Царскосельская икона Божией Матери «Знамение. Молитва иконе Божией Матери «Царскосельская»(Знамение) Икона знамение царскосельская

За свою многовековую историю царскосельская икона Божией Матери «Знамение» претерпела многое. Она была преподнесена в дар царю Алексею Михайловичу самим святителем Афанасием Константинопольским во время его посещения Руси. О времени и месте ее написания ничего точно не известно, но иконописный стиль свидетельствует о ее древ­не­ви­зан­тий­ском происхождении.

Сразу же икона Пресвятой Богородицы «Знамение» царскосельская стала считаться не только одной из московских святынь, но и семейной святыней царского дома Романовых. Когда столицу перенесли из Москвы в Петербург, по повелению Петра I ее тоже перевезли в новую столицу, а в 1747 году даже построили для нее особую церковь – Знаменскую в Царском Селе, по имени которого икона получила дополнительное название.

Особо благоволила к иконе императрица Елизавета Петровна – именно перед ней она истово молилась в ночь перед дворцовым переворотом, который возвел ее на царский престол.

Икона «Знамение» пребывала в церкви своего названия все время царствования династии Романовых, но после революции, уже в середине 1930-х годов, ее изъяли и передали в Госфонд. Далее ее следы теряются. Вместо подлинника церкви был передан один из списков иконы, относящийся к началу 19 века. Во время Великой Отечественной войны немцы вывезли его, и обрели икону только после их изгнания, случайно обнаружив в брошенном в Риге обозе. В 1946 году царскосельская икона была передана в Санкт-Петербургскую Духовную академию, в церкви которой она находится и по сей день.

Чудеса, явленные царскосельской иконой

Эта икона недаром почиталась как чудотворная. Известно множество случаев, когда она отвращала несчастья. Так произошло во время пожара 1812 года, случившегося в Екатерининском дворце, рядом с которым располагалась Знаменская церковь. Опасаясь, что и церковь охватит огонь, икону стали выносить, и тогда император Александр I обратился к ней с молением: «Матерь Божия, спаси мой дом!». В то же мгновение ветер задул в другую сторону, и пожар был быстро потушен.

Еще одно чудо, связанное с прекращением пожара, произошло в 1863 году, когда Царскосель­ский дворе­ц и его хра­м охватил стремительно распространявшийся огонь. Императорская чета поспешила самостоятельно вынести чудотворную икону. После того как они приложились к ней, ее стали обносить вокруг охваченного пламенем дворца, и пламя тут же унялось.

Перед царскосельской иконой Божией Матери «Знамение» совершались молебны, когда Россию охватывали народные бедствия, в том числе эпидемии. Так, Царское Село оказалось практически не затронутым чумой 1771 года. Когда в 1831 году столицу и почти всю страну поразила эпидемия холеры, в Царском Селе был отслужен торжественный молебен перед иконой Богоматери «Знамение», за ним последовал крестный ход, описавший полный круг вокруг Царского Села, и холера миновала его.

Описание иконы

На иконе изображена Матерь Божия с главой, осененной херувимами, и руками, поднятыми в защищающем жесте. В центре образа Богоматери – Иисус-мальчик; в левой руке Он держит свиток, а правой благословляет.

В последующее время на списках иконы стали появляться также изображения апостола Петра, святого Захария, Алексия, человека Божиего, святой праведной Елисаветы.

В лике Богородицы удивительным образом сочетаются строгость с милосердием, величие со смирением. Было замечено, что и молящиеся воспринимают Его по-разному: им кажется, что выражение лика Божией Матери меняется от светлого, умиленного к более строгому и наоборот. Возможно, это связано с содержанием их молитвы – Богоматерь выказывает Свое милосердие всем, но каждый сам понимает всю тяжесть своих прегрешений и видит их отражение на Божественном лике.

