Зиккурат - это что такое? Символика архитектуры зиккуратов. Лестница в небо: история восточной архитектуры от зиккуратов до соборных мечетей Зиккураты в древнем Междуречье

Состоящее из нескольких ярусов. Основание его, как правило, квадратное или прямоугольное. Эта особенность делает зиккурат похожим на ступенчатую пирамиду. Нижние уровни постройки представляют собой террасы. Крыша верхнего яруса плоская.

Строителями древних зиккуратов были шумеры, вавилоняне, аккадцы, ассирийцы, а также жители Элама. Руины их городов сохранились на территории современного Ирака и в западной части Ирана. Каждый зиккурат был частью храмового комплекса, который включал и другие здания.

Исторический обзор

Сооружения в виде больших возвышающихся платформ стали возводить в Месопотамии еще в четвертом тысячелетии до нашей эры. Об их предназначении ничего достоверно не известно. По одной из версий, такие искусственные возвышения использовались для того, чтобы сохранять наиболее ценное имущество, в том числе священные реликвии, во время разлива рек.

С течением времени архитектурные технологии совершенствовались. Если ступенчатые строения ранних шумеров были двухъярусными, то зиккурат в Вавилоне имел целых семь уровней. Внутренняя часть таких сооружений делалась из высушенных на солнце строительных блоков. Для внешней облицовки использовался обожженный кирпич.

Последние зиккураты Месопотамии были построены в шестом столетии до нашей эры. Это были наиболее впечатляющие архитектурные сооружения своего времени. Они поражали современников не только размерами, но и богатством наружного оформления. Не случайно же построенный в этот период зиккурат Этеменанки стал прообразом упомянутой в Библии Вавилонской башни.

Предназначение зиккуратов

Во многих культурах жилищем высших сил считались вершины гор. Общеизвестно, что, например, боги Древней Греции обитали на Олимпе. У шумеров, вероятно, было схожее мировоззрение. Таким образом, зиккурат - это рукотворная гора, которая создавалась для того, чтобы богам было где поселиться. Ведь в пустыне Междуречья не было естественных возвышенностей такой высоты.

На вершине зиккурата находилось святилище. Общественные религиозные церемонии там не проводились. Для этого существовали храмы у подножия зиккурата. Наверх же могли подниматься только жрецы, чьей обязанностью было заботиться о богах. Священнослужители были наиболее уважаемым и влиятельным сословием шумерского общества.

Зиккурат в Уре

Недалеко от современного иракского города Насирия находятся остатки наиболее хорошо сохранившегося сооружения древней Месопотамии. Это зиккурат, построенный в 21-м веке до нашей эры правителем Ур-Намму. Грандиозное здание имело основание 64 на 45 метров, возвышалось более чем на 30 м и состояло из трех уровней. На вершине располагалось святилище бога луны Нанна, который считался покровителем города.

К шестому веку до нашей эры здание сильно обветшало и частично разрушилось. Но последний правитель Второго Набонид распорядился восстановить зиккурат в Уре. Его подвергся значительным изменениям - вместо изначальных трех было построено семь ярусов.

Остатки зиккурата были впервые описаны европейскими учеными в начале 19 века. Масштабные археологические раскопки были проведены специалистами Британского музея в период с 1922 по 1934 годы. Во время правления Саддама Хусейна был реконструирован фасад и ведущая на вершину лестница.

Самый известный зиккурат

Одним из грандиознейших архитектурных сооружений в истории человечества является Вавилонская башня. Размеры постройки были столь впечатляющими, что родилась легенда, согласно которой вавилоняне хотели с ее помощью достать до неба.

В наши дни большинство исследователей сходятся во мнении, что Вавилонская башня - не вымысел, а реально существовавший зиккурат Этеменанки. Его высота составляла 91 метр. Подобное здание выглядело бы внушительно даже по сегодняшним меркам. Ведь оно было в три раза выше, чем привычные нам панельные девятиэтажки.

