Кондрашов Н.А. История лингвистических учений

Философские учения Древней Греции были положены в основу культуры многих народов. Античные мифы стали основой зарождения новой истории древнего мира.

Первые философы Древней Греции

Ранние учения философии зародились в 7-5 веках до Р.Х. в период становления первых крупных древнегреческих городов-государств. Сюда включают такие древние философские школы: милетская, элейская, пифагорейцы, школа Гераклита Эфесского. Философы этих течений пытались объяснить явления внешнего мира, одушевляли природу и искали первооснову всего, не используя дискуссии как средство познания истины.
Милетская школа возникла в 6 веке до н.э. в . Она была названа в честь большого полиса Милет, где и образовалась. Основателем данного течения философии был Фалес. Ученик Фалеса - Александр впервые выявил закон сохранения материи. Его последователь Анаксимен приравнивал богов к силам природы, планетам и звездам.
Пифагорейцы - это последователи великого математика Пифагора. Данное учение возникло в 6-5 веках до н.э. Пифагорейцы первоосновой зарождения мира и всех явлений считали числа.
Элейская школа родилась в городе Элея в 6-5 веках до н.э. Самыми выдающимися ее мыслителями были: Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский. Элеаты стали прародителями идеализма.

Знаменитые древние философы в Греции

Демокрит заложил основы течения материализма в философии. Он предполагал, что все живое и неживое вокруг состоит из мельчайших частиц - вечных атомов. Именно движение этих частиц - причина жизни.
Сократ - известный древнегреческий философ, не поддерживал демократическое устройство государства. Он перемещал ракурс познания с окружающей действительности на внутренний мир человека («Познай самого себя»). Был казнен в 399 году до н.э.
Платон - один из величайших мыслителей в Древней Греции, ученик Сократа. На его учениях основываются многие европейские и древнегреческие философии. Сторонник идеализма считал, что существует лишь мир идей, а все прочее - лишь производные от него.
Аристотель - еще один знаменитый философ, написал такие труды, как «Органон» и «Политика». Позже ими руководствовался .


Философы Древней Греции и Рима

В 3 веке до н.э. — 6 веке н.э. главным учением античности был неоплатонизм, славившийся своей педагогической традицией. Эта школа соединила в себе элементы платонизма с другими философскими течениями. Центром неоплатонизма стали

В древней Греции проблемы языкознания заняли видное место в рассуждениях философов (до возникновения Александрийской школы). Этот народ, «универсальная одаренность и деятельность которого обеспечили ему в истории развития человечества место, на какое не может претендовать ни один другой народ», выдвигал не религиозно-практические, а познавательно-философские, педагогические и ораторские задачи. Философский подход к языку наложил отпечаток, как на существо обсуждаемых проблем, так и на их решение. Наибольший отзвук получила дискуссия об отношении между мыслью и словом, между вещами и их именами. Энгельс говорил, что в многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше почти все позднейшие типы мировоззрений. Вторая дискуссия возникла между сторонниками и противниками полного соответствия между логическими и грамматическими категориями (спор аналогистов саномалистами).

Древнегреческих мыслите­лей разделил на два враждующих лагеря спор «о природном или условном» характере слов. В качестве лозунгов спорящие направления выдвигали, с од­ной стороны, термин «physei» (фюзей) "по природе" (т. е. наименова­ние определяется самой природой предмета), с другой - термин «thesei» (тезей) "по положению" (т. е. наименования избираются по условному соглашению, по обычаю, по установлению самих людей, иначе говоря, сознательно, произвольно, без связи с природной сущностью предметов). Этот спор обычно возводят к взглядам Гераклита и Демокрита.

Гераклит Эфесский (540-480 гг. до н. э.) считал, что каждое имя неразрывно связано с той вещью, названием которой оно служит, что в именах раскрывается сущность вещей, что имя отражает природу обозначаемой вещи, подобно те­ням предметов, отражению деревьев в ре­ке, нашему собственному отражению в зеркале.

Демокрит из Абдеры(460-370 гг. до н. э.), в противоположность Геракли­ту, учил, что вещи обозначаются слова­ми не сообразно природе самих вещей, а согласно обычаю, по установлению людей. Об этом, по его мнению, свидетельствуют многие несоответствия между вещами и их названиями: 1) многие слова имеют по нескольку значений, т. е. обозначают разные вещи; 2) многие вещи имеют по нескольку названий, что было бы невозможно при «природном» характере языка; 3) с течением времени одно название вещи мо­жет заменяться другим; 4) многие понятия не имеют словесных обозначений. Таким образом, говорил Демокрит, слов в первом случае недостаточно, во втором - они излишни, в третьем - они неустойчивы и в четвертом - их не хватает. Столь несовершенными могут быть только произведения людей, а не создания природы.

Этот спор об отношениях между предметами и их названиями отражен в знаменитом диалоге Платона (428-348 гг. до н. э.) «Кратил». Сам этот диалог, содержащий конфронтацию обоих традиционных воззрений на природу названий, был шагом вперед в развитии взглядов на язык. Кроме Сократа, выступающего в роли арбитра, в этом диалоге участвуют два собеседника - Гермоген и Кратил. Кратил утвер­ждает, что «у всякого существующего есть правильное имя, вро­жденное от природы, и что не то есть имя, чем некоторые люди, условившись так называть, называют, произнося при этом частицу своей речи, но некое правильное имя врождено и эллинам и вар­варам, одно и то же у всех». Он выступает, следовательно, за со­гласованную с самим предметом «правильность» имени по природе и не может допустить то, что сговорились признавать лишь неко­торые люди.

Гермоген, напротив, заявляет: «Не могу поверить, что правиль­ность имени состоит в чем-либо ином, чем в договоре и соглашении. Ведь мне кажется, какое имя кто чему установит, таково и будет правильное имя; ведь никакое имя никому не врождено от природы, но принадлежит на основании закона и обычая тех, которые этот обычай установили и так называют».

Платон , в лице Сократа, занимает среднюю линию. Он не со­глашается с тем, будто слово всегда отражает сущность предмета, хотя и приводит этимологию некоторых слов, связанную с характерными признаками вещи. Отвергает он и мнение, будто связь между предметом и его названием случайна, ибо в таком случае невозможно было бы человеческое общение. По его мнению, вначале между звуками слова и обозначаемыми понятиями существовала какая-то внутренняя связ (символика звуков, ономатопоэтический принцип). От этих первоначальных слов люди образовали такое множество слов, что теперь уже нельзя усмотреть внутреннюю связь между звуком и значением. Связь слова с предметом была закреплена общественной традицией. Эта дискуссия не привела, следова­тельно, к определенному результату, но она имела большое значение для развития языкознания. Так, например, Платон на логической основе пытается классифицировать слова в языке. Он выделяет две категории - имя и глагол. Именами он называет слова, о которых что-либо утверждается (подлежащее); глаголы показывают, что утверждает­ся об именах (сказуемое).

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) рас­сматривал грамматические вопросы в тесной связи с логикой. Его взгляды оказал огромное влияние на проблему выделения и классификации грамматических категорий. Рассматривая человеческую речь, Аристотель в «Поэтике» пи­сал: «Во всяком словесном изложении есть следующие части: элемент, слог, союз, имя, глагол, член, падеж, предложение». Элементом признается «неделимый звук, но не всякий, а такой, из которого может возникнуть разумное слово». Под звуком здесь может пониматься и слог, и даже слово. Гласные и полугласные (согласные), по мнению Аристотеля, «различаются в зависимости от формы рта, от места их образования, густым и тонким придыха­нием, долготой и краткостью и, кроме того, острым, тяжелым и средним ударением». Слог - это не имеющий самостоятельного значения звук, состоящий из безгласного и гласного. Союз (к ко­торому, очевидно, следует отнести также местоимения и артикли-члены) - «это не имеющий самостоятельного значения звук, который не препятствует, но и не содействует составлению из не­скольких звуков одного, имеющего значение. Он ставится и в нача­ле и в середине, если его нельзя поставить в начале предложения самостоятельно. Или - это не имеющий самостоятельного зна­чения звук, который может составить один, имеющий самостоятель­ное значение, из нескольких звуков, имеющих самостоятельное значение». Некоторые исследователи видят в «элементах» Аристо­теля - неделимых звуковых единицах, лишенных значения, но способных образовывать значимые части языка,- представление, соответствующее современной фонеме.