Чудотворная царскосельская икона «Знамение» всегда была богато украшена

Императрица Елизавета положила на нее оклад из золота, а риза, которой ее покрыли в 1849 году, была несравненной по красоте и драгоценному убранству. История этой ризы – также одно из чудес, явленных иконой. Марии Давыдовой, бедной, но благочестивой девице, эта риза была явлена во сне самой Богородицей, причем сон повторился дважды. Девушка рассказала о нем, и постепенно слух дошел до императрицы, которая одобрила рисунок ризы, явленный во сне. У Марии совершенно не было средств для достойного украшения ризы, но ей тут же стали поступать от многочисленных жертвователей золото и драгоценные камни, в чем ясно проявилось Божье попечение. Невероятной красоты риза украсила икону, и в 1853 го­ду бы­ло из­да­но ее хро­мо­ли­то­гра­фи­че­ское изо­бра­же­ние, чтобы явить ее всему народу.

О чем молятся перед царскосельской иконой Божией Матери «Знамение»

Икона «Знамение» являла и являет немало чудес не только при пожарах и эпидемиях, но и при кораблекрушениях, а также в исцелении тяжких недугов, в том числе бесплодия; в устройстве житейских дел и в защите от неправедного суда.

Молитва перед иконой Богородицы «Царскосельская» (Знамение)

О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних Сил, небе-се и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приимй благодарение и славу от нас недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да явит нам знамение милосердия Своего и пробавит благодать Свою чтущим Всечестное Имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помилованы быти, аще не Ты умйлостивиши его о нас, Владычице: Тебе же вся от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей. Услыши нас молящихся Тебе, осенй нас Вседержавным Покровом Твоим, и испроси от Господа Вседержителя Православной Державе Российской мир, здравие, спасение и во всем благое поспешение: пастырем же нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся благословение, болящим здравие, напаствуемым заступление, нам же всем дух веры и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. ей, Царице Преблагая! Умилосердися на немощные люди Твоя: разсеянныя по распутием мира собери, заблуждшыя на путь правый настави, старость укрепи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай и призри на всех нас призрением Матерняго Твоего милосердия: воздвйгни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения. Милостива нам буди зде и тамо, во стране земнаго пришельствия и на Страшнем Суде Сына Твоего: преставлыиыеся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо ecu, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех притекающих к Тебе с верою. Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга, и всю жизнь нашу по Христе Бозе предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь

Закладка церкви состоялась по повелению цесаревны Елизаветы Петровны 13 мая 1734 года. Первая каменная церковь в Царском Селе. Архитектор М.Г.Земцов. Освящена в 1747 году во имя чудотворной иконы Божией матери "Знамение". Эта икона была подарена одним из восточных патриархов царю Алексею Михайловичу в 1652 году и считалась родовой святыней дома Романовых.
Чудотворная икона Знамения Божией Матери, спасавшая город от холеры и пожаров.
Церковь посещалась Высочайшими особами, придворными лицеистами, в их числе А.С.Пушкиным. После революции была разграблена, после Великой отечественной войны - закрыта. Возвращена верующим в 1991году.