Когда именно был воздвигнут зиккурат в Вавилоне, неизвестно. Упоминания о нем содержатся в клинописных источниках, датированных вторым тысячелетием до нашей эры. В 689 году до нашей эры ассирийский правитель Синаххериб разрушил Вавилон и находившийся там зиккурат. Спустя 88 лет город был восстановлен. Этеменанки также был заново отстроен Навуходоносором II - правителем Нововавилонского царства.

Окончательно зиккурат был разрушен в 331 году до нашей эры по приказу Александра Македонского. Снос здания должен был стать первым этапом его масштабной реконструкции, но смерть полководца помешала осуществлению этих планов.

Внешний вид Вавилонской башни

Древние книги и современные раскопки позволили достаточно точно реконструировать облик легендарного зиккурата. Это было строение с квадратным основанием. Длина каждой из его сторон, как и высота, составляла 91,5 метра. Этеменанки состоял из семи ярусов, каждый из которых был окрашен в свой цвет.

Чтобы подняться к вершине зиккурата, нужно было вначале взойти по одной из трех центральных лестниц. Но это только половина пути. По словам древнегреческого историка Геродота, взойдя по большой лестнице, можно было отдохнуть перед дальнейшим подъемом. Для этого были оборудованы специальные места, защищенные навесами от палящего солнца. Ступеньки для дальнейшего восхождения опоясывали стены верхних уровней зиккурата. На вершине стоял просторный храм, посвященный Мардуку - богу-покровителю Вавилона.

Этеменанки славился не только невероятными для своего времени размерами, но и богатством внешнего убранства. По распоряжению в качестве отделочных материалов для стен Вавилонской башни использовалось золото, серебро, медь, камни различных цветов, эмалированный кирпич, а также пихта и сосна.

Первый снизу ярус зиккурата был черным, второй - белоснежным, третий был окрашен в пурпурный цвет, четвертый - в синий, пятый - в красный, шестой был покрыт серебром, а седьмой - золотом.

Религиозное значение

Вавилонский зиккурат был посвящен Мардуку, который считался покровителем города. Это местное имя месопотамского бога Бела. У семитских племен он был известен как Ваал. В верхнем ярусе зиккурата располагалось святилище. Там жила жрица, считавшаяся супругой Мардука. Каждый год на эту роль выбирали новую девушку. Это обязательно должна была быть красивая молодая девственница из знатной семьи.

В день выбора невесты Мардука в Вавилоне устраивалось грандиозное празднество, важным элементом которого были массовые оргии. По традиции каждая женщина должна была хотя бы раз в жизни предаться любви с чужестранцем, который заплатит ей деньги. При этом от первого предложения нельзя было отказаться, какой бы малой ни была сумма. Ведь девушка шла на празднование не для заработка, а лишь для того, чтобы исполнить волю богов.

Подобные обычаи встречались у многих ближневосточный народов и были связаны с культом плодородия. Однако римляне, писавшие о Вавилоне, усматривали в таких ритуалах нечто непристойное. Так, историк Квинт Курций Руф с осуждением упоминает о пиршествах, в ходе которых дамы из благородных семейств танцевали, постепенно сбрасывая с себя одежду. Подобный же взгляд укоренился и в христианской традиции, недаром в Откровении встречается такая фраза, как "Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным".

Символика архитектуры зиккуратов

Любое высокое здание ассоциируется со стремлением человека стать ближе к небу. А строения ступенчатой формы напоминает лестницу, ведущую наверх. Таким образом, зиккурат в первую очередь символизирует связующее звено между небесным миром божеств и живущими на земле людьми. Но, помимо общего для всех высотных сооружений смысла, у изобретенной древними шумерами архитектурной формы есть и другие уникальные особенности.

На современных картинках, изображающих зиккураты, мы видим их с верхнего или бокового ракурса. Но жители Месопотамии смотрели на них, находясь у подножия этих величественных строений. С этой точки обзора зиккурат - это несколько вырастающих одна за другой стен, самая верхняя из которых настолько высока, что кажется, будто она касается небес.

