Джон Локк – краткая биография. Социальная философия джона локка Что сделал джон локк

Джон Локк родился 29 августа 1632 г. в крошечном коттедже у стен городской церкви Рингтона, неподалёку от Бристоля, в графстве Соммерсет, в семье Джона Локка и Агнессы Кин. Сына назвали в честь отца. Отец был государственным юристом и служил в Мировом суде в г. Чью Магна. В начале Гражданской войны в Англии, Джон Локк-старший был капитаном кавалерии парламентского войска.

Мальчика крестили сразу же после рождения. Вслед за этим, семья Локков переезжает в торговый городок Пенсфорд, и юный Локк воспитывается в местной резиденции Тюдоров в Беллютоне. В 1647 г. Джон-младший поступает в престижную Вестминстерскую школу в Лондоне. Образование ему оплачивает Александр Попэм – член Парламента и бывший командир его отца. После школы Локк поступает в колледж Крайст-Чёрч в Оксфорде. Однако, не удовлетворившись существовавшей на тот момент учебной программой, он увлечённо изучает труды современных ему философов – как, например, Рене Декарта – и находит их куда более интересными, чем классические материалы, с которым знакомили его в колледже. Друг по Вестминстерской школе, Ричард Лоуэр, открывает Локку мир медицины и экспериментальной философии, центрами которых, на тот момент, в Англии были другие университеты и Английское королевское общество, в которое, немного погодя, Локк и войдёт. В 1656 г. он защищает степень бакалавра, а в 1658 г. – степень магистра. Во время учёбы в Оксфорде, Локк усиленно занимается медициной и работает с такими выдающимися учёными и мыслителями, как Роберт Бойл, Томас Уиллис, Роберт Хук и Ричард Лоуэр, и в 1674 г. становится бакалавром медицинских наук. В 1666 г. Локк знакомится с лордом Энтони Эшли Купером, первым графом Шафтсбери. Взгляды философа лорда поражают, и в дальнейшем Локк трудится при его дворе.

Научная деятельность

В 1667 г. Локк переезжает в резиденцию графа Шафтсбери в имении Эксетер в Лондоне, где назначается личным лекарем лорда Эшли. Он продолжает изучать медицину под руководством Томаса Сиденгама. Именно Сиденгам оказывает решающее влияние на формирование взглядов Локка на натуральную философию, которые тот излагает в своём труде «Очерк о человеческом понимании». Настоящим испытанием для накопленных в области медицины знаний Локка становится фатальная печёночная инфекция, всерьёз угрожающая жизни графа Шафтсбери. Выслушав мнения различных специалистов, Локк всеми силами старается уговорить графа на оперативное вмешательство для удаления опухоли, которое в те времена было процедурой весьма рискованной. Однако операцию граф Шафтсбери переживает успешно. С этих пор в жизни Локка наступает период расцвета. В 1671 г. он занимает пост Секретаря Министерства по делам торговли и колоний и Секретаря Лордов-собственников Северной и Южной Каролины. Всеми силами Локк стремится сформировать собственное видение международной торговли и экономики.

Огромное влияние на политические взгляды Локка оказывает граф Шафтсбери, основатель Партии вигов. В 1672 г., когда Шафтсбери становится лордом-канцлером Великобритании, Локк оказывается вовлечённым в политическую жизнь страны. Однако в 1675 г. правление Шафтсбери пало, а потому несколько лет Локк проведёт, скитаясь по Франции, где будет давать частные уроки, а после станет личным фельдшером Калеба Бэнкса. В 1679 г. он возвращается в Лондон. К тому времени карьера графа Шафтсбери вновь идёт вверх, и он убеждает Локка написать текст «Двух трактатов о правлении». С точки зрения дня сегодняшнего, этот труд является типичным аргументом против абсолютной монархии, а также основой политической легитимизации трудового соглашения. Его представления о естественных правах человека и правительственном строе произведут коренную революцию в истории Англии.

В 1683 г., из-за подозрений в участии в заговоре представителей партии вигов против короля Карла II (заговор имения Рай-Хаус), Локку пришлось бежать в Нидерланды. Истинных свидетельств того, что он являлся одним из идейных вдохновителей заговора, практически нет. Большую часть своего пребывания в Нидерландах философ посвящает работе над книгами: он переписывает свой «Очерк о человеческом понимании» и составляет «Письмо о толерантности». На родину он вернётся лишь после Славной революции. В 1688 г. Локк сопровождает в Англию жену Вильгельма Оранского. Вернувшись на родные земли, Локк публикует свои труды: «Очерк о человеческом понимании», «Два трактата о правлении» и «Письмо о толерантности» в том числе. Живёт Локк у своей близкой подруги, леди Машам, в её поместье в графстве Эссекс. К этому времени он становится истинным героем для вигов и часто встречается с такими выдающимися личностями, как Джон Драйден и Исаак Ньютон.

Смерть

Джон Локк умер 28 октября 1704 г. и был похоронен на церковном кладбище деревни Хай-Лавер к востоку от Харлоу в графстве Эссекс. За всю свою жизнь он ни разу не был женат.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

К середине 17-го века в Англии усилилось реформаторское движение и утвердилась пуританская церковь. В отличие от властной и баснословно богатой католической церкви Реформаторское движение проповедовало отказ от богатства и роскоши, экономию и сдержанность, трудолюбие и скромность. Пуритане просто одевались, отказывались от всяческих украшений и признавали самую простую пищу, отрицали праздность и пустое времяпровождение и, наоборот, всячески приветствовали постоянный труд.

В 1632 году в одной пуританской семье и появился на свет будущий философ и просветитель Джон Локк. Он получил прекрасное образование в Вестминстерской школе и продолжил свою научную карьеру в качестве учителя греческого языка и риторики, а также философии в колледже Крайст-Чёрч.

Молодой учитель интересовался естественными науками, а в особенности химией, биологией и медициной. В колледже он продолжает изучение интересующих его наук, при этом его также волнуют и политико-правовые вопросы, этика и вопросы воспитания.

В это же время он близко сходится с родственником короля, лордом Эшли Купером, возглавлявшим оппозицию правящей верхушки. Он открыто критикует королевскую власть и положение дел в Англии, смело высказывается о возможности свержения существующего строя и образования буржуазной республики.

Джон Локк оставляет преподавательскую деятельность и селится в имении лорда Купера в качестве его личного врача и близкого друга.

Лорд Купер вместе с оппозиционно настроенными дворянами пытается воплотить свои мечты в явь, но дворцовый переворот не удался, и Куперу совместно с Локком приходится спешно бежать в Голландию.

Именно здесь, в Голландии, Джон Локк написал свои лучшие труды, которые впоследствии принесли ему всемирную известность.

Основные философские идеи (кратко)

Политическое мировоззрение Джона Локка оказало огромное влияние на становление политической философии Запада. «Декларация прав человека», созданная Джефферсоном и Вашингтоном, строится на учении философа, особенно в таких разделах, как создание трех ветвей власти, отделение церкви от государства, свобода вероисповедания и всех вопросов, касающихся прав человека.

Локк считал, что все знания, полученные человечеством за весь период существования, можно разделить на три части: натуральную философию (точные и естественные науки), практическое искусство (сюда входят все политические и социальные науки, философия и риторика, а также логика), учение о знаках (все лингвистические науки, а также все понятия и идеи).

Западная философия до Локка держалась на философии античного ученого Платона и его идеях идеального субъективизма. Платон считал, что некоторые идеи и великие открытия люди получали еще до рождения, то есть бессмертная душа получала информацию из космоса, и знания появлялись практически неоткуда.

Локк во многих своих трудах опровергал учение Платона и других «идеалистов», доказывая, что не существует никаких доказательств существования вечной души. Но при этом он считал, что такие понятия, как нравственность и мораль, передаются по наследству и существуют люди «нравственно слепые», то есть не понимающие никаких нравственных устоев и потому чуждые человеческому обществу. Хотя доказательств этой теории он также не смог найти.

Что касается точных математических наук, то большинство людей не имеют о них никакого представления, поскольку для обучения этим наукам необходима длительная и методическая подготовка. Если же эти знания можно было получить, как утверждали агностики, от природы, то незачем было бы и напрягаться, стараясь уяснить сложные постулаты математики.