Царскосельская икона Знамения Божией Матери принадлежит к самым высоким образцам искусства древневизантийских произведений.
Святая икона написана на деревянной доске и представляет поясное изображение Пречистой Девы - Богоматери с распростертыми к небу руками и с Предвечным Младенцем Иисусом, сидящим на груди ее без всякой поддержки. Правою рукою Он благословляет мир как вечный архиерей и пастыреначальник, а в левой держит свиток как знак благодатного закона и спасительного учения, которым Он просвещает род человеческий. В древние времена, особенно на Востоке, в таком виде изображаемо было рождество Христово: название же Знамения подобные изображения получили у нас в России, и в первый раз оно дано Новгородской иконе по случаю чуда, или знамения, бывшего от нее в Новгороде в 1170 году.
Святыня сия сделалась известной в России со времен царя Алексея Михайловича (1645-1676) и принесена ему в дар одним из восточных патриархов, по всей вероятности, Константинопольским патриархом св.Афанасием. С того времени святая икона стала особенно почитаемой в царствующем роде. Император Петр I питал к ней особенное благоговение. Перенося столицу свою из Москвы в С.-Петербург, он перенес в числе прочих драгоценностей и св. икону Знамения Божией Матери, которая и оставалась при нем до его кончины; затем перешла в собственность дочери его, цесаревны Елизаветы Петровны.
С глубокой верой чтила ее Елизавета Петровна и всегда сохраняла при себе. По народному преданию, император Петр I благословил сей св. иконой дочь свою Елизавету как наследницу престола после Екатерины I. Примечательно, что Северная столица присягнула ей именно 27 ноября, в праздник св. иконы Знамения.
Избранием этого дня императрица, без сомнения, желала показать, что воцарением своим она обязана покрову Пресвятой Богородицы и чудотворной силе св. иконы Знамения. Желая выразить свое благоговение к святыне, императрица, закончив постройку в любимом ею Царском Селе около дворца небольшой церкви, с великим торжеством перенесла в нее образ Божией Матери.
В крестном ходе участвовали Святейший Синод и весь двор. Императрица все время шла пешком и даже помогала нести икону.
В дальнейшем благодатная сила, осеняющая чудотворную икону Знамения Богородицы, подтверждалась многими замечательными событиями.
В 1831 году почти по всей России распространилась холера, свирепствовавшая и в Петербурге. Жители Царского Села собрались к иконе «Знамение», вынесли ее на середину храма и служили пред нею торжественный молебен. Затем икону обнесли вокруг всего города с пением и молитвами. Холера совершенно миновала Царское Село. С тех пор ежегодно 5 июля это событие вспоминалось с особым торжеством: икону «Знамение» после литургии выносили на громадный плац пред дворцом, где совершалось коленопреклоненное молебствие, а затем ее обносили вокруг всего Царского Села.
Лишь после революции постановлением богоборческой власти памятные крестные ходы были отменены. Тем не менее, святая икона продолжала помогать верующим: Знаменская церковь была закрыта одной из последних в епархии - лишь в самый канун Великой Отечественной войны.
В августе 1941 года Царское Село было оккупировано фашистскими войсками. В 1944 году при отступлении фашисты взяли с собой Знаменскую икону. Наши войска в освобожденной Риге на одном из брошенных обозов неприятеля обнаружили чтимые образы Божией Матери Знамение и Казанской и целый ряд икон, облачений и священных предметов из Знаменской церкви. По благословению Митрополита Григория, все иконы весной 1948 года были переданы в церковь Ленинградской Духовной Академии.
http://www.pushkin-town.net/.gazeta/5829.html

О Царскосельской иконе Божией Матери идет речь в одном из стихотворений А.С.Пушкина.

Пред этим образом молились лицеисты, и поэт именует Пречистую «Величавою Женою»:

В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много -
Неровная и резвая семья.
Смиренная, одетая убого,
Но видом Величавая Жена
Над школою надзор хранила строго.
Толпою нашею окружена,
Приятным, сладким голосом, бывало,
С младенцами беседует Она.
Ее чела я помню покрывало
И очи светлые, как небеса.
Но я вникал в Ее беседы мало.
Меня смущала строгая краса
Ее чела, спокойных уст и взоров,
И полные святыни словеса.

В 1848 году опять по всей России прошла холера, и в этот самый год Царица Небесная необыкновенным образом украсила свою икону дивной ризой.