Какое же впечатление производит на наблюдателя такое зрелище? В древности стена окружала город для защиты его от вражеских войск. Она ассоциировалась с мощью и неприступностью. Таким образом, ряд высящихся друг за другом огромных стен создавал эффект абсолютной недосягаемости. Никакая другая архитектурная форма не могла бы так убедительно продемонстрировать безграничную силу и власть обитающего на вершине зиккурата божества.

Помимо непреступных стен, были и гигантских размеров лестницы. Обычно у зиккуратов их было три - одна центральная и две боковые. Они демонстрировали возможность диалога человека с богами. Священнослужители поднимались по ним на вершину, чтобы говорить с высшими силами. Таким образом, символика архитектуры зиккуратов подчеркивала могущество богов и важность касты жрецов, призванных беседовать с ними от имени всего народа.

Оформление зиккуратов

Не только грандиозные размеры сооружения призваны были удивлять жителей Месопотамии, но также и их внешняя отделка и планировка. Для облицовки зиккуратов использовались самые дорогие материалы, включая золото и серебро. Стены украшались изображениями растений, животных и мифологических существ. На вершине стояла золотая статуя божества, в честь которого был воздвигнут зиккурат.

Путь от подножия к вершине не был прямым. Он представлял собой нечто вроде трехмерного лабиринта с подъемами, длинными переходами и многочисленными поворотами. Центральная лестница вела только на первый либо второй ярус. Дальше приходилось двигаться по зигзагообразной траектории - огибать углы здания, подниматься по боковым ступеням, а затем, уже на новом ярусе, идти к следующему пролету, располагавшемуся с другой стороны.

Цель такой планировки состояла в том, чтобы сделать восхождение более долгим. Священнослужитель во время подъема должен был избавиться от мирских мыслей и сосредоточиться на божественном. Интересно, что храмы-лабиринты существовали также в древнем Египте и средневековой Европе.

Зиккураты Месопотамии были окружены садами. Тень деревьев, аромат цветов, плеск фонтанов создавали ощущение райской безмятежности, которая, по замыслу архитекторов, должна была свидетельствовать о благосклонности божеств, обитавших на вершине. Также не следует забывать, что зиккурат располагался в центре города. Жители приходили туда, чтобы предаться дружеским беседам и совместным развлечениям.

Зиккураты в других частях света

Не только правители Месопотамии возводили величественные постройки, стремясь с их помощью оставить свое имя в веках. В других тоже встречаются сооружения, форма которых напоминает зиккурат.

Наиболее известные и хорошо сохранившиеся строения подобного рода расположены на американском континенте. Большинство из них выглядят как Зиккурат, как архитектурная форма, был известен ацтекам, майя и другим цивилизациям доколумбовой Америки.

Больше всего ступенчатых пирамид, собранных в одном месте, можно найти на месте древнего города Теотиуакан, который расположен приблизительно в пятидесяти километрах от столицы Мексики. Архитектурная форма зиккурата явственно распознается в облике знаменитого храма Кукулькана, известном также как Эль-Кастьльо. Это строение является одним из символов Мексики.

На территории Европы также есть древние зиккураты. Один из них, названный Канчо-Роано, находится в Испании и является памятником существовавшей когда-то на Пиренейском полуострове тартессийской цивилизации. Предполагается, что построен он был в шестом веке до нашей эры.

Другим необычным для Европы сооружением является Сардинский зиккурат. Это очень древнее мегалитическое строение, воздвигнутое еще в четвертом тысячелетии до нашей эры. Сардинский зиккурат был культовым местом, в течение многих столетий там проводились религиозные обряды. Основание его платформы имело длину почти 42 метра.

Современные зиккураты

Изобретенная в далекой древности архитектурная форма вдохновляет и современных проектировщиков. Самым известным "зиккуратом", построенным в двадцатом веке, является Мавзолей Ленина. Такая форма усыпальницы советского вождя породила конспирологические домыслы о связи большевиков с древними месопотамскими культами.

