Чем занимался аполлон. Кто такой бог Аполлон в древнегреческой мифологии? Аполлон у музы

Пантеон Древней Греции состоял из огромного количества сверхъестественных существ, так или иначе влияющих на судьбу человека, а особенно почитаемыми были двенадцать олимпийцев, в том числе покровитель наук и искусств - бог Аполлон.

Происхождение

Согласно древнегреческим мифам, родителями Аполлона были сам громовержец и повелитель Олимпа Зевс и титанида Лето. Вместе со своей сестрой Артемидой Аполлон родился на уединенном острове Астерия, плавающем в океане. Причиной этому была ревность Геры, законной жены Зевса. Прознав об очередной измене мужа, богиня запретила Лето касаться ногами твердой земли и даже наслала на нее чудовище по имени Пифон.

Рождение Аполлона и Артемиды было настоящим чудом: весь остров озарился светом. В память об этом Астрея была переименована в Делос (по-гречески diloo обозначает "я являю"). Это место сразу же стало священным, как и пальма, под которой родился будущий бог солнца. Аполлон рос очень быстро и с детства обладал недюжинной силой. Так, еще ребенком он убил Пифона, столь долго преследовавшего его мать.

Дельфийский оракул

Аполлон известен как покровитель прорицателей. На месте, где по легенде был убит Пифон, возник Дельфийский оракул - одно из наиболее почитаемых святилищ Древней Греции. За советом к Аполлону и хранительнице оракула - пифии - обращались многие знаменитые люди древности. Особенно известно предсказание бога Аполлона, рассказанное Геродотом, о царе Крезе. Тот, опасаясь возрастающего могущества персов, отправил к пифии посла, спросившего, стоит ли идти войной против такого соперника. Аполлон через пифию отвечал, что если Крез вступит в сражение с персами, то сокрушит великое царство. Ободренный царь немедленно напал на врагов и потерпел сокрушительное поражение. Когда же он, возмутившись, отправил вновь посла с требованием объяснений, пифия ответила, что Крез неправильно истолковал пророчество. Аполлон имел в виду, что будет сокрушено именно царство Креза.

Помимо Дельфийского оракула, под покровительством Аполлона находились святилища в различных городах Италии и Малой Азии, например, в Кумах, Кларосе и Колофне. Некоторые дети Аполлона унаследовали пророческий дар отца. Наиболее известной и почитаемой среди них стала Сивилла.

Аполлон и Кассандра

Подобно своему отцу, Аполлон отличался любвеобильностью. В числе его возлюбленных были не только богини, но и смертные женщины, а также некоторые юноши. Удивительно, что хотя Аполлон - бог красоты, женщины его часто отвергали. Так, например, случилось когда он влюбился в Кассандру, дочь троянского царя Приама. Желая очаровать девушку, он наделил ее даром предсказания. Однако, не встретив взаимности, бог жестоко ее наказал, повелев, чтобы все предсказания Кассандры были истинными, но никто бы им не верил. Так и случилось. Несколько раз Кассандра предвещала гибель Трои, но все остались глухи к ее пророчествам.

Троянская война

Но такое наказание для Кассандры было скорее исключением из правил. Во время Троянской войны, когда все боги разделились на два лагеря, Аполлон вместе со своей сестрой Артемидой встал на сторону троянцев. Причем его роль была значительной. Именно он направлял руку Гектора, когда тот убивал Париса, и именно он помог Парису попасть в пятку - единственное уязвимое место - Ахиллеса. Своими стрелами он однажды наслал чуму на лагерь греков. Причиной такой симпатии к троянцам могут быть смутные воспоминания о происхождении этого древнего бога. Аполлон, как считается, впервые начал почитаться именно в Малой Азии.

Темная сторона

Согласно мифам, едва ли не основной вид деятельности богов - забавы. Аполлон считался одним из самых изощренных их устроителей. Однако даже в этом, на первый взгляд безобидном божестве, есть темная сторона.

Аполлон считался покровителем наук и искусств, особенно музыки. Лира является одним из его атрибутов. Но существует любопытный миф, согласно которому, один из сатиров (существа, у которых верхняя часть тела человеческая, а нижняя - козлиная) по имени Марсий достиг такого совершенства в игре на флейте, что осмелился вызвать Аполлона на музыкальный поединок. Бог принял вызов. Его игра на лире так восхитила всех судей, что они единодушно отдали победу ему. Однако этого мстительному богу оказалось мало. Он приказал изловить несчастного сатира и заживо содрать с него кожу.

Другой неприглядный поступок Аполлона был вызван таким благородным чувством, как сыновья любовь. Одна женщина по имени Ниобея отличалась необычайной плодовитостью и родила 50 детей. Гордая собой, она вздумала насмехаться над Лето, укоряя ее в том, что та смогла произвести на свет лишь сына и дочь. Аполлон и Артемида решили вступиться за мать своеобразным способом. Вооружившись луком и стрелами, они перестреляли всех детей Ниобеи. Мать с горя обратилась в камень.