Основными частями речи, по Аристотелю, являются имя и гла­гол. Имя - «это составной, имеющий самостоятельное значение, без оттенка времени, звук, часть которого не имеет никакого само­стоятельного значения сама по себе». Глагол - «составной, имею­щий самостоятельное значение, с оттенком времени, звук, в котором отдельные части не имеют самостоятельного значения так же, как в именах. Например, «человек» или «белое» не обозначают времени, а «идет» или «пришел» имеют добавочное значение: одно - нынеш­него времени, другое - прошедшего». Имена и глаголы, в класси­фикации Аристотеля, могут иметь падежи, под которыми понима­лись все их косвенные формы и формы множественного числа, на­пример: человеку, люди, иду, идешь, иди и т. д.

Таким образом, именем в собственном смысле слова будет лишь исходная форма - прямой или именительный падеж. Остальные падежи будут косвенными, т. е. отклонениями. Имена делятся по родам на мужские, женские и лежащие меж­ду ними (средние). Предложение - «составной звук, имеющий самостоятельное значение, отдельные части которого также имеют самостоятельное значение». Последнее определение отличает пред­ложение от всех других составных звуков. «Не всякое предложе­ние состоит из глаголов и имен. Может быть предложение без гла­голов, например определение человека. Однако какая-нибудь часть предложения всегда будет иметь самостоятельное значение». В предложении часто имя и глагол соединяются союзами или связ­ками, передающими лишь грамматические значения.

Аристотелю принадлежит также чрезвычайно точная характе­ристика членораздельной речи: «Издавать звук голоса нельзя ни одной частью тела, кроме дыхательного горла. А говор есть расчле­нение голоса с помощью языка; голос и гортань издают гласные, язык и губы - безгласные, а из соединения одних и других состоит говор».

Большой вклад в изучение языка после Аристотеля внесла философская школа стоиков . Ее главой был Хрисипп (280-206 гг. до н. э.). Стоики считали, что слова воспро­изводят звуки, издаваемые предметами, и выражают те впечатле­ния, которые предметы произвели в душе человека. Именно поэтому слова выражают подлинную внутреннюю сущность предметов с помощью природных звуков. Стоики придерживались в философском споре о соотношениивещей и названий убеждения, что слова «изначально истинны», соответствуют истинной сущности обозначаемых ими вещей, и что, исследуя слова, подвергая их анализу, можно проникнуть в самую сущность вещей, иными словами, вскрыть истинную природу слов - их этимон (по-гречески-"истина"). Подобный подход к слову привел к созданию особой отрасли языкознания - этимологии, т. е. нау­ки об «истинном значении слов».

Поисками «истинных» значений слов вслед за стоиками много занимались древнеримские и средневековые грамматисты и филосо­фы (Варрон, Сенека, Августин и др.). Однако их произвольные толкования не имеют ничего общего с современной этимологией.

У них не было ни тех критериев, которыми располагают современ­ные этимологические исследования, ни материалов для сравнения из родственных языков и принципов закономерности фонетических и семантических изменений. В результате деятельности стоиков и их последователей этимология получила дурную репутацию в Евро­пе (ср. слова Вольтера о том, что этимология - это наука, в которой гласные ничего не стоят, а согласные стоят немногим больше). Только развитие сравнительно-исторического языкознания и воз­никновение научной этимологии восстановили авторитет этой от­расли языкознания.

Стоики продвинули вперед познание грамматических катего­рий и, вслед за Аристотелем, дали наименование многим грам­матическим явлениям, которые в старославянской калькирован­ной форме употребляются и в нашей грамматической терминологии.

В частности, стоики перенесли логический термин «часть речи» в языкознание. Они насчитали в древнегреческом языке 24 звука (буквы), подразделяя их на гласные и согласные. У каждой буквы они различали звучание, изображение и название. Стоики уже раз­личали пять частей речи: глагол, союз-связку, член (артикль и ме­стоимение) и как самостоятельные части речи имя собственное и имя нарицательное (нарицание). Стоики окончательно разрешили вопрос о падеже. Понятие падежа начинает относиться только к именам. Они и прямую, естественную форму имени (без отклонения) стали называть именительным падежом. Они стали различать пря­мой и непрямые падежи, которым дали названия: родительный па­деж (форма, означающая род, вид), дательный падеж (падеж дава­ния), винительный падеж (падеж, обозначающий то, что подверг­лось действию; его лучше было бы перевести как «причинный»), звательный падеж.

Александрийские грамматисты. Величайшего расцвета греческое языкознание достигло в эллинистическую (греко-во­сточную) эпоху (334-31 гг. до н. э.) в поселениях греческих коло­нистов в Александрии (Египет), Пергаме (на побережье Малой Азии) и на о. Родос. Этот период называют грамматическим пери­одом греческого языкознания. Грамматисты этой эпохи, находив­шиеся вдали от Греции и не заставшие славное время ее культур­ного расцвета, стремились оградить старую греческую литературу и ее язык от посторонних влияний.Разбор языка древних памятников, анализ реалий и критика текста способствовали развитию филологической науки, в недрах которой стала позднее вычленяться уже и собственно грамматика.

Александрийские ученые стремились поддерживать нормы обще­греческого литературного языка, так называемого койне, устано­вили полный текст поэм Гомера, трудились над лексическими и грамматическими комментариями к произведениям Эсхила, Со­фокла и др. Важную роль играла Александрийская библиотека, насчитывавшая в лучшие времена около 800 тысяч рукописных свитков. История александрийской образованности охватывает целое тысячелетие - до разгрома Александрии арабами в 642 г. н. э. Александрийские грамматисты не чуждались и философских вопросов. В противовес стоикам, которые утверждали, что в языке часто встречаются отклонения от закономерности - аномалии, они признавали в языке строгую законосообразность и видели в нем гармоническую систему, в которой имеются и аномалии - исключения. Причину строгой системности языка александрийцы усматривали в господстве аналогии, в стремлении к единообразию и закономерности. Этот отвлеченный спор между аномалистами и аналогистами в итоге привел к практическим последствиям, так как обнаруженные в процессе этого спора языковые факты высту­пили в качестве материалов для построения систематической грам­матики, в правилах которой наряду с регулярными граммати­ческими явлениями нашли место и аномалии - исключения из правил.

Убеждение александрийских ученых в том, что язык весьма сложное явление, обладающее регулярным и системным характе­ром, явилось базой для создания систематической грамматики. Главным представителем этого направления был Аристарх (215-­143 гг. до н. э.). На протяжении многих лет он был хранителем Александрийской библиотеки и вместе со своими учениками со­ставил выверенный полный текст Гомера. Грамматические взгляды Аристарха и его последователей известны нам, к сожалению, толь­ко в отрывках и пересказах более поздних авторов, в частности римского языковеда М- Варрона. Ученик Аристарха Дионисий Фракийский (170-90 гг. до н. э.), используя опыт своих предше­ственников, около 100 г. до н. э. написал первую систематическую греческую грамматику для римлян «Искусство грамматики» («Tekhne grammatike», «Ars grammatical Его взгляды развил и обобщил наиболее известный из греческих грамматистов Аполлоний Дискол (II в. до н. э.), написавший сочинение о синтаксисе грече­ского языка - «О синтаксисе» («Peri syntakseos»). В этом сочине­нии находим уже ту грамматическую систему, которую унаследо­вали мы через латинские и старославянские грамматики.

Александрийские ученые большое внимание обращают на зву­ковую сторону языка. Однако описание звуков у них опирается преимущественно на акустическое впечатление. Отождествляя звуки и буквы, они подразделяли их на гласные и согласные. Бук­вы «называются гласными, так как они сами по себе образуют пол­ный звук». Гласные могут быть долгими, краткими и «двухвремеН" ными», т. е. способными быть то краткими, то долгими. Согласные «сами по себе не имеют звука, но в сочетании с гласными образуют полный звук». Дионисий Фракийский отмечает также двугласные (дифтонги), двойные согласные и плавные.

Слово определяется им как «наименьшая часть связной речи», а предложение (или речь) как «соединение слов, выражающее за­конченную мысль». Аристарх установил восемь частей речи: «Ча­стей речи восемь: имя, глагол, причастие, член (артикль), местоиме­ние, предлог, наречие, союз»; у древних римлян, в языке которых не было артикля, добавлялось еще междометие.