На самом деле схожесть с зиккуратом - скорее всего - продиктована художественными предпочтениями его архитектора Алексея Щусева. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на здание Казанского вокзала Москвы, проект которого мастер представил еще в 1911 году. Его главное строение тоже имеет характерную ступенчатую структуру. Но прообразом тут послужила не архитектура зиккуратов Месопотамии, а облик одной из башен Казанского кремля.

Но не только русским в двадцатом веке пришла в голову идея построить зиккурат. В США тоже есть здание подобной конструкции. Оно находится в Западном Сакраменто, штат Калифорния. И так и называется "Зиккурат-Билдинг". Его строительство было завершено в 1997 году. Это одиннадцатиэтажное офисное здание высотой 47 с половиной метров занимает площадь в семь акров (28 000 м 2) и имеет подземную парковку, рассчитанную более чем на полторы тысячи автомобилей.

Зиккурат (от вавилонского слова «вершина», «строить высоко») – многоступенчатое культовое сооружение в древней Месопотамии.

Историческая справка

Месопотамия (в переводе с греческого «Междуречье») – территория между реками Тигр и Евфрат – современный Ирак. С конца IV тысячелетия до н.э. там жили шумеры, земледельцы, соорудившие на полях ирригационную систему, люди, которые изобрели гончарный круг и повозку на колесах.

Шумеры трудились, постепенно у них возникли города: Ур, Лагаш, Киш и Урук, в которых возводили царские дворцы и храмы древним богам. Боги шумеров – воплощение суровых сил природы. В каждом городе – свой главный бог, которому строили храм и обращались за помощью. Шумеры строили храмы на платформе: в них жили цари, наблюдая с высоты за городом.

Восточная архитектура

В столицах возводили грандиозные здания из кирпича-сырца, укрепляя слоями тростника, снаружи облицовывали обожженным кирпичом. Из глины возводили храмы, дома, даже стены города. Разрушенные дождем и ветром сооружения периодически обновляли, поэтому со временем они становились выше и больше по размерам, менялась и их конструкция.

Храмы украшали пестрой мозаикой, вставленной в сырцовую стену. Шумеровские зиккураты схожи с египетскими пирамидами тем, что они тоже – лестница в небо, но с постепенным, плавным подъемом.

Позднее строили башни с многоярусными выступающими террасами . Уровни башни различались размером и цветом раскраски. Купол здания храма, расположенного наверху, делали позолоченным.

Вершину зиккурата украшало святилище, куда рядовому посетителю вход был недоступен. Иногда сюда поднимались жрецы для астрономических наблюдений за звездами. Архитектура зиккуратов утверждала могущество богов и важность касты жрецов, призванных беседовать с ними от имени народа.

Огромные зиккураты – «молитва из кирпичей», приглашение богам спуститься на землю для встречи с людьми. В честь верховной троицы – бога воздуха Энлиля, бога воды Энки и бога неба Ану шумеры строили зиккураты трехъярусными.

В 2112 году до н.э. царь Урнамму создает облик великого города Ура. По его повелению здесь возводится зиккурат в честь покровителя города бога луны Нанна. Строительство, начавшееся при Урнамме, не завершилось. Сооружение достроил в 550-х годах до н.э. царь Вавилона Небонид, сделав семиярусным.

Башня, построенная в виде трехъярусной пирамиды из кирпича-сырца, облицована обожженным кирпичом на толщину 2.5 метра. В основании пирамиды – прямоугольник со сторонами 60 на 45 метров. Высота первого яруса 15 метров, верхние ярусы – чуть пониже. На верхней террасе находился храм Нанна. Наверху – площадка, с которой жрецы наблюдали за звездами, а цари осматривали город.

Нижняя терраса раскрашена в черный цвет, средняя – в красный, верхняя – в белый. Высота гиганта достигала 53 метров. Для создания иллюзии высоты и могущества здания мастера Месопотамии сделали стены кривыми. Такой ход заставляет взгляд подниматься кверху и рассматривать находящийся там храм.

В стенах – глубоко уходящие внутрь прорези, предназначенные для осушения постройки, чтобы кирпич не разбух от влаги. На террасах, покрытых землей, росли деревья. Для орошения храмовых плантаций и уменьшения влияния влаги на здание использовалась система водоотвода.