В Царском Селе жила благочестивая девица Мария Давыдова, не раз испытавшая на себе помощь от чудотворной иконы "Знамение". В ночь на 28 февраля Давыдова в тонком сне видит, будто пред нею стоит на воздухе чудотворная икона "Знамение", а она вышивает на этот образ великолепную ризу и уже заканчивает ее. Давыдова решилась рассказать о своем сне родным и знакомым, которые посоветовали ей привести в исполнение свой сон. Слух о сновидении дошел до Высочайшего двора, и Императрица Александра Феодоровна приняла его за внушение свыше. Прибыв в Царское Село, она посетила Знаменскую церковь для поклонения иконе, которую подробно осматривала. Найдя краски на полях выцветшими и удивляясь сохранно и свежести ликов Матери Божией и Предвечного Младенца, она пожелала узнать, может ли девица Давыдова составить рисунок для ризы и вышить ее.
Давыдова была почти незнакома с рисованием; кроме того, будучи девушкой бедной, недоумевала, откуда ей взять средства исполнения священного дела, и пламенно молила Божию Матерь наставить ее. В ночь на 27 июня во сне Давыдова внезапно увидела пред собою Матерь Божию с таким ликом и в таком виде, как она изображена на иконе. На Ней была риза прекрасного узора, на плечах омофор и на голове убрус. Очнувшись, Давыдова тотчас захотела встать, чтобы начертить образец ризы, но опять забылась и погрузилась в сон. Видение повторилось, только еще живее и яснее, так что она как бы наяву созерцала Богоматерь. Пробудившись, она со слезами благодарила Владычицу и начертила узор для ризы, как видела его в видении, и как видим мы его теперь. Рисунок был представлен Государыне и одобрен ею.
Говением Давыдова приготовилась к своему труду и приступила к работе. Стали поступать во множестве приношения золотом и каменьями, причем нельзя было не видеть ясно Божией руки, касавшейся сердец жертвователей. Притоку приношений немало способствовало то, что при сильном распространении холеры в Петербурге, она миновала Царское Село, несмотря на непрерывное общение его жителей с Петербургом.
Когда случалось, что у Давыдовой не доставало для какой-нибудь части ризы подходящих каменьев, как раз являлись от неожиданных жертвователей нужные драгоценности. В 1849 году великолепно шитая и сплошь унизанная каменьями риза была окончена, а в 1853 году было издано хромо-литографическое изображение иконы.

В 1863 году в Царскосельском дворце и его храме рано утром вспыхнул пожар. Попалив часть дворца, огонь почти мгновенно охватил купола и кресты дворцового собора и проник внутрь его. Тогда Государь и Императрица пожелали вынести из Знаменской церкви чудотворную икону. Едва венценосные хозяева вышли навстречу иконе и приложились к ней, а икону стали обносить вокруг горевшего дворца, как пожар почти мгновенно прекратился.

Празднование иконы «Царскосельская»(Знамение) происходит 10 декабря (27 ноября по старому стилю).

О чем молятся иконе «Царскосельская»(Знамение) : молятся о покровительстве государству; о защите при неправедном суде; при пожаре; о спасении на водах; при расслаблении, головных болях, холере; при бесплодии; о детях.

Икона Божьей Матери «Царскосельская»(Знамение)

Молитва иконе Богородицы «Царскосельская»(Знамение)

О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних Сил, небе-се и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приимй благодарение и славу от нас недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да явит нам знамение милосердия Своего и пробавит благодать Свою чтущим Всечестное Имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помилованы быти, аще не Ты умйлостивиши его о нас, Владычице: Тебе же вся от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей. Услыши нас молящихся Тебе, осенй нас Вседержавным Покровом Твоим, и испроси от Господа Вседержителя Православной Державе Российской мир, здравие, спасение и во всем благое поспешение: пастырем же нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся благословение, болящим здравие, напаствуемым заступление, нам же всем дух веры и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. ей, Царице Преблагая! Умилосердися на немощные люди Твоя: разсеянныя по распутием мира собери, заблуждшыя на путь правый настави, старость укрепи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай и призри на всех нас призрением Матерняго Твоего милосердия: воздвйгни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения. Милостива нам буди зде и тамо, во стране земнаго пришельствия и на Страшнем Суде Сына Твоего: преставлыиыеся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо ecu, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех притекающих к Тебе с верою. Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга, и всю жизнь нашу по Христе Бозе предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Начальная история

К югу от Санкт-Петербурга расположен небольшой город Пушкин, который до 1918 года назывался Царским Селом, и именно с этим названием связаны самые яркие страницы его истории. До ΧVI века эти земли принадлежали Великому Новгороду, потом ими стали владеть шведы. На месте будущих императорских резиденций находилась Сарская мыза, или по-фински Saari-mojs, что значит «возвышенная или верхняя мыза». Название вполне соответствует действительности: местность расположена намного выше Петербурга.