Предполагается, что именно жестокость была главной составляющей образа Аполлона в архаический период. Сохранились свидетельства, согласно которым, этот бог в те времена воспоминался как демон убийства, смерти и разрушения. В честь Аполлона даже приносились человеческие жертвоприношения.

Аполлон как защитник

Сложность греческой мифологии зачастую проявляется в том, что один и тот же бог является как источником бед, так и умиротворителем и заступником. Особенно заметна эта многофункциональность в классический период. Как следует из его прозвищ (Алексикакос, Акесий, Простат, Эпикурий, Апотропей, переводящихся как "отвратитель зла", "целитель", "заступник", "попечитель" "отвратитель" соответственно), люди в тяжелой ситуации могли рассчитыывать на поддержку бога солнца.

От нимфы Корониды у Аполлона родился сын по имени Асклепий. В наследство от отца он получил дар врачевания. И хотя Асклепий выступал как самостоятельный бог, в сознании древнего грека всегда оставалась мысль, что происходит это по милости Аполлона.

Такое изменение образа потребовало и коррекции древних преданий. Греки признавали, что Аполлон убил Пифона, пусть даже из хороших побуждений. Но с лучезарным богом солнца и красоты такие деяния уже не ассоциировались. Именно отсюда проистекают разногласия в истории возникновения Дельфийского оракула. Согласно одним преданиям, он действительно возник на месте гибели Пифона, другие же утверждают, что святилище существовало и раньше, а Аполлон явился туда, чтобы получить очищение от убийства. Когда же ему такую услугу оказали, бог взял оракул под свое покровительство.

Аполлон в услужении

Очевидно, древнейшие черты образа Аполлона изживались не сразу и с трудом. По крайней мере, неизменным осталось его своенравие. Зевс, желая смирить непокорного сына или же наказать его за очередную проделку, часто лишал Аполлона его божественной силы и как простого смертного отправлял служить какому-нибудь земному царю. Аполлон подчинялся, но в таких случаях предпочитал наниматься в пастухи.

Один раз он оказался при дворе царя уже упоминавшейся Трои Лаомедонта. Он исправно нес службу в течение оговоренного срока, а по его окончании потребовал уплаты жалованья. Лаомедонт, не подозревая, с кем имеет дело, прогнал пастуха вон и пообещал ему вдогонку, что если тот не отстанет, то он, царь Трои, прикажет отрезать ему уши и продаст в рабство. Зевс оказался справедливее Лаомедонта, и вернул отбывшему наказание Аполлону всю его силу. Мстительный бог не замедлил рассчитаться с троянским царем: наслал на Трою эпидемию чумы.

В другом случае Аполлону повезло больше. Когда он нанимался в пастухи к Адмиту, царю Фессалии, тот, будучи человеком сообразительным, понял, что стоящий перед ним юноша слишком прекрасен, чтобы быть простым смертным. Несостоявшемуся пастуху Адмит уступил свой трон. Аполлон отказался, объяснив свою ситуацию. По возвращении на Олимп бог не забыл отплатить фессалийскому царю добром за добро. Его государство стало самым богатым, а земледельцы собирали урожай два раза в год.

Атрибуты Аполлона

Среди многочисленных сохранившихся греческих статуй Аполлона можно узнать по нескольким предметам, которые он всегда имеет при себе. В частности, таковым являлся лавровый венок. По преданию, Аполлон влюбился в нимфу Дафну, но та по каким-то причинам так невзлюбила его, что предпочла превратиться в лавровое дерево.

Другие частый атрибуты древнегреческого бога Аполлона - лук и стрелы, насылающие не только чуму, но и дарующие свет знаний, а также лира и колесница. Помимо этого, с культом этого бога связывались пальма, под которой он родился, лебедь, волк и дельфин.

Внешность

Перечисленные животные явно являются пережитками тотемических верований древних греков. В архаический период Аполлон мог изображаться в виде одного из этих существ. С окончательным же оформлением олимпийского пантеона частью канона становится привлекательный внешний вид Аполлона. Боги Греции являлись носителями неких идеальных черт, к которым должен был стремиться каждый смертный, и Аполлон в этом отношении не исключение. Он представлялся красивым безбородым молодым человеком с пышными золотыми кудрями и мужественной фигурой.

Среди других божеств

Мстительность и злобность, если следовать мифам, Аполлон проявлял только по отношению к смертным или низшим духам вроде сатира Марсия. Во взаимоотношениях с другими олимпийцами он предстает как спокойное и рассудительное божество. Убив в Троянской войне множество героев, с другими греческими богами Аполлон категорически отказывается сражаться.