Особенности сознания по Локку

Сознание – это особенность только человеческого мозга отображать, запоминать и объяснять существующую действительность. По Локку, сознание напоминает чистый белый лист бумаги, на котором, начиная с первого дня рождения, можно отражать свои впечатления об окружающем мире.

Сознание опирается на чувственные образы, то есть полученные при помощи органов чувств, а потом мы их обобщаем, анализируем и систематизируем.

Джон Локк считал, что каждая вещь появилась в результате причины, которая в свою очередь была продуктом идеи человеческого мышления. Все идеи порождаются качествами уже существующих вещей.

Например, маленький снежок холодный, круглый и белый, поэтому он и порождает эти впечатления в нас, которые можно также называть качествами. Но качества эти отражаются в нашем сознании, поэтому их и называют идеями.

Первичные и вторичные качества

Локк рассматривал первичные и вторичные качества любой вещи. К первичным относятся качества, необходимые для описания и рассмотрения внутренних качеств каждой вещи. Это способность к движению, фигура, плотность и число. Ученый считал, что эти качества присущи каждому объекту, а уже наше восприятие формирует понятие о вешнем и внутреннем состоянии объектов.

К вторичным качествам относятся способности вещей порождать в нас определенные ощущения, а поскольку вещи способны взаимодействовать с телами людей, то и способны пробуждать в людях чувственные образы через видение, слух и ощущения.

Теории Локка довольно неясны в отношении религии, поскольку понятия «Бог» и «душа» в 17-м веке являлись незыблемыми и неприкосновенными. Можно понять позицию ученого в этом вопросе, поскольку, с одной стороны, над ним довлела христианская мораль, а с другой совместно с Гоббсом он отстаивал идеи материализма.

Локк считал, что «наивысшее наслаждение человека есть счастье», и только оно может заставить человека целенаправленно действовать, чтобы добиться желаемого. Он считал, что поскольку каждый человек испытывает влечение к вещам, то именно это желание обладать вещами заставляет нас мучиться и испытывать боль неудовлетворенного желания.

При этом мы испытываем двоякие чувства: поскольку обладание вызывает наслаждение, а невозможность обладания вызывает душевную боль. К понятиям боли Локк относил такие чувства, как гнев, стыд, зависть, ненависть.

Интересны идеи Локка относительно состояния государственной власти на различных стадиях развития человеческого коллектива. В отличие от Гоббса, который считал, что в догосударственном состоянии существовал только «закон джунглей» или «закон силы», Локк писал, что человеческий коллектив всегда подчинялся более сложным, нежели закон силы, правилам, которые и определяли сущность человеческого бытия.

Поскольку люди – существа прежде всего разумные, то они и способны пользоваться своим разумом для контроля и организации существования любого коллектива.

В естественном состоянии каждый человек пользуется свободой как естественным правом, данным самой природой. При этом все люди равны и относительно своего общества, и относительно прав.

Понятие о собственности

По Локку, только труд является основанием для появления собственности. Например, если человек посадил сад и терпеливо возделывал его, то и право на полученный результат принадлежит ему на основании вложенного труда, даже если земля не принадлежит этому труженику.

Идеи ученого о собственности являлись поистине революционными для того времени. Он считал, что человеку нельзя иметь больше собственности, чем он может использовать. Само понятие «собственность» священно и охраняется государством, поэтому можно мириться с неравенством в имущественном состоянии.

Народ как носитель верховной власти

Как последователь Гоббса, Локк поддерживал «теорию общественного договора», то есть он считал, что люди заключают с государством договор, отдавая при этом часть своих дарованных природой прав за то, чтобы государство охраняло его от внутренних и внешних врагов.

При этом верховная власть обязательно утверждается всеми членами общества, и если верховный сюзерен не справляется со своими обязанностями и не оправдывает доверия народа, то народ может его переизбрать.

Главной целью любого государства, считал Локк, является благополучие его граждан, поэтому если государственная тирания и постоянное давление на граждан не удовлетворяют потребностей, то народ может восстать и свергнуть такую власть, поменяв на новую, более лояльную и способную меняться в зависимости от обстоятельств.

ЛОКК, ДЖОН (Locke, John) (1632–1704), английский философ, иногда называемый «интеллектуальным вождем 18 в.» и первым философом эпохи Просвещения. Его теория познания и социальная философия оказали глубокое воздействие на историю культуры и общества, в частности на разработку американской конституции . Локк родился 29 августа 1632 в Рингтоне (графство Сомерсет) в семье судейского чиновника. Благодаря победе парламента в гражданской войне, на которой его отец сражался в чине капитана кавалерии , Локк был принят в возрасте 15 лет в Вестминстерскую школу – в то время ведущее учебное заведение страны. В семье придерживались англиканства , однако склонялись к пуританским (индепендентским) взглядам. В Вестминстере роялистские идеи нашли энергичного защитника в лице Ричарда Базби, который по недосмотру парламентских лидеров продолжал руководить школой. В 1652 Локк поступил в Крайст-Чёрч-колледж Оксфордского университета. Ко времени реставрации Стюартов его политические взгляды можно было назвать правомонархическими и во многом близкими взглядам Гоббса .

Локк был прилежным, если не сказать блестящим студентом. После получения магистерской степени в 1658 он был избран «студентом» (т.е. научным сотрудником) колледжа, однако вскоре разочаровался в аристотелевской философии, которую должен был преподавать, начал заниматься медициной и помогал в естественнонаучных экспериментах, которые проводил в Оксфорде Р.Бойль и его ученики. Однако сколько-нибудь значительных результатов он не получил, и, когда Локк вернулся из поездки к Бранденбургскому двору с дипломатической миссией, ему было отказано в искомой степени доктора медицины. Тогда, в возрасте 34 лет, он познакомился с человеком, повлиявшим на всю его последующую жизнь – лордом Эшли, впоследствии первым графом Шефтсбери, который тогда еще не был лидером оппозиции. Шефтсбери был адвокатом свободы в то время, когда Локк все еще разделял абсолютистские взгляды Гоббса, однако к 1666 его позиция изменилась и стала ближе ко взглядам будущего покровителя. Шефтсбери и Локк увидели друг в друге родственные души. Год спустя Локк оставил Оксфорд и занял место домашнего врача, советника и воспитателя в семье Шефтсбери, жившей в Лондоне (среди его воспитанников был и Антони Шефтсбери). После того как Локк прооперировал своего патрона, жизни которого угрожало нагноение кисты, Шефтсбери решил, что Локк слишком велик, чтобы заниматься одной медициной, и позаботился о продвижении своего подопечного в других областях.

Под крышей дома Шефтсбери Локк нашел свое истинное призвание – он стал философом. Дискуссии с Шефтсбери и его друзьями (Антони Эшли, Томасом Сиденхемом, Дэвидом Томасом, Томасом Ходжесом, Джеймсом Тиррелом) побудили Локка написать на четвертый год пребывания в Лондоне первый набросок будущего шедевра – Опыта о человеческом разумении (). Сиденхем познакомил его с новыми методами клинической медицины. В 1668 Локк стал членом Лондонского Королевского общества. Шефтсбери сам ввел его в сферы политики и экономики и дал ему возможность получить первый опыт участия в государственном управлении.

Либерализм Шефтсбери был достаточо материалистичным. Великой страстью его жизни была торговля. Он лучше своих современников понимал, какие богатства – национальные и личные – можно было бы получить, освободив предпринимателей от средневековых поборов и сделав ряд других смелых шагов. Религиозная терпимость позволила голландским коммерсантам достичь процветания, и Шефтсбери был убежден, что если бы англичане положили конец религиозным распрям, то смогли бы создать империю, не только превосходящую голландскую, но равновеликую владениям Рима. Однако на пути Англии стояла великая католическая держава Франция, поэтому он не хотел распространять принцип религиозной терпимости на «папистов», как он называл католиков.

