Архитектура католицизма. Особенности католического вероучения, культа и церковной организации

Католический храм имеет в целом то же устройство, что и православный. Самым существенным отличием, бросающимся в глаза, является отсутствие иконостаса. Вместо него существует невысокая алтарная преграда. В храме выделяется центральная часть - алтарная, или пресвитерий - место, где происходит богослужение и где хранятся Святые Дары - пресуществленные в Тело и Кровь Христа хлеб и вино. Узнать это место можно по неугасимой лампаде, горящей перед дарохранительницей.

Кроме центрального алтаря, могут быть боковые приделы в честь святых. В храме также выделяется специальное место для хора и ризница (отдельное помещение для служителей храма и хранения литургических одеяний и предметов).

Мужчины при входе в храм обязательно должны снимать головные уборы. Для женщин косынки не требуются. Не существует также особых норм в одежде или использовании косметики. Появление в храме в шортах или чересчур открытой одежде не приветствуется, а в некоторых храмах, в том числе в соборе святого Петра в Ватикане - запрещено.

При входе в храм располагается сосуд с освященной водой, или кропильница, в которую окунают пальцы правой руки и затем крестятся.

Сразу же при входе в храм совершается коленопреклонение (правое колено) перед дарохранительницей. И впоследствии, проходя мимо дарохранительницы, совершают коленопреклонение или хотя бы склоняют голову. Крестятся католики в отличном от православных порядке - сначала левое плечо, потом правое. Особых моментов вне литургии, когда требуется совершать крестное знамение, нет.

В храме стоят ряды молитвенных скамеек, а внизу - низеньких скамеечек (на них преклоняют колени во время богослужения). Исповедь в католическом храме совершается в специальных исповедальнях - небольших кабинках для священника и исповедующегося. Если в исповедальне кто-либо беседует, не следует находиться в пределах слышимости, равно как и приближаться к священнику во время его беседы с кем-то - это может быть разговор сугубо духовный и личный. Не следует прерывать молитву или молчаливое созерцание верующих, надо подождать, пока они закончат.

Собственно, этим ограничиваются основные правила поведения в католическом храме.

Главой католической церкви является Папа Римский.

Обращения к лицам духовного звания:

* к Папе Римскому - Ваше святейшество;
* к кардиналу и архиепископу - Ваше высокопреосвященство;

* к епископу - Ваше преосвященство (личное - владыка).

К лицам, принадлежащим к высшей церковной иерархии, употребляется также обращение «монсеньор», добавляемое к титулу. К настоятелю храма обращаются «Ваше высокопреподобие». В личной беседе ко всем священникам можно обращаться «отец», к монахам - «брат», к монахиням - «сестра».

Отличить один ранг от другого в повседневной жизни весьма трудно, поэтому, готовясь к встрече со священником, надо узнать заранее его титул. Однако наличие красного пояса, пиуски (красной епископской шапочки или сутаны не черного цвета), как правило, свидетельствует о принадлежности к высшей иерархии. Правда, в повседневной жизни священство носит обычные темные костюмы с темными рубашками и белой полоской под воротником.

В общении со священством нужно различать два уровня - тот, когда во время встречи священник призван совершать богослужение, или таинство, и обычную беседу. На беседу распространяются правила обычного этикета.

Католическое священство дает обет безбрачия, поэтому интересоваться семейной жизнью собеседника бестактно. Еще одна особенность - как правило, священник первым подает руку, в том числе и женщинам.

Субботний день экскурсии, мягко говоря, не благопориятствовал. Весь день моросил холодный дождик, солнца не было, темнеть начало рано. Поэтому, когда я подходил к ограде католического храма, я уже точно знал, что много народу не будет, но надеялся, что придет хоть кто-то. У ограды уже ошивался один смутно знакомый мне кемеровчанин - кажется, Захар Любов. Или Рахим, как его почему-то называют тут священники... Так как было ужасно холодно, а я был с упругой и дочкой - мы зашли внутрь. Тут же у меня два раза подряд зазвонил телефон. Сначала это был известный вам МихаТ, а потом - Рубин-хазрат. Я вышел, мы немного постояли в ограде храма. Через пару минут подошли Никита Голованов и еще незнакомые мне немолодые мужчина и женщина. Потом, в середине экскурсии, присоединилась еще одна дама. И это все. Как я и говорил отцу Андрею, с десяток не набралось.

Отец Андрей меня заранее предупредил, что не сможет провести нас по храму. И предупредил отца Павла - мол, придут тут такие, вопросы задавать будут... Отец Павел сначала был немного растерян, потому что, кажется, не совсем понимал, зачем мы приперлись. Но потом общение наладилось.

Как я уже писал раньше, отец Павел - поляк. По-русски говорит очень хорошо, хотя и с некоторым акцентом. Больше я о нем лично ничего не знаю.

Мы сели на скамеечки, отец Павел спросил, все ли мы верующие, на что я тактично промолчал. Потом он спросил, все ли тут православные, на что тактично промолчал уже Рубин-хазрат. А я выдал свою жену: она у меня, представьте себе, в глухом и диком молдавском селе была крещена как раз таки в католичестве. Этому обстоятельству отец Павел так обрадовался, что сразу стало ясно: нечасто, очень нечасто им тут приходится встречать католиков с детства.

На самые простые вопросы типа "А это что такое?" отец Павел отвечал очень подробно, начиная от сотворения мира. Мне было интересно, но Сонька откровенно засыпала, что и понятно. Я все его слова, конечно, пересказывать не буду. Проведу вам с помощью фотограмм краткий ликбез, чтобы, если судьба занесет вас под готические своды, вы не опростоволосились и понимали, что и где происходит.

Итак.