Не проявил Аполлон и обычной мстительности, когда Гермес решил над ним подшутить. Когда за очередную провинность Аполлон работал пастухом, Гермес обманом сумел выкрасть у него целое стадо. Богу солнца удалось разыскать пропажу, но Гермес так очаровал его своей игрой на лире, что Аполлон в обмен на этот инструмент оставил животных ему.

Почитание Аполлона

В Дельфийском оракуле, ставшим центром поклонения Аполлону, проводились регулярные Пифийские игры. На них участники состязались в силе, ловкости и выносливости. Однако главный храм во славу бога солнца располагался все же на Делосе - месте его рождения. До наших дней от огромного храма дошли лишь незначительные остатки, но и те, как, например,Терраса Львов, поражают воображение. Сохранились также руины монументального святилища в Коринфе, которое до конца разрушить не смогли даже римляне.

Особый храм Аполлону был возведен на Пелопоннесе. Он устроен так, что вращается вместе с Землей вокруг ее оси в ритме и направлении Полярной звезды. Благодаря этому святилище может использоваться как компас, поскольку ориентировано точно с севера на юг.

Бог Аполлон

Пророческий дар Аполлона. Никто из бессмертных не может сравниться по красоте с Аполлоном! Вечно молод он — высокий, стройный, золотоволосый бог; его проницательные ясные глаза видят все, что происходит на земле и чему суждено произойти в будущем. [Никто из богов, как думали греки, не знал будущее лучше него, поэтому жители Эллады построили много храмов Аполлона с оракулами — особыми местами, где всякий мог получить предсказание. Самым почитаемым был оракул в священном городе Аполлона — Дельфах. О его основании рассказывали вот что.]

Аполлон и Пифон. Когда Аполлон вырос и набрался сил, он решил отомстить змею Пифону за мать. Найдя его на отрогах горы Парнас, златолукий Аполлон забросал его своими сверкающими стрелами. Спасаясь от грозного бога, Пифон обратился в бегство. Аполлон преследовал его до самых священных Дельфов, где Пифон попытался ускользнуть от него в святилище Матери-Земли. Однако и туда вошел грозный бог и насмерть сразил своего врага прямо у края священной расселины. Конечно, убивать змея в святилище не следовало — это было религиозное преступление, и от его скверны было нужно очиститься. Очищение Аполлон прошел на острове Крит, а затем вернулся в Дельфы. [Во искупление вины Аполлона в осквернении святилища, здесь были учреждены Пифийские игры, в которых участвовали все свободные эллины.] А в храме Аполлон, научившись у Пана искусству предсказывать будущее, основал оракул.


Терпсихора. Римская
копия с греческого
оригинала

Жрица-пифия.

Ответы вопрошающим он давал здесь через жрицу-пифию. Она сидела на специальном треножнике над расселиной, из которой поднимались испарения, и вдыхала их. Придя в состояние исступления, она начинала выкрикивать отрывочные бессвязные слова, которые тщательно записывались дельфийскими жрецами. Потом из этих слов составлялся стихотворный ответ и отдавался вопрошавшему. За всю историю Дельфийского оракула не известно ни одного неверного предсказания! Конечно, объясняется это не столько пророческим даром пифии, сколько ловкостью жрецов. Все даваемые ответы на вопрос были составлены таким образом, чтобы можно было дать несколько противоположных толкований. Например, лидийскому царю Крезу, спросившему, следует ли начинать войну против персов, ответили, что, начав ее, он разрушит великое царство. При этом, конечно, не уточнялось, какое царство имеется в виду. Победит Крез персов — значит, предсказание сбылось; победят персы Креза — значит, он неправильно понял предсказание: ему было обещано, что он разрушит великое царство, но не Персидское, а свое.

Аполлон и музы. Парнас. Солнечным лучам подобны золотые стрелы колчана Аполлона, сияние разливается везде, где он появляется. Поэтому называют его еще Фебом, то есть лучезарным, ясным. Он — прекрасный музыкант, чарующий всех звуками своей кифары. Поэтому называют его еще и Кифаредом. На земле Аполлон — вдохновитель искусств. Всегда сопровождают его дочери Зевса, богини-музы. Их девять, и каждая покровительствует своему искусству или науке. Мельпомена — трагедиям, Терпсихора — танцам, Клио — науке истории, Урания — астрономии, Эрато — любовным песням, Полигимния — торжественной поэзии, Каллиопа — знаниям и поэзии, излагающей героические события, Эвтерпа — лирической поэзии, Талия — комедии. Поскольку Аполлон возглавляет их хор, он получил имя Мусагет («Предводитель муз»). Любимое место пребывания Аполлона и муз — гора Парнас. На склонах этой горы бил знаменитый Кастальский ключ — источник вдохновения для поэтов и вообще всех людей, которые занимаются мусическими искусствами.