При определении частей речи теперь учитывается не только их синтаксическая роль, но и морфологические критерии, в част­ности словоизменение, а также их семантика. Так, имя Дионисием Фракийским определяется следующим образом: «Имя есть склоня­емая часть речи, обозначающая тело или вещь (тело - например, камень; вещь - например, воспитание) и высказываемая как общее и как частное: общее - например, человек; частное - например, Сократ». Имена изменяются по падежам и числам. Под эту катего­рию, естественно, подводятся и прилагательные. «Глагол есть беспадежная часть речи, принимающая времена, лица и числа и представляющая действие или страдание». Диони­сий называет восемь категорий глагола: наклонения, залоги, виды, образы (фигуры), числа, лица, времена, спряжения. Наклонений он выделяет пять - изъявительное, повелительное, желательное, подчинительное и неопределенное. Залогов три - действия, стра­дания, середина (средний залог). Видов четыре-законченный, замыслительный, участительный, начинательный. Чисел три - единственное, двойственное и множественное. Лиц три- первое, второе, третье: первое - от кого речь, второе - к кому речь, тре­тье - о ком речь. Времен три - настоящее, прошедшее, будущее, из них прошедшее имеет четыре разновидности: длительное, предлежащее, преждезавершенное и неограниченное. «Причастие есть слово, причастное к особенностям и глаголов и имен». Признаки причастий те же самые, что у имени и глагола, кроме лиц и наклонений. Таким образом, мы видим, что Дионисий на первый план вы­двинул при определении частей речи флективный критерий, под­разделяя их на изменяемые и неизменяемые, причем первые на склоняемые и спрягаемые. Другие части речи выделяются с по­мощью или синтаксического (роль в предложении), или семантиче­ского критерия. «Член есть склоняемая часть речи, стоящая впереди и позади склоняемых имен». Признаков у него три: роды, числа, падежи. «Местоимение есть слово, употребляемое вместо имени, пока­зывающее определенные лица». «Предлог есть часть речи, стоящая перед всеми частями речи и в составе слова, и в составе предложения», т. е. использующаяся и при словообразовании, и в синтаксисе. «Наречие есть несклоняемая часть речи, высказываемая о гла­голе или прибавляемая к глаголу». «Союз есть слово, связывающее мысль в известном порядке и обнаруживающее пробелы в выражении мысли». Из союзов одни - соединительные, другие - разъединительные, третьи - причинные и т. п. Междометие определялось римским грамматистом Донатом как «часть речи, помещаемая между другими частями речи для вы­ражения душевных аффектов».

История культуры Древней Греции оставила нам больше имён знаменитых творцов, философов, поэтов, чем правителей, как это было в других странах этого времени.

Платон и Аристотель.

Философия - это понятие греческого происхождения: в переводе «любовь к мудрости». Мудрость - это поиск истины, познание мира и его законов, желание человека дойти до начала всех начал, понять и объяснить его. Древнегреческие философы рассматривали человека в его гармоническом соединении с природой, не пытаясь их разделить. Философов интересовали взаимоотношения человека и общества, человека и человека и даже человека в самом человеке. Древние греки считали философию матерью всех наук.

Греческая философия не может быть понята без эстетики — теории красоты и гармонии.

Древнегреческая эстетика была частью нерасчлененного знания. Зачатки многих наук ещё не отпочковались в самостоятельные отрасли от единого древа человеческого познания.

В отличие от древних египтян, развивающих науки в практическом аспекте, древние греки отдавали предпочтение теории. Философия и философские подходы к решению любой научной проблемы лежат в основе древнегреческой науки. Поэтому выделить учёных, занимавшихся «чистыми» научными проблемами, нельзя. В Древней Греции все ученые были философами, мыслителями и обладали знанием основных философских категорий.

Идея красоты мира проходит через всю античную эстетику. В мировоззрении древнегреческих натурфилософов нет ни тени сомнения в объективном существовании мира и реальности его красоты. Для первых натурфилософов прекрасное — это всеобщая гармония и красота Вселенной.

В их учении эстетическое и космологическое выступают в единстве. Вселенная для древнегреческих натурфилософов — космос, заключающий в себе мир, гармонию, украшение, красоту, наряд, порядок.
Во всеобщую картину мира включается представление о его гармонии, красоте. Поэтому сначала все науки в Древней Греции были объединены в одну — космологию .

Сократ — один из родоначальников диалектики как метода поиска и познания истины.

Главный принцип — «Познай самого себя и ты познаешь весь мир», т. е. убеждение в том, что самопознание — путь к постижению истинного блага.

В этике добродетель равна знанию, следовательно, разум толкает человека на добрые поступки. Человек знающий не станет поступать дурно.

Сократ излагал свое учение устно, передавая знания в виде диалогов своим ученикам, из сочинений которых мы и узнали о Сократе.

Идеи (среди них высшая — идея блага) — вечные и неизменные прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия. Вещи — подобие и отражение идей.

Эти положения изложены в сочинениях Платона «Пир» , «Федр» , «Государство » и др. В диалогах Платона мы находим многогранную характеристику прекрасного.

При ответе на вопрос: «Что есть прекрасное?» он пытался охарактеризовать саму сущность красоты. В конечном счете, красота для Платона есть эстетически своеобразная идея. Познать её человек может, только находясь в состоянии особого вдохновения. Концепция красоты у Платона идеалистична.
Рациональна в его учении мысль о специфичности эстетического переживания.

Он является основоположником научной философии, лотки, учения об основных принципах бытия (возможности и осуществлении, форме и материи, причине и цели). Основные области его интересов — человек, этика, политика, искусство.

В отличие от Платона для Аристотеля прекрасное - не объективная идея, а объективное качество вещей. Величина, пропорции, порядок, симметрия — свойства прекрасного.

В математике выделяется фигура Пифагора , создавшего таблицу умножения и теорему, носящую его имя, изучавшего свойства целых чисел и пропорций. Пифагорейцы развивали учение о «гармонии сфер».

Для них мир — это стройный космос. Они связывают понятие прекрасного не только всеобщей картиной мира, но и в соответствии с морально-религиозной направленностью своей философии - с понятием блага.

Разрабатывая вопросы музыкальной акустики, пифагорейцы заинтересовались проблемой соотношения тонов и попытались дать его математическое выражение: отношение октавы к основному тону равно 1:2, квинты — 2:3, кварты — 3:4 и т.д. Отсюда следует вывод, что красота гармонична.

Демокрит , открывший существование атомов, тоже искал ответ на вопрос: «Что есть красота?». У него эстетика прекрасного сочеталась с его этическими взглядами и с принципом утилитаризма.

Он считал, что человек должен стремиться к блаженству и благодушию. По его мнению, «не следует стремиться ко всякому наслаждению, но только к такому, которое связано с прекрасным».

В определении красоты Демокрит подчёркивает такое свойство, как мера, соразмерность. Тому, кто их преступает, «самое приятное может стать неприятным».

Для него гармония не статичное равновесие, как для пифагорейцев, а движущееся, динамичное состояние.

Противоречие — созидатель гармонии и условие существования прекрасного: расходящееся сходится, и прекраснейшее согласие происходит из противоположности, и все происходит в силу раздора.

В этом единстве борющихся противоположностей Гераклит видит образец гармонии и сущность прекрасного.

Впервые Гераклит поставил вопрос о характере восприятия прекрасного: оно непостижимо с помощью вычисления или отвлеченного мышления, оно познается интуитивно, путем созерцания.

В них особое внимание Гиппократ обращал на высокий моральный облик врача, автор знаменитой профессиональной клятвы, которую дают все, получающие врачебный диплом. До наших дней дошло его бессмертное правило для врачей: не навреди пациенту.

С медициной Гиппократа завершился переход от религиозно-мистических представлений обо всех процессах, связанных со здоровьем и болезнями человека, к начатому ионийскими натурфилософами их рациональному объяснению. Медицина жрецов сменилась медициной врачей, основанной на точных наблюдениях. Врачи школы Гиппократа также были философами.

Философия Древней Греции - величайший расцвет человеческого гения. Древним грекам принадлежит первенство создания философии как науки о всеобщих законах развития природы, общества и мышления; как системы идей, исследующей познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.

Такие философы как Сократ, Аристотель и Платон являются родоначальниками философии как таковой. Возникнув в Древней Греции, философия сформировала метод, который мог использоваться практически во всех сферах жизни.


Древнегреческая философия: киники, скептики, стоики и эпикурейцы

Когда мы обращаемся к философии и ее постулатам, то, как правило, не задумываемся над тем, какой путь прошла эта наука, где она зародилась и как развивалась. А самое главное - что послужило поводом для ее появления.