Начем с главного. Это (в красном овале) алтарь. Алтарь это центр храма во всех смыслах - от духовного до архитектурного.
Алтарь - это не христианское изобретение. За тысячи лет до Авраама и его потомков люди молились самым разным богам и приносили им жертвы - пищу, цветы, животных и даже людей, смотря по обстоятельствам. Жертва приносилась в особом месте - святилище. И чаще всего на особом сооружении - жертвеннике. Еще со времен палеолита жертвенник было принято устраивать из камней или даже из одного большого плоского камня. В разных культурах жертва либо приносилась на жертвенный камень в уже готовом виде, либо готовилась прямо на нем (барашков рэзали, например, или голубей, кур, человеков, опять же...). А потом или оставлялась или, чаще, сжигалась.
Современный христианский алтарь - это прямой потомок языческих жертвенников по своему смыслу, устройству и предназначению. Единственная разница: на нем не люди приносят жертвы Богу, а Бог однажды вечером в четверг, за ужином, поднес себя людям в виде хлеба и вина. С тех пор на алтаре подготавливаются Святые Дары - Тело и Кровь Христовы - и рядом с алтарем совершается таинство Святого Причастия (Евхаристии).
Я наивно полагал, что существует некий канон в отношении формы алтаря, материала, украшений. Оказалось, нет. Функционально, это самый обычный стол. И любой стол может быть использован в качестве алтаря, что и просиходит регулярно, когда церковные обряды совершаются в неподготовленном для этого помещении. Алтарь может быть любого размера и формы, даже круглым, хотя отец Павел признался, что круглых ему видеть не приходилось.
Бывают также легкие переносные алтари.
Еще важно: вам может показаться, что в православном храме алтаря нет. Это не так. Просто там, где мы на фото католического храма видим ведущие к алтарю ступени - в православном храме стоит стена: иконостас. А там, за этой стеной, скрытый от глаз верующих, стоит, по сути, такой же алтарь, на котором так же готовятся к Причастию вино и хлеб.


За алтарем находятся Святые Дары. Собственно, это специальный пресный хлеб - в виде маленьких плоских лепешек, вино и освященная вода. Они стоят в нише под большим распятием и закрываются квадратной дверцей, которую вы видите на фото. Сама дверца квадратная, а на ней изображена золотая евхаристическая чаша - но это просто украшательство. Дверца может быть любых размеров и формы, украшенная или нет. Это совершенно не важно. Главное: Святые Дары всегда находятся у алтаря, они всегда (кроме нескольких минут во время богослужения) скрыты от глаз, и возле них всегда горит огонь - например, маленькая красная лампадка, которую вы видите справа от квадратной дверцы. А почему в кемеровском католическом храме дверца именно квадратная? Художник так видит!


Рядом с алтарем стоит вот такая узнаваемая штука, которую по-русски обычно называют кафедрой, но в церкви она называется "амвон" (от др. греч. "возвышение"), а кафедрой тут называют совсем другое. Изначально, амвон - это место, с которого учитель произносит слова учения, обращенные к ученикам. Любой учитель. Амвон, опять же, штука дохристианская. В церкви же - католической и православной - с амвона священник читает Святое Писание или проповедь. Разница в том, что у православных эти штуки чаще легкие и переносные, а у католиков более основательные. Амвон вполне может быть микрофонизирован, как мы видим. Интересно, что в православных храмах я пока микрофонов не видел.


А вот готичные стулья за амвоном - это и есть кафедра. Собственно, по-древнегречески "кафедра" и означает просто "стул". Во время службы на эти стулья-кафедру садится священник и те, кто ему помогает вести богослужение. Если храм посещает епископ или кардинал, то он занимает всегда самый высокий стул. В католичестве есть еще понятие "экс кафедра" - что-то вроде обращения высокого церквого начальства к народу.


Самое первое, что бросается в глаза православным, попавшим в католический храм - ряды скамеек. Они нужны не просто для того, чтобы ноги не уставали. На классической церковной скамейке сидеть, честно говоря, не намного удобнее, чем стоять. Дело в том, что положение сидя у католиком рассматривается как поза учения и послушания. Ученики всегда сидят перед учителем во время урока. Вот и верующие, пришедшие внимать слову Божьему, садятся. Впрочем, положения иногда меняются. Во время собственно молитвы верующие в католическом храме встают ("стоя" - это общепризнанная в христианстве молитвенное поза, основная в православии), иногда - опускаются на колени. Для колен - вон та узкая приступка внизу. Ну, просто чтобы не на пол опускаться.


Мраморная чаша, напомнившая мне фонтанчик в мечети, это купель. В нее наливают воду, освящают ее, а потом крестят младенцев. Как я понял со слов отца Павла, крещение младенцев в кемеровском католическом храме - событие редкое. Чаша стоит пустой.
У входа в храм, справа от двери, стоит похожая чаша поменьше. Она всегда полная. Входя в церковь, каждый верующий опускает в нее пальцы и потом крестится. Католики как-то связывают этот ритуал с расступающимися водами Иордана из истории еврейского исхода, но я, честно говоря, особой связи не уловил.


Икона на стене - встречается, оказывается, в католических храмах довольно часто. Причем, именно эта икона, а точнее, ее копии.
У нее долгая история. Она выполнена в восточно-церковном стиле и поэтому легко опознаваема православными. оригинал иконы долгое время находился в одном из католических храмов Европы, который потом был разрушен и икона считалась утерянной. Затем она была чудесным образом найдена, попала в руки Папы Римского и он, в середине 19 века, передал ее ордену монахов-редемптористов со словами "Сделайте так, чтобы ее узнали во всем мире". С тех пор монахи стараются. Хотя в остальном, конечно, иконы для католичества не характерны.


Ступеньки, ведущие к алтарю, амвону, кафедре, купели и Святым Дарам - отделяют основное помещение храма от "пресвитория". Раньше эта часть храма была доступна только священникам. Но после Второго Ватиканского Собора в 1962 году в пресвиторий разрешено входить мирянам, помогающим в богослужении и даже женщинам. С тех пор прихожане участвуют в богослужении уже не только как воспринимающая сторона, но, например, читают и поют с амвона вместо священника.
А дырки в ступеньках - это часть системы вентиляции этого конкретного храма. Вентиляция была задумана принудительной, но на необходимое оборудование денег не нашлось. Поэтому отверствия в настоящее время бессмысленны.


Это вид на молельный зал с балкончика, который тянется по противоположной от алтаря стене. На этом балконе стоят певчие - приходской хор. Всего певчих бывает человек десять-пятнадцать, что мало для храма, но приход небольшой и больше взять негде.


Тряпочкой накрыт маленький недорогой синтезатор. Настоящий орган - слишком дорогая и сложная штука для кемеровской церкви. Впрочем, для нетребовательных верующих звуки у инструмента вполне органные.


На балконе на отца Павла напал Никита Голованов с вопросами о том, как совмещается человеческая свобода и всеведение Господа...


Отец Павел отбивался как мог а Мог был крепким парнем...


Я предложил Никите прийти на следующий день со мной в группу катехизиса и позадавать вопросы, но он, конечно, не пришел. А зря. Меня там чуть не съели в воскресенье.


С балкона мы спустились в подвал. Там стоял, например, Священный Теннисный Стол Раскладной.


Здесь же находится приходской офис с обычной офисной мебелью и оргтехникой.


На каждой двери в храме, даже на дверях служебных помещений, вот такие буквы. Они имеют глубокий смысл, восходящий к ветхозаветной истории евреев, и обновляются каждый год при освящении помещения.