Аполлон - губитель и целитель. В руках Аполлона лук, стрелами из которого он поражает всех своих врагов. Эти стрелы несут с собой мор, эпидемии, смерть десяткам людей, и потому Аполлона именовали Аполлон Губитель. Но, насылая болезни, Аполлон же может их излечить, поэтому его называли и Аполлоном Целителем.


Асклепий. Римская
копия с греческого
оригинала

Асклепий и его потомство. Сыном Аполлона был Асклепий, искуснейший из врачей, который излечивал любые болезни и ранения и даже попытался нарушить миропорядок, намереваясь воскресить мертвого. Конечно, боги не могли допустить этого, и Зев испепелил Асклепия своей молнией. Однако затем, вняв мольбам Аполлона, Громовержец воскресил врача и принял его на Олимп. Так сын Аполлона Асклепий стал богом врачевания. Сыновья Асклепия стали искусными врачевателями, и от них пошел на земле род врачей-Асклепиадов; его дочь Гигиея стала богиней — дарительницей здоровья [мы до сих пор пользуемся ее именем в слове «гигиена»] , а Панакея (Панацея) посылала людям исцеление от всех болей. Аполлон — отец Асклепия и целитель от болезней именовался многими почетными прозвищами, в том числе — Алексикакис («Отвратитель зла»), Простат («Заступник»), Пеан («Разрешитель болезней», «Помощник в беде»).

Аполллон - покровитель земледельцев и пастухов. Аполлон — один из самых могучих богов, поэтому когда он входит в собрание богов на Олимпе, все почтительно и даже с некоторым страхом встают перед ним. Однако, кроме всех перечисленных функций и эпитетов, у Аполлона были и некоторые другие, не столь высокие. Его чтили и землепашца, называя Сминфей («Мышиный»), так как он оберегает от мышей зерно; пастухи называли его Аполлон Ликейский («Волчий»), так как он охраняет стада от волков. Так что получалось, что под разными именами Аполлона считало своим покровителям большинство людей в Греции.

Аполлон и Гиакинф. Аполлон — самый прекрасный из богов, но есть дела, в которых ему не везет, и это — дела любовные. Чаще всего хорошее отношение бога оборачивалось трагедией для того, кто его испытывал на себе. Другом Аполлона был прекрасный юноша Гиакинф, но бог западного ветра Зефир (который сам хотел дружить с юношей и потому завидовал Аполлону) сделал так, что Аполлон случайно попал в него диском, в метании которого он состязался с Гиакинфом, и убил его. Из крови юноши возник цветок, который увековечил его имя в людской памяти — гиацинт.


Аполлон, играющий
на кифаре

Аполллон и Дафна. Печально закончилась и любовь Аполлона к прекрасной нимфе Дафне. Есть у Афродиты сын — веселый, быстрый, шаловливый, коварный мальчик Эрот. Он носится на золотых крыльях над миром, над землями и морями; в руках у него маленький золотой лук. Никто не защищен от стрел шалуна Эрота, даже громовержца Зевса могут они поразить. Без боли вонзаются стрелы в сердца, и вспыхивает в них пламень любви. Не всегда приносят эти стрелы радость и счастье — часто несут они страдания, муки любви и даже гибель. Мучаются люди, мучаются и боги.

Как-то златокудрый Аполлон посмеялся над маленьким луком Эрота; обиделся мальчик и послал две стрелы: одну, возбуждающую любовь, в сердце Аполлона, а другую, любовь убивающую, — в сердце нимфы Дафны.

Встретил Аполлон прекрасную нимфу и полюбил ее. Но лишь только увидела Дафна златокудрого бога — пустилась бежать с быстротою ветра. «Стой, прекрасная нимфа! — взывал к ней Аполлон. — Зачем бежишь ты от меня, словно овечка, преследуемая волком? Ведь не враг я тебе! Посмотри, поранила ты ноги о колючую траву. Не беги так быстро, ведь любовь заставляет меня мчаться по твоим следам!» Но все быстрее и быстрее бежала Дафна.

Когда же начали оставлять ее силы и поняла она, что вот-вот настигнет ее влюбленный бог, взмолилась Дафна своему отцу, речному богу Пенею: «Помоги мне, отец! Отними у меня этот образ — одни страдания причиняет он мне!» Лишь только сказала она так — онемело ее тело, покрыла его кора, волосы обратились в листву, а руки — в ветви. Стала Дафна лавром. Долго стоял опечаленный Аполлон рядом с деревом, долго слышалось ему биение сердца Дафны под древесной корой, наконец сказал он: «Пусть же никогда не вянет, о, лавр, твоя зелень! Стой же вечно зеленым!» Исполнилось так, как сказал великий бог. А сам Аполлон с тех пор носил лавровый венок и зеленью лавра украшал лиру и колчан со стрелами.