В то время как Шефтсбери интересовали практические дела, Локк был занят разработкой той же политической линии в теории, обосновывая философию либерализма, которая выражала интересы нарождавшегося капитализма. В 1675–1679 он жил во Франции (в Монпелье и Париже), где изучал, в частности, идеи Гассенди и его школы, а также выполнял ряд поручений вигов. Оказалось, что теории Локка было предназначено революционное будущее, поскольку Карл II, а еще более его преемник Яков II для оправдания своей политики терпимости к католицизму и даже его насаждения в Англии обратились к традиционной концепции монархического правления. После неудачной попытки восстания против режима реставрации Шефтсбери в конце концов, уже после заключения в Тауэр и последующего оправдания лондонским судом, бежал в Амстердам, где вскоре умер. Сделав попытку продолжить свою преподавательскую карьеру в Оксфорде, Локк в 1683 отправился вслед за своим патроном в Голландию, где жил в 1683–1689; в 1685 в списке других беженцев он был назван предателем (участником заговора Монмаута) и подлежал выдаче английскому правительству. Локк не возвращался в Англию вплоть до успешной высадки Вильгельма Оранского на побережье Англии в 1688 и бегства Якова II. Вернувшись на родину на одном корабле с будущей королевой Марией II, Локк опубликовал работу Два трактата о государственном правлении (Two Treatises of Government , 1689, в книге проставлен год издания 1690), изложив в ней теорию революционного либерализма. Став классическим трудом в истории политической мысли, эта книга также сыграла важную роль, по словам ее автора, в «оправдании права короля Вильгельма быть нашим правителем». В этой книге Локк выдвинул концепцию общественного договора, по которой единственным истинным основанием власти суверена является согласие народа. Если правитель не оправдывает доверия, люди имеют право и даже обязаны перестать ему подчиняться. Иначе говоря, люди имеют право на восстание. Но как решить, когда именно правитель перестает служить народу? Согласно Локку, такой момент наступает, когда правитель переходит от правления, основанного на твердом принципе, к «переменчивому, неопределенному и произвольному» правлению. Большинство англичан были убеждены, что такой момент наступил, когда Яков II стал проводить прокатолическую политику в 1688. Сам Локк вместе с Шефтсбери и его окружением были убеждены, что этот момент наступил уже при Карле II в 1682; именно тогда и была создана рукопись Двух трактатов .

Локк отметил свое возвращение в Англию в 1689 публикацией еще одной работы, близкой по содержанию к Трактатам , а именно первого Письма о веротерпимости (Letter for Toleration , написано в основном в 1685). Он писал текст по-латыни (Epistola de Tolerantia ), с тем чтобы опубликовать его в Голландии, и по случайности в английский текст попало предисловие (написанное переводчиком, унитарием Уильямом Поплом), в котором провозглашалось, что «абсолютная свобода... – это то, что нам необходимо». Сам Локк не был сторонником абсолютной свободы. С его точки зрения, католики заслужили гонения, поскольку клялись в верности иностранному властелину, папе ; атеисты – поскольку их клятвенным заверениям нельзя верить. Что касается всех остальных, то государство должно оставить за каждым право на спасение своим собственным путем. В Письме о веротерпимости Локк выступил против традиционного взгляда, согласно которому светская власть вправе насаждать истинную веру и истинную мораль. Он писал, что силой можно заставить людей только притворяться, но никак не верить. А укрепление нравственности (в том, что не затрагивает безопасность страны и сохранение мира) – это обязанность не государства, а церкви.

Сам Локк был христианином и придерживался англиканства. Но его личный символ веры был удивительно краток и состоял из одного-единственного суждения: Христос – Мессия. В этике он был гедонистом и верил, что естественной целью человека в жизни является счастье, а также что Новый завет указал людям путь к счастью в этой жизни и жизни вечной. Свою задачу Локк видел в том, чтобы предостеречь людей, ищущих счастье в кратковременных удовольствиях, за которые впоследствии приходится платить страданием.

Вернувшись в Англию во время «славной» революции, Локк вначале намеревался занять свой пост в Оксфордском университете, из которого был уволен по указанию Карла II в 1684 после отъезда в Голландию. Однако, обнаружив, что место уже отдано некоему молодому человеку, он отказался от этой идеи и посвятил оставшиеся 15 лет жизни научным исследованиям и государственной службе. Вскоре Локк обнаружил, что пользуется известностью, но не из-за своих политических сочинений, выходивших анонимно, а как автор труда Опыт о человеческом разумении (An Essay Concerning Human Understanding ), впервые увидевшего свет в 1690, однако начатого в 1671 и законченного в основном в 1686. Опыт выдержал ряд изданий при жизни автора, последнее пятое издание, содержавшее исправления и дополнения, вышло в 1706, после смерти философа.

Можно без преувеличения сказать, что Локк был первым современным мыслителем. Его способ рассуждения резко отличался от мышления средневековых философов. Сознание средневекового человека было наполнено мыслями о нездешнем мире. Ум Локка отличался практичностью, эмпиризмом, это ум предприимчивого человека, даже обывателя: «Какова польза, – спрашивал он, – от поэзии?» Ему не хватало терпения разбираться в тонкостях христианской религии. Он не верил в чудеса и с отвращением относился к мистике. Не верил людям, которым являлись святые, а также тем, кто постоянно думал о рае и аде. Локк полагал, что человек должен выполнять свои обязанности в том мире, где он живет. «Наша доля, – писал он, – здесь, в этом маленьком местечке на Земле, и ни нам, ни нашим заботам не суждено покинуть его пределы».

Локк был далек от того, чтобы презирать лондонское общество, в котором вращался благодаря успеху своих сочинений, однако не в силах был выносить городскую духоту. Большую часть жизни он страдал от астмы, а после шестидесяти подозревал, что болен чахоткой. В 1691 он принял предложение поселиться в загородном доме в Отсе (графство Эссекс) – приглашение леди Мешэм, жены члена парламента и дочери кембриджского платоника Ралфа Кедворта. Однако Локк не позволил себе полностью расслабиться в уютной домашней атмосфере; в 1696 он стал комиссаром по делам торговли и колоний, что заставило его регулярно появляться в столице. К тому времени он был интеллектуальным лидером вигов, и многие парламентарии и государственные деятели часто обращались к нему за советом и с просьбами. Локк участвовал в проведении денежной реформы и способствовал отмене закона, препятствовавшего свободе печати. Он был одним из учредителей Банка Англии. В Отсе Локк занимался воспитанием сына леди Мешэм и переписывался с Лейбницем . Там же его посещал И.Ньютон , с которым они обсуждали послания апостола Павла. Однако основным его занятием в этот последний период жизни стала подготовка к изданию многочисленных трудов, идеи которых он прежде вынашивал. Среди работ Локка – Второе письмо о веротерпимости (A Second Letter Concerning Toleration , 1690); Третье письмо о веротерпимости (A Third Letter for Toleration , 1692); Некоторые мысли о воспитании (Some Thoughts Concerning Education , 1693); Разумность христианства, каким оно передано в Писании (The Reasonableness of Christianity, as Delivered in the Scriptures , 1695) и многие другие.

В 1700 Локк отказался от всех должностей и удалился в Отс. Умер Локк в доме леди Мешэм 28 октября 1704.

Воспитания, права и государственности, которые были актуальными в середине 17 века. Он является основоположником нового политико-правового учения, которое позже стало известно как «доктрина раннебуржуазного либерализма».

Биография

Родился Локк в 1632 году в пуританской семье. Образование получил в Вестминстерской школе и в колледже Крайст-Черч. В колледже он и начал свою научную деятельность в качестве преподавателя греческого и риторики. В это период завязывается знакомство с известным естествоиспытателем Робертом Бойлем. Совместно с ним Локк проводил метрологические наблюдения, глубоко изучал химию. Впоследствии Джон Локк серьезно изучал медицину и в 1668 году стал членом Лондонского королевского общества.

В 1667 году Джон Локк познакомился с лордом Эшли Купером. Этот неординарный человек находился в оппозиции к королевскому двору и критиковал существующую власть. Джон Локк оставляет преподавательскую деятельность и селится в имении лорда Купера в качестве его друга, компаньона и личного врача.