На стенах в храме висят картинки, нарисованные верующими - более или менее взрослыми. Картинки изображают сцены из церковной жизни или из Святого Писания.


Это главный стол храма. Ну, просто, самый большой стол. Он стоит в подвале, за ним проводятся собрания, а по вечерам и праздникам - общие трапезы. Так что этот зал еще и монастырская трапезная. Часть здания храма, где расположены жилые помещения для священнико в и монахинь - это настоящий монастырь. Постороним в монастырь вход закрыт.


Это уже известный вам зал, где иногда прихожане пытаются распять и съесть любопытствующих о церковной жизни кемеровских блогеров...


Портреты на стене - это руководители ордена редемптористов. Первый в ряду - основатель: неаполитанец Альфонс де Лигуори. Портреты не подписаны, потому что, как сказал отец Павел: "Это наша семья, вы ведь не подписываете имена на фотографиях в семейном альбоме".


Это герб ордена. Как видим, на нем глаз, который глупые юные кемеровчанки иногда считают знаком масонской ложи:)


В подвале стоит самодельный макет храма из картона. На нем детям объясняют, что к чему и для чего в церкви.


Нужные книги всегда должны быть под рукой у прихожан.


Кухня, на которой готовятся монастырские трапезы и праздничный угощения. Тесная и маленькая. Хотя, как видите, есть все, что нужно.


И, наконец, помещение, которое я до этого дня видел только в голливудских фильмах - исповедальня. Она скрыта за двумя дверьми в стене храма, сразу налево от входа.


Исповедальня разделена на два помещения. Одно - для священника, с двумя дверями. Это нужно, чтобы на входе-выходе священник не сталкивался с исповедуемым.


Второе - только с одной дверью и такой вот табуреткой. Сюда садится исповедуемый.


Два помещения исповедальни разделяет решетчатая перегородка. В принципе, как нам объяснили, перегородка может быть любой - стеклянной, матерчатой, металлической. Но обычно она выглядит именно так, как на фото. Решетка символизирует тюрьму, в которую себя помещает человек, потакая своим грехам.
Интересно, что в католичестве исповедь и причастие не связаны так жестко, как в православии. Кто не знает, в православной церкви вам будет дозволено причаститься только после исповеди. В католической можно исповедоваться и причащаться отдельно, вне всякой последовательности.


А это уже не в храме, конечно:) На автобусной остановке. Все-таки, как богат нынче рынок духовных услух. Каких только видов спасения и умиротворения не предлагают. А у кого-то душа требует плохой поэзии с грамматическими ошибками...

Кто не пришел на экскурсию - зря. Хотя, храм открыт всегда, и вы можете посетить его в любой день. Тем более, вы теперь знаете в общих чертах, как он устроен.

Католицизм как одно из главных направлений в христианстве-окончательно сформировался в результате первого большого раскола (разделения церквей) христианство в 1054 г. Распространен он преимущественно в Западной (Франция, Бельгия, Италия, Португалия) и Восточной (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Литва, частично Латвия и западные области Украины) Европе, в большинстве стран Южной Америки; его исповедует почти половина верующих Северной Америки. В Азии, Африке также есть католики, но влияние католицизма здесь незначительный.

Он имеет много общего с православием (вера в два источника вероучения - Священное Писание, Священное Предание, в божественную Троицу, спасительную миссию церкви, в бессмертие души, загробной жизни) и одновременно отличается от других направлений в христианстве системой вероучения, культа, своеобразным приспособлением к стремительному изменению социальной деятельности и нового религиозного сознания. Он дополнил Символ Веры новыми догматами, которых не знает православная церковь.

Основными догматами католицизма, отличающие его от других течений в христианстве, э догмат о нисхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына, а также о непогрешимости Папы Римского. Принятие этого догмата папство добилось только в 1870 г. Вселенским собором в Ватикане. В борьбе за духовную и светскую власть папы вступали в многочисленные союзы с королями, пользовались опекой могущественных феодалов, усиливали политический вылил.

Еще один догмат католицизма о "чистилище" принят в 1439 г. на Флорентийском соборе. Сущность его заключается в том, что душа человека после смерти попадает в "чистилище" как место между адом и раем и имеет возможность очиститься от грехов, после чего переходит в ад или рай. Очистка осуществляется путем различных испытаний, Родные и близкие покойного с помощью молитв и пожертвований в пользу церкви могут облегчить испытание души, что находится в "чистилище", ускорить ее выход оттуда. Итак, судьбу души определяла не только поведение человека в земной жизни, но и материальные возможности близких покойного.

Очень важным в католицизме положения об особой роли духовенства, с которым человек не может заслужить Божьей милости самостоятельно, без помощи духовенства, которое имеет значительные преимущества перед мирянами и должно обладать особыми правами и привилегиями. В частности, католическое вероучение запрещает верующим читать Библию, поскольку это является исключительным правом духовенства. Католицизм считает канонической лишь Библию, написанную на латинском языке, которым не владеет подавляющая часть верующих. Духовенство имеет особые права на причастие. Если миряне причащаются только "телом Божьим" (хлебом), то духовенство и его кровью (вином), что подчеркивает его особые заслуги перед Богом. Для всех церковнослужителей обязательное безбрачие (целибат).

Католическая догматика устанавливает необходимость систематической исповеди верующих перед духовенством. Каждый католик должен иметь своего духовника и регулярно отчитываться ему о свои мысли и поступки; без систематической исповеди спасение невозможно. Благодаря этому требованию католическое духовенство проникает в личную жизнь верующих, каждый шаг которых находится под контролем ксендза или монаха. Систематическая исповедь дает возможность католической церкви влиять на общество, особенно на женщин. Вероучение утверждает, что Христос, Богоматерь и святые имеют такое количество заслуг, что их хватит для обеспечения потустороннего блаженства всему существующему и будущему человечеству. Весь этот потенциал Бог предоставил в распоряжение католической церкви; она по своему усмотрению может делегировать определенную часть этих дел верующим для искупления грехов и личного спасения, но за это верующие должны платить церкви. Продажей Божественной благодати ведал специальный трибунал при папе. Там за деньги можно было получить индульгенцию, которая давала верующим отпущение грехов или определяла время, в течение которого можно было грешить.

Много своеобразного есть и в католическом культе, которому присущи пышность и торжественность. Богослужение сопровождается органной музыкой, сольными и хоровыми песнопениями. Происходит оно на латинском языке. Считается, что во время литургии (мессы) происходит превращение хлеба и вина в тело и кровь Иисуса Христа. Именно поэтому вне таинством евхаристии (причастия), а значит вне церкви спасение невозможно.