В 1710 году Петр I подарил мызу вместе с окружающими ее землями своей жене Екатерине Алексеевне. Для императрицы выстроили сначала деревянный двухэтажный дворец, в котором помещалась «походная, или крестовая», церковь, а в 1717 году начали строить каменный дворец. Еще раньше, в 1714 году, рядом с дворцом, «по северную сторону так называемых Больших берез, в нескольких саженях на восток от нынешней Знаменской церкви», как пишет М.И. Пыляев, для населения мызы была выстроена первая церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Тот же Пыляев отмечает, что «…при Петре I водворено было в окрестностях села до 200 семейств русских крестьян, преимущественно разных мастеровых и ямщиков; но население собственно села состояло только из церковного причта, караульных солдат и придворных служителей».

С 1725 года село стало носить название Царское, хотя можно встретить документы, в которых его именуют также Благовещенским. Это второе название связано с постройкой нового храма.

Население села постепенно росло, и уже в 1717 году было дано высочайшее распоряжение перестроить тесную Успенскую церковь. В 1724 году была возведена новая церковь – Благовещения Пресвятой Богородицы. Она была деревянная на каменном фундаменте. В ее торжественном освящении 6 августа того же года участвовали два архимандрита и несколько священников, пели придворные певчие, торжество сопровождалось пушечной пальбой. Благовещенская церковь простояла недолго, она сгорела от удара молнии 24 июня 1728 года.

Знаменская церковь

Екатерина I завещала Царское Село своей дочери цесаревне Елизавете. Елизавета Петровна любила эту резиденцию. «В молодые свои годы, – пишет Пыляев, – цесаревна… ежедневно слушала заутреню, обедню и вечерню в церкви, дома занималась чтением духовных книг, иногда выезжала в поле забавляться соколиною охотой». Любовь ее к Царскому была огромной. Едва взойдя на престол, она поручла архитектору Михаилу Земцову составить проект увеличения и перестройки старого Екатерининского дворца. Для постройки новой церкви на месте старой, сгоревшей еще в бытность Елизаветы цесаревной, был приглашен архитектор И.Я. Бланк. Строительство храма велось с 1734 по 1747 год.

До наших дней церковь сохранила черты раннего, «петровского», барокко. Западный ее фасад украшен небольшим четырехколонным портиком с балконом. Невысокий купол и ажурная колокольня со шпилем придают церкви легкость и изящество.

Освящение храма проходило очень торжественно. Из Петербурга крестным ходом, в котором участвовали Святейший Синод, весь двор и сама императрица, была доставлена древняя родовая икона дома Романовых. Императрица всю дорогу шла пешком и даже помогала нести ее.

Чудотворная икона Божией матери «Знамение» Царскосельская

Об истории этого образа до XVII века известно мало. Он был подарен, скорее всего, Афанасием Пателарием, патриархом Константинопольским, царю Алексею Михайловичу. Петр I перенес образ в Петербург и дорожил им не меньше, чем Казанской иконой Божией Матери. По наследству образ «Знамения» перешел к императрице Елизавете Петровне, которая его особенно почитала. В ночь перед переворотом, возведшим ее на престол, царевна усердно молилась перед ним.

Указ о восшествии на престол Елизаветы Петровны был обнародован 27 ноября 1741 года – в день празднования иконы «Знамение».

Елизавета Петровна имела особое благоговение к святыне и, желая выразить ей свое почтение, закончив постройку церкви в Царском Селе, велела именовать ее Знаменской.

Икона была поставлена в иконостасе поверх изображения Тайной вечери, над царскими вратами. Елизавета украсила ее золотой ризой и каменьями, велела приписать на полях иконы святых праведных Захарию и Елисавету, святого Алексия, человека Божия, и апостола Петра. Позже, в 1859 году, на полях дописали лики святителя Николая и мученицы Александры – в память Николая I и Александры Федоровны.