Зиккурат в Уре – не только храм, но и общественное учреждение, и царский дворец . К центральному входу ведут три длинные и широкие лестницы в 100 ступеней. Город окружен мощными крепостными стенами. Зиккурат в Уре заставляет удивляться стремлениям людей древности.

В нижнем течении рек Тигр и Евфрат сохранились ветхие кирпичные строения – все, что осталось от древнего и загадочного города Вавилона. Жители Месопотамии создали Вавилон пять с половиной тысяч лет назад. Храмы здесь строили в виде ступенчатых пирамид-зиккуратов. Каждая башня возводилась в честь определенного божества.

Особенности и характеристики

Вавилонский зиккурат (Этеменанка) прославлял Мардука – главного бога Вавилона, к которому относились с таким почтением, что башню неоднократно перестраивали, и она превратилась в самое высокое здание в долине Двуречья. Архитекторы обнаружили фундамент таинственной вавилонской башни – земляную насыпь квадратной формы, каждая сторона которой равнялась 90 метрам.

Пика величия 90-метровая башня достигла во время правления царя Навуходоносора (605-562 гг. до н.э.). Для перестройки башни созвали весь народ Вавилонской державы. Храм строили из обожженного кирпича, выкрашенного в синий цвет, в основание положили золото, серебро и драгоценные камни, добытые в горах и в море.

Башня, которая спорит с небом

Восстанавливая башню, Навуходоносор сказал: «Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Этеменанки так, чтобы поспорить она могла с небом». Башня состояла из семи ступеней-этажей. Первый этаж высотой 33 метра, покрашенный в черный цвет, назывался нижним храмом Мардука.

В центре высилась статуя верховного бога Вавилона, отлитая из чистейшего золота и весившая 23700 килограммов. Убранство храма составляли 16-метровый стол из золота, золотая скамейка и трон. Второй этаж красного цвета – 18 метров в высоту, этажи с третьего по шестой, расписанные в яркие цвета, – шестиметровой высоты.

Последний, седьмой, 15-метровый этаж – верхний храм Мардука – облицован бирюзовыми глазурованными плитками и украшен по бокам золотыми рогами. Золотое ложе, кресло и стол, находящиеся в храме, предназначались для Самого Бога, когда тот приходил сюда отдохнуть.

Путь от подножия к вершине непрямой. Подъемы, длинные переходы и многочисленные повороты делали восхождение долгим. За это время жрецы должны были избавиться от мирских мыслей и сосредоточиться на божественном.

На строительство башни потратили 85 миллионов кирпичей. Навуходоносор гордился тем, что башня сияла, подобно солнцу, и позволяла общаться с верховным богом на равных. Стены башни отделаны золотом, серебром, медью и разноцветными камнями, эмалированным кирпичом, пихтой и сосной.

Окруженная домами жрецов, рукотворная гора, равная по высоте 30-этажному небоскребу, удивляла жителей Месопотамии и вызывала трепет. Вавилонский зиккурат окружали сады. Тень деревьев, аромат цветов, плеск фонтанов создавали ощущение райской безмятежности – свидетельства благосклонности божеств, обитающих на вершине.

Символичное значение башни

Башню разрушили в 478 году до н.э., когда Вавилон захватил персидский царь Ксеркс. Царь оставил храм без присмотра: пусть он превратится в грязь, из которой сооружен.

Через 20 лет, когда за храмом никто не ухаживал, древнегреческий историк Геродот, побывавший в Вавилоне, восхищенно писал о строении так: «Над первой башней в центре стоит вторая, на верху второй – третья и так далее. Всего таких башен восемь. На них можно взойти по спиральной лестнице, которая идет снаружи. А на середине пути – скамьи, чтобы путник мог отдохнуть».

Храма Мардука ныне нет, но почему же для истории так важен этот давно разрушенный храм? Потому что это знаменитая Вавилонская башня, о которой рассказывается в Ветхом завете так.

«На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с Востока, люди нашли в земле Сеннар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню высотой до небес и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу всей земли.