Человека всегда по жизни вело любопытство, ему хотелось узнать, а что там, за лесом, за горизонтом, за облаками.

Однако можно было с любопытством просто наблюдать за происходящими событиями и принимать их как должное, а можно было и «по-другому».

«По-другому» — значило не просто смотреть, но видеть и пытаться анализировать, не только констатировать те или иные события, но пытаться разобраться и понять, почему они произошли, в чем причины тех или иных событий, явлений, действий, и каковы могут быть их последствия.

Что ж, давайте отправимся в историю, которая нам сообщает о том, что само слово «философия» (φιλοσοφία), как утверждают словари, имеет древнегреческие корни и буквально означает: «любовь к мудрости».

Любопытство всегда являлось источником познания мира и его законов, и преуспели в этом именно греки.

Однако, справедливости ради, стоит заметить, что основы философии были заложены в еще так называемый догреческий период.

Как подтверждают исторические источники, уже в VI вв. до н.э. китайские и индийские мудрецы демонстрировали перед власть держащи ми основы философского мышления, то есть познания мира, однако трактаты древних философов можно «перечесть по пальцам», и они не дают полной картины развития философского мышления в этом период на Востоке.

Что касается Древней Греции, то именно здесь философия получила своё распространение и приобрела невероятную популярность.

Среди европейских культур Древней Греции по праву отдан приоритет в изучении законов естественного развития и политического устройства общества, ведь именно на греческой земле выдающиеся философы закладывали основы демократического устройства общественной жизни, подтверждая ее прогрессивность и «общественную полезность», здесь формировались концепции познания мира.

Для изучения устройства мира в Древней Греции были созданы философские школы, каждая из которых выбрала свой метод познания мира и объявляла его наиболее продуктивным и правильным.

«Досократовский» период греческой философии

Ранний период развития философии в Греции (VIв. до н.э.) принято называть «досократовским» . Как уже понятно из его названия, классическая греческая философия возникла, позднее, с выходом на «философскую арену» Сократа. Самыми известными «досократовскими » философами были Пифагор, Фалес, Зенон и Демокрит. Появление классической философии - еще впереди.

А пока они бьются над вопросом, который позволят заложить основы классической философии: «Что такое бытие?», и выстраивают каждый - свою модель мира и его познания.

Но если с именами Демокрита и мы знакомы (причем, с последним - в большей степени как с математиком, а не философом), то имена Фалеса и Зенона вряд ли знакомы тем, кто глубоко не занимался изучением философии.

Так вот именно Фалесу мы обязаны возможностью знакомиться с различными сложными явлениями, разложив их на простые составляющие.

Именно Фалес при изучении окружающего мира предположил, что все сложные и даже труднообъяснимые явления станут вполне понятны, если знать, при помощи каких простых законов они существуют. Такой метод изучения мира получил название редукционизма.

Кстати, использовал этот метод и вместе с другим «досократиком», Левкиппом, стал автором теории атомизма, доказав, что все сложные объекты этого мира состоят из атомов, которые на тот момент можно было считать мельчайшей и простейшей единицей как философской, так и физической.

Что касается Зенона, то он в своих философских трактатах и дискуссиях об окружающем мире доказывал, что концепции множества, движения и пространства противоречат друг другу, но именно на этих противоречиях и возможно доказать принципы их существования в окружающем мире.

Каждый «досократик» имел свою школу, возглавлял ее и собирал под свои знамена тех, кто разделял его точку зрения на окружающий мир и готов был ее отстаивать в философских спорах и дискуссиях с представителями других школ.

Известный вклад в развитие философии досократовского периода внести Диоген Апполонийский, Гераклит и другие философы.

Философская школа Сократа

Время Сократа пришло в IV в. до н. э.. Именно ему принадлежит формирование философской концепции, подразумевающей переход от рассмотрения и изучения окружающего мира к человеку.

В бытность Сократа появляются философские школы, объектом изучения которых становится человек.

Наиболее ярыми и известными приверженцами Сократа были его ученики Ксенофонт и Платон. Именно благодаря философским трудам Платона, практически полностью дошедшим до исследователей современности, стало возможно судить о становлении и развитии классической философии в Древней Греции. Перу Платона принадлежит разработанная и развитая им и его учениками теория идей.

Киники

Один из учеников и поборников теорий, разрабатываемых , был Антисфен Афинский, который впоследствии открыл свою философскую школу, наиболее известным учеником которой стал Диоген Синопский .

Антисфен стал создателем философского направления, получившего название кинизм, а последователи этого направления стали называться киниками.

Суть концепции кинизма, разработанной Антисфеном, прямо вступала в противоречие с общепринятыми взглядами на жизнь человека, а также необходимыми и достаточными условиями для его счастливой жизни.

По мнению киников, человеку для счастья нужно вовсе не много. И несчастлив он потому, что окружил себя массой ненужных вещей, создал разного типа условности, которые осложняют и отравляют его же жизнь, поэтому, для того, чтобы жить хорошо, необходимо освободиться от этих условностей и вести себя, подобно собаке, которой присущи храбрость и благодарность, умение «постоять за себя» и довольствоваться малым.

Киники так горячо отстаивали постулаты своей школы, что после смерти лучшего ученика школы Антисфена Диогена Синопского, на его могиле установили в виде памятника мраморную скульптуру собаки.

Киники считали основным объектом своих концепций человека с его запросами и потребностями, радостями и печалями. По их мнению, у человека в жизни слишком много лишнего, ненужного, что только мешает жить счастливо.

Чем ближе к природе, чем проще и «натуральнее», тем счастливее будет жизнь; чтобы быть счастливым, не нужно теоретизировать: только практические, необходимые для элементарного существования навыки и привычки - таковы философские умозаключения киников.

Общество не способно дать человеку ничего хорошего, но только природа - единственный источник счастливой жизни человека.

Еще одним постулатом киников было главенствующая роль субъективизма: важен субъект, индивид (человек) со своими привычками, взглядами и установками. Индивид имеет право, как считали киники, отвергать общественные установки и требования, если они подавляют личность, его волю, стремление к независимости.

Что касается самого Антисфена, то его стремление к предельно простой, не отягощенной излишествами жизни, породило образ странствующего нищего с наброшенным на голое тело плащом, посохом, который использовали как орудие защиты, и сумы нищего для подаяний. Именно такое одеяние отличало киников от других философов.

Стоит отметить, что индивидуалистиче ская концепция киников и их «экипировка» были взяты на вооружение людьми, не отличающимися законопослушание м, а также теми, кто, не обладая высокими нравственными принципами, своим эпатажным видом смущал окружающих, получая при этом великое удовольствие. Называя себя киниками, они, тем не менее, не имели ничего общего с философами. Не случайно со временем такие люди обрели новое, созвучное с первоначальным, но трансформированн ое имя - циники.

Интересно, что постулаты киников в свое время были взяты на вооружение Ницше и Шопенгауэром, которые превратили «свободу личности» в «свободу воли личности» — между этими двумя понятиями оказалась «дистанция огромного размера», а новая теория породила «монстров истории».

Скептики

Еще одним философским направлением классической греческой философии стал скептицизм (в переводе с древнегреческого - «исследующий», «рассматривающий »), а исповедующие постулаты скептицизма стали называться скептиками.

Своеобразным методом познания они считали сомнение, при этом в философии речь шла о сомнении в надежности истины. То, что ставится под сомнение, порождает необходимость изучения, рассмотрения истины со всех сторон и поиска достоверных фактов, многократно подтверждающих истину.

На волне сомнений появилась масса всякого рода направлений скептицизма: от философского до бытового; от умеренного до агрессивного.

Считалось, что умеренный скептицизм - надежное оружие в борьбе с догматиками, не утруждавшими себя эмпирическим (практическим) путем подтверждать формулируемые догматы.

Любые версии и теории, по мнению скептиков, должны быть проверены. Истина должна быть подтверждена - на веру (как у догматиков) принимать ничего нельзя.

Нужно заметить, что первоначально скептицизм имел положительное значение в развитии философской мысли, так как заставлял искать варианты истинности того или иного утверждения. Истина на веру не принималась, однако со временем скептики, так сказать, переместились из практической плоскости поиска истины в теоретическую, что привело к тому, что любое теоретическое предположение не только подвергалось сомнению, но и отрицалась сама возможность нахождения истины.

Требование искать истину эмпирическим путем со временем превращалось в пустое морализирование и отрицание всего того, что невозможно проверить на практике.

