испытаний, которые чуть не стоили ему жизни, достигает цели. Город оказывается безграничным, уродливым и бессмысленным, его перенасыщена симметрией архитектура не вызывает ничего, кроме ужаса и отвращения. Люди, построившие этот затерянный в пустыне сногсшибательный лабиринт, выдаются римлянину жестокими. И примитивными троглодитами. Они живут в пещерах, питаются змеями, в своем ди кунстви наивные как дети, поскольку не испытывают ни к кому сострадания. Наученные опытом истории, они отказались от любых моральных и рациональных критериев, их не интересует ни чужая, ни собственная долл. доля.

"Жизнь. Бессмертного пустое, кроме человека, все живые существа бессмертны, поскольку не знают о смерти, а чувствовать себя. Бессмертным - божественно, ужасно, непостижимо для ума"Борхес отмечает:"сме ерть (или упоминание о смерти) наполняет людей возвышенными чувствами и делает жизнь ценной. Чувствуя себя существами недолговечными, люди ведут себя соответственно; каждое совершенное деяние может оказаться ост аннимм".

В жизни, не является истинным, которое направлено на задачи настоящего, как считает. Кьеркегор, исчезает способность синтеза преходящего и вечного. Человеческое существование - драма, что свидетельствует о борьбе за внесение вечной них ценностей в знакомую каждому обыденность. Надо вернуться к методу. Сократа, быть, как и он,"возбудитель душ"Свобода предусматривает возможность оставаться собой, помня о вечном, не чувствуя за лежности от требований социума, общественного мнения, ожиданий семьи. А рабство является капитуляцией перед преходящим, перед призрачным миром, о котором. Сковорода писал как о нарумяненными обезьяну, а еще - украшенную гробовруну.

Отличительной чертой человеческого существования является тоска, тоска по абсолютным бытием, тоска по вечными ценностями, за. Богом. Именно эта тоска является источником активности, направленной на поиски истинного, подлинного бытия, на на аближення к вечному. Но большинство людей, ища полноту, увязает в мелочьях.

Человек не может найти себя в чувственных наслаждениях, похотливых желаниях. Кьеркегор анализирует судьбу. Дон. Жуана, пытаясь показать вечную неудовлетворенность тех, кто ищет призрачный идеал земной любви. Его. Дон. Ж. Жуан стремится большой любви и всегда устает очередными разочарованиями, тоскует по идеалу и пресыщается ритуалом чувственных утех. Это трагическая фигура, образ надломленный, унижен, хотя и"Чувство во гениальный"Чувственное любовь по своей природе, как считает. Кьеркегор, не может быть истинным, потому что это любовь не к одному человеку, а ко всем, это соблазновкуса.

Человек не может найти себя и в труде ради своих родных, общества, современников. Она растворяет себя в многочисленных обязанностях, функциях, поручениях, задачах, теряя собственное индивидуальное жизнь в в всей его неповторимости. Человек страдает, совесть ее беспокойная, и единственный выход - понять свое предназначение, найти истину, которая была бы собственной истиной, найти идею, ради которой можно было бы жилти.

По. Кьеркегора, существует только одна сила, которая способна объединить растерзанное человеческое"Я", это любовь к. Богу. Мы находим смысл жизни, когда начинаем верить в. Бога, и вера становится откровением. Человек только и тогда и живет истинным жизнью, когда она пытается реализовать вечное в мимолетном, озаренная. Божьей благодатью. Осознание бездны между преходящим и вечным является одновременно осознанием истины о безграничности ь расстояния между реальной, греховной, естественным человеком и. Богом, между реальным и идеальным"Я"Что может быть более значимым, чем путь над этой безднойнею?

Может ли Церковь меняться? Одни утверждают, что это невозможно в принципе, другим кажется, что без этого у нее нет будущего. Кто-то обвиняет Церковь в ретроградстве, а кто-то, напротив, подозревает, что она готова как угодно модернизировать свое учение, дабы не утратить популярности.

Так что же происходит в Церкви на самом деле? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, по каким принципам стороится внутренняя иерархия христианских ценностей, на основании которых живет и существует уже две тысячи лет весь церковный организм. Ценности эти отнюдь не равнозначны, о чем было сказано еще на заре христианства в известной формуле: «В главном - единство, во второстепенном - разномыслие, во всем - любовь». «Второстепенное» в данном случае зависит не только от взглядов конкретных людей, но и от той обстановки, в которой человеку приходится жить и проповедовать свою веру. Главное же не должно меняться ни при каких условиях.
Основу веры составляют догматы, без которых христианство перестает быть самим собой. И, разумеется, важнейшим из них является вера в Иисуса Христа как Богочеловека и нашего Спасителя, «страдавшего, и умершего, и воскресшего в третий день по Писании», как каждое утро на Литургии поют прихожане православных храмов, исполняя совместно «Символ веры».
Без Христа прежде всего, без Евангелия христианство невозможно. Однако, помимо догматов, составляющих суть и смысл существования Церкви, в ее обыденной жизни есть и другие вещи - традиции, сложившийся веками уклад. Это все не лишено смысла, поскольку содержит в себе воплощение многовекового опыта, однако не является константой для христианина. К примеру, ношение бороды православным священником - традиция древняя, однако от того, есть у священника борода или нет, не зависит ни уровень его мудрости и честности, ни степень его личной веры. Если же человеку по какой-то причине не удается отрастить бороду, это не служит причиной, не допускающей его к принятию сана. Например, когда в Америке 1960-х годов православных священников стали ассоциировать с хиппи, то многие из них сбрили бороды.
Понятно, что побриться гораздо легче, чем изменить богослужебные правила. И православная Литургия с ее глубокой символикой, древней поэзией - ничуть не менее значимое и ценное явление искусства, чем, например, древнерусская живопись, и потому она требует столь же бережного к себе отношения. Однако порядок слов и действий в богослужение не является неизменной догмой. На протяжении многих веков, особенно в период расцвета богослужебного искусства, в литургическую практику неоднократно вносились изменения, однако Церковь не переставала от этого быть Православной.
Минувший год был очень значимым для жизни Русской Православной Церкви: в феврале на Патриарший Престол был избран митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Почти сразу же после этого все заговорили о грядущих переменах в церковной жизни, и эти перемены действительно произошли, но их масштаб и направление, наверное, несколько разочаровали некоторых экспертов, пророчивших революционные преобразования в Церкви. Перемены не затронули глубинных основ веры, на которых и стоит Церковь. Да и в других областях изменения происходили постепенно, без несвойственных церковному организму революционных преобразований.
Начало нового года обычно является поводом подвести итоги года прошедшего. Но нам хотелось бы использовать это время для того, чтобы, посмотрев на конкретные примеры из жизни одной из Поместных Православных Церквей - Русской Церкви, показать, какие перемены происходят в церковной жизни, чему они служат и каких областей нашей жизни они могут коснуться.

Оригинал статьи.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.