И сошел Господь посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот один город и один у всех язык. И вот что начали они делать и не отстанут от того, что начали делать. Сойдем же и смешаем язык их так, чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле, и они перестали строить город. Посему дано ему имя Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле».

Страшное наказание постигло человечество, решившее идти своим путем, не зависимым от бога и вопреки его воле – потоп – было забыто. Люди вновь предпочли жить и действовать без Бога ради тщеславия и гордыни. Бог не одобрил гордого замысла: смешав языки, прервал исполнение человеческих планов. Не желая смириться перед творцом, люди вновь начали строить зиккурат там же, где строительство приостановил Сам Господь.

Иисус Христос не насилует человеческую свободную волю, желая, чтобы люди увидели, к чему приводит упорное неповиновение Небесному Отцу. С болью Христос взирал, как люди упорно сооружали башню – центр поклонения лжебогам, который приведет к гибели.

Роскошная башня и таинственные служения в ней призваны заворожить и подчинить себе чувства и разум человека. Как это отличается от служения, пример которого дал Иисус Христос во время земной жизни, проводимого на природе и в скромных домах.

Территория Апшерона, которая ныне активно осваивается и застраивается, хранит еще множество тайн прошлого. К сожалению, следы древнего человека не так очевидны для неискушенного наблюдателя и часто уничтожаются. В тоже время черепок керамики или след в виде рисунка или выемок, оставшийся на скальных породах, могут поведать многое о жизни древних людей.

Несколько лет назад изучая стоянку бронзового века в местечке Умидгая близ Нардарана мною вместе с Аббасом Исламовым на скалах был обнаружен интересный символ. Он представлял собой несколько вложенных квадратов с выемкой в центре. Рисунку было дано условное название "зиккурат".

Зиккурат в Месопотамии являлся формой храма и представлял собой ступенчатую пирамиду (3-7 ступеней), на вершине которой помещалось небольшое святилище. Форма зиккурата очевидным образом символизировала лестницу в Небо. Первый зиккурат колоссальных размеров, состоявший из трех ярусов, был построен в Уре (Ирак) в XXI в. до н.э. Обнаруженный рисунок напоминал план данного храма.

Рисунок "зиккурат"

Реконструкция храма зиккурат в Уре

В дальнейшем аналогичный рисунок "зиккурат" был выявлен на скале на древней стоянке в Келезахе. Те же вложенные квадраты и выемка в центре. Келезах находится в несколько десятках километров от местечка Умидгая, поэтому трудно считать такое совпадение рисунков случайностью. Еще один похожий рисунок "зиккурат" был высечен на камне, который был найден в Мардаканах и ныне хранится в Мардаканской четырехугольной башне. Здесь количество вложенных квадратов равно пяти. Рисунки такого типа встречаются в Гобустане, а также в Астаре, расположенной в 200 км от Баку.

Рисунок "зиккурат", обнаруженный в местечке Умидгая

Рисунок "зиккурат", обнаруженный в Келезахе

Что означал рисунок "зиккурат" на самом деле и для чего он служил все еще остается загадкой. Но ясно, что данный рисунок был распространен на Апшероне в определенный период времени (4-5 тысяч лет назад) и играл определенную роль в жизни древних людей. Какую? Это и предстоит выяснить дальнейшими исследованиями.

Рисунок "зиккурат", хранящийся в четырехугольной башне в Мардаканах.

Фотографии сделаны мною и приводятся впервые (Фаик Насибов).

Зиккурат. Зиккурат, храмовая башня, принадлежность главных храмов вавилонской и ассирийской цивилизаций. Название происходит от вавилонского слова sigguratu – вершина, в том числе вершина горы. Реконструкция вавилонского зиккурата по А.Молпбергу. www.mediagnosis.ru.

Картинка 16 из презентации «Культура Древней Азии» к урокам МХК на тему «Древние цивилизации»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока МХК, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Культура Древней Азии.pptx» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 4567 КБ.