Позиция скептиков — нейтральное наблюдение за течением жизни, бесстрастное приятие всего, что в ней происходит, в том числе, и страдания - именно это, по мнению основателя скептицизма Перрона, писателя и философа, и есть способ достижения счастья.

Перрон и его сторонники утверждали, что в основе скептицизма лежат два постулата, первый из которых формулирует счастье как спокойствие, а второй - жизнь как результат первого.

Перроном был сформулирован ряд вопросов, который должен был доказать, что в основу счастья человека должен быть положен именно скептицизм.

На эти же вопросы он сам давал и ответы:

1) Какими являются качества вещей? — Мы не знаем, каковы эти качества.

2) Как нужно вести себя по отношению к вещам? - Лучше всего, воздерживаться от рассуждений на эту тему.

3) Какими могут быть последствия нашего поведения по отношению к вещам? - Счастье может дать только воздержание. Оно же дает и покой.

Несмотря на положительные моменты теории, скептицизм в довольно короткое время перешел в разряд деструктивных философских направлений.

Скептики воспитывали своими постулатами критиканство и негативизм, порождавшие, в свою очередь, неверие и отрицание очевидного и положительного.

Стоики

В своем восприятии мира и понимании счастья по ряду позиций довольно близкими к скептикам оказались стоики.

Основатель философской школы стоиков Зенон Китийский проводил встречи учеников своей школы возле портика «живописная Стоя», откуда и пошло ее название.

Стоики считали, что все люди - дети Космоса, а это значит, что все они равны между собой и имеют равные возможности для самопознания. Кроме того, каждый человек - это вместилище добродетели.

Однако судьбы людей, «детей Космоса», полностью в его власти. Поэтому главная задача - жить в гармонии с природой и самим собой, так как сам человек ничего не может изменить в этой жизни.

Гармоничным, по мнению стоиков, может считаться общество, где ВСЕ люди живут именно в полной гармонии, помня, что добро облагораживает, а зло ведет к смерти. Однако поступать любой человек должен сообразно собственному восприятию мира и своим желаниям.

Путь к внутренней свободе - это отказ от удовольствий и подавление страстей.

Интересно понимание смерти, с точки зрения стоиков. Они не считали ее злом, а наоборот, полагали, что она является наиболее целесообразным выходом для тех, кто не смог оставить в этой жизни достойный след. В таком случае, смерть является своеобразным искуплением за то зло, что человек творил на земле.

Эпикурейцы

Спустя более 70 лет после смерти великого философа древности Платона открыл свою школу философ Эпикур.

Сам Эпикур и его последователи и ученики называли себя «философами сада»: все было просто - на свои встречи эпикурейцы собирались в купленном их учителем саду. Это была философская школа, двери которой были открыты и женщинам, и рабам.

Надпись на воротах школы, гласившая, что всем, кто войдет в ее двери будет хорошо, потому что именно удовольствие- величайшее благо, настраивала на поиск счастья и избавление от страдания.

По мнению эпикурейцев, достичь гармонии и счастья возможно, избавившись от страхов, будь то страх перед богами или смертью. Они считали, что счастье можно достичь, а зло - преодолеть. Человек для достижения гармонии должен ограничить потребности, быть благоразумным и уравновешенным.

Философы-эпикуре йцы не считали человека заложником рока (судьбы) и полагали, что для счастья ему необходимы друзья, душевное равновесие и отсутствие физических страданий, а главным наслаждением этого мира они считали саму жизнь.

    Философия и туризм в Греции

    Геродот и его роль как историка

    Его называют «Отцом истории». Геродот занимался сбором исторических данных, много путешествовал, считался отличным географом. Но наиболее известным мыслитель стал после написания книги «История». В ней было дано описание представлений о мире. Разумеется, в таком изложении, которое было актуальным на момент, когда жил Геродот.

    Замуж за грека: есть ли смысл и к чему готовиться?

    Хороший, порядочный, любящий. Каждая женщина мечтает найти такого мужа. Можно ли отыскать его среди греков? Выходя за любого мужчину, независимо от того, какой он национальности, девушка надеется жить долго и счастливо. Но зачастую приходится мириться с некоторыми особенностями супруга или его недостатками. И ему, в свою очередь, доводится уступать. Это есть во всех культурах. Особенности греческой жизни довольно сильно влияют на семейный уклад. К нему нужно привыкнуть.

    Элевсинские мистерии

    Понятие философии, особенности философских знаний.

    Ни об одном явлении культуры мыслящее человечество не высказывало столь
    разнообразные и разноречивые суждения, как о философии.

    Философия - «любовь к мудрости» (от греч. phileo - люблю и sophia -
    мудрость).

    Философия возникла в VII-VI веках до н.э. в Древней Греции и на Востоке
    - в Индии и Китае. С тех пор не утихают споры о предмете философских
    размышлений, назначении философии, ее соотношении к другим формам
    человеческой духовной деятельности.

    Философия - первая исторически сложившаяся форма теоретического
    сознания, которая приобретает теоретический и понятийный характер.
    Предмет философии как науки изменялся в ходе исторического развития.
    Зарождение ее совпадает с зачатками форм научных знаний и просто науки.
    Рождение философии означало рождение понятийного мышления - мышления,
    которое оперирует понятиями, категориями.

    В самом общем смысле философия - это особый вид теоретической
    деятельности, предметом которой являются всеобщие формы взаимодействия
    человека и мира. Философия затрагивает человеческие интересы, хотя и
    далека от примитивной полезности. Философские положения невозможно не
    только подтвердить на опыте, но даже опровергнуть. Философия равнодушна
    к отдельным фактам. Ее исходные положения формулируются с помощью
    предельно простых понятий, поэтому их истинность нельзя доказать с
    помощью какой-то другой теории - более общей теории не существует.

    Невозможно выстроить философские учения хотя бы в какое-то подобие
    линейной последовательности, невозможно показать степень продвижения
    философии в решении своих проблем.

    Философское мышление критично, философ порой сомневается в основах
    собственной концепции. Предмет Философии противоречив, об этом
    свидетельствует противоречивость оценок. И. Кант противоречивый характер
    философии выразил в трех вопросах: «что я могу знать», «что я должен
    делать», «на что я могу надеяться». В этих вопросах сочетается не
    сочетаемое: сущее, должное и желаемое и возможное. Но именно это
    парадоксальное единство и составляет сущность человека. Недаром Кант
    пришел к выводу, что все три вопроса можно свести к одному: «что есть
    человек».

    Философия изучает всеобщие законы развития природы общества и
    человеческого мышления. В качестве теоретической дисциплины философия
    имеет ряд разделов. Традиционно философия включает онтологию - учение о
    бытие, гносеологию - учение о познании, аксиологию - учение о ценностях.
    Порой выделяют социальную философию и философию истории, а также
    философскую антропологию.

    Функции, выполняемые Философией:

    1) Синтез знаний и создание единой картины мира,
    соответствующей

    определенному уровню развития науки, культуры и исторического
    опыта;

    2) Обоснование, оправдание и анализ мировоззрения

    3) Разработка общей методологии познания и деятельности человека в
    окружающем

    Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к
    бытию. Он, также как и сама философия эволюционирует, меняет форму,
    однако всегда остается выражением человеческого стремления к
    целостности, лежащего в глубине жизненного мира. В зависимости от
    решения этого вопроса все философские направления делятся на два больших
    лагеря - материалистический и идеалистический.

    Идеализм - учение, признающее исходным, первичным началом всего дух,
    идею, сознание. Идеализм имеет две разновидности. Первая - объективный
    идеализм.

    Философы этого направления считают идеальное существующим объективно,
    независимо от человека. Вторая - субъективный идеализм. Субъективные
    идеалисты считают идеальное формой внутреннего человеческого опыта.

    Материализм - направление в философии, которое признает материю
    первичной, а сознание и мышление - вторичным. В учениях материалистов
    дается резкая критика философского идеализма, наносится удар религиозным
    идеям, обосновывается принцип материалистичности мира, поднимаются на
    щит силы и способности человеческих чувств и разума.

    Борьба между материализмом и идеализмом, формирование и развитие в этой
    борьбе прогрессивной материалистической линии являются законом всего
    многовекового развития философии.

    Существует две разновидности философии: философия, как теория и
    философия, как метод. Философия, как теория отвечает на вопрос: что
    такое объективная и субъективная реальность и что такое материя и
    познание. Философский метод говорит о том, как применять эти знания для
    понимания преобразования бытия и сознания.