Очень большую роль играет культ Богородицы, или Мадонны. Христианство позаимствовало его у древних религий, которые Богородицу почитали как Богиню-мать. Богиню плодородия. В христианской религии Богородица представлена непорочной девой Марией, которая Родила от Святого Духа младенца Иисуса, Сына Божьего. В католичестве почитание Богородицы преподнесено к догмата, а ее культ в определенной степени даже отодвинул на задний план культ Бога-Отца и самого Христа. Католическая церковь утверждает, что в деве Марии женщины имеют свою заступницу перед Богом, что она может помочь им во всех жизненных ситуациях. На третьем Вселенском соборе состоялось признание Марии Богородицей, а в 1854 г. было принято доказательство о ее непорочное зачатие и телесное вознесение на небо. Католики верят, что Мария вознеслась на небо не только душой, но и телом. Даже сформировался специальный теологический направление - мариология.

широкое распространение получил культ святых, поклонение реликвиям и мощам. За время существования католической церкви была провозглашена в 20 тыс. святых и почти 200 тыс. блаженных. Этот процесс оживился в последние десятилетия. Папа Пий XI объявил за 17 лет своего понтификата 34 святых и 496 блаженных", а Пий XII провозглашал ежегодно в среднем по 5 святых и 40 блаженных.

Католическая идеология чрезвычайно подвижная. Это четко прослеживается в решениях второго Ватиканского собора, который просмотрел немало представлений, перестали соответствовать задаче сохранения религии, принял 16 документов, в которых раскрыта сущность современного католического модернизма.

Соборная конституция о литургии позволяет упрощение многих обрядов и их приспособления к местным условиям. В частности, разрешено часть мессы проводить не на латыни, а на местном языке с использованием национальной музыки; рекомендуется больше времени отводить проповедям, а богослужения проводить несколько раз в день, чтобы лица, занятые на производстве, могли посетить их в удобное время.

Собор вынес рекомендации относительно включения в католического культа элементов местных религий, сближение с другими христианскими церквами, признание таинств и обрядов, совершенных над католиками в других христианских конфессиях. В частности, признано действительным крещение католиков в православных храмах, а православных в католических. Католикам Китая разрешалось поклоняться Конфуцию, чествовать по китайскому обычаю своих предков и тому подобное.

Модернизация церковной жизни в католицизме. Католичество успешно "вписался" в индустриальное и постиндустриальное общества. Приспособления церкви к условиям зрелого капитализма было положено Папой Львом XIII в энциклике "О новые вещи", которая была, собственно, первой социальной энцикликой. В ней сформулировано отношение католической церкви к новым реальностям индустриального общества в конце XIX - начале XX века. Она осуждала классовую борьбу, провозглашала неприкосновенность частной собственности, покровительство в отношении лиц наемного труда.

Новые социальные реалии, сложившиеся в середине XX века, повлияли на деятельность Папы Иоанна XXIII. В попытках предотвратить угрозу гибели человечества в ядерной войне немалую роль сыграла поддержка католической церковью принципа мирного сосуществования государств с различным социальным строем. Папа выступил за запрещение ядерного оружия, поддержал совместные действия верующих и неверующих в защиту мира. Более дальновидную и реалистичную позицию Ватикан начал занимать и по проблемам Африки, Латинской Америки, Азии. Своевременное отмежевания от классического колониализма благотворно повлияло на распространение католицизма в странах Африки, Латинской Америки.

Адаптация католичества к реалиям постиндустриального общества, учета социальных процессов, развернувшихся в последней четверти XX века, связанные с именем Папы Иоанна Павла II, в деятельности которого четко прослеживаются три направления: первый касается внутренней политики церкви; второй социальным вопросам; третий внешней политики. В внутріцерковній политике он придерживается традиционных позиций: категорически осуждает разводы, аборты, попытки уравнять в правах женщин-монахинь со священниками, участие деятелей церкви в политической деятельности. Папа резко осудил тенденции к плюрализму, что оказывались в иезуитском ордене. Согласно его указаниям, Конгрегация по делам вероучения (в прошлом инквизиция) осудила отдельных иезуитов США, Швейцарии, Германии, Нидерландов. В то же время на заседаниях Папской академии в Ватикане на чествовании столетия со дня рождения выдающегося ученого Альберта Энштейна с речью выступил сам Иоанн Павел II, признав ошибочным и несправедливым осуждение своего времени Галилео Галилея инквизицией.

Вне поля зрения католической церкви не остается и семья. Широкий круг ее проблем рассматривает передача "Семья и вера", рассчитана на супругов, родителей и детей. В них сформулирован взгляд католической церкви на причины кризисных явлений в семье, отчуждение детей от родителей.

в Конце 50-х годов начинается переориентация европейской политики Ватикана: идею "малой Европы" меняет стремление к расширению "объединенной Европы". С приходом на престол Иоанна Павла II в основу такого понимания был положен тезис о общие христианские, корни европейских наций. Для пропаганды концепции "неоєвропеїзму" используется трибуна ЮНЕСКО, международные культурные форумы.

Европа, согласно утверждениям Папы Римского, комплекс наций, которые стали такими благодаря евангелизации. Внутреннее единство Европы является не только культурной, но и социальной необходимостью. Европе принадлежит и ведущая роль в мировом контексте, благодаря ее специфической культурной традиции и неисчерпаемости сил. В настоящей Европе не существует противоречий между Востоком и Западом, она единая семья народов с разными взаимодополняющими особенностями. Сближение, интеграция европейских наций должны развиваться одновременно и в религиозном, и в культурном аспектах.

Для обоснования неоєвропеїзму Иоанн Павел II создал собственную концепцию нации. На переднем плане в ней народ, потом отечество, религия, искусство, национальная культура. Европа, объединенная общностью происхождения, культурной истории и традиций, ценностей и фундаментальных основ организации жизни, может спастись от внутренних угроз и апокалиптических конфликтов.

Европейская культура основана на большом наследстве иудейской, греческой, римской, христианской. Но это наследие переживает глубокий кризис. Поэтому создание "новой Европы" связано с надеждой на религиозное возрождение. По словам Иоанна Павла II, "возрождение в христианском духе является одним средством спасения Европы". В 1985 г. папа издал энциклику "Апостолы славян", ведущая мысль которой заключается в необходимости объединения европейских стран на основе христианской культуры. Путь к единству между Востоком и Западом, утверждает Ватикан, в объединении христианских Церквей во вселенскую церковь и общей евангелизации, суть которой установление прежде всего морального превосходства католической церкви. В этом четко прослеживаются политические цели. Пропагандируя единство Европы, Иоанн Павел II подчеркивает превосходство римско-католической церкви, поскольку "апостолы славян" якобы Работали с благословения и под контролем Пап Николая i, Адриана II и Иоанна VIII, будучи подданными Великой империи. Исторические документы свидетельствуют, однако, что Кирилл и Мефодий обращались в Рим только из дипломатических вопросов.