Скачать презентацию

Древние цивилизации

«Художественная культура Древнего мира» - Виллендорфская Венера. Из каких источников ученые узнают о первобытной культуре. План работы. Коза. Что же это за предмет и что нам дает его изучение. Стоунхендж. Древние цивилизации. Кромлехи - каменные плиты или столбы, поставленные по кругу. Особая область первобытного изобразительного искусства - орнамент.

«Культура древних цивилизаций» - Реконструкция в Берлинском музее. Глиняные таблички Урук. Адоранты (молящиеся) - это небольшие статуэтки (30 см). Зороастризм. Ближневосточные народы подвергаются нападению. В XXIV - XXIII века до н. э. происходит возвышение семитского города. Вавилон. Древнейшие цивилизации. Клинопись. Третья могущественная держава Месопотамии - Ассирия.

«Культура Вавилона» - Белый храм. Лестница. Особенного расцвета Вавилон достиг при Асаргаддоне. Уходящие тени. Бабилон. Ворота были облицованы синей плиткой. Башня здания Еропейского парламента. Обожженный кирпич. Шедевр архитектуры. Город. Междуречье. Дворец Навуходоносора. Шумерская культура. Основное сырье для изготовления саманного кирпича.

«Эгейское искусство» - Помещения освещались через отверстия в потолке. Лабиринт связывали с быком, потому что он на Крите считался священным. Интересные росписи. Генрих Шлиман, исследовавший Микены. Изображения людей напоминают древнеегипетские. Критяне были прекрасными мастерами керамики. Кносский Дворец открыт сэром Артуром Эвансом в ходе раскопок.

«Культура Древней Азии» - Художественная культура. Облицовка. Фрагмент. Герой, укрощающий льва. Статуя Гудеа. Реконструкция. Фундаменты зданий. Крылатый бык. Развалины ворот. Вавилонская башня. Штандарт Ура. Стела с богиней Иштар. Территория. Гений-хранитель. Висячие сады Семирамиды. Архитектура Месопотамии. Зубчатые башни. Статуя адоранта.

«Львиные ворота» - Львиные ворота - входные ворота акрополя Микен Построены в середине XIII веке до н. э. вместе с расширением крепостной стены города. На верхнюю часть колонны опирается крыша какого-то сооружения. На строго симметричном рисунке барельефа львы приподнимаются на фасад некоего здания, окружая колонну. Головы львов не сохранились.

Всего в теме 11 презентаций

Одна из крупнейших цивилизаций древности зародилась в Двуречье. Много веков назад первые люди здесь начали возводить свои дома и храмы. Основным материалом для строительства в Месопотамии использовался кирпич-сырец. Из глины здесь возводилось все: от центрального храма и окружающих его домов жителей, до стен города .

Зиккураты в древнем Междуречье

Храмы в Двуречье возводились на каменной платформе. Со временем эта технология выросла в возведение огромных зиккуратов, известных нам по сооружениям в Уре и Вавилоне. Зиккурат представляет собой большую башню с многоярусными выступающими террасами. За счет уменьшения площади вышестоящих блоков создается впечатление нескольких башен. Количество таких подъемов доходило до семи, но обычно держалось около четырех. Традицией было раскрашивать разные уровни в разные цвета - черный, кирпичный, белый и т. д. Кроме раскраски проводилось озеленение террас, что еще больше выделяло постройку из общего фона. Иногда купол здания храма, расположенного на самом верху, делался позолоченным.

Реконструкция

Шумерские зиккураты подобны египетским пирамидам . Они тоже являются своеобразной лестницей в небо, только подъем здесь постепенный, поуровневый, а не как в знаменитых гробницах фараонов.

Зиккураты Месопотамии и пирамиды Египта

Вершину зиккурата украшало святилище, вход в который был закрыт для обычного посетителя. Убранство жилища бога было скромным, здесь обычно располагались лишь ложе и стол из золота. Иногда на вершину постройки восходили жрецы для проведения важных астрономических наблюдений, направленных на прогнозирование сельскохозяйственной жизни страны. Предполагают, что именно здесь зародились современная астрология, названия созвездий и даже знаков Зодиака.