В 1745 году в церковь был доставлен иконостас из Троицкого собора Петроградской стороны.

С годами скромная мыза превратилась в блестящую загородную резиденцию русских самодержцев, один из красивейших дворцово-парковых ансамблей Европы. Драгоценным украшением этого места была Знаменская церковь. И императрица Елизавета Петровна, и супруга ее племянника, будущая императрица Екатерина II, часто молились в ней и много жертвовали на нее.

Почти весь 1761 год, последний год своего царствования, Елизавета Петровна провела в Царском Селе. Каждый день пешком она ходила из дворца в приходскую Знаменскую церковь. 8 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, во время службы она почувствовала себя дурно, вышла на улицу и упала без чувств на траву. Ее привели в сознание и отнесли во дворец. У императрицы отнялся язык, несколько дней она не могла говорить. В декабре Елизавета Петровна скончалась.

Правнук ее, император Александр I, отдал ближайший к церкви флигель дворца новому высшему учебному заведению ─ Царскосельскому лицею, в котором должны были воспитываться отпрыски лучших русских дворянских фамилий. В лицей было зачислено 30 учеников, его открытие состоялось в 1811 году.

Известно, что лицеисты ходили по праздникам и в воскресные дни в Знаменскую церковь (по будням они посещали дворцовую Воскресенскую церковь).

Некоторые пушкинисты считают, что именно о Царскосельской иконе «Знамение» говорится в стихотворении А.С. Пушкина 1830 года «В начале жизни школу помню я…» – самом глубоком из всех его поэтических воспоминаний о лицее.

Настоятель придворной церкви в Царском Селе магистр Иоанн Цвиев так писал об иконе в 1865 году: «Многие утверждают, и мы сами замечали, что лицо Богородицы в одно время производит на молящихся разные впечатления: то оно кажется светлым и умильным, то вдруг “темнеет” и принимает строгий вид, хотя бы вы стояли в том же месте». Изображению свойственны «ангельская доброта во взорах и вместе как бы строгость, простота форм и в то же время красота их и изящество».

Икона «Знамение» находилась над царскими вратами до 1831 года. Только однажды она была снята и вынесена из церкви – именно 12 мая 1820 года. В тот день в Царскосельском дворце вспыхнул пожар, угрожавший соседним зданиям и церкви. Рассказывают, что когда икону вынесли из храма и обратили ликом к месту пожара, император Александр I воскликнул вслух:

Матерь Божия, спаси мой дом!

Мгновенно ветер, направлявший пламя на церковь и на соседние здания, как бы повинуясь невидимой силе, переменилcя, и пожар быстро угас.

В 1831 году почти по всей России свирепствовала холера, не обошедшая стороной и Петербург. Жители Царского Села собрались к иконе «Знамение», вынесли ее на середину храма и отслужили перед ней торжественный молебен. Затем икону обнесли вокруг всего города с пением и молитвами. Холера миновала Царское Село. В память этого благодеяния Богоматери жители испросили высочайшее соизволение на перенесение иконы из иконостаса во внутрь церкви – ее поместили в правом пределе. Был учрежден и ежегодный крестный ход – 5 июля.

В 1848 году еще одна эпидемия холеры прокатилась по России, но Царское Село вновь избежало этого бедствия. В благодарность в 1849 году икону покрыли драгоценной шитой ризой с множеством бриллиантов, жемчуга, бирюзы, аметистов, сапфиров, изумрудов и опалов. Из камней, не уместившихся на ризе, составили драгоценный венец. Ризу вышила благочестивая девица, жительница Царского Села Мария Давыдова, которой во сне явилась Богородица и указала, что именно и как ей делать. Случалось, что у Давыдовой не доставало подходящих каменьев, и тогда неожиданно появлялись жертвователи с нужными драгоценностями. Самым крупным камнем на окладе был большой сердцеобразный топаз, на ребрах которого вырезаны даты 1831 и 1848 – годы чудесного избавления Царского Села от холеры. Внизу иконы, на сердцевидной золотой дощечке, выгравировали слова: «За спасение от эпидемии приими, Милосердная Владычице, Покровительнице града Царского Села, сии перлы, яко слезы благодарности, орошающие Твою пречистую ризу, от усердных рабов Твоих и впредь помилуй нас».