Политические интриги и неудавшаяся попытка заставляют лорда Эшли спешно покинуть родные берега. Вслед за ним эмигрирует в Голландию и Джон Локк. Основные идеи, которые принесли известность ученому, были сформированы именно в эмиграции. Года, проведенные в чужой стране, оказались наиболее плодотворными в карьере Локка.

Перемены, которые произошли в Англии в конце 17 века, позволили Локку вернуться на родину. Философ охотно работает с новым правительством и в течение некоторого времени занимает важные должности при новой администрации. Пост ответственного по делам торговли и колоний становится последним в карьере ученого. Болезнь легких заставляет его выйти в отставку, и остаток жизни он проводит в местечке Отс, в имении своих близких друзей.

След в философии

Основное философское сочинение как «Опыт о человеческом разумении». В трактате раскрывается система эмпирической (опытной) философии. Основой для выводов служат не логические умозаключения, а фактический опыт. Так утверждает Джон Локк. Философия такого плана находилась в противоречии с существующей системой мировоззрения. В этом труде ученый утверждает, что базисом для изучения окружающего мира является чувственный опыт, и только с помощью наблюдения можно получать достоверные, реальные и очевидные знания.

След в религии

Научные произведения философа касаются и обустройства религиозных институтов, которые существовали в то время в Англии. Известны рукописи «Защита нонконформизма» и «Опыт о веротерпимости», автором которых является Джон Локк. Основные идеи были очерчены именно в этих неизданных трактатах, а полностью система устройства церкви, проблема свободы совести и вероисповедания была представлена в «Послании о веротерпимости».

В этом труд закрепляет за каждым человеком право на Ученый призывает государственные институты признать выбор религии неотъемлемым правом каждого гражданина. Истинная церковь в своей деятельности, по утверждению учёного, должна быть милосердной и сострадательной к инакомыслящим; власть церкви и учение церкви должны пресекать насилие в любой форме. Однако терпимость верующих не должна распространяться на тех, кто не признает юридические законы государства, отрицает общества и самое существование Господа, считает Джон Локк. Основные идеи «Послания о веротерпимости» - равенство прав всех религиозных общин и отделение государственной власти от церкви.

«Разумность христианства, каким оно представлено в Священном Писании» позднее сочинение философа, в котором он утверждает единство Бога. Христианство, прежде всего - свод нравственных норм, которых должен придерживаться каждый человек, считает Джон Локк. Труды философа в области религии обогатили религиозные учения двумя новым направлениями - английским деизмом и латитудинаризмом - учением о веротерпимости.

След в теории государства и права

Свое видение устройства справедливого общества Дж. Локк изложил в труде «Два трактата о государственном правлении». Основой для сочинения являлась доктрина о возникновении государства из «естественного» общества людей. По мнению ученого, в начале существования человечество не знало войн, все были равны и «никто не имел больше другого». Однако в таком обществе отсутствовали контролирующие органы, которые бы устраняли разногласия, решали имущественные споры, вершили справедливый суд. В целях обеспечения образовали политическое сообщество - государство. Мирное образование государственных институтов, основанное на согласии всех людей - основа для создания государственного строя. Так утверждает Джон Локк.

Основные идеи государственного преобразования общества заключались в образовании политических и судебных органов, которые бы защищали права всех людей. За государством остается право на применение силы для собственной защиты от постороннего вторжения, а также для контроля над соблюдением внутренних законов. Теория Джона Локка, изложенная в этом сочинении, утверждает право за гражданами убрать правительство, которое не выполняет свои функции или злоупотребляет властью.

След в педагогике

«Мысли о воспитании» - сочинение Дж. Локка, в котором он утверждает, что на ребенка решающее влияние оказывает окружающая среда. В начале своего развития ребенок находится под влиянием родителей и воспитателей, который являются для него нравственным образцом. По мере взросления ребенок получает свободу. Уделял внимание философ и физическому воспитанию детей. Обучение, как было сказано в сочинении, должно основываться на использовании практических знаний, необходимых для жизни в буржуазном обществе, а не на изучении схоластических наук, не имеющих практической пользы. Данный труд был раскритикован епископом Вустерским, с которым Локк неоднократно вступал в полемику, отстаивая свои взгляды.

След в истории

Философ, правовед, религиозный деятель, педагог и публицист - все это Джон Локк. Философия его трактатов отвечала практическим и теоретическим запросам нового столетия - столетия Просвещения, открытий, новых наук и новых государственных образований.

Введение

В XVII - XVIII вв. педагогика и школа в Западной Европе и Северной Америке развивались в экономических и социальных условиях, переломных для человечества. Социальные институты и идеология феодализма превратились в тормоз для воспитания и образования. В противоречие со временем вступала традиция, в соответствии с которой жизненный успех обеспечивали не деловые качества и образованность, а игра обстоятельств и принадлежность к привилегированным сословиям. В результате на вершину власти поднимались люди если не невежественные, то, во всяком случае, не получившие достаточного воспитания и образования.

Наиболее заметная роль в критике сословной школы, в разработке новых педагогических идей принадлежала представителям позднего Возрождения и возникшего в XVIII в. движения Просвещения. Появляется небывалое до того времени число педагогических трактатов, в которых было выражено стремление сделать личность свободной посредством воспитания и образования, обновить духовную природу человека. Новая педагогическая мысль стремилась превратить педагогику в самостоятельную область исследований, отыскать законы педагогического процесса.

Эпоха Просвещения в Западной Европе и Северной Америке длилась с последней трети XVII до конца XVIII в. Представители этого неоднородного идейного течения сходились на критике сословного воспитания и образования, выдвигали новые идеи, пронизанные стремлением приблизить школу и педагогику к менявшимся социальным условиям, учитывать природу человека.

Педагогическая мысль Просвещения приняла эстафету Возрождения и поднялась на новую ступень. Идеи Просвещения оказались ориентиром, который брался в расчет их сторонниками и противниками при реорганизации школы в XVII - XVIII вв.

Движение Просвещения развивалось в соответствии с национальными условиями.

Педагогические идеи Джона Локка

Джон Локк (29 августа 1632, Рингтон, Сомерсет, Англия — 28 октября 1704, Эссекс, Англия) — британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма.

Главными областями интересов Локка были естествознание, медицина, политика, экономика, педагогика, отношение государства к церкви, проблема веротерпимости и свобода совести.

Творчество философа и педагога Джона Локка составило заметный этап в развитии новых идей воспитания и обучения подрастающего поколения. В его трудах, прежде всего в педагогическом трактате "Мысли о воспитании" и философском сочинении "Об управлении разумом", ярко выражены важные передовые педагогические устремления времени. В этих трудах представлены идеи светского, обращенного к жизни образования.


В педагогических воззрениях Д. Локка выражены его политические и философские воззрения, а также огромный педагогический опыт, накопленный им в работе преподавателя и домашнего учителя-воспитателя. Д. Локк выступил в конце XVII в. с новой педагогическом системой, открывая тем самым педагогическое движение нового времени, систему.

Еще будучи студентом колледжа Оксфордского университета, он познакомился с трудами таких философов, как Ф. Бэкон , Т. Гоббс . Р. Декарт . Опираясь на накопленные в XVII в. естественнонаучные знания, Д. Локк внес заметный вклад в дальнейшее развитие материалистической философии, с позиций которой им осмысливались проблемы педагогики.

В своем философском труде «Опыт о человеческом разуме» (1689) , содержащем исходные теоретические позиции, определившие подход великого философа к делу воспитания, Д. Локк детально обосновал положение, выдвинутое ранее Ф. Бэконом и Т. Гоббсом, о происхождении знаний и идей из мира чувств, что явилось отправным пунктом его педагогической концепции. Локк первым из мыслителей раскрыл личность через непрерывность сознания. Он считал, что у человека нет врождённых идей. Он рождается будучи «чистой доской» и готовым воспринимать окружающий мир посредством своих чувств через внутренний опыт — рефлексию. «На опыте основываются все наши знания, от него в конце концов оно происходит».

Педагогическая система Д. Локка, изложенная в трактатах «Некоторые мысли о воспитании», «О пользовании разумом» , где он поднимает роль воспитания на большую высоту, рассматривая проблему воспитания в широком социальном и философском контексте проблемы взаимодействия личности и общества. Поэтому задача воспитания гражданина, формирование характера, высоких нравственных качеств личности выдвигалась на первый план.