    2. Выдающиеся философы античной Греции. Черты древнегреческой
    философии.

    «Духовная Европа имеет место рождения», - сказал Э. Гуссерль,
    немецкий философ, живший и работавший в конце XIX- начале XX века. Это
    место - Греция VII-VI столетий до Рождества Христова. Эту же мысль в той
    или иной форме высказывает большинство философов самых различных
    направлений. «Греки навсегда останутся нашими учителями»,- писал К.
    Маркс.

    Древняя греческая философия - общепринятый духовный исток современной
    философии, всей европейской культуры. Поэтому истоки самой греческой
    философии также являются предметом пристального внимания. Возникновение
    философии - сложное взаимодействие изменившихся социальных и
    индивидуальных потребностей и возможностей их реализации. Взаимодействие
    мифологических представлений и зарождающегося научного знания, с одной
    стороны, особой социальной атмосферы, с другой, и привело к
    возникновению философии - качественно нового явления, отличного от
    древнего мифа, предфилософских представлений, житейской мудрости и
    эмпирических наблюдений.

    Формирование греческой философии связано с именами Фалеса, Анаксимена,
    Анаксимандра, Гераклита, Эмпедокла, Анаксагора, с философами Элейской
    школы.

    Греческая философия выступала, как нерасчлененная, всеобъемлющая наука,
    как наука наук, включающая в себя вследствие неразвитости научного
    мышления все области знания.

    История древнегреческой философии - это история борьбы первоначального,
    наивного материализма против различных идеалистических учений. На
    протяжении VI-IX вв. до нашей эры в Греции происходил бурный расцвет
    культуры и философии. За этот период были созданы новое немифическое
    мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало
    учение о космосе.

    В центре внимания первых греческих философов стоит проблема первоначала.

    Одни философы (натурфилософы) считали, что основой вещей является
    чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и
    определенное вещество - апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в
    математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в
    едином, незримом бытии; четвертые (Демокрит) считали такой
    основой неделимые атомы; пятые (школа Платона) - земной шар лишь
    тень, результат воплощения царства чистой мысли.

    Разумеется, все эти философские направления были во многих
    отношениях наивными и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до
    конца с мифологией, они отводили богам, сверхестественным силам
    второстепенное, а то и третьестепенное место, пытались познать мир из
    него самого.

    На первых порах древнегерческие философы не осознавали, что основной
    вопрос философии может иметь разное значение, но уже в V в. до н.э.
    (Платон, Демокрит) четко обозначились две противоборствующие линии,
    борьба между которыми проходит через всю дальнейшую историю философии.

    Три периода в развитии античной философии:

    В истории греческой философской мысли, начиная с Гегеля, принято
    выделять три основных периода. Первый период - формирование греческой
    философии (VI в. до н.э.), философия, так называемых, «досократиков».
    Второй период - расцвет греческой философской мысли (V-VI вв. до н.э.),
    в центре его находится философия Сократа и его последователей, философия
    Платона и Аристотеля. Третий период - закат и, затем, упадок (III в. до
    н.э.-V в. до н.э.), греко-римская философия.

    Первый период - VI век до н.э.

    Это философия периода образования рабовладельческого общества.
    Первоначальный, наивный материализм, который был одновременно
    стихийно-диалектическим взглядом на мир, представлен на этом этапе
    милетской школой и Гераклитом.

    Материалистические школы - милетская и эфесская - боролись с
    идеалистическими и антидиалектическими взглядами пифагорейской и
    элейской школ.

    Философы милетской школы Фалес, Анаксимен, Анаксимандр - исходили из
    признания единого, вечно движущегося материального первоначала.

    Представители пифагорейской школы развивали мистическое учение о
    «гармонии» в природе и в обществе, исключающей борьбу
    противоположностей.

    Элейцы (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс) представлению об изменчивости
    и многообразии природы противопоставили учение о неподвижном и
    неизменном бытии.

    Элейская школа положила начало идеализму.

    Второй период - V век до н.э.

    На этом этапе предмет философии расширился и углубился. Вопрос о
    строении материи встал в центре внимания всех материалистических школ,
    связанных с именами Анаксимена, Эмпедокла и Демокрита.

    Третий период - философия периода кризиса и упадка рабовладельческого
    общества. Материалистическая линия античной философии была продолжена в
    этот период Эпикуром и его школой. Эпикур - материалист, атеист и
    просветитель - возрождает атомистическое учение Демокрита и защищает его
    от нападок мистиков и теологов. Эпикур вносит в это учение ряд
    изменений.

    Гераклит, Демокрит)

    Особое место в Философии античности занимает материалистическое
    направление. Его представители полагали, что все вещи произошли из
    какого-то одного, и притом вещественного начала. Материализм
    Философии античности развивали Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит,
    а позднее Эпикур. Они пришли к выводу, что существует материал, из
    которого состоят все вещи. Этот материал значительно позднее стали
    называть субстанцией.

    Согласно Фалесу это вода, Анаксимену - воздух, Гераклиту - огонь,
    Эмпедоклу - земля, вода, огонь и воздух.

    Фалес. (625 г. до н.э. - 547 г. до н.э.)

    Фалес считается основателем астрономии и геометрии. Он предполагал, что
    первовеществом является вода, но не обычная, а абстрактная. В то же
    время не было полного абстрагирования от обычной воды, у нее проявлялись
    свойства и обычной, эмпирической воды. Космос представлялся Фалесу живым
    сверхсложным существом, и как для любого существа, вода есть необходимая
    основа его жизни. Все остальные предметы также каким-то образом состоят
    из воды.

    Огромное внимание Фалесом уделялось космологии, особенно строению
    ближнего космоса. Впервые им была высказана мысль, что Земля не блин, а
    некоторое тело в космосе, но не очень толстое. Также было высказана идея
    некоторого мирового порядка, закона, которому подчиняется весь мир.

    Анаксимен. (ок. 585 г. до н.э. - ок. 525 г. до н.э.)

    Анаксимен упростил представление о первовеществе, взяв его воздухом,
    мотивируя это тем, что воздух и есть необходимая основа жизни.
    Соответственно, все остальные вещи - это сгущение или разрежение
    воздуха. Он предложил интересную идею в космологии. Предположил, что
    Луна ближе Солнца, и на основании этого объяснил солнечные затмения.
    Именно у Анаксимена и Анаксимандра впервые появилась мысль, что жизнь
    появилась в воде и только потом вышла на сушу

    Гераклит. (ок. 535 г. до н.э. - ок. 475 г. до н.э.)

    Гераклит, в своих теориях, устранял из вселенной покой и неподвижность,
    т.к. считал, что это свойство мертвых. Он приписывал движение всем
    вещам. Мир по Гераклиту, состоит из противоположностей, которые ведут
    между собой борьбу. Противоположности переходят друг в друга. Поэтому
    наличие одной противоположности обуславливает бытие другой. Гераклит
    учил о тождестве противоположностей и в борьбе противоположностей видел
    источник развития, изменения. Все изменения подчинены, с его точки
    зрения, строжайшей закономерности, жизнь мира не зависит от промысла
    богов. Эту закономерность он называл логосом. «Все совершается через
    борьбу и по необходимости». Надо прислушиваться к голосу природы,
    “поступать согласной с ней”, говорил он.

    Он учил о всеобщей текучести вещей, сущность мирового процесса он сводил
    к закономерным преобразованиям вечной материи.

    Демокрит. (460 г. до н.э. -360 г. до н.э.)

    Демокрит - один из основателей атомистической теории. Его смелый и
    революционный взгляд на сущность природы предвосхитил на многие столетия
    развитие науки. По Демокриту, существуют два первоначала вещей: атомы и
    пустота. При этом атомы, т.е. неделимые, по мысли Демокрита, частицы
    материи неизменны; они вечны и находятся в постоянном движении. Они
    отличаются друг от друга лишь формой, величиной, положением и порядком.
    Другие свойства, как звук, цвет, и вкус атомам не присущи. Указанные
    свойства существуют, по Демокриту, лишь условно, «не по природе самих
    вещей. В этом взгляде его уже имеются зародыши ложного учения о
    первичных и вторичных качествах вещей. Из соединения атомов образуются
    тела; распад атомов ведет к гибели тел. Душа, по Демокриту, тоже состоит
    из атомов.

    Хотя большинство этих положений было переосмыслено, значение
    древнегреческих

    атомистических идей оказалось исключительно большим и
    предопределило дальнейшее развитие в этой области.