80-е годы XX века. стали этапными для католицизма. На Чрезвычайном синоде епископов, посвященном 20-летию II Ватиканского собора, были проанализированы церковные дела за 20 лет после собора в контексте эволюции современного общества. Среди проблем было названо осложнение отношений церкви с миром. Богатые страны познали секуляризм, атеизм, практический материализм. Этим вызвана глубокий кризис фундаментальных моральных ценностей. В развивающихся странах царят бедность, голод, нищета. Синод пришел к выводу, что стремление к обновлению только внешних структур привело к забвению церкви Христа. В декларации "Призыв бога ко всем людям" синод призывает всех (не только католиков) к участию в создании "цивилизации солидарности и любви", ибо только путем религиозного возрождения можно преодолеть апокалиптический состояние современной культуры.

Католический теолог Карл Ранер так оценивает современное положение католической церкви: "Сегодня от церкви можно слышать много заявлений от имени "духа" II Ватиканского собора, которые не имеют ничего общего с этим духом. В современной церкви царит слишком большой Консерватизм. Церковные власти Рима, кажется, более склонны к возвращению в добрые старые времена, чем до реального понимания ситуации современного мира и человечества. Мы не достигли еще синтеза между истинной духовностью и реальной ответственностью перед миром, которому грозит катастрофа. На пороге третьего тысячелетия среди католиков постоянно растет стремление к созданию широкой платформы для объединения всех людей доброй воли на основе общечеловеческих ценностей для спасения и обогащения духовной культуры человечества".

Май 2012 года

Если инвестор задумал построить православный или католический храм, синагогу, мечеть, дацан и т.п.,то при разработке конкретного проекта необходимо учитывать архитектурные особенности, исторические сложившиеся в религиозной культуре.

Данная статья рассчитана скорее не на конкретного заказчика или инвестора, который хочет построить тот или иной религиозный объект в мегаполисе, а скорее как общая информация и уточнение для тех, кто не разбирается в тонкостях, а порой и в основных моментах, архитектуры какой либо конфессии, так как часто приходится сталкиваться с тем, что собеседник не видит разницы между мечетью, храмом и кирхой.

В каждом деле, а тем более таком, как проектирование религиозных объектов, есть свои правила, которые складываются из следующих факторов:

  • -общие требования данной конфессии к своим культовым сооружениям;
  • -местные и национальные особенности этой же конфессии, ведь не секрет что мечети в ОАЭ и Турции значительно отличаются от своих собратьев в Самарканде и Бухаре;
  • -стилистические особенности окружающей застройки, так как чаще всего новый объект приходится вписывать в уже сложившуюся архитектурную среду;
  • -климатические особенности;
  • -строительные особенности;

Для того что бы понять особенности архитектуры конфессии, необходимо немного обратиться к истории и понять чем же вызваны те или иные требования.

Зачастую они обусловлены скорее неким исключительно историческим фактом, который в определенный момент фиксируется историками и хронографами - «так исторически сложилось». В таких случаях не следует искать чрезмерного глубокого смысла в формировании тех или иных образов, они просто продиктованы модой и человеческим желанием того времени.

К примеру здесь можно привести титул римского первоиерарха - Папа.

Обратимся прежде всего к тем религиям, которые в общем смысле называются монотеистическими.

Монотеизм, то есть единобожие, понятие очень древнее, главной особенностью которого является верование в то, что Бог один, а вот в дальнейшем уже начинаются значительные расхождения по самым разным аспектам понимания этого единства.

Так же мистической особенностью монотеистических храмов является то, что храм не представляется как жилище божества как в языческих культах, где божество «обитает»(живет), «питается»(принимает жертвоприношения), и где требуются особые ритуалы для вхождения внутрь такого храма.

АРХИТЕКТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ ПРАВОСЛАВИЯ

Вероучительными особенностями христианских конфессий является понятие о Боге-Троице, явленном в земной жизни в личности Иисуса Христа. Центром христианской жизни является богослужение-Евхаристия (греч. ευχαριστ?α — благодарение), а целью всеобщее спасение.

Отсюда можно видеть определенные особенности построения христианских храмов, где центром является алтарь, как образ Горнего мира, а все остальное пространство, олицетворяющее дольний мир, динамично и как бы ведет зрителя по направлению к алтарю.

В интерьере характерен ритм пучков или отдельных колонн, пилястр, рисунок пола, ряды икон и окон, ряд паникадил или хоросов и все это завершается алтарной преградой-иконостасом, который стоит перпендикулярно основному пространству и чаще всего выполняется как перспективный портал, что еще более усиливает движение пространства от входа к алтарю.

Так же можно отметить как особенность - обращение главной частью храма, алтарем на Восток.

Где бы храм не располагался, он непременно будет обращен главным входом (чаще всего) на Запад, а алтарем на Восток, который определяется при закладке храма восхождением солнца, так как в христианской религии Христос именуется Солнцем правды.

Эти особенности характерны для Православных церквей, Древлеправославных (Дохалкидонских) церквей: коптских, сиро-яковитских, Старообрядческих (Белокринницкое согласие).

Наряду с перечисленными церквами есть ряд христианских деноминаций, которые по тем или иным причинам отклонили решения церковных соборов и другие правила христианской жизни того времени, а зачастую и просто по политическим мотивам, что повлекло за собой изменения в их богословской науке, а следовательно и архитектуре храмов.

ХРАМЫ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

К примеру Католическая церковь (от греч. καθ - по и?λη - целая; ?ικουμ?νη - вселенная) не приняла традицию возведения иконостасов в храмах и мы прекрасно можем наблюдать полностью открытые алтарные пространства, но при этом сохраняется ритмика самого храмового пространства от входа к алтарю.


Наряду с этим в художественную практику католиков вошло широкое использование скульптур, вместо икон, хотя последние так же встречаются в католических церквах, но в виде фресок.

Ритмические ряды скульптур и скульптурных композиций, богатая пластика форм и мощная эмоциональная нагрузка, характерная скульптуре вцелом, создают неповторимые интерьеры католических храмов.

Так же уместно будет вспомнить храмы Армянской Апостольской церкви, особенностями которых является отсутствие иконостаса, икон как таковых, правда не всегда и настенных изображений. Внутренне пространство так же подчинено ритму и обращено к алтарю.