Драгоценная риза была утрачена при национализации церковных ценностей в первые годы после революции.

Нельзя обойти молчанием и другое событие, в котором проявилась спасительная сила святой иконы и отразилась глубокая вера царствующего рода в чудотворность сей святыни. 16 июня 1863 года в 2 часа пополудни в Царскосельском дворце начался сильный пожар, который прежде всех заметил император Александр II. Несмотря на все принятые меры, пламя быстро распространялось, истребляя на пути все, что могло служить ему пищей. Спалив часть дворца, огонь почти мгновенно охватил купола и кресты дворцового собора и проник внутрь него. Тогда государь Александр II и императрица Мария Александровна пожелали вынести из Знаменской церкви чудотворную икону. Венценосные хозяева вышли навстречу иконе и приложились к ней, икону обнесли вокруг горевшего дворца, и пожар почти мгновенно прекратился.

Царский архитектор

Знаменскую церковь несколько раз реставрировали и перестраивали. При Екатерине с западной стороны был пристроен балкон и устроены четыре крыльца, в 1784 году церковь обнесли железными решетками с каменными столбами, были выстроены теплые деревянные приделы. Перед революцией храм отреставрировал архитектор Сильвио Данини.

Род Данини происходит из Мантуи, что в Северной Италии. Сильвио, сын великого певца и виртуоза, поэта и литератора Амброджо Данини, родился в Харькове в 1867 году. В 1892 году он закончил Академию художеств со званием «классный художник 1-й степени». Вскоре его пригласили помощником к известному архитектору Александру Красовскому, которому было поручено перестроить северо-западное крыло Зимнего дворца для будущего императора Николая II. Этот первый заказ и успешное его выполнение открыли Данини путь к блестящей карьере. Он поступил в личное распоряжение императора Николая II. Ему и поручили перестроить Знаменскую церковь, находящуюся неподалеку от Екатерининского дворца.

В Царском Селе Данини построил еще немало: дворцы, школы, особняки, церкви, электростанции, больницы, приюты… Для его построек характерно соединение неоромантизма и модерна с мотивами средневековой архитектуры.

Умер Сильвио Данини в Ленинграде 11 января 1942 года, во время блокады. Его потомки служат сейчас в одном из храмов Санкт-Петербурга.

История храма в XX веке

Перед началом Великой Отечественной войны Знаменская церковь оставалась единственной действующей в г. Пушкине, даже во время оккупации в ней происходили богослужения. Перед отступлением фашисты похитили из храма большую часть икон и церковной утвари, но церковь, к счастью, в целом не пострадала, внутри даже сохранился иконостас, правда, без икон.

В августе 1942 года церковь перестала быть действующей. Опустевшая, разграбленная, использовалась она то как склад, то как реставрационные мастерские.

Фашисты вывезли Знаменскую икону вместе с другими музейными ценностями Екатерининского дворца. Но чудотворный образ вернулся в Россию и с 1946 года находится в церкви святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Санкт-Петербургских духовных школ. В Знаменском храме г. Пушкина сейчас находится список с чудотворной иконы.

В 1960–1962 годах церковь была отреставрирована. При восстановлении использовались архивные материалы, планы и сохранившиеся чертежи архитектора В.И. Неелова. Был воссоздан первоначальный архитектурный облик храма, удалены все позднейшие пристройки, шпилю колокольни и куполу приданы прежние очертания. Вплоть до 1990-х годов в церкви размещалась контора мастерской объединения «Реставратор», находившаяся в ведении Екатерининского дворца-музея.

В 1991 году здание храма было возвращено верующим, и 10 декабря 1991 года, в день иконы Божией Матери «Знамение», церковь была открыта для богослужений. Церковь приписана к Софийскому собору г. Пушкина.