Мы находимся в галерее Боргезе в Риме. Перед нами скульптура «Аполлон и Дафна» работы Бернини. Купидон совершил... ...в некотором смысле злодеяние. Да, он сделал так, что Аполлон влюбился в Дафну. Купидон выпустил в него стрелу любви. И теперь Аполлон преследует Дафну, которой досталась другая стрела, стрела неприязни. Да, поэтому она отвергает его. Дафна славилась своей невероятной красотой. В мифе говорится о том, что она стала взывать о помощи к отцу. Она была нимфой и стала убеждать отца, что хочет сохранить целомудрие, но Аполлон не желал оставить ее в покое. Купидон немного помог Аполлону, и тот уже почти настиг ее. И в тот момент, когда Аполлон уже почти схватил её. Дафна снова умоляет своего отца о помощи, и тот внимает ее мольбам, и превращает в лавровое дерево. Именно этот момент запечатлел Бернини. Когда Аполлон почти настиг Дафну. Да, это превращение происходит на наших глазах. Я как раз хотела сказать, что эта скульптура похожа на сцену из фильма. Да, события словно сейчас разворачиваются перед нами. Это одна из особенностей барокко. Смотрите как развеваются одежды Аполлона. Ощущается скорость. Ткань обвивает его тело и развевается позади него. Аполлон изо всех сил мчится вперед, его движения очень изящно переданы, но при его приближении Дафна прогибается назад, её тело образует дугу, и кажется, что она перевоплощается против своей воли. На ее лице читается удивление, почти ужас. Совершенно верно, ведь ее пальцы превращаются в ветви и листья. И в тот момент, когда он слегка приобнимает её за талию, тело превращается в кору и его рука прикасается лишь к коре. Здесь всё говорит о недосягаемости красоты и о страсти Аполлона. Он уже почти схватил объект своего вожделения, но в тот же самый миг навсегда утратил его. Но даже во время безудержного преследования он относится к ней с некоторой нежностью. Посмотрите на его раскрытые пальцы, он как будто начал осознавать, что с ней происходит и опешил. Он даже несколько замедлил свой бег. Т.е. вы думаете, в эту секунду начинает, как бы понимать, что происходит? Да. Мне кажется, это видно по тому, как он на неё смотрит. Да, наверное вы правы. Он опечален. Опечален, потому что он заметил выражение ужаса на ее лице. Мне кажется, что это также своего рода метафора искусства скульптуры, превращение одной формы в другую. Да. Да. Только здесь происходит не преобразование природного материала в плоть, а, наоборот, плоть превращается в природный материал. Из которого можно делать скульптуры. Верно, верно. Очень интересно. Т.е. перед нами своего рода размышление о том, что такое скульптура. Для Бернини это особенно важно, ведь он занимался именно такими превращениями. Он мог превратить мрамор в крылья ангела или, не знаю, в облако. А наша история заканчивается тем, что Дафна превращается в дерево, и Аполлон решает всегда оберегать его.

Воплощение молодости и красоты, источник жизни и исцеления, покровитель искусства, а также яркий словно само Солнце…. Всё это о нём, том, который для древних греков был одним из самых любимых олимпийцев. Его имя стало нарицательным и применяется по отношению к мужчинам неземной красоты.Это греческий бог Аполлон (Απόλλων) — с его именем связано множество мифов, в его честь устраивали праздники и строили храмы. Что представлял собой этот бог и что осталось от его культа в современной Греции?

Греческий бог Аполлон - златокудрый Феб

Фото www.art-book.gr/

В древнегреческой мифологии Аполлон имел прозвище Феб (лучезарный). По-гречески это имя выглядит так: Φοίβος [фИвос] , оно достаточно популярно и сейчас. Он считался покровителем искусств, наук и муз, был олицетворением Солнца и одним из наиболее почитаемых богов Пантеона, который уступал только Зевсу. Также к его обязанностям относилось предсказание будущего и очищение убийц от грехов.

Рождение Аполлона

Аполлон появился в результате любви Зевса и одной из его многочисленных возлюбленных - титаниды Лето (Λητώ , читается ЛитО). Он был братом Артемиды, которая стала олицетворением Луны. Скрываясь от Геры (ревнивой жены Зевса), Лито скиталась по свету, преследуемая чудовищем Пифоном, которого Гера послала, чтобы он не давал Лито найти покоя. В конце концов Посейдон поднял на поверхность сухой бесплодный остров Ορτυγία (остров куропаток), который не боялся гнева Геры и плавал по морю. Там Лито провела девять дней в муках родов, так как не могла разродиться без божественной акушерки Илифии, а ту удерживала при себе Гера. Только через 9 дней Илифия смогла добраться к Лито, и на свет первой появилась Артемис (Άρτεμις), а затем Аполлон. После рождения богов острову было дано имя Делос (Δήλος , читается ДИлос), и Зевс навечно закрепил остров на месте.