АРХИТЕКТУРА ПРОТЕСТАНТСКИХ ХРАМОВ

Протестантские храмы или как чаще их называют - кирхи, являют собой скорее места молитвенных, религиозных собраний, лишенные сакральных (мистических) мест.

После реформы Мартина Лютера, отвергшего гегемонию и формализм Католической церкви и написавшего свои «95 тезисов», небольшое движение его приверженцев (реформация -лат. reformatio — исправление, восстановление) стало набирать силу.

Отвержение Священного предания церкви, обрядовости и ритуалистики, замена Богооткровения индивидуальным человеческим знанием привело к тому, что храмы как таковые стали не нужны «молиться можно где угодно, ведь Бог у тебя в душе». Но тем не менее в дальнейшем протестантские группы верующих стали строить для себя места собраний и общей молитвы.

Характерными особенностями таких зданий являются:

Отсутствие алтарной части как таковой, а значит и сакральной составляющей храма, так как Бог в душе, то земные (дольние) материальные воплощения горнего излишни или просто не нужны;

Построение общего молитвенного пространства как лекционной аудитории, обращенной к тому месту, где в православных, Католических и Армянских храмах находится алтарь;

Но, несмотря на это внешний образ протестантских кирх продолжает сохранять особенности храмовой архитектуры Православной или Католической архитектуры. Вместо алтаря появляется кафедра для проповедника-пастора (ивр. ????‎, лат. pastor «пастух » или «пастырь»), все так же сохраняется общее молитвенное пространство, во многих кирхах можно увидеть хоры и даже встречаются органы, которые используются за общей молитвой.

Общей особенностью перечисленных религиозных групп можно назвать свободное расположение своих храмов в окружающей среде. Достаточно пройтись по Невскому проспекту в Санкт-Петербурге, что бы увидеть храмы различных религиозных конфессий, обращенные в разные стороны света. Такое свободное расположение дает просто для архитектурных подходов и решению градостроительных задач.

Наряду с перечисленными церквами необходимо вспомнить беспоповское старообрядчество. Храмовая архитектура этих групп христианских конфессий не отличается большим разнообразием и скорее стремится подражанию старине. Сохранение старинного (исконного) уклада в семейном быту, национальные одежды, консервативное образование, старинное знаменное и демественное пение на богослужениях, повлекло за собой своего рода законсервированность этих групп религиозных меньшинств, что в свою очередь привело к использованию в своей архитектуре только «дониконовских» мотивов, с почти обязательными росписями стен (фресками).

Особенностью является также отсутствие иконостасов, так как духовенства в этих группах отсутствует. К таким группам можно отнести Поморское согласие , темноверы , зольное согласие, островное согласие, кулугуры, федосеевцы, нетовцы и проч. Большинство из этих групп проживало или проживает в Сибири и за Уралом. Многие из них не строят храмы вообще, а для молитвенных собраний используют молитвенные дома, по примеру(?)протестантов с учетом национальных особенностей, порою внешне попросту похожие на избы.

ОСОБЕННОСТИ ИСЛАМСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Наряду с христианством ислам и иудаизм так же являются монотеистическими религиями и при беглом рассмотрении неискушенному зрителю может показаться, что культовая архитектура этих конфессий практически ничем не отличается от христианской. Но это на первый взгляд.

Ислам (араб. ?????‎‎ [??s?læ?m] - покорность, подчинение ), как самостоятельное верование зародился в VII веке. Основными понятиями ислама являются:

  • -верование в Аллаха, творца всего, что мы видим и что невидим (ангельский мир);
  • -верование в Муххамада (Мухаммеда, Магомета), что он есть истинный пророк Аллаха ко всему человечеству;

В исламе существует исторический запрет на изображение человека и всего живого (одушевленного), дабы не уподобляться этим (изображанием) самому Аллаху. Можно привести характерный пример: «Сообщается, что (как-то раз) к ‘Абдуллаху бин ‘Аббасу, да будет доволен Аллах ими обоими, пришёл один человек и сказал: «О Абу ‘Аббас, поистине, я — человек, и я зарабатываю на жизнь своими руками, делая эти изображения».

Ибн ‘Аббас сказал: «Я скажу тебе лишь то, что слышал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Я слышал, как он сказал: “Того, кто создаст (какое-либо) изображение,1 Аллах станет подвергать мучениям до тех пор, пока он не вдохнёт в него дух, а он не (сможет сделать этого) никогда!”» (Услышав его слова,) этот человек глубоко вздохнул, и его лицо пожелтело (от страха. Тогда Ибн ‘Аббас) сказал (ему): «Горе тебе, если уж ты непременно хочешь и дальше заниматься этим, то тебе следует (изображать) деревья и всё то, в чём нет духа».


Из этого отрывка видно, что изображению человека ислам придает сакральный смысл. В исламских молитвенных домах, мечетях (араб. ????‎‎ [?mæsd??d] — «место поклонения») полностью отсутствуют изображения людей и животных, но во всем богатстве можно видеть растительные и геометрические орнаменты, с вплетением в них фраз из Корана и Сунны.

По примеру христианских храмов мечети чаще всего купольного типа и как у христианских храмов у них есть свои «звонницы» - минареты. Распространенное число минаретов 2 или 4.

Но также можно заметить архитектурные особенности исламской архитектуры в разных местностях. К примеру, после захвата Византийской империи турками в 1453 году, многие христианские храмы были обращены в мечети, что послужило причиной некоему архитектурному подражательству со стороны исламских зодчих.

Мечети, выходившие из-под их руки были прототипами и уменьшенными копиями храма св.Софии Премудрости Божией (греч. ?γ?α Σοφ?α, полностью: Να?ς τ?ς ?γ?ας το? Θεο? Σοφ?ας; тур. Ayasofya ). Достаточно вспомнить Голубую мечеть, расположенную напротив храма св.Софии.

Но нельзя сказать, что вся исламская архитектура носила подражательно-копировальный характер. Достаточно вспомнить мечети: Мечеть Биби-Ханым в Самарканде, Мечеть Балянд в Бухаре, Мечеть Калян (тадж. Мас?ид‍и калон - Большая мечеть) в Бухаре, Мечеть Магоки-курпа (тадж. Ма?оки к?рпа — Яма одеял) в Бухаре, мечети Бишкека, соборная мечеть в СПб. и проч. Тут видно характерное и ни с чем не сравнимое архитектурное новшество, при всем сохранении исламских традиций и национальных особенностей.