По Локку цель жизни, а следовательно, и воспитания заключается в обеспечении счастья человека, т.е. такого состояния, которое может быть выражено формулой «здоровый дух в здоровом теле», то начальной предпосылкой формирования личности, становления воли и характера является забота об укреплении здоровья ребенка.

Дж. Локк по-своему подошел к решению коренных вопросов педагогики: о факторах развития личности и роли воспитания, цели, задачах, содержании образования, методах обучения. Им разработаны приемы и способы развития мышления человека.

Отвергая природную предрасположенность воспитания, Дж. Локк был убежден в целесообразности социальной (сословной) детерминации школьного образования. Вот почему он оправдывает разные типы обучения: полноценное воспитание джентльменов, т.е. выходцев из высшего общества, и ограниченное поощрением трудолюбия и религиозности воспитание неимущих. Сохранив приверженность традициям сословного воспитания, Дж. Локк вместе с тем размышлял и о практической направленности обучения — "для деловых занятий в реальном мире". Но он далек от утилитарного понимания полезности обучения. Обучение, по Локку, — это процесс формирования общественных и нравственных устоев личности.

Д. Локк - сторонник образования, сообщающего учащимся реальные, практические полезные знания, сочетающего умственное образование с обучением ремеслам, с ручным трудом, т.е. он отдавал приоритет реальному образованию учащейся молодежи. Отдавая некоторую дань современным ему традициям светского воспитания (танцы, фехтование, верховая езда и т.д.) он последовательно настаивал на практической направленности обучения, необходимого для подготовки к жизни, коммерческой деятельности - «для деловых занятий в реальном мире». Им была предложена развернутая программа реального образования, включавшая изучение как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин, а также знаний, требующихся для промышленности и торговли.

Во взаимодействии личности и общества Д. Локк приоритет отдавал индивидуальному, но не общественному началу, чем подчеркивал значительность индивидуальности как реальной силы буржуазного общества.

В его труде «Некоторые мысли о воспитании» определены наиболее благоприятные условия и простые и краткие методы реализации разработанных им новых целей и задач воспитания. Новаторство педагога - философа заключалось в том, что он рассматривал процесс воспитания человека как единство физического, психического и умственного развития. Здесь раскрыта программа воспитания «джентльмена» (делового человека буржуазного мира).

Важнейшие задачи воспитания : выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование. Цель воспитания — воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утончённого в обращении. Главная особенность системы — утилитаризм: каждый предмет должен готовить к жизни. Локк не отделяет обучения от воспитания нравственного и физического.

Воспитание должно состоять в том, чтобы у воспитываемого слагались привычки физические и нравственные, привычки разума и воли. Цель физического воспитания состоит в том, чтобы из тела образовать орудие насколько возможно послушное духу; цель духовного воспитания и обучения состоит в том, чтобы создать дух прямой, который поступал бы во всех случаях сообразно с достоинством разумного существа. Локк настаивает на том, чтобы дети приучали себя к самонаблюдению, к самовоздержанию и к победе над собой.

Воспитание джентльмена включает (все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны):

Физическое воспитание: способствует развитию здорового тела, выработки мужества и настойчивости. Укрепление здоровья, свежий воздух, простая пища, закаливание, строгий режим, упражнения, игры.

Умственное воспитание должно подчиняться развитию характера, формирования образованного делового человека.

Религиозное воспитание необходимо направлять не на приучения детей к обрядам, а на формирования любви и почтения к Богу как высшему существу.

Нравственное воспитание — воспитать способность отказывать себе в удовольствиях, идти наперекор своим склонностям и неуклонно следовать советам разума. Выработка изящных манер, навыков галантного поведения.

Трудовое воспитание заключается в овладении ремеслом (столярным, токарным). Труд предотвращает возможность вредной праздности.

Основной дидактический принцип — в обучении опираться на интерес и любознательность детей. Главным воспитательным средством являются пример и среда. Устойчивые положительные привычки воспитываются ласковыми словами и кроткими внушениями. Физические наказания применяются только в исключительных случаях дерзкого и систематического неповиновения. Развитие воли происходит через умение переносить трудности, чему способствуют физические упражнения и закаливание.

Содержание обучения : чтение, письмо, рисование, география, этика, история, хронология, бухгалтерия, родной язык, французский язык, латинский язык, арифметика, геометрия, астрономия, фехтование, главнейшие части гражданского права, верховая езда, танцы, нравственность, риторика, логика, натурфилософия, физика — вот что должен знать образованный человек. К этому следует присоединить знание какого-либо ремесла.

Как представитель новой буржуазии Д. Локк видит основную задачу воспитания в том, чтобы обеспечить воспитаннику приобретение опыта, необходимого для практической деятельности, подготовку из него «добродеятельного и мудрого человека», светского и искусного в делах «джентльмена».

«Мудрость я понимаю в общепринятом смысле умелого и предусмотрительного ведения своих дел в этом мире» («Мысли о воспитании»). Мудрость, по его мнению, должна быть положена в основу умеренной, скромной, сдержанной, бережливой, аккуратной и расчетливой жизни и деятельности «джентльмена».

Задачам нравственного воспитания подчинена и образовательная программа Локка, цель которой заключается в развитии у учащихся способностей к самостоятельным суждениям и умозаключениям, а также к сообщению начальных сведений по различным дисциплинам, что позволило бы в будущем более основательно заняться любой областью знания по собственному выбору. С целью формирования гражданских качеств личности Д. Локк считал необычайно важным добиться господства разума над чувствами.

Требование Д. Локка, чтобы здравый смысл служил регулятором поведения человека, имело явно выраженный социальный характер, что отмечал еще Маркс, анализируя философские воззрения Д. Локка, «что буржуазный рассудок есть нормальный человеческий рассудок».

Локковская концепция нравственного воспитания была обусловлена, с одной стороны, материалистическим отрицанием врожденных идей и моральных норм, с другой стороны, идеи нравственного воспитания исходили из его теории о договорном происхождении государства, сформулированной в его работе «Два трактата о государственном правлении» , где Д. Локк говорит о том, что законодательная власть устанавливается на основе «естественного закона самосохранения», т.е. стремления людей безопасно пользоваться своей собственностью.

Естественный закон морали оказался прямо подчинен идее интересов буржуазного государства». Вместо прежней нравственности, основанной всецело на религии и «врожденных идеях», он выдвинул эмпирическое, сенсуалистическое понимание морали, вытекающее из принципа пользы и интересов индивидуума.

Основным требованием в области нравственного воспитания у Локка выступает дисциплина. Необходимо с раннего возраста приучать и упражнять детей в умении побеждать собственные свои прихоти, обуздывать страсти и следовать тому, что строго одобряет разум. Крепость тела заключается в способности человека обуздать себя, подчинить свои желания велениям рассудка. К этой дисциплине следует приучать ребенка уже в самом раннем возрасте.

В раннем возрасте, пока еще нельзя полагаться на разумное самообладание ребенка, дети должны видеть в своих родителях и воспитателях безусловный авторитет, который устанавливается твердостью последних, должны чувствовать «почтительный страх» перед родителями. «Сначала страх и уважение должны дать вам власть над их душой, а затем любовь и дружба поддержат ее в более зрелые годы».

Д. Локк расширил представление о педагогических средствах и методах нравственного воспитания, отвергнув авторитарное, внешнее давление на детей, он установил зависимость поведения от мотивов, этих «могущественных стимулов души», и попытался выявить механизм, управляющий ими. Поэтому Локк настаивал на том, чтобы воспитание проводилось на основе глубокого и тщательного изучения природы детей на основе наблюдения над ними и правильного использования природных особенностей, потребностей, интересов детей.

Например, он рекомендовал тщательно разбираться в причинах лени, «шалопайства» детей, в особенности во время игры, а также в свободное от учебных занятий время, проследить, какими занятиями увлекается ребенок, какие у него интересы и потребности. Телесные наказания им, по традиции, не исключались. Допуская наказания, когда это требуется, педагог в то же время категорически против побоев, которые, по его мнению, углубляют в детях порочные наклонности, создают рабский характер, способны породить лишь «душевную пришибленность ребенка».