Видимо, причиной того, как вместо греческого «и» в русском варианте названий ставится «е», являются трудности перевода)) Так и греческая буква «вита» стала почему-то «бетой»…

Как только Аполлон явился миру, весь Делос оказался залит солнечным светом. Впоследствии для пастухов Аполлон был покровителем нив, для охотников - покровителем охоты, как и его сестра. Также считалось, что он покровительствует в состязаниях по кулачным боям, борьбе и бегу. Аполлон-музыкант, как и сама его музыка, ассоциировался с чистотой, ясностью.

Как и отец Зевс, Аполлон - любвеобильный юноша. Он вступал в связь как с богинями, так и смертными женщинами, но был многократно отвергнут. Это странное противоречие никак, на первый взгляд, не может относиться к богу с идеальной внешностью. Среди возлюбленных Аполлона числятся Персефона, Кассандра, Дафна, Гипсипила. А в числе наиболее известных детей бога значатся Гименей, Ликомед, Асклепий и Орфей.

У Аполлона более 350 эпитетов, все они как-то соотносятся с его происхождением, деяниями и достоинствами. Однако сам бог, как и Солнце, которое он олицетворяет, несет не только свет, но и смерть. Богов греки наделяли многими человеческими чертами, так и Аполлон был не всегда благороден, а часто проявлял мстительность и злопамятность. Так, однажды сатир Марсий, который считал себя лучшим игроком на флейте, предложил Аполлону соревнование в музыке. Аполлон со своей лирой победил, но Марсия за непотребную наглость наказал по-своему — несчастного сатира подвесили за ноги и содрали с живого кожу.

Аполлон и сатир Марсий. Греческая марка 1985 года

Имя Аполлона упоминается во многих мифах. Он одолел Ареса в соревнованиях по кулачному бою, наделил Кассандру даром пророчества, а потом, отвергнутый ею, сделал всё, чтобы данные ею предсказания не вызывали людского доверия. Аполлон убил детей высокомерной Ниобы, которая вздумала возгордиться ими и сравнить себя с Лето. Также как бог-стреловержец он покровительствовал троянцам в Троянской войне - его стрелы принесли чуму в ахейские лагеря. И здесь явно наблюдается ещё одно противоречие, ведь одной из черт бога считалось умение лечить. Так, он остановил эпидемию в Афинах.

Зевс дважды за различные прегрешения лишал Аполлона божественных качеств и посылал в мир служить какому-нибудь смертному. Во время этого вынужденного служения Аполлон предпочитал быть пастухом. В первый раз Зевс послал сына к троянскому царю Лаомедонту, а тот по окончании службы Аполлона отказался платить ему жалованье. Когда же Аполлон возмутился, царь пригрозил ему, что отрежет непокорному уши и продаст как раба. Недальновидным оказался троянский властитель… Когда Аполлон вновь получил божественную силу, он наслал на Трою страшную эпидемию, уносившую человеческие жизни в течение полугода.

Второй раз он был отправлен в Фессалию, к царю Адмиту. Когда Адмит лицезрел прекрасный облик Аполлона и понял, кто перед ним, он сразу предложил гостю свой трон. Аполлон отказался, объяснив цель своего пребывания у царя — служить ему как простой смертный. Однако впоследствии, после окончания срока наказания, обретя вновь свои силы, Аполлон сделал царство Адмита самым богатым и благополучным в стране. Урожай здесь собирали дважды в году, а коровы каждый раз приносили не одного, а двух телят.

Один из самых известных мифов связан с основанием Дельфийского Оракула. По легенде, Аполлон стремился отомстить дракону Пифону, который преследовал его мать. Пифон сеял смерть вокруг себя, сдвигал скалы тяжестью своего тела, держал в страхе нимф и всё живое. Достигнув ущелья дракона, Аполлон убил его под аккомпанемент победной песни и струн кифары, а потом закопал в землю тело убитого Пифона - ровно там, где сегодня стоят Дельфы. Здесь он основал оракул и святилище. Именно с оракулом связана функция Аполлона как бога пророчеств.

Внешность и культ Аполлона

Бога изображали безбородым и златокудрым юношей, с сильной и мужественной фигурой, луком и золотыми стрелами, лирой и колесницей - с ней Аполлон путешествовал по небу. Непременными атрибутами являлись лавровый венок и эгида, а символами служили пальма, лебедь, волк, олива и дельфин. Считается, что его культ был рождён у дорийцев. В честь бога они проводили Иакинфии и Карнеи, причём последний праздник был посвящён Аполлону как военному богу. Затем культ распространился по всей Греции. Храмы существовали на Делосе и Пелопоннесе. Но самым почитаемым было Дельфийское святилище. Интересно, что из греческих колоний почитание Аполлона переместилось в Рим - здесь в его честь учредили вековые игры.