Внутреннее пространство мечетей чаще всего центричное, реже встречаются крупные мечети (как правило современные), в которых большой молитвенный зал с галереями по краям, напоминающим хоры, обращены к концу мечети как бы к центру. Неотъемлемыми атрибутами интерьера являются: ниша обращенная на Каабу в Мекке, место для хранения корана и кафедра проповедника-учителя муллы.

Так же характерной особенностью внутренней организации мечетей является устройство небольших фонтанчиков или родничков для малого и большого омовения верующих, и разделения молитвенных мест для мужчин и женщин. И все же основной ритм внутреннего пространства мечетей не такой как в христианских храмах, он как бы «кружит» зрителя, не давая ему остановить взгляд на чем-либо и что-нибудь разглядывать. Даже строки из корана и сунны как бы «вплетаются» в орнамент и сливаются с ним, так что их поначалу трудно разглядеть. Эта самая характерная особенность исламской архитектуры.

Перед большими мечетями устраиваются открытие дворики с крытыми галереями по краям, для собрания большого количества верующих. Мечети всегда делаются однокупольными, дабы подчеркнуть единство Аллаха и венчаются полумесяцем-символом ислама.

ИУДЕЙСКАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ

Иудейские молитвенные дома - синагоги являют собой архитектурные здания внешне и внутренне похожие на христианские храмы и исламские мечети.

Чаще всего это многоярусные сооружения, в интерьере с галереями по краям молитвенного зала с сидячими местами, на этих галереях так же устраиваются молитвенные места, как правило, для женщин.

Также присутствует архитектурный ритм, который как бы направляет зрителя вглубь синагоги, где находится кафедра проповедника-раввина (от арам. ???? раби?н, возможно через греч. ραββ?νος; от ивр. ???‎, рав; идиш???, рoв/рув — перед собственным именем haРа?в; букв. «великий», «значительный», «учитель») и где в специальной нише или на специальном возвышении хранится Тора (ивр. ???????‎ — тора?, букв. «учение, закон»).

В убранстве синагог отсутствуют живописные изображения Бога или ангелов, так как по иудейскому учению нельзя изображать то, что не видимо и запрещено заповедями, а так же святых ветхозаветных людей.

При входе в синагоги так же устраиваются купели для ритуального омовения - миквэ (ивр. ???????‎, в сефардском произношении микве?, букв. `скопление [воды]`).

Венчаются синагоги как правило одним куполом. Очень часто в убранстве синагог (на куполах и на решетках) встречается так называемая «звезда царя Давида» характерный символ иудаизма.

Статью подготовил архитектор компании "Питер Девелопмент" Прохоров А.В.

Захотелось мне намедни освежить в памяти Рождественское путешествие по Европе, с помощью своих старых заметок и фотографий, еще раз прогуляться по улицам Вильнюса, Варшавы, Кракова, Львова. Мы имели удовольствие увидеть эти города в самое волшебное время года, под новогодний снегопад и рождественские гулянья. Сейчас, осенним погожим деньком, это кажется таким далеким, а прошло то всего чуть больше полугода, очень жаль, что многое забывается, а ведь я побывала в таких красивых и исторически богатых городах, что ужасно жалко, когда эмоции, впечатления и приобретенные знания об этих местах стираются из памяти.

Цель, зимняя поездка, носила, как праздно-отпускной, так и образовательный характер. В планах было посещение Старых городов, которые, как известно, являются сосредоточием архитектурных памятников и культурного наследия. Связав тем самым, давнее желание прояснить для себя вопросы о характерных чертах и признаках различных архитектурных стилей, а также сформулировать основные принципы средневекового градостроительства, с возможностью все это увидеть своими глазами, нашли информацию по объектам, и отправились разбираться, что называется, на месте.

Моим проводником по Рождественской Европе был ren_ar , именно его замечательные фотографии теперь помогают вспомнить маршрут и воскресить эмоции от увиденного. А началось все с Вильнюса...

Пройдя через ворота в старый город, первым, на что обратили внимание это Костел Святой Тересы, к нему и направились.

Приходской римско-католический костел, первое упоминание о котором встречается в 1627 году. Храм выполнен в стиле раннего барокко, некоторые из деталей фасада на это указывают, например, скульптуры в углублениях стен, валюты (завитки, спирали) в углах извилистых форм, пилястры (вертикальный выступ стены, имитирующий колонну) и т.д. Определить стилистику здания оказалось делом не из легких, особенно, если перед тобой здание, формировавшееся на протяжении веков. Оно, как правило, является мультистилевым, в силу многократных реставраций, перестроек. При идентификации стиля, радости добавляют одинаковые приемы, используемые в разных архитектурных направлениях. Например, здесь, я бы еще отметила наличие ноток классицизма.

Анализируя образное восприятие костела, да и вообще любого культового сооружения, пришла к выводу, чтобы получить более или менее полную картину, необходимо быть осведомленным о каноническом устройстве костела или церкви, иметь представление о художественном обрамлении, а также помнить и о его основной функции, богослужении.

Что касается костела Св. Тересы, то тут я пожалуй уделю внимание первому пункту, второе можно оценить, глядя на фотографии, а за обрядом понаблюдаем в другом костеле.

Рассуждения о соразмерностях, пропорциях, метро-ритмических закономерностей и тд... спихнем на масонов. Я хочу остановиться на устройстве самого костела. Католические храмы чаще всего строятся в виде базилики, или как купольные храмы в виде латинского креста в основании.

Костел Св. Тересы, как раз имеет вид базилики, и представляет собой прямоугольное строение, состоящее из трех нефов, эти помещения могут быть отделены друг от друга колоннами или столбами. Крест, в плане храма, символизирует искупительную жертву Христа. Боковые нефы часто служат местами для капелл с самостоятельными алтарями. При сооружении алтаря в основу фундамента всегда кладут мощи какого-либо святого. В католическом храме алтарь обращен на запад, именно там, по учению католической церкви располагается столица Вселенского христианства, Рим.

И раз уж я так регламентировала пункты, по которым провожу анализ, отдельно, в качестве исключения, стоит упомянуть предмет, объединяющий обряд богослужения, само устройство храма и его художественное оформление. Это конечно орган. Всем известно, что, во-первых, его используют во время мессы, во-вторых, под него отводится специальное место на балконе напротив алтаря, акустически здание также должно быть правильно спроектировано, чтоб не глушить его величественных звуков, ну а в-третьих, как выполнено! Орган определенно можно назвать жемчужной костела.

Следующее, что поразило мое воображение это ансамбль Вильнюсского университета. Сейчас, когда выключаю в себе день сегодняшний, и пытаюсь попасть во вчерашний, образ этого грандиозного сооружения вызывает у меня ассоциации с Касталией, провинцией, о которой писал в своем гениальном романе Герман Гессе, где высшими добродетелями человека являлись разум и научное знание.