Инженерное обследование 1992 года показало, что здание находится в аварийном состоянии. В стенах были страшные трещины шириной до 20 см. Церковь стояла буквально на земле, и надо было укреплять фундамент, спасая здание от губительной сырости. Пострадала внутренняя отделка, был поврежден купол, утрачены печи, паркетные полы, иконостас.

Сегодня восстановление старинной царскосельской церкви завершено. Реставрация проводилась на государственные средства. Здание находится на балансе КГИОП, который следил за точным восстановлением всех деталей убранства и декора. Были отремонтированы кровля, снова позолочен шпиль и флюгер на шпиле. К 300-летнему юбилею Петербурга был воссоздан фарфоровый иконостас. Сейчас в храме множество новых икон. С недавних пор здесь очень почитается икона царственных мучеников. В 2003 году обновленный храм вновь засиял, как во времена Пушкина и Карамзина, и сегодня колокольный звон Знаменской церкви ежечасно возвещает о возрожденной царскосельской святыне.

Среди множества святых чудотворных икон, прославленных в православной России. Царскосельская икона Знамения Божией Матери приобрела в последнее пятидесятилетие большую известность. Икона сия, находящаяся в Царском Селе, в малой придворной церкви, замечательна во многих отношениях - как памятник древнего иконописного искусства и как источник многих благодатных чудес и исцелений.

Святая икона написана на деревянной доске и представляет поясное изображение Пресвятой Девы - Богоматери с распростертыми к небу руками и с Предвечным Младенцем Иисусом, сидящим на груди ее без всякой поддержки. Правою рукою Он благословляет мир как вечный Архиерей и Пастыреначальник, а в левой держит свиток, как знак благодатного закона и спасительного учения, которым он просвещает род человеческий. Сама же Матерь Божия как бы приносит и посвящает Господу Вседержителю благословенный плод пренепорочного чрева Своего и с воздетыми руками молит Создателя, да приимет Он плод сей как жертву за спасение всего мира. В древние времена, особенно на Востоке, в таком виде изображаемо было рождество Христово; название же Знамения подобные изображения получили у нас в России, и в первый раз оно дано Новгородской св. иконе по случаю чуда, или знамения, бывшего от нее в Новгороде в 1170 году.

Весьма замечательно, что на этой иконе лики Богородицы и Спасителя, несмотря на свою древность, отличаются необыкновенностью ясностью очертаний, живостью цветов и теней, нежностью кисти и полною гармониею как в частностях, так и в целом. Царскосельская икона Знамения Божией Матери принадлежит к самым высоким образцам искусства древневизантийских произведений. Замечательно еще и то, что выражение лика Богоматери производит на молящихся разные впечатления почти в одно и то же время и на том же месте: то оно кажется светлым и умильным, то вдруг темнеет и принимает строгий вид.

Первоначально на св. иконе были изображены только лики Богоматери и Предвечного Младенца с двумя огнеобразными херувимами по обеим сторонам главы Пречистой Девы. Впоследствии, по повелению императрицы Елизаветы Петровны, по краям св. иконы изображены в самых малых размерах с правой стороны вверху - св. апостол Петр, в середине - праведный Захария, внизу -святитель Николай; с левой стороны вверху - св. Алексий, человек Божий, в середине - праведная Елизавета. В 1859 году с разрешения императрицы Марии Александровны, по краям св. иконы изображены с правой стороны внизу - святитель Николай, а с левой стороны внизу - св. мученица царица Александра. Царскосельская чудотворная икона замечательна и своими размерами, которыми превосходитпочти все святые известные в России иконы Богоматери; в длину она имеет почти два аршина, а в ширину полтора аршина.

Происхождение Царскосельской иконы Знамения, должно быть, весьма древнее. При всей красоте своей и ясности лики Богородицы и Предвечного Младенца носят на себе и ощутительные следы древности; тонкие и довольно значительные трещины красок образуют на ликах и на руках как бы тонкую сеть. Подобные следы древности еще очевиднее на остальных частях иконы, покрытых золотым окладом и шитою ризою; во многих местах краски и даже грунт совсем уничтожались.529

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.