Сегодня увидеть храмы Аполлона можно в разных регионах Греции. В Коринфе сохранились руины святилища - от них хоть и остались колонны, но и те выглядят довольно величественно. Храм не смог полностью разрушить даже грозный Луций Муммий. На Делосе, где располагался главный храм Аполлона, уцелела Терраса Львов. Правда, оригиналы выставлены в музее Дилоса - их заменили копиями. Также Аполлону был посвящён храм Делиос.

Важнейшей святыней античного мира являлся храм в Дельфах. В одной из его комнат располагался знаменитый Дельфийский Оракул, прорицания которого оказывали мощное влияние на всю культурную, экономическую и политическую жизнь Средиземноморья. За пределами Греции славу получил храм Аполлона в турецком Сиде. От него остались колонны, украшенные растительными орнаментами.

Ещё один уникальный храм находится на Пелопоннесе, на границе областей Аркадия и Мессиния. Это единственный в своем роде храм Аполлона Эпикурейца, храм-компас, всегда показывающий с севера на юг и вращающийся на своем фундаменте вслед за Полярной звездой. Это чудо инженерной мысли древних греков было построено в 5 веке до н.э. в местечке Фигалия на высоте 1130 метров.

Храм Аполлона Эпикурейского. Фото iplus.gr/

Аполлон - одна из самых противоречивых фигур Пантеона богов. Все сюжеты, связанные с ним, зачастую рисуют совершенно параллельные образы. Это было связано с длительной эволюцией мифологии и человеческого отношения к жизни. Однако для любителей греческих мифов Аполлон так и остался символом утончённости, олицетворением всего благородного и светлого.

Гимн Аполлону на древнегреческом языке, в котором перечисляются также его многочисленные эпитеты:

Елена Метелева

Лебедя стали воспринимать как символ поэзии и музыки, которые олицетворял Аполлон .

Из морских животных в мифах об Аполлоне фигурирует дельфин . Культ Аполлона Дельфиния был широко распространён среди ионян . Ящерица, лягушка и жаба фигурируют в мифах об Аполлоне в связи с их мантическим и хтоническим значениями. Образ Аполлона Савроктона («Ящеробойцы») свидетельствует о борьбе героизма с хтонизмом в конце архаического - начале классического периода древнегреческой истории. Это прослеживается в мифах об убийстве Пифона, гигантов и циклопов .

Эпитет Сминфей («мышиный») упоминается в самом начале «Илиады» Гомера. В зависимости от контекста Аполлона представляли либо как уничтожителя, либо как повелителя этих грызунов .

С развитием сельского хозяйства в греческой мифологии появилось божество плодородия Карн , которое затем стали отождествлять с Аполлоном, получившим эпитет Карнейского. Этот культ получил распространение на Пелопоннесе , Родосе и Крите .

Архаическая стихийно-материальная сущность Аполлона предполагала и определённые его функции. Связь с землёй и сельским хозяйством находит отображение в мифах об Аполлоне-пастухе . Связь Аполлона Агрея с охотой в классический период игнорируют. Она уходит в те времена, когда охота была одним из основных средств существования человека. Впоследствии, когда она стала лишь одним из занятий, то её богиней почитали сестру Аполлона Артемиду . Лук и стрелы у Аполлона являются рудиментами охотничьей архаики, преобразованными впоследствии в украшение и героический атрибут .

Аполлона часто представляли в качестве бога-целителя и одновременно бога-губителя . О первой ипостаси свидетельствуют такие эпитеты, как Алексикакос («Отвратитель зла»), Апотропей («Отвратитель»), Простат («Предстатель», или «Заступник»), Иатромант («Врачегадатель», врач), Акесий («Целитель»), и факт отцовства Асклепия , бога врачевания . О второй, губительной, говорят часто встречаемые эпитеты, связанные со стрельбой из лука: Гекат, Гекаэрг , Гекатебол и другие, а также Ликеген («Потрясатель народов») . Его власть также простиралась на море, сушу и космические явления. С одной стороны, он являлся богом Солнца, одновременно морским божеством с эпитетом Дельфиний, покровителем мореплавания, а также богом берегов и прибрежных скал . Одновременно Аполлон - бог света, в связи с чем и получил свой наиболее распространённый эпитет Феб («Лучезарный», «Сияющий») .