Удивительное чувство духовного воодушевления и жажду познания вызывает прогулка по тихим и уютным дворикам университета, пустующим по причине каникул. Но это ничего, воображение с радостью дополняет картину присутствием здесь стаек озадаченных студентов, степенных преподавателей в красных мантиях, образца века так шестнадцатого, кстати, именно это время считается моментом образования университета.

Сейчас Касталия эта состоит из 13 дворов, костела Святых Иоаннов и колокольни. Формирование комплекса проходило на протяжении веков, академия выкупала у епископства все новые и новые здания, которые отдавались под квартиры профессорам и воспитанникам университета, а начиналось все с Большого двора, где располагается костел, колокольня и южный корпус.

К Большому двору примыкает двор обсерватории, в древности там выращивались лекарственные растения, в одном из зданий была аптека, архив эдукационной комиссии (руководящий орган системы просвещения Речи Посполитой), и конечно, здание астрономической обсерватории, по фризу которой выгравирована надпись на латинском языке: "Отвага дает старому небу новый свет", со знаками зодиака.

Особое внимание стоит уделить костелу Св. Иоаннов, именно он вызывает у меня больший интерес по сравнению с другими культовыми сооружениями, ведь история его становления связана не только с религией, но и с научной, просветительской жизнью города, да и государства в целом. Помимо традиционных пожаров, разорений, и использования не по назначению, костел переходил от одного владельца к другому. Изначально он принадлежал правительству, которое, видимо от небольшого желания проводить реставрацию после пожара 1530 г., передало костел во владение иезуитов, а так как ребята это были деловые, они и провели капитальную реконструкцию и расширение храма, возвели колокольню, устроили капеллы, крипты, подсобные помещения. Здесь проходили встречи королей,праздники монашеского ордена, диспуты и защиты научных трудов, за все года, помимо фресок на стены храма наслаивался огромный пласт интеллекта многих поколений и это, несомненно, ощущается. После упразднения ордена иезуитов в 1773 г. костел перешел во владение Виленского университета. В 1826-1829 годах была произведена последняя масштабная реконструкция и переделка костела. В последствии он также переходил от одной академии к другой, а в советский период использовался как склад бумаги коммунистической газеты. Сейчас его вернули католической церкви и используют, как неприходской костел Вильнюсского деканата, управляемый отцами иезуитами. Радует, что традиция проведения торжественного посвящения в студенты и вручения дипломов здесь сохранена.

Главным фасадом костел обращен к Большому университетскому двору. Свои современные барочные черты внешний облик приобрел во время реставрации архитектором Иоганном Глаубицем, после пожара в 1737 г. Внутреннее убранство также претерпевало множество реконструкций, но вопреки этому торжественная готичность с нотками барокко алтарной части, была сохранена.

Алтарный комплекс представляет собой ансамбль из десяти алтарей на разных уровнях, в разных плоскостях. Главный алтарь встроен между двумя массивными колоннами, рядом с которыми установлены скульптуры Иоанна Златоуста, папы римского Григория Великого, святого Ансельма и святого Августина.

Как правило внутреннее убранство костелов украшают живописные и скульптурные изображения. На стенах в виде рельефов, картин или фресок изображают крестный путь Иисуса на Голгофу. Это 14 этапов крестного пути. Здесь фрески были закрашены во время реконструкции в 1820 г.

Одной из отличительных черт готических соборов являются витражи. В костеле Св. Иоаннов они были созданы в 1898 г. и практически уничтожены в 1948 г. Восстанавливали их уже в 60-х гг. Как правило, на витражах изображаются религиозные и бытовые сцены. За счет них, интенсивность света в помещении постоянно меняется, играя с воображением. Именно витражи создают особую эмоциональную атмосферу в храме, фантастическое ощущение причастности к неземному.

Так же в каждом католическом храме есть специальные кабинки для исповеди. Их окна обычно закрываются решетками и занавесками, чтобы обеспечить анонимность покаяния. Художественное воплощение исповедальни может поставить их в один ряд с произведениями искусства.

И картина, пусть и несколько дилетантского анализа художественного обрамления костела, была бы не полной, не упомяни я об органе, хоральные прелюдии которого, любого смогут приблизить к Богу.

Как раз подошло время посетить католическую мессу. Тем более и мы, пробегая уже по вечерним улочкам старого Вильнюса, совершенно случайно зашли в костел Св. Духа, где при входе изображена вот такая замечательная фреска, веселый ее обитатель, как будто приглашает посетить вечернюю службу:
- О! Вас только и ждали, никак не могли начать, проходите, проходите...

Католическая месса соответствует Божественной литургии Православной церкви. Всё действие начинается с выхода священника, под звуки интроита (входного песнопения). Формы католического богослужения формировались на протяжении долгих веков, под воздействием различных факторов. Становление богословской католической догматики пережило борьбу с ересями, ибо каждый уважающий себя еретик был уверен в истинности формулировок своего богослужения. В результате попыток унификации богослужения, католики пришли к более стабильному составу мессы, нежели православная литургия. Месса проходит пред алтарем, первая ее часть называется литургия слова, она является аналогом древней литургии оглашенных, то есть членов общины, еще не принявших крещения. Во время литургии слова читаются Священное Писание и произносится проповедь. Перед литургией слова совершается обряд покаяния. По воскресным и праздничным дням поется "Глория" или произносятся два славословия, большое "Слава в небесах Богу, а на земле мир всем людям доброй воли" и малое "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу", читается и поется Символ веры. Вторая часть мессы - литургия верных, которая состоит из евхаристического канона, причащения и заключительных обрядов. Причащение является главной частью мессы, именно в этот момент, по учению Церкви, происходит пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Если продолжать говорить о внешних проявлений богопочитания у католиков, то стоит отметить, что богослужение они проводят на латинском языке, либо на национальном с соблюдением всех канонических требований. Католической мессе присущи коленопреклонение и воздевание рук и глаз к небу, также католики крестятся пятью перстами, сначала на левое, а затем на правое плечо, поскольку в католицизме пятиперстие совершается во имя пяти язв Христовых.

За весь период путешествия, нам удалось побывать на множестве как утренних, так и вечерних мессах. И вот что удивительно, ни разу мы не видели, чтоб костел в это время пустовал. Католическую мессу можно по праву считать не только действием обрядовым, но и мистическим. Испытываешь такое удивительное чувство одухотворения и единения с абсолютно незнакомыми людьми, чего со мной никогда не случается в МУП Православных храмах, да, собственно, и желания не возникает иметь что-то общее с нашей церковью.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.