    окружающего мира.

    Гераклит отрицал существование неизменного единого бытия, лежащего за
    миром многого. Становление, небытие не есть лишь форма перехода из
    одного мира в другой. Становление присуще самой первооснове вещей. Так,
    первоосновой Гераклит считал огонь - подвижное начало, подчиняющееся
    внутреннему закону логосу: «этот космос, один и тот же для всего
    существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он
    был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами
    потухающим». Мир постоянно движется, меняется, но он не является хаосом.
    Гераклиту кажется недостаточным для объяснения единства мира обращение к
    первовеществу, он вводит нечто более абстрактное - порядок, закон как
    неотъемлемое свойство первовещества. Мир единого и мир многого уже не
    находятся в трагическом противостоянии. Основа мира - «это возможность
    всего», это неопределенная множественность бытия. Война - отец всего
    существующего, говорит Гераклит. Борьба, даже борьба по правилам,
    подчиненная закону, несет в себе элемент свободы, ее исход не предрешен.
    Возможность свободы, лежащая в самой основе мира, придает уверенность и
    человеку - «микрокосмосу». Огонь, логос постигаются только с помощью
    разума.

    Разум - свидетельство силы человека, он прямо приближает его к началу
    мира.

    Для Демокрита задача научного познания, состоит в том, чтобы
    наблюдаемые явления свести к области «истинного сущего» и дать им
    объяснение исходя из общих принципов атомистики. Это может быть
    достигнуто посредством совместной деятельности ощущений и разума.

    Основные черты метода научного познания Демокрита:

    1. В познании исходить от единичного;

    2. Любые предмет и явление разложимы до простейших элементов
    (анализ) и

    объяснимы исходя из них (синтез);

    3. Различать существование “по истине” и “согласно мнению”;

    4. Явления действительности - это отдельные фрагменты упорядоченного
    космоса,

    который возник и функционирует в результате действий чисто
    механической

    причинности.

    Мир чувственно воспринимаемых вещей несет в себе как бытие, так и
    небытие, считал Демокрит. Отсюда следует его гибкий подход к познанию.
    Поскольку наш мир, как продукт бытия, так и продукт небытия, то мы можем
    иметь как верное о нем представление (знание), так и поверхностное
    (мнение). Уже в ощущении мы можем получить верное знание о предмете,
    поскольку ощущение- это копия вещи, которая отделяется от самой вещи и
    проникает в наши органы чувств. Ум корректирует наши знания, помогает
    понять вещи, недоступные чувствам. Прежде всего, это относится к атомам,
    которые человек не может увидеть, но убеждается в их существовании с
    помощью ума.

    5. Этическое учение Сократа.

    Этика - (греч. ethos - привычка, обычай) одна из древнейших
    теоретических

    дисциплин, объектом изучения которой является мораль.

    Говоря о Сократе, необходимо упомянуть об учении софистов, к которому он
    принадлежал.

    Софисты - первые профессиональные учителя «мудрости» и красноречия,
    центром философских исследований которых являлся человек и его отношение
    к миру. Основная группа софистом по своим философским взглядам примыкала
    к материалистическому лагерю. Наиболее яркие представители софистов
    Протагор, Платон, Сократ.

    Сократ - человек, древнегреческое философское учение которого знаменует
    поворот от материалистического натурализма к идеализму. Он
    представитель идеалистического религиозно-нравственного мировоззрения,
    открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ сознательно
    поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил

    против античного материалистического миропонимания, естественнонаучного
    знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем линии Платона в
    античной философии.

    Сократ - великий античный мудрец, - стоит у истоков рационалистических и
    просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся
    место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике,
    политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс
    человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в
    духовную культуру человечества.

    Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе,
    популярный стиль философствования, воинская доблесть и мужество,
    трагический финал - окружили его имя притягательным ореолом
    легендарности. Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко
    переживала целые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной
    тысячелетий дошла до наших дней. Сократом интересовались и увлекались во
    все времена. От века к веку аудитория его собеседников изменялась, но не
    убывала. И сегодня она, несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было

    В центре сократовской мысли - тема человека, проблемы жизни и смерти,
    добра и зла, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и
    ответственности, общества. И сократовские беседы - поучительный и
    авторитетный пример того, как можно

    ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Обращение к
    Сократу

    во все времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всем
    своеобразии нашей эпохи и новизне задач, не исключение.

    Сократ - принципиальный враг изучения природы. Работу человеческого
    разума

    в этом направлении он считает нечестивым и бесплодным вмешательством в
    дело богов. Мир представляется Сократу творением божества, «столь
    великого и всемогущего, что оно все сразу и видит, и слышит, и повсюду
    присутствует, и обо всем имеет попечение». Нужны гадания, а не научные
    исследования, чтобы получить указания богов относительно их воли. И в
    этом отношении Сократ ничем не отличался от любого невежественного
    жителя Афин. Он следовал указаниям дельфийского оракула и советовал
    делать это своим ученикам. Сократ аккуратно приносил жертвы богам и
    вообще старательно выполнял все религиозные обряды.

    Об учении Сократа, который ничего не писал, можно судить лишь на
    основании свидетельств Платона и Аристотеля. «Познай себя» - так звучит
    его главный тезис. Сократ дал образцы определения и обобщения
    этических понятий, например «доблести» и «справедливости». Этика
    Сократа рационалистична. По Сократу дурные поступки порождаются только
    незнанием, и никто не бывает злым по доброй воле. Он первым увидел
    опасность растворения человека в чистой субъективности. Сократ
    принадлежал к софистам и одновременно отрицал софистскую мудрость в
    существенных моментах. Например, вслед за софистами он отрицал
    поглощение человека бытием как чем-то внешним ему, отрицал зависимость
    человека от внешних политических авторитетов, отрицал некритическое
    отношение к богам традиционной религии (за что и был осужден). Но Сократ
    отрицал и ту хаотичную субъективность софистов, которая превращала
    человека в нечто случайное, единичное, необязательное даже для самого
    себя. Значение Сократа для будущего всей европейской культуры
    многократно подчеркивали ученые.

    Внутренний закон, которому подчиняется человек, отличается от законов
    природы, он возвышает человека над его собственной ограниченностью,
    заставляет мыслить. Философия- вот истинный путь к Богу, считал Сократ.
    Он не боялся смерти, поскольку думал, что человек не есть простой
    элемент природы. Человеческое бытие не дано человеку изначально, он
    может только сказать: «я знаю только то, что ничего не знаю». Человек
    может самостоятельно прийти к пониманию своей причастности общему
    идеальному началу, которое обще всем людям. В центре учения Сократа -
    человек, поэтому его философию называют началом первого
    антропологического поворота в истории философской мысли.

    Главной задачей своей жизни Сократ считал обучение человека мышлению,
    умению находить в себе глубинное духовное начало. Метод, который он
    избрал для решения этой непростой задачи - ирония, освобождающая
    человека от самоуверенности, от некритического принятия чужого мнения.
    Цель иронии - не разрушение общих нравственных устоев, напротив, в
    результате иронического отношения ко всему внешнему, к предвзятым
    мнениям человек вырабатывает общее представление о том духовном начале,
    которое лежит в каждом человеке. Разум и нравственность в своей основе
    тождественны, считал Сократ. Счастье и есть осознанная добродетель.
    Философия должна стать учением о том, как следует человеку жить.
    Философия вырабатывает общее понятие о вещах, обнаруживает единую основу
    существующего, которая для человеческого разума оказывается благом -
    высшей целью. Единая основа человеческой жизни не существует в отрыве от
    духовных усилий самого человека, это не равнодушное природное начало.
    Только когда единое станет целью человека, будет представлено в форме
    понятия, оно составит его счастье. Такое сближение знания и
    нравственности стало вызывать недоумение у мыслителей последующих эпох.
    Однако «этический рационализм» Сократа, непонятный современному
    человеку, был весьма уместен в эпоху разрушения патриархальных общинных
    связей, традиционной религии Древней Греции.


    Платона.

    Сочинения Платона (427-347 гг. до н.э.) - уникальное явление в
    отношении выделения философской концепции. Это высокохудожественное,
    захватывающее описание самого процесса становления концепции, с
    сомнениями и неуверенностью, подчас с безрезультатными попытками
    разрешения поставленного вопроса, с возвратом к исходному пункту,
    многочисленными повторениями и т.п. Выделить в творчестве Платона
    какой-либо аспект и систематически изложить его довольно сложно, так
    как приходится реконструировать мысли Платона из отдельных
    высказываний, которые настолько динамичны, что в процессе эволюции
    мысли порой превращаются в свою противоположность.