Классическая Греция

Из всех олимпийских божеств Аполлон известен нам преимущественно на той стадии развития общества, когда стали выделять человеческую личность из окружающей её действительности . Он представляет классический героизм, противопоставляемый периоду, когда человек был слишком слаб, чтобы противостоять силам стихии. В этот период Аполлон становится божеством различных племён и колонизации как таковой . Каллимах приписывал ему основание множества городов . Его именем назвали колонии-поселения выходцев из Эллады, такие как, к примеру, Аполлония Иллирийская , Аполлония Понтийская , Аполлония Киренская и другие. Одновременно он бог юности, различного рода гимнастических состязаний, музыки, танца и искусства как такового . К его окружению стали причислять богинь веселья и радости жизни харит , а также покровительниц искусств и наук муз . Один из его эпитетов, Мусагет, означает «предводитель муз» . Также ему свойственны прикладные ремёсла . В представлениях об Аполлоне нашли отображение тенденции к соединению воедино морали, искусства и религии. Так, к примеру, пифагорейцы , связывающие своё учение с Аполлоном, проповедовали особый аскетизм, физические тренировки в сочетании с занятиями музыкой и научными изысканиями. Гармония физического и духовного развития человека представляет в понимании философов О. Шпенглера и Ф. Ницше т. н. «аполлоновского человека» .

На той почве в Элладе даже сформировался миф о Гиперборее , которую периодически посещает Аполлон. Эта страна являлась своего рода родиной идеального общества, чья жизнь основана на моральных нормах, связанных с этим олимпийским богом. Гипербореи заняты преимущественно музыкой, танцами, пирами, весельем и молитвами .

Одновременно с приданием новых функций быстро развивающегося древнегреческого общества Аполлон сохранил и свои архаические черты. Наиболее отчётливо это прослеживается в придании ему функции вещать веления Зевса и Земли в Дельфийском оракуле .

Эллинистическая Греция, Средиземноморье и Азия

Культ Аполлона проник и в другие города и государства Средиземноморья. Так, в трудах древнеримского историка Курция Руфа приведены сведения об особом почитании этого бога в финикийском городе Тире . Согласно Геродоту египтяне отождествляли с Аполлоном сына Исиды Гора , а согласно Клавдию Элиану (170 - после 222) он уже почитается в Египте под своим именем, и ему посвящают воронов и ястребов .

Особое покровительство культу Аполлона оказывал полководец Александра Македонского и основатель государства Селевкидов Селевк I Никатор . Этот правитель даже объявил себя сыном Аполлона. В оракул Дидимы возвратили статую бога, которую персы перевезли в Сузы во время Ионийского восстания 499-493 годов до н. э. В дальнейшем его почитали своим покровителем все последующие Селевкиды .

Статуи Аполлона, привезённые войсками Александра Македонского в Гандхару , стали прототипами изображений Будды. Греческие художники и скульпторы стремились изобразить идеальное обнажённое тело божества. Буддийские художники, взяв за основу образ Аполлона, который почитался правителями Греко-Бактрийского и Индо-Греческого царств , существенно его видоизменили. Они намеренно «округлили» мускулистое тело, дополнили образ своего бога «слоновьими ушами» и рядом других анималистических признаков, в результате чего и получилось классическое изображение Будды .

Древний Рим

Мнения антиковедов относительно того, откуда в Рим проникло представление об Аполлоне, расходятся. Среди возможных источников культа Аполлона в Риме называют Кумы , этрусские города , в которых существовал родственный Аполлону культ бога-пастуха и врачевателя Аплу, а также Дельфы . Первое его святилище построили на Фламиниевом лугу на Марсовом поле , так как культовые сооружения чужеземным богам можно было возводить исключительно вне померия . В 433 году до н. э. в городе разразилась эпидемия чумы . Дуумвиры , корпевшие над трактовкой сивиллиных книг , пришли к выводу, что для спасения Рима необходимо построить храм Аполлону. Здание возвели на месте первого святилища в 431 году до н. э. Оно стало местом, где специальная жреческая коллегия занималась трактовкой книг пророчеств кумской сивиллы . Первый храм Аполлона Врачевателя («Medica») оставался единственным, посвящённым данному богу в Риме, вплоть до правления Октавиана Августа . После череды загадочных смертей известных римлян в 180 году до н. э. в столице установили позолоченные статуи Аполлона, Эскулапа и Здоровья (Салюс) .

Переосмысление роли Аполлона в Древнем Риме произошло во времена Октавиана Августа и было тесно связано с официальной политикой. Олимпийский бог стал покровителем императора, а впоследствии ему даже стали приписывать отцовство Августа . Религиозные реформы в начале правления Августа были построены вокруг культа Аполлона и сивиллиных пророчеств . На государственном уровне пропагандировали идею наступления «золотого века» и царства Аполлона, гарантами которых выступали олимпийский бог и император. Эта теория сочеталась с моральной добродетелью пиетас , предполагавшей почтение к богам, стране, родителям и предкам, а также лично к Августу как отцу отечества («Pater Patriae»). В данном случае функцией Аполлона стало объединение римского общества и примирение религиозных, политических и социальных антагонизмов. Близкие Аполлону патрицианские культы богов

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.