Д. Локк первый из педагогов обратил внимание на значимость физического воспитания и дал подробно разработанную теорию физического развития, обосновав ее тем же принципом пользы, который лежит в основе его способности легко переносить перенагрузки, усталость, невзгоды и перемены. А потому не следует, по его мнению, слишком тепло одеваться, полезно всегда ходить с непокрытой головой, ежедневно мыть ноги холодной водой, значительную часть дня, но всякое время года проводить на воздухе. «Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире....», ... а тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперед по этому пути» («Мысли о воспитании»).

Философ придавал большое значение здоровому режиму детей, чтобы они как можно раньше ложились спать и вставали, особенно не следует допускать, чтобы дети, проснувшись, нежились в постели. Большое значение Локк придает играм детей на свежем воздухе. «Все игры и развлечения детей должны быть направлены к развитию у них хороших и полезных привычек, иначе они будут приводить к дурным».

Отрицая традиционное школьное образование, в котором он видел опасность отрицательного влияния на еще не сформировавшуюся личность, Д. Локк разработал методику домашнего воспитания, при котором родители несут огромную воспитательную функцию. Поэтому Д. Локк обращает серьезное внимание на взаимоотношения родителей и детей.

Как педагог-гуманист Локк, протестуя против зубрежки и догматики, царившей в современной ему школе, разработал новые методы обучения, названные им «мягкими». «Мягкие истоды» ориентированы на естественные интересы и положительные эмоции детей, они обусловлены стремлением сделать обучение привлекательным и интересным. Он рекомендует для этого использовать игровые моменты на занятиях, применять наглядность в виде картинок, обучать при помощи практического закрепления приобретенных умений и навыков идр.

Долг педагога - «поддержать душу всегда настроенной к общению и восприятию истины». В «Мыслях о воспитании» он пишет: «где нет желания, не может быть никакого усердия», и далее пишет: «нужно заботиться, чтобы дети всегда делали с удовольствием то, что для них полезно».

Локк выступил за расширение общего состава учебного курса за счет введения предметов из различных областей научного знания. Помимо чтения, письма и рисования, он предлагает обучать математике, приучающей ум к точному и последовательному мышлению; истории, дающей человеку картину мира и «природы» человеческого рода, великие и полезные наставления мудрости, предупреждения от ошибок; гражданскому праву, бухгалтерии, ремеслам и пр. Обосновывая введение в содержание образования предметов естественнонаучного цикла и предметов практического характера, Локк аргументировал это способностью точных наук развивать самостоятельность мышления, умение систематизировать, доказывать, что очень необходимо деловому человеку.

Мысли, относительно проблем обучения и воспитания, изложены также в его незаконченном труде, который он собирался озаглавить «Опыт о человеческом разуме» и который мы знаем под названием «О воспитании разума» , где он разрабатывает методологические подходы к учебному процессу, принципам и методам обучения. По твердому убеждению великого педагога, процесс обучения должен строиться не на принуждении, а на интересе и развитии интереса, чтобы знание было «так же приятно для разума, как свет для глаз».

Надо больше обращать внимание на саму сущность предметов и явлений, как они даны природой, для того, чтобы получить ясную идею о вещах, а затем уже приступать к обучению словом, что полностью совпадает с изложением этого постулата Я.А. Коменским. Он рекомендовал добиваться самостоятельности мышления учащихся, освобождения его от давления авторитетов.

Д. Локк - буржуазный педагог. Его концепция воспитания и обучения джентльмена отвечала буржуазной эпохе, интересам нарождающейся буржуазии. В отношении же воспитания и обучения детей простого люда он выдвинул реакционный проект так называемых «рабочих школ». По его мнению, дети «рабочего люда» всегда ложатся бременем на общество. Поэтому в каждом приходе следует организовывать рабочие школы, куда в обязательном порядке направлять детей с 3 до 14 лет, родители которых обращаются за пособиями в приход.

Эти дети будут питаться в школе только «хлебом досыта», который им необходимо потом отработать. Согласно его проекту, предполагалось, что выручка от детского труда (вязанья, шитья и т.д.) пойдет на окупание их же содержания. Школе вменялось в обязанность жестко следить за воспитанием подопечных в духе религиозности, исполнительности, подчинению правилам внутреннего распорядка. Обучению, соответственно проекту о рабочих школах, отводилось незначительное место. Хотя этот проект и не был утвержден, но его идеи нашли отражение в последующее время в ряде законопроектов по школе Англии.

Философские, социально-политические и педагогические воззрения Д. Локка составили целую эпоху в науке, оказав мощное воздействие на дальнейшее развитие передовых социальных и философско-педагогических идей. Его идеи были подхвачены и развиты передовыми мыслителями многих западноевропейских стран, в частности, французскими материалистами XVIII в., в педагогической концепции Ж-Ж. Руссо , в педагогической теории и практике швейцарского педагога И. Песталоцци , а также и у русских просветителей XVIII в., в частности, М.В. Ломоносов высоко отзывался о Д. Локке, называл его имя в числе «премудрых человечества учителей».

Локк указывал на недостатки современной ему педагогической системы: например, он восставал против латинских речей и стихов, которые должны были сочинять ученики. Обучение должно быть наглядным, вещным, ясным, без школьной терминологии. Но Локк — не враг классических языков; он только противник системы их преподавания, практиковавшейся в его время. Вследствие некоторой сухости, свойственной Локку вообще, он не уделяет поэзии большого места в рекомендуемой им системе воспитания.

Д. Локк для своего времени был подлинным педагогом-новатором, философом воспитания. Он первый из педагогов построил свою педагогическую систему с опорой на эмпирическую психологию. Локк углубил и обобщил практику воспитания, выделив характерные черты и направления воспитания, выстроив определенную систему, где большое внимание обращено на физическое воспитание (игры, спорт), на воспитание воли и характера, на выработку черт энергичного и «делового человека».

Его идеи о психологическом механизме усвоения знаний, об активной деятельности субъекта воспитания, о развитии самостоятельного мышления, о развитии интереса к учению через использование игровых форм обучения, через опору на положительные эмоции детей и многое другое представляют несомненный интерес для решения современных педагогических проблем. А потому наследие Д. Локка сохраняет и до настоящего времени свою актуальность и ценность.

Педагогическая концепция естественного и свободного воспитания Жан-Жака Руссо?.

Жан-Жак Руссо (28 июня 1712, Женева — 2 июля 1778, Эрменонвиль, близ Парижа) — французский философ, писатель, мыслитель. Разработал прямую форму правления народа государством - прямую демократию, которая используется и по сей день, например в Швейцарии. Также музыковед, композитор и ботаник.

Ж.-Ж. Руссо, выдающийся представитель эпохи Просвещения, известный философ, писатель и композитор стоит в ряду величайших педагогов всех времен и народов. В 60-е годы XVIII в. он развернул свое великое новаторское педагогическое творчество. Судьба не была снисходительной к Руссо. Сын часовщика из Женевы, он перепробовал множество профессий: ученика нотариуса, гравера, слуги, секретаря, домашнего учителя, преподавателя музыки, переписчика нот. Руссо охотно и много читал, знакомился с интересными людьми, приобрел много друзей, интересовался философией и правом, литературой, просвещением. В частности, знакомство его с Д. Дидро , Э. Кондильяком , писателем Вольтером, философами П. Гольбахом , К. Гельвецием имело большое значение для формирования его мировоззрения.

Двадцативосьмилетнего Жан-Жака Руссо пригласил начальник судебных установлений Лиона быть наставником его сына - шестилетнего Сент-Мари. Руссо в письменной форме изложил судье свои взгляды на воспитание и обучение Сент-Мари. «Проект...» написан накануне 1740 года к сочинён Ж.-Ж. Руссо. Идеи этого «Проекта…» впоследствии легли в основу главной педагогической книги Руссо «Эмиль, или о воспитании» .