    Платон - великий ученик Сократа, основатель собственной школы -
    Академии, просуществовавшей почти тысячу лет, развертывает образ мира,
    достойный рождающейся человеческой личности; ставит перед человеком
    цели, достойные гармонии Космоса. Бытие и небытие в его системе не есть
    два равноправных объяснительных принципа мироустройства, безразличные
    человеку, его целям и надеждам. Мир «центрируется» вокруг человека, у
    ног его клубится бесформенная материя - небытие, взор его обращен к небу
    - прекрасному, благому, вечному - бытию.

    В своих воззрениях на государство Платон исходил из того, что существует
    идеальное государство, идеальный образец и его многократные повторения -
    искажения в реальном мире вещей. По мнению Платона, высказанному им в
    трактате “Государство”, главной основой идеального государства является
    справедливость. Она состоит в том, чтобы каждому гражданину было
    отведено особое занятие, наиболее соответствующее его натуре, т.е.
    справедливость есть соответствие реальной вещи своей идее, ведь
    государство тогда является идеальным (отвечающим идее государства),
    когда каждый гражданин действует в согласии со своей собственной
    сущностью. А поскольку между людьми существуют индивидуальные различия,
    Платон предлагает деление общества на сословия: философов-правителей,
    воинов-стражей и ремесленников-производителей. Эти сословия Платон
    отождествляет с тремя началами в человеческой душе, а именно: разумным,
    яростным и

    вожделеющим.

    Платон, считал, что бог примешал в души людей частицы металлов: в души
    тех из них, что способны править и, потому, наиболее ценны, он примешал
    золота, в души их помощников - серебра, а в души земледельцев и
    ремесленников - железа и меди. Если же у последних родится ребенок с
    примесью благородных металлов, то его перевод в высшие разряды возможен
    только по инициативе правителей.

    Для Платона идеальный строй - тот, где каждый гражданин тождествен в
    своих интересах общественному целому, не представляет собой еще
    личности, претендующей на индивидуальную самоценность и полную автономию
    в поступках. У него государство и гражданское общество представлены в
    едином, нерасчлененном понятии.

    Целью государства, которое Платон считал идеальным, является
    обеспечение для максимального числа их граждан условий для
    добродетельной жизни.

    Платон выделяет следующие формы правления: царский строй (монархия),
    аристократия, тимократия, олигархия, демократия, тирания. Самым
    правильным и разумным он считает царский строй и аристократию. Остальные
    формы правления являются последовательным отклонением от идеального
    государства. Аристократия - это правление лучших с одобрением народа.
    Властью обладает и правит тот, кто слывет доблестным и мудрым. В основе
    такой формы правления лежит равенство по рождению. По мнению Платона, на
    роль правителя идеально подходит лишь тот, кто добровольно не захочет
    быть правителем и заниматься исправлением чужих пороков. Наименее
    подходят люди, руководствующиеся честолюбием, деньгами, почетом. Чтобы
    достигнуть единомыслия и сплоченности двух высших сословий, образующих
    вместе класс стражей государства, Платон устанавливает для них общность
    имущества и быта. Стражам запрещается иметь семью, для них вводится
    общность жен и детей. Гражданам третьего сословия разрешалось иметь
    частную собственность, деньги, торговать на рынках.

    Гениально предугадав значение разделения труда в экономической жизни
    общества, Платон, тем не менее, выступал за ограничение хозяйственной
    активности и сохранение аграрного, замкнутого, «самодостаточного»
    государства. Вырождение аристократии мудрых, по его словам, влечет за
    собой утверждение частной собственности и обращение в рабов свободных
    землевладельцев из третьего сословия. Так возникает критско-спартанскй
    тип государства, или тимократия («тиме»- честь), господство сильнейших
    воинов. Государство с тимократическим правлением будет вечно воевать.

    Следующий вид государственного устройства - олигархия, появляется в
    результате скопления богатства у частных лиц. Этот строй основан на
    имущественном цензе. Власть захватывают немногие богатые, тогда как
    бедняки не участвуют в управлении. Олигархическое государство,
    раздираемое враждой богачей и бедняков, будет постоянно воевать само с
    собой. Следующей формой государственного правления, является демократия
    ,которая логически вытекает из олигархии. Победа бедняков приводит к
    установлению демократии - власти народа. Здесь царят своеволие и
    безразличие. Наконец, чрезмерная свобода обращается в свою
    противоположность - чрезмерное рабство. Устанавливается тирания,
    наихудший вид государства. Власть тиранов держится на вероломстве и
    насилии. Главной причиной смены всех форм государства Платон считал
    порчу человеческих нравов. Выход из порочных состояний общества он
    связывал с возвратом к изначальному строю - правлению мудрых.

    7. Аристотель о высоком предназначении человека.

    Аристотель (384-322 до н.э.) - древнегреческий ученый, основоположник
    науки логики и ряда отраслей специального знания, родился в Стагире
    (восточное побережье полуострова Холкидика); образование получил в
    Афинах, в школе Платона. Подверг критике платоновскую концепцию бытия.
    Аристотель видел ошибку Платона в том, что тот приписал идеям
    самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного
    мира, для которого характерно движение, изменение.

    Этика Аристотеля тесно связана с его учением о душе. Душа, по его
    мнению, принадлежит только живым существам. Душа - это энтелехия.
    Энтелехия - это осуществление целенаправленного процесса,
    обусловленность через цель. Душа тесно связана с телом, она способствует
    развертыванию всех возможностей, таящихся в живом существе. Есть три
    вида души. Душа растительная (способность к питанию), душа животная
    (способность к ощущению). Эти два вида души неотделимы от тела и присущи
    также и человеку. Душа разумная присуща только человеку, она не является
    энтелехией, оно отделима от тела, не прирожденна ему, бессмертна.

    Главная цель человека - стремление к благу. Высшее благо - это счастье,
    блаженство. Поскольку человек наделен разумной душой, его благо -
    совершенное выполнение разумной деятельности. Условие достижения блага -
    обладание добродетелями. Добродетель - это достижение совершенства в
    каждом виде деятельности, это искусность, способность самому найти
    единственно верное решение. Некоторые аналогии удивляют современного
    человека: Аристотель говорит о хорошем зрении, например, как о
    «добродетели глаза». Он утверждает, что добродетель всегда выбирает
    между избытком и недостатком, стремится к середине. Так, щедрость
    находится посередине между скупостью и расточительностью. «Среднее» в
    данном случае означает самое совершенное. За таким «техническим»
    пониманием добродетели, далеким от современного понимания добра,
    скрывается глубокая мысль. То, что природа «находит» естественным путем,
    человек должен искать сознательно, он должен постоянно контролировать
    свое поведение, искать свою, человеческую меру во всем, помнить, что он
    не животное, но и не Бог. «Середина» - это и есть собственно
    человеческое. Человек, говорит Аристотель, родитель не только своих
    детей, но и своих поступков. И порок, и воздержание зависят от нас.
    Аристотель выделил этические добродетели (добродетели характера) и
    дианоэтические (интеллектуальные: мудрость, разумность, благоразумие).
    Этические добродетели связаны с привычками, дианоэтические требуют
    специального развития.

    Понятие философии, особенность философских знаний.

    Выдающиеся философы античной Греции. Черты древнегреческой философии.

    Взгляд античных философов-материалистов на природу (Фалес, Анаксимен,
    Гераклит, Демокрит.

    Гераклит и Демокрит о возможности и необходимости познания человеком
    окружающего мира.

    Этическое учение Сократа.

    Линия Платона в древнегреческой философии. Общественно-политические идеи
    Платона.

    Аристотель о высоком предназначении человека.

    Использованная литература:

    «Философия». Справочник студента. Москва. «АСТ» 1999г.

    Богомолов А.С. «Античная философия» Москва 1985г.

    История философии. Под редакцией Александрова Г.Ф.

    Таранов П.С. «Звезды мировой философии» «АСТ» 1999г.

    Чанышев А.Н. «Курс лекций по древней и средневековой философии» Москва
    «Высшая школа» 1999г.

    Краткий философский словарь. Под ред. Розенталя М.и Юдина П. М.
    «Государственное издательство политической литературы» 1952г.

    Нашли опечатку? Выделите и нажмите CTRL+Enter

    27 Июл 2005
    Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.