Великий зиккурат в Уре – сохранность на тысячелетия

Один из самых известных зиккуратов, доживших до наших дней, является знаменитый зиккурат Этеменнигуру в Уре.

История зиккурата

Сам город Ур знаменит с незапамятных времен. Именно здесь согласно библейскому учению родился отец многих народов Авраам. В 2112-2015 годах до нашей эры во время правления III династии Ур входит в пик своего могущества, и именно в этот период основатель династии царь Урнамму со своим сыном Шульги берется за создание великого облика города.

По его инициативе примерно в 2047 году до нашей эры в честь покровителя города бога Луны Нанна создается зиккурат, по своим размерам ничуть не уступающий Вавилонской башне .

Трехъярусная постройка сохранилась до наших дней в хорошей форме. С середины XIX века этот холм активно изучается. Первым исследователем зиккурата в Уре стал англичанин Басре Д. Е. Тейлор. В кладке кирпича им была обнаружена клинопись, рассказывающая о строительстве этого сооружения. Так выяснилось, что начавшееся еще при царе Урнамме возведение зиккурата было не завершено, и лишь последний царь Вавилона Набонид в 550-х годах до нашей эры смог поставить точку в этом долгострое. Им же было увеличено количество ярусов с трех до семи.

Описание зиккурата

После тщательного изучения сооружения археологи в 1933 году создают вероятную реконструкцию зиккурата бога луны Нанна в Уре. Башня представляла собой трехъярусную пирамиду. Выстроенный из кирпича-сырца снаружи зиккурат был облицован обожженным кирпичом. Облицовка местами достигает толщины в 2,5 метра. Основание пирамиды имеет форму прямоугольника со сторонами 60 на 45 метров. Высота первого яруса около 15 метров. Верхние ярусы были чуть поменьше, а на верхней террасе находился храм Нанна. Террасы имели раскраску: нижняя - черная, средняя - красная, верхняя - белая. Общая высота гиганта превышала 53 метра.

Для подъема на вершину были сооружены три длинные и широкие лестницы по 100 ступеней. Одна из них располагалась перпендикулярно зиккурату, две другие поднимались вдоль стен. С боковых лестниц можно было перейти на любую из террас.

При проведении расчетов у исследователей выходили нестыковки. Как выяснилось позже, мастера Месопотамии сделали стены умышленно кривыми для создания иллюзии высоты и могущества здания. Стены были не просто кривыми и наклоненными вовнутрь, а тщательно рассчитанными и выпуклыми, что еще больше доказывает очень высокий уровень строительства в Двуречье. Такая архитектура непроизвольно заставляет взгляд подниматься кверху и фокусироваться на центральном моменте - храме.

Особый интерес приковывают к себе глубоко уходящие вовнутрь прорези в стене. Снаружи они пустые, но внутри заполнены глиняными черепками. Было установлено, что подобное решение использовалось для осушения внутренности постройки, чтобы кирпич не разбух от влаги.

Оставалось только понять, откуда бралась влага внутри зиккурата. За время строительства зиккурата кирпич успевал высыхать, поэтому эта версия была быстро отсечена. В ходе раскопок были найдены специальные пазы, предназначенные для отвода воды вниз, а это означало, что на террасах была вода.

Одна из найденных здесь табличек рассказывала о расчистке заваленного храма богини луны «Гигпарка», расположенного возле одной из стен зиккурата, от ветвей деревьев. Возникла мысль, что ветви могли попасть туда только из зиккурата, а этим и объясняется система отвода воды. Террасы были покрыты землей, на которой росли растения и те самые деревья. Здесь можно провести аналогию с построенными висячими садами Семирамиды в Вавилоне . Так что система водоотвода могла использоваться и для орошения храмовых плантаций, а для уменьшения влияния влаги на само здание как раз и использовались дренажные отверстия.

Вавилонская башня не дожила до наших дней, поэтому для ее представления стоит обратить внимание именно на зиккурат в Уре. Он, конечно, пострадал от времени. Но то, что от него осталось, заставляет еще раз удивиться стремлениям людей древности.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.