В 1749 году Ж.-Ж. Руссо, написал трактат (конкурсное сочинение на тему, предложенную Дижонской академией, «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению нравов?» ). В этом сочинении Руссо резко выступил против всей современной ему культуры, против социального неравенства. Еще больший успех принесло ему второе произведение «Рассуждение с происхождении и основаниях неравенства между людьми», где он доказывал, что человек создан природой на началах удивительной гармонии, но общество разрушило эту гармонию и принесло ему несчастье.

Его важнейших произведений: «Юлия, или Новая Элоиза» (1761 г.), «Эмиль, или о воспитании» (1762 г.) , благодаря которым он приобрел известность как один из крупнейших писателей, представляя новое литературное направление - «сентиментализм». За антиклерикализм и политический радикализм произведения Ж.-Ж. Руссо были осуждены на сожжение и в Париже, и в Женеве. Руссо пришлось скрываться по маленьким швейцарским городам. После пяти лет изгнания и 1767 г, он возвращается во Францию, где завершает свои последние труды - «Исповедь», «Прогулки одинокого мечтателя» .

Ключ к педагогическим идеям Ж.-Ж. Руссо — дуалистическое, сенсуалистское мировоззрение мыслителя. Отвергая религию, философ предполагал наличие некоей внешней силы — творца всего сущего. Ж.-Ж. Руссо выдвинул идею естественной свободы и равенства людей. Он мечтал устранить социальную несправедливость путем искоренения предрассудков, отводя тем самым обучению и воспитанию роль мощного рычага прогрессивных общественных перемен.

У Ж.-Ж. Руссо органично связаны педагогические воззрения и размышления о справедливом переустройстве общества, где любой найдет свободу и свое место, что принесет счастье каждому человеку. Центральный пункт педагогической программы просветителя — естественное воспитание — предполагает такое изменение общества и индивида.

Основной темой размышлений Руссо была судьба простого человека, мелкого собственника (ремесленника, крестьянина), чьё существование должно поддерживаться личным трудом. Без труда, по мнению Ж.-Ж. Руссо, не может быть нормальной человеческой жизни. Но в несправедливом, испорченном мире многие присваивают результаты чужого труда. Истинно свободным может быть только человек, живущий своим трудом. А потому задача воспитания и должна состоять в том, чтобы воспитать человека, который бы ни от кого не зависел, жил бы плодами своего труда, ценил бы свою свободу и умел бы ее защищать. А тот человек, который ценит свою свободу, научится, конечно, уважать и свободу другого, основанную на труде. От Д. Локка и современников Ж.-Ж. Руссо отличает большой демократизм, демократизм человека, выразившего интересы средних слоев общества.

Проблемы педагогической теории и практики воспитания интересовали Ж.-Ж. Руссо с самого начала творческого пути. Составленный Ж.-Ж. Руссо «Проект воспитания Сент-Мари» свидетельствует о знакомстве его автора с современной ему педагогической мыслью Франции. Новаторские идеи современников и предшественников (Ш. Роллен. К. Флери, Ф. Фенелон и др.), поднявших идею обновления обучения и воспитания, нашли в трактате свое выражение. Обращаясь к известным педагогическим идеям, он выступил как самостоятельный и оригинальный педагог.

Критика нравственного и гражданского состояния, в частности, в вопросах образования, связывалась у него с критикой рассудочности и рационализма. Удел «рассуждения» - вечно обобщать, систематизировать, выводить частное из общего, отвлеченного. Оно «не возвышает душу, а только утомляет, обессиливает ее и извращает суждение, которое должно было совершенствовать».

Поэтому Ж.-Ж. Руссо в своем «Проекте...» счел нравственное воспитание главнейшей и первоочередной задачей: «…сформировать сердце, суждение и ум, и именно в том порядке, в каком назвал их». И далее пишет: «Большинство учителей, в особенности педанты, рассматривают приобретение знаний и их накопление как единственную цель хорошего воспитания, не думая о том, что часто, как говорит Мольер: «Ученый дурак глупее дурака необразованного». Возвращение человеку присущего ему достоинства возможно только благодаря правильному воспитанию, в основе которого должно лежать воспитание культуры чувств и их развитие.

Человек чувствует прежде, чем в нём развивается способность размышления и рассуждения. До наступления разумного возраста ребёнок «воспринимает не идеи, а образы», между которыми та разница, что образы - «только абсолютные картины чувственных предметов, идеи же - понятия о предметах, определяемые отношениями между ними». Отсюда Руссо выводит, что разум развивается уже после того, как в ребёнке созрели другие способности. «Так как все, что входит в человеческое мышление, проникает туда при посредстве чувств, то первый разум человека есть чувственный разум; он-то и служит основой разума интеллектуального: наши первые учителя философии - наши ноги, наши руки, наши глаза».

«Если вы хотите воспитать ум вашего ученика, - писал Ж.-Ж. Руссо, - постоянно упражняйте его тело; делайте его здоровым и сильным, чтобы сделать умным и рассудительным: пусть он работает, действует, бегает, кричит».

«Природа создала человека счастливым и добрым, но общество искажает его и делает несчастным». Руссо доказывал, что человек - венец природы, что в каждом индивиде заложены неисчерпаемые возможности для совершенствования. Поэтому цель воспитания отнюдь не заключается в подготовке человека дельца, умеющего выколачивать прибыль (в данном случае он резко возражает Д. Локку), а цель воспитания должна заключаться в «воспитании свободного человека, безмерно любящего свободу, готового лучше отдать свою жизнь, чем потерять ее». Согласно его теории, обязанности по усовершенствованию общества возлагались на воспитателей и просвещенных законодателей. Роль воспитателя для Руссо и заключается в том, чтобы обучать детей и дать им одно единственное ремесло - Жизнь.

Согласно взглядам Руссо, сущность воспитания заключается в формировании человека-гражданина, активного общественника, живущего в соответствии с разумно установленными законами. Особенно следует подчеркнуть выдвижение Ж-Ж. Руссо на первый план специфических особенностей воспитания в каждой стране, необходимость учёта традиций, обычаев, культуры каждого народа. «Национальное воспитание - это достояние лишь свободных людей, только у них общее существование, и только они действительно связаны Законом Я хочу, чтобы, научаясь читать, он (ребёнок) читал о своей родине, стране, чтобы в десять лет он знал, что она производит, а в двенадцать - все ее провинции, все дороги: все города; чтобы в пятнадцать лет он знал всю её историю; в шестнадцать - все законы».

Ж.Ж. Руссо считал, что на ребёнка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и вещи . Каждый из факторов выполняет свою роль. Природа развивает способности и чувства - это и внутреннее развитие наших органов и задатков, люди помогают использовать это развитие, вещи действуют на нас и дают опыт. Природное воспитание не зависит от нас, действует самостоятельно. Предметное воспитание частично зависит от нас. Все вместе эти факторы обеспечивают естественное развитие человека. А потому задача воспитания - сгармонировать действие этих факторов. Наилучшим воспитанием Ж.-Ж. Руссо полагал самостоятельное накопление знаний и жизненного опыта.

Основная функция воспитывающей и обучающей среды у Руссо - так управлять развитием, чтобы возбуждать и поддерживать творческое приобретение воспитуемым знаний, умений, навыков и самоорганизацию его поведения.

Как показала Н.К Крупская идея физического труда и профессионального образования вырастает у Руссо до идеи политехнического образования и ставит его выше профессионального потому, что: даёт подготовку к любой профессии; расширяет умственный кругозор ученика; дает правильное мерило для оценки общественных отношений, покоящихся на труде; даёт возможность составить себе истинное представление о существующем общественном порядке. Эта идея была и остается одной из ведущих в педагогике XX века.

В полном соответствии с учением о «естественном праве» Ж.-Ж. Руссо выдвинул теорию «естественного воспитания». Под естественным воспитанием он понимал природосообразное, с учетом возраста ребенка формирование на лоне природы. Руссо обращается к родителям и воспитателям с горячим призывом: «Любите детство, поощряйте его игры и забавы, не форсируйте его развития, обращайтесь с ребёнком соответственно его возрасту. У детства свои, ему свойственные способы видеть, думать и чувствовать; нет ничего нелепее желания заменить их нашими». Руссо страстно выступал против преждевременного развития детей и требует следовать в воспитании естественному ходу развития ребёнка.

Естественное воспитание должно быть живительным процессом, в котором учитываются склонности и потребности детей и не упускается из виду необходимость подготовки к общественным обязанностям. Внутренней мотивацией этого процесса становится стремление ребенка к самосовершенствованию.

Согласно теории Жан-Жака Руссо, воспитывать ребенка необходимо природосообразно, следовать естественному ходу его развития. А для этого надо тщательно изучать ребенка, его возрастные и инди-видуальные особенности.

Он составил возрастную периодизацию, считал, что воспитывать и обучать детей необходимо с учетом характерных признаков, свойственных детям на разных возрастных ступенях развития. Определил ведущее начало для каждого возраста: до 2 лет - физическое воспитание, с 2 до 12 - развитие внешних чувств, с 12 до 15 - умственное и трудовое воспитание, с 15 до совершеннолетия - нравственное развитие.

В Эмиле сделана попытка выделить основные периоды в развитии человека от рождения до совершеннолетия и наметить задачи воспитания для каждого из них.

Первый период - от рождения до 2 лет , до появления речи. В это время воспитание сводится преимущественно к заботе о нормальном физическом развитии ребенка. В противовес сложившейся в аристократических семействах практике Руссо выдвинул требование, чтобы грудного ребенка кормила сама мать, а не наемная кормилица. Руссо предостерегал против распространенного стремления родителей ускорить развитие речи удетей, что, по его мнению, приводит часто к дефектам произношения. Словарь ребенка должен соответствовать запасу его идей и конкретных представлений.

Второй период - от появления речи до 12 лет . Он называет этот период «сном разума», считая, что ребенок в этом возрасте способен мыслить только конкретно, образно. Главная задача воспитания в этот период - создание условий для выработки возможно более широкого круга представлений. А для правильного восприятия детьми предметов и явлений окружающего мира Руссо рекомендовал целый ряд упражнений, развивающих органы чувств: осязание, слух, глазомер.

Особо выделяя роль осязания, ибо, по его мнению, путем осязания и деятельности мускулов мы получаем ощущения температуры, величины, формы, веса и твердости предметов. Осязание - чувство, которым мы пользуемся чаще других. Руссо требует, чтобы осязание развивалось путем упражнений, чтобы ребенок приучался ощупывать предметы, подобно слепым, ориентироваться в темной комнате и т.д. Он дал ряд ценных указаний по развитию зрения, слуха, развития вкуса.

Наряду с развитием органов чувств во втором периоде продолжается интенсивное физическое развитие, для чего Руссо рекомендовал применять прогулки, физический труд, занятия физическими упражнениями.

Третий период охватывает возраст от 12 до 15 лет , данный период Руссо считал временем интенсивного умственного развития и воспитания, период очень краткий, и потому нужно из многочисленных наук выбрать лишь немногие, чтобы, не разбрасываясь изучить их глубоко. Чем же руководствоваться при выборе наук.

Руссо выдвинул два критерия: во-первых, как и Д. Локк, он руководствовался принципом полезности; во-вторых, полагая, что дети 12-15 лет еще недостаточно обладают нравственными понятиями и не могут понять отношений между людьми, Руссо исключает из круга занятий этого возраста предметы гуманитарного цикла (в частности, историю) и ограничивается только знаниями из области природы: по географии, астрономии и физике (понимая под физикой, по обычаю того времени, природоведение). К изучению истории, по его мнению, надо приступать лишь в четвертом периоде, после 15 лет .

Дидактические принципы в обучении сводятся к развитию в первую очередь самодеятельности детей, умения наблюдать, пытливости, остроты ума, в тесной связи с которыми стоит принцип наглядности. Наглядность в трактовке Руссо - это не картины и модели, а сама жизнь, природа, факты. В соответствии с этим пониманием большое место в методике обучения у Руссо занимают экскурсии. Например, географию он советует изучать, начиная с окружающей местности, астрономию - наблюдая движение небесных светил, естествознание - путем наблюдения растений и животных в жизни и на коллекциях, изготовляемых самими учениками; большое значение придавал опытам по физике, значительное место среди методов обучения занимал метод беседы с учителем на наглядном материале.

Руссо развивал оригинальную методику получения знаний ребенком, основанную на самостоятельном исследовании им явлений окружающей жизни. Он ставит своего Эмиля в положение исследователя, открывающего научные истины, изобретающего компас и т.д.

Пытаясь нарисовать умственное воспитание «нового свободного» человека, Ж.-Ж. Руссо на первый план выдвигал самостоятельность, самодеятельность, наблюдательность, пытливость ребенка в ущерб систематичности знания. Клочкообразный запас умственных знаний, предлагаемый Руссо, далеко не достаточен, конечно, для воспитания «нового человека».

Наряду с умственным воспитанием, по мнению Ж-Ж Руссо, свободный человек должен владеть навыками физического труда, разными видами ремесел, несколькими трудовыми профессиями, тогда он действительно будет способен зарабатывать свой хлеб и сохранить свою свободу. «Голова Эмиля - голова философа, а руки Эмиля - руки ремесленника». И Эмиль теперь подготовлен к жизни, и на шестнадцатом году Руссо возвращает его в общество. Наступает четвертый период - период нравственного воспитания, а его можно дать только в обществе. Развращенный город теперь не страшен Эмилю, он достаточно закален от городских соблазнов и пороков. Ж.-Ж. Руссо выдвигает три задачи нравственного воспитания: воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли, видя перед собой «идеального человека» - мелкого буржуа.

Воспитание девушек. Юноша уже возмужал, пора его женить. Взгляд Руссо на воспитание женщин был традиционным: женщина всегда подчиняется мужчине - сначала отцу, потом мужу; она должна готовиться к выполнению обязанностей жены и матери, поэтому ей надо давать не широкое умственное образование, а больше заботиться о ее физическом развитии, эстетическом воспитании, приучать к ведению домашнего хозяйства и т. п.

Пятую книгу (последнюю главу своей книги «Эмиль, или о воспитании») Ж.-Ж. Руссо посвятил воспитанию девушки - невесты Эмиля Софии, Здесь он раскрывает свой взгляд на назначение женщины, которая должна быть воспитана в соответствии с желанием будущего мужа. Приспособление к мнению других, отсутствие самостоятельных суждений, даже собственной религии, безропотное подчинение чужой воле - удел женщины. Такова реакционная позиция Руссо относительно женского воспитания.

Руссо был поборником развития у детей самостоятельного мышления, настаивая на активизации обучения, его связи с жизнью, с личностным опытом ребенка, особое значение придавал трудовому воспитанию.

Педагогические принципы Ж. Руссо таковы:

2. Знания следует получать не из книг, а из жизни. Книжный характер обучения, оторванность от жизни, от практики - недопустимы и губительны.

3. Надо учить всех не одному и тому же, а учить тому, что интересно именно конкретному человеку, что соответствует его наклонностям, тогда ребенок будет активен в своем развитии и обучении.

4. Необходимо развивать у ученика наблюдательность, активность, самостоятельность суждений на основе непосредственного общения с природой, жизнью, практикой.

Педагогические воззрения Ж.-Ж. Руссо сыграли исключительную роль в развитии взглядов на воспитание в конце XVIII -начале XIX вв. Его воззрения были полной противоположностью феодальной педагогике и полны горячей любви к ребенку. Идея Руссо о воспитании в ребенке, прежде всего человека, проникнута духом гуманизма и демократизма. Настаивал на связи обучения с жизнью, с личным опытом ребенка.

Наследие Ж.-Ж. Руссо сыграло положительную роль в борьбе передовых педагогов даже конца XIX и начала XX века против старых консервативных порядков в школе, против жесткого режима, регламентации, стеснении и ограничений свободы детей, за их раскрепощение, свободное развитие, за уважение детской природы.

Значительное влияние оказали взгляды Ж.-Ж. Руссо на немецких педагогов - филантропистов, на его последователей - И.Г. Песталоцци, россиянина Л.Н. Толстого и др. Педагогическая система Ж.-Ж. Руссо была и остается популярной и среди домашних учителей-воспитателей.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.